Великомученика Феодора Стратилата мужской монастырь «Ай-Тодор» у с. Малое Садовое (Челтер-Коба) / Монастырский вестник
Над селом под названием Малое Садовое, расположенном в долине реки Бельбек, возвышается три довольно скалистых мыса. На мысе Куле-Бурун, что в переводе означает Башенный мыс находится Сюйреньская крепость. От этой крепости до наших дней сохранилась башня и часть одной из оборонительных стен. Эту крепость возвели еще в восьмом веке. В те годы она была расписана при помощи фресок, но до наших дней сохранились лишь их фрагменты.
Монастырь был основан предположительно в XIII – XIV вв. на обрыве мыса Ай-Тодор (Св. Феодор), расположенном в Бельбекской долине , несколько правее от укрепления.
Читать подробнее
Его соседство с крепостью можно считать неслучайным, ведь невдалеке проходила одна из северных границ княжества Феодоро. Именно эту границу и призвана была защищать Сюйреньская крепость. В случае опасности за ее стенами легко могли укрыться жители из многочисленных окрестных деревень и, конечно же, монахи.
Для того, чтоб посетить монастырские пещеры необходимо, после прохождения села Малое Садовое, по грунтовой дороге отправляться вверх по существующему ущелью. Ущелье, которое разделило мыс Ай-Тодор и Башенный мыс, все заросло можжевельником, кустами кизила, терна, а также деревьями. Позже с основной дороги нужно свернуть направо и подняться прямо до подножия скалы. В ее отвесных боках и видны пещеры.
Этот монастырь основали иконопочитатели еще в восьмом-девятом веках. Он существовал до 1475 года. В том году армия из Турции вторглась на Крымский полуостров и захватила княжество под названием Феодоро. В те годы монастырь был известен под именем святого Феодора. Это имя сохранилось в названии этой скалы. На данный момент в ней насчитывается порядка двадцати двух пещер различных размеров и различного назначения.
Здесь есть и кельи монахов, часть из которых является очень маленькими и имеет чрезвычайно низкие потолки, и складские пещеры, и большой трапезный зал, и покои эконома и, самое главное, собственный пещерный храм.
Храм разместился в одном из больших естественных гротов, площадь которого боле ста пятидесяти квадратных метров. Этот грот отличается наличием скругленной формы. Он сужается к западу и востоку. Для алтаря тут было вырублено специальное углубление прямоугольной формы. В стенах этого углубления разместили несколько ниш. Апсида отделяется от остальной части этого пещерного храма благодаря наличию невысокой алтарной преграды. В северо-восточной части храма находится купель.Вдоль южной и северной стен храма тянутся скамьи, а в стенах здесь вырублены усыпальницы. Отметим, что в полу находится четыре могилы. Одна из этих могил очень маленькая, может быть она детская. Еще несколько могил находится в той части храма, что на западе. Такое обилие могил наводит на мысли, что в этом монастыре хоронили как монахов, так и павших защитников крепости. Количество монахов, которые жили в монастыре было не слишком большим, лишь четырнадцать-шестнадцать человек. именно поэтому в большом храме Челтер-Коба свои молитвы произносили не только монахи и воины из Сюйреньской крепости, но и жители из окрестных деревень.
Традиционно монастыри, имеющие трапезные, среди которых и Челтер-Коба, считаются более почитаемыми. В таких храмах хранятся мощи святых и прочие реликвии. К тому же, подобные монастыри посещает огромное количество паломников. Отметим, что точно не знает никто, в честь какого из тройки святых Феодоров монастырь был назван – Тирона, Стратилата или же Студита. Вероятнее всего, это был святой Феодор Студит.
Св. Феодор Студит был рожден в Константинополе в далеком 758 году. Этот святой был известен благодаря тому. Что он восстановил и после обустроил Студийский монастырь. При этом количество монахов, проживающих в нем, увеличилось до тысячи человек. преподобным Феодором был составлен строгий устав монастыря, который был принят также и в Киево-Печерской Лавре. Данный устав получил название Студийский. В период правления такого императора, как Лев Пятый Армянин был начат новый виток гонения почитателей икон.
Святому Феодору Студиту пришлось вместе с братией совершить крестный ход вместе с иконами вокруг своего монастыря. Этим он проявил мужество в защиту собственной веры. Этот ход привел к тому. Что святого отправили в ссылку. Там его подвергли истязаниям, которые преподобный Феодор переносил с молитвой и кротостью. Через время императора Льва Пятого Армянина убили восставшие воины. Новый же император освободил почитателей икон из заточения. Феодор Студит умер в далеком 826 году.
Раньше все пещеры этого монастыря соединялись между собой при помощи деревянных лестниц и переходов. Именно эта особенность и дала ему название. В переводе с татарского «челтер» значит «решетка», а «коба» означает «пещера»
Комплекс монастыря состоит из 23 пещерных помещений: главного пещерного храма, келий и трапезной, соединенных между собой прорубленными в скальном монолите тропами.
С начала 2000-х годов ведутся восстановительные работы. Главный храм монастыря посвящен великомученику Феодору Стратилату. Был разрушен в XV в. (ныне восстанавливается).
Возобновлены богослужения в храме Феодора Стратилата, установлен дубовый иконостас, восстановлены часть келий и звонница, имеется источник Феодора Стратилата.
Челтер-Коба. Пещерный монастырь Феодора Стратилата
Средневековый пещерный монастырь Челтер-Коба (Решетчатая пещера) уже около 20 лет известен как Монастырь Федора Стратилата
. Расположен в живописном месте, в скалах горы Ай-Тодор (Св. Федор) в 1 км от села Большое Садовое Бахчисарайского района. Неподалеку находится св. источник с купелью. А также можно совершить прогулку к древней Сюйреньской крепости, мысу Куле-Бурун с прекрасными видами на Бельбекский каньон и загадочными скальными ликами.Как добраться
Запарковались на окраине с. Малое Садовое, что в Бельбекской долине, напротив парка «Ишачок». Монастырь Челтер-Коба и Сюйреньская крепость — соседи. Поэтому имеет смысл посещать два объекта в рамках одной поездки, если позволяет время. Оба входят в Байхчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник. Монастырь поближе, можно справиться за 1,5-2 часа, крепость займет немного больше времени.
Монастырь Челтер-Коба (Решетчатая пещера) находится в долине реки Бельбек, всего в 1,5 км от села Большое Садовое (экс Таш-Басты). Находится в скале Ай-Тодор (св. Феодор), имя которого монастырь носит сегодня.
Наиболее короткая дорога к монастырю Челтер-Коба проходит через село Большое Садовое. На его окраине находится оборудованное место для отдыха «Логово Шрека»: беседки, небольшое кафе, детская площадка.
Логово ШрекаОт поляны хорошо видна цель похода — скала Ай-Тодор с монастырем Челтер-Коба и мыс Куле-Бурун с Сюйреньской крепостью. Крест в лесу — хороший ориентир на развилке дорог. Подниматься надо по широкой тропе до креста. От креста на монастырь дорога поведет вправо, на крепость левее.
Челтер-Коба и Сюйреньская крепостьМеста вокруг очень живописные. Подъем не сложный. Неудивительно, что навстречу нам спускалось довольно много людей. Думаю, что многие возвращались со службы в монастыре.
Скалы вокруг с. Большое СадовоеПуть проходит через лесистое ущелье Кизильник. В наиболее неудобных или скользских при дожде местах прорублены ступени, установлены поручни.Через 20 минут от начала подъема на развилке дорог установлен крест. Чтобы попасть к монастырю, следует повернуть направо, к крепости — налево.
Подъем к Челтер-КобаМонастырь Челтер-Коба (Феодора Стратилата)
От креста еще минут 10 до пещер монастыря. В праздничные и воскресные дни в церкви совершаются богослужения. Престольный праздник в монастыре 21 июня – день памяти великомученика Феодора.
Пещеры монастыряПещерный Монастырь Челтер-Коба переводится как Решетчатая пещера. Большая пещера естественного происхождения одна — в ней находится храм, остальные часто вырубались как кельи или хозяйственные помещения.
Челтер-Коба. Схема расположения пещерМонастырь — место с древней и современной историей.
Исследователь монастыря, В. Даниленко, считал VIII-IX века — временем основания монастыря, найдя в ущелье под монастырем посуду V-VIII веков. Данные о количестве пещер также разнятся: одни говорят о 22 пещерах, другие о 55.
Рядом со входом обустроен цветник. Очень нарядно смотрится.
Вход в монастырь — цветущий садПещерный монастырь св.вмч. Феодора Стратилата начал новую жизнь с 2005 г, информация об объекте хорошо представлена в интернете.
сайт монастыря http://feodor.church.ua/
группа вКонтакте https://vk.com/club19967827. В группу выкладывают проповеди священника монастыря, отца Даниила.
Храм-пещера монастыря
Название Челтер-Коба произошло от слов «челтер» — «решетка», «коба» – «пещера».
Это и есть та самая естественная пещера, где находится храм. К нему поверх истертых каменных ступеней проложена удобная деревянная лестница.
Федор Стратилат — покровитель воинства. Стратилат = военноначальник
Храм-ПещераВнутри храма иконостас, много икон, цветы, люстры. Печка с трубой позволяет отапливать пещеру в холода.
Внутри храмаАлтарь храма находится в восточной стене естественного скального грота. В северо-восточной части грота была крещальня — баптистерий. Сегодня многое заставлено и спрятано, об архитектурных особенностях, можно узнать из литературы.
Алтарная частьСама же церковь Челтер-Кобы не является вырубленной, а располагается в естественном гроте. В отличие от храмов похожего по названию монастыря Челтер-Мармара.
В пещерном храмеТеррасы монастыря
Интересно, что на 15 монахов, которые как предполагают, могли проживать одновременно, приходилось такое большое хозяйство монастыря: большой храм с крещальней, трапезная, много захоронений.
Монастырь был основан на северной границе княжества Феодоро, рядом с Сюйреньской крепостью. Скорее всего, жители крепости и окрестных селений приходили на богослужения и участвовали в жизни монастыря.
В скале храма и террас встречаются вырубленные могилы. В них происходили захоронения монахов и важных жителей соседней крепости.
Вырубленные могилыПомещения монастыря располагались в четыре яруса и были связаны системой лестниц. Сегодня лестницы разрушены, а новые ведут не ко всем пещерам.
Пещеры-кельиВозможно в этой пещере также была келья монаха.
Пещера с лестницейВ скале множество отверстий. Возможно здесь были подпорные стены. Интересно, как выглядел монастырь 600 лет назад. Считается, что он просуществовал до османского завоевания Крыма в 1475 году. И прекратил свое существование как и многие другие храмы и монастыри княжества Феодоро.
Терраса с пещерамиПуть к роднику. Хозяйственные гроты
После посещения монастыря, стоит прогуляться к монастырскому источнику. Для этого нужно пройти мимо «хозяйственных» гротов дальше по тропе.
Монастырское хозяйствоНебольшая емкость, а в ней устроен пруд с лилиями.
ПрудикДрова, хозяйственные инструменты, все хранится под длиннющим навесом естественного грота.
Хозяйственный гротИсточник и купель
Несколько лет назад подход к источнику сделали более комфортным: установили мостик. В купели и в источнике просят посуду не мыть и денег не оставлять (монетки не кидать).
Мост к источнику
Деревянная лестница спускается в ванну купели, вокруг которой выложены бортики.
Чаша купелиТемпература воды всего 9 градусов. Но многие используют возможность окунуться в горных водах. Ведь считается, что данная вода целебна, особенно помогает женщинам при трудных родах (как сказано в материалах Эски-Керменской экспедиции 1929-1932 гг.).Закалка — всем она нужна.
Крест с крестикомНазад
Далее
От родника идет дорога выше, обходя балку к Сюйреньский крепости. Мы же выбрали размеченный вариант, вернулись мимо монастыря к развилке с крестом и пошли к Сюйреньской крепости
Святой Феодор Стратилат. Храм Феодора Стратилата на Ручье
Великомученик Феодор Стратилат — один из святых, признанных всеми христианскими церквями. Издавна почитается на Руси, о чем свидетельствуют древние храмы, во имя этого святого. Сюда относится церковь Феодора Стратилата на ручье. Он считается одним из красивейших образцов средневекового новгородского зодчества и уже почти 7 веков является источником вдохновения для многих русских зодчих.
Так кем же был Теодор Стратилат? Узнать больше подробностей его жизни поможет эта статья.
Положение христиан в Римской империи в конце 3 века. Н. Э.
По преданию Православной Церкви Феодор Стратилат родился в Малой Азии в городе Евхаите. Это был смелый, красивый молодой человек, исповедовавший христианство. В довольно молодом возрасте он присоединился к римской армии. В царствование императора Ликиния начались жестокие гонения на христиан. Однако римляне видели, что уверовавшие в Спасителя с радостью приняли мученическую смерть за свою веру. Тогда иноверцы стали преследовать христиан, занимающих государственные посты и пользующихся уважением народа. С этой целью были убиты сорок Севастийских мучеников и несколько других важных сановников из окрестностей Ликинии.
Жизнь
Теодор Стратилат стал почитаем среди сограждан после того, как убил змею, обитавшую к северу от его родного города Эвхаит. По легенде, это кровожадное чудовище пряталось в норе на непропаханном поле. Раз в сутки он выбирался на поверхность, нападал на домашний скот и людей и, насытившись, возвращался в свое логово.
Теодор решил спасти жителей Евхаита от этой напасти. По пути к святилищу зверя он прилег отдохнуть. Вскоре его разбудил пожилой христианин Евсевий, в хижине которого находились мощи Феодора Тирона, и дал совет, как победить чудовище. Будущий великомученик молился и просил своего коня помочь ему во имя Христа. Он сел на своего коня и, взойдя на поле, призвал змея на бой. После того как чудовище выползло из своего логова, конь Федора вскочил ему на спину, и всадник с Божией помощью смог поразить зверя копьем.
Когда жители Евхаиты увидели тело падшего змия, они связали этот подвиг Феодора с его верой в Иисуса Христа и многие решили отвергнуть языческих богов.
Проповедь
После спасения Евхаита от чудовища Феодор был назначен стратилатом (командующим) в городе Гераклея. Там он начал открыто проповедовать христианство и преуспел в этом деле. Вскоре императору Лицинию сообщили, что большинство жителей Гераклеи и ее окрестностей обращено в новую веру. Он послал к стратитским сановникам, которые должны были провести Феодора в Рим. Однако сам будущий великомученик пригласил императора в Гераклею. Он пообещал ему устроить показательное жертвоприношение языческим богам, чтобы доказать свою верность Риму и императору, а также послужить примером для народа.
После того, как письмо было отправлено, Фёдор стал молиться день и ночь, пока однажды не озарил его неземным светом и не услышал голос с неба, который сказал: «Дерзай! С тобою я!».
Смерть
Вскоре в Гераклею прибыли император и 8000 римских легионеров, которые привезли с собой несколько десятков золотых и серебряных статуй языческих богов. Феодор Стратилат (фото греческой иконы с его изображением см. ниже) просил у Ликиния разрешения поставить в его доме идолов, якобы для того, чтобы он мог всю ночь воздавать им хвалу. Когда император согласился, стратилат разбил статуи и раздал нищим осколки золотых и серебряных статуй.
Утром сотник Максенций заметил бедолагу. Он нес голову золотой статуи Венеры. Тогда Максенций велел ему схватиться и узнал от нищего, что голову дал ему Феодор Стратилат. Об этом неслыханном с точки зрения римлян святотатстве Максенций немедленно доложил императору. Вызванный на допрос великомученик исповедал свою веру во Христа и стал доказывать Ликинию, что заблуждается, поклоняясь идолам. В частности, он спрашивал у императора, почему могущественные боги Рима не испепелили его своим небесным огнем, когда он надругался над их изображениями. Лициний был возмущен и, так как не мог возразить доводам своего стратилата, приказал истязать Федора. Его изрубили, сожгли огнем, заключили в тюрьму, несколько дней морили голодом, ослепили и распяли.
Решив, что Федор умер, Ликиний приказал оставить его на кресте, но ночью Ангел Господень освободил его и исцелил раны. Увидев это чудо, жители Гераклеи уверовали во Христа и решили проявить неповиновение, требуя прекратить гонения на их стратилатов.
Великомученик не дал им пролить кровь. Он освобождал из темниц узников, которым повелевал жить по заветам Господним, и исцелял приходящих к нему больных. Затем, отдав последние приказы, он сам отправился на добровольную казнь. 8 февраля 319 г., по приказанию Лициния, ему отрубили голову, а тело доставили и похоронили в родном городе Федора-Евгаите, в имении родителей великомученика.
Чудеса
После смерти и погребения святитель стал помогать христианам и карать их врагов в разных уголках земли.
Так, по свидетельству патриарха Антиохийского и Иоанна Дамаскина, жившего в VII-VIII веках, когда сарацины захватили Сирию, храм Феодора, близ Дамаска, был осквернен. Его разорили и стали использовать как жилище. Однажды один из сарацинов выстрелил из лука из изображения Стратилата. Стрела, выстрелившая в него, попала в плечо святого, и кровь залила стену. Сарацины и их семьи, жившие в здании, не покидали храм. Но через некоторое время все они умерли. Причины болезни, поразившей неверных, не выяснены, а всех, кто жил по соседству, болезнь миновала.
Еще одно чудо произошло во время последней битвы войны 970-971 годов между русскими и византийцами. Согласно «Повести временных лет» святой Феодор Стратилат помог грекам сдержать войско Святослава Игоревича при значительном численном превосходстве русов.
Память
День Феодора Стратилата отмечается Православной Церковью по юлианскому календарю 8 февраля и 8 июня, Католической Церковью 7 февраля. С 2010 года по благословению Патриарха Кирилла Великомученик является небесный покровитель Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации.
Теодор Тайрон
Существует множество икон, на которых изображены два воина в доспехах. Это Федор Стратилат и его тезка по прозвищу Тирон. Согласно легенде, оба воина родились в одной римской провинции. Теодор Тирон был воином мармаритского полка, квартировавшего в городе Амасии. Он отказался подчиняться своему центуриону Врингу и не принимал участия в публичном поклонении идолам. За это его жестоко пытали, а затем сожгли на костре. Однако останки великомученицы не пострадали от огня, и христианин Евсевий захоронил их в ее доме.
Жизнь обоих святых тесно переплетена друг с другом, и они часто изображаются вместе. Это связано с тем, что во времена существования Византийской империи эти великомученики олицетворяли христианское начало в воинской мощи государства. Оба Федора также были связаны с Георгием Победоносцем, вероятно, из похожей истории с победой над змием.
Храм Феодора Стратилата на Ручье
В честь этого святого были освящены храмы в разных уголках мира. Среди них особое место занимает храм на ручье, который находится в Великом Новгороде. Основан в 1360 году на пожертвования новгородского посадника Семена Андреевича и его матери Натальи.
Церковь Святого Феодора Стратилата – классический памятник средневекового новгородского зодчества. Его здание представляет собой четырехстолпное одноглавое здание в форме куба, в котором фасад, особенно апсиды и барабаны, украшен различными декоративными элементами. С западной стороны находится колокольня и пристройка, построенная в 17 веке. Адрес здания: ул. Федоровский ручей, д. 19-а.
Храм интересен еще и тем, что на его стенах можно прочитать средневековые «граффити», в том числе и шуточного содержания, оставленные новгородцами около 700 лет назад. Сегодня церковь функционирует как музей, и ее посещение включено во многие экскурсионные программы.
Церковь Феодора Стратилата тоже находится в столице. Храм в честь этого святого находится недалеко от Чистых прудов, в Архангельском переулке и был построен в 1806 году. полуостров. Он был основан иконопочитателями в VIII-IX веках и просуществовал до 1475 года, пока княжество Феодоро не было захвачено Османской империей. В монастыре жило 15-20 человек. Всего сохранилось 22 пещеры разного назначения, в том числе использовавшиеся как кельи. Также имеется большой трапезный зал.
Возрождение монастыря, принадлежащего РИЦ, началось в 2000 году.
Теперь вам известны подробности жизни одного из самых известных великомучеников, почитаемых Православной и Католической церквами. Вы также знаете, где находится знаменитый храм Феодора Стратилата в Великом Новгороде, поэтому, находясь в этом городе, вы сможете полюбоваться этим великолепным образцом средневековой русской архитектуры.
Пещерный монастырь Эски-Керман. Город Эски-Керман. Описание, фотографии.
Всего в шести километрах от Мангупы находится еще один средневековый город Эски-Керман (в переводе «старый замок»). Небольшое поселение возникло здесь в VI веке, тогда же были сооружены укрепления, хотя природа присматривала за защитой места: со всех сторон по отвесным скалам, взбирающимся к городу расщелинам, в которых верхние и построенные оборонительная стена. В VIII веке город захватили хазары, народ восстал против захватчиков. В ответ хазары сожгли город, но он вновь возник и достиг своего расцвета в XI-XII веках. В то время это был крупный торгово-ремесленный центр, по дороге Эски-Керман шли степные районы и южный берег Херсонеса и порт Каламита. Но в 1299 он погиб в пламени огня, под натиском войск Золотого Темника Ногая.
В городе когда-то существовало шесть пещерных церквей. Начинаем свой путь от главных ворот, к которым можно подняться по старой дороге, по ее векам передвигаются груженые телеги — в скале видны колеи от колес. Дорога идет вдоль восточного каньона и поднимается на три пролета. Повернув первый ко второму маршу, увидели вырубленную в скале гробницу. Это начало погребального комплекса, состоящего из ряда пещерных церквей, часовен и святилищ. В начале третьего марша находится большой пещерный храм, высеченный в форме трилистника. Используется для ввода светодиодной каменной лестницы, а также этажа выше уровня дороги на два с половиной метра. В восточной части храма находилась полукруглая апсида, в центре которой сохранилось углубление для престола, в стене — ниша для алтаря Раковина. Апсида отделялась от скальных стен храма стеной, образуя сводчатый карниз потолка. В храме нет западной стены, возможно, она была деревянной. Вдоль северной и южной стен тянутся лавки. На южной стене у апсиды есть резной алтарь, а в западной части стены — ниша. Рядом с храмом — множество гробниц и святынь.
Дорога ведет к главным воротам города, рядом с которыми находится еще один пещерный храм. Она была вырезана примерно в то же время, что и предыдущая, возможно, их создал один и тот же мастер. Храмовые ворота города тянутся с севера на юг. Вход в него традиционно расположен с западной стороны. Как и в первом храме, полукруглая апсида отделена корой от стен храма скальными опорами. Смотрите, изначально вырублен в скале, но потом его сбили и перевернули. Алтарная стена из дерева. В полу, к югу от апсиды, расчищена гробница. В северной стене вырезана скамья, а в южной — прорублен вход в небольшую комнату с окошком и кроватью, возможно, это келейщик. Рядом с храмом устроили три усыпальницы, а по бокам ворот на местах сражений построили две небольшие часовни. А церковь и часовни строились одновременно с крепостью.
Далеко от главных ворот, в восточной части скального прохода виден большой пещерный храм, который называют «залом суда» или «мнимым судом». Это комплекс смежных пещер. Внутри храма было три двери в западной части. Входящие попали в просторный зал, с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, теперь они упали. Колонны храмового пространства разделены на три части, в центральной части восточной стены апсида срублена с престолом и архиерейским креслом. Жертвенник был каменным, но был полностью поврежден, уцелел только его фундамент. В середине алтарной преграды — порог Царских врат, с обеих сторон сохранились пазы для установки деревянного иконостаса. В древности апсида была расписана фресками. Еще в XIX веке исследователь Н. И. Репников рассмотрел под слоем копоти нимб и силуэт изображения Иоанна Предтечи из Деисуса. В полу храма было вырублено несколько могил.
Вдоль северной стены тянется скамья. Слева от апсиды находился баптистерий: в северо-восточной части сохранилась купель, вода в нее стекала из борозды в стене. В древности по углам баптистерия стояли колонны.
Из центрального зала пройти к трем другим объектам, расположенным на краю пропасти. Они остаются выгравированными на скальных скамейках и в двух гробницах. Один из дверных проемов выводит на пропасть, где когда-то был деревянный балкон, спускавшийся вниз по лестнице. В третьем помещении сохранилась часовня апсиды с каменным порогом, деревянным основанием алтаря и каменными скамьями преграды.
Ученые предполагают, что центральный зал и часовня — древнейшие постройки. Они появились в XI-XII веках. Затем, когда жителей в городе стало больше, церковь расширили на север и восток, соединив ее с часовней.
Вдоль восточного края плато тянутся пещеры-казематы. Из них в головы врага летели стрелы, падали камни, поливались горячей смолой. Среди оборонительных пещер устроили Успенскую церковь. Назван так потому, что в них сохранилась часть древних фресок с изображением Успения Богоматери. Сначала эта пещера использовалась как кладовая, в ней нашли резервуар для хранения то ли воды, то ли зерна, сверху ее закрыли камнем. В XIII-XIV веках пещера превращена в храм, возможно, в память о павших защитниках, сюда приходили помолиться воины Эски-Керман.
Вход в храм находится с юго-восточной стороны. Справа — ниша апсиды с высеченным из скалы престолом и углублением для мощей. В древности алтарь был отделен деревянным иконостасом. Церкви фрески, которые описаны слева Н. И. Репниковым: «На простенках апсиды — Благовещение. В конце — Деисус в росте с огненными шестикрылыми херувимами. Здесь останки святых в росте фриза. Над престолом — Младенец Христос в чаше и два ангела с крестными веерами. На нижней панели — орнамент из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольник. В нише алтаря — изображение Одигитрия. Почти в полный рост фигура воина-мученика с копьем в руке за плечом, круглый щит, рядом такая же фигура св.. Рядом угол вверху стены занимает композиция Очищения, внизу три фигуры ветхозаветных пророков со свитками в руках Внизу всех изображений была орнаментальная полоса — панно из треугольников Участок у стены апсиды занимала большая композиция Успения Здесь полотенце и фриз из треугольников На потолке две великие песни — Крещение и Рождество. Первая фигура Иоанна, льющего воду, и летучая рыба, вторая на фоне горного пейзажа сильно пострадала. Помимо этих дорожек, на торце потолка и апсиде сохранился фрагмент медальона с бюстом Христа. Стилистически картина относится к XII веку».
После гибели города жители соседнего села Черкес-Керман снова стали использовать пещеру в коммерческих целях. В центре северо-западной стены была вырублена ниша, а в ее основании на полу устроен тарапан. Но, очевидно, действовал он недолго, потому что фрески не были полностью уничтожены, а только поцарапаны мусульманами.
В двухстах метрах от Успенской церкви «в оборонительной стене было много до городского кладбища. Здесь в единой глыбе известняка высечен самый известный храм Эски-Кермана — Трех всадников. Это фрески с изображением трех всадников» ,поэтому он и носит такое же название.В отличие от северного входа в тот же блок тесаной гробницы(по другим предположениям,ризница).Церковь имеет трилистник.Полукруглая апсида сейчас частично снесена,сохранилось только основание скального препятствия в куда вставить деревянные части иконостаса. Каменные столбы образовали вершину свода апсиды.В центре алтаря показано основание для престола,в стене апсиды вырезаны сиденье и ниша.В южной части стены был алтарь.Вдоль стен проходит каменная скамья.Оказался в храме свет через окна,вырезанные в южной и северной стенах.На полу храма нашли могилу,двое взрослых и детей.Они связаны с изображения на северной стене. Существуют разные версии о том, кто изображен на фреске. Некоторые археологи считают, что святые воины Стратилата мученики Феодор, Георгий и Димитрий Солунские (или Феодор Тирон). О. И. Домбровский предположил, что на фреске рядом с Георгием Победоносцем изображены местные воины, отличившиеся при обороне города. В их память высечен храм-Мартири, где они и захоронены.
Сегодня изображение на фреске практически невозможно рассмотреть. А в прошлом веке описывали Н. И. Репникова: «На северной стене, над гробом, фресковое изображение трех воинов мучеников. По выступу под ним греческая надпись на белом поле черной краской» Изсечены и написаны святым мученикам Христовым за спасение души и оставление грехов», ниже орнаментальное панно из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольник.
Изображения написаны на синем фоне, сильно пострадали от преднамеренного повреждения. Имена изображений сохраняются. Всадники в кирасе из-за левого погона и плаща, с копьями в руках, идут к алтарю. Средние змеиные удары, держа копье боковыми лезвиями вверх. Ближе всего к алтарю находится фигура коня, на крупе мальчика, держащего лук из седла. Лошади запряжены, богаты, хвосты связаны.
Не думайте, что все церкви древнего города были пещерными. В самой высокой части поселения когда-то красовался большой храм, возведенный в VI веке, в виде трехнефной прямоугольной в плане базилики. В восточной стене тремя апсидами, закругленными внутри и пятиугольными снаружи. Они были отгорожены каменной предалтарной преградой, украшенной резными узорами. Тонкие колонны храма были разделены на три нефа. Польский посол Мартин Броневский писал: «На значение былого и славу Эски-Кермана указывает храм, украшенный мрамором и змеевидными колоннами, хотя он и рухнул на землю и разрушился». Базилика несколько раз перестраивалась и погибла в VIII или IX веке. Но это место сохранило свою святость, поэтому здесь хоронили умерших. В западной части южного нефа бывшей базилики построена небольшая часовня, вокруг которой припаркована Семейная усыпальница 9.0003
К западу от Эски-Кермана, у села Крепкое находится еще один пещерный храм. Он высечен в скалистом мысе, вдающемся в верхнюю часть долины. Храм вырублен в скале лестницей. Церковь называют «донором Храма». Жертвенник, или староста — это люди, средства которых хранились в храмах или монастырях. В храме на стене слева от входа сохранилось изображение княжеского рода, основавшего его. Возможно, склеп, вырубленный рядом с храмом, был фамильной усыпальницей.
К храму ведет каменная лестница. Центральная часть храма и боковая, северная, разделены гребнями в стене и колоннами, от которых остались только следы на потолке. Подковообразная апсида несколько смещена к югу, к ней примыкает трон цинтрона трапециевидной формы, вдоль стен расположены резные скамьи. На стенах и потолке сохранились фрески XII-XIV веков. Стиль живописи, по мнению исследователя Н. И. Репникова, и мастерство столичного художника. «Изображения на голубом фоне, в апсиде над престолом Христос, младенец в чаше, по бокам пятеро святителей в паховых ризах со свитком в руках и архидиакон с кадилом. Раковина – колени деисуса. На потолке полукруга спина к спине с алтарем — Благовещение. За ним к потолку дорожки Крещения и Введения. Что касается северной части потолка в пышном, витиеватом узоре в виде пяти медальонов ременной формы. Среди них сохранились с изображение Ермолова, Пантелеймона, апостолов Петра и Павла. По этому сечению этой части потолка прослеживается тоска Феодора Стратилата перед царем и Усекновение его головы.
На северной стене в западной аркосолии незначительные остатки фигур св. Георгия и Димитрия в рост в военном облачении с фрагментом небольшой фигуры между ними… На
Проект потолка мученика в княжеском одеянии и Преподобный в рост. В узкой аркосолии западной стены фрагмент композиции, изображающей «дарителя».