26. Крещение Руси. Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори
26. Крещение Руси
Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси по Повести Временных Лет [716], [715]. То есть, как мы уже показали, — по источнику начала XVIII века. Согласно Повести Временных Лет, Русь была впервые и окончательно крещена при князе Владимире якобы в 986–989 годах. В 986 году к Владимиру пришли послы разных земель, предложившие ему принять их веру [716], [715], с. 65–66. Так началась подготовка к крещению Руси. Само крещение, согласно Повести Временных Лет, произошло в 989 году [715], с. 84–85. Говорится, что только с этого времени на Руси появилась христианская церковная иерархия, причем первоначально она состояла из греков-иностранцев. И лишь через несколько десятков лет, при Ярославе Мудром, появился первый русский митрополит, и церковные книги перевели с греческого на славянский. Все это нам рассказывает романовская версия русской истории, созданная в XVII–XVIII веках. Именно к ней мы привыкли.
Однако посмотрим, как крещение Руси, — безусловно, важнейшее событие русской церковной истории, — описано в канонических церковных книгах первой половины XVII века. Возьмем Большой Катехизис, напечатанный в Москве при царе Михаиле Федоровиче Романове и патриархе Филарете в 1627 году [86]. В этой книге есть особый раздел «О крещении русского народа»[86], листы 27–29. Оказывается, крещение Руси описано здесь СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ, чем мы привыкли думать. Большой Катехизис утверждает, что было ЧЕТЫРЕ крещения Руси. ПЕРВОЕ — от апостола Андрея. ВТОРОЕ крещение — от патриарха цареградского Фотия, «во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире» [86], лист 28, оборот. Ни для первого, ни для второго крещения Большой Катехизис НЕ ЗНАЕТ НИКАКИХ ДАТ. И это пишется в начале семнадцатого века!
ТРЕТЬЕ крещение Руси датировано в Большом Катехизисе.
Оно произошло, согласно Катехизису, при великой княгине Ольге, в 6463 году от сотворения мира, то есть около 955 года. Мы не будем здесь обсуждать, почему сам Катехизис переводит эту дату в эру от Рождества Христова несколько по-другому. А именно, он указывает 963 год н. э. Это, вероятно, связано с еще не устоявшейся в то время датировкой Рождества Христова относительно эры «от сотворения мира».ЧЕТВЕРТОЕ крещение Руси — это знаменитое крещение при князе Владимире. Большой Катехизис датирует его 6497-м годом, то есть около 989 года. Вот что говорит Катехизис: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. в лето шесть тысящь УЧЗ (то есть 496 в славянских обозначениях цифр — Авт.). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском» [86], лист 29. Мы сохранили здесь орфографию и пунктуацию подлинника, позволив себе лишь ввести большие буквы, которых в подлиннике в этом отрывке вообще не встречается.
Сегодня это описание звучит чрезвычайно странно. Как же так? Ведь мы как бы «знаем», что до крещения Русь была ЯЗЫЧЕСКОЙ. Нас уверяют, что никакой церковной русской иерархии не существовало. Князю Владимиру пришлось якобы привезти первых христианских священников из-за границы. А Катехизис семнадцатого века заявляет, что крещение Руси происходит при архиепископе Новгородском Сергии и киевском митрополите Михаиле. Значит, на Руси уже существуют, по крайней мере, новгородская и киевская церковные иерархии. Впрочем, как и следовало ожидать, в скалигеровско-романовской истории никаких архиепископов новгородских и митрополитов киевских при Владимире «нет». Как нам сегодня говорят, все это — «средневековые выдумки». В данном случае — якобы фантазии Катехизиса.
Но тогда возникает следующий вопрос. Получается, что в семнадцатом веке никто толком не знал, как крестилась Русь? Не читали Повести Временных Лет? Ведь если даже авторы Катехизиса об этом не знали, то и все остальные люди, — которые учились по Катехизису, — тем более не знали.
Следовательно, впервые «узнали правду» о крещении Руси лишь позднейшие «русские историки» — Байер, Миллер, Шлецер. «Вычитав» ее из Повести Временных Лет. Которую в семнадцатом веке их предшественники действительно прочесть не могли. По той простой причине, что она еще не была написана в том виде, в каком мы ее знаем сегодня. Свой миллеровско-романовский вид Повесть приобрела лишь в XVIII веке, см. выше. И как мы видим, история крещения Руси в привычном нам сегодня изложении также появилась не ранее конца XVII века. В начале XVII века ее представляли по-другому.Но вернемся к рассказу Большого Катехизиса. В нем обнаруживаются новые любопытные факты. Начнем с ДАТЫ КРЕЩЕНИЯ Руси. Согласно нашим исследованиям, эпоха крещения Руси накладывается на XII век и на XIV–XV века. См. хронологические таблицы на илл. 2.4 и илл. 2.5 в книге «Новая хронология Руси», гл. 2. Отметим, что XV век — известная эпоха великого раскола в церкви. Согласно новой хронологии, именно в XV веке началось разделение более или менее единой до того христианской церкви на несколько ветвей.
Становится понятным также и странное на первый взгляд перечисление крестивших Русь иерархов. Сказано, что веру принимали от Николы Хрусоверта, ИЛИ от Сисиния, ИЛИ от Сергия. Если здесь перечислены лица, НЕПОСРЕДСТВЕННО принимавшие участие в крещении языческой страны, то почему ИЛИ? Тогда надо было бы употребить союз «И». А если они непосредственного участия в действиях не принимали, то зачем упоминать их имена? А вот если крещение Руси — это ВЫБОР ВЕРЫ, то все становится на свои места. Во время религиозного раскола часть иерархов присоединилась к одной религиозной ветви, часть — к другой. Поэтому, чтобы указать, какую именно веру, ветвь выбрали, необходимо было назвать основных церковных вождей именно этой выбранной ветви. Их могло быть несколько. И поскольку все они были согласны друг с другом, то тут употребление союза ИЛИ оправдано. Веру принимали от того-то, ИЛИ от того-то, ИЛИ от того-то. Что, в общем, одно и то же. Таким образом, употребление здесь Большим Катехизисом союза ИЛИ косвенно намекает на обстановку ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА.
Посмотрим внимательнее на дату крещения Руси. Она содержит славянскую букву-цифру «У», означающую ЧЕТЫРЕСТА. Но известно, что во многих старых текстах буква «У» писалась практически неотличимо от буквы «Ц», рис. 2.125. Различие в написании «У» и «Ц» сводилось к едва уловимым подробностям, рис. 2.126. Так — то есть, почти совпадая — эти буквы писались в большинстве старых текстов. Множество примеров такого весьма похожего написания «У» и «Ц» можно видеть, например, в многочисленных иллюстрациях, приведенных в книге [745].
Рис. 2.125. Страница из старого «Апостола» якобы XIV века. Образец почерка «устав», в котором буквы «У» и «Ц» пишутся практически одинаково. Взято из [745], т. 8, с. 197
Рис. 2.126. Фрагмент предыдущего рисунка. Вверху обведена одна буква «Ц», а также обведены три буквы «У» внизу. Ясно, что форма букв «У» и «Ц» практически одинакова
Правда, когда эти буквы встречались к тексте, то буква «У» в такой форме, как правило, писалась в паре с буквой «О». То есть писали «ОУ», а читали как «У». Поэтому неразличимость формы «У» и «Ц» обычно не приводила к путанице при ЧТЕНИИ ТЕКСТА. А вот при употреблении буквы «У» и «Ц» в качестве ЦИФР сразу начиналась путаница. Поскольку тут дополнительной буквы «О» не писали. А по своей форме буквы «У» и «Ц» практически не отличались.
Именно эта ситуация возникает в дате крещения Руси. Эта дата 6497 год содержит букву У = 400. Если в исходном старом тексте тут стояло Ц = 900, то дата была 6997 год. То есть 1489 год н. э. Следовательно, вместо привычного нам сегодня 989 года, возможно, в исходном старом документе крещение Руси датировалось 1489 годом. То есть — КОНЦОМ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА. А предыдущее крещение Руси при Ольге перемещается тогда в СЕРЕДИНУ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА.
Но ведь именно к пятнадцатому веку относится крупнейшая реформа русской церкви. Прямо связанная с религиозным расколом, известным Флорентийским собором, неудавшейся церковной унией. Эта история всем хорошо известна, описана в многочисленных учебниках истории церкви. Сегодня эту реформу преподносят нам как важный, но все же не ключевой момент в русской церковной истории. Но вот СОВРЕМЕННИКИ ЭТОГО СОБЫТИЯ писали, например, следующие интересные вещи. А.В. Карташов сообщает: «Симеон Суздалец в своей „Повести“ уподобляет Василия Васильевича не только его прародителю СВЯТОМУ ВЛАДИМИРУ, но и самому равноапостольному великому царю КОНСТАНТИНУ, „СОТВОРИВШЕМУ ПРАВОСЛАВИЕ“» [372], с. 374. Василий Васильевич — это великий князь Василий II Темный, живший как раз в XV веке. Получается, что именно эту эпоху и описала Повесть Временных Лет как последнее КРЕЩЕНИЕ РУСИ ПРИ КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ. Напомним, кстати, что крестное имя Владимира Святого как раз и было ВАСИЛИЙ. Это хорошо известно, и отмечено, в том числе, и в Большом Катехизисе [86], лист 29.
Но тогда возникает естественное желание разобраться, кто же такие Никола Хрусоверт, Сисиний и Сергий — архиепископ новгородский, чья вера была выбрана на Руси при ее крещении. В миллеровско-романовском учебнике, в якобы X веке, — куда сегодня помещено крещение Руси, — никакого архиепископа новгородского Сергия, конечно, нет. И в самом деле. Какая может быть в «языческом Новгороде» православная архиепископия? Новгород «еще только собираются крестить».
Однако обратимся к XV веку. И поищем поименованных деятелей в эту эпоху. Оказывается, здесь они действительно есть и, более того, ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ. Никола Хрусоверт — это, скорее всего, известный Николай Кузанский — Nicolaus Chryppfs Cusanus, живший в 1401–1464 годах [936], т. 2, с. 212. Считается «величайшим из немецких гуманистов… богослов, философ, математик и церковно-общественный деятель» [936], т. 2, с. 212. Его прозвище КУЗАНСКИЙ считается происходящим от ДЕРЕВНИ КУЗА, откуда он был родом [936], т. 2, с. 212. Хотя не очень понятно, почему прозвище Кузанский отразило имя никому не известной ДЕРЕВНИ, а не, скажем, провинции или страны, откуда он был родом. По нашему мнению, прозвище КУЗАНСКИЙ, скорее, означало КАЗАНСКИЙ. То есть родом из знаменитого в пятнадцатом веке города КАЗАНЬ.
Становится понятным и откуда возникло его имя ХРУСОВЕРТ, попавшее на страницы Большого Катехизиса. Оказывается, Николай Кузанский носил также имя CHRYPPFS, см. выше, что на старом русском языке могло звучать как ХРУС. Откуда же тут появилось еще и слово ВЕРТ в имени ХРУСО-ВЕРТ? Возможно следующее объяснение. Оказывается, Николай Кузанский написал сочинение о ВРАЩЕНИИ земли, в котором, как считается, «на 100 лет предварил Коперника» [936], т. 2, с. 212. Но тогда слово ВЕРТ просто указывает на его открытие ВРАЩЕНИЯ Земли, от слова ВЕРТЕТЬ. Сравните с латинским verto = вращаю. То есть ХРУСОВЕРТ — это «ХРУС, доказавший, что Земля ВЕРТИТСЯ».
Или, еще проще, «ХРИСТИАНИН, доказавший, что Земля ВЕРТИТСЯ». Возможно также, что ХРИС + ВЕРТ означало «обращаю в христианство». Тем более, что — как мы видим — согласно Большому Катехизису, он был одним из основателей христианского православного вероучения XV века. Поэтому его прозвище ХРУС могло означать ХРИСТИАНИН, от имени ХРИСТОС = ХОРУС. Как мы начинаем понимать, именно при нем, или вскоре после него, великий князь Владимир = Василий крестил Русь.
Кто такой в XV веке Сисиний — второй церковный деятель эпохи крещения Руси? Мы не обнаружили в энциклопедии Христианство [936] какого-либо известного СИСИНИЯ в XV веке. Зато мы нашли в ней ЗОСИМУ — одного из известнейших русских святых, основателя знаменитого Соловецкого монастыря. Зосима умер в 1478 году [936], т. 1, с. 562. Не он ли упомянут в Большом Катехизисе под именем Сисиний? Кроме того, оказывается, что именно в 1489 году, — то есть как раз в год крещения Руси, — умер московский митрополит Геронтий, и вскоре был поставлен его преемник митрополит ЗОСИМА [372], т. 1, с. 387. История митрополита Зосимы сложна, запутана и происходила в обстановке бурной церковной смуты. Ее детали известны плохо [936], т. 1, с. 562. Не исключено, что упомянутый в Катехизисе СИСИНИЙ эпохи крещения Руси — это московский митрополит ЗОСИМА конца XV века.
Что можно сказать о Сергии, архиепископе новгородском, который также назван в числе лиц, определивших крещение Руси, согласно Большому Катехизису? На эту роль подходит только один известнейший русский святой — СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Хотя его смерть сегодня датируется концом XIV века, однако к лику святых он был причислен в 1452 году [936], т. 2, с. 553. То есть, — в точности в эпоху «четвертого крещения Руси» при князе Владимире = Василии. А время жизни Сергия Радонежского попадает в эпоху начала церковного раскола, наметившегося, по новой хронологии, в начале XV века.
Кстати, возвращаясь к Николаю Кузанскому — возможно, Николаю Хрусоверту — отметим, что «в 1453 году под впечатлением взятия Константинополя турками он издал сочинение… где указывал… на возможность христианского соглашения между всеми народами, а вслед за тем в сочинении… „О просеивании Корана“… старался указать НА ТЕСНУЮ СВЯЗЬ МУСУЛЬМАНСТВА С ХРИСТИАНСТВОМ» [936], т. 2, с. 212. Это показывает его положительное отношение к османам = атаманам, что косвенно говорит о его связях со средневековой Русью-Ордой.
Подробнее см. нашу книгу «Крещение Руси».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси
4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская
26. Крещение Руси
26. Крещение Руси Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси по Повести Временных Лет [716], [715]. То есть, как мы уже показали, — по источнику начала XVIII века. Согласно Повести Временных Лет, Русь была впервые и окончательно крещена при князе
4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке.
Первое крещение Руси4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская
Крещение Руси
Крещение Руси Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. Выше сказано, что киевский князь Владимир Святославич принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное
48. Крещение Руси
48. Крещение Руси Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси такой, какой она изложена в «Повести временных лет». То есть как мы показали в томе 2 настоящего издания — в источнике начала XVIII века. Согласно «Повести», Русь впервые и окончательно
Крещение Руси
Крещение Руси Начало этого процесса приходится на время правления князя Владимира, во многом продолжавшего политику своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это
Крещение Руси
Крещение Руси Причем здесь крещение Руси? — могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причем. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом… До крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать (см. статью «Русская
Крещение Руси
Крещение Руси § 9. Язычество на Руси в древнейшее время. Около 988 года Киевский князь Владимир Святославич принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси.Языческие
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
КРЕЩЕНИЕ РУСИ С. Гординский. Крещение в Киеве в 988 годуХристианство на Руси было известно уже на заре истории Киевского государства. Первые сведения об этой религии у русов относятся к 860–870 гг. В Киеве в X в. уже существовала церковь Св. Ильи — христианского двойника
Крещение Руси
Крещение Руси Возникновение государственности у восточных славян проявлялось не только в экономической и политической жизни людей, но и в духовной, что нашло отражение в приобщении к миру христианских ценностей. Религиозные реформы были проведены князем Владимиром
«КРЕЩЕНИЕ» РУСИ (1)
«КРЕЩЕНИЕ» РУСИ (1) Не следует полностью связывать христианизацию восточных славян с тем единовременным актом, который был осуществлен киевским князем Владимиром около 988 г. Христианизация Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, начало которого
Крещение Руси (809–996)
Крещение Руси (809–996) В старом студенческом анекдоте профессор, просматривая главу из диссертации своего аспиранта, попутно задает простенькие вопросы.– В каком году Ярослав Мудрый начал в Киеве княжить?Ответ известен любому студенту-историку – в 1019 году. Но аспирант
Крещение Руси
Крещение Руси Крещение Руси никак не было связано с религиозным чувством и самого Владимира, и населения Руси. В качестве государственной религии язычество не годилось, ибо языческий бог, хотя бы и верховный, силен лишь когда побеждает. Любое поражение Владимира или
Крещение на Руси
Крещение на Руси С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашего государства — крещение Руси. Сначала Владимир был ярым приверженцем язычества. Утвердив свою власть, он поставил возле теремного двора, где уже стояли и другие
Крещение Руси Урок «Киевская Русь на рубеже X-XI веков» – Учительская газета
Увидели греки в заливе суда,
У стен уж дружина толпится…
“Настала, как есть, христианам беда,
Приехал Владимир креститься!”
Цели урока: 1) Показать роль Великого князя Владимира в истории нашей Родины. 2) Познакомить учащихся с обороной Руси от печенегов. 3) Способствовать формированию умений извлекать знания из исторических источников и развивать аналитическое мышление.
План изложения: 1. Феодальная реформа князя Владимира; оборона Руси от печенегов; язычники в Киеве. 2. Выбор веры. 3. Крещение Руси.
Новые термины: пантеон, двоеверие, православие, католицизм.
Оборудование урока: Карта “Киевская Русь в IX – начале XII в.”; стенд с иллюстрациями к библейским притчам; выставка дополнительной литературы по истории Отечества.
Беседа по вопросам: Что означает слово “полюдье”? В каком году князь Олег выступил в поход на Киев? С чьим именем связывал Нестор основание государства? С кем воевал киевский князь Аскольд? В чем причина убийства древлянами киевского князя Игоря? Какие государства подчинил себе Святослав? Какую проблему не решил Святослав? В каком году погиб князь Святослав? Почему после смерти князя Олега союз славянских племен распался?
Вывод. Государство Киевская Русь в годы правления Святослава расширяло свои границы, но эти завоевания были непрочны, так как Святослав мало обращал внимания на жизнь самой Руси и пренебрегал обороной ее от кочевников.
Объяснение нового материала. Чтобы лучше понять процессы, определявшие жизнь наших предков в те далекие времена, необходимо вспомнить основные события тех лет. Междоусобная борьба братьев после смерти Святослава привела в 980 году к власти его сына Владимира.
Историческая справка
В живописном Любече, охранявшем подступы к киевской земле с севера, жил в середине X века некий Малко Любечанин. Его дочь Малуша была ключницей княгини Ольги, а о сыне Добрыне осталась такая память, что он при княжеском дворе был конюхом, но потом стал уже не слугой, а придворным – он “стольничал и чашничал девять лет”.
Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился сын Владимир, которого долго потом корили его происхождением, называя “робичичем”, “холопищем”. Если бы не особая удача, то сын ключницы мог бы затеряться в толпе “отроков” и слуг при княжеском дворе. Но его дядя Добрыня однажды воспользовался тем, что законные сыновья князя Ярополк и Олег отказались ехать в далекую северную факторию Руси – Новгород, и предложил послать туда своего племянника. Так юный робичич Владимир стал князем-наместником в маленьком городке на озере Ильмень.
Когда между его братьями после трагической гибели Святослава вспыхнула усобица, разжигаемая варягом Свенельдом, и Олег Древлянский был убит, Добрыня и Владимир двинулись походом на Киев. Ярополк был убит во дворце двумя варягами из войска Владимира, и сын рабыни стал Великим князем киевским, а Добрыня – воеводой, вершившим дела Руси.
Дела Владимира
Первым государственным делом Владимира стало изгнание из Киева варягов-наемников. Каково было наследство, доставшееся Владимиру от его предшественников? Владимир оказался во главе непрочного объединения славянских племен, стабильность которого требовала постоянного применения военной силы. Чтобы укрепить это объединение, молодой князь принял два важных решения. Во-первых, он обосновался в Киеве, чтобы не оставлять управление своей державой на многие месяцы (как во время военных походов). Во-вторых, он постарался идейно “связать” славянские племена с помощью общей для всех религии. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства: в современных Владимиру королевствах монархи в основном управляли своими странами из столиц. Обосновавшись в Киеве, Владимир приступил к строительству оборонительных сооружений на востоке от него, подтверждая тем самым, что собирается пребывать в столице постоянно и защищать ее от кочевников.
Историческая справка
Борьба с печенегами стала в X веке насущей потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям и открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на “месяц конного пути” – от Дуная до Жигулей.
Каждый набег приводил к сожжению сел, уничтожению полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов была не только государственным, но и общенародным делом, понятным и близким всем слоям общества.
По данным летописей, печенеги впервые появились в южнорусских степях в 915 году. Этот ключевой народ, обитавший между Волгой и Уралом, пробился через землю хазар и устремился против мадьяр, живших тогда у Волги.
Следом за снявшимися с места мадьярами печенеги прошли на Дунай, оттеснив их в среднее его течение. Печенежская орда состояла из восьми колен, представители одной половины которых между Дунаем и Днепром, а другой – между Днепром и Доном.
Со времени княжения Игоря Киев и печенеги, стоявшие на великом пути в Русское (Черное) море, вели войны, заключали договоры и союзы. В XI в. другой кочевой народ – половцы подчинили себе печенегов, и те, постепенно переходя к оседлости, стали тяготеть к Киеву, наниматься к нему на службу. Основные их поселения находились на берегах реки Роси. Во второй половине XI века они превратились в вассалов Руси, обязываясь охранять ее южные границы и участвовать в походах киевских князей. Оседлых печенегов на Руси называли не только тюрками, но и берендеями или черными клобуками (черными шапками).
Оборона Руси от печенегов
Теперь же, после создания оборонительных линий, печенегам приходилось преодолевать четыре барьера. Первым был барьер на реке Суле, которая в течение 200 лет была границей между Русью и кочевниками. Если печенеги преодолевали этот рубеж, они встречались с новым заслоном по Трубежу, на котором стоял город Переяславль. После этого рубежа перед кочевниками открывались пути на Чернигов и Киев. На важных крепостях, прикрывавших броды через Днепр, строились башни для сигнальных костров: если печенеги появятся у Зарубинского брода, то сигнальный огонь увидят в Витигеве, а сигнал из него увидят в самом Киеве. Гонцам пришлось бы скакать до столицы 2 дня, а при помощи таких огней киевский князь через несколько минут уже знал, что враг у границ Руси.
Язычники в Киеве
Вторую проблему – объединения союзных племен – Владимир поначалу пытался решить путем “уравнения в правах” всех основных языческих богов.
Историческая справка о язычниках
Любой приехавший издалека мог видеть, что в столице почитаются не только свои киевские боги, но и боги его племени. Так в Киеве возник пантеон шести языческих богов во главе с главным богом Перуном. Рядом с ним стоят еще пять идолов: Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симарга и Мокошь. Согласно другой точке зрения, в пантеоне были представлены основные элементы древней картины мира славян – небо, землю, солнце. Возглавлял эту группу великокняжеский бог Перун. В этом случае пантеон имел общеславянский, объединяющий характер. Эти меры Владимира укрепляли древнерусское государство.
Но вскоре выяснилось, что дорога, по которой он столь успешно продвигался вперед, вела в тупик. Тому были две серьезные причины. Во-первых, языческая религия и после нововведений Владимира предполагала традиционный образ жизни. Она была уместна для патриархального строя и серьезно тормозила развитие феодальных отношений. Нужны были новые обычаи, право, хозяйственные отношения. Вторая причина заключалась в том, что Киевская Русь не могла стать в один ряд с передовыми странами Европы и Востока, не заимствовав у них ремесел, науки и культуры. Все это можно было взять в Византии.
Вывод. Натиск печенегов был остановлен с помощью оборонительной линии. Великий князь Владимир сделал попытку объединить славянские племена. Язычество тормозило развитие социально-экономических отношений.
Выборы веры
Почему Византия? Решая, какую из стран взять за образец, Владимир мог ориентироваться и на мусульманский Восток, и на католический Запад. Предпочтение было отдано православной Византии. В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически, но в такой же мере – государственной мудростью. С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения. Родственная Руси Болгария уже была обращена в христианство за 100 лет до Руси. Этому способствовала деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую письменность и проповедовавших христианство на славянском языке. На решение Владимира принять христианство из Византии повлияло и то, что в православии проповедь могла звучать на родном языке. Таким образом, византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и одновременно решал задачу объединения племен.
Историческая справка о христианстве
Христианство возникло в Палестине в I веке до н.э. как одна из многочисленных религиозных сект. Своим распространением оно обязано еврейской общине, расселенной по всей Римской империи. Именно поэтому христианство, в отличие от других религиозных систем, приобрело большое количество приверженцев. Этому также способствовала ориентация христианства на личность человека, его душевные потребности. Первые приверженцы христианства жестоко преследовались официальными властями.
Однако постепенно из религии униженных и угнетенных оно превратилось в государственную религию Римской империи. В конце IV века было запрещено почитание древних языческих богов. Постепенно христианство стало распространяться и за пределы Римской империи. Римский епископ стал главой всех христиан и получил титул папы. Так христианство обрело не только статус государственной религии, но и начало укреплять свои позиции созданием мощной организации, массовым обучением священнослужителей.
Само христианство представляет собой сложный комплекс представлений, обрядов, символов. Так, образ троицы заключает в себе триединство Бога. Иисус Христос имеет двойную природу – божественную и человеческую одновременно и предстает в окружении многочисленных ангелов и святых. Все они являются творениями Бога и исполнителями его воли.
Крещение
Византия поддерживала предстоящее крещение Руси. Поскольку православную церковь возглавляли византийский патриарх и император, то Русь, естественно, становилась вассалом Византии. Точка зрения Владимира и его окружения была иной. Крещение и связанное с этим заимствование византийской культуры вовсе не должны были лишить Русь самостоятельности. По мысли князя, Русь должна была превратиться в дружественное Византии, но суверенное государство, которое оказывало бы ей при необходимости военную поддержку. Судьба оказалась благосклонной к замыслам Владимира.
В 987 г. к Константинополю подошел с войском взбунтовавшийся военачальник Фока и объявил себя императором. В безвыходном положении Василий II просит Владимира о помощи. Тот согласился, но выдвинул жесткие условия: крещение Руси происходит по “киевскому” варианту; Владимир получает в жены сестру императора и тем самым роднится с ним и встает в один ряд с верховными правителями Европы.
Владимир одержал важную дипломатическую победу. 6-тысячное киевское войско помогло разбить Фоку, и Василий II остался на престоле.
Император нарушил свое слово: приезд сестры в Киев задерживался. Владимир начал действовать решительно: осадил Корсунь, важный опорный пункт Византии на Черном море. Князь грозился перенести военные действия на территорию Византии. Василий II вынужден был капитулировать, и в 988 г. Владимир принял христианство, крестил киевлян в Днепре, а затем стал распространять православие и в других русских городах.
Вывод. Древнерусское войско, разбив византийцев, заставило их согласиться на выгодные для Руси условия принятия христианства. Переход от язычества к православию следует считать прогрессивным процессом. Русь уравнивалась с христианскими государствами, что давало ей важные дипломатические преимущества.
Естественен вопрос: как шло распространение христианства? Не встречал ли этот процесс сопротивления? Внешнего насильственного напора страна не испытывала. Население было знакомо с христианством: уже многие годы в древнерусских городах существовали христианские общины, появившиеся еще во времена княгини Ольги. Как и при всяком кардинальном преобразовании, новое наталкивалось на сопротивление старого, отжившего. Кто терял все при новой вере, так это языческие жрецы. В этих условиях жрецы прибегали к двум разным тактическим приемам: 1) “уход в подполье”, т.е. продолжали служение идолам; 2) открытое сопротивление реформам Владимира.
Реакция Владимира была различной. На “подпольных” языческих жрецов почти не обращали внимания, им не мешали, ведь они не представляли опасности для главного – феодальной реформы. В этом – один из корней так называемого двоеверия. Владимир считал, что в результате деятельности христианского духовенства язычество постепенно отомрет. Иной была реакция на сопротивление христианизации. Здесь Владимир проявлял твердость, безжалостность и при необходимости применял военную силу. Однако для нас важно, что “огнем и мечом” вводилась не просто новая религия, а создавалось централизованное государство. Процесс христианизации протекал постепенно и занял приблизительно 100 лет.
Историческое значение. Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал – началось бурное, стремительное развитие страны. Это показывает, сколь своевременна была реформа. То, что произошло в конце X века в Древней Руси, было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия.
Вывод. Положительным результатом крещения Руси явилось широкое приобщение к греческой византийской культуре: развивалась каменная архитектура, живопись, фресковая роспись, были заимствованы многие ремесла. Одним из важнейших результатов общения с христианской Византией было возникновение славянской письменности. Государство Русь к рубежу X-XI вв. стало одним из крупнейших и могущественных в Европе.
Вопросы для закрепления: 1) Какие реформы провел Владимир, чтобы укрепить княжескую власть? 2) Из скольких рубежей состояла оборонительная линия? 3) Что использовали славяне для быстрого сообщения о врагах?
Р.АЗИСОВ,
учитель истории
Песнопения Святой Руси в Новом Свете
Русское Православие зародилось более тысячи лет назад в водах Днепра, когда Киевская Русь приняла Евангелие Иисуса Христа и крестилась в 988 г. н.э. С тех пор русская земля полита потом верных архиереев, клириков, монашествующих и мирян, высоких и низких; со слезами отшельников, странников и юродивых; и кровью мучеников и исповедников за веру, особенно во время ужасов советского гнета в ХХ веке. Через восемь веков после Крещения Руси, начиная с первой православной миссии в Новый Свет, предпринятой монахами Валаамского монастыря в 179 г.4 — в том числе преподобный Герман Аляскинский — и с тех пор продолжалось многими святыми мужчинами и женщинами, земля Северной Америки начала получать то же самое Евангелие, то же самое Крещение, то же самое освящающее орошение.
Сегодня процесс освящения земли и ее народа продолжается, как в Старом Свете, так и в Новом. В то время как каждый благочестивый православный христианин играет неотъемлемую роль в этом процессе, решающую и незаменимую роль играют духовные семинарии, которые работают над формированием и подготовкой учителей, образцов и наставников веры. В 2013 году три уважаемых духовных семинарии в Америке, каждая из которых, в свою очередь, является детищем русского православия, отметили большие юбилеи: Свято-Тихоновской и Свято-Владимирской семинариям вместе исполнилось 75 лет, а Свято-Троицкой семинарии – 65 лет. Чтобы отметить эти совместные юбилеи, избранные студенческие хоры трех учебных заведений впервые в своей истории собрались вместе, чтобы сформировать единый ансамбль. Собравшись в Свято-Тихоновской семинарии за несколько дней до Недели блудного сына, 25 юношей, приглашенных для участия в мероприятии, тщательно подготовились к совершению Всенощной и Божественной литургии с Блаженнейшим Митрополитом Тихоном в Свято-Тихоновском монастыре ( Старейший монастырь Америки, основанный в 1905), а затем провести публичный концерт. Настоящий компакт-диск представляет собой живую запись этого концерта, который состоялся 3 марта 2013 года в Епископальном соборе Святого Стефана в Уилкс-Барре, штат Пенсильвания.
Руководил мероприятием всемирно известный российский дирижер Владимир Горбик, которого пригласили для подготовки хора к этому историческому событию. Мы верим, что хоровое звучание, которое маэстро Горбик извлек из этих певцов, станет новым опытом для американской публики. Может быть, потому, что маэстро Горбик, сам живой наследник богатой традиции русского богослужебного пения, внушал певцам свое глубокое чувство благоговения и святого страха при приближении к священной задаче богослужебного пения. Конечно, его обучение, пример и отточенное техническое мастерство дирижера вдохновили хор исполнить намного больше того, что они считали возможным для себя.
Записанная здесь программа предназначена для того, чтобы через музыку раскрыть что-то из таинственного проникновения русского православия в жизнь Америки, которое тихо происходит с конца 18 века и продолжается по сей день. Как и православие в Америке, большая часть музыки здесь не очень старая, в основном датируемая 19-м и 20-м веками; но, как и православие в Америке, новое пропитано жизнью старого, подобно тому, как ветви дерева пьют тот же сок, что и корни. Здоровым признаком углубления связи Православия с Америкой является то, что английский язык постепенно становится нормальным литургическим языком для многих православных на континенте, и настоящая программа отражает эту реальность. Тем не менее, ряд произведений в программе впервые исполняется на английском языке. Существует огромное количество русской музыки, особенно произведений, написанных в советское время, которые еще не оказали влияния на американское православное пение, и, таким образом, одна из целей этой программы — дать американской аудитории свежий взгляд на православное пение. живая реальность русской музыкальной традиции. И последнее, но не менее важное: эта программа также демонстрирует новую композицию и две новые аранжировки американских композиторов. Определить, что такое американская музыка, не говоря уже о том, что такое американская православная музыка, — очень трудная задача. Однако записанная здесь музыка — и не только новые сочинения и аранжировки, но даже неавторизованные переложения славянских произведений на английский язык (искусство тонкое и недооцененное) — представляет творчество американских композиторов и аранжировщиков как нечто естественное, как органическое развитие живой русской православной традиции в живую американскую православную традицию. Это обязательно постепенный процесс, подобный росту дерева; а также, подобно дереву, новое не может отделиться от старого, не потеряв при этом своей жизни. Однако рост необходим для жизни, и еще одним обнадеживающим признаком роста православной веры в Америке является то, что стали появляться новые произведения богослужебной музыки, особенно те, которые органически связаны с прошлым. Следует помнить слова великого русского композитора Игоря Стравинского: «Традиция совершенно отлична от привычки, даже от прекрасной привычки, так как привычка по определению является бессознательным приобретением и стремится стать механическим, тогда как традиция является результатом осознанное и преднамеренное принятие. Настоящая традиция — это не пережиток безвозвратно ушедшего прошлого; это живая сила, которая оживляет и наполняет настоящее […] Традиция далеко не подразумевает повторения того, что было, она предполагает реальность того, что продолжается. Она предстает как семейная реликвия, наследие, которое человек получает при условии, что оно принесет плоды, прежде чем передать его своим потомкам» («Поэтика музыки»). ~ Бенедикт Шиэн
1. Псалом вступительный — Песнь Саровской пустыни
2. Блажен муж — Песнь Почаевской Лавры
3. Свете радостный — Песнь Валаамская
4. Прокимен, Господь Царь — Песнь Соловецкого монастыря
5 Слава, Господи — Песнь Оптиной Пустыни
6. Молитва преподобному Симеону — Кастальский А.
7. Великое славословие — Третьяков А.
8. Тебе, Воитель наш — Трубачев С.
9. Eis Polla Eti Despota — С. Трубачев
10. Трисвятое — Б. Шихан
11. Прокимен, Господи, спаси людей Твоих — Знаменный распев
12. Херувимская песнь — В. Калинников
13. Достойна есть — иеромонах Нафанаил 900 03
14. Молитва Господня — Н. Римский-Корсаков
15. Свята Едина — Киевский распев
16. Объятие Отче — глас первый, «Гроб Твой, Спасе»
17. Многолетие — Мелодия Софийского собора
1. Вступительный псалом — Песнь Саровской пустыни
2. Блажен Человек — Песнь Почаевской Лавры
3. О Свете Радостный — Песнь Валаамская
4. Прокимен, Господь Царь — Песнь Соловецкого монастыря
5. Ваучсафе , Господи — Оптина Песнь Эрмитажа
6. Молитва св. Симеона — Кастальский А.
7. Великое славословие — Третьяков А.
8. Тебе, Военачальник наш — Трубачев С.
9. Эйс Полла Эти Деспота — С. Трубачева
10. Трисвятое — Б. Шиэн
11. Прокимен, Господи, спаси народ Твой — Знаменный распев
12. Херувимская песнь — В. Калинников
13. Оно есть истинно достойна — иеромонах Нафанаил
14. Молитва Господней — Н. Римский -Корсаков
15. Один — священ Мелодия Софийского собора — См. подробнее: http://www.stspress.com/products-page/cds/hymns-of-holy-russia-in-the-new-world/#sthash.qod2sAOi.dpuf
Крещение князя Владимира I (из рода Радзивиллов) #15004711
Наши стандартные фоторепродукции (идеально подходят для оформления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.
Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления
Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших изображений и подходят для обрамления
Репродукция в рамке
Современные репродукции в рамке и вклейке — профессионально изготовленные и готовые к развешиванию
Поздравительные открытки
Поздравительные открытки, подходящие для дней рождения, свадеб, юбилеев, выпускных, благодарностей и многого другого
Холст Печать
Холст Принты добавляют цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную рамку и готовый к подвешиванию
Пазл
Пазл — идеальный подарок на любой случай
Антикварные рамы
Репродукции в рамах и наклеенных под дерево со скошенной кромкой — профессионально изготовленные и готовые к повешению
Художественная репродукция
Лучшее, чем обладание оригинальным произведением искусства с мягкой текстурированной натуральной поверхностью, нашей репродукцией изобразительного искусства отпечатки соответствуют стандартам самых требовательных хранителей музеев
Фото в рамке
Фотопринты поставляются в картонной упаковке, готовой для обрамления
Обрамление премиум-класса
Каркас из натурального дерева FSC и двойное крепление с белой консервационной подставкой — профессионально изготовлены и готовы к подвешиванию
Кружка для фотографий
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные персонализированные кружки с фотографиями станут прекрасным подарком для близких, друзей или коллег по работе.
Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики для столовых приборов.
Коврик для мыши
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей
Acrylic Blox
Обтекаемый, односторонний современный и привлекательный настольный принт
Metal Print
Металлические принты, изготовленные из прочного металла и роскошных технологий печати, оживляют изображения и придают им современный вид. любое место
подушка
Дополните свое пространство с помощью декоративных, мягких подушек
Стеклянная рама
Смоги смягченных стеклянных
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и оснащены ремнем для удобной переноски.