Лавра в киеве – Киево-Печерская лавра — Википедия

Содержание

Киево-Печерская Лавра в Киеве — подробная информация с фото

Видео: Киево-Печерская Лавра

Основные моменты

Сегодня комплекс разделяют на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) и Нижнюю (Украинская Православная Церковь) Лавры; они обе открыты для посещения. С 1990 года ансамбль монастыря включен в список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская Лавра отличается потрясающей атмосферой – здесь мало строгости и сдержанности, обычно присущих религиозным местам. Зеленые просторы, залитые солнцем, прогуливающиеся в розарии художники, сияющие купола и сверкающая река у подножья монастыря – вот картина, которая запомнится любому туристу!

Киево-Печерская лавраПанорамный вид

История

В 11 веке на этом месте находился большой лес, куда часто отправлялся для уединенной молитвы священник Иларион из села Берестова, располагавшегося неподалеку. Здесь он выкопал для себя пещеру, в которой собирался жить в аскезе и служении Господу, но, после его назначения митрополитом Киевским в 1051 году, схимническое уединение пришлось оставить. В этот период в столицу прибыл монах Антоний с Афона, ему не понравился уклад местных монастырей, и поэтому он решил поселиться в пещере Илариона.

Киево-Печерская Лавра в 1651 году

Молва о религиозности и святых делах монаха быстро разошлась по окрестностям, что привлекло к нему нескольких учеников. В скором времени их число выросло до двенадцати человек. Вокруг пещеры они смогли построить небольшую церковь и кельи. Игуменом нововозведенного храма стал Варлаам, считающийся первым настоятелем Киево-Печерской Лавры. Антоний, тем временем, отправился на соседний холм, где обустроил новую пещеру. Она стала началом так называемых «ближних» подземных ходов комплекса, а к «дальним» стали относить самую первую его пещеру и кельи учеников.

Постепенно монахи прибывали, и места стало не хватать. В связи с этим было принято решение о строительстве церкви Успения Пресвятой Богородицы, но она уже располагалась на холме. Антоний понимал, что число прихожан и учеников будет только увеличиваться, поэтому он отправился к великому князю Изяславу Ярославовичу, чтобы просить разрешения использовать всю территорию холмов для строительства. Возникший монастырь получил название Печерского, а новым настоятелем стал Феодосий. Активные действия и проповеди монахов были замечены и привлекли многочисленные пожертвования. На собранные по миру средства в 1073 году началось строительство каменного храма, законченное через 16 лет. Несколько веков подряд комплекс развивался как религиозная святыня, но в начале 17 столетия обозначилось новое направление – монастырь стал важным просветительским и образовательным форпостом.

Василий Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры». 1905

В 1616 г. тут была основана типография, где велось активное печатание книг. На её базе Петр Могила основал училище, объединённое с братским, которое стало началом Киево-Могилянской коллегии – первого учебного заведения такого ранга на территории всего государства. С этого момента с Лаврой неизменно были связаны имена великих политических деятелей, писателей, ученых и философов.

В 1688 году, во времена Великой Руины, Киево-Печерская Лавра подчинилась Московскому Патриарху, но через 100 лет в 1786 г. она была переведена обратно под покровительство Киевского Митрополита. В начале 20 века на территории монастыря была организована Государственная историческая библиотека Украины, которая располагается и действует там до сих пор.

Не обошлось в истории Лавры без трагических страниц – она неоднократно переживала пожары различного масштаба, а во время Великой Отечественной войны немецкими солдатами был разграблен и подорван Успенский храм, который восстановили только в 2000 году.

В 1961 г. монастырь был закрыт повторно (первый раз это произошло в 1930 г.) в рамках хрущевской антирелигиозной кампании. В светском статусе он просуществовал вплоть до 1988 г., когда во время празднования 1000-летия крещения Руси Киево-Печерская Лавра вновь открыла двери для монахов и прихожан, а также ей во владение были переданы Дальние пещеры.

Религиозные сооружения

Безусловно, именно строения сакрального назначения составляют большую часть достопримечательностей комплекса «Святая Успенская Киево-Печерская Лавра». Обойти их все за раз вряд ли удастся, но обратить внимание на самые знаковые определенно стоит, даже если вы человек неверующий или принадлежите к иной конфессии.

Успенский собор (ул. Лаврская, 11)

Главным храмом комплекса является Успенский собор – одно из самых древних сооружений Лавры. Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря была заложена в 1073 г. игуменом Феодосием, но он скоропостижно скончался, поэтому снова к строительству приступили только в 1075 году.

Возведение заняло всего 2 года, что было невероятно быстро для столь масштабного здания. Согласно легенде, ширину и длину храма обозначили в 20 и 30 «поясов» – это изделие, выполненное из чистого золота, было подарено монахам варягом Шимоном в честь начала строительства.

Успенский собор Киево-Печерской лаврыВосточный фасад (с апсидами) воссозданного Успенского собора

Через несколько лет после окончания работы зодчих приезжие художники из Константинополя оформили церковь мозаиками и фресками на полу и стенах. К сожалению, изображения не сохранились до наших дней.

Великая Печерская церковь являлась уникальным произведением искусства начала 12 века и не имела аналогов не только на Руси, но и в Византии – а значит, почти во всем православном мире. Храм венчался единственным куполом, диаметр которого составлял почти 9 метров, основные нефы были выполнены из мрамора.

Интерьер Успенского собора в процессе создания новых росписей

За всю историю собора ремонтные и реставрационные работы в нем проводились несколько раз. Впервые – после разрушительного нападения половцев, а потом – после землетрясения в начале 13 века. По преданию, в результате этого природного катаклизма храм расступился на четыре части. Через три столетия в соборе были возведены величественный иконостас и несколько часовен.

Успенский собор почти полностью уничтожили взрывом в 1941 году, восстановили его только в 2000 г. Сегодня каждый гость Киево-Печерской Лавры может увидеть в специальной ротонде большой обломок древней стены храма.

До момента разрушения строения в 20 веке в нем насчитывалось более 300 захоронений князей, святых и значимых людей разных эпох. Многие из надгробий представляли большую ценность, поскольку были произведениями искусства знаменитых мастеров.

В современном Успенском соборе попытались восстановить самые первые фрески и узоры, тонкая роспись максимально приближена к оригинальной. Реставрационные работы до сих пор не завершены, но в праздничные дни в храме проводятся священные литургии, а также осуществляются таинства крещения и венчания. На сегодняшний день святыня является местом паломничества большого количества верующих.

Трапезные церковь и палата (ул. Лаврская, 11)

Трапезная церковь 19 века является самым заметным сооружением на всей территории Киево-Печерской Лавры. Ранее на этом месте находилась монастырская столовая, построенная в конце 17 века, но со временем она стала мала для всех служителей Лавры. Сооружение расширили, возведя просторную палату. К новой трапезной присоединили церковь святых Антония и Феодосия Печерских, увенчанную величественным 20-метровым куполом.

Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских

В 1911 году рядом с Трапезным храмом был похоронен Пётр Столыпин. Посетить могилу известного деятеля своей эпохи сегодня может любой желающий.

Церковь и палата пострадали во время войны, но были быстро восстановлены. Сегодня от старого здания сохранились только портал над главным входом, кухня и некоторые фрагменты стен.

С 60-х и до 80-х годов в здании функционировал музей атеизма, затем церковь полностью вернула себе религиозное назначение.

Реставрационные работы в Трапезном храме проводятся по сегодняшний день. Так, в 2012 г. было проведено торжественное освящение креста, который установили над входом.

Большая Лаврская колокольня (ул. Лаврская, 11)
Большая Лаврская колокольня

В середине 18 века была возведена Большая Лаврская звонница на тринадцать колоколов. Ее высота составляет 96,5 м, учитывая крест и гранитное основание. Сооружение действительно впечатляющее: при строительстве было использовано 5 млн кирпичей и 20 тыс. тонн извести. Толщина стен первого яруса достигает 8 метров, на покрытие купола понадобилось 3,5 кг сусального золота.

Здание занимает 6 место в списке самых высоких православных звонниц, уступая только сооружениям с длинными шпилями. Два года назад к ее многоголосию добавился еще один колокол.

На сегодняшний день первый ярус Большой Лаврской колокольни реставрируется. Отчасти это связано с небольшим отклонением от вертикальной линии, сейчас оно составляет примерно 62 см.

Несмотря на восстановительные работы, колокольня открыта для посещения, и подняться на нее нужно обязательно – с высоты открывается захватывающий вид на всю Киево-Печерскую Лавру, Днепр, большую часть Киева.

Троицкая Надвратная церковь (ул. Лаврская, 11)

Троицкая Надвратная церковь, главный вход Киевской Лавры, была построена в начале 12 века. Здание ремонтировалось много раз, а в 17 веке было радикально реконструировано, приобретя пышные черты украинского барокко.

Троицкая Надвратная церковь

Внутреннее пространство храма разделено несколькими массивными колоннами. На каждой из стен разместились богатые фрески, изображающие библейские сюжеты. Живопись Надвратной церкви заслуженно является одним из ценнейших памятников украинского монументального искусства, краски по сей день сохранили свою насыщенность и выразительность.

Особое внимание прихожан привлекает деревянный трехъярусный иконостас, украшенный золотом. Деревянные рамы конструкции выполнены в тонкой технике сквозной резьбы. Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, изготовленное в 1724 году. Вес его составляет 664 кг.

Пещеры Киево-Печерской Лавры (ул. Лаврская, 15)

Подземные ходы Лавры – главная изюминка комплекса – обросли слухами, домыслами, легендами. Говорят, что по ним можно спуститься до самой реки, упоминают о бесшумных тенях, скрывающихся в темных нишах, рассказывают о призраках. Неудивительно, что даже неверующие люди стремятся попасть внутрь с хорошим экскурсоводом. Для православных же монастырские подземелья уже многие века являются целью паломничества.

Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры находятся на глубине около 10-15 м, а тоннели растянулись почти на 400 м. В них располагаются три подземные церкви и две кельи Антония. На сегодняшний день в усыпальницах храмов можно увидеть мощи семидесяти трех святых.

Дальние пещеры (Варяжские)

Дальние пещеры уходят вглубь на 15-20 м, а система коридоров имеет протяженность около 300 м. Под землей действуют три церкви и две кельи Феодосия, располагающиеся в разных частях пещер. При осмотре туристы смогут увидеть сорок девять святых мощей.

В одной из бывших келий дальних тоннелей находятся уникальные мироточивые главы. Выделяемое вещество классифицируют как высокоочищенное масло без каких-либо примесей, а анализ белка показал, что природа мира полностью органическая. С научной точки зрения этот феномен необъясним, что укрепляет веру паломников в чудотворные свойства вещества.

Все мощи размещены в древних деревянных раках, над каждой из них есть табличка с указанием имени и сана, а также икона (большинство из них датируются 19 веком). Сами святые закрыты специальными одеждами, но у некоторых оставлены непокрытыми кисти рук. Так посетители могут сами убедиться, что тела не тлеют.

Карты пещер и полный список святых, чьи мощи расположены в Киево-Печерской Лавре, можно посмотреть на официальном сайте монастыря (http://www.lavra.ua/).

Музеи Киево-Печерской Лавры
Пектораль из кургана Толстая Могила в музее исторических драгоценностей Украины

Комплекс «Святая Успенская Киево-Печерская Лавра» знаменит не только святынями и храмами – на территории Лавры активно и успешно функционирует несколько музеев и выставок светского характера.

Музей исторических драгоценностей Украины (ул. Лаврская, 21) имеет постоянную экспозицию. Она включает в себя предметы времен древней Руси из золота, серебра, драгоценных камней, а также уникальные артефакты 6-3 веков до нашей эры.

В музее книги и книгопечатания Украины (ул. Лаврская, 21, корпус 9) представлена экспозиция, отражающая всю историю типографского дела от древних времен до сегодняшнего дня. Гости смогут увидеть уникальные рукописные фолианты, раритетные издания и старинную технику для печатания. Все собрание сегодня находится под покровительством ЮНЕСКО.

Музей книги и книгопечатания Украины

Экспозиция музея театрального и музыкального искусства (ул. Лаврская, 21) посвящена истории украинского сценического творчества. На втором этаже туристы смогут увидеть коллекцию музыкальных инструментов и шкатулок.

В музее микроминиатюр (ул. Лаврская, 21) представлена постоянная выставка впечатляющих работ известного во всем мире мастера Николая Сядристого. Объекты экспозиции можно рассмотреть только под увеличением, самые известные из них – подкованная блоха и караван верблюдов в игольном ушке.

Музей микроминиатюр в Киеве

Коллекция музея украинского декоративного искусства (ул. Лаврская, 5, корпус 29) была основана в 1899 году. Сегодня она весьма обширна и включает в себя образцы резьбы и росписи по дереву, вышивку, керамику и т.д.

Также Киево-Печерский заповедник предлагает гостям побывать на художественных и фотовыставках, презентациях книг, конференциях и других интереснейших мероприятиях, которые регулярно проводятся в стенах и на территории комплекса.

Более подробную информацию вы сможете узнать на официальном сайте заповедника (http://www.kplavra.kiev.ua/).

Для туристов

Прогулка по комплексу не грозит быть утомительной. На территории монастыря раскинулся небольшой парк, в котором растут знаменитые розы Киево-Печерской Лавры. Через него проходит длинная аллея, приводящая туристов к святым источникам, из которых можно попить или набрать воды.

Дорога к монастырю

Каждый гость этих мест может насладиться отличным видом на Днепр, комплекс Ближних и Дальних пещер, пасеку, а также Заднепровье. Просторная смотровая площадка находится за трапезной.

Так как на территорию монастыря нельзя приходить со своей едой, для удобства были открыты два кафе. Здешняя кухня предлагает широкий выбор национальных украинских блюд и напитков, некоторые можно взять на вынос. Заведения работают согласно графику всего комплекса и закрыты только 1 января. Также вы сможете посетить магазин, где можно приобрести крестики и книги (обеденный перерыв – 13:00-13:45).

Обязательно надевайте удобную обувь, так как Киево-Печерская Лавра располагается на двух холмах, тут много спусков, подъемов и лестниц, а большинство дорожек выложены брусчаткой. Для посещения храмов следует выглядеть соответствующим образом, поэтому около входа в них любая женщина может взять платок, чтобы покрыть голову или повязать на пояс, скрыв брюки или обнаженные ноги.

Парк у Киево-Печорской Лавры

Нижняя Лавра доступна ежедневно с 6:00 и до конца вечернего богослужения (примерно 20:00), а пещеры принимают туристов с 9:00 до 16:00. Вход на территорию, в храмы и пещеры бесплатный. Лучше начинать осмотр достопримечательностей отсюда, так как Киево-Печерский монастырь зарождался именно в этих местах. Выходной день здесь – воскресенье.

Верхняя Лавра открыта без выходных с 9:00 до 19:00 (осенью и зимой до 18:00), а кассы закрываются за 15 минут до конца рабочего дня. Вход на территорию стоит от 20 гривен для взрослых и детей, видео- и фотосъемка разрешены за отдельную плату.

Туристам предлагаются индивидуальные или групповые экскурсии с гидом, несколько постоянных экспозиций. Для детей регулярно проводятся тематические студии, уроки, игры и квесты. Необходимо сохранять билеты до конца посещения всех объектов комплекса.

Церковь Спаса на Берестове примыкает с севера к Киево-Печерской лавре. Считается частью всего исторического комплекса, несмотря на то, что она находится вне стен лавры

Посетить пещеры Киево-Печерской Лавры можно самостоятельно или в составе группы за небольшую плату. Необходимо помнить, что проходы в пещерах узкие, поэтому людям с клаустрофобией необходимо заранее оценить свои возможности.

В каждый последний понедельник месяца правом бесплатного посещения обладают граждане социально незащищенных слоев населения (при предъявлении документа). Во время совершения богослужения в храме, церковных праздников, в день независимости Украины и день музеев вход бесплатный для всех желающих.

С недавних пор для посетителей комплекса открыт доступ на третий ярус Большой Лавровской колокольни, стоимость входа составляет 40 гривен. Чтобы подняться на самый верх, необходимо преодолеть 374 ступени.

Как добраться до Киево-Печерской Лавры

Наиболее удобным способом добраться до Киево-Печерской Лавры для тех, кто плохо знает город, является метро. «Арсенальная» – ближайшая к Лавре станция – имеет всего один выход, поэтому заблудиться вы точно не сможете. Сразу на поверхности расположена остановка городского транспорта, подойдут маршруты 24, 406, 470, 520.

Пользоваться автобусом необязательно – от метро до входа в комплекс меньше полутора километров, поэтому дойти пешком до цели не составит труда.

wikiway.com

Общая информация — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра


Святая Успенская Киево-Печерская Лавра является первым и древнейшим монастырем на территории современной Украины.

Только три монастырские обители имеют в Украине в настоящее время статус лавры и освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы – Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская. Это свидетельствует об особом почитании Пресвятой Богородицы нашим православным народом, а также связи монашества на Руси и древней обители Успения Богоматери на Горе Афон.

Основан монастырь в середине XI века преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Сейчас в пещерах монастыря покоятся нетленные мощи более 120 святых. Некоторые из угодников Божиих известны всему миру: преподобный Нестор Летописец, преподобный Илья Муромец (его ратные подвиги описаны в былинах, но это не вымышленный сказочный персонаж, а реально существовавший богатырь-воин, впоследствии принявший монашеский постриг), преподобный Агапит Печерский, врач безмездный. По молитвам ко всем преподобным отцам Киево-Печерским уже тысячелетие происходят чудеса и исцеления.

Основатели колыбели монашества на Руси – преподобные Антоний и Феодосий Печерские по Промыслу Божию также почивают своими святыми мощами в пещерах, но под спудом, сокрыты, верится, до времени, от глаз человеческих. Все угодники, просиявшие духовными подвигами в Киево-Печерской Лавре, несут в своих молитвах и сейчас перед Престолом Божиим попечение о нас, притекающих к ним со своими скорбями и невзгодами в молитвах о помощи.

Территория Киево-Печерского монастыря занимает более двадцати гектаров. Он расположен в центре столицы Украины – Киеве, который еще с IX века, как сказано в «Повести временных лет» (труд преподобного Киево-Печерского Нестора Летописца), именуется «матерью городам русским». Здесь находится более ста сооружений, в число которых входит множество церквей. В воскресный день в Лавре совершается до десяти Божественных Литургий. Но и в будние дни в разных храмах обители постоянно совершаются богослужения. Шесть древних подземных храмов монастыря находятся в Дальних и Ближних пещерах.

К сожалению, в настоящее время древнейший из монастырей Руси разделен на две части – так называемые Нижнюю и Верхнюю Лавры. В Нижней Лавре, где находятся пещеры, располагается ныне действующий монастырь, а Верхняя ее часть находится в ведомстве Министерства культуры Украины и представляет собой Национальный историко-культурный заповедник. Братия монастыря регулярно совершает богослужения в Трапезном храме Преподобных Антония и Феодосия Печерских и главном храме обители – Успенском соборе.

В стенах Киево-Печерской Лавры сейчас работают возрожденная в 1989 году Киевская духовная семинария, а с 1992 года – Киевская духовная академия, здание которой ранее располагалось в одном из районов столицы – Подоле, где в настоящее время находится известнейшее светское высшее учебное заведение – Киево-Могилянская академия.

Резиденция Предстоятеля Украинской Православной Церкви и Синодальные отделы располагаются на территории действующего Печерского монастыря, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины является священноархимандритом Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

lavra.ua

Что посетить — Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Что посетить

Исторически Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра располагалась на большой территории, которая в настоящее время условно разделена на две части.

В так называемой Верхней Лавре функционирует Национальный историко-культурный заповедник, а в Нижней ее части действует мужской монастырь, где подвизаются монахи и ежедневно возносятся молитвы.

Современная Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшего лаврского странноприимного дома.


Войдя в Пещерные ворота, мы видим улицу, идущую вдоль монастырского сада, разбитого по обе стороны крытой виноградником галереи. С верхней точки открывается живописный вид на монастырский сад с ульями, на реку Днепр и Левый берег.

От Ближних пещер к Дальним во второй половине XVII в. была проложена крытая галерея, подобная той, которая от Верхней Лавры спускается к Ближним пещерам. Повторяя линии Печерских холмов, галереи подчеркивают и дополняют красоту лаврского пейзажа. В любую погоду под их сводами можно безопасно преодолеть крутизну лаврских склонов, любуясь природой и архитектурой святой обители. В 1869 г. галерея между Ближними и Дальними пещерами была реконструирована по проекту монаха Евкарпия и не претерпела существенных изменений до сегодняшнего дня.

Чтобы увидеть панораму Нижней Лавры, обойдем вдоль ограды монастырский сад и остановимся перед спуском у поклонного креста, установленного в память 2000-летия Рождества Христова. Здесь открывается широкий обзор территории Ближних и Дальних пещер.

В недрах холма, с которого мы обозреваем окрестность, под садом находятся Ближние, или Антониевы, пещеры; внутри противоположного холма (находящемся на более удаленном расстоянии от Великой церкви) — пещеры Дальние, или Феодосиевы.

Насладившись красотой наземной части, с величайшим благоговением спустимся в те святые места, которые дали начало не только Киево-Печерской Лавре, а послужили колыбелью монашества Святой Руси.


Главным местом, куда стекаются все паломники, туристы и просто интересующиеся люди – это пещеры Киево-Печерского монастыря.

Дальние и Ближние пещеры были ископаны основателями обители почти тысячу лет назад и названы по именам этих основателей – Антониевы и Феодосиевы соответственно. Изначально братия монастыря жили и несли духовные подвиги в этих пещерах, но потом были построены братские корпуса, храмы, началось устроение монашеской жизни по общежительному уставу.

Сейчас незримо молитвенно с нами пребывают святыми мощами в пещерах Лавры более ста двадцати угодников Божиих. Господь так мудро устроил, что прежде чем помолиться преподобным Печерским, предстоя перед их мощами и сердцем почувствовав красоту их духовных подвигов, глазу человеческому открывается внешнее благолепие и красота иноческой обители.


Как правило, знакомство со святынями Лавры начинается с наземной ее части.

Над Ближними пещерами находятся Крестовоздвиженский храм и храм в честь всех преподобных Печерских, который еще называют «Теплым». На площади перед Антониевыми пещерами установлен вертеп, который является традиционным атрибутом Рождественского периода, но здесь он находится круглый год и напоминает нам всем о том, с чего начался период земной жизни Христа Спасителя.

Христос начал Свою жизнь в Пещере Рождества, так и Святая Киево-Печерская Лавра начала существование, исполняя о себе замысел Божий, предсказанный апостолом Андреем, с того, что Святой Дух привел монахов-молитвенников в пещеры на Киевских холмах нести духовные подвиги.

Пройдя по галерее от Ближних пещер к Дальним, мы увидим Аннозачатьевский храм, находящийся непосредственно над Дальними пещерами, и храм Рождества Пресвятой Богородицы (Академический), на месте которого около тысячи лет назад был построен первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

На территории, окружающей храм Рождества Пресвятой Богородицы, расположено монастырское кладбище, где свое
последнее пристанище нашли не только насельники монастыря, жившие в разные времена, но и видные государственные деятели. Сюда же паломники идут почтить светлую память нашедшего упокоение в Господе Предстоятеля Украинской Православной Церкви (1992-2014) Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Между Ближними и Дальними пещерами, в самой нижней точке Лавры, находятся колодцы святых Антония и Феодосия, а также храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в котором сейчас хранится святыня, принадлежащая одному из самых знаменитых Печерских преподобных – шапка преподобного Марка Гробокопателя.

К слову, среди святых Киево-Печерской Лавры мы встречаем таких великих подвижников, как преподобный Варлаам Печерский, второй игумен монастыря, преподобный Агапит, врач безмездный, преподобный Нестор Летописец, преподобный Илия из града Мурома и множество других святых, которые своей добродетельной жизнью заслужили такую милость, что уже сейчас находятся в чертогах Отца Небесного и молятся о всех, кто просит о помощи.

У входа в Нижнюю Лавру (возле конечной остановки общественного транспорта) находится памятник преподобному Нестору Летописцу. В самой же Лавре установлены памятники основателям монастыря преподобным Антонию и Феодосию Печерским, просветителям славян святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, святителю Петру Могиле, митрополиту Киевскому.

Если мы пройдем с улицы под святыми вратами Троицкой или Всехсвятской церкви, либо через Пещерные Южные врата из Нижней Лавры, можно попасть в так называемую Верхнюю Лавру.

Помимо множества музеев на территории Верхней Лавры расположены величественный собор Успения Пресвятой Богородицы и храм преподобных Антония и Феодосия Печерских с Трапезной палатой. Наверное, каждый, кто впервые посещает Киево-Печерскую Лавру или является постоянным прихожанином, стремиться побывать в них. Эти величественные храмы открыты во время совершения богослужений согласно расписанию.

Остальные древние храмы, расположенные на верхней территории, (Надвратная церковь во имя Святой Троицы и храм Всех святых над Экономическими воротами), а также Лаврская колокольня открыты для совершения богослужений, для посещения паломническими группами, верующими не постоянно, некоторые – только раз или несколько раз в году на престольные или другие праздники.

Чтобы понять всю величественность архитектурного ансамбля, композиционное расположение древних и восстановленных строений монастыря, не нужно идти далеко. Совсем рядом, возле Трапезного храма расположена смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на территорию Нижней Лавры и Левый берег столицы.

Ежегодно в разные периоды на территории Лавры проходят выставки и ярмарки, приуроченные к тем или иным великим христианским праздникам: Покровская, Рождественская, Сретенская, Благовещенская и другие.


Лавра всегда готова принять и утешить каждое сердце, которое ищет истину. Пещеры и храмы открыты для всех, кто желает спасения и вечной радости. Верим, что предстательством Пресвятой Богородицы, уделом Которой является Киево-Печерский монастырь, и молитвами угодников Божиих Печерских Господь сохранит древнюю обитель до скончания века!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

lavra.ua

Києво-Печерська лавра — Вікіпедія

Координати: 50°26′03″ пн. ш. 30°33′33″ сх. д. / 50.43417° пн. ш. 30.55917° сх. д. / 50.43417; 30.55917

Ки́єво-Пече́рська ла́вра — православний монастирський комплекс Української Православної Церкви (Московського патріархату) в Києві, Україна. Один із найбільших християнських центрів-святинь країни. Визначна пам’ятка історії та архітектури.

Києво-Печерська лавра належить державі, а релігійні організації користуються нею на правах оренди[2].

Заснований 1051 року як печерний монастир за межами Києва. У середньовіччі був оплотом грецького православ’я на Русі, центром опозиції світській владі (руським та литовським князям) та вестернізації. 1592 року отримав ставропігію Константинопольського патріарха. 1688 року став лаврою. У ранньому новому часі перетворився на центр паломництва православних з усієї Російської імперії.

1994 року разом із Софійським собором внесений до переліку Світової спадщини ЮНЕСКО.

На території Верхньої лаври діє Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник (від 1996)[3]. Власне монастир знаходиться на території Нижньої лаври. Обидві частини лаври відкриті для відвідувачів. Пам’ятка перебуває під юрисдикцією Національного заповідника.

В. П. Верещагін. «Велика церква Києво-Печерської Лаври» (тобто Свято-Успенський собор) у XIX ст.

Заснування, розбудова, пожежа[ред. | ред. код]

Ординці плюндрують Київ і монастир в 1416 р. Києво-Печерська лавра, 1911 рік

Обитель засновано 1051 року за князя Ярослава Володимировича, ченцем Антонієм, як печерний монастир. Один із перших монастирів Русі, що поклав початок руському чернецтву. Співзасновником монастиря вважається один із перших учнів Антонія — Феодосій. У 1058 р., попросивши благословення преподобного Антонія, преподобний Варлаам побудував над печерою дерев’яну церкву на честь Успіння Пресвятої Богородиці.

У XI столітті монастир став центром розповсюдження і затвердження християнства у Київській Русі. У XII столітті отримав статус «лаври» — головного великого монастиря. У XVIII столітті Києво-Печерська лавра стала найбільшим церковним феодалом в Україні: їй належали 3 міста, 7 містечок, близько 200 сіл і хуторів, понад 70 тис. кріпаків, 2 паперові фабрики, 11 цегляних і 6 скляних заводів, більше 160 винокурень і вітряків, близько 200 шинків, 2 кінних заводи.

1416 року спалений ординцями під проводом Едигея під час нападу на Київ. Відбудований 1470 року[4].

Києво-Печерській лаврі було підпорядковано багато дрібних монастирів і так звані пу́стині (зокрема Китаївська, Микільська та інші під Києвом) з їхніми угіддями і кріпаками в Україні, Росії, Білорусі. Києво-Печерська лавра відіграла важливу роль у розвитку давньоруської культури, була центром літописання. Тут перекладалися на церковнослов’янську мову і переписувалися твори іноземних авторів. У лаврі працювали відомі літописці Никон і Нестор (автор «Повісті минулих літ»). У XIII ст. було складено «Києво-Печерський патерик» — важливе джерело з історії Києва. Архимандритом монастиря був Петро Могила.

21 квітня 1721 року згоріли «всі будівлі, церква велика, дзвони, ризниця».[5]

Вхід до лаври. Святі ворота, 1911 рік
Ставропігія[ред. | ред. код]

Упродовж 1592—1688 років монастир був ставропігією Константинопольського патріарха, із 1688 року — Московського патріарха, із 1786 р. — Київського митрополита.

Лавра у XIX столітті[ред. | ред. код]

У XIX ст., як і раніше, Лавра проводила значні будівельні та ремонтно-реставраційні роботи. У період реконструкції Печерської фортеці, в середині XIX ст., навколо Нижньої території Лаври було споруджено кам’яний фортечний мур.

Наприкінці ХІХ ст. за проектом архітектора В.Ніколаєва побудовано Трапезну палату і церкву. Під керівництвом архітектора О. Щусєва були розписані інтер’єри церкви і Трапезної палати.

Обитель виявляла турботу про здоров’я ченців та прочан. У 1849 році на території монастиря була побудована Лікарня при Микільському Больницькому монастирі на два поверхи, а також лікарня для прочан та мандрівників, яка щороку обслуговувала понад 500 хворих.

1873 року в Києві при Церковно-Археологічному товаристві було започатковано перший загальнодоступний музей міста — Церковно-Археологічний, унікальна колекція якого налічувала понад 30 тисяч експонатів. Метою його створення було визначено захист та зібрання церковних старожитностей, а також вивчення церковної історії. За своїми організаційними принципами музей був закладом цивільним, діяв на громадських засадах та існував на добровільні пожертви. Створення цього музею знайшло глибоке розуміння серед духівництва — від сільських пастирів до настоятелів монастирів та єпископату, багато з яких ревно сприяли поповненню колекції музею.

Радянська доба[ред. | ред. код]

Трагічні події після 1917 року послужили поштовхом до тотального винищення православного духівництва і всього, що було зв’язано з церквою. 25 січня 1918 року у стінах лаври закатовано митрополита київського й галицького Володимира, а 1920 року лавру закрито. 4 серпня 1929 року комуністична влада завершила роботи з перетворення колишнього монастиря на Всеукраїнське музейне містечко, головне призначення якого — бути центром антирелігійної пропаганди в УСРР. Перед Наркоматом внутрішніх справ УСРР порушено клопотання про негайне виселення з території містечка осіб духовного звання, котрі до цього часу в ньому проживали.

Під час Другої світової війни у 1941 році радянські війська[6] підірвали Свято-Успенський собор. За поширюваною довгий час органами пропаганди повоєнною маскуючою «легендою», підрив було нібито здійснено німецькою окупаційною владою під керівництвом рейхскомісара України Еріха Коха. Радянська пропаганда обґрунтовувала «німецьку версію» нацистською ідеологією, за якою «підкорені народи не повинні були мати символічних культових споруд». Проте пізніше, радянська пропаганда вже приписувала «подвиг» по знищенню Успенського собору та по мінуванню та підриву центра Києва диверсійно-терористичній групі НКВС на чолі з Іваном Кудрею[7].

Відродження[ред. | ред. код]

Києво-Печерська лавра, 1888 рік

Після вибуху храм був залишений у руїнах як свідчення злочинів нацистів. Не були здійснені плани відтворити його в початкових середньовічних формах до святкування 1000-річчя хрещення Київської Русі. Чернецьке життя і богослужіння в Києво-Печерській лаврі відновлено з 1988 р. Тільки 9 грудня 1995 р. Президент України Л. Кучма видав указ про відновлення Успенського собору. Храм відтворено поспіхом, практично за два роки, без серйозної наукової підготовки, із використанням сучасних матеріалів. Перед будівельниками стояла задача встигнути до 950-річчя лаври. Освячений 24 серпня 2000 року

Сучасне життя[ред. | ред. код]

У червні 1988 року, у зв’язку зі святкуванням 1000-ліття хрещення Київської Русі і постановою Ради Міністрів УРСР, новоствореній печерській чернечій громаді була передана територія Дальніх печер.

Першим настоятелем новоствореної обителі став митрополит київський і всієї України Філарет (Денисенко), а намісником — архімандрит Іонафан (Єлецьких).

З 1992 року настоятель (священноархімандрит) лаври — митрополит київський і всієї України Володимир (Сабодан), резиденція якого розташована на території монастиря.

З 1994 року намісник лаври — архієпископ вишгородський Павло (Лебідь).

У 1990 році лавру внесено до списку Всесвітньої спадщини ЮНЕСКО.

Архітектурний ансамбль[ред. | ред. код]

Києво Печерська Лавра Вид на лавру згори

Архітектурний ансамбль Києво-Печерської лаври склався протягом майже дев’яти століть та відобразив розвиток культури і духовності, зміну стилістичних напрямків у мистецтві, процес удосконалення інженерних конструкцій. Він органічно пов’язаний з унікальним наддніпрянським ландшафтом і формує силует Києва з боку Дніпра.

Сучасний лаврський ансамбль розташований на площі 22 га і поділяється на такі частини:

Більшість монастирських будівель і споруд мають архітектурні форми українського бароко середини XVIII ст.[8]

Основні пам’ятки і споруди[ред. | ред. код]

Велика лаврська дзвіниця[ред. | ред. код]

Успенський собор Велика лаврська дзвіниця Троїцька Надбрамна церква

Головна дзвіниця лаври побудована у 1731—1744 роках. Має висоту 96,52 м й органічно вписується до ансамблю монастиря та всього Печерська. Її видно здалеку, за 25-30 км від міста. Аби піднятися на її верхівку необхідно подолати 374 сходинки.

Троїцька надбрамна церква[ред. | ред. код]

Монастирські печери[ред. | ред. код]

Успенський собор[ред. | ред. код]

Трапезна церква Св. Антонія і Феодосія[ред. | ред. код]

Наймолодший храм Києво-Печерського монастиря. Перша Трапезна палата монастиря, побудована у XII ст., не збереглася, про її архітектуру нічого не відомо. Друга Трапезна палата із церквою Св. Петра і Павла була відбудована в стилі українського бароко, але у 1893 році її також зруйнували. Сучасна Трапезна палата з церквою побудована 1895 року, з 1990 року у церкві регулярно проводяться богослужіння.

Некрополь[ред. | ред. код]

На території лаври поховано багато відомих осіб, зокрема

  • біля Трапезної церкви:
Василь Кочубей — генеральний суддя, донощик на гетьмана Івана Мазепу.
Іван Іскра — полтавський полковник, донощик на гетьмана Івана Мазепу.

Фортечні мури[ред. | ред. код]

Діючий православний монастир[ред. | ред. код]

Національний Києво-Печерський заповідник[ред. | ред. код]

«Національний Києво-Печерський історико-культурний заповідник» — музейний комплекс, що діє на території Верхньої Києво-Печерської лаври. Був заснований у 1922 році, у 1996 році отримав статус національного. Є найбільшим музейним комплексом України, де зосереджено 144 споруди, 122 з яких — пам’ятники історії та культури. Серед них — два унікальних підземних комплекси (дальні і ближні печери), храми, пам’ятники архітектури XI—XIX ст., виставкові приміщення. Заповідник щорічно відвідують сотні тисяч туристів.

Музеї на території лаври[ред. | ред. код]

Відвідування та екскурсії[ред. | ред. код]

Заповідник відкритий для відвідувачів щодня з 9:00 до 18:00, каса працює до 17:00. У весняно-літній період час роботи подовжений — з 8-00 — до 20:00, каса працює до 19:00. Вартість квитка — 50 грн; для школярів , студентів, пенсіонерів — 25 грн. Вхід до заповідника безкоштовний для дітей дошкільного віку, сиріт, вихованців дитячих будинків та інтернатів, учнівської молоді — студентів і школярів (щопонеділка за попередньою домовленістю з керівництвом заповідника), учасників бойових дій України, інвалідів І-ІІ груп, солдатів і сержантів строкової служби Збройних сил України, членів ICOM та працівників музеїв. Без плати за вхід до заповідника можна завітати на Великдень та у Двонадесяті свята, у Дні відчинених дверей — Всесвітній день музеїв (18 травня), День незалежності України (24 серпня), День знань (1 вересня, для учнівської молоді).

[9]

Вхід на територію діючого монастиря Нижньої лаври, а також самостійне відвідування Дальніх і Ближніх печер — безкоштовне.

Екскурсії у заповіднику та на території Нижньої лаври проводяться щодня до 17:00.

Рівень і смислове наповнення екскурсій по Києво-Печерській лаврі, діяльність адміністрації заповідника та керівництва лаври неодноразово ставали об’єктом критики журналістів через імперськоцентричні стереотипи в дусі Московського патріархату, схиляння перед російськими царями, поширення радянських історичних міфів, тотально російську мову екскурсійного обслуговування та інші зловживання.[10][11]

Джерела та література[ред. | ред. код]

  • Ю. А. Мицик, Л. Д. Федорова. Києво-Печерська лавра, Свято-Успенська Києво-Печерська лавра // Енциклопедія історії України  : у 10 т. / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. ; Інститут історії України НАН України . — К.  : Наук. думка, 2007. — Т. 4 : Ка — Ком. — С. 187. — ISBN 978-966-00-0692-8.
  • Ю. А. Мицик, Л. Д. Федорова. Києво-Печерська Свято-Успенська лавра УПЦ МП // Енциклопедія сучасної України : у 30 т / ред. кол. І. М. Дзюба [та ін.] ; НАН України, НТШ, Координаційне бюро енциклопедії сучасної України НАН України. — К., 2003­–2019. — ISBN 944-02-3354-X.
  • Сторінка Києво-Печерської Лаври в каталозі «Християнські святині на карті»
  • Кілессо С. К. Києво-Печерська Лавра, — К., Техніка, — 2003. — 200 стор.: іл.
  • Шубарт, Павло. Пізнай свій край, або Україна чудесна// Чорноморські новини, 2007. — № 114-115.
  • Киево-Печерская лавра. Лавра-училище христианской жизни. – Киев : В тип. Киево-Печерской лавры, 1888. – 24 с.
  • Киево-Печерская лавра в ее прошедшем и нынешнем состоянии / П. Л. – Киев : Тип. А. Давиденко, 1886. – 113, II с. : карта.
  • Описание Киевопечерской Лавры : с присовокуплением разных граммат и выписок, объясняющих оное, также планов Лавры и обеих пещер / Евгений, митрополит Киевский и Галицкий. — Киев : Печатано в типографии Киевопечерской Лавры, 1826.
  • Киевские пещеры и Киево-Печерская Лавра. — Киев : Тип. Сементовского, 1864. — 85, II, 7 с. : ил., 1 л. ил.
  • Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской Лавры и г. Киева / сост. протоиерей Ф. Титов. — Киев : Изд. Киево-Печер. Лавры : Тип. Киево-Печер. Успен. Лавры, 1910. — 99 с., 29 л. ил.

uk.wikipedia.org

Успенский собор Киево-Печерской лавры — Википедия

Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие[1].

П. А. Раппопорт отмечал, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся»[2].

Изображение храма в книге «Беседы Святого Ивана Златоуста» 1623 года

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей православной литовско-русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.

Разрушение[править | править код]

Руины Успенского собора после взрыва в 1941 году

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября 1941 года. Согласно материалам советской Чрезвычайной государственной комиссии, фигурировавшим на Нюрнбергском процессе, взрыв совершили немецкие оккупационные войска[3]. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма[4], среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата, серебряные ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2 тысяч драгоценных предметов. В те же дни теряется след древней иконы Печерской Богоматери, давшей название всей Киево-Печерской лавре. Согласно данной версии, подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления[5].

Высказывались версии, что храм взорвали то ли отступавшие советские части[6], то ли проникшие в город советские партизаны[5].

Указанные версии опровергаются не только фактами массового вывоза ценностей и массового выселения жителей из района Лавры оккупационными войсками непосредственно перед взрывом, но и тем, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику[4][7]. В середине 1990-х годов её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Eichwede), директора Forschungеsstellе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывной акции говорят не только технические ограничения советских радиомин[7], но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение[7].

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о необходимости воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию»[7]. Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма[7]:

Одну из самых знаменитых церквей Киева я застал в руинах. Взлетел в воздух размещавшийся в ней советский склад боеприпасов — так, во всяком случае мне объяснили. Позднее я узнал от Геббельса, что эта церковь была взорвана по приказу рейхскомиссара на Украине Эриха Коха, чтобы уничтожить этот символ украинской национальной гордости. Геббельс рассказал мне об этом с неодобрением: он был в ужасе от жёсткого курса, практикуемого в России. Во время моих первых поездок Украина, на самом деле, была еще настолько мирной, что я мог проезжать большие леса без специального сопровождения, тогда как полугодом позднее из-за совершенно неправильной политики ост-комиссаров весь регион кишел партизанами[8].

Восстановление[править | править код]

Восточный фасад (с апсидами) воссозданного Успенского собора Интерьер Успенского собора в процессе создания новых росписей

После окончания войны, в 1947 году началась работы по изучению руин и их аккуратной разборке — до Великой Отечественной войны храм так и не был как следует изучен и обмерен, поэтому даже груды развалин, оставшиеся после подрыва собора в 1941 году, представляли огромный научный интерес. Работы сопровождались археологическими раскопками и продолжались вплоть до 1970 года. В 1971 году уцелевшая после взрыва часть собора (придел св. Иоанна Богослова) и выявленные раскопками фундаменты храма были законсервированы и обустроены для экскурсионного показа[9].

В начале 1980-х годов встал вопрос реконструкции храма. Ввиду полного отсутствия качественных обмерных данных довоенного периода, габариты Успенского собора и характер прорисовки отдельных деталей были определены фотограмметрическим методом. Данная работа была проведена в лаборатории Геодезии и Картографии Географического факультета Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко при участии кандидата географических наук С. Б. Хведчени[uk]. В результате обработки фотоснимков были получены высокоточные ортогональные проекции планов и фасадов Успенского собора[9]. Данный материал лег в основу проекта восстановления собора, разработанного коллективом одной из мастерских киевского научно-исследовательского института «Укрпроектреставрация» в 1984 году (руководитель — архитектор О. Граужис, инженер А. Антонюк и др.).

Изначально предполагалось восстановить Успенский собор к празднованию 1000-летия Крещения Руси[9]. Однако, начавшиеся было строительные работы вскоре были приостановлены виду широких протестов представителей научной и творческой общественности. По воспоминаниям очевидцев тех событий, причиной всех недоразумений была недостаточная информированность людей относительно содержания проекта и его технических характеристик[9]. В итоге, время было упущено и к 1988 году удалось лишь вновь утвердить первоначальный проект. Ввиду кризисных явлений в экономике позднего СССР, строительные работы так и не возобновились, и в 1990 г. был убран забор, окружавший стройплощадку[9].

Вновь приступить к воссозданию Успенского собора удалось только через несколько лет — после обнародования указа президента Украины Л. Кучмы от 9 декабря 1995 года о восстановлении Успенского и Михайловского Златоверхого соборов. На этот раз закончить храм было решено к другому юбилею — празднованию 950-летия основания Киево-Печерской лавры, которое должно было отмечаться в 2001 году. В 1998 году начались строительные работы (по проекту архитектора О. Граужиса), которые продолжались два года. Торжественное освящение восстановленного Успенского собора состоялось 24 августа 2000 года под руководством предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Владимира. В это время был завершена лишь внешняя отделка храма, работы по росписи интерьеров началась только в 2013 году и продолжаются до сих пор.

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое — больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крестильня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

В 1998 году под собором были найдены остатки трипольской землянки[10].

  1. ↑ Д. С. Лихачев. «Градозащитная семантика успенских храмов на Руси»
  2. ↑ П. А. Раппопорт. «Зодчество Древней Руси»
  3. ↑ Разрушение и разграбление культурных и исторических ценностей и культурно-просветительных учреждений на Украине и в Белоруссии. Из сообщения чрезвычайной государственной комиссии о разрушениях и зверствах, совершенных немецко-фашистскими захватчиками в городе Киеве (Документ СССР-9) // Материалы Нюрнбергского процесса
  4. 1 2 http://www.voskres.ru/army/church/slepinin.htm Архивная копия от 17 июня 2010 на Wayback Machine Киев сакральный: Успенский собор и его разрушение.
  5. 1 2 Фокус.ua: Крещатик в огне, 24.09.2008
  6. ↑ Andrew Evans, Marc Di Duca. Ukraine
  7. 1 2 3 4 5 Газета «2000»: Кто взорвал Успенский собор, статья Евгения Павловича Кабанца, ведущего научного сотрудника отдела истории Лавры Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
  8. Speer, Albert. Erinnerungen. — Ungekürzte Ausg., 1. Aufl. — Berlin: Ullstein, 2005. — 610 Seiten с. — ISBN 3548367321, 9783548367323.
  9. 1 2 3 4 5 Хведченя С. Б. Жизнь и смерть Успенского собора. — Журнал «Вокруг Света». Март 1999
  10. ↑ Г. Ю. Івакін, С. І. Климовський. Проблеми охорони археологічних пам’яток Києва. АРОІКС. — К.: КНЛУ, 1999. — Вип. 3.

ru.wikipedia.org

Троицкая надвратная церковь (Киево-Печерская лавра) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вид с внешней стороны

Троицкая надвратная церковь — православный храм, оформляющий главный вход в Киево-Печерскую лавру.

Возведён в начале XII века, после чего неоднократно реконструировался.

Построена церковь была в 1106—1108 годах как часть фортификаций Лавры, над главным входом в подземный монастырь. Церковь была основана внуком князя черниговского и великого князя киевского Святослава Ярославича, который отказался от своего княжеского статуса и стал монахом Печерского монастыря 17 ноября 1106 года под именем Николай Святоша.[1] Николай 36 лет был монахом, и основал в Лавре больницу.

После значительного разрушения Успенского собора во время монгольского нашествия в 1240 году, Троицкая надвратная церковь стала главной церковью монастыря[1]

В 1699 году в Троицкую церковь перенесён древний образ Казанской Божией Матери который находился на Золотых воротах.

В 1957—1958 годах в церкви проводились реставрационные работы, включая работы по восстановлению утерянных элементов декора, позолоту свода и ретуширование внешних картин.[1]

Масляные картины на внешних стенах, ведущих к Святым вратам, расположенным ниже церкви Троицкая надвратная церковь, фрагмент росписи внешних стен, ведущих к Святым вратам. План Троицкой надвратной церкви

Церковь расположена над Святыми вратами, которые являются главным входом в монастырь[2]. Возле входа находятся комнаты для караульных[1]. Церковь вклинивается между стенами монастыря, помогая защищать ворота[1]. Наружные поверхности стен монастыря, ведущих к воротам, покрыты фресками. Они были полностью обновлены в 1900—1901 годах Д. Сониным и другими[1].

Троицкая надвратная церковь разделена на три нефа, каждый из которых содержит сферические апсиды. Внешняя каменная лестница ведёт в церковь[3][4].

Троицкая надвратная церковь является типичной каменной церковью времён Киевской Руси[2]. Домонгольскую кладку можно лицезреть на южном фасаде здания. В 17-18 столетиях мастер Стефанович произвёл реконструкцию, и церковь была обновлена в стилистике украинского барокко[2][4]. Именно во время этой реконструкции на церкви появились грушевидные купола, тогда же было обновлено её художественное убранство.

Сильнейшим акцентом внутреннего убранства Троицкой надвратной церкви является деревянный позолоченный иконостас, выполненный в 1734 г. лаврскими сницарями Иваном Опанасовым и Яковом Оветко в стиле украинского барокко. Он изготовлен из липы в технике «сквозной резьбы» и расписан мастерами малярни Никольского больничного монастыря. Интерьер церкви дополняет паникадило на 16 свечей, отлитое в 1724 г. Его вес составляет 664 кг.

Стенопись Троицкой надвратной церкви — ценнейший памятник украинского монументального искусства 20-30-х гг. ХVІІІ в. Она выделяется безупречным рисунком, сочностью и выразительностью красок, высоким композиционным мастерством, включает в себя более 100 композиций и представляет собой своеобразный богословский трактат в цветах, в котором православное догматическое учение о церкви изложено художественным языком эпохи барокко, с присущими ему поэтическими и эстетичными приемами. Иконографическая программа росписей с её тщательно разработанной богословской концепцией была создана совместно лаврскими малярами, иконописцами и богословами.

На западной стене центрального нефа находится композиция «Первый Вселенский (Никейский) собор», посвященную новому этапу в развития христианства — церковному съезду в Никее в 325 году. Вдоль этой стены — ряд деревянных скамей, изготовленных в 30-е гг. ХVІІІ в., спинки которых украшены живописными пейзажами. Эти стасии (или скамьи) предназначались для престарелых и больных монахов Никольского больничного монастыря.

Пол церкви устлан фигурными чугунными плитами, отлитыми на брянских заводах Демидовых в 1732 году.

ru.wikipedia.org

Киево-Печерская Лавра: история, легенды, чудеса

Киево-Печерская лавра в Киеве – это не просто достопримечательность, которую посещают гости столицы, туристы, киевляне. Это место категории «must visit» (обязательное посещение), куда раз в жизни обязан попасть каждый человек.

Особая атмосфера Лавры, история ее святынь, тайны пещер заставляют задуматься о жизни, подумать о самом важном и сокровенном. Прогулка по монастырю, обзор окрестностей Киева и Днепра с холмов Лавры никого не оставляют равнодушным к архитектуре и живописности этого места.

История Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерская Лавра

Статус «лавра» присваивают большим мужским монастырям, которым и является Киево-Печерская святыня. Свое существование она начала в середине 11 в., когда в летописях стало появляться название Печерский монастырь. Статус Лавры был присвоен только в 1688 г.

В 1073 г. на месте деревянного храма поставили каменный, который простоял всего пять лет. Орда половцев напала на Киев и уничтожили многие его святыни, в том числе и Печерский монастырь. Только к началу 12 в. монастырь смог восстановиться, но в течение 12-13 вв. несколько раз становился объектом грабежей кочевых народов. Нападение на Киев в 1240 г. нанесло огромный урон по Киево-Печерскому монастырю и монахам, часть из которых убили, а другие просто разбежались.

Киево-Печерская Лавра

Возрождение монастыря началось в 1470 г., когда он был полностью отстроен заново. Набеги случались, но храмы и кельи святого места страдали не сильно. В начале 18 в. в часть библиотеки, обитель, жилые постройки были уничтожены пожаром, но сама церковь выстояла.

20 в. стал для Киево-Печерской Лавры одним из самых сложных в истории. Большевики пытались его уничтожить, но их удалось от этой затеи отговорить. Оккупация Киева в 1941 г. немецкими войсками стало трагедией и для монахов монастыря. Здесь организовали полицейский участок, Успенский собор был взорван, откуда перед этим вывезли все ценности и драгоценности. После получения Украиной независимости началось обновление монастыря. В частности, восстановили лаврскую литографию, обновили кельи, церковь, Успенский собор восстановили по старинным чертежам и схемам.

Святыни Лавры

Киево-Печерская Лавра

  • Монастырь известен своим подземным миром, который делиться на Ближние (Антониевы) и Дальние Пещеры. В них хранятся нетленные мощи 79 святых (в Ближних пещерах) и 49 святых – в Дальних. В Антониевых пещерах есть старинные захоронения, среди которых почетное место занимают мощи святого Антония. В подземном мире есть три улицы, пещерная церковь, трапезная. В Дальних пещерах похоронен Феодосий, есть церковь, названная именем святого, его келья и несколько подземных храмов.
  • Икона Божьей Матери «Всецарица» считается чудодейственной. В 2010 г. одна из прихожанок прозрела, приклонившись к образу.
  • От недугов исцеляет образ Божьей Матери «Печерская Похвала».
  • Мироточивые главы – реликвии Лавры, которыми стали головы святых. Их монахи хранят столетиями в сосудах со специальным раствором. Когда главы высыхают, то начинают мироточить.

Инфраструктура Лавры

Киево-Печерская Лавра

На территории монастыря находятся различные постройки и сооружения. Это колокольни, церкви, башни и храмы. В частности, на Ближних пещерах расположены Успенский собор и колокольня, на Дальних – колокольня, Трапезная церковь святых Антония и Феодосия. Есть в комплексе лавры кельи монахов, резиденция настоятеля, семинария, больничные палаты.

Как добраться

Киево-Печерская Лавра находится на улице Лаврской 23.

Доехать сюда можно на метро, выйдя на станции «Арсенальная». Потом по подземному переходу можно перейти на остановку автобусов и троллейбусов. К Лавре ездит автобус № 24 и троллейбус № 38. Выходить на остановке «Национальный музей Великой Отечественной войны». Далее по улице Лаврской идти до ворот, которые потом выведут на улицу Ближнепечерскую, или пройти чуть дальше – до Святых врат (главный вход).

Можно от «Арсенальной» идти все время прямо, и через 15 минут будет монастырь.

kievkiev.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *