5 шокирующих фактов из жизни крепостных девушек
На своих землях помещики иногда творили с крестьянами непозволительные вещи. Купля-продажа сейчас покажется наименьшей проблемой несвободного человека в то время, особенно женщины. Например, доподлинно известно, что на Руси существовали барские гаремы. Кто в них входил и каково жилось крепостным девушкам?
Красивые крестьянки стоили дороже
Михаил Шибанов. «Празднество свадебного договора», 1777 г. Изображение©Wikipedia
Все мы ещё с уроков истории из школы помним, что на Руси было крепостное право. А значит, у помещиков была возможность покупать и продавать крестьян, живших в их деревнях. В те времена с людьми нередко обращались словно со скотом. Взрослый мужчина стоил гораздо дороже, чем обычная крестьянка. Но красивые барышни всегда были в цене по понятным причинам. Однако бывали и случаи, что милых девочек у матери-крестьянки просто отнимали, чтобы порадовать барина.
Принуждение к сексуальным связям
Н. А. Касаткин, «Кормилица». Изображение©Wikipedia
Как пишет в книге «Россия крепостная. История народного рабства» доктор филологических наук Борис Тарасов, сексуальные связи с крестьянками по закону были запрещены. Однако помещики часто нарушали это правило, а к наказанию привлекались крайне редко. Чаще им удавалось отмазаться. А вот непокорные крестьяне, которые как-то хотели добиться справедливости и доносили на господ, подвергались жестоким физическим наказаниям.
Любви все возрасты покорны
Каррик, Вильям Андреевич, the Great Reform. Изображение©Wikipedia
Ужас всей ситуации с принуждением девушек к разврату передаёт фраза-принцип, которой так любили помыкать и оправдываться похотливые помещики: «Должна идти, коли раба!» Что ещё хуже, почти никогда хозяин не смотрел на возраст крестьянки. Понятное дело, совсем уж детей не трогали, но юных девушек — с удовольствием. Из мемуаров одного помещика мы узнаём, что был у него знакомый, который считал себя «настоящим петухом», а женскую половину — от млада и до стара — курами. «Пойдёт, бывало, поздно вечером по селу, остановится против какой-нибудь избы, посмотрит в окно и легонько постучит в стекло пальцем — и сию же минуту красивейшая из семьи выходит к нему».
Историк Василий Семевский писал, что бывали случаи, когда в поместье растлевали всех девушек. Делалось всё, лишь бы угодить барину и его городским друзьям. Или же бывали случаи, когда помещик приезжал с «проверкой». В такой день по его указу управляющий должен был предоставить список всех подросших за время отсутствия господина крестьянских девушек. А тот их «проверял».
5 безумных обычаев времён Древней Руси, о которых вы точно не знали
Гаремы из крестьянок у барина
Н.А. Ярошенко, «Девушка-крестьянка», 1891 г. Изображение©Wikipedia
И пусть гаремы были не такими, как в Османской империи, — крестьянки сильно отличались от наложниц, — на Руси в XVIII–XIX веках их создание было распространено. В то время держать в усадьбе гарем было престижно и приравнивалось к «благородному быту», наравне с охотой, например. Крепостных в гареме, которые использовались для сексуальных связей с помещиком, называли «серальки». Интересно, что в гареме жили как незамужние молодые девушки, так и женщины с опытом.
А кто был управляющим русским гаремом?
Николай Неврев, «Торг. Сцена из крепостного быта», 1866 г. Изображение©Wikipedia
В большинстве случаев за помещичьим гаремом следил управляющий. Но бывало, что для такой работы выделялся особый слуга. В обязанности этих подчинённых входило поддержание порядка в гареме, отбор новых «сералек» и, конечно же, опция подбора «девушки на ночь». Находились среди помещиков и те, кого можно было назвать коллекционерами. Например, барин Виктор Страшинский, в гареме которого было свыше 500 девушек. Причём помещик постоянно требовал себе новых девиц, иногда самостоятельно выезжая в соседние деревни «на охоту».
7 интересных фактов о любимой наложнице и жене султана Сулеймана Хюррем
4 мужских имени, обладатели которых ненавидят женщин
25 июня, 09:20
10 на первый взгляд абсолютно бесполезных вещей, которые всё равно захочется купить
25 июня, 08:45
3 проверенных способа, которые помогут пережить измену любимого человека
25 июня, 08:15
Неизвестное об известных
График работы галереи в новогодние праздники
31 декабря 2022; 1,2, 7, 9 января 2023 – галерея закрыта; 3-4 января 2023 – с 10.
Дорогие посетители! Наш сайт использует куки (cookie), но это не страшно.
Куки — это 10-15 килобайт полезной информации на вашем устройстве, позволяющей браузеру быстрее и точнее показывать наш сайт при неоднократном его посещении. Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.
подробнее о наших куки
Понедельник выходной
Вторник 10————19
Среда 10————19
Четверг 12————21
Пятница 10————19
Суббота 10————19
Воскресенье 11———19
Художники
В коллекции галереи хранятся портреты П.П. Шариной и И.Я. Шарина из села Ильинского – крепостных крестьян Строгановых. Известен автор портретов, тоже крепостной, иконописец и живописец из Ильинского, С.
П. Юшков (1821/22 –после 1860). Кто мог заказать художнику портреты крепостных крестьян, для чего? Что известно о них? О чем могут «рассказать, не рассказывая», эти портреты?
Происходят оба портрета из села Ильинского, которое с 1771 года стало столицей Строгановской «империи»: здесь было расположено Главное Правление Прикамских владений. Куплены оба портрета в Ильинском у разных владельцев: портрет крестьянки Шариной у Е.Я. Анферовой в 1934 году и портрет крестьянина Шарина у А.М. Пепеляевой в 1936 году. Из источников поступления известны лишь фамилии изображенных, и что они – крепостные крестьяне. Кстати, фамилия Шарины достаточно широко распространена в этих краях – только в коллекции галереи три портрета принадлежат этой фамилии, довольно часто она встречается и сегодня. Владельцы портретов тоже известны. По крайней мере, они – жители Ильинского.
Тут необходимо сделать небольшое отступление. Работы кисти Семена Юшкова можно найти в Ильинском районном краеведческом музее и других музеях Урала. В коллекции Пермской художественной галереи хранится две иконы и шесть портретов, написанных этим талантливым крепостным живописцем. Об одном из них стало известно лишь в 1971 году благодаря местному краеведу И.С. Пепепляеву, который рассказал, что в семье одной из жительниц села Ильинского хранится женский портрет, писанный С.П. Юшковым. Таким образом в фондах галереи оказался замечательный «Портрет Т.П. Серебренниковой»(1850).
Юшков С.П. Картина. Портрет Т.П.Серебренниковой. 1850
А.М. Пепеляева, передавшая галерее портрет Шарина, возможно, из этой же семьи – известных краеведов Пепеляевых. В 1930-е годы, когда портрет поступил в галерею, историю владельцев далеко не всегда фиксировали в документах приема. Поэтому о родственной связи Пепеляевых мы можем, хоть и с большой долей уверенности, но лишь предполагать.
Итак, автор портретов Шариных – тоже С.П. Юшков, о чем говорит подпись на женском портрете. Мужской портрет без подписи, но в инвентарной книге поступлений за 1937 год автором назван также Юшков.
О крепостном художнике Семене Петровиче Юшкове стоит сказать особо. Он был талантливым человеком, отмеченным во многих «художествах»: иконописцем, живописцем, музыкантом, регентом хора. Есть предположение, не лишенное правды, что он писал театральные декорации для водевилей театра крепостных актеров, и он же сочинял музыку для спектаклей. Ильинский театр крепостных актеров, с собственным зданием, оркестром, певческим хором, был известен еще с 1820-х, когда в губернском городе Перми об этом еще и не помышляли. Спектакли театра часто посещали и Пермские чиновники. О своем впечатлении о спектаклях театра и об игре актёров писал П.И. Мельников-Печерский в своих «Дорожных записках»: актерами были местные служители, женские роли исполняли мужчины, «но публике это нравилось».
Архивные документы подтверждают служебную занятость Юшкова, его учебу в местной иконописной мастерской. По «Формулярному списку служащих Главного Ильинского правления» на 1842 год документально подтверждено, что С. П. Юшков, а ему на тот момент было 20 лет, «с 1838 при обучении живописи. С октября 1841 живописцем и обучает музыке и пению». Такие же записи – «живописцем, регентом и музыкальным учителем» – продолжаются в Послужной книге вплоть до 1860 года, когда он «от службы уволен». Некоторые сведения о художнике сообщил А.А. Волегов, историк и исследователь рода Строгановых: «Особенно в моде в то время были водевили с пением. Музыку для водевилей поставлял местный музыкант и вместе художник Юшков, талантливый человек, но страдавший пристрастием к крепким напиткам». Видимо, эти пристрастия и привели к «увольнению от всех должностей» в 1860 году, и его судьба затерялась в море других человеческих судеб.
Кажется, известно много, но оказывается, что вопросов и предположений больше, чем ответов. И первый: это парный портрет четы, супружеской пары? Скорее нет, чем да. Парные портреты в искусстве – отечественном и не только – обычно изображают семейную чету, мужчину и женщину, обращёнными лицом друг к другу, композиционно замыкающими как бы «арку». Наши портретируемые обращены в одну сторону. Женский портрет дошёл до нас с обозначением: «крепостная оброчная крестьянка».
Под оброком понимали подать крепостных крестьян, которую они отдавали владельцу. Часто оброк становился индивидуальной повинностью. Он назначался определенным людям, в том числе тем, которые занимались ремеслом или искусством. Можно предположить, что П.П. Шарина занималась ткачеством или другим ремеслом, распространённым в селе. Изображённый на мужском портрете – крепостной Строгановых. На супружескую пару эти изображения не похожи. Отсюда вытекает вопрос: как и зачем крепостные крестьяне заказывали свои портреты? Определенно, не для собственного удовольствия художник Юшков написал портреты односельчан. Заказ – однозначно. А вот зачем? – вызывает несколько предположений. Село Ильинское, где было расположено Главное правление строгановских владений, быстро богатело.
Удобное расположение на Каме соединяло село по речному пути с крупными торговыми российскими городами. Через него снабжались хлебом и другими товарами почти все строгановские заводы. Все это благоприятствовало оседанию здесь крупных капиталов. Многие крепостные были далеко не бедными. Зажиточные крепостные крестьяне – те же купцы, но перейти в купеческое сословие стало возможным только после отмены крепостного права. Однако они хотели – по примеру господ – иметь собственные «родовые портреты», чтобы зафиксировать свой статус как перед современниками, так и перед потомками. Не случайно русское искусство XVIII-XIX веков оставило довольно большой объем портретов купцов и крестьян, созданных провинциальными художниками. Таким образом, этот слой портретного искусства отражает социальное явление в русском обществе.Естественно, Юшков в портретах добивался максимальной точности, достоверности. Портреты отражают индивидуальность портретируемых. Вопроса о портретном сходстве не возникает – иначе и быть не могло.
Портреты кажутся простыми и незамысловатыми. Однотипные позы – в трехчетвертном повороте. Фигуры предстают в некой фронтальной застылости, они мощно вписаны в прямоугольники холста. Письмо доскональное, тонкое. Неяркий колорит. Но, при всей простоте, изображённые на портретах «не открываются» зрителю. Они сдержанны, замкнуты в себе, полны собственного достоинства. В них – уверенность в стабильности мира, которую давало православное миропонимание. Нечто постоянное, основательное узрел в своих односельчанах, крепостных крестьянах их современник С. П. Юшков. Эти портреты – целый мир. Портреты–«мироздание». Здесь важен сам человек, не его занятия и дела. Каждый портрет – это и характер определенного человека, и константа целого сословия.
Юшков С. П. Картина. Портрет И.Я. Шарина, оброчного крестьянина графов Строгановых. 1850-е
Средневековые крестьянские женщины
Факты и интересная информация о средневековой жизни,
специально, Средневековые крестьянские женщины
ДЕЙСТВИЯ ЖИЗНЬ СРЕДИВАЛЬНЫХ Кресвейских женщин
Ежедневная жизнь. Большинство крестьян были средневековыми крепостными или средневековыми крестьянами. Ожидалось, что женщины будут помогать своим мужьям-крестьянам в их повседневных делах, а также заботиться о провизии и готовить повседневную еду и выполнять другие обязанности, обычно выполняемые женщинами. Повседневную жизнь средневековых крестьянок можно описать следующим образом:
- Повседневная жизнь крестьянки начиналась летом уже в 3 часа ночи
- Сначала она должна была приготовить завтрак, обычно из похлебки к рассвету, а повседневная жизнь крестьянки в средние века включала в себя этот вид тяжелой работы во время напряженного времени, особенно сбора урожая
- Приготовления должны были быть начаты, чтобы обеспечить ежедневное питание
- Крестьянки должны были ухаживать за мелкими животными — гусями, курами и т. д.
- Ткачество, прядение, изготовление и починка одежды также были частью женской работы
- Подготовка камыша для освещения консервы
- Уход за огородом и сбор ягод и трав
- Женщины также несут ответственность за детей и нуждаются в понимании лекарств и трав для основных потребностей ухода
- Работа на улице заканчивалась в сумерках, поэтому рабочее время в летние месяцы было больше
- Женщины обычно ели, когда ее муж и дети заканчивали работу и у них было мало свободного времени
Так заканчивалась повседневная жизнь Средневековья Крестьянки в средние века и эпоху.
Средневековый крестьянин
Средневековый крепостной
Крестьянское восстание
Средневековые крестьянки в замке
Средневековые крестьянки должны были кормить и выполнять черную работу для своего господина и его семьи. Многие средневековые крестьяне, работавшие в замках, были женщинами. Средневековые крестьянки работали на кухне и должны были готовить, убирать и прислуживать лорду.
Средневековые крестьянки
Средневековые крестьянки жили в поместье в деревне и работали либо в деревне, либо в местном замке или в поместье. Их дома были небольшими, с соломенными крышами и имели одну комнату, в которой жили как люди, так и иногда животные. Дома средневековых крестьянок располагались в деревне и группировались на открытом пространстве («зеленом») или по обеим сторонам одной узкой улицы. Население одной из таких деревень зачастую не превышало ста человек.
Средневековые крестьянки — Еда
Жизнь средневековых крестьянок менялась в зависимости от времени года. Мелких животных требовалось забивать и снимать шкуры осенью, поскольку кормить животных зимой было неэкономично или нецелесообразно. Затем мясо консервировали в соли. Хлеб был опорой средневековой крестьянки и ее семьи. Кукуруза, зерно, капуста, эль или сидр добывались в окрестностях.
Средневековая жизнь: средневековые крестьянки
Веб-сайт The Medieval Times предоставляет интересные факты, историю и информацию о жизни людей, живших в средние века, которые разбросаны по книгам по средневековой истории, включая тему средневековых крестьянок. Карта сайта Medieval Times предоставляет полную информацию обо всей информации и фактах об увлекательном предмете жизни людей, живших в этот исторический период. Содержание этой статьи о средневековых крестьянках предоставляет бесплатные образовательные подробности, факты и информацию для справки и исследования для школ, колледжей, а также домашние задания для курсов истории и курсовых работ по истории.
Какой была жизнь женщин в средние века?
В то время как изображения Средневековья часто вращаются вокруг рыцарей, драконов и сказок, истории о том, как настоящие люди жили в это бурное время, зачастую еще более увлекательны, особенно (часто нерассказанные) истории женщин.
День в жизни средневековой женщины мог включать в себя работу вместе с мужчинами в поле, обучение их детей чтению или даже влияние на политику при дворе, при этом следуя модным тенденциям и правилам гигиены и гигиены, которые мы могли бы найти сомнительными сегодня .
Средние века, или средневековый период, длились с 5 века до конца 15 века, между падением Римской империи и началом эпохи Возрождения. Он был отмечен знаменательными событиями, включая строительство великих соборов, крестовые походы, бубонную чуму, подъем городов и университетов, официальный разрыв между Римско-католической церковью и восточно-православными церквями, известный как Великий раскол, и расцвет искусство, в том числе иллюминирование рукописей. На протяжении веков женщины упорно сопротивлялись ограничениям, налагаемым на них из-за их пола, внося существенный вклад в литературу, политику, сельское хозяйство и семейную жизнь.
В честь Международного женского дня и Месяца женской истории мы предложили нашим подписчикам в социальных сетях спросить нас в Twitter и Instagram, что они больше всего хотели знать о жизни женщин в средние века. На эти вопросы ответили кураторы рукописей Getty Элизабет Моррисон и Лариса Гроллемонд. Прочитайте их ответы ниже, чтобы получить представление о повседневных проблемах и триумфах, с которыми сталкивались средневековые женщины в этот период.
Работа и образование
Какой работой могли заниматься женщины в Средние века?
Подавляющее большинство людей в Средние века работали на земле, и женщины были так же активны, как и мужчины, в сельскохозяйственной деятельности. Но мы знаем женщин, которые также были писателями, художницами и торговцами в семейном бизнесе.
Страница календаря на ноябрь; обмолот и кормление свиней; Стрелец (фрагмент), ок. 1510–1520 гг., Мастерская мастера Якова IV из Шотландии. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 9 1/8 × 6 9/16 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, г-жа Людвиг IX 18 (83.ML.114), л. 6в
Какое количество школьного образования разрешено женщинам по сравнению с мужчинами?
Женщины могут получить образование. В частности, дворянки и монахини имели доступ к книгам и часто были грамотными. Женщин также обучали бытовым навыкам, таким как шитье. Однако образование как для женщин, так и для мужчин, как правило, ограничивалось высшими классами и духовенством.
Есть ли какие-нибудь важные отрывки из письма от женщин?
Одним из самых известных авторов Средневековья была женщина по имени Кристин де Пизан. Де Пизан написал множество произведений и работал на многих дворян при дворе. Обладая блестящим интеллектом, она отстаивала роль женщины в обществе.
Любые интересные произведения искусства, созданные женщинами за это время? Или музыка/литература?
Художественные мастерские в Средние века часто были семейным делом. В случае с этой рукописью из нашей коллекции (см. ниже) иллюстратор Жанна де Монбастон унаследовала бизнес по изготовлению рукописей после смерти мужа.
Gaheriet Прощание с другим рыцарем (фрагмент), ок. 1320–1340 гг. , Жанна де Монбастон. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 15 1/2 x 11 3/4 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, г-жа Людвиг XV 5 (83.MR.175), л. 304в
Вдохновиться Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчасМода и красота
Какие стандарты красоты того времени показались бы нам странными сегодня? Какие продолжаются?
Среди высокопоставленных французских и фламандских женщин в 15 веке была популярна мода выщипывать волосы со лба, создавая впечатление более высокой линии роста волос, что в наши дни считается нежелательным!
Багоас / Багоэ выступает от имени Набарзана (фрагмент), около 1470–1475 гг., Хозяин утешительного сада Вертуёз. Краски темперой, золото и тушь на пергаменте, 17 x 13 дюймов. Музей Дж. Пола Гетти, г-жа Людвиг XV 8 (83.MR.178), л. 133v
Было ли ношение чадры обычной практикой для средневековых женщин латинского запада?
Христианки в Средние века часто носили вуаль поверх волос или прикрепляли к головным уборам.
Начальная буква A: Граф и графиня Эно отправляются верхом (фрагмент), 1464, Ливен ван Латем. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 14 9/16 × 10 1/16 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, Ms. 111 (2013.46), л. 14
Носят ли женщины сумочки или сумки?
Средневековые женщины часто носили кошелек, привязанный завязками вокруг талии, так как в средневековой одежде не было карманов. На этом сайте приведены некоторые примеры средневековых кошельков.
Какие особенные безделушки или жетоны хранили женщины, помимо украшений?
В этой рукописи, Жак де Лален, прибывший на турнир с графами Мэн и Сен-Поль , женщина на турнире подарила своему фавориту тонкую вуаль, расшитую жемчугом, в качестве услуги, которую он прикрепил к своему шлему.
Они действительно все время носили плащи?
Да, самой распространенной верхней одеждой для женщин была одежда под названием «мантия», по сути, накидка без капюшона, которую можно было сделать из различных материалов, включая валяную шерсть и мех. Они были популярны, особенно в северных странах, для путешествий и согревания.
Health Practices
Как часто женщины принимали душ или мыли голову?
В Средние века не было душевых, но мы знаем ванны для богатых домохозяйств и ведра и щетки для бедных. Поскольку вода должна была быть холодной или нагреваться отдельно, купание в Средние века не было таким распространенным явлением, как сегодня. Купание часто приберегали для особых случаев.
Рождение Исава и Иакова (фрагмент), ок. 1360–1370 гг., Мастер Жанде Мандевиль. Цвета темперой, золото и тушь на пергаменте, 13 3/4 × 10 1/4 дюйма. Музей Дж. Пола Гетти, Ms. 1, v1 (84.MA.40.1), fol. 29v
Рассказывает ли нам искусство что-нибудь о женском здоровье в Средние века?
В Средние века было выпущено множество руководств по охране здоровья и родам, но мало иллюстрированных. В этом редком образце средневековой брошюры по гинекологии из Британской библиотеки показаны положения, которые мог занять плод до рождения. Роды были одним из самых опасных аспектов жизни женщины в средние века, и уровень детской смертности также был чрезвычайно высок.
Как женщины в средние века справлялись с месячными?
День за днем, как современные женщины. Женщины в средние века, как правило, имели меньше менструаций из-за частоты деторождения, но использовали клочки ткани или даже (как это было зарегистрировано в средневековой Англии) определенный вид абсорбирующего болотного мха.
Каковы были тенденции в питании женщин?
Женщины и мужчины стремились к диете, которая уравновешивала бы четыре телесные жидкости (черную и желтую желчь, кровь и флегму) и избегала греха чревоугодия. Считалось, что некоторые продукты также влияют на фертильность. Например, считалось, что мясо увеличивает кровоток.
Общество и политика
В каком возрасте женщины выходили замуж?
Женщины могли быть официально обручены по доверенности даже в детстве. Среди знати, где кровные линии были так важны, брак мог состояться уже в 12 лет. Мы думаем, что Дениз Пончер (в красном платье, внизу) вышла замуж примерно в этом возрасте, когда ей дали книгу, в которой ее изображение фигурирует как свадебный подарок.
Дениз Пончер перед смертельным видением, около 1500 г., магистр скандальных хроник. Пергамент, цвета темпера, тушь и золото, 5 1/4 × 3 7/16 дюйма. Музей Гетти, мисс 109.(2011.40), л. 156
Были ли примеры, когда женщины пытались выйти за рамки общепринятого в обществе?
Жанну д’Арк, жившую в 15 веке, часто называют женщиной, нарушившей рамки средневекового общества. Она активно участвовала в политическом деле, сделав Карла VII королем Франции. Она возглавляла французские армии и формировала военную стратегию. К сожалению, в конце концов ее обвинили в ереси из-за переодевания в другую одежду и сожгли на костре.
Как свобода и власть женщин соотносились с другими периодами истории (викторианскими и т. д.)?
В средние века он довольно сильно различался между странами и веками. В Западной Европе гендерные роли, предписанные католической церковью, определенно ограничивали возможности средневековых женщин, но у нас также есть примеры женщин, которые раздвигали эти границы (как и во многие другие периоды!).
Есть ли какие-то аспекты их жизни, которые мы могли бы найти прогрессивными по сегодняшним меркам?
В Средние века женщины отвечали за обучение детей чтению и часто занимались домашним хозяйством, пока мужчины были на войне. В некоторые периоды Средневековья считалось, что грамотных женщин было больше, чем мужчин.
Мы также можем быть удивлены отношением к неверности в королевских браках — они были политически стратегическими и для производства наследников, но у королей часто были любовницы, которые были широко известны как таковые, и могли даже занимать видное положение при дворе.
Разрешено ли женщинам покидать свои дома без мужей?
Женщины средневекового Запада могли свободно покидать свои дома по своему желанию.