Самые известные Храмы мира с фото и подробным описанием
Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного − считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России…
Москва
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя — кафедральный храм Русской Православной Церкви, главный храм России…
Москва
Сикстинская капелла
Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане,была построена в 1473—1481 годах по заказу папы Сикста IV. С конца XV в. здесь…
Ватикан
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня – это главное место паломничества христиан всех конфессий, а также объект пристального интереса туристов. Святое место…
Иерусалим
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой,.
Вифлеем
Ангкор-Ват
Ангкор-Ват — центр древнего города Ангкор и самый величественный храм Камбоджи, который притягивает сюда толпы туристов. Ни один из…
Ангкор
Спас-на-Крови
Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге – один из самых красивых и великолепных соборов не только города на Неве, но и всей России. Является…
Санкт-Петербург
Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды находится в древнем городе Эфесе – главной исторической и археологической достопримечательности Турции. Грандиозный мраморный…
Турция
Пантеон в Риме
Пантеон в Риме служит напоминанием о могуществе и силе некогда царствовавшей империи. Этот храм считался одним из монументальных в городе:…
РимХрам Неба
Храм Неба — древний храмовый комплекс в Пекине. Имеет важное значение как в архитектурном, так и в культурном отношении. Храм Неба, как…
Пекин
Колокольня Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого (колокольня «Иван Великий»), украшающая Соборную площадь Московского Кремля, – доминанта средневекового…
Москва
Храм-на-Крови
Храм-на-Крови, один из крупнейших в Екатеринбурге, – современное монументальное культовое сооружение, принадлежащее к числу самых известных…
Екатеринбург
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Предтечи под Бором — архитектурный комплекс в Замоскворечье, в центре Москвы. Храмовый комплекс расположен в Черниговском…
Церковь Покрова на Нерли
Церковь Покрова на Нерли возведена при Андрее Боголюбеком в 1165 году недалеко от Боголюбове в низине, на заливном лугу, на искусственном. ..
Россия
Абу-Симбел
Абу-Симбел — известный храмовый комплекс, величайшее архитектурное достижение Древнего Египта. Вместо того чтобы строить их из камня,…
Египет
Белый храм (Ват Ронг Кхун)
Ват Ронг Кхун – белый буддистский храм, расположенный неподалеку от города Чианграй в Таиланде. Автором проекта этого необычного храма стал…
Чианграй
Боробудур
Боробудур – солидное украшение провинции Центральная Ява. Этот храмовый комплекс считается древнейшим среди буддийских святынь. О…
Индонезия
Каджурахо
Каджурахо — древнее селение в Индии, известно эротическими скульптурами, украшающими местные средневековые индуистские храмы…
Индия
Костница в Чехии
Костница в Седлице – готический костел в северо-восточном предместье чешского города Кутна-Гора. Католический храм носит также название…
Чехия
Пантеон в Париже
Пантеон в Париже – одна из самых известных достопримечательностей столицы Франции, представляющая собой ярчайший образец французского…
Париж
Парфенон в Афинах
Парфенон в Афинах – древний и почти разрушенный храм. Парфенон гордо стоит на вершине Акрополя и виден почти с любой точки города….
Афины
Саввино-Сторожевский монастырь
Россия
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы находится в Москве, на Красноармейской улице, 2. Православный храм принадлежит к Всехсвятскому…
Москва
Храм всех религий
Храм всех религий, одна из самых уникальных достопримечательностей России, находится в поселке Старое Аракчино – в 11 км от столицы. ..
Казань
Храм Гора в Эдфу
Храм в Эдфу — один из наиболее хорошо сохранившихся храмов Египта, и он же считается вторым по величине храмом после Карнакского комплекса
Эдфу
Храм Истины
Храм Истины в Паттайе – необыкновенно живописный деревянный культовый комплекс на побережье таиландского курорта. Главной особенностью его…
Паттайя
Церковь Ильи Пророка
Церковь Ильи Пророка — нарядный белоснежный храм, расположенный в центре Ярославля, на Советской площади. Это выдающийся памятник…
Ярославль
Карнакский храм
Карнакский храм – обширный комплекс древнеегипетских сакральных сооружений, возведенных в эпоху фараонов. Грандиозный архитектурный…
Луксор
Собор Святого Марка
Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) относится к самым известным храмам Венеции – уникального города в Италии,. ..
Венеция
Храм Лотоса
Храм Лотоса — известный всему миру величественный храм, который украшает собой столицу Индии…
Дели
Храм Посейдона
Храм Посейдона – руины древнегреческого храма расположенные на мысе Сунион в 69 километрах к юго-востоку от Афин. Считается одной из…
Греция
Храм Тигров
Желающим пощекотать нервы можно рекомендовать поездку в ват Пха-Луанг-Та-Буа — известный как «Храм Тигров»
Таиланд
Базилика Сакре-Кёр
Базилика Сакре-Кёр – католический храм и одна из наиболее востребованных достопримечательностей современного Парижа. Величественное…
Париж
Прамбанан
Храм Прамбанан — крупнейший индуистский храмовый комплекс на Центральной Яве. Расположен в одноименной долине.
Индонезия
Санта-Мария-делле-Грацие
Санта-Мария-делле-Грацие — церковь в Милане, в которой находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
Милан
Андреевская церковь в Киеве
Андреевская церковь в Киеве — по праву, один из красивейших храмов Киева, сооружённый в архитектурном стиле барокко в середине 18-го века….
Киев
Православный храм — устройство, архитектура, история
Храм как сооружение культа занимает особое место в любой культуре. Обычно с ним связываются, так или иначе, все основные события жизни людей – рождение, похороны, свадьбы, крещение и т.д. Для русской культуры такими знаковыми сооружения являются православные храмы, их историю, значение и роль для страны мы и разберем в этой статье.
История храма как сооруженияДревние культуры и античное время определяли храм как жилище своего божества. Такие сооружения и возводились по принципу человеческого дома. В нём главное место занимала та или иная фигура бога, имелось отдельное место для принесённых этому божеству даров. Вход в такой храм для человека был под запретом, на него можно было смотреть снаружи и лишь изредка заглядывать внутрь, чтобы лицезреть его божественную статую.
Напротив, в христианстве храм изначально не позиционировался как Дом Бога, а лишь как место для молитвы верующих. Эта идея шла еще от ветхозаветной традиции «мобильной» скинии, т.е. переносной постройки, в которой иудеи хранили самое святое – ковчег Завета. К тому же христианский Бог мыслился как надмирный Образ, стоящий вне его границ.
Поэтому
— как можно было построить дом такому Богу? Если весь мир не может вместить в себя Его, то, как рукотворный дом — сможет?
Для первых христиан Бог жил в сердце человека.
Однако со временем христианство обретает и «государственные» черты, становясь религией целых стран. Тогда и поднимается вопрос об определении места для всеобщих молитв, т.е. вопрос возведения храма.
Для первых культовых сооружений христиане начинают использовать светские строения — позднеантичные базилики. Так в 4-5 вв. н.э. возникают первые христианские храмы. Надо запомнить, что для этих целей культовые сооружения не возводились, а лишь приспосабливались.
Античные базилики были достаточно просторными помещениями, чего, собственно, от них и требовалось. Эти сооружения представляли собой прямоугольные строения, у которых был высокий центральный неф (определялся как два света) и два боковых — пониже. В базилике соответственно и размещается символика христианского общества, состоящая из:
• Оглашенных
• Верных
• Пастырей
Первый православный храм в плане (византийская базилика)
• Двор (атриум)
• Помещение у входа (нартекс)
• Основное помещение (наос)
• Святое место (алтарь, апсида)
Это расположение символизировало сакральное движение верующего к Богу, идущее от входа (запад) к алтарю (восток). Данное направление было сохранено и в других типах храмов, особенно православных.
Таким образом, первые христианские храмы открывали верующим не «статику почитания» языческого божества, а «динамику» движения к Богу, выраженную в пластике пространственных форм.
Можно подытожить:
Храм в религиозно-направленной культуре (теоцентричной) становится центральным сооружением и воплощением её основных идей миропонимания. Иными словами, храм воспроизводит определенную картину мира этой культуры.
Например, по виду жилого строения и его внутреннего антуража, интерьера мы можем представить себе образ жизни живущего в нем человека.
Так и храм «олицетворял» свойственные христианской культуре:
- теологические (религиозные доктрины),
- космогонические (происхождение мира) представления.
Однако именно «несостывка» таких идей миропонимания в христианской культуре с обликом первых базилик привела, в том числе, к дальнейшему развитию идеи православного храма. (православие как ортодоксия). Надо сказать, что эта идея тщательно разрабатывается уже с 5-го века и появляется одной из первых в новых церковных доктринах христианства.
Эта «несостыковка» имела следующую проблему. По словам Господа, Его престол – это небо, т.е. стремясь к Богу, верующие обращают взоры наверх. Значит, основное направление движения должно быть не горизонтальное (как в базилике), а вертикальное! В храмах же той поры крыша была плоской и словно загораживала от взгляда верующего само небо.
Появляется вопрос купола, который бы символизировал идею небесного престола Бога. Идея купола не была абсолютно новой тогда, её уже воплотили в античном Пантеоне Рима.
Кроме этого, так мог визуально решиться дуализм христианского миропонимания, который делил время и пространство в сознании человека на две основные части мира:
• Дольную (земную)
• Горнюю (небесную)
Это деление было изначально иерархичным, т.е. выраженным именно по вертикали: главное – там, а не здесь — на земле. То время и пространство превосходит этот век человека. Эта аксиома и выражала главный хронотоп всей культуры христианства Средних веков.
Храм Софии Константинопольской
Он нашёл выражение в первом принципиальном культовом сооружении того периода – Константинопольской Софии. Это все ещё была базилика, но уже купольного типа. Храм имеет купол 36 — метрового диаметра, расположенного на 55-метровой высоте, который зримо выражает идею неба и небесного престола Бога.
К слову, этот храм остался уникальным по своему типовому решению купольной базилики, такого больше не строили.
И хотя мы имеем и Киевскую Софию, но это — уже другой тип храмового сооружения.
Православный храм и идея обоженияСофия в Константинополе — это 6 век. Пройдет еще 3 столетия, и христианство выработает новый и абсолютно свой тип храма. В 9-10 вв. в византийской традиции появится крестово-купольные сооружения, имеющие в своей основе вписанный крест. Купол в этих храмах расположен на 4 опорах, к которым примыкают цилиндрические своды. Динамика храма тут уже имеет акцентированную вертикаль, а его идея трансформируется в идею лестницы, которая ведёт к миру горнему. Если у константинопольской Софии купол отображал звездное небо, то в новых храмах на куполе размещали иконописное изображение Христа. Это выражало идею возможности человеческого обожения, т.е. приближения к Богу и становления человека-бога. Символизм в крестово-купольном храме воплощался везде:
• Центр купола – Христос
• Простенки — фигуры апостолов
• Паруса сводов – фигуры евангелистов
• Столбы храма – изображения святых и отцов Церкви
• Стены храма – изображения земной жизни Спасителя
Помимо нового вертикального членения, сохранилось и горизонтальное деление храма, и его восточная направленность.
В таком виде Россия получает вид и идею православного храма после своего Крещения, такими же строят и первые русские православные церкви. Впрочем, византийских мастеров на Руси быстро сменяют местные зодчие, и специфика христианских храмов также скоро обретает национальные черты.
Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!
Запись опубликована в рубрике Православный уголок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Все ли православные церкви одинаковы? » Православная Церковь Святого Иоанна Богослова
Многие интересующиеся православной верой начинают с одного и того же: удивляются, почему их так много. Греческий, русский, антиохийский, грузинский, сербский, румынский… И вместе с этим любопытством возникает множество других вопросов. Сколько именно этих «национальных» церквей? И значит ли это, что я должен быть ( вставьте этническую принадлежность здесь ), чтобы посещать службы в этой церкви? Чем эта церковь отличается от других православных церквей в моем городе? Обо всем этом и многом другом мы расскажем в этом посте!
Расчетное время чтения: 6 минут
Что такое Восточная Православная Церковь?
Слово православный представляет собой комбинацию двух греческих слов ортос и докса . Orthos означает «прямой» или «правильный». Doxa означает «слава», «поклонение» и «учение». Итак, слово Православное означает и «правильное поклонение», и «правильное учение». Восточное православие (иногда называемое просто Православной церковью) имеет органичную и непрерывную 2000-летнюю историю, охватывающую период от апостолов Иисуса до наших дней. Другими словами, то, что мы сегодня называем Восточной Православной Церковью (ВПЦ), является первоначальной Церковью, написавшей, составившей и канонизировавшей Священное Писание. Именно Церковь сформулировала традиционные доктрины христианства. И практически не изменился до сих пор.
Подробнее : Что такое Православная Церковь?
Восточные православные против «восточных» православных
Поскольку и восточные (халкидонские), и восточные (нехалкидонские) православные используют слово православные в своей номенклатуре, некоторые люди считают, что эти церкви находятся под одной крышей. Однако между нашими церквями существуют непримиримые разногласия, которые связаны с неприятием восточным православием четвертого Вселенского собора. Таким образом, Восточная Православная Церковь не находится и не была в общении с нехалкидонскими церквями почти 1600 лет.
Восточное или греческое православие?
Исторически термин «греческое православие» использовался для описания всех восточных православных церквей в целом. В этих случаях «греческий» относился к наследию Византийской империи. Богословы использовали греческий язык в ранних письменах, и на греческом языке широко говорили по всей Империи. В течение следующих нескольких столетий большинство частей литургии, традиций и практики Константинопольской церкви (греческих по своей природе) были приняты всеми и до сих пор представляют собой основные образцы современного православного христианства. Таким образом, Восточная Церковь стала называться «греко-православной».
Связанный: 10 заблуждений о Восточной Православной Церкви
Начиная с 10-го века, православные христиане по всему миру начали отказываться от «греческого» идентификатора, заменяя его своей этнической принадлежностью (сербской, антиохийской и т. д.) Сегодня, только церкви, явно связанные с греческой или византийской культурой, называют себя греческими православными.
Сколько существует различных типов православных церквей?
Сегодня большинство православных церквей относятся к Восточное православие или Восточное православие . В дополнение к ним существуют некоторые другие церкви, не имеющие аффилиации, в основном на Западе.
В составе ЕПЦ 14 автокефальных региональных церквей (плюс Православная Церковь в Америке * ), которые существуют в полном общении друг с другом. По сути, это означает, что эти церкви разделяют одни и те же основные убеждения в отношении доктрины, Священного Предания и толкования Писания. Единственные различия, которые вы можете найти, будут культурными (язык, архитектура, местные обычаи) или административными (разные священники, епископы и т. д.). Все восточно-православные церкви следуют одной и той же базовой иерархической структуре, но люди, занимающие эти должности, различаются в зависимости от юрисдикции.
Соборное против Иерархического
Управление всемирной Православной Церковью соборное, что означает, что ни один патриарх или юрисдикция не имеет большей власти, чем любой другой. В то же время Церковь также имеет иерархию внутри каждой из своих автокефальных церквей. Это обеспечивает внутренний порядок и стабильность, а также препятствует тому, чтобы один иерарх претендовал на контроль над всемирной Церковью (как мы видим в римском католицизме).
*Только Русская, Болгарская, Грузинская, Польская, Чешско-Словацкая церкви признают Православную Церковь в Америке автокефальной. Итак, в зависимости от того, какую архиепископию вы посещаете или посещаете, количество автокефальных церквей составляет либо 14, либо 159.0005
Соборно-организационная структура Восточной Православной Церкви. Полный список всех православных церквей, включая восточное православие и другие общины, можно найти в этой статье в Википедии.Внутренняя иерархия Церкви
Каждая автокефальная церковь Православия учреждает иерархию рукоположенного духовенства (см. Рис. 2 ниже). Под диаграммой приведены краткие описания каждой позиции.
Вы можете заметить, что Вселенский Патриарх находится на самой верхней позиции в категории епископов. Это потому, что Константинопольский Вселенский Патриарх занимает должность Primus Inter Pares, или Первого среди равных. Может показаться, что Вселенский Патриарх — глава всего. Однако его титул просто почетный; другими словами, он не дает никакой власти над любым из других Патриархов.
Изображение 2: Иерархия в каждой юрисдикции Восточной Православной ЦерквиОписание иерархических должностей
Патриарх – глава Церкви (например, Сербской, Антиохийской)
Архиепископ – глава столицы или православной страны (например, Сирии) , Фессалоника)
Митрополит – глава большого города или епархии
Епископ – руководит особой общиной православных христиан или епархией и имеет полное священство; рукополагает духовенство; выбираются только из монашеских священников
Титулярный епископ – помощник епископа; не полностью управляющий городом
Архимандрит – почетный чин, присваиваемый иеромонахам
Протоиерей/протопресвитер – титулярный титул, присваиваемый только немонашеским священникам ; поставлен над многими приходами
Иеромонах – назначенный священник (он же «священник-монах»)
Пресвитер / священник – председательствует над отдельным приходом
Протодиакон – титульный чин, присуждаемый диаконам-немонасам
Архидиакон – старший диакон в епархии; отвечающий за служение в иерархических службах; обычно с епископом
Иеродиакон – дьякон монах
Дьякон – рукоположенный слуга, который помогает священнику
Младшие чины
Иподиаконы помогают епископу в управлении священнодействиями разными способами, но никогда не помогают епископу в управлении священнодействиями. Читатели читают Священное Писание во время богослужений.
Похоже на федерацию националистических церквей…
Наоборот! Подумайте об этом так: Православная Церковь устроена как Единая Церковь. Однако у этой Церкви есть несколько «юрисдикций», которые были созданы и расширены миссионерами и общинами иммигрантов, приехавших в Америку. Доктрина и богослужение в каждой юрисдикции и приходе одинаковы. Но в некоторых сервисах могут по-прежнему использоваться языки, отличные от английского. Просто, верно?
Русская, Греческая, Сербская, Антиохийская – это все одна и та же Православная Церковь. Чтобы проиллюстрировать это, наш приход здесь, в Сент-Джонсе, является частью Антиохийской православной христианской архиепископии Северной Америки, которая уходит своими корнями в Антиохию I века, город, в котором ученики Иисуса Христа впервые были названы христианами. Напротив, прямо вниз по реке в Амбридже есть еще одна православная церковь, которая существует в составе греческой архиепископии. Мы верим в то же самое, что и они в отношении Бога, Иисуса Христа и всех хитросплетений Веры. И мы совершаем ту же Божественную литургию, что и они, но наша архитектура и язык немного отличаются.
Заключение
Восточная Православная Церковь намного проще, чем думают люди, впервые сталкиваясь с ней. Это невероятно красивая, разнообразная семья последователей Иисуса Христа, которые все поклоняются в соответствии с местными обычаями и традициями, а все вместе следуют учению, изложенному отцами во времена древней Церкви. Мы не все греки и не все сербы. Православная Церковь воплощает в себе каждую национальность, каждый язык, каждую расу. И все мы дети Божьи.
Подробнее :
Православие в 21 веке
Монастырская церковь Мгвимеви, близ города Чиатура в Имеретинской области Грузии.За последнее столетие численность православного населения во всем мире увеличилась более чем вдвое и сейчас составляет почти 260 миллионов человек. Только в России оно превысило 100 миллионов человек, что является резким ростом после распада Советского Союза.
Тем не менее, несмотря на это увеличение в абсолютных цифрах, доля православных христиан в общем христианском населении — и во всем мире — снижается из-за гораздо более быстрого роста среди протестантов, католиков и нехристиан. Сегодня только 12% христиан во всем мире являются православными, по сравнению с примерно 20% сто лет назад. И 4% всего населения мира исповедуют православие, по сравнению с примерно 7% в 1910.
Географическое распространение Православия также отличается от других основных христианских традиций 21 века. В 1910 году — незадолго до переломных событий Первой мировой войны, большевистской революции в России и распада нескольких европейских империй — все три основные ветви христианства (православие, католицизм и протестантизм) были преимущественно сосредоточены в Европе. С тех пор католики и протестанты значительно расширились за пределы континента, в то время как православие остается в основном сосредоточенным в Европе. Сегодня почти четыре из пяти православных христиан (77%) живут в Европе, что является относительно скромным изменением по сравнению с столетней давностью (9). 1%). Напротив, только около четверти католиков (24%) и каждый восьмой протестант (12%) сейчас проживает в Европе, по сравнению с примерно 65% и 52% соответственно в 1910 году. 1
Падение доли православия в мировом христианском населении связано с демографическими тенденциями в Европе, где общий коэффициент рождаемости и более старое население ниже, чем в развивающихся регионах мира, таких как страны Африки к югу от Сахары, Латинская Америка и Южная Азия. Доля населения Европы в общемировом населении уже давно сокращается, и, по прогнозам, в ближайшие десятилетия оно сократится и в абсолютном выражении.
Исторически присутствие того, что сейчас называется православием, в славянских частях Восточной Европы восходит к девятому веку, когда, согласно церковному преданию, миссионеры из столицы Византийской империи Константинополя (ныне Стамбул, Турция) вера глубже в Европу. Православие пришло сначала в Болгарию, Сербию и Моравию (ныне часть Чехии), а затем, начиная с X века, в Россию. После Великого раскола между восточной (православной) и западной (католической) церквями в 1054 году православная миссионерская деятельность расширилась по всей Российской империи с 1300-х по 1800-е годы. 2
В то время как Православие распространялось по евразийскому пространству, протестантские и католические миссионеры из Западной Европы отправлялись за границу, пересекая Средиземное море и Атлантику. Португальская, Испанская, Голландская и Британская империи, среди прочего, принесли западное христианство (католицизм и протестантизм) в страны Африки к югу от Сахары, Восточную Азию и Америку — регионы, в которых в 20-м веке наблюдался гораздо более быстрый рост населения, чем в Европе. В целом православная миссионерская деятельность за пределами Евразии была менее выражена, хотя православные церкви на протяжении столетий сохраняли точки опоры на Ближнем Востоке, а православные миссионеры привлекали новообращенных в такие отдаленные уголки, как Индия, Япония, Восточная Африка и Северная Америка. 3
Сегодня самое многочисленное православное население за пределами Восточной Европы проживает в Эфиопии. Многовековая эфиопская православная церковь Теваэдо насчитывает около 36 миллионов последователей, что составляет почти 14% всего православного населения мира. Этот восточноафриканский форпост Православия отражает две широкие тенденции. Во-первых, ее православное население за последние 100 лет росло гораздо быстрее, чем население Европы. И, во-вторых, православные в Эфиопии более религиозны по ряду общих показателей, чем православные в Европе. Это соответствует более широкой закономерности, согласно которой европейцы в среднем менее религиозны, чем люди в Латинской Америке и странах Африки к югу от Сахары, согласно опросам Pew Research Center. (Это верно не только для христиан s в Европе, но и европейских мусульман, которые в целом менее религиозны, чем мусульмане в других странах мира.)
их веру, что, возможно, отражает наследие советских репрессий в отношении религии. В России, например, только 6% взрослых православных христиан говорят, что посещают церковь хотя бы раз в неделю, 15% говорят, что религия «очень важна» в их жизни, а 18% говорят, что молятся ежедневно. Другие бывшие советские республики демонстрируют столь же низкий уровень соблюдения религиозных обрядов. Вместе эти страны являются домом для большинства православных христиан мира.
Напротив, православные христиане в Эфиопии сообщают о значительно более высоких религиозных обрядах, наравне с другими христианами (включая католиков и протестантов) в странах Африки к югу от Сахары. Почти все эфиопские православные христиане говорят, что религия очень важна для них, при этом примерно три четверти сообщают, что посещают церковь еженедельно или чаще (78%), а около двух третей говорят, что молятся ежедневно (65%). (Дополнительную информацию о православной церкви Теваэдо в Эфиопии см. на этой врезке.)
православных христиан, живущих в Европе за пределами бывшего Советского Союза, демонстрируют несколько более высокий уровень религиозности, чем жители бывших советских республик, но они все же гораздо менее соблюдают, чем православная община Эфиопии. В Боснии, например, 46% православных говорят, что религия очень важна в их жизни, 10% говорят, что посещают церковь еженедельно или чаще, а 28% сообщают, что молятся ежедневно.
Православные христиане в Соединенных Штатах, которые составляют примерно 0,5% всего населения США и включают в себя много иммигрантов, демонстрируют умеренный уровень религиозности, ниже, чем в Эфиопии, но выше, чем в большинстве европейских стран, по крайней мере, по некоторым показателям. Около половины (52%) взрослых православных христиан в Соединенных Штатах говорят, что религия очень важна для них, примерно каждый третий (31%) сообщает, что они посещают церковь еженедельно или чаще, а незначительное большинство говорит, что молятся ежедневно ( 57%).
Помимо общей истории и литургических традиций, что общего сегодня у этих разрозненных общин?
Почти повсеместной практикой среди православных христиан является почитание религиозных икон. Большинство православных христиан во всем мире говорят, что хранят в своих домах иконы или другие святые образы.
Фактически, наличие икон является одним из немногих показателей религиозности, по которым православные христиане Центральной и Восточной Европы превосходят православных эфиопов в опросах. В 14 странах бывшего Советского Союза и других странах Европы с большим православным населением средняя доля православных христиан, которые говорят, что у них дома есть иконы, составляет 9 человек.0%, тогда как в Эфиопии эта доля составляет 73%.
Православных христиан во всем мире также объединяет женатое, состоящее только из мужчин священство; церковные структуры во главе с многочисленными национальными патриархами и архиепископами; признание развода; и моральный консерватизм в таких вопросах, как гомосексуальность и однополые браки.
Это одни из ключевых результатов нового исследования православного христианства в мире, проведенного Pew Research Center. Данные в этом отчете получены из различных опросов и других источников. Данные о религиозных верованиях и практиках православных христиан в девяти странах бывшего Советского Союза и пяти других странах Европы, включая Грецию, взяты из опросов, проведенных Pew Research Center в 2015–2016 годах. Кроме того, в Центре есть свежие данные по многим (хотя и не по всем) одним и тем же вопросам опроса православных в Эфиопии и США. Вместе эти опросы охватывают в общей сложности 16 стран, в совокупности представляющих около 90% предполагаемого мирового православного населения. Кроме того, оценки численности населения доступны для всех стран на основе информации, собранной для отчета Исследовательского центра Пью за 2011 год «Глобальное христианство» и отчета за 2015 год «Будущее мировых религий: прогнозы роста населения, 2010–2050 годы».
Широкая поддержка православными церковных учений о священстве, развод
Хотя православные христиане во всем мире сильно различаются по уровню соблюдения религиозных обрядов, они в значительной степени едины в утверждении некоторых отличительных церковных правил и учений.
Сегодня большинство православных христиан в каждой опрошенной стране говорят, что они одобряют нынешнюю практику их церкви, позволяющую женатым мужчинам становиться священниками, что контрастирует с общим требованием католической церкви соблюдать безбрачие для священников. (Католики-миряне в некоторых странах предпочитают разрешать женатым священникам; например, в Соединенных Штатах 62% католиков считают, что католическая церковь должна разрешать священникам вступать в брак.) признание развода, что также отличается от позиции католицизма.
Православные христиане также в целом поддерживают ряд церковных положений, которые совпадают с положениями католической церкви, например, запрет на рукоположение женщин. На самом деле, кажется, что с этой позицией больше согласны в православии, чем в католицизме, где большинство в некоторых местах говорит, что женщины должны иметь возможность стать священниками. Например, в Бразилии, где проживает самое большое в мире католическое население, большинство католиков считают, что католическая церковь должна разрешать рукоположение женщин (78%). Точно так же в Соединенных Штатах 59% католиков говорят, что католическая церковь должна разрешить женщинам быть священниками.
Мнения православных по вопросу женского рукоположения в России и некоторых других странах резко расходятся, но ни в одной из опрошенных стран большинство православных христиан не поддерживает рукоположение женщин в священники. (В России и некоторых других странах примерно пятая и более респондентов не высказывают мнения о женском рукоположении.)
Православные христиане также широко едины против идеи церковного заключения однополых браков (см. главу 3).
В целом, православные христиане видят много общего между своей верой и католицизмом. На вопрос, «имеют ли православие и католицизм много общего» или «сильно различаются», большинство православных в Центральной и Восточной Европе отвечают, что у этих двух религий много общего. Со своей стороны, католики в регионе также склонны видеть в этих двух традициях больше сходства, чем различия.
Но это предполагаемое родство заходит так далеко; среди православных христиан существует ограниченная поддержка «снова в общении» с католиками. Формальный раскол из-за богословских и политических споров отделил восточное православие от католицизма с 1054 года; в то время как некоторые священнослужители с обеих сторон на протяжении полувека пытались способствовать примирению, мнение о том, что церкви должны воссоединиться, является позицией меньшинства в большей части Центральной и Восточной Европы. 4
В России только каждый шестой православный христианин (17%) говорит, что хочет, чтобы восточное православие было в общении с Римско-католической церковью, что является самым низким уровнем поддержки примирения среди православного населения страны. обследован. Только в одной стране, Румынии, большинство респондентов (62%) выражают поддержку воссоединению восточной и западной церквей. По всему региону многие православные христиане отказываются отвечать на этот вопрос, возможно, отражая незнание вопроса или неуверенность в том, что повлечет за собой общение между двумя церквями.
Этот паттерн может быть связан с настороженностью православных христиан к папской власти. В то время как большинство православных в Центральной и Восточной Европе говорят, что Папа Франциск улучшает отношения между католиками и православными христианами, гораздо меньше людей выражают положительное мнение о Франциске в целом. Взгляды на эту тему также могут быть связаны с геополитической напряженностью между Восточной и Западной Европой. Православные христиане в Центральной и Восточной Европе склонны ориентироваться как в политическом, так и в религиозном отношении на Россию, в то время как католики в регионе обычно смотрят на Запад.
В целом, в Центральной и Восточной Европе православная поддержка примирения с католицизмом примерно такая же высокая, как и католическая. Но в странах со значительной долей как православных христиан, так и католиков католики, как правило, больше поддерживают возвращение к общению с восточным православием. Например, в Боснии большинство католиков (68%) одобряют причастие по сравнению с меньшинством (42%) православных христиан. Аналогичная картина наблюдается в Украине и Беларуси.
Врезка: Восточное православие против восточного православия
Существуют не только важные богословские и доктринальные различия между православными, католиками и протестантами, но также существуют различия внутри православия, которое условно делится на две основные ветви: восточное православие, восточное православие, большинство приверженцев которого проживает в Центральной и Восточной Европе, и восточное православие, большинство приверженцев которого проживает в Африке.
Одно богословское различие связано с природой Иисуса и тем, как сформулировать божественность Иисуса, что является частью теологической области исследования, называемой христологией. Восточное православие, а также католицизм и протестантизм учат, что Христос является одной личностью в двух природах: полностью божественной и полностью человеческой, приняв язык раннего христианского собрания, называемого Халкидонским собором, состоявшегося в 451 году. Но восточное православие, которое считается «нехалкидонским», учит, что божественная и человеческая природа Христа едины, а не разделены. 5
Восточное Православие имеет отдельные самоуправляемые юрисдикции в Эфиопии, Египте, Эритрее, Индии, Армении и Сирии, и на его долю приходится примерно 20% православного населения мира. Восточное православие разделено на 15 юрисдикций, в значительной степени сосредоточенных в Центральной и Восточной Европе, на которые приходится оставшиеся 80% православных христиан. 6
Данные о верованиях, обычаях и взглядах православных в Европе и странах бывшего Советского Союза взяты из опросов, проведенных в период с июня 2015 г. по июль 2016 г. посредством личных интервью в 19стран, в том числе 14, по которым выборки православных были достаточно большими для анализа. Результаты этих опросов были опубликованы в крупном отчете Pew Research Center в мае 2017 года, но в этот отчет включен дополнительный анализ (включая результаты из Казахстана, которые не были включены в первоначальный отчет).
православных христиан в Эфиопии были опрошены в рамках исследования Global Attitudes, проведенного исследовательским центром Pew Research Center в 2015 году, а также исследования 2008 года, посвященного религиозным верованиям и практикам христиан и мусульман в странах Африки к югу от Сахары; Православные христиане в США были опрошены в рамках исследования религиозного ландшафта США, проведенного Pew Research Center в 2014 году. Поскольку методология и метод исследования в США отличаются от опросов, проводимых в других странах, сравнения между ними проводятся с осторожностью. Кроме того, из-за различий в содержании вопросников данные по всем странам доступны не по каждому вопросу, проанализированному в этом отчете.
Самое большое православное население, которое составило , а не опрошенных, проживает в Египте, Эритрее, Индии, Македонии и Германии. Несмотря на отсутствие данных опросов православных христиан в этих странах, они включены в оценки численности населения в этом отчете.
Хотя православные христиане составляют примерно 2% населения Ближнего Востока, материально-технические проблемы затрудняют обследование этих групп. В Египте проживает самое большое на Ближнем Востоке православное население (примерно 4 миллиона египтян, или 5% населения), в основном члены Коптской православной церкви. Дополнительные данные о демографических характеристиках ближневосточных православных христиан, в том числе о снижении их доли с течением времени, можно найти в главе 19.0009
Исторические оценки численности населения на 1910 год основаны на анализе исследовательским центром Пью данных из Всемирной христианской базы данных, которая была составлена Центром изучения глобального христианства при Теологической семинарии Гордон-Конуэлл. Оценки 1910 г. дают представление о мировом православии в важный исторический момент, которому предшествовал особенно активный период православных миссионеров по всей Российской империи и незадолго до того, как война и политические потрясения вызвали волнения в большинстве православных народов. 7 К концу 1920-х годов Российская, Османская, Германская и Австро-Венгерская империи прекратили свое существование, их заменили новые самоуправляющиеся нации, а в некоторых случаях и самоуправляющиеся национальные православные церкви. . Между тем, русская революция 1917 года привела к власти коммунистические правительства, которые преследовали христиан и другие религиозные группы на протяжении всей советской эпохи.
Этот отчет, финансируемый The Pew Charitable Trusts и Фондом Джона Темплтона, является частью более масштабной работы Исследовательского центра Pew, направленной на изучение религиозных изменений и их влияния на общества во всем мире. Ранее Центр проводил религиозные исследования в странах Африки к югу от Сахары; регион Ближнего Востока-Северной Африки и многие другие страны с большим мусульманским населением; Латинская Америка и Карибский бассейн; Израиль; и Соединенные Штаты.
Среди других ключевых выводов этого отчета:
- Православные христиане в Центральной и Восточной Европе широко выступают за сохранение окружающей среды для будущих поколений, даже если это снижает экономический рост. Отчасти эта точка зрения может быть отражением экологической позиции Константинопольского патриарха Варфоломея, который считается богословским авторитетом в восточном православии. Но защита окружающей среды, похоже, является широко распространенной ценностью в регионе Центральной и Восточной Европы в целом. Действительно, большинство католиков в регионе также говорят, что необходимо защищать природную среду, даже если это снижает экономический рост. (Подробнее см. главу 4.)
- В большинстве стран Центральной и Восточной Европы с православным большинством, включая Армению, Болгарию, Грузию, Грецию, Румынию, Россию, Сербию и Украину, есть национальные патриархи, которые считаются выдающимися религиозными деятелями в своих странах. Во всех странах, кроме Армении и Греции, большинство или большинство считают национальных патриархов высшим авторитетом Православия. Например, в Болгарии 59% православных говорят, что признают своего национального патриарха высшим авторитетом в церкви, хотя 8% также указывают на Константинопольского патриарха Варфоломея, который известен как вселенский патриарх в восточном православии. Патриарх Кирилл также высоко ценится среди православных христиан в регионе — даже за пределами России — тенденция, которая соответствует общей привязанности православных христиан к России. (О взглядах православных христиан на патриархов см. главу 3.)
- Православные христиане США гораздо более терпимы к гомосексуализму, чем православные христиане Центральной и Восточной Европы и Эфиопии. Около половины православных христиан США (54%) заявили, что однополые браки должны быть законными в опросе 2014 года, что соответствует доле американцев в целом, которые заняли эту позицию в том же году (53%). Для сравнения, подавляющее большинство православных в Центральной и Восточной Европе выступают против однополых браков. (Взгляды православных христиан на социальные вопросы см.