Кто покрестил русь: Крещение Руси и Единое древнерусское государство. История России

Крещение Руси — где и когда князь Владимир Великий крестил киевлян — Эксклюзив ТСН — tsn.ua

Ежегодно 28 июля в Украине отмечают День крещения Киевской Руси. В этом году состоялось празднование 1033-летия этого события. Однако, достоверных данных не только о дате, но и о точном год проведения этого массового обряда нет.

Об этом говорится в сюжете ТСН.19: 30.

О крещении Киевской Руси князем Владимиром существуют только два письменных упоминания, которые встречаются в источниках 12-го века. То есть написано об этом событии было только через полтора века, когда на Руси распространилась письменность.

Нынешние историки определяют время, когда было проведено этот обряд, в промежутке между двух дат — после похода Владимира Великого на Византию и до начала строительства Десятинной церкви — первого каменного христианского храма на Руси.

Дата для празднования была выбрана символическая, почти полтора века назад.

«В 1888 году в Российской империи праздновали 900-летие крещения Руси и основные мероприятия пришлись на день смерти Владимира — 15 июля (по старому стилю — ТСН). Тогда была избрана такая символическая дата, потому что другой даты не было, к которой можно было бы привязать эти празднования «, — пояснил историк Вадим Аристов.

Также существуют различные взгляды на то, где именно произошло массовое крещение киевлян. В двух древних текстах упоминаются две реки — собственно Днепр и его правый приток Почайна. Меньше противоречий вызывает версия, что действо произошло в месте, где Почайна впадала в Днепр — в районе современной Почтовой площади, где в древнем Киеве была гавань.

«Очевидно, что нужен был удобный берег. Чтобы могли люди зайти в воду. Чтобы не было стремительного течения, чтобы не было какого-то обрыва… «- предполагает владыка Евстратий, представитель Киевской митрополии ПЦУ.

Таким образом один из самых известных памятников Киева, установленный в средине 19-го века, монумент Владимира Крестителя Руси, на самом деле никак не связан с местом, где происходило крещение. В первоисточниках нет также упоминаний о личности митрополита, стоявшего рядом с князем.

«В позднем средневековье или даже в ранее модерное время появляется легендарная фигура митрополита, имя которого точно неизвестно, было несколько вариантов. Но это уже книжная церковная легенда. Очень поздняя «, — прокомментировал историк.

Также читайте

Известно, что к новой религии киевляне отнеслись настороженно и не воспринимали ее с большой радостью. Явиться на массовое крещение побудила угроза Владимира Великого считать своими личными врагами тех киевлян, которые не охрестяться.

Вероятнее всего, что показательное прощание с язычеством — уничтожение идола бога Перуна — происходило не в день крещения, а раньше. Как известно, идола привязали к конскому хвосту и затащили в реку.

Сам обряд не занимал много времени — население Киева в конце 10-го века достигало максимум тысячи человек. То есть все крещенные в тот день теперь могли бы поместиться на пешеходном мосту. К тому же в то время христианство уже приняли некоторые киевляне — Владимир крестил своих сыновей, была крещеной его бабушка, княгиня Ольга. Сам же правитель Киевской Руси и его дружинниками, очевидно, приняли крещение еще в Византии.

Единственное, в чем исследователи не сомневаются, что князь не заставлял киевлян мерзнуть в холодной воде, поэтому массовый обряд, вероятно, происходил все таки летом.

Крещение Руси — Волгоградский областной краеведческий музей

Музей онлайн, Новости

28 июля в России по православному церковному календарю празднуют День крещения Руси. В этот же день (по старому стилю — 15 июля) — поминают равноапостольного князя Владимира (960-1015).

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. Он был язычником, любил военные походы, гулянья и пиры. Русь, в те годы под началом князя Владимира, была успешной в военном отношении страной, но европейские государства, окружавшие ее, были менее сильными, но более просвещенными государствами. Все чаще на территории Руси стали появляться проповедники истинной веры, и первые русские мученики за Христа, обличавшие служение идолам.


Как повествуют летописи о «выборе вер» («испытании вер»), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Вернувшись в Киев, они передавали князю все, что видели. Византия произвела на послов особенно сильное впечатление. Великолепные храмы с иконами, нарядным духовенством, и красивыми обрядами показались им действительным местом общения с Богом. Так князь остановился на греческом варианте православия.

Однако Владимир не сразу принял христианство.Предание гласит, что в 983 году, после удачного военного похода, Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Было решено выбрать ее при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, будучи христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Тогда обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые христианские мученики на Руси, память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (12 по старому стилю) июля.

В 988 году он захватил Корсунь (Севастополь) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Массовое крещение произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Так князь Владимир, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко, крестил Русь.

Текст: научный сотрудник И.Н. Бурцева.

Крещение Владимира I — WikiSummaries

  • Последнее обновление 11 ноября 2022 г.

Когда киевский князь Владимир через крещение обратился в православие, он связал культурную, экономическую и политическую судьбу Руси с византийским миром.

Краткое изложение события

В 1988 году Русская Православная ЦерковьПравославная Церковь в России отметила тысячелетие со дня своего основания. Ранние источники сообщают, что Владимир, великий князь Киевской Руси, был крещен восточным христианином в 9 г.88, а затем заставил своих подданных креститься в Днепре. Безусловно, христианство проникло в русское общество гораздо раньше. Русские церковники настаивают на том, что святой Андрей посетил Россию в первом веке, и это событие используется летописцами, чтобы показать апостольское происхождение русского православия. В действительности он, вероятно, никогда не забирался дальше Крыма.[kw]Крещение Владимира I (988 г.)[kw]Владимир I, Крещение (988 г.)Владимира IХристианство;Киевская РусьКиевская Русь;ХристианствоРоссия;988: Крещение Владимира I[1340 ]Правительство и политика;988: Крещение Владимира I[1340]Религия;988: Крещение Владимира I[1340]Владимир IАнна, княгиня Византийской империиВасилий II (958-1025)ИгорьОльга, святительСвятослав I

Христианская церковь св. Илии существовала в Киеве во времена В правление Игоря Игорь и члены его военной свиты были христианами, когда Русь подписала договор с Константинополем в 945 году. Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, святая, бабушка Владимира, даже была крещена христианкой в ​​византийской столице десять лет спустя, хотя языческая вера оставалась религией ее Киевского государства. Было известно, что ряд купцов в Киеве также были христианами, но христианство получило официальный статус только при Владимире.

Родившийся в Киеве около 956 года, Владимир был сыном Малуши (Малфрида), бывшей домработницы его бабушки Ольги, и Святослава ISСвятослава I, великого князя Киевской Руси. Когда последний умер в 972 г., между сыновьями — Ярополком, Олегом и Владимиром — вспыхнули междоусобицы за престолонаследие великокняжеского престола. С войсками викингов появился Владимир и как великий князь заключил новый союз Новгорода и Киева. Для поддержания этой империи требовались общие религиозные узы.

В начале своего царствования Владимир подумывал о принятии нового языческого культа, чтобы объединить царство, связать подвластных и правителей. Он уже создал языческий пантеон богов, используя региональные культы в сочетании с государственным культом Перуна, бога грома и молнии. Он пришел к выводу, что языческий культ может иметь ограниченное применение в международных делах и что современная религия лучше всего способствует территориальной экспансии. Русы были окружены приверженцами новых религий: хазарыхазары приняли иудаизм в 9 в., волжские булгары в начале 10 в. избрали ислам, среди поляков, венгров и других восточноевропейцев распространялось латинское христианство.

Летописцы рассказывают известную историю о посланниках, посланных исследовать различные религии, и о дискуссиях великого князя с каждым из них. Несомненно, есть доля правды в отвращении князя к воздержанию от питья и практике обрезания среди иудеев и мусульман, а также в его особом влечении красоты византийской литургии к красоте римской и его неприязни к исламской литургии. мечети. Тем не менее, кажется, что решающим фактором было установление тесных политических и экономических связей Киева с Константинополем, а также сильное опасение подчинения центральной власти Рима.

Религия;Киевская РусьКиевская Русь;религия

Первые правители России (слева вверху справа внизу): Владимир I, Рюрик, Дмитрий Донской, Михаил Романов, Алексей, Иван Великий, Иван Грозный, Федор III, Ярослав Справедливый.

(Ф. Р. Ниглуч)

Был еще один фактор. В январе 988 года Владимир послал телохранителей из шести тысяч воинов-варягов на помощь императору Василию IIВасилию II подавить восстание в его империи. Эта сила была источником знаменитой Варяжской гвардииВаряжская гвардия в Константинополе. Однако, когда Василий колебался в своем обещании отправить свою сестру замуж за Владимира, разгневанный великий князь напал на византийский порт Херсонес (Херсон) в Крыму. Император смилостивился и отправил свою сестру Анну, принцессу Византийской империи, замуж за Владимира в Херсонес с условием, что он станет христианином. Брак как политический инструмент; Византийская империя. за формальное обращение Владимира в христианство в том же году в Херсонесе. Вернувшись в столицу, Владимир приказал протащить статую Перуна по главной улице Киева и бросить через водопад в реку Днепр.

Население было повелено к реке для собственного крещения, и такое же повеление было послано во все города Киевского царства.

Решение Владимира о православной вере означало принятие целой культуры, насыщенной художественной традицией иконописи, архитектуры византийского стиля, монашества, религиозного образования, правовых принципов и других моделей мышления. Стоит отметить, что в наследии Византийской империи отсутствовала одна черта, а именно интерес к теологическим спекуляциям. Некоторые современные авторитеты утверждают, что Владимир и Киевская Русь были настолько очарованы красотой православия, что изменение доктринальных формулировок считалось вмешательством в совершенство. Другой современный анализ утверждает, что русские на самом деле были не столько обращены в христианство, сколько наложили неглубокий лоск христианства на языческую основу.

Вопрос о том, насколько сам Владимир изменился в результате обращения в религию, остается спорным. Летописцы часто упоминают о его еженедельных пирах, на которых он приглашал свою свиту и других отобедать при дворе, а слуги раздавали еду беднякам на улицах. Обратите внимание также на его вновь обретенное отвращение к смертной казни и прекращение его гарема. Он продолжал проявлять мало сдержанности в войне, позволяя своим солдатам грабить по своему желанию, хотя это было обычным обычаем того времени.

Некоторые западные элементы присутствуют в религиозной политике Владимира, например, введение им десятины для поддержки его планов строительства собора. Владимир дал Церкви широкую хартию иммунитета от гражданского права и разрешил собственной юрисдикции Церкви включать не только нравственные и богослужебные дела, но и семейные споры и наследства. Такие вопросы больше соответствовали западной, чем греческой практике.

xlink:href=»Киевская_Русь.tif»

alt-version=»no»

position=»float»

xlink:type=»simple»/>

Русские церковники восприняли две центральные черты византийских традиций: сакраментальный и мистический элемент христианства, который лучше всего выражается в почитании икон; и платонический идеал, который подчеркивал Дух как реальность. Это последнее было проиллюстрировано силой монашества в России. В обеих традициях литургия приобрела большое значение с ее иконами, песнопениями и общим духом не от мира сего. Подобно византийскому кесарю, Владимир также взял на себя роль церковного лидера в Киевской Руси.

Византийские традиции иногда смешивались с русскими языческими традициями, в том числе Культом Матери-Земли: Параскевы, когда почитались посевы, реки и леса, когда человек терялся в природе. Эти традиции включали русолки, или истории о женских духах, и склонность к поклонению предкам, проявляющуюся в постоянном использовании отчества. Остались и другие языческие обычаи, такие как битье ладошками, украшение пасхальных яиц и культ Деда Мороза. Подобное смешение христианских и языческих практик имело место и в ранней Римской церкви. Язычество; Киевская Русь

Значение

Русские опровергают выдвигаемые иногда на Западе обвинения в том, что они не были обращены в христианство до Владимира, потому что были слишком дикими, варварскими и неграмотными. Факты свидетельствуют о существовании в Смоленске письменности гораздо более раннего периода. Ученые также обратили внимание на сложный торговый договор между русами и византийцами в 907 году, который, должно быть, содержал сложные формулировки. Дохристианские художественные традиции сохранялись даже в эпоху Андрея Рублева в начале XV века. Объемные светские граффити и деловые дискуссии на стенах храмов Святой Софии в Киеве и в Новгороде начала XI века свидетельствуют о том, что общество того времени не было бесхитростно в этом жанре. Одним словом, решение Владимира стать христианином не положило начало русской цивилизации.

Дополнительная литература
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Cross, Samuel Hazard and Olgerd P. Sherbowitz-Wetzor, eds. и транс. Русская Первая Летопись . Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки, 1953. Содержит Лаврентьевскую летопись, основную летопись эпохи Владимира.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Дьюкс, Пол. История России: Средневековье, Новое, Новое время, около 882-1996 . 3-е изд. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка, 1998. Часть 1 этого исторического исследования представляет средневековую Россию и строительство, а затем разрушение Киева (882-1240). Обширная библиография и указатель.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Федотов, Георгий П. Русское религиозное мышление: киевское христианство . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1946. Классическое исследование исторических корней русского православия и его отношений с государством, сделанное писателем, сочетающим ученость с прекрасной прозой.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Феннелл, Джон. История Русской Церкви до 1448 года . New York: Longman, 1995. В этой последней работе уважаемого средневекового ученого подчеркивается степень христианства в Киевской Руси как контекст обращения Владимира.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Франклин, Саймон и Джонатан Шепард. Возникновение Руси: 750-1200 . Нью-Йорк: Longman, 1996. В этой книге исследуется средневековое происхождение и развитие славянских народов Восточной Европы с акцентом на скандинавское, византийское и варварское влияние. Включает важную главу о периоде с 960 по 1015 год и роли Владимира в расширении и укреплении структуры власти в Киеве. Карты, обширная библиография, список генеалогий и отличный указатель.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Греков Б. А. «Княжение князя Владимира Святославича». В г. Киевская Русь г. . М.: Иностранные языки, 1959. Наиболее известная работа советского ученого о киевской эпохе русской истории. В нем он утверждает, что язычество уступило христианству, потому что первое было племенной религией, тогда как последнее было по существу ориентировано на класс.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Грюнвальд, Константин Де. «Святой Владимир». В Святых России . Нью-Йорк: Macmillan, 1960. Краткий, интеллектуальный отчет о жизни Владимира с использованием многих скандинавских источников, в котором подчеркивается связь Владимира со Скандинавией. Утверждается, что обращение киевлян произошло в 990 году.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Лобачев, Валерий и Владимир Превоторов. Тысячелетие русского христианства . М.: Новости-пресс, 1988. Краткий обзор советской точки зрения на вопрос о русском христианстве.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Корпела, Юкка. Князь, святой и апостол: князь Владимир Святославич Киевский, его посмертная жизнь и религиозная легитимация русской великой державы . Висбаден, Германия: Harrassowitz, 2001. В этом гениальном исследовании рассматривается, как Владимира описывали и представляли в России после его смерти. В нем рассматривается, как фигура Владимира в религиозном дискурсе использовалась для поддержки и даже легитимации нескольких правителей России, особенно Ивана Грозного.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Поспеловский Димитрий Васильевич Православная Церковь в истории России . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 1998. Включает отдельные главы, посвященные событиям, приведшим к обращению, самому обращению и его политическим последствиям.
  • citation-type=»booksimple» xlink:type=»simple»>Вернадский, Георгий. Киевская Русь . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1948. Стандартный отчет об обращении Владимира, сделанный уважаемым ученым, чьи рассуждения о великом князе до сих пор не оспаривались.

Категории: Содержание истории

Ошибка

From Academic Kids

Запрошенный заголовок страницы недействителен, пуст или неправильно связанный межъязыковой или межвики-заголовок.

Вернуться на главную страницу.

Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
    • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
    • Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
  • История ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Возрождение ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
    • Сроки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
    • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
  • Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
    • Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
    • Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
    • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
    • Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
    • Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
    • Планеты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
  • Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
  • Сроки ( http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *