Самая офигительная нация: Ученые выяснили, какая нация самая лживая

Балкарцы — культура и религия народа, численность

Факты

Численность в РФ — 112924 человека

Основной регион — Кабардино-Балкарская Республика

Родной язык — карачаево-балкарский

Владение родным языком — .

Истоки — Кавказ

Содержание:

  1. Происхождение народа балкарцы
  2. Место проживания и численность балкарцев
  3. История балкарцев
  4. Язык балкарцев
  5. Религия и обычаи балкарцев
  6. Культура балкарцев
  7. Жилище балкарцев
  8. Внешность балкарцев
  9. Известные балкарцы

Балкарцы – тюркский народ, проживающий в основном в южной части Кабардино-Балкарской республики РФ.

Происхождение народа балкарцы

О происхождении названия «балкарец» лингвисты и этнологи спорят до сих пор. Бытует мнение, что оно произошло от русского слова «малкарцы» — жители ущелья Малкар.

По другой версии этноним связан со словом «булгарцы». Так назывался народ, населявший Волжскую Булгарию.

Что касается самих балкарцев, то, по версии этнологов, они появились, благодаря смешению местных кобанских племен с аланами и тюрками. Причем последние, по мнению некоторых историков, повлияли на балкарцев чисто культурно. Тюркский же компонент в этногенезе связан, скорее всего, с продвижением на Кавказ кыпчаков под давлением монголо-татар и Тимура.

Место проживания и численность балкарцев

Историческая родина этого народа – Балкария. Регион занимает ущелья и предгорья по долинам рек Малка, Баксан, Чегем и Черек. Согласно переписи населения 2010 года, в Кабардино-Балкарии живут 108 577 балкарцев. Общины есть в соседних Карачаево-Черкессии (418) и Ставрополье (883). Еще 666 человек живут в Москве.

Помимо России, представителей этого народа можно найти в Казахстане, Киргизии и Узбекистане (2 300, 1 900 и 800 соответственно).

Их потомки попали туда во время депортации 1944 года. Часть балкарцев покинула Россию в XIX веке в ходе мухаджирства в Турцию. Оттуда они расселились по Америке и Европе. В США сейчас живет 3-5 тысяч их потомков.

История балкарцев

Балкария как этнополитическая общность сформировалась в XIV-XV веках.

Контакты с русскими балкарцы начали налаживать в XVII веке. В 1628—1629 годах Русское Царство отправило в это место своих представителей на поиски серебряных месторождений. Русских послов тепло встретили, они торговали в Баксанском и Черкесском ущельях. Через несколько лет «горский князь» Айдаболов отправился с посольством кахетинского правителя в Москву, где пробыл год и получил много соболей от русского царя.

В 1827 году балкарцы попросили включить свои земли в состав России. К тому времени Балкария представляла собой союз нескольких независимых горских «обществ». Русские называли местных жителей «

горными татарами». После вхождения их земель в состав России балкарцы начали налаживать контакты с внешним миром, активно участвовать в жизни империи и служить в ее армии.

Не всех вдохновляло российское подданство. В 1822 году в состав России вошла Кабарда, а в 1825 году захватчики подавили восстание местных жителей. После этого началась миграция кавказцев в свободные мусульманские регионы и страны – Дагестан, Чечню, Турцию. Новая волна – еще более массовая – началась в 1860—1862 годах после захвата Россией Черкесии. Мухаджирство продолжалось до начала XX века. С 1900 до 1905 годы в Османскую империю переехало более 2 900 балкарцев.

В 1913 году в Черкесском ущелье вспыхнуло восстание балкарцев против продажи общественного леса возле Голубых озер промышленникам. Крестьянам запретили в него входить. Тех, кто нарушал запрет, избивали. Тогда около 2000 человек, вооруженных топорами, вилами и кольями, разгромили поместье местной знати, которая и являлась инициатором продажи. Зачинщиков восстания поймали. К счастью, Терское областное правление признало проданные лесные массивы общественными и выпустило арестованных на свободу.

В 1922 году была создана Кабардино-Балкарская республика, а уже в 1936-м она получила автономный статус. Территории, на которых преобладало балкарское население, выделили в отдельные районы: Черекский, Чегемский, Холам-Безенгиевский и Эльбрусский. В местных селах начали появляться радио, электричество и современная инфраструктура. Началась борьба с безграмотностью, на балкарском языке печатались книги и газета. В первые десятилетия советской власти в Нальчике появилось несколько научных и образовательных учреждений.

В Великой Отечественной войне приняли участие около 70 тысяч уроженцев республики. Более ста приняли бой в Брестской крепости. Всего на фронте погибло 40 тысяч местных жителей. В 1942-1943 годах регион находился в оккупации, нацистские захватчики смогли даже взобраться на Эльбрус. Но в январе 1943 года эти территории полностью освободили от немецких войск.

В 1944 году началось принудительное переселение балкарцев в Среднюю Азию. Около 40 тысяч человек оторвали от земли предков по обвинению в пособничестве нацистам. Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую. Вернуться на родину ее сынам разрешили лишь в 1957 году. Тогда же республике вернули ее старое название.

31 января 1991 года Верховный совет КБАССР принял Декларацию о суверенитете Кабардино-Балкарской Советской республики. В этом же году была учреждена должность президента. В 1992-м республика получила современное название, а в 1997-м – Конституцию.

Язык балкарцев

Балкарцы разговаривают на карачаево-балкарском языке. Также на нем говорят карачаевцы, которые называют его, соответственно, карачаевским. Русские до 1950-х называли его по-разному: горско-татарским, горско-тюркским, татарско-джагатайским.

Лингвисты выделяют два основных диалекта карачаево-балкарского языка – чокающий, в состав которого входят четыре говора, и цокающе-зокающий. Они отличаются друг от друга особенностями произношения общетюркских ч и дж. Литературный язык основан на чокающих диалектах.

Карачаево-балкарская письменность менялась несколько раз за свою историю.

Арабские буквы использовались местным населением еще с XVIII века. Правда, первую книгу на нем выпустил И. А. Акбаев лишь в 1910 году. В 1916-м он же по просьбе комиссии учителей духовных и светских школ Карачая создал букварь на основе арабского алфавита. Эта письменность использовалась до 1924-1925 годов, постоянно дополняясь.

В 1924 году у языка появился алфавит из латинских букв. Также постоянно меняясь, это написание использовалось до 1937-1938 годов. На это время пришелся пик борьбы с безграмотностью, открытие новых школ в Балкарии, а алфавит перешел на кириллистическую основу. Статус официального алфавит приобрел в 1937-1938 годах, когда его по очереди приняли балкарцы и карачаевцы. Он тоже постоянно редактировался. В 1990-е власти республики пытались ввести новый латинский алфавит, на нем даже начали выпускать газету.  Последние изменения Орфографическая комиссия по унификации карачаево-балкарского письменного языка приняла в 2012 году.

Сейчас этим языком владеют 305 364 человека в России и 310 730 в мире.

На него переведены Коран и Библия, выпускаются газеты и журналы, в том числе детские. Карачаево-балкарский язык является официальным языком в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках.

Религия и обычаи балкарцев

До принятия ислама балкарцы были язычниками. Об этом свидетельствуют найденные археологами священные камни. По мнению историков, самой влиятельной политеистической системой в этих краях было тенгрианство, которое местные племена переняли у тюркских предков. Даже сейчас, будучи суннитами, потомки этих племен по привычке могут апеллировать к Тенгри, как к Всевышнему. 

Другие их предки – аланы – по некоторым данным, были христианами уже с VII века. Это подтверждают найденные археологами руины храмов и христианские захоронения. А также русскоязычные документы, в которых есть упоминания о древних балкарских христианских книгах. Как и в случае с тенгрианством, следы веры предков иногда проскальзывают в речи балкарцев.

В частности, это касается названий месяцев и дней недели. В карачаево-балкарском языке они все еще носят имена христианских святых. Например, «Геюрге кюн» – вторник – носит имя святого Георгия, а «Никол» – июнь – имя святого Николая.

Христианство в Балкарии пришло в упадок после монголо-татарского нашествия. А в XVI веке под давлением Османской империи началась исламизация местного населения. В настоящее время большинство балкарцев считают себя суннитами школы Абу Ханифа. В Кабардино-Балкарской Республике действуют две большие мусульманские организации: Духовное Управление мусульман и Мусульманская община КБР.

Культура балкарцев

Духовная культура балкарцев, как и у многих кавказских народов, берет начало в героическом нартском эпосе. Кавказцы считали нартов своими предками, которые научились ездить на лошадях, ковать железо и изготавливать оружие.  Также в устном народном творчестве встречаются исторические и богатырские эпосы. Их исполняли поэты-жыршы.

Литература, основанная на творчестве отдельных местных авторов, начала формироваться еще до появления первого алфавита – во второй половине XIX века. Ее основоположником считается Кязим Мечиев. Свои произведения он записывал арабскими буквами. Мечиев учился в мусульманском университете в Безенге, много путешествовал по Востоку, совершал паломничество в Мекку, знал турецкий и персидский языки, и много времени уделял изучению мусульманской духовной литературы. Используя достояние балкарского фольклора и традиции восточных литератур, он создавал поэтические шедевры карачаево-балкарской литературы.

С древним нартским эпосом связана не только литература, но и национальная музыка балкарцев. Она состоит в основном из эпических песен и различных музыкальных наигрышей. Их исполняли на инструментах, многие из которых в современной Балкарии считаются утраченными. Например, кобузы – щипковые и смычковые струнные инструменты.  До нашего времени усилиями фольклорных коллективов дошел лишь двухструнный «къыл къобуз». Любопытно, что на многих инструментах могли играть только мужчины.

Помимо эпоса, балкарцев с другими народами Кавказа связывает национальная одежда. Она похожа на наряды соседних племен – черкесов, осетин, кабардинцев, но имеет некоторые отличия.

Мужской костюм состоит из кафтана с воротником и длинным подолом (бешмет) и узких штанов с вшитым между штанин ромбовым клином. В особых случаях поверх бешмета надевают белую, серую или черную черкеску из домотканого сукна. Главным головным убором является черная папаха. В случае дождя поверх папахи надевают башлык – суконный остроконечный капюшон, а тело заворачивают в бурку – безрукавный плащ из войлока. Последний вообще был универсальным предметом одежды – не промокал, грел в холод, охлаждал в жару и часто использовался как одеяло на пастбище.

Женская одежда должна подчеркивать плоскую грудь и тонкую талию хозяйки – таковы были представления местных жителей о женской красоте. Поэтому девушки с раннего возраста носят сафьяновые корсеты на голое тело, а поверх надевают нижнюю рубаху и платье, по покрою похожее на черкеску. Платья знатных балкарок отличаются большими округлыми рукавами, намекавшими наблюдателю, что их хозяйка не занимается тяжелой работой. По верх рубахи надевают кафтанчик, а на голове носят высокие шапочки, затягивающиеся снизу широким галуном.

Жилище балкарцев

Особенности планировки поселений в Балкарии были обусловлены нехваткой равнинных земель и постоянной готовностью к вражеским набегам. Дома наподобие террас скученно располагались на склонах гор. Друг от друга их отделяли узкие кривые улочки. Для защиты от врагов балкарцы строили оружейные башни и небольшие крепости, в которых можно было отсидеться. К некоторым аулам вела система из разведывательных сооружений.

Простые дома были невысокими и прямоугольными, с земляным полом. Складывали их из камней, ничем при этом не скрепляя. Дом делили на женскую и мужскую половины. Роль кроватей выполняли деревянные нары. Столы и стулья появились лишь в XIX веке. Тогда же комнаты начали украшать коврами. Топилось жилье от очага – оджака. Дым выходил через отверстие в потолке. Состоятельные люди строили многоэтажные хоромы с черепичной крышей и несколькими комнатами.

Внешность балкарцев

Балкарцы относятся к кавкасионскому виду европеоидной расы. Это значит, что внешне они похожи на своих соседей по региону: осетин, чеченцев или ингушей. Эти люди обладают высоким ростом, крепким телосложением, угловатыми чертами лица, выступающим подбородком, большим носом. Волосы чаще всего темные, но встречаются рыжие, русые и светлые.

Известные балкарцы

Этнографам хорошо известен князь Исмаил Мурзакулович Урусбиев. Он был сыном одного из князей Баксанского ущелья Мырзакула Исмаиловича Урусбиева, который входил в делегацию к российским властям с просьбой о вхождении в состав Империи.  Исмаил также много раз бывал в Москве, получил от царя титул прапорщика и сделал все, чтобы заинтересовать российских исследователей культурой родной Балкарии. В частности, помогал профессору М. М. Ковалевскому в его этнографических изысканиях. А также записывал вместе с композитором С. И. Танеевым старинные песни балкарцев.

Еще одним основоположником карачаево-балкарской литературы считается его современник Басият Абаевич Шаханов. Это был известный публицист, защищавший интересы своего народа в региональной прессе и критиковавший власти за неграмотную и агрессивную национальную политику.

Но большую известность он приобрел не как журналист, а как юрист. Некоторое время Шаханов проработал помощником прокурора в Тифлисе, но был уволен за слишком большое количество оправдательных приговоров революционным деятелям.  После увольнения он стал адвокатом, защищающим интересы кавказцев. Именно он добился оправдания участников восстания 1913 года.

Еще один известный балкарский писатель — Кайсын Шуваевич Кулиев. Окончил Литературный институт имени Горького, участвовал в ВОВ, несколько раз был ранен, сражался в боях за Москву, Крым и Прибалтику. На фронте работал военным корреспондентом и печатал стихи в газете «Сын Отечества». Тогда он и стал известен как поэт. Впоследствии завел знакомства со многими известными литераторами (его очень ценил казахстанский классик Чингиз Айтматов), получил Ленинскую премию и государственную премию РСФСР имени Горького. Его произведения переведены на 140 языков мира.

Источники:

  1. Балкарцы (малкарцы) — горный народ, сохранивший свои традиции [Электронный ресурс]/ Travelask. – Режим доступа:  https://travelask.ru/articles/balkartsy-malkartsy-gornyy-narod-sohranivshiy-svoi-traditsii, свободный.
  2. Биттирова, Т.Ш. Доисламские верования в Балкарии и Карачае: их отражение в этнокультуре / Т. Ш. Биттирова // Культурология. – 2018. — № 10(76). – С. 71-73.
  3. Война: Кабардино-Балкария — 1941-1945 гг. [Электронный ресурс]/ ИА REGNUM. – Режим доступа:  https://regnum.ru/news/society/2943295, свободный.
  4. Кабардино-Балкария [Электронный ресурс]/ Православная энциклопедия. – Режим доступа:  http://www.pravenc.ru/text/1319736.html, свободный.
  5. Кабардино-Балкария [Электронный ресурс]/ Энциклопедия «Всемирная история». – Режим доступа:  https://w.histrf.ru/articles/article/show/kabardino_balkariia, свободный.
  6. Кабардино-Балкария: какие религии исповедуют народы республики [Электронный ресурс]/ Кавказ Пост. – Режим доступа:  https://capost.media/special/religii_kavkaza_kabardino_balkariya/, свободный.
  7. Памятник – символ борьбы за справедливость [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Черкесского муниципального района Кабардино-Балкарской республики. – Режим доступа:  https://cr.adm-kbr.ru/index.php/347-pamyatnik-simvol-borby-za-spravedlivost, свободный.
  8. Презентация на тему: «Национальная одежда кабардинцев и балкарцев». [Электронный ресурс]/ Мультиурок. – Режим доступа:  https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-na-temu-natsionalnaia-odezhda-kabard.html, свободный.
  9. https://zvuk-m.com/kajsyn-kuliev. html
  10. http://www.elbrusoid.org/m/forum/forum177/topic24873/
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B1%D0%B8%D0%B5%D0%B2,_%D0%98%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  12. http://www.oguznews.com/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B-2/%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%86%D1%8B
  13. http://auipik.ru/kabardino-balkariya-sozdala-oxrannyj-gosorgan/
  14. https://webkamerton.ru/2019/10/balkarcy
  15. https://www.2do2go.ru/places/39760/sobornaya-mechet
  16. https://capost.media/special/religii_kavkaza_kabardino_balkariya/
  17. http://www.rustyurks.ru/narodnosti-gosudarstva-i-avtonomii/balkarcy-i-karachaevcy/
  18. https://frantsouzov.livejournal.com/165299.html
  19. https://kafkassam.com/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B3%D0%BE%D1%80. html

«Как будет проходить перепись? По каким группам будем делить или не будем? Ясности нет»

Мухаметшин цитирует Герцена, Гильмутдинов рассчитывает на новые ФГОСы, а идеолог «россиянства» Тишков вспоминает рязанских комаров

Накануне в Казани открылся масштабный XIII конгресс этнологов и антропологов России, в котором принимают участие 800 делегатов. На пленарном заседании форума звучали приветствия от Путина и Минниханова, а также рассказ о «впечатляющем прогрессе в нашей отечественной гуманитарной науке». О том, удалась ли российская идентичность и какое количество жителей РТ в равной степени себя считают татарстанцами и россиянами, — в материале «БИЗНЕС Online».

В Казани открылся масштабный XIII конгресс этнологов и антропологов России, в котором принимает участие 800 делегатов Фото: Айрат Нигматуллин

«ПО-НАСТОЯЩЕМУ СЕРЬЕЗНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ВИДЕ БАНКЕТА И КОНЦЕРТА»

«Ну нифига себе!» — громко звучал сочный мужской бас на крыльце КСК «УНИКС», принадлежавший одному из 800 участников XIII конгресса этнологов и антропологов России. Ученый разрывался между желанием поучаствовать в коллективном фото и желанием заключить в объятия очередного увиденного знакомого. Примерно тот же возглас позволил себе и корреспондент «БИЗНЕС Online», когда познакомился на сайте Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН с программой форума, занявшей… 134 страницы. В общем, этнологи и примкнувшие к ним антропологи размахнулись на славу, сам конгресс идет в Казани пять дней (со 2 по 6 июля), а одних только секций, по которым ученые разбредутся с сегодняшнего дня, здесь аж 66 — от «Антропологии охоты» до «Института бабушек» в различных культурах».

Впрочем, тут будут говорить не только про «жизнь на Марсе» с точки зрения рядового человека, никак не связанного с миром ученых-гуманитариев. Валерий Тишков, Леокадия Дробижева, Владимир Зорин — имена, пожалуй, самых известных отечественных этносоциологов присутствовали в программе. Так что в любом случае без серьезных разговоров о проблемах национальной и языковой политики в современной России не обойтись. Интересно, что на заключительной пленарке должна состояться и лекция экс-федерального министра, известного идеолога «россиянства» 77-летнего  Тишкова, причем с очень неожиданным для серьезного академического ученого названием, больше подходящим для юбилейного вечера пожилого эстрадного поэта-песенника, — «Да изменится молитва моя: 30 лет спустя».

А пока в маленьком фойе «УНИКСа» собралось так много народа, что каждый мог себя почувствовать антропологом-практиком, изучающим редкое племя, обитающее в жаркой саванне. Здесь же можно было ознакомиться с выставкой актуальной литературы и фотографиями, демонстрирующими национальное богатство и разнообразие Татарстана. Фаворитом нашего корреспондента стал черно-белый снимок грустного барашка, который вот-вот должен был стать призом для лучшего батыра Сабантуя.

Фаворитом нашего корреспондента стал черно-белый снимок грустного барашка, который вот-вот должен был стать призом для лучшего батыра СабантуяФото: Айрат Нигматуллин

Уже в самом зале еще до начала можно было наблюдать неожиданную картину, которая очень ярко символизировало само действо. На большом экране аудитории рассказывали о больших достижениях республики в сфере национальных отношений, «равноправии двух государственных языков Татарстана» и о том, «что уже летом Казань примет Кубок конфедераций по футболу»… Как оказалось, организаторы не стали сильно заморачиваться и просто пустили ролик, подготовленный к съезду народов Татарстана весной 2017 года. От этого и казались слова об абсолютном равноправии госязыков в РТ на фоне пасторальных картинок немного странными и оторванными от жизненных реалий. Это и понятно, ведь делался видеосюжет за несколько месяцев до эпохального выступления президента России по языковому вопросу в Йошкар-Оле.

Выступление Ильдара Гильмутдинова (справа) немного контрастировало с общим ощущением праздника, царившим в зале и в президиуме Фото: gossov.tatarstan.ru

Вот и многие из больших начальников, выступавших на пленарном заседании накануне, вели себя так, словно не было никакого «языкового кризиса», который сильнее всего аукнулся именно в Татарстане, месте проведения всероссийского форума. Разве что выступление главы комитета по делам национальностей Госдумы Ильдара Гильмутдинова немного контрастировало с общим ощущением праздника, царившим в зале и в президиуме. В связи с этим запомнилась шутка председательствовавшего Тишкова, которая, впрочем, почти не выглядела таковой, когда он сказал, что не стоит затягивать планерку, поскольку на сегодня еще запланированы «по-настоящему серьезные мероприятия в виде банкета и концерта».

«НАРИСУЕМ, БУДЕМ ЖИТЬ»

Этнологи — не самые медийные люди, поэтому, пока президиум пустовал, можно было понаблюдать за теми, кто здесь в зале представлял республику. Вот, министр культуры РТ Ирада Аюпова нашла себе собеседника в импозантном синем пиджаке, директор Института татарской энциклопедии Искандер Гилязов и глава ИЯЛИ Ким Миннуллин держались вместе, как и известные историки Дамир Исхаков с Альбертом Бурхановым. Их появление даже вызвало небольшое оживление у части аудитории, один из делегатов, к примеру, настойчиво требовал у Исхакова какую-то книгу. Параллельно с этим решительный юноша-волонтер почему-то решил согнать этнологов и антропологов с пары последних рядов, хотя зал отнюдь не пустовал. Но ученые оказали сопротивление щупленькому молодому человеку, и тот был вынужден уйти ни с чем.

Вскоре президиум запомнился очень представительной публикой. В частности, здесь были сопредседатели оргкомитета форума председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и Тишков, а также замглавы администрации президента России Магомедсалам Магомедов.

Магомедсалам Магомедов похвалил Татарстан, который на протяжении многих лет «является одним из лидеров как в социально-экономическом развитии, так и в стабильности общественно-политических процессов» Фото: gossov.tatarstan.ru

Экс-министр по делам национальностей РФ Тишков напомнил, как проходил в 1993 году первый конгресс, когда «80 человек собрались в рязанской лагуне и кормили комаров». Поэтому проведение нынешнего форума с восемью сотнями участников, по его мнению, демонстрирует «впечатляющий прогресс в нашей отечественной гуманитарной науке». Похвалил оратор и столицу Татарстана: «Удивительный город. Я даже надел медаль в честь 1000-летия Казани». Тишков выразил признательность руководству республики в лице Рустама Минниханова и Мухаметшина и загадочно заметил: «Та поддержка, которая была оказана, должна воздаться сторицей».

Магомедов зачитал приветствие участникам конгресса от Владимира Путина: «Ваши глубокие оценки и заключения, научные прогнозы имеют большое практическое значение, они востребованы в реализации ключевых положений стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, таких как сохранение этнокультурного и религиозного многообразия, гармонизация межэтнических отношений, совершенствование миграционной политики». После чего заместитель Антона Вайно уже от себя похвалил Татарстан, который на протяжении многих лет «является одним из лидеров как в социально-экономическом развитии, так и в стабильности общественно-политических процессов». По словам Магомедова, в вопросах реализации государственной национальной политики Татарстан также во многом является примером для остальных регионов страны, поскольку для властей республики межнациональный мир — это приоритет.

Мухаметшин, в свою очередь, ответил приветствием от Минниханова, где тот, в числе прочего, хвалил за исследования в области этнологии КФУ и АН РТ. А еще спичрайтеры председателя Госсовета РТ постарались, и его речь была просто усыпана цитатами из известных этнографов и не только. Фарид Хайруллович даже вспомнил слова Герцена о Казани: «Это место встречи и свидания двух миров». Успехи же Татарстана в области межнационального согласия он объяснил системной работой. Была и минутка юмора.  «У нас [в Татарстане] проживает 273 нации и народности. Извиняюсь, 173, — поправился спикер после подсказки. — А я сказал 273? Ну, значит, будет 273». «Нарисуем, будем жить», — вслух сказал сидевший недалеко от корреспондента «БИЗНЕС Online» немолодой, но, видимо, опытный делегат.

Фарид Мухаметшин, в свою очередь, ответил приветствием от Минниханова, где тот, в числе прочего, хвалил за исследования в области этнологии КФУ и АН РТ Фото: gossov.tatarstan.ru

Как уже было сказано выше, единственным, кто в своей приветственной речи говорил о проблемах, оказался депутат Госдумы Гильмутдинов. «Я даже не буду читать, что мне здесь 8 страниц написали», — сказал Ильдар Ирекович.

Он говорил о том, что его комитет по делам национальностей занимается разными темами — казачество, адаптация иностранных граждан, проблемы малых коренных народов, этнотуризм.  Но остановился на двух темах, которые, пожалуй, больше всего волнуют в Татарстане, — судьба родных языков в школах и будущая перепись населения.

«Это для нас очень важная тема, — сказал Гильмутдинов о «языковом вопросе». — И мы каждодневно совместно с нашими партнерами из министерства просвещения и фонда, который по нашей инициативе был создан, взаимодействуем. Буквально в июле месяце на площадке комитета будет рассмотрен проект концепции изучения родных языков. И дальше будем выходить на следующие решения на федеральном уровне, которые нам позволят сохранить изучение родных языков, — это и новое поколение ФГОСов, и на их основании новые учебные программы, и учебники, которых у нас сейчас недостаточно.

Что касается всероссийской переписи населения – 2020, то, по словам думца из Татарстана, вокруг нее идет очень много разговоров: «Нам нужна общая картина. Как она будет проходить? Как будут работать региональные и муниципальные власти? Как будет работать сам оргкомитет, который проводит перепись? Какие там будут подгруппы? По каким группам будем делить  или не будем делить? Пока, кроме вопросов, ясности нет». Гильмутдинов выразил надежду, что во время конгресса будут выработаны единые подходы по этой проблематике.

Валерий Тишков напомнил, как проходил в 1993 году первый конгресс, когда «80 человек собрались в рязанской лагуне и кормили комаров» Фото: gossov. tatarstan.ru

«ЭТО РЕСПУБЛИКА, В КОТОРОЙ ПРОВЕРЯЕТСЯ НА ПРОЧНОСТЬ НАША ИДЕНТИЧНОСТЬ»

В программе пленарного заседания еще было заявлено 8 докладов, хотя широкой публике могли быть интересны только первые два. Оказалось, что на это закладывались и организаторы: было решено после двух выступлений сделать перерыв, дабы отдохнуть и, видимо, проводить VIP-гостей.

Но для начала с 15-минутным докладом «Динамика гражданской идентичности в полиэтническом российском пространстве» выступила легендарная Дробижева из Института социологии РАН, стоявшая у истоков этносоциологии еще в СССР. Она частый гость Татарстана и сразу заметила: «Это республика, в которой проверяется на прочность наша идентичность». А она, в свою очередь, многослойна.

При этом основная мысль Дробижевой заключалась в том, что общероссийская гражданская идентичность в целом состоялась, хотя «для того, чтобы она стала массовой, должно было пройти время». Наверняка это было приятно слышать Тишкову, которого оратор назвала инициатором «идеологии российской идентичности и российской нации». Общероссийская гражданская идентичность, записано в стратегии государственной национальной политики РФ, — это «осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженности базовым ценностям российского общества».

Леокадия Дробижева вспоминала, что либералы в свое время говорили: российской идентичности не может быть, потому что нет гражданского общества Фото: gossov.tatarstan.ru

Дробижева приводила цифры социологических опросов, которые показывают в данной сфере положительную динамику. Так, если ощущение связи и единства со всеми гражданами России в 2005 году чувствовали 65% респондентов, то в 2018-м эта цифра поднялась до 79%. Именитый социолог вспоминала, что либералы в свое время говорили: российской идентичности не может быть, потому что нет гражданского общества.  Другие же боялись ее ассимиляционной направленности, причем не только в национальных республиках, были и русские, которые опасались за свою идентичность. «Мы прошли этот этап и видим, что российская идентичность становится такой, что может восприниматься людьми», — уверена Дробижева, причем эта идентичность не заменяет национальную, которая также развивается.

Фото: Айрат Нигматуллин

Она отдельно поблагодарила замглавы аппарата президента РТ Александра Терентьева за содействие в проведении исследований в Татарстане. Оказывается, наш регион и в этом смысле абсолютно благополучный. «Устойчивость и этнической идентичности, о которой, конечно, каждый из нас заботится, и одновременно рост гражданской идентичности», — так охарактеризовала ситуацию в регионе Дробижева.

Фото: Айрат Нигматуллин

Ощущение близости с гражданами России в РТ чувствуют 85%, с жителями Татарстана — 87%. 56% татар и 50% русских, по исследованиям 2018 года, в равной степени ощущают себя россиянами и татарстанцами. «Сильную связь» с гражданами РФ в Татарстане чувствуют 53% русских и 41% татар, тогда как в целом по стране эта цифра не превышает 30%.

Фото: Айрат Нигматуллин

Автором второго доклада была главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Марина Мартынова, назывался он «Язык и языковая политика в России». Мартынова подтвердила, что образовательная политика — это важный элемент социального конструирования  идентичностей, и напомнила о перипетиях недавнего «языкового кризиса», дискуссии вокруг которого «не до конца прекращены и сейчас».

Она напомнила, что в советское время языковая политика несколько раз менялась. К примеру, до 1935 года декларировалось равенство всех языков, так что в 1934 году обучение в стране шло аж на 104 языках. Но с середины 1930-х последовательно начинает развиваться политика русификации образовательного процесса, так что к концу 1970-х в РСФСР обучение шло всего на 14 языках. Наконец, в 90-е в этой сфере начал господствовать мультикультурализм, поэтому к 2010 году обучение в России шло на 39 языках. По данным на 2018 год, в образовательном процессе у нас задействовано 105 языков — 24 как язык обучения и 81 как предмет изучения.

Обратил на себя внимание один слайд во время выступления Мартыновой. Согласно ему самый распространенный в России язык после русского — татарский, на нем говорят 4,23 млн человек, или 3,1% граждан страны, сообщивших в ходе переписи 2019 года о владении языками. Остальными языками по отдельности не владеет даже 1% россиян.

12 самых крутых национальностей | CNN Travel

(CNN) — Можно ли назвать целую нацию крутой? Справедливо ли говорить, что одна нация круче другой?

Учитывая, что в большинстве стран есть своя доля убийц, тиранов и звезд реалити-шоу, ответ однозначный — да.

Чтобы помочь отделить крутых от менее удачливых, мы составили этот список самых модных людей на планете. Непростая задача, когда сталкиваешься с почти 250 возможными кандидатами.

Главная проблема, конечно, в том, что каждая национальность в мире считает себя самой крутой, за исключением канадцев, которые слишком самоуничижительны для подобных вещей.

Спросите кыргызстанца, какой народ вырезал самую большую черту, и он ответит: «кыргызы». Кто знает (серьезно, кто бы знал?), возможно, он прав.

Спросите норвежца, и он старательно доест тайское зеленое карри, сделает глоток пива Thai Singha, задумчиво посмотрит на тайский курорт Пхукет на солнце, которое ускользает от его страны 10 месяцев в году, а затем пробормочет мягко, с полусуицидальной неуверенностью: «Норвежцы».

Точно так же непонятно, как определить крутость. Итальянцы крутые, потому что некоторые носят облегающие дизайнерские костюмы? Русские не крутые, потому что некоторые предпочитают устаревшую спортивную одежду и борцовские прически?

Швейцарцы слишком нейтральны, чтобы быть крутыми или некрутыми?

Прежде чем вы начнете бить кулаками по экрану своего компьютера в националистическом негодовании из-за того, что ваша собственная страна не попала в наш крутой список — или из-за ленивых стереотипов, к которым она неизбежно прибегает ради дешевой шутки, — помните, если вы так сильно заботитесь о том, чтобы быть крутым, то вы, уважаемый читатель, просто не круто.

14. Турки

Византийские советы по декорированию…

Предоставлено Дэном Китвуд/Getty Images Europe/Getty Images прохладный взгляд на жизнь, охватывающий широкий спектр культур, кухонь и сантехнических стандартов.

Не говоря уже о сантехнике, турки демонстрируют свое богатое наследие с небрежной гордостью – нигде больше, чем в захудалом, но потрясающе красивом городе Стамбуле.

Икона ку л: Махир Чагри. Считается, что одна из первых мировых знаменитостей в Интернете, ломаные английские предложения Кагри женщинам (особенно его крылатая фраза «Я целую тебя») вдохновили Бората.

Не так уж круто l: Турецкая страсть к усам вызывает у некоторых людей неприятный запах.

13. Бельгийцы

Электро-музыкальный фестиваль Tomorrowland — не позволяйте никому говорить вам, что бельгийцы не умеют веселиться.

ДЖОНАС РУЗЕНС/AFP/AFP/Getty Images

Да, вы правильно прочитали: бельгийцы.

Итак, он маленький, сырой и имеет мрачную репутацию убежища для бюрократов Европейского Союза. Но нация, которая создала искусство из пива, шоколада и, да, пения зябликов, не может быть совсем уж плохой.

Классная иконка: Герман Ван Ромпей. Седые волосы, серый костюм, но громкое имя. Бывший премьер-министр и бывший президент Европейского Союза также неплохо увлекается поэзией, отсюда и прозвище «Хайку Герман».

Не так уж круто: Как ни посмотри, это все равно Бельгия.

12. Непальец

Нет горы достаточно высокой… Если вы из Непала, сумасшедшие погодные условия не сбивают вас с Эвереста

Courtesy STR/AFP/AFP/Getty Images

Like все сутенеры и игроки, вы никогда не видели, чтобы непальец спешил куда-то. Тем не менее, из этой «золотой» группы также вышли внушающие страх непальские гурки, одни из самых сильных бойцов в мире, и шерпы, которых вы, возможно, знаете как полулюбителей активного отдыха.

Икона крутости : Тенцинг Норгей. Достиг вершины Эвереста с сэром Эдмундом Хиллари, но небрежно отошел в сторону, позволив своему приятелю прибрать к рукам всю славу.

Не так уж круто : Драконовские правительственные чиновники и местные бездельники отпугивают изрядное количество путешественников.

11. Австралийцы

Австралийцы рождаются, умея заниматься серфингом (вероятно).

Matt Roberts/Getty Images AsiaPac/Getty Images

Любая национальность настолько ленива, что считает необходимым сокращать или сокращать любое возможное слово, это определенно круто. Ваши друзья Даррен, Шэрон и Барри становятся Дазом, Шазом и Базом. Акцент на краткость дает больше времени для дыхания и питья. В конце концов, большую часть времени довольно жарко.

Добавьте к этому пляжи, барбекю и бикини — да, это стереотипы, но не зря — и австралийцы ведут очень крутой образ жизни. У них есть своя фауна, флора и синдром маленького человека «святее, чем ты», который вдохновляет их сражаться с кем угодно в спорте, а чаще всего побеждать их. Прохладный? Честный чертов динкум! Они настолько круты, что Австралия более чем счастлива сохранить королеву Елизавету II главой своего государства. Разберись с этим.

Икона крутизны : Матовый, холодный пивной огрызок.

Не такой уж крутой : Теплый корень. И золотая часть Зеленого и Золотого — майка Wallaby и национальная однодневная экипировка чемпионата мира по футболу Австралии — совершенно смущающая. Акцент тоже может быть довольно неприятным, в зависимости от того, кого вы спросите.

10. Китайский

«Это достается всем капиталистам в доме…»

AFP/AFP/AFP/Getty Images

Не самый очевидный выбор, но с населением более один миллиард, по статистике Китай должен иметь свою долю крутых людей. Кроме того, благоразумно включать китайцев в любой подобный список, потому что, если бы мы этого не сделали, находчивые китайские хакеры просто взломали бы сайт и все равно добавили бы себя.

Не говоря уже о том, что им хладнокровно удалось накопить большую часть твердой валюты в мире.

Икона крутизны : Брат Шарп — бездомный, чья грубая внешность невольно сделала его сенсацией в мире моды.

Не так уж и круто: Концепция конфиденциальности до сих пор практически неизвестна в Поднебесной.

9. Ботсвана

Когда ты такой крутой, ты даже делаешь вид, что рад видеть Буша…

TIM SLOAN/AFP/AFP/Getty Images

С уклоняющимся от уплаты налогов Уэсли Снайпсом и отдыхающей Анджелиной Джоли в Намибии всегда есть риск, поэтому соседняя Ботсвана должна забрать региональную крутую корону.

Настолько холодно, что удивительно, как пустыня Калахари не покрывается льдом, батсванцы — как они предпочитают называть себя — нарезают свой собственный ритм, особенно когда рифмуют доморощенный джаз гумба-гумба или непринужденный хип-хоп.

Даже животные в Ботсване расслаблены. Страна, где проживает самая большая популяция слонов в Африке, предпочитает не ограждать своих диких зверей, как некоторые другие сафари-страны.

Значок крутости: Мпуле Квелагобе. Получив корону «Мисс Вселенная» в 1999 году, Квелагобе фактически выполнила свои обещания «Я хочу сделать мир лучше», неустанно проводя кампании по повышению осведомленности о ВИЧ/СПИДе.

Не так уж круто: Один из самых высоких показателей заражения ВИЧ/СПИДом в мире.

8. Японец

Они всего лишь подростки, но они определенно круче тебя.

ТОРУ ЯМАНАКА/АФП/АФП/Getty Images

Мы явно не говорим о одинаково одетых служащих, которые стирают унижение своей повседневной работы пьяными караоке-имитациями Элвиса в его потных лучших проявлениях.

Факел крутизны Японии демонстративно держат в воздухе ее подростки с всклокоченными волосами, чьи капризные объятия и манипулирование самыми причудливыми аспектами современного потребительства, моды и технологий часто диктуют, что будет носить остальной мир (мы имеем в виду вас, Леди Гага ) и делает это большими пальцами.

Икона крутости: Бывший премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, возможно, был самым крутым мировым лидером, но наш бывший премьер-министр Юкио Хатояма — наш выбор на роль главного героя. Забудьте о подростках, этот мужчина знает стиль, особенно когда дело касается рубашек.

Не так уж круто : Японское наследие массового подчинения и старения населения. Будущее очень серое.

7. Испанский

Нет такой вечеринки, как испанская фиеста.

Courtesy Denis Doyle/Getty Images Europe/Getty Images

Прежде чем все поняли пару лет назад, что все эти деньги ненастоящие, большая часть северной Европы стекалась в Испанию, чтобы потратить их на дома для отдыха.

Почему? Потому что солнце, море, песок, сиесты и сангрия в стороне, в Испании прохладно, как и в испанцах, которые даже не начинают вечеринку, пока большинство других народов не ложатся спать.

Жаль, что всем пришлось вернуться домой.

Икона крутости : Хавьер Бардем. Антонио Бандерас 2.0 убил Пенелопу Крус. — — и просто источайте прохладу

Courtesy ED JONES/AFP/AFP/Getty Images

Всегда готов напоить всех желающих под столом нескончаемыми порциями соджу-виски бомбы — это личное оскорбление в Сеуле, если вы не т бросить «один выстрел!» на месте — корейцы могут быть лучшими собутыльниками в мире.

Как правящие лидеры почти всех современных тенденций азиатской поп-культуры — в музыке, моде, кино, корейцы доминируют — они заслужили право немного похвастаться, когда этот «один выстрел!» превращается в 10 или 20.

Икона крутости: Пак Чан-вук. Извращенные взгляды режиссера пугают соотечественников, но приобрели культовый статус среди крупных эмо-кино по всему миру.

Не так уж круто : Дыхание кимчи.

5. Американцы

Кто сказал, что американцы не могут работать в режиме многозадачности?

Предоставлено Марком Уилсоном/Getty Images Северная Америка/Getty Images

Что? американцы? Разжигающие войну, загрязняющие планету, потребляющие слишком много оружия, американцы?

Доказательств множество. Если оставить в стороне глобальную политику, мир неплохо справился с американцами. Что было бы с современными хипстерами без рок-н-ролла, классических голливудских фильмов, великих американских романов, плавников, синих джинсов, джаза, хип-хопа, «Клан Сопрано», 360-градусных слэм-данков и идеального воплощения крутости — серфинга. ?

Хорошо, кто-то другой мог со временем прийти к тем же идеям, но дело в том, что это сделали не они, а Америка.

Икона крутизны: Мэтью МакКонахи: играет ли он главных героев романтических комедий, застрявших астронавтов или ковбоев, от него исходит холодок.

Не так круто: Упреждающие военные удары, случайные вторжения, ненасытное потребительство, жалкие математические оценки и толстушки из Walmart также поставили бы американцев на первое место в любом списке «самых крутых».

4. Монголы

Монголы, возможно, не заняли первое место в нашем списке, но они побеждают в борьбе сумо.

Courtesy БЕХРУЗ МЕХРИ/АФП/АФП/Getty Images

Наряду с тщательно созданной атмосферой тихой тайны, эти невозмутимые души в значительной степени усовершенствовали свободное, кочевое ковбойское существование, горловое пение и юрты. Меховая подкладка — ботинки, пальто, шапки, нижнее белье — добавляет сердечного великолепия к исторической мистике. А кто еще держит орлов в качестве домашних животных?

Иконы крутости : Актриса Хулан Чулуун, сыгравшая жену Чингисхана в очень крутом фильме «Монгол» и подбиравшая стрелу за стрелой, а острие за острием.

Не так уж круто: Молочные продукты из яка … при каждом приеме пищи.

3. Ямайцы

Когда ты такой крутой и так часто выигрываешь, что у тебя есть свой фирменный праздничный ход.

Courtesy Clive Brunskill/Getty Images Europe/Getty Images

Для ямайцев есть нечто большее, чем регги, в том числе растафарианство (самая откатная религия из когда-либо придуманных), акцент, вызывающий зависть англоязычного мира и самый характерный на планете и узнаваемая прическа. Примечание для туристов: дреды круты только на настоящих ямайцах.

Икона крутости : Усэйн Болт. Самый быстрый человек в истории и девятикратный обладатель золотой медали Олимпийских игр.

Не так уж круто: Высокий уровень убийств и повсеместная гомофобия.

2. Сингапурцы

«Поэтому, наверное, не время говорить вам, что я боюсь высоты…»

Предоставлено ROSLAN RAHMAN/AFP/AFP/Getty Images В этот цифровой век, когда ведение блога и обновление Facebook — это почти все, что кто-либо делает, старые школьные представления о крутости были перезагружены. Больше не посмешище, компьютерщики теперь наследуют Землю.

С его абсурдно грамотным населением Сингапур занимает центральное место среди гиков, и поэтому его жители могут претендовать на свое законное место в качестве олицетворения современной крутости. Они, вероятно, все твитят об этом прямо сейчас.

Икона ку л: Лим Дин Вен. Этот вундеркинд мог программировать на шести компьютерных языках в возрасте девяти лет. Славное будущее ждет.

Не так уж и круто l: Пока все сидят за компьютерами, местное правительство вынуждено поощрять сингапурцев к сексу.

1. Бразильцы

Наряжаться экзотической райской птицей намного круче, чем читать эту статью.

Марио Тама/Getty Images South America/Getty Images

Без бразильцев у нас не было бы самбы и карнавала в Рио; у нас не было бы футбольной красоты Пеле и Роналду; у нас не было бы крохотных купальных костюмов и подтянутых тел, как на пляже Копакабана; и у нас не было бы некоторых вызывающих слезы процедур, выполняемых с воском.

Если только они не используют свою сексуальную, непринужденную и любительницу вечеринок репутацию как прикрытие для истребления дельфинов или вторжения в Польшу, у нас нет другого выбора, кроме как назвать бразильцев самыми крутыми людьми на планете.

Итак, если вы бразилец и читаете это, поздравляю, хотя, поскольку вы сидите за компьютером, а не хвастаетесь прессом на берегу, вы, вероятно, не так уж и круты.

Икона крутости: Сеу Хорхе. Душевные каверы Боуи на португальском языке исполнителя, выросшего в фавелах, заставляют вас желать, чтобы Зигги Стардаст был из Бразилии, а не из космоса.

Не так уж и круто: Ммммм, бразильское мясо и какао — такие вкусные, но уничтожение фермерами обширных участков тропических лесов оставляет горький привкус.

Примечание редактора. Ранее эта статья была опубликована в 2011 году. Она была переформатирована и переиздана в 2017 году.

Коста-Рика считается одной из самых экологически сознательных стран в мире. Она поставила цель стать углеродно-нейтральной еще в 1997 году и приближается к ней в наши дни. Фактически, Коста-Рика занимает второе место. 5 место в мире по индексу экологической эффективности, лучшая страна за пределами Европы. Это, наверное, тоже нет. 1 направление экотуризма в мире.

2. У него самая старая конституция в Центральной Америке.

Коста-Рика является страной с древнейшей демократией в Центральной Америке благодаря национальной конституции, разработанной в 1949 году. Управляющий документ предоставляет своим гражданам множество прав и гарантий, что позволяет Коста-Рике развиваться стабильно и мирно. Коста-Рика неизменно занимает самые высокие места среди всех латиноамериканских стран по Индексу человеческого развития и Программе развития Организации Объединенных Наций.

3. Это страна без армии.

Благодаря своей прогрессивной конституции в 1949 году Коста-Рика решила запретить любые вооруженные силы, что сделало ее одной из немногих стран в мире, где нет армии и по сей день.

4. Отличная система образования.

Инвестируя в образование вместо того, чтобы финансировать армию, Коста-Рика может похвастаться 96-процентным уровнем грамотности, самым высоким показателем в Латинской Америке. Их приверженность образованию позволила им привлечь квалифицированных рабочих мест и увеличить доходы своих граждан.

5. Непревзойденная природная красота.

Коста-Рика имеет не одну, а две великолепные береговые линии с более чем 800 милями береговой линии и тропических пляжей на Тихоокеанском и Карибском побережье страны.

6. Самый разнообразный животный мир на планете.

В Коста-Рике насчитывается более 130 видов рыб, 220 видов рептилий, 1000 видов бабочек, 9000 видов растений, 20000 видов пауков и 34000 видов насекомых, что составляет 5% мирового биоразнообразия, хотя это всего лишь около 0,03. % всей суши Земли. Коста-Рика также известна своими ленивцами и черепахами, которых можно увидеть в охраняемых местах обитания и на пляжах. Но если вы больше любите обезьян, ящериц или экзотических птиц, Коста-Рика станет вашим любимым местом! Фактически, страна стала первым местом в Америке, запретившим любительскую охоту.

7. Приключенческий спорт в изобилии.

Застежка-молния, прыжки с парашютом, прыжки с водопадов, отталкивание, исследование пещер, катание на лошадях, пробежки 4×4, катание на водных лыжах и почти все другие приключенческие виды спорта, которые вы только можете себе представить, — все это есть в меню Коста-Рики.

 

8. Вулканы!

Территория современной Коста-Рики образовалась в результате извержений вулканов 75 миллионов лет назад, которые продолжают действовать и сегодня. Фактически, в Коста-Рике все еще есть пять перечисленных действующих вулканов и более 200 вулканических образований. Самым известным из них является вулкан Ареналь, до которого легко добраться на день из Сан-Хосе. Последний раз он извергался в 1968, но вы все еще можете насладиться горячими источниками у его основания.

9. Заповедники.

Коста-Рика находится в авангарде охраны окружающей среды, уже давно защищая около 25% своей страны как национальные парки. Национальный парк Мануэль-Антонио на западном побережье является самым известным, но национальный парк Тортугеро и международный парк Ла-Амистад также удивительны.

10. Верхний серфинг.

Коста-Рика считается одним из трех лучших мест для серфинга в мире, здесь круглогодично теплая вода и уникальный микроклимат, который приносит постоянные морские ветра. Крупные соревнования, такие как Billabong World Surfing Games, часто проводятся в Коста-Рике, но даже новички могут намазать свои доски воском и поймать несколько волн.

 

11. Их позиция «Пура Вида».

Среди местных жителей распространена поговорка «Пура Вида», что означает «чистая жизнь». Куда бы вы ни пошли в Коста-Рике, местные жители встретят вас с улыбкой, и они действительно заставят вас чувствовать себя как дома в своей стране.

12. Это так близко к США и Канаде.

Одна из лучших особенностей Коста-Рики — ее непосредственная близость к Соединенным Штатам и Канаде. Сан-Хосе находится всего в 2 часах полета от Майами и в 3,5 часах от Нью-Йорка, и все время есть более беспосадочные и дешевые прямые рейсы.

13. Самая счастливая страна на земле

Всемирная база данных счастья оценивает Коста-Рику как самую счастливую нацию на земле из 148 стран. (Кстати, Соединенные Штаты занимают 20-е место. )

14. Гендерное равенство

По данным Всемирного экономического форума, Коста-Рика занимает более высокое место, чем даже Соединенные Штаты по индексу гендерного разрыва. Женское население образовано, имеет передовое здравоохранение, право голоса и равенство в сфере занятости. Фактически, недавно в Коста-Рике даже была женщина-президент.

15. Превосходный кофе и шоколад.

Благодаря своему горному рельефу и тропическому климату Коста-Рика известна как страна, производящая один из лучших в мире кофе и шоколада. Это просто две наши любимые вещи!

16. Система здравоохранения мирового класса.

Коста-Рика имеет современную и высоко оцененную систему здравоохранения, даже более высокую, чем в Соединенных Штатах. Граждане Коста-Рики пользуются всеобщим медицинским страхованием, а ожидаемая продолжительность жизни составляет 77 лет, что является одним из самых высоких показателей в мире.

17. Современная и улучшающаяся инфраструктура.

В последние десятилетия Коста-Рика приложила большие усилия для модернизации и улучшения своей инфраструктуры, поэтому в столице Сан-Хосе и других популярных туристических районах есть эффективные международные аэропорты, асфальтированные автомагистрали, соединяющие страну, и современные удобства. .

18. Дайвинг и морская жизнь.

В Коста-Рике есть одни из лучших мест для дайвинга, сноркелинга и доступных морских обитателей в мире, например, Национальный парк Кокосовых островов, также являющийся объектом Всемирного наследия, и заповедник дикой природы Гандока-Мансанильо. Фактически, в океанах Коста-Рики обитает не менее 6777 видов, что составляет 3,5% известных видов на планете!

19. Бои быков… безопасные для быков.

Коррида – это традиция Коста-Рики, она проводится на каждом маленьком деревенском празднике и на крупных мероприятиях в Сан-Хосе. Но в отличие от корриды в Испании и других регионах, в Коста-Рике быкам никогда не причиняют вреда… хотя они наносят серьезный ущерб тому, кто достаточно смел, чтобы прыгнуть с ними на ринг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *