Кто крестил: 28 ИЮЛЯ — ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДЕНЬ ПАМЯТИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА :: Новости :: Управление внутренней политики :: Управления :: Подразделения

Содержание

Кто крестил Иисуса Христа — Православный журнал «Фома»

100%

+

11 мин.

Код скопирован

В самом знаменитом художественном музее Москвы — Третьяковской галерее — есть одна удивительная картина. Для нее даже был построен отдельный зал, потому что она очень большая. Называется она «Явление Христа народу», а написал ее художник Александр Иванов. Христос изображен на ней вдали, еще только приближающимся к лю­дям, расположенным на переднем плане картины. А в центре композиции — фигура человека с посохом в руке, одетого в звериные шкуры. Именно он указывает людям на пришедшего к ним Христа. И наверное, не случайно автор картины с таким названием сделал его центральной фигурой на своем полотне. Именно он оказался главным помощником Иисуса Христа в этом важнейшем событии — Его явлении народу, который Он пришел спасти. С тех пор прошло две тысячи лет, но весь мир знает его имя — Иоанн Креститель. Здесь мы расскажем историю его жизни — от момента рождения до события, изображенного на картине.

 

Страшный приказ Ирода

Всего лишь полгода прошло, как Елисавета стала матерью. И тут над головой ее маленького сына Иоанна вдруг сгустились тучи. Злобный и подозрительный иудейский владыка Ирод узнал от приезжих магов, что в его владениях родился будущий Царь Израиля. И действительно, в городе Вифлееме у девы Марии, родственницы Елисаветы, тогда родился обещанный ангелом сын Иисус. Его рождение было тихим и почти никому неизвестным, потому что мама родила его в чужом городе, где была в это время проездом. Ни родственников, ни друзей у нее в Вифлееме не было. 

Ирод тоже не знал, о каком именно младенце сказали ему приезжие маги. Но очень испугался, что будущий Царь Израиля отнимет у него власть, когда вырастет. И тогда Ирод отдал своим воинам страшный приказ — убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Тысячи ни в чем не повинных детей погибли в те дни. Даже птицы перестали петь в окрестностях Вифлеема. Лишь горький плач несчастных матерей слышался над окровавленным городом. И все же погубить Иисуса царю-убийце так и не удалось. Ангел предупредил семью Иисуса о готовящемся побоище, и они успели бежать из Вифлеема далеко, в другую страну. 

Но был в Иудее еще один необычный младенец. Его не нужно было разыскивать, потому что с самого рождения слава о нем прошла по всей Иудее. Это был Иоанн, сын священника Захарии. «Ведь не зря же о нем говорят, что родился он по предсказанию ангела. Быть может, это и есть будущий Царь?» — думал Ирод, все еще не утоливший своей злобы. И на всякий случай он послал отряд воинов в Хеврон, чтобы убить еще и маленького Иоанна. Из окна своего дворца царь-убийца смотрел на мчащихся по пыльной дороге всадников и думал, что уж теперь-то его власти ничего не угрожает. 

Бегство 

Солнце уже поднималось в зенит над древними зданиями Хеврона. Совсем скоро воздух в городе раскалится и все уйдут прочь с площадей и улиц, пережидать жару. Старые дома со стенами из горного камня и глины умеют хранить прохладу даже в самый жаркий полдень.  

Елисавета только что покормила своего малыша и теперь собиралась уложить его в колыбель. Вдруг в дом забежала растрепанная соседка, торгующая на рынке козьим молоком. 

— Елисавета, скорее беги из города! Твоего сына хотят убить! 

— Что за странные вещи ты говоришь? — Елисавета строго свела брови. — Кто может хотеть смерти младенца, которому нет и года от роду?

— Сегодня утром по рынку ездили всадники из охраны Ирода. Те самые, которые убивали детей в Вифлееме. Они спрашивали, как найти дом священника Захарии. Все горожане боялись их и говорили, что не знают. Всадники были очень злы. Они до полусмерти избили хромого горшечника, когда он отказался сказать, где ваш дом. А я бросила свой товар и быстрее побежала, чтобы предупредить тебя… 

Но Елисавета уже не слушала запыхавшуюся соседку. Быстрее молнии металась она по дому, собирая все необходимое для бегства. Миг — и вот уже собран дорожный узел. Схватив маленького Иоанна на руки, она выскочила из дома и побежала прочь — туда, где за рекой высились неприступные горы.  

Едва скрылась Елисавета за поворотом улицы, как возле дома зацокали копыта. 

— Обыскать дом! — крикнул старший из всадников, придерживая разгоряченного коня. 

Через мгновение его воины уже тащили из дома перепуганную торговку молоком. 

— Вот, господин. В доме только эта женщина. Больше никого нет. 

— Эй, я видел тебя на рынке. Это ведь не твой дом. Нам сказали, что здесь живет семья священника Захарии. Ты что, предупредила их о нашем приезде? Говори! — закричал старший. 

— Нет, мой господин, — едва живая от страха, пролепетала торговка молоком. — Я лишь зашла к ним после удачной торговли, чтобы отдать долг. Вот, смотрите, — и она дрожащей рукой протянула всаднику монету в два шекеля. 

Тот злобно оскалил зубы и ударил ее по ладони рукоятью плети. Монета со звоном покатилась по булыжной мостовой. 

— Ты видела, куда убежала старуха с младенцем? Говори, иначе умрешь. 

— Да, видела. Она побежала вон туда, в долину. Я слышала, у нее там живет брат, наверное, она решила спрятаться у него, — и торговка показала совсем в другую сторону.  

Всадники вскочили в седла и с гиканьем проскакали вдоль улицы, вниз в долину. Кони их мчались как ветер. Но теперь с каждым шагом они уносили их все дальше и дальше от беглецов. 

А отважная торговка перевела дух, присела на корточки и горько заплакала.

В это время Елисавета уже вышла из города и по извилистой тропе поднималась вверх по горному склону. Вот уже и тропа исчезла, один битый камень и скалы вокруг. Никакой всадник не сможет сюда подняться. Даже пастухи не гоняют сюда своих овечек. 

 

Наконец Елисавета перевела дух. Теперь ее младенцу никто не угрожал. Но как же тут можно жить — в этой каменной пустыне, вдали от людей, да еще с грудным ребенком на руках? И тут она вспомнила слова ангела, что ее мальчику Бог уготовал великие дела. Воздев руки к небу, Елисавета стала молиться: 

— Господи! Не для того ты уберег моего сына от меча убийц, чтобы он умер от голода в этих пустынных горах. Пошли же нам спасение здесь, где, кроме Тебя, уже никто не сможет помочь.  

С этими словами она взяла на руки младенца и пошла прямо на скальные расщелины, темневшие на склоне горы. Вдруг в одной из них она увидела свет. Это оказался узкий проход, ведущий к маленькой уютной лужайке, укрытой со всех сторон скалами. Посреди лужайки из земли бил родник с прозрачной водой. Прямо над родником большая финиковая пальма свесила до земли ветви, усыпанные спелыми плодами. А рядом в скале — пещерка, в которой можно укрыться от непогоды. 

— Благодарю Тебя, Господи! Я знала, что Ты нам поможешь, — помолилась Елисавета и стала обустраивать свое новое жилище, в котором им с сыном предстояло провести не один год. 

Обозленные всадники вернулись в Иерусалим ни с чем. Найти младенца Иоанна они так и не смогли. 

— Бездельники! — грозно кричал на них царь Ирод. — Разве за то я плачу вам жалование, чтобы слушать ваши нелепые оправдания? 

— Царь, — склонив голову, обратился к нему старший из всадников, — мы не нашли младенца в Хевроне. Но его отец-священник сейчас служит здесь, в храме. Быть может, он знает, где его сын? 

— Так почему же вы до сих пор здесь? Отправляйтесь и заставьте его говорить. А если откажется, тогда убейте его. 

— Убить священника? — всадники переглянулись. 

— Да. За неповиновение царю. А если не исполните, тогда я прикажу убить и вас. 

Через несколько минут всадники были уже у храма. Спешившись, они подошли к Захарии, который собирался разжечь огонь у жертвенника. 

— Где ты скрыл своего сына, старик? 

— Я служу сейчас Богу и не знаю, где мой сын, — отвечал Захария.

— Отдай нам его, так повелел царь. Иначе погибнешь прямо здесь. 

— Я и вправду не знаю, что вам сказать. Если убьете меня — прольете кровь невинную. 

— Ну что ж, старик, ты сам выбрал свою участь. 

И воины убили священника Захарию прямо перед храмом. 

Креститель

Елисавета уже никогда не возвращалась из своего горного убежища назад к людям. Она учила маленького Иоанна слову Божьему, рассказывала ему, как он появился на свет и что сказал о нем ангел.  

Спустя семь лет после стремительного бегства Елисавета умерла. Иоанн к тому времени уже подрос и научился сам выживать в пустыне. Еду он добывал, выкапывая съедобные корешки и собирая дикий мед в гнездах горных пчел. Ему не было одиноко, потому что ангел, предсказавший его рождение, часто посещал его. Никто не знает, о чем они разговаривали во время этих встреч. Но ангел — значит вестник. Он всегда передает людям лишь то, что сам услышал от Бога. 

Прошли годы. Иоанн давно уже вырос, стал взрослым мужчиной. И вот однажды ангел сказал ему: 

— Иоанн, время настало. Ступай к народу Израиля, чтобы уготовить путь Господу, идущему за тобой. Исправь ожесточенные сердца, верни заблудившихся, расскажи им о праведной жизни и научи ходить перед Богом так, как я тебя научил. 

— Да, мой господин. Вот я уже иду. 

Иоанн надел накидку из верблюжьей шерсти, перетянул ее поясом и отправился к реке Иордан. 

Вскоре по всему Израилю стало известно, что на берег реки Иордан из пустыни вышел пророк Божий. Люди говорили, что он никогда в своей жизни не пил вина, даже не ел хлеба, проводя всю свою жизнь в молитве. И потому Бог послал его научить народ Израиля праведной жизни. Это был Иоанн. 

Тысячи людей стекались к нему со всех концов страны, чтобы получить наставление и омыться от своих грехов в водах Иордана. Такое омовение называлось крещением. Поэтому Иоанна в народе называли — Креститель. 

Тех, кто приходил к нему, надеясь скрыть свои грехи, он встречал грозными словами: 

— Порождения змеиные! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния! Уже и топор при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. 

И спрашивал его народ: 

— Что же нам делать? 

Он сказал им в ответ: 

— У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, пусть накормит голодных.

Вдруг толпившиеся у берега люди опасливо раздвинулись, пропуская вооруженных солдат в сверкающих на солнце доспехах. Это были римские легионеры. Зачем они сюда пришли? Быть может, они хотят арестовать Иоанна за то, что он собрал здесь столько народу? Но легионеры спокойно встали на берегу. Их старший подошел к Иоанну, учтиво склонил голову и спросил: 

— Учитель, что нам нужно делать, чтобы жить праведно? 

Народ с ненавистью и страхом смотрел на чужеземцев. Римская армия в те времена захватила Израиль, поэтому легионеров все боялись. Люди ждали, что бесстрашный пророк сейчас крикнет римлянам: «Убирайтесь отсюда, нечестивцы!». 

Но Иоанн посмотрел на солдат и тихо сказал: 

— Не обижайте никого. Не отнимайте у беззащитных людей деньги, еду и одеж­ду. Довольствуйтесь своим жалованием и выполняйте лишь то, что должны по службе. 

То же самое говорил он и мытарям — сборщикам налогов в римскую казну: 

— Не берите у людей больше, чем вам положено, будьте честными. 

Мытарей ненавидели все иудеи, но Иоанн даже для этих отверженных людей находил слова, способные коснуться их сердца. И только те, кто не хотел оставлять свои грехи, слышали от него грозное обличение. 

Более четырехсот лет не было на иудейской земле такого великого пророка. И теперь все думали, что Иоанн и есть тот самый царь народа Божьего, которого так ждали все иудеи. Но Иоанн с детских лет знал от ангела, что его дело — лишь приготовить путь для грядущего Царя. 

Пророк склоняет голову

В ту пору Иисусу, сыну Марии, исполнилось тридцать лет. Он также пришел на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Никто в толпе не знал, что этот молодой, небогато одетый человек — безгрешный Сын Божий. И один только Иоанн понял, Кто посетил его. Увидев подошедшего Иисуса, он поклонился Ему и сказал: 

— Это мне надобно креститься от Тебя. Ты ли приходишь ко мне? 

Но Иисус сказал ему в ответ:

 — Делай то, что должен. Так мы с тобой исполним волю Бога и покажем пример покаяния людям. 

Тогда Иоанн повиновался и крестил Его. Когда Иисус выходил из воды, вдруг раскрылись над Ним небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса. А с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». После этого Иоанн окончательно убедился в том, что Иисус — Сын Божий и Царь, которого так ждал весь народ.

Так Иисус Христос был крещен в водах реки Иордан человеком, которого Он сам после назовет величайшим из пророков. Далее у каждого из них будет свой путь. Иоанн обличит нечестивого царя Ирода. За это царь бросит его в тюрьму, а потом обезглавит. Иисус же будет ходить по городам Израиля с проповедью, исцелять больных, творить чудеса. И на пасху в Иерусалиме отдаст Себя в искупительную жертву за грехи всего человеческого рода — по ложному обвинению Его распнут на кресте. 

Но после смерти Иоанна и Иисуса их души отправятся в одно и то же страшное место — в ад. Иоанн сойдет туда, чтобы и в аду проповедовать скорое пришествие Сына Божьего, как он делал это на земле. А Иисус придет вслед за ним, чтобы разрушить врата ада и вывести из него всех узников, которые захотят войти в вечное царство Сына Божьего.  

Однако все это будет потом. А сейчас толпящийся на берегу народ лишь смотрит и недоумевает — почему столь почитаемый в народе пророк смиренно склонил голову перед никому не известным Человеком, пришедшим к нему креститься. 

Рисунки Галины Воронецкой

Более подробно узнать о житии величайшего из пророков можно в книжке «Житие святого Иоанна Крестителя в пересказе для детей» (издательство «Никея», 2016)

Теги: Крещение Крещение (таинство) Семейное чтение Семейное чтение Скачать и распечатать Скачать и распечатать

«После захвата Казани Иван Грозный крестил татар силой, до этого не было никаких кряшен»

Известный ученый-археограф Марсель Ахметзянов о татарских шеджере, чувашизмах в булгарских эпитафиях и истории Ногайской Орды

В эти дни Институт языка, литературы и искусства им. Ибрагимова АН РТ отмечает свое 80-летие. 80 лет исполнилось в этом году и доктору филологических наук, профессору Марселю Ахметзянову, большая часть жизни которого связана с работой в этом научном учреждении. Известный востоковед Азат Ахунов специально для «БИЗНЕС Online» побеседовал с Ахметзяновым о его отношении к ярлыку националиста, работе плотником и языке, на котором говорили в Казанском ханстве.

80 лет исполнилось в этом году доктору филологических наук, профессору Марселю Ахметзянову, большая часть жизни которого связана с работой в ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ

 «ТАТАРЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ИМЕЛИ ПИСЬМЕННОСТЬ, ЛИТЕРАТУРУ. КАК МОЖНО БЫЛО НАЗЫВАТЬ НАС НЕОБРАЗОВАННЫМИ?»

— Марсель Ибрагимович, вы известный в Татарстане ученый, автор десятков книг, признанный специалист по татарским рукописям, родословным, эпиграфике, истории и культуре татарского народа. Начали заниматься этой темой еще в 1950-е, когда в приоритете было совсем другое. Откуда появился этот интерес? Кто повлиял на ваш выбор — семья, учителя, книги?

— Все могло повернуться иначе. Я рос в советской семье. Отец был партработником, мать — секретарем в райисполкоме, принимала участие в создании колхозов. Родился я в селе Шугурово ныне Лениногорского района, но вырос уже в деревне Новый Кинер — сейчас это Арский район. Перед тем как отправиться на фронт, в 1943 году отец перевез семью на свою малую родину. Шугурово я помню очень смутно, мое детство и отрочество связаны с Заказаньем. Мать отдала меня в русский класс, видимо, хотела сделать из меня русского. Именно это и случилось с моей сестренкой Светой, которая утратила свои татарские корни. Я же воспротивился — сбегал с уроков, все время проводил на улице. В итоге окончил среднюю школу на татарском языке.

— Значит, интерес к родной культуре возник не в семье, а в школе?

— Да, в школе нам привили любовь к родному языку, литературе, истории. Впрочем, я остался не удовлетворен полученными знаниями. Смутно понимал, что наше прошлое намного богаче, предполагал о существовании огромных сокровищ, написанных на моем родном языке. Еще со школы, живя в деревне, я проявлял интерес к татарским рукописям, искал их повсюду. Записывал со слов стариков народные предания, потому данная тема не нова для меня. Уже в те времена задавал много вопросов, интересовался литературой, наверное, вследствие моего внимания к истории.

— В те времена ведь не приветствовалось увлечение древними рукописями, особенно религиозного содержания?

— Нет, не приветствовалось, но мне никто не мешал. Это стало делом моей жизни. Что меня мотивировало? Отсутствие материалов, касающихся нашего прошлого. Нас считали неграмотными, народом без письменности. Жизнь нашего народа до Октябрьской революции якобы протекала в темноте и невежестве, но даже наш фольклор — легенды, сказки и пословицы — говорил о том, какой мы мудрый и развитый народ. Татары с древнейших времен имели письменность, литературу. Как можно было называть нас необразованными?

— Получается, что толчком к изучению своего прошлого стало желание доказать обратное, объяснить, что все было совсем не так, как писали в советских учебниках?

— Это тоже было, но, кроме всего прочего, имелся еще большой интерес к своей культуре, языку, истории. Хотелось получить ответы на многочисленные вопросы, которые я задавал себе. Окончил 10 классов в 1957 году. В это время уже выбрал отдельные темы, интересовавшие меня по татарской литературе, много читал, изучал научные труды. Принимал все близко к сердцу. Я переживал о судьбе своего народа уже с тех пор. Изучение источников, сохранение наследия моего народа поставил своей целью. Все это и привело меня в Казань.

«Наша культура древнее русской, она развивалась веками — отрицать этого никто не может. Позже нас стали представлять группой темных, необразованных инородцев»

«ДО НАЧАЛА 1970-Х Я РАБОТАЛ ПЛОТНИКОМ НА КАЗАНСКОМ КОМПРЕССОРНОМ ЗАВОДЕ»

— Были какие-то конкретные планы, заранее намеченный путь?

— Понятно, что для начала надо было получить высшее образование, но мой путь в гуманитарную науку был непростым и витиеватым. Я искал себя: учился сначала в сельскохозяйственном институте, потом — в химико-технологическом, но все это было не мое. В конце 1950-х, в период оттепели, на самом деле наблюдалось оживление в обществе, люди стали говорить на ранее запретные темы, в том числе и касающиеся истории татар. Общение с такими корифеями татарской науки и литературы, как Наки Исанбет, Гарун Юсупов, Фуад Валеев, а также сверстниками Равилем Фахрутдиновым, Альбертом Фатхи и другими укрепило меня в мысли посвятить себя изучению истории татарского языка. Вдохновленный, я понес документы на татарское отделение Казанского университета, но не поступил.

— Как такое случилось?

— Не набрал баллов. Я не обвиняю экзаменаторов, все было честно. Да и сам себя никогда не считал семи пядей во лбу. В итоге я поступил в 1963 году на вечернее отделение историко-филологического факультета КГУ и получил диплом историка. Причем все эти годы вплоть до начала 1970-х работал плотником на Казанском компрессорном заводе.

— То есть вы дипломированный историк? Этот вопрос к тому, что вас часто обвиняли в том, что вы, будучи филологом, вторгаетесь в «чужую» — историческую — сферу.

— Всем сомневающимся могу показать свой диплом историка. В начале 1970-х я начал свою работу в Институте языка, литературы и истории как языковед, но исторического мышления не растерял. Почти 50 лет моей жизни связаны с ИЯЛИ. Я занимался разными темами, но все они касаются татарского письменного наследия.

— Говоря современным языком, вы занимались междисциплинарными исследованиями.  

 — Можно сказать и так. Я всегда воспринимал наше наследие как единое целое. Например, литературные памятники невозможно рассматривать в отрыве от исторического контекста. В тех условиях, когда непосредственно татарские исторические источники почти не сохранились, мы изучаем поэмы, сказания, шеджере (родословные), материалы фольклора. Все это вкупе с данными археологии, русскими летописями, записями иностранных путешественников дает возможность воссоздать картину прошлого татарского народа.  

«Литературные памятники невозможно рассматривать в отрыве от исторического контекста»

«В ПРОШЛОМ У НАС ВСЕ БЫЛО: УЧЕНЫЕ, ПИСАТЕЛИ, ЦЕНТРЫ НАУКИ»

— Материалы фольклора — это источник?

— Однозначно источник, но не стопроцентный и не основной. Исторические реалии, действительность — все это в той или иной мере нашло отражение в татарских легендах и дастанах. Да, они впитали в себя немало фантастических и сказочных сюжетов, но все же важны для нас. В устном наследии звучит историческая мысль, которая не меняется веками.

— Что можно сказать о татарских письменных памятниках? Их сохранилось до обидного мало. Насчет этого существует множество мнений: от того, что они сгорели во время взятия Казани Иваном Грозным, до того, что их увезли и спрятали в монастырях и до сих пор скрывают от посторонних взглядов.

— Я считаю, что множество письменных свидетельств специально уничтожили. Для чего это было надо? Для того, чтобы запутать историю татар, ведь в них могла сохраниться информация о происхождении нашего народа. В прошлом у нас все было: ученые, писатели, центры науки, своя государственность. Это не могло не оставить материальный след. Наша культура древнее русской, она развивалась веками — отрицать этого никто не может. Позже нас стали представлять группой темных, необразованных инородцев. Это плоды колониальной политики. Сам народ был запуган, боялся сказать слово. И сейчас мы не можем назвать нашу историю полной и объективной без данных источников. Что-то попало в русские летописи, но с течением времени их содержание претерпевало изменения. Нам надо изучать, анализировать их, используя критический подход, конечно же.

— Значит, наше наследие уничтожено?

— Да. И свободы слова не было еще очень долго. Вплоть до XIX века татарам запрещали печатать книги, добро на издание газет дали только в начале XX века, после революции 1905 года.

Все контролировалось цензурой и жандармерией, ничего лишнего. Но татары не разорвали нить преемственности, сохранили связь с прошлым. Сберегли в своей памяти, фольклоре, отрывочных записях на полях книг. Иначе откуда бы мы узнали о нашем прошлом?

— Своей темой вы избрали исследование татарских шеджере (родословных). Это древний надежный источник. Как человек, хорошо их изучивший, можете рассказать нам: чем они важны?

— Да. Я защитил по этой теме кандидатскую диссертацию, издал две монографии. Готова и третья, но так и не может выйти — уже сколько времени лежит в издательстве! Что касается шеджере, то это на самом деле важный источник, позволяющий проследить процесс развития нашего народа. Это история не только отдельной семьи или рода, но и всего нашего народа. В шеджере могут закрасться фактические ошибки, но в целом для понимающего человека такие родословные являются кладезью полезной и ценной информации.

«Процесс этногенеза был связан с массовым перемещением в наши края татар в XIII веке. Мы происходим от этих татар, а не от булгар. Последние позже влились в наш состав»

«НАЗВАНИЕ «ТАТАРЫ» СОХРАНИЛОСЬ НЕ ПРОСТО ТАК»

— Есть различные версии о происхождении татарского народа, этногенеза, такие как булгарская, тюрко-татарская и так далее. Вас относят к сторонникам второй версии.

— Знаете, булгарская версия очень узкая, ее мало знают, а есть большая татарская версия, которая у всех на слуху. Процесс этногенеза был связан с массовым перемещением в наши края татар в XIII веке. Мы происходим от этих татар, а не от булгар. Последние позже влились в наш состав.

— А татары откуда пришли?

— С востока, через Центральную Азию, уже как мусульмане. Данный вопрос на самом деле толком не изучен, но ведь название «татары» сохранилось не просто так. Значит, был такой народ, у которого имелся опыт государственности, видимо, в свое время он играл значимую роль в истории, подчинял другие народы, ассимилировал их.

— Булгары тоже были тюркоязычным народом…

— Да, булгары были тюркоязычными, их язык родственен нынешнему чувашскому. Чувашизмы сохранились в булгарских эпитафиях, но данный язык уже утерян. Булгары были связаны с древнетюркским миром. Это народ, поглощенный татарами.

— Чувашский язык сильно отличается от других тюркских наречий, так же как и якутский.

— Да, это одна из версий тюркского языка. Чуваши смогли сохранить свой язык, поскольку жили достаточно изолированно, исповедовали свою языческую веру. Письменной культуры у них не было — это тоже один из факторов сохранения идентичности, избежали влияния более развитых цивилизаций.

— Но они же жили бок о бок с татарами-мусульманами, как так случилось, что чуваши остались самобытным народом?

— Часть чувашей приняли ислам и стали мусульманами. Вопрос в том, что сами татары не стремились к сближению, мало того, избегали контактов. Язычество и ислам — религии-антагонисты, с этим все связано. С принятием ислама менталитет татар стал меняться. Мы сблизились с народами Средней Азии, Ближнего Востока, восприняли их — тогда передовую — культуру. Мышление стало другим, понимание окружающего мира — тоже. Ислам и исламская культура глубоко проникли не только в наше религиозное сознание, но и в литературу, письменность, фольклор — так или иначе почти во все сферы деятельности татар, поэтому мы сумели сохраниться, когда началась насильственная христианизация татар. Народ не отрекся от своей религии.

— Современные чуваши говорят, что булгары — их предки.

— Ну почему тогда они не мусульмане? Нелогично. Булгары ведь приняли ислам еще в X веке (это официально), а мусульманами они стали гораздо раньше. Чуваши всегда были язычниками. Крестились они в XVII–XVIII веках. Несмотря на это, языческие традиции у них сохраняются и по сей день.

«Сейчас можно отметить, что в период Казанского ханства была создана зрелая литературная форма. Это свидетельствует о том, что письменный, литературный язык к тому времени уже сформировался»

«КУЛ ГАЛИ — ТАТАРСКИЙ ПОЭТ, ОН ПИСАЛ НЕ НА БУЛГАРСКОМ, А НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»

— Споры булгаристов и татаристов не прекращаются. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Нет официально принятой точки зрения, какой-то одной, стопроцентно доказанной версии. Булгары были поглощены татарами, от первых остались лишь эпитафии на булгарском языке. Элементов булгаризма у нас не сохранилось, в отличие от чувашей. Булгары, принявшие ислам, приняли и татарский язык, стали считать его родным.

— Можно ли назвать Кул Гали булгарским поэтом?

— Кул Гали — татарский поэт, он писал не на булгарском, а на татарском языке. Татарин своего времени, потому что он творил здесь, в Поволжье. Его творчество было распространено среди всего татарского народа, а все списки рукописей найдены в местах компактного проживания татар. Чуваши его не знают, иначе они бы считали его своим.

— Да, мы многого не знаем. Нет сведений о языке, на котором разговаривали наши предки в период существования Волжской Булгарии, Казанского ханства…

— Согласен, эта тема почти не разработана. Очень мало сведений и источников. Мы можем уверенно говорить лишь о письменном, литературном языке, который изучен неплохо. Сейчас можно отметить, что в период Казанского ханства была создана зрелая литературная форма. Это свидетельствует о том, что письменный, литературный язык к тому времени уже сформировался. Если бы было иначе, то мы увидели бы разноголосицу стилей и форм.

— Это же «высокий штиль». Простой народ не мог разговаривать на таком языке. Там же сплошные арабизмы и фарсизмы.

— Не разговаривал, но понимал. Пользовался данной литературой в жизни, на практике, в процессе обучения. Кроме того, эти книги помогали оставаться в орбите общетюркской цивилизации, поскольку авторы, темы и сюжеты близки всем тюркам того времени. Да и язык был понятен во всем тюркском мире. Тут сыграла свою роль и особенность арабского письма, который не знает гласных. Есть основа, каркас, а каждый, будь это кипчак или огуз, нанизывает гласные звуки при чтении так, как он привык, как принято в его среде. В общем, литературный язык свою полезную функцию выполнял, а в повседневной жизни люди разговаривали на простом, упрощенном языке, который, видимо, не сильно отличался от современного татарского. О подобном позволяют говорить некоторые отрывочные примеры, которые сохранились в татарских рукописях, записях европейских путешественников.

«Книги помогали оставаться в орбите общетюркской цивилизации, поскольку авторы, темы и сюжеты близки всем тюркам того времени. Да и язык был понятен во всем тюркском мире»

«ТАТАРСКИЙ НАРОД ИСПОКОН ВЕКОВ В ИСЛАМЕ. КАКОЙ ЕЩЕ ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ?»

— Проблема языка и религии. Что позволяет сохранить язык? Вера? Или, наоборот, религию сохраняет язык?

— Они связаны между собой. Много исламской религиозной литературы было переведено на татарский язык. Все это способствовало укреплению и лучшему пониманию ислама татарами. Если бы данные книги остались в арабском оригинале, то мало кто смог бы прочесть их. Конечно, наши предки изучали арабский и персидский в медресе, но полноценные знания могли получить лишь избранные: выдающиеся богословы, религиозные деятели, аристократы, знать, то есть те, кто мог потратить пару десятков лет жизни и немалые финансовые средства на учебу и поездки по центрам мусульманской учености. В советские годы почти во всех мечетях европейской части СССР, Сибири и Дальнего Востока проповеди велись на татарском языке. Все положенные ритуалы и обряды также проводились на татарском и арабском языках. Мечеть была территорией татарского языка. Религия сохранила язык, а язык сохранил религию.

— Что такое традиционный ислам? Как вы подобное понимаете?

— Какая-то выдуманная вещь. Татарский народ испокон веков в исламе. Какой еще традиционный ислам? Это какая-то непонятная выдумка.

— Вопрос о кряшенах.

— Кряшены — это насильственно крещеные татары.

— Кряшены считают себя древним народом, говорят, что их предки крестились еще до Ивана Грозного.

— Нет, нельзя назвать их древним народом. С вхождением в русское государство, особенно в XVII–XVIII веках, началась политика насильственной христианизации. Часть татар были крещены.

 Они делят себя на старокряшен и новокряшен. Новокряшены — это как раз насильственно крещеные татары, которые потом вернулись в лоно ислама.

— После захвата Казани Иван Грозный крестил татар силой, до этого не было никаких кряшен. Особенно данный процесс усилился в XVII–XVIII веках, но татары оказали мощное сопротивление. В XIX веке процесс пошел на спад, подключились миссионеры с отличным знанием татарского, арабского языков, Корана. Пытались повлиять словом, убеждением, ненавязчивой критикой основных постулатов ислама, но все это было безуспешно. Поменялись цели и задачи. Начался массовый процесс отпадения в ислам, надо было сохранить хотя бы часть крещеных татар. Ильминский и другие миссионеры поняли, что лучше всего это делать через родной язык, потому стали переводить на татарский язык христианскую религиозную литературу, разработали специальный алфавит на основе русской кириллицы. Надо было разорвать связь с мусульманским миром, в первую очередь через письмо. Но в целом тогда это не дало ожидаемого миссионерами результата.

«Я люблю свой народ и свою культуру, родной язык, но не призываю к вражде с русскими. Защищаю татар от необоснованных нападок и несправедливых обвинений»

«Я ОЧЕНЬ ОГОРЧЕН ТЕМ, ЧТО МОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК НАХОДИТСЯ В ТАКОМ ПЛАЧЕВНОМ СОСТОЯНИИ»

— Расскажите о влиянии Ногайской Орды на татар. Этой теме вы посвятили отдельные книги, написали ряд статей.

— Татары никогда не отделяли себя от Ногайской Орды, которая состояла из тех же самых татар. Ногайцы — те же татары. Во главе их стоял человек по имени Ногай, его именем стали обозначать и сам народ. Вплоть до начала XX века казахи называли татар ногаями. Сама Ногайская Орда занимала южные и юго-восточные области современного Татарстана.

— Есть люди, которые вешают на вас ярлык националиста. Такие обвинения в ваш адрес звучат время от времени.

 — Да, я люблю свой народ и свою культуру, родной язык, но не призываю к вражде с русскими. Защищаю татар от необоснованных нападок и несправедливых обвинений. Татарский народ свободолюбивый. Я тоже свободный человек. Хочу говорить и писать по-татарски. Уважаю свой родной язык. Я очень огорчен тем, что мой родной язык находится в таком плачевном состоянии. Татары — народ с письменностью, существовавшей с древнейших времен. И надо прилагать много усилий, чтобы сохранить наш родной язык и культуру.

— Известная татарская поговорка гласит: «Не хвались тем, что у тебя дед — татарин, а гордись тем, что у тебя внук — татарин».

 — Это очень верно. У меня три сына: Азат, Айдар, Алмаз. Прекрасно говорят на чистом литературном татарском языке. С детства я им твердил лишь одно: «Не предавайте свой язык, веру». Это основной принцип самосохранения нации. Они создали татарские семьи, их дети говорят по-татарски, имена у них татарские.

— Как вам удалось в советское время воспитать сыновей в таком духе?

— Татарских школ в Казани почти не было. Мои дети учились в русской школе. Я им сказал: «Татарский язык — ваш родной. Заходя в дом, оставляйте русский за порогом». В нашей семье говорили только по-татарски.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию?

— В настоящее время никто не защищает наш язык, культуру, веру — в тот период, когда идут постоянные нападки. В первые годы суверенитета много чего было сделано, это движение снизу, от народа, но сейчас многое пошло на спад. В реалиях нынешнего времени мы должны сохранить то, что есть. Это задача сегодняшнего дня, программа минимум.

Кто крестил Иисуса в Библии?

Когда мы беремся за тему, подобную той, которую мы изучаем сегодня, может быть очень легко возвысить человека в своем сознании благодаря возможности, данной ему Богом. Иисус смоделировал нам все на этой земле. Он был совершенным Учителем, который не только говорил нам, но и показывал нам, как нужно жить. Иисус крестился как символ того, что Он собирался перейти от смерти к жизни, взяв на Себя все наши грехи и воскреснув к жизни. Это был акт послушания, поскольку Он вел других креститься как физический символ того, что Христос сделал для них. Сегодня мы ответим на вопрос, кто крестил Иисуса?

Иоанн Креститель был человеком, который крестил Иисуса.

Крещение Иисуса описано в Матфея 3:13-17, Марка 1:9-11 и Луки 3:21-23. Во всех трех стихах они рассказывают о том, как при крещении Иисуса в реке Иордан Святой Дух сошел на Иисуса в виде голубя, и голос Бога-Отца раздался с неба, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Когда Иисус подходит к Иоанну Крестителю, чтобы креститься в Иордане, естественно, Иоанн говорит, что ему нужно креститься от Иисуса, но Иисус сказал ему, что это подобает для исполнения всякой праведности. Иисус знал, что этот акт послушания станет частью Его жизни совершенства и покажет нам, как верующие должны следовать за Ним.

Кем был Иоанн Креститель?

Он был не просто случайным человеком. Напротив, Иоанн был избран Самим Богом, чтобы стать фаворитом Христа. Иоанн был родственником Иисуса. В Луки 1 престарелая и верная мать Иоанна Елизавета забеременела от своего мужа Захарии. Джон был настоящим чудом. Захария был священником. Он был в храме Господнем, когда ангел пророчествовал об Иоанне.

Луки 1:13-17 рассказывает нам о встрече Захарии с ангелом. Ангел сказал, что мальчика назовут Иоанном. Он был бы велик перед Богом. Он будет отделен и не будет употреблять алкоголь. Он будет наполнен Святым Духом еще во чреве Елизаветы. (В то время это было очень важно, потому что Святой Дух не сошел на всех до тех пор, пока Иисус не воскрес. ) Он обратил многих евреев к Господу и предстал перед Богом в силе Илии, чтобы обратить сердца отцов к детям и непослушных к мудрости. Его обязанностью было подготовить людей для Господа. Иоанн Креститель был призван и существовал, чтобы приготовить путь Иисусу-Спасителю.

Иоанн Креститель вскочил во чреве матери за Иисуса.

Что еще важно в отношении Иоанна Крестителя, так это невероятный факт, что он свидетельствовал об Иисусе, когда они оба были еще в утробе матери. Марии, матери Иисуса, сказали, что она тоже беременна; однако она носила Мессию и была девственницей, помолвленной с Иосифом. В Луки 1:39-45 рассказывается о том, как Мария бежала в гористую местность, чтобы остаться с Елизаветой и Захарией. По прибытии Марии Иоанн Креститель прыгнул в утробу Елизаветы, и Елизавета исполнилась Святого Духа, пророчествуя о Мессии во чреве Марии еще до того, как Мария сказала ей, что она беременна.

В Луки 1:56 говорится: «И пробыла Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом свой».

Мэри жила со своей беременной кузиной Элизабет в течение первых трех месяцев своей беременности. Элизабет уже прошла через триместр, в котором находилась Мэри, и могла бы стать для нее полезным наставником и другом в ее путешествии по беременности. Еще до того, как Иисус и Иоанн родились, Иоанн готовил путь для Иисуса через дар Елизаветы, готовящей Марию к рождению. Когда Иоанн родился в Луки 1:66, община знала, что на нем была рука Господа.

Иоанн подготовил путь для Иисуса.

В Луки 1:80 говорится: «И младенец рос и укреплялся духом, и был в пустыне до дня своего публичного явления Израилю».

Джон рос с двумя родителями, которые были верными последователями Бога. Они очень любили его, и мы мало что знаем о том, что происходило, когда Джон рос, но мы знаем, что Он был посвящен делу Господа. Мы также знаем, что когда он вырос, он ушел в пустыню, пока не начал свое служение. Это могло быть признаком того, что его родители скончались, так как они были старше, когда он родился. Независимо от того, были они живы или нет, это также было временем глубокой духовной связи и поиска Господа в подготовке к предстоящему служению. Хотя Иоанн Креститель известен как уникальный человек, он был верным человеком, всем сердцем следовавшим за Иисусом.

Матфея 3:4 «А Иоанн носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед».

Иоанн был человеком пустыни для Бога. Он был человеком в дикой природе, который полностью зависел от Господа. Он крестил людей в реке Иордан, и они исповедовали свои грехи. (Матфея 3:5-6)

Инструменты для изучения Библии рассказывает, что Иоанн Креститель был тем, кто нарушил четырехсотлетнее пророческое молчание. Он был гласом вопиющего в пустыне. (Исполнение Исайи 40:3) Он был кульминацией закона и пророков. (Матфея 11:12; Луки 16:16.) Они разделяют: «Итак, Иоанн действительно был переходной фигурой, образуя связь между Ветхим и Новым Заветами. Он охватывает века, одной ногой твердо стоя в Ветхом Завете, а другой — в Новом».

Иоанн готовил Божий народ к Иисусу, уча их покаяться, потому что Царство Небесное было близко. (Матфея 3:2) Покаяние показывает, что мы согрешили и что нам нужен Спаситель. Покаяться означает: «Отвернуться от греха и посвятить себя исправлению своей жизни». Иоанн Креститель готовил людей к осознанию того, что они грешники и что им нужно отвернуться от греха, но решение для искупления будет найдено только в Иисусе.

Джон знал свое место и напоминал всем, что он не Мессия. Он сказал им, что крестит покаянием, а Спаситель будет крестить Духом Святым и огнем. В Евангелии от Матфея 3:11 говорится: «Я крещу вас водой для покаяния, но тот, кто идет за мной, сильнее меня, чьи сандалии я недостоин носить. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем».

Джон подготовил путь смерти.

Мне также кажется интересным, что Иоанн не только подготовил путь в жизни на земле, но и в смерти перед Иисусом. В Матфея 14:1-12, Марка 6:14-29 и Луки 9:7-9 мы видим конец жизни Иоанна. Он был заключен в тюрьму Иродом за свою веру в Иисуса как Мессию. Иоанн высказался против Ирода, который спал с женой своего брата Филиппа Иродиадой. Когда у Ирода был день рождения, дочь Иродиады танцевала, и Ирод сказал, что даст ей все, что она пожелает. Барышня бессердечно попросила голову Иоанна Крестителя на блюде (Мф. 14:8). Затем Иоанна обезглавили в тюрьме, и его голову отдали девушке, а она отнесла его голову своей матери. В Евангелии от Матфея 14:12 ученики пошли, взяли тело Иоанна и достойно похоронили его.

Смерть Иоанна произошла до смерти Иисуса на кресте. Даже после смерти он был верен следованию за Богом до мученической смерти. Он не боялся говорить правду во имя спасения всех. Сегодня нас можно вдохновить на то, чтобы использовать свой голос, чтобы рассказать о победе, которую мы имеем в Иисусе, которую могут иметь и другие.

Фото: ©GettyImages/Jorisvo, Витраж с изображением Крещения Иисуса Святым Иоанном в соборе Бургоса, Кастилия, Испания

Эмма Данзи 9Жизненная миссия 0054 проистекает из Ефесянам 3:20-21, вдохновляя молодых женщин на необыкновенное. Одна из ее величайших радостей — путешествовать с Господом в Его Писаниях. Она жена Дрю более двух лет и мама малыша Грэма. Дрю и Эмма служат в служении колледжа Upstate CRU в Южной Каролине. Эмма — заядлый автор для Salem Web Network, публикует статьи о Библии, жизненных вопросах и христианском образе жизни. Ее статья о межрасовых браках стала самой просматриваемой статьей о пешеходном переходе в 2021 году. Вся слава Господу! Она имела удовольствие принимать 9Подкаст 0055 Her Many Hats , в котором она исследовала множество ролей, которые играют женщины, служа Единому Богу. Совсем недавно Эмма выпустила свою первую книгу для изучения Библии «Полевой цветок: расцвет через одиночество».

Эмма любит петь и писать песни, заниматься фитнесом, пробовать новые рецепты, участвовать в шоу по ремонту дома и пить чай! Во время своей карьеры служения Эмма записала два EP-альбома прославления, основала и возглавила служение Polished Conference, вела журнал Refined Magazine и занималась музыкальным образованием для детей младшего возраста. Эмма также имела честь быть национальным представителем Миссия Мукти базируется в Индии. Мукти работает над восстановлением разрушенных жизней в Индии уже более 120 лет. Вы можете просмотреть ее статьи в ее блоге по адресу emmadanzey.wordpress.com и посмотреть ее видео по изучению Библии в Instagram @Emmadanzey.

Кто крестил Иоанна Крестителя?

Кто крестил Иоанна Крестителя? Следующий вопросПредыдущий вопросСписок всех вопросов

Кто крестил Иоанна Крестителя?

Скажите, кто крестил Иоанна Крестителя?

Ответ:

Краткий ответ: «Нет». Библия не говорит, кто крестил Иоанна, и любой другой ответ будет чистой спекуляцией. На самом деле, нет никаких записей о крещении Иоанна. Иоанн был назначенным Богом предшественником Христа. Малахия 3:1; 4:5-6; Матфея 10:17-13. Его крещение было от Бога. Матфея 21:24-26. Нет никаких оснований полагать, что предсказанный Богом и назначенный Предтеча должен был принять крещение, для совершения которого он был послан.

Божий план спасения

Вы должны услышать Евангелие

Римлянам 10:17

Вы должны услышать Евангелие, а затем понять и признать, что вы потеряны без Иисуса Христа, независимо от того, кто вы и какое у вас происхождение. Библия говорит нам, что «все согрешили и лишены славы Божией». (Римлянам 3:23) Прежде чем вы сможете спастись, вы должны понять, что вы потеряны и что единственный способ спастись — это повиноваться Евангелию Иисуса Христа. (2 Фессалоникийцам 1:8) Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь: никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоанна 14:6) «Нет спасения ни в ком другом, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деяния 4:12) «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». (Римлянам 10:17)

Вы должны верить

Евреям 11:6

Вы должны верить и иметь веру в Бога, потому что «без веры невозможно угодить Ему: ибо тот, кто приходит к Богу, должен верить, что Он есть и что Он воздает ищущим Его». (Евреям 11:6) Но для спасения недостаточно ни одной веры, ни одной веры. (Иакова 2:19; Иакова 2:24; Матфея 7:21)

Вы должны покаяться

Деяния 3:19

Вы должны покаяться в своих грехах. (Деяния 3:19) Но одного покаяния недостаточно. Так называемая «молитва грешника», о которой вы так много слышите сегодня от проповедников деноминаций, нигде в Библии не встречается. Действительно, нигде в Библии никому не было сказано молиться «Молитвой грешника», чтобы спастись. Напротив, есть множество примеров, показывающих, что одна только молитва не спасает. Савл, например, молился после встречи с Иисусом по дороге в Дамаск (Деяния 9:11), но Савл все еще был в своих грехах, когда Анания встретил его три дня спустя (Деяния 22:16). Корнилий всегда молился Богу, и все же ему нужно было сделать еще кое-что, чтобы спастись (Деяния 10:2, 6, 33, 48). Если одна молитва не спасла Савла или Корнилия, одна молитва не спасет вас. Вы должны повиноваться Евангелию. (2 Фес. 1:8).

Вы должны признаться

Римлянам 10:9

Вы должны исповедовать, что Иисус Христос есть Сын Божий. (Римлянам 10:9-10) Обратите внимание, что вам НЕ нужно делать Иисуса «Господом вашей жизни». Почему? Потому что Иисус уже является Господом вашей жизни, независимо от того, послушались ли вы его Евангелия или нет. Действительно, мы подчиняемся ему не для того, чтобы сделать его Господом, а потому, что он уже является Господом. (Деяния 2:36). Кроме того, в Библии никому не было сказано просто «принять Иисуса как своего личного спасителя». Мы должны исповедовать, что Иисус есть Сын Божий, но, как и в случае с верой и покаянием, одно только исповедание не спасает. (Матфея 7:21)

Вы должны креститься

Деяния 2:38

Поверив, покаявшись и исповедав, что Иисус есть Сын Божий, вы должны креститься для отпущения своих грехов. (Деяния 2:38) Именно в этот момент (а не раньше) ваши грехи прощаются. (Деяния 22:16) Невозможно проповедовать Евангелие Иисуса Христа, не уча абсолютной необходимости крещения для спасения. (Деяния 8:35-36; Римлянам 6:3-4; 1 Петра 3:21). Любой, кто отвечает на вопрос в Деяниях 2:37 ответом, противоречащим Деяниям 2:38, НЕ проповедует Евангелие Иисуса Христа!

Вы должны быть верны до смерти

Откровение 2:10

Как только вы спасены, Бог добавляет вас в Свою церковь и записывает ваше имя в Книгу Жизни. (Деяния 2:47; Филиппийцам 4:3). Чтобы оставаться в Божьей благодати, вы должны продолжать верно служить Богу до самой смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *