Национальная одежда народов Севера | ДетиАрктики.РФ
Поделиться
Вконтакте Одноклассники TwitterКультура и быт
Национальная одежда народов Севера
Традиционный костюм многое рассказывает о народе. Какой образ жизни ведут эти люди, где живут, чем занимаются. Главное предназначение одежды на Севере – сохранять тепло. Но не только! Если приглядеться повнимательнее, национальные узоры расскажут целую историю.
Содержание
- Тепло и удобно
- Эстетика и смысл
- Малица, кухлянка, аткук
- К – камлейки и кафтаны
- Унты, пимы, торбаса
- Головные уборы
- Коколдо и другие рукавицы
Тепло и удобно
Эскимосский костюм.
Коренные жители северной тайги и тундры – оленеводы и морские охотники – веками используют для изготовления верхней одежды шкуры и мех.
Одна из главных примет традиционной одежды народов Севера – многослойность. Чем больше слоев одежды, тем больше между ними «прослоек» воздуха, благодаря которым и сохраняется тепло.
Оленные чукчи долгое время использовали для изготовления обуви и штанов старые покрытия яранги – как следует продымившись, они становятся устойчивы к воздействию влаги.
Чаще всего жители Арктики из шкур морских млекопитающих делают штаны и обувь, из оленьих – верхнюю одежду и утепляют ее лисьим, беличьим, песцовым мехом. Морские охотники шьют дождевики (камлейки) из кишок моржа и нерпы. У чукчей широко распространена ровдуга – замша из лосиных или оленьих шкур.
Правильная выделка шкур – тяжелая работа и требует мастерства, поэтому умелые скорняки пользуются уважением. Качественная одежда из натуральных материалов не только удобна, но и за счет правильной терморегуляции предотвращает излишнее потоотделение. А это важно в условиях, когда возможность принять душ и устроить стирку бывает не всегда.
Современная версия традиционного ительменского костюма.
На Таймыре живет несколько коренных народов Севера. На фото представители долган, нганасан и энцев в национальных костюмах.
Эстетика и смысл
Традиционный костюм вепсов.
Мужчина в традиционном костюме эвенков на праздновании Дня оленеводов.
Помимо функциональности, в традиционной одежде коренных народов Севера не менее важна и эстетическая составляющая. Национальные костюмы обильно украшают вышивкой, аппликациями, бисером, тесьмой. Например, отличительная черта вепсской вышивки – почти полное отсутствие изображений животных. При этом один из самых распространенных мотивов – тема дерева. Традиционную одежду вепсов шьют из шерсти или льна; в старину ткацкий станок был в каждом доме.
Декор на национальной одежде не только для красоты: вышивка, украшения, узоры всегда рассказывают народное предание, историю или миф.
Для декорирования сумок, поясов, колчанов коренные народы Севера используют протяжку узких ремешков через прорези, создавая искусное плетение и разнообразные орнаменты. На кожаную обувь наносят роспись со сказочными сюжетами, сценками из жизни охотников и рыбаков.
Отделка традиционных костюмов носит не только декоративный, но и прикладной характер: она сообщает массу информации о том, к какому народу человек принадлежит, его семейном положении, наличии или отсутствии детей, занятиях и социальном статусе. Один из древних способов украшения одежды – вышивка подшейным волосом оленя. Его собирают в пучок и прикрепляют к основе жильными нитками. Получаются рельефные накладные швы, из которых складывается узор.
Еще одна функция декора – ритуальная. Узор может выступать в роли оберега или талисмана: например, изображение следов зверя должно принести удачу охотнику. А звон монет или колокольчиков отпугивает злых духов.
Национальный орнамент, который для непосвященного человека просто красив – на самом деле целая система знаков, своего рода «текст», который рассказывает о владельце одежды.
Куклы в эвенкийском костюме. Практически вся старинная национальная эвенкийская одежда и утварь украшены бисером.
Малица, кухлянка, аткук
Житель Ямала в традиционной ненецкой малице.
Главная одежда коренных народов Севера – просторная меховая куртка, бывает короткая и удлиненная. Состоит из двух слоев: верхний носят мехом внутрь, нижний – наружу. Летом кухлянку носят в один слой. Рукава свободные, но плотно прилегающие на запястьях: так лучше сохраняется тепло и удобнее работать.
Глухую меховую куртку из шкуры оленя чукчи, коряки и ительмены называют кухлянкой, ханты – малицей, эскимосы – аткуком, саамы – пеццк, или печок (мехом наружу) и торрк (мехом внутрь). Верхняя женская одежда у энцев и нганасанов – распашная парка – называется лифарие.
У селькупов распашную оленью парку (паргы) мехом наружу носят и мужчины, и женщины. А вот глухой сакуй из оленьих шкур, который в сильные морозы надевают поверх парки – предмет мужского костюма.
По форме все меховые куртки – и кухлянки, и малицы и т. д. – на первый взгляд имеют похожий дизайн у разных народов Севера, но разница в деталях. Например, в одном регионе повязывают пояс, в другом пришивают особые капюшоны или варежки, в третьем к поясу прикрепляют разные полезные вещи: ножи, футляры со спичками, кисеты для табака и так далее.
У энцев наружные пояса не носят. Еще одна особенность – нательный комбинезон без рукавов, который женщины надевают под верхнюю одежду.
Корякская летняя женская кухлянка мехом внутрь с вышивкой бисером и меховой мозаикой.
Кухлянка настолько теплая, что нередко ее используют как спальный мешок, глубоко надвинув капюшон и плотно затянув воротник.
К – камлейки и кафтаны
Эскимосская камлейка из коллекции Музея Анкориджа, Аляска.
Сегодня нарядные камлейки с вышивкой или рисунками современных художников часто носят на праздники и торжественные мероприятия.
Интересный элемент одежды коренных народов Севера – камлейка. Это прародитель современного дождевика. Глухая непромокаемая одежда с наголовником надевается поверх меховой для защиты от дождя, водяных брызг, мокрого снега.
Эскимосы и чукчи делают традиционные камлейки из кишок и горловой ткани сивучей, нерпы, моржей, а эвены – из ровдуги или ткани. Современные камлейки шьют также из брезента или синтетических материалов.
Национальные костюмы эвенов и юкагиров похожи, их основополагающий элемент – кафтан. Главное отличие – в крое: у эвенского кафтана сзади широкая внешняя складка, а у юкагирского – внутренняя. Поэтому юкагиров соседи называли людьми «с хвостами куропатки», а те эвенов – людьми «с хвостами гагары».
Под кафтан у юкагиров принято надевать нагрудник. Летний называется нгеун, зимний – ниниэдабун.
Унты, пимы, торбаса
Девушка в традиционном долганском костюме, Таймыр.
Пимы, или кисы – традиционная обувь коренных народов Севера. Шьют их обычно высотой до колена и выше.
«Унты», «пимы», «торбаса» – все это названия зимней обуви коренных народов Севера. Распространенный материал для такой обуви – оленьи шкуры, но на Чукотке также используют шкуру нерпы.
Коренные народы Севера шьют обувь из меха и, как и одежду, украшают вышивкой и аппликациями.
Ворс должен быть направлен вниз, чтобы вода стекала с меха. Высота голенища может быть разной; если унты высокие, их подвязывают под коленями специальными вздержками. Подошва может быть из войлока или стриженой оленьей шкуры, внутрь для дополнительного тепла кладут войлочную стельку.
Традиционная обувь хантов украшена геометрическими орнаментами.
Головные уборы
Девушка в традиционном костюме нганасан, Таймыр.
Саамские женские головные уборы украшают яркой тканью, вышивкой и бисером.
Традиционный головной убор коренных народов Севера – капорообразная меховая шапка. Мех используют разный: беличий, олений, лисий, бобровый, соболий. Женщины также носят цветные платки – как вместо шапки, так и под нее, например, на Ямале. В прежние времена ительменские мужчины надевали шапки из птичьих перьев, похожие на головные уборы североамериканских индейцев.
У долганов есть обычай: если девушка наденет избраннику собственноручно сшитую нарядную шапку, они считаются помолвленными.
Очень интересные головные уборы в народном костюме саамов. Саамские девушки носят перевязку из бересты, обтянутую красным сукном. А замужние женщины – шамшуру, напоминающую русский кокошник. Чаще всего их делали из красного сукна, для каркаса использовали бересту или картон, а в финале украшали бисером, пуговицами и лентами.
Девушки на Ямале предпочитают носить теплые яркие шерстяные платки.
Традиционный корякский головной убор.
Коколдо и другие рукавицы
Дети в национальных костюмах на праздновании Дня оленевода на Ямале.
Зимние рукавицы шьют из шкуры оленя мехом наружу. Существуют также летние – из тюленьей кожи или ровдуги. У юкагиров распространены ровдужные перчатки с красно-белой вышивкой волосом оленя. Ительменские женщины часто носят перчатки без пальцев.
Рукавицы легко потерять, так что либо к ним пришивают полоску кожи, чтобы можно было повесить на пояс, либо сами рукавицы прикрепляют к одежде.
Если рукавицы наглухо пришиты к рукаву, в месте сгиба кисти делают разрез, прикрытый клапаном. Клапан прикрывает щель от мороза и ветра, сохраняя тепло, и в то же время благодаря разрезу руку можно при необходимости легко высвободить. Удобно для выполнения различных работ, которые сложно или невозможно выполнить в рукавицах.
Меховые варежки – часть саамского народного костюма.
Пример ненецкой малицы из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
Эвенк в национальном костюме, Якутия. Зимние рукавицы у эвенков называются коколдо (или кололло).
Теги
- # Арктика
- # Север
- # КрайнийСевер
- # Одежда
- # Костюм
- # НациональныйКостюм
- # Культура и быт
- # Вепсы
- # Саамы
- # Ханты
- # Селькупы
- # Ненцы
- # Эвенки
- # Юкагиры
- # Эскимосы
- # Чукчи
- # Энцы
- # Нганасаны
- # Долганы
- # Эвены
- # Коряки
- # Ительмены
- # КМНС
- # МурманскаяОбласть
- # Карелия
- # Ловозеро
Национальные костюмы народов России и их специфические особенности
Старинные вещи никогда не выходят из моды. Хоть в наше время вряд ли можно встретить человека, идущего по улице в национальном костюме, но все же помнить о них и знать, как они выглядят, должен каждый житель страны. А бывают и те, кто использует один элемент из старинного наряда в своем модном образе, это придает некую изюминку и неповторимость. Те вещи, которые носили наши бабушки и прабабушки, уже считаются антиквариатом, и многие попросту хранят их в сундуках или шифоньерах. Национальные костюмы народов России отличаются большим разнообразием тканей, фурнитуры, цветов, узоров и методов пошива. То есть в разных уголках необъятной страны носили мало похожие национальные наряды. Каждый из костюмов отличается друг от друга, но, тем не менее, все они являются особенными для своего народа.
Каждый костюм народов России по-своему уникален
Как уже выше говорилось, в России собрано множество народов. В разных краях в прошлые времена национальные костюмы народов России имели разный цвет, фасон и ткань. Вот, к примеру, в Костроме девушки и женщины одевались в весьма яркие, красиво оформленные костюмы. А главным отличием от других был большой оригинальный кокошник. А в Нижнем Новгороде девушки предпочитали кокошникам красивые повязки, расшитые золотыми и серебряными нитями. Такой аксессуар украшали даже драгоценными камнями. И, кстати, в Нижегородском районе никогда не носили лаптей. Там больше предпочитали привлекательные сапожки на небольших каблучках, которые были покрыты материалом, очень напоминающим нашу современную обувь. Девушки и женщины с севера России тоже немного отличались своим нарядом от остальных. Их костюмы были весьма сдержанны и неимоверно красивы. А их главным атрибутом был не только изящный, но и практичный головной убор. Он умело укрывал волосы девушки от чужих взглядов. Ведь в те времена это был весьма строгий обычай. Хоть такой головной убор и назывался кокошником, он не был похож на аксессуар, который носили костромские девушки. Хозяйка обшивала свой головной убор красивыми нитями и изысканными жемчужинами.
Как приобрести национальный костюм
Наверное, всем известно, что оригинальные национальные костюмы народов России все время шились вручную. Поэтому такой наряд считается уникальным, так как символика, материал и цвета были похожи, но каждый себе мастерил его в индивидуальном стиле. И из-за того, что прошло уже много лет, такие костюмы считаются антиквариатом. Поэтому приобрести их будет весьма сложно. Придется тщательно поискать, и, возможно, попадется несколько предложений. Но, конечно, они вряд ли будут оригинальными. Скорее всего, это похожий по цветам и стилю наряд, сшитый в наше время.
Элементы костюма
Главным компонентом русского наряда является рубаха. Славится она своими вышивками, ведь по орнаменту можно было сказать, какой социальный статус у ее владельца, рассказать его историю. И, естественно, стиль и метод пошива этих рубах в каждой губернии были своеобразными и уникальными. Вот, к примеру, жители Московской губернии носили рубахи с длинным рукавом, а в Тульской и Рязанской их шили в виде туники, которая была украшена вышивкой и состояла из нескольких полотнищ. А наряды, которые были яркого красного цвета, обшиты драгоценностями и кружевами, любил народ Архангельской губернии. Смелые и отважные люди этого края привнесли в народный костюм много декоративно-прикладных элементов.
Особенные национальные костюмы народов России
С уверенностью можно сказать, что каждый наряд по-своему уникален. Для каждой части страны он является собственной визитной карточкой. Особенно приятно увидеть вживую эти национальные костюмы народов России. Картинки хоть и не заменят этих впечатлений, но смогут визуализировать представление о нарядах.
5 видов русского народного костюма
Привет всем,
В своем последнем посте я упомянул 5 типов русского народного костюма и подумал, что сделаю краткое изложение, чтобы представить их. Я должен сделать то же самое для 5 типов украинского костюма. Это будет впереди.
Относится строго к женскому костюму. Мужской костюм различается, но не сильно. Рубашка, обычно с разрезом сбоку, чаще слева, штаны, узкий кушак, сапоги или портянки с лаптами, шинель.
Сарафан Тип 1.
Я видел, как этот термин переводится как «джемпер», что подходит для американцев, но не для британцев, а также как «сарафан», что смешно, лучше просто использовать русский термин Сарафан. Этот предмет одежды в основном представляет собой длинную юбку, которую носят чуть ниже рук с ремнями на плечах. Снизу надевается сорочка, показывая область воротника и рукава. Он может быть с поясом или без. Вот рисунок Макса Тильке, показывающий три способа ношения того, что можно было бы назвать «аристократическим» вариантом, хотя его носили крестьяне.
Женщина в середине носит сарафан отдельно, с сорочкой, та, что слева, носит его с жилеткой, покрой в основном такой же, как сарафан, но короче, а женщина справа носит его с жакетом. . Этот вид сарафана назывался косоклинным, что означает «угловой покрой», и изготавливался из богатого покупного материала, бархата, парчи, штофа и т. д. Часто украшался лентами, галунами и металлическим кружевом.
Max также дает нам разрез, боковые швы находятся под углом 45 градусов.
Как видите, в итоге у вас получилась конусообразная форма. Иногда спереди есть разрез на пуговицах. Используются и другие сокращения. Один, который более типичен для простых крестьян, в основном цилиндрический,
сужен в верхнюю полосу со складками или сборками из местного или домашнего сукна. В этих нарядах довольно много деталей, и аксессуары немного различаются. Вот пример из села Жемкова Сызранского уезда Симбирской губернии, выполненный из ситца ручной работы. Вы можете увидеть сборки наверху.
Вот еще один экземпляр из Вологодской области Сольвычегодского уезда, вид сзади. Этот сделан из домашнего тканого полотна в небольшой плед. Вы увидите складки, пришитые вдоль верхнего края. Сорочка изготовлена из ткани с тканым орнаментом.
Вот крой и макет данного сарафана. Существуют вариации обоих этих типов огранки.
Таким образом, Сарафан может быть очень богатым или очень домашним. У каждого своя красота. Это основная форма костюма, которую можно найти на севере России, хотя она также проникла и на юг. Разделительная линия между Севером и Югом проходит примерно на уровне Москвы.
Тип 2 Панёва.
В русском языке это пишется понева, но произносится паниова. Смотрите мою публикацию о костюме Калуги для получения дополнительной информации. Панёва типична для юга России и старше Сарафана. Он состоит из ткани в клетку трех размеров, сшитой рядом, а затем скрученной в пояс и завязанной вокруг талии поверх сорочки. Вот пример из Орловской области. Это часто считается русским эквивалентом украинской плахты.
Паниова обычно соткана в черном или темно-синем цвете с белыми линиями, образующими шахматную доску. Как и в этом случае, его часто украшают вышивкой, лентами, ткаными полосами, галунами и т. д., что характерно для каждого региона. Первоначально его носили открытым спереди, как на этой открытке с изображением костюма Орлова.
В некоторых регионах была добавлена четвертая панель из другого материала, чтобы Paniova превратилась в закрытую юбку.
Вот один пример из Тамбовской области, Спасский уезд, село Дубрава.
Обратите внимание, что эта паниова очень слабо украшена. На сорочке видны треугольные вставки кокетки, характерные для некоторых районов юга России, в отличие от прямоугольных вставок, которые мы видим у большинства славянских народов. Эти два костюма, паниова и сарафан, безусловно, являются самыми распространенными видами костюма.
Тип 3 Андарак.
Андарак — настоящая юбка, обычно из шерсти с переплетенными полосами. Этот термин также встречается на севере Украины для обозначения подобных видов юбок. Этот костюм необычен и связан с «однодворцами», группой людей, которые могут происходить от колонистов, купцов или наемников из Литовской империи, в которую в то время входили Украина и Беларусь. Признаюсь, мне не очень ясно, кто такие Однодворцы. Вот фотография двух женщин-однодворцев, сделанная в 1908 в Воронежской области. Вы заметите край рубашки, выглядывающий из-под андарака.
Вот праздничный костюм из Тульской губернии.
В Тамбовской губернии андарак часто вышивали прямо поверх полос. Вот два примера.
Этот костюм носили только в некоторых местах на юге России.
Тип 4 Кубелек.
Это настоящее платье, рукава которого являются неотъемлемой частью конструкции изделия. Встречается редко, только на крайнем юге в районе Дона. Это явно происходит от костюмов Кавказа. Вот два из очень немногих изображений этого типа костюмов, которые мне удалось найти.
Костюм Кадриль Тип 5.
Этот тип относится к гораздо более позднему периоду, чем другие, и в основном является созданием 19-го века. Его можно считать скорее историческим костюмом, чем народным, но он широко используется исполнительскими коллективами, особенно из восточных регионов, Сибири и других мест, относительно недавно колонизированных русскими. Он состоит из юбки и жакета с баской, сшитых из ткани фабричного производства, и на американский взгляд очень похож на костюм пионера.Вот рисунок этого типа костюма. Этот немного длиннее обычного. Чаще можно увидеть кайму на уровне второго оборки.
Вот фотография одного из вариантов этого костюма из Архангельской области.
Вот фотография кадрили, исполняемой в Астраханской области.
И один сценический вариант костюма по мотивам костюма колонистов Урала
Кому интересно, вот схема лифа/жакета, по-русски Лиф-баска.
.
Всем спасибо за прочтение. Это только очень общий обзор русского народного костюма. В будущем я буду публиковать более подробные обзоры местных костюмов. Надеюсь, что это было интересно и познавательно.
Как всегда, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне с запросами на исследования или заказы на дизайн, изготовление или вышивку костюмов или других предметов для группы или отдельного человека.
Роман К.
[email protected]
Исходный материал:
Макс Тильке, «Костюмы Восточной Европы», Лондон, 1926
Л. Молотова, «Русская народная одежда», Ленинград, 1984
Горожанина & Зайцева, «Русский Народный Свадебный Костюм», Москва, 2003
Климов А. Основы Русскаво Народно Танцы Москва, 1981
Шульгина А и др. Костюмы для Танцевальных и Хоровых Коллективов Москва 1974
Ю. Нехорошев, «Костюмы к танцам народов СССР», Москва, 1956
Блог русской моды Краткая история сарафанов
Слово «сарафан» может быть незнакомым многим, но большинство людей легко помнят, как мог бы выглядеть традиционный русский костюм. Сарафан, по сути, построен вокруг концепции длинного платья в форме трапеции, которое на протяжении веков шло под названиями «ферязь», «клинник» и, наконец, «сарафан». Само слово берет свое начало из персидского языка, но одежда попала в Россию из Европы еще в 13 веке и хорошо сохранилась до 20 века, прежде чем различные изменения привели к ее упадку.
Сарафан, который изначально носили мужчины, на протяжении веков видоизменялся и постепенно стал основным элементом гардероба женщин разного социального происхождения по всей стране. Первоначально он состоял из цельного куска с тонкими лямками, надетыми с безрукавкой, «душегреей», что создавало желаемую форму двух пересекающихся посередине треугольников. Сарафан был выполнен из простой ткани для работы и повседневной носки, но мог выглядеть замечательно празднично, если был сделан из более роскошных материалов и вышивки, предназначенных для особых торжеств. Интересно, что ширина сарафана определяла не только социальный статус его обладательницы, но и ее региональное происхождение и даже то, по какому случаю носили сарафан.
Популярность сарафана не ограничивалась социальными слоями вплоть до начала 18 века, когда Петр I коренным образом изменил облик высшего и среднего сословия. Придворные теперь были обязаны носить европейскую одежду, тем самым отказываясь от давней традиции ношения сарафанов. В основном носившиеся крестьянскими девушками и женщинами, а также купеческими женами, сарафаны продолжали существовать в своей самостоятельной форме, эволюционируя в соответствии с изменениями климата и географическим расширением страны. Крестьянские костюмы отличались широким использованием крупной цветочной вышивки, яркие цвета которой только усиливались контрастом с популярными в то время простыми белыми рубашками. Синие льняные сарафаны носили чаще всего и часто украшали природными мотивами и рядами пуговиц. Красные сарафаны, столь же популярные у сельского населения, предназначались только для свадеб, хотя невеста не была обязана носить красный сарафан в этот день.
К началу 20 века крестьянское население страны резко сократилось, а вместе с ним ушла и традиция ношения сарафанов. Широко считавшиеся предметом прошлого, теперь они рассматривались как традиционная одежда для некоторых народных праздников и были увековечены в ностальгических картинах, посвященных размышлениям о давно минувших временах. Однако простые, однотонные варианты сарафана постепенно превратились в летнее платье, любимое женщинами России за его практичность и легкость, что делало его идеальным для яркого летнего дня. Наследие традиционных русских сарафанов теперь живет только в этой совершенно современной форме или в костюмах, но их замечательная история оставила неизгладимый след в социальной, культурной и, конечно же, портняжной истории России.