Кремль это в древней руси: КРЕМЛИ, ДЕТИНЦЫ, КРОМЫ | Наука и жизнь

Читать онлайн «Московский Кремль» – Литрес

…И каждый камень твой

Заветное преданье поколений.

М. Ю. Лермонтов

Путешествие, даже на страницах книги, – это всегда увлекательное приключение, и предвкушение нового и неизведанного тем сильнее, когда речь заходит о столице России Москве. Ведь ни для кого не является секретом, что Москва и для русского, и для иностранного гостя – это музей под открытым небом. Москва обладает многообразным и подчас непредсказуемым архитектурным обликом: древний город «сорока сороков церквей» славится и старинными храмами, и роскошными дворцами, и величественными особняками.

До сих пор ни один историк не взял на себя смелость ни объяснить точный перевод самого названия города – «Москва», ни определить с абсолютной точностью дату основания города, ни дать исчерпывающего предположения, почему в XV столетии Москва приобрела статус столицы Русского государства.

850-летие Москвы отмечалось в 1997 г.

, но эта дата условна, поскольку принято считать годом основания столицы России первое упоминание о ней в летописях. И все же в районе Красной площади не так давно были сделаны археологические раскопки, которые поставили под сомнение официальную дату основания, поскольку свидетельствовали о том, что город старше, как минимум, на 150 лет.

Но если Москва является в сознании миллионов людей символом России, то визитная карточка самой Москвы – это, без сомнения, Кремль. Московский Кремль является величайшим памятником истории России и символом ее мощи, монументального величия и непобедимости. Это творение является венцом русской национальной культуры и искусства, но не только. Можно сказать, что здесь буквально каждое здание и каждая башня являются безмолвными свидетелями российской истории.

Вообще на территории России известно много старинных кремлей, в числе которых можно назвать такие замечательные архитектурные ансамбли, как Псковский, Новгородский, Тульский, Нижегородский, Казанский, Коломенский, Астраханский, Смоленский, и это далеко не полный перечень.

И тем не менее среди всех них особенно выделяется Московский Кремль, не имеющий себе равных. Здесь, как нигде, комплекс пронизан единством архитектурного замысла, завершенностью и необычайной живописностью.

С самого своего зарождения Кремль превратился в центр всей Русской земли, а значит, национальной культуры и ремесла. Здесь создавали свои бессмертные произведения лучшие архитекторы, мастера, кузнецы, художники, все мастеровые люди, которые воплощали в творчестве многовековые традиции, опыт и мастерство своего народа. Кремль вобрал в себя все самое ценное, на что был способен народный гений, и явился своеобразной школой, в которой русские мастера оттачивали свое мастерство и впоследствии возводили другие кремли и монастырские ансамбли по всем княжествам Древней Руси в XVI–XVII столетиях.

И. Глазунов. Сто веков

Многие ученые по-разному истолковывают слово «кремль». Одни считают, что название произошло от «кремень», что означает «крепкий», другие возводят его к греческому слову «кремнос» – крутизна, высокая гора над речным берегом. Историк И. Е. Забелин высказал предположение, что «кремль» произошел от славянского «кремь» – бор, крепкий, мощный строевой лес.

Итак, первое летописное упоминание о Москве встречается в 1147 г., который по традиции считается годом основания столицы России. Именно в это время суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе в гости в Москву брата, новгород-северского князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов». Историки предполагают, что это обращение не было простым приглашением приятно провести время; Юрий Долгорукий собирался начать объединение непрерывно враждовавших друг с другом русских княжеств вокруг Москвы и провести с братом военный совет. Так получилось, что традиционный год основания столицы был отмечен пролитием крови: обед для Святослава Ольговича устраивался во владениях боярина Стефана Кучки, отказывавшегося уступить Юрию Долгорукому свою вотчину и убитого во время обороны земель. Сейчас трудно сказать, чем Кучка не устраивал Долгорукого. Быть может, он был слишком независим и желал вести собственную политическую линию, никак не устраивавшую князя? В раскольничьей летописи можно даже встретить такое оригинальное предположение, больше похожее на легенду, будто Долгорукий питал нежную страсть к супруге Кучки.

Кто знает, возможно, так оно и было, но эта древняя история по-прежнему представляется нам овеянной таинственным покровом. Скорее всего на этот вопрос уже никто так и не даст ответа. Местность, захваченная князем, некоторое время называлась Кучково по имени своего погибшего владельца.

Существует и еще одно, очень поэтическое предание, будто суздальский князь Юрий Долгорукий возвращался со своей дружиной из военного похода. Путь проходил через темные леса и топкие болота. Неожиданно посреди болота воины увидели невиданного зверя с тремя головами и разноцветной шерстью. Видение длилось недолго: зверь растаял, словно туман. Юрий Долгорукий попросил греческого философа растолковать дивное явление. Философ сказал, что это знамение: поблизости должен вырасти великий город с укреплениями, который будет иметь треугольную форму. Всевозможные народы съедутся к этому городу, и станет он центром величайшего царства.

Проехав дальше, князь Юрий увидел укрепленный поселок на вершине холма и решил, что, наверное, он и станет центром великого царства. Однако владелец имения, боярин Кучка, не только не оказал должного уважения князю, но даже не пожелал пригласить его в дом, как того требовали законы гостеприимства. После этого строптивый воевода и его люди были убиты. Спасся только воевода Букал, который увел с собой детей Кучки. Впоследствии Букал и эти дети отомстили Юрию Долгорукому. Букал стал жить как отшельник поблизости от Москвы.

Прошли годы, и он рассказал дочери Кучки Улите, как убили ее отца. После этого дети боярина Кучки убили старшего сына Юрия Долгорукова Андрея Боголюбского.

Но это тоже одно из преданий, а потому удовольствуемся сообщением, оставленным Ипатьевской летописью, которая приводит приглашение Юрия Долгорукова своему брату, датированное 1147 г.: «Приди ко мне, брате, в Москов». Это название родственно таким, как Серпухов, Псков, Чернигов… Приверженцы финноугорской гипотезы считают, что словом «Москва» именовалась река, протекавшая около Боровицкого холма; перевод же ее звучит как «медведица». Очень интересное предположение, однако сторонники славянской версии считают, что «Москва» означает не что иное, как «топкая, болотистая».

С этим трудно спорить, поскольку территория, на которой расположилось поселение, в полной мере отвечает всем этим требованиям.

К 1156 г. Москва представляла собой крупное поселение, расположенное на высоком Боровицком холме. В это время на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной уже выросли деревянные, хорошо укрепленные стены. С тех пор Москва стала быстро разрастаться и развиваться, чему способствовало выгодное для ведения торговли географическое положение, поскольку в районе Москвы-реки, Неглинной и Яузы перекрещивались наиболее значительные для Руси торговые и военные пути.

Долго Русь не являлась единым государством. Удельные княжества были не только обособленны, но и постоянно враждовали между собой. Это ослабляло страну и делало ее легкой добычей для врагов. В XIII столетии монголотатары вторглись в пределы русских земель, многие из них захватили и разорили. Тверская летопись свидетельствует, что в 1238 г. хан Батый захватил и уничтожил Москву. В пожаре погиб и Кремль со всеми его постройками.

С тех пор еще не раз Москва страдала от набегов иноплеменников, но каждый раз находила в себе силы возродиться из пепла и вновь начинать борьбу за свою независимость.

Для превращения деревянной крепости Москва в столицу княжества особенно много в это время сделал князь Даниил Московский, сын святого благоверного князя Александра Невского. Он проявил себя очень дальновидным политиком и рачительным хозяином. Даниил явился инициатором основания пяти монастырей, благодаря ему границы Московского княжества значительно расширились, наконец, он продолжал политику объединения русских земель вокруг Москвы.

В XIV столетии особенно тонкой и умелой политикой прославился Иван Калита, который во время своего правления, невзирая на тяжесть монголотатарского ига, сделал все возможное для укрепления Московского княжества, способствовал росту его политического и экономического влияния. Калита сумел получить в Золотой Орде ярлык на великое княжение, после чего первым делом расправился с самой серьезной конкуренткой Москвы – Тверью. После этого безусловное первенство Москвы ни у кого уже не могло вызвать сомнения.

Все последующие поколения должны быть благодарны Ивану Калите за установившуюся при нем «сорокалетнюю тишину». Князь договорился с ханом Узбеком об изменении порядка сбора дани с русских князей. До Калиты этим делом занимались ханские баскаки. Умный политик сделал Узбеку заманчивое на первый взгляд предложение: русский князь сам будет собирать дань со своих подданных, а заодно гарантирует ее существенное увеличение. С этим трудно было не согласиться, и разорительные набеги на Русь прекратились. За этот период времени – 40 лет – успело вырасти новое поколение русских людей, не знакомых с унижениями, подобно своим отцам и дедам. Это поколение с другим национальным самосознанием, не привыкшее подчиняться давлению иноплеменников, вышло на Куликово поле и разгромило татарские полчища.

Помимо этого, Иван Калита сделал все возможное для превращения Москвы в духовную столицу страны еще до приобретения городом статуса государственной столицы. По предложению князя митрополит Петр перенес кафедру в Москву из Владимира, чем утвердил значение Москвы как православной столицы. Немедленно в Москву устремились сотни паломников, и в XIV столетии здесь было возведено не менее 20 монастырей и бесчисленное количество приходских церквей.

 

Иван Калита начал перестройку Московского Кремля. В период с 1326 по 1340 г. Московский Кремль украсили каменные Архангельский и Успенский соборы, новые княжеские покои. В 1339–1340 гг. весь ансамбль был обнесен крепкими дубовыми стенами. Москва стала общепризнанным центром светской и духовной жизни, а Кремль – резиденцией великих князей и митрополитов.

XIV столетие в жизни Русского государства характеризуется не только дальнейшим усилением могущества Москвы, но и нарастанием угрозы со стороны татарских ханов. Внук Ивана Калиты великий князь Дмитрий Донской в 1367 г. отдал приказ начать возведение стен и башен Кремля из белого камня. По всей Москве появилось множество белокаменных церквей; в 1358 г. впервые упоминается Чудов монастырь; выросли новые княжеские палаты. В 1390 г. был выстроен Вознесенский монастырь. После этого за Москвой прочно закрепились названия «белокаменная» и «град сорока сороков церквей».


И. Глазунов. Дмитрий Донской

Строительство нового Кремля было еще далеко от завершения, а Москве уже всерьез угрожало новое нашествие татар, раздраженных явным пренебрежением Дмитрия Донского к своей власти. Между Москвой и Ордой началось открытое противостояние, которое в 1380 г. завершилось Куликовской битвой, ставшей поворотным моментом в истории и Московского княжества, и всего Русского государства. В этом сражении хан Мамай был наголову разгромлен полками московского князя, и с этого времени началось постепенное освобождение Руси от многовекового ига татар. На Москву русские люди стали смотреть как на свою освободительницу. Правда, после Куликовской битвы прошло всего два года, и в 1382 г. хан Тохтамыш с помощью истинно восточного коварства проник в Москву, разграбил и сжег город, а его жителей увел в полон. И все же начало освобождению Руси было положено.

В конце XV столетия окончательно сложилось централизованное Русское государство. Во время правления московского князя Ивана III Москва настолько возвысилась над прочими городами Древней Руси, что стала не только духовным центром всей Руси, где находилась кафедра митрополита в Успенском соборе Кремля, но и столицей всех объединенных русских княжеств. У государства появился свой герб – древний двуглавый византийский орел. Тогда же пришел конец и многовековому игу Золотой Орды.

Старинный Кремль уже не мог удовлетворить все возраставшие запросы крепнущего государства и соответствовать размещенному в нем двору великого князя всея Руси. В Кремле началось небывалое строительство. По приглашению князя в столицу прибыли лучшие итальянские архитекторы: Аристотель Фиораванти, Петр Антонио Солярио, Марко Руффо, Алевиз Новый, Бон Фрязин и многие другие. Они работали в постоянном контакте с местными русскими мастерами и вынуждены были принимать во внимание не только своеобразные местные условия строительства, но и впитывать оригинальные традиции русского зодчества. Потому можно утверждать, что творения итальянских архитекторов превратились в исполненные духа русской культуры произведения искусства. Думается, что приезд прославленных иностранных зодчих был не случаен, поскольку именно в эпоху итальянского Возрождения Европа наконец заметила на своих границах мощное государство – Россию – и его столицу Москву.

Белокаменные кремлевские укрепления, возведенные Дмитрием Донским, уже обветшали, потому началось строительство новых мощных стен и башен из кирпича. Вся Москва из белокаменной превратилась в кирпичную, однако былое название так и сохранилось до настоящего дня. На территории Кремля появились величественные Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата. Была заложена первая княжеская усыпальница – Архангельский собор. Сама территория Кремля также значительно расширилась.

Сын Ивана III, великий князь Василий Иванович, продолжал вести строительные работы с целью усовершенствования оборонительных сооружений Кремля, которые завершились лишь в 1516 г. Со стороны Красной площади, непосредственно у кремлевских стен, был выкопан ров, глубина которого превышала 12 м, а ширина – 32 м. Этот ров соединил реку Неглинную с рекой Москвой, и Кремль, со всех сторон окруженный водной преградой, стал одной из самых мощных и неприступных крепостей своего времени.

В центре Кремля к этому времени возвышалась дозорная сигнальная башня, которая получила в истории известность под названием колокольни Ивана Великого. Привычный для современников внешний вид эта башня получила в 1600 г., во времена правления Бориса Годунова.

В XVI столетии произошло два важнейших события в судьбе Москвы: это венчание на царство в 1547 г. первого русского царя из династии Рюриковичей Ивана Грозного и поставление Патриарха Московского и всея Руси Иова в 1589 г. И венчание на царство, и поставление патриарха происходило в Успенском соборе Кремля.

В Москве возвели три пояса защиты, а в 1535–1538 гг. великая княгиня Елена Глинская приказала итальянцу по имени Петрок Малый поставить мощное крепостное укрепление, способное защитить городской посад, расположенный у восточных стен Кремля и получивший название Китай-город. Хотя, надо признаться, посад не имел ни малейшего отношения к Китаю. После сооружения трех крепостных стен Москва стала напоминать срез гигантского дерева.

Конец XVI – начало XVII столетия известны в истории Русского государства как Смутное время. В 1598 г. окончательно пресеклась древняя династия Рюриковичей, которая правила с XIII в., от Даниила Московского до Федора Иоанновича. Кремль увидел и Лжедмитрия I, и поляков-интервентов, и народное ополчение, которое под руководством князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина освободило русскую столицу от ненавистных ляхов. В 1612 г. на московском престоле появилась новая династия – Романовы.

XVII столетие внесло определенные изменения в облик Кремля. Дальнейшее укрепление Русского государства в этот период способствовало развитию и расцвету русской культуры, и прежде всего искусства и архитектуры.

В Московском Кремле шел капитальный ремонт и перестройка всех обветшавших строений, а на месте старых дворцов возводились каменные палаты – терема. С 1635 по 1656 г. были возведены Патриаршие палаты и небольшая по размеру церковь «Двенадцать апостолов». В 1682 г. произошел пожар, после которого заново отстроилась древняя Грановитая палата. Кремлевские башни украсились высокими изящными кирпичными шатрами с черепичным покрытием и золочеными флюгерами. Второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович, распорядился переименовать некоторые московские улицы и кремлевские башни. Так, например, Фроловская башня обрела новое название – Спасская.

Еще один страшный пожар произошел в 1701 г. Во время него сгорели все деревянные строения, расположенные в северо-западной части Кремля. Были уничтожены и Житные дворы. В 1702 г. на их месте Петр I приказал специальным указом заложить обширное здание Арсенала, где предполагалось хранить оружие и военные трофеи. Надо сказать, что Петр вообще не испытывал ни малейшего почтения к патриархальной старине. Он жаждал перемен, которые хотел внести и в архитектурный облик Москвы. Прежде всего царь попробовал видоизменить древний Кремль, где возвел упомянутый выше Арсенал, который вытянулся от Троицкой до Собакиной башни.

Политическая обстановка в начале XVIII столетия обострилась в связи с тем, что назревала война со шведами, а значит, существовала срочная необходимость дальнейшего укрепления Кремля, учитывая все военно-технические достижения того времени.

С 1707 г. по всему периметру крепостных стен и башен начали возводить бастионы и прокапывать рвы. Кремль был в полной боевой готовности и мог дать достойный отпор любому противнику, однако это не потребовалось благодаря сокрушительному поражению шведов от русской армии под Полтавой.

Поскольку Москва упорно сопротивлялась новшествам и не желала менять исконный древнерусский облик, то в 1712 г. она перестала быть столицей России. В 1713 г. в государстве появилась новая столица – Петербург, а Московский Кремль превратился в место временного пребывания царского двора. Государи и государыни России прибывали сюда на коронование, а также поклониться славным предкам и древним святыням. Москва уступила место Петербургу, и вследствие этого Кремль в течение всего XVIII столетия находился в плачевном, крайне запущенном состоянии. Большинство его строений многие годы не ремонтировались, даже после пожаров, и ветшали буквально на глазах. Например, в 1737 г. произошел большой пожар, вошедший в историю под названием Троицкого. В это время пострадали деревянные здания Кремлевского ансамбля, была уничтожена внутренняя отделка каменных сооружений. Только что выстроенный Арсенал также едва не погиб в пожаре и в течение долгих лет не восстанавливался. Лишь в 1749 г. архитектор В. В. Растрелли построил небольшой дворец для императрицы Елизаветы Петровны на месте старых царских палат. Своего прежнего значения для России Москва все же не утратила, и Елизавета Петровна всерьез подумывала о переносе столицы обратно – из Петербурга в Москву.

Оживленные строительные работы на территории Кремля начались только во второй половине XVIII в. В 1773 г. зодчий В. И. Баженов разработал проект, по которому у подножия Кремлевского холма на берегу Москвы-реки началась закладка обширного Кремлевского дворца. По плану архитектора главный фасад строения должен был выходить на набережную реки и охватывать боковыми крыльями все старинные кремлевские постройки. Но, к сожалению, на этот грандиозный проект в казне не хватило средств, а потому строительство дворца пришлось прекратить. С 1776 по 1788 г. архитектор М. Ф. Казаков непосредственно напротив Арсенала, в северной части комплекса, возвел великолепное здание Сената. В 1806–1812 гг. архитектор И. В. Еготов выстроил исполненное истинного величия строение для исторических и художественных сокровищ Оружейной палаты, где они и хранились до 1851 г.


Д. Кардовский. Москва в сентябре 1812 года

Наступил незабываемый для Русского государства 1812 г. В сентябре армия Наполеона заняла Москву и вступила в древний Кремль. Однако недолго пришлось торжествовать французскому императору, поскольку под неудержимым напором русских войск непобедимая ранее армия поспешно оставила русскую столицу. Покидая Москву, Наполеон отдал приказ взорвать Кремль, но исполнить это чудовищное намерение помешало мужество простых горожан. Взрывы на территории Кремля все же прозвучали: были разрушены Водовзводная, 1-я Безымянная, Петровская башни, а также звонница колокольни Ивана Великого. Пострадали Никольская башня и Арсенал. Несколько меньшие повреждения получили Боровицкая и Угловая Арсенальная башни. Все остальные здания были спасены и остались практически невредимы.

После окончания войны с Наполеоном началось восстановление Кремлевского комплекса. В это время старинный ров у стен Кремля на Красной площади, не имеющий более своего прежнего оборонительного значения, засыпали. Срыли и все бастионы Петровского времени. Река Неглинная была заключена в каменную трубу. В 1821 г. на ее месте разбили Александровский сад.

К середине XIX столетия дворец императрицы Елизаветы, несмотря на многочисленные перестройки и реставрации, значительно обветшал, а потому было решено его разобрать. Архитектор К. А. Тон разработал проект, по которому на месте старого дворца в 1838–1849 гг. возвели Большой Кремлевский дворец. Рядом с ним в 1851 г. выстроили новое здание Оружейной палаты и корпус жилых помещений для детей императорской семьи. Во второй половине XIX в. был произведен капитальный ремонт стен и башен Кремля, обновлен Теремной дворец и практически все соборы.

В 1917 г., в октябре, Кремлем овладели революционно настроенные войска, и взятием древней русской святыни завершилась победа революции в Москве.

Весной 1918 г. из Петербурга в Московский Кремль переехало новое, советское, правительство. После этого Кремль стал его резиденцией. На территории комплекса расположились высшие органы государственной власти страны – Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР и Совет Министров СССР. Здесь проходили крупнейшие правительственные заседания, на которых решалась судьба государства, прибывали иностранные послы для вручения своих верительных грамот.

В 1918 г. был принят декрет об охране памятников искусства и истории, в число которых входили и памятники Московского Кремля. Сразу же после выхода декрета в Кремле начались активные реставрационные работы, которые ведутся с тех пор постоянно, до настоящего времени. Здесь проводились серьезные проекты по охране историко-художественных и архитектурных памятников и их восстановлению, а также открыты многие новые, ранее считавшиеся утраченными.

 

В 1932–1934 гг. были упразднены Чудов и Вознесенский монастырь. Все их древние строения разобрали, и на их месте по проекту архитектора И. И. Рерберга было сооружено здание для военной школы имени ВЦИК, созданной в Кремле во время Гражданской войны. В это же время после частичной реконструкции Большого Кремлевского дворца был оформлен зал заседаний Верховного Совета СССР.

Через год с кремлевских башен убрали символ императорской власти – двуглавых орлов – и на их место водрузили несветящиеся пятиконечные звезды, украшенные позолотой и эмблемой «Серп и молот», изготовленной из уральских самоцветов. В 1937 г. эти звезды заменили на светящиеся рубиновые; появилась и еще одна новая звезда – на Водовзводной башне.

В 1945–1947 гг. кремлевские звезды подверглись реставрации, причем улучшилась их осветительная система, а старое остекление было заменено новым, более совершенным.

Эти звезды отличались большим своеобразием: их размеры, форма и рисунок зависели от высоты и архитектурного облика башен. Звезды изготавливались из нержавеющей стали и рубинового стекла, а внутри каждой находилась электрическая лампа мощностью 5 тысяч Вт, которая охлаждалась потоком воздуха, текущим от специальных электрических вентиляторов. Каждая звезда весила от 1 до 1,5 т, а размах лучей составлял от 3 до 3,75 м.

С 1945 г. на территории Кремля начались обширные реставрационные работы, которые продолжались в течение пяти лет. В это время восстанавливались обветшавшие фрагменты крепостных сооружений, шатры башен украсила новая черепица. Спасскую, Никольскую и Троицкую башни покрыли листовой медью. Чтобы ходовая площадка крепостных стен не подвергалась разрушающему воздействию осадков, ее сплошь покрыли гидроизоляционным ковром.

С 1946 по 1958 г. реставраторы работали над восстановлением Успенского, Благовещенского и Архангельского соборов, домовых церквей, теремов, Грановитой, Золотой и Царицыной палат, храма «Двенадцать апостолов» и других памятников Кремля. В это же время было восстановлено старинное каменное покрытие Соборной площади, а главы «Ивана Великого», звонницы и Благовещенского собора засияли новой позолотой.

Московский Кремль: история древней крепости

Строительство Московского Кремля


Более десяти веков назад на высоком Боровицком холме возник Московский Кремль — оборонительное сооружение вятичей, состоявшее из земляного вала, рва и частокола. Реки Москва и Неглинная — водные преграды — усиливали его неприступность и защищали от врагов.

В XII веке Кремль являл собой небольшую деревянную крепость. При Иване Калите, в XIV веке, территория его заметно расширилась. Дмитрий Донской увеличил площадь Кремля еще больше, возвел белокаменные стены и башни. Современный вид мощной крепости над Москвой-рекой был оформлен в конце XV века.

А.М. Васнецов. Расцвет Кремля. Источник: regnum.ru

Общая длина стен Кремля — более двух километров, высота — до девятнадцати метров. Стены увенчаны зубцами и оснащены бойницами. Крепость имеет двадцать башен, расположенных в большей мере на южной стене, вдоль Москвы-реки, откуда нападали монголо-татары. В XVII веке башни получили высокие шатровые надстройки.

Соборы Московского Кремля

В воинственном обрамлении несокрушимых стен возвышаются на Боровицком холме златоглавые соборы Кремля. Построены они были в конце XV — начале XVI веков лучшими русскими и итальянскими зодчими. Своим могуществом и суровостью повергает в изумление Успенский собор. Итальянский мастер Аристотель Фиораванти воплотил в облике храма черты древнерусской архитектуры, увенчав его по-новгородски мощными главами и внеся детали владимирского зодчества — белый камень и колончатый поясок. Интерьер собора поражал современников и величеством, и светлостью, и пространством. Здесь венчались на царство русские самодержцы.

Бок о бок с москвичами трудились над возведением Благовещенского собора псковские умельцы. Ярусная композиция храма — образец народного зодчества. В иконостасе собора по сей день сохранилась живопись Андрея Рублева и Феофана Грека.

П. П. Верещагин. Вид Московского Кремля, 1879 год. Источник: wikipedia.org

Что касается Архангельского собора, то по отделке он больше напоминает дворец, чем храм. Фасады его украшены раковинами в стиле итальянского Возрождения. До 1730 года собор был царской усыпальницей. Здесь находятся гробницы Ивана Калиты, Петра II, Дмитрия Донского. С последним связана еще одна достопримечательность храма — икона «Архангел Михаил с деяниями», написанная по заказу Евдокии Дмитриевны в память о супруге.

Над соборами, стенами и башнями Кремля гордо возвышается храм-колокольня, прозванная в народе «Иван Великий». Воздвигли ее в начале XVI века. Столетие спустя надстроили, о чем гласит надпись на верхнем барабане: «повелением князя Бориса Федоровича всея Руси самодержца сий храм свершен и позлащен во второе лето господарства их 7108». У подножия колокольни стоит знаменитый Царь-колокол. Рядом — Царь-пушка — еще одно свидетельство высокого мастерства русских литейщиков.

Дворцы Московского Кремля

Рядом с соборами красуется Грановитая палата, по своей архитектуре напоминающая дорогой ларец. Построенная в конце XV века итальянскими умельцами, она стала парадным приемным залом древнего Кремля.

Теремной дворец, снаружи и внутри затейливо украшенный узорчатой резьбой, напоминающей народную вышивку, был возведен искусными мастерами в середине XVII века. Задуманный государем Михаилом Федоровичем как парадные царские покои, он и сегодня является президентской резиденцией.

К концу XVII столетия период древнерусского зодчества подошел к концу. Однако строительство в Кремле не закончилось. В 1776 году по проекту архитектора Матвея Казакова началось строительство московского Сената. Спустя десятилетия поднялся над Москвой-рекой и Большой Кремлевский дворец. Среди его роскошных парадных помещений особенно выделяется Георгиевский зал. Строгий и торжественный, он посвящен доблести русского воинства.

С. О. Фридлянд. Московский Кремль, 1950 год. (yandex.ru)

История Московского Кремля неразрывно связана и с историей советского государства. В марте 1918 года сюда из Петрограда переехало правительство страны во главе с Владимиром Лениным. В 1961 году советские архитекторы построили в Кремле новое здание — Дворец съездов, в котором проходили съезды КПСС, торжественные заседания, митинги дружбы.

Сегодня Московский Кремль — не только часть всемирного культурного наследия, но и великая святыня России. Днем и ночью горят на его башнях рубиновые звезды, символизируя славу и гордость страны.


Сборник: Московский Кремль

Первые укрепления на месте современного Кремля появились в 1156 году. При князе Дмитрии Донском крепость была обнесена белокаменными стенами и башнями.

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XX вв.

Главная башня Кремля

Главная башня Кремля

Спасская башня — символ Нового года для россиян, символ Москвы для иностранцев.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Особое правительственное задание»: спрятать Кремль

«Особое правительственное задание»: спрятать Кремль

В июне 1941 года стало понятно, что немцы будут бомбардировать столицу. Было принято решение о защитной маскировке Кремля и прилегающей к нему территории.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIII-XXI вв.

Кремль: правда или вымысел?

Кремль: правда или вымысел?

Было ли принято белить Кремль? Хотел ли Сталин взорвать Собор Василия Блаженного и где искать библиотеку Грозного?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кремль под прицелом объективов и артиллерийских орудий

Кремль под прицелом объективов и артиллерийских орудий

Часто история съемки и события, оставшиеся за кадром, не менее интересны, чем сами фотографии.

  • Статьи
  • Европа
  • XIII-XXI вв.

5 несохранившихся зданий Московского Кремля

5 несохранившихся зданий Московского Кремля

Облик Кремля менялся разительно за считанные десятилетия, что уж говорить о столетиях. Но некоторые строения, стоявшие в крепости, в Москве помнят до сих пор.

  • Статьи
  • Европа
  • XIII-XXI вв.

Московский Кремль: история древней крепости

Московский Кремль: история древней крепости

Летопись Московского Кремля — крепости, города, резиденции — неразрывно связана с историей Русского государства.

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XX вв.

Главная башня Кремля

Спасская башня — символ Нового года для россиян, символ Москвы для иностранцев.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Особое правительственное задание»: спрятать Кремль

В июне 1941 года стало понятно, что немцы будут бомбардировать столицу. Было принято решение о защитной маскировке Кремля и прилегающей к нему территории.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XIII-XXI вв.

Кремль: правда или вымысел?

Было ли принято белить Кремль? Хотел ли Сталин взорвать Собор Василия Блаженного и где искать библиотеку Грозного?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кремль под прицелом объективов и артиллерийских орудий

Часто история съемки и события, оставшиеся за кадром, не менее интересны, чем сами фотографии.

  • Статьи
  • Европа
  • XIII-XXI вв.

5 несохранившихся зданий Московского Кремля

Облик Кремля менялся разительно за считанные десятилетия, что уж говорить о столетиях. Но некоторые строения, стоявшие в крепости, в Москве помнят до сих пор.

  • Статьи
  • Европа
  • XIII-XXI вв.

Московский Кремль: история древней крепости

Летопись Московского Кремля — крепости, города, резиденции — неразрывно связана с историей Русского государства.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • VIII до н.э. -V вв.

Древний Рим

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Басни Крылова в иллюстрациях

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Английская революция

  • Статьи
  • Азия
  • VI век до н. э.

Ворота Иштар

  • Статьи
  • Африка
  • XX век

Как нашли гробницу Тутанхамона

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Последний фаворит Екатерины II

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Что, если бы Пабло Эскобар выжил

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Накануне 22 июня 1941 года

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 3310601
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
  • 📚 Статьи
  • 👀 1013382
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
  • 📚 Статьи
  • 👀 640597
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 266351
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 107414
Древний Рим
  • 📚 Статьи
  • 👀 85936
Басни Крылова в иллюстрациях
  • 📚 Статьи
  • 👀 61588
Английская революция
  • 📚 Статьи
  • 👀 57519
Ворота Иштар
  • 📚 Статьи
  • 👀 57515
Как нашли гробницу Тутанхамона
  • 📚 Статьи
  • 👀 52727
Последний фаворит Екатерины II
  • 📚 Статьи
  • 👀 3310601
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
  • 📚 Статьи
  • 👀 1013382
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
  • 📚 Статьи
  • 👀 640597
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 488730
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 436222
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
  • 📚 Статьи
  • 👀 362712
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
  • 📚 Статьи
  • 👀 273427
Накануне 22 июня 1941 года
  • 📚 Статьи
  • 👀 266351
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 239465
«Коктейль Молотова»

Путин хочет легитимности Украины и общего прошлого России

Украинскому кризису можно найти множество объяснений с точки зрения экономики и безопасности. И они полезны, но их недостаточно. Культурные, исторические и религиозные подоплеки конфликта между Москвой и Киевом восходят к фундаментальным вопросам о том, что такое Россия, что значит быть русским и кому принадлежат мифы прошлого.

Украинскому кризису можно найти множество объяснений экономики и безопасности. И они полезны, но их недостаточно. Культурные, исторические и религиозные подоплеки конфликта между Москвой и Киевом восходят к фундаментальным вопросам о том, что такое Россия, что значит быть русским и кому принадлежат мифы прошлого.

12 июля 2021 года на официальном сайте Кремля была опубликована статья президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев». Это ключевой путеводитель по историческим историям, которые формируют отношение Путина и многих россиян.

Во-первых, Путин и многие русские считают, что русские и украинцы — это один и тот же народ, «братские народы», причем одна группа называется великороссы («великороссы»), а другая — украинцы — малороссы («малороссы»). То же самое они думают и о Беларуси — отсюда и название страны, они белорусы, или «белые русские». Когда Россия стала царством в 1547 году, официальным сокращенным титулом правителя было царь всея Руси , «царь всея Руси».

Все эти Руси произошли от государств-правопреемников и княжеств первоначальной Киевской Руси, управляемых различными членами династии Рюриковичей, правителями-викингами 9 века. Эта династия зародилась в Новгороде, а затем в 882 году перенесла свою столицу в Киев, который теперь называется Киевом. Он стал великой столицей федерации Рюриковичей. По сравнению с ней Москва была полной заводью. Первое письменное упоминание о нем относится только к 1147 г.

Именно эта общая линия происхождения отличает отношения России с Беларусью и Украиной от отношений с другими бывшими советскими государствами. Казахстан, Эстония, Грузия и т. д. могли бы быть национальными товарищами, но украинцы и белорусы были родными. Россия, Беларусь и Украина заявляют, что это государство является их культурным и политическим предком, и Путин всем сердцем поддерживает эту линию мышления. Из его статьи: «Киевский престол занимал господствующее положение в Древней Руси. Таков обычай с конца 9 века.век. «Повесть временных лет» запечатлела для потомков слова Олега Вещего о Киеве: «Да будет он матерью всем городам русским». Это восходит к святому Владимиру, также известному как Владимир Великий или Владимир Креститель славян, правителю Киевской Руси, известному тем, что он обратился в православие в 988 году и сделал его официальной государственной религией.

Это обращение и его последующая женитьба на византийской принцессе привели к тесным связям с византийцами и к началу другой линии легитимности и преемственности, проходящей через Константинополь. Владимир Мономах, правивший Киевом с 1113 по 1125 год, предпочитал называть себя «архонтом всея Руси» на «греческий манер». Его имя Мономах произошло от его родственных связей с византийским императором Константином IX Мономахом. Константинополь с его императором, коронованным городским патриархом, главой православной веры, был выше простых королей и архонтов.

Но этот порядок был поколеблен вторжением могущественных восточных завоевателей — сначала монголов, которые сравняли с землей Киевскую Русь, раздробив ее на многочисленные вассальные государства, а затем окончательное разрушение самого Константинополя в 1453 году османами. Когда-то гордый Киев остался в руинах, груда черепов возле крошечного остатка поселения. И не было уже византийского императора, который правил бы выше русских царей.

Но по мере ослабления монгольской власти в конце 15 века, начиная с битвы на реке Угре, части древнего государства Киевская Русь попытались восстановить свою легитимность — теперь называя его «Россией». Однако на западе они столкнулись с другими вызовами: могущественная Польша аннексировала большую часть современной западной Украины, а Беларусь была поглощена Литвой.

Именно в этот период Украина, некогда центр Киевской Руси, получила свое своеобразное название. Существуют две преобладающие теории относительно этого имени: одна поддерживается большинством историков, а также российским правительством, а другая продвигается в основном украинскими учеными и правительством. В первом говорится, что после того, как польская корона захватила бывшее сердце Киевской Руси в 1569 году, эта территория получила неофициальное название «Украина» (переводится как «у границы» на старославянском языке), поскольку, с польской точки зрения, он граничил со степью и полукочевыми державами, такими как татары.

Второй утверждает, что в украинском и старославянском есть разница между словами « окраина » и « окраина ». Оба произошли от « kraj », что на старославянском означает «граница», но есть важное различие в предлогах. Оу версия означает «в», а o означает «около, вокруг» — в этом контексте Украина будет означать «земли, примыкающие к центру» или «земли, граничащие с центром», что тогда интерпретируется как обозначение земли, непосредственно окружавшие Киевскую Русь, подчинялись ей напрямую. Это надуманное утверждение, но оно дает украинцам сильное ощущение своего места в наследии Киевской Руси.

Тем временем новому Российскому государству нужно было претендовать на собственное место в православном мире — и в линии происхождения от Римской империи, еще один источник национально-политической легитимности. С Константинополем, Вторым Римом, в руках мусульман, Москва должна была стать «Третьим Римом , », ее патриарх возвысил до уровня Константинополя и Рима. «Первые два Рима погибли, третий стоит, а четвертого Рима не будет», — говорила русская поговорка. Российские вожди с 1547 г. объявили себя уже не королями, а императорами — по-русски «царь», происходящий от древнеримского титула «цезарь».

Карта России, Московии и Украины около 1574 года.

Карта России, Московии и Украины около 1574 года. Группа Universal Images через Getty Images

И идея сработала. Это было выгодно российской силовой структуре; это могло бы помочь правителям централизовать и править с помощью Русского Патриархата; и это придает столь необходимую легитимность Москве. Русские правители женились на свергнутых византийских династиях и создали множество веселых мифов, чтобы оправдать свое предполагаемое наследство от Константинополя.

Но есть небольшая проблема. Как для того, чтобы называться кесарем, нужно править Римом, так и для того, чтобы называться царем, нужно править всей Русью. Культурное, историческое и религиозное значение Киевской Руси было слишком велико, чтобы его можно было игнорировать. Это не было проблемой для самих царей, которые отвоевали утраченные территории на западе, а затем решили расширяться на восток.

Российская империя попыталась вычеркнуть остальные восточнославянские языки из их общей культурной памяти — они поступили так, как будто Украины не было и никогда не было, как и Беларуси. По мнению царского правительства, украинцы всегда были русскими и не имели собственной истории. Украинский и белорусский языки были запрещены. Украинский национализм был угрозой основным мифам о России и угрожал их попыткам создать «всероссийский народ».

В Советском Союзе, напротив, первые идеалисты смотрели на феодальное прошлое с презрением и представляли Украину, Белоруссию и Россию отдельными народами, объединенными советским идеалом.

Но тот ранний идеализм вскоре распался для Советов. Иосиф Сталин был одержим идеей уничтожения украинства. Голодомор, искусственный голод 1932-1933 годов, унес жизни миллионов украинцев, хотя среди историков ведутся ожесточенные споры о том, насколько преднамеренно это было сделано. Украинская культура систематически притеснялась, вплоть до запрета на преподавание украинского языка в школах, а многие из этих школ были закрыты.

Однако преемник Сталина, Никита Хрущев, сам был украинцем и возглавлял Коммунистическую партию Украины до 1949 года, поэтому он считал более тесную интеграцию в советскую политическую систему с некоторой степенью автономии в местных делах более эффективной политикой, чем чем прямое истребление. В рамках этого так называемого процесса нормализации в 1957 году в дополнение к республиканским совнархозам были созданы областные совнархозы для укрепления автономии Украины. Украинская Советская Социалистическая Республика получила право принимать свои собственные законы в этой области, если они соответствовали союзному законодательству и были востребованы союзными органами. Киев стал очень стандартной советской столицей, не получая особого внимания или привилегий, чтобы лучше соответствовать остальной части Советского Союза. Его особое место в восточнославянской истории преуменьшалось и игнорировалось, потому что оно не вписывалось в советский нарратив, который хотели построить власть имущие.

Но это гораздо большая проблема для современной России, не имеющей ни идеологической гибкости Советов, ни территориальной досягаемости старой империи. Путин позиционирует себя как царскую фигуру. Он хочет войти в учебники истории как великий объединитель русских земель — если не под одной властью, то уж точно как гегемон Русского мира.

Путин всегда представлял себя славным лидером и победоносным завоевателем. Взять хотя бы его победную речь после выборов 2012 года или то, как после аннексии Крыма он подчеркивал историческую важность этого воссоединения в своем обращении к депутатам Госдумы, называя это «возвращением домой» и акцентируя внимание на былой российской воинской славе. Его цели также проявлялись в его реакции на любые разговоры японцев о сделке по Курильским островам. Он также построил для себя массивный, роскошный дворец с позолоченными двуглавыми орлами, четким имперским символом России, повсюду — даже в его личном стриптиз-клубе. Русская православная церковь помогает ему умиротворять население и поддерживает любые мифы, которые Кремль хочет прославить.

Путин хочет присвоить себе советское наследие и в то же время, чтобы его рассматривали в том же свете, что и императоров прошлого. Поэтому он должен вернуть и утвердить старые, имперские мифы и ценности, а для этого ему нужно взять Киев под свой контроль. Ведь именно восстановленная Киевская Русь стала Россией, Третьим Римом. Украина идет своим путем, объявляет Киевскую Русь своим наследием, отдаляется от Москвы, получает автокефалию для собственной православной церкви — все это противоречит российской государственной мифологии. Эти имперские мифы определяют Россию, что вообще значит быть русским. Без них Россия просто перестанет быть Россией в глазах многих. Путин убежден, что если этот социальный клей разрушить, то Россия снова просто расколется на куски, а если он допустит это, то его наследие будет разрушено. Для него не может быть отдельного украинского языка, культуры или истории.

В то же время аналогичная проблема стоит и перед Украиной. Чувствуется, что она, а не Россия, является истинной наследницей Киевской Руси. Украинцам нужно отделить Киевскую Русь от современной России и показать свою историю. Они видели, что произошло с принятием русских мифов в Беларуси, где оппозиция теперь размахивает бело-красно-белым флагом на протестах эпохи Речи Посполитой, показывая нос русскому историческому национализму.

Итак, конфликт продолжается. И так будет продолжаться до тех пор, пока Россия хочет на самом деле иметь возможность называть себя Россией, как она себя определяет, а остальные потомки Киевской Руси хотят сами определять свою судьбу и иметь свой язык, историю и традиции, без вмешательства со стороны Москва. Можно решать экономические вопросы, давать гарантии безопасности и заключать новые сделки, но эти древние проблемы можно решить, только построив совершенно новый проект, с новыми идеалами и новой основой легитимности, не нуждающейся в исторических мифах. подпирать себя. Может быть, пришло время, наконец, позволить Третьему Риму пасть. И чтобы дать этим старым легендам достойное захоронение, мы должны чтить часть о том, что не будем строить четвертую.

Эта статья опубликована в печатном выпуске за весну 2022 года. Подпишитесь сейчас , чтобы поддержать нашу журналистику и получить неограниченный доступ к FP.

Rus: Краткий обзор

Кристиан Раффенспергер | Виттенбергский университет

Исторический обзор

Русское царство было крупнейшим по территории царством в средневековой Европе. Он простирался от Финского залива на севере, где такие города, как Ладога, а затем Новгород, служили базами для торговли и власти; в Полоцк на Двине, что давало еще один путь из Балтики во внутренние районы Восточной Европы; столица территории находилась в Киеве на Днепре, который находился в центре на днепровском торговом пути с севера на юг, а также на сухопутном торговом пути с востока на запад. Его власть простиралась на юго-запад в новообразованные районы Галиции и Волыни, простираясь по верховьям рек Припять, Висла, Днестр и Буг. В этом регионе были не только естественные залежи соли, но и легкий доступ к множеству других областей, хотя и без естественных границ, он был подвержен завоеваниям, как это видно из его истории. Русь также простиралась на северо-восток, особенно в районы между Волгой и Окой, которые в конечном итоге образовали центр Московии, потенциального государства-правопреемника. Этот район был хорошо известен сбором меха, но особенно перевалкой меха по Волге в мир Средней Азии. Его удаленность от остальной Европы не исключала контакта с Западной и Центральной Европой, но делала его более трудным (и менее распространенным), чем для более близких областей, таких как Киев, Новгород или Галицко-Волынь.

Политическое единство Русского царства раскололось в течение 12 века, в результате чего в 13 веке оно осталось на несколько царств, часто называемых княжествами. Различные царства были сосредоточены в таких разных местах, как Новгород на севере, Владимиро-Суздаль на северо-востоке, Смоленск на Днепре и Галицко-Волынь на юго-западе. У каждого были свои политики, хроники, церковные авторитеты и так далее.

Приход монголов в середине XIII века резко изменил всю Русь на всю оставшуюся историю. Монголы захватили, разграбили и впоследствии контролировали большую часть Руси, за исключением только Новгорода на севере, начиная с ок. 1236–41, скорее всего, в связи с капитуляцией города при Александре Невском (р. Новгород 1236–59[с междуцарствием]). Хотя монголы продолжали грабить Польшу и Венгрию на западе, смерть хана Угедея (ум. 1241) привела к установлению грубой границы монгольского контроля на восточном периметре Руси с галицко-волынскими территориями современных левых. -банк Украины, переходивший под монгольское, венгерское, польское, а позднее и литовское управление.

Традиционная история возвышения России следует за переносом власти из Киева, центра Русского царства, во Владимиро-Суздальский на северо-востоке в течение 12 и 13 веков, а затем в Москву в 14 веке. Первым известным правителем Москвы был Даниил (ум. 1303), сын Александра Невского. Даниил начал борьбу за региональное господство с соперником Москвы – Тверью. Его выдающимся успехом было сохранение независимости Москвы, приобретение дополнительных территорий и передача их в целости и сохранности своему сыну Юрию (г. Москва 1303–1325). Юрий первый из правителей Москвы убедил монгольского хана Узбека (ум. 1341) в данном случае дать ему ярлык , грамота на правление и сбор налогов, а также то, что нарек его великим князем Владимирским. Богатство, полученное в результате этого, способствовало подъему Москвы и их продолжающемуся конфликту с Тверью, а их накопление богатства достигло апогея с сыном Юрия Иваном (г. Москва 1325–1341 гг.), Прозванным Калитой или денежным мешком. Собранное Иваном Калитой богатство вывело Москву на неизменный путь к победе над региональными соперниками, хотя впереди, конечно, были и ухабы. Путь Московии, тем не менее, был в значительной степени путем присоединения к монгольскому миру, который уводил ее дальше от связей с остальной Европой, что в конечном итоге привело к прибытию британских исследователей в 16 веке в Московию, которые чувствовали, что они «открывают» новое. территория.

Однако это не единственная история о Руси, о которой говорилось до сих пор. Поднепровье, как и территория Галицко-Волынской, начали идти своим путем в период после прихода монголов в середине 13 века, если не раньше. Галиция-Волынь, в частности, представляет собой интересный пример, поскольку она поддерживала активные переговоры с монголами на востоке, венграми на юго-западе, поляками на севере и северо-западе, а также с отдаленными державами, такими как литовцы на севере. Эти взаимодействия привели после исчезновения правящей линии Володимеровичей / Рюриковичей к претендентам на власть как из Венгрии, так и из Польши и, в конечном итоге, к включению этой территории в состав обоих королевств в разное время в 14 веке. Подъем Литвы и объединение Польши и Литвы в конце 14 века и особенно более тесное сотрудничество в 15 веке привели к их экспансии вниз по Днепру и присоединению большей части Днепровской и Галицко-Волынской территории к Польше-Литве во время 15 век. Здесь она останется до конца обсуждаемого периода, хотя Московия будет расширяться все ближе и ближе к Днепру в 16 веке.

Источников, доступных для изучения Руси в этот период, как много, так и мало, как ни странно. Исходная база во многом зависит от того, какое место вы выбираете для изучения и какие языки хотите изучать. Акцент на Московию и северо-восток Руси обычно ведется на русском и древневосточнославянском языках. Существует несколько летописных свидетельств, начинающихся с Повести временных лет (повесть временных лет) в качестве основы и продолжающихся от ее завершения в начале XI века региональными хрониками. Лаврентьевская — самая известная из них, хотя на северо-востоке есть множество других. К 14-му и 15-му векам наблюдается заметное увеличение ведения записей, и мы видим изобилие копий религиозных текстов, в том числе 9-го века.0009 Комчая книга (Пилотная книга), уставы всех видов (религиозные и светские), а также другие документы. Если выбрать изучение юго-запада, то основные летописи, такие как Галицко-Волынская летопись, написаны на старославянском языке, но можно также обратиться к сведениям об этой части Руси из многочисленных латинских источников из Польши, Венгрии и Литвы. – все они имели дело и даже контролировали эту область в то или иное время. Кроме того, эта область имела усиленное взаимодействие с Византией, поэтому мы чаще видим ее упоминания в византийских и балканских источниках.

Ключевые вопросы и дебаты

Один из самых интересных и продолжительных споров об этом регионе в рассматриваемый период заключается в том, как классифицировать или категоризировать Русь по отношению к регионам и другим политиям. В 1970-х годах Дмитрий Оболенский кодифицировал идею Византийского Содружества, в котором Византия (средневековая Римская империя) управляла туманным государством, выходившим за ее обычные политические границы и включавшим области, которые были «православными» и разделяли византийскую культуру. Эта идея практически не подвергалась сомнению до 21 века, когда Энтони Калделлис ( Эллинизм в Византии: трансформация греческой идентичности и рецепция классической традиции , 2007), а Кристиан Раффенспергер указал на множество проблем, в том числе на наличие множественных религиозных связей между «православным» и «латинским» мирами, свидетельствующими о идея о том, что в Средневековье люди не думали такими категориями; а также тот факт, что нет никаких положительных свидетельств из Византии, демонстрирующих, что византийцы когда-либо думали о таком наднациональном образовании. Такая критика, конечно, не помешала этой идее сохраниться и даже расцвести в науке.

Как уже отмечалось, идея Оболенского, хотя и сформулированная в новаторской форме, была всего лишь кодификацией давнего взгляда на место Руси (в центре внимания этой статьи) по отношению к остальному средневековому миру. Еще в конце XIX века Н. М. Карамзин и Михаил Грушевский, отражая соответственно традиционную русскую и зарождавшуюся украинскую точки зрения, спорили о месте Руси по отношению к Европе. Карамзинская Русь была лишь передним планом по отношению к Руси, и поэтому после прихода монголов в XIII веке центры власти сместились из Поднепровья на северо-восток и в Волго-Окский регион, конкретно в Москву. Карамзин меньше внимания уделял Крыму и современной Украине, пока эти территории не были завоеваны Московским государством гораздо позже. Вместо этого Грушевский сосредоточился на том, что он называл «Украиной-Русью», и на территории Днепра, а также на территориях, омываемых Бугом, Днестром и другими южными реками. В его сочинениях Русь была частью большого средневекового европейского мира — в некотором смысле буквально, поскольку части Руси были поглощены Польшей, Венгрией, и почти вся историческая Русь в конечном итоге была захвачена Речи Посполитой к 15-му и 16 века.

Несмотря на эту дискуссию более ста лет назад, очень мало людей в англоязычном мире читали произведение Грушевского, потому что оно было опубликовано только на украинском языке (за исключением первого тома), и поэтому такие разговоры о месте Руси продолжались и принимали множество различных проспекты. Одним из наиболее распространенных являются отношения между Русью и монголами, начиная с 13 века. Российские ученые исторически относились к этому периоду, называя его «татарским игом», периодом, когда русский народ страдал от монгольской жестокости (называемой в русской литературе татарами). Они предположили, что мало что узнали от монголов и что между двумя группами почти не было контактов. Американские ученые Чарльз Гальперин и Дональд Островски по-разному оспаривали эту точку зрения в конце 20 века. Гальперин сформулировал мысль о том, что русские источники сознательно предпочли не упоминать о монголах и их возможном влиянии — «идеология молчания». Островский пошел другим путем и, используя множество нерусских источников, продемонстрировал огромные связи и многочисленные присвоения Московией монголов. Хотя два американских ученых не полностью согласны, их работа продвинула науку таким образом, что теперь очень немногие предполагают, что не было никакого влияния или взаимодействия.

Один из последних вопросов, возникших после окончания холодной войны и распада Советского Союза, — как вписать Русь в Европу. Хотя это вопрос, который Карамзин и Грушевский обсуждали столетие назад, он пересматривается новым поколением ученых в сильно изменившейся среде. Польский ученый Ежи Клочовский ввел термин «Молодая Европа» для описания территорий, которые не входили в состав Римской империи и позже были обращены в христианство. Хотя Русь, обращенная в христианство в 988/989 гг., должен вписываться в Младшую Европу, его часто не учитывают из-за его родства с Византией. Сторонники термина «Центральная Европа» часто четко определяют свою работу, чтобы связать себя с Западом. Недавний пример — Нора Беренд, Пшемыслав Урбанчик и Пшемыслав Вишевский « Центральная Европа в Средневековье » (2013). Эта превосходная работа начинается с обзорной главы, в которой Богемия, Польша и Венгрия определяются как Центральная Европа, а не (явно) Восточная Европа. Это оставляет Русь в нежелательной категории Восточной Европы. То же самое можно сказать и о сторонниках другого географического термина – Центрально-Восточная Европа, который также охватывает Богемию, Польшу и Венгрию, хотя может охватывать и Балканы; но опять же не рус. Наследие 20-го века в том, что «Восточная Европа» — это плохо, и никто не хочет с этим ассоциироваться. Русь расплачивается за это наследие, и поэтому ее трудно ассоциировать с другими географическими группами.

Совсем недавно в англоязычной науке возникло движение, пытающееся соединить Русь с большим средневековым миром. Кристиан Раффенспергер начал это для Высокого Средневековья в своей книге «Переосмысление Европы: Киевская Русь в средневековом мире, », и она была продолжена и расширена в работах Юлии Михайловой и Натальи Заяц. Что касается более поздних периодов, то работ, посвященных инклюзивным взаимодействиям между Русью и остальной частью средневековой Европы, меньше, но есть признаки того, что это меняется. Только за последний год были опубликованы книги Виталия Михайловского, Марты Фонт и Габора Барабаша, посвященные таким взаимодействиям в XIII–XV веках. Есть надежда, что эта тенденция сохранится и Русь сможет полностью интегрироваться в более широкий европейский мир в науке.

Современные последствия этого научного спора говорят сами за себя. Если Русь может быть частью средневековой и раннесовременной Европы, то, может быть, по крайней мере Украина и, возможно, Россия могут быть частью современной Европы. Этот аргумент был явно выражен даже в отношении возможной ассоциации Украины с Европейским Союзом. История может использоваться современными государствами, но также и современными историками — и, возможно, мы можем использовать ее для строительства мостов, а не только стен.

Дополнительная литература

Грушевский Михаил. История Украины-Руси. Том. 3, К 1340 году. Перевод Богдана Струминского, изд. Роберт Романчук с Ульяной Пасичник (и Мартой Горбань-Царинник). Торонто: Canadian Institute of Ukrainian Studies Press, 2016.

Несмотря на то, что труду Грушевского уже сто лет, он является классическим и во многом беспрецедентным обращением с Русью. Тома 3, 4, 5 и 6 посвящены обсуждаемому здесь периоду и охватывают религию, историю, политику и отношения Руси с соседями в этот период.

Маеска, Георгий П. Русские путешественники в Константинополь в четырнадцатом и пятнадцатом веках . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс, 1984.

Обширное обсуждение взаимоотношений между Русью (Россией в рассуждениях автора) и Византией в этот период, охватывающее большую часть политической и религиозной истории через эти дискуссии путешественников. Основное внимание уделяется отчетам о путешествиях и взаимодействиях из первоисточников, которые были переведены на английский язык.

Мартин, Джанет. Средневековая Русь, 980-1584 . 2-е издание. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

Несмотря на то, что это учебник, в нем содержится одно из наиболее полных описаний региона Руси в целом, включая Новгород на севере, Москву (и Владимиро-Суздаль) на северо-востоке и Галицию. -Волынь на юге. Несмотря на то, что он ориентирован на русскую историю, он сохраняет единство рассуждений о Руси для первой части рассматриваемого периода.

Михайловский Виталий. Европейская экспансия и оспариваемые окраины позднесредневекового Подолья, Украина. Leeds: Arc Humanities Press, 2019.

Последнее дополнение к этому списку, эта книга охватывает невероятно разнообразные пересечения одного региона позднесредневековой Руси. В этой превосходной книге описаны литовцы, поляки, татары, немцы, армяне и многие другие.

Оболенский Дмитрий. Византийское Содружество, Восточная Европа 500-1453 . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 19 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *