Псково-Печерский монастырь – святой и заколдованный
«…Одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления», – записал в дневнике участник осады Псково-Печерского монастыря войсками Стефана Батория Ян Пиотровский в 1581 году. Монашеская обитель, появившаяся, по преданию, в самом конце XIV века, была не только местом духовной силы, но и оборонным пунктом. Расположенная в 50 километрах западнее Пскова, она несколько раз оказывалась на передовой военных действий со шведами и поляками.
Священные пещеры
Первым монахом, поселившимся на территории будущего монастыря, считается преподобный Макар. Он и ещё несколько человек из Киево-Печерской лавры прибыли сюда в конце XIV века и поселились в пещерах, которые получили название «Богом зданные». Существовал ли Макар и действительно ли жили здесь монахи, сказать практически невозможно. Эти сведения дошли до нас лишь в агиографической литературе. Летописи же, в частности монастырская, сообщают, что через 100 лет здесь поселился священник Иоанн вместе с женой, до этого живший в Юрьеве (Тарту). Он самостоятельно выкопал пещеру, в которой устроил Успенскую церковь, освящённую в 1473 году. Она стала центром будущего монастыря, а сам Иоанн, после смерти жены постригшийся в монахи под именем Иона, – первым его настоятелем.
Тихая обитель таковой на самом деле не являлась. Бесконечные конфликты сначала Москвы, а потом и Московского княжества с Ливонией приводили к периодическим появлениям немцев в монастыре и его разграблению. После присоединения Псковской республики к Москве встал вопрос о постройке укреплений на территории монастыря. Летописи сообщают: «В лето 7027 [1519 год] <…> начаша Мисюрь Мунехин, великого князя дьяк псковский, да его подъячеи Ортюша Псковитин назирати убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом». Инспекция пришла к выводу о чрезвычайной стратегической важности обители. В монастыре были возведены деревянные стены.
«Каменным поясом» Псково-Печерский монастырь обзавёлся спустя несколько десятков лет при игумене Корнилии, с именем которого монахи связывают золотой век в истории обители. Используя монастырскую казну, значительно пополнившуюся за десятилетия существования обители, он построил хозяйственные сооружения, а также возвёл каменную стену. Строительство шло с 1558-го по 1565-й и было связано с началом Ливонской войны. Иван Грозный лично приказал укрепить монастырь и выделил для этой цели значительные средства. Сам же царь и лишил игумена жизни в 1570 году. Впоследствии Корнилий был причислен к лику святых.
Крепостные стены протяжённостью в 800 метров в высоту достигали 10 метров, а в толщину около 2 метров. Также были возведены башни высотой около 25 метров, до настоящего времени сохранилось 7 из 9. Менее чем через 20 лет Псково-Печерский монастырь принял настоящее боевое крещение.
Монахи против войск Стефана Батория
В августе 1581 года у стен Пскова появилась польская армия короля Стефана Батория. Началась одна из самых героических осад в истории России. Псковичи на протяжении многих месяцев не позволяли противнику овладеть городом. За Псково-Печерский монастырь тоже была битва: его защитники храбро отстояли обитель.
Спустя 2 месяца после начала осады Пскова поляки осознали угрозу, которую таил в себе монастырь. Отряды стрельцов, находившиеся там, часто совершали вылазки во вражеский лагерь. Против гарнизона обители из 200 стрельцов Баторий отправил венгерских и польских наёмников. В конце октября началась 2-месячная осада, во время которой нападавшим удалось даже пробить брешь в крепостной стене, однако в рукопашной схватке русским удалось одержать верх. Монахи также участвовали в обороне не только словом, но и делом, заряжая орудия, стрелявшие по польским наёмникам.
Баторий не смог овладеть ни монастырём, ни Псковом. Поляки удивлялись мужеству гарнизона и отдавали должное своему противнику. В 1582 году Речь Посполитая и Россия подписали мирный договор, и обитель на короткое время вернулась к мирной жизни.
Монастырь в годы Смуты
Спустя 10 лет, во время правления Фёдора Ивановича и Бориса Годунова, монастырь вновь подвергнется атаке. На сей раз к стенам обители подойдёт шведское войско. Источники не приводят подробностей нападения скандинавов, однако известно, что гарнизон не смог удержать монастырскую крепость: святыня была разграблена шведскими солдатами. Но буквально на следующий день к Псково-Печерскому монастырю подошла русская рать.
Настоящим испытанием для обители, как и для всей страны, стало Смутное время. Монастырь, связанный политически и экономически со Псковом, был вынужден поддерживать политику города. Поэтому гарнизон крепости сначала выступил против Василия Шуйского, а затем был вынужден признать власть Лжедмитрия III.
В это время монастырь подвергался атакам буквально со всех сторон. Уже в январе 1611 года к его стенам подошли отряды полковника Юзефа Лисовского, который после поражения «тушинского вора» перешёл на службу к польскому королю. Его атака была успешно отбита.
В марте под стенами крепости появились отряды гетмана Яна Ходкевича. Гарнизон, который составлял несколько сот человек, с большим трудом смог отбить это нападение. Солдаты Ходкевича ворвались в монастырь, однако не смогли подавить несколько очагов сопротивления. Разграбив то, что попало им под руку, они отступили. После этого нападения Псков отправил в Печерский монастырь подкрепление. Спустя неделю Ходкевич вновь подошёл к обители и начал классическую осаду с применением артиллерии. Однако на сей раз его отряды не смогли пробиться внутрь крепости. Летописец сообщает: «Стоял под Печорами [Ходкевич] 6 недель и 2 дни, и башни и город разбил, и 7 приступов было». Осада, длившаяся 1,5 месяца, не привела к результатам.
Летом 1611 года гетман покинул северо-западные территории. Однако на его месте появился другой противник. Осенью 1611 и зимой 1612 года у монастыря шли бои между сторонниками Лжедмитрия III и скандинавами. Обе попытки взять крепость были безуспешными.
В 1613 году монастырь присягнул на верность Михаилу Романову. В следующем году у его стен вновь появился противник – на сей раз французские наёмники на службе у шведского короля. В феврале у обители появился отряд Пьера Делавиля и сходу начал штурмовать крепость, однако гарнизон отбил это нападение. В течение следующей недели французы дважды пытались прорваться внутрь монастыря, но каждый раз стрельцы и монахи не допускали прорыва. Шведский историк Юхан Видекинд писал об одном из штурмов: «Делавилль и Коробелл всерьез и храбро бросились на приступ, так что ворота отворились; но, бросившись на приступ, они не обратили внимания на опущенные решетчатые ворота. При этом несколько человек наших были убиты, между ними и брат Делавилля».
После этого поражения шведы больше не пытались захватить монастырь. Однако в 1615-1616 годах скандинавы несколько раз подходили к Пскову. В боях за город проявил себя и гарнизон Псково-Печерского монастыря, участвуя в рейдах по тылам противника.
Последние страницы военной истории обители
В XVII веке монастырь продолжал выполнять военные функции. К его стенам подходили поляки во время Смоленской войны, а в 1655 году силы Речи Посполитой тщетно пытались взять крепость штурмом. В 1657 году у стен монастыря состоялся бой между шведами и русскими. В нём важную роль сыграл гарнизон крепости. Сражение окончилось победой отрядов Русского царства.
Последний этап богатой военной истории монастыря связан с Северной войной. Пётр Алексеевич, понимая важное стратегическое значение обители, лично многократно посещал монастырь и контролировал возведение новых укреплений. Так, по инициативе царя в 1701 году крепость приросла пятью бастионами и глубоким рвом.
Модернизация укреплений монастыря была проведена вовремя. В 1703 году около 2 тысяч шведов подошли к обители и попытались взять её штурмом. Однако гарнизон под командованием воеводы Ивана Назимова отбил нападение. В дальнейшем монастырь станет важным логистическим узлом для русских войск, действовавших в Прибалтике, а после подписания Ништадского мирного договора обитель перестанет быть военным объектом.
Обложка: https://commons.wikimedia.org/
Монахи Псково-Печерского монастыря
Много в мире есть чудесных мест. Часть из них создана самой природой, а часть дело рук человека. И сложно определить, кто проявил большее мастерство, да и нужно ли. Остаётся только любоваться и удивляться тому, что есть на свете такие чудеса.
Одним из таких мест является Псково-Печерский монастырь. Сейчас он наполнен строениями и обустроен со всей любовью и рвением, которое только могут проявить монахи. Но некогда е было на этом месте ничего, кроме леса дремучего. Как же тогда появилась святая обитель?
С этим вопросом связана таинственная история, а могло ли быть иначе? Ведь место само по себе особенное. Однажды охотники, возвращаясь домой, услышали пение. Рядом е было ни одной живой души и казалось, что голоса раздаются словно из—под земли. Но как такое возможно? Перекрестившись, мужики поскорее постарались покинуть странное место. А объяснение было на самом деле простое. Охотники не ошиблись – пели из-под земли, но не мёртвые люди, не ангелы, а монахи. Историки утверждают, что после нашествий татар, пришлось верующим Киево-Печерской лавры покинуть обжитые места и искать себе новую обитель. Вот и поселились они в пещерах под Псковом.
То место и сейчас считается одним из загадочных. А всё потому, что происходят там такие чудеса, которые невозможно объяснить с точки зрения науки. Как, например, понять появление над пещерами надписи. Звучала она так «Богом сданные пещеры». Откуда появлялись буквы недоумевали и сами монахи.
Случилась даже одна преинтересная история. Среди монахов был один человек по имени Фома. Прозвали его «неверующий». Возможно, что пошло известное словосочетание именно из этого случая. Так вот этот человек специально стирал надпись, но неизменно каждое утро перед службой снова обнаруживал её на прежнем месте.
Со временем стало происходить обустройство и а месте пещер появилась церковь, а затем монастырь. Его конструкция так же необычна, поскольку стены словно спускаются вниз с высокого холма. Приходилось заботиться о безопасности и вокруг святой обители возвели крепость.
Какие только осады не пришлось на воём веку выдержать каменным стенам. Они защищали монахов от ливонцев, от венгерский войск и отрядов Батория.
Монахи умели е только исправно молиться, но и оберегать то, что им дорого, поэтому крепость так и смогли разрушить.
А самом дне оврага возвышается башня, которая так и называется Башней Верхних решеток. Это благодаря тому, что она перекрывает железными прутьями ручей, который течёт в монастырь, оберегая таким образом обитель от непрошенных гостей.
Казалось бы, что в таком месте всегда должны царить любовь и благодать, к сожалению, это не так. Есть здесь и такие уголки, которые помнят страшные встречи.
Например, визит Ивана Грозного.
Жил в монастыре такой монах Корнилий. Он приял постриг и вёл аскетичный образ жизни, всем своим поведением внушая уважение своим братьям. Он дослужился до того, что был назначен игуменом. За время его пребывания увеличилось число монахов до 200 человек. Много сделал он для монастыря. Стали лить колокола, занимались летописанием, делал гончарные изделия и писали иконы.
Любопытные и достойные подражания события происходили после Ливонской войны. Под началом Корнилия на занятых территориях стали основываться православные храмы, имена погибших воинов заносились для поминания, а тем, кто пострадал во время военных действий оказывалась помощь.
Его трудами строился и расширялся монастырь.
Однажды святую обитель решил навестить сам Иван Грозный. Но странный и суровый нрав царя сыграл и здесь с ним непоправимую штуку. Правителю показалось, что игумен смотрит на него слишком своевольно и дерзко и тогда он ударил монаха клинком. Голова святого покатилась по тропе, которая нисходила вниз, а за ней оставался кровавый след.
Правда тут же на царя снизошло прозрение и пожалев о содеянном он сам взял на руки тело монаха и отнёс его до Успенского собора. Но с тех пор центральная тропа, которая вела в монастырь так и называется «кровавая».
А мощи игумена захоронены в Успенской церкви и немало паломников приходят сюда, чтобы поклониться им, чтобы сыскать благословение.
Пред стенами расположен памятник великомученику, возле которого ежедневно собираются браться, чтобы совершить молебен.
Знатен Псково-Печерский монастырь и тем, что в нём хранились можно сказать бесценные книги, известные даже каждому школьнику «Слово о гибеи земли русской».
Многие подобные исторические находки были утрачены в годы Второй мировой войны. Фашисты вывозили в Германию всё, что хоть в некоторой степени представляло ценность. Не исключением стали и выше упомянутые книги. Но, на столько были преданы монахи служению своей земле, что не щадили ради неё даже своей жизни. Настоятель монастыря не побоялся и дал немцам рекомендацию тщательно упаковать реликвии, ведь они представляли ценность е только для русского народа, но и для потомков всего мира. А при транспортировке столь древние книги могли пострадать. И фашисты выполнили его наказ.
Ещё одной достопримечательностью святыни являются пещеры. Они занимают достаточно большую площадь и раньше служили местом обитания монахов и местом их укрытия. А сейчас это своего рода захоронения, где покоятся е только те, кто отрекся от мирской жизни, но и известные личности, Примечательно то, что благодаря постоянному микроклимату тела усопших не разлагаются, а превращаются в мумии. И монахи тщательно следят за тем, что бы температурный режим не нарушался.
Единственный источник света, который момент нарушить царство тьмы в пещере – это огонёк свечи. И глядя на его трепещущий огонёк можно задуматься над тем, как на самом деле быстр век человека и что погаснуть он может при лёгком дуновении ветерка.
Ещё об одном моменте хотелось бы упомянуть- святая обитель была основана в 1473 году. И не смотря на перевороты, войны и прочие события, которые периодически потрясают человечество, ни разу не закрылась. Видимо, сам Бог хранит этот монастырь своей особой любовью, и ощутить её может каждый, кто хоть однажды побывал в святых местах.
Добавить комментарий
Трефекальная беседа: доктринальная 5
Вернуться на титульную страницу
Вернуться к указателю разделов
Предыдущая
МОНАСТСКАЯ ЖИЗНЬ
Одной из самых популярных книг в России за последние годы стала книга Святые на каждый день 1 , изданная в Тихон Шевкунов, монах и священник, с 2015 года поставленный во епископа. В статье The Financial Times («Путин и монах», 25 января 2013 г.) сообщается, что было продано больше копий, чем было продано 9 копий русского перевода .0003 Пятьдесят оттенков серого . Это рассказ, начиная с советского времени, о жизни в Псково-Печерском монастыре на границе России и Эстонии (до 1939 года он находился в Эстонии. Это единственный русский монастырь, который никогда не закрывался в советское время). Книга рассказывает о средствах, с помощью которых она сопротивлялась закрытию во время возобновившихся хрущевских преследований).
Отец Тихон Шевкунов
Вот описание того, как поступление в монастырь переживал молодой модный советский гражданин, любитель быстрых автомобилей (от вкуса он так и не смог избавиться и что в итоге привело к его смерти), выздоровевший известен и любим как священник отец Рафаил:
«Этот новый мир, в который вступил отец Рафаэль, был полон радости и света и управлялся своими особыми законами. В этом мире помощь Господа всегда приходила, когда в ней действительно нуждались. В этом мире богатство было смешным, а роскошь и показуха — абсурдными, а скромность и смирение — красивыми и приличествующими. Здесь великие и справедливые души действительно считали себя ниже и хуже любого другого человека. Здесь самыми уважаемыми были те, кто бежал от всей мирской славы. И здесь самыми сильными были те, кто всем сердцем признал бессилие собственного беспомощного человечества. Здесь истинная сила скрывалась за тщедушными старцами, и понималось, что иногда лучше быть старым и больным, чем молодым и здоровым. Здесь юноша оставит позади обычные удовольствия своих друзей и приятелей в нормальном мире, и сделает это без сожаления, пока им не придется покинуть этот особый мир, без которого они больше не могут жить. Здесь смерть каждого стала уроком для всех, а конец земной жизни был только началом».
(5)(5) Отец Тихон Шевкунов: Святые будни и другие рассказы , Даллас, Техас, Покров Публикации, 2012. У меня есть в Киндле, без ссылок на страницы.
А вот рассказ другого, пожилого иеромонаха, прожившего подвижническую жизнь во всей ее полноте:
«Отец Досифей действительно был великим монахом, хотя в монастыре его почти не замечали. Обычно это надежный признак возвышенного духовного воина. В свой приход он попал в рамках послушания своему епископу, который когда-то отправил его служить в Покровский храм села Боровик. Его отправляли туда снова и снова, и в конце концов он стал приходским священником в этой деревне, приютившейся среди лесов и болот. Когда отец Досифей уединялся в заброшенном домике километрах в двух ниже по реке, на островке среди болот, он по субботам и воскресеньям греб обратно в храм на долбленой лодке, похожей на каноэ, которую он вырезал из куска дерева. сосновый бревно. (Никто другой, кроме старца Досифея, не мог пройти на этом корабле более десяти метров, не переворачиваясь.) Во все остальные дни отец Досифей оставался в полном уединении. В это совершенно уединенное убежище отец Досифей втащил ствол дуба с дуплом, которое он вырезал внутри него.
«Однажды я спросил отца Никиту, был ли этот его подвижник-старец очень суровым человеком. Никита ответил, рассказав мне об одном случае. В то время он был шестнадцатилетним мальчиком и вдруг почему-то беспощадно рассердился и даже накричал на отца Досифея. Старец бросился Никите в ноги и в слезах стал просить у него прощения за то, что допустил своего подопечного до такой нечестивой ярости».
(6) «Иисусова молитва» — это очень простая молитва о прощении, состоящая из одного предложения.
Отец Досифей окончательно утонул в реке, по которой он греб в своей утлой землянке:
‘И действительно, вскоре по округе стало известно, что пьяные охотники из местного городка даже хвастаются тем, что как они мчались по реке на моторной лодке, забавы ради столкнули дряхлого старого священника в ледяную воду. . .’
9 0004 монахи монастыря пещерных пещер PSKOV, окружающего очень уважаемого старейшины Джона (Крестианкин)
Следующие
Похороны для архимандрита Адриан (Кирсанов) служили в монастыре Песков. Архимандрит Адриан (Кирсанов), скончавшийся в субботу. Божественную литургию и отпевание совершил Высокопреосвященнейший митрополит Псковский Евсевий в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, сообщает Синодальный отдел по делам монастырей и монашества Московского Патриархата.
Митрополит прибыл в монастырь накануне вечером, его встретили игумен архимандрит Тихон (Секретарев) с братией и Преосвященным епископом Армавирским и Лабинским Игнатием. Митрополит проследовал в Успенский храм, где приложился к чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы и мощам преподобного Корнилия Псково-Печерского и другим монастырским святыням.
На следующий день он совершил Божественную литургию в храме Сретения Господня, где было положено тело усопшего архимандрита Адриана. Ему сослужил ряд архиереев, игуменов и духовенства, в том числе Преосвященнейший епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Московского Сретенского монастыря, начавший свой монашеский путь в Псково-Печерском монастыре.
Верующие собрались со всей России проститься с любимым духовником и старцем.
После Божественной литургии о. Гроб с телом Адриана был перенесен на Успенскую площадь монастыря, где митр. Евсевий и другие клирики совершили отпевание новопреставленного старца, перед которым псковский иерарх обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом, отметив, что «сегодня мы переживаем скорбь и скорбь, прощаясь с погасшей звездою». над святой обителью нашей» — подвижник архимандрит Адриан, многие десятилетия подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре, в том числе и при атеистическом коммунистическом режиме.
Мет. Затем Евсевий рассказал, как он знал любимого старца более 60 лет, впервые встретившись с ним в Троицком соборе. Сергиевой лавры в 1957 году. «В своей жизни он принял иго Христово и шел путем смирения и кротости, по образу Христову», — сказал он, вспоминая, как о. Адриан брал пример с Самого Христа и посвятил себя Господу в Его святой Церкви.
Фр. Адриана преследовали за непоколебимую веру, и в конце концов он был вынужден переселиться из Свято-Троицкого монастыря. Сергиевой Лавры в Псково-Печерский монастырь, где продолжал смело исповедовать православную веру и утешать и окормлять приходивших к нему верующих.
«Его молитва и его кроткая и тихая исповедь помогали людям утвердиться в вере, бороться с невзгодами, притеснениями и разного рода испытаниями. Мы помним его всегда кротким, тихим и смиренным, с детской улыбкой — утешительным товарищем», — вспоминал митрополит.
«Посему молим ныне о прощении всяких недочетов усопшего, да причислит его Господь к избранным святым Своим, да не забудет нас архимандрит Адриан в молитвах своих пред престолом Божиим», митр.