Мемфис египет сейчас называется: Столица Древнего Египта — Мемфис. Что от него осталось

Столица Древнего Египта — Мемфис. Что от него осталось

Сейчас на карте современного Египта не найти города Мемфис, его поглотили пальмовые рощи и сейчас поселение на этом месте зовется Mit Rahina. Однако столица Древнего Египта была основана аж около 3300 года, что делает город одним из самых древних на земле. Предлагаю сейчас с вами посетить то, что от него осталось.

Древний Мемфис появился по решению царя Менеса, ставшего первым фараоном объединенного(Верхнего и Нижнего) Египта. Он приказал передвинуть русло реки и в ее старом русле основал город под названием Инбу-хедж в честь бога Птаха. В переводе название города означало «белые стены». Название «Мемфис» имеет греческие корни и появилось на несколько тысячилетий позже, а затем было закреплено римлянами. Находясь в дельте Нила все это время город являлся столицей Египта и крупнейшим городом этой части света, а также крупнейшим центром торговли. Но уже ближе к нашей эре город стал терять первенство, отдав эту роль Александрии, да и дельта реки со временем сдивнулась севернее.

Остатки Мемфиса нужно искать немного южнее Саккары на левом берегу Нила в центре плодородного оазиса. В целом, если посмотреть снимки местности с космоса, то в районе города Mit Rahina хорошо заметны песчаные пустыри с очертаниями зданий — это места раскопок, однако все они разбросаны на приличные расстояния и не до конца исследованы, поэтому к большинству из них доступа нет. Вот карта основных территория Мемфиса


Карта Мемфиса на плане современного города

К сожалению, из всего этого реально посетить только один объект — по-сути, музей Мемфиса. Цена билета около 50 фунтов — 3 доллара. В этом музее под открытым небом имеется:

1.Огромная статуя Рамзеса II (XIII век до нашей эры, 19-ая династия) из песчанника, высота его больше 10 м. Ранее она находилась у храма в его же честь, руины которого находятся рядом

2.Различные статуи и саркофаги, выставленные на улице в короткий ряд. Но сохранность многих обьектов сомнительная. Понятно, что хоть сколько-нибудь ценное увезли бы в музей


Торговцы сувенирами, естественно. есть и здесь


И вновь Рамзес II


А вот этот Сфинкс, например, второй по величене в Египте после того, что в Гизе


Саркофаг Нового царства (около 1000 года до н.э.) из красного гранита, защищенный изображением богини Нат, которая развела над ним свои руки-крылья

Обратите внимание на таблички с информацией, они на двух языках, новенькие и аккуратные, только в верхнем углу красуется USAID (гуманитарная помощь США)

А вот это интересный обьект — это пьедистал, на котором человека готовили к мумификации. В центре и сбоку у него небольшой желобок — туда стекала и вытекала кровь. Сзади как раз урна для крови. Внутренние органы умершего изымали и клали в специальные сосуды

В итоге обьект очень маленький и тут больше получаса делать нечего

Как видно из плана Мемфиса, за предлами этой музейной площадки находятся храмы в честь Рамзеса II и Сети I, посвященные Хатхор, Птаху, священному быку Апису, а также гробница верховных жрецов. Но все это находится в крайне плохом состоянии и почти не сохранилось. Лучше всего видны развалины, примыкающие к музейному комплексу. И, вроде, туда можно даже пройти, в чем я очень сомневаюсь


На этом месте должна находиться часовня (небольшой храм) в честь Рамзеса II, немного камней у пальм и колонада (возможно, уже римская постройка) — все, что осталось

Кое-какие очертания храмов есть чуть подальше, все остальное, даже то, что найдено, совсем не разглядеть

А вот под такими полями и рощами скрыта оставшаяся часть Мемфиса


Мемфис (древний город) — Египет — Планета Земля

Столица Древнего Египта

В Мемфисе находилось важнейшее для древних египтян место поклонения богу Птаху. Одно из названий Мемфиса — Хут-ка-Птах, или «храм Птаха». Чтобы придать больше мистики и таинственности культу Птаха, мемфисский храм Птаха был расположен за стенами города. Также в городе был распространен культ священного быка Хепа, связанного с Птахом и имевшего собственный храм в Мемфисе.

Мемфис, точнее, то, что от него осталось, находится на западном берегу реки Нил, в том месте, где пять тысяч лет назад пролегала граница Верхнего и Нижнего Египта, где начиналась дельта Нила и находился цветущий Фаюмский оазис.

История

Последние археологические раскопки подтвердили правдивость древней легенды, согласно которой Мемфис был основан первым царем единого Египта Менесом (Миной) примерно в XXXII в. до н. э. Первоначальное название Мемфиса — Инбу-хедж, или «белые стены» — произошло от названия крепости, возле которой и вырос город.
Мемфисом он стал именоваться по названию пирамиды фараона Пепи (Пиопи) II Неферкара, правившего приблизительно в 2279-2219 гг. до н. э. По сути, название города — древнегреческое написание древнеегипетского погребального понятия Мен-нефер-Пепи, что означало «благое пристанище» или «прочен и прекрасен Пепи».
Мемфис был одновременно политическим, ремесленным, религиозным и сельскохозяйственным центром всего Египта. Отсюда фараоны правили Египтом вплоть до завоевания страны Древним Римом. Это был центр древней оборонной промышленности: в Мемфисе изготавливали лучшие боевые колесницы Древнего мира. Здесь находился центр культа бога Птаха и священного быка Аписа и были воздвигнуты главные египетские храмы и монументы в их честь.
Земли вокруг Мемфиса были необычайно плодородны за счет ила, накапливавшегося после разливов Нила. Местные жители занимались преимущественно крестьянским трудом, выращивая зерновые культуры, хлопок, инжир, виноград, оливы, сбивая драгоценное розовое масло и разводя овец, которых здесь паслось несколько сот тысяч голов. Всего этого было достаточно, чтобы прокормить дворцовую челядь, целую армию жрецов, слуг, рабов, не считая многочисленных посольств из сопредельных стран, стремившихся припасть к ногам фараона, и многочисленных паломников, жаждавших заручиться покровительством бога Птаха.
Мемфис был столицей Египта в эпоху Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н. э.), при фараонах Нового царства (вторая половина XIV-XII вв. до н. э.) и при самых последних фараонах (404-343 гг. до н. э.). В это время заканчивается история Мемфиса — столицы фараонов — и начинается новая, в качестве местопребывания наместников Египта: сначала персидских (525-404, 343-332 гг. до н. э.), затем — греко-македонских (около 332-322 гг. до н. э.).
Далее начинается эпоха упадка Мемфиса, и главную роль в этом сыграло появление другого крупного города — Александрия. Новым правителям требовалась столица на море, чтобы вести торговлю по всему Средиземноморью. Фактически находившийся в пустыне Мемфис утратил прежнее значение. Общую картину упадка довершило начавшееся арабское завоевание Египта и строительство новой столицы — Каира: несколько веков камень для городских построек арабы брали из великолепных дворцов, храмов, парков и фонтанов Мемфиса.
Мемфис — древнеегипетский город на границе Верхнего и Нижнего Египта, на левом берегу Нила. Руины города находятся близ современного города Бедрахейн (Эль-Бадрашейн) и деревни Мит-Рахина, к юго-западу от Каира. Самые известные руины — возведенный при фараоне Рамзесе II — храм Птаха и Мемфисский некрополь, расположенный к западу от города, включающий археологические зоны Абу-Роаш, Гиза, Завиет-эль-Ариан, Абусир, Саккара и Дахшур, протянувшиеся приблизительно на 35 км.
В течение веков город был полностью покрыт илом, нанесенным водами Нила. Здесь почти не сохранилось целых зданий, но раскопки ведутся постоянно. Это очень непростое занятие: в этом месте высокий уровень подземных вод и мощный слой аллювиальных наносов Нила, а руины оказались под частными домами и пальмовыми рощами.
Мемфисе вспомнили лишь в XIX в., на волне европейского интереса к египтологии, после похода Наполеона и исследований англичан, вывозивших из Египта в Британию все, что можно было погрузить на корабли.
Именно тогда были обнаружены остатки храма бога Птаха, а за ним — Серапеум, место погребения быков Аписов, земных воплощений бога Птаха. Следовательно, наиболее изученная часть города относится к Новому царству, когда Мемфис был северной столицей Египта.
Если главный храм сохранился в виде считанных обломков, то время все-таки пощадило статуи фараона Рамзеса II, что были установлены перед храмом. Это две колоссальные 13-метровые статуи: гранитная установлена на площади перед вокзалом «Рамзес» в Каире, известняковая лежит на земле в пальмовой роще под бетонным навесом в Мемфисе.
Из аллеи сфинксов, что ведет в храм Птаха, сохранился только сфинкс фараона Аменофиса II эпохи Нового царства. Разграбленные и разрушенные некрополи Мемфиса — с пирамидами и гробницами царей и знати — сегодня приведены в порядок, но осталось от них совсем немного. Так, от внушительных стен «белого города» — Инбу-хедж до наших дней сохранился небольшой известняковый фрагмент пирамидного комплекса фараона Джосера (2690-2670 гг. до н. э.) в Саккаре.
Город имел весьма своеобразную структуру: он простирался на многие километры, но это были в основном жилые кварталы, которыми обрастали дворцы фараонов, причем эти кварталы никак между собой не сообщались. Впоследствии — при арабах — такая система городского поселения привела к возникновению многочисленных предместий, каждое из которых заселяли жители определенного происхождения: из одной области, одной профессии и т. п.
Арабские завоеватели постарались не оставить в Мемфисе ни следа от христианства (одно время Мемфис был центром ближневосточного монофизитства), и на его территории не осталось никаких построек того периода, за исключением монастыря Апы Иеремии в Саккаре.
Археологические раскопки на месте Мемфиса, вероятно, самая длительная научная работа за всю историю человечества: они длятся уже на протяжении последних двухсот лет. Но этого срока оказалось недостаточно: на сегодняшний день изучена только двадцатая часть территории Мемфиса.

Наши дни

В наши дни соседями Мемфиса стали несколько городков, а самый известный из них — Эль-Бадрашейн. Как и их предки тысячи лет назад, местные жители разводят овец, выращивают фрукты, делают сыр и масло. Но доходы от туризма растут, население переключается на обслуживание туристов, начиная от изготовления новоделов — якобы древнеегипетских статуэток — до работы гидами. Последний вид заработка сложно назвать надежным: храм Птаха часто бывает недоступен из-за внезапного поднятия грунтовых вод, затопляющих всю территорию древней столицы.
В 1979 г. некрополи Мемфиса — Саккара, Абусир, Дахшур и Гиза — были включены ЮНЕСКО в Список объектов Всемирного наследия.


Общая информация

Местонахождение: Северо-Восточная Африка, река Нил.

Административная принадлежность: мухафаза Каир, Арабская Республика Египет.

Ближайший город: Эль-Бадрашейн — 63 836 чел. (2006 г.)

Язык: арабский.

Этнический состав: арабы.

Религия: ислам.

Денежная единица: египетский фунт.

Цифры

Размеры некрополя: протяженность с севера на юг — около 7000 м, с востока на запад — от 500 до 1500 м.

Удаленность: 24 км к югу от Каира.

Климат и погода

Аридный (пустынный).

Средняя температура января: -13°С.

Средняя температура июля: +27°С
Среднегодовое количество осадков: около 20 мм.

Относительная влажность воздуха: 25%.

Экономика

Полезные ископаемые: песок, глина, известняк, базальт, алебастр.

Сельское хозяйство: растениеводство (зерновые, фрукты), животноводство (овцы).

Сфера услуг: туристические, торговые, транспортные.

Достопримечательности

Комплекс построек Мемфиса
  • пирамида Джосера (2690-2670 гг. до н. э.)

  • гробницы Первого Переходного периода (2170-2025 гг. до н. э.) и времени правления XXII династии

  • некрополь (археологические зоны Абу-Роаш, Гиза, Завиет-эль-Ариан, Абусир, Саккара и Дахшур)

  • комплекс пирамид фараона Пепи (Пиопи) II (главная пирамида Менх-анх, или «поворот жизни», и семь пирамид-спутниц)

  • храм бога Птаха (третье тысячелетие до н. э.)

  • Серапеум, статуя фараона Рамзеса II (конец XIV — середина XIII вв. до н. э.)

  • сфинкс фараона Аменофиса II (около 1353/1351 гг. до н. э.)

  • дворец фараона Мернептаха

  • малый храм Птаха

  • римские фаянсовые мастерские

  • дворец фараона Априеса

  • храм богини Хатхор

Любопытные факты

  • Высеченный из алебастрового монолита сфинкс фараона Аменофиса II имеет 4 м в высоту, 8 м в длину и весит не менее 80 т.

  • Сохранившиеся архитектурные памятники этого времени включают в себя, прежде всего, возведенный при Рамзесе II храм Птаха, бога-покровителя этого города, который почитался здесь вместе с супругой Сехмет и сыном — Нефертумом.

  • Стратегически важное местоположение города, контролировавшего как дельту Нила, так и близлежащие области вдоль речной долины, послужило причиной для появления еще одного названия города: Мехаттауи, или «весы обеих земель».

  • Если верить легендам, то фараон Пепи (Пиопи) II наследовал престол в шестилетнем возрасте и, по преданию, прожил до ста лет.

  • Комплекс пирамид фараона Пепи (Пиопи) II в Саккаре состоит из главной пирамиды Менх-анх («Поворотжизни») и семи пирамид-спутниц: четыре — ритуальных и три — для жен Пепи Нейт, Идут и Уджептен. У фараона были еще четвертая супруга — Пепи Имтес (в наказание за измену оставшаяся без пирамиды) и пятая — Анхесенпепи (по некой таинственной причине для нее фараон почему-то приказал построить лишь мастабу — усеченную пирамиду).

  • Подчиняясь культу священного быка Аписа, жрецы регулярно выбирали одного из самых красивых и внушительных живых быков как земное воплощение бога Птаха. Аписа доставляли в Мемфис, и празднества длились восемь дней. Затем быка приводили в храм Птаха, где он и оставался всю свою жизнь: ему прислуживали девушки, а жертвоприношения перед ним совершали первосвященники или даже сам фараон. Любое движение божественного быка (взмах хвоста, поворот головы и т. д.) воспринималось как предзнаменование и воля бога Птаха. Когда Апис умирал, весь Египет погружался в траур. Однако если бык доживал до 28 лет — возраста, в котором «умер» бог Птах, жрецы топили его в Ниле. Начиная с VII в. до н. э. умерших Аписов бальзамировали и погребали в саркофагах на кладбище Серапеум. При раскопках в Мемфисе были найдены захоронения девяти быков и огромные каменные столы для изготовления мумий священных быков.

  • В 639 г. арабский полководец Омар Амр ибн аль-Ас во главе 8-тысячного отряда окружил Мемфис и семь месяцев осаждал его. Осажденным почти повезло, когда сами осаждающие едва не погибли во время наводнения на Ниле, но воды отступили, и Мемфис был взят.

  • Из всех находок в Мемфисе наиболее известна загадочная «Птица из Саккары» — фигурка птички из сикомора, найденная в 1898 г. при раскопке одного из погребений Саккары, датируемая III-II вв. до н. э. «Птица из Саккары» получила широкую известность после 1972 г., когда каирский египтолог-любитель Халиль Мессиха заявил,что она представляет собой модель древнего летательного аппарата-планера.

Мемфис (Древний Египет) — Энциклопедия всемирной истории

Мемфис был одним из старейших и важнейших городов Древнего Египта, располагался у входа в долину реки Нил недалеко от плато Гиза. Он служил столицей Древнего Египта и важным центром религиозного культа.

Первоначальное название города было Hiku-Ptah (также Hut-Ka-Ptah ), но позже он был известен как Inbu-Hedj , что означает «Белые стены», потому что он был построен из сырцового кирпича, а затем окрашен. белый. Ко времени Древнего царства (ок. 2613–2181 гг. до н. э.) он был известен как Men-nefer («стойкий и прекрасный»), что было переведено греками на «Мемфис». Предположительно он был основан царем Менесом (ок. 3150 г. до н.э.), который объединил две земли Египта в единую страну. Цари раннего династического периода в Египте (ок. 3150-2613 гг. до н.э.) и Древнего царства (ок. 2613-2181 гг. до н.э.) правили из Мемфиса, и даже когда он не был столицей, он оставался важным торговым и культурным центром.

Удалить рекламу

Реклама

Город занимает видное место в истории Египта от самых ранних записей династической эры до династии Птолемеев (323-30 гг. до н.э.), но, несомненно, существовал ранее в додинастический период в Египте (ок. 6000-3150 гг. до н.э.). Расположение города у входа в долину реки Нил сделало бы его естественным местом для раннего поселения. С самых ранних времен и до конца древнеегипетской истории в римский период Мемфис играл важную роль в жизни людей.

Здесь правили

короля, на рынках велась торговля, великие религиозные храмы привлекали паломников и туристов, а некоторые из самых известных королей страны построили свои великие памятники в городе или рядом с ним. Александр Македонский короновал себя фараоном в Мемфисе, и Розеттский камень, стела, открывшая тайну египетских иероглифов, была первоначально выпущена из города.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

После аннексии Египта римлянами Мемфис начал приходить в упадок. Это было ускорено подъемом христианства в 4 веке нашей эры, когда люди перестали посещать старые храмы и святыни египетских богов. К 7 веку н.э., после арабского вторжения, Мемфис представлял собой руины, здания которых были переработаны на камень, чтобы заложить фундамент Каира и других проектов.

Название и значение

Историк III века до н. э. Манефон утверждает, что первый царь Египта Менес построил город после объединения Египта. В это время город был известен как Hiku -Ptah или Hut-Ka-Ptah означает «Особняк души Птаха». Птах, вероятно, был ранним богом плодородия в додинастический период, но к началу раннединастического периода был возведен в положение «Владыки истины» и «Творца мира». Он был богом-защитником области вокруг Мемфиса и стал божеством-покровителем города после того, как тот был построен в его честь.

Птах

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Другие надписи приписывают строительство Мемфиса преемнику Менеса Хор-Аха, который, как говорят, посетил это место, а не город, и настолько восхитился им, что изменил русло реки Нил, чтобы создать широкую равнину для строительства. Хор-Аха был приравнен к Менесу из-за различных надписей, но «Менес», по-видимому, был титулом, означающим «Тот, кто терпит», а не личным именем, и, возможно, был передан от первого царя. Первоначальным строителем города, вероятно, был Нармер, царь, объединивший Египет, известный как Менес. Легенда о визите Хор-Аха и отклонении реки, скорее всего, является версией более ранней истории, рассказанной о Менесе (Нармере), вокруг которого возникло множество легенд о чудесах.

Раннее название города Хат-Ка-Птах дало Египту греческое название страны. Сами египтяне называли свою страну Кемет , что означает «черная земля» из-за богатой темной почвы. Название Hut-Ka-Ptah было переведено греками как «Египтос», которое стало «Египет». Свидетельством могущества и славы раннего Мемфиса является то, что греки назвали страну в честь города.

Удалить рекламу

Реклама

Ранняя история

В ранний династический период город назывался Инбу Хедж («Белые стены»), потому что стены из сырцового кирпича были выкрашены в белый цвет и, как говорили, сияли на солнце за много миль.

Однако нет никаких доказательств того, что фактическое название города изменилось. Этот новый эпитет для города, вероятно, появился в начале Третьей династии Египта (ок. 2670-ок. 2613 г. до н.э.), когда к власти пришел Джосер. До этого царей хоронили в Абидосе, но ближе к концу Второй династии Египта (ок. 289 г.0-ок. 2670 г. до н.э.) они были похоронены недалеко от Мемфиса, недалеко от Гизы.

Говорят, что Джосер повысил статус города, сделав его своей столицей, но он уже был центром власти в Египте до его правления. Более вероятно, что он повысил престиж города, выбрав близлежащее место, Саккару, для своего погребального комплекса и гробницы-пирамиды. Белые стены города отражали бы статус этого царя и привлекали внимание к его вечному дому поблизости.

Египтолог Кэтрин А. Бард пишет: «Кладбище в Северной Саккаре находится на выступающем известняковом хребте, возвышающемся над долиной, и наличие больших надстроек с тщательно продуманными нишами было бы очень впечатляющим символом статуса» (Шоу, 72).

Городские стены, возможно, были окрашены в белый цвет, чтобы еще больше отразить этот статус. По словам египтолога Тоби Уилкинсона, это были не стены города, а стены центрального дворца, стены которых были выкрашены в белый цвет и дали городу его прозвище. Уилкинсон пишет:

Удалить рекламу

Реклама

Здание, известное как Белая Стена, с его выбеленным фасадом, должно быть, представляло собой ослепительное зрелище, сравнимое по своему символизму с Белым домом современной сверхдержавы. Другие королевские здания по всей стране были сознательно созданы по образцу Белой Стены. (31)

Однако нет никаких сомнений в том, что город был столицей объединенного Египта еще до Джосера и пользовался большим уважением, поэтому вполне возможно, что стены города или дворца были выкрашены в белый цвет еще до его правления. Бард отмечает, что «могилы высокопоставленных чиновников были найдены в соседней Северной Саккаре, а чиновники всех уровней были захоронены в других местах в районе Мемфиса.

Такие погребальные свидетельства позволяют предположить, что Мемфис был административным центром штата» (Шоу, 64). В ходе раскопок была обнаружена керамика и погребальный инвентарь времен Первой династии Египта, хотя Манефон утверждает, что Мемфис не становился столицей до Третьей династии.

Столица Старого Королевства

Во времена Старого Королевства город оставался столицей. Король Снефру (ок. 2613-2589 гг. до н.э.) правил в городе, когда он заказал свои великие пирамиды. Снеферу усовершенствовал искусство строительства пирамид и работы по камню, которое было начато визирем Джосера и главным архитектором Имхотепом (ок. 2667–2600 гг. До н.э.) в Саккаре. Преемник Снофру, Хуфу (ок. 2589–2566 гг. до н. э.), развил свой успех и построил Великую пирамиду в соседней Гизе. Его преемники, Хафре (ок. 2558–2532 гг. до н. э.) и Менкауре (ок. 2532–2503 гг. до н. э.), построили там свои собственные пирамиды после него. Мемфис, как столица, был центром и источником сложной и далеко идущей бюрократии, которая позволяла этим королям организовывать рабочую силу и ресурсы, необходимые для строительства их огромных комплексов и пирамид.

Ко времени правления первого царя 5-й династии Усеркафа (ок. 2498–2491 гг. до н. э.) Гиза представляла собой процветающий некрополь, которым управляли жрецы богов и который имел все аспекты маленького города, включая магазины, фабрики, храмы, улицы и частные дома. В это время Мемфис продолжал расти и отражал развитие Гизы. Храм Птаха стал важным религиозным центром, и по всему городу были воздвигнуты памятники в честь этого бога.

Удалить рекламу

Реклама

В то же время культ бога солнца Ра становился все популярнее, а жрецы Ра, управлявшие комплексами в Гизе, становились все могущественнее. Усеркаф, возможно, обнаружив, что в Гизе больше нет места для строительства, выбрал близлежащий Абусир в качестве места для своего погребального комплекса и построил в его честь храм Ра, первый из многих, построенных во времена 5-й династии, когда культ Ра росла популярность.

Пирамиды, Гиза, Египет

Shellapic76 (CC BY)

Во время правления короля 6-й династии Пепи I (ок. 2332–2283 гг. до н. э.) город стал известен как Мемфис. Историк Маргарет Бансон объясняет:

Пепи I построил свою прекрасную пирамиду в Саккаре. Этот погребальный памятник назывался Мен-нефер-Маре, «Установленная и красивая пирамида Мен-нефер-Маре». Название вскоре стало обозначать окрестности, в том числе и сам город. Он назывался Мен-нефер («непреходящий и прекрасный»), а затем Менфи. Греки, посетившие столицу спустя столетия, перевели это название на Мемфис. (161)

Короли 6-й династии неуклонно теряли власть над страной, поскольку ресурсы истощались, жрецы Ра и местные чиновники становились более богатыми и могущественными, а авторитет Мемфиса падал. Во время правления Пепи II (ок. 2278–2184 гг. до н. э.) власть царя неуклонно снижалась. Засуха принесла голод, который правительство в Мемфисе не могло облегчить, и структура власти Старого Королевства рухнула.

Восстание Фив

Мемфис продолжал служить столицей в начале эры, известной как Первый промежуточный период (ок.

2181–2040 гг. до н. э.). Записи об этом периоде часто путаются или отсутствуют, но кажется, что Мемфис оставался столицей на протяжении 7-й и 8-й династий, а короли утверждали для себя власть и легитимность правителей Старого Царства. Однако их центр власти в традиционной столице был единственным аспектом правления, который у них был общим с более ранними монархами Египта. Пока те развлекались верой в собственную власть, местные чиновники (номархи) уездов стали управлять своими общинами самостоятельно. Кажется, Мемфис все еще признается столицей, но это было только на словах.

Мемфис, как столица Древнего Царства, был центром и источником сложной и далеко идущей бюрократии, которая позволяла этим королям организовывать рабочую силу и ресурсы, необходимые для строительства их огромных комплексов и пирамид.

В какой-то момент либо в конце 8-й династии, либо в начале 9-й цари Мемфиса перенесли столицу в город Гераклеополь, возможно, в попытке каким-то образом оживить свою власть. Причины их переезда неясны, но они имели не большее отношение к стране в Гераклеополе, чем в Мемфисе.

Первый промежуточный период традиционно характеризовался как «темный век» хаоса, но на самом деле это было просто время, когда региональные губернаторы обладали большей властью, чем центральное правительство, и Египет больше не был объединен под властью одного сильного правителя. Номархи из разных районов достигли разного уровня успеха в зависимости от их личных талантов и ресурсов, но один город начал становиться более могущественным, чем другие, благодаря лидерству своих номархов.

Фивы были просто еще одним провинциальным городом в Верхнем Египте, когда к власти пришел чиновник по имени Интеф I (ок. 2125 г. до н.э.). Интеф I вдохновил фиванцев и бросил вызов власти царей Гераклеополя. Его преемники продолжали его политику, воюя против слабого центрального правительства, до правления Ментухотепа II (ок. 2061-2010 гг. до н.э.), который сверг гераклеопольских царей и объединил Египет под властью Фив.

Фивы теперь стали столицей Египта, и в этом городе возвышаются великие монументы, которые прежде были щедро воздвигнуты в Мемфисе. Считается, что ранний губернатор Ваханх Интеф II (ок. 2112–2063 гг. До н.э.) был первым, кто воздвиг памятник в Карнаке, а Ментухотеп II дополнил величие Фив своим собственным погребальным комплексом. Город оставался столицей только до правления Аменемхета I (ок. 19 г. до н. э.).91-1962 г. до н.э.), который перенес столицу на север в Ити-тави недалеко от Лишта.

Однако

г. Мемфис и Фивы продолжали оставаться важными религиозными и культурными центрами Среднего царства. Строительство великого Карнакского храма продолжалось в Фивах, а в Мемфисе росло количество святынь и храмов бога Птаха. Аменемхет I воздвиг храм Птаха в Мемфисе, и его преемники также покровительствовали городу, добавляя свои собственные памятники.

Даже во времена упадка Среднего царства при 13-й династии короли продолжали чтить Мемфис храмами и памятниками. Хотя культ бога Амона стал более популярным, Птах по-прежнему почитался в Мемфисе как божество-покровитель города. Мемфис продолжал оставаться важным культурным и торговым центром, торговавшим с районами по всему Египту и привлекавшим посетителей в храмы и святыни.

Мемфис в Новом Царстве

За Срединным царством последовала еще одна эпоха нестабильности и разобщенности, известная как Второй промежуточный период (ок. 1782–1570 гг. до н. э.) и характеризующаяся главным образом ростом могущества народа, известного как гиксосы, которые правили Нижним Египтом из Авариса. Они взяли под свой контроль египетские города из своей северной крепости и совершили набег на Мемфис, перенеся памятники обратно в Аварис. Хотя более поздние египетские писатели утверждали, что гиксосы разрушили египетскую культуру и угнетали народ, на самом деле они очень восхищались этой культурой и подражали ей в своем искусстве, архитектуре, моде и религиозных обрядах.

Колосс Рамсеса II

Шанель Уилер (CC BY-SA)

В Мемфисе имеются следы серьезных повреждений в этот период, когда гиксосы перенесли постройки в Аварисе и разрушили другие. Гиксосы были изгнаны из Египта Яхмосом I (ок. 1570–1544 гг. до н. э.) из Фив, который воссоединил Египет и положил начало периоду, известному как Новое царство (ок. 1570–1069 гг. до н. э.). Фивы снова стали столицей Египта, а Мемфис продолжил свою традиционную роль религиозного и торгового центра.

Все великие короли Нового Царства построили в Мемфисе храмы и памятники. Эхнатон (1353-1336 гг. до н.э.) построил храм своему богу Атону в Мемфисе в период Амарны, когда он закрыл храмы и изгнал поклонение всем другим богам. Рамсес II (1279–1213 гг. до н. э.) перенес столицу страны в свой новый город Пер-Рамсес (на месте Авариса), но почтил Мемфис рядом огромных памятников. Его преемники продолжали уважать Мемфис, который считался вторым городом Египта после столицы.

Религиозное значение и более позднее значение

Мемфис всегда пользовался высоким уровнем престижа с момента своего основания и продолжал им пользоваться даже после заката Нового Царства в Третий промежуточный период (1069–525 гг. до н. э.). Хотя в этот период ряд городов пострадал от запустения, статус Мемфиса остался неизменным. В 671 г. до н. э., когда ассирийский царь Асархаддон (681–669 гг. до н. э.) вторгся в Египет, он взял за правило разграбить Мемфис и увести важных членов общины обратно в свою столицу Ниневию.

Религиозное значение города, однако, гарантировало, что он переживет ассирийское вторжение, и он был восстановлен. Мемфис стал центром сопротивления ассирийской оккупации и снова был разрушен Ашшурбанипалом (668-627 гг. до н.э.), вторгшимся в 666 г. до н.э. Ашшурбанипал также разграбил Фивы и другие важные города и поставил ассирийцев на ключевые позиции по всей стране, чтобы сохранить контроль.

г. Мемфис вновь возродился как религиозный центр, а при саитских фараонах 26-й династии (664–525 гг. до н. э.) город был перестроен и укреплен. Там продолжали поклоняться богам Египта, особенно Птаху, и в их честь были построены новые святыни и памятники.

Алебастровый Сфинкс в Мемфисе

Ян Даффи (CC BY-NC-SA)

В 525 г. до н. э. персидский полководец Камбисс II вторгся в Египет, разгромил армию при Пелусии и двинулся на Мемфис. Он взял город и укрепил его, сделав его столицей сатрапии персидского Египта. Когда Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.) захватил Египет в 331 г. до н. э., он сам был коронован фараоном в Мемфисе, связав себя с великими монархами прошлого.

Во времена династии Птолемеев (323-30 гг. до н.э.), которая последовала за смертью Александра, греческие фараоны поддерживали город на его традиционном уровне престижа. Птолемей I (323–283 гг. до н. э.) уважал город и приказал захоронить там тело Александра в начале своего правления. Кроме того, он почтил Мемфис, когда основал свой новый культ Сераписа в соседней Саккаре. Птолемей II (283–246 гг. до н. э.) приказал перевезти тело Александра в Александрию и инициировал там ряд строительных проектов, включая Серапеум, большую библиотеку и университет. Александрия стала жемчужиной Египта и центром образования и культуры, но Мемфис начал приходить в упадок.

Однако город по-прежнему считался важным религиозным центром, и жрецы города были у власти наравне со светскими властями. Храмы и святилища богов были перестроены и отремонтированы при Птолемеях, и были возведены новые здания. Египтолог Алан Б. Ллойд пишет:

.

Жрецы базировались в многочисленных храмах, которые часто перестраивались или украшались во времена Птолемея и до сих пор представляют собой одни из самых впечатляющих и полных остатков культуры фараонов. (Шоу, 406)

Эти храмы в Мемфисе и других местах были не просто домами для богов и центрами поклонения, но своего рода фабриками, производившими одежду, артефакты и произведения искусства, такие как картины. Храмы Мемфиса поддерживали репутацию города на хорошем счету, но по мере того, как продолжалась династия Птолемеев, он уступил свой статус Александрии. Указ Мемфиса (более известный как Розеттский камень) был издан в 196 г. до н.э. Птолемеем V, и после этого город неуклонно теряет свой престиж.

Rosetta Stone

Попечители Британского музея (авторское право)

Закат Мемфиса

Династия Птолемеев закончилась со смертью последней царицы, Клеопатры VII (69-30 гг. до н.э.), и Египет был присоединен к Риму. Александрия с ее большим портом и учебными центрами стала центром римского управления Египтом, а Мемфис был забыт. С ростом христианства в 4 веке нашей эры Мемфис пришел в еще больший упадок, поскольку все меньше и меньше людей посещали святыни и храмы, а к 5 веку нашей эры, когда христианство было доминирующей религией Римской империи, Мемфис пришел в упадок.

Ко времени вторжения арабов в VII веке н.э. город лежал в руинах. Храмы, здания, святыни и стены были разобраны и использованы для строительства города Фустат, первой столицы мусульманского Египта, а также более позднего города Каира. В наши дни от города Мемфис ничего не осталось, кроме обрубков столбов, фундаментов, остатков стен, разбитых статуй и разбросанных кусков колонн возле деревни Мит Рахина.

Объект был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия в 1979 г. н.э. как место, имеющее особое культурное значение, и продолжает оставаться популярной туристической достопримечательностью с музеем. Алебастровый сфинкс и колосс Рамсеса II особенно впечатляют, и это место вызывает у посетителей такое же восхищение в настоящем, как город Мемфис в древнем прошлом.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Мемфис Египет, древний город Мемфис

Мемфис Египет, Древний город Мемфис

Исследование Мемфиса , Столица Древнего Египта

Исследовательское общество Египта проводит археологические раскопки и Мемфис окрестности с 1981 года. Краткое изложение целей и достижений проекта опубликовано в Archeology International 1999/2000. В настоящей статье полевой директор сообщает о прогрессе, достигнутом с тех пор, и рассматривает некоторые контекстуальные аспекты этого исследования древнеегипетской столицы.

Осадки от эрозии. Древний Мемфис , расположенный к югу от Каира , был столицей Египта на протяжении большей части периода фараонов . Он был предметом исследования Египетского исследовательского общества с 1981 года, отчет о его работе был опубликован в Archeology International 1999/2000.

Десять лет спустя мы можем сообщить о прогрессе, достигнутом с тех пор, и рассмотреть некоторые контекстуальные аспекты этого обзора древней египетской столицы . Мемфис был построен в ключевом месте в устье дельты Нила или рядом с ним, в 20 км к югу от центра современного Каира.

Он не только командовал рекой подходами из долины в дельту и Средиземноморьем , но также образовывал узел многочисленных маршрутов через пустыни к 909 9018 Красное море. Он расположен в необычно узком участке долины, что, безусловно, повысило его способность контролировать движение и противостоять вторжению в реку рядом с современным элитным некрополем Саккара, Завиет Арьян, 9. 0189 Гиза и Абу Раваш ; впоследствии она мигрировала, возможно беспорядочно, за последние пять тысяч лет к восточной стороне поймы, и сегодня течет близко к более старым каменно-гравийным слоям восточной (аравийской) пустыни.

Динамика этого долгосрочного сдвига до сих пор до конца не изучена: вероятно, есть несколько причин, таких как отложение эолового песка на западе от Старого Царства ( 2500 г. до н.э. ) и далее, а также формирование аллювиальных песчаных и илистых островов как часть естественного режима Нила , возможно, усиленного и дополненного деятельностью человека, такой как строительство кротов и земляных валов для защиты существующих поселений от эрозии.

Местонахождение Мемфис Одним из самых неизвестных в Мемфисе является то, где находилось поселение в то время, когда строились пирамиды , эти погребальные сооружения-монстры, конечно, всемирно известны, но ничего физически известно о городе, который они отражают, кроме новых и эфемерных городов, построенных возле каждого из пирамиды для размещения рабочей силы и ее администраторов; наиболее известным из них является « затерянный город пирамид », расположенный к юго-востоку от группы пирамид Гизы , и в настоящее время исследуется Марком Ленером и его командой.

Основное поселение в Мемфисе , однако, действительно утеряно: до сих пор в пойме не было найдено никаких построек на месте, датируемых ранее Среднего царства (2040–1640 гг. до н. э.). Это, без сомнения, связано в основном с подъемом поймы, вызванным ежегодным разливом Нила и отложением ила (по консервативным оценкам, в среднем метр за 1000 лет), отчасти также с изменением курса река и необходимость того, чтобы город следил за ее движениями.

С момента публикации «Описания Египта», колоссального научного отчета о Египте в прошлом и настоящем , возникшем в результате военного и культурного вторжения в Египет Наполеона Бонапарта в конце восемнадцатого века, мудрость заключалась в том, что Мемфис 90 189 располагался вокруг современного города Мит-Рахина 90 190, посреди 90 189 поймы между Саккарой и Нилом 9.0190 .

Мы задались вопросом, была ли на ранних стадиях потребность в едином зародышевом участке: ввиду узкой полоски земли, доступной к западу от реки, и ослабленного характера скоплений пирамид, мы предположили, что расположение города могло быть относительно изменчивым до того, как гавани принимали речное судоходство, по крайней мере, во время наводнения, но трудно понять, как это сработает в этом случае.

Возможно, более вероятно, что к храмам подходили по суше с настоящего речного причала дальше на восток. Мы намеревались добиться большего прогресса в этой области, но в последние несколько лет нашей программе препятствовало решение Высшего совета древностей (SCA) широко строить у подножия откоса, с очень небольшими возможностями для нас. вовремя среагировать: наш основной участок раскопок теперь находится под подъездной дорогой, соединяющей туристический вход с некрополь с охранно-административным комплексом севернее.

Вдоль края откоса была построена бетонная ограждающая стена, фактически создавшая археологическое гетто погребальных памятников на плато Саккара , так что малоизвестная и малоизученная зона внизу теперь недоступна. Поэтому мы вынуждены обратиться к другим аспектам места и региона, чтобы продвинуть вперед некоторые идеи, которые мы сформулировали.

Раскопки Для изучения предварительных находок местных кернов отложений мы провели два пилотных раскопа у подножия уступа. Первый из них показал неожиданный уровень активности в последовательности песчаных слоев, покрывавших более древнюю пойму, во время птолемеевского и римского периодов ; близлежащее ядро ​​убедительно свидетельствует о том, что здесь, на более низких глубинах, можно было ожидать раннее династическое заселение.

Вторая площадка, более масштабная экспозиция в непосредственной близости от обрыва, лежала поперек линии северной стены ограды Птолемеевско-римский Анубион ( храм Анубиса ), который служил полезной фиксированной точкой, датируемой структурой, с которой можно связать более ранние уровни. В этих раскопках был достигнут хороший прогресс, но для того, чтобы мы могли проникнуть в более глубокие отложения, которые, как мы полагаем, содержат очень раннее заселение, потребуется оборудование для обезвоживания.

Мы уже переместили реку Нил на восток, и старые прибрежные поселения оказались заброшенными. Одна из самых известных традиций, связанных с ранним Мемфисом (обнаруженная в трудах 9 г.0189 Геродот , , посетивший Мемфис в пятом веке до нашей эры ) заключается в том, что город был основан в году царем по имени Менес , который отвел реку, чтобы создать сушу для строительства.

Хотя гидрологические технологии египтян того времени, вероятно, не были приспособлены для такого рода манипуляций, в описании может быть зерно историчности, если мы предположим сочетание природных процессов и вмешательства человека.

Конечно в Геродот 9В 0190-е годы, когда Египет находился под властью персов, а затем в году птолемеевского периода года, город был защищен обширной и тщательно поддерживаемой речной обороной, и его версия событий вполне может быть проекцией в прошлое при существующих условиях. Компьютерное моделирование движения Нила за последние пять тысячелетий, проведенное командой Джудит Банбери (Judith Bunbury) за последние пять тысячелетий, основанное на зарегистрированном поведении реки за последние триста лет, открыло множество интересных возможностей. Высока вероятность того, что вершина дельты, место, где река начинает раздваиваться на разветвленное образование, в прошлом располагалась гораздо южнее (выше по течению).

Сегодня вершина дельты находится в районе Авсим , примерно в пятнадцати километрах к северо-западу от центра Каир ; прогнозы предполагают, что в 90–189 годах раннего династического периода / периода Старого царства река начала разделяться около Мемфиса 90–190 годов, в девятнадцати километрах к югу от Каира, и что с тех пор вершина дельты постепенно мигрировала на север. Это имеет важные последствия для местонахождения пирамиды годов: знаменитая Ступенчатая пирамида Джосера (Третья династия, ок. 2620 г. до н.э.), построенный в г. Саккара г., в то время, когда г. Верхний и Нижний Египет г. ( г. Долина Нила и Дельта г.) действительно формировались в единую политическую единицу, возможно, был предназначен для обеспечения виды не только на просторы поймы дельты (которой она и по сей день является), но и на идеологически важную точку, в которой река начала расступаться.

Точно так же важный храм, посвященный Нилу (и условному «происхождению» вод Дельты) был расположен в более поздние времена на восточном берегу к северу от Мемфиса. Важные улики из-под улиц современный Каир также дает более полную картину того, как вел себя Нил в римский период, особенно в Траяновой крепости Вавилон.

Более подробный экологический контекст для древнего русла Нила с течением времени также помог нам изучить некоторые феноменологические аспекты топографии Мемфиса: например, мы поставили под сомнение доступную взаимосвязь между Мемфисом и Гелиополис (когда-то центр солнечного культа Ре , а теперь часть промышленного пригорода на северо-востоке Каира) мог определить местонахождение некоторых пирамид и (во времена Пятой династии) сопутствующих им солнечных храмов.

Точно так же мы предположили, что изменения в размерах пирамиды (давно являвшиеся предметом споров) были вызваны не столько падением состояния правителей Египта, сколько тем, откуда они должны были быть видны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *