Крещение Руси: мнения и суждения
Принять
На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie
Павел Кузенков, кандидат исторических наук, специалист по истории Церкви и исторической хронологии. Доцент исторического факультета МГУ и Сретенской духовной семинарии, преподаватель Московской духовной академии
Эпохальное значение крещения Руси неоспоримо: едва ли найдётся мыслящий автор, который усомнился бы в важности этого события для всей истории нашего Отечества. Но суждения о причинах и последствиях этого цивилизационного выбора, сделанного 1033 года назад святым Владимиром, имеют широкую гамму: от безусловного и восторженного одобрения до столь же решительного неприятия и осуждения. Споры по этому поводу не утихают и по сей день. Предлагаем вниманию читателей подборку цитат о Крещении Руси, в которых отразились мнения об этом событии разных авторов, от древних времен до современности.
Ранние авторы, принадлежащие к церковной традиции, конечно же, воспевают деяния князя Владимира. «Повесть временных лет» описывает крещение Руси прежде всего как духовную победу над язычеством:
И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ. А дьявол говорил, стеная: «Увы мне! Изгнан я отсюда!… Вот уже побеждён я невеждой, а не апостолами и не мучениками! Не смогу уже царствовать более в этих странах».
Летопись представляет нам и взгляд Крестителя Руси «от первого лица»:
Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу».
И воздаёт должно политической мудрости и нравственному подвигу князя Владимира:
То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив её. … Следует нам молиться за него, так как через него познали мы Бога. [1]
Иларион Киевский, первый русский великий ритор и богослов, представляет Крещение Владимира и Руси как синергийное действие Промысла и примера Византии:
Посетил его посещением своим Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого Бога.
Ярослав Мудрый в завете сыновьям (1054 г.) обрисовал результаты христианизации Руси в красивой метафоре:
Отец мой Владимира Русскую землю крещением вспахал, книгами засеял, заповедями взрастил, законом пожал, верою утвердил и сохранил в духовных житницах. А вы готовые кушанья ешьте и духовное питие пейте от камня, который есть Христос.
Впоследствии князь Владимир стал восприниматься как истинный родоначальник Русской государственности.
Новый импульс теме корсунского крещения придало включение Крыма в состав России. Екатерина II приняла титул «царицы Херсониса Таврического» и учредила Орден Св. Равноапостольного Владимира (1782 г.), «предприявшаго многие труды ради просвещения России святым Крещением, который ныне молитвами своими у Престола Всемогущаго Творца да подкрепит силы и труды ревностно и усердно служащих Империи и Престолу Нашему». [3]
В «Истории» Николая Карамзина в рассказе о Владимире курсивом выделены слова: он старался просветить Россию. [4] Деяния крестителя Руси, казалось, перекликались с идеалами XVIII века — века Просвещения.
Но времена менялись, в России проникал дух «свободы», которому, казалось, глубоко чужда незыблемое в веках Православие. Пётр Чаадаев горько сетует на цивилизационную изоляцию России:
Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой северными народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания. … Мы замкнулись в нашем религиозном обособлении, и ничто из происходившего в Европе не достигало до нас. [5]
Споря с другом, Александр Пушкин возражал:
У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма. … Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. … Я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя. Как литератора — меня раздражают. Как человек с предрассудками — я оскорблён. Но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой нам Бог её дал. [6]
В начале Крымской войны святитель Иннокентий (Борисов) напутствовал будущих героев Севастопольской обороны:
Здесь купель нашего Крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту, кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего Крещения, изменить памяти святого Владимира. [7]
Россия протягивала руку помощи православным народам Европы, вырвав их из-под османского гнёта. Такая политика была полной противоположностью милитаристскому национализму «Второго рейха», и Фёдор Тютчев полемизировал с Бисмарком:
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней…
Откликаясь на 900-летие Крещения Руси, поэт Яков Полонский написал поэму, где есть такие строки:
Сияй нам, вера! Прочь сомненья!
Русь не была бы никогда
Такой великою Россией,
Когда б она была чужда
Любви, завещанной Мессией,
Пусть охлажденные умы
Всё отрицать готовы, — мы
Ещё не оскудели сердцем;
Ещё мы рады помогать
Разрозненным единоверцам
И пленных братьями считать.
Двадцатый век стал свидетелем кровавого разрыва с нашим великим прошлым. Но когда Демьян Бедный написал в 1936 г. фарс «Богатыри», глумливо высмеивая крещение князя Владимира, «пролетарский поэт» удостоился разгромного постановления Политбюро за «антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа». Страна готовилась к схватке с фашизмом, и власти искали опору в великом прошлом России…
Советские учебники признавали:
Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и ее положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей.
Впрочем, положительные оценки непременно разбавлялись ритуальными обличениями:
Но надо помнить, что русский народ дорогой ценой заплатил за эту положительную сторону церкви: яд религиозной идеологии проникал (глубже, чем в языческое время) во все поры народной жизни, он притуплял классовую борьбу, возрождал в новой форме первобытные воззрения и на долгие века закреплял в сознании людей идеи потустороннего мира, божественного происхождения властей и провиденциализма. [8]
Год 1000-летия Крещения Руси знаменательным образом совпал с разворотом в политике властей СССР к общечеловеческим ценностям. Начался возврат к духовным корням, многолетние табу пали, и академик Александр Панченко мог, среди многих других, открыто воздать должное исторической роли Христианства:
Христианство, которое стремительно распространялось в Европе в IX–XI веках, доказало язычникам не истинность свою, но силу. Поэтому Русь и примкнула к общеевропейскому процессу. Но крещение не было отречением. Русь создала свой вариант Православия, терпимый и открытый, создала сложную и «равновесную» культуру. Эта одушевленная оптимизмом культура породила выдающиеся памятники искусства, создала непреходящие ценности. [9]
Ему вторил Лев Гумилёв: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между добром и злом, а победа православия Руси тысячелетнюю историю». [10]
В современной России тема возвращения к цивилизационным корням актуальна, как никогда прежде. Историками развенчан старый миф о крещении Руси «огнём и мечом». Профессор Игорь Фроянов указывает:
По-прежнему слышны голоса критиков исторического пути России. Известный журналист Владимир Познер без обиняков заявил: «С моей точки зрения, было бы много лучше для будущего России, если бы Владимир выбрал католицизм. … Я считаю православие тёмной, реакционной, консервативной религией». [12]
Эти слова признанного гуру российского либерализма удивительно напоминают былые обвинения идеологов коммунизма. Но все, кто погружены в реальную историю, согласятся, скорее, со словами Патриарха Кирилла:
Крещение Руси, выражаясь современным языком, — несомненно революционное событие. Более того, по последствиям его нельзя сравнить ни с какой последующей революцией, потому что Крещение радикально изменило жизнь народа, его культуру, его систему ценностей. (…) Прививка к благодатному телу Вселенской Церкви крещеного русского народа стала величайшей духовной силой, которая, я глубоко убежден, помогает народу нашему проходить через столь сложные перипетии исторического пути [13].
Примечания
1. Повесть временных лет, годы 6496 и 6523 от с.м.
2. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Перевод диак. А. Юрченко. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868
3. Полное собрание законов Российской империи. 1-е собр. СПб., 1830. Т. 21. № 15515.
4. История Государства Российского. Т. I, гл. IX. http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar01_09.htm
5. Философические письма. Письмо 1-е (1828 г.).
6. Письмо П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. // Пушкин А.С. Cобрание сочинений. М., 1962. Т. 10. С. 308.
7. Слово при закладке Свято-Владимирского собора в Севастополе, 15 июля 1854 г. Цит. по: Дубровин Н.Ф. Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя». СПб., 1900.
8. Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1975.
9. Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 335.
10. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
11. Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. М., 2007. С. 107.
12. https://pozneronline.ru/2018/06/21501/
13. http://www.patriarchia.ru/db/text/5670067. html
Автор статьи
Павел Кузенков
Распечатать публикациюБыл ли святитель Мелетий Антиохийский рукоположен арианами: об еще одной ложной аналогии в вопросе о хиротониях
29 мая в 19:04
Преодоление разрыва между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей как ложная аналогия в вопросе об украинских раскольниках
20 мая в 09:30
Русский English Français ქართველი
Обратная связь
Крещение Руси | |
988 г. | ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | Крещение РусиПроизошло массовое крещение киевлян. Митрополитом киевским, видимо, стал грек Феофилакт. Началось рапространение христианства на Руси. + + + КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие христианства как государственной религии (988) и его распространение на Руси при князе Владимире I Святославовиче. Принятие христианства привело к подъему культуры страны, способствовало становлению личности человека и самого общества, укреплению единства страны и расширению его международных связей. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 258. Приведенная ниже статья была написана в середине 60-х годов XX столетия и отразила в большей мере официальное отношение властей СССР к христианству вообще и к описываемому событию в частности. В местами резких атеистических тезисах слышен отголосок совсем недавних хрущёвских погромов христианских общин и разрушения православных храмов. Тем не менее, приведенное здесь описание события и мнение автора – в соответствии с редакционной политикой портала ХРОНОС – призвано дополнить и оттенить иные описания. КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Древней Русью в конце 10 века христианства, как государственной религии. Некоторые исследователи (В. А. Пархоменко, Б. А. Рыбаков) связывают крещение Руси с киевским князем Аскольдом (9 век). Разложение первобытнообщинного строя, возникновение социального неравенства и формирование классов подготовили условия для смены примитивной языческой религии христианством. Крещение Руси не было единовременным актом. На Руси христианство было распространено уже в 9 веке. Христианами были многие приближенные князя Игоря. Около 955 года приняла христианство княгиня Ольга. Однако государственной религией оно стало в связи с принятием его князем Владимиром в 988-989 годы. С этого времени христианство активно распространяется феодализирующимся государством и формирующейся церковной организацией. Оно помогало становлению феодального способа производства, освящая господство и подчинение, проповедуя незыблемость и справедливость классового эксплуататорского общества. Множество культов заменилось единым культом, относительно централизованной организацией священнослужителей. Единство религии с другими странами Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества, сблизило Русь с Византией — наиболее развитым феодальным государством Европы этого времени. Наряду с прямыми социальными, классовыми последствиями принятия христианства оно постепенно привело и к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. Получило распространение заимствованное из Византии искусство: живопись, архитектура, гимнография, а также письменность и письменная литература. В то же время преследовалось языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Распространение христианства вследствие его классовой феодальной сущности встречало сопротивление. Известны случаи покушения на проповедников и их гибели (2-я половина 11 века — епископ Леонтий в Ростовской земле; 1-я половине 12 века — монах Кукша в земле вятичей). Антифеодальные выступления в 11 веке нередко принимали форму движений против новой религии в защиту язычества. Я. Н. Щапов. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965. Далее читайте:С.Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории. Лекции по русской истории. Глава Крещение Руси. Киевская Русь в X веке (хронологическая таблица). Литература:Повесть временных лет, под ред. В. П. Адриановой-Перетц, ч. 1-2, М.-Л., 1950; Бахрушин С. В., К вопросу о крещении Киевской Руси, «Историк-марксист», 1937, No 2; Лихачев Д. С, Возникновение древнерус. литературы, М.-Л., 1952; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI-XIV вв.), М., 1960; Рыбаков Б. A., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, (М. , 1963).
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Крещение руси 📚 – топ лучшей литературы по теме
Крещение руси 📚 – топ лучшей литературы по теме | Читайте и слушайте онлайн на MyBookЧто выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
Сортировать
Фильтры
Фильтры
Русская история на пальцах. Для детей и родителей, которые хотят объяснять детям
Сергей Нечаев
Премиум
Удивительно, как скучно сегодня выглядит изучение истории в школе. Спросишь какого-нибудь школьника или студента, а он в ответ: «Фу, история…» Да как же такое возможно? И как же это нужно постараться, чтобы история, полная захватывающих событий, интриг и приключений, стала «скучной»? Все мы любим…
Крещение Руси
Владимир Духопельников
Премиум
988 год стал знаменательным в истории Руси. В этом году великий князь Владимир Святославич крестил киевлян. Он положил начало дальнейшему и всеобъемлющему процессу христианизации всех русских земель. С принятием христианства также связано появление славянского письма, богослужебных христианских к…
Святослав Великий и Владимир Красно Солнышко. Языческие боги против Крещения
Виктор Поротников
Премиум
Захватывающие романы о величайших князьях Русской Земли – СВЯТОСЛАВЕ ХРАБРОМ и ВЛАДИМИРЕ КРАСНО СОЛНЫШКО, которые превратили Древнюю Русь в сильнейшее государство Европы, вписав свои имена в историю не золотом, а железом и кровью. Непобедимые дружины Святослава донесли русские стяги до Волги, Кав…
Княгиня Ольга. Львы Золотого царства
Елизавета Дворецкая
Стандарт
Ради укрепления и возвышения Руси княгиня Ольга отправилась в Греческое царство, дабы заручиться поддержкой царя Константина. Военный союз помог бы ее сыну, киевскому князю Святославу, разбить Хазарский каганат. Но это не всё, о чем осмелилась просить Ольга… Приняв крещение и став духовной дочерь…
Ярослав Мудрый и Княгиня Ингегерда
Павел Загребельный
Стандарт
Исторический роман известного писателя П. А. Загребельного (1924–2009) рассказывает о жизни и деятельности великого киевского князя Ярослава Владимировича, прозванного Мудрым. Книга также выходила под названием «Ярослав Мудрый».
10 мифов о князе Владимире
Наталья Павлищева
Премиум
К премьере фильма «ВИКИНГ», посвященного князю Владимиру. НОВАЯ книга от автора бестселлеров «10 тысяч лет русской истории. Запрещенная Русь» и «Велесова Русь. Летопись Льда и Огня». Нет в истории Древней Руси более мифологизированной, противоречивой и спорной фигуры, чем Владимир Святой. Его про…
Крест против Коловрата – тысячелетняя война
Михаил Сарбучев
Премиум
Начиная с официального празднования 1000-летия Крещения Руси, это событие принято оценивать как исключительно положительное, а христианство фактически стало в постсоветской России государственной религией. Эта книга бросает вызов церковному и кремлевскому официозу, ставя под сомнение «сусальные» …
Святой равноапостольный князь Владимир – Креститель Руси
Галина Данилова
Премиум
Князь Владимир, который по праву прозывается Крестителем Руси, вошел в Историю не только как историческая фигура, но духовный преобразователь, на тысячелетие посеявший семя христианской веры в нашей державе. Вера и его преобразила так, что из жестокого, грубого, мстительного язычника Владимир-хри…
Как утопили в крови Языческую Русь. Иго нового Бога
Лев Прозоров
Премиум
ДЕВЯТОЕ ИЗДАНИЕ бестселлера, открывшего глаза на самую долгую и жестокую войну в нашей истории.Эта книга доказывает: вопреки церковным мифам Крещение Руси не было ни добровольным, ни бескровным – русский народ, не желавший отрекаться от отеческих богов, пришлось крестить огнем и мечом, утопив в к…
Викинг. Страсти по Владимиру Святому
Наталья Архипова
Премиум
К премьере фильма «ВИКИНГ» – самого ожидаемого исторического блокбастера этого года! Захватывающий роман о подвигах и страстях одного из самых прославленных князей Древней Руси, которому и посвящен этот фильм, – ВЛАДИМИРА СВЯТОГО. Он пришел к власти на мечах викингов – но возвысил славян, навсегд…
Фильтры
Фильтры
В данном разделе представлен топ лучших книг и аудиокниг по теме «Крещение руси». Полный список из 33 популярных книг и аудиокниг по теме, рейтинг и отзывы читателей. Читайте книги или слушайте на сайте онлайн, скачайте приложение для iOS или Android, чтобы не расставаться с любимыми книгами даже без интернета.
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Baptism Of Russia Photos and Premium High Res Pictures
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEO
- Best match
- Newest
- Oldest
- Most popular
Any dateLast 24 hoursLast 48 hoursLast 72 hoursLast 7 daysLast 30 днейПоследние 12 месяцевПользовательский диапазон дат
- Без лицензионных отчислений
- С защитой прав
- РФ и РМ
Выбрать бесплатные коллекции >Выбрать редакционные коллекции >
Встраиваемые изображения
Просмотрите 660
крещение россии доступных стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы просмотреть другие стоковые фотографии и изображения. Крещение по греческой церкви в России». Гравюра из «Верований мира», «Словаря всех религий и религиозных сект», т. II,… Великий князь Владимир принимает послов. Находится в коллекции Государственного художественного музея КР, г. Бишкек. Священник русской православной церкви крестит ребенка. Родители стоят за ним. Промосковские верующие Украинской Православной Церкви держат плакаты с изображением Патриарха Русского Алексия II 27 июля 2008 года во время массового крестного хода после… Крещения князя Владимира I, 15 век. Находится в собрании Библиотеки Российской академии наук, Санкт-Петербург. Князь Владимир выбирает религию в 988 , 1822. Находится в собрании Государственного художественного музея Латвийской Республики, Рига. Празднование Крещения Господня в Петергофе, близ Санкт-Петербурга, Россия, 19 января 2016 года. Среди православных христиан праздник Крещения Господня.. .Русская девушка погружается в холодную воду во время обряда православного Богоявления, на берегу Москвы-реки 19 января 2003 года. .. Русская девушка погружается в холодную воду во время обряда православного Богоявления, на берегу Москвы-реки. берега Москвы-реки 19 января, 2003 г. в… Cérémonie de baptême dans une église orthodoxe de Moscou le 12 janvier 1992, Россия. Эта фотография сделана 3 июня 2017 года новым российским арктическим СПГ-танкером «Кристоф де Маржери» на борту Международного экономического форума. ,…Священники во время богослужения в Саввино-Сторожевском монастыре на праздновании праздника Крещения Господня 19 января 2016 года в Звенигороде,…обряд крещения на руси — крещение руси стоковые фотографии, лицензионные фотографии и изображения Крещение великого князя Киевского Владимира Великого в 9 г.87′, 1883. Бронников Федор Андреевич. Находится в коллекции Музея… Приезд византийского епископа в Киевскую Русь, 1832. Частная коллекция. Православный священник крестит младенца в православном храме в центре Кишинева, сентябрь 2001 г., Молдавия. После распада СССР… Крещение Руси, 1887. Частное собрание. Художник : Навозов Василий Иванович. Крещение киевлян в 988 году. Частная коллекция. Художник : Лебедев Клавдий Васильевич. Святая Ольга, княгиня Киевская. Найден в коллекции Софийского собора в Киеве. Русская православная церковь зажжена к празднику Крещения Господня в сибирской деревне Писанной рано утром 19 января., 2009. Для христиан Богоявление… Православная христианка ныряет в холодную воду, чтобы освятить себя во время празднования Богоявления, которое знаменует собой крещение Иисуса Христа в… Крещение князя Владимира, из Радзивилловской летописи, показывающее крещение князя Владимира в 988 году и начало христианской Руси,… Крещение в Москве в Москве, Россия в январе 1992 года. Президент России Владимир Путин окунается в ледяные воды озера Селигер во время празднования Крещения Господня в Тверской области, Россия 19 января,…Русская православная верующая купается в озере в сибирской деревне Писанная рано утром 19 января 2009 года, чтобы отпраздновать праздник Крещения Господня. …Монахини Украинской Православной Церкви Московского Патриархата принимают участие в крестном ходе День Крещения Киевской Руси в Киеве на… Православный верующий, держащий на руках маленькую девочку, крестится перед тем, как окунуться в реку в рамках праздничных обрядов Крещения Господня, 19…Крещение юной Таисии Жуковской в Петербурге в церкви Успения. Русская Православная Церковь является основным и официозным… православным крещением. Русская Православная Церковь является основной и полуофициальной религией Российской Федерации. Православие восстанавливается как очень… Глава Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Онуфрий проводит службу, на которой князь Владимир Великий крестил своих последователей,… Православный верующий окунается в ледяные воды 18 января 2015 года во время празднования праздника Крещения Господня в Москве. Среди православных… Святой апостол Андрей воздвигает крест на киевских высотах, 1848 г. Находится в собрании ГТГ, Москва. Мщение Ольги древлянам, до 1839 г. . Находится в собрании Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург. Святая Ольга, княгиня Киевская, 1884-1889. Находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, Москва. Святой Владимир Киевский, начало XV в.. Находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, Москва. Открытка в память крещения Руси в Киеве, «матери городов русских» , 988.обряд крещения на руси — крещение руси стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялти Андрей Рублев , также в транслитерации Андрей Рублев, родился в 1360-х, умер 29Январь 1427 или 1430 г., хотя 17 октября 1428 г. считается… Григорием Ефимовичем Распутиным; крещен 22 января 1869 г. Ð убит 30 декабря 1916 г. Русский крестьянин, мистик, целитель и рядовой… Филадельфийский анабаптист Погружение во время бури, 1811-, ок. 813. Художник Павел Петрович Свиньин. Скульптурный памятник Великому Князь Владимир Великий, крестивший Киевскую Русь, был облачен в Киев 31 марта на фоне российского вторжения в… Многомесячная Эммануэлла и ее родственники во время церемонии ее крещения в Митрополичьем соборе Рождества Христова 15 июля 2021 года в. . .праздник Крещения Руси, св. Петербург. Купание в проруби — крещение руси стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей Месть Ольги древлянам, 1832. Частная коллекция. Крещение младенцев в России, 1765. Найдена в собрании Музея Лувра, Париж. , Лепренс Жан Батист , Лувр, Россия, св. Великого Князя Владимира, 1925. Частная коллекция. Госсекретарь Хиллари Клинтон и министр иностранных дел России Сергей Лавров перерезали красную ленточку во время церемонии крещения памятника США… Госсекретарь Хиллари Клинтон и министр иностранных дел России Сергей Лавров аплодируют во время церемонии крещения памятника памятник американскому писателю Уолту…Госсекретарь Хиллари Клинтон выступает на церемонии крещения памятника американскому писателю Уолту Уитмену в Москве 14 октября 2009 г….Госсекретарь Хиллари Клинтон беседует с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым после на церемонии крещения памятника американскому писателю Уолту…Госсекретарь Хиллари Клинтон беседует с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и мэром Москвы Юрием Лужковым во время церемонии крещения. ..Госсекретарь Хиллари Клинтон присутствует на церемонии крещения памятника американскому писателю Уолту Американский писатель Уолт Уитмен в Москве 14 октября 2009 г.. Клинтон…Президент России Владимир Путин окунается в ледяные воды озера Селигер во время празднования Крещения Господня в Тверской области, Россия, 19 января ,…Президент России Владимир Путин готовится окунуться в ледяные воды озера Селигер во время празднования Богоявления в Тверской области, Россия на…Крещение великой княгини Татьяны, дочери Николая II. 11 октября 1897 г. Из «Le Petit Journal» Париж. Русский православный священник крестит женщину в реке в Николо-Солбинском монастыре в Нагорье, в 200 км от Москвы, 18 июля 2009 г.. Монастырь… Каноник, крестивший царя Пушку перед входом в православный Успенский собор, сфотографирован для Paris Match 21 апреля 2017 года… Русские православные окунают ее голову под воду в честь праздника Крещения Господня в Балашиха, 19 января 2009 г. Русский православный священник освящает воду для купающихся на празднике Крещения Господня в Балашихе, 19 января 2009 г. Русский религиозный… из 11славянских церквей: Крещение Руси
РАЗДЕЛ 11: СЛАВЯНСКИЕ ЦЕРКВИ
Цель: Учащиеся должны уметь узнавать св. Кирилла и Мефодия, св. Владимира, св. Ольги, св. Александра Невского, св. Иннокентия, св. Германа Аляскинского, св. ПЦА и Русские Православные Церкви, а также нынешняя организация и лидеры ПЦА.
НЕДЕЛЯ 1: КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ/КРЕЩЕНИЕ РУСИ
Исторический контекст
На западе римляне пали перед «варварами» — вестготами, франками, вандалами и т. д. Славяне были варварами Востока. Подготовьте карту, чтобы найти эти племена и места, упомянутые позже в уроке. Подталкиваемые нашествиями гуннов (помните Аттилу Гунна?), некоторые племена двинулись на запад (став чехами и поляками), некоторые двинулись на север (став русскими), но балканские славяне постоянно напирали на Византийскую империю на юг, изредка вторгаясь сам город Константинополь. Они были завоеваны в 79 г.0063-м -го века булгарами, монгольским племенем, принявшим славянский язык и образовавшим могущественное царство, которое часто вступало в конфликт с Византийской империей. Восточные славяне были завоеваны шведскими варягами под предводительством Рюрика. Рюрик, также называемый Русью, основал царство со столицей в Новгороде; народ этого нового царства назывался русским. Эти новые королевства постоянно находились в состоянии войны друг с другом, а также с византийцами, и до тех пор не разделяли ни одной части греко-римской цивилизации, общей для христианской церкви. Будут ли они вообще интересоваться христианством?
Кирилл и Мефодий :
В городе Фессалонике жили два брата по имени Константин и Мефодий. Они жили примерно через 800 лет после Иисуса. У них были друзья-греки и друзья-славяне из северных стран, говорящие на другом языке. Некоторые из славян пришли сюда как рабы, но теперь поселились в городе как торговцы. Славянский язык был широко распространен в Фессалониках. В этом городе жила христианская семья с семью высокообразованными сыновьями, которые должны были сделать хорошую карьеру в Империи. Мефодий, старший, тихий, совестливый человек, стал наместником провинции в Азии; его младший брат Константин, вдумчивый и мечтательный мальчик, отправился в Константинополь учиться у молодого императора, а затем работать на патриарха, защищая иконопочитание. Константин даже провел некоторое время в Сирии в качестве посланника арабов; у него было много дискуссий с халифом о христианстве. Но вскоре оба брата решили стать монахами.
Позже царь хазар на юге России отправил гонца к императору с просьбой прислать кого-нибудь, кто мог бы рассказать им о христианской вере. Люди были сбиты с толку таким количеством различных религий. Кто-то принял ислам, а кто-то иудаизм. Константин и Мефодий оставили свой монастырь и отправились в Россию по Днепру. Там они научили короля всему, что касается христианской веры. Многие люди крестились. Наконец братья отправились обратно в Константинополь. Они вернулись в свой монастырь.
В следующем году к болгарскому народу прибыл еще один посланник, на этот раз из земли Моравии. Князь Ростислав хотел, чтобы пришел кто-то, кто мог бы учить народ на его родном славянском языке. Император сразу подумал о Константине и Мефодии, которые в детстве учились у своих друзей. Но как преподавать на славянском языке? Алфавита для звуков не существовало, поэтому Константину пришлось составить алфавит, чтобы записывать учения Иисуса. Затем братья записали литургию и части Библии новым алфавитом. Когда они добрались до Моравии, они научили людей читать на их родном языке и основали церкви с литургией на их родном языке. Люди стекались послушать миссионеров; славяне были действительно готовы к христианству.
Через несколько лет братья вернулись в монастырь. Константин был очень болен и был пострижен в монахи с именем Кирилл. Так изобретенный им алфавит известен и по сей день как кириллица. Кирилл вскоре умер, и Мефодий вернулся в славянские страны в качестве епископа. Он основал больше церквей и обучил славянских священников. Наконец, в старости Мефодий умер, все еще служа Иисусу в славянских странах.
Крещения Руси:
Варяжские русские сначала были известны как Киевское государство. Киев стоял в центре речного сообщения в России; купцы, столкнувшиеся с исламскими пиратскими кораблями в Средиземном море, сочли эти новые маршруты более безопасными. Они принесли с собой свою христианскую религию. А кириллица и славянский язык проникли через их южные границы с Болгарией. На самом деле ни у одного из других варварских племен не было своего алфавита, письменного Писания и литургии на своем языке.
Умер русский правитель Игорь, а его вдова Ольга стала регентшей при сыне Святославе. Ольга посетила Константинополь в 955 году нашей эры, стала христианкой и крестилась. Но ее народ все еще поклонялся деревянным богам. Ольга пыталась распространять христианство, но это не интересовало даже ее сына. Святослав женился на пленной дочери великого врага Киевского государства Малуше; это взбесило Ольгу, которая отослала пленную служанку в родные края. Там у Святослава и Малуши родился сын, названный Володомиром, или Мирным Владыкой. А потом, когда сын подрос и ушел на войны, Ольга заботилась о внуке, которого теперь звали Владимиром. Она рассказала ему о христианстве. Святая Ольга известна как «Равноапостольная». Сначала Владимир бунтовал и жил жизнью удовольствия и греха, будучи еще язычником. Святослав перед смертью разделил свое царство в битве между тремя своими сыновьями, при этом Владимир унаследовал Новгород на севере, но мирным путем и битвой Владимир завоевал всю землю.
Владимир стал правителем в 980 году нашей эры. Он хотел государственной религии для русского народа. Миссионеры пришли из ислама, иудаизма, Латинской церкви и Восточной церкви. Он не был уверен, какая религия истинна. Поэтому Владимир послал группу мужчин в каждую страну, чтобы проверить, истинна ли их религия. Мужчины нашли красоту и истину в христианских церквях Константинополя. Но Владимир все еще не был уверен, что лучше для его народа. Владимир предложил жениться на сестре императоров Василия и Константина. Ее звали Анна. Анна не хотела ехать в Россию, но надеялась, что сможет помочь русской земле поверить в Иисуса. Владимир тем временем ослеп; он не мог видеть. Ему сказали, что он не увидит, пока не крестится. Владимир решил, что это будет испытанием для доказательства истинности Бога, и крестился. Он был исцелен!
Теперь Владимир хотел, чтобы и его люди знали истинную веру. Он сжег своих идолов из дерева — ничего не вышло. Это были ложные боги без силы. В 988 году нашей эры он сказал всем киевлянам, богатым и бедным, молодым и старым, встретиться с ним на берегу Днепра на следующее утро. Князь Владимир рассказал им все об Иисусе и о том, что им нужно креститься. Они шли прямо в реку — матери, отцы, дети, младенцы — в тот день крестились тысячи. На месте языческих алтарей строились храмы, а литургия совершалась на славянском языке Кирилла и Мефодия. Молитва святого Владимира при освящении величественного собора в Киеве, посвященного Богородице, сохранилась до наших дней: «Господи Боже, призри с Неба и воззри, и посети виноградник Твой, который насадила десница Твоя. . И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Бога Истинного. И воззри на сию церковь Твою, которую устроил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, за молитвы Пречистой Богородице». В 9В 91 г. крестилось и население Новгорода. К концу правления Владимира в 1015 г. на Руси было три епископства, доходивших до верхней Волги. Даже врагов-язычников в далеких степях часто побеждали не в бою, а крещением! Князя Владимира помнят как «крестителя Руси», равноапостольного.
Вопросы викторины:
- Определите этих людей одним предложением: Рюрика, Кирилла и Мефодия, Ростислава, Ольгу, Владимира, Анну.
- Найдите на карте эти места: Днепр, Киев, Болгария, Новгород, Волга
- Дайте определение термину: «Равноапостольный».
Что сообщает западным СМИ освещение смертельного православного крещения
На прошлой неделе шестинедельный ребенок умер в Сучаве, Румыния, во время своего крещения в Румынской Православной Церкви. Священника задержали по обвинению в непредумышленном убийстве, и огненная буря гнева начала направляться на практику православной церкви крещения младенцев полным погружением, включая петицию, призывающую румынскую церковь изменить свою практику. Румынский Патриарх заявил, что таких изменений не произойдет.
Но меня здесь не интересует ни происшествие (каким бы трагичным оно ни было), ни реакция (как бы оно ни было ожидаемо). Что меня интересует, так это то, насколько по-разному этот инцидент освещался в западных СМИ, чем в традиционно православных странах, и каким образом это различие выявляет ограниченность разговоров о деколонизации, мультикультурализме и самоопределении.
Начнем с того, почему Православная Церковь практикует полное погружение младенцев? На самом деле вопрос о том, как и когда должно происходить крещение, был предметом разногласий и идентичности в большом христианском мире на протяжении как минимум 1800 лет. Практиковали ли ранние христиане крещение младенцев или нет ( педокрещение — технический термин) является предметом многочисленных споров; на самом деле, можно возразить, что это спор, на котором основаны все последующие дискуссии о крещении (которых очень много).
Нет прямых Библейских доказательств крещения младенцев; однако и Ориген, и Тертуллиан, писавшие с начала до середины 2 века, описывают эту практику как обычную. Мы знаем, что почти каждая раннехристианская община практиковала крещение полным погружением. Греческое слово βάπτω, от которого произошло слово крещение, означает «макать». Крещение обливанием (это окропление водой, которое вы увидите в большинстве западных церквей, как католических, так и протестантских) изначально возникло как уступка, вероятно, во 2 веке, но в конечном итоге стало стандартной практикой западной церкви к 10 веку. При этом многие протестантские традиции, особенно те, которые отвергали крещение младенцев, в конечном итоге вернулись к крещению с полным погружением.
Однако здесь важен средневековый, дореформационный контекст. Потому что, как и многие древние литургические практики, сохранившиеся на Востоке, крещение с полным погружением стало важным маркером восточно-христианской идентичности, особенно по мере того, как все большее число восточных христиан становилось одновременными мишенями западных крестоносцев и исламских завоевателей. В этом контексте жесткая приверженность литургическим обычаям стала средством утверждения и сохранения идентичности перед лицом колонизации и угнетения.
И наоборот, приверженность христианским обычаям, оставленная христианским Западом — если не в Средние века, то уж точно в период раннего Нового времени — стала символом отсталости и даже варварства христианского Востока и использовалась для обозначения восточных христиан и традиционно восточных христианские культуры вне параметров «Запада». Не имело и не имеет значения, что христианство было важной опорой, вокруг которой строилась «западная» идентичность. Восточные христиане просто стали восприниматься как не совсем христиане. Никого не смущало и то, что древнегреческая культура была провозглашена мифическим предком Запада, в то время как современные греки, почти все, по крайней мере, культурные православные христиане, были (и часто остаются) исключены из ее меняющихся границ.
Что возвращает нас к православным крещениям младенцев с полным погружением. Следует отметить, что это не первый раз, когда православное крещение вызывает споры. Видео «насильственного крещения» младенца циркулировало в Интернете в течение последних двух с половиной лет вместе со священником в полных православных регалиях, хотя ни место, ни священник так и не были идентифицированы. Более того, как отмечается в статье Snopes о первом видео, это неопознанное видео напоминает другое видео о массовом крещении младенцев в Грузии, которое также вызвало споры, преимущественно в Западной Европе и Северной Америке. 9Статья 0118 Snopes заключает: «… ясно, что описанная практика крещения не такая уж редкость».
И это правда. Миллионы младенцев были крещены таким образом на протяжении веков (включая меня, кстати). Что необычно, так это смерть младенца, как это было на прошлой неделе. Так что же случилось? Что ж, румынская, греческая и российская пресса отмечают тот факт, что священник крестил младенца лицом вверх, держа руку над лицом и ртом младенца (что-то заметно на видеозаписи крещения). Это не то положение, в котором обычно крестят младенцев. И это опасная разница. Потому что младенцы, когда их просто окунают в воду, задерживают дыхание. Но ребенок, которого кладут в воду лицом вверх, а мужская рука прикрывает его лицо, не воспринимает сигналы и поэтому не может реагировать естественно.
Есть объяснение, почему этот ребенок умер, а многие другие нет, и не все западные СМИ были заинтересованы в освещении этой разницы. Потому что для западных СМИ главное не трагедия, а варварство этих отсталых восточных практик.