Крещение Руси как бесконечный юбилей
На Украине началась подготовка к торжествам по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси. В конце недели президент Виктор Янукович проводит совещание с членами Организационного комитета по подготовке празднования. Торжества пройдут в Киеве в конце июля на высшем уровне с участием глав церквей других государств.Украина, Россия и Белоруссия планируют совместно отметить 1025-летие крещения Киевской Руси. Как заявил глава Администрации украинского президента Сергей Левочкин, широкое празднование этой выдающейся даты усилит гуманитарные и межчеловеческие связи Украины с соседними государствами. Среди основных мероприятий, которые поручено организовать украинскому правительству, – выпуск юбилейных монет и многотомной «Украинской православной энциклопедии», а также создание художественных и документальных фильмов об историческом пути христианства на Украине, проведение фестиваля духовной христианской музыки. Кроме того, уже объявлено, что на берегу Днепра, в районе памятника основателям Киева, летом приступят к строительству крупного православного комплекса в честь князя Владимира.
Готовиться к юбилейной дате на Украине начали еще при прежнем президенте страны Викторе Ющенко, после того как в 2008-м с размахом отметили 1020-летие крещения Киевской Руси. Тогда основное внимание власти уделили визиту на Украину Патриарха Константинопольского Варфоломея. Ющенко надеялся, что Вселенский патриарх поспособствует предоставлению автокефалии Украинской православной церкви. Ключевой фигурой ожидаемого в июле празднования станет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. День Крещения Руси, ежегодно отмечаемый 28 июля, глава РПЦ традиционно проводит в Киеве. Его частые визиты на Украину связывают с продвижением концепции «Русского мира». Как заявляют в непризнанной УПЦ Киевского патриархата, перед Русской православной церковью в Кремле поставили задачу: через духовно-религиозную экспансию миллионов верующих республик бывшего Советского Союза вернуть эти народы под имперское влияние России.
О событиях 988 года РС рассказывает доктор исторических наук Андрей Зубов.
– Насколько хорошо документирован период развития Восточной Европы, связанный с крещением славян?
– Источников очень много. Конечно, что касается непосредственно славянских источников, то они более поздние. В конце X века в Киевской Руси не было ни своих хронистов, ни своей письменности. По мнению большинства историков, первый большой славянский исторический памятник – это «Повесть временных лет», но ее эпизоды, связанные с крещением Руси, переписывались. Это произошло при князе Ярославе, когда в 1037 году Русская церковь перешла под юрисдикцию Константинополя (до этого она была под юрисдикцией Болгарской автокефальной церкви). Есть источники сирийские, антиохийские, на арабском языке. Есть источники латинские, греческие. При этом важно подчеркнуть: 988 год – наименее вероятная из всех возможных дат. По всей видимости, крещение произошло на год или на два позже, а крещение самого князя Владимира – на год раньше, и не в Херсонесе, как предполагают у нас, а где-то в Киеве или в загородной резиденции князя.
– А что самое важное для юбилея, как вы думаете?
– То, что дата, 1025 лет, – это никакой не юбилей. Даже если мы примем условную дату – 988 год, то одно дело – праздновать тысячу лет, а другое дело – праздновать 1025. Этим занимаются те, кого на церковном языке называют празднолюбцами, – те, кто любят праздники ради самих праздников. Но есть ведь другая дата, намного более важная, которая тоже падает на этот же год и которая намного ближе к нам. В том же 1988 году произошло действительно важное событие в истории Русской церкви – ее освобождение от большевистского, тоталитарного гнета. 29 апреля 1988 года тогдашний патриарх Пимен и митрополит Филарет, ныне белорусский экзарх (а тогда он возглавлял отдел внешних церковных сношений), были приняты Горбачевым. В этот день Горбачев даровал свободу Русской церкви. И вот эту дату как раз хорошо бы отпраздновать. Потому что 25 лет – это круглая дата, и она имеет отношение и к Украине, и к Белоруссии, и к России.
– Празднолюбцы, может быть, будут отмечать обе эти даты, но мне кажется, что значительно большей помпой будут обставлены летние торжества, связанные с крещением Руси в Киеве, и там будут принимать участие и религиозные, и политические руководители трех соседних государств. Насколько корректно с исторической точки зрения делать из этого события праздник восточнославянского единства?
– В какой-то степени корректно. Части территорий и Украины, и Белоруссии, и России входили в состав древнерусского государства, которое складывалось в те времена и которое было крещено Владимиром – не важно, в каком точно году. Это наш общий праздник. Мне кажется, что если уж так хотят, то пусть празднуют и 1025 лет, но видит Бог, для историка это явно надуманная, высосанная из пальца, не круглая дата, только чтобы собраться и попраздновать.
– В истории иногда многое зависит от случайностей. Не проиграй тот ли иной король какую-нибудь битву, только из-за отсутствия личных военных талантов, – и ход истории его страны мог бы повернуться совсем по-другому. С этой точки зрения крещение и восточно-христианский обряд для России, Украины и Белоруссии – это безальтернативное историческое решение, или существовали и другие?
– Разумеется, существовали. В это же время, видимо, из-за влияния друг на друга, крестился князь Владимир в Киеве и крестился его близкий родственник – конунг Олаф в Норвегии. Они постоянно обменивались визитами. Естественно, конунг принял крещение западного обряда, из рук римских епископов. Христианская церковь в ту пору еще не была разделена, но между Римом и Константинополем было изрядное соперничество. Несколько делегаций было направлено из Рима к князю Владимиру, с послами и предложением креститься у римских епископов и, соответственно, войти в состав Римского патриархата. Владимир отверг это, и вовсе не потому, что делал какой-то выбор веры. Большинство историков церкви – Голубинский, Шахматов, Карташов – называют историю о выборе веры, в общем, пошлой легендой. Это был достаточно рациональный выбор, и сделан он вовсе не потому, что было очень красиво в храме Святой Софии.
– Академик Сергей Платонов любопытно пишет о том, что – если верить версии, согласно которой Владимир крестился в Пантикапее, взяв ее у византийцев, – то обращение было для него еще и актом победителя: он пришел и принял веру от побежденных, самого себя утверждая как некоторого Цезаря.
– Все верно. Но, по мнению церковных историков, в том числе Карташова, который писал после уже Платонова и пользовался очень хорошими западными межвоенными исследованиями, совершенно ясно, что Владимир пришел в Пантикапей уже будучи христианином. И именно потому, что его люто обманули братья Анны, соправители Константинополя, – они ему не дали сестру. Не потому, что такие вот гады были, а потому что все-таки сестра – это не товар. Молодая женщина, видимо, была в ужасе от перспективы переезда из культурного Константинополя в дикую, варварскую Русь, да еще к невероятному, простите, бабнику, кровавому убийце (это же все было известно) Владимиру. То, что он обратился в христианство, – неплохо, но всего за три года до этого он убил своего брата (кстати, христианина) Ярополка, отобрал у него беременную жену, греческую монахиню… Поэтому Анна и не стремилась в Киев, потому и пошел Владимир войной на Пантикапей. Он завоевал город и вернул его грекам как вено, как выкуп за принцессу.
Будущие «торжества крещения» имеют явную политическую окраску. Говоря о них, как в Москве, так и в Киеве акцентируют внимание на необходимости сближения Украины с Россией. По словам одного из организаторов празднования, украинского академика Петра Толочко, его беспокоят заявления некоторых политиков о том, что «вхождением в Европу Украина осуществит свой цивилизационный выбор». Примечательно, что как раз к предстоящему 1025-летию крещения Киевской Руси истекут полгода, которые Москва дала Украине для ее окончательного геополитического выбора – вступать ли Киеву в Таможенный союз.
Фрагмент итогового выпуска программы «Время Свободы»
14:06 В Новочебоксарске состоялся праздник «Русь православная», посвященный Дню крещения Руси
28 июля православные отмечают память святого равноапостольного князя Владимира Красно Солнышко, крестителя Руси. В Новочебоксарском храме святого равноапостольного князя Владимира ежегодно в этот день проходит торжественное богослужение в честь престольного праздника. Сегодняшний день не стал исключением. Высокопреосвященнейший Митрополит Варнава возглавил богослужение. Владыке сослужили настоятель собора протоиерей Илия Карлинов и священники храма. После богослужения состоялся крестный ход до памятника князю Владимиру, где митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава отслужил молебен, поздравил горожан с престольным праздником. Прозвучали поздравления и от протоиерея, настоятеля Собора Святого князя Владимира города Новочебоксарска Илии Карлинова, который сегодня отмечает свой 82-ой день рождения. С этой знаменательной датой и престольным праздником его поздравили начальник отдела этноконфессиональных отношений и охраны культурного наследия министерства культуры Чувашии Михаил Краснов, заместитель главы администрации по социальным вопросам Владимир Матвеев, священнослужители.
В исполнении хора при Соборе прозвучали песнопения, затем колонна вернулась в Собор. На празднике «Русь православная», посвященной Дню крещения Руси, приняли участие более 300 новочебоксарцев.
Напомним, 23 июля состоялся большой Крестный ход, где приняли участие более 200 горожан.
Справочно:
В Российской империи дату крещения Руси не отмечали. Юбилей события официально праздновался лишь однажды, в 1888 году. Центром торжеств стал Киев. В 1988 году в СССР торжественно отметили 1000-летие крещения. 1020-летие праздновалось в Киеве на церковном и государственном уровнях. На Украине этот день отмечается ежегодно с 2008 года и называется — «Днем крещения Киевской Руси — Украины».
Древнерусское государство возникло в IХ веке в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян — Новгорода и Киева, а также некоторых других земель. В 882 году при князе Олеге Киев стал столицей Древней Руси, которая имела давние связи с христианской Византией, именно оттуда на Русь проникало восточное Православие.
Первым из русских правителей, принявших христианство, стала княгиня Ольга, правившая Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича. Но утверждение христианства на Руси как общегосударственной религии произошло лишь при внуке Ольги — князе Киевском Владимире Святославовиче, в 988 году. Эту дату также считают началом официальной истории Русской Церкви.
О том, как Владимир крестился и крестил Русь, достоверно неизвестно. В основном историки основываются на «Повести временных лет». Согласно летописи, в 987 году Русь и Византия начали переговоры о крещении князя Киевского. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II — принцессу Анну. Император Василий дал согласие на брак при условии, что Владимир подавит мятеж в Малой Азии. Русское войско было направлено в Византию, мятеж подавлен, но император Византии не спешил выполнить договор. Тогда Киевский князь Владимир собрал рать и в 988 году, после длительной осады, взял центр Византийских владений — Херсонес (Корсунь). В результате Византии пришлось выполнить свои обещания. Принцесса прибыла в Херсонес, где состоялось ее бракосочетание с Владимиром. Там же Владимир принял крещение, получив христианское имя Василий.
После возвращения в конце лета 988 года в Киев Владимир собрал всех жителей на берегу Днепра. В водах этой реки и крестили киевлян византийские священники. Спустя год князь Киевский крестил новгородцев. Это событие вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного и трудного процесса утверждения христианства на русских землях.
В ХI веке христианство распространялось в городах, к ХIII веку было крещено и сельское население. Крещение Руси содействовало укреплению государственности, объединению славянских, балтских, угро-финских и других племен, развитию культуры, письменности, искусства и архитектуры.
Фоторепортаж
УПЦ приглашает верующих на торжества в честь Крещения Руси — Новости — новости Православия
Новости
16 июля 2019 21:45
Автор: Татьяна Чайка Торжества в честь 1030-летия Крещения Руси.27 и 28 июля 2019 года, по случаю Дня Крещения Руси и памяти святого князя Владимира, на Владимирской горке состоятся торжественные богослужения и крестный ход с чудотворными иконами и мощи святых, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.
27 июля на Владимирской горке состоится праздничный молебен, который возглавит Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Молебен на Владимирской горке начнется в 13:00. По окончании молебна состоится торжественный Великий Крестный ход от Владимирской горки к Киево-Печерской Лавре.
28 июля в 9:00 на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры состоится праздничная Божественная литургия. Литургию возглавит Блаженнейший Митрополит Онуфрий в сослужении с архиерейским собором.
Те, кто не сможет присутствовать на торжествах в это время, могут посмотреть прямую трансляцию на телеканале Интер. 27 июля прямая трансляция на канале «Интер» начнется в 13.00.
Напомним, что в 2018 году 250 тысяч верующих приняли участие в киевских торжествах по случаю 1030-летия Крещения Киевской Руси святым князем Владимиром.
УПЦ Киево-Печерская Лавра Блаженнейший Митрополит Онуфрий Князь Владимир Крещение Руси Крестный ход
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.
См. также
Кипрский иерарх: Каждая епархия является полноценной Церковью 28 мая 20:22
Митрополит Морфоу: Решения Собора УПЦ в Феофании каноничны 28 мая 20:00
В сети отмечают идентичность облачений Патриарха Кирилла и Думенко 28 мая 19:05
Ян Таксюр: Только Христос может примирить Украину и Россию 27 мая 19:44
Одна епархия ПЦУ отказывается переходить на новый календарь 27 мая 19:17
Епископ Кипрской церкви: Западную Украину хотят сделать униатской 27 мая 16:31
Выпуск с Крещением Руси (Мягкая обложка)
Анатолий Т. Фоемнко
$37,44
Добавить в список желаний
Большинство наименований есть на наших полках или доступно в течение 1-5 дней.
Описание
Четверное крещение России Официальная версия русской истории была создана в XVIII веке привезенными династией Романовых немецкими историками Байером, Миллером и Шлецером. рассказывает о единственном и неповторимом крещении Руси при князе Владимире в 986-989 гг. н.э. Предположительно в 986 г. к Владимиру приезжали послы разных земель, предлагая обратить его в свою конфессию. Греческая команда выиграла соревнование. Фактическое крещение произошло в 9 г.89. Христианской церковной иерархии до этого не существовало, поэтому преподавать веру русским язычникам досталось священникам из Греции. При князе Ярославе Мудром потребовалось несколько десятилетий, чтобы перевести церковную литературу с греческого на славянский. Д-р Фоменко и др. поцарапали эту полированную поверхность и обнаружили, что в Великой Катехизации, изданной в Москве при царе Михаиле Федоровиче Романове и патриархе Филарете в 1627 г. н.э., содержится версия уникального Крещения, сильно расходящаяся с той, к которой мы привыкли. к. Согласно Великому Катехизису, Россия крестилась четыре раза. Первое крещение было совершено апостолом Андреем, второе совершено Фотием, патриархом Царь-Града «в царствование греческого царя Василия Македонского и Рюрика, великого князя русского, с князьями Аскольдом и Диром, царствовавшими в Киеве. В Великой Катехизации нет дат ни того, ни другого Крещения.В отличие от первых двух, в Катехизации датируются третье и четвертое крещения Руси.Третье произошло при великих князьях Ольге, в 9 г.63 г. н.э. Четвертым крещением Руси является знаменитое крещение 989 г. н.э. при князе Владимире. В Великой Катехизации сказано: «И так повелел всему народу Русскому креститься от Святых Патриархов Николы Хрусоверта, или Цикиния, или Сергия, архиепископа Новгородского, при Михаиле, митрополите Киевском». Немецкая группа историков ничего не говорит ни о каких русских или греческих архиепископах в Новгороде или митрополитах в Киеве при Владимире. Для ученых немцев Россия была в то время языческой. Период.