Легенды мексики – Мексиканские сказки и легенды народов Мексики

Содержание

Мексиканские сказки и легенды народов Мексики

Мексиканская сказка Вежливый кроликМексиканская сказка Вежливый кролик

Чтобы лучше понять культуру и особенности мышления иностранных жителей, некоторым нравится изучать их народный фольклор. Мексика – многонациональная страна с культурой, которая формировалась на протяжении нескольких тысяч лет. В ее фольклоре переплелись верования и представления древних индейских народов и переселившихся европейцев. Мексиканские сказки и легенды имеют свои неповторимые особенности, многие из них учат добру и повествуют о происхождении мира, животных, природных явлений, а также торжестве справедливости. Постараемся рассмотреть наиболее интересные и традиционные.

Сказки Мексики

Рассказывая детям сказки, древние мексиканцы не просто коротали время и развлекали малышей, а обучали их житейской мудрости. Почти в каждой сказке содержится какой-то урок и наставление. Даже взрослым будет интересно поразмышлять об этих уроках.

Сказка индейцев майя об опоссуме

Старый опоссум никогда не пробовал плодов папайи. Однажды ему очень захотелось отведать их. Но он увидел, что они росли слишком высоко, вне его досягаемости. Все же опоссум не отказался от своей затеи, а решил попытаться взобраться на дерево. Но сколько он ни пробовал, это ему никак не удавалось. Он падал снова и снова. С раннего утра и до глубокой ночи опоссум карабкался по стволу и падал вниз. Уже перед рассветом., когда у него совсем не осталось сил, он подумал:

«Да я вовсе и не хочу папайи! Зачем она мне?»

Воспитанный кролик

Воспитанный кроликВоспитанный кролик

Однажды кролик гулял по лесу. Увидев голодную лисицу, он бросился бежать от нее. Добежав до пещеры в скале, кролик уже было намеревался в ней спрятаться. Но не тут-то было. Кролик был очень воспитанным и кротким. Он привык всегда спрашивать разрешения, прежде чем куда-то войти. Поэтому он вежливо спросил: «Можно войти?».

А сидевшая в пещере змея очень обрадовалась появлению кролика и захотела его съесть. Она дружелюбно ответила: «Конечно, можно. Заходи!». Кролик сразу узнал змею по голосу. Он сказал ей: «Извините, я неожиданно вспомнил, что дома меня очень ждут». Он не стал прятаться в пещере, а убежал дальше. Так ему удалось спасти свою жизнь, проявив хорошие манеры и воспитанность.

Петух и ястреб

В далеком прошлом петух и ястреб были хорошими друзьями. Ястреб часто прилетал в курятник и лакомился из куриной кормушки. Он был очень красив: с красным гребешком и в красивом ожерелье. Петух стал завидовать достоинствам своего друга и дошел до того, что захотел украсть их у него. Он подсунул в кормушку одурманивающих зерен и предложил ястребу поесть. Когда птица упала без сознания под действием дурмана, то петух и курица набросились на нее, сорвали украшение и гребень. Ожерелье рассыпалось мелкими бусинками. С того времени куры бесконечно ищут их в траве.

Придя в себя, ястреб был в сильном гневе и пригрозил, что теперь всегда будет враждовать с курами и ловить их цыплят. С тех пор куры всегда прячутся при появлении хищного ястреба и никогда не едят вместе. У петуха остался красный гребешок, но уж слишком большую цену он за него заплатил. А ведь для своих цыплят петух и курица были самыми красивыми и без ожерелья и гребешка.

Сказка майя о печальном индейце

Индеец был очень опечален и ничто не могло его развеселить. Лесным зверям стало жаль человека и они пришли утешить его. Индеец объяснил, что ищет Счастье. Тогда все звери решили отдать человеку все, что у них было. Ягуар – силу, лис – хитрость и ловкость, змея – понимание целебных свойств растений, белка – способность лазать по деревьям, олень – выносливость в беге.

А умная птица чачалака стала сокрушаться: «Несчастные звери! Теперь человек будет сильнее всех!»

Но счастья он все равно не достиг.

Легенды Мексики

Легенды МексикиЛегенды Мексики

На территории доколумбовой Мексики проживало несколько народностей индейцев. У них было много общего в культуре и традициях. Однако у каждого племени на протяжении истории сформировались свои неповторимые особенности. Это отразилось и в их легендах, которые передавались из поколения в поколение.

Часто главными героями легенд становились животные, которые населяли окружавшую местность. Например, у индейцев киливи с полуострова Нижняя Калифорния особой популярностью пользовались предания о койотах, ведь эти хищные животные издавна доставляли людям немало хлопот.

Легенда о том, откуда появились койоты

В одном индейском селении была семья, в которой родились 6 прекрасных дочерей. Их отец по имени Сова был мудрецом и обучал их разным наукам. Девушки были очень послушными и целыми днями занимались с отцом, а по вечерам он разрешал им гулять в лесу и отдыхать. Они с удовольствием проводили в лесу время, пели, смеялись и танцевали. Однажды их заметил молодой парень, которого звали Пай. Во время танцев юных девушек он подбегал к ним и щекотал, а затем прятался в густых зарослях.

Девушки придумали, как его проучить. И на следующий день они взобрались на деревья со свечами в руках, изображая звезды. Пай принялся искать их, поднялся по плетенной лестнице очень высоко. Когда он уже был почти у цели, дочери мудреца перерезали веревки лестницы. Пай упал и, разбившись превратился в пылинки. У Пайя была старенькая бабушка, которая не могла смириться со смертью любимого внука, она очень страдала и много плакала. Увидев это, боги сотворили из пылинок, оставшихся от юноши, койотов и те расселились по земле. А девушек боги наказали тем, что превратили их в яркие звезды. До сих пор индейцы, видя летающих по ночам сов, говорят, что те ищут среди звезд своих сестер.

Еще одной темой для древних легенд являются названия различных природных объектов: гор, лагун, озер и т.д. Например, у индейцев чичимеков существует предание о живописных холмах Серро дель Муэрто.

Сказание о Серро дель Муэрто

В давние времена на этих холмах происходили встречи трех верховных жрецов из соседствующих друг с другом народов чичимеков, мишиков и науа. Они подолгу обсуждали дела и трудности своих племен, а вечером, когда солнце уже садилось, купались в сернистых источниках. Как-то раз один из жрецов не вынырнул из воды. Он был чичимеком. После долгого ожидания его появления, соплеменники решили, что их верховного жреца убили мишики. Чтобы отомстить за его смерть, чичимеки стали воевать с мишиками. А те, в свою очередь, объединились с науа. Во время разгара битвы, появился жрец, которого посчитали мертвым. Его ранили выстрелом из лука. Когда он бежал окровавленный к своему племени, то на пути оставлял красный след. Добежав до соплеменников, он упал замертво. На его честь холмы стали называть Серро дель Муэрто или «Холм мертвых».

Тема любви – одна из центральных в мексиканских легендах. Например, у индейцев пурепеча есть предание о любви между Луной и Солнцем.

Легенда о Солнце и Луне

Легенда о Солнце и ЛунеЛегенда о Солнце и Луне

Легенда гласит, что еще до появления людей на земле Солнце и Луна были мужем и женой. Они очень любили друг друга и были неразлучны. Но вот на небе появилась прекрасная Венера. Однажды Солнце решило поговорить с Венерой, а Луны в этот день не было дома. Когда она вернулась, то сильно разозлилась на мужа, Солнце, посчитав, что тот заигрывает с Венерой.

Солнце не выдержало подобных обвинений и ударило Луну. Поэтому на ней теперь можно увидеть темные пятна. Супруги расстались друг с другом. Из-за этого Луна плачет и роняет на землю слезы из серебра. Из этих «слез» делают красивые серебряные серьги. Индейцы верят, что, когда происходят затмения, это значит, что Луна и Солнце встречаются на короткое время, чтобы вспомнить о былой любви.

Легенда о дожде

Так как местами климат в Мексике очень засушливый, то коренные народы придумали легенду о том, почему дождь «ушел» в другую местность.

В одном поселке в Мичоакане жил молодой парень. Он долго не женился. Его пожилая мать очень беспокоилась, что, если она умрет, сын останется совсем один. Так и произошло: сын похоронил свою мать и от горя переехал в другую местность, где жил в полном одиночестве. Он занимался выращиванием кукурузы. Там, где он поселился, часто шли дожди и стояли туманы.

Однажды, придя на свое поле, юноша обнаружил, что кукурузу кто-то украл. Он выследил, что это была юная девушка, невероятной красоты. Хозяин поля разгневался на нее, за то, что она воровала его кукурузу, и хотел ей помешать. А красавица сказала, что именно благодаря ей вырос такой богатый урожай, ведь она – дождь.

Юноша и девушка-дождь влюбились друг в друга и поженились. Благодаря супруге у них было изобилие всего: и урожаи, и множество скота. А мужчина не оценил этого, он стал пить и флиртовать с другими женщинами. В итоге, его жена ушла от него и не захотела вернуться даже после того, как муж одумался и умолял ее о прощении. Так в той местности не стало дождя.

Предание ацтеков о вулканах

Когда-то очень давно жила девушка по имени Истаксиуатль. Она была принцессой. Ей понравился один отважный воин Попокатепетль из армии ее отца. Вскоре юноша и девушка полюбили друг друга. Но отец принцессы был против их союза и решил отправить возлюбленного дочери на войну, чтобы он пал в сражении. Девушке сказали, что юноша убит, а ее отдают замуж за другого. Тогда в отчаянии принцесса решила убить себя. Вскоре воин вернулся живым. Но его любимой уже не было. Не в силах справиться с потрясением, он тоже лишил себя жизни. Боги были впечатлены такой сильной любовью и превратили влюбленных в два вулкана. Теперь уже ничто не может их разлучить.

До наших дней дошло множество легенд древних народов Мексики, повествующих о сотворении мира и о Всемирном потопе. Хотя у разных индейских племен рассказы отличаются друг от друга, общим является то, что первоначально была создана человеческая пара, мужчина и женщина (Господин и Госпожа плоти), от которых произошло все человечество. А потоп смогли пережить только несколько человек. После этого мир возродился снова. Эти легенды так похожи на истории, знакомые нам с детства.

meksika.info

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ МЕКСИКАНЦЕВ | Мифы инков и майя | Льюис Спенс

Представление мексиканцев о создании мира

«В год и день облаков, — пишет Гарсия в „Происхождении индейцев“, претендуя на то, что дает читателю перевод оригинальной миштекской рукописи в картинках, — еще до того, как вообще появились годы и дни, мир лежал во тьме. Все было в беспорядке, а вода покрывала ил и тину, которой тогда была земля». Такая картина встречается почти во всех американских легендах о сотворении мира. Краснокожий человек вообще считал, что населенный людьми земной шар был создан из ила, который поднялся из первозданных вод, и нет никаких сомнений в том, что науа разделяли эту веру. В мифе науа мы встречаем двух двуполых существ, известных у ацтеков как Ометекутли‑Омесиуатль (Владыки двойственной природы). Их изображали божествами, господствующими над возникновением всего сущего, над началом мира. Мы уже познакомились с ними в главе 2, но можно повторить. Эти существа, которых по отдельности звали Тонакатекутли и Тонакасиуатль (Господин и Госпожа нашей плоти), стоят на первом месте в календаре. Это обстоятельство дает ясно понять, что их считали ответственными за происхождение всего созданного. Их неизменно изображали одетыми в богатые разноцветные наряды, символизирующие свет. Тонакатекутли, первоисточник мироздания или прародитель мужского пола, часто отождествляем с богом солнца или богом огня, но нет причин считать его символом чего‑либо, кроме неба. Народы, искони населявшие Америку, почти все считают небесный свод мужской составляющей космоса в противопоставление земле, которая, по их понятию, обладает женскими чертами, а их, без сомнения, олицетворяет в этом случае Тонакасиуатль.

В мифах североамериканских индейцев мы видим, что Отец‑Небо нависает над Матерью‑Землей, подобно тому, как в древнегреческих сказаниях о создании мира мы видим элементы объединения, когда небесный свод сливается с землей и делает ее плодоносной. Для разума дикаря рост и развитие растений в той же мере зависит от неба, в какой он зависит и от земли. Простодушный человек замечает оплодотворение почвы дождем и, видя во всем выражение отдельно взятого личного импульса, считает произрастание растительности аналогичным происхождению человека. Тогда для него небо становится дающим жизнь мужским началом, оплодотворяющее семя которого спускается на землю с дождем. Земля является принимающей стороной, которая вынашивает то, чем оплодотворило ее небо.

Легенда Иштлильшочитля о создании мира

Одну из самых подробных историй о создании мира в мексиканской мифологии рассказывает индеец‑полукровка Иштлильшочитль, который — и в этом мы не можем сомневаться — получил ее непосредственно из местных источников. Он утверждает, что тольтеки приписывали создание вселенной, звезд, гор и животных некоему Тлоке Науаке (Повелитель всего сущего). Одновременно он создал первого мужчину и женщину, от которых произошли все обитатели земли. Эта «первая земля» была уничтожена «водой‑солнцем». В начале следующей эпохи появились тольтеки и после долгих скитаний поселились в Уэуэ‑Тлапаллане (Очень старый Тлапаллан). Затем последовала вторая катастрофа, связанная с «ветром‑солнцем». В остальной части легенды рассказывается о том, как мощные землетрясения сотрясали мир и уничтожили земных великанов. Эти земные великаны (Куинамес) были аналогами греческих титанов и источником сильного беспокойства тольтеков. По мнению древних историков, они были потомками народов, которые обитали в северной части Мексики.

История о создании мира у миштеков

Неплохо будет возвратиться ненадолго к миштекской легенде о сотворении мира, которая исходит от изолированно живущего народа крайней южной части мексиканской империи и, по крайней мере, дает нам яркую картину того, что народ, близко родственный науа, считал в этом вопросе за истину. Однажды, когда земля поднялась из первозданных вод, появились бог‑олень, который носил имя Пума‑Змея, и прекрасная богиня‑олениха, или Ягуар‑Змея. Они имели человеческий облик и при помощи своих могучих знаний (то есть магии) подняли над водой высокую скалу и построили на ней прекрасные дворцы, свои жилища. На вершине этой скалы они положили медный топор, лезвие которого было обращено вверх, и на этом лезвии покоилось небо. Эти дворцы стояли в Верхнем Миштеке, рядом с Апоалой, и скалу назвали «Место, где стояли небеса». Боги жили счастливо вместе в течение многих веков, когда случилось так, что у них родились два мальчика красивого телосложения, искусные и опытные в ремеслах. При рождении их назвали Ветер девять змей и Ветер девять пещер. Много сил было отдано их образованию, и они приобрели умение превращаться в орла или змею, делаться невидимыми и даже проходить сквозь твердые тела.

Прошло время, и эти молодые боги решили совершить жертвоприношение своим предкам. Взяв глиняные курильницы, они наполнили их табаком, подожгли и позволили ему тлеть. Дым стал подниматься к небу, и это была первая жертва богам. Затем они разбили сад с кустами и цветами, деревьями и плодоносящими растениями, с душистыми травами. Рядом с садом они устроили луг и поставили на нем все, что нужно для жертвоприношений. Благочестивые братья жили в довольстве на этом клочке земли, возделывали его, жгли табак и с молитвами, обетами и обещаниями просили предков, чтобы появился свет, чтобы в некоторых местах собиралась вода, а земля освободилась бы от покрывающей ее воды, так как у них не было ничего для жизни, кроме этого маленького сада. Чтобы подкрепить свою молитву, они пронзили себе уши и языки острыми кремневыми ножами и обрызгали кровью деревья и растения при помощи кисточки из ивовых веток.

У богов‑оленей были еще сыновья и дочери, но случилось наводнение, в котором многие из них погибли. После того как это бедствие закончилось, бог, которого звали Создатель Всего Сущего, сотворил небеса и землю и возродил род человеческий.

Миф о создании мира у сапотеков

У народа сапотеков, родственного миштекам, мы находим похожую концепцию процесса создания мира. В ценном словаре языка сапотеков, созданном отцом Хуаном де Кордобой упоминается Коцаана, создатель всех животных, и Уичаана, создатель людей и рыб. Таким образом, мы имеем два отдельных процесса создания: людей и животных. Похоже, что Коцаана имеет отношение к Солнцу как создателю всех зверей, но, что довольно странно, в словаре Кордобы на него ссылаются как на «прародительницу», тогда как он, несомненно, божество мужского пола. С другой стороны, Уичаана, создателя людей и рыб, упоминают как «воду» или «частицу воды» и «богиню порождения». У сапотеков она, безусловно, женская составляющая созидательной силы. В миштекском мифе о создании мира мы можем увидеть реального создателя и первую пару богов этого племени, также считавшихся прародителями животных, которые для дикаря были такими же обитателями мира, как и он сам. Имена двух братьев Девять змей и Девять пещер, несомненно, несут в себе ссылку на свет и тьму, день и ночь. Возможно, эти божества являются тем же самым, что и Кецалькоатль и Шолотль (последний — бог сапотеков), которые считались близнецами. В каком‑то смысле Кецалькоатля рассматривали как создателя, и в мексиканском календаре он следовал за Отцом и Матерью, или первыми имеющими пол богами, занимая второе место как создатель мира и человека.

Мексиканский Ной

Мифы о потопе, что довольно любопытно, более распространены у науа и родственных им племен, чем мифы о создании мира. Аббат Брассер де Бурбург перевел один такой миф из «Кодекса Чимальпопоки», написанного на языке науатль во второй половине XVI века. Он так рассказывает о действиях мексиканского Ноя и его жены:

«И этот год был годом „Се‑калли“, и в первый же день все пропало. Сама гора погрузилась под воду, и вода оставалась спокойной пятьдесят две весны.

К концу года Титлакауан предостерег человека по имени Иата и его жену Нену, сказав так: «Больше не делайте пульке, а прямо сейчас выдолбите ствол большого кипариса и войдите в него, когда в месяц Тоцоцтли вода приблизится к небу». Они вошли в него, и, когда Титлакауан закрыл дверь, он сказал: «Ты будешь есть, но только один початок кукурузы, и твоя жена тоже».

Когда они поели, отправились в путь, и вода была спокойной; колода больше не двигалась; открыв ее, они увидели много рыбы.

Тогда они развели огонь при помощи трения друг о друга двух кусочков дерева и пожарили рыбу. Боги Ситаллиникуэ и Ситаллатонак, посмотрев вниз, воскликнули: «Боже правый, что означает этот огонь внизу? Зачем они так коптят небо?»

Тут же вниз спустился Титлакауан‑Тецкатлипока и начал их ругать, приговаривая: «Для чего тут этот огонь?» И, схватив рыбин, он переделал их задние части и поменял им головы, и они тут же превратились в собак».

Миф о семи пещерах

Другие легенды, помимо мифов о создании мира, простого и чистого, рассказывают о происхождении человечества. Ацтеки считали, что первые люди появились в местечке, известном как Чикомоцток (Семь пещер), расположенном на севере Мексики. Различные авторы увидели в этих мифических расселинах легендарные Семь городов Сиболы и Casas Grandes (большие дома — исп.),  обширные развалины в долине реки Хила, и т. д. Но ссылка на магическое число 7 в этом мифе показывает, что вся история — чистая фантазия, не имеющая под собой фактической основы. Похожая история встречается в мифах народа киче в Гватемале и у перуанцев.

Принесенная в жертву царевна

Дойдя до полуисторических времен, мы находим разнообразные легенды, связанные с древней историей города Мехико. Они по большей части носят причудливый и мрачный характер и в значительной степени проливают свет на темный фанатизм народа, который мог класть на алтарь неумолимых богов своих детей. Рассказывается, что, после того как ацтеки построили город Мехико, они возвели алтарь своему богу войны Уицилопочтли. Обычно этому самому кровожадному из богов жертвовали свою жизнь воины, захваченные в плен на войне, но во времена народных бедствий он требовал себе в жертву человека самого высокого в стране происхождения. В одном случае его жрец потребовал, чтобы на высокий алтарь была положена царская дочь. Царь ацтеков, либо не имевший своих дочерей, либо не решавшийся принести одну из них в жертву, послал посольство к правителю Кольуакана просить одну из его дочерей стать символической матерью Уицилопочтли. Царь Кольуакана, не заподозрив ничего дурного и будучи польщен таким знаком отличия, предоставил им девушку, которую сопроводили в Мехико, где ее с большой помпой принесли в жертву. С нее была содрана кожа, которая стала одеянием жреца, изображавшего этого бога на празднике. Несчастного отца пригласили на эту жуткую оргию, якобы чтобы тот мог увидеть обожествление своей дочери. В мрачных залах храма бога войны он сначала не мог понять, куда клонится этот ужасный ритуал. Но когда ему дали смоляной факел, он увидел одетого в кожу его дочери главного жреца, которому поклонялись верующие. Узнав ее черты и сойдя с ума от горя и ужаса, этот сломленный человек убежал из храма, чтобы провести остаток дней, оплакивая свое убитое дитя.

Царевич‑беженец

От такой кровавой сказки мы с облегчением обращаемся к приятным полулегендарным рассказам Иштлильшочитля о цивилизации Тецкоко, соседа и союзника Мехико. В уже приводившемся кратком обзоре истории науа мы видели, как текпанеки победили народ акольуанов из Тецкоко и убили их царя, что произошло приблизительно в 1418 году. Нецауалькойотль (Постящийся койот), наследник трона Тецкоко, видел резню, в которой погиб его царь‑отец, из своего убежища на дереве, стоявшем неподалеку. Ему удалось спастись бегством от нападавших. Несколько дней ему удалось порадоваться свободе, но потом его схватили посланные за ним в погоню. Его привели назад в родной город и бросили в тюрьму. Он нашел друга в лице начальника этого заведения, который своим положением был обязан погибшему отцу царевича, и при его содействии тому еще раз удалось убежать от враждебных текпанеков. За оказание помощи Нецауалькойотлю начальник тюрьмы немедленно понес наказание: смерть. Царская семья Мехико вступилась за преследуемого юношу, и ему позволили найти приют при дворе ацтеков, откуда позднее он отправился в свой город Тецкоко, где стал жить в покоях, в которых когда‑то жил его отец. Там он оставался в течение восьми лет, ведя тихую жизнь и завися от щедрости вождя текпанеков, который узурпировал трон его предков.

Маштла Жестокий

С течением времени первоначальный текпанек‑завоеватель ушел к праотцам, а его преемником и правителем стал сын Маштла, который с трудом переносил трудолюбивого царевича, совершившего путешествие в столицу текпанеков, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. Он отверг предложения дружбы со стороны Нецауалькойотля, которому благосклонно расположенный придворный посоветовал спасаться бегством. Тот последовал этому совету и возвратился в Тецкоко, где, однако, Маштла расставил для него ловушку. Торжественная церемония, которая проходила в тот вечер, дала тирану шанс. Но наставник царевича помешал этому заговору, подставив вместо своего подопечного юношу, поразительно похожего на него. Эта вторая неудача привела Маштлу в такую ярость, что он послал в Тецкоко воинский отряд с приказом незамедлительно доставить к нему Нецауалькойотля. Тот же самый бдительный человек, который и раньше так удачно предостерег его, известил о грозящей опасности и посоветовал ему бежать, но этого совета Нецауалькойотль не послушался и решил ожидать прихода своих врагов.

Романтическое спасение

Когда они пришли, он был занят игрой в tlachtli.  С величайшей вежливостью он попросил их зайти и вкусить пищи. Пока они утоляли голод, он удалился в другую комнату, но это не вызвало никакого удивления, так как его можно было видеть сквозь дверной проем, посредством которого комнаты соединялись друг с другом. Но в передней стояла огромная курильница, и облака ладана, поднимавшиеся от нее, скрывали его движения от тех, кто был послан лишить его жизни. Сделавшись таким образом незаметным, он смог войти в подземный ход, который вел к большой, вышедшей из употребления водопроводной трубе. Он прополз через нее и скрылся.

Захватывающая погоня

В течение какого‑то периода Нецауалькойотль избегал плена, прячась в хижине своего преданного сторонника. Преследователи обыскали эту хижину, но не заглянули под кучу волокна, использовавшегося для изготовления ткани, под которой лежал спрятавшийся царевич. Придя в ярость оттого, что его враг скрылся, Маштла приказал теперь провести тщательный обыск, и была устроена облава на местности вокруг Тецкоко. За поимку Нецауалькойотля, живого или мертвого, была предложена большая награда, приличное поместье и женщина благородного происхождения в жены, и несчастный царевич был вынужден искать безопасное место в гористой местности между Тецкоко и Тлашкалой. Он стал бедным изгоем, парией, прячущимся в пещерах и лесах, рыскающим в ночи, чтобы утолить свой голод, и редко имеющим возможность проспать всю ночь, так как враги его не дремали. Когда погоня уже дышала ему в затылок, он был вынужден для своего спасения искать убежище в необычных местах. Однажды дружески расположенные к нему воины скрыли его внутри большого барабана, а в другой раз его спрятала под стеблями chia  одна девушка‑жница. Верность крестьян Тецкоко своему преследуемому царевичу была удивительной, и, вместо того чтобы выдать его местонахождение людям Маштлы, они во многих случаях терпели пытки и даже умирали. В то время, когда его дела казались совсем плохи, фортуна переменилась к Нецауалькойотлю. Тиран Маштла стал чрезвычайно непопулярен из‑за своих многочисленных притеснений, и люди в тех краях, которые он присоединил к себе, проявляли большое недовольство его правлением.

Поражение Маштлы

Эти недовольные решили объединиться в один отряд, чтобы бросить вызов тирану, и предложили Нецауалькойотлю командовать собранной армией. Он принял это предложение, и текпанекскому узурпатору было нанесено сокрушительное поражение в решающем сражении. Возвратившись на трон своих отцов, Нецауалькойотль вступил в союз с Мехико и с помощью его монарха полностью разбил остатки армии Маштлы, которого схватили в купальнях Ацкапоцалько, привели назад и принесли в жертву, а его город разрушили.

Солон из Анауака

Нецауалькойотлю пошли на пользу те тяготы, которые он пережил, и он оказался мудрым и справедливым правителем. Свод законов, который был им составлен, был чрезвычайно радикальным, но в целом его правление было таким мудрым и просвещенным, что он заслуживает титула, который ему был дан: «Мудрец из Анауака». Он щедро поощрял искусства и учредил музыкальный совет, цель которого была надзирать за любыми художественными начинаниями. В лице Нецауалькойотля Мехико нашел, по всей вероятности, своего величайшего поэта. Его ода об изменчивости жизни показывает большое благородство мысли и поразительно воскрешает в памяти настроения, выраженные в стихах Омара Хайяма.

Богословие Нецауалькойотля

Говорят, Нецауалькойотль воздвиг храм Неизвестному Богу и оказывал явное предпочтение культу одного бога. В одном из своих стихотворений он выразил такие возвышенные чувства: «Давайте устремимся на небо, где все вечно и нет места тлену. Ужасы могилы — это колыбель солнца, а темные тени смерти — яркие огни звезд». К сожалению, невозможно подтвердить, что эти идеи действительно принадлежат царственному певцу Тецкоко; скорее всего, их ему только приписывали. Мы должны с настоящим разочарованием прийти к такому заключению, так как обнаружение естественной и самостоятельно возникшей веры в единого бога, когда окружающая обстановка так мало располагает к ее взращиванию, представляло бы чрезвычайную ценность со многих точек зрения.

Царевич‑поэт

Жизнь Нецауалькойотля на закате дней была запятнана поступком, недостойным такого великого монарха и мудреца. Его старший сын, наследник короны, вступил в любовную связь с одной из жен своего отца и посвятил ей много страстных стихов, на которые она отвечала с такой же пылкостью. Поэтическую переписку представили царю, который высоко ценил эту женщину за ее красоту. Оскорбленный в своих самых священных чувствах, Нецауалькойотль повелел молодому человеку предстать перед верховным судом, который вынес ему смертный приговор, и отец позволил привести его в исполнение. После казни сына он на несколько месяцев закрылся в своем дворце и приказал, чтобы двери и окна покоев несчастного царевича замуровали, чтобы больше никогда эти стены не откликнулись эхом на звук человеческого голоса.

Царица и ее сто любовников

В своей «Истории чичимеков» Иштлильшочитль рассказывает следующую историю, касающуюся страшной судьбы любимой жены Нецауальпилли, сына Нецауалькойотля. Когда Ашайякацин, царь Мехико, и другие правители прислали своих дочерей царю Нецауальпилли, чтобы он избрал себе из них одну и сделал ее царицей и своей законной супругой, чтобы ее сын мог стать его наследником, самые высокие притязания благодаря благородству происхождения и положения были у Чачиуненецин, юной дочери царя Мехико. Царь растил ее в отдельном дворце в величайшей роскоши и с многочисленными прислужницами, как это приличествовало дочери такого великого монарха. Число слуг в ее доме превышало две тысячи человек. Несмотря на молодость, она была чрезвычайно хитра и порочна. Оказавшись в одиночестве и видя, что люди боятся ее из‑за ее высокого положения, она предалась безграничным капризам и вовсю пользовалась своей властью. Всякий раз, видя молодого человека, который ей нравился, она отдавала тайный приказ привести его к себе, и вскоре после этого его предавали смерти. Затем она приказывала, чтобы сделали статую этого человека и, украсив ее богатой одеждой, золотом и драгоценностями, поставили в ее покоях. Количество статуй тех, кого она таким способом принесла в жертву, было столь велико, что они почти заполнили комнату. Когда царь пришел навестить ее и спросил об этих статуях, она ответила, что это ее боги. И он, зная, как строги были мексиканцы, поклоняясь своим богам, поверил ей. Но так как никакое зло нельзя творить долго в полной тайне, ее в конце концов разоблачили. Это было так. Троих молодых людей по какой‑то причине она оставила в живых. Их звали Чикухкоатль, Уицилимицин и Маштла. Один из них был владыкой Тесойукана и одним из крупных сановников царства, а двое других были высокопоставленными людьми знатного происхождения. Случилось так, что однажды царь увидел на наряде одного из этих людей очень дорогой драгоценный камень, в котором узнал свой подарок царице. И хотя он не опасался предательства с ее стороны, это привело его в некоторое волнение. Когда он пошел навестить ее той ночью, слуги сказали ему, что она спит, предполагая, что царь уйдет к себе, как он это делал раньше. Но мысли о камне заставили его настаивать на том, чтобы войти в ее спальню; и когда он подошел, чтобы разбудить ее, то обнаружил в постели только статую в парике, очень похожую на нее. Увидев это и заметив, что слуги пребывают в сильнейшей тревоге и трепещут, царь позвал охрану и, собрав всех людей в доме, организовал повсюду поиски царицы. Вскоре она была найдена забавляющейся с троими молодыми людьми, и их схватили вместе с ней. Царь передал дело на рассмотрение придворному суду, чтобы они провели расследование и выслушали всех вовлеченных в это дело. В результате обнаружилось много людей, слуг царицы, которые так или иначе были соучастниками ее преступлений: работники, занятые изготовлением и украшением статуй, те, кто помогал ввести молодых людей во дворец, и те, опять же, кто умерщвлял их и прятал их тела. Когда дело было полностью расследовано, царь отправил послов к правителям Мехико и Тлакопана с сообщением о случившемся и о намеченном дне, в который должно состояться наказание царицы и ее соучастников. Также он отправил по всей империи гонцов созвать всех правителей с женами и дочерьми, какими бы юными они ни были, чтобы они стали свидетелями наказания, которое было задумано им как серьезное предостережение. Он также заключил перемирие со всеми врагами своей империи, чтобы они могли свободно прийти и увидеть все. Когда настал этот день, число людей, собравшихся вместе, было так велико, что хоть город Тецкоко и был велик, они едва помещались в нем. Казнь происходила публично, на виду у всего города. Царица была приговорена к гарроте (способ удушения при помощи веревки, накручиваемой на палку), равно как и три ее любовника. А так как они были людьми высокого происхождения, то их тела сожгли вместе со статуями, о которых говорилось выше. Другие соучастники преступлений, число которых превышало две тысячи человек, тоже были удушены гарротой, а их тела сгорели в яме, выкопанной для этой цели в лощине рядом с храмом Идола прелюбодеев. Все приветствовали столь суровое и показательное наказание, за исключением мексиканских правителей, родственников царицы, которые пришли в сильную ярость от такого публичного наказания, и хотя в тот момент они скрывали свое возмущение, но стали вынашивать будущую месть. Хронист пишет, что была причина, чтобы царь пережил такой позор в своем доме, ибо таким образом он был наказан за недостойные ухищрения, к которым прибегнул его отец, чтобы заполучить себе в жены его мать!

Этот Нецауальпилли, преемник Нецауалькойотля, был монархом с научными интересами и, по утверждению Торквемады, приказал построить в своем дворце примитивную обсерваторию.

Золотой век Тецкоко

Период, охватывающий годы жизни этого монарха и его предшественника, можно считать золотым веком Тецкоко. Дворец Нецауалькойотля, по рассказу Иштлильшочитля, простирался с запада на восток на 1234 ярда (1128 м), а с севера на юг — на 978 ярдов (894 м). В нем, окруженном высокой стеной, было два больших двора, один из которых использовался как городская рыночная площадь, а второй был окружен административными помещениями. Большой зал был специально отведен для поэтов и других талантливых людей, которые проводили под его крышей дружеские встречи или вступали в полемику в прилежащих к нему коридорах. Хронисты царства также помещались в этой части дворца. Личные апартаменты монарха соседствовали с этой школой бардов. Они были великолепны. Редкие камни и лепные украшения чудесных оттенков сочетались с прекрасными драпировками из перьев изумительной работы, являя собой прелестные и эффектные украшения. Сады, которые окружали это чудесное сооружение, были восхитительным местом для уединения, где над искрящимися фонтанами и роскошными купальнями нависали величественные кедры и кипарисы. В прудах мелькали рыбки, а в вольерах распевали птицы с прекрасным оперением.

Сказочный особняк

По словам Иштлильшочитля, загородный дом царя в Тецкоцинко был особняком, который по красоте не имел себе равных даже в волшебных арабских сказках, которые в детстве мы принимаем за правду, а позже с сожалением признаем, что их можно познать вновь, лишь плывя по морю Поэзии или проникая в скрытый в тумане континент Мечты. Описание, данное словоохотливым полукровкой, напоминает нам о роскошных увеселительных домах, воздвигнутых по приказу Хубилай‑хана на священных берегах бурной Алфы. На конической возвышенности были заложены висячие сады, к которым вела изящная лестница из пятисот двадцати мраморных ступеней. За гигантскими стенами находилось огромное водохранилище, и в его середине стояла, как остров, большая скала, изрезанная иероглифами, которые описывали главные события в годы правления Нецауалькойотля. В каждом из трех других бассейнов стояло по мраморной статуе женщин, символизировавших одну из трех провинций Тецкоко. Эти огромные водоемы снабжали расположенные внизу сады нескончаемым потоком воды, который то низвергался каскадами по искусственным каменным горкам, то с освежающим журчанием извивался среди мшистых укромных уголков, питая корни благоухающих кустарников и цветов и петляя в тени кипарисовых рощ. Там и сям виднелись мраморные павильоны над порфировыми купальнями, чьи отполированные до блеска камни отражали тела купальщиков. Сам особняк стоял среди диких величественных кедров, которые защищали его от палящего зноя мексиканского солнца. Архитектура этого прелестного здания была легкой и воздушной, а окружающие его сады заполняли просторные комнаты восхитительными ароматами природы. В этом раю монарх Тецкоко в окружении своих жен искал отдыха от бремени власти и проводил полные неги часы в веселых играх и танцах. Окрестные леса давали ему возможность поохотиться, а искусство и природа, объединившись, делали его загородный уединенный уголок центром приятных развлечений, отдыха и восстановления сил.

Разочарование

Было бы глупо отрицать, что такой дворец существовал в этом месте, так как его огромные колонны и развалины и по сей день видны на террасах Тецкоцинко. Но — увы! — мы не должны слушать болтовню недостойного доверия Иштлильшочитля, который утверждает, что видел это место. Будет лучше обратиться к более современному авторитету, который побывал на этом месте семьдесят пять лет назад и лучше всех описал его:

«Осколки керамики, обломки обсидиановых ножей и стрел, кусочки лепнины, осыпавшиеся террасы и старые стены были густо рассеяны по всей его поверхности. Вскоре мы обнаружили, что дальнейшее продвижение вперед верхом невозможно, и, привязав наших терпеливых коней в зарослях мексиканских кактусов, мы последовали за нашим проводником‑индейцем пешком, карабкаясь вверх по скале через спутанный кустарник. Добравшись до узкого гребня горы, который соединяет конической формы холм с другим холмом позади него, мы нашли остатки стены и мощеную дорогу, а немного выше мы достигли расселины, где у подножия небольшого обрыва за завесой индийской смоковницы и травы скала была вручную превращена в плоскую террасу больших размеров. На этой вертикальной скальной стене раньше был вырезан календарь тольтеков, но индейцы, заметив, что сюда время от времени наведываются чужаки из столицы, забрали себе в голову, что там должна проходить серебряная жила, и тут же принялись ее искать. При этом они целиком уничтожили резные изображения и провели ш

www.indiansworld.org

4 легенды штата Колима – Экскурсии в Мексике

Расположенный между Мичоаканом и Халиско, штат Колима был ареной важнейших событий в истории Мексики и местом происхождения нескольких доиспанских культур. Его природное разнообразие и богатство традиций предопределили развитие колоритного устного народного творчества, составившего немалую часть общего мексиканского фольклора.

Асьенда Сан Антонио , Колима, МексикаАсьенда Сан Антонио , Колима, МексикаАсьенда Сан Антонио , Колима, Мексика

Легенда о вулкане Колима

Наивысшая точка штата, вулкан Колима, расположенный к юго-западу от города Гусман, считается одним из самых красивых в стране и является активным. История упоминает множество мощных извержений 1575, 1611, 1818 годов. Легенда вулкана гласит, что несколько столетий назад, во времена колонии, последний из вождей текос Колиман жил в своем особняке на склонах пика вместе со служанками и верными воинами. После назначения испанского наместника в регионе дворец Колимана окружила армия, людям был отрезан путь к воде и пище. Осада продолжалась несколько месяцев, вождь понимал, что он и его народ обречены на смерть, поэтому однажды ночью пытался бежать, но побег был разоблачен. Чтобы избежать плена, Колиман бросился в вулкан, за нам последовали его служанки и воины. С тех пор Колима извергается всякий раз, когда потомки текос подвергаются плохому обращению и унижению.

вулкан Колима, штат Колимавулкан Колима, штат КолимаНаивысшая точка штата, вулкан Колима

Легенда о озере «Лагуна-де-ла-Мария»

 В муниципалитете Комала рассказывают, что вблизи гасиенды Сан-Антонио проживала семейная пара, Хорхе и Мария. Женщина была занята по дому, а ее супруг работал в поле. Хорхе был вежливым воспитанным человеком, а Мария – чрезвычайно красива, но ревнива. Однажды владельцы гасиенды пригласили их в гости на ужин с танцами. Пара решила не ходить, но Хорхе подумал, что лучше будет предупредить друзей и поблагодарить за приглашение, и ушел. Мария ждала его несколько дней, а затем, решив, что возлюбленный бросил ее, вызвала дьявола и предложила свою душу в обмен на вечную любовь. Дьявол убил Марию. Вернувшийся домой Хорхе не нашел жены и обратился к священнику. Вместе они обыскали все в округе и вдруг увидели, как тело Марии встает из могилы и направляется к озеру, в котором и исчезает навечно. Так это озеро получило название Лагуна-де-ла-Мария.

Лагуна-де-ла-МарияЛагуна-де-ла-МарияЛагуна-де-ла-Мария

 Легенда о Мосте Вздохов 

В честь независимости Мексики в городе Комала в 1909-1910 годах над рекой Сан-Хаун строился мост. За важным событием пришли наблюдать почти все горожане. По поверьям раствор, скрепляющий балки и кирпичи, должен содержать человеческую кровь, и строители замуровывали в своды и колонны моста своих живых детей во избежание аварии. Однажды пришедший наблюдать за стройкой ребенок увидел кровь в растворе из песка и извести, о чем немедленно рассказал в толпе. Приблизившиеся к мосту женщины услышали крики и вздохи потерянных чад. Так на многие годы мост Идальго был известен под названием Моста Вздохов.

Мост Идальго или Мост Вздохов.Мост Идальго или Мост Вздохов.Мост Идальго или Мост Вздохов.

Легенда о мексиканских голый собаках  «Шоло»

 Ксолоитцкуинтли – доиспанский символ. В ацтекской мифологии считалось, что эти мексиканские голые собаки, шоло, сопровождают души умерших в подземный мир Миктлан. Бог жизни и смерти Шолотль дал ксолоитцуинтли человеку на всю жизнь в качестве подарка, поэтому со смертью хозяина умерщвлялась одна из его собак, предназначенная быть проводником. По оценке специалистов этой породе уже более трех тысяч лет. Несмотря на не очень привлекательный внешний вид, собаки ацтеков ценятся за хорошую обучаемость, шоло — прекрасные спортсмены, сторожи, компаньоны, обладающие дружелюбным характером. В память о происхождении мексиканских собак на выезде из Комалы установлена скульптурная композиция «Танцующие щенки шоло».

Танцующие Щенки "Шоло"Танцующие Щенки "Шоло"Танцующие Щенки «Шоло»

Похожие записи:

www.ekskursiivmeksike.ru

мифы или правда — Блог OneTwoTrip

Мексика — родина древних цивилизации майя и ацтеков, за свою долгую историю обросла множеством мифов и легенд. Не побывав там, мы представляем её не совсем такой, как есть на самом деле.

Мексиканцы шумный и постоянно что-то празднующий народ — это правда или очередное заблуждение? Об этом и не только вы узнаете в нашей статье, посвященной рассмотрению самых популярных мифов о Мексике.

Фото: Миф 1

Миф первый: мексиканская еда очень острая

Жаркая страна, темпераментные люди и острая еда — первые ассоциации, возникающие у многих людей, когда речь заходит о Мексике. Пришло время разрушить это предубеждение. На самом деле, еда в стране довольно пресная на вкус. Остроту ей придают соусы, которые везде подаются отдельно.

Сами мексиканцы употребляют острую пищу по ряду причин. Одна из них заключается в жарком климате, при котором еда быстро портится и для обеззараживания в неё добавляют много специй. Поэтому не стоит бояться мексиканских блюд и запасаться водой перед приёмом пищи — «пожара» во рту не будет.

Фото: Миф 2

Миф второй: мексиканцы очень шумные

Мексиканцы добродушные и весёлые люди. Чтобы хорошо провести время и пообщаться с родственниками и друзьями, они часто устраивают различные праздники. Их мексиканцы привыкли отмечать с размахом: много еды, спиртные напитки и музыка.

Однако в обычной жизни они не ведут себя подобным образом. Мексиканцы не слушают громко музыку, не кричат и не ругаются. Это тихий и спокойный народ. Они очень вежливы и обходительны. Отметим, что в Мексике отрицательно относятся к пьянству. Человек, злоупотребляющий алкоголем, будет встречен у мексиканцев с явным неодобрением.

Фото: Миф 3

Миф третий: в Мексике очень опасно

Перед поездкой в другую страну каждый человек в первую очередь задумывается о своей безопасности. В незнакомом месте легко можно стать жертвой мошенников и хулиганов. Существует стереотип, что Мексика не самая безопасная страна для туристов, однако это не так.

Здесь есть опасные места, например города Тихуана и Лион, однако они не представляют особого интереса для туристов. Туристические города, в свою очередь, достаточно безопасны. Главное, будьте внимательны и соблюдайте привычные правила безопасности: не демонстрируйте дорогие украшения, мобильные телефоны, фотоаппараты, не носите с собой большую сумму денег, не заходите в трущобы и районы, где живут бедные люди.

Фото: Миф 4

Миф четвёртый: мексиканцы носят большие шляпы-сомбреро и пончо

Мексика — страна с богатой историей и культурой. Национальный колорит мексиканцев выражен в традиционном костюме. Настоящие мексиканцы обязательно должны иметь дома цветное пончо, широкополую шляпу-сомбреро и лёгкие сандалии гуарачи. Раньше по орнаменту на пончо и его цвету можно было определить социальный статус его владельца. Показателем благосостояния также была шляпа-сомбреро.

Эти элементы одежды — часть культуры мексиканцев. К ней они относятся с особым трепетом, чтут и никогда не забывают о своём прошлом. Однако в современной Мексике сомбреро и пончо не носят. А вот сандалии гуарачи пользуются большой популярностью из-за своего удобства и практичности.

www.onetwotrip.com

ЛЕГЕНДЫ МЕКСИКИ

СДЕЛАЙТЕ ЗАКАЗ ОНЛАЙН И СЭКОНОМЬТЕ 15%. ВЗРОСЛЫЕ — 29$, ДЕТИ — 23$.

 

ПРИ ЗАКАЗЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КУПОН 15OFF

 

«Согласно National Geographic, пещеры Актун Чен находятся на третьем месте в Топ-10 как самая потрясающая подземная пешая прогулка во всём мире».

Откройте для себя самую длинную сухую пещеру в штате.

Оборудование, гид и шкафчики включены.

Продолжительность тура 1 час 15 минут.

 

Природные хранилища, в которых хранятся тысячелетние колонны

Полюбуйтесь захватывающей пещерой, которая была сформирована более чем 5 миллионов лет назад. Пройдите через ее древние колонны, образованные сталактитами и сталагмитами. Всё это результат работы Матери-Земли и воды, которая работала над ними на протяжении тысячелетий.

 

 

Эта пещера длиной 650 метров, была образована великолепными хранилищами, освещенными, чтобы подчеркнуть ее красоту и осветить путь, для облегчения доступа и всего маршрута, не затрагивая окружающую среду и ее естественное состояние.

 

сенот

 

Маршрут этого замечательного геологического образования имеет впечатляющий вход, три отверстия в джунгли и другой выход.

 

сенот

 

Этот тур очень свежий и проветриваемый, доступен для людей всех возрастов, которые могут двигаться самостоятельно или даже на чьих-то руках.

 

сенот

 

Во время тура вы также будете проходить 2 маленьких сенота, любуясь и наслаждаясь одним из самых важных обычаев, которые древние майя совершали в пещерах полуострова Юкатан.

 

сенот

 

В последней пещере находится впечатляющий сенот с глубиной 12 метров, освещенный прекрасной игрой света, который подчеркивает его кристально чистые воды и красоту его формирования.

 

сенот

 

Если вы предпочитаете посетить это место, тур длится один час и пятнадцать минут, где специализированный гид объяснит происхождение и формирование пещер, а также их
использование и связь древней цивилизации майя с пещерами.

 

сенот

 

Серпентарий и зона с дикими животными

Вступите в контакт с чудесами и драгоценностями природы

Это пространство имеет более 12 видов рептилий региона.

А также зона размножения млекопитающих и диких птиц.

 

сенот

 

Здесь также можно найти белохвостого оленя, обезьяну-паука, пекари, агути, гамаки, попугаев, туканов и индюков.

 

сенот

 

сенот

 

Существуют и другие виды, которые входят в Программу по размножению видов, находящихся под угрозой исчезновения Актун Чен, которых вы можете наблюдать во время прогулки по этому месту.

 

сенот

 

сенот

 

Ресторан

В этом месте вы можете сделать небольшой перерыв и расслабиться, наслаждаясь закусками из нашего небольшого, но вкусного меню, чтобы утолить голод или жажду вкусными
освежающими напитками после активного отдыха в парке и всё это по действительно разумным ценам.

 

сенот

 

сенот

 

сенот

 

Подземный мир

Люди всегда хотели попасть в самые неизведанные уголки нашей планеты, такие как пещеры. Если вы считаете себя настоящим искателем приключений, любите экстремальный
туризм и открываете для себя что-то новое, эта пещера — именно то, что вы искали. Подземный мир является одним из самых неизвестных, а пещеры стали популярной туристической
деятельностью. Для многих это просто развлечение, а для других — это настоящий восторг от практики спелеологии. Как и любой другой вид спорта, спелеология требует определенных
навыков, тренировок и специального снаряжения. Те, кто любит входить в пещеры, могут провести там несколько дней, не видя солнца. Для людей, которые никогда не были в пещере,
это хобби может показаться странным. Тем не менее, пещеры также имеют свою собственную флору и фауну, хотя и не так богаты, как на поверхности. Вот почему интереснее изучать
новые формы жизни и узнавать, как живые организмы могут адаптироваться к жизни при отсутствии солнечного света. Мир пещер еще очень мало изучен, и ученые открывают новые организмы,
которые приспособились к жизни в этих условиях. Поскольку пещеры Актун Чен находятся в теплом климате, они полностью приспособлены для жизни. Температура в пещере комфортная в
течение всего года. Кроме того, на поверхности много отверстий, через которые проникает солнечный свет. И в этих местах флора особенно богата. Каждое посещение пещеры начинается
с впечатляющего входа, а также с выхода прямо в джунгли. Маршрут пещеры доставит вам только сильные эмоции, потому что атмосфера в пещере приятная, так как есть всегда вентилируемые
отверстия, воздух в них прохладный, и в течение дня пещера освещается естественным светом.

Сокровище парка

Людям всегда было любопытно обнаружить самые загадочные места на Земле, а пещеры дают ответы на эти вопросы. Именно там сохранились самые старые камни на Земле. Кроме того, древние
Майя считали этот сенот порталом в мир богов и использовали пещеры как убежище от ненастной погоды и проводили там несколько культов. Поэтому они так интересны с археологической
и исторической точки зрения. Только представьте, что эти пещеры появились задолго до того, как на земле появился первый человек. Вот почему мы можем гордиться нашим парком и его
пещерами, которые действительно уникальны. По словам экспертов, гроту в парке Актун Чен около 5 миллионов лет. Считается, что раньше это был коралловый риф. Когда уровень моря упал,
это место было покрыто тропическими лесами. Затем из-за кислотности деревья ломались. Кислоты также проникли на большую глубину, разрушили скалы и пустоты были заполнены водой.

Пещера представляет собой подземный комплекс, который простирается на 700 метров в глубину.  Этот известняковый лабиринт является одним из самых крупных и живописных
геологических объектов в Мексике. Но он полностью оборудован для туристов. Во-первых, предупреждающие знаки, установленные по всей пещере, предупреждают вас об опасных местах.
Конечно, сталактиты и сталагмиты заслуживают особого внимания. Сталактиты — это каменные сосульки, свисающие с потолка пещеры, образованные минералами, растворенными
в воде. Сталагмиты, напротив, выступают снизу. Часто можно увидеть пару сталактитов и сталагмитов друг напротив друга. Иногда бывает так, что они срастаются в одну колонну. В
пещере также можно встретить каскады разных форм и размеров.

Неудивительно, что майя выбрали это место, чтобы поклоняться своим богам или что думали, что эхо в пещере могло быть словами, посланными им духами. Воспользуйтесь возможностью
войти в одну из этих пещер, чтобы сделать невероятные фотографии, а после посещения пещеры отдохните в нашем ресторане и зоопарке дикой природы.

aktun-chen.com

Мексиканские традиции, обычаи и легенды Мексики

Мексиканские традиции и обычаи МексикиМексиканские традиции и обычаи Мексики

Тем, кто посещает Мексику впервые, многое в стране может показаться непривычным. Мексиканские традиции действительно отличаются от принятых в России и странах СНГ, ведь на культуру Мексики влияли индейцы, испанцы, а также представители других народов. Давайте совершим захватывающее путешествие в мир традиций и легенд мексиканцев. Тогда пребывание в этой экзотической стране станет более впечатляющим и насыщенным. И, возможно, кому-то покажется, что у них с жителями Мексики есть много общего.

Традиции Мексики

Мексиканцы – очень эмоциональные люди, которые не стесняются проявлять свои эмоции, активно жестикулируя при разговоре. Свои традиции они привыкли свято чтить и оберегать. Хотя в последние годы мексиканские традиции подвергаются сильному влиянию американской культуры, все же им пока удается сохранять свою самобытность.

В Мексике часто проводят непривычные для жителей России и стран СНГ петушиные бои, родео, корриды и другие зрелищные представления, повышающие адреналин. Экстремальные виды спорта и развлечений – обычное явление для темпераментных мексиканцев.

Традиции в еде не очень отличаются от других стран. Принято есть три раза в день, начиная утро с обильного завтрака. Мексиканская пища острая, приправленная разнообразными пряностями, в том числе жгучим перцем чили. Также местные жители употребляют много сладостей, мучных изделий. Например, вкусные тортильи из кукурузной муки – главный атрибут чуть ли ни каждого национального блюда. Большую популярность приобретает фаст-фуд, поэтому здесь все больше появляется очень полных людей, как в США.

Принято считать, что мексиканцы не отличаются особой пунктуальностью. Для них опоздать на встречу на 15-30 минут и еще не предупредить об этом заранее вполне нормально. Конечно, есть среди них и ответственные, пунктуальные люди. Но это, скорее, исключение из правил.

Культурные традиции Мексики проявляются и в том, что для здешних жителей не свойственно говорить «нет». Они дружелюбны и открыты, а отказывать другим в их просьбах считается проявлением гордости и эгоизма. Поэтому мексиканцы обычно соглашаются прийти на определенное мероприятие, чтобы не обидеть пригласившего, даже если планы и не позволяют выполнить обещание. Об этой особенности важно помнить, спрашивая дорогу у проходящего мимо мексиканца. Ему может быть неудобно отказать в помощи и честно признаться, что не знает, куда идти. Поэтому вы можете услышать в ответ неверное направление. Спросите лучше дорогу у нескольких местных жителей.

При разговоре мексиканцы находятся на близком расстоянии друг от друга. Если кажется, что личное пространство слишком мало, то лучше не отстраняться. Так как для мексиканца это может быть сигналом неприязни и нежелания продолжать с ним беседу. Нормальным также считается иногда прикоснуться к собеседнику, даже представителю противоположного пола. Смотреть прямо в глаза тому, кто разговаривает с тобой, вполне приемлемо. Хотя среди сельских жителей это может быть воспринято, как дерзость и самомнение. Особенно в беседе со старшими, лучше отводить взгляд в сторону.

Приветствия в Мексике – важная часть их культуры. Просто сказать «здравствуйте» и пройти мимо – это явно не по-мексикански. Местные жители обнимают своих приятелей при встрече, жмут руки. Среди женщин тоже принято обмениваться рукопожатиями и поцелуями в щеку. Мужчины и женщины могут обнять друг друга, если они знакомы.

При обращении к мексиканцу принято называть его звание или профессию, например, «доктор», «директор», «адвокат», «президент» и т.п. Если вы не знаете, кем он работает и какое положение занимает, можете обратиться к нему «сеньор». Если же перед вами женщина – «сеньора» или «сеньорита».

У большинства мексиканцев две фамилии (отца и матери). Лучше называть человека по фамилии отца, которая при знакомстве упоминается первой. И не торопитесь переходить на имя. Такое обращение могут посчитать фамильярным. Дождитесь, когда знакомый мексиканец сам предложит обращаться к нему просто по имени.

В ресторане или кафе позвать официанта можно словами «сеньор» или «ховен» (молодой человек) вне зависимости от его возраста. А в отношении чаевых, то в Мексике их оставляют всегда и везде.

Одна особенность мексиканцев может раздражать более сдержанных иностранцев. Жители Мексиканских штатов настолько общительны, что почти не расстаются с мобильными телефонами. Они всегда на связи. Даже во время дружеского общения за столом, они могут успевать заглядывать в сообщения и отвечать на звонки. А уж если мексиканец отложил смартфон в сторону и полностью сосредоточился на вашем разговоре – вы явно для него важная персона.

Мексиканцы очень чистоплотны. Дома хозяйки наводят идеальную чистоту и следят, чтоб одежда всех членов семьи была чистой и аккуратной.

Кстати, необычные традиции Мексики проявляются и в одежде жителей страны. Национальная одежда яркая и колоритная. В ней преобладают всевозможные виды отделки: вышивка, бахрома, ленты, узоры. Конечно, повседневная одежда мексиканцев мало чем отличается от той, что носят представители большинства культур. Но, когда проходят национальные торжества и народные гулянья, мексиканцы пестрят разноцветными красками и богато украшенными нарядами. Традиционные сомбреро и пончо – неотъемлемая часть национального костюма коренных жителей Мексики.

Мексиканские обычаи и семья

Мексиканские обычаи и семьяМексиканские обычаи и семья

Семейным узам в Мексике придается большое значение. Разводы здесь не так часты, как, например, в странах Европы. В семье главой считается мужчина, авторитет которого с готовностью признают другие члены семьи. Если муж принял определенное решение, семья склонна с уважением его поддержать. Женщине отведена роль хозяйки, помощнице мужа и заботливой матери. Хотя есть местности, где много работающих женщин, которые занимают даже руководящие должности, все же это исключение.

Праздничные торжества часто проходят в большом семейном кругу. Так же, как и события, связанные с похоронами кого-то из родственников. Никто не остается в стороне. Близкие приходят поддержать скорбящих и утешить.

В Мексике к абортам относятся с неодобрением. Поэтому в семьях много детей, которых считают божьим благословением. Воспитывают детей с любовью, каждому стараются уделить внимание. Семья стоит на первом месте в списке приоритетов коренных мексиканцев.

Многие мексиканские традиции и обычаи неразрывно связаны с различными празднованиями, которых здесь очень много. Что ни день, то праздник по какому-то поводу.

Можно выделить, например, необычное торжество по случаю 15-летия юных мексиканок. В некоторых штатах это событие мексиканские семьи отмечают с большим размахом. Девушек наряжают в пышные наряды – шикарные платья с кринолинами. В церкви заказывается месса на их честь. А затем собравшиеся родственники устраивают бурное веселье. Девочке дарят «последнюю куклу», как знак расставания с детством. С этой куклой она кружится в символическом танце.

Такие традиции корнями уходят еще во времена до завоевания Мексики испанцами. Похоже, коренные индейцы придумали подобное торжество, а католическая церковь, как это часто бывало, взяла его на вооружение. Многим родителям это празднование создает лишь дополнительные, неоправданные расходы. Поэтому эта традиция постепенно отмирает.

Скотоводство с его отважными ковбоями-чарро – вот чем издавна славилась Мексика. Традиции и обычаи, связанные со свадебной церемонией, лишний раз это подтверждают. Например, молодожены клянутся в вечной верности друг другу в надетом на их плечи лассо. Правда, это лассо сейчас уже не очень похоже на аркан для ловли скота. Скорее, оно выполнено в виде красивой ленты или четок с крупными бусинами. А раньше это было настоящее ковбойское лассо, которое служило для вступающих в брак символом их вечного союза.

Мексиканцы – очень музыкальный народ. Национальные музыканты – мариачи – частые гости на свадьбах и других торжествах. Обычно они одеты в традиционные костюмы Мексики и исполняют народные песни и зажигательные мелодии. Их основные инструменты – гитары, скрипки, трубы, а также маримба, разновидность ксилофона. Среди песен, исполняемых мариачи, выделяются своеобразные баллады о политической обстановке в стране – «корридо».

Мексиканские народные танцы вобрали в себя в большей степени испанские традиции, чем индейские. Танцы энергичные и довольно сложные по содержанию. Чтобы научиться танцевать популярный мексиканский танец «харабэ тапатио», нужно долго тренироваться. Зато невероятные эмоции вам обеспечены.

Новый год в Мексике: традиции

Новый год в МексикеНовый год в Мексике

Новогодние традиции Мексики – это переплетение индейских и испанских верований и обычаев. Народные гуляния начинаются с 12 декабря, когда отмечается день покровительницы Мексики Девы Марии Гваделупской. Следующие две недели наполнены праздничными постановками и карнавалами.  Например, за неделю до католического Рождества (24 декабря) на улицах можно увидеть детские процессии, посвященные путешествию библейских персонажей, Иосифа и Марии, в город Вифлеем. Однако истоки этой традиции восходят ко времени, когда древние ацтеки отмечали день рождения божества Вицлипуцли. Многие традиции переняты от индейцев.

В период рождественских праздников мексиканцы повсюду создают насиментос – изображения библейских сцен с Иосифом, Марией, Иисусом и т.п. На местных рынках продается огромное множество таких фигур, декораций и изваяний.

В ночь перед Рождеством некоторые местные жители исполняют ритуальные индейские танцы, посвященные рождению Иисуса. После этого в домах мексиканцев устраивается богатое застолье. В основном Рождество отмечают в тихом, семейном кругу. Главное блюдо – запеченная индейка.

Мексиканский новый год, традиции которого также связаны с древними индейцами, принято отмечать шумно с застольями, песнями, танцами и обильной выпивкой. Многие выходят на улицы, громко веселятся и гуляют до восхода солнца.

Легенды Мексики

Многие мексиканские легенды – это предания индейских народов, которые передавались их потомками и так дошли до наших дней. Интересным в них может быть то, что легенды индейцев о сотворении земли и человечества похожи на истории, описанные в Библии.

Например, у многих индейских народностей сохранились предания о том, что первый человек был создан из ила (элементов земли по Библии). Верховный Повелитель всего сущего Тлок Науак сотворил мужчину и женщину, от которых произошли все люди на земле. Также в легендах упоминаются земные великаны, враждовавшие с людьми, два первых человеческих сына, принесшие жертвы Творцу, прекрасный сад и, конечно, Всемирный потоп. Причем эти предания есть у самых изолированных народов, которые не общались с европейцами и не могли от них узнать эти истории.

Видно, что события, записанные в Библии не могут быть выдумкой, а происходили на самом деле. Человечество действительно имеет от общих предков и, по сути, является одной семьей.

meksika.info

легенды штата Пуэбла – Экскурсии в Мексике

Территория штата Пуэбла была заселена людьми одной из первых в современной Мексике. Ее население составляли миштеки, ольмеки, тольтеки, ацтеки, тотонаки, науа и некоторые другие народы, оставившие после себя большое количество археологических памятников и народных сказаний о событиях доиспанской эпохи.

Мексиканский фольклор: легенды штата ПуэблаМексиканский фольклор: легенды штата ПуэблаПопокатепетль и Истаксиуатль в реальной жизни

 Легенда о любви  «Попокатепетль и Истаксиуатль»  

В ряду легенд Пуэблы первое место занимает предание о том, как появились вулканы Попокатепетль и Истаксиуатль – наивысшие пики штата. Истаксиуатль была принцессой науа и дочерью касика Тесосомока, влюбленной в воина своего отца, Попокатепетля. Отец разрешил ей выйти замуж только после того, как тот вернется с победой из Оахаки и принесет голову его злейшего врага, вождя сапотеков. Касик намеренно отправил Попокатепетля с этой миссией, он считал подобную задачу невыполнимой для одного человека, а своего воина – недостойным руки принцессы. В отсутствие любимого Истаксиуатль получила известие, что тот погиб, и тогда девушка покончила с собой.

Мексиканский фольклор: легенды штата ПуэблаМексиканский фольклор: легенды штата ПуэблаИстаксиуатль на языке науа означает «Белая Женщина», а Попокатепетль – «Курящаяся Гора».

Однако Попокатепетль был жив, он вернулся с победой. Войдя в покои возлюбленной, он взял на руки ее холодное тело и унес на вершину пирамиды, воздвигнутой для принцессы. Сам же взобрался на вершину другой пирамиды, которая была несколько выше, чтобы вечно любоваться красотой девушки. Тесосомок, проснувшись на следующий день, из окна увидел на месте пирамид два вулкана, покоящихся под вечными снегами. Название Истаксиуатль на языке науа означает «Белая Женщина», а Попокатепетль – «Курящаяся Гора».

Легенда о появлении  традиционного блюда штата  «Моле поблано»

 Моле поблано – традиционное блюдо штата. Оно было известно древним ацтекам, но рецепт доиспанской эпохи не включал шоколад и в целом отличался от современного. В XVII веке в Пуэблу был прислан епископ Хуан-де-Палафокс, который должен был познакомиться со своей епархией и объехать монастыри. Главным поваром монастыря Санта-Роса был Паскуаль, который готовился к приезду владыки очень тщательно, поэтому нервничал и ругался с младшими поварами. Сочные индейки для епископа были уже почти готовы, когда Паскуаль, отчитывающий помощников и не видящий ничего вокруг, наткнулся на сковороду и просыпал в блюдо куски шоколада, чили и прочие острые специи. Времени на приготовление чего-то нового уже не было, и Паскуаль начал молиться со всей силой своей веры, чтобы еда понравилась владыке. Так и случилось: каждый, кто попробовал удивительное блюдо, начал его хвалить, а кулинария Пуэблы пополнилась новым шедевром.

Мексиканский фольклор: легенды штата ПуэблаМексиканский фольклор: легенды штата ПуэблаМоле Поблано с курицей

 С именем епископа Палафокса связано еще одно предание. В 1646 году он открыл первую публичную библиотеку Мексики, пожертвовав для нее свою коллекцию. По легенде книги этого собрания во времена колонии служили для сокрытия подземных тоннелей, связывавших библиотеку с Кафедральным собором Пуэблы.

Мексиканский фольклор: легенды штата ПуэблаМексиканский фольклор: легенды штата ПуэблаКафедральный собор Пуэблы

Легенда о «хороших и плохих «ветрах

 Согласно легенде науа, индейцы очень боятся ветров. По их градации есть «хорошие» ветра и «плохие», те, что могут проникнуть в человека, унести его душу и бросить ее в любом месте. Обычно они обитают возле колодцев, оврагов, родников, на холмах. Во время празднования Карнавала тоже появляется один ветер, не такой уж и злой, но которому нравится отвлекать исполнителей танца «старичков». Индейские шаманы способны вызывать злые ветры, чтобы погубить ненавистного человека. Обычно это делается на перекрестках дорог, которые считаются входом в подземный мир. Проститутки и женщины легкого поведения также их вызывают, чем подвергают опасности детей и мужчин – у тех появляются болезни глаз.Мексиканский фольклор: легенды штата Пуэбла

Мексиканский фольклор: легенды штата Пуэбла

Похожие записи:

www.ekskursiivmeksike.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *