Музей айя софия в стамбуле: Музей Айя-София

Музей Айя-София

Собор Айя-София (собор Святой Софии) — одна из главных достопримечательностей и визитная карточка Стамбула (ранее Константинополя). Это чудо архитектуры VI века! Собор Святой Софии построен на месте древнего акрополя. Около 330 года Константин Великий велел построить храм. В 360 году собор в честь Софии Божьей Премудрости был построен и освящен сыном Константина Великого — Констанцием. Этот собор простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре. Вскоре отстроили еще один собор, но в 532 году его постигла та же участь. Нынешний Собор Святой Софии начали строить при Юстиниане I. Святая София была построена в рекордные сроки – за 5 лет. Торжественное освящение Святой Софии произошло в декабре 537 года. Много необычного было в строительстве этого собора. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — все самое дорогое.

Храм, предназначенный для явлений императора народным массам, должен был создавать впечатление ослепительного великолепия. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. Стены храма облицованы громадными плитами из розового, зеленого, темно-серого и белого мрамора разных оттенков. Император собирался покрыть стены сверху донизу золотом, но потом передумал. Мудрецы не советовали искушать будущих правителей, которые в погоне за золотом непременно разрушат храм. Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизгладимое впечатление, поэтому не удивительно, что вокруг всего этого сразу же стали складываться легенды и мифы. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелом. Когда между императором и архитекторами возникали споры, например, сколько окон делать над главным алтарем, Юстиниану якобы во сне опять явился ангел и приказал сделать три окна в честь Святой Троицы. Более тысячи лет Софийский собор оставался самым большим храмом в христианском мире вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.
По русским преданиям именно в собор Святой Софии направил своих послов Князь Владимир Красное Солнышко, которые должны были ему сообщить, хороша ли христианская религия. Побывав в Храме, они сообщили князю Владимиру, что побывали не просто в великолепном храме, а в раю. Говорят, что именно это определило выбор Владимира и его решение крестить Русь. Вместе с крещением Русь приняла и великую культуру. Это случилось в X веке. В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Мехмед Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не разрушать православный храм, а превратить его в мечеть. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар, четыре минарета и стал мусульманской мечетью Айя-София. Наименование Айя-София одно из 3-х эпитетов, обращенных к богу. Эти три эпитета определяются так: Айя-София (Святая Мудрость), Айя-Ирена (Святое Благодушие) и Айя-Динамис (Святая Сила).
В 1935 году по распоряжению президента Турции Кемаля Ататюрка Святая София была превращена в музей. Музей Айя-София — огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры. Главный вход — императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега. Огромный купол символизирует небесный вход. Под куполом можно увидеть изображение Богоматери и Иисуса Христа. Довольно необычно рядом с ними смотрятся огромные щиты с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов. Реставраторы вскрыли часть мозаик. Над дверями при входе в храм хорошо сохранилась мозаика с фигурами Марии с младенцем Христом, Константина Великого с макетом города Константинополя и Юстиниана с макетом Святой Софии. В правой части собора имеется небольшая ниша. Если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум. Христиане, жители Стамбула, сложили легенду, согласно которой в день штурма Константинополя турецкими войсками в 1453 году в церкви скрывались 10 000 верующих.
Когда турки ворвались в храм, священник, продолжая читать молитву и держа в руках чашу со святыми дарами, направился к боковому нефу. Уже мечи готовы были поразить его, как неожиданно стена раскрылась, и он исчез в ней. По легенде, священник в своем укрытии продолжает читать молитву. Когда Святая София вновь станет христианской, он вернется к алтарю, чтобы продолжить службу. Мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранными со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок. В одной из колонн есть обрамленное в медь углубление. Считается, что если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание. В истории мировой архитектуры Собор Святой Софии один из самых важных и самых прекрасных зданий. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник:
https://tury. ru

Фотографии:

Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью

В пятницу, 10 июля, президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ, согласно которому мусульмане могут совершать поклонения в соборе Айя-Софии в Стамбуле, что означает его превращение в мечеть. Ранее в этот же день Госсовет Турции отменил решение правительства страны от 1934 года о признании собора музеем.

Название собора Святой Софии происходит от греческого «софия» (знание, мудрость), он также известен как собор Премудрости Божьей, Великая церковь и Айя-София. Этот храм возводился в 532–537 годах по приказу императора Юстиниана как главный собор Восточной Римской империи. Архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл создавали его на месте сгоревших христианских храмов, построенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Собор Святой Софии был символом могущества Византийском империи — здесь проходили коронации византийских императоров и находилась резиденция Константинопольского патриарха. После разделения христианской церкви в 1054 году на католическую и православную собор стал главным храмом не только Византийской империи, но и всего православного мира.

Читайте также

Архивные документы: мечеть Айя-София в Стамбуле могла стать джаз-клубом

В 1204 году, когда Константинополь захватили крестоносцы, собор был разграблен и лишился многих реликвий (согласно ряду свидетельств, в их числе было полотно, в которое, по легенде, был обернут после смерти Иисус Христос, впоследствии оно получило название «Туринская плащаница»). До 1261 года, когда город был отвоеван у крестоносцев, храм использовался Римско-католической церковью.  После падения Византийской империи и завоевания Константинополя турками-османами в 1453 году по приказу султана Мехмеда II собор был превращен в мечеть Айя-София, и в течение почти 500 лет это была одна из основных мусульманских святынь. В 1934 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк, выступавший за секуляризацию общества, подписал декрет, в соответствии с которым зданию был присвоен статус музея. В 2010-е светский статус святой Софии оказался под вопросом. Премьер-министр (а затем президент) Турции Реджеп Тайип Эрдоган многократно давал понять, что выступает за передачу здания верующим. Решающие события развернулись в 2020-м году, когда сначала Высший административный суд, а затем Госсовет Турецкой республики дали согласие на превращение Айя-Софии в мечеть.

Архитектура, убранство

Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. Это здание почти тысячу лет оставалось самым большим культовым сооружением в христианском мире (до постройки католического кафедрального собора в Севилье в начале XVI века).  Его длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м. Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота.

Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом (ниша, которая указывает направление Мекки) и мраморным минбаром (кафедра в мечети).

© EPA-EFE/ERDEM SAHIN

В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах (самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии).

В 1985 году здание Музея Айя-София вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Предложения об изменении статуса собора

Читайте также

Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года

С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта.

Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен. Такой шаг он назвал ответом на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля (в декабре 2017 года) и суверенитета этого государства над Голанскими высотами (в марте 2019 года). 5 июня 2020 года Эрдоган поручил своим помощникам провести всестороннее изучение вопроса. 8 июня стало известно, что Государственный совет Турции принял к рассмотрению жалобу на решение 1934 года об изменении статуса Айя-Софии.

Представители Русской православной церкви считают, что попытки изменить статус музея приведут к нарушению «хрупких межконфессиональных и межрелигиозных балансов». Недовольство планами превратить Айя-Софию в мечеть высказали греческие власти. Так, министр иностранных дел Греции Йоргос Катрунгалос (2019) заявил, что Афины считают оскорблением как христиан, так и международного сообщества идею превратить собор из музея в мечеть.

Несмотря на международную критику, в 2020 году Турция поменяла статус Айя-Софии с музея на мечеть. 

Теги:

ТурцияИзменение статуса собора Святой Софии

Собор Святой Софии: Турция превращает культовый стамбульский музей в мечеть музей

Всемирно известный музей Айя-София в Стамбуле, первоначально основанный как собор, был снова превращен в мечеть.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о решении после того, как суд аннулировал статус музея.

Построенный 1500 лет назад как православный собор, собор Святой Софии был преобразован в мечеть после османского завоевания в 1453 году.

В 1934 году он стал музеем и в настоящее время является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Исламисты в Турции давно призывали превратить ее в мечеть, но члены светской оппозиции выступили против этого шага. Предложение вызвало критику со стороны религиозных и политических лидеров всего мира.

Защищая решение, президент Эрдоган подчеркнул, что страна осуществила свое суверенное право, превратив его обратно в мечеть.

Он сообщил на пресс-конференции, что первые мусульманские молитвы в здании состоятся 24 июля.

«Как и все наши мечети, двери Святой Софии будут широко открыты для местных жителей и иностранцев, мусульман и немусульман», — добавил он.

Грядут перемены в соборе Святой Софии, который существует с 6-го века, пережив Византийскую империю и Османскую эпоху. Теперь, еще раз, это будет мечеть. Но турецкие официальные лица заявляют, что христианские эмблемы, в том числе мозаики Девы Марии, украшающие парящий золотой купол, не будут удалены.

Изменения в соборе Святой Софии глубоко символичны. Кемаль Ататюрк, основатель современной Турции, постановил, что это должен быть музей. Президент Эрдоган сейчас делает еще один шаг, чтобы разрушить светское наследие Ататюрка и переделать Турцию в соответствии со своим видением. Турецкий лидер, который представляет себя современным завоевателем, не извиняется за перемены. Он говорит, что любой, кому это не нравится, а многим за границей это не нравится, нападает на суверенитет Турции.

Возвращение Святой Софии хорошо играет со своей базой — религиозными консерваторами — и с турецкими националистами. Критики говорят, что он использует эту проблему, чтобы отвлечь внимание от экономического ущерба, нанесенного здесь пандемией Covid-19.

Но многие в международном сообществе утверждают, что памятник принадлежит человечеству, а не Турции, и должен был остаться неизменным. Говорят, это был мост между двумя верами и символ сосуществования.

Вскоре после объявления первый призыв к молитве прозвучал в соборе Святой Софии и транслировался по всем основным новостным каналам Турции. Каналы культурного объекта в социальных сетях в настоящее время отключены.

Какова была реакция?

ЮНЕСКО заявила, что «глубоко сожалеет» о решении превратить музей в мечеть, и призвала турецкие власти «немедленно начать диалог».

Организация призвала Турцию не менять свой статус без обсуждения.

Источник изображения, Getty Images

Image caption,

Собор Святой Софии имеет огромное значение как религиозный и политический символ.

Министр культуры Лина Мендони заявила, что это «открытая провокация против цивилизованного мира».

«Национализм, проявленный президентом Эрдоганом… возвращает его страну на шесть веков назад», — говорится в заявлении.

Решение суда «абсолютно подтверждает, что в Турции нет независимого правосудия», добавила она.

  • Эрдоган: драчливый президент Турции
  • Пандемия используется для захвата власти в Европе?
  • BBC — Путешествия — Инсайдерская экскурсия по собору Святой Софии

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

В настоящее время это место является одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей Турции. в акте об урегулировании она определена как мечеть, и использование ее вне этого характера невозможно по закону».

«Решение кабинета министров в 1934 году, которое прекратило использование мечети и определило ее как музей, не соответствовало законам», — говорится в сообщении.

Церковь в России, где проживает крупнейшая в мире православная община, немедленно выразила сожаление по поводу того, что турецкий суд не учел ее опасения при вынесении решения по делу Святой Софии.

Там говорилось, что это решение может привести к еще большему расколу.

Хотя этот шаг популярен среди консервативных религиозных сторонников президента Эрдогана, самый известный писатель Турции Орхан Памук сказал, что это решение лишит некоторых турок «гордости» быть светской мусульманской нацией.

«Миллионы таких светских турок, как я, плачут против этого, но их голоса не слышны», — сказал он Би-би-си.

История всемирной иконы

  • Сложная история собора Святой Софии началась в 537 году, когда византийский император Юстиниан построил огромную церковь с видом на бухту Золотой Рог
  • Со своим огромным куполом она считалась самой большой церковью в мире и здание
  • Он оставался в руках Византии на протяжении веков, за исключением короткого момента в 1204 году, когда крестоносцы совершили набег на город
  • В 1453 году, нанеся сокрушительный удар по византийцам, османский султан Мехмед II захватил Стамбул (ранее известный как Константинополь), и победоносный завоеватель совершил пятничную молитву внутри собора Святой Софии
  • Османы вскоре превратили здание в мечеть, добавив четыре минарета снаружи и покрывая богато украшенные христианские иконы и золотую мозаику панелями с арабской религиозной каллиграфией
  • После столетий в сердце мусульманской Османской империи он был превращен в музей в 1934 в стремлении сделать Турцию более светской
  • Сегодня Собор Святой Софии является самым популярным туристическим объектом Турции, привлекая более 3,7 миллиона посетителей в год

То, что случилось с собором Святой Софии, ужасно позорно

Перейти к содержимому

Опубликовано вМнение

Недавно я впервые посетил собор Святой Софии после его преобразования и испытал непреодолимую грусть.

к Хакан Топал

Собор Святой Софии, когда он еще был музеем, Стамбул, Турция (2008 г.) (изображение F Mira предоставлено Flickr)

По случаю Стамбульской биеннале 2003 г. американский художник Тони Фехер (умерший в 2016 г.) музей Святой Софии. Фехер был известен своими инсталляциями, которые умело занимали архитектурное пространство, используя повседневные промышленные материалы, такие как бутылки с водой, малярный скотч, цепи, веревки, стяжки и стеклянные шарики. После долгих размышлений Фехер установил “

Природа закончилась» (2003 г.) на втором этаже музея. Инсталляция, состоящая из синей ленты, изящно приклеенной к окнам второго этажа, также включала пластиковую бутылку, подвешенную к железной люстре. Работа Фехера в этом величественном пространстве намекала на религиозную традицию витражей, поминутно меняя качество света. Его работа была сосредоточена на силе освещения, отсюда и дополнительная люстра в виде простой пластиковой бутылки, создающая удивительный контраст с аутентичными архитектурными элементами.

Тони Фехер, «Природа закончилась», (2003) (фото любезно предоставлено Дэном Кэмероном) светское музейное пространство, Собор Святой Софии является одним из самых важных исторических сооружений в мире. Построенный в 6 веке с куполом диаметром 32,6 метра, он является чудом инженерной мысли даже по сегодняшним меркам. Он пережил множество значительных землетрясений и войн. Во второй половине 16 века великий османский архитектор Мимар Синан тщательно изучил собор Святой Софии и построил дополнительные опорные стены для его укрепления.

Собор Святой Софии, преобразованный в музей в 1934 году и внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году, был гостеприимным образовательным пространством. Рядом можно было наблюдать прекрасные образцы христианской (греко-православной и латино-католической) иконографии и исламского орнамента. Музей представил не «столкновение цивилизаций», а совокупность культур — место для размышлений об империях, цивилизациях, конфликтах и ​​новых возможностях сосуществования в современных обществах. Его двери были открыты для новых встреч; На протяжении многих лет в нем проходило множество художественных выставок, что позволяло получать разнородные впечатления под своим куполом.

Все резко изменилось 24 июля 2020 года, когда режим Эрдогана снова превратил собор Святой Софии в мечеть, повторив завоевание Стамбула в 1453 году и первоначальное преобразование собора Святой Софии в мечеть. Для исламистов, ультранационалистов и других монархистов Собор Святой Софии как музей олицетворял их возмущение современностью и светской республикой. Фактически, во время церемонии открытия в прошлом году директор по делам религий Али Эрбас открыто выразил свою глубокую ненависть к основателям республики, держа меч, ссылаясь на джихад и предостерегая неверных (кто не разделяет его строгие и ортодоксальные чтения ислама).

Собор Святой Софии во время недавней поездки автора (2021 г.) (фото автора)

Недавно я впервые посетил собор Святой Софии после его преобразования и ощутил непреодолимую грусть. Грандиозные пространства собора Святой Софии казались мелочными. У входа посетителей «приветствуют» религиозные деятели, которые кричат ​​на публику, приказывая женщинам без шапок покупать отвратительно дешевые ткани в магазине мечети, чтобы прикрыться. Взаимодействие с посетителями было заменено мерами по сдерживанию толпы, бессистемно управляемыми полицейскими барьерами. За ними мещанские полицейские скептически смотрели на толпу со своих стульев.

Ничего нового в этой мечети не было. Пространство казалось грязным. Дешевый пластиковый ковер покрывал красивую каменную кладку, излучая неприятные запахи. Великолепные фрески были закрыты системой штор, более подходящей для кафе на пристани. Дева Мария была покрыта двойным покрывалом. И огромный купол, который так напряженно изучал Мимар Синан, больше не казался величественным. Многие разделы музея, включая галерею второго этажа, были недоступны для публики. Массы заполнили интерьеры; некоторые религиозные мужи победоносно позировали перед покрытыми фресками, в то время как мелкая буржуазия Ближнего Востока, казалось, больше интересовалась своими селфи, чем чем-либо еще.

Фреска в соборе Святой Софии, Стамбул, Турция (2012 г.) (фото Руслана предоставлено Flickr)

Я вырос в Турции. Интересуясь фотографией, историей искусства и архитектурой, мне нравилось посещать исторические мечети и их архитектуру, простоту пространств, их орнаментацию. Они были открыты и миролюбивы. Но не больше. С 1980-х годов исламистские религиозные практики медленно душили неортодоксальные версии анатолийского ислама. Сегодня мечети — это арены ужасающих проповедей, гневных демонстраций и политических манифестаций. Исламизм вернул ислам в средневековье. Их так называемый «джихад (джихад)» истощает любую возможность единения и социального и культурного разнообразия. Исламистское насилие организовано и организовано как зрелище предупредительных выстрелов по всем религиозным меньшинствам.

В заключение, преобразование собора Святой Софии представляет собой еще одну низкую точку для ислама, и мусульманам следует особенно беспокоиться о том, как они позволяют исламистам захватить свою религию. Централизованные программы социальной инженерии режима Эрдогана, распространяемые Управлением по делам религий, уже давно подрывают толерантные версии ислама, заменяя их набором ортодоксальных моральных кодексов и строгих религиозных процедур. Исламистов обычно интересует не добро, а конфликт. Исламизм — это вторжение в космос, колонизация культур, стирание местных воспоминаний и замена их новым историческим вымыслом. Преобразование собора Святой Софии является вершиной этой моральной деградации. К сожалению, имамы, зарплату которым платит население, стали инструментами этого нового режима. Они не упоминают самые важные вопросы, такие как религиозная коррупция, убийства женщин в честь чести, изнасилования, геноцид и другие виды насилия, но безжалостно обеляют исламистский политический аппарат.

Организованная религия — это смерть общества: это эксплуатация слабых и возможное удушение потребности общества в духовности.

Собор Святой Софии был особенным местом. Как секуляризованное учреждение это было гораздо более гостеприимное духовное пространство, чем может быть церковь или мечеть. С одной стороны, мы могли прикоснуться к древним камням, излучающим магическую целительную энергию; с другой стороны, мы могли встретить прекрасно выполненные проекты современного искусства.

Секуляризм — это идеал просвещения, и он направлен на освобождение от зловещего религиозного мира, однако он не был антидуховным — совсем наоборот. Превращение религиозных пространств в музеи создает новые места, которые дают возможность коллективного священного опыта. Работа Тони Фехера была прекрасным примером для этого; он изящно соединял прошлое с современностью, уважительно обговаривая его осязаемые и неуловимые элементы. Покойся с миром, Тони.

Туристы фотографируются у собора Святой Софии (2021 г. ) (фото автора)

Последний

Комедианты, которые помогли определить поколение X

В начале 90-х Дети в зале нарушили границы приличия, пола, сексуальности и даже видов в качестве альтернативы бинарному мышлению.

Натали Хаддад

Взгляд с мольберта: издание для аспирантов

На этой неделе специальное издание студий MFA в Университете Огайо и Калифорнийском университете в Дэвисе.

Лакшми Ривера Амин

В отличие от фестиваля в Музее Метрополитен, этот любимый бруклинский праздник абсолютно бесплатный и приглашение не требуется.

Элейн Вели

Маюрен Найду посетил 26 музеев по всему миру и увидел 36 произведений искусства из любимой игры, ведя хронику своего путешествия на TikTok.

Рея Найяр

Согласно новой теории, ученый Адриано Маринаццо утверждает, что Микеланджело изобразил себя Богом на своей знаменитой фреске Сикстинской капеллы «Сотворение Адама».

Майя Понтоне

Зоркий голландский повар Эрнст де Витте, взглянув на картину Ван Гога «Красная капуста и лук» (1887), понял, что что-то не так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *