Координаты ангары: Ангара, река | ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости

Содержание

Ангара, река | ИРКИПЕДИЯ — портал Иркутской области: знания и новости

Ангара́ (в нижнем течении русскими называлась сначала Верхней Тунгуской, а бурятами — Анкара-Мурэн) — река в Восточной Сибири крае. Протекает по территории Иркутской области и Красноярского края. Самый крупный и многоводный приток Енисея (встречаются теории того, что Енисей впадает в Ангару). Енисей и Ангара соединяются в 84 км выше Енисейска.  Единственная река, вытекающая из озера Байкал.  Про­те­ка­ет по южной час­ти Сред­не­си­бир­ско­го плос­ко­горья. Длина 1853 км, площадь бассейна 468 000 км2, а с бассейном Байкала — 1 040 000 км2.

Происхождение названия

Гидроним «Ангара» произошел от эвенкийской и бурятской корневой основы анга – «пасть животного, рот», в переносном смысле – «ущелье, расселина, промоина»  (на ассоциации истока Ангары, напоминающего открытую пасть, поглощающую воды Байкала). С крымско-татарского «перевал за ущельем», Ангарский перевал, высота 752 м над уровнем моря.

По-эвенкийски о:нган — «мелкая сосна, растущая на заливных берегах» (множественное число о:нгар) — слово с таким значением вполне могло быть принято за название реки, а о:ннга:н «внутренний угол чего-либо». Множественное число от имени существительного о:ннга:н выглядит как о:ннга:р. Наконец, возможно, что название реки Ангара происходит от тунгусского, собственно эвенского слова онга:р — «оленье коповище, место, где олени добывали мох», то есть зимнее моховое оленье пастбище.

Также по другой версии гидроним Ангара связан с греческой эпохой. Ангара — греческое слово. Анаррео — теку, вытекаю сверху, теку назад. Ангара — односложный гидроним, перешел в русский язык с переменной огласовкой: анар — ангар. Конечное «а» — Ангара — русское окончание женского рода существительных с основой на «а», признак слов женского рода. Но возможно и другое толкование. Ангара — двусложный гидроним. Первый компонент «ана — анга» — греческий, а второй компонент — «ра» — субстратный, взятый из какого-то неизвестного языка в результате ассимиляции населения и смены одного языка другим.

Еще гидроним мог произойти  от монг. ангар «щель, трещина расселина. Возможность связи с тюрк. ангар широкая долина недостаточно исследована… Эвенки называют Ангару Йанедзи (сравн. Енисей), считая ее главной, а Енисей выше их слияния — ее притоком».

Наконец, в новом электронном справочнике есть еще одна неувязка, имеющая прямое отношение к истолкованию гидронима Ангара. В нем рядом со статьей «Ангара» есть такая статья: «Ангараба, приток р. Кан. Самодийский ба — «вода»; река Ангара-ба значит «река Ангара». Следовательно, самодийцы только добавили свой термин ба — «река» к известному названию Ангара».

Источник: Гидронимы Иркутской области

Первоначально нижнее течение реки от впадения притока Илим носило у русских землепроходцев название Верхняя Тунгуска. Енисейские казаки считали, что Верхняя Тунгуска и Ангара являются двумя различными реками. Казак и первопроходец Пантелей Пянда, возвращаясь из трёхлетней экспедиции в 1623 году, во время которой он стал первым русским, достигшим реки Лены, обнаружил, что Верхняя Тунгуска и Ангара — одна и та же река.

Читайте в Иркипедии:

Ангара в черте Иркутска

В черте современного Иркутска насчитывается более 30 ангарских островов, некоторые из них имеют длину от 1 до 2,5 км и ширину 200-500 м. Длина части реки в пределах города 29 км. Ширина Ангары колеблется от 380 м (немного выше устья Иркута) до 2 км около Кузьмихи. Река отличается быстрым течением и низкой летней температурой (не выше 10–12 градусов). Глубина в пределах города – 6–7 м. Долина реки ящикообразна, в ней прослеживается до 9 террас. Средний многолетний расход воды – 1920 куб. м/сек, максимальный превышает его в 2,8 раза.

Существенной особенностью верхней Ангары до строительства Иркутской ГЭС было отсутствие весеннего половодья, наоборот, для мая и апреля характерен был наименьший уровень. В пределах Иркутска Ангара замерзала в конце декабря – начале января, а вскрывалась в начале апреля. Ледостав был необычным, замерзание Ангары проходило при образовании донного льда, сопровождавшегося зимними наводнениями, нередко затоплявшими прибрежные улицы. Первое крупное наводнение, отмеченное «Иркутской летописью», относится к 7 января 1721, причем в Иркутске около Троицкой церкви уровень воды превысил 1 м. 5 января 1870 началось другое сильное наводнение, при котором Белый дом и Девичий институт были окружены водой, а против Мотоховской ул. (ныне П. Осипенко) вода поднялась выше 2 м и затопила дома наполовину. В 1871 был насыпан на берегу Ангары вал, что несколько снизило опасность январских наводнений. Последнее из них произошло 4–7 января 1953, когда вода дошла до улицы Степана Разина и людей вывозили на амфибиях.

Ангара активно использовалась русским населением с XVII, условия судоходства до Братских порогов были весьма благоприятными. На берегах Ангары возникали города, долина реки была удобна для земледелия. Первый пароход появился в Иркутске в 1844. В XIX–XX на правом берегу Ангары находилась пароходная пристань, лесные и рыбные склады. С XVIII через Ангару существовали постоянные переправы, в 1891 был построен понтонный мост, в 1936 и 1978 – постоянные мосты. С 1740-х на правом берегу Ангары в Иркутске сооружались береговые укрепления (в районе острога и Собора Богоявления), чтобы предохранить берег от размыва. Правый берег Ангары в пределах Иркутска существенно изменен человеком: в XVIII–XX исчезли некоторые острова, изменилась конфигурация существующих. В 1970-х построена бетонная набережная на правом, частично и на левом берегу.

Сооружение Иркутской ГЭС существенно повлияло на режим Ангары в районе города. Так как температура воды в Иркутском водохранилище, закрытом зимой льдом, выше, чем в прежнем русле Ангары, ниже плотины в пределах города ледостава не происходит, он был лишь в 1969.

Над рекой постоянно образуется туман. Расходы и уровни воды теперь зависят от режима работы ГЭС. В целом же наименьшие расходы воды наблюдаются в конце апреля – начале мая, затем они увеличиваются до конца сентября. Наивысший уровень воды в Ангаре, как в Байкале – в сентябре. А. выше старого моста остается достаточно чистой (экологический критерий 0,07), ниже него имеет повышенный уровень экол. нагрузки (критерий 0,45).

Как и прежде, Ангара играет важную роль в жизни Иркутска, придает ему редкую живописность.

Общие сведения о Ангаре

Ангара обладает постоянством стока, имеет быстрое тече­ние, прозрачную воду, на ней много порогов и перекатов, она поздно замерзает и рано вскрывается.

В бассейне Ангары, в пределах Иркутской области, насчитывается 38 195 различных больших и малых водотоков общей протяжен­ностью 162 603 км, что в четыре раза больше окружности Земли по экватору.

Ангара течет по территории области с юга на север. Доли­на ее хорошо разработана. На отдельных участках она рас­ширяется до 12 — 15 км, а в местах выходов траппов сужается до 300-400 м. Форма долины благоприятна для создания во­дохранилищ, а узкие участки долины удобны для возведения высоконапорных плотин. Например, в Падунском сужении построена плотина Братской ГЭС, в Толстомысовском суже­нии возведена плотина Усть-Илимской ГЭС.

Питание Ангара получает из оз. Байкал.

Регулятором расходов воды является Иркутское водохранилище. Ниже Ангара питается за счет вод притоков, роль которых увеличивается к устью. Зи­мой питание Ангары происходит главным образом за счет вод Байкала, так как грунтовое питание притоков незначительное.

Летом, когда количество воды в притоках резко увеличивается за счет осадков и таяния снега, роль притоков в питании возрастает.

До строительства Иркутской ГЭС уровневый режим Анга­ры был весьма своеобразен. Летом за счет обильного выпаде­ния осадков, а зимой за счет скопления донного льда и шуги в узких местах русла высота подъема воды достигала 9 м. С соз­данием Иркутского, Братского и Усть-Илимского водохрани­лищ режим Ангары изменился. Повысились уровни в межсе­зонное время и понизились в паводковое вследствие распре­деления воды на большей площади. Ниже ГЭС уровни воды стали менее контрастными, они зависят теперь от работы ГЭС и пропуска воды через тело плотины.

Средний многолетний расход воды в истоке Ангары со­ставляет 1950 м

3/с, у Падуна — 3000 м3/с, в устье — 4500 м3/с (за счет притоков). Расходы воды в Ангаре в течение года остаются всегда высокими, что очень важно для энергетики. В результате регулирования стока Иркутским, Братским и Усть-Илимским водохранилищами произошло перераспреде­ление расходов воды: в период мелководья они заметно повы­сились, а в период паводков и половодья — сократились.

Отличительной особенностью Ангары является то, что она находится в сравнительно суровых климатических условиях, но ледостав на ней наступает позднее, чем на других реках

После строительства Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС участки Ангары ниже этих ГЭС не замерзают, так как прогретая за лето вода в водохранилищах не успевает на этих участках охладиться.

    Читайте в Иркипедии:

Хозяйственный потенциал Ангары

Высокая степень водоносности Ангары в течение года, по­стоянство расходов, большое падение дают основание оценить ее как реку, обладающую огромными запасами водной энергии. На Ангаре можно построить каскад ГЭС общей мощностью 15 млн. МВт, которые могут дать 90 млрд. кВт-ч электроэнергии, то есть столько, сколько могут дать Волга, Кама, Днепр и Дон, вместе взятые. Для выработки 90 млрд. кВт-ч энергии на тепло­вых станциях потребовалось бы не менее 55 млн. т высокока­чественного каменного угля. Не случайно академик А.В. Вин­тер Байкал и Ангару определил как «… бесценный дар природы, правильное и разумное использование которого явится неисся­каемым источником огромного количества весьма дешевой и в высшей степени качественной электрической энергии, осво­бождающей мускульный труд миллионов людей и в изобилии рождающей богатства для удовлетворения жизненных потреб­ностей народа и интересов нашего государства

».

Освоение гидроэнергетических ресурсов Ангары требует в два раза меньше капиталовложений, чем на Волге и Днепре. Гидроэнергия, полученная на ангарском каскаде ГЭС, самая дешевая в стране. На Ангаре построены Иркутская, Братская, Усть-Илимская ГЭС. В результате этого Ангара в верхней и средней частях превратилась в цепь водохранилищ.

Наиболее крупные левобережные притоки Ангары — Иркут, Китой, Белая, Ока, Уда (Чуна), Бирюса правосторонние прито­ки небольшие — Ушаковка, Куда, Ида, Оса, Уда, Илим.

Левобережные притоки берут начало с северных острогов Восточного Саяна, они порожисты, имеют быстрое течение, большое падение. Летом бывают полноводными за счет выпа­дающих осадков и таяния снега, накопившегося в их бассей­нах в течение зимы. Из правобережных притоков наиболее крупный и многоводный — Илим.

Саянские притоки имеют большие запасы гидроэнергии. Они являются важным источником питания Братского водохранилища. Широко использовались притоки для сплава леса, вырубав­шегося в бассейнах рек. Сейчас сплав по этим рекам запрещен.

История освоения и изучения Ангары

Бассейн Ангары был издавна заселен человеком. Находки археологов свидетельствуют, что еще в палеолите (за несколько десятков тысяч лет до н.э.) по Ангаре и ее крупным притокам существовали поселения людей. На берегах рек до сих пор обнаруживают следы их существования: стоянки, городища, курганы, могильники, оросительные сооружения, рисунки на стенах пещер и на скалах. К началу XVII в. в бассейне Ангары жили, главным образом, кочевые эвенкийские (тунгусские) и бурятские племена.

Прекрасными знатоками рек были эвенки: совершая многокилометровые кочевки, они ясно представляли себе сложную гидрографическую сеть на огромных пространствах Приангарья и прилегающих районов Восточной Сибири. Систематическое изучение и освоение Ангары началось с приходом сюда русских и включения Приангарья в состав России в первой половине — середине XVII в. Именно Ангара, называвшаяся тогда Верхней Тунгуской, обеспечила возможность освоения региона: по ней, единственной в то время транспортной артерии, осуществлялось продвижение русских в Приангарье.

Период русской колонизации

Российские первопроходцы вышли на Ангару в первой четверти XVII в., когда на Енисее, вблизи ангарского устья, казачьими отрядами под командованием П. Албычева и Ч. Рукина в 1619 г. был основан Енисейск — форпост дальнейшего присоединения сибирских земель к России. В 1628 г. известным землепроходцем П.Бекетовым в нижнем течении Ангары в устье реки Рыбной закладывается первый ангарский острог — Рыбинский. Атаман И.Галкин в 1630 г. основывает в Среднем Приангарье на Илиме Илимский острог, откуда уходил важный волок на Лену. В следующем 1631 г. М.Перфильевым на Ангаре, вблизи впадения Оки выстроен Братский острог.

Продолжается продвижение к Байкалу с сооружением в устье Иркута в 1652 г. И.Похабовым Иркутского зимовья, в 1661 г. Я.Похабовым — Иркутского острога, в 1654 г. О.Фирсовым — Балаганского острога, в 1669 г. — Усольского зимовья и Идинского острога. На Уде был заложен Удинский острог (1648 г.), на Белой — Вельский острог (вторая половина XVII в.). Таким образом, в 50-х годах XVII в. вся линия Ангары оказалась занята русскими острогами и поселениями. Территория ангарского бассейна навсегда вошла в состав России. Присоединение Сибири к европейской цивилизации имело, пожалуй, не меньшее значение для познания земного шара, чем открытие Америки или морского пути в Индию. Сведения сибирских землепроходцев об открытых землях обогатили науку, в том числе, науку о реках. В их записках приводились характеристики условий судоходства, описания речных берегов и рыбных богатств.

Собранные землепроходцами материалы послужили основой для составления первых описаний и карт Приангарья, которые появились уже во второй половине XVII в. Первая «Чертежная роспись» водного пути по Ангаре с указанием основных притоков и порогов сделана П.Головиным. Затем, в 1667 г. Ангара была изображена на составленном П. Годуновым «Чертеже всей Сибири», а в 1698 г. — на выполненном С.Ремезовым «Чертеже всей Сибири» и в «Чертежной книге» — первом сибирском географическом атласе. Научное изучение Ангары началось с первой половины XVIII в. Геодезистом П.Чичаговым в 1725 — 1730 гг., выполнена первая инструментальная съемка Ангары.

Первое научное описание реки дала правительственная экспедиция Д.Мессершмидта, работавшая в Сибири в течение 1720-1727 гг. Большое значение для изучения Ангары имели исследования И. Гмелина, С.Крашенинникова, Г.Миллера. В конце XVIII в. было опубликовано описание Прибайкалья, сделанное академиком П.Палласом. Однако, детальное изучение Ангары и ее бассейна началось лишь в середине XIX в., когда в Приангарье пришла экспедиция А.Миддендорфа, составившая его ценнейший общегеографический очерк. Основы геологического изучения бассейна Ангары были заложены И.Черским, А.Чекановским, П.Яворским, В.Обручевым.

Специальные описания рек — так называемые гидрографические работы — в конце XIX — начале XX вв. были сосредоточены, в основном, в ведомстве путей сообщения, так как реки имели значение, прежде всего, как транспортные пути. В 1887-1889 гг. изыскательская партия М.Чернцова произвела первое полное гидрографическое описание Ангары. Результатом этих работ стал «Атлас реки Ангары» — фундаментальный труд, не потерявший научного значения и сейчас.

Произведенные изыскания позволили точно нанести Ангару и ее главные притоки на географические карты, которые были уточнены только в 40-е — 50-е годы XX в. в результате аэрофотосъемки. В начале XX в. на Ангаре стали проводиться специальные регулярные гидрологические наблюдения за уровнями воды, стоком, температурой воды и т.д. Самые первые такие наблюдения за уровнем реки начались в Иркутске в 1886 г. За первую половину нынешнего века Иркутским и Красноярским управлениями гидрометслужбы организованы систематические наблюдения на большинстве крупных и средних рек ангарского бассейна. Первую попытку разработки схемы использования гидроэнергоресурсов Ангары предпринял А.Вельнер в 1920 г. в работе, выполненной по заданию ГОЭЛРО.

Советский период

С 1930 г. начались систематические изыскательские и исследовательские работы по изучению гидроэнергетических ресурсов Ангары, которыми занимались Восточно-Сибирское и Московское отделения Гидропроекта под руководством И.Александрова, В.Малышева, Н.Колосовского. В послевоенные годы работы в этом направлении активизировались, и в 1953 г. была составлена схема использования гидроэнергоресурсов Ангары, включающая шесть ГЭС от Байкала до Енисея. В последние десятилетия исследования водных ресурсов бассейна Ангары, их использование и охрана приобрели особенно большой размах. Многочисленные водные изыскания и проектные работы проводятся в связи со строительством промышленных предприятий и мелиоративных систем.

Развивается сеть гидрологических, гидрохимических и гидробиологических наблюдений Госкомгидромета. Контроль за источниками сбросов в водные объекты осуществляют Иркутский областной и Красноярский краевой комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов. Информацию об использовании водных ресурсов собирают и систематизируют Ангаро-Байкальское и Енисейское водохозяйственные управления. Все более разносторонними становятся научные исследования. Особую актуальность приобретает углубление знаний о природных режимах водотоков и водоемов ангарского бассейна, прогнозирование их экологического состояния, определение оптимальных мероприятий по их сохранению и восстановлению. Важные фундаментальные и прикладные работы в этих направлениях ведут институты Сибирского Отделения РАН: Иркутского научного центра (географии, Лимнологический, земной коры, Сибирский энергетический, геохимии) и Красноярского научного центра (биофизики, леса и древесины).

Большое значение имеют научные исследования вод Приангарья, выполняемые подразделениями Иркутского и Красноярского университетов (НИИ биологии, Вычислительные центры, географический и биологический факультеты), рядом других вузов, ведомственных институтов. Одновременно с изучением рек ангарского бассейна шло их освоение. На протяжении первых столетий после присоединения Восточной Сибири к России главной функцией Ангары оставалась воднотранспортная: несмотря на опасные дороги и шиверы, вся связь с Западной Сибирью осуществлялась по Ангаре вплоть до прокладки сухопутного Московского тракта.

Долог и труден был путь через ангарские пороги: при самых благоприятных обстоятельствах путешествие вниз по реке от Иркутска до Енисейска занимало 15 дней, но нередко суда неделями стояли перед порогами, дожидаясь высокой воды. Зачастую они разбивались на страшных порогах в среднем течении реки у Братска. И все же за навигацию по Ангаре проходило вниз до 250 судов. Еще более тяжким был путь против течения, поскольку на всем протяжении реки суда тянули бечевой, а на порогах поднимали воротом. В среднем и нижнем течении реки до сих пор можно заметить старые грунтовые дороги, которые местные жители называют бечевниками.

Экологическая обстановка

Концентрация промышленности на сравнительно небольшой территории, преимущественно на берегах Ангары, приводит к возникновению социально-экономических проблем, среди которых основное значение имеет ухудшение качества природных вод вследствие сбросов загрязнённых сточных вод. По объёму таких вод Ангарский бассейн уступает только волжскому; всего 2-3 % стоков, прошедших через очистные сооружения, можно считать нормативно очищенными. В регионе низка доля оборотного и повторного водоснабжения; во многих городах очистные сооружения перегружены, работают неэффективно, строительство новых почти прекратилось, хотя нехватка их в ряде населённых пунктов, весьма ощутима. В результате загрязнение реки и водохранилищ по многим химическим и бактериологическим ингредиентам (нефтепродукты, фенолы, органические вещества, тяжёлые металлы, асфальтены и др. ) очень велико; концентрации загрязнений в воде, донных отложениях, рыбе часто превышают десятки, и даже сотни ПДК. Ниже Иркутска река и водохранилища на различных участках по качеству вод оцениваются от умеренно загрязнённых до очень грязных.

Мосты

В 1891 году через Ангару был построен первый понтонный мост. Открытие моста совпало с проездом через Иркутск цесаревича Николая. Понтонный мост просуществовал примерно 45 лет. Движение на нём в каждую сторону осуществлялось в одну нитку и не позволяло обгона[.

В 1931—1936 годах был построен первый мост через Ангару, который соединил центральную и левобережную части Иркутска. В Советский период этот мост считался памятником В. И. Ленину, о чем гласила соответствующая мемориальная мраморная плита. В 2011 году он получил официальное название Глазковский мост.

В 1972 году был построен второй мост через Ангару, соединивший правый и левый берега Усть-Илимска. На момент сдачи в эксплуатацию по нему проходили рельсы, которые в 2000 году были демонтированы.

В 1978 году был введён в эксплуатацию третий мост через Ангару, соединивший на окраине Иркутска правый берег в створе Пади Топка и левый берег в районе Жилкино. В 2011 году этот мост получил официальное название Иннокентьевский мост.

В 1999 году было начато строительство нового моста через Ангару (указ о его строительстве был подписан ещё в 1995 году). В октябре 2007 года по новому мосту в Иркутске было открыто движение в одну сторону, а в декабре 2009 года — в обе стороны. В 2011 году мост получил официальное название Академический.

30 сентября 2011 года в Богучанском районе открыт новый мост через Ангару на трассе Богучаны — Юрубчен — Байкит.

Ангара в искусстве

  1. Существует сибирская легенда, в романтической форме описывающая бегство Ангары от отца Байкала к Енисею. По этой легенде Шаман-камень, который находится посередине истока Ангары возле посёлка Листвянка (не следует путать Шаман-камень на Ангаре со скалой Шаманка на острове Ольхон) был брошен отцом Байкалом, чтобы остановить непослушную дочь.
  2. При строительстве плотин были затоплены значительные территории — этому посвящён роман Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
  3. Река-Ангара является персонажем сказок «байкальского сказочника» Василия Пантелеймоновича Стародумова.
  4. Действие пьесы Алексея Арбузова «Иркутская история» проходит на берегах Ангары.
  5. Поэма Евгения Евтушенко «Братская ГЭС», о строительстве ГЭС на реке Ангаре в г. Братске.
  6. В. Распутин. Повесть «Живи и помни»
  7. А. Пахмутова Песня «Девчонки танцуют на палубе»

 

Четыре человека застряли на острове посреди Ангары в Иркутской области

Мужчины смогли дозвониться по сотовому до спасателей и попросили о помощи

Трагедией могла закончиться поездка четверых усольчан по реке Ангаре. Мужчины отправились поздним вечером на «Казанке» на остров Большой, где их в зимовье ждали приятели. Ночью в тумане они заблудились и, причалив к небольшому островку на реке ниже по течению, стали ждать утра. Утром пошла шуга и пройти на гребной лодке стало вообще невозможно. Тогда мужчины решили позвонить в единую службу спасения.

«Сигнал бедствия поступил в аварийно-спасательную службу Иркутской области утром 25 января», — сообщают в пресс-службе ГУ МЧС по Иркутской области. — «Четыре человека замерзали посреди реки Ангары в лодке, застрявшей в ледяной шуге».

Четыре человека застряли на острове посреди Ангары в Иркутской области

В сложных условиях добираться до пострадавших было не просто трудно, почти невозможно. Время нельзя было терять даром, поэтому спасатели Ангарского отряда аварийно-спасательной службы, получив примерные координаты четырех потерявшихся, рискнули и отправились на моторной лодке на помощь.

«Казанка» с пострадавшими находилась неподалеку от острова Большого на реке Ангара, — рассказал заместитель начальника АСС Иркутской области по аварийно-спасательным работам Олег Купо. — «Лед не дал нашим спасателям дойти до терпящих бедствие, пришлось вызвать группу спасателей Иркутской аварийно-спасательной службы на специальном плавательном средстве – шесть спасателей на «Пиранье» вышли вниз по течению».

В это время ангарские спасатели, не добравшись до пострадавших, попросили о помощи знакомых – жителей поселка Олонки Боханского района, живущих неподалеку. На своей мотолодке они подошли к терпящим бедствие и, взяв двоих к себе на борт, доставили их в больницу села Олонки. Двоих других с острова забрала подоспевшая группа Иркутской аварийно-спасательной службы, которые припрлыли в лодке на воздушной полдушке. Инспекторы Усольского участка ГИМС отвезли пострадавших в больницу. Там мужчинам оказали медпомощь и отправили домой.

А В ЭТО ВРЕМЯ Провалившись в полынью, ангарчанка почти час провела в ледяной воде и выжила Родилась в рубашке – так смело можно сказать о 49-летней ангарчанке. Елена (имя изменено по этическим причинам) выжила после того, как провалилась под лед, провела в холодной воде час и еще столько же времени ждала врачей. Теперь 24 января для нее по праву будет вторым днем рождения. Тогда она вместе со знакомыми из Ангарска поехала в село Буреть к родственникам. Читайте далее

А В ЭТО ВРЕМЯ

Провалившись в полынью, ангарчанка почти час провела в ледяной воде и выжила

Родилась в рубашке – так смело можно сказать о 49-летней ангарчанке. Елена (имя изменено по этическим причинам) выжила после того, как провалилась под лед, провела в холодной воде час и еще столько же времени ждала врачей. Теперь 24 января для нее по праву будет вторым днем рождения. Тогда она вместе со знакомыми из Ангарска поехала в село Буреть к родственникам. Читайте далее

Руфер Виталий Раскалов рассказал «Газете.Ru», как навестил заброшенный «Буран» в ангаре Байконура

Известный руфер Виталий Раскалов с командой единомышленников пробралcя в заброшенные ангары крупнейшего в мире космодрома Байконур. Внутри путешественники сделали уникальные снимки первого и последнего советского многоразового космического корабля «Буран», который уже много лет стоит бесхозный. Раскалов рассказал «Газете.Ru» о том, как путешественники добрались до Байконура, о задержании полицией и о том, какое впечатление на них произвел «памятник космическим амбициям человечества».

— Расскажи, как вообще возникла идея отправиться в Байконур?

— Во-первых, я когда-то узнал, что был один парень, который туда сходил в 2012 году. Он тогда каким-то образом нашел путь и узнал про эти ангары. И уже по его фотографиям я нашел в 2014 году деда, который там катался на велике, но он в ангарах не был. Он просто катался по территории Байконура, круто расписал свое приключение и говорит: вот я ездил, потом меня поймала полиция, но она же ему экскурсию потом провела, поэтому он составил подробный маршрут и карту.

После этого я решил, что раз уж дед туда на велике съездил, да еще днем, то нам точно надо сходить.

В итоге пошли группой: я, два друга с Украины и четыре друга из Великобритании. Решили, что Байконур будет на майские праздники, когда все отдыхают и бдительность охраны снижена.

Ну и вообще я очень интересуюсь космосом. И для меня побывать там было заветной мечтой.

— Как вы добирались туда?

— Сам Байконур находится в Южном Казахстане. Есть несколько вариантов. Можно прямо поездом ехать из Москвы, он идет около 60 часов и приезжает прямо к Байконуру, в соседний городок. Но мы полетели на самолете в Алма-Ату. Из Алма-Аты на поезде в Кзыл-Орду. Из Кзыл-Орды взяли такси в Байконур, потому что нас было много, и вышло дешевле. Они были местными, и нам нужно было быстро сочинить историю, почему они нас должны высадить сейчас в поле, в 15 километрах от Байконура, а не в самом городе. Я объяснил таксистам, что с нами едут известные британские фотографы, что они хотят прямо сегодня звезды поснимать. Все прокатило, они нас высадили, оставили свой номер, чтобы на обратном пути тоже забрать.

Оттуда мы начали идти. Я понимал, чтобы дойти до самого Байконура, нужно минимум две ночи: каждую ночь по 25 километров. И где-то там есть взорванная шахта ракеты, где можно переночевать. Это я у деда узнал. То есть маршрут, которым мы шли, оказался неизвестным, и по нему пока никто не ходил, кроме одного человека.

— Красиво в степи?

— Очень: идешь, звездное небо над тобой, тишина, ничего вокруг. Только где-то вдалеке мигают фонари, и это как раз фонари Байконура.

— Дошли в ту ночь до шахты?

— Да, идти начали в 23.00, и где-то в 5.30 мы зашли в шахту. Всего прошли 25 километров. В шахте расстелили себе спальные мешки, кто-то быстро поел, и легли спать до пяти вечера.

— А расскажи, что это за шахта? Заброшенная?

— Она взорванная. Эти шахты называются, по-моему, П-36. Предназначались для межконтинентальных ракет. Они работали по принципу, что есть заданные параметры, и шахта автоматически, в случае дня икс, в случае ядерной войны, выстреливает в США. Все они были запрограммированы на то, что, если Советский Союз начнут бомбить, они все автоматом сразу же выстрелят. Это была одна из таких шахт. Вообще, эти шахты должны были заливать бетоном. Но залить бетоном такую шахту — это невероятное количество денег стоит, поэтому ее решили просто обложить тротилом со всех сторон и взорвать, чтобы она была непригодна для запуска. То есть логика была такова, что если шахту эту просто так оставить, то ее якобы можно использовать. Теоретически.

— Как там ночевалось?

— Нормально. Мы залезли в подходной тоннель, который был связан, видимо, с бывшим помещением штаба. Там были мониторы, и оттуда можно было не только автоматический, но и ручной запуск осуществить.

Там в коридоре и легли. Только змей много. Я проснулся — рядом ползет. И вообще постоянно видишь, что в степи что-то ползает.

Где-то до пяти вечера точно спали, по плану нужно было идти ночью. Потому что мы с шахты в бинокли видели Байконур, а значит, и охрана могла бы рассмотреть толпу людей.

Мы поужинали, кофе кто-то сварил, костер разожгли. Устроили полевую кухню. Решили оставить часть воды, потому что мы с собой взяли по шесть литров на человека. И подумали, что мы все равно вернемся сюда и будем обратный путь преодолевать точно по такому же маршруту. В 22.00 начали идти в сторону Байконура. Там дорога была простая. То есть ты идешь-идешь по степи до того момента, пока не выходишь на главную дорогу. Пока шли, верблюдов видели диких, они пасутся в степи. На территорию Байконура мы попали часа в три ночи. То есть мы довольно быстро дошли. А вот там уже начался довольно сложный путь. Куча всяких построек, некоторые действующие, мы их стороной обходили. Один раз железную дорогу пришлось перебегать, там надо все очень быстро сделать, потому что она действующая.

— Все это выглядит заброшенным?

— Да, всякие развалины, какие-то дома, бараки, здания, гаражи. Валялись сгнившие тачки. Там довольно много мусора на самой территории — видно, что никому не надо уже много лет.

Где-то в четыре часа мы дошли до самого опасного места. Там что-то типа большой поляны, метров восемьсот, и она освещается фонарями. По ней проходит главная дорога.

И вот эту часть дороги мы ползли. То вставая на колени, то полностью ложась на землю, чтобы не выдавали большие рюкзаки. Со стороны это выглядело, наверное, будто стадо свиней идет. Оказалось на самом деле, что ползти 800 метров — это довольно долго.

— Да уж, надо думать.

— Когда подползли к дороге, то поняли, что мы там очень хорошо фонарями освещаемы. Думаем: если поедет сейчас любая машина, то нам крышка. Но повезло, мы перебежали эту дорогу, машин не оказалось. Мы сразу побежали к ангару с «Буранами», а там оказались собаки. Кто-то их там привязал, на всякий случай, чтобы отпугивали. Мы бежим, видим собак, резко разворачиваемся, бежим к другому ангару, отсиживаемся там. И в итоге пошли ночью, уже по территории самого космодрома.

Территория, где стояли «Буран» и ракета «Энергия», серьезно охранялась. Там три периметра. Один периметр — это стена. В ней один вход, с КПП. Потом за ней, у самого «Бурана», несколько рядов колючей проволоки и между ними полоса из песка. То есть ты становишься туда — и сразу видно, что кто-то проходил. Вдобавок вышки с автоматчиками стоят. Все это заброшено, но выглядит, конечно, эпично. Сразу представляешь, насколько круто это место охранялось.

Уже ближе к утру подошли к этим ангарам.

Вид, конечно, потрясающий. Огромные здания стоят, никому не нужные, под ночным небом. Ворота ангара с «Бураном» считаются одними из самых больших в мире. Они в высоту 46 метров.

Мы пытались через них зайти, но они были вплотную закрыты. Потом нашли окна выбитые, залезли через дыры.

— И как там внутри?

— Я помню, мы залезаем, заходим, светим фонарями и понимаем, что… Просто вау. Потому что на фотографиях все кажется значительно меньше. А вживую ты светишь и понимаешь, что это просто огромные корабли, и сам ангар невероятных размеров. Ночью фотографии было не сделать, и мы решили отдохнуть, а утром проснуться и начать фотографировать. Там много мест, где спать можно. Нашли подходящее, с дверью, закрылись там, расстелили постели, достали лаваш, колбасу, сыр, водку. Распили водки ровно половину. А половину оставили на обратный путь.

Где-то часов в 10.30–11 меня будит Коннор и говорит: там Том общается с каким-то мужиком в камуфляже. Я просто подрываюсь и кричу: какой мужик в камуфляже, ты шутишь? Он такой: да нет, он вроде спокойный. Выбегаю, смотрю, а там реально какой-то чувак в камуфляже, машет мне руками. Подходит, протягивает руку, говорит: «О, Раскалов, привет. Меня зовут там Егор, я с одного сайта». Я такой: о, знаю этого человека. Они говорят: мы тоже сюда пришли, четыре человека. Они пришли на два часа раньше нас.

— Как вы с ними в пути не пересеклись?

— Мы шли с запада, а они зашли с востока. О том, что с востока кто-то заходил, я вообще не слышал ни разу. Там много стартовых площадок, Гагаринский старт. Там супер круто все охраняется. И они в итоге шли три дня, а мы дошли за полтора. Несмотря на то что у них вроде путь был короче. Они непросто добрались — например, не рассчитали, рассвет наступил, и им пришлось просто в степи под кусты прятаться и там спать. Они в итоге сожгли себе руки и ноги. Там же солнце лютое.

Ветер стоит очень сильный, но совсем не спасает, жара невероятная. Только выходишь на улицу, выставляешь любую часть тела на солнце — и она сразу сгорает.

Собственно, мы с ними встретились, поболтали. У одного из них была газовая горелка, я сел к ним попить кофе. А потом пошел фотографировать. Выхожу где-то на четвертом ярусе, а всего там десять ярусов, ангар очень высокий. Смотрю оттуда, а в ангаре появляется еще три человека, без рюкзаков, казахской внешности. Я понимаю, что это вряд ли туристы, потому что рюкзаков у них нет. И тут они начинают кричать: «Ээ! Кто здесь?» А у кабины «Бурана» стояли все иностранцы. Еще двое ребят с Украины спали. И я понимаю, что ситуация не очень хорошая. В общем, иностранцев задержали, казахи кричат и задерживают парня в камуфляже и его девушку. Я быстро беру фотоаппарат, бегу в свою комнату и бужу ребят с Украины. Говорю Владу, что нас «принимают». Быстро собираю свой рюкзак и бегу к этим двум парням, с которыми я кофе пил. И тоже им кричу типа парни, спрячьтесь или убегайте. Те исчезают. А сам я залезаю на несколько ярусов выше, на перекрытия, ложусь и начинаю наблюдать.

После этого казахи начали искать остальных. Кричали, искали какого-то Диму. Я думаю: какого Диму, интересно, они ищут? Но меня не искали. У меня сразу же предположение, что, скорее всего, меня мои не сдали, и как бы про меня никто не знает. В общем, так полиция походила три часа, поискала. Потом они уехали, я остался один. И в этом ангаре я уже думал, что мне делать. Как бы мне ночевать здесь еще один день и на следующий день выбираться или рисковать и выбираться в этот же день ночью. Но в этот же день ночью явно меня будут ждать. Если они, конечно, обо мне знают. Но они явно искали не меня, а какого-то Диму.

Прошло часа четыре. Я походил, все пофотографировал, посмотрел. Подумал, что, возможно, два парня, которых я предупредил, еще в ангаре. Начал их искать. Их нигде нет. Потом просто залез на самый верх, встал и смотрел на ангар прямо вот четко по центру. И думал: если кто-то двинется, хоть в одном помещении, то я это замечу. И пойму, что кто-то здесь есть. Я так стоял час. Простоял час — никаких движений, ничего. Думаю: ну ладно.

Спускаюсь вниз, иду и… вижу этих двух парней, с которыми я кофе пил. Стоят с такими здоровенными глазами, испуганными. Они такие мне говорят: «Тихо, тихо, там наверху мужик стоит. Мы час не могли двинуться».

— Смешно.

— Да. Я когда вышел на это перекрытие, они шли по видному месту и в тень зашли. И они час не могли двинуться, потому что они закрыты были балкой, любое движение — и я бы их увидел.

В общем, я с ними поболтал, у них была газовая горелка, сделали «Доширак» и кофе. У нас не оказалось спичек, и у меня получилось разжечь огонь с помощью батарейки и фольги.

— О, я видел этот способ на YouTube, но на практике не пробовал. Сложно было?

— Сложно, мы втроем возились минут пятнадцать. Очень смешная картина. Фольга была из-под жвачки, она очень плохая как бумага. Но в итоге вышло, прострелило электричество, появилась искра и горелку подожгли.

Я периодически выбегал с биноклем и высматривал патрули, они часто ездят. Один раз увидел, что где-то далеко едет белый микроавтобус. Я думаю: наверное, наших везут. Как потом оказалось, действительно, наших везли, мне фотки из этого автобуса показали.

С ребятами мы обсудили план. Выяснилось, что они вообще не знают, как выбираться, потому что их вел сюда тот самый чувак в камуфляже. Этот же парень сказал казахам при задержании, что с ними еще двое. А меня мои не сдали. И этих двоих как раз, оказалось, зовут Димами. И это их искали.

— Удобно, одно имя кричать можно было.

— Ага. В общем, мы посидели, обсудили план. Я сказал: все, будем уходить моим путем, я вас выведу. Бла-бла-бла, все дела, договорились. В полночь начали уходить. Уходили очень аккуратно, все тем же путем. И вот, мы уже уходили с территории ангаров, которая огорожена стеной, вышли на освещенную дорогу. Думаем, вроде никого нет. И вдруг с двух сторон включаются фары — и резко стартуют две машины. Мы быстро прыгаем под трубы и начинаем ползти под ними. Ползем, ползем. Слышу, люди останавливаются у одного угла, потом у второго, потом прямо перед нами останавливаются. Выходят с фонариками. Я слышу, как звенит оружие. Поднимаются на эти трубы. А мы лежим под ними, стараемся не шевелиться. Я решил голову повернуть и наверх посмотреть.

Только я поворачиваю голову — на меня светит фонарик, и мужик тычет Калашниковым и кричит: «Лежать, сука!». Я такой: «Лежу».

— Разумно.

— Они, естественно, сразу же вопросы: кто вы такие, что вы здесь делаете. Мы говорим: мы туристы. Мол, пришли на Байконур посмотреть. Первое, что сказали полицейские, это: «Какие на хрен туристы». Короче, как оказалось, они засаду устроили «цветметчикам». Мародерам иногда сложно подобраться к ангарам, и они, чтобы воровать металл, копают траншеи и прямо с траншей берут цветмет. Например, обрезают провода, идущие от ангаров к другим помещениям или к стартовым площадкам.

А тут, пока мы в ангаре сидели, прямо в соседних ангарах кто-то воровал металл, и полицейские об этом знали. И тут три мужика выпрыгивают с рюкзаками и бегут. Естественно, первое, о чем они подумали: это наши клиенты, надо брать.

Они вообще сами очень волновались. Спросили нас: ребята, вы русские? Мы отвечаем: да, русские. Я тоже сказал, что русский, хотя на самом деле я с Украины, и паспорт у меня украинский.

Они такие: ладно, давайте документы, все нормально, не парьтесь. Мы даем документы, они сразу все расслабились, сигаретку закурили.

Среди них оказались полицейские, которые нас искали в ангарах. Один говорит: что ж ты не вышел, мы задолбались вас искать. Показывает: он видео снял, как он идет по ангару и кричит: Дии-ма-а! А там эхо такое, что не услышать невозможно. Показывают этим двум парням, Димам. А у них такие смешные выражения лиц. Отмазались, что спали и не слышали.

— У вас были основания переживать из-за задержания?

— Да, до какого-то момента было довольно стремно, потому что нас семеро иностранцев, у четверых нет виз. Самый худший вариант был, что нам могут приписать незаконный переход границы, а это полтора года тюрьмы. А британцам — какой-нибудь шпионаж.

Нас довели до отделения при космодроме, там проверили все данные, пробили по базам данных. И говорят: все, сейчас вас в машину и в город Байконур. Я такой: о, круто. Потому что Байконур — закрытый город, туда просто так попасть нельзя. Особенно иностранцам.

— Да еще и на машине с сопровождением.

— Нас привозят в отделение полиции. Там уже с иностранцами успели побеседовать. С нами тоже пообщались, сняли отпечатки пальцев, сфотографировали — стандартная процедура. Пришел уполномоченный, усталый. Потому что у него днем хватило работы, а тут еще ночью троих привели. Он завел нас в кабинет, говорит: так, сейчас шесть утра, до восьми спим. Мы сели на стульчики, поспали.

19 сентября 16:22

Потом приехала ФСБ. Это был самый короткий допрос ФСБ на свете. Минуты две занял. Спрашивает нас: вы что там делали? Мы говорим: ходили, смотрели. Он говорит: фотки есть? Эти двое говорят: нет. Я говорю: а у меня есть. Он такой: что фоткал? Говорю: «Бураны». Он такой: а ракеты смотрел? Я говорю: нет, а там ракеты есть? Он говорит: да, зря не сходили.

И тут он говорит ключевую фразу: оказывается, эти ангары никому не принадлежат. Они находятся как бы на территории космодрома, но там нет ничего секретного.

И он не может ничего сделать, ему наплевать, что я там фоткал. То есть пока мы не подходим к стартовым площадкам, они очень спокойны.

— И на этом с вопросами все?

— Ну задали еще пару вопросов: с кем вы связаны и так далее. Но я думаю, что уже после беседы с иностранцами и ребятами с Украины у него было стойкое ощущение, что эти люди не террористы. Их допрашивали основательно, 12 часов. На меня они силы не стали тратить. Я перед ними еще разложил рюкзак. Там камера, GoPro. Он посмотрел и спрашивает: нормально поснимали? Я говорю: да.

Они еще заставили нас написать объяснительные: дескать, мы самовольно попали на территорию Байконура, где были задержаны сотрудниками полиции. К полиции претензий не имеем. Я вообще скажу, что там очень крутые полицейские. У них самая главная задача — это ловить тех, кто ворует металл. А к туристам они очень лояльно отнеслись. Говорят, кстати, что на службу в полицию Байконура можно попасть, не отслужив в армии.

— Любопытно. И туда из России прям едут служить?

— Да.

Там русские деньги, русские номера на машинах, 94-й регион. Прямо маленькая Россия с космодромом за бетонным забором. И это, конечно, забавно.

— Я все-таки не совсем понял. То есть ангары охраняют только от расхитителей металла, но есть и территория стратегического назначения?

— Да, например, сурово охраняют стартовые позиции. Еще там собирают ракеты для запуска. То есть ракету привозят по запчастям, ставят на железнодорожную платформу и собирают прямо на ней, а потом она подъезжает к стартовой площадке. Вот эти места охраняются похлеще тюрьмы. Там все на очень высоком уровне.

А вообще там происходит 22 пуска в год в среднем. То есть это самый активный космодром в мире. Я поэтому удивился, как эти четверо прошли мимо Гагаринского старта, потому что именно Гагаринский старт — это действующая площадка. Я смотрел на нее с крыши ночью — она как елка, горит со всех сторон. Там прожектора освещают всю территорию. И постоянно патрули ездят. К ней даже близко подойти нельзя. Я фотки видел, там стоят американские датчики, которые срабатывают, едва ты только подходишь метров на триста к забору.

Есть еще аэродром Юбилейный, куда садятся всякие самолеты с учеными, с космонавтами, прямо из Москвы прилетают, прямым рейсом. Президент, если будет лететь, тоже там сядет. Там и «Буран» садился.

— Какие у тебя были ощущения от увиденного? Наверное, немного грустно смотреть на запустение?

— Да, отчасти. Сколько было потрачено на эту программу, какие были амбиции. Самое грустное, что там похоронены именно амбиции человечества. СССР был номер один в плане освоения космоса. И «Буран» же был уникален тем, что он, в отличие от «Спейс Шаттлов», все автоматически производил. Он мог сам взлететь и сесть, без контроля человека. И это было очень круто. И у них были большие планы.

В ангаре стоят на самом деле не «Бураны». Это новое поколение, называется «Буря». Изделие 1.2. И вот они должны были еще более сложные задачи выполнять. Но программу закрыли, Советский Союз распался, и оно все стоит фактически в нетронутом состоянии.

Главное ощущение в том, что амбиции Советского Союза и России по освоению космоса в этом ангаре остались.

Нет уже того величия, нет тех желаний, все это уже заброшено, никому не нужно. И знаешь, я вот считаю, что из Байконура можно, даже несмотря на то, что там запускают ракеты, сделать самый крутой музей под открытым небом. Ангар прибрать несложно, он же в идеальном состоянии. Просто убери всю краску, весь мусор, покрась ты эти «Бураны» заново — и это будет просто потрясающе. Ракета стоит в соседнем ангаре, в полный рост.

В целом отношение к космической отрасли можно описать историей того самого «Бурана», который был в космосе. Он стоял когда-то в таком же ангаре. И в 2002 году крыша этого ангара просто не выдержала и упала на этот «Буран». Потому что ее никто не обслуживал. И вот этот действующий «Буран» — он полностью разрушился. Они после этого взяли, просто распилили останки «Бурана» на куски и продали в Китай.

А в следующем году как раз исполнится 30 лет со дня первого и последнего полета «Бурана».

фото и описание, высота, как добраться

Внимание альпинистов не всегда привлекают только рекордные высоты – есть горы небольшие, да сложные. Некоторые крымские вершины, при всей своей скромности, знамениты и у скалолазов, и у просто любителей горных прогулок, и у историков. Одна из них – гора Ангар-Бурун на Чатыр-Даге. О ней и поговорим сегодня.

СОДЕРЖАНИЕ



Где находится гора Ангар-Бурун на карте

Она располагается практически на границе Алуштинского городского округа и Симферопольского района – на территории так называемого Холодного кулуара. Ближайшие населенные пункты – это Лаванда и Привольное. Вблизи вершины можно найти несколько других достопримечательностей – горы Сахарная Головка (1053 м), Эклизи-Бурун (1527 м) и Казу-Кая (1108 м), пещеры Ангар-Коба, Хар-Коба и Тисовый грот.

Гора над ущельем

Так иногда переводят название «Ангар-Бурун» с тюркского. Действительно, узкое ущелье рядом с горой имеется. Привлекает внимание и сходство названия с рекой, вытекающей из Байкала. Лингвисты считают, что оно не кажущееся и что слово «ангара» («пасть», «рот») заимствовано тюрками у бурятов.

Вершина административно принадлежит алуштинскому району, а географически – горному массиву Чатыр-Даг. Высота ее 1453 м, она не является рекордной для массива. Высшая точка горы плохо выражена (вершина имеет почти плоскую поверхность), и определяется только по специальному знаку. В массе своей массив состоит из известняков.

Рядом с вершиной проходит хорошо известный в Крыму Ангарский перевал. По нему без особых трудностей можно попасть с побережья во внутреннюю часть полуострова. Из-за его удобства люди пользовались им с древнейших времен, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Здесь даже есть онлайн веб-камера.

Перевал имеет стратегическое значение, из-за чего окрестности Ангар-Бурун неоднократно становились ареной боевых действий. Недалеко отсюда будущий фельдмаршал Кутузов лишился глаза в бою с турками, а в период Великой Отечественной Ангарский держали под контролем местные партизаны.

Приятная прогулка

Гора Ангар-Бурун имеет характерную для многих крымских вершин несимметричную форму. Со стороны Ангарского перевала (восточный склон) она обрезана почти вертикальным скальным обрывом. По такому склону могут взобраться только опытные альпинисты. С северной стороны расположено ущелье Холодный кулуар. Там тоже лучше не гулять неподготовленным людям – это место официально числится чемпионом Крыма по опасности схождения лавин.

Южные же и западные склоны пологи и вполне удобны для подъема даже без специального снаряжения. В нижней части их покрывает буковый лес, выше склоны представляют собой своего рода луга с многочисленными скальными выступами.

Для прохождения маршрута на вершину и обратно будет достаточно одного дня. Существуют разные тропы на Ангар-Бурун, но все они примерно равны по сложности (то есть доступны любому достаточно здоровому человеку). Единственно, такие экскурсии могут быть сложноваты для маленьких детей и пожилых людей со слабым здоровьем.

Ангар-Бурун: маршруты восхождения на вершину

Хотя внимание альпинистов и просто склонных к экстриму туристов привлекают самые нехоженые участки Ангар-Бурун, обычно предусматривается всего две исходные точки маршрутов на эту вершину. Первая из них – Ангарский перевал. Тропа отсюда нахожена и достаточно заметна.

На первом этапе она проходит через буковый лес. У буков ветки начинаются довольно высоко под землей, так что турист испытывает странное ощущение прогулки между частых гладких серых колонн какого-то строения. Далее придется идти по луговине и внимательно смотреть под ноги – чтобы не споткнуться о выступ породы.

Время подъема по этой тропе – примерно 5 часов. Следует обратить внимание на реперный знак – только по нему получится определить факт достижения вершины. На спуск потребуется примерно вдвое меньше времени. Тропа относительно полога. Крутых подъемов нет. Единственная проблема – лучше выбирать для восхождения теплый день. В холодную погоду вершину Ангар-Бурун часто окутывают туманы, сильно ухудшающие видимость, что небезопасно.

Второй маршрут пролегает от села Верхняя Кутузовка. Название ее связано с военной карьерой и неприятным ранением будущего победителя Наполеона. Этот маршрут интересен возможностью дополнительно посмотреть интересные местные достопримечательности.

Тропа на вершину начинается у северной оконечности Кутузовского озера – оно само уже интересный природный объект. Кроме того, на его берегах расположилась туристическая стоянка, что удобно. Затем маршрут проходит через кусочек Америки – рощу секвой. Ее появлением окрестности Ангар-Бурун обязаны сотрудникам Никитского ботсада.

Далее придется идти через сосновый (что полезно для органов дыхания) и буковый лес. Технически маршрут ничем не сложней того, что начинается возле Ангарского перевала. Прохождение по нему позволяет рассмотреть в перспективе горный массив Демерджи – соседа Чатыр-Дага.

В зоне лугов по этому маршруту можно увидеть «знаки инопланетян». Речь про каменные сооружения – одно как развалины старинной башни, другое в виде мистических концентрических кругов из камней. Но не следует немедленно вызывать уфологов или бежать с новостями в местную газету – есть риск прослыть распространителем фейк-ньюс.

Дело в том, что «места силы» оборудовали не в меру энергичные туристы со специфическим чувством юмора. Говоря проще, это подделки, в которых нет ничего древнего или таинственного. Но следует признать: выглядят они убедительно.

Еще отзывы туристов нередко уверяют, что где-то на склонах Ангар-Бурун можно видеть остатки декораций, сохранившихся с 1987 года. Тогда в этих местах снимали детскую фантастическую ленту «Лиловый шар». Но вот фотографий к этим отзывам почему-то не прилагается.


Не пропустите в Крыму: ТОП-50 достопримечательностей и Лучшие экскурсии


Как добраться (доехать) до Ангар-Буруна?

Первоначально нужно доехать до Ангарского перевала. Сделать это можно как городским транспортом, курсирующим между Симферополем и Алуштой, так и на машине.

Вот маршрут на карте для вашего авто от Симферополя:

А таким образом сюда можно проехать от Алушты:

Ну а дальше уже пеший поход, вот какой вид он имеет на карте Крыма:

Если же будете идти от Верхней Кутузовки, то предполагаемый маршрут будет таким:

Контактная информация. Видео

  • Адрес: Холодный кулуар, массив Чатыр-Даг, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.756218, 34.315211.

Ангар-Бурун принадлежит к числу «общедоступных» крымских вершин. Практически любой человек может подняться на нее и в какой-то мере ощутить себя персонажем альпинистских песен Высоцкого – хоть с некоторыми основаниями. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Строительство быстровозводимых ангаров в Москве и МО — Истринский ЗМК

Ангары и склады

Ангар металлический быстровозводимый – это гарантия 100 % надежности и функциональности, которая превосходят любые каменные строения. Но, при этом, скорость изготовления металлоконструкций МО в несколько раз быстрее и выгоднее. Особенности технологии строительства быстровозводимые ангары для крс позволяют оформить сооружение без предоставления разрешения на строительство. Быстровозводимые ангары из металлоконструкций легко собираются в любые формы: шатровые, конструктивные и полигональные.

Быстровозводимые ангары под ключ!

Мы гарантируем полный цикл работ в строительстве быстровозводимых утепленных ангаров. Мы реализуем ваши планы и построим лучший быстровозводимый ангар склад под ключ с учетом всех Ваших требований.

Специалисты компании имеют профессиональный опыт для создания проектов «с нуля»:

  • быстровозводимый каркасный ангар;
  • быстровозводимый теплый ангар;
  • быстровозводимый холодный ангар;
  • ангары металлические утепленные;
  • изготовление металлических ангаров;
  • производство металлических ангаров;
  • построить ангар для зерна;
  • строительство ангаров складов и металлических зданий цехов;
  • каркас металлического ангара.

Преимущества строительства ангаров и складов из металлоконструкций

  • Экономичность – простота установки и выгодная стоимость материалов, приемлемая для предпринимателей любого уровня (быстровозводимые ангары из сэндвич).
  • Мобильность – элементы конструкции быстровозводимые ангары строительство разбираются за считанные минуты и с легкостью помещаются в грузовую технику для перемещения на новое место.
  • Функциональность – быстровозводимые здания ангары станут идеальным укрытием для оборудования.
  • Отсутствие проблем с документацией – в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, складские помещения (быстровозводимые конструкции ангары) не требуют специального разрешения на строительство и экспертизы.

Мы предлагаем изготовление быстровозводимых ангаров или купить ангар металлический сборный по готовых решениям.

У нас имеется собственное производство ангаров быстровозводимых, которое облегчает строительный процесс. Создавайте рентабельные склады ангары из металлоконструкций для достижения своей цели: качественное хранение в оптимальных условиях. Кроме того, складская недвижимость считается лучшим видом бизнеса – сдача каркасных ангаров из металлоконструкций в аренду. Построить ангар Московская область можно на любом арендованном участке, а наши специалисты и партнеры-строители выполнят весь рабочий цикл. Готовые конструкции ангара из металлоконструкций напрямую доставляются на объект заказчика.

Заказать ангар из металлоконструкций «Истринский ЗМК»

  • Выгодно.
    Строительство металлоконструкции на заказ Московская область на арендуемом участке будет экономнее аренды готового помещения. Средний срок окупаемости — от 1 года. Заказать ангар из металлоконструкций можно на нашем сайте.
  • Быстро.
    Мы начнем изготавливать металлический ангар под ключ МО сразу после согласование чертежей.
  • Просто
    Вы можете забыть о бумажной волоките и получении разрешений на строительство здания.
  • Мобильно
    Металлический ангар под ключ Москва легко разбирается на отдельные элементы и перевозится на новый арендуемый участок.
  • Скорость
    Мы готовы к разработке металлических ангаров под ключ Московская область и складов сразу после заключения договора.

Ангар металлический расчет: рассчитать стоимость вашего склада

Оставьте заявку или свяжитесь с нами по указанному телефону, мы предоставим консультацию на любые ваши вопросы. Окончательная стоимость строительства ангара под ключ Подмосковье будет зависеть от размеров помещений и задач бизнеса.

Строительство быстровозводимых ангаров

Ангары — многофункциональная постройка из стального каркаса и панелей. Надёжность, долговечность, доступность и простота строительства под ключ — главные преимущества быстровозводимых ангаров для КРС. Компания «Истринский ЗМК» строит быстровозводимые каркасные ангары в Москве и Московской области из Балок переменного сечения, Евробалок и сортового проката. На выбор представлены также конструкции ангаров и складов.

Быстровозводимые ангары под ключ!

Каждый этап производства и строительства быстровозводимых утеплённых ангаров проходит авторский контроль качества. Мы даём гарантию по ФЗ №384 на строительство любых быстровозводимых ангаров из сэндвич-панелей. Мы строим быстровозводимые ангары и здания 14 лет. За это время компания возвела 600 складов и других зданий. Мы проектируем с «0» и делаем монтаж под ключ. Мы реализуем быстровозводимые ангары из чёрного металла и оцинкованного профиля.

Ангарский городской округ — Состав Ангарского городского округа

Ангарский городской округ

История

В 1993 году из Иркутского и Усольского районов была выделена территория общей площадью 71 973 га и создан Ангарский район, административно подчиненный городу. Через неполных четыре года территория в границах района с городом Ангарск во главе стала Ангарским муниципальным образованием.

Законом Иркутской области от 10 декабря 2014 года № 149-ОЗ с 1 января 2015 года все муниципальные образования Ангарского муниципального образования (муниципальное образование «город Ангарск», Мегетское муниципальное образование, Одинское муниципальное образование и Савватеевское муниципальное образование) объединены в Ангарское городское муниципальное образование наделённое статусом городского округа.

Административным центром Ангарского городского округа (далее – АГО) является город Ангарск.

АГО расположен в юго-западной части Иркутской области, между двух рек — Ангарой и Китоем на высоте 425 м над уровнем моря. Данная местность имеет пологий рельеф, характерный для всей Иркутско-Черемховской равнины.

АГО находится на расстоянии 5 150 км от Москвы, 46 км от областного центра — Иркутска, в 50 км от аэропорта «Иркутск», в 117 км от озера Байкал.

Код ОКТМО 25703000

Телефонный код 3955

Координаты 52°20´ с. ш. 103°40´ в. д.

Климат безморозный период в АГО длится около 100 дней. Первые заморозки наступают в середине сентября, последние бывают в конце мая. Среднемесячная температура января -22 °С (абс. -51 °С), июля +18 °С (абс. +36 °С). Среднемноголетняя величина выпадающих за год осадков составляет 470 мм, из этого количества на май-август приходится 64 %.

Площадь АГО составляет 114 872,2 га. В состав территории АГО входят земли следующих населенных пунктов:

1) город Ангарск;

2) поселок Звездочка;

3) поселок Зверево;

4) деревня Зуй;

5) заимка Ивановка;

6) поселок Ключевая;

7) поселок Мегет;

8) поселок Новоодинск;

9) село Одинск;

10) село Савватеевка;

11) поселок Стеклянка;

12) поселок Ударник;

13) деревня Чебогоры;

14) заимка Якимовка.

Численность постоянного населения АГО по состоянию на 01.01.2020 составила 236 912 человек.

По экономическому потенциалу АГО занимает третье место среди муниципальных образований Иркутской области. На территории АГО осуществляют свою деятельность предприятия химической промышленности, нефтепереработки, машиностроения.

Преобладающим видом экономической деятельности, определяющим экономическую основу территории АГО, является «Обрабатывающие производства».

Крупные предприятия АГО – АО «Ангарская нефтехимическая компания», АО «Ангарский электролизный химический комбинат», АО «ВОСТСИБМАШ», АО «Ангарскцемент», АО «Ангарский завод полимеров», ООО «Ангарский Азотно-туковый завод», АО «Каравай».

Сельхозтоваропроизводители АГО – ЗАО «Ангарская птицефабрика», ООО «Саянский бройлер», АО «Тепличное», ОАО «Одинск», ООО «Крестьянское хозяйство Зуева В.А.», а также крестьянско-фермерские хозяйства.

Малый бизнес

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированного ФНС по состоянию на 10.01.2020, на территории АГО осуществляло свою деятельность 8 106 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе  3 190 малых (в том числе микро) предприятий, 14 – средних, 4 902 – индивидуальных предпринимателя.

Транспорт

Транспортный комплекс АГО представлен автомобильным и наземным электрическим транспортом.

По состоянию на 01.01.2020 регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении АГО осуществлялись 7 перевозчиками, из них 6 перевозчиков – юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, и один перевозчик – МУП АГО «Ангарский трамвай», осуществляющий перевозки наземным электрическим транспортом.

Общая площадь жилищного фонда АГО по состоянию на 31.12.2019 составила 5 528,4 тыс. кв. м.

Образование

Система образования АГО представлена развитой сетью учреждений различных типов:

1) дошкольные образовательные учреждения – 67 ед.;

2) общеобразовательные учреждения – 37 ед.;

3) учреждения дополнительного образования – 5 ед.;

4) сервисные службы – 3 ед.

Сеть действующих дошкольных образовательных учреждений обеспечивает на 100 %  потребность населения АГО в определении в них детей в возрастных категориях от 2 до 3 лет  и от 3 до 7 лет.

Здравоохранение

На территории АГО работают 19 лечебных учреждений.

Культура

По состоянию на 01.01.2020 на территории АГО действует 6 учреждений культуры и 7 учреждений дополнительного образования в сфере культуры.

В АГО действуют дворцы культуры «Нефтехимик», «Современник», «Энергетик», «Нива» и «Одинск». Ежегодно проводятся театральные фестивали: «Театральная осень на Байкале», «Сибирская лира», «Театральная осень на Байкале», международный фестиваль детского и молодежного творчества «Мы вместе!».

В городе Ангарске расположен единственный в России Музей часов. Музей Часов — достопримечательность не только города Ангарска, но и всей России в целом. Коллекция Павла Васильевича Курдюкова стала основой для создания первого в России Музея Часов. В экспозиции представлены часы XVIII-XX веков стран Западной Европы, России, Японии в корпусах из бронзы, мрамора, фарфора и дерева.

Спорт

По состоянию на 01.01.2020 на территории АГО действует 8 детско-юношеских спортивных школ, училище олимпийского резерва, 72 спортивных зала, 9 плавательных бассейнов, 3 лыжных базы, 2 крытых спортивных объекта с искусственным льдом, 117 плоскостных спортивных сооружений. На всю Сибирь известен ледовый дворец спорта «Ермак» на 6 900 мест, где проводятся хоккейные матчи всероссийского уровня. Работает единственный в регионе Лыжно-биатлонный комплекс.

Туризм

Активно развивается направление эко- и этнотуризма. На территории АГО уже традиционно ежегодно проходит Международный фестиваль деревянной скульптуры, включенный в «Книгу рекордов Иркутской области». Фестиваль «Лукоморье на Байкале» вошел в топ — 200 главных туристских событий Российской Федерации в 2019 году, в рамках национального календаря событий Российской Федерации.


Беспилотные тракторы и комбайны могут появиться на полях Иркутской области

В Иркутской области GPS-приемники могут быть полезными в сельском хозяйстве. В будущем возможно беспилотное управление сельхозтехники благодаря точным координатам и поправкам, которые получают приемники с базовых станций. Сейчас такие данные собирают для изучения последствий магнитных бурь, солнечных вспышек и других научных задач; они полезны в геодезии и навигации. Об этом 30 марта 2021 года на Саянской солнечной обсерватории рассказал ведущий научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН, руководитель Центра коллективного пользования «Ангара» Юрий Ясюкевич, сообщает газета «Областная».

В некоторых странах уже активно используют беспилотное управление сельскохозяйственной техникой.

– Вся высокоточная беспилотная навигация потребует базовых станций, которые будут давать поправки к измерениям. Если мы захотим в Иркутской области, например, разносить пиццу дронами, или упросить задачу фермерам и создать беспилотное управление сельхозтехникой, то тут нужно разрабатывать специальные проекты с использованием и установкой большего количества GPS-приемников, – подчеркнул Юрий Ясюкевич.

Сейчас в обсерваториях ИСЗФ СО РАН есть девять приемных станций. Они используются для изучения ионосферы Земли. Похожие приемники устанавливают и коммерческие компании.

Глобальные навигационные спутниковые системы позволяют измерять координаты местоположения необходимого объекта с точностью нескольких метров в стандартном режиме и десятки (и даже единицы) сантиметров при использовании дополнительных данных. Геодезистам GPS-приемник помогает уточнить координаты при строительстве объектов и разметке земельных участков. Ученым – изучать физические процессы в атмосфере Земли, распространение волн в ионосфере. Военным – корректировать радарные системы.

Современный ГЛОНАСС-приемник принимает не только сигнал отечественной системы, но и американской системы GPS, европейской Galileo и китайской BeiDou. Один приемник способен принимать данные с 40-50 спутников одновременно.

– Приемник просвечивает одновременно всю среду в различных направлениях. Чем больше таких приемников, тем лучше можно наблюдать за процессами в атмосфере. В Японии, например, приемники размещены через каждые 20 км, поэтому там можно увидеть мельчайшие детали, – подытожил Юрий Ясюкевич.

Огромный новый ангар Зоны 51 появляется на новых изображениях секретной базы

в Google Планета Земля

Впервые за полвека обновлены изображения секретного центра летных испытаний в Америке, известного как Зона 51, в Google Планета Земля / Карты Google. На новых снимках мы видим небольшие изменения постоянно расширяющейся базы — и одно гигантское.

Щелкните здесь, чтобы проверить это на Google Maps. Координаты для Google Earth 37 ° 13’06.35 «N 115 ° 47’51.00» W.

Я внимательно следил за строительством огромного нового ангара в удаленный южный конец базы, и размышляли о том, что внутри.В прошлом дальнобойные фотографии, сделанные наблюдателями Зоны 51, и образцы изображений с Terraserver показали, что строительство большого сооружения продолжается. Но эти изображения Google предлагают гораздо более полное и доступное представление о базе и ее большой новой функции.

Ангар имеет ширину 210 футов, длину 250 футов и очень высокую высоту, и является крупнейшим дополнением к базе почти за десятилетие. В 2006 году еще один большой ангар был построен на южном конце главной рампы базы, вместе с земляным валом, построенным вокруг его юго-восточных подходов.Известно, что на этом объекте размещаются программы Northrop Grumman, в том числе высоколетящий проникающий дрон-шпион, условно названный RQ-180. Как ни странно, ВВС США фактически признали существование этой программы.

Northrop Grumman, вероятно, летал на финансируемом государством бомбардировщике-невидимке следующего поколения — доказательстве концепции в конце 2000-х годов. Успех этой машины и ее способность снизить риск разработки будущих бомбардировщиков стимулировали разработку программы бомбардировщиков дальнего действия, которая с тех пор была выбрана в составе Northrop Grumman B-21 Raider.Есть также множество других программ, о которых ходят слухи, и текущих инициатив в области боевых самолетов от бесчисленных подрядчиков. Каждый из них может занять место в этом и всех других ангарах на базе.

Удаленность этого нового объекта — наряду с его большими размерами и особенно высотой — делает его гораздо более любопытным дополнением, чем ангар 2006 года. Является ли это массивным убежищем для больших самолетов или, возможно, стаи более мелких? Это кажется маловероятным из-за качества конструкции и высоты.Или он был построен так далеко на юге из-за деликатности программы, которую он обслуживает? Может быть, его местоположение как-то связано с нестабильностью топлива, используемого самолетом?

Есть и другие видимые дополнения к базе по сравнению с изображением Google 2011 года, в том числе новая испытательная камера двигателя между северной рампой и взлетно-посадочными полосами, а также новое здание ангара меньшего размера рядом с местом стоянки истребителей и летчиков-испытателей.

Это новое изображение — яркое напоминание о том, насколько быстро база продолжает развиваться спустя почти 60 лет после ее основания знаменитым боссом Lockheed Skunk Works Келли Джонсон.Хотя реальность такова, что военные и граждане США, если на то пошло, действовали на озере Грум и вокруг него задолго до этого.

Координатные вешалки — Только Hangers Inc.

Дом