Краткая характеристика озер россии: Озера России. Самые большие озера России. Описание, характеристика, общий обзор озер России

Озера России — интернет энциклопедия для студентов

Вопросы общей гидрологии

Общая характеристика озер России

Типы озер и их география

Значение озер

Вопросы общей гидрологии

Озеро представляет собой возникший естественным образом (без участия человека) и ограниченный берегом водоем. Соответствующее озеру углубление суши называется ложем, чашей или котловиной. Для возникновения озера дно этого углубления должно быть выполнено любой из водонепроницаемых горных пород. Вторым условием существования любого природного водоема является наличие постоянного естественного источника достаточного количества воды. Любое озеро способно самостоятельно поддерживать водный баланс. По способу его поддержания различают сточные (есть вытекающие ручьи или реки) и бессточные озера, в которых водный баланс обеспечивается просачиванием воды между пластами горных пород и ее испарением. Озера различаются также по происхождению, географическому расположению, минеральному и органическому составу вод.

География озер исторически обусловлена непрерывно протекающими геофизическими и геохимическими процессами как глобального, так и локального масштабов, обуславливающими различия в рельефе поверхности земли и составе горных пород, ее образующих. Немаловажное значение имеют климат и антропогенный фактор.

Общая характеристика озер России

Более 2,5 миллионов различных озер распределены по территории самой большой в мире страны неравномерно: ведь на протяжении огромной территории неоднократно меняется и климат, и рельеф. Именно в России находится и самое глубокое в мире озеро — Байкал; и Каспийское бессточное озеро, имеющее самую большую площадь, из-за чего оно часто бывает приравнено к морю. Большая часть пресных озер находятся в северо-западной части страны, на территории Карелии, немало их и в Западной Сибири. Соленые озера сосредоточены в южных регионах и могут представлять собой как фрагменты древних, некогда расположенных здесь морей, так и иного происхождения водоемы, вода в которых осолонилась за счет мощных испарений с поверхности под жаркими лучами южного солнца.

Типы озер и их география

Самая распространенная классификация различает озера по происхождению их чаши. Тектонические озера образуются в разломах земной коры. Упомянутый выше Байкал — яркий пример озера такого происхождения. Его чаша образована дислоцированным, смещенным вниз по разлому участком земной коры. Трещина, в которой расположен Байкал, местами достигает глубины более 1640 метров, вода отличается высокой прозрачностью.

Кратерные озера в России сосредоточены на Камчатском полуострове и Курильских островах. Встречаются они и на территории Кавказского горного хребта. Их воды покоятся в кратерах «уснувших», неактивных вулканов.

На северо-западе России, на территории Карельского полуострова сосредоточены ледниковые озера, представляющие собой многочисленные природные резервуары пресной воды в котловинах, образованных некогда растаявшим и отступившим ледником. Часть озер Карелии имеют смешанное, ледниково-тектоническое происхождение: их ложе образовалось в разломе земной коры, но раньше было заполнено ледником. К такому типу озерам относятся Онежское и, самое большое в Европе, Ладожское озеро. Передвижение ледника образует насыпи ледниковых отложений, которые тоже могут служить чашей для образования водоема. Ледниковые озера такого происхождения называются моренными, к ним, в частности, относятся такие озера как Валдайское и Селигер.

Ложа завальных озер образуются в результате горных обвалов. По-другому их называют запрудными, или плотинными: обвалившаяся горная порода образует запруду, или плотину.

Ложа речных озер образуются вследствие изменения русла реки.

Провальные (карстовые) озера образуются в районах залегания так называемых карстовых пород (известняк и др.), которые могут вымываться подземными водами и образованное пространство заполняется водой из подземных источников. Такое озеро находится в прямой зависимости от динамики подземных рек. В качестве примера можно привести Чувашское озеро Сюткюль.

В северных районах страны, в пределах залегания вечной мерзлоты, встречаются непостоянные озера, образованные с участием климатического фактора: при потеплении верхние слои промерзлой земли тают, образуются чаши, заполняемые водой, дном которых служит не оттаявший, промерзший слой почвы.

Лиманные, или приморские озера образуются в морских заливах в результате поднятия уровня воды в море и последующего его снижения. Часть воды остается в чаше рядом с морем. Вода в лиманах, как правило, смешанная — морская и пресная. На территории России такие образование таких озер типично для побережья Азовского моря.

Значение озер

Озера, прежде всего, являются важной частью общей открытой гидрогеологической системы земли, в которой играют свою, определенную природой, роль: в них впадают и из них вытекают реки, их испарения влияют на климат близлежащей территории, на их берегах существуют уникальные биоценозы и т.д.

В жизни человека, пресные озера — это огромные резервуары питьевой воды. Соленые озера человек использует как для добычи соли, так и для лечения некоторых заболеваний, размещая на берегах специализированные курорты и оздоровительные площадки. Во многих регионах благодаря этому виду водоемов получила развитие рыбодобывающая отрасль пищевой промышленности. Многие озера имеют для человека рекреационное значение: на их берегах организуют всевозможные базы отдыха. А озера России, причисленные к уникальным представляют для мирового сообщества как научный, так и туристический интерес.

Профессор Знаев — Урок географии в 8 классе «Озера России»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями крупнейших и интереснейших озер страны.

Задачи урока:

Познавательный аспект:

Формирование общих представлений об озерах России (доминирующая задача)

Установление соответствия между происхождением озер и районами их распространения

Изучение отдельных озер России

Развивающий аспект:

Способствовать развитию основных умений организации самостоятельной и практической деятельности

Развитие коммуникативных умений в процессе совместной деятельности

Содействие развитию аналитико-рефлексивных действий

Развитие умения вести диалог

Развитие монологической связи

Воспитательный аспект: Воспитание чувства товарищества, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

А.И.Алексеев . География России. Природа. 8 класс.: Учебник.-М.: Дрофа, 2002

Атлас по географии. 8 класс

Карты: Физическая карта России

Презентация Power Point (приложение)

Дополнительная литература

Статистические материалы

Требования к уровню подготовленности учащихся (Стандарт основного общего образования учащихся)

Знать/понимать

основные географические понятия, термины

географические особенности природы России

Уметь

находить в разных источниках необходимую информацию

определять местоположение географических объектов

выявлять эмпирические зависимости

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада видеть вас! Мне приятно отметить, что сегодня на урок вы пришли в хорошем настроении, значит, работа будет плодотворной.

Слайд1 Добрый день! Данный слайд необходим для создания в начале урока хорошего настроения.

2. Актуализация знаний

То о чем мы будем говорить сегодня, может быть литературным местом, поэтическим , заповедным, историческим, источником богатства и вдохновителем для создания прекрасной музыки, местом отдыха. О чем же пойдет разговор?

Конечно, это озера — голубые очи России.

Слайд 2 Итак, Тема урока: Озера России

А вот так, поэтически красиво, передал нам свое восприятие озера А.Блок:

Как женщина усталая, оно
Раскинулось внизу и смотрит в небо,
Туманится и даль поит туманом,
И отняло у неба весь закат.

(«Над озером»)

Данный слайд знакомит учащихся с темой урока и показывает образно ее (через музыку, фото).

3. Целеполаганание.

О чем бы вы хотели поговорить сегодня на уроке? Что вас интересует по данной теме?

Мне бы сегодня хотелось, чтобы вы вспомнили ранее изученный материал по данной теме и активно работали в течение урока.

Запишите в тетради цель, которую вы поставили перед собой, когда определили тему урока.

Может кто-то хочет нас познакомить со своей целью?

(Несколько человек зачитывают).

4. План урока.

Ребята! Для успешного изучения темы, нам необходимо составить план урока. Вы уже имеете представление об озерах мира, поэтому можете предлагать варианты по данной теме.

(Учащиеся предлагают свои варианты плана урока, учитель из предложенного делает выводы и на экране высвечивается план урока.)

Слайд 3 План урока

Общая характеристика озер России

Практическая работа

Характеристика отдельных интереснейших озер России.

5. Повторение ранее изученного материала.

Каждое слово что-нибудь означает. Я предлагаю вспомнить значение слова «озеро».

Слайд 4 На экране приведены три определения. Нужно выбрать правильное.

Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа

Природное углубление, заполненное водой и не имеющее связи с морем

Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении (учащиеся называют ответ 2 и объясняют почему)

Велик и разнообразен мир озер. Есть водоемы, огромные, как моря, и столь малые, что измеряются квадратными метрами.

Такого разнообразия и такого количества озер, как в России, нет ни в одной стране мира.

Как вы думаете, сколько озер насчитывается в нашей стране?

Ответ: Более 1 млн.

Вы сказали, что озеро- это природное углубление, а углубление- это котловина, образованная на земной поверхности. Озерные котловины имеют разное происхождение.

Какое?

(Ответы учащихся).

Слайд5 Классификация озерных котловин по происхождению

Данный слайд напоминает учащимся ранее изученный материал и помогает представить образно данные озера.

Проанализировав ваши ответы можно составить следующую схему «Классификация озерных котловин по происхождению».

Озера отличаются не только по происхождению, но и по размерам, глубине, цветом, свойствами воды, составом и численностью населяющих их организмов.

Как еще озера отличаются друг от друга?

Слайд 6 Данный слайд напоминает учащимся ранее изученный материал и помогает представить образно данные озера.

Звучит приятная музыка во время выполнения практической работы.

Обратите внимание на и схемы и дайте ответ.

Ответ: сточные и бессточные.

А сейчас обратимся к карте и найдем на ней два озера: Байкал и Балхаш. Чем они отличаются друг от друга?

Ответ: пресное и соленое.

6. Практическая работа.

На столах у вас лежат 4 конверта. В первом конверте перечислены типы озерных котловин. Во втором — даны их описания, в третьем указаны примеры, а в четвертом — районы распространения озер. Вы должны установить соответствия.

Работаете в парах. Время на выполнение практической работы — 7 минут (через 7 минут на экране появляется правильный вариант выполненной практической работы).

Конверт 1. Типы озерных котловин

Тектонические

Вулканические

Ледниковые

Остаточные

Запрудные

Карстовые

Озера-старицы

Конверт 2. Описания происхождения озерных котловин

Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению

Возникают при загруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками

Образовались при меандрировании рек, старое русло реки

Они располагаются в воронках, провалах и пещерах, образованных в областях, сложенных растворимыми породами

Это обычно самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной коры

Образовались в кратерах вулканов

Озера, образованные из остатков древних морей

Конверт 3. Примеры озер

Байкал

Каспийское море- озеро

Кроноцкое

Ладожское

Озера Кунгурской ледяной пещеры

Рица

Большой Ильмень (озеро — старица Волго-Ахтубинской поймы)

Конверт 4. Районы распространения озер

Полуостров Камчатка

Горные районы юга Сибири

Кавказ и другие горные районы

Поймы рек

Северо- западная часть России

Пермский край (Кунгур)

Юг Восточно — Европейской равнины

Слайд 7 Данный слайд позволяет учащимся сверить правильность выполнения практической работы.

Правильный ответ:

1.Тектонические

5.Это обычно самые глубокие озера, образованные на месте провалов земной коры

1.Байкал

2.Горные районы юга Сибири

2. Вулканические

6.Образовались в кратерах вулканов

3.Кроноцкое

1.Полуостров Камчатка

3.Ледниковые

1.Озера, сформировавшиеся на территориях, подвергшихся материковому оледенению

4.Ладожское

5.Северо- западная часть России

4.Остаточные

7.Озера, образованные из остатков древних морей

2.Каспийское море- озеро

7.Юг Восточно – Европейской равнины

5.Запрудные

2.Возникают при загруживании водотока оползнями, обвалами, лавовыми потоками

6. Рица

3.Кавказ и другие горные районы

6.Карстовые

4.Они располагаются в воронках, провалах и пещерах, образованных в областях, сложенных растворимыми породами

5.Озера Кунгурской ледяной пещеры

6.Пермский край (Кунгур)

7.Озера- старицы

3.Образовались при меандрировании рек, старое русло реки

7.Большой Ильмень (озеро- старица Волго- Ахтубинской поймы)

4.Поймы рек

7. Изучение нового материала.

Слайд 8 Характеристика отдельных интереснейших озер России

Фотографии помогают представить разнообразие озер.

Слайд 9 Необходим для создания образа озер данного происхождения.

Остаточные озера.

Сначала зачитать цитату из книги А.Никитина «Хождение за три моря».

«Се написах грешное свое хождение за три моря: первое море Дербентское».

О каком море идет речь?

Отрывок из книги А.Г.Касымова «Каспийское море».

«Это море имеет около 70 названий. Так, арабы называли его Гирканским — по названию прибрежной страны Гиркания (страна волков), Абескунским, Джурджанским, Дайлемским, Кользумским, Хазарским — по наименованию народа хазаров, живших на северо- западном побережье моря. Китайцы называли его Сихай (Западное море), турки- Кучук-Дениз, татары- Ак-Дениз. Русские называли его Хвалынским…»

Современное название — Каспийское море, по названию исчезнувшего народа каспиев (коневодов).

П.Вяземский посвятил стихотворение этому море-озеру:

Море широкое, море пространное, 
В дальнем мерцании с небом слиянное,
Солнцем согретое, море лазурное
Под непогодою темное, бурное.

Слайд 10 Это самое большое по площади озеро на Земле — Каспийское.

Слайд 11 Географическая характеристика моря – учебник с. 310

Общая длина береговой линии

7000 км

Общая площадь

378400 км²

Объем воды

78100 км³

Длина

1030 км

Ширина

435 км

Средняя глубина

180 м

Наибольшая глубина

1025 м

Соленость

12 промилле

Происхождение Каспийского моря

Каспийское море не раз на протяжении своего существования меняло свой облик и размеры, пока не приняло современный облик. Оно то сильно сокращалось, то расширялось. В мезозойскую эру на месте Каспийского, Черного, Аральского и Азовского морей тянулось древнее море Тетис. Оно сообщалось на западе с Атлантическим, а на востоке с Тихим океаном.

Слайд 12 Необходим для создания образа озер данного происхождения. Видеосюжет о Байкале помогает дать географическую характеристику озера.

Тектонические озера.

С озерами тектонического происхождения вы знакомы с 7 класса и помните озера Африки- Ньяса и Танганьика, а сейчас вы познакомитесь с еще одним озером России.

Золотое озеро — зовут его алтайцы

Лама – море — эвенки

Далан — Нор (Великое озеро)- монголы

Бай – Куль — богатое озеро — тюрки

О каком озере пойдет речь?

Ответ: Байкал

(просмотр видеосюжета о Байкале)

У вас на столах лежит Легенда о Байкале и Ангаре. Прочитайте ее и найдите на карте реки, которые упоминаются в ней.

Легенда о Байкале и Ангаре

Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду с гор в огромную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

Проснулся от шума Байкал, рассердился. Бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.

Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.

Озеро Байкал — самое глубокое озеро на земном шаре. Наибольшая глубина его- 1637 метров.

Слайд 13 Представлены виды всех географических объектов, упомянутых в легенде.

Слайд 14 Необходим для создания образа озер данного происхождения.

Леонид Леонов сказал о Байкале: «Байкал не только бесценная чаша с живой водой, но кроме того часть нашей души».

В Байкале проживает 2600 видов растительного и животного мира, большинство из них — эндемики. Вот почему Байкал надо беречь.

Слайд 15 Чтобы поговорить об охране озера и было предложено данное стихотворение А.Вознесенский посвятил Байкалу стихотворение «Озеро».

Я ночью проснулся. Мне кто- то сказал:

«Мертвое море — священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор, 
Будто я моря убийца и вор.
Слышу- не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
Байкал, ты хрустальная печень страны.
И кто- то добавил из глубины:
«Байкал- заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала,
Вечер посвечивал вполнакала.
Ну неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории-
«Эти, Байкал загубили которые?»
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует окунь, тюлень.
Это не только отстойников числа-
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, указав показуху,
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его волны не целлюлозило,
Чтобы никто никогда не сказал:
«Мертвое море- священный Байкал»

8. Закрепление изученного материала

Вы так хорошо сейчас поработали. Я предлагаю встать и найти прикрепленные листы с описанием озер. Зачитать это описание и показать озеро на карте.

Это озеро- море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения (Каспийское)

Это озеро- самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни- единственная связь страны с осажденным Ленинградом (Ладожское)

Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын- Коль (Золотое озеро)- такое название алтайцы дали озеру за чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби- река Бия.

Еще при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает- Свирь. На одном из островов расположен храмовый комплекс- Кижи. (Онежское)

А это озеро- исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское)

Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода, вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь водятся великаны Арктики- овцебыки. (Таймыр)

Это озеро самое глубокое в мире, самое старое- ему 30 млн. лет, а также самое прозрачное. (Байкал)

Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит государственная граница России с Китаем. На нем растут самые красивые лотосы и водятся беспанцирные черепахи. (Ханка.)

Это самое соленое озеро России. Находится оно возле реки Волги. Соленость воды в озере — 40 промилле. (Баскунчак)

9. Подведение итогов урока.

Вот и к концу пришел урок
Нам подводить пора итог.

В ходе знакомства с особенностями озер России можно сделать следующий вывод:

Слайд 16

Россия — страна озер. Происхождение озер разнообразно. История страны и русского народа тесно связана с озерами. В настоящее время ухудшается состояние вод во многих озерах. Уже сейчас необходимо предпринимать меры по сохранению их.

Данный слайд помогает зрительно запомнить вывод.

Работая сегодня на уроке, вы рассуждали, отвечали на вопросы, устанавливали причинно-следственные связи, анализировали, делали выводы. Мы с вами вспомнили много терминов и определений, узнали много нового.

Все это нужно, для того чтобы вы могли применить полученные сегодня знания в различных жизненных ситуациях.

10. Домашнее задание

Домашнее задание будет необычным:

Нарисовать озеро Байкал

Написать стихотворение об озере

Придумать сказку об озере

11. Рефлексия.

Откройте свои тетради, еще раз прочитайте записи, сделанные в начале урока. Что вы можете сказать об уроке, о своей работе на уроке? Удивило вас что-нибудь на уроке, или все знакомо и никаких чудес нет? Что вы хотите пожелать мне, как учителю?

(Дети отвечают).

Слайд 17 Спасибо! Пусть мир ваш будет добрым, чистым, светлым!

Данный слайд помогает учащимся сохранить хорошее отношение к предмету.

 

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Анализ персонажей

5 странных фактов о Венере

Данные показывают, что да, маски предотвращают COVID-19 и хирургические маски – это правильный путь 

20 миллионов лет спустя русские работают над бурением озера : NPR

20 миллионов лет спустя русские работают над бурением озера озеро, нетронутое дневным светом около 20 миллионов лет. Но это будет деликатный процесс, чтобы прорваться, не потревожив нетронутые воды. Приглашенный ведущий Дэвид Грин беседует с исследователем Антарктики Джоном Приску о процессе.

  • Наука

    • Приложение NPR
    • Подкасты Apple
    • Спотифай
    • Подкасты Google
    • Амазонка Музыка
    • Амазонка Алекса
    • RSS-ссылка

Наука

Слышно в выпуске выходного дня в субботу

20 миллионов лет спустя русские бурят озеро

Российские исследователи в Антарктиде вот-вот пробьют дыру в трехкилометровом льду древнего озера, нетронутого дневным светом около 20 миллионов лет. Но это будет деликатный процесс, чтобы прорваться, не потревожив нетронутые воды. Приглашенный ведущий Дэвид Грин беседует с исследователем Антарктики Джоном Приску о процессе.

ДЭВИД ГРИН, ВЕДУЩИЙ:

Представьте себе место на земле, где миллионы лет не было ни света, ни ветра. Озеро Восток — одно из таких мест. Третье по величине озеро в мире с точки зрения количества воды долгое время было скрыто под двухкилометровым льдом, возможно, до этой следующей недели. Российские исследователи вот-вот пробьют этот лед.

И чтобы рассказать нам, что они могут найти и с какими опасностями могут столкнуться, мы пригласили Джона Приску. Он исследователь из Университета штата Монтана, который отслеживает успехи этих русских ученых. И он присоединяется к нам из Бозмана, штат Монтана.

Профессор, добро пожаловать на программу.

ПРОФЕССОР ДЖОН ПРИСКУ: Большое спасибо. Приятно быть здесь.

ГРИН: Не могли бы вы рассказать нам, что-то вроде изображения этого озера? Я имею в виду, что представляю себе что-то такое же большое, как одно из Великих озер, но просто погребенное под ледяной крышей.

ПРИСКУ: Да, ты очень близко. Давайте выберем озеро Онтарио.

ГРИН: ОК.

ПРИШКУ: Это очень большое озеро с точки зрения площади поверхности. Но главное, это очень глубокое озеро, глубиной 3000 футов. Но, как вы говорите, это не простая ссылка на образец; это под двумя с половиной милями льда.

ГРИН: Почему же российские исследователи так стремились туда попасть?

ПРИСКУ: Ну, это интересная история. Российская программа начала бурение на участке для извлечения ледяных кернов, чтобы посмотреть на палеоклимат и рекорд температуры Земли и газовый рекорд. И лед уникален; в нем есть маленькие пузырьки атмосферы во время отложения снега на поверхности. Таким образом, это дает вам запись атмосферы во времени. Погружаясь глубже в лед, вы становитесь старше во времени.

Но по счастливой случайности они попали в этот очень интересный лед, когда прошли глубину более 3000 метров. Они потеряли климатический рекорд, в нем больше не было слоев. И оказалось, что лед, в который они попали, был из этого гигантского озера.

ГРИН: Похоже, они начали копать, чтобы проверить лед. Они выясняют, что на самом деле это жидкое озеро под ним. А что интересует ученых в этот момент? Возможно ли, что там может быть жизнь, организмы, если есть вода?

ПРИСКУ: Да, именно так. Когда вы смотрите в иллюминатор своего самолета, когда летите в Антарктиду, вы видите это огромное ледяное пространство, насколько хватает глаз. И около 70 процентов пресной воды в мире замерзает там.

ГРИН: Вау.

ПРИСКУ: Но никто никогда не думал, что он жив. Но теперь, вы знаете, внезапно появляются эти новые виды теперь, когда ледяной щит и подледниковая среда под ним кишат жизнью. И я написал несколько статей, в которых говорится, что самая большая заболоченная местность на нашей планете находится под этим ледяным щитом.

ГРИН: Ну, каковы риски? Я понимаю, что в этом озере может скопиться много газов. И я думаю, еще один вопрос, будет ли какой-то взрыв или гейзер, когда они войдут туда?

ПРИСКУ: Это хорошая мысль. Озеро находится под давлением, и давление в этом озере должно быть примерно таким же, как в бутылке из-под кока-колы. И вы знаете, что происходит в бутылке колы. Если вы встряхнете его и откупорите крышку, кока-кола вырвется наружу. Знаешь, ты же видишь, что у тебя может быть настоящий беспорядок. Так что очень важно, чтобы, когда озерная вода поднималась по скважине, она не поднималась слишком далеко, иначе она начнет дегазироваться, и тогда она может выйти гейзером на поверхность.

ГРИН: Вы знаете, интересно, что российские ученые сравнили это с исследованием чужой планеты, на которой до этого никто не был. И одна из областей, которую вы изучаете, — это астробиология, я имею в виду жизнь на других планетах. Разве это сравнимо с этим? Я имею в виду, можем ли мы найти формы жизни, которые могли бы дать вам некоторое представление об организмах, которые живут, знаете ли, в открытом космосе?

ПРИСКУ: Я думаю, что астробиологические последствия исследования Востока огромны. В ледяных мирах наших внешних солнечных систем больше пригодного для жизни пространства, чем на Земле. Мы никогда не были там. Мы их не пробовали. Но Европа — одна из моих любимых. И у него есть этот толстый шельфовый ледник и глубокий океан под ним.

ГРИН: Где это?

ПРИСКУ: Европа — один из спутников Юпитера.

ГРИН: А, значит, на одном из спутников Юпитера есть такие озера. И вот…

ПРИСКУ: Да, они огромные. Есть океаны. Итак, две вещи: Восток и другие подледниковые озера в Антарктиде, а их более 200, позволяют нам сделать, разработать технологию, чтобы добраться туда. Во-вторых, позвольте нам оценить ту жизнь, которая там есть. И вместе они позволят нам выдвигать гипотезы и разрабатывать инструменты и эксперименты для исследования этих внешних ледяных тел в нашей Солнечной системе.

ГРИН: Похоже, если они прорвутся сквозь лед на этой неделе, это может быть довольно захватывающий момент. Хотели бы вы быть там? Хотели бы вы быть там с ними?

ПРИСКУ: Да. Хотел бы я быть там. Но я думаю, что буду стоять в 100 метрах от скважин, когда они прорвутся.

ГРИН: Хорошо. Интересная история, которая будет дальше. Джон Приску, исследователь из Университета штата Монтана, присоединился к нам из Бозмана.

Профессор, большое спасибо, что рассказали нам об этом.

ПРИШКУ: Большое спасибо.

(ЗВУК МУЗЫКИ)

ГРИН: И вы слушаете выпуск новостей NPR выходного дня.

Copyright © 2012 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.

Стенограммы NPR создаются в спешке подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.

Пока группа российских ученых бурила образцы ледяного керна на своей базе Восток в Антарктиде, новые спутниковые снимки показали очертания озера размером с Нью-Джерси, погребенного подо льдом в двух милях. Считается, что это третье по величине озеро на планете. Земная обсерватория/НАСА скрыть заголовок

переключить заголовок

Земная обсерватория/НАСА

Вот краткая информация об отчете Ричарда Харриса из NPR за февраль 2011 г. Morning Edition об усилиях российских ученых пробить дыру «в огромном антарктическом озере, которое погребено под более чем двумя милями льда».

The Washington Post сообщает, что ученые сообщают, что они «прекратили бурение примерно в 40 футах от предполагаемой ватерлинии для измерения уровня давления глубоко внизу» и что, если все пойдет хорошо, они хотели бы прорваться в озеро Восток «в течение следующей недели». .»

Так что скоро мы узнаем, откроет ли этот проект какие-то важные открытия о жизни и условиях под Южным полюсом, или мы обнаружим, что другие ученые были правы, очень беспокоясь об этих усилиях.

Как сообщил Ричард:

«Одна из основных проблем заключается в том, что русские залили скважину, которую они бурят, более чем 14 000 галлонами керосина и фреона, чтобы она не замерзла. прорыва в озеро, давление воды снизу должно выталкивать буровой раствор вверх по скважине, а не позволять ему выливаться в озеро и загрязнять его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *