Кто такие меннониты и чем они знамениты? | Культура
Советский энциклопедический словарь подтверждает:
Менно Симонс, 1554 г. лидер анабаптистского движения в Нидерландах в XVI веке, основатель меннонитовменнониты — протестантская секта. Главным образом в США, Канаде, Нидерландах — где и была основана в 30−40 годы 16 века Менно Симонсом. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа.
Фото: общественное достояние, ru.wikipedia.org
Если в истории религиозных течений и бывают неудачи, то триста лет скитаний меннонитов — тому пример. Во второй половине семнадцатого века они вынуждены были покинуть Голландию. В 18-ом и 19-ом, спасаясь от гонений, снова эмигрируют: одни в Америку и Канаду, другие, оставив Германию и Польшу, делают выбор в пользу России…
У меннонитов всегда были свои представления о деревне. Русский историк Николай Иванович Костомаров в семидесятых годах девятнадцатого века писал:
Я осмотрел житье-бытье меннонитов и был изумлен чрезвычайно цветущим состоянием их быта. Дворы их обсажены садами, домики просторны и светлы… Все они грамотны. Разговорившись с меннонитами, я с удивлением услышал из их уст безукоризненно правильную малорусскую речь…
Трудно найти государство, которому были бы не нужны аккуратные, грамотные и трудолюбивые люди… Почему же они вынуждены были скитаться веками?
Дом в Бад-Ольдесло, Германия, где, как утверждается, жил и трудился Менно
Фото: UM, по лицензии CC BY-SA 3.0
Отказ от войны — решающая причина гонений. Скромные и тихие меннониты осмеливались сопротивляться государственному военному призыву. Убивать? Ни за что! Возмутительно миролюбивы… В России поначалу им сильно повезло, в восемнадцатом веке Россию еще не пугала пацифистская зараза. Именно здесь переселенцам дали хорошие наделы земли и освободили от участия в боевых действиях…
Почти все 20-е годы им удивительным образом удавалось отстаивать идею непротивления злу и сохранять большие, зажиточные хозяйства. В Запорожье, на Кавказе, в Сибири, куда меннониты попали еще в пору столыпинских реформ… Они еще держались, даже когда государство уже «перевоспитало» всех прочих и победно расставило точки: если веришь в непонятное — ты сектант, а если имеешь хорошее хозяйство и мирно трудишься — то кулак, конечно…
Фото: общественное достояние, ru.wikipedia.org
Позже им за все досталось — и за сектантство, и за кулачество, и за непротивление.
Нужно сказать, что меннониты стремятся любыми средствами добиться большей свободы по отношению религии со стороны советской власти… часто выпускают слухи об эмиграции в Америку… имеют хорошую связь с заграницей.
Эту сохранившуюся в Новосибирском областном архиве «Докладную записку» и доносом-то не назовешь: чистейшая правда. И связь такая была, и уезжали, когда могли…
200 лет истории религиозных общин меннонитов прошли у нас, в России. Отсюда, уезжая разными путями, спасаясь от голода и репрессий, они попадали в Канаду, Северную и Южную Америку, привозя туда свой уникальный «платдойч», или «плотдич» — так они называют язык, на котором говорят дома. И это не голландский и не немецкий — это особый говор, родившийся именно на русской земле. Как бы хотелось, чтобы меннониты не растворились бесследно в огромном мире, и чтобы в их культуре, в памяти этого народа Россия была не гонителем, жандармом и душегубом, а второй родиной…
Теги: репрессии, религия, культура, меннониты, религиозная община, религиозные течения
Колесов (Учебник — Материаловедение и технология конструкционных материалов) — DJVU, страница 58
DJVU-файл из архива «Учебник — Материаловедение и технология конструкционных материалов», который расположен в категории «». Всё это находится в предмете «материаловедение» из раздела «», которые можно найти в файловом архиве МГТУ им. Н.Э.Баумана. Не смотря на прямую связь этого архива с МГТУ им. Н.Э.Баумана, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «книги и методические указания», в предмете «материаловедение» в общих файлах.
Подложка наклеивается с одной или обеих сторон, увеличивая прочность материала на разрыв и затрудняя отслаивание пластинок слюды при изгибе материала. Классифицируют миканиты с помощью двух или трех букв и цифры. Первая буква обозначает тип миканита: К вЂ” коллекторный, П вЂ” прокладочный, Ф вЂ” формовочный, М вЂ” микафолий, à — гибкий, Л вЂ” микалента. Вторая буква характеризует вид слюды: М вЂ” мусковит, Ф вЂ” флогопит, С вЂ” смесь мусковита и флогопита.
Третья и дальнейшие буквы и цифры указывают на вид клеящего вещества и дополнительные характеристики материала. По нагревостойкости миканиты при использовании обычных клеящих веществ и органических подложек относятся к классу В (130 ‘С), при употреблении специальных клеящих веществ и неорганических подложек (стеклоткани, стеклосетки) — к классу Е (155 ‘С) и Н (180 ‘С). 234 Миканиты К и П являются твердым материалом, из которых изготавливают изоляционные прокладки, не подвергающиеся изгибу.
При ударе они издают характерный звенящий звук. 2(гьыенторный минанннг (К) изготавливают из слюды флогопит, как более легко истираюшийся. В качестве связующего используют шеллак, глифталиевую или другую смолы в минимальном количестве — до 4 %. Миканит К имеет хорошие механические свойства и малую усадку. Применяют в качестве изоляции медных коллекторных пластин (междупластинная изоляция) электрических машин. Нронладочный минанит (П) производят из слюды мусковит, флогопит и их смеси. В качестве связующего используют шеллак, глифталевую или кремнийорганическую смолы.
Содержание слюды в миканите П составляет 80 — 97%; применяют для изготовления различных электроизоляционных прокладок, шайб и т. ц. Формовочный миканит (Ф) изготавливают в виде листов толщиной от 0,1 до 0,5 мм с содержанием слюды 80 — 95 %, остальное связующее — шеллак, глифталевая или кремнийорганическая смолы. При нормальной температуре миканит Ф тверд, однако при нагревании размягчается и становится способным принимать заданную форму, которая при охлаждении сохраняется.
Применяют лля изготовления коллекторных манжет (изоляция коллектора от вала в электромашинах), каркасов катушек, фланцев, трубок и других фасонных изделий. Миной(юлий (М) — разновидность формовочного миканита; изготавливают его из флогопита или мусковита. В качестве связующего используют глифталевый, шеллачный, полиэфирный или кремнийорганический лаки. Содержание слюды в нем не менее 45 — 50 %.Имеет с одной стороны подложку из бумаги, стеклоткани или стеклосетки. Выпускается в листах или рулонах толщиной от 0,15 до 0,30 мм. У микафолия из флогопита Е > 13 кВ/мм, а из мусковита Еоо й 15 — 16 кВ/мм. Применяют для изоляции стержней якорных обмоток машин высокого напряжения, где требуются большие усилия при намотке. Габкий минанит (Г) получают на основе мусковита или флогопита в виде листов толщиной от 0,15 до 0,50 мм. В качестве связующего применяют масляно-битумные, масляно-глифталевые или кремнийорганические лаки.
Содержание слюды (без подложек) — 75 — 90 %. Выпускают также гибкие миканиты на подложке, т. е. оклеенные с обеих сторон бумагой; содержание слюды в них — не менее 50 %. Эти миканиты обладают гибкостью и предназначены в качестве изоляции обмоток секций, гибких прокладок, пазовой изоляции и т. п. электрических машин и аппаратов. Миналеннга (Л) — разновидность гибкого миканита. Получают из крупных пластин слюды, склеенных в один слой с перекрытием примерно на одну треть.
Имеет с одной или с обеих сторон подложки из бумаги, стекло- ткани или стеклосегки. Микалента выпускается толщиной 0,10; 0,12; 0,15 и 0,17 мм и шириной от 1О до 35 мм. Является одним из основных видов изоляции электрических машин высокого напряжения. Хранят в закрытой металлической таре, заполненной насыщенным паром соответствующего лакового растворителя. При пересыхании микаленту необходимо выдержать в парах лакового растворителя. Нагреоостойние минаниты производят на основе смолы природной и синтетической. В качестве связующего используют неорганические вещества — фосфорнокислый аммоний (аммофос), алюмофосфаты и др.
Выпускают этот вид миканитов в листах толщиной от 0,2 до 1,0 мм, нагревостойкостью в несколько сот градусов (до 850 ‘С). 235 Слюдиииты (за рубежом — самика) и слюдосвласты получают с помощью бумагоделательных машин, отсюда и другое название— слюдяные бумаги.В отличие от миканитов их производство максимально механизировано и практически исключает ручной труд. Получают слюдиниты и слюдопласты из измельченной специальным способом очищенной исходной (нещепаной) слюды мусковит или флогопит, или их отходов.
При измельчении слюды образуются пластинки (чешуйки) толщиной до 1 мкм, длиной и шириной порядка десятых долей миллиметра. Из массы измельченной слюды и воды (пульпы) с помощью бумагоделательной машины получают слюдинитовую бумагу толщиной от 10 до 150 мкм для производства слюдинитов или толщиной от 40 до 200 мкм — для слюдопластов. Полученный материал пропитывают связующим на основе эпоксидной, кремнийорганической или другой смол.
Слюдиниты используют и в сухом виде, т. е. без пропитки электроизоляционными лаками в качестве связующего. Такие слюдиниты легко разрушаются при соприкосновении с водой и имеют невысокую электрическую прочность (Е„,=15 — 20 кВ/мм). В ряде случаев полученную слюдинитовую бумагу отпрессовывают. К слюдинитам и слюдопластам с одной или обеих сторон наклеивают подложку из бумаги, стеклоткани или стеклосетки, получая коллекторный, прокладочный, формовочный, гибкий слюдинит или слюдопласт, в том числе слюдинитофолий и слюдопластовые ленты.
Слюдопласты, как правило, имеют более высокую механическую прочность и ббльшую короностойкость, чем слюди питы. ТАЗ. АСБЕСТ И МАТЕРИАЛЫ НА ЕГО ОСНОВЕ Асбест — это минерал волокнистого строения, волокна которого представляют агрегаты тончайших кристаллитов. Материал нагревостойкий, с невысокими электроизоляиионными свойствами, достаточно эластичный, с высокой механической прочностью, обладает прядильг ной способностью. Длина волокон колеблется от десятых долей миллиметра до нескольких сантиметров. В электроизоляционной технике из множества асбестовидных минералов получил применение хризотиловый (или серпентинный) асбест, представляющий собой водный силикат магния ЗМяО 2%0, 2Н,О с содержанием до 3 % и более различных примесей в виде окислов железа, алюминия, кальция.
Из асбеста изготавливают пряжу, ленты, шнуры, ткани, бумаги, картон и другие изделия. При температуре 450 — 700 ‘С он теряет кристаллизационную воду и разрушается. Асбест относительно гигроскопичен и растворяется даже в слабых кислотах. При пропитке асбеста олифой, парафином, битумами и смолами его гигроскопичность и влагопоглошаемость снижаются. Электроизоляционные свойства асбеста невысокие: р = 10″ — 10″ Ом м; Еьь = 2 — 6 кВ/мм, поэтому в высоковольтной и высокочастотной технике его не применяют.
236 Известны материалы на основе асбеста, главные из которых— электронит и асбестоцемент. Элеииивоиит — пластмасса, наполнителем которой является асбестовое волокно, связующим — каучук. Выпускают электронит в листах толщиной от 0,1 до 6 мм. При толщине 0,5 мм его Е„, > 7 кВ/мм. Нагревостойкость электронита — класс В (130 ‘С). Применяется он в низковольтной аппаратуре в качестве втулок, прокладок и т.
п. Асбесиюцемеиги — неорганическая пластмасса, наполнителем которой является асбестовое волокно, связующим — портландцемент. Изготавливают из асбестоцемента доски толщиной от 4 до 40 мм, длиной 1200 и шириной 700 — 900 мм, трубы, муфты и другие фасонные изделия. У асбестоцемента неплохие механические свойства и высокая нагревостойкость (у непропитанного — более 220 ‘С), некро- и дугостойкость.
Благодаря последнему широко используется в производстве искро- и дугогасительных камер и перегородок. Асбестоцеиентные доски (старое название АЦЭИД) в непропитанном состоянии имеют влагопоглощаемость 15 — 25 %, Е, = 1,5 кВ/мм. Для улучшения элекгроизоляционных свойств, снижения гйгроскопичностн и влагопоглощаемости АЦЭИД после механической обработки (сверления, фрезерования и др.), т.е подготовки из них деталей (например, деталей дугогасительной камеры), погружают для пропитки в горячее льняное масло, затем, вынув из масла, прогревают при 150 — 200 ‘С без доступа воздуха до затвердевания (полимеризации) масла.
Перед пропиткой асбестоцементные изделия, в том числе АЦЭИД, высушивают при 175 — 200 ‘С. Дугостойкие изделия можно пропитывать также’ парафином. Недугостойкие изделия из асбестоцемента, работающие в условиях окружающей атмосферы, в том числе для сильноточной аппаратуры, пропитывают обычно мазутом, каменноугольным пеком или битумом. У пропитанного асбестоцемента водопоглошаемость до 2 %, Епр = 2 — 3 кВ/мм; р = 10в 10’о Ом м. УИ4.
меннонитов | История, верования, практика и факты
Меннониты
См. все СМИ
- Дата:
- в. 1536 — настоящее время
- Сферы деятельности:
- протестантизм
- Связанные люди:
- Менно Симонс
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Меннонит , член протестантской церкви, возникшей из анабаптистов, радикального реформаторского движения Реформации 16-го века. Он был назван в честь Менно Симонса, голландского священника, который консолидировал и институционализировал работу, начатую умеренными лидерами анабаптистов. Меннониты встречаются во многих странах мира, но наиболее сильно они сконцентрированы в США и Канаде.
Истоки Реформации
Меннониты прослеживают свое происхождение, в частности, от так называемых швейцарских братьев, группы анабаптистов, которая сформировалась недалеко от Цюриха 21 января 1525 года перед лицом неминуемого преследования за их отказ от требований цюрихского реформатора Хульдриха Цвингли. Хотя эти требования были сосредоточены на крещении младенцев, что лидеры анабаптистов Конрад Гребель, Феликс Манц и другие подвергали сомнению на библейских основаниях, реальный вопрос заключался в природе церкви, которая, по мнению анабаптистов, должна включать только тех, кто публично исповедует свою веру в Иисуса Христа. . Поскольку это понятие подразумевало религиозное разнообразие, власти, как церковные, так и политические, стремились подавить движение. Хотя гонения вскоре рассеяли швейцарских братьев по всей Европе, их доктринальные взгляды понравились многим людям, и какое-то время движение росло.
Движение анабаптистов привлекло ряд лидеров, в том числе Менно Симонса, который присоединился к нему после длительного периода самоанализа и изучения Библии. Саймонс был посвящен в священники в 1524 году и в течение следующего десятилетия стремился примирить членство в Римско-католической церкви с поддержкой реформаторских движений, происходящих вокруг него. Казнь анабаптиста в родном городе Саймонса и его изучение Библии побудили Саймонса принять анабаптистское учение о крещении верующих. Его обращение произошло в 1536 году, после катастрофы в Мюнстере, где группа анабаптистов взяла под свой контроль город, преследовала неанабаптистов и стремилась установить тысячелетнее царство, но была уничтожена объединенной католически-протестантской армией. . Саймонс консолидировал и институционализировал работу, начатую умеренными анабаптистскими лидерами Европы, и подтвердил анабаптистскую традицию пацифизма. Он представляет второе поколение лидеров, через которых зарождающаяся традиция определила основы веры и доктрины.
Еще одно анабаптистское движение процветало в центральной Германии под руководством Ханса Хута (умер в 1527 г.), Ганса Денка (ок. 1500–1527) и особенно Пилграма Марпека (ок. 1492–1556), крупного раннего богослова-мирянина. Мельхиор Хофманн возглавил группу анабаптистов в Страсбурге и разработал учения, которые повлияли на экстремистскую группу в Мюнстере. Еще одно движение, Хаттерианские братья, возникло под руководством Якоба Гуттера (умер в 1536 г.). Вскоре гуттериты стали известны своей общинной жизнью и интенсивным миссионерским рвением, которое продолжалось и в 17 веке, после того как все другие группы анабаптистов обрели относительную физическую безопасность, отдалившись географически и социально от основного течения европейской жизни.
Развитие с 17 по 19 век
Европа
Великие преследования меннонитов и других анабаптистов в 16 веке вынудили одну группу меннонитов эмигрировать из Нидерландов в район реки Вислы на территории нынешней северной Польши, где их общины процветали. После того, как их последний мученик умер в Нидерландах в 1574 году, меннониты наконец обрели там политическую свободу, и к 1700 году количество крещеных членов меннонитских церквей Нидерландов достигло 160 000 человек. В вопросах веры они следовали за Просвещением, интеллектуальным движением 17-го и 18-го веков, которое надеялось на улучшение человечества посредством правильного использования разума. Поскольку многие профессии были для них закрыты, меннониты обратились к бизнесу, в процессе становясь богатыми и урбанизированными. Они стали известны как художники, писатели и покровители социальных программ. Несмотря на их процветание в 18 веке, к 1837 году их членство сократилось примерно до 15 000 человек. Упадок был результатом многих факторов, в том числе желания получить государственные должности, отсутствия интереса к церкви в результате растущего богатства и привлекательности учений и служб реформатской церкви.
Преследования, которые продолжались в Швейцарии в 18 веке, вынудили многих меннонитов перебраться в южную Германию, Эльзас, Нидерланды и США. Крупный раскол произошел в 1693–1697 годах, когда старейшина швейцарских меннонитов Якоб Аманн, пытаясь сохранить то, что он понимал как библейскую дисциплину, покинул движение и сформировал церковь амишей. С 17 по 20 века большинство меннонитов в Швейцарии, южной Германии и Эльзасе жили в полузакрытых сельских общинах с простой аграрной экономикой. В религиозном отношении они находились под влиянием пиетизма, изначально лютеранского движения, которое делало упор на личный религиозный опыт и реформы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
В 1788 году многие меннониты эмигрировали из дельты Вислы в южные районы Российской империи (Украина), где они приобрели землю и избежали призыва на военную службу. К 1835 г. около 1600 семей поселились в 72 деревнях и приобрели земельные владения площадью около 500 000 акров. В 1860 году небольшая группа меннонитов в России подверглась религиозному пробуждению и потребовала более строгой дисциплины для членов церкви. Они основали Церковь меннонитского братства, некоторые члены которой покинули Россию вместе с другими меннонитами в 1870-х годах после того, как лишились освобождения от военной службы. Многие из этих иммигрантов поселились на Среднем Западе США и в Манитобе, Канада.
К началу Первой мировой войны в России насчитывалось более 120 000 меннонитов, живших в автономных сообществах, в которых они контролировали религиозные, образовательные, социальные, экономические и даже политические дела. Все эти общины были уничтожены во время Второй мировой войны или распущены Советским Союзом вскоре после окончания войны в 1945 году. Меннониты сегодня живут по всей России на востоке вплоть до Сибири, хотя многие из них эмигрировали из России в Германию.
Протестантизм | Определение, верования, история и факты
Отлучение Мартина Лютера от церкви
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Людовик XIV Филип Йохан ван Олденбарневельт Мэри я Святой Пий V
- Похожие темы:
- лютеранство баптист англиканство конгрегационализм цвинглианство
Просмотреть весь связанный контент →
Протестантизм , христианское религиозное движение, зародившееся в Северной Европе в начале 16 века как реакция на средневековые римско-католические доктрины и практики. Наряду с католицизмом и восточным православием протестантизм стал одной из трех основных сил христианства. После ряда европейских религиозных войн в 16-17 веках и особенно в 19 веке оно распространилось по всему миру. Везде, где протестантизм закреплялся, он влиял на социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь региона.
Истоки протестантизма
Название «протестант» впервые появилось на Шпейерском сейме в 1529 году, когда римско-католический император Германии Карл V отменил положение Шпейерского сейма 1526 года, которое позволяло каждому правителю выбирать, принять Вормский эдикт (который запретил сочинения Мартина Лютера и объявил его еретиком и врагом государства). 19 апреля 1529 г. был зачитан протест против этого решения от имени 14 вольных городов Германии и шести лютеранских князей, заявивших, что решение большинства не связывает их, поскольку они не являются его участниками, и что, если их заставят выбирать между послушание Богу и послушание кесарю, они должны выбрать послушание Богу. Они обратились либо к общему совету всего христианского мира, либо к синоду всего немецкого народа. Те, кто выступил с этим протестом, стали известны своим противникам как протестанты, и постепенно этот ярлык стал применяться ко всем, кто придерживался принципов Реформации, особенно к тем, кто жил за пределами Германии. В Германии сторонники Реформации предпочли название евангелистов, а во Франции — гугенотов. Это имя было присвоено не только ученикам Мартина Лютера (ок. 1483–1546), но и швейцарским ученикам Хульдриха Цвингли (1484–1531), а затем и Жана Кальвина (1509).–64). Швейцарские реформаторы и их последователи в Голландии, Англии и Шотландии, особенно после 17 века, предпочитали название «реформаты».
В 16 веке протестантизм прежде всего относился к двум великим школам мысли, возникшим в ходе Реформации, лютеранской и реформатской. В Англии в начале 17 века это слово использовалось для обозначения «ортодоксальных» протестантов в отличие от тех, кого англиканцы считали неортодоксальными, таких как баптисты или квакеры. Католики, однако, использовали его для всех, кто утверждал, что они христиане, но выступали против католицизма (кроме восточных церквей). Таким образом, под этим термином они включали баптистов, квакеров и англиканцев с католиками. До 1700 года это широкое употребление было принято, хотя это слово еще не применялось к унитарианцам. Закон о английской терпимости 1689 г.был озаглавлен «Акт об освобождении протестантских подданных их величеств, несогласных с англиканской церковью». Но акт предусматривал только терпимость к мнениям, известным в Англии как «ортодоксальное инакомыслие», и ничего не уступал унитарианцам. На протяжении 18 века слово «протестант» все еще определялось по отношению к Реформации 16 века.
У. Оуэн ЧедвикКонтекст позднесредневековой церкви
Протестантская Реформация происходила на фоне богатого брожения позднесредневековой церкви и общества. По двум причинам было трудно правильно понять взаимосвязь между поздним средневековьем и Реформацией. Одной из причин является традиция сектантской историографии того периода. Католические историки были заинтересованы в том, чтобы показать, сколько реформ произошло до и помимо деятельности протестантских реформаторов 16 века. Протестантские историки, с другой стороны, изображали позднесредневековую церковь в самых негативных тонах, чтобы показать необходимость Реформации, которая характеризовалась как движение, полностью порвавшее с испорченным прошлым.
Вторая причина трудностей в понимании периода заключается в том, что критики церкви в 15 веке не были «дореформаторами»; они не предвосхитили протестантизм и не приобрели своего значения благодаря Реформации. События того периода также не были «дореформационными» событиями, а имели самобытность и смысл.
Давно признано существование реформ в церкви 15-го века от Испании и Италии на север через Германию, Францию и Англию. Некоторые из них были направлены против злоупотреблений со стороны папства, духовенства, монахов и монахинь. Благочестивые, например, ненавидели папу Иннокентия VIII (1484–1499 гг. ).2), проводивший брачные церемонии для своих незаконнорожденных детей в Ватикане, и Папа Александр VI (1492–1503), который подкупил себе путь к престолу Святого Петра и к тому времени, когда стал отцом восьми детей от трех женщин, папа. Общественность также все больше узнавала и возмущалась экстравагантными папскими проектами — покровительством искусству и архитектуре, захватническими войнами, — на которые у верующих взимались средства.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Отвращение к папству усилилось во времена подъема националистического духа. Папы, которые долгое время вмешивались в европейские политические дела, столкнулись с неудачами, когда европейские монархи получили новую власть и утвердили ее как против папства, так и против местного духовенства.
В это время подъема национального самосознания появилось поколение теологов, которые полностью оставались в контексте средневекового римского католицизма, но занимались его фундаментальной критикой. Таким образом, Уильям Оккам (умер в 1349 г.?) выступал как реформатор внутри францисканского ордена, который он надеялся вернуть к его первоначальному строгому правилу апостольской бедности. Оккам утверждал, что Папа Иоанн XXII был еретиком, потому что он отрицал, что Иисус и апостолы были бесхозными. Оккам рассматривал папство и империю как независимые, но связанные сферы. Он считал, что когда церкви грозит ересь, миряне — как князья, так и простолюдины — должны прийти ей на помощь. Это означало реформу.
Другой английский теолог, Джон Уиклиф, также бросил вызов злоупотреблению властью церковью и поставил под сомнение ее доктрины. Уиклиф поощрял реформу церкви и ее учений и даровал королю необычайную духовную власть. Его основным источником вдохновения для реформ была Библия. Уиклиф дал толчок его переводу и в 1380 году помог сделать его доступным правителям и правителям.
В Богемии Ян Гус, ставший ректором Пражского университета, использовал эту школу как базу для критики слабости духовенства и недавнего запрета подносить чашу вина причащающимся. Он также эксплуатировал националистические чувства и утверждал, что папа не имеет права использовать светский меч. Смелые обвинения Гуса были признаны еретическими и привели к его сожжению на Констанцском соборе в 1415 году.
Наряду с благочестием, сочетавшим моральное отвращение с национализмом, христианский гуманизм был еще одним признаком волнений в позднесредневековой церкви. В Италии Лоренцо Валла (1407–1457 гг.) использовал филологию и исторические исследования, чтобы разоблачить ряд подделок, в том числе дар Константина, который якобы предоставил папе контроль над Западной Римской империей. В Германии Иоганн Рейхлин (1455–1522) изучал греческий и иврит, библейские языки, и был вовлечен в международный спор, в котором интеллектуальная свобода противопоставлялась церковной власти. Дезидериус Эразм (1466/69 г.–1536), самый известный и важный из северных или христианских гуманистов, использовал свои обширные знания и свое сатирическое перо, чтобы подвергнуть сомнению практику церкви.