Дворец Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция
Дворец Алексея Михайловича. Историко-художественная реконструкция Please ensure Javascript is enabled for purposes of website accessibilityВыставки
Коломенское
Вт. — Вс. 10:00-18:00
Проспект Андропова 39, стр. 69
Купить билеты
Дворец царя Алексея Михайловича — современная реконструкция памятника русской деревянной архитектуры XVII века, образец особого стиля, суть которого в сочетании элементов архитектуры допетровской Руси и Западной Европы.
Дворец отличает высокий уровень исполнительского мастерства и декоративность, обусловленная разнообразием приемов и материалов. Названный современниками «восьмым чудом света», он сохранился в многочисленных документах, мемуарах, обмерных чертежах, живописных полотнах и моделях в архивах и музеях России и Западной Европы. В основе реконструкции интерьеров лежат сохранившиеся исторические источники с описанием художественного убранства дворца.
Изначально дворец находился в центре царской резиденции, но чтобы не нарушать целостность комплекса Государева двора, было решено воссоздать дворец в южной части музея-заповедника.
Также билеты во Дворец вы можете приобрести по Пушкинской карте.
Как добраться
Напоминаем вам, что с 12 ноября станции метро «Коломенская» и «Каширская» закрыты и добираться до музея-заповедника можно с помощью альтернативных маршрутов. Подробнее о том, как добраться от их остановок к основным входам — по ссылке ниже.
Схемы проходов
Дворец был разделен на мужскую и женскую половины: царь с царевичами и царица с царевнами жили в разных частях здания. Даже украшающие интерьер печи отличались по форме в зависимости от назначения помещений: в дворцовых покоях печи были изразцовые полихромные, в хоромах царя и царевича — четырехугольными, в хоромах царицы — круглыми.
Мужская половина Дворца
- В Коломенском принимались польское и Цесарское посольства, что напоминает о высоком статусе резиденции — сейчас палаты, которые использовались для приемов, открыты для посещения. Можно проследить отличие приемных покоев, выполненных в анфиладном стиле, от личных — более традиционных.
- Трон в Престольной палате является копией трона Михаила Федоровича Романова, подаренного ему персидским шахом.
- Личные, или постельные покои Алексея Михайловича начинаются с помещения, которое в XVII веке называлось просто «комната». Комната — это помещение для занятий, для работы, то, что позже мы стали называть кабинетом. Кабинет самого Петра I также находится в мужской половине Дворца.
- В опочивальне царя можно увидеть и узнать истории завес, сундуков, кроватей и прочих предметов древности.
- В палатах царевичей можно посетить помещения для учебы, рассмотреть игрушки, в том числе «латы потешные» и многое другое.
Вход в хоромы царя и царевичей
Женская половина Дворца
- Передняя палата соответствует такой же на мужской половине по названию, назначению и расположению. Двор царицы состоял из ближайших родственников царицы, состоящие при ней женщины были женами бояр, «зваными» боярынями. К супругам царя обращались за заступничеством перед государем, также царица могла принимать патриарха или митрополита.
- Здесь находится и Театральная Хоромина, к которой восходят истоки русского театра и балета.
- Отдельные покои предназначались для занятий рукоделием и управления золотошвейными мастерскими.
- Молельня покоев царицы гораздо больше молельни на мужской половине — по предположениям историков, для того, чтобы вместить всех детей, которые молились вместе с матерями.
- Отдельно можно рассмотреть и сравнить комнаты Софьи Алексеевны и Елизаветы Петровны — разные как по стилю и оформлению, так и по меблировке.
Вход в хоромы царицы
Вы увидите
- Причудливую архитектуру: дворец состоит из 26 соединенных между собой теремов;
- Несколько видов крыш: каждый терем имеет индивидуальный дизайн кровли, вы увидите шесть разных конструкций — шатры, кубы, луковицы, шлемы, бочки и перебитые бочки;
- Уникальные изразцовые печи, воссозданные по археологическим находкам в Коломенском;
- Настенные и потолочные росписи, воспроизведенные по архивным документам.
Вы узнаете
- Об особенностях планировки дворца,
- О предназначении и особенностях убранства комнат царской резиденции. В оригинальном дворце их было 270,
- О том, чей трон служил прототипом трону московского царя и о механических львах, которые его охраняли.
Снаружи современный дворец полностью соответствует оригиналу. Внутри него разместились музейные интерьерные экспозиции, выставочные залы, мастерские, сувенирный магазин и кафе.
Доступность
Посетители с ограниченными возможностями могут предупредить о своем визите на экспозицию по телефону: +7 499 614 88 80
Доступный музей
Коломенское
- Вконтакте
- Telegram
Смотрите также
Новости
Дни бесплатного посещения в 2023 году
Экскурсия
7+Коломенское: как все начиналось (музей 100 лет назад)
Экскурсия
КоломенскоеЗимняя сказка в Коломенском
1″>музей–заповедникUnfortunately, the browser you are using is outdated and does not display the site correctly. Please install any of the modern browsers, for example:
Google ChromeFirefoxSafari
Дворец царя Алексея Михайловича
Места и памятники0+
Коломенское
Дворец царя Алексея Михайловича был центром загородной резиденции в XVII-XVIII вв. Его строительство началось в 1666 г., при Алексее Михайловиче, и продолжилось при его сыне, царе Федоре.
Строительством дворца руководили плотничий староста Семен Петров и стрелецкий голова Иван Михайлов. Для его возведения собрали лучших мастеров, а над убранством дворца трудились самые опытные мастера-резчики, столяры и иконописцы из Оружейной палаты.
Современники сравнивали царский дворец с «игрушкой, вынутой из ларца» и «восьмым чудом света». Разнообразие его убранства впечатляет и сейчас: у дворца затейливые по форме крыши (шатры, кубы, луковицы, шлемы, бочки, перебитые бочки), сверкающие флюгеры, многочисленные слюдяные окна, резные крылечки.
Нижний этаж («нижнее житье») дворца был отведен под хозяйственные нужды, в то время как царская семья занимала второй этаж («верхнее житье»). Весь дворец делился на две половины — мужскую и женскую. Главные терема на каждой половине легко отличить от хозяйственных построек: терема отличаются богатством украшений, другие помещения имеют простые гладкие стены.
Деревянный дворец простоял на своем месте около века, а затем по указу Екатерины II был разобран «из-за ветхости». Но благодаря сохранившимся чертежам и обмерам, подтвержденным в ходе археологических исследований, дворец удалось восстановить.
Чтобы не нарушать историческую целостность комплекса Государева двора, было решено возвести дворец в южной части музея-заповедника. На работах по воссозданию дворца было задействовано более 200 человек 20 разных специальностей, среди которых художники по дереву и керамике, позолотчики, драпировщики, обойщики и золотошвеи. Работы длились три года — с 2007 по 2010 г.
Напоминаем вам, что с 12 ноября станции метро «Коломенская» и «Каширская» закрыты и добираться до музея-заповедника можно с помощью альтернативных маршрутов. Подробнее о том, как добраться от их остановок к основным входам — по ссылке ниже.
Схемы прохода
Реконструированный дворец полностью соответствует оригиналу. Внутри него разместился музейный комплекс с интерьерной композицией, выставочными залами, мастерскими, сувенирными магазинами и кафе.
Увидеть экспозицию Дворца, как женскую, так и мужскую половину можно со вторника по четверг и в воскресенье с 10:00 до 18:00, в пятницу и субботу с 10:00 до 20:00. Также вы можете посетить Дворец в сопровождении экскурсовода и узнать все секреты «восьмого чуда света» и его обитателей. С полным списком экскурсий вы можете ознакомиться в разделе «Экскурсии».
Билеты на экспозицииТакже во Дворце регулярно проходят временные выставки, подготовленные научными сотрудниками музея-заповедника.
Билеты на экспозицию вы можете приобрести по Пушкинской карте.
Билеты на выставкиАудиогид по Дворцу царя Алексея Михайловича
Дворец
Царь Алексей Михайлович
Коломенское
Интерьеры
Реставрация
Книги
Ремесло
Посуда
Реконструкция
Царица
Узоры
- Вконтакте
- Telegram
Уникальный и красивый Коломенский дворец Россия
Деревянный шедевр архитектуры, Коломенский дворец Россия Коломенский дворец Россия
Оригинальный деревянный дворец, построенный в 1667 -1672 годах, Коломенский дворец поражал дворян и иностранных послов своим великолепием, поэтому дворец даже назвали «восьмое чудо света». К сожалению, через 100 лет после постройки власти снесли дворец из-за его ветхости. Однако императрица Екатерина II распорядилась воссоздать деревянную модель дворца перед его разборкой. И в наши дни реконструкция дворца стала возможной с помощью этой модели.
Коломенский дворец царя Алексея Михайловича распахнул свои двери 4 сентября 2010 года. Внешний вид дворца практически идентичен тому, что изображен на старых изображениях.
На самом деле плотницкая артель под руководством Сеньки Петрова и Ивашко Михайлова максимально использовала строительные работы «старого» дворца. Кроме того, на всех этапах строительства работали лучшие художники Москвы и других городов. А мастера Оружейной палаты создавали росписи дворцового интерьера.
Несомненно, деревянный дворец, созданный в XVII веке, имел целью прежде всего показать русским и иностранным гостям величие царской власти.
Фактически, современный дворец (как и его предыдущая версия) имеет 270 комнат площадью 7239 квадратных метров. Однако мастера воссоздали только 24 комнаты. Всего в этом отдыхе приняли участие 226 человек 20 разных профессий.
Примечательно, что во времена Алексея Михайловича дворец был местом отдыха и главной загородной резиденцией российских императоров. Кроме того, это было место заседаний Боярской думы, «уничтоженной» впоследствии Петром I, советов, дипломатических приемов и армейских парадов.
Источником леса для строительства был сибирский Красноярский край. Сначала обработанная владимирскими мастерами, древесина затем перевезена в Москву.
Между тем дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт комнат, соединенных переходами. Делится на две части: мужскую и женскую. Соответственно, женщины не могли перейти на мужскую половину. И даже царь ходил к женской половине, к своей царице только в случае особой нужды.
Конечно, у царя, царицы, царевичей и царевн были во дворце отдельные комнаты. Кроме того, с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислуги, горничных и нянек.
Воссозданный дворец, однако, не стоит на прежнем месте. А причина проста – его расположение рядом с Вознесенской церковью спровоцировало бы скопление людей в одном месте.
Дворец Алексея Михайловича в Коломенском
История строительства
Экспозиция и внутреннее убранство
Особняки царя и князей
Время работы и стоимость билетов
Где находится и как добраться
Дворец Алексея Михайловича в Коломенское на карте
Старинное подмосковное село Коломенское расположено в Южном административном округе столицы России на берегу Москвы-реки. Издавна эта территория считалась княжеской, а затем и царской вотчиной. Первые постройки появились здесь в начале 14 века. Лучшее время для Коломенского наступило во времена правления второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича. Любимое место государя вдохновило его на строительство великолепного дворца, ставшего впоследствии шедевром русского деревянного зодчества XVII века.
История строительства
В 1667 году Алексей Михайлович лично заложил фундамент Коломенского дворца. Несмотря на свое высокое положение, царь не чурался заниматься ремеслами. Для него начало строительства частных хоров было личной отдушиной и своего рода политическим ходом. Строительство палат демонстрировало иностранным послам силу и непоколебимость Российского государства. Вторая половина XVII века в России ознаменовалась важными событиями. С 1654 года ведется ожесточенная война с соседней Речи Посполитой. Русские войска провели ряд победоносных походов против поляков, в результате которых было подписано перемирие на 13 лет.
Коломенский дворец построен артелью плотников. Мастера возвели красивейшие царские палаты в лучших традициях русского зодчества. Деревянная усадьба состояла из множества несимметричных камер, соединенных переходами и переходами. Шатровые крыши необычной формы были украшены тонкой резьбой, а над ними возвышались флюгеры и двуглавые орлы. В 1673 году все отделочные работы были завершены. Жилая площадь помещений составила более 7000 квадратных метров. Высота потолков превышала 20 метров. Во дворце было 270 комнат. Дворец был разделен на мужскую и женскую половины. Завершение строительства ознаменовалось торжественными застольями и гуляниями.
Для Алексея Михайловича имение Коломенское имело высокий статус. Он часто принимал здесь иностранных послов и важных гостей. Как и подобает порядочному семьянину и отцу, своим детям, как и второй жене, Наталье Нарышкиной, царь отвел отдельные покои. Впоследствии наследники Алексея Михайловича занимались реконструкцией Коломенского дворца. В царствование Федора Алексеевича ветхие постройки были перестроены, а при Петре Великом восстановлен фундамент здания. После переноса столицы России в Санкт-Петербург усадьба постепенно разрушалась и приходила в упадок.
Императрица Екатерина II планировала восстановить дворец, но деревянные конструкции сильно прогнили и восстановлению не подлежали. Императрица приказала разобрать усадьбу. При этом она приказала сначала обмерить каждый элемент строения, составить план дворца и описать все материальные ценности. Именно это ее решение позволило спустя несколько столетий современникам насладиться Коломенским дворцом во всей его первозданной красоте.
В 2010 году при поддержке правительства города Москвы воссоздан оригинальный дворец по сохранившимся чертежам. В строительстве уникального произведения архитектурного искусства было задействовано более 200 человек. Для надежности деревянные конструкции заменили железобетонными элементами, обшитыми деревом. Это единственное отклонение от первоначальной структуры.
Экспозиция и внутреннее убранство
Государь ценил предметы искусства и роскоши. В отреставрированном дворце открыта экспозиция с максимально приближенным внутренним убранством XVII века. Попадая в покои царской усадьбы, гости завораживают богатой обстановкой и старинными предметами быта. Все стены дворца расписаны популярным видом декора той эпохи – растительным орнаментом. Травяная письменность изображает стилизованные цветы, листья, гроздья винограда. Окна и двери обрамлены деревянными узорчатыми наличниками. Витражное слюдяное стекло переливается яркими красками. На полу и скамейках разбросаны персидские ковры.
Расписные потолки и гобелены рассказывают библейские и мифологические истории. Изящество декора придает помещениям дворца особую красоту. В царской усадьбе стоит изысканная резная мебель, по описи XVIII века. Каждый стул, кресло, стол, шкаф – уникальное произведение искусства. Фонари, светильники, позолоченные люстры привносят в покои помпезность и нарядность. Гостям музея демонстрируют предметы царского быта: посуду, книги, старинные карты, рыцарские доспехи и алебарды, часы, картины, иконы и многое другое. По углам всех палат стоят разноцветные изразцовые печи.
Особняки короля и принцев
Главный вход во дворец — красное крыльцо, украшенное богатой резьбой. По дворцовому правилу только король имел право подъехать на лошади к деревянным ступеням. Иностранные послы и знатные бояре должны были пройти к главному входу, где их встречал почетный караул. Через двустворчатую дверь, украшенную позолотой и государственными символами, посетители дворца попадают в царские покои.
Самый просторный и нарядный зал — трапезная. Здесь принимали заморских гостей, отмечали праздники. Царь сидел на троне, а гости на скамьях. Вдоль одной из стен располагался широкий и длинный стол. На потолке трапезной восхитительная картина со знаками зодиака, вращающимися вокруг солнца и луны. Думская палата служила комнатой для переговоров с послами и боярами. Здесь собирались знатные вельможи для обсуждения государственных дел, вручения грамот и жалованья. В углу зала стоит царское кресло, над которым висят иконостасы с изображениями святых.
Тронный зал, где проходили торжественные церемонии, демонстрирует величие и мощь Российского государства того времени. Стены, потолок и оконные проемы изобилуют многоцветной росписью. На пьедестале возвышается царский трон, изготовленный из ценных пород дерева и украшенный накладным золотом, серебром и слоновой костью. Алексей Михайлович стремился развеселить и удивить своих гостей. Рядом с его креслом стоят восхитительные подвижные скульптуры в виде львов. При нажатии таинственной кнопки они рычат, сверкают глазами и поворачивают головы.
Король провел большую часть дня в своем кабинете. В этом укромном месте, спрятавшись от посторонних глаз, государь работал с документами, писал указы, читал книги. Комната меблирована столом, резными стульями и книжным шкафом. За стеной кабинета царская опочивальня. Мыльня была неотъемлемым традиционным атрибутом древнерусского жилища. В Коломенском дворце четыре бани. Массивные деревянные купели предназначались для купания царской семьи.
Отдельного внимания заслуживают особняки сыновей Алексея Михайловича. Большая комната Федора воплощает в себе колоритную польскую помпезность интерьера. Стены обрамлены специальными кожаными обоями. Яркие стулья, массивный стол, шкаф с обилием книг характеризуют утонченность и образованность хозяина. Особняки Петра отличаются строгостью немецко-голландского стиля. Комната оформлена без излишеств. Дубовый стол, напольные часы, резные стулья. Окружающая среда способствует концентрации в обучении.
Время работы и стоимость билетов
Желающие пополнить свои исторические познания могут посетить дворец Алексея Михайловича в Коломенском со вторника по воскресенье. Для посещения царских покоев рекомендуется приобрести комплексный билет, позволяющий посетить все помещения дворца за 400 рублей.