Кто строил софийский собор в киеве: Софийский собор в Киеве — строительство, памятник, фрески, век, какой князь построил храм, как добраться

Софийский собор и Киево-Печерская Лавра

Столица Украины Киев известен своими многочисленными памятниками архитектуры XI–XX вв., многие из которых имеют всемирное значение. К числу наиболее выдающихся из них принадлежат Софийский собор и Киево-Печерская лавра, входящие в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Начало их истории восходит к далеким временам крещения Руси…

Содержание

Софийский собор, главный храм Киева

В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII в. – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять».

Строительство Софийского собора началось в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 г. и не позднее 1019 г. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Храм Св. Софии затмил собой все, что было создано на украинской земле в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века. Он был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Киевского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Украине библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены основатель собора Ярослав Мудрый, киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.

Сегодня к Софийскому собору со всех сторон подступают многоэтажные дома. Но даже в их окружении силуэт храма не теряет своего величия и мощи. Можно представить, какое впечатление он производил в древности, на фоне невысоких деревянных домов древнего Киева!

Строительная техника и архитектурные формы Софийского собора отражают традиции столичной византийской архитектуры. Однако сравнение Софийского собора с одновременными ему византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему ни в Константинополе, ни в других византийских городах нет. Проведенные исследования показали, что замысел собора принадлежит одному зодчему, разработавшему модель храма, а затем осуществившему этот проект. Скорее всего, он был греком, приехавшим из Константинополя во главе строительной артели.

В Киеве перед византийскими мастерами была поставлена задача, с которой им не приходилось сталкиваться у себя на родине: им предстояло возвести огромный храм, призванный стать архитектурным символом не только княжеской столицы, но и всего обширного государства, сложившегося на землях Восточной Европы под скипетром киевских князей. Храм должен был служить для торжественных церемоний с участием княжеского и епископского дворов и вмещать большое количество людей. Работы подобного размаха нельзя было осуществить силами одних только приезжих мастеров, а это позволяет думать, что к делу были привлечены и местные строители.

Греческие мастера привезли с собой многочисленные канители, карнизы и другие мраморные детали – ведь на украинских землях не было мрамора. Но везти стволы крупных колонн было слишком сложно, и поэтому вместо принятых в Константинополе мраморных колонн пришлось ставить кирпичные столбы, что сразу же резко изменило характер интерьера. Карнизы, парапеты, хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, изготовили из местного сланца (красного шифера), имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Кроме шиферных плит, для убранства полов использовались поливные керамические плитки.

Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) – 37 м (ныне длина – 29,5 м, ширина – 29,3 м, а вместе с галереями – соответственно 41,7 и 54,6 м). Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не давило на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней.

Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению – центральному куполу на высоком барабане. Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и утопленных в кладку здания, а также фресковыми росписями. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.

За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х гг. митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью реконструировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини. К тому времени Софийский собор уже находился в глубоком упадке.

Первоначально собор имел классические «византийские» романские формы и был, как считают некоторые исследователи, 25-купольным (по другим данным – 13-купольным). Фасады не были оштукатурены – их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. В 1685–1707 гг. храм был основательно перестроен в формах барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII–XVIII вв. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники.

Киево-Печерская лавра, древнейший монастырь Киева

Другим всемирно известным памятником Киева является Киево-Печерская лавра, основанная в середине XI столетия. Ее основателем летописи называют монаха Антония, родом из Любеча. Еще в молодости он ушел на Афон и был там пострижен в монахи, а затем вернулся в Киев. Он отыскал близ села Берестова пещеру («печеру») в склоне горы, когда-то выкопанную варягами, и поселился в ней отшельником. Спустя некоторое время вокруг поселившегося в «печерах» Антония стала собираться братия. Первый храм монастыря, церковь Богородицы, так же как и монашеские кельи, была устроена под землей. Антоний, стремясь к уединению, назначил игуменом Варлаама, одного из своих учеников, а сам выкопал себе новую пещеру на расстоянии 110 саженей от первых и переселился в нее. Впоследствии это место получило название Ближних пещер.

Датой смерти Антония считается 1073 г. К этому времени в подземном монастыре собралось уже около 20 монахов, и игумену Варлааму пришлось выстроить деревянную церковь, так как пещерная часовня уже не могла вместить разросшуюся братию.

С каждым годом популярность монастыря возрастала. Киевские князья всячески поддерживали его. Киево-Печерский монастырь играл роль не только религиозного центра, но и крупного центра культуры и искусства. Здесь работали видные ученые – историки, литераторы и богословы, на славянский язык переводились произведения иностранных авторов. Здесь Нестор-летописец написал свою знаменитую «Повесть временных лет». С лаврой связаны имена выдающегося живописца Алимпия (XI в.) и врачевателя Агапита.

Во время татаро-монгольского нашествия в 1240 г. Киево-Печерская лавра, так же как и город, очень сильно пострадала. Восстановление монастыря затянулось на долгие годы. Лишь в XVI столетии лавра вступает в полосу нового расцвета. К этому времени уже в основном завершилось формирование ее ансамбля, ныне включающего в себя Верхнюю лавру, Больничный монастырь Св. Николая, Ближние и Дальние пещеры.

1690–1708 гг. стали порой самого интенсивного строительства в лавре. Тогда были построены крепостные стены с башнями Кушника, Онуфрия, Малярной и Часозвонной, Экономические ворота с церковью Всех Святых, больничная церковь Св. Николая, корпуса келий, церковь Воздвижения на Ближних пещерах и церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах. В связи с большим размахом строительства появилась острая нехватка квалифицированных мастеров-строителей, которых пришлось выписывать даже из Москвы. В Киеве работали московские мастера Осип Старцев, Дмитрий Аксамитов и др.

Поэтому в это время в украинской архитектуре появляется ряд деталей, характерных для Москвы. В 1744 г. было закончено сооружение новой лаврской колокольни (1731–1744 гг.), построенной по проекту немецкого архитектора Иоганна Готфрида Шеделя. Это самая высокая из всех колоколен Украины. Диаметр ее основания составляет 28,8 м, высота – 96,5 м.

Одновременно с колокольней был восстановлен и заново украшен огромный Успенский собор – главный храм лавры. Закладка Успенского собора – его называли Великой церковью – состоялась в 1073 г. Строили его четыре «искусных строителя» из Константинополя. Украшение собора росписями и мозаиками продолжалось до 1089 г., после чего он был освящен. Современники, видевшие храм во времена его «молодости», называли его «небесам подобным».

В позднейшие времена Успенский собор неоднократно разрушался и перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 гг., свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме громадный пожар 1718 г.

, после чего в 1723–1729 гг. под руководством архитектора И. Каландина были проведены большие реставрационные работы. Тогда собор приобрел черты украинского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы были обильно украшены лепным орнаментом. Вместо прежнего одноглавия были устроены семь куполов, из которых центральный был вызолочен «через огонь», а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом. Многострадальный собор был взорван фашистами в ноябре 1941 г. Ныне существующее здание собора построено в 1998–2000 гг.

Комплекс Верхней лавры, Ближних и Дальних пещер складывался почти на протяжении 900 лет, поэтому в нем почти отсутствует какая-либо планомерность, но зато каждый уголок отличается редкостной живописностью. Монастырская трапезная была сооружена в 1108 г. на средства князя Глеба Всеславича. Реставрация трапезной в XVI в. не нарушила ее облика. Троицкая надвратная церковь построена в XII в. и прекрасно сохранилась до наших дней, хотя и в реставрированном виде.

Влево от главного входа в лавру находится Больничный монастырь с маленькой церковью Св. Николая (конец XVII в.). Этот белоснежный храм завершен синим куполом грушевидной формы с золотыми звездами и изящной маковкой. К северу от Успенского собора высится стройный силуэт пятикупольной церкви Всех Святых на Экономических воротах (1696–1698 гг.). Нижний ее ярус занимает проезд, а верхний – собственно храм. Церковь Всех Святых на Экономических воротах является одним из наиболее ярких образцов украинского барокко.

Ансамбль Ближних пещер, раскинувшийся у подножия холма Верхней лавры, в окружении садов и густых зарослей деревьев и кустарников, является одним из самых живописных уголков Киево-Печерской лавры. Комплекс Ближних пещер также складывался на протяжении веков. Уже в 1-й пол. XI в. тут существовали подземные церкви Св. Антония, Св. Варлаама, Введения во храм, кельи и крипты с захоронениями. Здесь, в частности, погребены Нестор-летописец, автор «Повести временных лет», художники Алимпий и Григорий, врачеватели Агапит и Дамиан, церковный писатель 1-й пол. XIII в. Поликарп, епископ Владимирский и Суздальский Симон.

Центром комплекса Ближних пещер является трехкупольная Воздвиженская церковь, построенная в 1700 г. на средства киевского полковника Павла Герцыка. В середине XVIII в. к ее западному фасаду была пристроена трапезная – небольшое прямоугольное здание, увенчанное большим куполом на низком восьмигранном барабане. Своими приземистыми формами она как бы подчеркивает стройность Воздвиженской церкви. В 1763–1768 гг. была сооружена двухъярусная колокольня (арх. И. Г. Григорович-Барский). Поставленная над откосом горы, она является главной вертикалью всего ансамбля Ближних пещер.

К югу от Верхней лавры, на высоком холме, разместилась третья часть Киево-Печерского монастыря – Дальние пещеры. Именно здесь в первой трети XI в. возникли первые пещеры с подземной церковью Благовещения. Затем, через несколько лет, была построена надземная деревянная Успенская церковь. В 1635 г. вместо нее была сооружена новая деревянная церковь Рождества Богородицы, замененная в 1696 г. каменной.

Территория Дальних пещер состоит из двух площадок. На нижней расположена церковь Иоакима и Анны (XIX в.), а на верхней – церковь Рождества Богородицы, построенная в 1696 г. на средства полковника Мокиевского.

Церковь Рождества Богородицы на Дальних пещерах является уникальным произведением украинской архитектуры XVII в. Ее главное здание увенчано тремя куполами, но по углам поднимаются еще четыре купольные часовенки. Все семь глав образуют чрезвычайно живописную пирамидальную композицию, завершенную центральным куполом. С разных точек обзора храм всякий раз предстает в новом и необычном ракурсе. В Дальних пещерах находится 46 захоронений, но только два из них относятся к домонгольской эпохе. Всего же на территории Киево-Печерской лавры погребены десятки известнейших деятелей украинской истории.

Украина, карта расположения Софийского собора и Киево-Печерской лавры

СОФИЯ КИЕВСКАЯ — МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО В ГРЯДУЩЕЕ

Это для всего мира собор Святой Софии в Киеве — уникальнейший памятник архитектуры XI века, сохранивший на своих стенах 3000 квадратных метров фресок (было — 6000 кв. ..

Это для всего мира собор Святой Софии в Киеве — уникальнейший памятник архитектуры XI века, сохранивший на своих стенах 3000 квадратных метров фресок (было — 6000 кв. м) и 260 квадратных метров мозаик (было — 640 кв. м). А для киевлян он — символ их города, и из поколения в поколение они передают легенду: «Киев стоять будет на своем месте до тех пор, пока на месте будет Софийский собор…»

Для ученых Свято-Софийский собор — место, сберегшее дух времени Киевской Руси, а равно и души тех, кто этот храм строил. И постоянно тем, кто ищет что-то новое в стенах храма, София -«Премудрость Божия» — дарит открытия. Кандидат исторических наук, преподаватель Киево-Могилянской академии Надежда НИКИТЕНКО более двадцати лет отдала изучение собора. И поделилась со мной своими выводами о роли Святой Софии для прошлого, нынешнего и будущего Украины.

— Интересно, что говорит современная историческая наука про основателей, строителей Свято-Софийского собора в Киеве?

— Очень долгое время ученые находились под влиянием исторических стереотипов, воспринимаемых как абсолютные истины. Один из таких стереотипов — почти ровесник самого храма и убеждает всех вот уже почти тысячу лет, что его строил Ярослав Мудрый, сын великого князя Владимира Крестителя, внук княгини Ольги. Но это утверждение пришло к нам из летописей, написанных во время княжения Ярослава, выписанных рукой придворного летописца. Как говорят историки, «рукой летописца водили политические пристрастия и интересы». А тем временем, летописные изводы времен строительства киевского Свято-Софийского собора соотносят построение храма с периодом христианизации Руси, т.е. с эпохой князя Владимира. Так, митрополит Илларион в своем «Слове о Законе и Благодати», подчеркивает что Ярослав закончил благое дело, начатое отцом своим, как Соломон — Давыдово дело создания Иерусалимского храма. Второй современник появления Софии Киевской — немецкий хронист Титмар Мерзебургский — упоминает о храме в 1017-1018 гг., как о действующей резиденции Киевского митрополита. О князе Владимире как о создателе Свято-Софийского храма упоминают и путешественники, и хронисты поздних эпох: так, в конце XVI ст. , во время посещения Киева, Мартин Груневич и Эрих Ляссота были киевлянами информированы о «строителе великом князе Владимире». А Ляссота даже посетил собор и описал «столицу Владимирову» — аккуратное небольшое помещение в одной из башен…

Знал о начале строительства собора князем Владимиром и митрополит Петро Могила. Он владел документами Софийского архива, сгоревшего позже — в конце XVII века. Митрополит видел собор до перестроек и реконструкций. Именно Петро Могила создал в храме мемориал Святого Владимира: построил часовню-усыпальницу, оборудовал в соборе предел Св. Владимира, ввел образ князя в княжий портрет. А в 1634 г. по его указанию на арках центрального купола сделана надпись, что Свято-Софийский собор «нача здатися в лето 1011», т.е. — за четыре года до смерти Владимира Крестителя!

Но самыми важными доказательствами являются настенные росписи и фрески храма: они прославляют крестителей Киевской Руси, «заказчиков» собора — князя Владимира и княгиню Анну! Они фигурируют на княжем портрете в центре собора; а вдоль лестниц, ведущих на башни, развернут триумфальный фресковый цикл, рассказывающий о заключении династического брачного союза между Владимиром — князем киеворусским и византийской принцессой Анной. .. И, таким образом, абсолютно логично на основе вышесказанного сделать вывод: именно князь Владимир был человеком, начавшим строительство величайшего архитектурного памятника христианству на Киевской Руси — Свято-Софийского собора.

— Почти на всех софийских фресках рядом с Владимиром изображена его супруга Анна. А какую роль сыграла княгиня Анна в истории Киевской Руси?

— К сожалению, княгиня Анна, которая вместе с Владимиром крестила Киевскую Русь и является значительной фигурой в истории Руси-Украины, несправедливо забыта современной исторической наукой. И накануне двухтысячелетия крещения Руси о ней необходимо вспомнить. Анна — порфирородная византийская принцесса — нашла на Руси вторую отчизну и во имя ее совершила великий подвиг жизни и веры. Как утверждают росписи Свято-Софийского собора, Анна была авторитетной и уважаемой женщиной; ее считали соратницей Владимира во всех княжьих начинаниях, во всех государственных делах. А Ярослав Мудрый назвал своих старших детей в честь отца и мачехи — Владимиром и Анной. Очевидно, что уже в конце XI века Владимира и Анну готовили к канонизации: дело-то было трудным, потому Владимира удалось канонизировать лишь в средине XIII века, а вот Анна не канонизирована до сих пор. А ведь она достойна того, чтобы быть в ряду святых Украинской Православной Церкви. Тем более, что у нас совсем немного собственных святых женщин…

— Если попробовать проанализировать роль киевского Свято-Софийского собора в истории нашего государства, то чем был, чем есть и чем будет этот храм для Украины?

— Святая София Киевская всегда была и будет нашим национальным палладием. На протяжении веков стоит этот храм в самом сердце «столичного града Киевского», воплощая в себе вечность нашего народа. А еще София есть символом украинской государственности, ведь ее строительство приходится на эпоху создания первого христианского государства на территории современной Украины, на времена Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого. Та великая эпоха была освещена и освячена светом Христовой веры. А пришла эта вера на нашу землю в конце X века, благодаря Божьему помыслу и государственной мудрости князя Владимира, — так утверждает современник строительства собора Святой Софии, митрополит Киевский Илларион. Храм этот стал настоящим духовным и архитектурным гимном новой Руси, воплотившим триумф премудрости Божьей (Софии) на восточнохристианских землях. Об этом говорит и надпись над главным алтарем собора, где величественно возвышается мозаичная Богоматерь Оранта: «Бог среди его, пусть не колеблется; Бог поможет ему, когда утро настанет» (45 псалом). Богоматерь Оранта получила в народе имя «Нерушимой Стены», своей молитвой защищающей христиан…

Киев стал тогда новым Иерусалимом, и центром святости его является собор Святой Софии. Под его сводом звучали голоса великих иерархов-митрополитов Иллариона и Петра Могилы, отцов национальной Церкви и государственности. Тут трудились поколения духовных пастырей украинского народа — известных и нам неведомых. Перед алтарем Софии молились Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Петро Сагайдачный и Богдан Хмельницкий. Тут же, при кафедре митрополита, существовали давнейшая на Руси библиотека, духовная школа, скриптарий-мастерская, где переводились и переписывались церковные книги.

В нашем веке, на протяжении последних десятилетий Свято-Софийский собор рассматривался как памятник материальной культуры. Действительно: его архитектура и росписи — уникальное явление в истории мировой цивилизации. И все же они — только способ, с помощью которого достигалась высочайшая цель, а именно — сохранение живой, неумирающей связи между нашими предками и нами, живущими ныне, и нашими детьми. Народ не должен потерять свою святыню. Она обращается к нам со словами Вечной Истины, — нам нужно услышать их. Она зовет нас к объединению, а не к вражде; к любви, а не к ненависти; к свету, а не к ослеплению. София дает нам возможность узнать, какими были наши предки, и какими должны быть мы…

Related video

А должны мы быть мудрыми, дабы хватило нам мудрости беречь нашу Киевскую Софию. Ведь бережет же она каждого из нас.

Все статьи Богдана Костюк

Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Оставайтесь в курсе последних событий!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Следить в Телеграмме

Софийский собор и Золотые Ворота — АРГОТУР — Въездной туроператор в Украину

  • Киев
  • Индивидуальная экскурсия
  • Религиозная экскурсия
  • Тематическая
  • Экскурсия
  • Пешая прогулка 90 004

Посетите Софийский собор и Золотые ворота, что включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Частный гид встретит вас на ресепшене гостиницы вашего пребывания в Киеве. Если это время вам не подходит, пожалуйста, измените его и сообщите нам о встрече. Вы входите в Софийский собор после покупки самого билета в кассе.

Старейшая действующая церковь Киева, Софийская, была построена в память о победе Киевской Руси над печенегами (азиатскими кочевым племенем) и прославлении христианства. Он был назван в честь знаменитого Софийского собора в Константинополе. Эта величественная 13-купольная святыня примыкала к Ярославову дворцу и стала святыней киевлян, а также политическим и культурным центром.

Вас встретит интерьер с богатыми фресками и мозаиками, многие из которых до сих пор целы спустя почти тысячелетие, собор произвел огромное впечатление на простых киевлян. Лазурная и пока колокольня имеет высоту 76 м. В 1852 году к собору были пристроены верхняя часть в стиле украинского барокко и позолоченный купол.В трапезной 0023-го века находится музей, в котором хранятся археологические артефакты и архитектурные экспонаты, такие как макеты, изображающие Киев, каким он был до захвата монгольскими захватчиками в 1240 году. Золотые ворота, которые расположены в нескольких минутах ходьбы. Золотые ворота, один из самых уникальных архитектурных и археологических памятников Киева. Остатки почтовых ворот древнего Киева были построены в период расцвета Киевской Руси и включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тщательно спланированная историками и архитекторами, яркая новая постройка, скрывающая древние стены, считается точной копией оригинальных ворот.

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ (WatsApp, Signal, Viber): +380679050861 Алексей

бронирование: [email protected]

 

  9 0017

МЕСТО ВЫЛЕТА Гостиница или апартаменты в центре Киева для путешественников
ВРЕМЯ ОТЪЕЗДА 10:00. Гибкий. Вы выбрали время отправления в своем бронировании.
МЕСТО ВОЗВРАТА Тур заканчивается в центре города рядом с Золотыми воротами
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ 3 часа
ВКЛЮЧЕНИЯ
Индивидуальная экскурсия Пешеходная экскурсия
Перевозка на личном автомобиле, микроавтобусе или микроавтобусе Тур включает в себя транспортировку, трансфер и доставку в отель (кроме пешеходной экскурсии)
ИСКЛЮЧЕНИЯ
Входные билеты /около 2 долларов США на человека/
Еда и напитки
Дополнительная услуга
Транспорт в случае пешеходной экскурсии
Сувениры и фото можно приобрести

 

  • 3 часа Пешеходная экскурсия (до 3 человек) — 60 долларов США
  • 3-часовая пешеходная экскурсия с гидом (до 6 человек) — 70 долларов США
  • 3-часовая пешеходная экскурсия с гидом (до 15 человек) — 80 долларов США
  • 3-часовая экскурсия с трансфером из отеля и обратно на машине (до 3 человек) – 90 долларов США
  • 3-часовая экскурсия с трансфером из отеля и обратно на микроавтобусе (до 6 человек) – 120 долларов США
  • 3-часовая экскурсия с трансфером из отеля и обратно на микроавтобусе (до 15 человек) – 160 долларов США
  • 3-часовая экскурсия с трансфером из отеля и обратно на автобусе (до 30 человек) – 180 долларов США
  • 3-часовая экскурсия с трансфером из отеля и обратно на автобусе (до 45 человек) – 220 долларов США

Язык:  Eng   Ukr

Софийский собор.

История Полоцка Автор: miesta.by

Источники:

  1. І. І. Каліноўскі, «Полоцк і яго ваколіцы»

вторая половина XI в.

переведено командой сайта

Во время правления князя Всеслава в столице Полоцкого княжества на месте будущего города-крепости на Замковой горе был построен изящный Софийский собор. Это было первое каменное здание в Беларуси. С этого храма началась летопись каменного зодчества Беларуси. В настоящее время Софийский собор является визитной карточкой Полоцка. Старинный храм будит воспоминания о прошлом, его история стала рекордом Полоцка. История храма началась в далеком XI в. и продолжается в настоящее время, приобретая новые смыслы и духовную ценность. Это памятник XI-XVIII вв. Известный белорусский поэт и писатель Владимир Короткевич в стихотворении «Белорусская песня» задал поэтический вопрос: «Где мое место?». И сам себе ответил: «В том месте, где Софья плывет над Двиною, как каравелла».

Греческое слово «София» означает мудрость, мастерство. Наши предки трактовали его в более широком смысле — это слово означало большую человеческую общность, выражение единства всех жителей княжества. Храм был построен с помощью греческих ремесленников. В фундаменте южной стены собора обнаружен известняк с автографами (вероятно, античных мастеров XI в.). Спустя почти 1000 лет этот камень стал музейным экспонатом и памятником XI века. письменный язык.

Строительство Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке было вдохновлено Софией в Константинополе, построенной в VI веке. Белорусский историк и археолог С. Тарасов подметил сходство полоцкой постройки с таким же храмом в городе Охриде (Македония) на Балканах, который был построен раньше Полоцкого собора. Он считает, что Полоцкий храм мог быть построен под руководством или влиянием болгарских мастеров, так как известно, что болгары строили храмы на территории Полоцкого княжества.

В летописях ничего не говорится о строительстве Полоцкого Софийского собора. Этот памятник впервые упоминается в «Жицие Евфрасинни Полоцкой» и «Слове о полку Игореве». Святая София каменная о седми верещах».

Если римский Запад переживал сложный период перехода от деревянного храмостроения к каменному, то Киевская Русь и Полоцк уже использовали византийскую архитектурную традицию в строительстве крестово-купольных храмов. В дальнейшем полоцкие мастера выработали свои архитектурные стандарты, так что к XII веку сложилась самостоятельная полоцкая архитектурная школа. Эти особенности отразились в конструкции Полоцкой Софии. Так что слепого копирования восточной традиции здесь не произошло. Местные традиции оказали значительное влияние, и римский Запад также повлиял на местные архитектурные решения, хотя в то время его влияние было ограниченным. Но в последующие века в местном искусстве происходило постепенное усиление западноевропейского влияния.


Вероятно, в 11 в. Полоцкий собор был построен на месте сгоревшего деревянного храма. Он пережил несколько пожаров. У него было семь куполов. По византийским меркам храм должен был быть пятиглавым. Софийские соборы в Киеве и Новгороде были 13-главыми и пятиглавыми соответственно. Белорусские ученые предполагают, что 7 куполов Софийского собора в Полоцке символизировали семь Вселенских соборов. Он выражал независимость и неприкосновенность Полоцкой земли.

С самого начала Полоцкая София была центром распространения христианства среди княжества. Так что время шло, князья менялись, а храм неуклонно объединял полоцких верующих. Ученые предполагают, что иногда епископская власть в Полоцке считалась выше власти князя и существенно влияла на политическую жизнь города и княжества.

Но собор играл не только роль религиозного центра. Это было делом всего города. Каждое самое значительное событие в жизни Полоцка было связано с его главным храмом. В нем также принимали послов, объявляли войну и заключали мир, хранили княжеские сокровища и размещали библиотеку, основанную князем Изяславом, подписывали торговые договоры и возводили на престол князей.

Место перед собором использовалось для проведения народных собраний (веча), которые также играли значительную роль в жизни города. Это был способ, чтобы воля граждан была услышана принцем. Веча ограничивала власть князя, но не ставила целью ее уничтожить. Особенностью Полоцкого княжения было сосуществование княжеского и вечевого влияния.

вторая половина XVI — вторая половина XVIII ст.

На изображениях XVI века храм имел уже пять куполов, он напоминал крепость, способную обороняться. В 1607 году София сгорела и была восстановлена ​​униатским архиепископом Ясафатом Кунцевичем. По его заказу знаменитый архитектор Андреас Кромер обновил собор в 1619-1622 гг.

Но здание Кромера также пострадало от пожара в 1643 г., Софийский вскоре был вновь восстановлен. Большие разрушения были нанесены во время Северной войны, когда с 1705 по 1710 год в Полоцке находилась русская армия во главе с Петром Великим. По царскому указу собор был принят для хранения воинских боеприпасов и пороха. 10 мая 1710 года в подвале Софии произошел взрыв пороха. Собор был сильно поврежден и долгие годы стоял в запустении. С 1738 по 1750 год перестраивался униатами в стиле виленского барокко. В таком виде он остается и по сей день. От древнего храма, построенного почти тысячелетие назад, после многочисленных разрушений и перестроек сохранились только цоколь, западная и восточная стены (высотой 8 и 12 метров), части опор и восточная апсида (высотой около 10 метров), остальные выше относятся к 18 веку.

Соперничество между католиками, униатами и православными в сфере храмового строительства вылилось в использование красивейших архитектурных средств барокко. В результате в 17-18 вв. на землях ВКЛ было основано своеобразное архитектурно-художественное направление позднего барокко, известное под названием виленского барокко. Это направление охватывает период с 1725 по 1775 годы, обозначается как самобытно-художественное явление в контексте общеевропейского искусства.

На месте разрушенного древнего храма был построен величественный униатский собор. Благоустройство собора продолжалось до 1765 г. Собор был построен на средства и по заказу униатского священника Флариана Грабницкого. Он родился в 1684 г., по окончании Виленского университета получил степень доктора богословия. В 32 года стал архиепископом в городе Витебске. В возрасте 35 лет он принял полоцкий архиерейский престол. Скончался в 1762 году в своей загородной резиденции в Струнне. Местом его захоронения стал Софийский собор в Полоцке. В 1912 это место было обнаружено.

вторая половина XVIII — первая половина XIX в.

Слева от собора в 1752-1763 годах было построено 3-х этажное здание базилианского монастыря, которое вместе с храмом образовало уникальный архитектурный ансамбль. К сожалению, монастырь не сохранился, мы можем видеть его только на открытках ХХ века.

После реконструкции в XVIII в. собор был частично перестроен в 1876-1878 гг., 1913. Большая реставрация была проведена в 70-80-х гг. ХХ в. (арх. В. Слюнчанка), когда вид XVIII в. был возвращен собору.

В стиле барокко униаты использовали аллегории, знаки и символы. Символы трактовались ими как эмоциональное восприятие невидимой сущности Бога. Не случайно такую ​​архитектурную форму, как Софийский собор, базиликой называли домом Царя Небесного. Боковые стены собора считались символами Нового и Ветхого Заветов, столбы и колонны – пророками и апостолами, а вход в храм – началом Рая. Ярусное строение башен имело идею вознесения к Богу, 2 башни мент двойственную природу человека и земную, и божественную. София была униатской церковью 243 года — с 159 г.6 по 1839.

После запрета униатства в 1839 г. собор вновь стал православной церковью и действовал в таком качестве до середины 20-х гг. ХХ в. Во время войны он некоторое время действовал, его правая башня была повреждена, но после войны была восстановлена. Послевоенное поколение полочан помнит собор как книгохранилище, архив. Его настоящее возрождение произошло только в 70-80-х годах ХХ века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *