Великая лавра афон: Лавра св. Афанасия — Афонит

Монастырь Великой Лавры в Афоне: история и современность

Монастырь Великой Лавры является крупнейшим в Афоне и самым древним: ему уже больше тысячи лет. Он был основан в 963 г. монахом Афанасием, который пришел в эти места с Олимпа Вифинского. Это один из самых почитаемых местных святых, и ежегодно 5 июля служители монастыря отмечают Успение св. Афанасия Афонского.

История монастыря

Сначала была построена стена в виде прямоугольника, а затем внутри возвели собор и келейные помещения. Строительство велось при финансовой поддержке императора Никифора, по идее которого Афанасий и отправился на Афон для основания обители. Император оплачивал и все нужды первых монахов Лавры, а также отдал в ее владение несколько близлежащих подворий, чтобы быстрее наладить хозяйство монастыря. Позаботился Никифор и о перевозке нескольких православных реликвий в новый собор.

После смерти Никифора на византийский трон взошел новый император, Иоанн Цимисхий, который, тоже будучи в хороших отношениях с настоятелем, в два раза увеличил расходы на содержание Лавры.

При Иоанне были полностью завершены строительные работы. Последующие византийские императоры продолжали помогать обители, а Василий II даже передал в подчинение монастырю расположенный поблизости остров св. Евстратия, не поскупившись и на другие дары.

Эпоха благоденствия Лавры продолжалась до первой половины XIV века, когда на византийские территории стали нападать берберские пираты. Жизнь в монастыре стала постепенно замирать, и к началу XVII века там насчитывалось всего несколько монахов (5 или 6 по разным данным) вместо семисот, живших в обители в XI веке. Однако в 1655 году Лавру посетил патриарх Дионисий. Он распорядился выделить монастырю материальную помощь, отдав на это и все свои средства.

Новые властители этих мест, османы, не стали трогать обитель, которая в относительном спокойствии дожила до наших дней, причем не без помощи знатных православных покровителей: Лавре в свое время помогали и князья придунайских земель, и русские монархи.

Современная Лавра: собор и часовни

Сейчас на территории монастыря расположены собор, 17 часовен и хозяйственные постройки. А самая высокая точка – башня Цимисхия, того самого императора, который заложил традицию покровительства Лавре со стороны византийских монархов. Главный вход имеет портик с 4 колоннами, а с другой стороны есть еще один вход для служителей. Разумеется, постройки дошли до нас не в первозданном виде: они были перестроены в разные годы (даты реконструкции высечены на самих зданиях).

Главным зданием Лавры является собор, который послужил образцом для всех остальных афонских храмов, возведенных позже. В его конструкции четыре колонны, а по бокам расположены две часовни. Святой Афанасий, основатель монастыря, посвятил новый собор Благовещению Богородицы. Особую ценность представляют фрески храма, которые были созданы замечательным греческим живописцем Феофаном, прибывшим для этого с Крита в 1535 году.

Отметим и храмовые часовни: первая знаменита тем, что в ней находятся мощи св. Афанасия, а также дорогие каждому православному человеку иконы – Христа и Богородицы, написанные средневековыми иконописцами. В другой же сохранились в первозданном виде фрески еще одного выдающегося живописца – Ф. Кателана, который расписывал собор в 1560 году. Росписи Кателана в другой часовне до наших дней не дошли, поскольку часовня была заново расписана в середине XIX века.

Также на территории монастыря есть еще пятнадцать часовен, одна из которых (св. Георгия) тоже была расписана талантливыми мастерами. А в часовне св. Афанасия бережно хранятся жезл и крест основателя монастыря. Рядом с главным входом расположен фиал водосвятия, крупнейший на всем Афоне. Фиал окружают колонны и скульптурные композиции, а неподалеку продолжает расти величественный кипарис. По преданию, его посадил сам Афанасий, то есть этому дереву, вполне вероятно, уже более тысячи лет.

Другие строения

Паломники, которые уже посещали Великую Лавру, знают, что ценнейшие предметы искусства хранятся не только в соборе и часовнях. Трапезную украшают десятки картин, написанных старыми критскими художниками по библейским мотивам. Кроме того, там же можно полюбоваться и портретами знаменитых древнегреческих философов.

В монастырской ризнице вы увидите саккос и венец императора Никифора, который мечтал когда-то сам стать монахом и уйти в новый монастырь. Также в ризнице хранятся другие средневековые реликвии. Еще одним обязательным для посещения местом является монастырская библиотека. Здесь собрана богатейшая коллекция древних фолиантов: есть даже пергаментные свитки.

За пределами Лавры

Монастырь владеет тремя скитами, самым известным из которых является скит св. Анны. Скит знаменит хранящейся там реликвией, ногой св. Анны, матери Богородицы. В местной библиотеке хранятся около сотни средневековых книг. Есть библиотека и в Кавсокаливском ските, а скит Иоанна Предтечи называют румынским, поскольку почти все местные монахи – выходцы из этого балканского государства. Другие монашеские поселения находятся в Пустыни, и добраться до них трудно, поскольку они расположены прямо в скалах. Там проживают иноки-отшельники, полностью посвятившие себя молитве.

Паломничество на Афон

Паломническая служба «Товия» организует морские путешествия на Афон. Это единственный способ добраться туда, а мы предлагаем сделать это на комфортабельном теплоходе. Во время поездки вас будет сопровождать православный гид, прекрасно знакомый с историей этих мест.

На главную


Великая Лавра

Содержание

• Исторические сведения

• Монастырский комплекс

• Святыни

• 10 фактов о Великой Лавре

Исторические сведения

Великая Лавра Афанасия Афонского является древнейшим и самым большим монастырем на Святой Горе. Название «Лавра» — означает монастырь с большим количеством монахов. Обитель расположена на высоте 40 метров над уровнем моря, на каменистой местности, на юго – востоке плавно спускающегося к морю афонского полуострова, на месте существования одного из политеистических поселений «Акрофои». На расстоянии 10 минут пешего перехода от монастыря, сохранились незначительные каменные фрагменты языческого прошлого этих мест.

Как и много столетий назад рядом с монастырем располагаются оливковые сады, виноградники и прочая растительность покрывающая пустынность этого места, придавая ему особый вид. Монастырю принадлежит самое большая территория на Святой Горе куда входит вся южная часть полуострова с вершиной Афона. Говорят, — в хорошую погоду через подзорную трубу, остюда можно увидеть побережье Дарданельского пролива.

Обитель построена преобразователем монашества на Афоне преподобным и богоносным Афанасием Афонским (930-1000) в годы императорства Никифора 2-го Фоки, который был его другом и духовным чадом. Их знакомство состоялось в одной обители, в Вифинии, где игуменом был Михаил Малеин (дядя Фоки), там Афанасий подвизался до прихода на Святую Гору. Со временем узнав, что игумен желает поставить его настоятелем после себя, он тайно ушел на Афон и подвизался под руководством одного из святогорских отшельников.

На месте где впоследствии появилась Велика Лавра, до прибытия Афанасия, вероятно подвизался греческий полководец Петр. В начале 9 в. он попал в плен к Персам, и по преданию был освобожден чудесным заступничеством свт. Николая. После принятия пострига в Риме, желая найти место для подвигов Петр направился на Афон, где провел в пустынножительстве 53 года. В 50-х годах X в. на этом месте поселился прп. Афанасий.

Трапезная монастыря — древнейшая на Святой Горе

Никифор Фока узнав об уходе друга опечалился, и со временем нашел его на Афонской горе. Он предложил Афанасию основать обитель предоставив средства для ее возведения. Первая келлия с церковью в честь Предтечи Господня Иоанна была небольшой, затем построили соборный храм и прочие корпуса; но ему не пришлось видеть в стенах обители своего друга, по причине избрания его византийским императором правление которого продлилось не долго.

Следующим императором после кончины Фоки стал, — Иоанн Цимисхий. Он много помогал монастырю, оградил его большой стеной с башнями (одну из них так и называют «Башня Цимисхия») и предоставил большие средства на развитие и поддержание обители. Периодом основания Лавры согласно славянским и греческим источникам считается 961-963 гг.

Святогорские иноки поначалу отрицательно отнеслись к желанию Афанасия возвести большой монастырь, потому что в то время на Святой Горе был только идиоритмический устав монашеской жизни, и даже были жалобы в Константинополь на Афанасия. Тогда император пригласил Афанасия, и убедившись в его высоких нравственных качествах, наградил и принял участие в строительстве монастыря. Когда Афанасий возвратился обратно с богатыми дарами, святогорцы раскаявшись в своем заблуждении просили у него прощения.

При св. Афанасии Лавра стала известным на Афоне монастырем и, когда по ее примеру стали появляться другие большие обители, она по чести и древности занимала среди них первенствующее место. После кончины св. Афанасия, Лавре покровительствовали греческие цари, сделав ее одной из самых развитых обителей на Афоне.

Усыпальницы 3 вселенских патриархов: Анфима, Дионисия и Иеремии

От монастыря на запад – дорога, ведет на вершину Афонской горы, а на восток в центральную часть монашеской республики – Карею. По дороге из Молдавского скита в Лавру находится еще одна церковь устроенная прп. Афанасием в честь свв. Косьмы и Дамиана. На территории Великой Лавры располагаются множество пустынных келлий и калив, а также 3 принадлежащие ей скита.

С правой стороны от трапезной расположены 3 гробницы, где почивают благодетели Лавры – 3 вселенских патриарха: Анфим, Дионисий и Иеремия.

Монастырский комплекс

Кафоликон посвящен Благовещению Богородицы и находится вблизи восточной стены монастыря; построен из серого камня с тремя главами и как сообщают источники нач. XX в. «выкрашен в темно-красный цвет» (современная палитра фасада не изменилась). Красивая паперть из легкой колоннады, построена в 1814 г. ведет в притвор храма, также преобразовавшийся в светлый и просторный. При его перестройке пришлось разобрать древнюю келейную церковь, библиотеку и саму келлию, где на каменном полу оставались следы коленопреклонений св. Афанасия.

К притвору примыкают 2 маленькие церкви, в одной из которых (в честь 40 севастийских мучеников) находится рака с мощами св. Афанасия, с изображением его лика на верхней плите.

Внутри храм имеет крестообразную форму с большим куполом на 4-х массивных устоях. В куполе 16 окон, всего в храме 37 колон, 12 врат, и более 70 окон. Росписи храма относятся к 1543 г.; часть стен обложена голубыми фаянсовыми плитами.

Соборный храм монастыря и древнейших на Афоне фиал водосвятия 

Напротив соборного храма как и в большинстве афонских монастырей расположена большая трапезная, имеющая крестообразную форму. В ней 25 столов – треугольных, четырехугольных и круглых, высеченых из лучшего мрамора. Стены трапезной расписаны живописью.

Между соборным храмом и трапезной — мраморный фиал водосвятия с чашей большого размера, считается самым древним на Святой Горе.

Во времена расцвета в Лавре насчитывалось до 20 действующих церквей. При входе во внутренний двор монастыря через северные врата, располагается большая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, с почитаемой на Афоне иконой «Кукузелиса». Она получившей такое название потому, что перед ней пел акафисты св. Иоанн Кукузел, которому однажны явилась Богородицы и вручила златницу (червонец), в настоящее время утраченную. За алтарной частью собора отдельно устроена церковь в честь св. Михаила Синадского. Вне монастырского двора находится общая усыпальница с церковью святых апостолов Петра и Павла.

Церковь святого Михаила Синадского

В монастыре находится одна из лучших бибилиотек на Святой Горе, где хранится множество старинных рукописей и древних книг. В ризнице находится много ценностей представляющих интерес для ученых и археологов, например славянское Евангелие весом более 16 кг., изданное в 1758 г. при Елизавете Петровне, Устав св. Афанасия, написанный его учеником Антонием.

Святыни

В обители хранится часть Честного Креста Господня — дар Никифора Фоки св. Афанасию. Крест в киоте украшен смальтой и драгоценными камнями, а так же меньшие части Креста помещенные в ларцы. В Лавре хранится большой, тяжелый нагрудной крест св. Афанасия Афонского, который он носил на шее. Внутри креста находястя частички мощей с воскомастикой.

В монастыре есть главы святых: свт. Василия Великого и вмч. Александра Пиднского (дары Никофора Фоки), честная глава св. Михаила епископа Синадского, честная глава вмч. Евстратия, часть руки свт. Иоанна Златоуста (дар Василия 2-го Болгаробойцы брата Константина 8 — го), честная глава св. Григория, просв. Вел. Армении. В обители также есть главы и мощи: св. Иоанна Кукузела, св. Григория Доместика, св. Нила Мироточивого.

Среди других святынь части мощей новомуч. Акакия Кавсокаливита, Прокопия, Артемия, Феодора, ап. Андрея Первозванного, ап. Луки, Первомученика Стефана, Иоанна Крестителя, Игнатия Богоносца, Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого, Антипы, Кирика, Никиты, Елевферия, Иоанна Русского, Нектария, сщмч. Фоки, Пантелеимона, Константина и Елены, Андроника, Сампсона Странноприимца, Харлампия, Анаргирона, Евставфия, Акиндина, Мины, Ермолая, Якинфа, Стефана Нового, Андрея Критсткого, Даниила Столпника, Феодосия, Евфимия, Евдокима, Нимфодоры, Минодоры, Иулиты, Параскевы, Феклы, Фотинии, Марины, Анастасии. В обители, за святость жизни прославлены 7 иноков.

Среди икон особенно замечательны: Спасителя и Пресвятой Богородицы подаренные в средние века императором Андроником Палеологом, а также икона св. Афанасия, Богородицы «Экономисса» и множество даров ктиторов монастыря.

Внутренний интерьер соборного храма монастыря

Монастырь Великой Лавры на Афоне

Великая Лавра, также называемая Лаврой Афанасия, представляет собой монастырь, расположенный недалеко от юго-восточной оконечности полуострова Святой Горы Афон. Он был основан Афанасием Афонским в 963 году при финансовой помощи полководца и будущего императора Никифора (II) Фоки, намеревавшегося удалиться на Святую Гору.

Собор Лавры, начатый в 962/3 г., состоит из крестово-купольного ядра, увеличенного в триконх за счет добавления апсид к перекладинам. Наос перекрыт куполом на опорах. Две паракклесии обрамляют глубокий притвор, который в 1814 году заменил первоначальные внутренний и внешний притворы. Бронзовые двери церкви были изготовлены в Константинополе около 1002 года. Внешний вид церкви довольно строгий, с небольшими украшениями. Непосредственно перед церковью и разделяя ее ось, находится фиале, а дальше, но все же на той же оси, трапезная или трапеза. Тип церковного плана, использованный здесь впервые и названный некоторыми учеными афонским типом, был скопирован в более поздних монастырских церквях в северной Греции и на Балканах.

Хотя монастырь и назывался Лаврой (где монашеская жизнь индивидуальна), на самом деле монастырь был койнобионом (общая монашеская жизнь), с которым было связано ограниченное число исихастов. Устав Афанасия разрешал жить в келлии вне Лавры только пяти монахам. Как только ктитор Никифор стал императором, в июле 963 года Лавра получила статус императорского монастыря. В 964 году Никифор издал от имени Лавры три хризобуллы, гарантировав ее независимость от церковных властей, ограничив число монахов до 80 человек и предоставив ей ежегодный грант (торжество) в размере 244 золотых и некоторое количество пшеницы. Афанасий руководил строительством большого монастырского комплекса, включавшего церковь Богородицы, кельи, кухню, трапезную, общежитие и водопроводные сооружения.

Число монахов вскоре увеличилось до 120, а к середине XI в. достигло 700. В уставе Константина IX Мономаха 1045 г. уточнялось, что игумены Лавры имеют первенство над всеми другими игуменами, даже протосами; Лавра сохранила это первенство навечно. Лавра оставалась императорским монастырем: в 1052 году монахи Лавры просили Константина IX назначить влиятельного покровителя монастырю, чтобы защитить его от любых новых фискальных бремен, которые могут быть наложены местными архонтами. В ответ император послал праипозита, начальника койтона, и каниклея Иоанна для выполнения поручения.

Увеличение имений Лавры, имевшее большое значение в XI-XII веках, прекратилось под властью латинян. Однако после середины 13 века монастырь продолжал приобретать новые владения. В 1259 г. Михаил VIII подтвердил все владения Лавры и добавил село Токсомпус; Андроник II был еще более щедр к монахам. В то же время Патриарх Афанасий I пытался поставить Лавру под контроль патриаршества. Лавра, очевидно, была вовлечена в политические и религиозные конфликты второй четверти XIV века, имея своими игуменами таких светил, как Филофей Коккин и Григорий Палама. С другой стороны, в монастырь проникли некоторые диссидентские элементы, хотя сведения об их деятельности туманны. Так Андрей Палеолог, один из предводителей зелотов, уступил часть своего имущества Лавре; с монастырем был связан латинофил Прохор Кидон; а в 1360-х годах дело некоего Моисея Факраса (фаворита Филофея Коккина) потрясло общину и потребовало вмешательства патриарха; хотя, к сожалению, мы не знаем оснований выдвинутых против него обвинений. Внутренние проблемы усугублялись военными угрозами: за набегами великой каталонской компании последовала сербская оккупация Афона, а затем кратковременное установление османской власти в 1387 г. В начале 15 века Мануил II все еще имел некоторые прерогативы над Лавры и взимал треть харациона (турецкого налогового харача). В 1430 году Салоники и весь Афон были окончательно завоеваны османами. Богатая библиотека Лавры содержит более 2000 рукописей, из которых около 800 византийского времени. Архивы Лавры также являются ценным ресурсом для византиниста, так как они содержат 172 акта, датированных до 1453 г.

Святой монастырь Великой Лавры

Святой монастырь Великой Лавры находится на юго-восточной стороне Афонского полуострова в месте под названием Мелана, где находятся фрагменты памятников, возвращающих нас в дохристианскую эпоху. быть найденным.

Лавра занимает первое место в истории и иерархии монастырей Афона, а ее основателем был самый почитаемый деятель среди монахов Святой Горы — преподобный Афанасий Афонский. Именно святой Афанасий ввел в то, что до тех пор было монашеством пещерных отшельников, общежительный строй, который впоследствии должен был стать монашеским образом жизни par excellence.

С разрешения императора Романа II Афанасий начал строительные работы. Вскоре после этого его друг Никифор Фока стал императором и всячески поддерживал его.

Католикон был построен первым; очень скоро большое количество представителей многих народов и языков, одних знатных, а других совершенно непримечательных, стекалось, чтобы вести монашескую жизнь под руководством святого. Политику поддержки Фоки продолжили его преемники Цимисхий и Василий II (прозванный) Болгаробойцем, несмотря на оппозицию в некоторых кругах святому Афанасию.

После кончины святителя Афанасия управление Лаврой по повелению святителя перешло к основателю Иверского монастыря святителю Иоанну и патрицию Никифору Урану. Монастырь долгое время процветал и постепенно обрастал многочисленными пожертвованиями. Помимо торжества (ежегодного дара золотых монет), установленного Фокой и Цимисхием, Василий II подарил монастырю остров (недалеко от Скиатоса). Постепенно в его владение перешли монастыри Гомату, Моноксилиту и амальфитанцев, а также Каликас, Ксерокастрон и залив Платис. Эти приобретения были подтверждены императорскими хризобуллами Андроника II и деспота Димитрия Палеолога (1429 г.

).

Крал (князь) сербов Стефан Душан, как и другие более поздние славянские князья, проявил щедрость по отношению к Лавре. Монастырь оставался общежительным до 14 века, но пиратские набеги привели к распаду его организации, и ему был нанесен сильный удар рядом землетрясений, например, в 1585 году. Бремя налогов на монастыри в годы турецкого правление, которое почти целиком принадлежало Лавре, Ватопедскому и Иверскому монастырям, также способствовало его постепенному упадку.

Преобразование Лавры в идиоритмический монастырь в 14 веке привело к тому, что она стала следовать собственному уставу (соблюдению), аналогичному монастырям Палестины. В 1574 году вмешался патриарх Александрийский Сильвестр, и монастырь вернулся к общежительному образу жизни, но в 1670 году снова стал идиоритмическим. Афанасия, он стал ее покровителем. Первоначальное здание датируется 9 в.63, но история его строительства проходит через ряд последовательных этапов, как и у большинства афонских католиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *