Муром это: что посмотреть и как доехать

Муром — соль земли русской

Муром один из немногих городов, который, наряду с Новгородом и Киевом упоминается в Повести Временных Лет под 862 годом. Это один из старейших русских городов. По нему мы сегодня с вами и прогуляемся.

Название города происходит от финно-угорского племени мурома, которое впервые упоминается в Повести временных лет под 862 годом.

Муром VII-IX вв. был двойным городом: административный и ремесленный центр находился на Чаадаевском городище, а торговая крепость – на месте современного города. Стремление отделить торг от главного города мы видим у всех ранних цивилизаций.

Первое упоминание Мурома относится к 862 г.  «в лето 6370 (862)… перьвии насельницы в… Муроме мурома» — так упомянул летописец о городе.

Есть основания усомниться в справедливости этой точки отсчета. С учетом изложенной версии о происхождении названия города уже не так однозначно читаются слова о том, что «перьвии насельницы… в Муроме Мурома». Сомнений в присутствии муромы на берегу Оки не возникает. Вопрос в другом: был ли Муром ко времени первого упоминания о нем городом в полном смысле этого слова, или существовала только местность с таким названием?

Вопрос не праздный, поскольку данные археологии на сегодняшний день не позволяют говорить о Муроме IX в. как о городе. В местах, указанных городским преданием и письменными источниками как места расположения города, слоев IX в. не обнаружено, как и в двух других городах, указанных в том же месте летописи – Новгороде и Белоозере.

Мурома и славяне

По местным преданиям, некогда сюда явилось племя «панфила” (этнографы признают его за племя азиатского происхождения на том основании, что их звали «киргизы” даже в 20 в.; они еще в историческое время жили в селе Панфилово). Около 479 года (если пересчитать цифры, приводимые в народных легендах на современное счисление) к ним из Азии присоединился некто Карачай, давший название деревни Карачарово. Интересно, что какое-то рациональное зерно в легенде есть, поскольку рудиментарная вражда между потомками «этносов” Панфила, Карачи и Мурома существовала до 20 в.: тут и драки «стенка на стенку”, и устойчивое именование жителей Карачарово «куркулями”. «Куркуль” – это, вообще говоря, человек, который ценит богатство превыше всего. Но то – позднее толкование, мол, жители Карачарова «слишком богатые”. На деле – слово восточного происхождения, и его первоначальный смысл можно реконструировать из древнебулгарского, может быть, как «кара-кул”, то есть «черный всадник” (кул”=”запрягать”).

Хорошее вооружение и устойчивый характер племенной организации муромы сыграли немаловажную роль в мирной адаптации славян в муромскую среду в X-XI веках: свидетельства о военных конфликтах дославянского периода в землях Поочья не известны. Причинами были близость этносов на окских территориях, плодородность земли и ее природные богатства, редкие вторжения иноземцев. Окский путь представлял собой стабильную артерию, связывавшую арабский мир через посредство Волжской Булгарии со славянскими землями и Западной Европой.

К XII веку мурома уже не упоминались в летописях, так как были ассимилированы и полностью вошли в состав Древнерусского государства, составив основу населения нижнеокских земель, имевших для Руси важнейшее стратегическое и экономическое значение.

Археологически установлено, что переселение славян на земли Нижней Оки, начавшееся в X веке, проходило в несколько этапов. Вначале новгородские словене и кривичи селились на окраинах муромских селищ, активно смешивались с автохтонами, создавая синтетическую славяно-финскую культуру, о чем свидетельствуют материалы раскопок. Причины этого были в общности жизненного уклада и способа ведения хозяйства, сходство религий и культов, юридических норм общества и военного устройства.

Появление славян на территории муромы относится к Х в. В это время в могильниках муромы появляются погребения с западной ориентировкой и набором славянских вещей. К концу XI в. процесс ассимиляции муромы славянами был в основном завершен.

Городище на Кремлевской горе (Воеводская гора, Кремль, Окский сад, Окский парк, парк им. Ленина). На Кремлевской горе были раскопаны остатки деревянных построек муромы, появившиеся здесь до переселения славян или на самом раннем его этапе.

В 20 саженях от алтаря Богородицкого собора и в 4 саженях от каменного дома духовного правления (сохранился до наших дней), на глубине 2 аршин в остатках деревянного сруба, под белым камнем, были найдены красноглиняный гончарный кувшин cо сливом и медный шаровидный кувшин с узким горлом, содержавшие 11 077 куфических серебряных дирхемов и 14 фунтов их обрезков, общим весом 2 пуда 23 фунта, отнесенными ИАК к VIII — IX вв.

Обнаруженные дирхемы датировались временем с 715 по 935 гг. (а по сведениям В.А. Калинина и П.Н. Петрова младшая монета относится к 939 г., а 91 % клада – монеты Саманидов).

Данный комплекс в целом напоминает городецкое святилище на Северном мысу городища Старая Рязань, функционировавшее с I тыс. до н.э. до последней четверти I тыс. н.э., а основные его элементы схожи с рязано-окским святилищем IV – начала VIII вв. на Шатрищенском могильнике. Расположение «тарелок» — жертвенников, их конструкция, размеры и конфигурация близки, но не идентичны городецкой аналогии.

Сейчас на Воеводской горе разбит парк.

Окский парк — один из самых древних парков России. Это место поистине имеет важное историческое значение. Немногие из современных горожан знают, что ныне излюбленное место отдыха — Окский сад, переименованный в годы советской власти в парк культуры и отдыха им. Ленина, в древности являл собой мощную крепость — Кремль. Его стены десятки, если не сотни раз, спасали от неминуемой смерти тысячи и тысячи наших пращуров. В древности муромская крепость была деревянной, и после того, как Иваном Грозным в 1552 году было завоевано Казанское ханство и граница отодвинулась от Мурома, кремль перестали ремонтировать за ненадобностью и в конце концов при Екатерине Великой вовсе разобрали. Впоследствии на Кремлевской горе разбили городской парк. В парке сейчас располагается аллея героев города Мурома и парк аттракционов и развлечений.

Здесь же в парке есть еще одно историческое место. Вот оно.

Чаадаево городище. Неподалеку от нынешнего города располагается городище Чаадаевское, куда внушительней Кремлёвского. Его-то муромские археологи и считают Муромом 862 года. Он был там, где старица Оки делает петлю. Из сельской фольклорной традиции (по Добрынкину) следовало, что городище принадлежало мордве, а из городской, – что сюда был перенесен город Муром во время эпидемии моровой язвы после битвы с булгарами в 1088 г.

В 1895 г. городище посетил А.А. Спицын, также упомянувший о легендарном нахождении здесь старого Мурома, упомянувший об остатках какой-то кирпичной постройки и подобравший на распаханной поверхности городища бронзовый прорезной наконечник ножен меча. Этот наконечник с зооморфным изображением, шведского происхождения, 2-й пол. X – XI вв

С IX в. мурома платит дань Рюрику и входит в состав его империи. Находки скандинавских древностей в муромском крае крайне выразительны, будь то фибулы, которые в подобной сохранности редко обнаруживаются даже в самой Скандинавии, или мечи, что уж вовсе фиксирует наличие среди здешних жителей носителей дружинной идеологии. Находки керамики Волжской Булгарии так многочисленны, что не оставляют сомнений в тесной связи с могучим восточным соседом. Фрагменты весов, гирек и шиферных пряслиц южного происхождения говорят о полноценном участии муромы в торговых операциях тогдашнего мира.

С 964 года летописи фиксируют ряд походов киевских князей по Оке и Волге против вятичей, которых вырвали у Хазарского каганата и подчинили себе, а потом и против Булгарии. Уже в экспедиции 964 года по Оке в сторону Волги, когда Святослав Игоревич «налезе вятичей”, ему было Мурома не миновать. Возможно, подчинение Мурома Киеву относится как раз к этому времени.

В XI веке был построен деревянный муромский кремль, и с этого момента город приобрел значение крупного центра ремесла, торговли и христианизации окских земель.

В 1054 году Муром уже подчиняется не Киеву, а Чернигову, его князю Святославу Ярославичу.

Князь Черниговский Давид Святославич. 1076 – 1093 гг.

В 1006 году Владимир Святославич заключил с волжскими булгарами договор, дав им право «торговать без опасения» в городе Муроме.

Не сдерживаемые твердою княжескою властью, муромцы принялись за разбои по pекам Оке и Волге. К началу XI в. Муром успел уже сделаться важным торговым пунктом Северо-Восточной Руси и вел торговые сношения с волжскими болгарами. Многоводная Ока давала болгарам возможность являться в Муром целым караваном судов: местный пушной товар, мед и воск обменивались в Муроме на произведения Востока — шелковые ткани, бисер, бусы и различные металлические изделия. Кроме болгар сюда наезжали торговые люди из Киева и Чернигова. Вот этих-то купцов и грабили муромцы.

В 1088 году город Муром подвергся захвату со стороны волжских булгар.

Интересные результаты дали раскопки 1980-х годов на Кремлевской горе. Обнаружены постройки и сооружения домонгольского и более поздних периодов, следы крупных пожаров, первый из которых, видимо, был связан с сожжением города в 1088 году, а второй, более поздний — с пожаром 1239 года.

В 1094 году из Курска в город пришел князь Изяслав Владимирович, и привел своего посадника Олега. «И приняли их муромцы”, говорит летопись, что нельзя рассматривать иначе, как попытку создать самостоятельное княжество. Не случаен и выбор нового князя: Курск, южный город, имел большой опыт общения со «своими погаными”, куманами, который мог пригодиться в контактах с Булгарией. Эта акция вызвала быструю реакцию черниговского князя Олега Святославича, который подошел к Мурому и схватился с Изяславом. Последний был убит, но город легко отделался, поскольку признал власть черниговского князя.

Знаменитый Илья Муромец, воспетый в 13 народных былинах, происходил из села Карачарово, которое сегодня входит в черту Мурома. Богатырь служил на заставе возле стен Киева. В конце жизни, израненный, он удалился в Печерский монастырь и, приняв иноческий сан, скончался там предположительно в 1188 г. е возрасте 50-60 лет. Уже в XIII в. его слава разошлась далеко за пределы Руси. Он упоминается в германской саге об Ортните и в норвежской Тидрек-саге. В 1643г. Илья Муромец был канонизирован православной церковью. На его мощах обнаружены раны на левой кисти и на груди. День его памяти отмечается 1 января.

На смотровой площадке в 1999 году был установлен памятник богатырю Илье Муромцу. Скульптор Вячеслав Клыков (самая известная его работа – памятник маршалу Г.К.Жукову в Москве) изобразил его в двух ипостасиях — как воина и как монаха: в поднятой руке святой держит меч, а в другой — крест.

Воинственный жест Ильи Муромца не случаен − здесь, на берегу Оки, проходила в древности граница русских земель. У постамента памятника находятся фигуры сидящих грифонов. Левой лапой сказочные птицы опираются на щит. Высота памятника от постамента до меча 21 метр. Совсем еще недавно памятник встречал приезжающих в Муром по наплавному мосту с Нижегородской области.

На одном из красивейших мест Мурома расположен Спасский монастырь (первоначально «Спасский, что на бору»), основанный по преданию благоверным князем Глебом Муромским.

Эта обитель упоминается в летописи еще в 1096 г., ее считают первым оплотом христианства в мордовском языческом крае.

Главный собор монастыря — Спасо-Преображенский был выстроен вскоре после возвращения Ивана Грозного из Казанского похода 1552 г.

Простые и вместе с тем выразительные формы храма делают его одним из лучших памятников храмовой архитектуры XVI в. Здание перестраивалось в XIX в., но теперь луковичные купола вновь заменены золочеными шлемовидными, собору отчасти возвращен его первоначальный облик.

Спасо-Преображенский собор о пяти главах считается одним из древнейших сооружений в городе. В нем можно увидеть чудотворную икону Божией Матери «Скоропослушница», которую привезли в 19 веке со святой горы Афон.

Сохранились на территории обители уникальная двухэтажная церковь Покрова Пресвятой Богородицы и старинные жилые и хозяйственные постройки.

В середине XVII в. в монастыре возведена колокольня, а в 1687 г. — двухэтажные покои архимандрита — самая старая гражданская постройка Мурома.

К началу 90-х гг. относится постройка Покровской церкви с трапезной.

Живописна территория монастыря — зеленые лужайки, цветущие клумбы вокруг рукотворного пруда с лотосами,

завораживающий вид на заокские дали от надвратного храма преподобного Сергия Радонежского (2006).

После возрождения монастыря в 1996 году (был закрыт с 1918 года) его территорию пришлось перепланировать: в северо-восточную часть перенесено кладбище.

Определить места прежних захоронений было невозможно. Чтобы почтить память некогда похороненных здесь монахов и вкладчиков монастыря, в конце XX века была устроена поминальная часовня-костница,

куда перенесли все найденные на старом кладбище останки.

В советский период, по некоторым данным, здесь был устроен один из первых концлагерей, затем территорию передали воинской части, теперь обитель возвращена церкви.

Непрерывный поток паломников направляется к женскому Троицкому монастырю, в котором хранятся мощи известных святых покровителей любви и брака – Петра и Февронии. Прекрасный ансамбль монастыря, выдержанный в стиле узорочья, составляют Троицкий собор 17 века с колокольней, надвратная Казанская церковь , настоятельский корпус. Все это окружает стена с башенками.

К старейшим зданиям монастыря относятся Казанская надвратная шатровая церковь и стоящая с ней на одном фундаменте колокольня.

Следующий по старшинству храм — деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского 1715 года постройки. Этот храм не «муромского происхождения». Он был перевезен сюда в 1980-е годы из соседнего Меленковского района, когда Троицкий монастырь был уже закрыт, а его территорию планировалось использовать для создания музейной экспозиции. Но музей так и не занял эти площади, а в 1991 году возродился Троицкий монастырь, первый из женских монастырей Владимиро-Суздальской епархии. Богуслужения в храме преподобного Сергия Радонежского совершаются нечасто, так как храм холодный. Служат в нем летом и в день памяти преподобного Сергия — 8 октября (по нов. ст.).


Окружающие монастырь стены с шатровыми башенками были возведены после пожара 1805 года. К XIX столетию относится и строительство келейных корпусов вдоль стен, корпуса церковно-приходской школы.

Самая почитаемая святыня Троицкого монастыря — мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии Муромских. В День празднования их памяти — 8 июля (по нов. ст.) отмечается государственный праздник — День семьи, любви и верности. Святые были канонизированы в 1547 году, но в Муроме их почитали задолго до церковного прославления. Предания об их удивительной жизни передавались на Муромской земле из века в век из уста в уста.

Напротив расположен внушительный мужской Благовещенский монастырь. Его пятиглавый белостенный Благовещенский собор построен в 17 веке по обету Ивана Грозного. В нем хранятся мощи канонизированных князей Михаила, Федора и Константина, которые принесли в муромские земли христианство.


В 1643 году «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени.

Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов.

В Благовещенском соборе сохранился главный иконостас в барочном стиле 1797 года, а также старинные иконы середины XVI-XVII века: на западной стене храма — икона «Страшный Суд» и рядом с ней образы святителя Николая и святого Иоанна Воина. Эти образы были написаны в самом Муроме, в иконописных мастерских при Благовещенском монастыре. В них работал один из известных муромских изогрфов XVII — начала XVIII века, Александр Иванович Казанцев. Его иконы хранятся сейчас в собрании Муромского историко-художественного музея.

Сохранить убранство Благовещенского собора удалось благодаря тому, что в советскую эпоху храм не был закрыт, за исключением 1940-1942 годов, и являлся единственным действующим храмом Мурома. Сам же Благовещенский монастырь, как и все другие монашеские обители города, в советское время был закрыт. Это случилось в 1921 году. В его келейных корпусах располагались квартиры горожан, а в надвратном Стефаниевском храме середины XVII века находился архив.

Владимир Зворыкин — это самый известный муромлянин (после Ильи Муромца), основоположник современного телевидения. Родился в Муроме в семье купца первой гильдии Козьмы Зворыкина. Недавно здесь ему установили памятник.

Идея композиции памятника: студент петербургского «политеха» начала 20-го века Владимир Зворыкин, сидящий на скамейке возле родного дома.

Монумент установлен у стен дома выдающегося муромского изобретателя телевидения на улице Первомайская, 4 (здание муромского музея) . Именно он изобрел кинескоп.

Tags: Муром, история

Муром — Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 12 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города  — герои России».

На высоком берегу могучей русской Оки утопает в березовой зелени небольшой городок Муром. И хоть, по выражению Владимира Даля, «Город-городок весь-то с локоток», но — это один из четырнадцати древнейших русских городов. Город с тысячелетней историей, богатой и полноводной, как сама Ока.


Город, упоминаемый в летописи впервые в 862 году, получил свое название от финно-угорского племени мурома. Издавна через эти края лежал торговый путь из Скандинавии на восток: по Оке и далее — по Волге через Каспий плыли в другие страны торговые караваны, ехали путешественники и послы. В торговом Муроме жили славяне, половцы, мещерцы, меря, марийцы. Благодаря выгодному географическому положению торговля приносила хороший доход.

Высокий берег Оки давал отличный обзор: там, за широкой рекой, защищавшей город от внезапных набегов с юга, начинались земли кочевников. Оттуда нередко приходила беда. Со временем защищавшая Муром от набегов волжских булгар славянская дружина прочно обосновалась в городе, построила Кремль. Так эти земли на долгое время стали восточной окраиной Руси.

Племя мурома было известно отличными охотниками. Их боевые топоры славились даже в Скандинавии. Славяне же привнесли боевую стойкость и государственное мышление. В общем, люди здесь, как и подобает в пограничье, жили храбрые. Самое место появиться в этих местах былинному богатырю.

Илья Муромец: Неподвижный богатырь

У начала городской набережной высится огромный памятник Илье Муромцу. Зорко всматриваясь за Оку, в правой руке он держит меч, а в левой — прижатый к сердцу крест. В этих двух символах, объединить многие русские земли, благодаря чему эти степняки были вынуждены откочевать подальше от русских рубежей.

А богатырь Илья по-прежнему находился на службе у князя, не стремясь к чинам и выслугам. Командовал он небольшим разведотрядом где-то на пограничье. Так прошло двадцать лет верной службы. Однажды при подавлении мятежа в Киеве Илья переусердствовал и, впав в немилость у князя, на три года попал в тюрьму. Одна из былин повествует, как Илья Муромец «гулял» по городу Киеву. «На церквах-то он кресты вси да повыломал, маковки он залочены вси повыстрелял». Если этот богоборческий эпизод его биографии действительно имел место в истории, то очевидно, что и последующее покаяние Ильи было по-богатырски глубоким и сильным. Видимо, именно в неволе ему пришло решение переплавить свой боевой меч в меч духовный.

Так или иначе, но, отсидев срок, богатырь ушел в Киево-Печерский монастырь. Увы, и здесь он не смог обрести покой. Через два года инок Илия был убит под стенами Лавры, видимо, защищая ее от шайки разбойников. Копье прошло Илье через безоружную, согнутую в защите левую руку, и вошло в сердце.

На Руси было немало богатырей. Известно, что только в битве на реке Калке их погибло восемьдесят. Но далеко не все русские богатыри вписаны в народный эпос. В образе Ильи было что-то большее, чем просто физическая сила: сама по себе она добродетелью не является. Происхождение, которого не стыдился богатырь, удаль, отсутствие карьеризма и связанного с этим тщеславия — и, конечно, покаянное окончание жизни навеки сделали Илью Муромца народным героем.

Памятник Илье Муромцу. Фото Владимира Ештокина

А кто же такой Соловей-Разбойник? Предание гласит, что в образе этого злодея воплотились черты муромского волхва Богумила, который после принятия горожанами христианства поселился со своей шайкой в дремучих Мещерских лесах. Чтобы прожить, он грабил купцов и торговых людей, и был убит богатырем на пути его в Киев. Возможно, Соловей-Разбойник — вымысел, собирательный образ злодеев, но он приоткрывает нам еще одну из интересных, овеянных легендами страниц истории: принятие муромлянами веры Христовой.

Агония язычества

Нынче любой путешественник, оказавшийся в тихом и уютном Муроме, поразится бесконечному перезвону колоколов. Только одних монастырей в небольшом городке — четыре! А ведь когда-то эта земля была одним из последних оплотов язычества на Руси: отделенный от остальных, уже крестившихся, русских земель непроходимыми лесами, Муром еще долго противился принятию христианства.

Попробуем взглянуть на это глазами людей того времени. Муром жил древним укладом. Многочисленные русалки и водяные помогали городу перевозить по опасной и быстрой Оке грузы. Населенные лешими муромские чащобы и кормили, и укрывали от набегов кочевых орд.

Княжили здесь наместники, которые не трогали многовековых традиций.

И тут с западных регионов Руси пришла новая вера. Она требовала отказаться от дедовских поверий. Лешие и водяные лишались ореола могущества. Кормилицу-Оку нельзя было задабривать жертвами. Во главе новой системы ценностей стояли епископы-греки, а их глава, Патриарх, жил за семью морями в далеком Царьграде. Все это внушало богатому консервативному городу священный ужас.

Но если нет князя — значит, нет епископа. Поэтому Глеба Владимировича, младшего сына крестителя Руси, муромляне пустить в город отказались. Ему пришлось поселиться неподалеку и довольствоваться миссионерством по округе. Здесь князь Глеб, один из первых русских святых, основал Спасо-Преображенский монастырь, который, после Киево-Печерской лавры, считается древнейшим монастырем Киевской Руси. Его крыши зеленеют на высоком берегу Оки, прямо над муромской пристанью.

Наше огуманизированное христианством общество зачастую не понимает, что такое настоящее язычество и почему с ним велась ожесточенная борьба. Многие наивно полагают, что язычество — это венки-хороводы у костра в ночь на Ивана Купала да любовь к природе. Но разве с этим борется христианство? Нет, язычество — это довольно жестокая система отношений с духами ради материальных благ, нередко с человеческими жертвоприношениями. Это суровые обычаи и специфическая культура, где отвага и самопожертвование зачастую перемешаны с жестокостью и порочностью. Известно, что муромские язычники приносили в жертву своим богам даже собственных детей.

Фото Владимира Ештокина

Поэтому, когда князь Константин Святославович, правнук князя Владимира, в 1097 году приехал из Киева с семьей и духовенством в Муром, чтобы «присадить в дивьих дубравах лозу благоверия», то вновь столкнулся с воинственным отпором. Подойдя к Мурому, двадцатишестилетний князь послал своего сына (еще совсем ребенка) Михаила в город убедить муромлян принять его без сопротивления. Но муромляне убили Михаила. Позже, однако, не в силах сопротивляться осаде, жители города были вынуждены пустить князя, но от Крещения отказались наотрез.

Первым делом князь построил в центре города Благовещенский храм, где похоронил своего убитого сына, первого муромского мученика. А что же язычники? Согласно «Сказу о граде Муроме», перелом в их упорном сопротивлении христианской вере наступил после того, как жители города, решив-таки убить княжескую семью, окружили Благовещенский храм. После долгой молитвы князь услышал глас с небес: «Константине, дерзай, не бойся». Он вышел из храма с иконой, и исходящее сияние от лика Богородицы повергло язычников в трепет. Пораженный знамением город был крещен. А святые благоверные князья Константин, Михаил и Федор были прославлены как чудотворцы.

В 1552 году молодой царь Иоанн IV, идя в поход на Казань, проходил через Муром. Русь устала от татарских набегов. В одной Казани томилось до ста тысяч русских узников. Помолившись у гробов святых чудотворцев, Иоанн Васильевич пообещал в случае своей победы над «безбожным царем Казанским» построить здесь монастырь. Царь сдержал слово. При строительстве были обнаружены мощи святых князей, которые оказались нетленными. Так в городе появился еще один монастырь, Свято-Благовещенский.

После завоевания Казани Муром перестал быть пограничьем. Его Кремль, много веков защищавший жителей от набегов, был разобран, а сейчас на его месте находится Окский парк, один из самых старинных русских парков.

Петр и Феврония

Фото Владимира Ештокина

Имя Ивана Грозного связано и с другим эпизодом муромской истории.

Благодаря этому царю вся Русь узнала о двух местночтимых муромских святых — Петре и Февронии. Повесть о них была составлена и распространена по указу царя.

Предание гласит, что муромский князь Петр, живший в начале XIII века, заболел тяжелой болезнью. Во сне ему было открыто, что исцелить его может лишь дочь бортника, простолюдинка Феврония, которая жила по соседству, в Рязанской земле. Однако в обмен на спасение жизни она потребовала, чтобы князь взял ее замуж. Петр пообещал, втайне думая, что обманет свою целительницу, но позже заболел снова. Тогда ему пришлось вновь обратиться к Февронии, и уже после он был вынужден сочетаться с ней узами брака (подробнее размышляет об этом на страницах журнала и сайте «Фома» Дмитрий Володихин в статье Дорога скорби).

Когда умер его старший брат Павел и княжение перешло к Петру, муромские бояре страшно оскорбились. Особенно негодовали их жены. После многочисленных интриг бояре поставили князю условие: либо ты правишь городом без жены, либо уходишь. Петр жену не бросил, и они уплыли из города. На следующее утро, когда опечаленный князь сидел на берегу Оки, их догнали гонцы из Мурома. Не прошло и суток, как бояре передрались: в городе назревала смута. Во избежание большей крови знать хотела вернуть князя. Петр и Феврония вернулись в Муром, жили долго и счастливо, были щедры на милостыню и добрые дела. В конце своей жизни супруги приняли монашество, и умерли неподалеку друг от друга, в своих кельях, в один день и час. Мощи святых покоятся в одном гробу, в Свято-Троицком женском монастыре: он расположен через дорогу от Благовещенского.

Троицкий монастырь был основан в 1643 году купцом Богданом Цветным; украшал его купец Черкасов. Эта удивительная черта русского купечества платить благодарностью за успешную торговлю как за милость Божию ярко воплотилась в возведении муромских святынь. В XVII веке многие из местных купцов — Цветные, Клепиковы, Веневитины, Черкасовы, Дубенские — быстро богатели. Они возили в Астрахань хлеб, плавали по Северному речному пути в Сольвычегодск и Тотьму за солью, покупали иконы в Холмогорах, торговали краской и клеем. Во время Смуты древний Благовещенский монастырь был разрушен польско-литовским отрядом. Купец Богдан Цветной заново отстроил его, а после и сам стал смиренным иноком обители. А на месте разрушенной Лисовским Воскресенской церкви щедрыми муромскими купцами был основан и четвертый монастырь, Свято-Воскресенский.

Вездесущий русский призрак

Вантовый мост через Оку. Фото Юрия Курбатова

Не терял город и своей военной славы. Достойным продолжателем подвигов богатыря Ильи Муромца стал 21-й Муромский пехотный полк. Его солдаты участвовали практически во всех войнах, которые вело государство Российское. В долгой Северной войне они воевали со шведами за выход к Балтике, брали персидский Дербент, завоевывали турецкий Крым. Вместе с Суворовым совершали знаменитый переход через Альпы, обороняли Севастополь. В начале XX века за особые заслуги полк получил Георгиевское знамя, оставив в русской истории свой героический и яркий след…

Да и не только в русской. В тихой латвийской глубинке есть старинная усадьба Унгурмуйжа, знаменитая тем, что это единственный архитектурный ансамбль в Европе в стиле деревянного барокко. На втором этаже усадьбы изображены два крепких гренадера, охранявшие покой владельца дома. Эти рослые вояки — солдаты муромского пехотного полка: триста лет назад ими командовал граф Компенхаузен, владелец этой усадьбы…

Фото Юрия Курбатова

Служение города военному делу не исчезло и после революции. Во время Великой Отечественной войны муромскими желез- нодорожниками был изготовлен бронепоезд «Илья Муромец». На борту нарисовали богатыря с мечом. Это был первый бронепоезд, оснащенный «Катюшами», а его орудия были спрятаны в танковые башни. Он считался сверхмощным благодаря невероятной в то время 45-миллиметровой броне. За тихий ход, высокую скорость и огневую мощь немцы называли бронепоезд «Русским призраком». А однажды бойцы «Ильи Муромца» уничтожили немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер». Чтобы сохранить драгоценные секунды, наши дали залп без пристрелки — и накрыли врага. «Адольф Гитлер» успел дать залп в ответ, но промахнулся, и «Илья Муромец» довершил разгром вражеского бронепоезда. Это было единственное за всю войну лобовое столкновение бронепоездов. Героический поезд не дошел всего пятьдесят километров до Берлина, упершись во взорванный мост через Одер. А памятник ему стоит в Муроме, на Владимирском шоссе.

В советское время город, будто сокровище под спудом, был закрыт от посторонних глаз: здесь делали взрыватели. Так древний русский изумруд Муром, окаймленный синеокой рекой, не вошел в Золотое кольцо Москвы.

 

***

Фото Владимира Ештокина

В средневековое лихое время всякий порядочный купец, добиравшийся невредимым из Москвы до Мурома через дремучие леса, первым делом служил Петру и Февронии благодарственный молебен. Но в ХХ веке эта традиция была совершенно стерта из народной памяти. Сами муромляне признаются, что мало что слышали о благочестивой чете своих земляков до тех пор, пока в 2008 году Светлана Медведева, супруга тогдашнего российского президента, не возродила к ним интерес. Теперь 8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии, в Муроме с размахом празднуют День семьи, любви и верности. Многие влюбленные пары специально едут в Муром, чтобы пожениться здесь именно в этот день. Удивительно, но эта традиция, казалось бы, спущенная сверху, была легко принята в народе, прижилась в нем.

Можно еще много чего рассказать о Муроме.

О преподобном Серафиме Саровском, собиравшем здесь деньги на строительство Саровской обители. О непобедимых прусских кирасирах генерала Зейдлица, вынужденных отступить в столкновении с муромскими пехотинцами. О знаменитых муромских калачах, изображенных на гербе города. Но лучше один раз увидеть этот древний городок, поговорить с его жителями, поглядеть с Оки на его маленькие старинные храмы.

Богата русская история славными городами. Но Русь без Мурома — как русские былины без богатыря Ильи.

 

Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Муром | Россия | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Путешествия по России: Муром

Муром, Владимир, Россия

Следующие виды взяты из коллекции почти 149 000 цифровых изображений, негативов и фотографий России, подаренных ученым и фотографом Уильямом Крафтом Брумфилдом. Эта группа освещает его работу в Муроме, одном из самых живописных древних городов Владимирской области. Муром упоминается в средневековых летописях с 862 года как часть владений Рюрика, викинга, основателя первой русской династии. В последующие века город был оплотом против татарских нашествий.

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Ока Пассажирский вокзал, Набережная ул. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Благодаря своему выгодному расположению на реке Оке Муром служил важным восточным форпостом в обороне Москвы от набегов Татарского государства Казани. Вотивная церковь Святых Космы и Демьяна была построена Иваном Грозным после завоевания Казани.

Церковь Святых Космы и Дамиана, вид на запад. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Справа: Часовня блаженной Ксении Петербургской. Муром, Владимир, Россия. Copyright: William Craft Brumfield

Надвратная церковь св. Кирилла Белозерского, Спасо-Преображенский монастырь, вид на северо-запад

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Древнейший из муромских Спасо-Преображенских монастырей расположен к югу от города на крутом берегу реки Оки. Самое раннее письменное упоминание датируется 1096 г., но старейшее сохранившееся его строение — Преображенская церковь — была построена в 1550-х гг. и существенно реконструирована.

Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря, вид с юго-запада. Слева: Покровская церковь. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Усыпальница Спасо-Преображенской церкви с саркофагом с мощами святого Ильи Муромца стала крупным местом паломничества.

Символическая гробница с мощами святого Ильи Муромца, усыпальница Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Спасо-Преображенский собор (слева) и Покровская церковь Спасского монастыря, вид с востока. Крайний справа: общежитие. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Игуменский подворье с церковью Василия, епископа Рязанского, Спасский монастырь, вид с запада. Слева: Покровская церковь. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Церковь преподобного Сергия Радонежского над восточными воротами Спасского монастыря, вид с северо-запада.

На заднем плане: река Ока. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Спасского монастыря, вид на юго-запад. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Надвратная церковь Святого Стефана, Благовещенский монастырь, вид на юго-восток. На втором плане купола Благовещенского собора. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Благовещенский монастырь был основан Иваном Грозным в 1553 году, но был разрушен в 1616 году, когда польские войска опустошили Муром. Его главная Благовещенская церковь была щедро перестроена в 1660-х годах богатым купцом Тарасом Борисовым.

Благовещенский собор Благовещенского монастыря, вид с юго-востока. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Благовещенский собор Благовещенского монастыря, окно южного фасада. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Благовещенский собор Благовещенского монастыря, интерьер, западный портал. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Благовещенский собор, Благовещенский монастырь, Иконостас, Царские врата. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Церковь Св. Стефания, Благовещенский монастырь, вид на юг. На заднем плане: Благовещенский собор. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Троицкий монастырь был основан в 1640-х годах купцом Тарасом Борисовым, прозванным Богданом Цветным. Богато украшенная церковь Святой Троицы содержит мощи святых Петра и Февронии (канонизирована в 1547 г.) и украшена керамической плиткой.

Церковь Казанской иконы Божией Матери и колокольня Троицкого монастыря, вид с северо-востока. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Колокольня церкви Казанской иконы Божией Матери Троицкого монастыря, оконные детали, южный фасад. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Троицкий собор Троицкого монастыря, вид с северо-запада. На втором плане справа: Колокольня церкви Казанской иконы Божией Матери. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Троицкий собор Троицкого монастыря, южный фасад, отделка керамической плиткой. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Троицкий собор Троицкого монастыря, интерьер, вид на северо-восток в сторону иконостаса. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Церковь преподобного Сергия Радонежского Троицкого монастыря (перенесена в монастырь из села Красное), вид на юго-запад. Слева на втором плане: Колокольня и Благовещенский собор, Благовещенский монастырь. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Благовещенский собор Благовещенского монастыря, вид на юго-запад от Троицкого монастыря. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Церковь Николая Чудотворца на Набережной, вид с северо-запада. На заднем плане: река Ока. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Церковь Николая Чудотворца на Набережной, вид на юг. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Церковь Николая Чудотворца на Набережной, вид с юго-востока. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Церковь Спаса, вид на юг. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Церковь Смоленской иконы Божией Матери, вид на юго-восток. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

В Муроме, как и в других провинциальных городах российской глубинки, есть своя доля неоклассических особняков начала XIX века. Крупные пожары 1805 года уничтожили в основном деревянную городскую среду, и город был перестроен в соответствии с неоклассическим планом, разработанным во времена правления Екатерины Великой.

Дом, улица Первого Мая. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Дом, улица Темирязова 12, Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

В Муроме также есть кварталы деревянных домов начала 20-го века с характерными богато украшенными оконными рамами.

Деревянный дом. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Деревянный дом, окно. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Деревянный дом, улица Свердлова 23. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Деревянный дом. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Хозяйственные постройки, ул. Ленина (?). Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Дом. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Школа, ул. Толстого, д. 40 по ул. Ленина. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Водонапорная башня. Муром, Владимир, Россия. Авторское право: Уильям Крафт Брумфилд

Путешествия по России: Муром Муром, Владимир, Россия

Многоквартирный дом, ул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *