Крещение Киевской Руси означало приход на эти территории европейской цивилизации – историк
28 июля в Украине традиционно отмечают день Крещения Украины-Руси, отдавая дань князю Владимиру Святославичу, который в 988 году инициировал крещение своих подчиненных и своего государства. Начинал Владимир свою политическую, военную и государственную деятельность как предводитель отряда норманнов, а закончил ее как прославленный правитель мощного государства, которое стало частью европейской христианской цивилизации. Историк Вадим Аристов рассказывает Радіо Свобода о князе Владимире, почему его назвали Великим и о значении Крещения Украины-Руси для Восточной Европы.
– О князе Владимире можно узнать по ряду источников различного происхождения. Часть из этих источников византийского и русского (эпохи Киевской Руси и более позднего периода) происхождения, рассказывают о его военных походах, инициированном им крещении, династическом браке с византийской принцессой Анной и тому подобное. В центре внимания этих произведений есть сообщения о походе Владимира на византийский Херсонес в Крыму и его решение принять крещение.
Другая группа источников имеет немецкое происхождение, тексты написаны на латыни и изображают образ князя Владимира Святославича во второй половине его жизни, то есть после крещения. Вы не найдете здесь ни рассказов о первых годах его правления, ни подробностей о его военной победе. Наоборот: здесь князь предстает именно как Владимир Великий, глава государства, человек, который себя сделал сам, как говорится. В этих документах Владимир предстает как успешный правитель Киевской Руси и фактический владыка большого города – Киева.
– А каким видели князя Владимира «документалисты» самой Руси-Украины, где он княжил?
– О Владимире Святославиче можно прочитать в «Повести временных лет», это первая русская хроника. По тексту хроники, жизни Владимира разделено на две части: первая часть Владимировой жизни – это языческий период, вторая – христианская.
Создается впечатление, будто все военные походы Владимир совершил в языческий период своей жизни, демонстрируя при этом большую жестокость и воинственность. Интерьер Свято-Софийского собора. Киев, 7 января 2019 годаА стоило князю креститься – и все изменилось: он женился на принцессе Анне, демонстрировал миролюбие, а если приходилось воевать, то приказывал армии только обороняться от кочевников и язычников.
Но в исторической науке описание такой «двойной» жизни Владимира считают искусственным. Думаю, жизнь Владимира Святославича на самом деле типична для варварских вождей или правителей того периода: они принимали христианскую веру, за ними крестилось их окружение, дальше их подданные. И христианство таким образом расходилось по всей территории или по стране, которую эти правители контролировали.
– Можно ли утверждать, что в тот период крещение было делом престижа?
– Да, это был вопрос личного престижа: приняв крещение, князь, так сказать, «получил доступ» на равных к руководству Византии и европейских государств. Это позволило Владимиру Святославичу жениться на византийской принцессе Анне, сестре императора Константина, который имел огромное влияние на христианский мир – о таком династическом браке мечтали десятки видных политиков и власть имущих.
Одно из древнейших изображений трезубца с археологических раскопок Десятинной церкви в Киеве– Какую роль сыграла для государства инициатива Владимира Святославича приобщить Киевскую Русь к христианству?
– Крещение князя Владимира, а затем его подданных и его государства ознаменовало приход на эти территории европейской цивилизации. Для князя и других чиновников крещение, переход в христианство означало ориентацию на политические и культурные традиции и «тренды» того времени, связанные с Византией. Крещение – это не только новая вера или новая религия. Это несколько шире: например, это архитектура, так как надо было христианские храмы, церкви строить. Так, современные исследования подтверждают, что князь Владимир Великий был заказчиком, инициатором построения главного храма древнерусского государства – собора Святой Софии в Киеве.
Собор Святой Софии Киевской– Что побудило князя Владимира Святославича принять христианство и окрестить Русь-Украину?
– Крещение открыло перед князем и политической элитой Киевской Руси возможности для так называемой «брачной дипломатии». То есть можно было заключать браки с представителями или представительницами властных семей Европы. Я бы сказал так: крещение превратило варварскую перед тем страну «на краю Европы» на пост-варварскую, цивилизованную страну. И, кстати, мы продолжаем жить в этой цивилизации более тысячи лет, поэтому недаром князя назвали Владимиром Великим.
И если для первого поколения русских князей-христиан сама по себе религия значила не так уж и много, то для их детей, внуков и правнуков, крещенных в детстве, религия имела значение.
А первые князья-христиане мне чем-то напоминают наших современников: для них престижно прийти в церковь на Пасху с «самой большой паской», построить часовню, а то и целый собор, в «своем» селе или на территории своей усадьбы.
Радіо Свобода
Оригинал публикации – на сайте Радіо Свобода
Силой ли крестили Киевскую Русь?
Годовщина Крещения вызывает сегодня особое внимание и становится чувствительным раздражителем: у нас отобрали Крым с мотивом, «потому что там крестился Киевский князь». К нам с насильственными кровавыми объятиями ломится сосед, потому что ему дорог князь Владимир и наша колыбель.
Но с другой стороны, это повод попытаться заглянуть в события тысячелетней давности. Как оно было на берегу Днепра? Было ли крещение насильственным, как говорят? Если да, то какой исторический и богословский смысл в крещении этой страны?
ДОСТОВЕРНЫХ ИСТОЧНИКОВ О НАСИЛЬСТВЕННОМ КРЕЩЕНИИ НЕ ЦІСНУЄ
Константин Холодов, священник УПЦ КП, основатель украинского капелланства:
-Я знаю, что нескольких достоверных исторических источников о насильственном крещении Киевской Руси не существует. Подумайте, где такое количество очевидцев, которое скажет, что это было именно так. Впрочем, есть летописи, которые утверждают, что князь Владимир рассылал по городу священников, которые должны были готовить киевлян к крещению и рассказывать им основы веры.
Фото: FBИсторические источники пишут, что в Германию, Голландию христианство приходило почти насильственным способом. Я же думаю, что у нас оно не было насильственным, потому что христианство было верой элиты. Сначала крестилась знать. А тогда быть вне элиты и жить в этом государстве было невозможно. Вспомните, что решило вече: «Если бы новая вера была хуже старой, то князь бы ее не принял».
Киевская Русь приняла крещение не одномоментно, до этого было крещение Аскольда, княгини Ольги. И дальше уже князь Владимир. Результатом стало то, что Украина-Русь вошла в Церковь, в этом главная Божья правда и Божья милость. И мы присоединились к семье христианских народов. Я считаю, что праздник Крещения Руси должен быть определен, как государственный праздник.
НЕОДНОЗНЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КНЯЗЯ ВСЕ ЖЕ БЫЛИ БЛАГОМ
Сергей Бережной, священник УПЦ МП:
-Этот исторический сюжет кажется мне очень трогательным. В нем и крещение самого князя и его ближнего круга, и свержение языческих богов (которое, наверное, для многих язычников было тяжелым) и подготовительная работа для крещения горожан. Думаю, что крещение было принудительным. Потому что когда это было распоряжение князя, то его трудно было не послушаться. Да и князь Владимир, хоть и имел христианское сознание, впрочем, мыслил пока еще языческими жесткими политическими диктатурными методами.
Но в этом был Промысел. Определение «Промысел Божий — неустанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру помогает, а возникающее из-за отдаления от добра зло пресекает или исправляет и направляет к добрым последствиям».
Действия князя (крещение Руси), которые воспринимались людьми неоднозначно, хотя и упоминаются в исторических сводках о великой радости, стали благом.
Бог до последнего удара сердца человеческого заботиться о нас, направляя нас и наши решения к благу.
Благо от Крещения Руси князем Владимиром огромное. Это не только христианский выбор, но и европейский выбор, желание, чтобы его наследники и народ Киевской Руси жили и развивались в цивилизованном мире.
ЭТО БЫЛО ВРЕМЯ, КОГДА НОРМОЙ БЫЛО ПРИНУЖДЕНИЕ
Кирилл Говорун, архимандрит, богослов:
-Нужно помнить, в какую эпоху была крещена Русь. Это была эпоха Средневековья, когда абсолютной нормой обращения в любую религию что на востоке, что на западе было принуждение.
Это отличает Средневековье от апостольской эпохи, когда вера была личным решением человека. Владимир не был исключением для своего времени. Он поступал таким же образом, что и все правители в тот период.
КОГДА МЫ ПРЕВРАТИМСЯ ИЗ ВЛАДИМИРА В ВАСИЛИЯ, ИЗ САВЛА В ПАВЛА?
Михаил Димид, доктор богословия, Украинская Греко-Католическая Церковь:
-Я не верю, что после тысячи лет существования христианства не было миссионеров, которые бы не походили по Киевской Руси. И я не верю, что людей крестили без минимальных знаний и подготовки. Я думаю, что была акция созыва народа, но так же я думаю, что перед тем была миссия (имеется в виду, миссионерская работа). Следовательно, людям должны были представить, как это должно быть, что такое сокрушенное сердце. Таинство не является важным, если оно совершено насильно против воли человека. Тогда таинство остается магическим внешним действием, но нет внутреннего благословения. И это важно. С другой стороны, и в то время и позже было известно латинское изречение: «Религия правителя — религия населения» или «Кого владение, того и религия».
Михаил ДимидИ это в средневековье было нормальным, это не воспринималось как насилие: следить за прославлением Бога так, как это делает успешный правитель. И, наконец, третье. Если бы христианство насаждалось силой, то оно бы не смогло принести плоды. А плоды были, потому что на тогдашнюю Киевскую Русь потекли реки благодати. И далее Киевская церковь стала матерью многих церквей, которые существуют не только в Украине, России или Беларуси.
Комментарий о загнанном в Днепр народе не кажется мне достоверным.
Этот праздник меня всегда приводит к вопросу, а каково влияние христианства на народы, которые были христианизированы в результате крещения? С одной стороны, есть христианская риторика, есть архитектура христианская, но в ежедневной жизни и элита, и народ действуют согласно варварским законам.
Мой вопрос к себе или народу таков: когда мы превратимся из Владимира в Василия (Василий имя князя Владимира в крещении), из Савла в Павла? Когда сможем поверить, что Бог есть Бог, и достаточно верить в него, чтобы осуществить свои самые лучшие мечты? А для этого надо оставить старые средства, старые методы варварской страны, в которой око было за око зуб за зуб. В этом символизм этого праздника. Преодолевать в себе ежедневно варвара.
Лана Самохвалова, Киев
Память о Крещении Киевской Руси
Святой благоверный князь Владимир, Креститель Руси
Мои глубочайшие извинения за то, что это воспоминание приходит довольно поздно, но важно отметить крещение великого князя св.
позже предоставит убежище тем англичанам, которые бежали от разрушительного вторжения Вильгельма Бастарда. Долг чести, который мы, православные, перед великим князем св. Владимиром почти так же велик, как и перед святыми отцами нашими среди святых свв. Кирилл и Мефодий.Эта история знакома русским, но, возможно, не очень американцам или британцам. Рассказывают, что св.Владимир, поняв, что языческие боги его предков не могут принести единства его народу, жаждавшему истин, провозглашаемых великими авраамическими религиями, отправил послов в страны, следующие за каждой из них: исламскую Болгарию, иудейскую Хазарию. , романистская Германия и православная Византия. Ислам Владимир отверг из-за его строгости и суровости, чувствуя, что в их вере нет радости, и особенно отвергая исламские табу на употребление алкоголя и употребление в пищу свинины. На иудаизм Владимир тоже смотрел косо из-за его ограничений в питании, а также из-за утраты Иерусалимского Храма. Владимир также слышал доклады своих посланников в Германии, которые находили ее храмы слишком строгими и слишком безжизненными.
С. Во время своего обращения Владимир претерпел великую трансформацию духа и характера. Если раньше он был жестоким, своенравным и вел развратную жизнь в окружении восьмисот наложниц, то позже он отослал их всех и женился на греческой христианской принцессе Византии Анне, которой оставался верным до конца своей земной жизни. Он разрушил изваяния языческих богов, воздвигнутые им ранее в своей жизни, в том числе статую Перуна, которую он воздвиг в Киеве, и воздвиг на их месте великие монастыри и церкви. В своем первоначальном импульсивном рвении к исправлению себя («но так красиво импульсивно!» — восклицал в одном из писем славянофил-философ Иван Киреевский) он первоначально стремился простить и освободить всех преступников, которых он арестовал и посадил, но сама Церковь не позволять ему этого делать, заботясь о сохранении государства и его обязанностей и четко отделяя их от своих собственных духовных обязанностей внутри Церкви.
Всякий раз, когда св. Владимир устраивал пир, он велел брать пищу и раздавать бедным и больным, где бы он ни находился. Но то преображение, которое произвел в себе св. Владимир, видно и в христианском государстве, которое он основал в Киеве: государстве, отменившем смертную казнь, не терпящем пыток и увечий и установившем одно из первая и самая обширная система социального обеспечения средневековья.Невероятно прискорбно, что праздник св. Владимира должен был пройти к этому году, когда земли, которыми он правил, так жестоко разделились друг от друга в братоубийственной междоусобице, которая разделяет наследников Православия в Киеве и остальной Украине от своих братьев в Москве, Новгороде и во всех других землях, управляемых этим святым и благоверным князем. Эта распря не совсем от них самих, но ради блаженного Владимира, который не хотел бы ее иначе, должна разрешиться мирно и без взаимных упреков.
Святой князь Владимир, который ради своего народа пошел по стопам святого апостола Павла и отложил мирские сокровища в погоне за той единой драгоценной жемчужиной христианской истины, ходатайствуй о нас, грешных, перед Господом нашим Иисусом Христом.
(И, пожалуйста, прости особенно этого грешника за то, что он поздно вспомнил о тебе!)В Зарванице отмечают 1030-летие Крещения Киевской Руси
Фото с сайта President.gov.uaНа Всеукраинском паломничестве в Зарванице Президент Петр Порошенко выступил с речью, посвященной празднованию 1030-летия крещения Киевской Руси.
Вот речь целиком:
«Как древни и сильны наши корни! В эти дни мы начинаем отмечать 1030-летие крещения Киевской Руси, а история нашей государственности восходит к дохристианским временам. Приближается праздник, хорошо знакомый большинству украинских христиан. Мы все принадлежим к единому Владимировскому крещению Киева. Мы принадлежим к уникальной киевской христианской традиции, и Господь дал нам одну-единственную Украину. Величие этой страны, находящейся на киевских холмах, предвидел еще апостол Андрей Первозванный.
Особое место в истории Украины занимает Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ).
Вы, Ваше Святейшество, правильно сказали о великом митрополите Шептицком как об этнархе украинского народа, как об отце украинской нации, дух, помыслы, молитвы которого выходили далеко за пределы того исторического периода, в котором он служил Бог и люди.
Преемник митрополита Шептицкого Иосиф Слипый, родившийся в этих странах, объединил украинскую диаспору и превратил ее в мощный фактор на пути Украины к независимости. В детстве, когда он болел, мать возила ребенка в Зарваницу и долго молилась. Затем произошло чудо, и будущий Патриарх исцелился.
Хочу поблагодарить кардинала Любомира Гузара. Мы все помним его как великого авторитета и учителя.
Особая благодарность всем вам за большой волонтерский труд, за помощь, которую вы оказываете Вооруженным Силам Украины. Как Верховный Главнокомандующий, я хочу поблагодарить как украинских военных и военных капелланов, так и матерей и жен погибших, которые вместе молились сегодня. Я хочу поддержать людей, которые остаются на оккупированных территориях, и иммигрантов. На передовой вместе с военными находятся священники-капелланы, которые оказывают духовную поддержку нашим героическим воинам, молятся за нашу победу и мир на нашей родной земле.
Ежегодно в Зарваницу едут десятки тысяч верующих УГКЦ. Они ходят день, два, неделю пешком, под дождем, чтобы вместе помолиться. Зарваница – одно из самых известных святых мест в Европе, в мире, открытом для собрания других церквей, то есть братского духа христианского единства. И мне, православному украинцу, здесь среди вас очень уютно.
Почему? Потому что мы молимся о мире. Мы молимся за Украину, и я уверен и убежден, что Господь услышит нашу молитву.
С первых же дней своего президентства я поставил цель добиться предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви от Константинопольской Матери-Церкви. С тех пор эта тема постоянно не только в поле моего зрения, но и в центре внимания. В течение нескольких лет продолжалась напряженная работа, невидимая для окружающих. Встречи и переписка со Вселенским Патриархом, обсуждение темы с лидерами православных стран и глав церквей.
В ответ на мое обращение, которое поддержала Верховная Рада Украины, благодарю за это народных депутатов, что поддержали облсоветы, в том числе Тернопольский облсовет, райсоветы, что поддержали все украинские церкви, и наконец, мы услышали ряд положительных сообщений. Дело в том, что присоединение Киевской митрополии к Московской церкви, произошедшее в XVII веке, было осуществлено вопреки канонам. Дело в том, что право предоставления автокефалии принадлежит исключительно Вселенскому патриарху и Синоду. То, что Константинопольская церковь является церковью-матерью для украинских православных, а Москва, претендующая на «материнство», фактически является дочерью по отношению к Киевской церкви, а главное, что при возникновении независимого государства естественное следствие возникновения государства является создание самостоятельной православной церкви.
Итак, уважаемая почтенная община, автокефалия — не единственная беда украинских православных. Это вопрос нашей украинской независимости. Это один из столпов украинского государства, украинской нации, украинской национальной безопасности и, в конце концов, всей мировой геополитики.
Вот почему Москва и ее пятая колонна внутри Украины так ненасытны, и даже некоторые политики, считающиеся проукраински настроенными, позволяют себе транслировать сигналы извне, которым, мол, не стоит спешить с предоставлением автокефалии .
Ситуация непростая. Противодействия большие и системные. Нет оснований полагать, что томос у нас в кармане, но у нас есть две вещи, которые мы должны получить: верить и бороться. Когда мы молимся, давайте не переставать работать, сказал однажды епископ Любомир. Потому что без нашей работы ничего не будет, ничего не произойдет само собой.
Говорят, нельзя остановить идею, время которой пришло. Идея автокефалии в Украине сейчас именно такая идея. К томосу нас воспитывает сама логика исторического процесса, логика развития украинской нации, логика развития украинского государства.
Еще раз хочу подчеркнуть, что речь не идет о создании государственной церкви. Церкви были и будут независимы от государства, как это предусмотрено конституцией.
Я твердо стою за независимость церкви в Украине от государства, но особенно от иностранного государства. Вот что я вам говорю. Я написал об этом понтификам. На днях госсекретарь Ватикана сообщил мне, что Папа Франциск с удовлетворением отмечает, что власти в Украине гарантируют полное соблюдение свободы вероисповедания для верующих всех конфессий.
Дорогие украинцы! Мы наследники Киевской Руси-Украины.