Место жительства деда мороза: резиденции в Великом Устюге, в Москве, Калуге и других городах – подробный обзор

Содержание

Великий Устюг место жительства Деда Мороза

Дети в Деда Мороза верят, взрослые — нет. При этом ни те, ни другие не задумываются над тем, откуда же взялся этот мифический персонаж и где он, собственно, обитает. И если происхождение седовласого старца до сих пор вызывает много споров, то получить ответ на второй вопрос сегодня, как ни странно, гораздо проще, чем, скажем, несколько лет назад. Подавляющее большинство, не задумываясь, ответит, что стараниями московского мэра Дед Мороз получил прописку в Великом Устюге — там находятся его главная резиденция и почта и там же собираются построить его грандиозный ледяной дворец. Но вот почему выбор пал именно на этот северный город и что вообще представляет собой Великий Устюг, расположенный в четырехстах километрах от Вологды, ответит далеко не каждый.

А между тем этот город на протяжении многих столетий играл в судьбе России очень важную роль, правда, к Деду Морозу она не имела ровным счетом никакого отношения.

Начиная с XIII века Устюг становится крупным поселением, в задачи которого входила оборона границ Владимиро-Суздальской земли, а затем и северо-западных рубежей объединенного Русского государства. Правда, вскоре эти рубежи отодвинулись настолько далеко, что оборонять стало практически нечего и незачем. Не последнюю роль в этом расширении государства сыграли устюжане, отправлявшиеся на освоение Сибири и Дальнего Востока. Достаточно упомянуть, что такие люди, как Семен Дежнев и Ерофей Хабаров, оставившие свои имена на карте России, были родом из Великого Устюга. Кстати, слово «Великий» в официальном названии города появляется именно в то время, то есть в XVI веке. Хотя в первую очередь это произошло благодаря торговле и искусным ремеслам, которые в то время расцвели в этих местах буйным цветом. Конечно, очень большую роль в подобном возвышении города сыграло, как это обычно бывает, выгодное географическое положение. Причем это даже нашло свое отражение в названии. Ведь Устюг — это не что иное, как устье реки Юг, в котором и было основано поселение: в месте слияния с рекой Сухоной.

Самой главной улицей Великого Устюга, практически его витриной, очень быстро становится набережная. Здесь возводят лучшие дома и богатейшие храмы, которые могли поспорить своим убранством с величайшими соборами России. По некоторым данным, деревянный храм, построенный в Великом Устюге, был даже выше, чем колокольня Ивана Великого в Москве. Увы, но с тех времен фантастического деревянного зодчества до наших дней ничего не дошло. Гигантские размеры не могли защитить резные церкви от молний, а, скорее, наоборот, способствовали многочисленным пожарам. Они-то и уничтожили все деревянные постройки тех времен. До нас дошли уже каменные храмы других веков — XVII и XVIII. Правда, не все. Из более чем пятидесяти храмов сегодня можно увидеть только двадцать восемь. На самом деле, это очень много. Ведь они сохранились вопреки почти вековому господству большевиков, о чем по-прежнему напоминает статуя вождя мирового пролетариата, установленная по средневековой традиции все там же — на набережной.

Между прочим, соучастники этого самого вождя чуть было не уничтожили Деда Мороза как класс. После переворота 1917 г. и Рождество, и елка, как его непременный атрибут, и сам дед Мороз были запрещены. Лишь в 30-х гг. Деда Мороза с елкой вернули. Но уже как символ не Рождества, а Нового года.

Сегодня деревянное зодчество Великого Устюга самым непостижимым образом возродилось вновь. Было решено, что именно этот стиль лучше всего подходит для дома Деда Мороза, который, как мы уже говорили, поселился в Великом Устюге. Вначале его вотчину собирались построить в нескольких километрах от города, в деревне со вполне подходящим названием — Морозовица. Здесь находится Троице-Гледенский монастырь, возведенный, по преданию, на месте древней крепости Гледень, самого первого укрепленного пункта этих мест, разрушенного чудскими племенами в XII веке. Именно здесь, по древней легенде, поселился Мороз, которого устюжане считают прообразом современного Деда Мороза.

Правда, наиболее устоявшаяся теория происхождения Деда Мороза трактует события несколько иначе. Дело в том, что корни седовласого старца нужно искать гораздо раньше — около шести тысяч лет назад — в ведической религии единой индоевропейской нации. Считается, что именно их главный бог — творец Вселенной Варуна и стал прародителем почти всех современных олицетворений зимы — финского Йоллопукки, Санта-Клауса, французского Пер-Ноэля, нашего Деда Мороза и многих других. Практически во всех народностях сложился образ небесного старика, владыки природы и ночи, снега и холода. Только вот имена теперь у всех них разные, хотя и имеют все они одного предка. В России обращение «дед» до XIV века не применялось к живым людям и имело отношение исключительно к давно умершему прародителю.

Легенда Великого Устюга носит более локальный характер. Дело в том, что упоминаемый нами Мороз был младшим братом Водолея. Старший брат правил водами летом, а младший — Мороз — зимой. Но однажды вышла между братьями крупная ссора. И разошлись их пути в разные стороны. Водолей пришел на то место, где сейчас находится Великий Устюг, и построил красивейший город. Ну а младший много лет скитался по миру, пока не поселился, в поисках примирения, рядом, в деревне Морозовица.

То, что основателем города был Водолей, устюжане не забыли. Этот герой и сегодня изображен на гербе города. А вот про младшего брата до недавнего времени как-то не вспоминали. И только несколько лет назад он был, то что называется, восстановлен в правах. И теперь вся Россия знает, что Великий Устюг — это родина Деда Мороза. Впрочем, даже если вы этого и не знали, то обязательно поймете, оказавшись в этом городе. Напоминания об этом можно встретить буквально на каждом углу.

Здесь, например, находится его почта, куда дети со всей России теперь шлют ему письма. Можете быть уверены, ни одно письмо не останется без ответа. Некоторые приезжают в гости к Деду Морозу, чтобы покататься с ледяных гор, познакомиться с его медведями и волками, а также увидеть, как он живет в своем резном деревянном доме: рабочий кабинет, где он знакомится с письмами и телеграммами, огромная спальня и гостиная.

После встречи с Дедом Морозом каждый ребенок получает подарок и грамоту в память об этом удивительном событии. Ведь такое, согласитесь, бывает в детской жизни далеко не каждый день.

У Деда Мороза должны быть густые серебряные волосы и такая же борода — это символы богатства, могущества, благополучия, счастья.

На руках — трехпалые варежки белого цвета, расшитые серебром, — это знак чистоты и святости всего, что дает он из своих рук.

Одет Дед Мороз в белую, украшенную белыми же геометрическими орнаментами льняную рубаху — это символ чистоты, священного знания и принадлежности к миру богов; а сверху — в красную, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом шубу, красную рогатую шапку, украшенную жемчугом. Подпоясан белым с красным орнаментом поясом — символом связи потомков и предков. Обут в серебряные или красные, шитые серебром сапоги.

Хрустальный посох Деда Мороза завершает лунница или серебряная голова быка — символы власти над водой, Луной и миром предков.

Сопровождающая Деда Мороза Снегурочка должна быть одета исключительно в белые одежды. Иной цвет в традиционной символике не допускался. Голова ее украшена восьмилучевым венцом, который также засвидетельствован древними текстами.

Сегодняшний Великий Устюг — город с населением 35,4 тысячи человек, пристань и порт на реке Сухоне, туристический центр и уникальный город-музей под открытым небом. Он славится серебряно-черневыми изделиями всемирно известного завода «Северная чернь», изделиями фабрики «Великоустюгские узоры», сохранившимися народным промыслом XVIII века — резьбой по бересте и дереву. Далеко за пределы России идет продукция красавинских ткачей и Великоустюгской кисте-щеточной фабрики, а устюгские валяные сапоги – «валенки», согревают жителей Крайнего Севера и средние полосы России.
Великий Устюг и его окрестности одно из красивейших мест Вологодской области и всей России.

Дед Мороз: эмигрант с юга или дух Севера

01.2022 в 10:51 Культура 6585

Поделиться

by Choo Chen Liang

Около семи с половиной сотен километров на юг – путь неблизкий. Что заставило бородатого кудесника перебраться в края с более умеренными температурами? Отнюдь не климат. Сейчас уже и не помнят, что до 1989 года Дед Мороз был бездомным.

Вернее, было у него место жительства, но какое-то неопределенное – Арктика, где не было у деда ни кола ни двора. А вот с 1989-го, по инициативе креативных умов местного обкома ВЛКСМ, дедушка обрёл вполне себе сносную и логичную прописку в Архангельске, где прожил худо-бедно с десяток лет.

Как выселяли дедушку

Кстати, многие дети и до этого писали письма «на деревню дедушке» – то есть на адрес самого северного отделения почты: остров Хейса на Земле Франца-Иосифа в Архангельской области, где располагалась полярная станция. По умолчанию дальше архангельского главпочтамта письма не шли. Со всего союза слетались сюда адресованные волшебнику просьбы и желания, пока деда не использовал в своей игре более могучий и богатый кудесник тех лет московский владыка Лужков. Полсотни миллионов из бюджета толстой Москвы – сумма по тем временам нехилая. На неё московские риэлторы определили Морозу новое местожительства: федеральный комитет по связи мановением длани повернул эпистолярную реку вспять – Деду Морозу пришлось собрать манатки и переселиться с приполярного устья Северной Двины к её истоку – в Великий Устюг.

Дед особенно и не ерепенился – в Устюге оказалось комфортнее. Да и Архангельск отпустил постояльца без слёз – просто молча и на суровых щах… не пришёл на вокзал. 

Архитектурно-парковая… промзона

Дело даже не в том, что Архангельск прошляпил очередной бренд, а в том, что кроме почты и нескольких вялых мероприятий город ни на что больше не разродился. Тогда мы даже не сумели поселить Деда в сказочных Корелах, Каргополе, Мезени, Пинеге или Кенозерье – да мало ли у нас красивейших ландшафтных и исторических мест. Проект «Деревня Деда Мороза» решили расположить в Соломбале, куда он, по мнению «министерства магии» удачно вписался. На то, что от Соломбалы кроме исторического названия ничего не осталось, внимания никто не обратил. Ландшафт, где вроде бы до сих пор располагается домик дедушкиной почты, – некая промзона, рядом загаженная речка Соломбалка и спальные районы с серыми панельками. Всё это было названо «архитектурно-парковым комплексом». В общем, удачно сплавили деда на юга, а вместо него придумали менее затратного и неприхотливого персонажа.

Морозозаменитель

Резвость, которую проявляли тогдашние власти города, объявляя Архангельск «родиной Снеговика», заставляла задуматься о вменяемости руководства и перечитать старину Фрейда на предмет странной одержимости одного из архангельских городничих круглыми белыми шарами и морковками. Но Снеговик, как ни крути, – фигура незначительная, в мире широко распространённая, а потому и особого интереса ни у архангелогородцев, ни тем более у туристов не вызвавшая.

А что происходило тем временем в Устюге? В 1998-м город запустил туристический проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». В город едут туристы из Москвы, Питера и со всей страны. По словам состряпавшего сделку с Лужковым бывшего вологодского губернатора Позгалева, только за первые три года проекта число посетивших Великий Устюг туристов увеличилось в 16 раз, товарооборот в городе вырос в полтора десятка раз, снизилась безработица. Северному Архангельску остается лишь стенать об упущенной возможности и совать куда ни попадя своего Снеговика. Да встречать время от времени своего земляка-эмигранта, а ныне южного гостя – Деда Мороза.

Корпоративный святой

Свято место пусто не бывает – как только спровадили своего деда, его место занял плохо говорящий по-русски заокеанский Санта Клаус.

С шумом и гиканьем, на фуре, гремящей бутылками с американской секретной коричневой шипучкой, потрясая родные просторы фирменным «хо-хо-хо!», кудрявобородый пузан из зомбоящика въехал в головы русской детворы.

Пластмассовые и из папье-маше, Деды Морозы сгинули на антресолях, а под ёлкой обосновался гремящий колокольчиком Санта «made in China», прихватив, впрочем, дедову внучку Снегурочку, которую по привычке ставят рядом.

Если поколения постарше ещё как-то помнят классического сурового, но справедливого и, в общем-то, доброго старикана, то современный народ – жертва американского кинематографа и фаст-фуда – всё больше ассоциирует приход нового года не с наступлением морозов, не с одетыми в серебряные шубы деревьями, а с телерекламой кока-колы.

Куцый красный кафтанчик американца, отороченный белым мехом, – это не что иное, как скрытая реклама напитка с секретной формулой. Начиная с 30-х годов прошлого века, компания «Кока-кола» замутила крупнейшую в своём роде рекламную акцию и фактически присвоила толстого деда – автор образа художник из Чикаго Хэддон Сэндблом нарядил его в корпоративные красно-белые цвета. Практически с тех же самых пор в сознании людей прочно укоренилась связь напитка с загадочным и невнятным содержимым с рождественским персонажем, в котором мало что осталось от его прототипа – Святого Николая Мирликийского. Санта эмигрировал в Америку вместе с голландцами, основавшими в Новом свете Новый Амстердам – современный Нью-Йорк, где уже в XX веке стал популярен, благодаря комиксам Томаса Наста и всё той же кока-коле. Через КПП на Либерти айленд в Америку его пропустили, по обыкновению сократив длинное голландское «Sinterklass» до простого и по-американски фамильярного «Санта».

Современный Санта Клаус – полностью американизированный мужчина, любящий гамбургеры, колу, страдающий лишним весом, на него трудится целая армия одетых в униформу карликов, пашущих за пределами США от зари до зари на конвейере рождественских подарков. Вполне в духе любой американской корпорации. В нём не осталось ничего ни от христианской мифологии, ни даже от язычества, из которого христиане и позаимствовали основную волшебную функцию своего героя. За исключением, разве что, места жительства: Санта живёт где-то на севере: в Лапландии или на Северном полюсе – не важно.

Дед Мороз: Эволюция. От Чернобога и Велеса до новогоднего кудесника

В отличие от продукта заокеанской индустрии, русский Дед Мороз во многом сохранил в себе следы древнего грозного повелителя холода, хотя и подвергся общемировому, прости господи, тренду.

Уже во второй половине XIX века, при Александре II, в официальном фольклоре присутствовали некто «старый Рупрехт» и «дедушка Николай». Но странные для Руси образы не прижились.

Внешний облик современного новогоднего деда сформировался под влиянием сказки Одоевского «Мороз Иванович», опубликованной в 1840 году. Образ этот уже узнаваем: это седой старик, который «как тряхнёт головой – от волос иней сыплется». Живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.

После октябрьских событий 1917-го в России Дед Мороз вместе с остальным неблагонадежным элементом попал в опалу. Окончательно его выперли из страны в 1929-м, но уже через шесть лет он смог вернуться: в тех же тридцатых советское правительство разрешило-таки буржуазному персонажу вернуться в рабоче-крестьянский фольклор. Большевики дозволили проводить ёлки и воротили сказочного персонажа в новогодний обиход. Но Дед вернулся уже политически выверенным советским гражданином. В январе страшного 37-го он вместе со своей внучкой Снегурочкой встречал детей и политработников в кремлевском Доме Союзов. Дед прожил со страной все знаковые события: летал на ракете в космос, водружал флаг СССР на Северном полюсе, с автоматом в руках гнал гитлеровские армии…

У Деда Мороза богатая боярская шуба, длинная борода – всё выдает в нем патриархальные допетровские представления о зимнем воеводе, повелителе вьюг и метелей. Древние славянские корни у Мороза во всём – он может не только одарить, но и наказать, заморозить. Это древний природный дух, стихия, которую принято было зазывать в дом, угощать блинами и кутьей – традиционной поминальной пищей. Это связано с представлениями о Морозе как повелителе потустороннего мира. Восточные славяне представляли его в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Чем более лютая зима, тем богаче будет урожай.

Настоящие имена Мороза Ивановича

Интернет-шуточка про попавших на новогоднюю ёлку в России насмерть перепуганных американских детей, когда их русские сверстники начали хором звать: «Dead Morose!» (с англ. «угрюмый мертвец»), похоже, ближе к истине, чем кажется на первый взгляд.

Одно из истинных имён новогоднего деда –  Посвист, внук Стрибога. Он владыка зимних бурь и снежно-ледяной стихии. По сведениям Густинской летописи, «с его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег».

Другое имя – Карачун, ипостась Чернобога. Он студил землю и укорачивал дни. Его слуги – медведи-шатуны, волки-метели, птицы-вьюжницы и души насмерть замёрзших людей. Словом, Карачун – это такой Король Ночи из «Игры престолов».

Кстати, он совсем недавно был побеждён Колядой – богом Нового Солнца. Его время приходится на период за пару недель до зимнего Солнцеворота и дня три-четыре после него. То есть Новый год по-настоящему наступил ещё вечером 21-го, а по древней традиции праздновался 25 декабря.

Чуть подробнее об этом в нашем предыдущем материале.

Зимник – бородатый босой старичок с железной булавой в руках. В народе верили: если зимой заходит из лесу в деревню старик с белыми как снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, босой, в тёплой зимней одежде и с железной булавой в руках – жди жестокой стужи.

И ещё одна загадочная версия морозовой генеалогии – Троян. Он боится солнечного света. Тропа на тот свет – Троянова тропа – Млечный путь. Хозяин зимы, Троян – бог рогатого месяца и Луны, снега, дороги, воплощался среди смертных в виде тура. Он был судьей, судящим живых и мёртвых. Ему приписывали владычество над тёмными силами, зимней стужей, ужасом и ночным мраком.

Мороз – богатырь, кузнец, сковывающий реки льдом, от удара его посоха по углу избы трескается бревно. Он один из великих богов русского языческого пантеона, чьи идолы были установлены в Киеве незадолго до крещения Руси. Он – сын Мары Яги, зимняя ипостась Велеса – особо почитавшегося на Русском Севере и вообще на Руси вестника богов, проводника умерших душ, скотьего бога, покровителя богатства, торговли, мудрости, колдовства. От его имени, кстати, возможно, произошло слово «власть». В «Договоре русов с греками» от 907 года Велеса называют «богом всей Руси». Это наиболее древняя и загадочная генеалогия, по которой дом Мороза находится в Велесовых чертогах – созвездии Большой Медведицы. В Велесовы дни в начале января окликали в печную трубу мёртвых, одевали звериные маски, одежду мехом наружу. Звали на трапезу Мороза с просьбой не бить летний урожай. Вход в его царство открывается через замёрзший колодец. И вряд ли ему понравилась бы немецкая традиция вырубать в лесах ели, поскольку он был покровителем всего растущего и живого. Даже нынешний христианизированный Дед Мороз всегда окружен всяким лесным зверьём.

У нас в последнее время стало принято пышно обставлять срубание вековой ели, пожертвованной Кремлю. Ель, как правило, старше прадедов тех людей, которые водят хороводы сначала вокруг ёлки, потом вокруг пня и гордятся, что их дерево поехало неделю-другую простоять в Москве. Это уже не воля природного древнего бога, а торжество «венца творения», который даже не представляет, на что способен настоящий Мороз, наивно путая его с ряженным в поеденную молью шубу артистом ТЮЗа.

Дед Мороз и православие

Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу ещё в начале XX века было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческая персонификация зимы и мороза и волшебник, что противоречит христианской доктрине. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что церковь поддержит проект «Великий Устюг – Родина Деда Мороза», только если в «официальной биографии» Деда Мороза будет упомянуто, что он принял крещение. А по словам зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонаха Филиппа, усиление культа Деда Мороза и Снегурочки во время празднования Нового года является «нездоровым неоязыческим проявлением».

Менее строго высказывался в 2000 году, во время своего визита в Вологду, митрополит Сергий: «… Дед Мороз – это добрый персонаж, знакомый каждому из нас с детства. И нужно помнить об этом, нужно различать персонажи добрые и злые. Мне кажется, что образ Деда Мороза – это нормальное развитие нашей светской духовной традиции».

P.S. Сегодня статуя Деда Мороза в Архангельске сидит в самом центре города возле магазина с товарами из Великого Устюга, правда, похож он больше на садового гнома – а чего ждать от южного гостя. А вот вмешательство настоящего древнего духа сейчас Русскому Северу не помешало бы – очень уж интенсивно начала копошиться в наших лесах разная нечисть.

В этом году местного Деда поселили-таки в Малых Корелах для развлечения туристов, но ненадолго – вроде бы до конца января. Однако сколько-нибудь серьёзные позиции в качестве регионального достояния здесь он давно уже утратил.    

Подписаться

Авторы:

Правительство РФ Армия РК Красный Яр Дмитрий Песков Архангельск Россия Москва Киев США Вологда Нью-Йорк Арктика Грозный

  • 14 июля

    В краях Григория Распутина

  • 14 июля

    И в дом, и в баню: как догазификация помогает жителям Рославля экономить более десяти тысяч в месяц

  • 12 июля

    Один дома

Что еще почитать

  • Откроет ли Турция проливы для кораблей НАТО после окончания зерновой сделки

    4687

    Татьяна Антонова

  • Военный эксперт Гундаров предположил, почему не сработала защита Крымского моста от терактов

    Фото Видео 17643

    Ольга Божьева

  • Военный эксперт Дандыкин: «У охраны Крымского моста должен быть один начальник»

    Фото Видео 8531

    Светлана Самоделова

  • Эксперты назвали типы беспилотников, использованных для атаки на Крымский мост

    Фото Видео 8157

    Сергей Вальченко

  • «После хлопка погас свет»: рассказ очевидца взрыва на Крымском мосту

    Фото 56069

    Виктория Чумакова

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Туристка рассказала о пробке перед Крымским мостом: досматривают даже детей

    37613

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Британские фантазеры: ВСУ зайдут в Крым через месяц

    13569

    Крым

    crimea. mk.ru фото: МК в Крыму

  • Что стало причиной самого страшного в Карелии железнодорожного ДТП

    Фото 10845

    Карелия

    Александр Трубин

  • 7 июля – день Ивана Купалы, что можно, а что строго запрещено делать в большой праздник

    Фото 9761

    Псков
  • ЧП на Крымском мосту: движение в Крым остановлено

    Фото 3808

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • В Новосибирской области жители заявили о зверском убийстве председателя СНТ «Автомобилист»

    3373

    Новосибирск

    Дарья Мелехова

В регионах:Ещё материалы

Гостиницы и размещение в Деревне Санта-Клауса

Остановитесь в комфорте и стиле посреди арктической природы в Деревне Санта-Клауса. От коттеджей до вилл для отдыха, от стеклянных иглу до снежного отеля, полностью сделанного из снега и льда, вы найдете варианты размещения с уникальной атмосферой для вашего отпуска.

Остановитесь в комфорте и стиле посреди арктической природы в Деревне Санта-Клауса. От коттеджей до вилл для отдыха, от стеклянных иглу до снежного отеля, полностью сделанного из снега и льда, вы найдете варианты размещения с уникальной атмосферой для вашего отпуска.

Великолепное размещение в Деревне Санта-Клауса

Хотели бы вы полюбоваться северным сиянием прямо из своей постели и крепко заснуть под звездами Лапландии? Ночь за полярным кругом — это прекрасный опыт в любое время года.

Деревня Санта-Клауса и близлежащие районы предлагают самые замечательные варианты размещения:

  • Гостиницы и даже снежный отель
  • Размещение в стеклянном иглу
  • Коттеджи и роскошные виллы
  • Апартаменты для отдыха
  • Стоянка для кемперов и прицепов

Откройте для себя жилье

Выберите категорию

Выберите сезон

Выберите область

  • Деревня Санта-Клауса

    Все для идеального отдыха в Деревне Санта-Клауса! Испытайте…

  • Arctic Holiday Services

    Идеальный выбор для тех, кто ищет уникальное жилье…

  • Lystikämä Country & Lake Retreat

    Добро пожаловать в Lystikämä Country & Lake Retreat на берегу озера…

  • Коттедж Санты

    Уютный домик в рождественской тематике лиса шесть! Коттедж Санта-Клауса — уютный…

  • Hotel Metsähirvas

    Отель Metsähirvas предлагает идеальные условия для взыскательного отдыха или бизнеса…

  • Arctic Snowhotel & Glass Igloos Rovaniemi

    Arctic SnowHotel & Glass Igloos Rovaniemi, расположенный в 25 минутах езды (30 км)…

  • Apukka Resort Rovaniemi

    Apukka Resort Rovaniemi – курортный отель в арктической глуши в столице…

  • Apukka Rovaniemi City Apartments

    Новые стильные апартаменты в городе Рованиеми! Адрес: Korkalonkatu 36, центр города Рованиеми,…

  • Отель Nova Skyland

    Отель Nova Skyland На Полярном круге, в объятиях леса вокруг Санта-Клауса…

  • Полярный круг Санта-Клауса

    Стеклянные иглу на Полярном круге в Рованиеми Полярный круг Санта-Клауса,…

  • Glass Resort

    24 Premium Glass Apartments и Premium Lodge в Glass Resort…

  • Arctic SnowHotel посещение

    Посетите один из самых больших снежных отелей в мире – Arctic SnowHotel и…

  • Вилла Лехтониеми в сельской местности Рованиеми

    Вилла Лехтониеми — великолепная большая вилла на берегу озера, окруженная…

Ищете больше?

Рестораны и кафе в Деревне Санта-Клауса

Откройте для себя вкус Полярного круга! В разнообразных и атмосферных ресторанах и кафе Деревни Санта-Клауса вы сможете насладиться местной едой и аутентичными северными вкусами, не забывая и о знакомых фаворитах.

Откройте для себя вкус Полярного круга! В разнообразных и атмосферных ресторанах и кафе Деревни Санта-Клауса вы сможете насладиться местной едой и аутентичными северными вкусами, не забывая и о знакомых фаворитах.

Рестораны и кафе Деревни Санта-Клауса

Рестораны и кафе Деревни Санта-Клауса предлагают восхитительный выбор кулинарных изысков, отражающих уникальные ароматы и традиции Севера. Булочки с корицей и тушеная оленина, лосось, запеченный на открытом огне, финские ягоды прямо из леса… Добро пожаловать, чтобы открыть для себя вкусовые ощущения за Полярным кругом!

Откройте для себя рестораны

Выберите категорию

Выберите сезон

Выберите область

  • Dinner & Lunch Restaurant Santamus

    Ресторан Santamus — это местная кухня, расположенная в Деревне Санта-Клауса,…

  • Santa’s Pizza & Burger

    Страсть к фаст-фуду Santa’s Pizza & Burger — это традиционный фаст-фуд…

  • Loft Cocktail Lounge

    Чувствуете праздник? Санта не будет против. Рождественский сезон может быть слишком…

  • Ресторан Aitta в Apukka Resort

    Ресторан Aitta расположен в Apukka Resort Rovaniemi, в 10 км от Санта-Клауса…

  • Лапландский ресторан Kotahovi

    Лапландский ресторан Kotahovi в Деревне Санта-Клауса предлагает качественные саамские блюда. В…

  • Ресторан Кота отеля Arctic SnowHotel

    Ресторан Кота предлагает обед и ужин из 3 блюд в волшебной атмосфере…

  • Ледяной ресторан и ледяной бар Arctic SnowHotel

    Arctic SnowHotel & Glass Igloos является достопримечательностью и популярным…

  • Скай-бар Arctic SnowHotel

    Самый крутой дринк-бар в городе! Sky Bar расположен в…

  • Лофт Кафе

    Что такое Лофт Кафе? Лофт-кафе за полярным кругом предлагает вам…

  • Santa’s Salmon Place

    В Santa’s Salmon Place вы можете попробовать одни из лучших традиционных…

  • Кафе Энсилуми в Мире снеговиков

    Кафе Энсилуми — это теплое, спокойное, уютное и просторное кафе, расположенное рядом…

  • Бревенчатый ресторан Lumikartano

    Бревенчатый ресторан Lumikartano полностью сделан из массивных бревен, что придает ему…

  • Ресторан Nova Skyland

    Ресторан Nova Skyland удивит вас сочетанием саамских вкусов….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *