Медресе в уфе: В Башкирии реконструируют медресе, где учат на имамов. Вы можете помочь — Новости — Уфа

Содержание

Российский исламский университет (Уфа)

Российский Исламский университет (г.Уфа) «RIU Ufa»  — Исламский институт имени Ризаэтдина ибн Фахретдина, прошел путь от небольшого медресе до большого полноценного исламского университета, ставшего первым высшим мусульманским учебным заведением Ислама в России и подготовившего более тысячи имам-хатыбов для приходов в мусульманских общинах по всей России и на территории стран СНГ. Исламский университет в Уфе сумел сохранить свойственный первым медресе «Галия» и «Хакимия» дух стремления к духовному развитию и знаниям, стремление к высокому служению народу.

История российского исламского университета Уфы

Центром мусульманского образования, науки и культуры в России еще со времен правления Екатерины II был город Уфа. Период возникновения ряда новых медресе пришелся на конец девятнадцатого – начало двадцатого века. В Уфе в начале прошлого века в 1906 году открылось медресе «Галия-Диния», которое получило широкую известность в последующие годы как мусульманский образовательный центр.

Инициатором открытия учебного заведения в Уфе стал его бессменный ректор Зия Камали. Первый урок состоялся в подвальном помещении Уфимской второй приходской мечети 10 октября 1906 года для первого набора из семидесяти шакирдов. Строительство нового корпуса для учреждения Зия Камали начал при поддержке дворянки С. Янтуриной, мецената С. Назырова и горожан. Корпус был построен в сжатые сроки и представлял в то время прекрасный образец архитектуры, став одним из лучших зданий Уфы.

Медресе Галия в Уфе в начале 20 века.

Медресе «Галия» в Уфе включало 3 подготовительных и 3 основных класса, обучение в каждом из которых длилось год. По окончании курса в обычном медресе юноши при условии успешной сдачи вступительных экзаменов могли быть приняты в подготовительный класс. В трех основных классах изучалась педагогика: общая, теория воспитания и элементарные знания по психологии. Второй и третий классы предполагали изучение дидактики, методов начального обучения в мектебах и медресе. Курс обучения делился на три ступени или разряда – низшую Рушди, среднюю Игдади и высшую Гали.

В последующие годы учреждение приобрело популярность среди мусульман Казанской, Уфимской и Оренбургской губернии, сюда приезжали учиться студенты не только из Центральной России, но из Сибири, Крыма, Кавказа, Средней Азии и даже из дальнего зарубежья. Образование здесь получили многие видные мусульманские общественные и культурные деятели, среди которых адыгейский поэт А. Хатков, узбекский писатель М. Шермухамедов, киргизский писатель О. Садыков и казахский поэт Б. Майлин.

Медресе «Галия» в Уфе постепенно стало настоящей гордостью российского духовного мусульманского образования, выпустив из своих стен за время своего существования почти полторы тысячи выпускников. Всего это образовательное учреждение просуществовало 13 лет и закрылось в 1919 году после революции, а здание его было отдано школе рабоче-крестьянской молодежи.

Возрождение университета

Возрождение системы мусульманского духовного образования и вероучения стало возможным лишь в конце восьмидесятых годов прошлого века, когда стали появляться исламские высшие учебные заведения нового типа. Первое такое учебное заведение было создано в 1989 году при Центральном духовном управлении мусульман европейской части СССР и Сибири. Это было медресе, которое занималось подготовкой священнослужителей и имамов в течение двух учебных лет. Более трехсот заявлений было подано на первый поток, но принято было всего чуть больше семидесяти студентов.

На базе него и был основан новый вуз — Исламский институт им. Ризаэтдина ибн Фахретдина. В 2001 году учебному заведению было возвращено здание медресе «Галия», соединив исторические судьбы знаменитого некогда учебного заведения и будущего исламского университета в Уфе. Здание было отремонтировано в кратчайшие сроки, оснащено оборудованием, сформирована материально-техническая база и создана полностью инфраструктура, необходимая для образовательной деятельности учреждения. Вскоре институт был преобразован в Российский Исламский университет Центрального духовного управления мусульман России. В ведение Российского исламского университета Уфа передала и комплекс городских исторических зданий – здание Хакимовской мечети и медресе.

Позже в этих зданиях разместился учебный корпус женского отделения теолого-педагогического факультета РИУ. А на базе мечети «Ляля-Тюльпан» Соборной были открыты заочное и вечернее отделения РИУ, позже объединенные в факультет Основ вероучения и истории ислама.

ВУЗ в наши дни

На сегодняшний день учредитель Исламского университета в Уфе Центральное духовное управление мусульман России определил основные направления учебной и воспитательной работы на факультетах учебного заведения, утвердил образовательные стандарты и программы, регламенты деятельности для всех его структур. Со стороны учредителя осуществляется полный контроль за деятельностью российского исламского университета.

Внутренняя жизнь уфимского Российского исламского университета строится на основе Шариата и в полном соответствии с законами РФ и существующими государственными правовыми нормами. Российский исламский университет имеет лицензии министерства образования и науки и государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Образовательная база Российского исламского университета полностью совместима со всеми высшими образовательными учреждениями и их образовательными дисциплинами, поскольку его учебные программы и планы максимально приближены к государственным требованиям и стандартам. В своей работе Российский исламский университет в Уфе придерживается нормативов духовного образовательно-воспитательного процесса по подготовке учителей ислама и священнослужителей. Благодаря такому подходу РИУ в 2011 получена лицензия на реализацию специальных программ в направлении «Педагогическое образование» государственного стандарта (050100) и «Теология» (033400).

В планах учебного заведения – приведение учебных программ и планов подготовки специалистов в области богословия, педагогов Ислама и священнослужителей в полное соответствие с международными европейскими и принятыми в мусульманском мире стандартами.

Программы обучения

Процесс обучения в Российском исламском университете в Уфе осуществляют специалисты высокой квалификации, среди которых бакалавры, магистры, доценты, кандидаты и доктора наук. Кафедрами и факультетами вуза преподаются такие науки, как ибадат или правила поклонения, фикх или различные аспекты права, корановедение, усуль аль-хадис или источниковедение, а также акаид (догматика), усуль аддин (исламоведение) и усуль ат-тафсир или текстология. По традициям, принятым еще в медресе «Галия», на факультетах университета ведется образовательная деятельность: изучаются дисциплины естественнонаучного профиля и общегуманитарного, такие, как философия, педагогика, этнология, политология, английский язык. В зависимости от специфики факультетов и направлений делается разный акцент на определенные дисциплины.

Российский исламский университет предлагает обучение на подготовительном отделении, где преподавателями осуществляется предварительная подготовка студентов для последующего обучения в Российском исламском университете в Уфе. На подготовительном отделении ученикам помогают в освоении шариатских наук, организовывают при необходимости специальные курсы и занятия по дисциплинам общеобразовательного характера.

На подготовительном отделении осуществляется подготовка студентов к вступительным испытаниям, предлагается обучение на длительных курсах тем, кто желает обучаться в Российском исламском университете, но не имеет предварительной подготовки в области исламской теологии, а также организуются удаленные и дистанционные курсы в других регионах, которые работают по программам, которые были разработаны и утверждены в университете – с этой целью РИУ заключает договора с мечетями или местными официальными мусульманскими общинами.

Магистратура

С 2008 года в Российском исламском университете организована магистратура. В 2010 году был сделан первый набор в экспериментальную группу, которая показала успехи в обучении. На сегодняшний день в учебный план магистратуры РИУ включены как дисциплины образовательного минимума, так и дисциплины специализации, среди которых:

  • методика преподавания арабского языка;
  • источниковедение исламской теологии и права;
  • экзегетика Корана;
  • современный арабский язык;
  • история и культура арабских стран.

В магистратуре также преподаются спецкурсы и дисциплины «арабо-персидская библиография», «общее языкознание» и «книжная культура мусульман».

Абитуриентам

Поступить в Российский исламский университет могут юноши и девушки с полным средним образованием до 33 лет, на заочное и вечернее отделения принимаются абитуриента возрастом до 55 лет с полным средним образованием. Выпускники общеобразовательных школ принимаются по результатам ЕГЭ, а остальные сдают вступительные экзамены по русскому или родному языку в форме изложения, сочинения или диктанта и по истории Отечества.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Задать вопрос

История — РИУ ЦДУМ России

Город Уфа со времен царствования Екатерины II был центром мусульманской науки, культуры и образования в России. Конец XIX – начало XX вв. – время возникновения ряда новых медресе.

В 1906 г. в Уфе было открыто медресе «Галия-Диния» – ставшее впоследствии широко известным центром образования в мусульманском мире. Одним из инициаторов и бессменным ректором медресе был Зия Камали.

10 октября 1906 года в подвальной части 2-й приходской мечети Уфы для 70 шакирдов первого набора начался первый урок медресе «Галия».

Зия Камали, при содействии меценатов С.Назырова, дворянки С.Янтуриной, а также других жителей г. Уфы и городов Урало-Поволжья организовал строительство нового корпуса медресе. Здание было возведено в кратчайшие сроки. Для своего времени это был образец архитектуры, одно из лучших зданий города. В подобных строениях размещались большей частью государственные учреждения. Народный поэт Башкирии С. Кудаш вспоминал: «Впервые попав в медресе «Галия», оказался я свидетелем удивительных явлений. Все здесь было для меня новым в этом большом трехэтажном здании. В нижнем этаже его – система центрального отопления, кухня, столовая, буфет и камера хранения. На втором этаже – канцелярия, кабинет физики. Тут же – общежитие шакирдов, в комнатах – двухъярусные кровати. На третьем этаже – богатая библиотека, читальный зал, классные комнаты».

Зия Камали приглашал для работы в медресе высокообразованных специалистов. Татарский язык и литературу преподавал Галимжан Ибрагимов, который пользовался среди сотрудников и студентов очень большим авторитетом. Очень старательными и высококвалифицированными учителями арабского языка были Багади, получивший образование в Казани и Хиджазе; Саитшариф Зиганшин, 18 лет проживший в Саудовской Аравии и получивший там образование. Историю преподавал обладавший широкими знаниями Фатих Сайфи Казанский. Габдулла Шунаси (Ибрагимов), выпускник исламского учительского института в Турции, давал знания по физике, химии, педагогике, методике и французскому языку. Хабибулла Зайни, окончивший педагогический институт в Турции, вел уроки географии, истории. Он в совершенстве владел турецким и русским языками.

Медресе «Галия» имело три подготовительных и три основных класса с годичным обучением в каждом. В подготовительные классы принимались юноши, окончившие курс медресе обычного типа и успешно сдавшие вступительные экзамены. Педагогика изучалась в трех основных классах: в первом – общая педагогика, вопросы теории воспитания и элементарные сведения из психологии; во втором и третьем – дидактика и методы начального обучения в медресе и мектебах при мечетях.

Медресе «Галия» снискало широкую популярность. Здесь обучались мусульмане Уфимской, Оренбургской и Казанской губерний, приезжали студенты из Центральной России, Крыма, Сибири, Средней Азии, Кавказа и дальнего зарубежья. В числе воспитанников медресе «Галия» были видные деятели культуры Башкирии: Г. Ибрагимов, А.З. Валиди, М.Гафури, Ш. Бабич, М. Жумабаев, Б. Сулеев, И. Султанов, С. Габяши, узбекский писатель М. Шермухамедов, казахский поэт Б. Майлин, киргизский писатель О. Садыков, адыгейский поэт А. Хатков и многие другие видные деятели науки, культуры и просвещения. Всего за время своего существования медресе успело выпустить около полутора тысяч студентов и стало хорошо известным в исламском мире медресе. «Галия» в переводе означает – «высшее». Медресе «Галия» – гордость отечественного духовного образования начала прошлого века этому своему предназначению никогда не изменяло.

Медресе просуществовало тринадцать лет – с 1906 по 1919 гг. Затем наступила долгая эпоха государственного атеизма. После революции 1917 г. медресе «Галия» было закрыто. Его здание стало школой рабоче-крестьянской молодежи. Лишь в январе 1989 г. стало возможным возрождение системы духовного образования. И тогда судьбы этого высшего медресе переплелись с исламскими высшими учебными заведениями нового типа.

В 1989 году, на основании Постановления Совета по делам религий Кабинета Министров СССР, в Уфе при Центральном духовном управлении мусульман европейской части СССР и Сибири было воссоздано первое высшее учебное заведение – двухгодичное медресе по подготовке имамов и священнослужителей. На первый поток было подано более 300 заявлений, но тогдашняя власть позволила принять всего 71 студента.

Первым руководителем Медресе был Касым хазрат Салимов. Ректором института – Равиль Утябай-Карими. Огромный труд и свой незаурядный педагогический и организаторский талант вложил в становление медресе Талгат хазрат Таджуддин. В организации учебного процесса принимал участие Равиль хазрат Мамлеев. Отвечая современным требованиям развития высшего образования, на базе этого медресе Центральное духовное управление мусульман России основало Исламский институт им. Ризаэтдина ибн Фахретдина. Затем его возглавил выпускник уфимского медресе Ринат хазрат Раев.

В 2001 г., по решению руководства Республики Башкортостан и Президиума Уфимского городского совета РБ, в собственность ЦДУМ России было возвращено здание медресе «Галия». Так соединились исторические судьбы этого знаменитого учебного заведения и будущего Российского исламского университета.

За короткий срок был произведен внутренний ремонт здания, приобретено оборудование, создана материально-техническая база и вся инфраструктура для осуществления образовательной деятельности. Сюда и переехал Исламский институт им Р.Фахретдинова. Вскоре развитие института сделало возможным преобразование его в Российский Исламский университет Центрального духовного управления мусульман России.

За два десятка лет существования, пройдя путь от маленького медресе при единственной уцелевшей в советскую эпоху «Тукаевской» мечети до полноценного университета, это первое в постсоветской России высшее учебное заведение ислама подготовило более 1000 имам-хатыбов для приходов мусульманских общин России и стран СНГ. Они работают в своих регионах и проповедуют традиционные ценности Ислама, ведут большую воспитательную и просветительскую работу

От медресе «Хакимия» и «Галия» Российский исламский университет ЦДУМ РФ унаследовал не только исторические учебные корпуса. В этих стенах словно воплощен дух стремления к знаниям и духовному развитию, дух высокого служения народу.

  • Версия официального сайта для слабовидящих
  • Как Уфа и Екатеринбург бьются за усадьбу Зия Камали — Реальное время

    Градозащитники и девелоперы выясняют, есть ли у дома исламского реформатора ценность

    Битва за усадьбу Зия Камали в Уфе продолжается: на сайте Управления по государственной охране объектов культурного наследия опубликована экспертиза, согласно которой дом не имеет мемориальной ценности. А значит, его можно снести — и застроить пятачок 28-этажками. Градозащитник Эльза Маулимшина уже подала возражения — она ждет другую экспертизу, которую считает «независимой».

    Битва экспертиз

    В начале февраля член Совета по правам человека при главе Республики Башкортостан, руководитель местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Эльза Маулимшина сообщила, что на месте усадьбы знаменитого богослова и писателя Зия Камали в Уфе, на улице Мажита Гафури, 89, могут построить 28-этажные жилые высотки.

    Зыяитдин (Парвазетдин) Ямалетдинович Камалетдинов — мусульманский просветитель, общественный деятель, богослов, реформатор ислама и писатель. В его медресе «Галия» учились Шайхзада Бабич, Сайфи Кудаш, Хасан Туфан. Сам Камали был ректором медресе и имам-хатыбом в Третьей соборной мечети Уфы. В его доме жили Сайфи Кудаш, Мажит Гафури, Галимджан Ибрагимов.

    Тогда Маулимшина указала, что в квартале, где стоит усадьба, компания ООО «ИСК «Агидель-ИнвестСтрой» собирается построить несколько 28-этажных домов. Между тем еще в марте 2020 года усадьбе присвоили статус объекта культурного наследия как памятника истории конца XIX — начала XX века.

    Камали был ректором медресе и имам-хатыбом в Третьей соборной мечети Уфы. Фото: bashkortostan02.livejournal.com

    В администрации Уфы заявили: Управление по госохране объектов культурного наследия Башкортостана внесло усадьбу в перечень выявленных объектов культурного наследия, а застройщик должен внести изменения в проект планировки и проект межевания территории с учетом границ усадьбы.

    Между тем Маулимшина решила сама организовать государственную историко-культурную экспертизу, которая либо повторно подтвердит историческую ценность здания с дальнейшим включением его в Единый госреестр объектов культурного наследия народов РФ с установлением охранной зоны памятника, либо признает малоценным с лишением здания охранного статуса. Она заключила договор на проведение экспертизы с Московской экспертной компанией, проводящей независимые экспертизы для Министерства культуры РФ, Министерства строительства РФ, и собрала через Сеть сумму в 120 771,97 рубля.

    Как Союз писателей РБ не защитил Мажита Гафури

    Пока ее экспертиза завершается, появилась другая. Заказчик — Людмила Долгова, руководитель компании «Юпитер» (вид деятельности — подготовка к продаже собственного недвижимого имущества)

    Ее выполняла старший научный сотрудник научно-исследовательского сектора Уральской государственной архитектурно-художественой академии Людмила Токменникова. Как видно по приложению, она пользовалась материалами, предоставленными директором омского научно-производственного центра «Сибирская Скифия» Михаилом Сафаровым. Ранее он признал не несущими ценности два других дома в Уфе — усадьбу Гурылева и Дом Шепелева (второй снесен после лишения охранного статуса, на месте первого может появиться парковка).

    Во дворе усадьбы Зия Камали в Уфа запечатлен в кругу своей семьи Мажит Гафури. Фото из архива Анвара Гафури / facebook.com

    Эльза Маулимшина подала в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Башкирии возражения на экспертизу. В частности, она указывает на следующее.

    Токменникова считает, что Зия Камали не жил в этой усадьбе, что это его доходный дом, а это противоречит, считает Маулимшина, данным Всесоюзной городской переписи 1923 и 1926 годов и дореволюционных справочных книг по Уфе.

    Токменникова указывает, что проживание с 1917 по 1923 года писателя Мажита Гафури не образует мемориальную ценность дома. Мулимшина напоминает, что Гафури написал здесь поэмы «Кеше ашаучылар» («Людоеды») и «Рабочий», рассказы «Дикий гусь», «Наемник», «Золотоволосая» («Алтынчач»), «Солдатская вдова», не считая стихов. Гонорар от сборника «В когтях у голода» он перечислил в фонд голодающих. В это время ему присвоили звание Первого народного поэта республики, он получил в подарок золотые часы и усадьбу на улице Гоголя, 28.

    Также Маулимшина указывает, что в экспертизе нет указаний на поиск исторических документов, в частности переписки с Национальным архивом РБ, зато с екатеринбургским экспертом об отсутствии ценности согласился председатель Союза писателей Республики Башкортостан Заки Алибаев.

    Письмо от председателя Союза писателей РБ

    Заказчик экспертизы Людмила Долгова вступила в спор с Маулимшиной на ее странице в соцсети «ВКонтакте»: «Оценивается не только и не столько историческая ценность объекта, а его состояние на сегодняшний день и целесообразность «реставрации», это же очевидно, что он весь прогнил и развалился, что там хотите, новые наличники, новый сруб, новые двери, новые полы, новую крышу? А мы ждем свои новые квартиры, и прекрасные деятели культуры прошлого века сами бы сейчас помогли нам снести эту развалину».

    — Наша экспертиза еще делается, — ответила «Реальному времени» Маулимшина, — инженеры с участком работают, делают проекты зон охраны памятника. Сегодня я уточняла в Москве, там надеются, что на следующей неделе экспертиза будет готова. Ее делают основательно, с описанием даже выходов печных труб и тому подобного в доме. Исторические документы уже давно все собраны, кроме исторического описания должны быть описания всех предметов охраны у здания, а также — почему именно эти элементы необходимо сохранить. То есть доказательная часть должна быть с документами, а не эмоциями. С одной стороны это — контрэкспертиза, с другой — она реально независимая. В отрицательной экспертизе много чего не исследовалось, исследователи элементарно даже внутрь дома не заходили и не оценивали, что сохранилось, а что нет. А мы заходили, договаривались с жителями.

    Любопытно, что на фоне этих страстей позавчера в Курултае Башкортостана прошло заседание экспертного совета с участием застройщиков на тему сохранения объектов культурного наследия в Уфе. В частности, руководитель Башкультнаследия Олег Полстовалов предложил, говоря о памятниках, находящихся в плохом состоянии: «Давайте мы вам все памятники передадим», — обратившись к заместителю министра земельных и имущественных отношений Рустаму Гизатуллину, пояснив, у Башкультнаследия есть уже реальные инвесторы на эти здания: «Но желания у них остается все меньше и меньше».

    Радиф Кашапов

    ОбществоИстория Башкортостан

    Мечеть-медресе Ляля-Тюльпан — Уфа

    Уфа – город, в котором процветает единство народов и единство религий. Неудивительно, что именно здесь появилась волшебная по красоте мечеть, ставшая мусульманским религиозным центром. Речь идет о мечети-медресе Ляля-Тюльпан, расположенной в северной части города. Ее внешний облик легко узнаваем, а очертания здания хорошо видны из разных точек Уфы.

    История мечети Ляля-Тюльпан

    Восхищающая своим архитектурным великолепием мечеть Ляля-Тюльпан была открыта по историческим меркам сравнительно недавно – в апреле 1997 года. Возведение святого здания началось в 1989 году, но денежные проблемы послужили причиной приостановки проекта. Удивительно, что источником финансирования строительства помимо бюджетных средств стали пожертвования верующих.

    Над созданием проекта для мечети Ляля-Тюльпан работало несколько человек, но особо отмечают Вакиля Вагизовича Давлятшина – известного уральского архитектора. Именно он подарил Уфе это прекрасное сооружение, ставшее впоследствии настоящей жемчужиной города. Место для строительства тоже было выбрано очень удачно: администрация столицы Башкортостана выделила для этой цели живописный парк, расположенный на берегу реки Белой.

    Внешний вид мечети

    Ляля-Тюльпан отличается богатым внутренним и внешним оформлением. Мечеть представляет собой трехэтажное здание, в основу архитектурной концепции которого лег образ нераспустившихся бутонов тюльпана. Это один из символов мусульманской религии, неразрывно связанный с именем Бога. Само здание главной мечети Уфы представляет собой огромный тюльпан, оформленный с помощью сложного пересечения треугольников красного и белого цветов. В форме этого цветка выполнены и два минарета, расположенные около главного входа. Их высота составляет более 50 метров, и именно это архитектурное решение позволяет мечети значительно выделяться на фоне окружающих ее зданий.

    Чтобы попасть в Ляля-Тюльпан, нужно подняться на уровень третьего этажа – именно там располагается главный вход. Зайдя внутрь, вы попадете в вестибюль, а потом – в огромный молитвенный зал, вмещающий одновременно до 300 мужчин. Стены зала украшены растительным орнаментом, символизирующим райские деревья. Рядом расположен балкон для женщин на 200 мест: согласно мусульманским обычаям, молятся представители разных полов отдельно. На нижних этажах проводятся различные церемонии и обряды, а также заседания мухтасибата.

    Медресе

    Ляля-Тюльпан – это мечеть-медресе. Здесь находится не только религиозный, но и образовательный центр. Медресе – учебное заведение для мусульман. Сюда принимают детей школьников старших классов и молодых людей. Для них оборудованы учебные кабинеты, рассчитанные примерно на сотню учеников, общежитие, столовая и конференц-зал. Изучают ученики историю религии, арабский язык, шариат (некое божественное установление) и, что особенно важно, Коран.

    Таким образом, мечеть-медресе Ляля-Тюльпан играет сразу несколько важных ролей. Стоит также отметить, что именно эта мечеть во время крупных религиозных праздников становится тем местом, откуда на всю страну транслируются проповеди верховного муфтия России.

    Мечеть Ляля-Тюльпан | Русское географическое общество

    Одна из главных достопримечательностей Уфы – мечеть Ляля-Тюльпан. Сегодня это главный культурно-образовательный и религиозный мусульманский центр не только в Уфе, но и во всем Башкортостане.

    Ляля-Тюльпан — это большая мечеть-медресе,  уникальнейшая культовая постройка, не имеющая аналогов в мире.

    Мечеть Ляля-Тюльпан начали строить в 1989 году по проекту архитектора В. В. Давлятшина. Закончилось строительство через девять лет. На рассмотрение был подан проект здания в виде тюльпана как символа приходящей весны, отсюда и появилось название медресе «Ляля-Тюльпан». Действительно, если посмотреть на минареты мечети, то они очень похожи на  нежный весенний цветок. Место для строительства мечети было выбрано на берегу реки Белой, в одном из красивейших парков города – Парке Победы.

    Мечеть Ляля-Тюльпан в Уфе представляет собой трехэтажное здание. Первый и второй этажи заняты комнатами для гостей, зал предназначен для проведения никаха (бракосочетание у мусульман), обряда имянаречения, а также заседания мухтасибата.  В зале для молитв могут поместиться до 300 мужчин, места для 200 женщин располагаются на балконах. Здесь же есть воскресные школы для детей дошкольного возраста, и для взрослых. Открыты учебные кабинеты для студентов (шакирдов), изучающих основы ислама, арабскую графику, каллиграфию и религиозные дисциплины с чтением и трактовкой Корана. Классы для шакирдов вмещают одновременно до ста человек. Также здесь находятся большая столовая, общежитие и зал для конференций на 150 мест. Два отдельных входа в мечеть расположены на третьем этаже.

    По размерам Ляля-Тюльпан занимает третье место в России. По бокам от главного входа в мечеть-медресе расположены два восьмигранных минарета каждый высотой в 53 метра. С такой башни муэдзин призывает мусульман к молитве. Минареты уфимской мечети имеют вид распускающихся бутонов тюльпанов, а основное здание мечети похоже на полностью раскрывшийся цветок.

    Прекрасно и внутреннее убранство мечети Ляля-Тюльпан: витражи, символизирующие цветы райских деревьев, майолика, растительные орнаменты, множество резных деталей. Стены основного здания внутри оформлены змеевиком и мрамором, пол – плиткой из керамики, он застелен коврами.

    Несмотря на внушительные размеры, здание мечети выглядит светлым, легким и является гордостью Уфы.

    В своих стенах мечеть-медресе «Ляля-Тюльпан» может вместить до 1000 верующих. Эта  уникальное строение привлекает многочисленных паломников и верующих, а также множество туристов, ежегодно посещающих это место.

    первая мечеть, новые доминанты и национальные кварталы

    «Торговля и промышленность в Уфе были исключительно в руках русских и татар»

    Татарская община города Уфы окончательно оформилась к середине XIX века. Существенную роль сыграло учреждение Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788 году. Первая соборная мечеть в городе появилась лишь в 1830 году и построена на пожертвования купца 2-й гильдии из Казанской губернии Мукмина Хузясеитова. 

    К 1850-м годам в Уфе уже существовали татарские кварталы. Дворянство и духовенство предпочитало селиться в районе Магометанского собрания, менее состоятельные слои проживали в Нижегородской слободе. Жители городской окраины занимались самыми различными работами, но особенно был распространен кожевенный промысел. К началу XX века число татар в губернском центре достигает 5 тысяч человек. Безусловно, это было связано и с активным экономическим ростом самого города, после проведения Самаро-Уфимской железной дороги в конце 1880-х годов.

    https://milliard.tatar/

    В предреволюционные годы татарские дома появились и в районе Верхне-Торговой площади. Этот коммерческий центр был спроектирован архитектором Вильямом Гесте в первой четверти XIX века. Так в городе появились две площадки: старая Нижне-торговая (в районе современного Монумента дружбы) и Верхне-торговая. Соединяла их улица Большая Казанская (ныне ул. Октябрьской революции). К новому коммерческому центру с востока примыкала улица Центральная (совр. Ленина), с севера – Большая Успенская (Коммунистическая), с юга – Пушкинская, с запада – Александровская (Карла Маркса). 

    https://milliard.tatar/

    Сначала на Верхне-торговой площади было просто базарное место, где продавали товар прямо с телег, с 1825 по 1867 год велось строительство Гостиного двора по проекту Абрама Мельникова. Зимой здесь проходила уфимская ярмарка. Площадь играла значительную роль и в жизни татарской общины. По замечанию Сергея Елпатьевского, отбывавшего в 80-х гг. XIX века ссылку в Уфе, «торговля и промышленность были исключительно в руках русских и татар – я не помню купцов из башкир». Например, на открытках Блохина (уфимские фотографии начала XX века) часто встречаются татары: «Татарин-галантерейщик», «Продавцы лимонов» и т.д. Так же в этой серии можно отметить еще фотографию «Татары-чернорабочие», скорее всего – это жители Нижегородской слободы, где проживало много простых татарских семей. 

    https://milliard.tatar/

    Миллионеры из Казанской губернии

    https://milliard.tatar/

    К началу XX века татарские магазины появились и в примыкающих к Гостиному двору улицах: Александровской, Большой Успенской. Среди них были предприятия купцов-миллионеров, выходцев из Казанской губернии — Сабирзяна Шамгулова, Садретдина Назировых, Абдулатифа Хакимова. Эти предприниматели вошли в историю не только своими торговыми оборотами, но и благотворительной деятельностью. Благодаря их финансовой поддержке в 1906 году открылось медресе «Галия». Оказывали они помощь и другим учебным заведениям города, не случайно большинство из них состояли в Попечительстве о бедных магометанах г. Уфы; так же предприниматели спонсировали татарские издания (например, газету «Аль-галями аль-ислами»).

    Татарские купцы активно покупали недвижимость в районе Верхне-торговой площади как для коммерческих целей, так и для жизни. Хотя еще в конце XIX века, судя по материалам переписи г. Уфы 1879 года, татары имели домовладения лишь в районе Магометанского собрания и в Нижегородской слободе. Вероятно, увеличение торговых оборотов позволило татарским предпринимателям покупать дома в центральных кварталах города. Особенно примечательной была небольшая улица Бекетовская (ныне Мустая Карима), параллельная Центральной и Александровской, примыкающая к Гостиному двору со стороны Большой Успенской. 

    https://milliard.tatar/

    Новая доминанта — минареты высотой в 18 метров 

    В 1908 году на Бекетовской появилась новая Хакимовская мечеть. Она стала одной из архитектурных достопримечательностей дореволюционной Уфы. 4-я соборная отличалась двумя минаретами, высота которых достигала 18 метров. Хакимовская мечеть рядом с основной торговой площадью в Уфе сродни Сенной мечети в Казани – призывала мусульманских купцов не забывать о духовной жизни, отвлечься от торговых дел. Кроме того, недалеко от Верхне-торговой площади размещались два православных собора – Александровский и Воскресенский. А в 1886 году перед Гостиным двором со стороны улицы Центральная была заложена часовня Св. Александра Невского в честь 300-летия основания города. Строительство завершилось в 1889 году. Очевидно, в столь ярком православном мире татарским купцам хотелось создать островок своей мусульманской веры, и этим местом стала Бекетовская улица с Хакимовской мечетью. Храм был назван в честь его строителя Абдулатифа Хакимова. Будущий успешный предприниматель и благотворитель родился в деревне Тюнтер Казанской губернии (ныне Балтасинский район Республики Татарстан). В Уфе Хакимов вел постоянную торговлю в Гостином дворе на Верхне-торговой площади. В его магазине продавали чай и сахар, мануфактурные товары, а так же различные продукты питания и сырье. Имелись у купца торговые предприятия и в Бугульминском уезде.

    В начале XX века Абдулатиф Хакимов покупает несколько участков на Бекетовской улице. Впоследствии здесь появилось двухэтажное каменное здание мечети и медресе «Хакимия», рассчитанное на 300 учеников. В 1907 году купец подарил строения Оренбургскому магометанскому духовному собранию. Как уже было отмечено выше, Абдулатиф Хакимов помогал и другим мусульманским училищам города – новометодным медресе «Усмания» и «Галия», являлся членом Попечительства о бедных магометанах, а так же Уфимского губернского управления российского общества Красного Креста. Мусульманская общественность ходатайствовало о присвоении благотворителю Хакимову звания потомственного почетного гражданина. Активную общественную деятельность вели и его сыновья. Они так же в 1911 году стали потомственными почетными гражданами. Один из них Мухаммедназиб был гласным Уфимской городской думы последнего созыва (перед 1917 годом) и председателем мусульманского Попечительства г. Уфы.

    https://milliard.tatar/

    Продолжение следует 

    Лилия Габдрафикова. 

    Галия (медресе) — это… Что такое Галия (медресе)?

    Медресе Галия
    Основана

    1906

    Закрыта

    1919

    Директор

    З. Камалетдинов (Камали)

    Тип

    медресе

    Адрес

    Уфа, ул. Чернышевского, 5

    Учебные заведения, расположенные в здании

    татарская школа № 15 (1919 — 1970-е)
    школа-интернат № 92 (1970-е — 2001)
    Российский исламский университет Центрального Духовного управления мусульман России (с 2001)

    Галия́ — медресе, существовавшее в Уфе с октября 1906 по 1919 год. при второй Уфимской соборной мечети. Основатель и бессменный директор — З. Камалетдинов (Камали). В 1907 на средства городских филантропов (купца С. Назырова, дворянки С. Джантуриной-Тевкелевой и других) было построено трехэтажное здание по улице Уфимской (адрес в настоящее время: улица Чернышевского, 5).

    Учебный процесс

    Обучение в медресе было шестилетним; принимали учащихся в возрасте с 15 до 45 лет на основе экзаменов; поступающие должны были иметь начальное образование. Основное место в учебной программе занимали традиционные дисциплины: история и философия ислама, толкование Корана, жизнь пророка Мухаммада, а также языки: арабский, турецкий, русский, тюрки. Преподавание этих предметов было поставлено на уровень высших учебных заведений. Также изучались психология, педагогика, дидактика, литература, чистописание. Преподавали З. Кадыри, Т. Бадиги, С. Зиганшин, Л. Биксурин, Г. Терегулов, Х. Зайни, Х. Фазылов, И. Абдишев и другие. Многие из преподавателей получили образование в Египте, Сирии, Турции и других странах. В 1915 по просьбе демократически настроенных учащихся в медресе начал преподавать татарский язык и татарскую литературу Г. Ибрагимов[1][2][3], историю тюркских народов — А.-З. Валиди[источник не указан 186 дней], историю и теорию педагогики — Ф. А. Давлеткильдеева (первая женщина-педагог в медресе).

    Выпускники

    См. также категорию: Выпускники медресе Галия

    250 выпускников медресе стали учителями в начальных и средних школах, более 300 выпускников — врачами и инженерами, научными работниками, агрономами.

    Медресе окончили известные башкирские и татарские писатели, общественные и государственные деятели Башкортостана и Татарстана: Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш, Карим Хакимов, Нуриагзам Тагиров, Карим Идельгужин, Халиков, Мансур Хатыпович, деятель народного образования Казахстана Н. Манаев, Султан Габяши и другие.

    На торжественном юбилее медресе 26 де­кабря 1916 года директор обнаро­довал следующие цифры: за 10 лет в «Галия» прошли обучение 950 юношей, из них 224 человека не татарской национальности. Выпу­скники работали в 28 губерниях, в 230 шко­лах разных ступеней, обучая при этом 17 ты­сяч детей, по всей России. 38 человек работа­ли указными, 14 военными муллами, а 29 выпускников стали к этому времени деятеля­ми культуры.

    Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. медресе «Мухаммадия» и «Касымия» в Казани, «Галия» и «Усмания» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке, Буби в дер. Иж-Бобья были приравнены к педагогическим училищам, то есть к средним специальным учебным заведениям в смысле официального признания образовательного уровня и прав выпускников этих дореволюционных учебных заведений.[4]

    70 процен­тов выпускников медресе «Галия», составляв­ших национальную элиту, были унич­тожены в 1930-40-ых годах.[5]

    В 1919 медресе было преобразовано в мужскую школу второй ступени для башкир и татар («татарская школа № 15»), которая просуществовала до середины 1970-х гг.[6] Здание передано уфимской школе-интернату № 92 (для умственно отсталых).

    В январе 2001 года решением президиума Уфимского городского совета бывшее здание медресе «Галия» было передано Российскому исламскому университету Центрального Духовного управления мусульман России.[7]

    Источники

    Литература

    • Синенко С. Г. Уфа старая и новая. — Уфа: Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 2007. — 272 с. — 3000 экз.

    Примечания

    Современная мечеть-медресе в Уфе

    Необходимость строительства новой мечети-медресе в столице Башкортостана возникла еще в восьмидесятых годах прошлого века. Однако долгие обсуждения самого проекта и финансирования строительства привели к тому, что строительство началось только в 1989 году и длилось чуть менее десяти лет.

    При этом довольно продолжительное обсуждение проекта в основном объясняется тем, что за это время Центральное духовное управление мусульман России не могло прийти к какому-либо решению, как по архитектурному решению самой мечети, так и по ее функциональному назначению. .В частности, несколько проектов были внесены на рассмотрение руководителей духовенства.

    Большинство из них были выполнены в классическом стиле, а один, спроектированный архитектором Вакилом Давлетшиновым, имел современные архитектурные формы. По задумке автора, эти формы должны привлечь внимание юных прихожан к культовому сооружению. В итоге этот проект был принят, но с тем условием, что он будет существенно улучшен в архитектурно-конструктивном решении. В мечети должно быть медресе, как главный центр подготовки мусульман Башкортостана.

    С учетом этого в мечети-медресе Уфы есть молельный зал на 300 человек с довольно большим балконом, рассчитанный на 200 прихожан. А в отдельной части корпуса расположены учебные классы на 100-150 студентов, добротное общежитие на 60 человек, столовая и конференц-зал на 130 мест, предназначенные для проведения торжественных встреч и встреч.

    В общем архитектурном решении мечети выделяются два восьмигранных минарета высотой 53 метра каждый, облицованные белым мрамором, а также сама мечеть.Внутренние помещения облицованы керамической плиткой, которую покрывают большими коврами ручной работы на время молитвы, а восемь хрустальных люстр, изготовленных по специальному заказу, обеспечивают внутреннее освещение здания мечети в пасмурные дни.

    Просмотров: 149

    В Уфе начал работу первый Всероссийский съезд выпускников Российского исламского университета // Политика

    Сегодня в Уфе начал работу первый Всероссийский съезд выпускников Российского исламского университета.В нем принимают участие более 700 делегатов — выпускники, главы региональных мусульманских общин, представители мусульманского духовенства из Башкортостана, Татарстана, Марийского Ала, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Челябинска, Кургана, Свердловска, Оренбурга, Самары и др. Ульяновской области, а также из стран СНГ. Гостей приветствовал председатель Центрального духовного управления мусульман России, Верховный муфтий России Талгат Таджуддин.

    Российский исламский университет начал свою историю с открытия медресе в Уфе в 1989 году.Позже Ризайтдин Фахретдин переименовал его в Исламский университет. В 2003 году это учреждение получило статус Российского исламского университета при Центральном духовном мусульманском факультете России.

    «За все годы существования этого заведения мы ни разу не встретились», — говорит ректор университета, председатель областного управления мусульман Челябинской и Курганской областей, муфтий Ринат-хазрат Раев. и выпускников, и их предложение было одобрено Центральным духовным управлением мусульман России ».

    За все время существования университет выпустил более тысячи студентов. Все они работают имамами и муфтиями в разных регионах России. На сегодняшний день в университете работают три факультета: теолого-педагогический, факультет основ и истории ислама и факультет переподготовки и дополнительного образования. В 2011-2012 годах здесь прошли курсы переподготовки более 200 имамов.

    «Мы стараемся поднять уровень имамов до новых образовательных стандартов», — пояснил ректор, — «В 2012 году в университете открыта магистратура, первые студенты будут выпускаться в 2013 году.Сейчас подготовка магистров проходит в Турции, и в этом году шесть студентов из Башкирии получат соответствующие дипломы ».

    Российский исламский университет развивает международное сотрудничество и входит в Международную федерацию исламских университетов.

    «У нас есть собственная база и свои педагоги для получения твердых религиозных знаний», — говорит ректор университета, — «Мы также заинтересованы в развитии языковой практики и намерены открыть здесь кафедру арабского языка».

    На нынешнем форуме представители мусульманского духовенства намерены разработать принципы подготовки кадров и направления дальнейшей работы с молодежью, в том числе меры по предотвращению распространения экстремистских движений и организаций.

    В Уфе проходит заседание Группы стратегического видения «Россия — исламский мир» — Реальное время

    Заслуги первого президента Татарстана вспомнили на заседании Группы стратегического видения Россия — исламский мир

    Фото: Тимур Рахматуллин

    В Уфе состоялось пятое заседание Группы стратегического видения Россия — исламский мир.Пленарная часть состоится сегодня, а накануне была своего рода репетиция. О том, как Татарстан оказался в центре внимания башкирской столицы, в чем заслуги Минтимера Шаймиева и чем пахнут башкиры, читайте в репортаже корреспондента «Реального времени».

    В памяти из Карим Хакимов

    В Уфе состоялось пятое заседание Группы стратегического видения Россия — исламский мир во главе с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.В этом году форум проходит под названием «К 50-летию Организации исламского сотрудничества. Межконфессиональная гармония: опыт России и стран-участниц ОИК ».

    Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, ректор Российского исламского института Артур Сулейманов и сопровождающие их лица дрожат от мороза и холодного ветра у здания Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России ждали гостей.На внешней стене здания университета открыта мемориальная доска первому полномочному представителю Советской России в арабских странах Кариму Хакимову. До революции в этом здании располагалось медресе «Галия», где в 1910-1911 годах учился будущий «Красный паша».

    В церемонии открытия приняли участие религиозные деятели России, иностранные дипломаты, официальные лица, общественные деятели и родственники Хакимова. Была замечена и внучатая племянница дипломата Зарема Гиндуллина.Был еще один дальний родственник Карима Хакимова — известный башкирский публицист Шамиль Валеев, возглавляющий аппарат Общественной палаты Башкортостана.

    На внешней стене здания университета установлена ​​мемориальная доска первому полномочному представителю Советской России в арабских странах Кариму Хакимову.

    «В этом медресе училась целая плеяда выдающихся политиков и деятелей культуры России. Хакимов был одним из самых ярких шакирдов.Мемориальная доска посвящена светлой памяти дипломата. Его имя помнят и уважают в Саудовской Аравии, Йемене и других странах мусульманского мира », — сказал верховный муфтий.

    После торжественного открытия мемориальной доски все пошли фотографироваться на крыльцо Исламского университета. За доской остались одни родственники — Гиндуллина и Валеев, которые молча кладут цветы под доску.

    Карим Хакимов внес значительный вклад в налаживание отношений между Российской Советской Республикой и мусульманским Востоком.Благодаря его поддержке было образовано государство Сауд (ныне Саудовская Аравия). Он был арестован в 1937 году и через год расстрелян. Это был удар по дружбе Советской страны с мусульманским Востоком. В честь Хакимова поставлен спектакль « Красный паша », написаны книги, снят документальный фильм. В Башкирии конференция «Хакимские чтения» проводится ежегодно.

    Чем пахнут башкиры?

    Кроме того, в этот день вспомнили еще двух российских политических деятелей, благодаря которым отношения нашей страны с исламским миром пережили ренессанс.Евгений Примаков и Минтимер Шаймиев стояли у истоков Группы стратегического видения Россия — исламский мир. В конгресс-холле Торатау, где проходила рабочая сессия форума, о них были показаны документальные фильмы. Также им посвящена фотовыставка.

    Стоит отметить, что Уфа была выбрана местом проведения конференции неспроста. Свои услуги по проведению встречи предложил глава Башкирии Радий Хабиров. И Минниханов согласился. Кстати, некоторые журналисты ожидали приезда Рамзана Кадырова, но в планы чеченского лидера в те дни не входила Уфа.Ожидаемая здесь спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко также не приехала.

    Самым главным достижением России, по словам Абдулатипова, является то, что каждый, независимо от национальной и религиозной принадлежности, ощущает себя полноправным гражданином страны.

    «Опыт Башкортостана в области межконфессионального и межнационального сотрудничества будет полезен для члены Организации исламского сотрудничества », — сказал спецпредставитель РФ при ОИК Рамазан Абдулатипов в интервью корреспонденту« Реального времени ».«Нам есть чем обменяться, нам есть чем поделиться и чему научиться. При всех противоречиях нашей истории мы обеспечили сосуществование наших народов и религий в одном государстве ».

    Самым главным достижением России, по его словам, является то, что каждый, независимо от национальной и религиозной принадлежности, чувствует себя полноценным гражданином страны. Он сделал комплимент жителям Башкирии.

    «Уфа — древняя цивилизация.Я всегда повторяю (слова Льва Толстого — прим. Ред. ): «Башкиры пахнут Геродотом». Вот интересный опыт, очень красивые люди. Для нас важно показать не только Москву и Санкт-Петербург, но и наши регионы », — добавил Абдулатипов.

    Немного Татарстана в центре Уфы

    Пожалуй, самая большая делегация была из Татарстана. Там были муфтий Камиль Самигуллин с другими представителями мусульманского духовного управления Татарстана, ректор Болгарской исламской академии Данияр Абдрахманов (правда, он «татарин» совсем недавно, ранее руководитель академии работал в Уфе), директор Хузура. издательский дом Ришат Хамидуллин, митрополит Феофан (Ашурков) и казанские журналисты.

    Кроме того, в конгресс-холле была организована выставка Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан. Вдоль стен — стенды, анонсирующие предстоящий KazanSummit 2020. Как сказал в своем выступлении Рамазан Абдулатипов, форум в столице Татарстана «скорее всего, состоится в марте». Вероятно, это будет самый ранний экономический саммит Россия — исламский мир в году. В прошлые годы KazanSummit проводился с апреля по июнь, за исключением 2013 года, когда он проводился в октябре.

    Митрополит Феофан рассказал также о Татарстане и Шаймиеве, еще раз напомнив, что «республика — это лаборатория межрелигиозного мира и сотрудничества».

    Издательство «Хузур» также представило свою продукцию. На стенде были представлены книги на русском, татарском и арабском языках. Например, последняя новинка — тафсир (перевод смыслов Корана) Калам Шариф . Еще одна гордость Духовного управления мусульман Татарстана (МСБ РТ) — трактат Китаб ат-Таухид (Книга Единства Бога) богослова Абу Мансура аль-Матуриди.

    Многие зарубежные гости и представители России с гордостью отмечали, что дружат с Минтимером Шаймиевым, не забывая делать комплименты первому президенту Татарстана. Например, бывший генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Экмеледдин Ихсаноглу отметил, что именно лидер Татарстана помог ему убедиться в том, что Россия станет надежным партнером ОИК.

    «Г-н Шаймиев сказал мне, что миллионы мусульман в России нуждаются в таких контактах с исламскими странами», — сказал Ихсаноглу.«В конце концов, Россия стала нашим наблюдателем. И когда мы проводили форум в Сане, Шаймиев позвонил мне и пригласил на открытие мечети в Татарстане. Я сказал, что собираюсь в эти дни быть в Йемене. И он прислал за мной самолет. На один день я прилетел в Казань, где была построена знаменитая мечеть Кул-Шариф, а после открытия меня отвезли обратно в Сану ».

    Митрополит Феофан также коснулся Татарстана и Шаймиева, еще раз напомнив, что «республика — это лаборатория межрелигиозного мира и сотрудничества».

    Из МСБ РТ — «братьям Башкирам»

    Слово также было предоставлено другому религиозному деятелю Татарстана муфтию Камилю Самигуллину. Его выступление было посвящено презентации тафсира Калям Шариф. Перевод смыслов на русском языке. Напомним, месяцем ранее Камиль хазрат представил в Москве аналогичное произведение, только на татарском языке ( Калам Шариф. Мегневи Тержеме ).

    Муфтий отметил, что духовное управление привлекло для работы над книгой более 40 специалистов.По его словам, они учли ошибки других переводчиков, большинство из которых не были мусульманами.

    Муфтий отметил, что духовное управление привлекло к работе над книгой более 40 специалистов.

    По словам председателя МСБ РТ, данное издание будет интересно широкой общественности России. Такая же презентация проходит через неделю в Махачкале.

    Самигуллин подарил первый экземпляр книги Болгарской исламской академии, передав издание Данияру Абдрахманову.Он также обратил внимание на единоверцев Башкортостана. Он передал источники тафсира (файлы) председателю-муфтию МСБ РТ Айнуру Биргалину.

    «Родственные нам люди живут в Башкирии. У нас с башкирами почти один язык — мы легко понимаем друг друга », — сказал Камиль хазрат, передавая подарок умме Башкортостана.

    Он добавил, что инициативы муфтията Татарстана могут быть приняты «братьями-башкирами», в том числе при подготовке переводов Священного Писания на родной язык.Айнур Бергелин поблагодарила коллег из Казани за такой подарок.

    Тимур Рахматуллин. Фото автора

    Башкортостан Татарстан

    Список сайтов

    Считается, что первую школу для мусульманских детей в Уфе открыл мулла Зарифа во второй половине 19, -го, -го века. Медресе располагалось недалеко от Соборной мечети 2 и в Нижегородской станице.

    Вторая школа для мусульманских детей была основана в 1887 (или 1885) году Хайруллой Усмановым (1846–1907), ахундом 1 ст. соборной мечети. Сейчас его фамилия иногда пишется Османов или Гусманов, но во всех дореволюционных источниках его зовут Усманов. Через пару лет медресе переехало в одно из зданий соборной мечети 1 st . Муфтий М. Султанов уделял большое внимание медресе. Это было ближе, чем другие здания к Духовному собранию мусульман.До 1895 года это было только духовное учреждение. Шагирдов (учеников) обучали исламу, а также арабскому и персидскому языкам.

    Благодаря поддержке семьи миллионеров из Оренбурга Хусаиновых в 1895 году в доме Х. Усманов. В то же время в соответствии с намерениями основателя и благотворителя в медресе началась подготовка учителей. По его заявлению губернские власти выделили 3 тысячи рублей на строительство нового дома на улице Фроловской (ныне Тукаева).Строительство началось в 1904 году и длилось два года. Достаточно типовой архитектурный дизайн здания, выдержанный в традициях популярного тогда так называемого кирпичного стиля, позволяет предположить, что в данном случае использовался типовой (эталонный) проект неизвестного архитектора.

    Тогда сфера мусульманского образования (в том числе обучение в медресе) переживала противостояние прогрессивных и консервативных тенденций. Обе тенденции приобрели сторонников среди интеллигенции и студентов-мусульман, не желающих оставаться пассивными по отношению к школе, учителям, программам и учебному процессу.Интенсивный пульс русской жизни вдохновлял мусульманскую молодежь на критическое мышление. В начале 1980-х годов популярность приобрела новая методика обучения Усули Джадидд. Все медресе, использующие этот метод, назывались медресе нового метода. Новое медресе, которое уже было названо Усмания в честь своего основателя, находилось между школами нового и старого метода. Старые книги использовались для обучения так называемым высоким наукам. Но молодой ахунд Абызгильдин, назначенный новым главой медресе, приложил все усилия для реформирования школы.После этого школа считалась одним из хороших медресе новой методики.

    Это было массивное двухэтажное каменное здание (правда, дворовый фасад трехэтажный из-за уклона поверхности). 12-летняя школа частично финансировалась Мусульманским благотворительным обществом. Остальные средства были собраны у студентов и благотворителей. Курс разбит на семь категорий (классов). Богословие и изучение мусульманских духовных законов имели первостепенное значение. Арабский язык был обязательным, потому что принципы шариата были на арабском языке.Выпускники медресе умели читать по-арабски. Что касается гуманитарных наук, студентам давали только базовые знания по истории, географии, арифметике, гигиене и космографии. Естественные науки были исключены из программы. Русский язык изучали в основном в старших классах.

    Всего было до 350 студентов. Ежегодно медресе выпускается от 20 до 25 студентов. В школе было общежитие.

    В 1918 году медресе было преобразовано в Татарскую национальную гимназию. Его директором назначен Закир Шакиров.Сейчас в здании медресе Усманова находится школа №14.

    Уфимская мечеть «Ляля Тюльпан»

    «Ляля Тюльпан» (Башкортостан) — те Корана нуи ме тэтахи о нга тоху о тэ Республика. манухири катоа Уфа рейра панга коре анаке то рату рахи, энгари ано хоки и те ахуа ререкэ, мне те вхакапайпай рото такетаке и хоки вхаре о теней момо аху ки уауа.

    Корана «Лала Тюльпан»: me pehea ka anga te reira katoa

    Ko te moe o te whare Korāna nui, e taea e riro i te ahurea me te mātauranga tūturu pokapū o Ufa ko Bashkortostan pea ki i ahu mai te iwi o te rohe, me te ārahitanga o te waen käi- roatanga i 1980 г.Ка рите ки ки тетахи о те тахи ату она каупапа, ка харе май башкиры ки те хоахоа о те где факалоту матуа ко тино ухупохо.

    Ko tētahi o nga take matua i te wāhanga tuatahi o te faaineineraa ko te kwhiringa o te wāhi mo te whare Korāna heke mai. Я мури и нуи те таутохетохе, ме те кōреро о те фея фаатере нга о те каванатанга и тохаина вахи тика михаро о когдауа и рото и те рохе пака и рунга и те парепаренга о те ава Белый. Ко те когдауа живописный ко ки те риро и те хоахоа вахо, е е факамамафаи те таймана атахуа.

    Ко те каупапа тоа В. Давлетшин

    I Kua kaupapa maha whakataetae tuku, o nei puta mai te toa kaupapa «Lala Tulpan», whakaarohia e te kaihoahoa rohe В. Давлетшин. Ko tenei puawai i whiriwhiria e te tupono noa. Ко те меа кей е те тюльпан кей те тоху о Ихирама Аллах, ме рейра ко те маха и те тоху кей вакамахиа хей уту о те ингоа о те Атуа. Ину и теней пуавай е тино мануканука Махомета, на тата каха таутоко нохо катоа о Башкирия те вакааро тауа о те каихоахоа.

    I whakaritea te reira i te tuatahi whakatuwheratanga o te whare Korāna i roto i 1989, ka whakanui te ara nui te huritau 1100th o whakatamarikitanga o Ihirama i nga iwi o te Täingäwore whakatuwheratanga o te whare korāna i roto i 1989, ka whakanui te ara nui te huritau .Мечеть «Лала Тюльпан», ка те кореро о тона ханганга, он ахуа о тоху о нга туканга и пута и рото и тато, когдауа и рото и те мутунга о нга 1980–1990 гг. Ханга, на ки хаере май те махи корана и рото я 1998.

    «Лала Тюльпан» — медресе Те Корана

    Ко те Корана матуа о Башкортостан — е корей те меа тика и те варе, те вахи и рейра он ратонга ме инои, ко тетахи о те каванатанга медресе нуи рава теней. Медресе — е корей хе меа, энгари хе кура факалоту, те вахи таа аконга пакеке те такетаке о те мау хаапиираа исламский.

    Пута нга путахи тауа туатахи и рото в Африке Те Тай Токерау тэ ноа хоки обряд те тау 859, ка и рото в России в нга ра о те кингитанга хана и рейв рахи медресе и рото в Казани, Уфа и Бухара. киа вакауру те матуа марау матауранга о нга рараунга матауранга те ако о те хитори о Ихирама, пануи ме те кōреро и рунга и те Коран, те махино о арабском мне шариат.

    Медресе «Лала Тюльпан» Ко те момо о те матауранга и хангай ана ки те Сиу Духовная семинария. Я мури хаэре и рото и она раукура вакангунгу и те вхаи вахи ки те вакауру и рото и те матауранга тэйтей, е вакаако тохунга хеке май.E Hangaia akomanga medrasah whakangungu Tapeke mo te rau iwi.

    Кайтаки — минареты

    Ko te mea tuatahi e mau koutou kanohi ina titiro koe ki te Korāna «Лала Тюльпан» — он ахуа а Tūrongo, ки она минареты о те пуавай котахи. Ка рите ки мохиотия те, нга минареты о такаро и рото и те ахуа хоахоанга о те Корана тетахи туранга мотухаке. I kotahi tiaki pourewa, inaianei hoatu e ratou te hanganga katoa he pa motuhake.

    Ко те Корана «Лала Тюльпан» — е руа минареты whakamīharo, е куа кей рунга и тетахи таха о те где матуа.Ki te te whare ano rite te puawai tuwhera, te taha o te pourewa, i nei e mea nga inoi te ahiahi ki te rite te puku atu raru.

    Ko te tiketike o ia pourewa tae 33 mita, a he mārama ratou kitea i tata tetahi wahi o te pa. Рава живописный Кей те титиро ханганга и тэра, ка те корана обряд мемха те рейра и рото и нга хихи о тера те вхакатакото.

    āhuatanga waho o te whare Korāna

    Купол «Лала-тюльпан» пикития и те меа он маймоа мо тетахи āheinga whakapaipai RB он ханганга рахи поно.Tenei teitei hanga kohatu o neke atu i rua tekau mita, он fele rohe tapawha o 2500 mita pūrua. Кей те хангай те рейра и рунга и те туранга те райма вакапакарития каха, махуэ хохону ки те когдауа мо те торутору мита.

    Ahakoa te rahi whare, te whare Korāna i te tawhiti titiro rawa ngāwari, me te mea e whanau i roto i te rangi. Ko nga taiepa ma o te whare matua, me nga minarets e neke i roto i te tihi kanapa māwhero, me te mea e whai ana ki te tiki atu i te whenua, a huakina ana ake.Kei Entrance ки те Korāna te i te toru o nga patunga witi.

    Ко те патунга туатахи а туаруа о те где Корана: аскетизм, хакари, те папû

    Е корей э нга патунга туатахи, ме те туаруа о те, где Корана тиканга ки те харе ки те маха нуи о манухири. Теней ко те медресе, и рото и ней и рейра ко те, которые ватеатеа, он был пукапука нуи, ме те варекай. Я рунга и те рохе о те медресе, я и рейра ко те рума амуира мо хуэй, и киа 130 иви и те ва.

    ноиа те папа туатахи э нга рума вайпаинга, куа ту коней обряд хакинакина ме вакаурунга тинана мо медресе члушателей, ме те сауна мне пар пати.

    I te rua o te papa he ruma whakamarie mo te toro manuhiri. Кей рейра хоки он мотухаке рума и рейра те вахине марена хоу ме те танэ марена те ахунга, мне те похо тамарики — вакаингоа тиканга. Я рото я те, где тауа тутаки ва мухтасибатс рохе. Куа хангая рума катоа и рото я те кауа охи, те вахи каупапа катоа я рату аке вайнга мотухаке.

    whare inoi «Lala-Tulip»: он faahiahia o te hoahoanga me te peita

    «Lala Tulpan» — te Korāna, me ona tino te horo i roto i te whare inoi Republic.И те ва ано и рото и те рума е таэа те пупури аке ки тору рау иви, а и рото и те тироханга о те балконы, е куа хангая мунга вахине, те маха о каракиа и таэа тае аке ки тэ рау э рима.

    Кей те ханга те, где аке, киа рите и рото и те нуинга о те переоо и рото и те кахуа раухити. Кей те ахуатанга и те рейра и те пера-ка каранга вакапайпаи растительный, ахуатанга о ней э рейра и нга тайепа э руа о те рума, менга матапихи поке-караихе. tohu tenei whakapaipai nga rakau Pararaiha me Whakarite ki te inoi hohonu, me te aau tae.

    Te hipoki taiepa nuinga e te pkai me te ataahua, mapere kawea i te Средиземноморье. Wharikitia whariki восточный вити, е таэа те китеа и раро и те парахараха уку. Май и те туануи вакаири люстры караихе, хоату тараро те вакаронго те хакари.

    Ko te mahi o te whare Korāna i teie mahana

    и корейская мечеть «Лала Тюльпан» в тиматанга рава о тона махи вайти ки те туранга о те, где ронгонуи. Я тенеи ва, ко я хе покау арахи ахуреа ме те матауранга о те каванатанга о Башкортостан, куа кавеа ату и рото и те маха нга хуарахи неи махи.

    Tuatahi, te reira te, o te akoranga, te whakahaere ratonga fakalotú. Я рото и нуи харарей Муслим ка Корана те покапу о те манене е коре анаке хоки нохо рохэ энгари ано хоки манухири и ētahi ату роэ о России.

    Ka rua, i reira kawea i roto i te pūnahanaha mātauranga tukanga. I tua atu ki te медресе, hua i runga, i roto i te whare Korāna noa ko te kaiako Русский университет исламский nei i mahi he mahi nui o te whakahiato tohi lesoni mo kura Islamic me medrassas 2005.

    А тору, тэ «Лала Тюльпан» Ко те туапапа тукуоро ауау и рунга е таурима ана и те момо о хуэй, вакаатуранга, таутохетохе ме кореро. где хуй ханеанеа мне те нуи и рото и те текау тау куа хипа, куа вакаатурия маха нга каупапа ахуреа, ме те путайао.

    И те паэ хоупа, в-четвертых, ки те варе Корана те тупу сосновая хуэй ме нга кōрерореро о тōрангапу, вакапоно хоки кау таки о те рунга рава те ана’ираа. куа ки те вакахаере аораа марохирохи, ме те хайна киримана вхайхуа те хуру о теней вахи киа рите ки канохи, мне вхаи вахи о энэй хуэй.

    Медресе Барак-хана, Ташкент

    Медресе Барак-хана: хранилище Османского Корана

    Медресе Барах-хана было построено в XVI веке Суюнидж-ханом, внуком Улугбека. Как известно, здесь расположилось Духовное управление мусульман Средней Азии. Это также место, где находится богатая библиотека восточных рукописей. В особом помещении библиотеки медресе Барах-хана хранится всемирно известный Коран халифа Османа.Это первоисточник священной книги ислама, написанной в середине VII века. Древний манускрипт очень большого размера, содержащий 353 страницы пергамента с оригинальным текстом Корана, веками хранился в сокровищнице халифов (последовательно в городах Медина, Дамаск и Багдад). Из Дамаска во время служения Тимура Османский (Османский) Коран попал в Узбекистан, а затем (еще в ХIХ веке) был отправлен в Санкт-Петербург, где хранился до революции. После этого Коран был доставлен в Среднюю Азию через Уфу.

    Легенда гласит, что халиф Осман был убит, когда читал эту книгу, и с тех пор на ее страницах, сделанных из оленьей шкуры, остаются пятна его крови, так как Коран Османа стал святой реликвией, хранившейся при дворе последующих халифов сначала в Медина, затем в Дамаске и Багдаде. Различные религиозные движения и секты, зародившиеся внутри халифата, в лучшем случае могли отрицать отдельные части Священного Писания, утверждая, что они были искажены неосторожными писцами по ошибке или даже со злым умыслом халифа, который, например, не сделал этого. до сих пор почитается шиитами, сторонниками унаследованной власти семьи Али.Но они не смогли противопоставить Османскому Корану другие священные тексты.

    Историки не знают точной судьбы всех рукописей после оккупации Багдада монгольским ханом Хулагу в 1258 году, казнившим халифа аль-Мустасима со своими многочисленными слугами. Но в XV веке в Самарканде появился Коран с пятнами засохшей крови. Сначала Коран хранился при дворе Мирзо Улугбека, внука Амира Тимура, который приказал сделать для него гигантскую мраморную кафедру во дворе мавзолея Биби-Ханум, затем он попал в мечеть шейха Ходжи Ахрара — уроженца с. Ташкент.

    Когда в 1868 году Самарканд был оккупирован войсками Российской империи и присоединен к Туркестанскому генерал-губернаторству, генерал-майор Абрамов, глава Зерафшанского района, узнав об этой уникальной рукописи, забрал ее из мечети, заплатив 100 золотых рублей. в качестве компенсации некомфортным опекунам. Затем Коран был отправлен в Ташкент генерал-губернатору Константину фон Кауфману, который через год передал его Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.

    В связи с любыми сомнениями в подлинности Корана Османа российские ученые, исследовавшие эту книгу, пришли к выводу, что она действительно могла быть написана в VII или VIII веке на территории современного Ирана.

    В декабре 1917 года Краевой съезд мусульман Петроградского национального округа обратился в Народный комиссариат по национальным делам с просьбой вернуть священную для мусульман реликвию, и через пять дней получил постановление «Немедленно выдать» за подписью Луначарского, наркома просвещения, после этого Османский Коран был передан Всероссийскому мусульманскому совету, который тогда находился в Уфе.Оттуда в 1924 году он был передан Ташкенту, а затем возвращен в Самарканд в мечеть Ходжа Ахрар. В 1941 году реликвия была передана на хранение в Музей истории народов Узбекистана. В начале 90-х годов, после провозглашения Узбекистаном государственного суверенитета Ислам Каримов, Президент Узбекистана передал реликвию муфтию на площади Хаст Имам.

    До сих пор неизвестно, как Османский Коран попал в Мовароуннахр. Согласно наиболее распространенной версии, реликвия была найдена в 1393 году во время вторжения войск Амира Тимура, создававшего библиотеку ценных рукописей в своей столице Самарканде.Если по легенде существовал в ХV веке суфийский орден Накшбандия во главе с шейхом Ходжей Ахраром, то в смутные времена после монгольских нашествий его добыл ловкий дервиш. Но среди жителей Ташкента, считавших Каффала Шаши первым покровителем города, существует более популярная народная легенда, согласно которой Коран Халифа Османа был привезен из Багдада Каффалом Шаши. Уникальная книга ручной работы была подарена Багдадом Халифом за выдающийся поэтический ответ Каффала Шаши византийскому императору.

    Мечеть «Ляля Тюльпан» или медресе … — Красивые мечети

    Мечеть Ахмада Кадырова
    Грозный, Чечня.

    Это одна из крупнейших мечетей в России, официально известная как «Сердце Чечни».
    Мечеть носит имя Ахмада Кадырова, построившего ее по заказу мэра Коньи. Проект мечети с набором 62-метровых минаретов основан на мечети Султана Ахмеда в Стамбуле.
    16 октября 2008 года мечеть была официально открыта во время церемонии, на которой чеченский лидер Рамзан Кадыров встретился с премьер-министром России Владимиром Путиным.
    Мечеть «Сердце Чечни» Открыта 17 октября 2008 года и названа в честь Ахмада Кадырова, муфтия самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия и первого президента Чеченской Республики.
    Мечеть расположена на живописном берегу реки Сунжа посреди огромного парка (14 га) и является частью исламского комплекса, в который, помимо мечети, входит Российский исламский университет. Кунта-Хаджи и Духовное управление мусульман Чешской Республики.
    Мечеть построена в классическом османском стиле. Центральный зал мечети накрыт огромным куполом (диаметр — 16 метров, высота — 32 м). Высота четырех минаретов 63 метра — один из самых высоких минаретов Юга России. Внешние и внутренние стены мечети отделаны мрамором, травертином, а внутреннее убранство выполнено из белого мрамора.
    Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, вместимость более 10 тысяч человек. Столько же верующих может молиться в мечети, примыкающей к галерее, и на территории летом.
    Наружные и внутренние стены мечети отделаны мрамором — травертином, а внутреннее убранство храма богато отделано белым мрамором, который добывается на острове Мармара Адаси в Мраморном море (турецкая провинция Баликесир).
    Для узорной росписи использованы синтетические и натуральные краски со специальными добавками, так что, по мнению специалистов, мечеть сохранит цветовую гамму в ближайшие 50 лет. Для написания узоров и стихов (текстов) из Корана мастера использовали нанесение золота высшей пробы.
    В мечети установлено 36 люстр. Его формы напоминают три святых места ислама — 27 из них имитируют мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме, 8 выполнены по образцу мечети Ровзат-Небеви в Медине и самая большая, 8-метровая люстра повторяет формы. Храм Кааба в Мекке. В коллекцию ушло несколько тонн бронзы, 2,5 кг золота высшей пробы и более 1 миллиона штук. Люстры — это чеченский орнамент, который специально подобран дизайнерами. Люстры из кристаллов Сваровски.
    Молельная ниша в стене мечети — михраб (высота 8 метров и ширина 4,6 метра), выполненная из белого мрамора, обращенная в сторону Мекки, указывающая направление молитв верующих. Сама ниша создает иллюзию бесконечной ниши, пересекающей пространства.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *