Купол Исаакиевского собора: dvzhuk — LiveJournal
Купол Исаакиевского собора: dvzhuk — LiveJournal ?- Архитектура
- Путешествия
- Cancel
История русской архитектуры. СПб.: Стройиздат СПб, 1994. С. 408–409.
Сооружение собора стало полигоном для внедрения и испытания новых технических приемов. Достаточно упомянуть железную дорогу, построенную для перевозки материалов, новейшие системы лесов и подъемных механизмов, метод гальванопластики, с использованием которого была выполнена скульптура.
* * *
Н. Н. Аистов, Б. Д. Васильев, В. Ф. Иванов и др. История строительной техники. Л.–М.: Стройиздат, 1962. С. 314–316.
Купол Исаакиевского собора в Петербурге. К наиболее значительным и прогрессивным конструкциям, выполненным из чугуна и железа, принадлежит конструкция купола Исаакиевского собора, сооруженного по проекту О.
Монферрана в 1818—1858 гг. В отличие от схемы покрытия купола собора Св. Павла в Лондоне, состоящего из наружного конического и внутреннего сферического сводов, Монферран в целях создания более долговечного, легкого и дешевого купола предложил коническую и сферическую часть покрытия диаметром 22,15 м, имеющую в основании общие опоры, сделать из 24 чугунных ребер, располагаемых в толще конической и сферической части покрытия. Ребра составлены из отдельных косяков (рис. 4) двутаврового поперечного сечения, имеющих в стенках овальные отверстия. Косяки соединены между собой болтами Чугунное кольцо, поддерживаемое ребрами сферической части, соединено чугунными косяками с ребрами конической части. Все ребра соединены между собой горизонтальными чугунными кольцами из отдельных плит.Промежутки между чугунными ребрами конической и сферической части покрытия заполнялись кладкой из глиняных горшков (голосников) слегка конической формы, которые являлись хорошим отеплителем купола, улучшали акустику и в то же время были значительно легче обычной кирпичной кладки.
Наружный медный золоченый купол поддерживается 48 криволинейными железными ребрами, соединенными с конической частью покрытия посредством железных стержней, образующих треугольные системы. На верхней части конического покрытия установлен фонарь, каркас которого сделай также из чугунных элементов и обшит медью. Постройка купола была закончена в 1842 г.
Система купола Исаакиевского собора является оригинальной прогрессивной конструкцией, смело сочетающей инженерное решение с архитектурной композицией.
Рис. 4. Купол Исаакиевского собора в Петербурге, разрез;
арх. Монферран
а — общий вид; б — интерьер конструкции купола.
Также в spb_guide
Tags: город
Subscribe
«…организовать очистку заведения силами СД»
О массовом и целенаправленном уничтожении немецкими оккупантами на территории Советского Союза пациентов больниц и психиатрических клиник в годы…
Обстрелы Ленинграда в 1941 году в немецких документах
При описании битвы за Ленинград сведения противника начали использоваться еще в годы Великой Отечественной войны. Такие материалы, в основном…
Видеосюжет с открытия выставки
ТРК «Царское Село», Новости Пушкинского района. Выпуск от 19.04.2013, с 4:44 по 7:29.
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
- 0 comments
Архитектура — ГМП «Исаакиевский собор»
Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота Исаакиевского собора 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м.
Собор – одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.
Храм св. Исаакия Далматского принадлежит к числу самых больших, сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма – архитектурного стиля, господствовавшего в России во второй половине XVIII – начале XIX веков.
Время проектирования собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций, связь с окружающей застройкой. Архитекторы зачастую обращались к традициям античности, использовали мотивы Древних Греции и Рима, итальянского Возрождения. Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок этого стиля, проявившийся в нарушении его чистоты и отказе от сохранения единства и цельности архитектурно-художественного образа, излишней декорировке, не связанной с конструктивными особенностями зданий. Эти черты обозначили начало эклектического направления в архитектуре, по времени совпавшего со строительством Исаакиевского собора. Поэтому в отдельных деталях его фасадов, и особенно в интерьере появляются черты эклектики.
Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с фасадами, украшенными портиками. Сохранив традиционную схему, О. Монферран по-иному подошел к решению архитектурно-художественного убранства здания.
В плане Исаакиевский собор представляет собой слегка вытянутый по оси восток-запад прямоугольник, в средней части которого находится квадрат, выступающий из общего контура в северную и южную стороны. В результате такой планировки доминирующее значение приобрела средняя часть здания.
Само здание решено цельным, компактным объёмом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золочёным куполом с легким восьмигранным световым фонариком.
По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие колокольни, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолочённые главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Из-за пирамидальности построения собора создается ощущение динамичности и устремленности ввысь массивного барабана с главным куполом, а также связи всего здания с окружающим пространством.
Фасады украшены портиками с гранитными колоннами высотой 17 м и массой 114 т каждая. Установлены колонны на гранитных стилобатах, в которых расположены ведущие к храму ступени. Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А. Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание тёмно-красных колонн портиков, колоннады главного купола и цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочёными куполами придает всему сооружению парадный вид.
Поражают своим величием и благородством форм портики собора. Один шестнадцатиколонный портик обращен на север, к Неве и Медному всаднику, другой – к Исаакиевской площади. Таким образом, оба входа в храм оказались боковыми по отношению к алтарю, что обусловлено градостроительными особенностями. Алтарь храма снаружи отмечен восьмиколонным портиком, который симметрично повторяется с западной стороны.
Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Стремясь усилить впечатление грандиозности сооружения, О. Монферран непомерно увеличил размеры окон и дверей, что исказило представление об истинной величине храма. За исключением восточного фасада, три наружные двери гармонично увязаны с портиками, площадь каждой из них – 42 кв. м; высота створки – 6,8 м; масса створки – 9,7 т.
Треть всей плоскости стены занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером. Его размеры были продиктованы восточным фасадом третьего Исаакиевского собора, освященная часть которого не подлежала разборке. О. Монферран несколько смягчил массивный аттик вертикальными членениями четырех звонниц и горизонтальным карнизом с модульонами в верхней части стен. Подчеркивают вертикальный характер главных членений здания пилястры, расположенные на углах.
Исаакиевский собор – высокий образец единства как монументального, так и декоративного искусства; его архитектура находится в непосредственной художественной взаимосвязи с живописью и скульптурой. Характер декоративного решения фасадов определяет, прежде всего, скульптура – один из самых распространенных видов изобразительного искусства первой трети XIX века, связанных с архитектурой.
Расположение декоративной скульптуры соответствует основным членениям здания, объединяя отдельные архитектурные массы, зрительно смягчая переходы от одной части к другой, тем самым усиливая роль и значение отдельных элементов сооружения. Скульптурное убранство храма создавали известные ваятели того времени – И. Витали, И. Герман. П. Клодт, Л. Логановский, Ф. Лемер, Н. Пименов. Скульптурный декор не только обогащает облик здания, но и несет основную идейную и тематическую нагрузку, конкретизируя функциональное назначение храма. Такое обилие скульптуры в наружном убранстве было вызвано тем, что к середине XIX века изменилось представление о монументальности сооружения; иными становятся и способы выделения среди городских построек.
На смену строгости и благородной простоте зданий начала XIX века приходит стремление к помпезности, эффекту, что обуславливает усиление пластики стен, заполнение гладкого поля фронтона сложными по композиции барельефами, использование дорогих отделочных материалов. Все это в полной мере нашло отражение в наружном убранстве Исаакиевского собора и особенно ярко выразилось в интерьере храма.
Благодаря вертикальной направленности своей композиции Исаакиевский собор стал одной из доминант центральной части города, имеющей важное градостроительное значение. Здание храма органично вошло в ансамбль двух площадей – Исаакиевской и Сенатской (Декабристов), композиционно объединяя и определяя их облик.
Сенатская площадь создавалась еще в середине XVIII века, а завершилось ее формирование в первой половине следующего столетия. Широко раскрытая на Неву, эта площадь – часть художественного убранства неповторимых по красоте набережных.
Если для Сенатской площади Исаакиевский собор – последний аккорд, недостающее звено ансамбля, то для Исаакиевской он стал началом ее превращения в единый архитектурный организм. В центре площади – последняя работа О. Монферрана, памятник императору Николаю I, выполненный скульптором П. Клодтом.
Внутренняя планировка Исаакиевского собора характерна для православных культовых сооружений XVIII века. Интерьер площадью более 4 000 кв. м двумя рядами пилонов разделен на три нефа. В главном куполе, опирающемся на четыре массивных пилона, высота достигает 69 м, высота боковых нефов – 28 м. Входом в храм служат три большие двери с южной, северной и западной сторон здания.
В восточной части – главный алтарь и иконостас, возвышающийся в уровень со сводами, подобно алтарным преградам древнерусских храмов. Стройный коринфский портик иконостаса из десяти малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры. Перед иконостасом – солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.
Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и Царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского. В алтарном окне – один из самых больших витражей в Европе площадью 28,5 кв. м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером Айнмиллером. Запрестольный образ Иисуса Христа отличается яркостью красок и глубиной цвета. Несмотря на то, что витраж – нехарактерная деталь убранства православного храма, в Исаакиевском соборе он органично вписывается в интерьер и придает алтарю неповторимый, торжественный вид.
Прорезая главный иконостас, боковые арки открывают для обозрения боковые приделы с малыми иконостасами. Левый неф ведет в придел св. Александра Невского, правый – в придел св. Екатерины.
В пышном декоре храма важное значение имеет оформление барабана главного купола. Выступающие из плоскости стен двенадцать статуй ангелов вместе с мраморными пилястрами образуют единую вертикаль и способствуют четкому членению барабана. Между скульптурами, выполненными способом гальванопластики, – живописные изображения двенадцати апостолов. Хорошо освещенные окнами барабана, позолоченные фигуры ангелов ярким пятном выделяются на фоне стен и вместе с живописью создают богатый декоративный эффект.
Внутренний декор собора венчает роспись плафона «Богоматерь во славе» площадью 816 кв. м, созданная выдающимся художником XIX века К. Брюлловым. Круговая композиция этого полотна продиктована архитектурой храма. Мягко и естественно перейти от архитектурных форм к живописным позволяет балюстрада, написанная по самому краю плафона. Она иллюзорно увеличивает антаблемент барабана, а свободный от изображений центр плафона вызывает ощущение глубины воздушного пространства и бесконечности небесного свода. Завершает композицию плафона главного купола созданная И.Дылевым скульптура голубя, парящего под сводом на высоте 86,5 м – символ Святого Духа. Она выполнена из меди, весит 84 кг, размах крыльев голубя 2,06 м. Сияние скульптуре придаёт слой серебра, нанесённый способом гальванопластики.
Оформление барабана главного купола с точки зрения синтеза различных видов искусства – наиболее удачное в Исаакиевском соборе.
Важная особенность внутренней отделки собора – вызолоченные детали, литые бронзовые, с рельефным орнаментом, базы и капители колонн, медальоны, кессоны, гирлянды, а также ажурные золоченые люстры-паникадила массой около 3 т каждая. Всего на позолоту собора было израсходовано 300 кг золота, еще 100 кг – на золочение куполов.
Исаакиевский собор – яркий образец синтеза архитектуры с различными видами декоративно-прикладного искусства. Его многочисленные живописные картины, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатую, насыщенную цветовую гамму.
Подготовлено Е. Л. Репиной
Исаакиевский собор | Nordic Travel
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (видео)
Исаакиевский собор
Исаакиевская площадь
Интерьер
История его основания восходит к 1710 году, когда небольшое деревянное здание чертежной мастерской возле местного судостроительного завода было переоборудовано в церковь. Церковь названа в честь святого Исаака Далматского, покровителя Петра Великого, родившегося в день памяти святого. Сейчас считается
В 1717 году Петр решил перестроить церковь в камне. вторая церковь здание располагалось прямо на берегу Невы. Вскоре подвал был поврежден водой, и церковь пришлось разобрать и отстроить заново.
Третий корпус Исаакиевской церкви был начат в 1768 году и закончен в 1802 году. Однако это здание оказалось непропорциональным, если не сказать уродливым. Правящий император Александр I настоял на реконструкции.
Французский архитектор Огюст де Монферран выиграл конкурс на проектирование четвертого здания Исаакиевского собора в 1818 году. Собор строился 40 лет и был освящен 30 мая 1858 года.
После большевистской революции 1917 года , золотые и серебряные изделия из собора убрали, но службы продолжались. Собор закрыли в 1928 году, а через три года открыли так называемый Антирелигиозный музей .
Во время Великой Отечественной войны купол Исаакиевского собора был окрашен в серый цвет. Сотрудники музея и члены их семей жили в подвале, который также служил хранилищем артефактов из других музеев Ленинграда.
В 1948 году собор был превращен в музей. С 1990 года возобновляются богослужения и идет обсуждение вопроса о возвращении собора Русской Православной Церкви.
Исаакиевский собор проект
Собор вмещает 12000 человек и является четвертым по величине купольным собором в Европе. Толщина стен составляет от 2,7 до 5 метров. Высота собора составляет 101,5 метра. Купол имеет диаметр 25,8 метра, на его позолоту ушло почти 100 кг золота.
Здание окружено 48 колоннами из финского гранита. В основании каждой колонны находится платиновая медаль
На купол установили 24 гранитные колонны. Традиционно в основание каждой из них клали памятные серебряные рубли.
Барельефы портиков Исаакиевского собора отлиты на петербургской фабрике шотландского инженера и бизнесмена Чарльза Бэрда.
Собор богато украшен мрамором и полудрагоценными камнями из России и других стран. Русский серый мрамор из Рускеалы и розовый мрамор из Тивдии; оба места расположены в нынешней Республике Карелия. Иконостас вырезан из белого мрамора, привезенного из Каррары в Италии. Желтый мрамор из Сиены, а зеленый мрамор из Генуи. Французские горы Севенны были источником красного мрамора.
Лучшие художники России писали стенные росписи и иконы. Мозаичные украшения выполнены мастерами из России и Италии.
Часы работы музеев и экскурсии
Экскурсия по собору включает информацию о его истории, художественных украшениях, скульптурах и библейских сюжетах в росписях Исаакиевского собора.
Экскурсия по собору включает информацию о его истории, художественных украшениях, скульптурах и библейских сюжетах в росписях Исаакиевского собора. Вы можете пройти по винтовой лестнице на смотровую площадку на вершине колоннады и получить панорамный вид на Санкт-Петербург с высоты 43 метра.
- Музей работает с 10:30 до 18:00, выходной – среда.
- Колоннада Исаакиевского собора открыта с 10:00 до 18:00.
- Вечерние программы музея проходят с 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30. С 1 мая по 30 сентября – без выходных, а с 1 октября по 30 апреля один выходной в месяц – это третья среда месяца.
- Экскурсия «Вечерняя колоннада» проводится с 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30.
Исаакиевский собор — Индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу
Исаакиевский собор по праву можно считать центром Санкт-Петербурга – его золотой купол виден даже с Финского залива. Высота собора составляет 101,5 метра, что делает его самым высоким и величественным храмом России. Подъем по старинной винтовой лестнице (562 ступени) к колоннаде позволяет туристам наблюдать удивительную панораму города со смотровой площадки, расположенной на высоте 43 метра. Истертые камни лестницы — живое доказательство того, что посещение Исаакиевского собора во все времена было обязательной частью культурной программы паломников, туристов и петербуржцев.
Огюст Монферран
Святой Исаак Далматский был покровителем Петра Великого, так как будущий первый российский император родился 30 мая, в день святого. В свой тридцать восьмой день рождения, в 1710 году, Петр I приказал построить деревянную Исаакиевскую церковь в Петербурге, где через два года обвенчался со своей женой Екатериной I. Строительство церкви длилось около 30 лет, но болотистая почва поглощала все усилия архитекторов, и в итоге постройку пришлось демонтировать.
В 1768 году императрица Екатерина II решила завершить план Петра и приказала перестроить собор, но перенести его подальше от береговой линии — на Сенатскую площадь. Замысел здания был грандиозным: церковь была полностью облицована олонецким мрамором. Но после смерти ненавистной матери Павел I приказал демонтировать из собора весь мрамор и использовать его для украшения своего любимого Михайловского замка, а Исаакиевский собор пришлось построить из кирпича. В 1816 году состоялся еще один архитектурный конкурс на Исаакиевский собор, в котором участвовали самые именитые архитекторы того времени, но император выбрал малоизвестного Огюста де Монферрана, который, в отличие от всех своих коллег, не предлагал разрушать собор. старое здание
«Золочение производилось по старой, впоследствии запрещенной, технологии с использованием ртути».
Собор украсили сто пятьдесят картин Фёдора Бруни, Карла Брюллова, Василия Шебуева, триста статуй и барельефов Ивана Витали, и всё это делает Исаакиевский собор прекрасным и уникальным образцом русской церковной архитектуры. . На позолоченный купол Исаакиевского собора ушло более центнера драгоценного металла. Процесс золочения велся по старой, позже запрещенной технологии с использованием ртути. Хроники говорят, что это стало причиной гибели всех художников, участвовавших в процессе.
Исаакиевский собор среди прочих рекордов побил рекорд по продолжительности строительства: ровно 40 лет. В городе ходили слухи, что зодчий намеренно затягивал с завершением строительства, так как гадалка предсказала зодчему, что он умрет, как только закончит возведение собора. Правда это или нет, но Монферран умер сразу после постройки церкви.
Исаакиевский в строительных лесах
В Исаакиевском соборе состоялось крещение детей царской семьи и местные торжества. Но здание постоянно находится в процессе строительства и ремонта. Появился еще один городской слух о том, что падение царской династии Романовых произойдет, когда со здания собора будут сняты строительные леса. Его убрали в 1916 году — за полгода до отречения от престола последнего императора России.