Масада — Википедия
Маса́да (ивр. מצדה, мецада́ — «крепость») — древняя крепость у юго-западного побережья Мёртвого моря, в Израиле. Недалеко от города Арад, у шоссе Эйн-Геди — Эйн-Бокек[1]. Масада внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО[2].
Стены крепости. Канатная дорога. Внутри крепости.На вершине одной из скал Иудейской пустыни, поднимающейся на 450 метров над Мёртвым морем, в 25 году до н. э. царь Ирод I Великий, потомок идумеев, принявших иудаизм, построил убежище для себя и своей семьи, значительно укрепив и достроив существовавшую на этом месте крепость хасмонейского периода постройки 37—31 годов до н. э. В крепости сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота.
Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. С запада к крепости можно подняться по тропе, проложенной по сооруженной римлянами искусственной насыпи (примерно за 30 минут). Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600 на 300 метров. Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 метров и толщиной около 4 метров, в которых устроены 37 башен. На плато были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.
В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.
Одна из наиболее поразительных находок — синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана. Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.
У начала змеиной тропы предусмотрена парковка для автомобилей. Есть туристический информационный центр, где можно купить билеты для посещения крепости и для подъёма на фуникулере. В информационном центре открыт музей с археологическими находками, обнаруженными при раскопках. В крепости проводят концерты и различные массовые культурные мероприятия.
В 66 году н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был уничтожен. В 67 году н. э. в Масаде обосновались сикарии, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну. В 70 году н. э., после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось тысяча человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду ещё три года.
Около девяти тысяч рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана. Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.
Согласно книге Иосифа Флавия, в ночь на 15-е нисана (первый день праздника Песах): Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми — предпочесть смерть мучительному и позорному рабству (отрывок их речи Элазара бен Яира, произнесённой в ночь падения Масады (Иосиф Флавий, Иудейская Война, VII, 320—336)):
«Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство ещё не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, пленённым внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев — вместе с теми, кто нам дорог. Пусть наши жёны умрут не опозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почётного савана свободы? Но прежде чем умрём, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю: римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живьём и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим не тронутыми, чтобы они свидетельствовали после нашей смерти, что мы не страдали ни от голода, ни от недостатка воды, но сами предпочли смерть рабству — как и постановили заранее….»
В своём описании Иосиф Флавий ссылается на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о том, как мужчины убили своих жён и детей, а затем по жребию друг друга.
«…затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя…Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой души, над которой могли бы надругаться римляне. Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти»
(VII, 9,1)Последний из 960 осаждённых поджёг крепость и покончил с собой.
Таким образом последний очаг еврейского сопротивления был ликвидирован. На территории Масады разместился римский легион.
Сопоставление еврейских и римских исторических хроник, а также археологические находки на территории крепости, в числе которых — каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, косвенно это подтверждают[3][4].
Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 году. Основательные же раскопки были проведены в 1963—1965 годах. С 1971 года на Масаде действует канатная дорога, соединяющая подножие скалы с её вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы.
Византийский монастырь на территории Масады[править | править код]
На территории крепости находятся развалины византийского монастыря[5]. С конца XIX столетия исследователем М.-Ж. Лагранжем (Marie-Joseph Lagrange, 1855—1938) предложено идентифицировать развалины как
На указанной территории находилась церковь, построенная Евфимием Великим и существовавшая ещё во времена Кирилла Скифопольского (около 550 г.). Во второй половине VI века на месте указанной церкви располагалась уже другая церковь, развалины которой были обнаружены в крепости при археологических раскопках. Видимо, именно к этому времени, монашеское поселение в Масаде стало лаврой. Существование лавры на рубеже VI и VII веков (около 580—600 гг.) описано блаженным Иоанном Мосхом:
«Недалеко от Мертвого моря есть весьма высокая гора, называемая Марес (в лат. переводе Мардес. — С.), на которой живут отшельники. У них был огород в шести миллиариях у подошвы горы, на берегу Мертвого моря, и они держали там наемного огородника. Всякий раз, когда отшельники хотели послать к огороднику за овощами ( лат. пер.: за маслинами. — С.), они взнуздывали осла и говорили ему: „Ступай вниз к огороднику и возвращайся с овощами“. Осел же один отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них. Огородник же тотчас, навьючив осла овощами, отпускал его прочь с поклажей. Изо дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону и служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому»
— «Луг Духовный», новелла 158.
Существовала лавра предположительно до VII века.
ru.wikipedia.org
Крепость Масада — последний рубеж обороны евреев
Это был последний рубеж обороны, где полностью изолированные от остального мира восставшие евреи под командованием Элазара Бен-Яира противостояли мощному Десятому римскому легиону во главе с Флавием Сильвой.
В 80 километрах от Иерусалима находится заповедник Эйн Геди, а в 20 километрах от него — крепость Масада, с которой связана одна из самых героических страниц истории еврейского народа. Масада — это мощная крепость, расположенная на вершине огромной скалы, которая высится недалеко от берега Мертвого моря.
Географическое положение крепости в зоне безводной пустыни, вдали от населенных пунктов, и природная неприступность сделали ее безопасным убежищем. Римский историк Иосиф Флавий сообщает, что крепость была построена первосвященником Ионатаном, а потом царь Ирод еще больше укрепил ее, соорудив 37 высоких башен. У Иосифа Флавия об этом сказано так:
Он воздвиг стену вокруг вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы — под стеной, замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей крепости… Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для защиты от врага, который поднимется на нее войной…
Давайте узнаем, что было дальше…
Фото 2.
Слово “мецад” или “мецада”, в греческом произношении “масада”, употреблявшиеся для обозначения крепости вообще, а в конце периода Второго храма — название, присвоенное определенной крепости, встречаются в Священном писании. Массада представляет собой скальное плато ромбовидной формы, грандиозно вздымающееся над окрестностями на высоту порядка 450 метров над Мёртвым морем (и порядка 50 метров над абсолютным уровнем моря). Длина плато Массада – ок. 600 метров, максимальная ширина – ок. 300 метров.
Это очень сильная крепость, и вот ее особенности: со всех сторон очень высокой и широкой скалы идут отвесные склоны, которые спускаются в такие бездны, что их не измерить. Тут не ступала нога живого существа. Лишь в двух местах есть в скале небольшая покатость и там тропинки, идущие кверху, но они очень узки.
Склоны скалы действительно очень крутые: с восточной стороны их высота достигает 300 метров, а высота самой низкой скалы с западной стороны и то достигает почти 100 метров.
Массада и её история неоднократно и подробно упоминается во всемирно известных трудах еврейско-римского историка Иосифа Флавия (Йосеф бен-Мататияху, 37-100 г.г. н.э.), но также и в книгах других древних летописцев. Флавий сообщает, что первым правителем, сделавшим Массаду укреплённым пунктом, был Великий коэн (первосвященник) Ионатан Хасмоней, причём, существует мнение, что Флавий имел в виду Александра I Янная, царя и первосвященника Иудеи из династии Хасмонеев, ивритское имя которого также было Ионатан, и монеты времен царствования которого (103 – 76 г.г. до н.э.) были обнаружены в крепости. Затем, в 37 году до н.э., в Массаду бежал новоназначенный в том же году (решением римского сената) царь Ирод Великий, преследуемый последним хасмонейским царём и первосвященником Маттафией Антигоном II (Матитьягу Антигон, правивший с 40 по 37 г.г. до н.э.).
Царь Ирод (он же: на ивр. Hordos, а на лат. Herodus) укрыл здесь также весь свой клан и 800 человек свиты и охраны. Через некоторое время Ироду удалось, оставив в Массаде семейство, проскользнуть через заслоны и отплыть к своим римским покровителям. Тем временем, неослабная блокада, осуществлённая иудейским царём, чуть было не привела укрывшихся в крепости людей к гибели от обезвоживания. Однако, в самый критический момент начались спасительные дожди, снова наполнившие устроенные в Массаде водохранилища. Вернувшийся затем из Рима Ирод, поднялся со своей дружиной к Массаде и снял с неё блокаду. После этих событий Ирод превратил Массаду в совершенно автономный и исключительно укреплённый замок-убежище, наполнив его всевозможным дворцовым изыском и комфортом, таким как, например, банный комплекс, видовые террасы, огромные склады и пр. и расквартировав здесь многочисленную прислугу и охрану.
При царе Ироде крепость была обнесена двойной стеной, внутреннее пространство которой разделялось на казематы. В стене было четверо ворот, оформленных в виде квадратных комнат с двумя входами, мощеным полом и сиденьями вдоль стен, украшенных фресками.
Фото 3.
Предвидя возможность длительной осады, он приказал построить в северной части скалы целый комплекс продуктовых складов и рядом с ними большую общественную баню. К западу от Мертвого моря располагались два каньона: от них при помощи открытых оштукатуренных каналов отводилась вода в 12 водосборных систем, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западе скалы. Из них вода вручную доставлялась на вершину скалы уже в другие цистерны
После смерти Ирода Великого в Массаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 г. н.э., год, в который разразилось Великое восстание против римлян (1-я Иудейская война). В крепость ворвались ревнители-зелоты во главе с Менахемом Бен-Йегудой Галилейским и перебили весь её гарнизон. После убийства Менахема бен-Йегуды идеологическими противниками в Иерусалиме в Массаде нашёл для себя пристанище приходившийся Менахему племянником Эл’азар Бен-Яир, в 67-м году возглавивший здесь отряд защитников крепости, состоявший из наиболее экстремистски настроенных зелотов, т.н. сикариев, укрепившихся и фактически заперших себя здесь по ставший для них фатальным 73-й год.
В 66 году, с начала Иудейской войны, Менахем (сын Иуды Галилеянина) во главе отряда зелотов захватил Масаду. Они избили римский гарнизон и захватили оружие, которое было сложено еще царем Иродом.
Фото 4.
Весной 70 года римская армия под командованием императора Тита осадила Иерусалим, но здесь их ожидало ожесточенное сопротивление жителей города Предложение о сдаче было с негодованием отвергнуто восставшими, которые своими частыми вылазками пытались помешать осадным работам римских войск. Каждый метр римлянам приходилось брать с . боем. Лишь после того, как император Тит окружил Иерусалим кольцом окопов, его армия могла без помех возобновить атаки. В августе легионеры овладели Вторым Иерусалимским храмом, а в сентябре захватили и весь город.
Но и после падения Иерусалима последние бойцы за независимость Израиля защищались с таким упорным ожесточением, будто их дело еще не было проиграно. В руках сопротивлявшихся оставались еще крепости Махеро и Масада и замок царя Ирода. Последний представлял собой просто укрепленный дворец и потому был без особого труда взят Луцием Бас-сом. А вот крепостью Махеро римлянам удалось овладеть не столь легко, после чего снова начались избиения и продажа евреев в рабство.
Фото 5.
В 72-м году, после того, как уже вся Иудея была покорена, разграблена и разрушена римлянами, включая и Иерусалим, 10-й римский легион под предводительством прокуратора Флавия Сильвы обосновался вокруг Массады и блокировал её со всех сторон. Осада продолжалась долгие месяцы и весьма затруднялась для Сильвы логистическими сложностями с подвозом продовольствия и воды для своих людей. Не менее девяти тысяч рабов-евреев прокладывали дороги, носили землю и волокли стволы деревьев для сооружения осадного вала, насыпаемого в ущелье с запада от крепости. На этой насыпи, поднятой, согласно Флавию на 100 м, римляне построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, уравнявшую его с крепостной стеной, что позволило им, в конце концов, расшатать её и пробить брешь. Как уже указывалось, осадный вал прекрасно сохранился до наших дней, и по тропе, проложенной через него, можно подняться в крепость в запада.
В ночь, предшествовавшую пробою стены, Эл’азар Бен-Яир убедил зелотов не сдаваться на милость победителя и погибнуть свободными людьми, наложив руки как на себя, так и на своих жён и детей. Иосиф Флавий красноречиво описывает полную драматизма речь, произнесённую перед соратниками Эл’азаром Бен-Яиром, освидетельствованную, по утверждению Флавия, двумя женщинами и пятью детьми, спрятавшимися в одном из водохранилищ и затем сдавшихся римлянам, поднявшимся с зарёй на плато. Ужасающая и леденящая кровь история, по размаху своему, пожалуй, не имеющая аналогов в мировой хронике: каждый воин собственноручно перерезал горло своей жене и детям…
Затем были выбраны по жребию десять исполнителей, перерезавших горло всем мужчинам – защитникам крепости… Общее число всех умерщвлённых было порядка 960 человек. Затем они сожгли все драгоценности и всё, сколько нибудь ценное или полезное, кроме продовольствия, дабы не подумали римляне, что голод подстегнул их к самоубийству. Наконец, один из десяти, также выбранный по жребию, умертвил остальных, поджёг крепость и пал на свой меч.
Фото 6.
Так 15 апреля 72 года погибли последние защитники Масады. Спаслись только две женщины с пятью детьми, которые укрылись в одной из пещер.
Здесь уместно пояснить, что иудаизм расценивает самоубийство как тягчайший грех и, следовательно, выбранная зелотами «тактика» умерщвления фактически свела количество самоубийц среди них к одному единственному человеку. Иосиф Флавий также повествует, что взошедшие, наконец, на Массаду и приготовившиеся было к жестокой схватке римские воины, вдруг осознали, что им здесь некого захватывать и нечего грабить (мародёрство составляло привычный и желанный трофей и награду за доблесть) и были поражены увиденным зрелищем, силой духа, стойкостью и преданностью своим идеалам защитников крепости…
И, тем не менее, несмотря на, казалось бы, очевидный факт беспримерного мужества и героизма, в иудаизме самоубийство никак и ничем не может быть оправдано и не может прослыть за «смелый» или «благородный» поступок, тем более, что защитники Массады убили своих жён и детей, не спрашивая их согласия, преступив еврейский закон и этим актом.
Вслед за описанными событиями в Массаде на несколько лет снова разместился римский гарнизон, затем, спустя столетия полного запустения, в V-VI в.в. здесь, в пещерах, поселились несколько византийских христианских монахов, устроивших также кельи как внутри, так и рядом с разрушенными зданиями. Они же возвели в Массаде византийскую церковь и пребывали здесь более сотни лет. С уходом монахов, Массада снова стала необитаемой и была заброшена вплоть до наших дней. Интерес к Массаде и её легендарной истории был возобновлён в новое время двумя американскими исследователями, А.Робинсоном и А.Смитом, в 1839 г. разглядевшими этот археологический объект со стороны Эйн-Геди, идентифицировавшими его с Массадой и ассоциировавшими его с повествованиями Иосифа Флавия…
Фото 7.
Масада входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото 8.
В Масаде сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани, по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота
Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600×300 м.
Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 м и толщиной около 4 м в которых устроены 37 башен.
На плато, были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.
В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.
Фото 9.
дна из наиболее поразительных находок — синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.
Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.
В 66 г. н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был вырезан.
В 67 г. н.э в Масаде обосновались, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну.
В 70 г. н.э, после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось около 1 тыс. человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду еще 3 года.
Фото 10.
Около 9 тыс. рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана.
Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.
«Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный посредством жребия, убил остальных и покончил с собой. Историю резни в крепости поведала женщина, спрятавшаяся в водном резервуаре и потому уцелевшая». Иосиф Флавий, «Иудейская война»
Фото 11.
Какое-то время история обороны Масады считалась легендой, но сопоставление еврейских и римских исторических хроник, в том числе книги Иосифа Флавия«Иудейская война», и археологические находки на территории крепости, в числе которых — каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, убеждают в обратном.
Фото 12.
Существует также версия, что когда римляне пробили крепостную стену, защитники крепости подожгли все постройки.
Однако никогда не были найдены человеческие останки и/или могилы на территории крепости (стоит напомнить, что речь идет примерно о тысяче человек, что довольно много для такой сравнительно небольшой площади), поэтому ни одна версия не нашла до сих пор достаточно веского подтверждения.
Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 г. Основательные же раскопки были проведены в 1963-65 гг.
С 1971 г. на Масаде действует фуникулер соединяющий подножие скалы с ее вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы.
Фото 13.
Как добраться
1. К Восточному въезду в Массаду со стороны Иерусалима. В Иерусалим прибываем по шоссе №1 до въезда в город. Затем, используя дорожные указатели, продвигаемся в сторону Мёртвого моря. Проехав перекрёсток а-Гив’а а-Цорфатит (Tzomet haGiva haTzorfatit), проследуем, не сворачивая, по участку шоссе порядка 30-ти км и спускаясь к Мёртвому морю. На перекрёстке Бейт ха-Арава (Tzomet Beyt haArava) поворачиваем на юг и следуем прямиком на Массаду. На этом отрезке дороги минуем кибуцы (кибуц – это сельскохозяйственная или хозяйственно-промышленная коммуна) Альмог, КАЛИЯ, Мицпе Шалем, Эйн Геди.
2. К Восточному въезду в Массаду со стороны Арада. Прибывающие в Массаду из северных районов Израиля берут общее направление на Беэр-Шеву и, добравшись до перекрёстка Лехавим (Tzomet Lehavim), сворачивают на восток, на шоссе №31, по которому едут несколько десятков километров (минуя, в основном, бедуинские поселения, а также Тель Арад – археологический курган, хранящий культурные слои Талмудического периода), пока не попадают на перекрёсток Зоар (Tzomet Zohar), непосредственно примыкающий к берегу Мёртвого моря. Здесь следует повернуть на север и, проехав около 20 км, свернуть налево по
masterok.livejournal.com
главные сведение о горе, история
Крепость Масада можно назвать одним из главных символов еврейского народа. Несмотря на то, что события, связанные с этим бастионом, произошли более 2 тыс. лет назад, они продолжают волновать сердца не только ценителей истории, но и обычных искателей приключений.
Общие сведения
Если поискать крепость Масада на карте Израиля, то можно заметить, что она находится у южного побережья Мертвого моря недалеко от Арада. От других подобных сооружений ее отличает довольно необычное географическое расположение – бастион возведен на вершине высокой горы, которую от внешнего мира защищают отвесные скалы и толстые каменные стены, окружающие плато по всему периметру.
Для израильтян это место имеет большую историческую ценность, ведь именно здесь произошли знаменательные трагические в жизни еврейского народа события, но о них немного позже. А пока отметим, что впервые развалины цитадели были найдены относительно недавно – в 1862 году. Правда, начала полноценных раскопок одной из главных достопримечательностей Израиля пришлось ждать целых 100 лет.
Ныне Масада представляет собой настоящий древний город, вошедший в список ЮНЕСКО. У подножия горы часто проводятся фестивали и концерты, на которых выступаю представители мирового шоу-бизнеса.
Историческая справка
История крепости Масада в Израиле полна вымыслов, легенд и непроверенных фактов. А началось все с Ирода, который в 25 г до н.э. вынужден был искать пристанища для себя и своей семьи посреди неприступной горной местности. Однако судьба распорядилась так, что человек, предавший своих товарищей, не только не стал изгнанником, но и был назначен царем Иудеи.
В Иерусалим Ирод вернулся победителем, сопровождаемым двумя римскими легионами. Правда, несмотря на это он боялся быть убитым, поэтому приказал возвести на горе крепость, что в переводе с иврита и означает Масада. Приказ был выполнен, а сама цитадель оборудована и снабжена всем, что может понадобиться большой армии на случай длительной осады. Но проверить крепость на прочность Ироду так и не удалось – он умер еще до того, как на гору напали первые противники.
За долгий период своего существования бастион успел сменить несколько владельцев, среди которых были как римские завоеватели, так и еврейский народ. Всех их привлекало стратегически выгодное расположение Масады и наличие удобств, совершенно нехарактерных для того времени.
Последними же обитателями крепости стали повстанцы, которые после падения Иерусалима сделали ее оплотом своего сопротивления против иноземных захватчиков. Мятежникам удавалось держать оборону в течение целых 3 лет, однако римляне оказались хитрее. Они начали атаковать крепостные стены катапультой, установленной на соседнем горном хребте. Когда и это не принесло ожидаемого результата, легионеры подожгли одну из стен, а ветер услужливо разнес огонь по всей территории.
Поняв, что избежать захвата не получится, все 960 защитников Масады или Крепости Отчаянных решили пойти на смерть. Для реализации этой миссии повстанцы бросили жребий, согласно которому было выбрано 10 исполнителей последней воли. Они должны были заколоть мечами не только своих товарищей, но и всех жителей цитадели, включая детей и женщин. Утром, когда римляне поднялись на гору сквозь пробитое в стене отверстие, их встретила тишина. Так завершилась не только 7-летняя борьбы евреев с римской тиранией, но и история самой цитадели.
К сожалению, эта версия так и не получила исторического подтверждения, ведь на территории крепости никогда не находили ни останков, ни могил. Однако даже этот щекотливый факт не сделал Масаду менее популярной. Скорее наоборот – этот бастион считается одним из самых посещаемых в мире.
Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы
Booking.comМасада сегодня: что посмотреть?
Гора Масада в Израиле славится не только богатой историей и шикарной панорамой, но и многочисленными достопримечательностями. Ознакомимся с некоторыми из них.
Крепостная стена
Двойная эскарповая или казематная стена, окружающая Масаду, представляет собой величественную конструкцию с плоским верхним перекрытием. Длина этого древнего сооружения, возведенного по приказу самого Ирода, составляет 1400 м. Внутри можно рассмотреть специальные простенки, которые в свое время исполняли роль оружейных палат, казематов и продуктовых баз. В последних хранились стратегические запасы вина, муки и масла. Кроме того в стене устроено целых 7 въездных ворот – некоторые из них действуют до этих пор.
Западный дворец
Еще одной важной достопримечательностью крепости Масада в Израиле считается Западный дворец или haArmon haMaaravi, площадь которого составляет более 4 тыс. кв. м. На сегодняшний день дворец находится в полуразрушенном состоянии, но среди его остатков все же можно распознать спальные комнаты, приемный зал, царские туалеты, мастерские и купальни, выложенные мозаикой.
Северный дворец
Висячий дворец или haArmon haTzfoni можно назвать одной из самых впечатляющих реликвий того времени. Роскошное строение, служившее резиденцией царя Ирода, находится на скале, к которой ведет достаточно узкая и не слишком удобная тропа. Возможно, именно по этой причине haArmon haTzfoni считался не просто частными апартаментами правителя, но и важным стратегическим объектом. Вы спросите, неужели не нашлось другого места? На самом деле Ирод руководствовался 3 важными факторами. Во-первых, в этой части горы располагались каменные водохранилища. Во-вторых, северная часть крепости практически не подвергалась солнцепеку и овевалась бризом даже в самые жаркие дни. В-третьих, подступиться к замку было довольно трудно, поэтому его обитатели могли не опасаться внезапного нападения врагов.
Но туристов привлекает не столько история Северного дворца, сколько его внешний вид. Только представьте себе – данное сооружение состоит из 3 ярусов, разбросанных по 3 скальным уровням с общей разницей высот около 30 м. При этом верхний ярус, размещенный на вершине утеса, занимала сама царская резиденция. Она состояла из спальни, парадной залы, помещений для дворцовых стражников и открытой террасы, с которой видно не только нижние уровни дворца, но и окружающую его территорию. Кроме того отсюда прекрасно просматривалась римская дорога, соединявшая лагеря легионеров с источником Цеэлим. На ней по-прежнему стоят рампы и сотни округлых камней, использовавшихся для стрельбы.
В средний ярус haArmon haTzfoni ведут внутренние ступени, спускаясь по которым можно увидеть так называемую микву, место для сакрального омовения. Эта часть замка представляет собой круглый холл, окруженный двумя рядами мраморных колонн. К сожалению, сейчас от них остались только основания.
Что касается последнего яруса, он напоминает обычный прямоугольный холл, украшенный древними фресками и обрамленный величественными колоннами. Именно здесь, в полуподвальном помещении, ученые обнаружили банный комплекс, состоящий из купели для ног и двух бассейнов – для прохладной и горячей воды. Конструкция этой бани поистине впечатляет. Воздух нагревала печка, стоящая за стеной. Затем его пропускали под мраморным полом бани, который удерживали 2 сотни глиняных столбов. К сожалению, от пола почти ничего не осталось, но пьедесталы столбов еще можно рассмотреть.
Синагога и часовня
На горе Масада находится еще одно значимое для Израиля сооружение – древнейшая синагога, возраст которой можно сравнить разве что с Гамлой, расположенной на Голанских Высотах. Именно здесь были найдены записи, с помощью которых ученым удалось восстановить историю этого удивительного места. В настоящее время здание синагоги используют для празднования бар-мицвы, дня, когда еврейские парни достигают духовного совершеннолетия.
Что касается часовни, она была построена византийскими монахами еще в V столетии. Говорят, что эти богослужители были последними обитателями крепости.
Древние остраконы
Остатки 11 глиняных черепков, называемых остраконами, можно найти чуть южнее Висячего дворца – на небольшой площадке, служившей местом встреч повстанцев. Их главной особенностью являются имена, написанные одинаковым почерком. Одно из этих имен принадлежит Бен-Яиру, человеку, возглавившему защитный отряд Масады. В силу этого ученые склоняются к мысли, что данные остраконы использовались во время жеребьевки последними исполнителями клятвы.
Каменные водохранилища
Пожалуй, самой изумительной достопримечательностью Масады в Израиле являются огромные скальные бассейны, служащие для сбора и дальнейшего сберегания дождевой воды. Благодаря этим запасам защитники крепости смоли держать оборону на протяжении нескольких лет.
Информация для туристов
Крепость Масада в Израиле работает каждый день. Часы посещения меняются в зависимости от времени года:
- Апрель – сентябрь – с 8 утра до 5 вечера;
- Октябрь – март – с 8 утра до 4 вечера.
По пятницам и в предпраздничные дни комплекс закрывается на 60 минут раньше.
Вход в крепость платный:
- Взрослые – 30 ILS;
- Дети – 12 ILS.
Для пенсионеров и студентов действуют скидки.
Тем, кто планирует пробыть в Израиле некоторое время, можно купить туристическую карту, рассчитанную сразу на несколько визитов:
- Синяя (3 посещения) – 78 ILS;
- Зеленая (6 посещений) – 110 ILS;
- Оранжевая (безлимит) – 150 ILS.
Карты действительны в течение 2 недель с момента первого применения. Цена одинакова для всех возрастов.
Что касается фуникулера, он работает каждый день, кроме пятницы. Летом – с 8.00 до 16.00, зимой – с 8.00 до 15.00. Билет на фуникулер покупается отдельно:
- Взрослые – 80 ILS;
- Дети – 40 ILS.
Также следует отметить, что по вторникам и четвергам на горе проводятся световые шоу (летом – в 21.00, зимой – в 20.00). Цена – 41 ILS. Кроме того у входа в крепость можно заказать экскурсию, стоимость которой составляет 45 ILS с человека.
На заметку! Уточнить информацию можно на официальном сайте Масады — www.parks.org.il/en/.
Как подняться на гору?
Если вы хотите попасть в Национальный парк Масада на своем автомобиле, воспользуйтесь одним из 2 способов.
Способ 1. Из Иерусалима
Приехав до въезда в город по шоссе №1, двигайтесь в сторону Мертвого моря в соответствии с дорожными указателями. Для этого необходимо проехать перекресток Tzomet haGiva haTzorfatit, проследовать по шоссе чуть больше 30 км и спуститься к побережью. Далее на перекрестке Tzomet Beyt haArava следует свернуть на юг и ехать прямо к Восточным воротам в Масаду.
На заметку! Если вы двигаетесь в правильном направлении, по пути вам встретятся Альмог, Эйн Геди, кибуцы, Мицпе Шалем и КАЛИЯ.
Способ 2. Из Арада
Туристы, прибывающие в Масаду из северной части Израиля, берут направление на Беэр-Шеву. В этом случае необходимо доехать до перекрестка Tzomet Lehavim, повернуть на трассу №31 и добраться до Tzomet Zohar, выходящему прямо к Мертвому морю. Дальше нужно двигаться на север и приблизительно через 20 км повернуть налево (там будет знак-указатель).
На заметку! Если вы точно выполнили предоставленную инструкцию, то по дороге увидите поселения бедуинов и Тель Арад, археологическая насыпь, в которой хранятся реликвии Талмудического периода.
Тем же, кто планирует воспользоваться общественным транспортом, подойдут следующие автобусы:
- №421 – от терминала «Арлозоров» в Тель-Авиве до курорта Эйн-Бокек. Дорога занимает почти 3 часа. Цена билета – 88 ILS;
- №486, 444 – от главной автостанции Иерусалима до Masada Center. Время в пути – 1,2 часа. Стоимость билета – 37 ILS.
На заметку! Расписание автобусов можно уточнить на сайте транспортной компании «Egged» — www.egged.co.il/ru/.
На саму гору можно подняться как на подъемнике, расположенном у Восточного въезда, так и пешком – по змеиной тропе, берущей свое начало в западной оконечности Масады и пролегающей через Осадный вал. Пеший подъем в спокойном темпе занимает чуть больше часа, спуск – 40-45 минут.
Если же вы едите на гору только для того, чтобы посмотреть свето-звуковое представление, воспользуйтесь специально проложенным со стороны Арада шоссе. Заблудиться здесь не выйдет – вдоль всей дороги расставлены указатели.
Найдите Самый ВЫГОДНЫЙ тур здесь
Полезные советы
Прежде чем отправиться на гору Масада, возьмите на заметку эти дельные советы:
- Прогулка по историческому парку обещает стать не только насыщенной, но и довольно утомительной, поэтому во избежание неудобств позаботьтесь об удобной обуви, наденьте головной убор и возьмите с собой воду;
- Если на улице слишком жарко, перенесите посещение крепости на другой день – на открытой местности можно запросто сгореть или получить солнечный удар. К слову, даже в октябре в Израиле очень жарко – около +30°C;
- Идеальным временем для экскурсии является раннее утро (сразу после открытия) – в этот период туристов здесь еще совсем мало;
- Не жалейте денег на фуникулер – с него открывается замечательный вид на окрестности;
- При входе в крепость можно заказать персонального гида или же купить буклет на нужном вам языке;
- На знакомство с этой достопримечательностью нужно поратить не меньше 3-4 часов.
Крепость Масада – это действительно удивительное место, пронизанное исторической атмосферой и погружающее туристов в события далекого прошлого.
Более детальные исторические сведения о крепости и о том, что можно увидеть на територии достопримечательности сегодня смотрите в видео.
Автор: Ольга Мусиенко
kuku.travel
Чудовищная история. Масада: ochendaje — LiveJournal
В истории еврейского народа было многое, но чего в ней всегда не хватало, так это подвигов. То же сопротивление в гетто в период Великой Отечественной, хоть и описывается в разных источниках по разному, но чем ближе автор был к событиям, тем меньше он упоминает героизм. И все же, рассказать есть о чем.
Первый взляд на крепость у подножья.
Масада это легендарная древняя крепость расположенная практически на берегу Мертвого моря. Находится в списке объектов Всемирного наследия.
Как только не пишут знакомое слово «Масада» из незнакомого языка – массада, мосада, моссада… А службу внешней разведки Израиля называют мосад, моссад, массад, масад. Правильно пишется и произносится — Масада, с ударением на второе «а». Эти названия созвучны не случайно. В основу названия разведывательного ведомства легло именно имя крепости.
Вид из фуникулера
Крепость Масада в Израиле построил в 25-м году до нашей эры царь Ирод Великий оставивший о себе память как жестокий злодей, который, боясь потерять трон, приказал убить всех младенцев Вифлеема чтобы избавиться от новорожденного Иисуса.
Однако он оставил в истории след и как царь-строитель. Он расширил Храмовую гору, реконструировал Второй Храм, в пригороде Иерусалима построил Амфитеатр, где проводились гладиаторские бои и скачки. В честь умершего брата им был построен мавзолей с башней. Он перестроил Самарию, построил порт Цезаря, храм на острове Родос, основал Иродион и Есевон (сейчас это территория Иордании).
Мертвое море и змеиная тропа.
Построенная на вершине неприступной скалы в безводной и безлюдной пустынной местности Израиля, крепость Масада служили нескольким целям. Она была убежищем для Ирода и его семьи во времена нескончаемых войн, в ней хранилось золото и оружейные запасы.
До наших дней дошли крепостные стены четырехметровой толщины протяженностью почти полтора километра с многочисленными оборонительными башнями, дворец царя Ирода, синагога.
В Масаде была хорошо организована система сбора дождевой воды в огромные резервуары для хранения. Запасы пищи и питьевой воды помогли защитникам крепости держать оборону в течение трех лет.
История крепости Масада
В 66-м году первого столетия нашей эры на Ближнем Востоке начинают разворачиваться исторические события, которые, без преувеличения, серьезно повлияли на ход истории человечества. Речь идет о восстании евреев против гнета Римской империи. В это время Масада была взята восставшими зелотами – непримиримыми и воинственно настроенными противниками римлян, решившими бороться с ними до победного конца и уничтожившими римский гарнизон.
В 67-м году н.э. в Масаде обосновались сикарии — представители радикального крыла движения зелотов. Именно они возглавили восстание против римлян, вылившееся затем в длительную Иудейскую войну.
Летом 70-го года н.э. римский полководец Тит захватывает яростно защищаемый повстанцами Святой Иерусалим и разрушает Первый Иерусалимский Храм. В скором времени единственным оплотом восставших остается Масада. Защитников крепости едва насчитывалось тысячу человек, включая женщин и детей, однако им удалось удерживать Масаду ещё три года.
Вокруг неприступной, на первый взгляд, крепости легионеры разбивают восемь военных лагерей, очертания которых сохранились до наших дней. Военную кампанию по захвату последнего оплота еврейских повстанцев вел легендарный Десятый легион римской армии.
Изучив гору Масада со всех сторон, командующий легионом Флавий Сильва отдает приказ насыпать 70-тиметровый каменный вал (аппарель) с западной, более слабой стороны крепости. С помощью этого вала римляне планировали подвести таран максимально близко к крепостной стене.
Около 9 тыс. рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана.
Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.
Эти прямоугольники — сохранившиеся границы лагерей римлян, державших крепость в осаде.
Один из лидеров восстания, Эльазар Бен Яир, понимая, что все осажденные в крепости будут уничтожены, а оставшиеся в живых подвергнутся жестоким пыткам и унижениям, в течение ночи убеждает своих товарищей предпочесть смерть, а не рабство.
«Уже давно, храбрые мужи, мы приняли решение не подчиняться ни римлянам, ни кому-либо другому, кроме только Б-га, ибо Он Один истинный и справедливый Царь над людьми. Я смотрю на это, как на милость Б-жию, что он даровал нам возможность умереть прекрасной смертью и свободными людьми, чего не суждено другим, неожиданно попавшимся в плен».
Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи мечами всех защитников крепости, женщин и детей, после чего один из них, также выбранный с помощью жребия, убил остальных и покончил с собой.
В те дни в Масаде отдали жизнь за свободу 960 осажденных еврейских повстанцев. Готовые к бою римляне были поражены страшным зрелищем, представшим перед ними. Так закончилась Иудейская война 66-73 гг. н. э.
Остатки легендарной крепости искали много столетий, но обнаружили их лишь в 1842 году. Серьезно изучать это место и заниматься раскопками начали только в шестидесятые годы двадцатого века. Реставрационные работы длились не один десяток лет, и лишь к началу нынешнего столетия учёные и реставраторы восстановили крепость в том виде, в каком она была при царе Ироде.
В сердце крепости за стеклянной дверцей переписывает Тору раввин. На попытки его сфоторграфировать реагирует вполне блоагклонно.
Одна из наиболее поразительных находок — синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.
Какое-то время история обороны Масады считалась легендой, но сопоставление еврейских и римских исторических хроник, в том числе книги Иосифа Флавия «Иудейская война», и археологические находки на территории крепости, в числе которых — каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, убеждают в обратном.
Сегодня крепость представляет собой настоящий древний город с улочками и всей инфраструктурой того далёкого времени. Подняться туда можно двумя способами: на фуникулёре, который за две-три минуты перенесёт вас на вершину скалы, либо по Змеиной тропе – той самой, которой пользовались защитники крепости.
Этот путь непростой и занимает около часа. Однако энтузиасты, отважившиеся на трудный пеший подъём, будут по-настоящему вознаграждены: с каждой точки этой извилистой тропы открывается удивительно красивый вид на Мертвое море и живописные окрестности.
У подножия горы иногда проводятся грандиозные концерты и фестивали с участием звезд мирового масштаба. Крепость прочно входит в десятку необходимых к посещению достопримечательностей страны.
Для современного Израиля Масада – не только исторический памятник, но и синоним национального мужества, героизма и стремления к свободе, на котором воспитано не одно поколение жителей страны.
Неделя Израля в блоге:
ochendaje.livejournal.com
печальная история древнейшей крепости в Израиле
Масада – главный символ еврейского народа, крепость свободы. Только так называют ее потомки древних евреев. 950 защитников крепости приняли добровольную смерть, не пожелав сдаться на милость врагов. События, связанные с бастионом, произошли 2 тысячи лет назад, но по-прежнему волнуют сердца людей.
Историческая справка
Масада – древняя крепость у юго-западного побережья Мертвого моря в Израиле. Построена в 25 году до нашей эры царем Иродом Великим, который оставил о себе память жестокого злодея.
Боясь потерять трон, он приказал убить всех младенцев Вифлеема, чтобы избавиться от новорожденного Иисуса. Крепость служила убежищем для Ирода и его семьи во времена нескончаемых войн. Здесь хранилось золото и оружейные запасы.
Происхождение крепости
В 80 км от Иерусалима находится заповедник Эйн Геди, а в 20 км – крепость Масада, расположенная на вершине огромной скалы недалеко от берега Мертвого моря. Возвышается цитадель над окрестностями на высоте 450 метров.
Вершину скалы венчает плоское плато размером 600 на 300 метров. От внешнего мира гора защищена отвесными скалами, которые спускаются в бездны. Тут не ступала нога живого существа. Толстые каменные стены длиной 1400 и толщиной 4 метра, с 37 башнями, окружают плато по периметру.
Царь Ирод боялся быть убитым, поэтому приказал оборудовать цитадель всем необходимым для мирной жизни и долгой осады. Построенная в безводной и безлюдной пустыне Израиля, крепость сделалась безопасным и комфортным убежищем. Здесь построены дворцы, синагога, оружейные склады, каменные водохранилища для сбора и хранения дождевой воды, вырубленные в скалах.
Северный дворец
Роскошное строение в крепости – резиденция царя Ирода. Дворец находится на скале, к которой ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Эта часть бастиона овевалась бризом даже в самые жаркие дни. Подступиться к замку трудно, и можно было не опасаться внезапного нападения врагов.
Дворец состоит из трех ярусов, расположенных на трех скальных уровнях. На вершине утеса – царская спальня, парадный зал, помещения для дворцовых стражников, открытые террасы, с которых просматривалась территория.
В среднем ярусе – скальные бассейны для сбора и хранения дождевой воды. Последний ярус – прямоугольный холл, украшенный фресками. Здесь помещались бани и бассейны с горячей и холодной водой. В северной части скалы разместился комплекс продуктовых складов, рядом – общественная баня.
Массада после смерти царя Ирода
Проверить крепость на прочность Ироду не удалось, он умер до того, как на гору напали противни. После смерти Ирода Великого Иудею захватили римляне, началась страшная эпоха для евреев. Они стали рабами, их вера была осквернена.
Борьба иудеев против поработителей
В 66 году первого столетия нашей эры в порабощенной Иудее вспыхнуло восстание евреев против гнета Римской империи. Его возглавили сикарии – радикальная часть Иудеи. Крепость Масаду, в которой обосновались римские легионеры, восставшим удалось захватить вместе с продовольствием и складами оружия.
Летом 70 года римский полковник Тит захватывает яростно защищавшихся повстанцев. Единственным оплотом восставших остается Масада. Защитников насчитывалось 960 человек, включая женщин и детей. После падения Иерусалима они держали оборону цитадели еще 3 года. Римляне взяли их хитростью, подожгли деревянную стену, а ветер разнес огонь по территории.
Подготовка римлян к штурму
Римский легион под командованием прокуратора Флавия Сильвы блокировал Массаду со всех сторон. Римлянам не хватало воды и продовольствия, но они упорно шли к цели. 9 тысяч рабов-евреев прокладывали им дороги, носили землю и деревья для сооружения осадного вала.
Его соорудили в ущелье с запада от крепости. Насыпь высотой в 100 метров помогла врагам пробить в стене крепости брешь.
Последний подвиг защитников
Когда стало понятно, что захват крепости неизбежен, все защитники Масады приняли решение: не сдаваться на милость победителей, а погибнуть свободными людьми, наложив на себя руки. Две женщины и пятеро детей, спрятавшихся в водохранилище, стали свидетелями ужасной трагедии.
Мужчины убили своих жен и детей. Затем по жребию избрали 10 человек, которым предстояло заколоть остальных. Они перерезали горло всем мужчинам-защитникам крепости. Затем сожгли все драгоценности, кроме продовольствия, потому что римляне не должны были подумать, что к самоубийству их подтолкнул голод.
Один из десяти умертвил остальных, поджег крепость и пал на свой меч. Это случилось 15 апреля 72 года. Так погибли последние защитники Масады с уверенностью, что не оставили после себя ни единой души, над которой могли надругаться римляне.
Римские воины, проникшие на территорию крепости, приготовились к жестокой схватке. С удивлением обнаружили, что драться не с кем, их встретила тишина.
Они были поражены увиденным зрелищем, силой духа, стойкостью, преданностью своим идеалам защитников крепости.
Так завершилась семилетняя борьба евреев с римской тиранией. Завершилась и история цитадели.
Дальнейшая судьба
Вслед за этим в Масаде снова размесился римский гарнизон. Спустя время, здесь поселились византийские монахи. После их ухода Масада стала необитаемой и заброшенной вплоть до наших дней.
Интерес к ее истории возобновили американские исследователи А. Робинсон и А. Симт в 1839 году. Развалины цитадели обнаружили в 1862 году, полноценные раскопки начались через 100 лет. Крепость Масада внесена в список всемирного наследия Юнеско.
Видео: фильм об осаде Масады
Загрузка…Ещё интересные сооружения
architectureguru.ru
Израиль. Крепость Масада / Авантюры продолжаются / Владимир Кезлинг
Грозная крепость, построенная две тысячи лет назад на вершине пятисотметровой скалы на краю безжизненной Иудейской пустыни, просуществовала по меркам истории совсем недолго — всего каких-то 150 лет. Но этот факт не помешал ей стать одной из самых известных твердынь в истории человечества. Мой сегодняшний рассказ — про крепость Масаду, давно ставшую олицетворением мужества и любви к свободе.
Масада расположена на восточной окраине Иудейской пустыни на отдельно стоящей ступенчатой скале, возвышающейся над берегами Мёртвого моря.
Наиболее впечатлающий вид на укрепление открывается как раз со стороны пустыни, откуда в крепость ведёт извилистое шоссе №3199.
Есть и другая возможность попасть в Масаду — непосредственно с берегов Мёртвого моря, откуда наверх можно подняться либо пешком по Змеиной тропе, либо на канатной дороге, обслуживаемом местным кибуцем.
Около полутора тысяч лет крепость была заброшена, поэтому сейчас уже точно никто не скажет, когда на скалистом уступе появились первые укрепелния. Археологи утверждают, что, вероятнее всего, в середине II века до нашей эры. Поверим им.
Сегодня единственные постоянные жители крепости — чёрные скворцы с оранжевыми перьями на крыльях. Два года назад я рассказывал вам интересную легенду про этих птичек.
Звёздный час Масады наступил в конце I века до нашей эры, когда воцарившийся на иудейский престол царь Ирод решил устроить здесь свою зимнюю резиденцию. В крепости началось масштабное строительство. Масада была призвана защищать южные рубежи Иудейского царства от возможного нападения с юга. Так же крепость должна была стать надёжным укрытием для Ирода, в случае восстания или вторжения вражеских войск.
На северной оконечности скалы для Ирода был построен шикарный трёхъярусный дворец: в верхней части располагались царские покои, нижние этажи предназначались для приёмов высоких гостей. Перепад высот между верхним и нижним ярусами составил 35 метров.
Северный комплекс включал в себя помимо дворца множество служебных помещений — склады, административные здания, бани. Здесь же располагался дом коменданта крепости.
Кроме Северного трёхъярусного дворца существовал ещё один — Западный, считавшейся официальной царской резиденцией.
Большая часть Масады была восстановлена из руин. Чёрная линия отделяет древние сохранившиеся стены от восстановленных.
На территории укрепления находилось множество различных построек — казармы, дозорные башни, бассейны, бани и водосборники.
Около западной стены располагалась синагога. Так же в крепости находился бассейн для ритуальных омовений и дом учения, предназначенный для чтения Торы.
Вскоре после смерти Ирода Иудея вошла в состав Римской империи. В крепости был размещён римский гарнизон.
В 66 году нашей эры началось иудейское восстание. Масада была захвачена сикариями — одними из наиболее радикальных членов антиримской оппозиции. На подавление мятежа у римлян ушло 4 года, в 70 году нашей эры в Иерусалим победоносно вошли римские легионы. Уцелевшие повстанцы бежали в Масаду.
В 73 году к Масаде подошёл десятый римский легион под командованием Флавия Сильвы. Вокруг крепости несколькими лагерями встали восемь тысяч римских воинов.
Контуры их лагерей до сих можно разглядеть на окружающей местности. Самый большой — шестой лагерь. Здесь располагался командный пункт Флавия Сильвы. Между лагерями была выстроена блокадная стена, окружившая Масаду со всех сторон и отрезавшая её защитников от внешнего мира.
С западной стороны крепости началось возведение осадного вала, по которому к крепостным стенам можно было бы подкатить тараны. Вал, несмотря на прошедшие две тысячи лет, тоже сохранился до наших дней — его хорошо видно на самой первой фотографии.
Когда строительство вала было окончено, по нему подкатили 30-метровую осадную башню с откидными мостами. Участь крепости была решена. В ночь перед штурмом предводитель еврейских повстанцев Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми.
Текст этой речи дошёл до нас благодаря еврейскому историку Иосифу Флавию:
Уже давно, храбрые мужи, мы приняли решение не подчиняться ни римлянам, ни кому-либо другому кроме только Бога, ибо Он Один истинный и справедливый Царь над людьми. Теперь же настал час, призывающий нас исполнить на деле наше решение. Да не посрамим себя мы, которые не хотели переносить рабство еще прежде, когда оно не угрожало никакими опасностями, не предадим же себя теперь добровольно и рабству, и самым страшным мучениям, которые нас ожидают, если мы живыми попадем во власть римлян! Ибо мы первые восстали против них и воюем последними. Я смотрю на это, как на милость Божию, что он даровал нам возможность умереть прекрасной смертью и свободными людьми, чего не суждено другим, неожиданно попавшимся в плен. Мы же знаем наверно — завтра мы в руках врагов; но мы свободны выбрать славную смерть вместе со всеми, которые нам дороги. Этому не могут препятствовать враги, хотя бы они очень хотели живыми нас изловить. С другой стороны, и мы не можем победить их в бою.
Пусть наши жены умрут не опозоренными, а наши дети — неизведавшими рабства; вслед затем мы и друг другу сослужим благородную службу: тогда нашим почетным саваном будет наша сохраненная свобода. Но прежде мы истребим огнем наши сокровища и всю крепость. Я знаю хорошо: римляне будут огорчены, когда они не овладеют нами и увидят себя обманутыми в надеждах на добычу. Только съестные припасы мы оставим в целости, ибо это будет свидетельствовать после нашей смерти, что не голод нас принудил, а что мы, как и решились от самого начала, предпочли смерть рабству.
Дальнейшие события так же описаны Иосифом Флавием:
Затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мёртвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил своё горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя… Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой живой души, над которой могли бы надругаться римляне…
Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти.
Дальнейшая судьба Масады незавидна. Ещё несколько десятилетий в ней располагался римский гарнизон, но в 111 году нашей эры крепость была заброшена.
Несколькими веками спустя на территории крепости периодически селились византийские отшельники, и даже какое-то время существовал христианский монастырь. Но с приходом в VII веке арабских племён крепость окончательно была предана забвению.
The show will go on!
Следующая часть: Израиль. Утро в Тель-Авиве
kezling.ru
Масада. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю
Масада — древняя крепость, которая находится вблизи израильского города Арад, Южный округ, у шоссе Эйн-Геди–Эйн-Бокек у южного побережья Мёртвого моря.
Масада входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
На вершине одной из скал Иудейской пустыни, поднимающейся на 450 м над Мёртвым морем, в 25 г. до н. э. царь Ирод I Великий, потомок идумеев, принявших иудаизм, построил убежище для себя и своей семьи, значительно укрепив и достроив существовавшую на этом месте крепость хасмонейского периода постройки 37-31 гг. до н.э.
В Масаде сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани, по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота
Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600×300 м.
Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 м и толщиной около 4 м в которых устроены 37 башен.
На плато, были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.
В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.
Массада. Термальные баниОдна из наиболее поразительных находок — синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.
Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.
В 66 г. н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был вырезан.
В 67 г. н.э в Масаде обосновались, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну.
В 70 г. н.э, после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось около 1 тыс. человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду еще 3 года.
Рампа, сооруженная римлянами, сегодня используется в качестве пешего входа в МасадуОколо 9 тыс. рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана.
Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.
«Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный посредством жребия, убил остальных и покончил с собой. Историю резни в крепости поведала женщина, спрятавшаяся в водном резервуаре и потому уцелевшая». Иосиф Флавий, «Иудейская война»
Какое-то время история обороны Масады считалась легендой, но сопоставление еврейских и римских исторических хроник, в том числе книги Иосифа Флавия «Иудейская война», и археологические находки на территории крепости, в числе которых — каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, убеждают в обратном.
Существует также версия, что когда римляне пробили крепостную стену, защитники крепости подожгли все постройки.
Однако никогда не были найдены человеческие останки и/или могилы на территории крепости (стоит напомнить, что речь идет примерно о тысяче человек, что довольно много для такой сравнительно небольшой площади), поэтому ни одна версия не нашла до сих пор достаточно веского подтверждения.
Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 г. Основательные же раскопки были проведены в 1963-65 гг.
С 1971 г. на Масаде действует фуникулер соединяющий подножие скалы с ее вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы.
guide-israel.ru