«Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» переиздан в честь юбилея мореплавателя
19 ноября 2020 года исполнилось 250 лет со дня рождения великого мореплавателя, одного из учредителей РГО, адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна. К юбилею приурочены переименование улицы в Москве в честь мореплавателя, выход почтовой продукции и памятной монеты, а также переиздание шедевра русской гравюры — «Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».
Иван Фёдорович Крузенштерн (Адам Иоганн фон Крузенштерн) (1770–1846) — русский мореплаватель, адмирал, один из основоположников отечественной океанологии, почётный член Императорской Академии наук, член-учредитель Русского географического общества.
Иван Крузенштерн родился 19 ноября 1770 года в имении Хаггуди в Эстляндии в небогатой семье остзейских дворян. Учился в Кронштадте, окончил Морской кадетский корпус. Воевал со шведами в составе российского флота. А после войны в 1793 году уехал в Англию, чтобы продолжить изучать морское дело. Плавая на английских кораблях, Крузенштерн побывал в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно в это время у него созрела идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России.
В 1803–1806 годах Иван Фёдорович на шлюпе «Надежда» вместе с помощником Юрием Фёдоровичем Лисянским на «Неве» осуществил первое русское кругосветное путешествие. Во время плавания впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; была произведена опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.
Иллюстрация из книги «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Научная библиотека РГО
Улица Крузенштерна
В ноябре 2020 года на очередном собрании Президиума Правительства Москвы мэр города Сергей Собянин подписал постановление о присвоении наименований линейным транспортным объектам. Проезд № 1053 в районе Лефортово в Юго-Восточном административном округе Москвы стал улицей Крузенштерна. Улица начинается от Третьего транспортного кольца вблизи южного выхода Лефортовского тоннеля, проходит на восток, затем поворачивает на юго-восток параллельно проезду завода «Серп и Молот» и выходит на него.
Почтовая продукция и серебряная монета
В октябре текущего года акционерное общество «Марка» выпустило конверт, открытку, марку, штемпели и сувенирный набор с портретом Ивана Крузенштерна. Помимо портрета мореплавателя на продукцию нанесены изображения шлюпа «Надежда», Андреевского флага, карты с отмеченным маршрутом кругосветной экспедиции.
Изображение с сайта rusmarka.ru
В то же время Банк России выпустил серебряную монету, посвящённую мореплавателю, в серии «Выдающиеся личности России». Номинал монеты — 2 рубля. На ней расположен рельефный портрет Ивана Крузенштерна на фоне выполненного в технике лазерного матирования контурного изображения карты кругосветного плавания 1803–1806 годов. Вверху по окружности имеется надпись: «И.Ф. Крузенштерн», справа — годы жизни мореплавателя.
«Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна»
В честь юбилея Ивана Крузенштерна, а также к 175-летию Русского географического общества увидело свет новое издание «Атласа к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Книга вышла в издательстве «Паулсен» на двух языках — русском и английском. Ее редактором-составителем стала генеральный директор издательства, член РГО Раиса Неяглова-Колосова.
Иллюстрация из книги «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Научная библиотека РГО
Оригинальный атлас был составлен самим Иваном Крузенштерном в начале XIX века по результатам первого российского кругосветного плавания. Основу книги составили детальные рисунки Вильгельма Готтлиба Тилезиуса и Иоганна Каспара Горнера. Среди рисунков — виды городов и островов, очертания берегов, изображения объектов флоры и фауны, минералов, жанровые сценки, портреты и быт народов Дальнего Востока и Океании. Когда-то Иван Федорович мечтал описать каждую гравюру. Издатели чуть приблизились к этой мечте, подобрав из многочисленных источников короткие цитаты об изображенных на гравюрах местах, событиях, людях. Над этим разделом книги работали Виталий Иванович Сычев как составитель, автор и редактор и его коллеги биологи Михаил Борисович Шилин и Наталья Владимировна Чернова, давшие научное описание растений и животных.
Сегодня опубликованные экземпляры атласа находятся в российских и зарубежных собраниях, имеют различное количество гравюр, их последовательность, нумерацию и подписи. Специалисты издательства «Паулсен» собрали все имеющиеся цветные изображения, определили их эталонный порядок, дали описание каждой иллюстрации, уточнили создателей рисунков.
Иллюстрация из книги «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Научная библиотека РГО
«Основу нового издания составили цветные гравюры из экземпляров Центральной военно-морской библиотеки в Санкт-Петербурге, Научной библиотеки РГО, Эстонской национальной библиотеки, изображения из Эрмитажа», — отмечают в пресс-службе издательства.
Кроме самого атласа новая книга содержит большое количество дополнительного материала. Эта статья Валентина Смирнова, посвящённая Ивану Крузенштерну и возглавляемой им кругосветке, статья Александра Хропова о картографическом наследии экспедиции, а также материал Светланы Мангутовой и Светланы Байбаковой о самом атласе, его зарубежных изданиях и истории создания.
Меркаторская карта всего света | izi.TRAVEL
Меркаторская карта всего света или Генеральная карта к путешествию капитана Крузенштерна с показание пути корабля Надежда вокруг света. Изданная в 1813 году
Сочинил капитан-лейтенант Беллингсгаузен в 1810 году.
61,0 х 91,5 см (изображение)
26 июля 1803 г. из Кронштадта вышли да шлюпа – “Надежда” и “Нева” – под общим предводительством И. Ф. Крузенштерна. 26 июля 1803 г. русские корабли впервые пересекли экватор, затем обогнули Южную Америку и дошли до Гавайских островов. Дальше их пути разошлись. «Нева» под руководством Ю. Ф. Лисянского отправилась на Аляску. “Надежда” под командованием Крузенштерна поплыла в Петропавловск. 30 августа 1804 г. «Надежда» покинула Петропавловск, и с миссией Н. П. Резанова направилась в Японию. Почти месяц прошел в плавании. 28 сентября моряки увидели берег острова Киу-Сиу (Кюсю). Направляясь к порту Нагасаки, Крузенштерн исследовал японские берега, имеющие множество заливов и островов.
«Надежда» провела в Японии больше полугода, экипаж почти не покидал корабль, однако экспедиция сумела собрать некоторые сведения о природе, хозяйстве, культуре и быте японцев.
Из Японии «Надежда» направилась обратно на Камчатку. Крузенштерн принял решение возвращаться другим путем, пройдя вдоль западных берегов Японии, почти не исследованных в то время европейцами. «Надежда» шла вдоль берегов острова Нипон (Хонсю), исследовала Сангарский пролив, прошла мимо западных берегов острова Иеесо (Хоккайдо). Достигнув северной оконечности Иессо, Крузенштерн прошел через пролив Лаперуза к южной части Сахалина, где картографировал залив Анива, прошел вдоль восточного берега и мимо бухты Терпения. Однако погодные условия помешали Крузенштерну продолжить съемки. Он решил прервать опись Сахалина и вернуться в Петропавловск. При выходе в Тихий океан из пролива, который теперь называется проливом Крузенштерна, «Надежда» едва не погибла на опасных рифах, которые Крузенштерн назвал Каменными ловушками. Вернувшись в Охотское море, “Надежда” вышла в Тихий океан через пролив Креницына и 23 мая 1805 г. вновь прибыла в Петропавловск.
Здесь посольство Резанова покинуло “Надежду”, и Крузенштерн 23 июня вышел в море для продолжения описи Сахалина.
“Надежда” через пролив, названный в ее честь проливом Надежды, вошла в Охотское море, 7 июля подошла к мысу Терпения, повернула на север и продолжила описание восточного берега Сахалина. 28 июля “Надежда” обогнула северный мыс Сахалина, названный мысом Елизаветы в честь жены императора Александра I. Но погодные условия и необходимость возвращаться в Петропавловск для подготовки корабля к продолжению экспедиции и отплытию в Китай, не дали Крузенштерну полностью закончить съемки Сахалина.
23 сентября 1805 г. “Надежда” окончательно покинула Камчатку и с грузом пушнины отправилась в Макао (Китай), откуда они, пройдя Индийский океан и обогнув Африку, вернулись в Кронштадт и на том завершили кругосветное плавание. Первое кругосветное путешествие стало важным событием в истории русского флота.
Важнейшие кругосветные путешествия в истории человечества
Эпоха Великих географических открытий – период в развитии человеческой цивилизации, который трудно переоценить. Особый вклад в развитие географии внесли экспедиторы, снаряжавшие и совершавшие кругосветные путешествия.
Кто был первым путешественником, совершившим кругосветное путешествие?
Считается, что первенство в деле кругосветных экспедиций принадлежит испанской флотилии, которой командовал португалец Фернан Магеллан. Под предводительством моряка находилось 5 кораблей, на каждом из которых было от 260 до 280 человек экипажа: из исходного пункта они вышли 20 сентября 1519 г. . Экспедиция вернулась через 3 года назад, но из 5 кораблей вернулся только один, и то без начальника экспедиции.
Установлено, что основной причиной такой непростой судьбы путешествия стали не только обычные трудности, возникающие во время длительных экспедиций, но и мятежи на кораблях. Из 5 кораблей, вышедших из порта с Магелланом, 3 находились под командованием капитанов из испанской знати. Они не были счастливы подчиняться португальскому иммигранту. Также Магеллан не поделился с остальными капитанами маршрутом путешествия, что не побудило моряков доверять ему.
Мятеж начался в апреле следующего года, и Фернан узнал о предательстве только утром, когда 3 из 5 кораблей вышли из-под его контроля. Магеллан находился на корабле «Тринидад», а экипаж корабля «Сантьяго», который не был боевым, остался ему верен. Магеллан начал подавлять мятеж, напав на «Виктория», по иронии судьбы единственный корабль, который смог вернуться домой. Путешественнику удалось подавить мятеж и восстановить контроль над флотом, жестоко наказав бунтовщиков. Он четвертовал двух капитанов повстанцев и повесил их, оставив их тела на веревках на несколько месяцев в назидание команде. Представителя короля Испании и священника, участвовавшего в восстании, Магеллан выбросил на необитаемый остров, а восставших моряков заковал в кандалы.
Следующей трудностью, с которой пришлось столкнуться экспедиторам, стала стычка с жителями Филиппинских островов. Магеллан прибыл на остров Мактан и приказал местному вождю подчиниться короне, на что тот получил отказ и решил напасть на аборигенов. Моряки имели численное преимущество и огнестрельное оружие, но жители острова умело использовали ландшафт и победили европейцев. В ходе битвы погиб сам Магеллан.
В сентябре 1522 года корабль «Виктория» вернулся в гавань, и на его борту было всего 18 человек, хотя в экспедицию отправилось более тысячи европейцев. Через некоторое время в Санлукар-де-Баррамеда вернулись еще 18 моряков — они были освобождены из плена португальцами.
Первое кругосветное плавание заняло у моряков 1081 день, и в ходе него удалось доказать, что Земля круглая, и большую часть планеты занимает не суша, а океаны и моря. Подчиненные Магеллана привезли в Испанию данные об открытых Филиппинах, Марианских островах, а также о проливе между архипелагом Огненная Земля и Южной Америкой, который был назван в честь Фернана Магеллана. Несмотря на то, что почти все участники экспедиции погибли от болезней, сражений или во время восстания, ее результаты признаны успешными и прибыльными для короля Испании, ведь изначально Магеллан собирал экспедицию для поиска короткого пути на Молуккские острова. и объявить их территорией, подчиненной испанцам.
Русское кругосветное плавание
В начале августа 1803 года из Кронштадта вышли два экспедиционных шлюпа под командованием Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна. Корабли «Нева» и «Надежда» имели на борту приборы для проведения исследований и новейшее оборудование, которое моряки получали от императора. На двух кораблях находилось 105 членов экипажа, также на борту находились немецкие ученые.
К ноябрю 1803 года русским морякам удалось впервые пересечь экватор, и на кораблях был устроен праздничный день. Когда пара кораблей вышла в Тихий океан, экспедиция разделилась: «Надежда» ушла к берегам Полинезии, а «Нева» продолжила бороздить воды. После этого корабли встретились и вместе взяли курс на Гавайи: «Надежда» стала осваивать воды у Камчатки, а «Нева» двинулась к Аляске.
В ходе экспедиции корабли прошли у берегов Японии, южную часть Камчатки, открыли остров Сахалин, описали на картах Японские и Курильские острова. Команды также высаживались на Дальнем Востоке, где общались с местными жителями и изучали их быт, привычки, традиции и нравы. Впечатлял и научный результат поездки: ученые собрали множество данных о флоре и фауне мест, где они побывали, занялись составлением этнографического атласа изучаемых территорий.
Вся экспедиция Лисянского и Крузенштерна заняла 3 года и 12 дней. Чтобы добраться из сибирских городов к берегам Японии, раньше нужно было потратить 4-5 лет, сменив на переправах несколько сотен лошадей. За 3 года пути никто из членов экипажа не погиб, а сами экспедиторы установили рекорд того времени — они не заходили в порт для пополнения припасов и ремонта корабля целых 142 дня.
Как была открыта Антарктида
Знаменитый мореплаватель Джеймс Кук, совершивший также несколько кругосветных путешествий, не смог добраться до Антарктиды и заявил, что этого континента не существует. Ошибочное мнение развеяли экспедиторы Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, моряки, совершившие первое морское путешествие в Антарктиду.
Путешествие началось летом 1819 года, когда из Кронштадта вышли «Мирный» и «Восток» — шлюпы экспедиторов с землепроходцами на борту. Пока корабли плыли к Антарктиде, Лазарев и Беллинсгаузен открыли острова Свечения, Траверс, Лескова, Анненкова и Завадовского. Также путешественники составили уточненное описание островов Южной Георгии, открытых ранее Куком.
Корабли подошли к Южному материку 28 января 1820 года. Моряков встретила огромная ледяная стена, протянувшаяся так далеко, что невозможно было разглядеть ее края. Корабли решили плыть по континенту с восточной его части, но не смогли продвинуться дальше на юг, даже войдя в Индийский океан.
Деревянным «Востоку» и «Мирному» пришлось пройти сложнейшие условия — чтобы не разбиться, им приходилось лавировать между глыбами льда. Когда экспедиция достигла теплых вод Индийского океана, моряков встретил сильный шторм. Моряки взяли перерыв на зимовку и отправились исследовать местные воды, но весной вернулись к попыткам пройти на юг через Антарктиду. Там они открыли землю Александра I и остров Петра Великого.
За 751 день экспедиции корабли прошли более 92 000 километров, и исследователям удалось нанести на карту мира почти 30 новых островов, а заодно опровергнуть заявление Кука о том, что Антарктиды не существует.
исследователей, совершивших кругосветное путешествие
Исследователи путешествовали по земному шару на протяжении веков. Кругосветное плавание относится к путешествию вокруг чего-то вроде континента или любого астрологического тела. Расстояние кругосветного плавания должно включать в себя обход объекта по большому кругу. Расстояние по большому кругу на Земле составляет около 40 000 км, что является минимальным расстоянием, необходимым для кругосветного плавания. Самый эффективный способ совершить кругосветное плавание — пройти хотя бы через одну пару противоположных точек, преодолеть минимальное расстояние от экватора и провести одинаковое время как в северном, так и в южном полушариях.15. Экспедиция Магеллан-Элькано
Экспедиция14. Фрэнсис Дрейк
Фрэнсис Дрейк, известный пират XVI века, боровшийся с рабами, был отправлен в Южную Америку в 1577 году королевой Елизаветой II для перехвата золота, серебра и драгоценностей, которые испанцы доставляли в Испанию через Панамский перешеек. удалось захватить двадцать шесть тонн серебра, полтонны золота и драгоценности. Поскольку он не мог плыть обратно вдоль Южной Америки, он отправился в северную Калифорнию, пересекая Северную и Южную Америку, Азию, Африку и вернувшись в Европу в 1580 году, став вторым человеком, совершившим кругосветное плавание.13. Мартин Игнасио де Лойола
12. Педро Куберо
Педро был рукоположенным испанским священником, который любил путешествовать по миру, занимаясь миссионерской работой. В 1670 г. Педро предпринял путешествие в Восточную Азию, которое в конечном итоге привело его к кругосветному плаванию в восточном направлении. В отличие от своих предшественников, совершивших кругосветное путешествие по морю, Педро отправился в наземное путешествие через Западную и Восточную Европу, Западную и Среднюю Азию и Северную Америку.
11. Джованни Франческо Джемелли Карери
Франческо Карери был известным итальянским авантюристом и путешественником 17-го века. Он предпринял кругосветное путешествие по суше и воде за пять лет, обеспечив проход на торговых кораблях. Его путешествие, которое в основном было совершено для удовольствия, а не для получения прибыли, было записано в шестом томе Джиро дель Мондо, в котором подробно описаны все страны, которые он посетил.
10.
Уильям ДампьерУильям Дампьер был великим английским исследователем, который исследовал современную Австралию и стал первым человеком, совершившим три кругосветное плавание. Будучи пиратом, капитаном дальнего плавания, писателем и научным наблюдателем, Уильям путешествовал по миру по трем счетам в торговых целях. Его научные интересы вдохновили Чарльза Дарвина на создание великих работ, а навигационные навыки и исследовательские путешествия, расширившие имперские и коммерческие интересы по всему миру, привели к колонизации Австралии.
9.
Жанна БареЖанна Бэр стала первой женщиной в истории, совершившей кругосветное плавание. Она была членом экспедиции Луи Антуана де Бугенвиля, совершившей кругосветное путешествие между 1766 и 1769 годами.. Жанна замаскировалась под мужчину и граничила с кораблем «Этуаль» в погоне за растениями для своей ботанической профессии. К моменту своей смерти Жанна оставила остатки растений, семян и ракушек, которые были сохранены в Национальном музее естественной истории, предоставляя будущим поколениям представление о разных частях мира.
8.
Роберт ГрейРоберт Грей был американским торговым торговцем и капитаном дальнего плавания, известным своими торговыми рейсами на северном тихоокеанском побережье Северной Америки между 1790 и 1793 годами, поэтому он стал пионером знаменитой американской морской торговли мехом в этом регионе. Именно благодаря этому путешествию Грей совершил первое американское кругосветное плавание и открыл реку Колумбия в 1792 году, исследуя побережье округа Орегон.
7.
Адам Иоганн фон Крузенштерн и Юрий ЛисянскийПервое русское кругосветное плавание состоялось в 1803 году и финансировалось Российско-американской компанией во главе с Адамом Иоганном фон Крузенштерном. В плавании участвовала экспедиция из двух кораблей: «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского. Целью экспедиции было установление Россией торговых отношений с Китаем и Японией, а также изучение Калифорнии как возможной колонии в Южной Америке.
6. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев
г. Беллинсгаузен был выдающимся картографом, назначенным руководителем русской экспедиции по исследованию Южного океана и поиску земли вблизи Южного полюса. Михаил Лазарев был заместителем Беллинсгаузена и подготовил экспедицию в Антарктиду в 1821 году. Пара дважды совершила кругосветное плавание и ни разу не потеряла друг друга в обоих путешествиях.
5. Джошуа Слокум
Джошуа Слокам был американским моряком и авантюристом из Новой Шотландии, который стал первым человеком, совершившим кругосветное плавание в одиночку. Он задокументировал свои приключения в своем отмеченном наградами бестселлере «Кругосветное плавание в одиночку». Джошуа плыл на одной из устричных лодок с гафельным вооружением, которую он перестроил в Массачусетсе и назвал ее Spay. Он исчез на борту своей лодки в 1909 во время исследования реки Амазонки.
4. Гарри Пиджон
Гарри Пиджон был известным американским моряком и фотографом-энтузиастом, который установил рекорд, став вторым человеком, совершившим кругосветное путешествие в одиночку. Он также был первым человеком, который использовал Панамский канал в качестве кругосветного маршрута, а также первым одиночным кругосветным мореплавателем, дважды обогнувшим Землю. В обеих поездках Гарри использовал 34-футовый ялик, который сконструировал сам. До своей первой поездки в 1921-летний Гарри не имел опыта хождения под парусом и полагался на приключения из книги в местной библиотеке.
3. Эдвард Бич
Операция «Песчаный взрыв» — это код, присвоенный первому подводному кругосветному плаванию, которое состоялось в 1960 году под командованием Эдварда Бича из ВМС США. Атомная подводная лодка была американским детищем, ставшим эталоном технологического и научного мастерства Америки во время холодной войны. Он совершил кругосветное плавание за 60 дней со средней скоростью 21 час в час в период с 24 февраля по 25 апреля 1960 года.
2. Робин Нокс-Джонстон
Робин Джонстон был английским моряком, который стал первым человеком, совершившим в одиночку кругосветное путешествие без остановок в 1969 году. Он был одним из девяти моряков, участвовавших в гонке Times Golden Globe Race. Он хотел, чтобы мир имел возможность понять вызов и радость океанских гонок, отвлекая внимание от других занятий, таких как семь вершин. Он вышел из Фалмута 19 июня.68 лет на своей полностью упакованной яхте и вернулся через 312 дней, обеспечив себе место в истории.
1. Марвин Кример
Марвин Кример был профессором колледжа и американским моряком, который проплыл через земной шар без помощи навигационных приборов.