Мозаики Софии Киевской « Иконописное отделение СПбДА
Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).
Софийский собор в Киеве
Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.
Софийский собор. Интерьер
Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.
Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.
Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения.
В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022).
Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.
Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.
Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской
Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.
Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…
По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).
Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.
Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.
Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.
Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).
В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.
Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов. Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.
Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.
Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.
Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения апостола Матфея…
Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.
Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).
Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.
В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.
В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.
В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.
По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.
Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.
Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» – изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.
Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.
Святительский чин. Иоанн Златоуст
Григорий Чудотворец
Климент, папа Римский
Архидиакон Лаврентий
Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками
Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.
Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.
Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах
На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»
От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.
Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов
Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.
Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.
Дмитрий Марченко
Литература:
Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973.
Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011.
Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.
Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010.
История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002.
Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.
Источник: http://pravlife.org/content/mozaiki-sofii-kievskoy-vizantiyskiy-shedevr-v-serdce-rusi
Секреты «суровых» мозаик Софийского Собора
Много веков назад Софийский собор в Киеве был главным храмом Киевской Руси. Этот шедевр архитектуры сам по себе уникален, однако есть в нем настоящее чудо – знаменитые на весь мир старинные фрески. Их справедливо считают самыми подлинными мозаиками XI столетия, потому что они никогда не подвергались переделке и их не дополняли реставраторы. Ведь эти изображения сделаны настолько мастерски, что их не нужно обновлять – достаточно просто очищать от многолетней копоти и пыли.
Софийский Собор в Киеве. /Фото:my-kiev.com
История храма
Считается, что Софийский собор построил князь Ярослав Мудрый, который приурочил его возведение к битве над печенегами на реке Альте и, по преданию, фундамент будущего собора он заложил именно в том месте, где были разбиты враги. По другой версии, строительство собора началось немного раньше, в последние годы жизни князя Владимира Великого.
По мнению ученых, в строительстве и отделочных работах принимали участие четыре десятка мастеров и еще около ста человек трудились в качестве помощников.
Над созданием Собора работали мастера из Византии. /Фото:os1.i.ua
Софийский собор, возведенный с помощью византийских и греческих зодчих и впитавший всю красоту стилистики древней культуры Византии (но, тем не менее, не имеющий аналогов), был освящен в 1049 году митрополитом Феопемптом. Впоследствии облик здания несколько видоизменялся.
Мозаика, которой нет аналогов в мире
Помимо колокола, отлитого по приказу Ивана Мазепы в 1705-м и называемом в народе «Мазепа», Триумфальной колокольни и других известных достопримечательностей, в Софийском Соборе есть невероятно красивые, завораживающие мозаичные иконы. Их, как и росписи на стенах и куполах, также готовили византийские мастера, приглашенные в Киев Ярославом Мудрым.
Софийская мозаика. /Фото:pravlife.org
Интересно, что мозаика покрывает не все внутренние части храма, а представляет собой сочетание мозаичного искусства и фресковой росписи. И причина тому чисто прозаическая: в XI столетии Русь была по сути на задворках Византийского мира, цена на мозаику была невероятно велика (плюс расходы на её транспортировку), и именно поэтому ею обкладывали лишь наиболее важные части храма (алтарь, купол и так далее), а всё остальное строители Собора решили покрыть фресками.
В Софийском Соборе сохранились 2 тысячи фресок, изначально же их было не менее 5 тысяч. /Фото:sau.org.ua
Мозаики Софии Киевской выполнены в так называемом Македонском стиле, который наблюдался в творчестве в период возрождения и рассвета церковного искусства после долгого периода гонений, которых православные христиане претерпели от иконоборцев. Для этого стиля характерны строгость, аскетизм, отсутствие слащавости и излишних украшательств, что связано с ростом популярности монашества. Именно поэтому все персонажи на мозаиках выглядят непривычно суровыми и как бы застывшими. Яркий представитель этой эпохи и пример аскетизма – преподобный Симеон Новый Богослов.
Поздний Македонский стиль предполагает лаконичность и строгость изображений святых. /Фото:pravlife.org
На этой фреске Иисус Христос изображен в повседневном одеянии. /Фото:pravlife.org
Увы, по причине пожаров и перестроений храма, к началу XXI века сохранилась лишь небольшая часть мозаичных изображений, впрочем, и те, что остались, поражают своим масштабом, оригинальностью и красотой. Кусочки смальты почти 180 разных цветовых оттенков сложены с невероятным мастерством, и если смотреть издалека, кажется, что это не мозаика вовсе, а старинные рукописные иконы.
Мозаика киевского Собора — настоящий шедевр. /Фото:pravlife.org
О богатстве цветовой палитры киево-софийских мозаик можно судить хотя бы по этим цифрам: здесь присутствуют более двадцати оттенков синего, более тридцати – зеленого и 25 вариантов золотого.
Богатство оттенков мозаики поражает. /Фото:pravlife.org
Мозаика «Христос-Пантократор»
Христос-Вседержитель (Пантократор) – очень известная мозаика Собора. Она расположена в главном куполе, в гигантском медальоне. Интересно, что три из четырех архангелов, изображенных вокруг Христа, выполнены маслом, причем, относительно недавно – в позапрошлом веке, поскольку ранее изображения были утрачены. Мозаичный образ остался только один.
Одна из самых знаменитых мозаик Собора. /Фото:pravlife.org
Кстати, изображения архангелов восстанавливал великий Врубель, причем воспроизвел утраченные фигуры весьма точно – в частности, при помощи мазков, имитирующих мозаичную кладку.
Образ Христа очень аскетичен и суров. Интересно, что промежутки между ангелами (золотого цвета фон), если смотреть снизу, с большого расстояния, как бы образуют крест, и этот интересный прием можно увидеть и в других частях Собора.
Мозаика «Мария-Оранта»
Величественная фигура Богоматери в апсиде алтаря сразу бросается в глаза при входе в храм. Высота изображения – почти 5,5 м, а свет на изогнутую поверхность апсиды падает таким образом, что кажется, будто бы вокруг фигуры Богородицы идет золотистое свечение. Кубики смальты, расположенные под разным углом, делают фигуру объемной и таинственной.
Первое, на что падает взгляд при входе в Собор – это образ молящейся Богородицы. /Фото:posmotrim.by
Мозаичная Богородица, которую также называют Оранта (в переводе – «молящаяся»), изображена в момент ее молитвенного обращения к Богу: она стоит в возведёнными к небу руками (очень древний христианский жест) на помосте, украшенном драгоценными камнями.
Интересно, что этот мозаичный образ с давних пор называют «Нерушимая стена». Изначально это было связано с 12-м икосом акафиста Богородице, в котором есть слова: «Радуйся, царствия нерушимая стена», однако со временем в народе появилось более распространенное объяснение такому названию: мол, это означает, что храм Святой Софии и, в частности, находящийся в нем образ Богородицы невозможно разрушить. Принято считать, что пока это мозаичное изображение существует, будет стоять и древний Киев.
Считается, что пока эта мозаика остается в сохранности, Киеву ничего не грозит. /Фото:pravlife.org
Мозаика «Евхаристия»
На этой старинной мозаике изображен момент причащения святых апостолов в присутствии архангелов, когда Иисус раздает своим последователям хлеб и вино (Тело и Кровь Христову). Интересно, что Спаситель изображен два раза: он стоит и слева, и справа от престола.
Фрагмент знаменитой мозаики. /Фото:pravlife.org
Эта мозаика также необычайно насыщенна с точки зрения цветовой гаммы: апостолы изображены в белых одеяниях, Господь – в синем плаще и пурпурном хитоне с золотом. Дополняет эту картину престол малинового цвета.
Мозаика «Евхаристия». Центральная её часть. /Фото:pravlife.org
Сорок мучеников
На четырех подпружных арках Собора, которые поддерживают его купол, древние мастера изобразили 40 мучеников Севастийских. В руках у каждого из них Крест и Венец. Увы, сохранились не все их мозаичные образы.
Один из образов мучеников, сохранившихся в первозданном виде. /Фото:pravlife.org
Как известно, святые воины погибли в Севастии за веру в Христа, и очень символично, что их изображения украшают Собор: это олицетворяет незыблемость веры прихожан.
Реставратор очищает мозаику от пыли и копоти. /Фото:ukrinform.com
Комплекс мозаик Софии Киевской считается единственным мозаичным ансамблем Киевский Руси, сохранившимся до наших дней, если не считать встречающиеся в других храмах небольшие фрагменты.
Текст: Анна Белова
В продолжение темы статья о том, Почему князь Ярослав Мудрый не любил славян и не щадил своих братьев.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
архитектурных жемчужин — Софийский собор в Киеве | по истории | Уроки истории
Архитектурная жемчужина — Софийский собор в Киеве | по истории | Уроки истории | MediumОпубликовано в
·
Чтение: 3 мин.
·
8 марта 2022 г.
Золотые купола Софийского собора в Киеве.В охваченной войной Украине много жемчужин европейской архитектуры, в том числе белоснежный собор Святой Софии в Киеве. Как и многим архитектурным объектам по всей стране, этому зданию XI века грозит серьезный ущерб или, в худшем случае, разрушение из-за непрекращающихся бомбежек вокруг Киева.
Автор: Historium
841 Подписчики
·Писатель для
Блог о интересных исторических персонажах и событиях. Присоединяйтесь — medium.com/@historiumblog/membership
Еще из Historium и уроков истории
Historium
в
Рабство в искусстве. Как художники исторически изобразили черных рабов
Более пристальный взгляд на исторические произведения искусства, изображающие черных рабов из Африки.
·Чтение через 6 мин·21 февраля 2022 г.
Шон Кернан
в
Как сиамские близнецы переносят близость? История и руководство.
Взгляд на сложную сексуальную жизнь самых близких родственников.
·5 min read·12 ноября 2021
в
Пэрис Беннет, 13 лет, изнасиловал и убил свою 4-летнюю сестру
Мальчик совершил это гнусное преступление преступление, потому что он хотел наказать свою мать .
·Чтение через 6 мин·2 сентября 2021 г.
Historium
Art Insights — Германский воин в шлеме Осмар Шиндлер
Кто делает германское воин не выглядит исторически точным в изображении Шиндлера?
·4 мин чтения·5 сентября 2022 г.
Просмотреть все из Historium
Рекомендовано Medium
Недостойно
10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком
В Северной Вирджинии август, жарко и влажно. . Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. Я ношу свою домохозяйку…
·4 минуты чтения·16 февраля 2022 г.
Каспер Мюллер
in
7 важнейших математических констант
Красота π, магия φ, тайна γ и силы из e
·13 минут чтения·5 дней назад
Эрик Сентелл
в
«Почему вдруг стало так много трансгендеров?»
Сила и опасность общественной видимости
·Чтение через 6 мин·18 апреля
Aleid ter Weel
in
10 вещей, которые можно сделать вечером, вместо того, чтобы смотреть Netflix
Привычки без гаджетов для повышения продуктивности и счастья.
·5 мин чтения·15 февраля 2022 г.
The PyCoach
в
Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT
Освойте ChatGPT, изучив технику быстрого доступа.
·Чтение через 7 мин·Мар 17
Джо Дункан
Битва между Диснеем и ДеСантисом перешла ужасающую черту
Война ДеСантиса с Диснеем перешла американский Рубикон.
·5 мин чтения·22 апр
Посмотреть другие рекомендации
Статус
Карьера
Преобразование текста в речь
Украинские мозаики в сенсорном спектакле
21 сентября 2022 г.
|
Современное и современное искусство
В Украине мозаичное искусство и повседневная жизнь были тесно связаны с давних времен — еще во II веке до н.э. Киевский Софийский собор XVI века является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, а его византийский стиль является шедевром ранней церковной архитектуры. Однако недавнее мозаичное искусство, начиная с советских времен, стало основным продуктом общественных мест Украины.
К сожалению, эти установки были повреждены и разрушены с начала войны. Когда здания были обстреляны, внешние стены рухнули вместе с мозаичными сокровищами. В Лондоне прошла трогательная выставка цифрового искусства, посвященная и увековечивающая память некоторых из самых известных произведений искусства.
Источник изображения Британский Совет
Discover Ukraine: Bits Destroyed был подготовлен Британским Советом и Украинским институтом в Лондоне. Аудиовизуальная инсталляция, являющаяся частью британско-украинского культурного сезона, воссоздала 56 мозаик времен расцвета этих декоративных мозаичных произведений настенного искусства.
Ветер ,1967 Алла Горская, Виктор Зарецкий, Борис Плаксий
Источник изображения Советская мозаика в Украине60-х и 1980-х годов. Вплоть до нынешней войны мозаичное искусство оставалось культурной традицией, возникая повсюду, от парков и детских площадок до аллей.
Украинские диссиденты, такие как Алла Горская, были в авангарде создания политически окрашенного искусства, которое прославляло как народное творчество, так и правозащитную деятельность. Они были известны как Шестидесятники.
Женщина-Птица , 1966
Источник изображения Советские мозаики в Украине
Ирония в том, что эти произведения были уничтожены в нынешней войне, неизбежна.
В то время шестидесятники были в авангарде движения сопротивления, которое бросило вызов существующей политике и несправедливости. Они возглавили культурное возрождение, и их часто арестовывали и даже убивали за их деятельность.Прометей , Виктор Зарецкий (в совместном производстве)
Источник изображения Советская мозаика в Украине
Тем не менее, их искусство часто было ярким, радостным и отражало то, чем они были увлечены, например, природу, мифологию и сохраняя свою культуру. Несмотря на то, что в 1960-х годах в других частях мира происходили потрясения, молодые интеллектуалы Украины были вовлечены в протест и перемены.
Движение, Г.Прышедко, Г.Зубченко
Источник изображения Wikimedia Commons
Их преследования, ссылки в концлагеря и другие наказания подпитывали оставшихся членов движения. Таким образом, они почитались как героические фигуры. После обретения Украиной независимости в 1991 году многие из этих мозаик были отмечены и сохранены.
В целом возник интерес к каталогизации и сохранению широко разбросанных образцов монументальной мозаики советского времени. В проекте принимал активное участие киевский фотограф Евгений Никифоров. Таким образом, лондонская выставка расширила проект Евгения «Украинская советская мозаика», который разрабатывался в течение восьми лет и охватывал города по всей Украине. В то же время она исследовала советское культурное наследие в Украине и критическое отношение к нему местных жителей.
Школа №152 . Леся Украинка
Источник изображения Советская мозаика в Украине
«Три года назад мы собрали десятки интереснейших мозаик для анимационной проекции, чтобы по-новому взглянуть на монументальное искусство Украины ХХ века», — рассказал Евгений Никифоров, куратор выставки Discover Ukraine: Bits Destroyed, в преддверии выставки.Он продолжил: «Сейчас эти уникальные объекты находятся под угрозой, как и все украинское наследие. Выставкой этих работ в Лондоне мы впишем этот еще недостаточно изученный пласт украинской культуры в историю мирового искусства».
Как это было возможно? Сочетая новейшие технологии и существующую архитектуру, посетители погрузились в активируемое движением зрелище из 56 монументальных мозаик, созданных украинскими художниками в период с 1960-х по 1980-е годы. Выставка подготовлена Украинским институтом, творческой группой Rock ‘n’ Light Studio, музыка предоставлена украинским многожанровым инструментальным дуэтом Ptakh Jung.
Источник изображения British Council
После наступления темноты, яркие, сверхсложные цифровые проекции мозаики Мимолетные проекции сопровождались яркими звуками, которые привлекали внимание как к культурному наследию Украины, так и к потерям.
Источник изображения Британский Совет
В целом экспозиция содержала тревожное сообщение о том, что большая часть великолепных произведений искусства уже уничтожена в ходе продолжающейся войны.
Так много может измениться за короткое время. Нынешняя инсталляция изначально была создана в 2019 году как дань традиции украинской мозаики. Теперь он пытается переосмыслить форму мозаичного искусства с целью повышения осведомленности об уничтожении культурного наследия и важности его сохранения.
Источник изображения «Советские мозаики в Украине»
Комментируя выставку, Дэвид Кодлинг, директор сезона «Украина и Великобритания» Британского Совета, сказал: «Учитывая акцент на искусстве в публичном пространстве, он очень подходит для оформления выставки Greenwich+Docklands International. Фестиваль, эта инсталляция является срочным напоминанием как об опасности для культурного наследия Украины, так и о жизненной силе, которая поддерживает его».
Боривитер (пустельга) Алла Горская, до и после обстрела
Источник изображения Британский совет
Это невероятно своевременно, поскольку война продолжается. Говоря из Украины, Татьяна Филевская, креативный директор Украинского института, сказала: «Украинская культура является одной из целей в войне России против Украины.