Круга байкальская железная дорога: Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Официальные цены. Сайт экскурсии. Онлайн-бронирование

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — статья

КБЖД — это не только исторический памятник, отражающий героический период строительства Транссиба, но и привлекательная туристическая достопримечательность Байкальского региона.


Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — историческая железная дорога в Иркутской области России, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из достопримечательностей Прибайкалья.

17 мая 1891 г. Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, повелев «ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». Строительство КБЖД началось в конце 1899 года, причём сроки строительства дороги были беспрецедентными — железнодорожный путь по берегу Байкала был построен в основном за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока.

В значительной степени этому способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке. Рабочее движение поездов по маршруту Кругобайкальской железной дороги началось 18 сентября (1 октября) 1904 года, а 16 (29) октября 1905 года дорога была принята в постоянную эксплуатацию.

По количеству разного рода работ, приходящихся на один километр пути, и по трудности их выполнения Кругобайкальская дорога превзошла все рельсовые пути в мире. Пробивка тоннелей осуществлялась преимущественно вручную, с использованием взрывчатки. Суточная скорость проходки составляла всего 40—50 см. По вольному найму работали специалисты из Италии и Албании, использовавшие в строительстве элементы циклопической кладки, при которой камень ставится без связывающего раствора, путем подбора по форме. На каждый километр пути в среднем израсходовано по одному вагону взрывчатки, произведено земляных работ по объему, равному объему работ на строительстве Суэцкого канала.


Для Кругобайкальской железной дороги были разработаны специальные технические условия. Предусматривалось значительное (в сравнении с остальными участками Великого Сибирского пути) усиление дороги: более тяжёлые рельсы, только полномерные шпалы, увеличение числа шпал на каждой версте пути. На 84 км дороги от ст. Култук до ст. Байкал было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей. По объёму, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России.

До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России». Пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — так как по стоимости работ она превзошла все дороги в России. Название Золотой пряжки закрепилось за КБЖД ещё и благодаря уникальному, не имеющему аналогов в России и во всем мире облику, сочетающему в себе архитектурный комплекс и береговой ландшафт озера.

До 1905 года поезда ходили до ст. Байкал, переправлялись на ледоколе-пароме до ст. Мысовая, а от нее продолжали следовать на восток. Для железнодорожной паромной переправы через Байкал использовались специально изготовленные в Англии ледоколы «Байкал» и «Ангара». На озеро их доставили в разобранном виде и собрали в пос. Листвянка. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги они ежедневно совершали по два рейса между пристанями «порт Байкал» и «станция Мысовая».

Ледокол-паром «Байкал» считался по своим размерам и грузоподъемности вторым в мире. В августе 1918 г. он был расстрелян из пушек белочехами и затонул у ст. Мысовая. Ледокол «Ангара» сейчас восстановлен, и в нем развернута экспозиция об истории судоходства на Байкале. Ледокол стоит в заливе Иркутского водохранилища у берега микрорайона Солнечный.


Длина магистрали в окончательном её виде от станции Байкал до Мысовой составила 260 км. С вводом в строй КБЖД маршрут Транссибирской магистрали вокруг Байкала был полностью замкнут, по линии пошли грузы, пассажирские вагоны. Первоначально дорога была построена в одной колее. В 1911—1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкалки до 48 пар поездов в сутки. При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон.

В ходе революционных событий 1917 года и последующей гражданской войны КБЖД была ареной активных боёв, свидетельством чему являются братские могилы жертв тех событий. Киркидайский тоннель был взорван 23 июля 1918 года красноармейцами, отступавшими под натиском белочехов. Позже тоннель был восстановлен, но движение на дороге отсутствовало почти 20 дней.

В 1930—1950-е годы на Кругобайкалке активно развивались населённые пункты, строились новые жилые дома, казармы для военнослужащих, электростанции и пр.

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км. После строительства плотины Иркутской ГЭС и затопления участка от Иркутска до Байкала новая дорога прошла по долинам р. Иркут и р. Олха до ст. Слюдянка. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово, Байкал) и один разъезд.

На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкалки уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала века.

КБЖД — это не только исторический памятник, отражающий героический период строительства Транссиба, но и неотъемлемая составляющая туристских ресурсов Байкальского региона. В конце 70-х годов Кругобайкальская дорога получила статус историко-архитектурного памятника и была взята под охрану государством. Сегодня туристы могут увидеть хорошо сохранившиеся порталы и своды тоннелей, выполненных из тёсаного камня, многочисленные виадуки, мощные подпорные стенки и сохранившиеся деревянные строения начала века. До сих пор остаются загадкой орнаменты на нескольких порталах, выложенные, вероятно, итальянскими мастерами. Попасть на КБЖД можно пешком, на катере или дрезине, поэтому она стала настоящей Меккой для туристов.

Фотографии: Wikimedia Commons.

Кругобайкальская железная дорога — венец инженерной архитектуры!

Содержание:

Кругобайкальская железная дорога: краткая характеристика

Кругобайкальская железная дорога на сегодняшний день, прочно лидирует среди всех сконструированных человеческим гением железнодорожных сообщений в мире, по своей трудоёмкости и объёму осуществлённых строительных работ! И заслужено считается красивейшей среди всех подобных сооружений!

Кругобайкальская железная дорога географически находится на западном побережье озера Байкал, продолжая увлекательный список его достопримечательностей!

Это в полном смысле слова — чудо инженерной архитектуры! В наши дни, Кругобайкальская железная дорога (сокр. КБЖД) растянулась на добрых 84 километра вдоль побережья озера Байкал. Включает в себя 39 различных тоннелей, проложенных прямо сквозь скальные горные породы, 248 мостовых конструкций и 15 каменно-скальных галерей!

История КБЖД

Кругобайкальская железная дорога прокладывалась по указу императора Александра III. Её строительство началось в далёком 1891 году, наравне со строительством важной в стратегическом плане для Российской империи Транссибирской магистрали!

Строили КБЖД преимущественно ссыльные каторжники, наравне с вольными итальянскими и албанскими наёмными мастерами по кладке камня. Пробивать тоннели в монолитных горно-скальных породах, приходилось в основном вручную и с использованием взрывчатых веществ.

Фото: https://pixabay.com

До известной революции 1917 года, данную часть (Кругобайкальская железная дорога) знаменитого Транссиба называли «Золотой пряжкой стального пояса России»!

«Золотой» — поскольку финансовая стоимость и трудозатраты при строительстве КБЖД, в несколько раз превысили стоимость всех имеющихся на тот момент железнодорожных сообщений в России! А «пряжкой» назвали потому, что Кругобайкальская железная дорога соединила собой, разъединённую Байкалом Транссибирскую магистраль.

Фото: http://фото-байкала.рф

Только представьте себе, какие колоссальные затраты и ресурсы были вложены в эту идею! Кругобайкальская железная дорога выполняла свои функции как участок Транссиба, до пятидесятых годов XX столетия!

После возведения ГЭС на реке Ангара, вода в «Сибирском море» поднялась и затопила участок пути от Иркутска до самого озера! Магистраль пришлось прокладывать по горным склонам в обход озера, а Кругобайкальская железная дорога таким образом оказалась тупиковой и перестала быть частью стратегически важной магистрали. Раньше КБЖД начиналась от станции «Култук» и заканчивалась станцией «Порт Байкал». А в настоящее время, начальной станцией «Кругобайкалки» является Слюдянка.

Кругобайкальская железная дорога и 4 способа познакомиться с ней

Первый способ – это пеший! Да, друзья, на самом деле — это возможно! Но всё-таки надо учесть, что протяжённость «Кругобайкалки» 84 километра и времени потребуется, чтобы всё посмотреть — четыре или пять дней! Конечно же, можно преодолеть этот путь весь или только часть его. Всё зависит от вашего желания продолжить путешествие и физической подготовки…

Фото: http://фото-байкала.рф

Этот способ больше подойдёт для больших романтиков и любителей пешей ходьбы. 😉 Да и просто, чтобы побыть наедине с уникальной природой Жемчужины Сибири. Условий для этого достаточно. Едва ли не на всём протяжении пути, через 5-6 километров встречаются удобные площадки с деревянными скамейками и столами, а также кемпинги, где можно установить палатки, разжечь костёр и приготовить горячую пищу! На отдельных станциях есть продуктовые магазинчики на случай подкупить, что-нибудь из еды.

Но всё же, если выберете этот вариант, нужно основательно к нему подготовиться. Взять обязательно палатку, спальные мешки, тёплую одежду, фонарики с запасом батареек, спички, провизию и т.д.

Второй способ — поездка на комфортабельном туристическом электропоезде. В этом случае, рассчитаны длительные остановки для осмотра исторических достопримечательностей КБЖД. Туристический поезд с пассажирами отправляется в утренние часы из Иркутска и направляется до станции «Слюдянка». Именно со Слюдянки начинается тур по КБЖД, заканчиваясь станцией «Порт Байкал».

Дальше туристов переправляют на пароме через реку Ангара в посёлок Листвянка, где люди могут на автобусе добраться обратно в Иркутск.

Все отели Иркутска в один клик!

Гостиницы в Слюдянке

Гостиницы в Култуке

Все отели Листвянки в один клик!

Поиск дешёвых авиабилетов!

Данный тур доступен круглый год, занимает весь световой день, остановки производятся через каждые 15-20 километров следования.

Фото: http://фото-байкала.рф

Туристов ждёт насыщенная программа знакомства с достопримечательностями КБЖД, сюда же включено и питание! 😉

Третий способ познакомиться с «Кругобайкалкой» доступен только в период с мая месяца по октябрь, в период водной навигации. Данная экскурсия, представляет собой увлекательную водную прогулку вдоль КБЖД на теплоходе. Этот вид экскурсии пользуется очень большой популярностью среди туристов!

Теплоход выходит из Иркутска с пристани «Ракета» каждую неделю по пятницам, субботам и воскресеньям. Сама экскурсия, также занимает весь световой день. Маршрут пролегает по реке Ангара до КБЖД, далее следуя вдоль неё до мыса Половинный.

Остановки производятся в двух местах – на мысе Половинный и мысе Толстый, где есть возможность осмотреть достопримечательности. Вечером судно тем же путём, доставляет туристов в Иркутск. Хочется отметить, что в связи с высоким спросом на данный вид экскурсии, билеты стоит заказывать заблаговременно, примерно за две недели!

Фото: https://booking.com

Все отели Иркутска в один клик!

Гостиницы в Слюдянке

Гостиницы в Култуке

Все отели Листвянки в один клик!

Поиск дешёвых авиабилетов!

Четвертый способ, доступен только в период с февраля по апрель. В это время вдоль КБЖД прокладывают «зимник» — автомобильное сообщение по байкальскому льду. Следуя по нему, также можно осмотреть наиболее интересные достопримечательности знаменитой «Кругобайкалки». Единственным предостережением для такого рода путешествия, является напоминание – знать правила движения по «зимнику» и не сворачивать с проложенного по льду пути, который будет отмечен соответствующими вешками!

Кругобайкальская железная дорога у Жемчужины Сибири — всегда будет популярнейшим местом досуга туристов!

Кругобайкальская железная дорога + достопримечательности Байкала

Находясь на западном побережье озера Байкал летом, не упустите возможность посетить такие популярные места отдыха, как Малое море, сакральный остров Ольхон, богатый своей историей и культовыми местами, а также удивительную «Байкальскую Ривьеру» — бухту Песчаную или насладится красотами Байкало-Ленского заповедника.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  • Как добраться до Байкала из других городов, читайте здесь!
  • Чтобы начать путешествие по КБЖД, вы можете сравнить цены на самых популярных туристических сайтах и забронировать жильё в Иркутске по лучшей цене!
  • Возможно Вы захотите остановиться в туристической «Мекке» оз. Байкал — п. Листвянка?
  • Гостиницы в Слюдянке — первой станции Кругобайкальской ж/д
  • Гостиницы в Култуке
  • Обзор наиболее интересных мест озера на сайте https://naozerobaikal.ru
  • Описание Байкала от первого лица
  • Поиск дешёвых авиабилетов!

➡ P.S. +1000 к Вашей карме, 😉 если поделитесь статьёй с друзьям в соцсетях! (Кнопки — ниже. Спасибо!)

Спасибо Вам, что делитесь статьёй в социальных сетях!

КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ПЕТЛЯ | Россия Сибирь Байкал

Байкальская петля — один из старейших и красивейших участков Транссибирской магистрали. По праву считается «Золотой пряжкой РЖД».

В настоящее время Кругобайкальская железная дорога представляет собой комплексный историко-архитектурный и инженерно-ландшафтный памятник федерального значения.

Местность вокруг озера Байкал довольно гористая, поэтому строительство железной дороги вдоль его берегов потребовало большого инженерного мастерства. Только представьте, в пределах 85 км (53 миль) есть 39туннели, 16 отдельно стоящих галерей, 470 труб, мосты, виадуки и 14 км опорных стен! Строителям этой железной дороги пришлось взрывать скалы, чтобы проложить железнодорожные пути вдоль скалистых и обрывистых берегов Байкала. Дорога проходила через многочисленные речушки, впадающие в озеро, и встречала на своем пути множество заболоченных участков. В начале XX века, когда строилась эта железная дорога, почти все работы выполнялись

руками и инструменты были очень простыми. Остается только удивляться, как людям удалось воздвигнуть эти великолепные прочные конструкции, которые будут функционировать еще многие столетия.

По иронии судьбы, самый живописный участок КБЖД с многочисленными тоннелями и галереями использовался менее 50 лет. Часть железной дороги вдоль Ангары была затоплена после строительства плотины и ГЭС в Иркутске, и теперь участок от Култука до Порта Байкал стал тупиковым. В настоящее время Кругобайкальская железная дорога используется только в туристических целях. Специальный поезд отвозит иркутчан в однодневную поездку по этой знаменитой железной дороге. Поезд останавливается на самых красивых участках пути, и у гостей есть возможность посетить тоннели, сфотографировать Старую железную дорогу или просто отдохнуть на берегу могучего Байкала. Как только поезд подходит к конечной станции, туристам предлагается пересесть на паром на другой берег Байкала и вернуться обратно в город. Это расслабляющее и приятное путешествие весьма популярно как среди иностранных, так и среди местных гостей.

Каждую среду и субботу — пункт отправления ИРКУТСК

08:10 Отправление поездом из Иркутска в пос. Слюдянка 08:10
10:30 Прибытие в Слюдянку. Отсюда поезд начинает движение по Старой Кругобайкальской железной дороге.
5-6 остановок в пути для фото и прогулок, обеда и т.д. Продолжительность остановок от 20 до 90 минут.

19:00 прибытие в Порт Байкал. Паром в село Листвянка.
19:30 прибытие в Листвянку. Переезд в Иркутск автобусом.
22:00 Прибытие в Иркутск автобусом.

Каждый четверг и воскресенье — отправная точка ЛИСТВЯНКА

08:30 Отправление из Иркутска в Листвянку автобусом
09:45 Прибытие в Листвянку. Паром в порт Байкал.
10:40 Прибытие в Порт Байкал. Отсюда поезд начинает движение по Старой Кругобайкальской железной дороге.
5-6 остановок в пути для фото и прогулок, обеда и т.д. Продолжительность остановок от 20 до 90 минут.
18:35 Прибытие в Слюдянку поездом. Поездка на поезде Слюдянка — Иркутск.
22:00 Прибытие в Иркутск поездом.

Путь байкальских легенд

  1. Дом
  2. Россия
  3. Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога (КЖД) обрамляет юго-западную часть побережья озера Байкал.

Дорога протяженностью чуть менее 100 км начинается от Шаман-Камня у истока Ангары и заканчивается мысом Шаман на станции Мысовая. Этот уникальный памятник инженерного искусства, возведенный в период с 1899 по 1915 г. архитекторами из России, Италии, Польши, Албании, Латвии имел важное геостратегическое значение и как участок Транссибирской магистрали, и как один из путей укрепления могущества Российской империи на Востоке.

Кругобайкальская железная дорога по праву является одной из главных и красивейших рукотворных достопримечательностей озера Байкал, занимая шестое место по площади водного зеркала (31 500 км2). ХЖД также имеет прозвище «золотая пряжка» стального пояса России, как самый дорогой и славный железнодорожный проект, реализованный в царские времена. Пролегающий по берегу озера, красивейших мостов, каменных тоннелей, виадуков вдоль подпорно-облицовочных стен и речных долин, этот некогда амбициозный проект замечательно вписывается в общий привлекательный пейзаж, изрезанный скалами и обрывами. Это одно из самых живописных мест планеты является Меккой для туристов, ученых, художников и любителей активного туризма. CBRW представляет собой первоклассный маршрутный экскурсионный электропоезд с местами бизнес- и эконом-класса. Ну а любители погонять «дым в волосах» могут воспользоваться услугами ретро-поезда «Байкальский круиз». В летнее время они могут взять напрокат катер и насладиться видами байкальской природы вдоль береговой линии. Кристально чистая и чистая вода Байкала содержит так мало минеральных солей (96,7 мг/л), что на глубине 40 м видны отдельные камни и различные предметы.

Любители экстремального туризма найдут массу возможностей для активного отдыха: дайвинг, скалолазание, горные лыжи, горный велосипед, экстремальные водные виды спорта и так далее. Ну а любителям романтики придутся по вкусу умопомрачительные, невероятные пейзажи и удивительная бездонная, как сам Байкал, звездная арка, усиливающая ощущение величия этой уникальной природы над тщетностью человеческого существования.

На всем протяжении КБЖД есть много замечательных достопримечательностей. Один из них — остров Ольхон, сердце Байкала. Согласно бурятским легендам и мифам, это место обитания грозных байкальских духов и духовный центр северного гоэтического мира. Ольхон — самый большой остров Байкала. На острове находится 43 археологических объекта.

Одним из излюбленных мест отдыха туристов на ХЖД является река Падь Половинная. Удивительной красоты долина лежит между скалой Чайкин и мысом Половинным, через которые проложены два тоннеля — самый длинный и самый короткий.

Еще одно из красивейших мест Кругобайкалки – «Итальянская» подпорная стенка. Такое название он получил в честь удивительно красивых арок, напоминающих итальянскую архитектуру. Это инженерное сооружение разработал иммигрант из Италии по имени Феррари.

«Шабартуйский комплекс искусственных сооружений» состоит из стального моста с пролетом между каменными опорами высотой 40 м и двухпролетного сводчатого бетонного путепровода.

Мысы Малая Крутая Губа и Большая Крутая Губа – великолепные каменные тоннели, которые благодаря своим массивным сооружениям защищают от суровых байкальских ветров просторную речную долину и живописную бухту с ее пляжами. Все это великолепие разделено надвое двумя пересекающими его величественными виадуками.

В настоящее время ЦЖД имеет 40 тоннелей, 16 каменных и 3 бетонные галереи, четыре станции и разъезд. Длина самого длинного тоннеля, проходящего через мыс Половинный, составляет 777,5 м. Общая длина тоннеля составляет около 9.5 км. Через родники, реки, овраги и заливы озера построено около 470 различных мостов и 6 виадуков. Для укрепления рельсов было возведено почти 270 различных стабилизирующих конструкций: подпорных стен, поддерживающих крутые склоны и величественные скалы. Вдоль КБЖД через каждые 100 м приходится инженерное сооружение, по-своему красивое.

Надо признать, что необходимо увидеть все это архитектурно-ландшафтное великолепие своими глазами, ощутить всю силу и в то же время уязвимость этих сохранивших свою первозданную красоту уголков живой природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *