Численность монастырей и храмов
Количество монастырей в 1825-1914 гг.*
Год |
Мужские монастыри** |
Женские монастыри |
Всего монастырей |
1825 |
377 |
99 |
476 |
1840 |
435 |
112 |
547 |
1850 |
464 |
123 |
587 |
1860 |
477 |
136 |
613 |
1870 |
445 |
154 |
599 |
1880 |
450 |
168 |
618 |
1890 |
496 |
228 |
724 |
1900 |
503 |
325 |
828 |
1914 |
550 |
475 |
1025 |
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
[**] В том числе архиерейские домы.
Численность монашествующих в 1825-1914 гг.*
Год |
Монахи |
Послушники | Монахини |
Послушницы |
Итого |
1825 |
3727 |
2015 |
1882 |
3456 |
11080 |
1840 |
5122 |
3259 |
2287 |
4583 |
15251 |
1850 |
4978 |
5019 |
2303 |
6230 |
18530 |
1860 |
5648 |
5554 |
2931 |
7669 |
21802 |
1870 |
5750 |
5710 |
3226 |
11412 |
26098 |
1880 |
6481 |
2902 |
4759 |
14071 |
28213 |
1890 |
7189 |
5523 |
7306 |
20268 |
40286 |
1900 |
8578 |
8090 |
10082 |
31533 |
58283 |
1914 |
11845 |
9485 |
17283 |
56016 |
|
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.)*
Сословия и социальные группы |
Мужское пополнение (кол-во чел.) |
Женское пополнение |
Духовенство |
133 (51%) |
19 (20%) |
Дворянство |
19 (7,3%) |
15 (15,7%) |
Отставные нижние чины |
2 (0,7%) |
|
Разночинцы |
34 (13,1%) |
25 (26,3%) |
Купечество и мещанство |
54 (20,6%) |
19 (20%) |
Лица солдатского звания |
|
1 (1%) |
Вольноотпущенные |
3 (1,1%) |
8 (2,1%) |
Крестьяне |
14 (5,4%) |
14 человек (14,7%) |
Всего монашествующих |
259 |
95 |
Итого |
354 |
[*] Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.
Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.)*
Образование |
Кол-во чел. |
Высшее образование |
1 |
Среднее образование (в том числе незаконченное) |
4 |
Духовная училище |
4 |
Сельская школа |
3 |
Городское приходское училище |
1 |
Домашнее образование и неграмотность |
23 |
Всего монашествующих |
36 |
[*] П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.
Количество монастырских больниц в 1841-1914 гг.*
Год |
Число больниц |
Количество мест |
1841 |
377 |
232 |
1851 |
435 |
500 |
1861 |
464 |
739 |
1871 |
477 |
1086 |
1881 |
445 |
990 |
1891 |
450 |
1386 |
1900 |
503 |
2027 |
1914 |
550 |
2698 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество монастырских богаделен в 1841-1914 гг.*
Год |
Число богаделен |
Количество мест |
1841 |
21 |
363 |
1851 |
19 |
438 |
1861 |
23 |
709 |
1871 |
36 |
687 |
1881 |
51 |
1050 |
1891 |
73 |
1606 |
1900 |
123 |
1774 |
1914 |
169 |
2252 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914-2000 гг.*
Год |
Храмы и молитвенные дома |
Архиереи, священники и диаконы |
Монастыри и насельники |
1914 |
54923 хр., 23593 час. |
130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал. |
1025 мон., 94629 нас. |
1917 |
78767 хр. и час. |
130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал. |
1256 мон.,107035 нас. |
1941 |
3732 (количество действующих православных храмов сильно увеличилось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет территориальных приобретений СССР) |
28 арх., 5665 свящ. и диак. |
64 мон., 5100 нас. |
1945 |
10243 |
41 арх. |
104 мон., 4632 нас. |
1946 |
10544 |
62 арх., 9254 свящ. и диак. |
101 мон. |
1947 |
14092 |
66 арх., 9617 свящ. и диак. |
99 мон., 4668 нас. |
1948 |
14329 |
70 арх., 11846 свящ. и диак. |
85 мон., 4632 нас. |
1949 |
14477 |
73 арх., 11835 свящ. и 1280 диак. |
75 мон., 4787 нас. |
1950 |
14273 |
71 арх., 11571 свящ. и 1664 диак. |
75 мон., 4748 нас. |
1951 |
13867 |
69 арх., 11093 свящ. и 1152 диак. |
70 мон., 4766 нас. |
1952 |
13740 |
65 арх., 11093 свящ. и 1161 диак. |
62 мон., 4639 нас. |
1953 |
13508 |
65 арх., 12089 свящ. и диак. |
60 мон. |
1954 |
13422 |
65 арх., 11912 свящ. и диак. |
59 мон., 4481 нас. |
1955 |
13376 |
66 арх., 10863 свящ. и 1064 диак. |
57 мон., 4487 нас. |
1956 |
13417 |
65 арх., 12185 свящ. и диак. |
57 мон., 4564 нас. |
1957 |
13430 |
71 арх., 11122 свящ. и 1095 диак. |
57 мон., 4661 нас. |
1958 |
13414 |
73 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк. |
56 мон., 4706 нас. |
1959 |
13324 |
73 арх., 10835 свящ. и 1077 диак. |
56 мон., 4649 нас. |
1960 |
13008 |
11407 свящ. и диак. |
42 мон., 3724 нас. |
1961 |
11572 |
8252 свящ. и 809 диак. |
33 мон., 3048 нас. |
1962 |
10149 |
|
22 мон., 2185 нас. |
1963 |
8580 |
73 арх., 7236 свящ. и 748 диак. |
16 мон. |
1964 |
7873 |
|
16 мон. |
1965 |
7551 |
|
16 мон., 1500 нас. |
1966 |
7523 |
|
16 мон. |
1967 |
7481 |
6694 свящ. и 653 диак. |
16 мон., 1400 нас. |
1969 |
7369 |
|
16 мон., 1303 нас. |
1970 |
7338 |
|
16 мон., 1273 нас. |
1971 |
7274 |
75 арх., 6234 свящ. и 618 диак. |
16 мон., 1200 нас. |
1973 |
7150 |
6180 свящ. и диак. |
16 мон. |
1975 |
7062 |
58 арх., 5994 свящ. и 594 диак. |
16 мон. |
1976 |
|
|
16 мон. |
1981 |
7007 |
|
16 мон. |
1985 |
6806 |
74 арх. |
17 мон. |
1986 |
6794 |
74 арх. |
17 мон., 1500 нас. |
1988 |
6893 |
74 арх., 6674 свящ. и 723 диак. |
22 мон., 1190 монашествующих |
1989 |
10000 |
6893 свящ. |
51 мон. |
1990 |
11110 |
92 арх. |
57 мон. |
1991 |
12000 |
ок. 10000 свящ. и диак. |
117 мон. |
1993 |
14113 |
12013 свящ. и диак. |
260 мон. |
1994 |
15985 |
136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак. |
289 мон. |
1995 |
17000 |
|
337 мон. |
1997 |
18000 |
146 арх., 17000 свящ. и диак. |
390 мон. |
1998 |
19000 |
17500 свящ. и 2275 диак. |
487 мон. |
2000 |
19417 |
164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак. |
545 мон. |
[*] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.
Дополнительная информация:
azbyka.ru
Мужские монастыри России: описание и фото
Россия всегда отличалась высокой духовностью, что подтверждается огромным количеством святынь во всех уголках страны. В частности, поражает обширный список монастырей России. Среди них есть как действующие обители, так и те, что уже давно стали религиозными и культурными памятниками.
Свято-Михайло-Афонская пустынь
Свято-Михайло-Афонская пустынь — это мужской монастырь в России, относящийся к Майкопской епархии РПЦ. Он находится в поселке Победа в Адыгее. Здание монастыря отнесено к списку памятников архитектуры.
История обители началась в 1877 году, когда на склоне горы Физиабло был выделен земельный участок для постройки православного монастыря. Процесс строительства возглавил иеромонах Мартирий. Все работы велись за счет добровольных пожертвований.
К 1883 году в обители было построено пять храмов, а также была передана бесценная святыня — частица Животворящего креста Господня. Мартирий уже был возведен в сан архимандрита, а в монастыре обитало 180 насельников.
К 1917 году монастырь принимал до 150 тыс. паломников в год. Но в 1920 году земли и все имущество обители были конфискованы. Монастырь был закрыт, а на его территории работал дом отдыха, затем детская колония, а позже — турбаза.
В 2001 году часть строений снова была передана РПЦ, а в 2002 году был возрожден святой источник. Но значительную часть по прежнему занимала турбаза. Лишь к 2003 году обители были возвращены все постройки, начались восстановительные работы.
На сегодняшний день жизнь в обители полностью возрождена. Территория благоустроена, восстановлены старые строения, открыты новые объекты. На средства, вырученные от посещений туристов и паломников, продолжаются работы по восстановлению Успенского собора, который был взорван в 1947 году.
Александро-Ошевенский монастырь
Среди мужских монастырей России также привлекает внимание Александро-Ошевенский монастырь Плисецкой епархии РПЦ, расположенный в селе Погост в Архангельской области.
Обитель была основана преподобным Александром Ошевенским в 1460-е годы. После того как был возведен первый храм, основатель умер, а обитель начала приходить в упадок. Обитель опустела, здесь осталось лишь пять пожилых монахов.
Ситуация изменилась в 1488 году. Новым игуменом монастыря стал сын местного священника Максим. Благодаря ему увеличились земельные владения обители, был возведен еще один храм, возросла численность братии. Но после 1531 года снова настали трудные времена. Инокам пришлось вести земельные тяжбы с крестьянами, имели место неоднократные поджоги.
В 1706 году случился масштабный пожар. После него монахи начали масштабные строительно-восстановительные работы. Обитель обзавелась собственным скотом, землями, рыбным промыслом.
Монастырь прекратил существование в 1928 году, был разграблен и превращен в руины. На данный момент обитель находится на начальной стадии восстановления, остро нуждается в средствах государства и меценатов.
Кирилло-Белозерский монастырь
В списке мужских монастырей России особое место занимает Кирилло-Белозерский монастырь, расположенный в городе Кириллов Вологодской области. Обитель находится прямо на берегу Сиверского озера. Это духовный центр Русского Севера, одна из крупнейших обителей страны.
История обители началась в 1397 году. Ее основателем является Кирилл Белозерский — последователь Сергия Радонежского. Он вырыл на берегу озера пещеру. Позже Ферапонт Белозерский основал рядом монастырь. Позже вокруг этого места разрослась целая сеть обителей.
В свое время монастырь стал не просто крупным духовным, но и экономическим центром. Через него пересекались торговые пути, сама обитель длительное время промышляла рыбой и солью. Также монастырь был важнейшим книжным центром страны. Даже несмотря на крупный пожар 1557 года, обитель не утратила статуса крупнейшей и богатейший на Русском Севере.
В 1918 году настоятель был расстрелян, а монастырь — упразднен и разорен. В 1924 году здесь был открыт музей-заповедник, благодаря которому были сохранены исторические памятники. После войны была развернута реставрационная деятельность. В 1998 году обитель была передана РПЦ. На сегодняшний день один из старейших мужских монастырей России практически полностью восстановлен и является действующим.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Один из известнейших действующих мужских православных монастырей России — Валаамская Спасо-Преображенская обитель. Когда-то здесь было капище, потом — монастырь, а позже — совхоз. Обитель была разрушена и разграблена. Также во времена СССР здесь работал Дом инвалидов. С сентября 1989 года обитель была передана в пользование Ленинградской епархии. Восстановительные работы не прекращаются и по сей день.
Добраться до Валаама можно воздушным или водным путем. Обитель открыта для паломников, но самостоятельно бродить по острову нельзя. Приезжих делят на группы и организуют для них экскурсии. Есть гостиница, рассчитанная на 200 паломников.
Это одна из самых посещаемых обителей России. В действующий мужской православный монастырь ежегодно приезжает до 100 тыс. паломников и туристов за три летних месяца. Но настоятели обители предлагают ограничить посещения по образцу Афонских монастырей. Нужно будет заранее получать письменное благословение.
Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевская обитель — еще один православный мужской монастырь в России. Он был основан в 1389 году монахом Саввой, который был учеником Сергия Радонежского, на горе Сторожи. Это место считается одним из самых красивых в Подмосковье. Изначально преподобный Савва обитал в Троице-Сергиевом монастыре. Но по просьбе князя Дмитрия Донского он покинул свою обитель и основал новую возле Звенигорода. Он же стал игуменом этого монастыря.
Но сам Савва не жил в монастыре. Чтобы укрыться от мирской славы вокруг своего имени и обители, он соорудил себе пещеру в овраге посреди густого леса. Сейчас на этом месте находится скит и святой источник с купальней. Именно это основная цель паломников. А на территории монастыря работает исторический и художественный музей.
Псково-Печерский монастырь
Среди действующих мужских монастырей в России одним из самых крупных и известных является Свято-Успенская Псково-Печерская обитель. Все начиналось с пещерной церкви, которая была освящена в 1473 году. Первые 500 лет существования монастыря были очень неспокойными. Но потом, когда настоятелем стал игумен Дорофей, начался период расцвета. Монастырь был благоустроен и расширен, на что щедро расходовались средства от пожертвований. Следующий период расцвета начался с приходом игумена Корнилия. При нем обитель обрела максимально широкую известность, сюда устремилось огромное количество паломников.
В отличие от других монастырей, этот никогда не прекращал своего существования. Хотя после революции монахи и прихожане подвергались гонениям, а во время войны многие постройки пострадали. К сегодняшнему дню обитель практически полностью восстановлена и является действующей. Монастырь несет не только духовную, но и огромную культурную ценность.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра — это один из самых больших мужских монастырей в России. Он расположен в Сергиевом Посаде Московской области. Это не просто обитель, но еще и крупный образовательный и издательский центр. Здесь находится духовная академия.
Датой основания монастыря принято считать 1337 год, когда на холме Маковец поселился Сергий Радонежский. Спустя несколько лет одинокого подвижничества, сюда стали стекаться насельники, пустынь превратилась в монастырь.
В Средние века обитель играла важную политическую роль, будучи опорой как для народа, так и для власти. Монахи боролись против татаро-монгольского ига, противодействовали Лжедмитрию и Семибоярщине, польско-литовским-войскам.
Период расцвета монастыря связан с правлением Елизаветы Петровны. Она основала здесь духовную семинарию и духовную академию. Она же наделила обитель титулом лавры.
В 1918 году обитель была преобразована в трудовую артель. Позже здесь появились электротехнические курсы, больницы, школы, детские учреждения, музеи. Многие строения были переобустроены под жилые и хозяйственные нужды. Лишь в послевоенное время постепенно начались восстановительные работы.
Сегодня большинству зданий возвращен первоначальный вид (окраска стен, кровля, росписи, колокола). Братия насчитывает около 200 монахов. Архитектурный ансамбль лавры занесен в список наследия ЮНЕСКО.
Вознесенская Давидова пустынь
Список мужских монастырей России продолжает Вознесенская Давидова Пустынь. Он расположен на берегу реки Лопасни в Чеховском районе Московской области. Обитель была основана еще в 1515 году преподобным Давидом. Рядом с монастырем он разбил липовую рощу.
В 1619 году обитель была разорена войсками гетман Сагайдачный. Еще через 10 лет пустынь была исключена из Новоиерусалимского списка. В XVII веке наступил небывалый расцвет, который через 100 лет сменился упадком, связанным с петровскими реформами. В советские времена обитель была закрыта, а братия репрессирована.
Современная история монастыря началась в 1992 году, когда жители поселка Новый Быт образовали православную общину. Сегодня паломники приезжают сюда, чтобы приложиться к святым частицам мощей, которых в обители более 200.
Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь
Список действующих мужских монастырей в России продолжает Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. Он относится к Псковской епархии и расположен около поселка Крыпецкого в Псковской области.Обитель была основана в 1455 году выходцем из Сербии Саввой Крыпецким. Активное участие в строительстве монастыря принимал князь Оболенский.
К концу XVII века монастырь пережил много благоприятных и неблагоприятных периодов, но в итоге обеднел. Хотя, к ХХ веку он снова стал богатейшим в России. После Революции обитель закрыли. Все ценности были вывезены, многие безвозвратно утрачены. Долгое время на территории монастыря был скотный двор.
В 1960 году обитель была объявлена памятником республиканского значения, в 1990 году она была передана РПЦ. На сегодняшний день монастырь восстановлен, построены новые объекты. В нем проживает 40 монахов и послушников, а также более 50 трудников.
Как стать монахом
На данный момент есть немало мужских монастырей в России, где принимают новых послушников. Но это не так просто, как может показаться на самом деле. Прежде чем вы попадете в обитель, вам придется пройти что-то вроде испытательного срока, чтобы доказать свои светлые намерения (как настоятелю монастыря, так и себе самому). Он подразумевает следующее:
- Регулярное посещение храма. Вы должны на постоянной основе посещать службы, исповедоваться, причащаться, соблюдать все посты. Также важно побеседовать с батюшкой о своем намерении.
- Пребывание в монастыре в качестве трудника. Монахи не только молятся, но и работают в обители. Это тяжелый физический труд. Как правило, трудники пребывают в монастыре две-три недели в год.
- Возведение в послушники. Если после пребывания трудником вы не изменили своего намерения, то должны написать прошение о том, чтобы стать послушником. При этом вы будете носить мирское имя.
- Пострижение в монахи. Те, кто прошли испытательный срок, становятся монахами и начинают жить в обители, проводя время за трудом и молитвами.
Учтите, что в монахи охотнее принимают людей старше 30 лет. Поводом для отказа может послужить наличие иждивенцев, крупные долги, а также недавний сильный стресс.
Заключение
Российские монастыри имеют не только духовную, но также культурную и историческую ценность. Каждая из обителей пережила как благоприятные времена расцвета, так и очень страшные периоды упадка и разорения. Сегодня и государство, и духовенство и меценаты, и просто верующие люди прикладывают максимум усилий, чтобы сохранить бесценное наследие для будущих поколений.
fb.ru
Новосибирская область (монастыри) — Азбука паломника
История монастыря началась с восстановления разрушенного храма в селе Малоирменка.
В 20-х годах церковь закрыли, колокола сняли, а в деревянном здании храма организовали клуб, сгоревший с течением времени.
В 1996 году в это село из Владимира и Суздаля приехали несколько монашествующих. Ими была установлена палатка на месте разрушенного храма и совершено первое богослужение на Пасху 1996 года. Все жители деревни были в храме-палатке.
Вскоре был обнаружен под асфальтом старый церковный фундамент, началось восстановление храма. Образовалась группа строителей из молодых людей-послушников. К празднику Святой Троицы их было уже 15 человек, а поначалу лишь трое (в том числе — нынешний игумен Артемий, игумен Серафим, монахиня Мария). Через три с половиной месяца были установлены кресты на храме. Во время строительства богослужение не прерывалось, служили в палатке, затем после возведения стен, палатка была разобрана, служба продолжалась уже в храме.
Адрес: Новосибирская обл., Ордынский р-н, д. Малоирменка, ул. Дачная, д. 1.
Подробнее…
В с. Козиха Ордынского района Новосибирской области на месте, где сейчас находится храм и братский корпус, до революции была деревянная приходская церковь во имя Архистратига Михаила, построенная в 1903г. и освященная в 1906г. святителем Макарием (Невским), архиепископом Томским и Барнаульским. Церковь была построена на пожертвования жителей с. Козиха. 21 ноября 1930г., в день престольного праздника, служащий в храме священник Василий Красноперов был арестован и через полгода расстрелян по обвинению в антисоветской агитации. Церковь превратили в клуб, показывали в ней немое кино для жителей села, потом разобрали на бревна, из которых построили общежитие в соседнем селе Березовка.
В 1996г. группой монашествующих во главе с иеромонахом Артемием (Снигуром), ныне епископом Петропавловским и Камчатским, в соседней деревне Малоирменка (в 15 км от Козихи) было начато строительство храма на месте, где раньше тоже стоял храм, и был создан Михаило-Архангельский приход.
17.07.1997 Священный Синод благословил открытие Михаило-Архангельского мужского монастыря в с.Малоирменка (наместник – иеромонах Артемий(Снигур)). В том же 1997 году монастырю для организации подворья был передан храм в селе Верх-Ирмень. В 1998г. монашествующие из дер.Малоирменка переехали в с.Козиха, а в дер.Малоирменка был создан Михаило-Архангельский женский монастырь. Михаило-Архангельский приход был упразднен. Все подворья остались у мужского монастыря.
Адрес: 633274 Новосибирская область, Ордынский район, с. Козиха, ул. Чиковская, 1а
Телефон: 8-913-069-45-74
Подробнее…
Мужской монастырь Иоанна Предтечи — православный мужской монастырь в г. Новосибирск. Основан 6 октября 1999 года на месте действующего храма св. мч. Евгения. 23 марта 2001 года переехал на новое место пребывания в храм Архистратига Михаила. С 2010 года под патронажем монастыря работает детский сад, где организован Центр Социальной помощи «Покров», в котором могут разместится мамы с детьми, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. При монастыре действует трапезная и воскресная школа.
Адрес: г. Новосибирск, ул. Приморская, 7
До Новосибирска можно добраться самолетом, поездом или автобусом.
До монастыря удобнее добраться на автобусах № 23, 48, или маршрутном такси № 1148, 1223.
Телефон: 8 (383) 239-43-04
Подробнее…
Монастырь в честь святых Новомучеников Российских — православный мужской монастырь Русской Церкви в Новосибирской епархии. Первый монастырь в черте Новосибирска.
Находился при храме в честь Всех святых, расположенного в бывшем кинотеатре «Луч», на улице Новогодняя, 24. Храм в честь Всех святых был освящён 31 декабря 1993 года.
Теперь монастырю принадлежит только храм в честь Святых Новомучеников Российских, расположенный на улице Немировича-Данченко, 120/1. Храм в честь Святых Новомучеников Российских был освящен в 2004 году архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном.
Учреждён 6 октября 1999 года по ходатайству епископа Новосибирского Сергия (Соколова) († 20.10.2000) решением Священного Синода (журнал № 106).
С 1996 по 2011 приходом храма, а впоследствии монастырём управлял игумен Феодосий (Чернейкин), наместник.
В 2013 году решением Синода Русской Православной Церкви наместником монастыря был назначен игумен Гурий (Прокичев).
Адрес: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко 120/1
Подробнее…
Покровский Александро-Невский женский монастырь создан трудами и заботами архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона. Епископ Тихон, прибыв на Новосибирскую кафедру в 1990 году, проявил заботу об устройстве монастыря для монашествующих при Вознесенском кафедральном соборе. После долгих поисков выбор пал на Колывань, бывший купеческий город, отпраздновавший своё 200-летие в 1997 году и игравший в прошлом веке значительную роль в Сибирском крае. В 1960-е годы приход в Колывани, находящийся в небольшом полуподвальном помещении, был спасён от попыток закрытия благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II, в то время управляющий делами Московского Патриархата.
Адрес: Новосибирская обл., Колыванский р-н, пос. Колывань, ул. Калинина, 22
До монастыря удобнее добраться на автобусе.
Автобусное сообщение Колывань имеет со многими пригородными пунктами, такими как Вьюны, Амба, Соколово, Сидоровка и др., а также с Новосибирском.
Подробнее…
Монастырь был основан 17 июля 1997 года при храме Покрова Пресвятой Богородицы, который в том же году отметил своё 100-летие.
Церковь Покрова стоит на высоком берегу реки Каракан села Завьялово в 66 км к юго-западу от Искитима. Церковь строилась с 1882 года по 1896 год на средства томского купца первой гильдии И. Т. Богомолова, занимавшегося продажей зерна и муки. Иван Терентьевич Богомолов и его супруга Анна Афанасьевна были захоронены около церкви. Храм был освящён 25 августа 1897 года епископом Томским Макарием (Невским). Храм каменный, на 500 человек. На конец XIX века при церкви было «земли пахотной и сенокосной — 53 десятин, лесного надела — 7 десятин». Прихожан обоего пола 4032 души. Церковь была расписана внутри и снаружи. Вокруг церкви – каменная ограда. В штате один священник и один псаломщик. Церковноприходское попечительство существовало с 1900 года. В 1907 году была открыта церковноприходская школа, в которой обучался 71 человек. Преподавал в школе местный псаломщик. Имелась церковная библиотека, в которой было свыше 600 книг. В 1903 году (год прославления во святых преподобного Серафима Саровского) при храме было открыто Серафимо-Завьяловское церковноприходское братство воздержания от пьянства и сквернословия. В 1932 году храм закрыли и использовали под зернохранилище, сельскую избу — читальню и другие нужды.
Храм является памятником архитектуры. Решением Новосибирского облисполкома № 53 от 16 февраля 1987 г. объявлен памятником истории и культуры регионального значения.
Адрес: Новосибирская обл., Искитимский р-н, пос. Факел революции
Подробнее…
Город Черепаново возник как посёлок Свободный в 1912 г. в связи со строительством железной дороги Новониколаевск — Барнаул на месте зимовок переселенцев. Станция Черепаново открыта в 1915 г. (название от ближайшей деревни Черепаново, ныне Бочкарёво, она — названа по фамилии основателя).
С 1921 г. центр Черепановского уезда, Черепаново. В июне 1921 г. посёлок Свободный по приказу Черепановского ревкома переименован в город Черепаново. Решение ВЦИК о присвоении статуса города вышло в декабре 1925 г.
Храм в честь Всех святых в земле Сибирской просиявших обустраивался силами местной православной общины, храмовое здание было перестроено из жилого дома в духе традиций русского церковного зодчества. Храм был освящен митрополитом Гедеоном (Докукиным) в 1986 году.
В октябре 2002 года архиепископ Тихон (Емельянов) поставил иеромонаха Кирилла и.о. наместника новообразуемого мужского монастыря. С этого времени при храме начала формироваться монашеская община.
Адрес: Новосибирская обл., Черепановский р-н, г. Черепаново, ул. Социалистическая, 51 А
Подробнее…
azbyka.ru