Москва храм христа спасителя: ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Содержание

Достопримечательности Москвы

Кремль

Московский Кремль – это официальная резиденция президента России и самая древняя часть Москвы, историко-культурный и общественно-политический ее центр. Самые первые укрепления на территории Кремля – Боровицком холме – были построены еще в 1156 году, а первые поселения на этом месте относятся еще ко II тысячелетию до н.э., к бронзовому веку.

Красная площадь

Красная площадь является главной площадью не только Москвы, но и всей России. Именно здесь проводятся мероприятия всероссийского значения, именно эта площадь является визитной карточкой страны наряду с Кремлем. Также как и Московский Кремль, Красная площадь входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется законом.

Арбат

Арбат – едва ли не самая знаменитая улица Москвы. Тысячи раз упомянутый в многочисленных исторических документах, мемуарах и литературных произведениях Арбат, расположен между улицами Пречистенка и Новый Арбат и берет свое начало у площади Арбатские ворота, заканчиваясь у Смоленской площади.

Александровский сад

Расположенный на северо-западе от Кремля Александровский сад был основан в двадцатых годах XIX века в рамках восстановления Москвы после пожара 1812 года. Проект парка разработал архитектор Осип Бове на месте скрытой под землю реки Неглинки.

ГУМ

Огромный торговый центр, выходящий фасадом на главную площадь страны – Красную площадь – получил свое название в виде аббревиатуры от названия «Главный универсальный магазин». Изначальное имя здания было «Верхние торговые ряды».

Всероссийский выставочный центр (ВВЦ)

ВВЦ является одним из 50 крупнейших выставочных центров мира и занимает площадь 237,5 гектаров с павильонами общей площадью 134 тысячи квадратных метров. Выставочный комплекс был открыт в 1939 году под названием «Всесоюзная сельскохозяйственная выставка» (ВСХВ).

Метрополитен

Метрополитен Москвы на участках от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» общей протяженностью 11,2 километра был открыт 15 мая 1935 года и носил имя Л. М.Кагановича. С 1955 года Московский метрополитен носил имя имя В. И. Ленина.

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя – Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя – располагается на левом берегу Москвы-реки недалеко от Кремля и был воздвигнут в память о погибших и отстоявших Родину в войне 1812 года.

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковка – Государственная Третьяковская галерея – была основана в 1856 году купцом Павлом Третьяковым, имеющим на то время одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Именно коллекция купца и стала основой одного из самых крупных и известных художественных музеев мира.

Поклонная гора

Поклонной горой издревле назывался пологий холм на западе от центра Москвы, расположенный между реками Филька и Сетунь. Первые упоминания Поклонной горы встречаются в летописях за 1368 – 1370 годы.

Центральный музей Великой Отечественной войны

Идея создания мемориального комплекса о Великой Отечественной Войне впервые возникла еще до победы – в 1942 году был объявлен конкурс Союза архитекторов СССР на лучший проект мемориала.

ЦПКиО им.Горького

Центральный парк культуры и отдыха был основан в 1928 году на территории почти 120 гектаров по проекту авангардиста К. С. Мельникова. В 1932 году ЦПКиО было дано имя советского писателя Максима Горького. Знаменитый вход в Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького был построен в в 1955 году по проекту архитектора Ю.В. Щуко.

Павелецкий вокзал

Павелецкий вокзал был построен в 1900 г. по проекту архитектора А. Красовского.

Музей Московской железной дороги

Музей Московской железной дороги — это музей-павильон, расположенный около Павелецкого вокзала. Музей был создан в память о 23 января 1924 г., дне прибытия в Москву траурного поезда с телом В. И. Ленина. По сей день паровоз У127 и багажный вагон 1691 являются главными экспонатами музея.

Московский международный дом музыки

Возведенное в 2002 году здание ММДМ стало главным элементом большого архитектурного ансамбля, расположившегося на Космодамианской набережной Москвы-реки, откуда открывается прекрасный вид на древний Новоспасский монастырь.

Московский театр драмы и комедии на Таганке

В 1964 году в Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, пришел новый главный режиссер — артист театра им. Евг. Вахтангова, педагог театрального училища им. Б. В. Щукина, Юрий Петрович Любимов. Пришел со своими учениками и с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ставшим символом молодого театра и сохранившимся в нем по сей день. Вскоре театр сменит название и будет называться по месту жительства своего — Театр на Таганке, в обиходе — просто Таганка.

Московский государственный музей С.А. Есенина

Дом № 24 в Большом Строченовском переулке — ранее официальный адрес Сергея Есенина в Москве, где поэт жил и был прописан с 1911 по 1918 годы. В 1995 году в квартире поэта основали музей в честь его столетнего юбилея. Музей С.А. Есенина стал государственным уже в 1996 году. В основу создания музея легла музейная экспозиция, которая была создана в 1995 г.

группой профессионалов-энтузиастов в честь столетнего юбилея поэта, кроме того у музея есть дополнительное здание по адресу пер. Чернышевского д.4, стр.2, где осуществлялись собрания Суриковского литературно-музыкального кружка, с которым сотрудничал сам Есенин. В этом доме также жил отец поэта, Александр Никитич, работавший старшим приказчиком в мясной лавке у купца Н.В. Крылова.

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь расположен на Крутицком холме. Монастырь основан в 1490 году великим князем Иваном III и назван именем Спаса Нового, который перенёс сюда братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору.

Донской монастырь

Донской монастырь основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо.

Часовня в память о погибших моряках и путешественниках

Часовня в память о погибших моряках и путешественниках установлена в тихом московском дворике на средства знаменитого путешественника Федора Конюхова.

Крутицкое подворье

Крутицкое подворье — это исторический памятник, построенный в XIII веке, изначально как монастырь, в дальнейшем, какое-то время “крутицы” были филиалом Государственного исторического музея.

Покровский собор

Покровский собор — старообрядческая церковь. C 2000 года здесь находится кафедра предстоятеля Древлеправославной Церкви.

Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе

Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Замоскворечье.

Храм Спаса Преображения на Болвановке

Храм Спаса Преображения на Болвановке — православный храм, принадлежащий к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви, федеральный памятник архитектуры.

Кинотеатр “Иллюзион”

«Иллюзион» — это кинотеатр Госфильмофонда РФ, расположенный в высотном здании на Котельнической набережной.

Дом музей А.Н. Островского

Музей был открыт в 1984 г. в доме, где родился драматург А. Н. Островский.

Малый театр на Ордынке

Филиал малого театра на Большой Ордынке, в настоящее время находится под руководством народного артиста СССР Ю.М. Соломина.

Храм Софии премудрости Божией в Средних Садовниках

Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках — это православный храм Московской епархии, расположен он на острове Балчуг напротив Московского Кремля.

Московский государственный театр эстрады

Московский государственный театр эстрады — это московский театр, расположенный в знаменитом доме, бывшем клубе Дома правительства.

Свято-Данилов монастырь

Данилов монастырь, также известный как Свято-Данилов монастырь, или Даниловский— это мужской монастырь Русской Православной Церкви, на правом берегу Москвы-реки.

Храм Христа Спасителя в Москве

  • Адрес: ул. Волхонка, 15
  • Метро:  Кропоткинская
  • Режим работы: понедельник с 13:00 до 18:00 вторник-воскресенье с 10:00 до 18:00
  • Рекомендуемое время посещения: 1 час
  • Ссылка на сайт

ОПИСАНИЕ

Храм Христа Спасителя является главным храмом страны. Именно здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси, а также заседают церковные форумы. Кафедральный собор возведен в честь победы над армией Наполеона и в память о погибших солдатах. В соборе отпевают известных личностей, выставляют для поклонения православные реликвии. На территории работает музей и смотровая площадка, подземный паркинг на 305 автомобилей.


СТОИМОСТЬ

Вход в храм и музей бесплатный, в музее проводятся платные экскурсии для двух и более человек. На смотровую площадку пускают только экскурсионные группы.


СОВЕТЫ

По воскресеньям, а также в православные праздники попасть в храм стремятся тысячи верующих. Вместимость собора – 10 000 человек, поэтому образуются большие очереди, и большинству так и не удается войти внутрь. Многие занимают очередь накануне и стоят в ней до самого утра. Пригласительных или билетов для желающих посетить храм не существует, однако в храме часто можно увидеть чиновников и известных людей, которые проходят без очереди.

Не всегда богослужения проходят в храме. По средам и воскресеньям в 17 часов и 14 часов соответственно совершают акафист Пресвятой Богородице в Преображенской церкви, здесь же по будням можно проводят панихиды, крещения, венчания, молебны.

Для желающих посетить музей работает экскурсионное бюро.

Желательно войти в собор немного раньше, чем начнется богослужение. Так вы успеете поставить свечи и приложиться к иконам. Женщины обязательно должны покрыть голову, мужчины, наоборот, должны снять головной убор. Дамам запрещен вход в брюках, шортах и коротких юбках. Нельзя брать с собой птиц и животных. Мобильные телефоны должны быть отключены.

Мужчины во время богослужения стоят с правой стороны, женщины с левой. Сидеть разрешается только пожилым и больным людям.

Тем, кто планирует посещение собора в рождество, стоит приготовиться к долгому ожиданию на улице, поэтому стоит одеться тепло. Мужчинам рекомендуется надеть брюки и рубашку, женщинам платье или юбку и кофту с длинным рукавом.

Для заказа службы в церкви необходимо написать записку и опустить ее в церковный ящик.

Расписание богослужений обновляется регулярно на официальном сайте храма. В летний период некоторые из них проходят в храме-часовне. Тем, кто хочет посетить место как турист, можно прийти в храм в любой день недели. Также прогулки разрешены по прилегающей территории, особенно красиво здесь в вечернее время, когда собор подсвечен.

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя метро Кропоткинская, Волхонка, 15. — описание, точный адрес в г. Москва, часы работы и отзывы о Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя

Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году.

Первоначальный проект (1817 года), предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле был утвержден в 1832 году императором Николаем I, и храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье, на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сестры переведены в Красное село).

Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 г. храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящен митрополитом Иоанникием в присутствии императора Александра III. Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками В. П. Верещагиным, Г. И. Семирадским, В. И. Суриковым, В. Б. Маковским, Ф. А. Бруни, И. Н. Крамским и другими. В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награжденных офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года. 15 августа 1917 г. в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый Патриарх Всероссийский после двухсотлетнего синодального периода. Им стал митрополит Московский Тихон (Белавин). В 1989 г. он был причислен к лику святых. В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922—1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт. 5 декабря 1931 г. по личному распоряжению Сталина Храм был взорван. Несколько горельефов с фасадов храма находятся в Донском монастыре. На месте Храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480 м, однако проект не был осуществлен, и в 1960 г. на месте храма был открыт бассейн «Москва».

В 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана. 7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года. При Храме расположены Зал Церковных Соборов, Зал заседаний Священного Синода, книжный магазин и музей, проводятся экскурсии. На уровне звонниц Храма устроена смотровая площадка. Настоятель Храма Христа Спасителя — Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

www.patriarchia.ru

180 лет назад заложили храм Христа Спасителя

22 сентября 1839 года состоялась закладка храма Христа Спасителя в Москве в память об Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя — памятник мужеству русского народа в Отечественной войне 1812 года против Наполеона. 21 декабря император Александр I подписал Манифест о построении в Москве, церкви во имя Спасителя. Москва тогда, к слову, лежала в руинах.

В конкурсе на строительство храма приняли участие многие известные русские архитекторы. Император же утвердил проект Витберга. Однако вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы. И уже новый император Николай I распорядился приостановить все работы. В 1832 году Николай I утвердил новый проект Храма архитектора Тона. Император лично избрал место для строительства — на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля.

(10) 22 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового Храма, строительство которого продолжалось почти 44 года. Над созданием Храма трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Роспись создавалась русскими живописцами Суриковым, Кошелевым, Крамским, Васнецовым, Бруни и др. Авторами фасадных скульптур стали Клодт, Рамазанов, Логановский.

Храм Христа Спасителя был памятником не только религиозным, но и историческим, он стал зримым воплощением Славы, Веры и Величия России, свидетелем многих событий.

С 1883 года в Храме начались регулярные богослужения. Кроме того, здесь торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи. В общественной жизни страны Храм превратился в центр просвещения: была создана библиотека, проводились экскурсии.

5 декабря 1931 года во время советской власти Храм был взорван. Спустя 2 десятилетия, в 1958 году на этом месте появился бассейн «Москва», один из крупнейших в мире.

Уже после распада Советского Союза в 1994 году началось восстановление Храма в прежних архитектурных формах. 31 декабря 1999 года Храм был открыт для публики. 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

Храм Христа Спасителя задумывался как памятник религиозно-благодарственный, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественную войну 1812 года и, вместе с тем, как памятник исторический. Поэтому на всех четырех стенах Храма находятся изображения, напоминающие о событиях войны 1812 года, фигуры святых заступников за Русскую землю и некоторых отечественных распространителей православной веры, а также русских князей, отдавших свою жизнь за свободу и целостность России.

Агентство городских новостей «Москва» — Фотобанк

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х. ..

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х…

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х. ..

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х…

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х…

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х…

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х…

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х…

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Рождественское богослужение в храме Христа Спасителя.

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х. ..

Подробнее

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время Рождественского богослужения в х…

Подробнее

В Храм Христа Спасителя и смотровая || цена 1,400 руб.

Храм Христа Спасителя – одна из главных святынь земли Русской и символ её столицы – Москвы.
Здесь проходят наиболее важные богослужения в самые значимые для православного человека христианские праздники. Мы предлагаем интересную экскурсию по территории этого величественного и очень красивого сооружения. История самого храма не может оставить равнодушным ни одного русского человека.

Что вас ждет в ходе экскурсии?
В первую очередь, экскурсия пройдет по верхнему храму, а наш профессиональный гид поведает вам следующие факты:
1)Строительство храма было начато в 1817 году на Воробьёвых горах. Однако в 1825 году его возведение было остановлено и продолжилось только через 14 лет уже на Волхонке.
2)Строительные работы продолжались более 40 лет. В результате мастерам с удивительной трогательностью удалось передать скорбь по погибшим в Отечественной войне 1812 года и гордость за славу русского оружия.
3)Храм был снесён в 1931 году. Хотите знать, почему? Этот момент точно не будет обойдён вниманием во время экскурсии.
4)Собор был заново построен в 90-е годы прошлого века. Как принималось решение о его воссоздании? Почему он стал играть столь важную роль в духовном возрождении нашей страны? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите во время экскурсии.

Вы так же узнаете о художественном оформлении храма, о ценности украшающих его икон и фресок, о символичности многих его элементов. Эмоции, которые испытываешь внутри здания, невозможно описать, их нужно только почувствовать.

Кроме того, у вас появится уникальная возможность увидеть исторический центр Москвы с четырёх смотровых площадок, расположенных между колокольнями собора. Это будет очень интересно туристам, которые мало знакомы со столицей, но даже если вы родились и всю жизнь прожили в Москве, вы непременно посмотрите на столицу новыми глазами и увидите в ней стороны, ранее вам не известные.

Кому подходит эта экскурсия?
-Школьникам и студентам, изучающих историю России, тесно переплетённую с историей самого храма;
— Гостям столицы, для которых знакомство с Москвой не отделимо от визита в главный православный храм страны;
— Для верующих, желающих прикоснуться к этой святыне и почувствовать величие Русской Православной Церкви;
— Для иностранцев, стремящихся понять загадочную русскую душу и ищущих её истоки в вере.

Экскурсию для вас проведет один из нашей профессиональной команды гидов.
Группа до 20 человек.

♦ Запланировали посещение нашей экскурсии? Заявки принимаются на сайте. Нажмите «Бронирование» и выберите удобный день и время отправления, чтобы получить подтверждение в СМС и на почту. (Также отправляется чек об оплате)
♦ Наш администратор будет на связи с вами по организационным вопросам.
♦ Поддерживается актуальное расписание!
Пожалуйста, ознакомьтесь с описанием экскурсии. Если у вас остался вопрос, или нужно узнать остались ли места на ваше время — воспользуйтесь формой «Связаться».

Религия Храм Христа Спасителя в Москве по адресу Волхонка, 15

17:00–18:00

Официальное его название — Собор Рождества Христова. Это самый большой храм в России, способный вместить до 10 000 человек. Нынешнее здание построено в 2000 году за шесть лет взамен прежнего храма, возводившегося в течение сорока четырех лет в честь победы над армией Наполеона, и разрушенного в одночасье по приказу Сталина. В храме проводятся богослужения, концерты духовной музыки и религиозные экспозиции. Православные приходят сюда поклониться мощам святых: Апостола Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя, Иоанна Златоуста и других. Кроме того, здесь хранится множество святынь, среди которых гвоздь из креста Господня и риза Богородицы. На крыше между колокольнями устроены обзорные площадки, с которых можно полюбоваться на центр Москвы с высоты птичьего полета. Отсюда вы сможете разглядеть памятник Петру I работы Зураба Церетели, который так не любят москвичи, и составить о нем собственное мнение. Подняться на площадки можно только в составе экскурсий, заплатив за входной билет. У подножия храма разбит красивый сквер с клумбами, фонтанами и эффектным памятником Императору Александру II.

Рядом с Храмом Христа Спасителя расположена станция метро «Кропоткинская» Сокольнической линии. Отсюда можно по прямой доехать до станции «Воробьевы Горы» за десять минут.

The Cathedral of Christ the Saviour

This is the largest temple in Russia, with capacity of up to 10,000 people. The present building was built in 2000 in six years instead of the former temple, built in honor of the victory over the army of Napoleon, and destroyed overnight by the order of Stalin. The church divines services, arranges concerts of sacred music and religious exhibits. The Orthodox come here to bow to the relics of the saints: Apostle Andrew, John the Baptist, John Chrysostom and others. In addition, many sacred objects are kept here, among which there is a Holy Nail with which Christ was crucified and Virgin’s Robe. On the roof between the bell towers there are observation points from which you can admire the center of Moscow. You can see the monument to Peter I, the work of Zurab Tsereteli. To get to observation points climb is possible only as part of a tour. At the base of cathedral is a beautiful square with flowerbeds, fountains and a spectacular monument of Emperor Alexander II.

Near the Cathedral of Christ the Saviour is a metro station «Kropotkinskaya». From here you can take a direct line to the station «Vorobyovy Gory».

Возвращение к русским корням · Модернизация Москвы через работы Зураба Церетели · Городское воображение

Реконструированный Храм Христа Спасителя

Снос собора при Сталине

Одно из самых знаковых мест Москвы — Храм Христа Спасителя, расположенный на северном берегу Москвы-реки. Собор был освящен в 1883 году и строился почти 50 лет. Нынешний собор на самом деле второй из сохранившихся.При Сталине в 1930-х годах первоначальный собор был взорван и превращен в щебень, чтобы превратить его в предполагаемый Дворец Советов. Дворец никогда не строили из-за нехватки средств, поэтому при Хрущеве его использовали для создания огромного открытого бассейна. В 1990-х годах правительство договорилось с Русской православной церковью о реконструкции собора. Алексей Денисов изначально отвечал за реконструкцию; Денисов намеревался воссоздать с предельной точностью, но был уволен в 1998 году из-за напряженности в мэрии (1).

Оригинальные мраморные рельефы, обнаруженные на внутренних стенах собора

Бронзовые рельефы, пришедшие на смену оригинальным мраморным

После увольнения Денисова власть перешла к Церетели и его Российской Академии художеств. Церетели более спокойно относился к точности воссоздания собора, принимая при этом несколько спорных решений. Наиболее значительным было изменение использования материалов при воссоздании мраморных рельефов на внутренних стенах.Первоначально изделия были выполнены из светлого мрамора, но Церетели решил воспроизвести их с помощью бронзы. Это изменение материала оказало большое влияние на эстетику самого собора. Темные бронзовые рельефы контрастируют со светлыми оригинальными мраморными; Таким образом, современный элемент подвергался критике за то, что он не соответствовал стилю русской церковной архитектуры. Использование бронзы символизирует другие современные аспекты собора, такие как добавление гаража на 150 автомобилей, театра на 1500 мест и лифтов (2).Эти современные пристройки к исторической иконе отражают переход Москвы от советской эпохи к новой России. Сама реконструкция собора демонстрирует попытку России отказаться от атеистического прошлого. Одновременно демонстрируя модернизацию в России, собор демонстрирует возвращение к русским корням. Палимпсестический характер этого памятника демонстрирует сложную эволюцию России.

(1) Иванов Михаил. «1931: разрушенный — 2000: воспитанный». Русская жизнь июль 2000: 18-21. ProQuest.Интернет. 23 октября 2016 г.

(2) Хаскинс, Екатерина В. «Посткоммунистическое прошлое России: Храм Христа Спасителя и переосмысление национальной идентичности». История и память 21.1 (2009): 25-62. Интернет.

Московский собор, бывший когда-то плавательным бассейном

Храм Христа Спасителя у Москвы-реки в Москве. Фото: Валерий Потапова / Shutterstock.com

На северном берегу Москвы-реки, в Москве, стоит один из самых высоких православных храмов в мире — Храм Христа Спасителя.Две церкви стояли здесь одна за другой большую часть последних 150 лет. В то время на этом месте был огромный бассейн, самый большой в Советском Союзе.

Первоначальный собор

После разрушительного похода Наполеона на Россию и рокового возвращения домой посреди неумолимой русской зимы царь Александр I пообещал построить собор в честь Христа Спасителя, поскольку считал его храмом Господним. божественное провидение, спасшее Россию от гибели.Царь попросил яркий неоклассический дизайн, полный масонской символики, и архитектор Александр Лаврентьевич выполнил его. Но преемник Александра I, Николай I, был глубоко ортодоксальным, и ему не нравились неоклассицизм и масонство в дизайне. Он изменил чертежи — новый дизайн напоминал собор Святой Софии в Константинополе. Первоначальное место для собора на Воробьевых горах также было заброшено, и было выбрано место поближе к Московскому Кремлю. Земля была заложена в 1839 году, почти через три десятилетия после того, как Александр I впервые выразил желание построить собор.

Прошло еще сорок лет, прежде чем были сняты последние леса. Собор был освящен в 1883 году.

Старый Храм Христа Спасителя между 1883 и 1918 годами.

Храм Христа Спасителя и Большой Каменный мост в Москве, около 1905 года.

Собор Христа Спасителя было чудесным зданием. Николай I нанял лучших русских художников для украшения интерьера.На это ушло двадцать лет. Святилище церкви окружала двухэтажная галерея, стены которой были выложены редкими сортами мрамора, гранита и других камней. Первый этаж галереи превратили в мемориал, посвященный победе русских над Наполеоном. Верхний этаж занимали церковные хоры. Гигантский купол собора был покрыт тонким слоем золота.

Но всего через 34 года после его освящения Октябрьская революция 1917 года свергла монархию, а через несколько лет родился Советский Союз.Большевики агрессивно относились к религии — они ей не верили. В частности, им не нравилась церковь, контролирующая государство. Поэтому первое, что они сделали после прихода к власти, — это ликвидировали религию и продвигали атеизм. Была конфискована религиозная собственность, верующие подвергались преследованиям, а священнослужители тысячами депортировались в трудовые лагеря в Сибирь.

Большой собор, стоящий у Кремля, стал некрасивым. И все же он прожил еще десять лет. Но в 1931 году по приказу Иосифа Сталина великолепное здание было взорвано.

Снос первоначальной церкви Христа Спасителя в 1931 году.

Дворец Советов

Тем временем планировалось строительство еще одного здания. Советские власти хотели создать новый административный центр, достаточно большой, чтобы вместить делегатов из всех новых республик, присоединившихся к Союзу. Сталин хотел, чтобы это здание стало гербом Союза и праздником торжества коммунизма. Дворец Советов, как называлось это здание, должен был стать самым высоким на земле с предполагаемой высотой 415 метров.На верхних 100 метрах должна была стоять статуя Ленина.

Дворец Советов должен был быть построен на месте ныне снесенного Храма Христа Спасителя. Строительство началось где-то в конце 1930-х годов. Была выкопана большая круглая яма и выкопан фундамент старого собора. Новый фундамент представлял собой слегка вогнутую бетонную плиту с концентрическими вертикальными кольцами, предназначенную для поддержки колонн главного зала. Когда Гитлер вторгся в Россию, они только начали возводить стальной каркас для нижних этажей, и строительство пришлось остановить.Это никогда не возобновлялось. Во время войны частично возведенный стальной каркас снесли и использовали для оборонных укреплений Москвы и железнодорожных мостов.

Но Советы сохраняли надежду, особенно Борис Иофан, советский еврейский архитектор, спроектировавший здание. Он продолжил совершенствовать дизайн, включив тему Победы после войны с мотивами ордена Победы, украшающими внутренние стены. Его чертежи остались неиспользованными, и в 1958 году весь проект был списан.

Бассейн «Москва»

По предложению Первого секретаря партии Никиты Хрущева неиспользованный круглый фундамент залили водой и превратили в общественный бассейн.Бассейн «Москва» открылся в 1960 году, и на тот момент это был самый большой бассейн в Советском Союзе и один из крупнейших в мире.

Единственный в своем роде круглый бассейн диаметром 130 метров вместимостью двадцать тысяч человек. Бассейн был открыт круглый год, даже зимой. Температура воды регулировалась, так что летом в бассейне было прохладно, а зимой жарко. Он стал очень популярным в первые годы, привлекая 24 миллиона посетителей в течение первого десятилетия.

Новый собор

К концу Советского Союза религиозная политика начала терять контроль, и христианские общины по всей стране начали восстанавливать свои церкви, и снова проводились религиозные службы. После распада Советского Союза было принято решение восстановить культовую церковь, которая когда-то стояла на месте бассейна. Деньги на проект пожертвовали более миллиона москвичей. В 1994 году «Москва-бассейн» снесли, и началась реконструкция собора.Завершенный Храм Христа Спасителя был освящен в 2000 году.

Новый Храм Христа Спасителя в Москве. Фото: PixHound / Shutterstock.com

Храм Христа Спасителя на противоположном берегу Москвы-реки. Мостик через реку соединяет собор с другим берегом. Фото: Lids123 / Shutterstock.com

Храм Христа Спасителя | собор, Москва, Россия

В Москве: Внутренний город

… 1931 г. По распоряжению Хрущева, Сталин снес Храм Христа Спасителя XIX века, и с 1958 года на его фундаменте появился огромный открытый бассейн.Однако собор был восстановлен в своем первоначальном виде и вновь открыт в 1997 году. Его массивный позолоченный купол с видом на Кремль является одним из…

Подробнее »,« url »:« Introduction »,« wordCount »: 0,« sequence »: 1}, «imarsData»: {«HAS_REVERTED_TIMELINE»: «false», «INFINITE_SCROLL»: «»}, «npsAdditionalContents»: {}, «templateHandler»: {«metered»: false, «name»: «INDEX»} , «paginationInfo»: {«previousPage»: null, «nextPage»: null, «totalPages»: 1}, «seoTemplateName»: «PAGINATED INDEX», «infiniteScrollList»: [{«p»: 1, «t»: 1426520}], «breadcrumb»: null, «familyPanel»: {«topicLink»: {«title»: «Храм Христа Спасителя», «url»: «/ place / Храм Христа Спасителя» }, «conciseLink»: null, «tocPanel»: {«title»: «Directory», «itemTitle»: «References», «toc»: null}, «groups»: []}, «byline»: {» участник «: null,» allContributorsUrl «: null,» lastModificationDate «: null,» contentHistoryUrl «: null,» warningMessage «: null,» warningDescription «: null},» citationInfo «: {» участники «: null,» title » : «Храм Христа Спасителя», «lastModification»: null, » url «:» https: // www.britannica.com/place/Cat Cathedral-of-Christ-the-Saviour»},»websites»:null}

собор, Москва, Россия

Узнайте об этой теме в этих статьях:

архитектура Москвы

  • В Москве: Внутренний город

    … 1931 Сталин разрушил Храм Христа Спасителя XIX века, а начиная с 1958 года — огромный открытый город. Воздушный бассейн занял его фундамент, согласно распоряжению Хрущева.Однако собор был восстановлен в первоначальном виде и вновь открыт в 1997 году. Его массивный позолоченный купол с видом на Кремль является одним из…

    Подробнее

Храм Христа Спасителя, Россия. Информация для туристов, история

Этот собор Русской Православной Церкви расположен в центре столицы, на улице Волхонка.Нынешний Храм Христа Спасителя был полностью отреставрирован в 1990-х годах. Это первый по высоте и второй по величине православный храм в мире. Он знаменит своими великолепными росписями с сусальным золотом, чудотворными иконами и святыми мощами, которые хранятся под его сводами.

История создания Храма Христа Спасителя в Москве

Идея строительства Московского храма Христа возникла после победы над Наполеоном в 1812 году. Изначально на Воробьевых горах планировалось построить огромный храм с колоннадой, пантеоном мертвых и трофейными пушками.Но строительство было отложено, а выделенные на храм деньги потрачены зря. Рядом с Кремлем определено новое место возведения Храма Христа Спасителя.

Высота нового храма составила 103 метра, диаметр главного купола — почти 30 метров. Строительство Храма Христа Спасителя в Москве длилось почти 40 лет; собор был освящен при Александре III.

Разрушение и восстановление

В 1931 году Храм Христа Спасителя был снесен по приказу Сталина.На его месте планировали построить гигантский Дворец Советов, символ новой власти. Но планы его строительства были прерваны нападением Гитлера на Советский Союз.

В конце 20 века храм решено отреставрировать. Для этого были использованы сохранившиеся фотографии и размеры здания, а также отдельные подлинные фрагменты. Современный Храм Христа Спасителя практически ничем не отличается от предыдущей постройки. Здесь находится музей церковного искусства, проводятся конференции и концерты, находится смотровая площадка, с которой открывается интересный вид на Москву.

Храм Христа Спасителя, Москва

Храм Христа Спасителя в Москве ( Храм Христа Спасителя, ), Россия представляет собой место, которое претерпело большие изменения за последние два столетия. Подчиняясь прихотям российских правителей, как имперских, так и советских, собор и земля, на которой он построен, предоставили правителям не только возможности поиграть политическими мускулами и продемонстрировать свое богатство, но и навсегда напомнили об их неудачах.По состоянию на 2010 год единственное сооружение, предназначенное для этого участка земли, которое не встретило преждевременного и политически мотивированного конца, — это последнее воплощение Собора — и это здание простояло менее двух десятилетий.

Первый Храм Христа Спасителя был физически большим и внушительным зданием, хотя и не таким большим, как предполагалось изначально. Как и многие другие общественные памятники (царь Александр I заказал его как памятник храбрости русского народа и благодати Божией в победе русских в войне 1812 года), проект собора был открыт для публичного конкурса в 1816 г.Победитель конкурса Александр Витберг представил беспрецедентный по своим масштабам и популизму дизайн. Его план собора включал 170-метровую надземную конструкцию, а еще 67 метров уходили под землю, а общая высота составляла 237 метров. Это здание будет возвышаться над остальной частью Москвы, как само по себе, так и из-за возвышенности предполагаемой строительной площадки. (Сидоров) Остальные церкви в Москве, в том числе и в стенах Кремля, не были построены в таком грандиозном масштабе.Даже колокольня Ивана Великого ( Колокольня Ивана Великого, ), некогда самая высокая точка Москвы, имеет высоту всего 81 метр, что превосходит собор Василия Блаженного. Купол на вершине собора также будет 50 метров в поперечнике, что превосходит размеры базилики Святого Петра в Риме с 42-метровым куполом и «всего 141 метр в высоту» (Haskins, 32). Но, пожалуй, наиболее интересным аспектом этого дизайна с точки зрения памяти является задуманный Витбергом метод поминовения.Строгая классовая система России привела к традиции, в которой отмечалось только служение или действия элит. В своем соборе, посвященном Богу и русскому народу, Витберг намеревался написать на стенах нижнего этажа, который должен был быть специально посвящен «всем русским, погибшим, защищая Москву от Наполеона, от генерала до пехотинцев». »(Hasking, 33) — имена всех погибших на войне солдат, а не только офицеров, и этот дизайн был одобрен царем Александром I.

Первоначально предполагаемое место для собора было довольно удаленным от центра города, расположенным «на Воробьевых горах… между двумя дорогами, по которым войска Наполеона входили в город и выходили из него» (Сидоров, 554). Однако эта версия собора так и не была построена из-за безвременной кончины царя Александра. Его преемник, Николай I, придерживался более имперского взгляда как на свое положение царя, так и на правильный метод создания «собора-памятника… значимого» (Сидоров, 555).Во-первых, он провел еще один конкурс дизайна в 1829 году, полностью отказавшись от плана Витберга. Новым победителем стал Константин Тон, чей дизайн лучше отражал царскую идеологию. Этот дизайн собора был более византийским, более царственным и подчеркивал агрессивный национализм. Также было сочтено необходимым найти новое место для собора, еще одно в центре Москвы, и которое более прочно связывало бы его с государством. Различные места, которые предлагал Тон, были «уже заняты церквями или монастырями», хотя это «вероятно не было географической попыткой подчеркнуть преемственность с древним прошлым, а скорее было ответом на тот факт, что центр Москвы уже был застроен. »(Сидоров, 556).Выбранным местом стал монастырь Святого Алексия Человека Божьего, который был снесен, а сестры переехали, чтобы освободить место для Собора, к большому ужасу людей.

Новый дизайн был меньше оригинального, и другие изменения включали поминовение погибших во время войны 1812 года только для офицеров, отражая идею о том, что этот новый дизайн «уважал государство, а не личность» (Сидоров, 558, выделено в оригинале).
Менее чем через столетие Сталин приказал разрушить собор, чтобы освободить место для своего Дворца Советов, который станет залом собраний и штаб-квартирой для рабочих всего мира.Модернистский дизайн и монументальные пропорции дворца были отголоском великого плана Сталина по распространению коммунизма. Разрушение собора, по всей видимости, вызвало душевные страдания, хотя при сталинском режиме об этом не афишировалось. Позже, когда идея коммунизма перешла к «построению коммунизма в одной стране» и из-за нехватки средств во время и после Второй мировой войны, проект был заброшен. Позже, во время постсталинской оттепели, гигантский котлован, испорченный ландшафтом, превратился в огромный круглый бассейн с подогревом — самый большой бассейн с подогревом в Европе.

Собор возродился после распада СССР в 1991 году, когда было решено провести поминовение жертв сталинского террора. Был разработан план воссоздания первоначального собора, стоявшего на этом месте полтора века назад, с расширенной подземной частью, включающей музей, а также замененной часовней (а позже и некоторыми жилищами) для сестер монастыря, которые был перемещен, когда собор был впервые построен. Это восстановление было более проблематичным как место памяти из-за проблем с методами поминовения и дебатов о целесообразности государственного финансирования, а также мудрости создания точной копии бывшего Собора.Жители Москвы тоже не были в восторге от того, что у них отобрали бассейн, но серьезного общественного протеста против восстановления собора не было. Казалось, что консенсус состоял в том, что это было правильное действие и что Церковь заслуживала эту землю и новое здание.

Проект реконструкции осуществлялся совместно правительством Москвы и Патриархатом Русской Православной Церкви. И мэр, и Патриарх стремились продемонстрировать народу свою способность символически повлиять на смену лет советского влияния на город и церковь соответственно.Энтузиазм мэра Москвы по поводу проекта и его стремление выполнить его как можно быстрее вызвали некоторые опасения по поводу этичности его методов получения финансирования. Тем не менее, основной задачей большинства сторон было закончить собор и замять все это дело под ковер, и строительство продолжалось, несмотря на эти вопросы.

Когда наша группа из 22 человек прибыла на территорию Собора, русская женщина средних лет сразу же увещала нас быть «скромными» и помнить, что это действующая церковь.Подойдя к самому зданию, которое расположено на двухэтажном пьедестале над уровнем улицы, мы встретили меньше посетителей, чем я ожидал, хотя, когда мы вошли внутрь, церковь была заполнена наполовину или больше. Собор был первой церковью, в которую мы пошли группой, которая отвергла всех нас из-за нашей одежды. Людей от входа удерживали не головные уборы, а шорты, и это правило применялось как к мужчинам, так и к женщинам. Контраст этой строгости с радикальным характером внутреннего убранства церкви был резким и озадачивающим.

Новый собор условно разделен на три основные части, открытые для посещения. Во-первых, это главный собор, расположенный на первом этаже, который включает в себя по внешнему периметру воссозданный памятник павшей аристократии во время войны 1812 года. На нижнем этаже находится меньшая церковь, окруженная, но отделенная от нее. музей истории Кафедрального Собора и Соборная площадка. Главный собор оформлен в традициях Русской Православной Церкви с точки зрения планировки, содержания икон, позолоты и т. Д., Но он также представляет собой серьезный и неожиданный отход от традиционной Русской Православной Церкви — все иконы написаны в гораздо более современный и реалистичный стиль, чем традиционные иконки, с радикальным включением перспективы.Войдя в собор, я, более привыкший к двумерным условностям православной иконографии, был полностью потрясен. Этот совершенно уникальный способ изображения отличает новый Храм Христа Спасителя от Православия, мягко говоря, тревожно. Уникальность — это не то понятие, на которое православие благосклонно смотрит ни в каком аспекте религиозной жизни, но особенно в области икон. Написание иконы считается молитвенным делом, а формула для икон разрабатывалась и соблюдалась на протяжении веков.Для декораторов нового Храма Христа Спасителя выбор этого стиля кажется свидетельством утраты укоренившихся религиозных традиций во времена Советского Союза.

Что также было примечательно в художественных темах Собора, так это то, что меньшая церковь в подвале, которая была украшена более традиционной иконографией, хотя все же в немного современной интерпретации, имела более высокую концентрацию людей, которые, казалось, действительно молились. а не просто приезжать в качестве туристов.С другой стороны, верхняя церковь была заполнена в основном туристами, большинство из которых оказались иностранцами. Отчасти это может быть связано с тем, что лестница на нижний уровень была немного скрыта, но в сувенирном магазине на нижнем этаже было достаточно людей. Музей, который тоже находился внизу, был почти полностью пуст. Я дважды обошла всю круглую выставку и увидела только пять посетителей, одну монахиню и одну женщину, копирующие иконы. Пустота экспозиции говорит о всеобщем незаинтересованности историей собора, по крайней мере, со стороны загородных туристов.Но глубоко внутри экспозиции был похоронен небольшой постамент с книгой для посетителей на нем, который был заполнен небольшими заметками от людей, которые благодарили Церковь (предположительно) за восстановление Собора и описывали, что это значило для них. Эта книга предполагает, что собор и даже музей важны для части московского населения как место памяти, восстановление того, что было потеряно в сталинские времена и в остальной части Советского Союза.

Физически Храм Христа Спасителя, Дворец Советов, гигантский бассейн и снова Храм Христа Спасителя — все это олицетворяет любовь русских к грандиозным, дворцовым представлениям о богатстве, могуществе и вере. будь то политические, идеологические или религиозные.И первый, и второй соборы демонстрируют устойчивость и процветание государства. Дворец Советов был бы символом резкого и внезапного роста Советской власти и ее глобальных возможностей. История народной памяти и Собора запутана. Как отмечает Екатерина Хаскинс, собор всегда был зданием, предназначенным для легитимации нынешнего режима. Как здание, предназначенное для центральной резиденции русского православия, здание собора стало важным политическим инструментом.В статье Хаскина исследуется политический и националистический характер собора и его использование в качестве инструмента легитимации (Хаскинс). Другие комментаторы больше обращают внимание на собор как на упражнение в «монументализации» (например, Сидоров). Я обнаружил здание, разделенное на две отдельные части: верхний уровень штата с мемориалом войны 1812 года и нетрадиционной иконографией — несомненно, привлечет посетителей и внимание, но не имеет большого значения для реанимации резиденции Русское православие, а на нижнем уровне — чистая территория церкви с более скромной часовней, в которой совершались молитвы и крещения, и музеем, который как можно меньше касался советского периода, вместо этого предлагая подробные планы и схемы старое здание церкви, фрагменты его мраморного интерьера, а также картины и строительные шлемы проекта реконструкции.

Цитируемых работ

Москва, возрождающая образ былой славы

Г-н Яркевич рассматривает три больших строительных объекта нового государства как, увы, тройку: памятник войне Поклонная гора, по его словам, «показывает Западу:« Мы победили тебя однажды » а если возможно, сделаем это снова »; Третьяков показывает, что настоящее искусство существует только в России, а Христос Спаситель показывает, что настоящая вера существует только в России».

Эти символы более ценны для запутавшегося государства, чем более утилитарные нужды, о которых коммунизм проповедовал, но так ужасно не смог удовлетворить.«Так что пусть не будет ни одежды, ни больниц, ни квартир», — сказал г-н Яркевич. «Но у нас огромная церковь».

Единственный человек, наиболее ответственный за этот мегапроект, — это Юрий Лужков, энергичный и агрессивный мэр Москвы, который гордится своим просвещенным взглядом на старую советскую модель босса. Он приезжает в сопровождении свиты, которая несколько раз в месяц прибывает в парке черных автомобилей «Волга», чтобы одобрить планы и подбодрить рабочих, которым он предоставил безграничный запас кваса, русского пивного напитка, полученного из сброженного хлеба.

Конечно, реконструкция была бы невозможна без помощи друзей-банкиров г-на Лужкова, многие из которых заработали много денег на счетах города. Официально, говорит Игорь Птичников, исполнительный директор фонда по сбору средств для собора, около 48 банков и компаний предоставляют 90 процентов от сметной стоимости в 250 миллионов долларов.

Фонд организовал в августе мало посещаемый рок-концерт, а в октябре планирует благотворительный концерт Мстислава Ростроповича по цене 100 долларов за билет.Несмотря на призывы к патриотическим пожертвованиям от частных лиц, штат и город набирают много денег с внебюджетных счетов, которые, как достоверно утверждают, учитываются как взносы банкиров.

Даже у рабочих городской строительной компании вид затененный и пресыщенный. В ходе интервью на месте холодным воскресным утром, когда большие краны производства Krupp вырисовывались и качались, а в воздух летели огромные груды кирпичей, 30-летний мастер Дмитрий Бессман назвал это сооружение «горой из бетона» и сказал: «Вы можете сравнить это с египетскими пирамидами.»

Хотя он благодарен за работу и сверхурочную работу, г-н Бессман сказал, что ни один западноевропейский рабочий не будет работать в таких условиях, с такой плохой ботинкой и безразличными инструментами.

Как самый большой в мире бассейн превратился в Храм Христа Спаситель · Россия · Happy Feet!

Над пейзажем самого сердца Москвы возвышаются сияющие золотые купола Храма Христа Спасителя. Он не такой древний, как кажется, его строительство было завершено совсем недавно, в 2000 году.Но у него долгое, тревожное и увлекательное прошлое, уходящее корнями в 19 век. История столь же сложна, как и сама история России.

Собор был построен в 1812 году по заказу царя Александра I, когда Наполеон Бонапарт отступил из Москвы после долгой и разрушительной битвы. Намерение состояло в том, чтобы построить собор в честь Христа Спасителя и, как гласит его первоначальное воззвание, «выразить нашу признательность Божественному Промыслу за спасение России от гибели, нависшей над ней.«

Грандиозная неоклассическая церковь должна была величественно стоять на вершине Воробьевых гор. Строительные работы также были начаты, но из-за нестабильности хрупкой почвы в этом месте работы пришлось прекратить. Между тем Александр I умер, оставив преемником своего брата Николая I. Теперь новый царь, который был глубоко православным, решил покончить с масонством первоначального дизайна и заказал новую церковь по образцу Святой Софии в Константинополе.Первый краеугольный камень был заложен в 1839 году на набережной Москвы-реки, а в 1883 году собор был освящен. Видение в золотых куполах возвышалось над горизонтом.

Первоначальный храм Христа Спасителя до сноса. Источник: Викимедиа.

Теперь, почти столетие спустя, мы находимся в Советской России, где государство во главе с Иосифом Сталиным решительно отвергло все религиозное. В эпоху поклонения промышленному прогрессу они считали, что иллюзий нет места.И религия считалась самой большой иллюзией из всех. Итак, в составе СССР был государственный атеизм, важные церкви и религиозные учреждения систематически разрушались. По вполне понятным причинам Храм Христа Спасителя был выбран советским правительством для уничтожения. Фактически, они считали, что золото с куполов церкви было ненужной роскошью и могло внести значительный вклад в индустриализацию страны. У Сталина также были грандиозные планы построить на том же месте гигантский памятник социализму — Дворец Советов.Он должен был быть более 400 метров в высоту с гигантской статуей Ленина на вершине.

5 декабря 1931 года Храм Христа Спасителя был безжалостно превращен в щебень динамитом. На расчистку обломков ушло больше года, и фундамент Дворца Советов обнажился, как зияющая дыра. Но строительство Дворца так и не началось по разным причинам: от отсутствия средств, наводнения из Москвы-реки и, конечно же, начала Второй мировой войны.

Более чем 20 лет спустя при Никите Хрущеве затопленный фундамент был преобразован в самый большой открытый бассейн в мире. Так из славного собора превратился бассейн «Москва», который обогревался круглый год, чтобы местные жители могли купаться в холодную погоду.

Но люди не забыли, от чего им пришлось отказаться в более мрачные времена России. Чтобы отметить конец советской эпохи в 1991 году, Русская православная церковь наконец получила разрешение на восстановление собора — проект реконструкции стоимостью 360 миллионов долларов.

Нынешний Храм Христа Спасителя — это больше, чем просто церковь. Это символическая победа веры для масс. Древняя и молодая одновременно, это именно та Россия, которая есть сегодня.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *