Легенда о башне сююмбике в казани: Башня Сююмбике — история, архитектура, легенды, фото, адрес

Башня Сююмбике - история, архитектура, легенды, фото, адрес

В России есть своя падающая башня и находится она в столице Татарстана. Это - дозорная башня Сююмбике. Шпиль сооружения отклоняется от вертикали на 1,98 метров. Историки до сих пор спорят о периоде строительства, сходясь во мнении, что она была возведена между 1645-1650 годами. Башня находится в северной части территории Казанского Кремля. Общая высота постройки - 58 метров.

Фото башни Сююмбике

Башня Сююмбике

Башня представляет собой уникальный симбиоз татарской и русской архитектуры XIV-XVII веков. Конструкция напоминает Боровицкую и Спасскую башни Московского Кремля, но с восточными элементами. Они проявляются в шпиле, сквозных воротах, полуовальных окнах и изящных полуколоннах с фасадной стороны. Аналогичную архитектуру столичные гости Татарстана могут увидеть ещё в Москве на Казанском вокзале, который архитектор Щусев построил в точном соответствии с падающей башней.

  • Фундаментом башни стали дубовые сваи, которые с течением веков опустились на глубину свыше 2 метров. Стены возведены из кирпича на известковом растворе, а грани украшают кирпичные валики. Строение насчитывает 7 ярусов, первые 3 из которых квадратные, а остальные восьмиугольники.
  • В разновысотных «кубах» первых ярусов устроены гульбища, характерные для русской архитектуры. «Глазницы» гульбищ использовали для осмотра прилегающей территории.
  • Следующие 2 яруса - «восьмерки» - построены так неспроста: во-первых, при такой кладке из одинакового количества материалов здание строится в высоту на 20% больше, во-вторых, оно менее подвержено влиянию ветров, неизменно присутствующих на высоте.
  • Далее возведен конусообразный ярус, на котором размещена дозорная вышка.
  • Венчает всю эту сложную конструкцию зелёный шпиль, на котором красуется мусульманский полумесяц.
Ворота башни

История строительства

Если с архитектурой все чётко и ясно, то история строительства вызывает у учёных много вопросов. Это вызвано тем, что во время взятия города летописи времён Казанского ханства были безвозвратно утеряны, а более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара Москвы. Доподлинно установлено лишь то, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. Таким образом установлена верхняя граница возраста строения. Существует несколько теорий относительно времени строительства:

  • До 1552 года в период ханства на месте строения стояла другая дозорная башня, которая была достроена и несколько изменена.
  • Между 1645—1650 гг. - на основе археологических исследований слоев почвы.
  • Между 1694—1718 гг. согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко.

Благодаря учёному-путешественнику Адаму Олеариусу можно также очертить нижнюю границу предполагаемой даты постройки 1638 годом. В тот год он посещал Казань и делал зарисовки столицы, на которых похожих строений не обнаружено.

История строительства полна загадок: официально неизвестно кто, когда и по чьему приказу возвел строение, но ещё больше тайн скрывает название.

Царица Сююмбике

За всю историю Казанского ханства во главе государства единожды стояла женщина - царица-регентша Сююк, вынужденная править за своего малолетнего сына после смерти мужа. Династия царицы, как и ее биография, была достойной - так, ее прапрапрадедом был основатель Ногайской Орды Едигей, отцом - ногайский бий Юсуф. Замуж Сююк выходила трижды, и все ее мужья были правителями Казанского ханства.

Царствование Сююк запомнилось народу отменой ряда налогов для торговцев, крестьян и ремесленников. В благодарность за облегчение налогового бремени ее прозвали "любимой госпожой", в переводе с татарского - Сююмбике. А ее именем назвали не только дозорное строение Кремля, но и множество улиц в различных городах и селах. Впрочем, такая история не столь поэтична, легенда - интереснее.

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Наклон башни

Экскурсия к башне

Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на обзорной экскурсии по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.

 

 

Легенды и секреты башни Сююмбике — символа Казани

Башня Сююмбике — фирменный символ Казани. Своим наклоном она напоминает Пизанскую. Строение олицетворяет сам дух города, сочетая в себе русскую и татарскую архитектуру. На первый взгляд, она очень похожа на охранные башни Кремля. Однако татарская самобытность проступает в полукруглых окнах и воротах с восточными орнаментами. В XVI веке на месте Сююмбике стояла дозорная башня. Сохранившееся до наших дней строение возвели уже в XVII веке. В историю башни вплетены многочисленные легенды и мифы.

Чем знаменита башня в Казани, какие секреты хранит строение? Фактрум собрал самые интересные мифы о древней башне.

Башня Сююмбике — Казань

История башни Сююмбике: три легенды о строительстве

Общая высота башни Сююмбике в Казани составляет 58 метров. Для XVII века постройка довольно внушительная. Историки считают, что башня возводилась для охраны территории и размещения дозорных. Самая распространённая легенда башни Сююмбике посвящена ханской царице Сююм. Будучи регентом, она правила от имени своего сына долгие годы. Во время царствования Сююм отменила ряд налоговых сборов для ремесленников и крестьян. За добрый нрав и разумное владычество местные прозвали царицу Сююмбике — «любимая госпожа». В её честь и возвели башню из красного кирпича.

Башня на гравюре Э. Турнерелли начала XIX векаБашня на гравюре Э. Турнерелли начала XIX века Царица Сююм
Царица Сююм

Другая легенда звучит романтичнее. Считается, что именно царица Сююмбике стала причиной похода Ивана Грозного на Казань. Однажды увидев царицу, Иван IV влюбился в неё и решил завоевать вместе с городом. Понимая, что война с Россией сильно ударит по Казани, Сююм решила схитрить. Девушка поставила Ивану Грозному условие: она выйдет за него замуж, если он за семь дней построит башню. Да не простую башню, а такую же стройную и красивую, как сама Сююм. Царь своё слово сдержал. Согласно легенде, каждый день возводился новый ярус башни. В итоге здание было закончено в срок. И тогда царица поднялась на самую высокую точку башни и бросилась вниз.

Про башню Сююмбике ходит много слухов. Некоторые убеждены, что здание представляет собой мавзолей и было построено по приказу царицы Сююм. Женщина возвела башню в память о любимом муже Сафа-Гирее. Его останки до сих пор замурованы в одном из подвалов Сююмбике, но где находится этот склеп — никто не знает.

Дозорная башня Сююмбике и золотое яблоко

Дозорная башня Сююмбике

В описании башни Сююмбике есть одна интересная деталь — «золотое» яблоко на самом верху шпиля. Предмет этот окутан красивой легендой. Раньше считалось, что яблоко сделано из золота. Но самый большой интерес представляло его содержимое. Считалось, что внутри хранились важные религиозные мусульманские документы. В XX веке яблоко с навершия сняли. Оказалось, что изготовлено оно из латуни, а не из золота. Однако внутри предмет оказался действительно полым. Ходят легенды, что мусульманские документы-реликвии были выкрадены.

Башня Сююмбике — «падающая» часть Казанского Кремля

Это не миф — башня действительно падает. В начале XX века она наклонилась на 148 сантиметров. После этого основание укрепили железным обручем, что замедлило падение башни. В 1985–1991 годах даже проводились работы по «выпрямлению» башни с помощью спецтехники, удалось незначительно её выпрямить. Сейчас наклон составляет 198 сантиметров. Особенно хорошо «падение» заметно ночью, когда башня Сююмбике подсвечивается светодиодными лампочками. Архитекторы и археологи убеждены, что «падение» башни было остановлено вовремя. Если бы башню укрепили немного позже, то процесс был бы необратим.

Местные жители верят, что башня Сююмбике исполняет желания. Для этого достаточно прикоснуться к ней и представить себе желаемое. Чем ярче представишь объект мечтаний, тем быстрее сбудется загаданное!

фото, история, интересные факты, цены, отзывы, как добраться

История

История башни Сююмбике в Казани загадочна, до сих пор ведутся споры о том, когда это строение появилось и почему получило такое название. Версий много — есть те, что подтверждены фактами, а есть те, что иначе как легендой и назвать нельзя. Неразбериха возникла из-за того, что какие-либо документы, связанные со строительством, были утрачены. Поэтому о дате постройки остается только гадать, опираясь на косвенные факты.

Среди версий о том, когда была возведена башня, есть две основные: во времена правления Казанского ханства или уже во времена правления русских царей. В пользу первой говорит схожесть башни Сююмбике с Боровицкой башней Московского Кремля, возведенной в 15-16 веках. Хан, который в то время правил Казанью, мог просить Ивана III прислать в Казань зодчих, чтобы построить подобное сооружение в знак дружбы и союзничества двух государств. Кроме того, кирпич, использованный для постройки башни Сююмбике, похож на материалы, которые использовал итальянский архитектор, возводивший Боровицкую башню.

Вторая версия опирается на документы и чертежи. Башня Сююмбике не появляется на планах города вплоть до начала 18 века, уже в петровские времена. К тому же, при ее постройке использованы некоторые архитектурные решения, которые вошли в обиход уже во времена правления Казанью русских царей. Впрочем, спор о дате постройки до сих пор не решен, время от времени открываются новые факты, которые заставляют историков усомниться в правильности своего мнения.

Свое название башня получила в честь царицы Сююк.
Фото: Галина СУРКОВА, commons.wikimedia.org

О названии башни легенд ходит еще больше. Известно точно одно — ее назвали в честь царицы Сююк, единственной в истории Казанского ханства царицы-регентши. По преданиям, она была мудра и добра, а простому народу запомнилась тем, что отменила ряд налогов. Из-за этого получила прозвище «сююмбике», в переводе означает «любимая госпожа».

Одна из легенд (не имеющих отношения к реальной истории) гласит, что Иван Грозный, прослышав о красоте царицы, направил в Казань сватов, предложив ей стать его женой и царицей Московского государства. Сююмбике не хотела покидать родину и отказалась. Тогда разгневанный царь со своим войском подошел к Казани, пообещав стереть город с лица земли. Сююмбике испугалась за свой народ и приняла предложение Ивана Грозного, попросив у него необычный свадебный подарок — самую высокую в Казани башню, построенную за семь дней.

Так за неделю была возведена 57-метровая башня — каждый день она вырастала на один ярус. Ничего не оставалось Сююмбике, кроме как согласиться на замужество. Но во время свадебного пира поднялась она на башню, чтобы осмотреть напоследок любимый город. И поняла, что не может покинуть родину. Сююмбике расплакалась и бросилась вниз. В память о доброй царице башню назвали ее именем. Однако это всего лишь легенда, и на самом деле Иван IV никогда не предлагал царице Сююк выйти за него замуж.

Башня Сююмбике в Казани 2020: описание, фото, легенда

bashnya-cuumbike-v-kazani

Приветствую, друзья! На связи Александр блоггер Казанец. Сегодняшней статье для туристов я расскажу про башню Сююмбике, признанная символом Татарстана. Прочитав, вы узнаете историю башню, легенду про царицу Сююмбике, и самое главное — как загадывать желание около башни…

Слышал пару отзывов туристов, которые говорят, что нет ничего удивительного в этой башне. Но это неправда.. у башни много особенностей и свои тайны, которые способны сделать её неповторимой.

Обзор башни Сююмбике в Казани

1. Башня Сююмбике — дозорная башня в Казанском Кремле.. относится к «падающим» башням, так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. Отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

Высота башни составляет приблизительно 58 метров с семью ярусами, каждое из которых отлично от другого.

bashnya-cuumbike-v-kazani (4)

Первый ярус настолько широк, что служит проезжей частью сквозь арку, однако основную часть времени он недоступен для проезда. Второй ярус немного меньше первого. Четвертый и пятый ярусы — восьмиугольные. Смотровая площадка расположилась на шестом и седьмом ярусе.

2. Сейчас вход в башню для туристов недоступен, а первый ярус украшают ворота — «День и Ночь».

Интересный факт:

Ось проезда башни направлена на восход Солнца в день зимнего солнцестояния.

bashnya-cuumbike-v-kazani (7)

С 1730 года на вершине башни был установлен орел, но после 1917 года его заменили мусульманским полумесяцем. Позже и его приказали убрать, и лишь с 1990 года правительство позволило вернуть на место символ.

Все очевидцы отмечают, что особенностью башни является её положение. Она является падающей, как и Пизанская башня Италии. Фундамент башни не такой прочный, поэтому случился наклон. Хоть этот факт является опасностью, многих очевидцев именно этим башня Сююмбике притягивает.

Помню как лет в 11 впервые стоял рядом с башней и думал — лишь бы она сейчас не грохнулась) Этот эффект усиливается, когда ты стоишь близко, а на небе плывут облака…

Загадка башни Сююмбике

Огромным вопросом для историков до сих пор является, когда была построена башня. И дискуссии порой касаются не просто года построения, а определения века, когда сооружение всё же было создано.

3. Многие специалисты не просто высказываются, а даже приводят достоверные факты в подтверждение своему мнению.

bashnya-cuumbike-v-kazani (5)

Особенность башни состоит в том, что она включает в себя элементы, которые относятся к созданию в разное время. Хроника сооружения не известна с 1552 года, когда Казань была отвоевана чужими руками.

История Казани хранилась некоторое время в архиве города Москва до момента пожара в 1701 году. И лишь с 1777 годом связывают сведения о башне Сююмбике. Однако на тот момент она уже была в таком виде, который можно улицезреть и сегодня. Отсюда информация о моменте постройке и преображении отсутствует.

Большинство специалистов придерживаются мнения о том, что башня возводилась в 17 веке, а именно период с 1645 по 1650 год, однако в плане города, созданном в 1692 году нет упоминаний о башне.

Конечно, само строение сложно сопоставить с 17 веком, однако по дошедшим до наших времен сведениям, на месте башни ранее стояла деревянная постройка, просто со временем её заменили камнем, который является более надежным, чем дерево.


Легенда царицы Сююмбике

Эту легенду я услышал от одного гида, когда снимал видеоэкскурсию программы для туристов… 🙂

После взятия Казани, царь Иван Грозный хотел взять в жены царицу Сююмбике.. и увести ее в Москву.

4. Царица пришлось согласиться, но при условии, что царь построить высокую и стройную (как и она сама) башню.. в знак своей любви.

bashnya-cuumbike-v-kazani (6)

Условия были приняты, и каждый день башня поднималась в высоту на один ярус… а к концу 7-го дня башня была полностью готова. Тогда царица сказала, что хочет подняться наверх башни, чтобы последний раз посмотреть на свои владения и на любимый город.

Поднявшись на самую вершину царица выбросилась из окна, так как не желала быть женой ненавистного царя. В память о любимой царице города башня была названа ее именем.

На самом деле, это всего лишь легенда… 🙂


Загадать желание

Таинственность башни и необычный вид делают ее не только объектом классных фоток, но и заставляют верить в чудеса.

5. Есть поверье, что для того, чтобы желание исполнилось — нужно прикоснуться к башне, закрыть глаза… и ярко представить картинку вашей мечты будто оно уже сбылось. Тогда оно точно исполниться.

Мною проверено — работает. * 😉

Башня Сююмбике в Казани

* при условии, что вы работаете над своей мечтой, а не протираете диван нижней частью спины.

6. Кстати, ночью башня подсвечивается со всех сторон, поэтому ее даже из других районов Казани.

bashnya-cuumbike-v-kazani (9)

7. Но самый красивые фото можно сделать на летнем закате…

Башня Сююмбике в Казани

На этом все, друзья. Всем шанти.

P.S. В комментариях пишите — загадывали ли вы желание у башни… и сбылось ли оно? 🙂

Читайте также:

До связи,
Блоггер Казанец

2016-04-18_101927

Блоггер Казанец

Об авторе

Блоггер Казанец

Привет! Меня зовут Александр, и я единственный автор этого блога. Делаю обзоры на различные места и развлечения в Казани! Подробнее обо мне читайте здесь.

история древнего символа Казани и информация для туристов

Падающая башня Сююмбике – архитектурный символ Казани, известный не только всему Татарстану, но и за пределами республики. Впервые башня Сююмбике получила имя легендарной татарской царицы в XIX веке. Так романтично назвал это сооружение один из местных патриотов в краеведческой статье популярного казанского журнала. С того времени о башне стали слагать легенды, многие из которых дошли и до наших дней.
В наше время изображения башни печатают на сувенирах, открытках, значках. После реставрации  башню украсили подсветкой, благодаря которой она видна издалека даже ночью.
казанская башня Сююмбике фото

Местонахождение и особенности сооружения

Башня Сююмбике – сторожевая, или дозорная башня Казанского кремля – главной достопримечательности столицы Татарстана. С ее вершины хорошо просматриваются реки Волга, Казанка и районы вокруг них.
Сююмбике – башня падающая, наклоненная в сторону северо-востока. «Падать» она стала практически сразу после окончания строительства. Есть две версии причины этого падения: одни специалисты считают, что башня возведена на старом фундаменте, не рассчитанном на такое масштабное сооружение; другие – что фундамент закладывался специально для башни, но был недостаточно глубок.

фото наклона башни Сююмбике
В начале двадцатого века отклонение составило 128 сантиметров. Восстановительные работы, проведенные в 1990 годах, приостановили крен башни. Сегодня отклонение шпиля от вертикали достигает 1,98 метра.
Особенность башни еще и в том, что она находится внутри кремля как отдельное сооружение. В нижнем ярусе башни предусмотрен сквозной проезд с распашными воротами.
Навершие башни несколько раз меняло свое украшение. Сначала оно венчалось яблоком, затем поочередно  – гербом царской России и полумесяцем.

Легенды

Башня Сююмбике изначально была дозорной, расположенной на въезде во двор комендантского дома – бывшего Ханского дворца. Название башни связано с именем знаменитой царицы Сююмбике, а о самом архитектурном памятнике сложилось много легенд.

Самая популярная – о строительстве башни по просьбе Сююмбике – известна каждому жителю Казани.
Легенда гласит, что после завоевания города Иван Грозный пожелал, чтобы Сююмбике стала его женой.

Царица понимала, что в случае ее неповиновения татарский народ будет истреблен, но и покориться воле русского царя не могла. Поэтому она поставила завоевателю условие – за семь дней построить башню из семи ярусов, такую же стройную и красивую, как сама царица.

Когда ее желание было исполнено, Сююмбике поднялась на самую вершину башни и спрыгнула вниз.

фото ворот в башне Сююмбике
Архива документов со времен Казанского ханства не сохранилось, а градостроительные планы города XVI-XVII века уничтожены при московском пожаре 1701 года. Эту красивую легенду развенчивают современные теории о времени возведения башни, основанные на исследовании фундамента. Выяснилось, что лишь местами он достигает слоя культурных отложений времен ханства. Большая часть фундамента проникает в слои, соответствующие более поздним периодам, чем завоевание Казани.

К тому же, на рисунках многих иноземных путешественников, посещавших Казань в XVII веке, изображение башни отсутствует. Да и на плане города знаменитое нынче сооружение появилось только в начале XVIII века. А еще, существует документальное подтверждение тому, что царица Сююмбике дожила до старости и умерла в городе Касимов.

Другая легенда менее романтична – башня была построена по приказу самой Сююмбике в честь ее умершего мужа. Эту версию подтверждают фрагменты древнего фундамента. Но только в той части, что башня Сююмбике построена на месте другого сооружения времен Казанского ханства.

фотография ярусов башни Сююмбике
Легенды о башне Сююмбике содержат некоторые исторические факты, но совершенно далеки от реальности.
Большинство же исследователей придерживаются мнения, что первая башня, которая находилась на месте современной, была деревянной постройкой, возведенной в XI-XV веках. Каменная же была возведена в XVII веке на ее месте.

Легенда о позолоченном шаре

Есть интересная история о позолоченном шаре, который венчает башню. По преданиям, казанские ханы хранили в шаре свои летописи, и сделан он был из чистого золота. Но при тщательном обследовании шара в 1830 году никаких летописей в нем найдено не было, да и выполнен он был из латуни. При этом очевидцы утверждали, что шар был ржавым и дырявым, и документы, возможно, были похищены.
шпиль башни Сююмбике фотография

Архитектурные характеристики

Башня Сююмбике в Казани имеет семь ярусов, для ее строительства был использован красный кирпич. Три нижних четырехгранника уменьшаются по высоте и ширине, на них установлено два восьмерика. Завершает башню граненый шатер в виде усеченной пирамиды, а находящуюся над ним дозорную караульню украшает шпиль с позолоченным полумесяцем на яблоке.

  • Нижний ярус украшен двумя пилонами, соединенными между собой цилиндрическим сводом.
  • Фасады башни оформлены разнообразной декоративной отделкой: ширинки, пояса с простым напуском или поребриком.
  • Грани выделены тонкими валиками или лопатками.
  • Дверные и оконные проемы заканчиваются трехцентровыми арками.

башня Сююмбике вид сверху фото
Фундамент башни устроен на дубовых сваях. Внутри находится винтовая лестница, по которой можно попасть в дозорную вышку. Общая высота строения – пятьдесят восемь метров.

Башня Сююмбике выполнена в строгом архитектурном стиле, напоминающем московское барокко, но с элементами казанско-татарского искусства – минаретоподобным завершением, сталактитовыми капителями, трехчетвертными колоннами.
подсветка башни Сююмбике фотография

Как добраться до башни Сююмбике

Доехать до известной казанской достопримечательности можно:

  • на метро – станция Кремлевская;
  • на троллейбусе №7 – остановка «Центральный стадион»;
  • на автобусах №1, 15, 35, 47, 75 и др. – остановка «Центральный стадион».

Интересные факты

  • Падающая казанская башня Сююмбике выше падающей Пизанской на два метра.
  • В восемнадцатом веке башня обеспечивала великолепный обзор более чем на 50 километров, благодаря чему город всегда знал о грозящей ему опасности.
  • В советское время рядом с башней Сююмбике проводились раскопки – были найдены остатки мечети и ханских усыпальниц, обломки надгробий с надписями, монеты.
  • В 1994 году территория Казанского кремля, где находится падающая башня, объявлена культурным музеем-заповедником.
  • Башня Сююмбике запечатлена в российском фильме «Сокровища О.К.». Главные герои по сюжету пробираются в башню в поисках сокровищ. Для съемки крупных планов в московском павильоне был отстроен фрагмент башни Сююмбике в естественную величину.
  • С 1991 года башня выполняет функцию минарета – в ней читают поминальные молитвы по соотечественникам, которые погибли в 1552 году при взятии Казани Иваном IV.
  • Если верить местным старожилам, загаданное при подъеме по лестнице к воротам башни желание непременно исполнится.
подсветка башни Сююмбике фотография Загрузка...

Ещё интересные сооружения

Казанские легенды: подземные ходы, сокровища озера Кабан и башня Сююмбике | КУЛЬТУРА

«Легенды – один из самых интересных и неоднозначных источников для краеведов, гидов и т.д., - говорит собиратель легенд, экскурсовод Айрат Багаутдинов, сейчас работающий в Москве. – Они любой город делают интереснее, загадочнее, заставляют полюбить его ещё больше». 

О создании Казани

Существует четыре легенды. Самая древняя зафиксированная легенда об основании города датируется 60-70 гг. XVI века. Она упоминается в летописи «История о Казанском царстве». В ней датой основания Казани называется XII в. По преданию, Казань возникла как памятное место встречи русских князей и царя Сайна, воцарившегося после Батыя, который пошёл на Русь с целью вытребовать дань с русских князей. Но князья встретили его с дарами на полпути.

Позже появилось ещё множество легенд, связанных с появлением Казани, описанных, к примеру, в «Истории Волжской Булгарии» Хусаина Амирхана. Одна из легенд гласит: когда в Болгар ворвались войска Тамерлана, представитель местной аристократии Абдуллах спрятался с семьёй в судейской палате. Кругом всё горело, и глазам Тамерлана и его войска предстало чудесное видение – на крыше здания стояла дочь Абдуллаха, и огонь не трогал её. Эту историю называют «Легенда о несгораемой царевне». Поражённый Тамерлан увёз её с собой. Спаслись и двое сыновей Абдуллаха, они бежали вверх по Волге, где и обосновались. По другой легенде, как-то раз дочь местного пасечника пошла по воду, она поднималась в гору и проклинала хана, что поставили город так высоко от воды. «У моего отца пасека на Зилантовой горе, там прекрасные земли, и почему бы там не основать город? Одна беда – там огромное количество змей», - сказала она хану. Местность очистили, и хан отправил туда помощников и сына, а с собой дал бумагу. В ней указывалось: «Бросьте жребий и того, кому выпадет он, убить и похоронить, а на этом месте основать новый город». Жребий выпадает ханскому сыну, но помощники жалеют его, и убивают собаку. Когда хан узнал об этом, произнёс: «Новое царство достанутся в руки врагов нашей веры, которых мы называем собаками». Считается, что это было предсказанием о взятии Казани Иваном Грозным.

Есть ещё одна версии этой легенды, которую записал исследователь истории Казани священник Малов в середине XIX в. По преданию, спросили девушку, где же основать город, и она велела пронести казан и там, где он закипит без огня, там и будет город. Кстати, версия, связанная с казаном – наиболее распространённая. Говорят, например, что ханский слуга случайно утопил казан в реке, и она стала называться Казанка, а затем и город получил это имя.

Таинственный Кабан

Вокруг появления уникального озера и существовавшего на его берегах города - так называемого казанского Китеж-града, также бытует множество легенд. Наиболее известны четыре.

Историк Хусаин Амирхан в своих трудах пишет, что много лет назад людей в эти места привел старец Касым Шейх. Увидев непроходимые заросли, люди возроптали. Он помолился Аллаху, провёл своим бешметом по земле, и на этом месте образовалось озеро с благодатной водой».

Другая легенда связана с разорением Болгара  Тамерланом, когда оттуда сбежал представитель одного аристократического рода – Кабанбек. Спасаясь от преследования, он пришёл в землю около Кабана. Р. Мустафин в книге «Сокровища озера Кабан» рассказывает о городе: накануне взятия Казани, чтобы не достаться врагу, он ушёл под воду. И якобы до сих пор, если выплыть на середину озера в ясную погоду, можно увидеть блеск минаретов и услышать призыв к молитве. Звучит фантастически, но легенда о городе на берегу Кабана нашла подтверждение. Исследователь Николай Калинин в 1947 г., занимаясь раскопками на территории Архиерейской дачи, обнаружил остатки древнего мусульманского кладбища - две могильные плиты с арабскими надписями XII века.

Но если существование города на берегу Кабана подтверждается хоть как-то, то о несметных ханских сокровищах, якобы покоящихся на дне озера, до сих пор ходят легенды. Так, казанский журналист Рафаэль Мустафин в своем расследовании опирался на свидетельства старика Ахмета Азимова, который в 1996 г. показал писателю папку с документами, подтверждающими: в озере есть сокровища. И в его роду эта история передавалась из поколения в поколение. Далее Мустафин приводит ряд свидетельств. В 1949 г. спортсмены-гребцы Владимир Сучков и Равиль Богданов, разыскивая утопленника, вытащили из воды бочонок высотой 80 см, но он сорвался, а поставить буёк они не догадались. В 1968 г. другой спортсмен, снимая буи после соревнований, тоже вытащил какой-то бочонок, и опять упустил его, и снова таинственное место забыли пометить.

В то же время экскаваторщик Николай Колесников на строительстве магазина «Детский мир», ломая старые постройки, увидел перед собой старика-татарина. Он сказал: «Здесь копать нельзя, здесь спрятаны сокровища». Но экскаваторщик продолжил, а на следующий день обнаружил огромный провал, куда чуть не угодил вместе с техникой.

Вид на озеро Кабан и театр им. Г. Камала.  Фото: www.russianlook.com

В XX веке до богатств пытались дотянуться иностранцы. Так, Рафаэль Мустафин нашёл в газете 1912 г. заметку о том, что американская фирма предлагала Городской думе очистить дно озера. Но с условием: всё, что будет найдено, достанется им. Казанские власти отказались. Позже с тем же предложением обратилось бельгийцы. Снова отказ. В 1926 г. снова письмо из США, и опять с теми же условиями…

Первая и единственная попытка достать сокровища была сделана в 1988 группой энтузиастов. Электрик из Подмосковья придумал специальное устройство для обнаружения металла. И в том самом месте, на которое ссылались все источники, прибор почувствовал, что в толще ила что-то есть. Приглашённые профессиональные водолазы ничего не нашли в поднявшейся мути. Заметили лишь, что кто-то уже побывал здесь гораздо раньше – часть грунта со дна была снята профессионально.

Тайна ханских богатств так и осталась нераскрытой.

О башне Сююмбике

О ней ходят три легенды. Больше всего казанцы любят рассказывать гостям версию о непокорной царице Сююмбике, именем которой названа знаменитая башня. Якобы когда Иван IV взял Казань, он, пленённый красотою ханши, решил увезти её с собой. Но она сказала: «Построишь башню за семь дней, уеду с тобой». После чего взобралась туда и покончила с собой. Красивая история не находит подтверждения: Сююмбике была увезена в Москву в 1551 г., то есть ещё до взятия Казани. Да и башня была построена намного позже.

Ступенчатая башня Казанского вокзала - «гибрид» Боровицкой в Московском Кремле и башни Сююмбике в Казанском кремле - превратилась в эмблему «восточных ворот» столицы.

По другой версии башня была частью мавзолея на месте ханских могил. В 70-е гг. XX века гипотеза почти нашла подтверждение - недалеко от Сююмбике был обнаружен мавзолей, принадлежащий татарской знати. Но исследования доказывают, что башня Сююмбике построена на рубеже XVII-XVIII вв. и, скорее всего, это была русская дозорная башня.

Усыпальница казанских ханов в Кремле Фото: АиФ-Казань/ Рустэм Забиров

Впрочем, любопытство и интерес Сююмбике вызывает не только в связи с именем легендарной царицы. Главная «фишка» – её наклон. К началу XX в. строение отклонилось от вертикальной оси на 195 см. Башню не раз пытались поставить на место. В 1914-16 гг. её «схватили» железным обручем. В 1941-55 гг. за дело взялась «Проектно-техническая контора треста по передвижке и разборке зданий» (Москва), падение остановили. В 1985-1991 годы башню постепенно выпрямляли, сократив наклон до 180 см.

Икона-заступница

История одного из самых почитаемых образов в христианском мире овеяна чудесами, начиная с момента обретения и заканчивая историей похищения. В 1579 г. казанской девочке Матрёне во сне явилась Божья Матерь, повелевшая: «Выйди во двор и выкопай там Меня. Но сначала пройдись по властям, сообщи обо Мне». Но никто не послушал Матрёну. Только после трёх видений, когда Богородица пригрозила, что явится в другом городе, а Казань лишится благодати, стали искать. По легенде, никто не мог найти икону, и только лишь Матрёна сразу наткнулась на завёрнутый в рукав от кафтана образ.

Казанская икона Божией матери Фото: www.kazan-mitropolia.ru

Чудеса начались тут же. Священник Ермолай прошёл крёстным ходом со вновь обретённой реликвией, во время которого прозрело два слепца. Один из них, Иосиф, вместо благодарности Богородице, вновь отправился на паперть за подаянием. И опять лишился зрения.

Почти сразу были сделаны списки с иконы. Богоматерь стала считаться заступницей, покровительницей России. Помогла она и в 1611 г., в Смутное время, и во время войны 1812 г. Загадочная история, связанная с образом Богородицы, произошла во время войны 1941-45 гг. К этому время борьба с религией в СССР была в самом разгаре. Но вскоре всё изменилось самым радикальным образом…

Когда Ленинград был блокирован, в 1941 г. митрополиту Гор Ливанских Илие явилась Божья Матерь и велела. «Ты должен ехать в Россию. Там должны быть открыты храмы, монастыри, священники должны начать служить. Чудотворную Икону следует провести вокруг Ленинграда и тогда ни один враг не ступит на эту землю». Вероятно, Сталин серьёзно отнёсся к известию, - именно с этого времени в СССР меняется отношение к Церкви. Во время войны не раз обращались люди к Богородице за помощью: так, во время боёв в Сталинграде непрестанно шла служба перед иконой.

История похищения первообраза достойна отдельной главы. Фёдор Чайкин, выкравший реликвию из Богородицкой церкви в начале XX в. и впоследствии пойманный, уверял: оклады снял, а икону сжёг. Но ему не верили, вора пытали. Считается, что с момента пропажи иконы на Россию посыпались беды: войны, революции, репрессии, разруха и голод.

Подземные ходы

Самый первый подземный ход под Казанью описан в многочисленных летописях, говорящих о взятии Казани. Он вёл от одной из башен Кремля к тайному подземному ключу. Казанский историк Николай Загоскин писал, что ключ был обложен каменным бассейном, и его ещё долго можно было увидеть на берегу Казанки, пока его не закатали в бетон.

«Среди местных обывателей, - пишет Загоскин, - держится предание, что гора, на которой расположен Казанский Кремль, изрыта подземными ходами, относящимися ещё к татарской эпохе Казани. В начале XX в. во дворе юнкерского училища археологами были обнаружены ходы. Но учёные пришли к выводу, что это - остатки пороховых погребов юнкерского училища конца XVIII – начала XIX вв.

В 1895 г. при устройстве памятника императору Александру II строители обнаружили подземную галерею из кирпича с каменным полом шириной 80 см и высотой около метра. Он начинается на площади Первого мая, идёт до Нацмузея, там сворачивает налево. «Скорее всего, это всё-таки подвалы каких-то купеческих построек», - приводит мнение исследователей Багаутдинов.

храм-памятник воинам, погибшим при взятиии в Казани, памятник на воде Фото: АиФ-Казань

Впрочем, не все историки следуют этой версии. Например, Худяков пишет, согласно летописи, во время осады, татары делали вылазки через подземные ходы. Изо рвов, которые окружали Казань, были какие-то подземные ходы, они вели через город. Якобы самый большой ход протянут от памятника воинам, погибшим при взятии Казани до Кремля.

Башня Сююмбике - история, легенды, фото

Башня Сююмбике - одна из самых популярных достопримечательностей Казани. 58-метровую башню часто называют архитектурным символом не только города, но и всего Татарстана. Популярность древней постройки обеспечивает не только ее расположение на территории Казанского кремля, но и многочисленные легенды, которые с ней связаны. Кроме того, как и знаменитая Пизанская башня, Сююмбике относится к так называемым «падающим» башням, причем отклонение от вертикальной оси составляет почти 2 метра. Сказать по правде, мы не планировали отдельной статьи, посвященной башне, но, когда готовили материал о Казанском кремле, настолько погрузились в историю ее строительства, легенды и архитектуру, что не смогли отказать себе в удовольствии посвятить Сююмбике отдельный пост. Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о самой знаменитой башне казанского кремля - падающей башне Сююмбике.

Башня Сююмбике Казань

Легенда о башне Сююмбике

Сююмбике часто сравнивают с Пизанской (и мы тоже это сделали во вступлении), правда казанская башня выше на два метра, да и моложе не несколько веков. Если по первому пункту возражений нет, то по второму иногда возникают споры, ведь точная дата ее строительства неизвестна, и именно с историей постройки связана самая главная легенда о Сююмбике. Согласно ей, после взятия Казани русский царь Иван Грозный въехал в город и был сражен красотой татарской принцессы Сююмбике. Она покорила его настолько, что ему захотелось взять ее в жены.

Татарская царица поставила жесткий ультиматум: он должен был построить высокую башню за семь дней, иначе она отказывается выходить за него замуж. Сказано - сделано! Спустя семь дней башня была построена, девушка поднялась на седьмой ярус, чтобы попрощаться с Казанью перед отъездом в Москву, но вместо этого бросилась вниз и… не погибла, а превратилась в лебедя и улетела. Впрочем, есть и версия, что она разбилась, выбрав смерть вместо замужества. Но это лишь легенда, официальных подтверждений которой, конечно же, не существует.

Башня Сююмбике Казань

Башня Сююмбике

История строительства башни Сююмбике

Довольно долго о дате строительства Сююмбике шли ожесточенные споры среди историков. Некоторые ученые считали, что башня полностью или частично была построена во времена Казанского ханства, в то же время их оппоненты утверждали, что история башни началась лишь во второй половине XVII века. Дело осложняется тем, что архивы Казанского ханства были утеряны во время взятия Казани, а более поздние, в которых бы шла речь об управлении Казанью в XVI-XVII веках, были уничтожены пожаром 1701 года. Поэтому ученым приходится только гадать.

Башня Сююмбике Казань

Сююмбике - падающая башня Казани

В наши дни историки на основании археологических данных пришли к консенсусу, что вероятнее всего, строительство башни Сююмбике стоит относить к концу XVII - началу XVIII века, т.е. башня была возведена почти через 200 лет после взятия Казани, когда Сююмбике и Иван Грозный уже давно умерли.

Архитектура Сююмбике

Практически сразу же после окончания строительства, Сююмбике стала «падать» на восток, но это не было задумкой архитекторов, а простая ошибка при строительстве. Что удивительно, обнаружили это только к началу XX века. В результате к 1930 году наклон составлял уже 1 метр 28 сантиметров. Было решено остановить падение, поэтому башню охватили железным кольцом и укрепили, чтобы предотвратить трагедию. Сейчас отклонение Сююмбике от вертикальной оси составляет 1 метр и 98 сантиметров. Археологи и ученые считают, что укрепление башни произошло очень своевременно, ведь еще каких-то 50 сантиметров и остановить процесс было бы уже невозможно.

Башня Сююмбике Казань

Особенно хорошо отклонение от вертикали видно ночью

Архитектура башни Сююмбике сочетает в себе как традиции татарского, так и русского зодчества. Ее часто считают копией Боровицкой башни Московского кремля. Очертания Сююмбике можно увидеть и в башне Казанского вокзала. Архитектор Щусев при проектировании вокзала взял силуэт башни Сююмбике в качестве прототипа, и чтобы сделать сходство максимальным, он даже посылал своих помощников в Казань, ч

90000 The Tower Syuyumbike in Kazan: its history and description. 90001 90002 Address: Kazan Kremlin. How to get there: metro station "Kremlin", by trolley bus number 2, or bus № 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75, 98 - stop "Central stadium". 90003 90004 History and architecture of the tower Syuyumbike 90005 90006 Unfortunately, the date of the building of the tower Syuyumbike is unknown, because the historical documents were lost. Some documents were burned in a fire in Moscow in 1701, others - during the capture of Kazan by the troops of Ivan the Terrible in 1552.The first mention of the tower is dated of 1777 year, in the description of the Kazan Kremlin. However, the archaeological excavations of the tower, which were carried out in the Soviet period, suggested that, most likely, the Suyumbike tower was built in the middle of XVII century on the place of khan's towers. People, who supports this idea, believe that it is possible that the tower was built on the site of another, which was earlier constructed here in the Khan's period. Perhaps, it was the mosque Nur-Ali (Muraleevoy), which could serve as a minaret.The tower is located behind the walls of the Kazan Kremlin, and it offers amazing views. It is because of this, for a long period, the tower performed patrol function. Suyumbike tower stands on oak piles, while its walls are made in stone and stapled together with lime mortar. The first three tiers of the tower are squares of different heights. The following two-tier octagonal, the next above is a tent with brick faces and the next is a patrol tower with high green spire. The tower 'height is 58 meters.It belongs to the so-called "Leaning Towers", such as for example, a well-known Leaning Tower of Pisa. 90007 90004 Legends of the tower Syuyumbike 90005 90006 There are several legends about the history of the construction of the tower. So, one of the most beautiful legends says that after the capture of Kazan by Ivan the Terrible, Khan's queen named Syuyumbike, charmed the king, who had proposed to her. Queen Syuyumbike ordered Tsar Ivan the Terrible - to build the highest tower in Kazan in seven days and she would agree to go to Moscow with him, if he would do so.Ivan completed the mission: he built a tower of seven storeys in seven days, which towered above the all Kazan city. Queen Syuyumbike wanted to say goodbye to Kazan before the leaving, she asked to look at the city for the last time, but she did not want to leave, so she committed suicide and jumped from the tower. In the direction of her jump, there is an incline. Currently, the incline is already 1.98 meters. Someone says that very reason of the capture of Kazan by the Russian troops was Queen Syuyumbike.Ivan the Terrible was deeply in love with the beautiful queen Syuyumbike. He saw her in the portrait. 90011 According to another version, the Queen Syuyumbike was married three times and lived a long and peaceful life in the town of Kasimov, and apparently, all these events, which are associated with her name, happened before the capture of Kazan by Ivan the Terrible. But there are some facts. According to them, the Queen had a son - Utyamysh Giray. He, with other prisoners, after the capture of Kazan was sent to Moscow as a hostage.He forcibly was baptized at the court of Ivan the Terrible, and he was given the name of Alexander. But Prince Alexander did not have a long and happy life. He died being a twenty-year-old boy and was buried in the Moscow Kremlin. 90011 For a long time, there was another legend associated with the Tower Syuyumbike. The fact is that, until 1830 on the steeple of the tower there was a gilded apple, which, according to legend, stored significant Muslim chronicles and documents. But when the apple was opened before the audience of famous Tatars, due to the order of the Minister of Internal Affairs of the Russian Empire, it was empty.Moreover, it was not gold, but it was made of ordinary brass. 90011 Anyway, today the Syuyumbike Tower is a shining symbol of Kazan with other ancient monuments, such as the Kazan Kremlin. 90007 .90000 Top-10 of What to Do in Kazan During the 2018 World Cup 90001 90002 Tatarstan's capital Kazan is one of the cities which will play host to the 2018 FIFA World due to kick off in Russia in June. Sputnik has created an unmissable to-do list for all the tourists and fans who will be in Kazan during the main footballing event of the year. 90003 90002 90005 Echpochmak and Chak-Chak 90006 90003 90002 The national Tatar cuisine is something even the most discerning tourists will appreciate - it's not only very tasty it's also quite cheap! 90003 90002 © Sputnik / Vadim Braydov 90003 90002 Chak-chak 90003 90002 When in Kazan, you must try echpochmak, an appetizing pasty with meat and potatoes, as well as chak-chak, a dessert which is made of dough filled with Kazan-made honey and which is used to greet guests.90003 90002 90005 The Old-Tatar Sloboda 90006 90003 90002 The Old-Tatar Sloboda is a historical district of Kazan, where local poets and 'enlighteners' once lived. 90003 90002 © Sputnik / Maksim Bogodvid 90003 90002 View of Lake Kaban and Old Tatar quarters from the helicopter pad of the Grand Hotel Kazan. (File) 90003 90002 Walking across the streets of the old Tatar settlement, one can see authentic wooden houses, monumental mosques and cozy courtyards.In the numerous artisan shops you can find original handmade souvenirs. 90003 90002 90005 The Syuyumbike Tower 90006 90003 90002 Syuyumbike is a leaning tower in Kazan which is enveloped in myths. Legend has it that in the 16th century, the Queen of Syuyumbike decided to commit suicide by jumping from the tower in a show of protest against Russian Ivan IV the Terrible's proposal to marry her. 90003 90002 © Sputnik / Maksim Bogodvid 90003 90002 The Syuyumbike Tower in the Kazan Kremlin.(File) 90003 90002 There is also a legend that if you lean your head or your back against the tower and make a wish, it will almost certainly come true. 90003 90002 90005 The Cat of Kazan 90006 90003 90002 Kazan cats are said to have saved the Winter Palace in St. Petersburg from rats in the past, and their descendants currently protect the St. Petersburg State Hermitage Museum's masterpieces from rodents. 90003 90002 © Sputnik / Maksim Bogodvid 90003 90002 The sculpture of the Cat of Kazan.(File) 90003 90002 The Cat of Kazan monument is installed on the city's Bauman Street where residents and tourists can pat the bronze animal just for luck. 90003 90002 90005 Great Orthodox Shrine 90006 90003 90002 The miraculous list of the Icon of the Kazan Mother of God was transferred to Kazan by then-Pope John Paul II in 2005. 90003 90002 © Sputnik / Maksim Bogodvid 90003 90002 Believers by the Icon of Our Lady of Kazan in the Church of the Exaltation of the Holy Cross at the Kazan Monastery of Our Lady 90003 90002 Nowadays, it is kept in the Holy Cross Cathedral, which was built on the historical site where the icon was found.90003 90002 90005 Pancakes Made on Sviyazhsk Island 90006 90003 90002 The island city of Sviyazhsk located thirty kilometers from Kazan is known for its delicious treats, such as domestically made bread or flat cakes. 90003 90002 © Sputnik / Maksim Bogodvid 90003 90002 The Cathedral of the Joy of All Who Sorrow, on the right in the background, in the island town of Sviyazhsk 90003 90002 Tourists will especially appreciate hot pancakes directly from the stove, served with honey, sour cream or jam.90003 90002 90005 Muslim Architecture of Great Bolgar 90006 90003 90002 The town of Great Bolgar near Kazan includes the remains of an ancient Bulgarian civilization on the Volga River, such as fortifications, the famous White Mosque and many more artifacts. 90003 90002 © Sputnik / Maksim Bogodvid 90003 90002 Ak Jami Mosque in the city of Bolgar is seen here during the Izge Bolgar Cıyenı holiday marking the day of Volga Bulgaria's official conversion to Islam 90003 90002 In the museum-exhibition complex "Memorial sign in honor of the adoption of Islam by the Volga Bulgars in 922," tourists can see the world's largest printed Koran, the sacred book of all Muslims.90003 90002 90005 Selfie Near the Farmers 'Palace 90006 90003 90002 The unusual facade of the Farmers 'Palace continues to attract tourists and photo bloggers from all over the world. 90003 90002 © Sputnik / Aleksandr Wilf 90003 90002 Palace of Farmers in Kazan. (File) 90003 90002 The facade's central feature, which is built in the form of the "tree of life", is said to be especially suitable to make selfies. 90003 90002 90005 Frogs and the Raifa Monastery 90006 90003 90002 Raifa Monastery is a friary located not far from Kazan.90003 90002 © Sputnik / Maksim Bogodvid 90003 90002 A view of Raifa Monastery of Our Lady, Raifa village, Zelenodolsky District. (File) 90003 90002 A picturesque pond where frogs live is situated near the monastery and legend has it that the frogs do not croak so as not to interfere with the prayers of the monks. 90003 90002 90005 The State Theater of Galiassgar Kamal 90006 90003 90002 The theater presents various performances in the Tatar language, including comedies, dramas, musicals, as well as masterpieces of world classics and works of national authors.90003 90002 Simultaneous translation into Russian and English is provided for those spectators who do not speak Tatar. 90003 90002 Apart from Kazan, ten more Russian cities will host matches of the 2018 FIFA World Cup, due to be held between June 14 and July 15.These include Moscow, Kaliningrad, St. Petersburg, Volgograd, Nizhny Novgorod, Samara, Saransk, Rostov-on-Don, Sochi and Yekaterinburg. 90003.90000 Kazan city, Russia travel guide 90001 90002 Local time in Kazan city is July 13, 1:52 am (+3 UTC). 90003 90004 Brief History of Kazan 90005 90006 Foundation of Kazan and its early history 90007 90002 Kazan was founded more than 1,000 years ago as an outpost on the northern borders of the Volga Bulgaria - a historic Bulgar state in the Middle Volga region and the Kama River basin, which existed from the 7th to 13th centuries. The age of Kazan was determined during excavations on the territory of the Kazan Kremlin, when a Czech coin dated 929-930 was found here, as well as the remains of masonry, a wooden fence, utensils.90003 90002 In the 1220s-1240s, the Volga Bulgaria was conquered by the Mongols and, retaining some autonomy, was included in the Ulus of Jochi also known as the Golden Horde. After the formation of the Golden Horde, the Volga Bulgarians (Bulgars) became one of the main components in the ethnogenesis of today's Kazan Tatars and Chuvashs. 90003 90002 In the 13th-14th centuries, Kazan became an important trade and political center of the Golden Horde. The growth of the town was also due to its favorable geographical position at the intersection of major trade routes connecting East and West.In the Russian chronicles, Kazan began to be mentioned in the 14th-15th centuries. 90003 90002 In 1438, the Bulgarian fortress of Kazan was captured by the Golden Horde khan Ulugh Muhammad, and the town became the capital of the Kazan Khanate. During this period, the production of leather goods, pottery, and weapons developed here. Kazan traded with Moscow, Crimea, the Ottoman Empire, and other regions. 90003 90002 More Historical Facts ... 90003 90002 A series of conflicts with the Principality of Moscow eventually led to the capture of Kazan by the army of Ivan the Terrible in тисячі п'ятсот п'ятьдесят два.After the suppression of the uprisings in the Kazan region, a new era began in the history of the town - as part of the Russian state. In the 17th century, the first manufactories appeared in Kazan. In 1646, there were 5,432 men and 1,652 households in the town. 90003 90006 Kazan as part of the Russian Empire 90007 90002 In 1708 році, Kazan became the capital of the vast Kazan Governorate. During the reign of Peter the Great, it became one of the most important industrial and administrative centers of Russia.A tannery and a cloth manufactory were built here. In 1722, Peter the Great visited Kazan. 90003 90002 The rapid development of Kazan began after the visit of Empress Catherine II in 1767 when she lifted all previous restrictions on the construction of stone mosques and Tatar public buildings, as well as in connection with her decree "On the tolerance of all faiths. " She presented Kazan with a galley and a carriage. The galley was lost during a fire, but the carriage was preserved. It is also installed as a replica-monument on the pedestrian Bauman Street.90003 90002 In 1781, Catherine II approved the emblem of Kazan, in 1782 - the first regular development plan for the city, which determined its development for a century and a half. By the end of the 18th century, about 22 thousand people lived in Kazan, more than 40 thousand with nearby settlements, Tatars made up only about 10% of the population. 90003 90002 In 1804 Imperial Kazan University was opened, the most famous students of which are Vladimir Lenin and Leo Tolstoy. In 1844 Karl Ernst Claus, professor at Kazan University, discovered ruthenium and named it in honor of Russia.Ruthenium is the only chemical element discovered in the Russian Empire and the USSR before the synthesis of transuranium elements in the late 20th century. 90003 90002 In the second half of the 19th century, significant changes took place in the infrastructure of Kazan: gas (1874) and electric (1897) lighting, one of the first electric trams (1899), telegraph (1859) and telephone (1881) . In 1874 the city water supply was opened. In 1896 року, the railway connected Kazan with Moscow. 90003 90006 Kazan in the 20th century and beyond 90007 90002 In 1901, the Kazan Observatory was opened.In 1914 the population of Kazan was about 194,200 people. In 1918 року, during the Civil War in Russia, fierce battles were fought for Kazan. The troops of the Czechoslovak Legion in the course of five-day battles captured Kazan on August 6. The Red Army established control of the city on September 10. 90003 90002 On May 27, 1920, the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic was formed with its capital in Kazan. In the 1930s, intensive industrialization of the city began, accompanied by rapid population growth.In 1939 the population of Kazan was 398,014 people. 90003 90002 During the Second World War, large factories were evacuated to Kazan. The city also became the temporary scientific "capital" of the USSR. The Academy of Sciences of the USSR, as well as most of the research institutes and a number of design bureaus were evacuated here. 90003 90002 After the war, the active development of the city continued. Kazan became one of the largest industrial, scientific, and cultural centers of the USSR, the population increased 2.5 times. In 1979, it exceeded 1 million people. Kazan also became one of the largest river ports, a new airport was built. 90003 90002 In 1990, Kazan was declared the capital of the sovereign Republic of Tatarstan. In the 1990s, this city became one of the most important interregional political, financial, sports, and tourist centers of Russia. In 2008, Kazan registered the brand "The Third Capital of Russia." 90003 90002 In the 1990s-2000s, the historic center of Kazan was significantly rebuilt in preparation for the celebration of the millennium of the city.In 2005, the Millennium of Kazan was celebrated. In connection with this event, such objects as the Kazan Metro, the Kul-Sharif Mosque, the Millennium Bridge, the new hippodrome, Tatneft-Arena were built. 90003 90002 About one million tourists a year began to visit Kazan making it one of the most important tourist centers in Russia. The Kazan Kremlin became a UNESCO World Heritage Site. Several foreign general consulates and other diplomatic, trade, humanitarian representations were opened in the city.90003 90002 Such large international sports competitions as the World Summer Universiade 2013, the World Aquatics Championship 2015 року, and six matches of the 2018 World Cup were held in Kazan. 90003 90006 Contrasts of Kazan 90007 90052 90002 90054 In the center of Kazan 90055 90003 90002 Author: Sergey Bulanov 90003 90059 90002 90054 Kul-Sharif Mosque and Saints Peter and Paul Cathedral in Kazan 90055 90003 90002 Author: Ayhan Sahin 90003 90066 90002 90054 The cultural-entertaining complex Pyramid in Kazan 90055 90003 90002 Author: Sergey Kozin 90003 90004 Kazan - Features 90005 90002 The Kazanka River flows from the north-east to the west through the middle of the city and divides Kazan into two parts - the historic part to the south of the river and the new part to the north.They are connected by five dams and bridges, as well as a metro line. 90003 90002 The climate of Kazan is temperate continental, severe frosts and scorching heat are rare and not typical for this city. The average temperature in January is minus 10.4 degrees Celsius, in July - plus 20.2 degrees Celsius. 90003 90002 There are several legends associated with the name of the city. According to the most common one, it originates from the Tatar word "kazan" meaning "cauldron". The legend says that Kazan was founded on the spot where water boiled in a cauldron dug into the ground without fire.The historical symbol of Kazan, which is depicted on the emblem of the city, is the mythical dragon-like creature Zilant often mentioned in Tatar legends. 90003 90002 The industrial basis of Kazan includes engineering, chemical and petrochemical industries, light and food industries. The largest enterprises of Kazan are the chemical complex of Kazanorgsintez, the Kazan gunpowder factory (the oldest in Russia), and a unique cluster of three aviation industry enterprises. Tourism is also one of the promising directions for the development of the city.In 2019, about 3.5 million tourists visited Kazan. 90003 90002 This is one of the largest transport and logistics hubs in Russia. Kazan International Airport offers regular flights to such cities as Antalya, Baku, Barcelona, ​​Yekaterinburg, Krasnodar, Moscow, Omsk, Perm, Thessaloniki, St. Petersburg, Sochi, and a number of others. Kazan (Volga) Federal University is one of ten Russian federal universities and the third (after St. Petersburg State University and Moscow State University) oldest university in Russia.90003 90002 Kazan is a place where people of different nationalities and religions live peacefully, in an atmosphere of friendliness and tolerance. In this city, two religions are historically closely intertwined: Sunni Islam and Orthodoxy. Kazan has more than 60 mosques, 40 Orthodox churches, a dozen churches of other Christian movements, 1 synagogue, prayer houses of Bahai and Krishna. 90003 90002 In total, representatives of over 115 nationalities live in the capital of Tatarstan. According to the 2010 census, the most numerous of them are Russians (48.6%) and Tatars (47.6%). Also among the residents of Kazan you can meet the Chuvash, Ukrainians, Mari, Bashkirs, and Udmurts. 90003 90004 Main Attractions of Kazan 90005 90002 90092 The Kazan Kremlin 90093 - the oldest part of Kazan included in the list of UNESCO World Heritage Sites. It is a complex of architectural, historical, and archaeological monuments of the 12th-20th centuries. On the territory of the Kazan Kremlin, eastern and western cultures are harmoniously intertwined. The residence of the Head of the Republic of Tatarstan and the Government of Tatarstan are located here.90003 90002 90092 Kul-Sharif Mosque 90093 (1996-2005) - the main mosque of Tatarstan located on the territory of the Kazan Kremlin. This is an amazing building with four minarets, each 58 meters high, with stained glass windows and observation towers. The mosque has a museum of Islam, as well as observation balconies for tourists. 90003 90002 90092 The Annunciation Cathedral 90093 (1555-1562) - the oldest building of the Kazan Kremlin. This outstanding monument of Russian architecture of the 16th century is the most remote example of the Pskov school of architecture.90003 90002 90092 Syuyumbike Tower 90093 - an old watch tower in the Kazan Kremlin, one of the main architectural symbols of Kazan. It belongs to the "falling" towers, as it has a noticeable slope to its northeastern side. Today, the deviation of its spire from the vertical is about 2 meters. 90003 90002 90092 The Museum of Natural History of Tatarstan 90093 in the Kazan Kremlin - the only museum and scientific-educational center in the Volga region, which provides complete information about the geological history of our planet from the moment of its formation until the appearance of the first ancient people.The combination of traditional forms of presentation with interactive elements makes this museum attractive to a wide range of visitors. 90003 90002 90092 The Hermitage-Kazan Exhibition Center 90093 in the Kazan Kremlin - the first regional branch of the State Hermitage (the second largest art museum in the world located in St. Petersburg). In the museum halls you can see paintings, graphics, ancient artifacts including household items made of gold and silver, weapons of the 8th-13th centuries, various archaeological artifacts, and modern art installations.90003 90002 90092 Bauman Street 90093 (Kazan Arbat) - the main pedestrian street of Kazan, about 4 km long. The street starts at the Kazan Kremlin and stretches through the city center. On this street you can see a lot of historical buildings, monuments, museums, a theater, countless cafes where you can taste national dishes and drinks, souvenir shops. 90003 90002 90092 Epiphany Cathedral 90093 (1731-1756) on Bauman Street. The main attraction of this church is its magnificent tall bell tower (74 meters high) built in the style of "Russian Baroque" with numerous external decorative elements.90003 90002 90092 The National Museum of the Republic of Tatarstan 90093 - the main museum of Tatarstan opened in 1895 one of the largest museums in the entire Volga region. In total, this museum has about 800 thousand exhibits that tell about the culture, history, life, traditions of the peoples of Tatarstan. The museum occupies a building, which is a monument of architecture and history of federal significance. Kremlyovskaya Street, 2. 90003 90002 90092 The Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan 90093 - one of the largest art museums in Russia.Here you can see paintings, graphics, sculptures, works of decorative art of Western European and Russian schools of the 16th-19th centuries, as well as Soviet art. An important place in the exposition is occupied by a collection of icons from Sviyazhsk cathedrals and a unique collection of paintings by Nikolai Ivanovich Feshin - a master of impressionism and modernism. Karla Marksa Street, 64. 90003 90002 90092 The Old Tatar Sloboda 90093 - one of the historic districts of Kazan. Its pedestrian part stretches for half a kilometer from Bauman Street and occupies part of Kayuma Nasyri Street.The district was formed in the 17th-18th centuries, when picturesque houses, mosques, and other attributes of the Tatar culture were built here. In Soviet times, most of them were lost. In the 2000s, it was reconstructed to give it its former splendor. 90003 90002 90092 Shamil's House 90093 - an eclectic building located in the Old Tatar Sloboda, an architectural monument and an object of cultural heritage of regional significance. Today, it houses the Literary Museum of Gabdulla Tukay. Gabdully Tukaya Street, 74.90003 90002 90092 Chak-Chak Museum 90093. This museum located in the Old Tatar Sloboda is dedicated to the main Tatar dessert and one of the symbols of Tatarstan. The atmosphere of the Tatar prosperous house of the late 19th century is recreated here (old furniture, household utensils, tools, etc.). The exposition tells about the history of chak-chak from the times of the Volga Bulgaria to the present. Parizhskoy Kommuny Street, 18. 90003 90002 90092 Saints Peter and Paul Cathedral 90093 (1723-1726) - an architectural monument built in the style of "Russian Baroque".It is known for its 7-tier gilded iconostasis and rich history. Musy Dzhalilya Street, 21. 90003 90002 90092 The Temple of All Religions 90093. This unusual architectural structure dedicated to various religions of the world is also known as the Ecumenical Church and the International Cultural Center for Spiritual Unity. This is the only such building in the world on the territory of which 16 faiths are united, but no religious rites are held here, since the complex has only symbolic meaning.Staro-Arakchinskaya Street, 4. 90003 90002 90092 The Palace of Farmers 90093 (2008-2010) - a palace complex built in the Empire and Classicism styles. The Ministry of Agriculture of Tatarstan is located here. The main decoration of this magnificent building is a huge bronze tree placed inside an arch. At night, the facade of the palace is illuminated. Fedoseyevskaya Street, 36. 90003 90002 90092 The Family Center "Kazan" 90093 (2013). This original building serves as the Wedding Palace of Kazan.Inside, there are three thematic zones, which are decorated and furnished in the styles of the Volga Bulgaria, the Kazan Khanate, and in a classical manner. The top of the building is crowned with a huge Turkic cauldron ( "kazan"). In the days free from wedding registration, tourists can visit this building and climb to the observation deck. Sibgat Khakim Street, 4. 90003 90002 90092 The Island-Town of Sviyazhsk 90093 - a historic town founded on an island at the confluence of the Sviyaga into the Volga in тисячі п'ятсот п'ятьдесят одна.Located about 64 km west of Kazan, it is a very unusual and incredibly picturesque place. 90003 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *