Моаи в Чили: история, описание, фото
Место нахождения: Чили, остров Пасхи
Изготовлены: между 1250 — 1500 годами
Координаты: 27°07’33.7″S 109°16’37.2″W
Краткое описание
«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»
Моаи на карте
Краткое описание
Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили. Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.
Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной воды — дождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.
В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй. Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.
Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.
Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.
В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты.
«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»
Заселение острова Пасхи началось в 300 — 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу. Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.
Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам — «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.
Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки. В эпоху культурного расцвета (XVI—XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.
После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».
Рейтинг достопримечательности
← Чили | МОАИ | Южная Америка → |
Моаи на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
Достопримечательности Чехии: список, описание, фото
Европа
25-главая деревянная Покровская церковь: описание
Европа
Аббатство Паннонхальма: история, описание
Европа
Авраамиев Богоявленский монастырь: описание
Европа
Автодром имени Жиля Вильнёва: история, особенности
Северная Америка
Азимовская мечеть в Казани: история, описание
Европа
Аквапарк КВА-КВА парк в Москве: описание, фото
Европа
Акведук Пон-дю-Гар во Франции: история, описание
Европа
Акрополь Линдоса в Греции: история, описание, фото
Европа
Александрийский маяк: история, описание, фото
Африка
Показать еще ЗАГРУЖАЮСЬ. .. ЭЛЕМЕНТОВ БОЛЬШЕ НЕТ
В кратере вулкана на острове Пасхи обнаружен новый моаи
Археология06.03.20231 328
На острове Пасхи находится около тысячи статуй — знаменитых «моаи». В прошлом месяце новый образец этих интригующих статуй был обнаружен на дне высохшего озера, расположенного в кратере вулкана Рано-Рараку. 1,6-метровая статуя пролежала под водой почти 200 лет. По словам представителей коренной общины Ма’у Хенуа, которая управляет национальным парком, где расположен вулкан, это первый случай обнаружения моаи внутри лагуны.
Расположенный в 3500 км к западу от Чили, остров Пасхи (или Рапа-Нуи) знаменит своими мегалитическими платформами (аху) и монументальными антропоморфными статуями (моаи), некоторые из которых могут достигать двадцати метров в высоту и весить несколько десятков тонн. Их строительство, вероятно, началось вскоре после колонизации в XIII веке, а затем со временем активизировалось. Большинство статуй расположено вдоль береговой линии острова. Роль и местоположение этих огромных статуй долгое время оставались загадкой, однако исследование, опубликованное в 2019 году, предположило, что моаи могут указывать на источники пресной воды на острове.
Новая статуя была обнаружена 21 февраля группой ученых-добровольцев из трех чилийских университетов во время работы над проектом восстановления болот в кратере вулкана Рано Рараку. «Этот моаи находится в центре лагуны, которая начала высыхать в 2018 году«, — рассказал директор общины Ма’у Хенуа. Он расположен лежа на боку и смотрит в небо. Особенно интересен тот факт, что последние 200-300 лет глубина лагуны составляла три метра, что ни один человек не мог оставить моаи в этом месте в течение всего этого периода.
Моаи — это монолитные каменные фигуры с вытянутыми лицами и без ног, высеченные из туфа (вулканической породы) в основном из карьера вулкана Рано Рараку. После высекания скульптуры доставлялись на побережье по заранее вырытым тропинкам; затем их приводили в вертикальное положение и устанавливали рядами на аху (церемониальных платформах) — большинство из них обращено к внутренней части острова.
1,6-метровый моаи, обнаруженный в сухом русле озера Рано Рараку на острове Пасхи.Похоже, что первые моаи, вырезанные первыми жителями острова в 13 веке, были человеческого размера и морфологии. Но постепенно статуи увеличивались в размерах, некоторые из них достигали 20 метров. Высота недавно обнаруженного моаи составляет 1,60 метра, он был найден лежащим на боку и смотрящим на небо. В заявлении Ма’у Хенуа говорится, что это «целое тело с узнаваемыми, но не четко очерченными чертами».
Сейчас группа ищет финансирование для проведения более глубокого исследования находки. Это включает в себя определение возраста скульптуры методом датировки по углероду-14. На данный момент не планируется убирать моаи с его места.
Вулкан Рано-Рараку и его моаи являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Напомним, что несколько статуй в этой местности, к сожалению, обуглились в результате лесного пожара в октябре 2022 года, который сжег более 100 гектаров территории национального парка.
Подпишитесь на нас:Дзен.Новости / Вконтакте / Telegram Back to top buttonмоаи — Викисловарь
Содержимое
- 1 Английский
- 1.1 Этимология
- 1.2 Произношение
- 1.3 Существительное
- 1.3.1 Переводы
- 1.3.2 См. также
- 1.4 Дополнительная литература
- 1.5 Анаграммы
- 2 Северные саамы
- 2.1 Этимология
- 2.2 Произношение
- 2.3 Местоимение
- 2.3.1 Перегиб
- 2.3.2 См. также
- 2.3.3 Дополнительная литература
- 3 Португальский
- 3.1 Существительное
- 4 Испанский
- 4.1 Существительное
- 5 Западно-фризский
- 5.1 Этимология
- 5.2 Произношение
- 5.3 Прилагательное
- 5.3.1 Перегиб
- 5.3.2 Дополнительная литература
Английский[править]
Три моаи .Этимология
Произношение
Аудио | (файл) |
Аудио | (файл) |
Существительное
- Одна из больших каменных статуй на острове Пасхи (Рапа-Нуи).
Переводы[править]
См. также[править]
- 🗿
- аху («каменная платформа моаи»)
Дополнительная литература[править]
- моаи в Википедии.0093
- IMAO, MAOI, MIOA, Maio, Miao, amio
Северные саамы [править]
Этимология
произношение [Редактировать]
- (kautokeino) IPA (ключ) : / ˈmo̯j /
местоимение [редактирование]
MOAI
- мы (два)
Перегиб
Именительный падеж моаи Родительный падеж мунино Именительный падеж моаи Родительный падеж мунино Винительный мунино Ил. муннуид Местный муннос Комитатив муннуин Эссив муннон См. также[править]
Личные местоимения единственное число двойной во множественном числе 1-е лицо мун моаи миль 2-е лицо дон доай дии 3-е лицо сын соаи сии Дополнительная литература[править]
- Копонен, Эйно; Руппель, Клаас; Aapala, Kirsti, Editors (2002–2008) Database Algu: этимологическая база данных Saami Languages [1] , Хельсинки: Научно -исследовательский институт для языков Финляндии
Portuguese [EDIT]
4
[Edit]
4
.
моаи m ( во множественном числе моаи )
- моаи (вид каменной статуи на острове Пасхи)
Испанский
Существительное моаи
)- моаи
Западно-фризский
Этимология
Произношение[править]
- МФА (ключ) : /moːj/
Прилагательное[править]
моаи
- красивый, хорошенький, хороший
Перегиб
это моаист
Дополнительная литература
Рапа-Нуи (Остров Пасхи) Моаи – Smarthistory
Моаи Рапа-Нуи, отлитые в Тихоокеанских галереях Американского музея естественной истории, Нью-Йорк, сделанные во время экспедиции AMNH 1934–45 на Рапа-Нуи
Очерк Британского музея
Вид на северо-восток внешних склонов карьера с несколькими моаи на склонах, Рапа-Нуи (остров Пасхи), фото Кэтрин Марии Рутледж, ок. 1914–15, 8,2 x 8,2 см, слайд фонаря (фотография) (© Trustees of the British Museum)
моаи Рапа-НуиОстров Пасхи известен своими каменными статуями человеческих фигур, известными как моаи (что означает «статуя»). Остров известен своим жителям как Рапа-Нуи. моаи , вероятно, были вырезаны в память о важных предках и производились примерно с 1000 г. н.э. до второй половины семнадцатого века. За несколько сотен лет жители этого отдаленного острова добыли, вырезали и возвели около 887 90 526 моаи 90 527 . Размер и сложность моаи со временем увеличивались, и считается, что Hoa Hakananai’a датируется примерно 1200 годом н.э. вулканический туф. С принятием христианства в 1860-х гг.0526 моаи были повержены.
Три вида Хоа Хакананайа («потерянный или украденный друг») , Моаи (фигурка предка), ок. 1200 г. н.э., 242 x 96 x 47 см, базальт (отсутствует краска, коралловые глазницы и каменные глаза), вероятно, сделанный в Рано-Као, Рапа-Нуи (остров Пасхи), найденный в церемониальном центре Оронго (© The Trustees of the British музей)
Моаи Хава («Грязная статуя» или «быть потерянным»), Моаи (фигурка предка), ок. 1100–1600 гг. н. э., высота 156 см, базальт, Рапануи (остров Пасхи) (© Trustees of the British Museum)
Их спины к морюЭтот экземпляр, вероятно, впервые был выставлен снаружи на каменной платформе ( аху) на священном месте Оронго, а затем перенесен в каменный дом в ритуальном центре Оронго. Он стоял бы с гигантскими каменными спутниками, спиной к морю, наблюдая за островом. Его глазницы изначально были инкрустированы красным камнем и кораллом, а скульптура была расписана красными и белыми узорами, которые смылись, когда ее сплавили на корабль, чтобы доставить в Европу в 1869 году.. Он был собран экипажем английского корабля HMS Topaze под командованием Ричарда Эшмора Пауэлла во время их визита на остров Пасхи в 1868 году для проведения геодезических работ. Островитяне помогли команде переместить статую, вес которой оценивается примерно в четыре тонны. Его перенесли на берег, а затем на плоту доставили к Топазу.
Экипаж записал имя островитян для статуи, которое, как считается, означает «украденный или спрятанный друг». Они также приобрели еще одну базальтовую статую меньшего размера, известную как 9.0526 Moai Hava , который также находится в коллекции Британского музея.
Hoa Hakananai’a внешне похож на номер острова Пасхи моаи . У него тяжелые надбровные дуги, удлиненные уши и овальные ноздри. Ключицы подчеркнуты, а соски выступают. Руки тонкие и плотно прилегают к телу; руки почти не указаны.
Бюст (деталь), Хоа Хакананайа («потерянный или украденный друг») , Моаи (фигурка предка), ок. 1200 г. н.э., 242 x 96 x 47 см, базальт (отсутствует краска, коралловые глазницы и каменные глаза), вероятно, сделано в Рано-Као, Рапа-Нуи (остров Пасхи), найдено в церемониальном центре Оронго (© The Trustees of the British Museum)
Хоа Хакананайа («потерянный или украденный друг») , Моаи (фигурка предка), ок. 1200 г. н.э., 242 x 96 x 47 см, базальт (отсутствует краска, коралловые глазницы и каменные глаза), вероятно, сделанный в Рано-Као, Рапа-Нуи (остров Пасхи), найденный в церемониальном центре Оронго (© The Trustees of the British музей)
В Британском музее фигура установлена на каменной платформе высотой чуть более метра, так что возвышается над посетителем. Он высечен из темно-серого базальта — твердой, плотной, мелкозернистой вулканической породы. Поверхность скалы шероховатая и изрытая, и крошечные кристаллы в камне сверкают, как булавочные точки. Базальт трудно поддается обработке и не прощает ошибок. Скульптура, вероятно, была заказана высокопоставленным лицом.
Голова Хоа Хакананайа слегка наклонена назад, как будто вглядываясь в далекий горизонт. У него выступающие надбровные дуги, затеняющие пустые глазницы. Нос длинный и прямой, заканчивается большими овальными ноздрями. Тонкие губы изгибаются вниз, придавая лицу строгое, бескомпромиссное выражение. Слабая вертикальная линия с низким рельефом проходит от центра рта к подбородку. Линия подбородка хорошо очерчена и массивна, а уши длинные, начинаются на макушке и заканчиваются отвисшими мочками.
Ключицы фигуры подчеркнуты изогнутой выемкой, а его грудь определяется резными линиями, которые идут вниз от верхней части его рук и изгибаются вверх к груди, заканчиваясь небольшими выступающими выпуклостями его сосков. Руки прижаты к бокам тела, кисти рудиментарны, высечены в низком рельефе.
Затылок (фрагмент), Хоа Хакананайа («потерянный или украденный друг») , Моаи (фигурка предка), ок. 1200 г. н.э., 242 x 96 x 47 см, базальт (отсутствует краска, коралловые глазницы и каменные глаза), вероятно, сделанный в Рано-Као, Рапа-Нуи (остров Пасхи), найденный в церемониальном центре Оронго (© The Trustees of the British музей)
Более поздняя резьба на спинеСпина фигурки покрыта церемониальными орнаментами, которые, как полагают, были добавлены в более позднее время, некоторые из них вырезаны с низким рельефом, другие высечены. На этих изображениях изображен островной культ человека-птицы, возникший примерно после 1400 г. н. э. Ключевым ритуалом культа человека-птицы было ежегодное испытание силы и выносливости, в котором соревновались вожди и их последователи. Затем победивший вождь представлял бога-создателя Макемаке на следующий год.
Назад (фрагмент), Хоа Хакананайа («потерянный или украденный друг») , Моаи (фигурка предка), ок. 1200 г. н.э., 242 x 96 x 47 см, базальт (отсутствует краска, коралловые глазницы и каменные глаза), вероятно, сделанный в Рано-Као, Рапа-Нуи (остров Пасхи), найденный в церемониальном центре Оронго (© The Trustees of the British Museum)
На верхней части спины и на плечах вырезаны два человека-птицы, обращенные друг к другу. У них человеческие руки и ноги и голова птицы-фрегата. В центре головы резное изображение маленькой птички с открытым клювом. Это окружено резьбой в виде церемониальных танцевальных лопастей, известных как 9.0526 ‘ао , с вырезанными на них лицами. На левом ухе есть еще один ‘ао , а сверху вниз от правого уха идут четыре фигуры, похожие на перевернутую букву «V», представляющие женскую вульву. Считается, что эти изображения были добавлены позднее.
КоллапсОколо 1500 г. н.э. практика строительства моаи достигла своего пика, и примерно с 1600 г. н.э. статуи начали время от времени сбрасывать. Хрупкая экосистема острова вышла за рамки устойчивого. Со временем остались только морские птицы, гнездящиеся на более безопасных прибрежных скалах и островах. По мере того как происходили эти изменения, изменялась и религия рапануи — в религию птицелюдей.
Эта скульптура свидетельствует об утрате уверенности в эффективности предков после вырубки лесов и экологического коллапса, а совсем недавно — о теории появления крыс, что могло в конечном итоге привести к голоду и конфликтам. После 1838 года, во время социального коллапса после европейской интервенции, оставшиеся 90 526 моаи из 90 527 были свергнуты.
Дополнительные ресурсы
Британский музей: оспариваемые предметы из коллекции.
Национальный парк Рапа-Нуи, объект ЮНЕСКО.
Остров Пасхи на временной шкале истории искусств в Хайльбрунне.
Остров Пасхи: наскальные статуи Рапа-Нуи (Фонд Брэдшоу).
Проект статуи острова Пасхи.
С. Р. Фишер, «Ту’у ко Ихо рапануи против Мангарева’а ‘Ату Мотуа: доказательства многократного повторного анализа и замены в традициях поселений рапануи, остров Пасхи», Journal of Pacific History 29 (1994): стр.