Крещение руси место: место крещения Руси — отзыв о Свято-Владимирский храм, Севастополь

Оболонь и крещение Киевской Руси | «Моя Оболонь»

07.01.2015

  1. Главная
  2. История
  3. Оболонь и крещение Киевской Руси

Среди множества событий, значительно повлиявших на ход истории, как Киева, так и всей древней Руси, особняком стоит принятие христианства – как главного вероучения славянского государства. Хотя принято считать, что крещением Киевская Русь обязана князю Владимиру Великому, существует еще несколько версий того, как это случилось.

«Крещение Руси» — фреска В. М. Васнецова  во Владимирском соборе Киева

Фото: Wikipedia.org

Некоторые исследователи считают, что гораздо раньше, чем Владимир Святославович, приняли крещение князья Аскольд и Дир вместе с частью киевлян. Крестил их епископ, присланный из Константинополя в 860-х годах. Согласно другим данным, христиане появились на Руси при князе Василии I, правившем в период с 867 по 886 год. Точно известно, что христианкой была княгиня Ольга, супруга князя Игоря и бабка Владимира Святославовича, крещенная, вероятно, в Константинополе в 957 году.


«В 945 году при Почайне стояла, быть может первая в городе Киеве христианская церковь во имя святого Ильи, упоминаемая в договоре великого князя Игоря с греками, в коей христианская Русь присягала ненарушимо хранить договор».

Николай Сементовский — «Киев, его святыни, древности, достопамятности», 1871 год.


Общепринятая версия принятия веры в Иисуса Христа как Господа и Спасителя описана в знаменитой «Повести временных лет» Нестором Летописцем в XII веке. Согласно этой исторической хронике, крещению предшествовало «испытание веры». Речь идет о приглашении князем Владимиром в Киев представителей разных религий – восточного христианства из Константинополя, западного христианства из Германии, ислама из Волжской Булгарии, а также иудаизма из Хазарии. Владимир созвал совет бояр и «городских старцев» для изучения догматов и обрядов каждой религии, после чего выбор князя остановился на восточной ветви христианского вероучения.

Принимая во внимание описанные выше данные исследователей о более раннем появлении христианства на Руси, а также политическую ситуацию и давние связи с Византией – этот выбор можно счесть в некотором роде предопределенным. И в 988 году христианская вера провозглашается на Руси официальной, за чем последовало крещение киевлян константинопольским духовенством в месте слияния вод рек Днепра и Почайны, первое упоминание о которой относится к 945 году.


«Мы представим в совокупности все, что Летописец в разных местах упоминает о нашей древней столице: Тогда вода реки Почайны – пишет Св. Нестор – протекала близ самой горы Кіевской, то есть, у подошвы Стараго Кіева, который в древности назывался просто Горою и был наиболее обитаем. Кіево-Подол в этом столетии был еще ненаселен. Покрытый топями и лесом, он представлял пустыню; в которой однакож, как бы украдкою между деревьями, находилась церковь Св. Иліи, выстроенная на берегу ручья Почайны близ слободы Козарской… Главная дорога в город называлась Боричев въезд и круто подымалась от Почайны на гору мимо крепостного вала, в котором с западной стороны были единственныя врата, а перед ними мост.

Николай Закревский — «Описание Киева», 1868 год.


Река Почайна на плане Киева Х века

Фото: geocaching.su

Именно в этот момент истории и проявилась важная роль летописной реки, бравшей свое начало на Оболони. На ее заливных лугах Почайна начиналась небольшим ручейком, чтобы впасть далее в Днепр глубокой и полноводной рекой между современной Почтовой площадью и Пешеходным мостом – в районе памятника Магдебургскому праву. Она все время меняла свое русло, питая большое количество озер, которые назывались «старицы». До наших дней сохранились свидетельства о необыкновенной чистоте воды в самой реке и ее озерах, которая была «чиста, как кристалл, холодна и безвкусна, следовательно, хороша».


«Верстах в трех с половиной от Киев-Подола к северу, и не более полторы версты от слободы Куреневки, на обширной и ровной Оболони, подобно острову, возвышается песчаный бугор, длиною около трех сот сажень, при подошве коего находятся небольшие озера, из которых получает начало свое малая речка Почайна. Она протекает по Оболони почти в прямом направлении к югу».

Николай Закревский – «Описание Киева», 1868 год.


 Почайна разделяла земли Оболони на две части, а от Днепра она была отделена песчаной косой, которая скрывалась под водой во время весенних паводков. В древних хрониках Киевской Руси река неоднократно упоминается в связи с важнейшими для Киева событиями. В этих же документах содержатся сведенья о том, что она имела несколько вариантов народных названий – Почая, Пачаня, Пучай, Опичань, Пичаня, Пичань и Ручай.


«Еще в XVIII столетии Почайна составляла довольно глубокую речку, протекавшую у самого Подола. От Днепра отделялась она узкою земляною косою, которая во время разлития Днепра покрывалась им… Этою разделительною косою объясняется несогласие наших летописцев в том, что одни место крещения народа назначают в Почайне, а другие в Днепре».

Иван Фундуклей – «Обозрение Киева и Киевской губернии по отношению к древностям», 1847 год.


Протекавшая на Оболони Почайна на карте Киева IХ-XIII веков

Фото: kiev-maps.com

После принятия веры в Иисуса Христа, князь Владимир приказал уничтожить изваяния языческих божеств. Различные идолы были изрублены и сожжены, а статую верховного божества – Перуна, привязали к лошадям и протянули по улицам города. По пути двенадцать дружинников били по ней палками, затем идол был сброшен в воды Почайны. Согласно указу князя, на следующее утро все киевляне должны были собраться на берегу. После того, как народ прибыл в указанное место, людей крестили в воде летописной реки, скорее всего – в том месте, где она впадала в Днепр. Таким образом, Киевская Русь вошла в число европейских христианских держав, что не только укрепило ее авторитет и могущество, но и позитивно отразилось на развитии древнерусской культуры.


«Великий князь Владимир повелел ниспровергнуть Перуна с киевских высот и стащить его по Боричеву, древнему путищу, пролегавшему с киевских высот к пристани на Ручай…»

Николай Сементовский — «Киев, его святыни, древности, достопамятности», 1871 год.


План Подола 1695 года Ф. Ушакова, на котором можно увидеть и Почайну, и части песчаной косы, отделявшей ее от Днепра

Фото: facebook.com

Историческое значение крещения киевлян в Почайне нельзя переоценить. Это событие навсегда изменило уклад жизни восточных славян, а сама Почайна надолго стала настоящим символом Киева. Подтверждением этого стали события 1240 года, когда на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие. Армия кочевников грабила и уничтожала все на своем пути, не минул такой участи и Киев. В тот трагический период священнослужители Киево-Печерской Лавры вынуждены были покинуть город, чтобы спасти святыни обители. После долгого путешествия монахи остановились на территории современной Тернопольщины и основали там монастырь, названный «Почаевским», отдав тем самым дань уважения киевской реке Почайна.


 «Почайна протекала возле Рождественской церкви еще в 1700 году, что видно, между прочим, из царской грамоты, в сем году данной Михайловскому монастырю».

Михаил Максимович – «Обозрение Старого Киева», 1839 год.


 После монголо-татарского нашествия Киев был возрожден, а Почайна еще долго выполняла стратегически важную роль главной водной артерии столицы. Расположенная на ней киевская гавань Притыка хорошо защищала суда в зимний период и во время непогоды. Но существовала одна сложность. Идущие с севера по Днепру корабли вынуждены были огибать песчаную косу, для того, чтобы попасть в воды Почайны, а затем в городскую гавань. А это означало необходимость проделывания немалого крюка по пути. По этой причине в 1710 году было принято решение прорыть в косе канал, чтобы уменьшить путь к Притыке.


«Отправляемые казенные баржи с разными воинскими припасами вниз по Днепру обыкновенно для тиховодия заводимы были в вершину Почайны и причаливаемы были в том месте к деревянным срубам… Для сокращения к сей пристани водного пути прокопан был иждивлением городским прямо от днепровского поворота по песчаному грунту судоходный канал, и сим образом Днепр не только поглотил Почайну, смыв оставшийся остров, но и знатную часть Подола истребил».

Максим Берлинский – «Истории города Киева», 1799 год.


 Идея была реализована, однако хорошее начинание оказалось губительным для легендарной киевской реки. Мощное днепровское течение хлынуло в образовавшийся канал, размыв песчаную косу и поглотив Почайну. А ее русло в центральной части Киева частично пересохло в конце XIX – в начале XX веков, после строительства новой гавани на Подоле и подольской промзоны. В наше время о Почайне напоминают – акватория этой гавани на Рыбальском полуострове и цепочка живописных озер «Опечень», составлявших другую часть русла реки, которое располагалось на территории Оболони. Старые карты XIX века сохранили несколько другое название этих озер – «Опочень», в котором можно легко узнать их связь с древней рекой.

Открытка с изображением Подола конца XIX — начала ХХ веков. Островки напротив берега могут быть остатками косы, отделявшей Почайну от Днепра

Фото: Wikipedia.org

Память об огромном значении Почайны в истории Киевской Руси, а затем и Украины, навсегда запечатлена в замечательном стихотворении «Мені відкрилась істина печальна…» великой поэтессы Лины Костенко, так точно отразившим произошедшее с летописной оболонской рекой:

Мені  відкрилась  істина  печальна:

життя  зникає,  як  ріка  Почайна.

Через  віки,  а  то  й  через  роки,

ріка  вже  стане  спогадом  ріки.

І  тільки  верби  знатимуть  старі:

киян  хрестили  в  ній,  а  не  в  Дніпрі.

Фрагмент карты Киева 1930-х годов, на которой видно, что озера Опечень ранее были единым водоемом, который, в свою очередь, был частью русла Почайны

Фото: facebook.com

Впрочем, легендарная река не исчезла полностью. Даже, несмотря на то, что в процессе строительства жилого массива на Оболони в 1960-х годах, ее сохранившееся русло было разделено на цепь из пяти крупных озер системы Опечень, небольшая часть природного русла все же осталась на территории Оболонского района. Сейчас Почайну в ее естественных берегах можно увидеть в промзоне на Петровке.

Фотография Почайны, сделанная историком Николаем Шарлеманем в 1968 году на Оболони

Фото: facebook.com

Благодаря оболонским активистам, 26 апреля 2016 года безымянной ранее речке, соединяющей озеро Иорданское и залив Волковата, было официально возвращено ее историческое название. Более того, усилия многих неравнодушных жителей нашего района, позволили начать процесс очистки русла Почайны и обустройства на ее берегах парка. В данный момент историческая река продолжает возрождаться, напоминая киевлянам о великих событиях, с которыми она неразрывно связана.

Сохранившееся русло Почайны на современной карте Киева

Фото: lb.ua


СЛЕДУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ:

Оболонь в период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Легендарная киевская река Почайна продолжает существовать на Оболони

Началось возрождение исторической реки Почайны


 

В какой купели «Херсонеса» крестился князь Владимир? (СЮЖЕТ)

Анастасия Синица, корреспондент:

«На этом месте сейчас нет ни икон, ни фресок, ни мозаики. Только полуразрушенные стены. Но молитва, произнесенная здесь, непременно будет услышана, верят православные христиане. Это место уникальное. Оно находится в Херсонесе. По одной из версий, именно здесь была купель, в которой принял крещение великий князь Владимир».

Херсонес — колыбель русского православия. То, что вера христианская отсюда по всей Руси пошла, историки не сомневаются. Но купелей в Херсонесе несколько. В какой крестился Владимир? Остается лишь предполагать. Там, где сейчас железная ротонда, в то время стоял баптистерий. Иначе говоря, крещальня, которую специально строили возле церкви, чтобы проводить таинство. Купель в ней была большая и глубокая. Удобная для погружений. Да и как иначе? Храм считался главным в городе и находился в резиденции самого епископа.

Татьяна Яшаева, заведующий отделом византийской истории музея-заповедника «Херсонес Таврический»:

«Безусловно, что такая личность, как князь, как родственник византийских императоров, конечно должен был креститься именно в епископском центре, при епископской базилике. Поэтому определенная часть ученых, все-таки большинство, считает, что именно здесь произошло это эпохальное событие».

Купол баптистерия покрывала мозаика из смальты — цветного непрозрачного стекла. Каменные стены украшала фресковая живопись — каноническая сцена Крещения в Иордани. Под ней находилась панель из белого мрамора, которым была вымощена и сама купель.

Принятие христианства — исторический выбор, во многом определивший дальнейший путь русского народа. Спустя века Херсонес по-прежнему святое место, куда чаще всего приходят на Крещенские купания.

Опрос:

«—Не было возможности искупаться, потому что все время был занят. То работа, то еще что-нибудь. И вот в отпуске решил соблюсти традицию, так сказать.

— Почему именно в Херсонесе решили искупаться?

— Я думаю, это связано с историческим таким прошлым, как крещение Руси».

«В этом есть некая сила. Вообще духовную сферу невозможно объяснить словами или научно подтвердить. Но в этом есть нечто. Это духовность, это сила русского народа».

Чёрное море — как одна большая купель. Чтобы все прошло без происшествий, дежурят медики и спасатели. Выйдя на берег, можно сразу же отогреться. В крещенский мороз попить горячего чаю, посидеть в палатке. Главная традиция — освящение воды. Чтобы чистым становилось не только тело, а и душа. А еще верующие вспоминают князя Владимира. И, конечно, благодарят. Без него бы и праздник сегодня не отмечали.

Протоиерей Сергий Халюта, благочинный Севастопольского округа:

«Это начальник нашего спасения для русского человека.

Конечно же, для нас это особый день. Находиться здесь, понимать, что именно отсюда пошел вектор развития нашей истории, духовного развития, культурного развития, да и политического развития».

В Свято-Владимирском соборе на Крещение прошла божественная литургия. Каждый молился о своем: семейном благополучии, здоровье, успехах в учебе или работе. И, конечно, о мирном небе над страной, которую, веруют христиане, всегда будет хранить великий Владимир.

День памяти святого Владимира Киевского и День крещения Руси отмечают в Украине

День памяти святого равноапостольного князя Владимира Киевского отмечается 28 июля. Он был внуком святой княгини Ольги, память которой 24 июля.

Князь Владимир не только сам принял христианство, но и способствовал тому, что христианство стало государственной религией Киевской Руси. Поэтому 28 июля является украинским национальным праздником – Днем Крещения Киевской Руси.

 

Князь Владимир не только сам принял христианство, но и способствовал тому, что христианство стало государственной религией Киевской Руси. Поэтому 28 июля является украинским национальным праздником – Днем Крещения Киевской Руси.

Будущий князь родился в 962 или 963 году на Волыни. Период его княжения в Киеве длился 35 лет — с 980 по 1015 год.

Существует множество версий о времени и месте крещения князя Владимира. Летопись указывает 988. Насчет места больше всего споров то ли в Херсоне, то ли в Киеве. После своего крещения Владимир приказал киевлянам креститься и бросить языческих идолов в Днепр. Если крещение Киева совершалось более или менее без насилия, то в других княжествах, по свидетельству летописи, княжеские воеводы крестили людей мечом и огнем.

По приказу князя были построены многочисленные церкви, в том числе Десятинная церковь в Киеве.

Но христианство зародилось на украинских землях задолго до крещения Владимира. Распространение христианства на украинских землях относится к первому веку, связанному с легендарным путешествием на киевские горы св. Андрея Первозванного; его пребывание с миссией в Крыму обычно не подвергается сомнению историками. Имеются более четкие исторические данные о первых христианских мучениках в Крыму, в частности, был замучен один из первых римских понтификов, папа Климент I. Позже его голову нашли св. Кирилл и Мефодий.

Различные источники сообщают о крещении киевского князя Аскольда в 860 году во время похода на Константинополь. Есть предположения, что при попытках князя крестить киевлян даже привлекли епископов для создания церковной структуры. Однако в 882 году он был убит, а религиозная реформа провалилась из-за сильного противодействия язычников.

Но христианская община в Киеве осталась, о чем свидетельствует договор между Русью и Константинополем, заключенный князем Игорем в 9 г.41, десятый век.

Инициатором нового подъема христианства на Руси стала Святая княгиня Ольга, признанная равноапостольной.

Напротив, в западных землях христианство распространилось в девятом и десятом веках из Моравии, где церковь была основана св. Кирилл и Мефодий.

Таким образом, Крещение Руси князем Владимиром было продолжением длительного процесса христианизации Киевской Руси.

День Крещения Киевской Руси — 28 июля — стал официальным государственным праздником согласно указу Президента Украины в 2008 году. Следует отметить, что 28 июля является днем ​​преставления князя Владимира, а его крещение наиболее вероятно, состоялось 14 августа (по новому стилю).

Day of Kyiv Rus Christening holiday — Aug. 08, 2007

“Bug” premieres … DJ Dan … Ot Vinta concert

ONG>

FRIDAY 10

Paco De La Cruz

Испанец Пако Де Ла Круз проведет в Украине целый месяц. Две недели он проведет в Киеве, а две другие – в Одессе. Его серия миксов под названием Brazilectro представляет собой музыкальный микс из сальсы, фанки-диско и нового джаза с элементами африканской музыки и хаус-гаража.

Xlib Club (Фрунзе, 12, 8067-538-8175). 23:00

СУББОТА 11

DJ Dan

Один из самых заметных современных американских ди-джеев и продюсеров DJ Dan начал свою карьеру в начале 90-х и совершил прорыв с хитом «Loose Caboose». ” С тех пор Дэн принимал участие в различных проектах и ​​сотрудничал с такими известными артистами, как DJ Carl Cox, Groove Armada, Keoki и другими. Он был номинирован на звание «Любимый DH Америки», «Самый трудолюбивый ди-джей Америки» и «Народный ди-джей». Более того, в 2002 году газета Los Angeles Times назвала DJ Dan лучшим диджеем года, а также ведущим реалити-шоу The Club на MTV.

Arena Entertainment (2 Бассейна, 492-0000). Полночь.

Фило и Пери

До 2003 года два диджея из Нью-Йорка, Доменик Филопеи и Бо Перичич, играли соло. Сейчас это успешный диджейский дуэт под названием Filo & Peri, которые уже успели занять 77 место в рейтинге DJ Mag Top-100 и выпустить альбом, играя свой упрощенный американский прогрессив.

Форсаж (Харматная 51А, 406-7600). 22:00

Райские Кущи

Танцевальный фестиваль, который пройдет в эти выходные в клубе «Мост», представит впечатляющий состав российских лайв-проектов и диджеев: Miusha, My Space Rocket, Big Soup, Bikini Bottom, B-Voice & КГц, Склянский, Анрилов, Сибирцев, Москито, Лана Шу, Слава Финист, Лана Шу, Нина Кравиз и другие.

Российских гостей поддержат две отечественные звезды электронной музыки — Кон и Шлема.

Большинство (Московский мост, Парк Дружбы Народов). 22:00 Билеты 70 грн, 50 грн с флаером.

ФИЛЬМЫ

ЧЕТВЕРГ 9

Будущие Шорты. «Полное расслабление»

Августовская программа Future Shorts вращается вокруг темы безумия, навязчивых идей, неврозов и заблуждений. «Грейсленд» тайского режиссера Аночи Сувичакорнпонга рассказывает историю странной женщины, которая отваживается заказать молодого человека в костюме Элвиса из службы сопровождения и путешествует с ним по ночному Бангкоку, «Кто я и чего я хочу». Криса Шепарда и Дэвида Шригли изображает жизнь обнаженного молодого человека со множеством навязчивых идей, а «Эдип» раскрывает разрушительную силу порножурналов.

Бабочка Ультрамарин (Урицкого, 1А, 206-0350). До 12 августа.

Премьера: «Жук»

Знаменитый режиссер «Изгоняющего дьявола» Уильям Фридкин эффектно возвращается с тем, что некоторые называют его лучшим фильмом за последние 15 лет. «Жук», метко переведенный на русский как «Глюки» (сленговое слово, обозначающее галлюцинации), показывает, что паранойя делает с людьми. Одинокая беспокойная официантка, которую играет Эшли Джадд, заводит роман с ветераном войны в Персидском заливе, который передает ей свои параноидальные чувства, и они вдвоем впадают в безумие. Невозможно отличить реальность от бреда, но одно можно сказать наверняка — жуки повсюду.

Различные кинотеатры. Дополнительные сведения см. в разделе Фильмы.

Живая музыка

Пятница 10

OT Vinta

Веселые рокеры из Rivne по имени OT Vinta проводили эту летнюю турку — и не только родные британские. Помимо Mazepa Fest, Slavske rock fest и Zwarte Cross Festival в Нидерландах, группа также участвовала в фестивале Hodokvas в Словакии, где выступала вместе с такими группами, как Placebo и Korn. Теперь «От Винта» наконец добрались до столицы Украины, чтобы отыграть шоу в Docker Pub.

Docker Pub (Богатырская, 25, 451-8528). 22:00

Sports

Суббота 11

Арсенал против Zakarpattya

Kyiv Arsenal, уже наслаждаясь серией на его записи, скоро будет новым, в ближайшее время, вскоре, выйти на этот сезон. Украинская лига – Закарпатье, из Ужгорода. Судя по старту чемпионата, обе команды находятся в отличной форме и должны подарить болельщикам зрелищную игру.

Валерий Лобановский Стадион Динамо (Европейская площадь). 19:00

ГАЛЕРЕИ

ПОНЕДЕЛЬНИК 13

«Источник чистой воды». Предметы старины, фотографии, керамика

На выставке представлены предметы быта Украины Среднего Приднепровья, с конца 19 века до второй половины 20 века. Экспонаты принадлежат коллекционеру Виталию Коваленко. Также вы можете ознакомиться с работами молодого мастера гончарства и керамики Марии Литичевской и фотографиями со сценами народных обрядов Ирины Литичевской.

Музей гетманства (Спасская, 16Б, 425-5549). До 2 сентября.

Картины Николая Новикова

По словам коллег, художник-самоучка Николай Новиков из Одессы обладает уникальным стилем и манерой письма и занимает уникальное место на украинской современной художественной сцене. Его работы невозможно подделать — он никогда не использует эскизы. Темой его картин является православие, и они призваны напоминать иконы.

Галерея Арт-Фокстрот (Андреевский спуск, 38, 278-4299). До 29 августа.

Картины из коллекции галереи

Одна из самых уважаемых киевских галерей Березницкого представляет серию картин из своей коллекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *