История создания ИКК «Линия Сталина»
Идея создания подобного памятника тем, кто встретил врага на «Линии Сталина», памятника народу, готовившему оборону своего государства, принадлежит Благотворительному фонду помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана»: Метле Александру Михайловичу, Базарнову Александру Юрьевичу, Князю Сергею Николаевичу, Лийцу Борису Адольфововичу. Данную инициативу поддержали государственные руководители начала двухтысячных: Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь Виктор Владимирович Шейман, председатель Минского областного исполнительного комитета Николай Фёдорович Домашкевич, Министр обороны Республики Беларусь Леонид Семёнович Мальцев. Музей создавался методом народной стройки, в которой принимали участие общественные организации, предприятия различных форм собственности, простые граждане. Однако основной объём работ был выполнен инженерными войсками под неустанным личным руководством заместителя начальника Управления инженерных войск Генерального штаба Вооружённых Сил, полковника Анатолия Антоновича Грицука.
В 2005 году по инициативе фонда был создан историко-культурный комплекс «Линия Сталина», который согласно Указу Президента Республики Беларусь передан фонду на содержание и дальнейшее развитие без привлечения бюджетных средств, и в настоящее время является структурным подразделением фонда «Память Афгана».
Историко-культурный комплекс «Линия Сталина» фактически представляет собой военно-исторический музей под открытым небом. Историческую основу «музея» составляют сохранившиеся с 30х годов прошлого века долговременные огневые точки (ДОТы) Минского укреплённого района, который входил в систему укрепрайонов, созданную в конце 20х – начале 30х годов на западной границе СССР, существовавшей до 1939 года. Данная система получила неофициальное название «Линия Сталина» по аналогии с известными «Линией Мажино», «Линией Моннергейма» и др.
Торжественное открытие комплекса состоялось 30 июня 2005 года в присутствии Президента страны А.Г. Лукашенко, высшего государственного руководства, ветеранов Великой Отечественной войны и более десяти тысяч зрителей грандиозного военно-театрализованного представления «Нашествие».
В настоящее время на площади в 31,7 га располагаются не только образцы полевой фортификации (четыре ДОТа, ДзОТ, блиндажи, траншеи, окопы, противотанковые рвы и другие виды инженерных заграждений), но и четыре площадки, на которых представлены оружие и военная техника времён Великой Отечественной войны и послевоенных лет. На искусственном водоёме демонстрируются понтонная переправа и низководный инженерный мост, построенный белорусскими военными инженерами по чертежам довоенных лет. В настоящее время в экспозиции музея более 170 крупных экспонатов, не считая образцов стрелкового оружия, военной формы и амуниции, различных документов.
За годы существования историко-культурного комплекса его посетили более миллиона граждан как нашей страны, так и ближнего и дальнего зарубежья. Следует отметить, что «Линия Сталина» играет роль не только музея, но поистине историко-культурного комплекса. Кроме обычных экскурсий, здесь регулярно проводятся театрализованные представления по реконструкции «боевых действий» времён Великой Отечественной войны, Дни призывников, чествования ветеранов, воинов белорусской армии, профессиональные праздники различных силовых структур, молодёжные и международные акции. В конце концов, на комплексе можно просто интересно провести свой досуг, и, наряду с получением исторической информации и ознакомлением с военной техникой и оружием, отведать солдатской каши в кафе «На привале», покататься на лодках или квадрациклах, проверить меткость глаза и твёрдость руки при стрельбе из охолощённого исторического оружия, пройтись по асфальтированным дорожкам и подышать свежим, чистым воздухом белорусской деревни. Ведь историко-культурный комплекс «Линия Сталина» расположен в 20 км от Минска, в Молодечненском направлении, между деревнями Лошаны и Горошки.
История строительства и забвения настоящей «Линии Сталина»
«Линия Сталина» — пожалуй, самый известный музейный комплекс Беларуси под открытым небом. Сюда съезжаются тысячи людей со всей страны, чтобы посмотреть на реконструкции сражений, военную технику, окопы, выпить и закусить в кафе, а в перерыве бабахнуть из холостого оружия. Однако главная тема комплекса зачастую проходит фоном или вовсе остается за кадром. Изначально «Линия Сталина» задумывалась именно как музей советской фортификации, массово возводимой на западных границах СССР в тридцатых годах. Особую ценность для любителей истории здесь представляют именно два полностью восстановленных ДОТа, которые входили в состав Минского укрепрайона. Всего в укрепрайоне под Минском было возведено 326 сооружений, которые постигла совершенно разная судьба: лишь 6 укреплений были посильно отреставрированы и включены в состав трех различных музейных комплексов, остальные 320 полностью забыты, заброшены и превращены в помойки. Что же такое настоящая «Линия Сталина» и как она выглядит сейчас, по прошествии 80 лет? На примере Минского укрепрайона мы рассмотрим историю строительства и забвения крупнейшей фортификационной системы Беларуси.
* * *
Сам по себе термин «Линия Сталина» придумала западная пресса в межвоенный период. В СССР это название никогда не использовалось, и вообще, строительство обширной фортификационной линии никак широко не афишировалось. Новые укрепления представляли собой связанную систему из долговременных огневых точек (ДОТов) и различных полевых инженерных сооружений, которые протянулась от Карельского перешейка до Черного моря.
Минский укрепрайон строился в период с 1932 по 1935 год. На территории Беларуси он был построен третьим по счету, после Полоцкого и Мозырского укрепрайонов. Как нетрудно догадаться, МиУР имел важное стратегическое значение для обороны: он должен был обеспечить защиту столицы БССР и прикрыть кратчайшую дорогу с запада на Москву. Здесь важно отметить, что главной задачей укрепрайонов того времени было удержание приграничных районов до мобилизации основных сил, а не полная остановка и разгром врага, как часто ошибочно полагают.
Строительство укрепрайона проходило в очень тяжелых условиях. Страна переживала не самые лучшие времена. Остро ощущался недостаток финансирования, транспорта, стройматериалов и кадров. Одновременно с возведением укреплений шло строительство вспомогательной инфраструктуры: дорог, казарм, складов и так далее.
В укрепрайоне были построены типовые огневые сооружения того времени: пулеметные и артиллерийские ДОТы. Однако поскольку сектора обстрела из амбразур различались, все сооружения имеют свои уникальные детали и отличия. Хотя внешне все сооружения Минского укрепрайона выглядят очень похоже, найти два совершенно одинаковых ДОТа достаточно сложно.
Основными направлениями, которые прикрывает Минский укрепрайон, в тридцатые годы считались Вилейка, Вишнево и Молодечно. Барановичское направление, вероятно, являлось второстепенным. В полосе укрепрайона не было крупных естественных преград, однако насчитывалось много заболоченных участков, что использовалось при проектировании.
Первоначальная протяженность фронта Минского укрепрайона составляла 140 км, а удаленность от государственной границы с Польшей (Западной Беларусью) составляла от 1,5 до 25 км. Он состоял из 10 батальонных районов обороны и 7 отдельных ротных районов обороны. Районы обороны были объединены в три сектора: Северный (прикрывал борисовское направление), Западный (прикрывал минское направление), наиболее мощный по плотности пулеметного огня и количеству артиллерийских и противотанковых сооружений, и Южный (тоже прикрывал минское направление).
Фактически сразу же после строительства стало ясно, что в быстро меняющемся мире построенный укрепрайон уже морально устарел и требует срочной модернизации. Прежде всего это касалось артиллерийского усиления. В 1936 году начали разрабатывать план строительства второй очереди или доусиления Минского укрепрайона. До осени 1939 года успели начать возводить 34 новых артиллерийских полукапонира, однако их строительство не было доведено до конца. Планы по доусилению реализовать не удалось, так как в сентябре 1939 года Германия и СССР вторглись на территорию Польши, вследствие чего граница СССР была отодвинута на запад.
События, связанные с переносом государственной границы, изменили оборонительное значение Минского укрепрайона, после чего был подписан приказ о его фактической консервации. В таком состоянии укрепрайон встретил начало Великой Отечественной войны.
* * *
Основную массу сооружений Минского укрепрайона составляли пулеметные ДОТы. Они делились на несколько основных типов по классу защиты и количеству амбразур. Огневые точки различались классами сопротивляемости к попаданию снарядов. На молодечненском и барановичском направлениях сопротивляемость основной массы сооружений была рассчитана против попадания 203-миллиметровых снарядов, на остальных — 152- и 122-миллиметровых. Стены самых крепких сооружений имели толщину до 1,5 м, а толщина перекрытия составляла порядка 1,1 м. Следовательно, потенциальный противник в то время — Польша — просто не имел необходимого для разрушения этих укреплений оружия. Лишь в 1936 году на вооружении польской армии появились 220-миллиметровые мортиры.
Зачастую пулеметные ДОТы имели три или две амбразуры и вооружались пулеметами «Максим» на специальном казематном станке. Каждый ДОТ был оборудован системой вентиляции и отсоса пороховых газов. Наблюдение велось с помощью перископов. Связь внутри огневых сооружений обеспечивалась с помощью переговорных труб, а между ДОТами — с помощью телефонов и радиостанций. В некоторых укреплениях могло быть предусмотрено водоснабжение и электропитание.
На второстепенных направлениях и в качестве прикрытия подходов к основным ДОТам могли располагаться маленькие одноамбразурные ДОТы типа «Москит».
Почти все пулеметные ДОТы одноэтажные, но существует и отдельный тип двухэтажных сооружений. Как правило, эти ДОТы одновременно являлись наблюдательными пунктами.
Гарнизон одноэтажного ДОТа составлял в среднем 10—12 человек, а двухэтажного — до 20 бойцов. Нетрудно догадаться, что внутри было крайне тесно. Даже дополнительный подземный ярус не давал необходимого комфорта.
Артиллерийские ДОТы, или, как их будет правильнее называть, полукапониры, имели по две амбразуры. Они были вооружены двумя 76-миллиметровыми пушками образца 1902 года на капонирном лафете.
Отдельный вид укрепления — противотанковые огневые точки с башней танка Т-26. Всего их было построено 9 штук. На вооружении имелись 45-миллиметровая пушка и пулемет.
Особого внимания заслуживают сохранившиеся артефакты прошедших эпох. Изредка в огневых сооружениях можно встретить сохранившиеся надписи солдат, которые несли здесь службу. Некоторые из них восстановлены в комплексе «Линия Сталина».
«Мы за мир. Мы угроз не боимся и ответим ударом на удар по поджигателям войны»
«До последнего дыхания быть преданным партии Ленина — Сталина, всему советскому народу и своему рабоче-крестьянскому правительству»
«Граница СССР священна и неприкосновенна»
Во время немецкой оккупации действовала специальная программа по уничтожению фортификационных сооружений, в результате чего был полностью уничтожен северный фас Минского укрепрайона. Однако из-за большого перерасхода взрывчатки, которой и так не хватало на фронте, немецкие саперы свернули эти работы.
Сейчас состояние многих огневых точек, входивших в Минский укрепрайон, просто ужасное. Сооружения, которые находятся вблизи дачных участков и садовых товариществ, превращены в глобальные свалки мусора, многие ДОТы сброшены в карьеры при добыче песка, некоторые использованы под фундаменты для строительства.
* * *
Очень часто можно услышать традиционное заблуждение, что «Линия Сталина» и конкретно Минский укрепрайон — это миф, что никакой роли в обороне города летом 1941 года они не сыграли и вообще непонятно зачем и для чего строились. Давайте разберемся.
Во-первых, укрепрайон должен был задержать наступление противника и обеспечить проведение мобилизации основных сил, а не полностью противостоять врагу. Во-вторых, конкретно Минский укрепрайон не планировался и не строился против немцев. Во время возведения укреплений под Минском в начале тридцатых годов главным врагом была Польша. К тому же к началу Великой Отечественной войны Минский укрепрайон безнадежно устарел и требовал модернизации, не говоря уже о том, что немцев он встретил вообще в «законсервированном» и небоеспособном состоянии.
Принимал ли участие Минский укрепрайон в обороне Минска? Да, принимал. Выполнил ли он боевую задачу? Нет, не выполнил, поскольку к началу войны не являлся укомплектованной и боеспособной системой. Оборона в ДОТах под Минском носила очаговый и стихийный характер. Однако на многих сооружениях присутствуют достаточно серьезные боевые повреждения, что говорит об активном сопротивлении.
Яркий пример участия укрепрайона в обороне Минска — четырехорудийный капонир №06 у деревни Мацки. Это самое крупное сооружение Минского укрепрайона, которое три дня удерживало немецкие танки на подступах к Минску. Оснащен капонир был четырьмя 76-миллиметровыми пушками образца 1902 года (по две с каждой стороны). Гарнизон укрепления — 22 человека. Бои у ДОТа начались 26 июня 1941 года, на пятый день войны. Если верить очевидцу июньских событий, была повреждена бронированная плита, прикрывающая амбразуру. Затем немецкий снаряд угодил в незащищенную амбразуру, в результате чего было повреждено орудие и убиты заряжающий и наводчик. Бой прекратился только 28 июня, когда Минск был уже взят. У гарнизона ДОТа закончилось все: боеприпасы, вода, еда. Отсутствовала связь, была выведена из строя система вентиляции, сами орудия пришли в негодность. Гарнизон вынужден был покинуть ДОТ. В результате боя было уничтожено несколько танков и бронемашин.
Отчетливые боевые повреждения видны на орудийном полукапонире №02 у деревни Жуки. Пробоины видны над амбразурами и на защитном крыле, внутри сооружения даже пробита насквозь основная плита казематной артиллерийской установки.
Активное участие в боях принимал пулеметный ДОТ №159. Сооружение подверглось атаке немецкой штурмовой группы. Огневая точка была атакована фронтально, и амбразуры были подавлены с помощью бангалора (так называли взрывчатку, закрепленную на длинном шесте). Сразу бросаются в глаза выгнутые двутавры над одной из амбразур — последствия направленного взрыва. Значительно повреждены амбразурные узлы. Внутри повсюду видны последствия взрыва. На полу лежит отброшенная взрывом дубовая дверь. Все стены посечены осколками.
ДОТ №271 имеет многочисленные следы попаданий. До недавнего времени в противорикошетном уступе амбразуры торчал бронебойный снаряд.
В нескольких десятках огневых точек обнаружены следы активных боевых действий — выбоины от снарядов, сколы от пуль и осколков и так далее. Это говорит о том, что в июне 1941 года Минский укрепрайон оказывал очаговое сопротивление. К сожалению, об участии в обороне Минского укрепрайона как боеспособной системы говорить не приходится.
Минский укрепрайон, уникальный памятник фортификации начала ХХ века, сегодня полностью заброшен и забыт. Исследованием и сбором информации о «Линии Сталина» сейчас занимаются только отдельные энтузиасты. К сожалению, защитить все фортификационные сооружения от вандалов — невыполнимая задача.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]
Линия Сталина — Темный Туризм
— рейтинг темномера: 3 —
Один из главных сайтов Беларуси, посвященных Второй мировой войне. Это скорее военный тематический парк, чем мемориал, и лишь небольшая его часть включает в себя остатки оригинальной довоенной «сталинской линии» оборонительных укреплений.
>Дополнительная справочная информация
>Что посмотреть
>Местоположение
>Доступ и стоимость
>Требуется время
>Комбинации с другими темными направлениями
>Комбинации с не темными направлениями
>Фото
Дополнительная информация: Название «Линия Сталина», безусловно, является отсылкой к тогдашнему лидеру Советского Союза Иосифу Сталину. Это была прерывистая линия оборонительных укреплений вдоль западной границы СССР до Второй мировой войны. Ее часто сравнивают с линией Мажино во Франции (см. Мемориал Эльзас-Мозель) XIX века.30 с. Однако советская линия Сталина представляла собой скорее ряд укрепленных пунктов, чем настоящую оборонительную линию. Его целью была отчасти защита от нападения с запада, но больше в смысле разбиения фронта наступающего на отдельные «каналы».
Однако на самом деле он никогда не играл значительной роли в войне. Когда нацистская Германия напала на Польшу в 1939 году, вступили в силу секретные дополнения к пакту Молотова-Риббентропа, согласно которым СССР отобрал часть восточной территории Польши. Таким образом, советская внешняя граница была перенесена на запад, а линия Сталина была впоследствии оставлена в пользу строительства новой линии обороны дальше на запад. Таким образом, орудия и боеприпасы были взяты из бункеров старой «Линии Сталина». Очевидно, некоторые в советских вооруженных силах предпочли бы сохранить «Линию Сталина» в качестве возможной второй линии обороны, но до этого не дошло.
Поэтому, когда Гитлер начал свое нападение на Советский Союз в 1941 году, новой линии обороны еще не было, а старая была в значительной степени бесполезна против натиска немецкого вермахта, даже несмотря на то, что части линии Сталина были быстро восстановлены. В любом случае, такие старомодные укрепления были довольно неэффективны в новой современной войне высокомобильных атак «блицкрига».
После Второй мировой войны Линия Сталина осталась в заброшенном состоянии и в значительной степени игнорировалась. Таким образом, некоторые структуры сохранились более или менее нетронутыми до распада Восточного блока и обретения Беларусью статуса независимого государства в начале XIX в.90-е.
В 2005 году к 60-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне был открыт нынешний «Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
Сегодня некоторые остатки «Минского укрепрайона» на линии Сталина включены в то, что на самом деле представляет собой чрезвычайно товаризированный военный музей под открытым небом. Это одно из самых популярных направлений для экскурсий из Минска, в частности, для отечественных туристов, а также россиян, но туда возят и чудаков с Запада с частными экскурсиями…. см. ниже.
Что здесь посмотреть: На этот сайт я попал в рамках однодневной экскурсии из Минска с англоговорящим гидом. Это было хорошо, потому что очень мало англоязычных вывесок и вообще не так много информации. С другой стороны, большая часть этого комплекса не требует большого количества справочной информации. Это больше визуальное дело.
Многие местные посетители (и российские туристы) также занимаются различными видами деятельности, которые здесь предлагаются, такими как стрельба из пулемета, катание на танке или даже посадка на старый советский вертолет для коротких обзорных полетов. Я не участвовал ни в одном из них, но, наблюдая, как другие люди активно принимают все эти предложения, у меня сложилось впечатление, что я нахожусь скорее в тематическом парке с игровой площадкой (со всеми этими игрушками для мальчиков… всех возрастов).
Некоторые развлечения тоже не имеют никакого отношения к военной тематике парка, например, прогулки на лодке по искусственному озеру в центре площади. Люди также устраивали пикники на лужайках между танками и т. д., так что вокруг царила довольно странная атмосфера ярмарки.
Здесь также делают «реконструкции» спектаклей, для которых есть большая трибуна. Но в то время, когда я был там, места были пусты и «сцена» тоже. У них разрушенный дом и сгоревшие автомобили перед трибуной, и я предполагаю, что это место, где устраиваются тренировочные бои.
Но вот порядок, в котором я видел вещи во время своего тура. Мы начали с ДОТов , которые фактически были частью одноименной «Линии Сталина». Вы можете зайти внутрь, где манекены в старинной форме оживляют интерьер до определенной степени, и увидеть заднюю часть орудий, торчащих из бункера.
Снаружи также есть небольшие бункеры, в которые вы не можете войти, около противотанковых заграждений (по-видимому, они изначально чешские), а также несколько секций реконструированных траншей.
Кроме того, есть небольшой участок реконструкции бывшего железного занавеса, пограничных укреплений с сторожевой башней, заграждениями из колючей проволоки и минной полосой. Так что это уже уход от более узкой исторической темы Второй мировой войны и переход в эпоху холодной войны.
Между автостоянкой и границей и окопными перестройками расположен «тир » и постоянно слышны громкие «хлопки», особенно из противотанкового ружья. Однако они не используют настоящие боевые патроны, только холостые патроны. Однако при каждом нажатии на спусковой крючок они воссоздают впечатление удара гранаты о землю посредством дистанционно управляемых синхронных взрывов, которые через равные промежутки времени выпускают в воздух клубы черного дыма. Это явно очень популярное «занятие».
С возвышения у трибуны для боевых реконструкций мне также была хорошо видна короткая взлетно-посадочная полоса, где старый советский вертолет подбирал пассажиров для сценических полетов . Они также добавляют к общему звуковому ландшафту, так как время от времени вертолет пролетает над головой. Я также был свидетелем нескольких поездок на танке , и они тоже издавали очень характерный звук… плюс густые шлейфы выхлопных газов.
За трибуной находится коллекция из артиллерийских орудий и бронеавтомобилей и танков на (стационарной) открытой экспозиции . Потом мы пошли вокруг озера в сторону коллекции более современной боевой экипировки . Все это экспонаты послевоенной эпохи холодной войны, в основном 1960-х и 70-х годов.
Включены пара больших МиГов и другие боевых самолетов , а также несколько военных вертолетов , а также набор из ракет , от зенитных ракет класса «земля-воздух» до баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки. Некоторые из этих дисплеев поставляются с небольшими панелями, на которых указаны некоторые основные технические характеристики. Они также поставляются с переводом на английский язык. В остальном таблички и панели только на русском/белорусском языке.
Позади и за самолетами и ракетами ряды различных военных наземных транспортных средств , в том числе несколько довольно огромных мобильных радиолокационных станций, которые выглядят прямо из какого-то старого фильма о Джеймсе Бонде.
Еще один танк стоит на вершине кургана и является частью мемориала , на фронте которого большими буквами провозглашается «слава народу-победителю».
И наконец: возле автостоянки и ворот комплекса также стоит бюст Иосифа Сталина, окруженный венками и букетами цветов, так что, кажется, здесь все еще жив культ личности Красного Царя. Однако сам бюст выглядит совершенно новым, поэтому, по-видимому, не является оригинальным.
В общем , я вышел из этого места со смешанными чувствами. Увидеть некоторые из ракет и истребителей было действительно здорово, так как я признаю, что испытываю определенную симпатию к разработкам аэрокосмической техники советских времен. Но танки, пушки и окопы оставили меня довольно холодным, а наблюдать за всеми «действиями» тематического парка было довольно странно. Мне почему-то не совсем комфортно в противопоставлении смертоносных боевых машин и надувных замков для детей или общего веселья, резвящегося вокруг.
Местонахождение: примерно в получасе езды от Минска, Беларусь, примерно в 20 милях (30 км) к северо-западу.
Расположение на картах Google: [54.058, 27.297]
Доступ и стоимость: легко, но дорого с частной экскурсией; намного дешевле, но сложно добраться туда самостоятельно.
Подробности: Чтобы получить максимум удовольствия от Линии Сталина, лучше всего отправиться на экскурсию из Минска (см. ниже). Теоретически из Минска можно также добраться на региональном автобусе или маршрутке, поездка занимает около полутора часов. Но если вы не говорите на языке, это может быть пугающим упражнением. Или вы могли бы даже управлять им самостоятельно.
Если у вас есть собственный транспорт, двигайтесь по главному проспекту Победоносцев к северу от центра Минска и продолжайте движение до тех пор, пока не проедете под МКАД. Затем повернуть налево и сразу снова направо на магистраль Р28 в сторону Молодечно. Сразу после поворота на деревню Лашаны слева появится комплекс «Линия Сталина». Там есть шлагбаум и караульное помещение, где вы должны получить билет и припарковать машину на большой стоянке у кафе. Отсюда вы должны исследовать пешком. Стоимость парковки составляет 2 белорусских рубля.
Часы работы : со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00; закрыто по понедельникам.
Вход : 15 BYR для взрослых, 5 BYR для студентов и детей (в 2016 году) – но если вы идете на организованную экскурсию, входная плата будет включена.
Дополнительные занятия , такие как езда на танке или стрельба из ружья на стрельбище, требуют огромных дополнительных сборов, и ни одно из них не будет включено в частный тур (и на самом деле не будет времени на такие вещи, если вы не сделаете специальное договориться заранее).
Экскурсии с гидом : если вы не говорите по-русски/белорусски, рекомендуется отправиться в тур, а не самостоятельно, а) потому что это сложно с точки зрения логистики и б) на сайте очень мало информации на английском языке, кроме обзорной карты площадь и прайс-лист. Есть ряд операторов, предлагающих отдельные туры на линию Сталина или включающие их в более длительные программы. Я заплатил ок. 130 долларов США за 3,5-часовую экскурсию из Минска с личным гидом/водителем (вы можете связаться со мной для деталей, если вам это интересно).
Требуемое время: Зависит. Некоторые местные гости, по-видимому, часто проводят здесь весь день, но в рамках индивидуальной экскурсии из Минска это около трех с половиной часов, из которых один час уходит на дорогу туда и обратно.
Комбинации с другими темными направлениями: Экскурсия на Линию Сталина была включена в экскурсию на целый день из Минска, которая также включала утром Малый Тростенец, Хатынь и Курган Славы, прежде чем мы продолжили здесь после обеда в Минске.
Естественно, Минск тоже представляет собой комбинацию, особенно его Музей Великой Отечественной войны, конечно.
Комбинации с не темными направлениями: См. под Минском.
- Линия Сталина 01 — бюст одноимённого диктатора
- Линия Сталина 02 — обзор
- Линия Сталина 03 — Чешский ёжик противотанкового заграждения
- Линия Сталина 04 — дверь бункера
- Линия Сталина 05 — внутри бункера
- Линия Сталина 06 — орудие бункера
- Линия Сталина 07 — реконструкция траншей
- Линия Сталина 08 — дополнительные бункеры и другие укрепления Сталина
- Сталин — линия реконструкция пограничной полосы
- Сталинская линия 10 — бум!
- Линия Сталина 11 — вертолет взлетает
- Линия Сталина 12 — в полете
- Линия Сталина 13 — театр военных игр под открытым небом
- Линия Сталина 14 — часть сцены для военных игр
- Линия Сталина 15 — также предлагаются аттракционы на танках
- Линия Сталина 16 — танки, палатки и туалеты
- Линия Сталина 17 — танки и надувные замки ракеты
- Линия Сталина 20 — ракеты и солдаты
- Линия Сталина 21 — Скад
- Линия Сталина 22 — большой МиГ
- Линия Сталина 23 — МиГ-23
- Линия Сталина 24 — РЛС
- Линия Сталина 25 — Слава 25 Победоносные люди
Линия Сталина | Операции и кодовые названия Второй мировой войны
Линия Сталина | Операции и кодовые названия Второй мировой войны Бесплатный инструмент для управления согласием на использование файлов cookie от бесплатного генератора политики конфиденциальности.HomeОперацииО компанииКонтакты
«Линия Сталина» — советская линия обороны на западе СССР, протянувшаяся по всей длине длинной советской границы с его западными соседями, от северной оконечности в Нарве на Финском заливе до южной оконечности в западнее Одессы на Черном море (22 июня/1 сентября 1941).
От Нарвы линия шла на юг по длине реки Великой через восточный берег Чудского озера, а затем пересекала Идрицу до Полоцка в верховьях Двины, затем отходила от этой реки у Витебска и продолжалась до на юго-восток до Орши на Днепре. Затем линия следовала по течению Днепра на юг через Могилев и Речицу до точки к югу от Припятских болот, где река Днепр впадает в реку Припять. Затем линия повернула на юго-запад через аграрную Украину, достигла реки Днестр к востоку от Каменца-Подольского и завершила свой путь к Черному морю вниз по реке Днестр.
Линия была построена между 1929 и 1935 годами (то есть задолго до расширения границ СССР на запад за счет стран Балтии и Польши) для защиты нынешних границ СССР. Оборона не была сплошной, а представляла собой полосу оборонительных огневых точек, расположенных на расстоянии около 2 км друг от друга, вместе с артиллерийскими огневыми точками, усиленными для противодействия сильному артиллерийскому огню.
После экспансии СССР на запад в 1939/40 г. в страны Балтии и восточную Польшу система была разрушена и лишена своего оружия и гарнизонов, но непосредственно перед немецким вторжением «Барбаросса» 19 июня.41 Премьер Иосиф Сталин приказал восстановить эту линию и специальные оборонительные участки в Карелии, Полоцке, Коростене и Киеве.
К 9 июля, менее чем через три недели после начала «Барбароссы», немцы приблизились к «линии Сталина» на большей части ее длины, наиболее заметным исключением был участок за Припятскими болотами, где генерал-лейтенант 21-я -я -я армия Ф. И. Кузнецова Западный фронт генерала Дмитрия Григорьевича Павлова (бывший Западный особый военный округ) и генерал-лейтенанта М. И. Потапова 5 -я -я армия Юго-Западного фронта генерала Михаила П. Кирпоноса (бывший Киевский особый военный округ) проверяли -ю -ю -ю армию генерал-фельдмаршала Вальтера фон Райхенау -й и -ю -ю -ю танковую группу генерал-полковника Хайнца Гудериана -й герфельд3332-й танковой группы генерал-фельдмаршала фон Рейхенау. Heeresgruppe ‘Sd’ Рундштедта и Heeresgruppe ‘Mitte’ генерал-фельдмаршала Федора фон Бока соответственно, а также участок в нижнем течении реки Днестр, где находился генерал-лейтенант Андрей К. Смирнов.0331-я -я армия и 9-я -я -я армия генерал-майора Матвея В. Захарова Юго-Западного фронта сдерживала -ю -ю 11-ю -ю армию генерал-полковника Ойгена Риттера фон Шоберта и 11 -ю -ю армию генерал-майора Николае Чуперца 1 румынскую 4-ю 3-ю армию Николае Чуперкэ. Армия из Heeresgruppe ‘Sd’ .
Чтобы компенсировать эти неудачи, немцы к этому же сроку обеспечили два значительных прорыва, один на севере в районе Витебска (в секторе Heeresgruppe ‘Mitte’ ) генерал-полковника Германа Гота 3 rd Panzergruppe , и один на юге вокруг Житомира (в секторе Heeresgruppe ‘Sd’ ) генерал-полковника Эвальда фон Клейста 1 st 3 Panzergruppe .