Мужской гарем в османской империи: Походный гарем султана Сулеймана

Походный гарем султана Сулеймана

Время прочтения: 3 минуты

Дата публикации: 8 ноября 2020

В контакте Telegram OK

Существует легенда о том, что якобы у 10 падишаха османской империи было два гарема – один обычный, который проживал с ним во дворце Топкапы, а второй так называемый походный. В него включали от 5-10 девушек, которые сопровождали падишаху на войну. Жили они в отельном шатре, а по возвращению в столицу их либо выдавали замуж, либо отправляли в Старый дворец.

Гарем султана Сулеймана. Фото: кадр из фильма

На самом деле все было не так. Походный гарем у падишаха Сулеймана был, но только вот назвать его гаремом в принятом смысле этого слова нельзя. Султан с армией отправлялась на войну, когда она закончится, не знал никто. С собой везли и несли орудия, припасы, еду и воду, одежду. И уж явно в такие многодневные, сложные и опасные перемещения никак не вписывается еще и перевозка нескольких девушек, которые не привыкли к лишениям и трудностям.

Везти с собой гарем, хотя бы его малую часть – значит создавать себе дополнительные проблемы и в без того трудное время.

Султан с армией отправлялась на войну, когда она закончится, не знал никто. Фото: кадр из фильма

Есть версия и о том, что якобы девушки сопровождали султана, но они были служанками, готовили еду и стирали одежду – это все тоже просто вымысел. Готовили повара-мужчины, в том числе и из янычарского корпуса, одежду также стирали мужчины. Уже тогда было четкое понятие, что женщинам не место на войне. Поэтому никакого гарема с собой султан Сулейман никогда не возил – даже в Охотничий домик или просто в Бурсу, он брал с собой одну наложницу, и чаще всего ею была Хюррем. Так что походного гарема в том смысле, который в него вкладывают некоторые люди, не существовало.

Никакого гарема с собой султан Сулейман никогда не возил – даже в Охотничий домик или просто в Бурсу, он брал с собой одну наложницу, и чаще всего ею была Хюррем. Фото: кадр из фильма

Но гарем все, же был. Правда, из походного он порой превращался в обычный. Османы захватывали земли, а вместе с ними захватывали ценности, деньги, женщин и детей (которые потом иногда становились янычарами). И самых красивых девушек и приводили к падишаху. Иногда он выбирал нескольких, иногда просто отправлял всех прочь. Если девушке удавалось запасть в душу к султану, он мог привести ее в столицу и поселить в своем гареме. И да, вопреки расхожему мнению – султан Сулейман свой гарем никогда не распускал.

Османы захватывали земли, а вместе с ними захватывали ценности, деньги, женщин и детей (которые потом иногда становились янычарами). Фото: кадр из фильма

Существует даже легенда о девушке по имени Дайган – ее султан взял в качестве трофея в походе на Венгрию и полюбил ее. По возвращению в столицу Дайган была поселена в одном из Охотничьих домиков, а позже официально вошла в гарем повелителя. Однако спустя несколько месяцев по неясным причинам скончалась. Некоторые считают, что именно Дайган и стала прототипом Изабеллы Кастильской в «Великолепном веке».

Было ли так в реальности или эта легенда очередной вымысел – достоверно неизвестно. Но то, что падишах не брал с собой в походы гарем из дворца – исторический факт.

Подпишись на нас в Дзене!

Кого брали в гарем османского султана, и Как жилось женщинам «в золотых клетках»


Османская империя славилась своей жестокостью и беспощадностью по отношению к врагам. Но это мелочи по сравнению с тем, как жилось женщинам и девочкам в гареме султана на протяжении долгих лет. Женщины, а также девочки с семи лет – все они содержались в особых условиях, где ими могли управлять, обучать и в первую очередь наслаждаться султан и его двор.

Эти женщины, полученные в качестве подарков или заявленные как военная добыча, олицетворяли власть, богатство и необузданную эротическую энергию халифата. Как и сцена из «Тысячи и одной ночи», повседневная жизнь в османском гареме была жизнью в подвешенном состоянии, полном чувственных наслаждений, а также бесконечных правил, ожиданий и границ. Гарем, происходящий от арабского слова «харам», означающего «священный» или «запретный», был частью легендарного патриархата, который свято верил в то, что женщина создана для удовольствия и использовать её можно и нужно исключительно для удовлетворения собственных потребностей.

1. Власть Османской империи


Мехмед II, входящий в Константинополь. \ Фото: commons.wikimedia.org.

В течение VIII и IX веков турецкие кочевники были вытеснены из своих домов и в конечном итоге приняли ислам, когда столкнулись с монголами. К 1299 году нашей эры была создана Османская империя, которая принесла много изменений в регион, включая налогообложение, социальные сдвиги и большую религиозную индоктринацию. Между 1299 и 1923 годами н. э. появился культурный феномен, известный как «императорский гарем», в котором содержались все жёны, слуги, родственницы и наложницы султанов при дворе. По мере того, как империя расширяла свою территорию, сменялась власть, экономические и социальные институты развились из Византийской империи, и ислам стал главным законом страны.

2. Женщины гарема


Дамы из Кабула, 1848 год. \ Фото: medium.com.

Войти в гарем можно было только с помощью тщательно спрятанного входа, располагавшегося в центре двора. Женщины, занимавшие эти безукоризненные жилые зоны, не часто выходили за пределы отведённого им места, постоянно находясь в богато обставленных интерьерах, словно птицы, пойманные в золотые клетки. Никто не имел права смотреть на них, ни мужчины, ни посторонние женщины, за исключением специально обученных евнухов, которые следили за жительницами гарема, выполняя все указания императора и его подданных. Но только не евнух мог пробиться к власти. Женщины, жившие в гареме, если они были достаточно умны и удачливы, могли также достичь большого авторитета, уважения и богатства при императорском дворе.

3. Обстановка в гареме


Отдых в гареме. \ Фото: nanmuxuan.com.

Окрестности, располагавшиеся у гарема, поражали свой красотой. Сердцем этого девичьего царства был один из самых больших павильонов. В нем располагался внутренний двор, куда женщины приходили для купания в бассейне или любования местными растениями. Это место было мирным и спокойным, где в основном занимались отдыхом и созерцанием прекрасного. Внутренний двор также служил местом сборищ для женщин, где они могли побыть вместе, отдохнуть, заняться чтением или молитвой. Там же находились и личные покои правящего султана, а также четыре сотни помещений, где можно было остановиться, поспать или развлечься.

Танцовщица, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: allpainter.com.

В императорском гареме, как правило, было несколько десятков девушек, в том числе официальные жёны султана, его мать, дочери, родственницы и прислужницы. Разумеется, не обходилось и без евнухов, которые ревностно следили за порядком. Сыновья султана также проживали в гареме до определённого возраста (двенадцати лет), после чего они считались мужчинами и им дозволялось завести собственный гарем.

4. Евнухи


Кислер Ага, вождь чёрных евнухов и первый хранитель Серральо, Фрэнсис Смит. \ Фото: seebritish.art.

Гарем считался глубоко интимным и уединённым местом, куда не мог заглянуть ни один мужчина за пределами ближайшего окружения султана. В результате гарем должен был охраняться теми, кто был властным, но почему-то не состоявшимся в интимном плане как мужчина. Это было прекрасно достигнуто с помощью евнухов, кастрированных мужчин, которым было поручено охранять и защищать женщин.

В гареме, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: lotsearch.de.

Евнухи, как правило, были рабами, захваченными в плен во время войны или купленными на каком-нибудь далёком рынке в Эфиопии или Судане. В итоге, было два типа мужчин — чёрные и белые, соответственно, на каждый тип возлагались разные обязанности. Чёрные евнухи, или сандали, полностью удаляли свои гениталии во время процесса кастрации и в результате были наиболее предпочтительными для обслуживания гарема. Белым евнухам разрешалось сохранить хотя бы часть своего пениса или яичек, и таким образом они получали меньше гаремных обязанностей, так как всегда существовал риск, что они могут использовать то немногое, что у них осталось, и воспользоваться женщиной.

Отдых в гареме, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух.\ Фото: mathafgallery.com.

Все служащие находились под началом одного главного гаремного евнуха, известного как Повелитель Девушек, или Кызлар Агасы. Чёрные евнухи были призваны охранять женщин и часто поднимались в ранге, занимая многие должности во дворце, такие как визирь, наперсница или даже генерал в армии. Между тем белые евнухи служили под началом Капи Агаси и имели привилегию заниматься государственными делами и другими вопросами внутренней службы султану.

5. Султанат женщин


Сцена из турецкого гарема, Франц Герман, Ханс Геммингер, Валентин Мюллер. \ Фото: blog.peramuzesi.org.tr.

Несмотря на свой ограниченный статус, женщины халифата не всегда оставались слабыми и уязвимыми. В той мере, в какой мужчины считались приемлемыми, фигуры в гареме могли оказывать значительное влияние на Османскую империю в течение XVI и XVII веков — время, известное как Султанат женщин. Конечно, многие из султанов того времени были несовершеннолетними, которые придерживались власти своих матерей, но это было необычное развитие событий, особенно учитывая рабское происхождение многих женщин гарема.

Кадр из сериала: Великолепный век, Кёсем султан. \ Фото: google.com.

Несмотря на мужскую заботу о таких практиках, они часто не участвовали в боевых действиях (или планировали свою следующую стратегическую битву) и не контролировали инфраструктуру своего политического ландшафта. Но когда в 1687 году закончилась борьба между двумя самыми могущественными женщинами-регентами — Кёсем Султан и Турхан Султан, многие женщины гарема решили последовать их примеру, дабы обрести некую свободу и власть.

6. Иерархия женщин в гареме


Им Гарем, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: nanmuxuan.com.

Слово «одалиска», которое использовалось для обозначения многих женщин в гареме, происходит от турецкого odalık, означающего «горничная», тем самым намекая как бы на то, чем на самом деле занимались женщины в гареме. Иначе известные как икбалы, эти женщины были любовницами султана, но вместе с тем они были и намного большим. Одалиски всегда были чем-то привлекательны и, как правило, имели какой-то определенный талант. Например, они могли быть хороши в музыке, пении или в танцевальном искусстве. Их одобряла не только Валиде султан (матерь султана), но и его главная супруга. На самом деле, любой гость-мужчина, получавший в подарок именно одалиску, удостаивался большой чести.

Одалиска, Хуан Хименес-и-Мартин Бесух. \ Фото: blogspot.com.

Женщин ниже одалиски звали гедик, и их замечали королевские власти, но не укладывали в постель, если, конечно, султан не решал изменить это. Но, в основном, эти женщины соблазнительно подавали ему пахлаву по вечерам. Ниже гедиков были простые слуги, которые делали всё тоже самое, но при этом не получали никаких почестей. Большинство этих низших женщин технически можно было бы назвать наложницами, так как это слово дословно переводится «девушка на одну ночь». В итоге, многие из наложниц стали весьма востребованными в гареме и к их услугам прибегал не только султан, а и его подданные.

7. Валиде султан


Эметуллах Рабия Гюльнуш-султан, Жан Батист Ванмор. \ Фото: pinterest.ru.

Гарем рассматривался как маленький мир внутри большого, где верховной властью обладала мать, или Валиде султан. Она была не только самой важной родственницей этого человека, но и во многих отношениях политически и социально влиятельной. Она выбирала наложниц для своего сына, и она была главным человеком, вокруг которого женщины гарема сплачивались, когда им что-то было нужно, они хотели заключить союз или настаивали на своих личных планах. Она была пчелиной маткой и могла мгновенно решить судьбу любой обычной женщины гарема, либо с позором изгнав её, либо повысив в должности.

Иметь её на своей стороне было чрезвычайно важно, поскольку безопасное место позволяло женщине получить помощь, еду, комфорт и даже статус. В конечном итоге, если одна из наложниц рожала сына правителю, то она вполне могла когда-нибудь занять главную роль при дворе. Она могла следить за тем, как часто некоторые жёны и их дети будут видеть султана и как их сыновей представят ко двору.

Султан Валиде правила до тех пор, пока правил её сын, поскольку его смерть означала бы конец её матриархального правления. Второй после неё была первая жена султана, которая считалась таковой, потому что родила больше всего сыновей.

8. Свобода не для всех


Жизнь в гареме, Адольф Ивон. \ Фото: nanmuxuan.com.

Несмотря на ограничения и правила, не все женщины султанского гарема были рабынями. В нём жили многие из его жён, которые имели особое удовольствие жить в непосредственной близости от всех его наложниц. Формально жёны султана были якобы свободны, поскольку они были приняты в брак по собственной воле. Женщины гарема просто должны были принять друг друга и найти способ смириться со своей участью.

Несмотря на западные фантазии, не все женщины гарема должны были спать с султаном. На самом деле, все они получили общее образование, эквивалентное мужскому пажу, и часто выдавались замуж за членов двора, за пределами дворянства или османской политической элиты. Они также могли просто оставаться в гареме и служить прихотям Валиде султан.
Тем не менее это правда, что многие из красивых и умных рабынь в гареме были либо захвачены в плен во время войны, либо подарены султану в качестве подарка.

И независимо от того, какую роль женщина выполняла в гареме, рано или поздно она оказывалась на шёлковых простынях султана, если он заприметил её. Ведь как правило, султан всегда получал желаемое, а любой отказ и неповиновение мог стоить женщине даже жизни.

9. Образование


Сцена гарема, Блас Оллерос и Кинтана, 1851-1919 гг. \ Фото: 1st-art-gallery.com.

Для того, чтобы быть почитаемой женщиной из гарема, необходимо было обладать не только выдающимися внешними данными, но и быть умной, знать правила этикета и иметь хорошие манеры. Девушек обучали, как быть утонченной, и при этом уверенной в себе и соблазнительной. По своей сути, гарем стал для девушек своеобразной школой, где они получали знания и навыки, способные помочь им в дальнейшем вписаться в жизнь при дворе и отыскать своё место в нём.

Конечно же, девушки из османского гарема во всём мире считались наиболее привлекательными, ведь они были собраны из самых разных концов света. Их покупали на рынках рабов в России, Греции, Украине, Турции, Иране и в некоторых частях Европы. Эти женщины тщательным образом учились самыми важным навыкам: игре на различных музыкальных инструментах, учили стихи, искусство танца и обучались основам соблазнения. По мере взросления в их обучение добавлялись и другие, важные предметы – литература, география, история и правильнописание. В поздние периоды девушки и женщины из османского гарема свободно владели французским языком, могли осваивать зарубежные модные журналы, набираясь из них опыта, современных тенденций и подражая иностранным, утонченным леди.

10. Гарем в западном искусстве


Две одалиски, играющие музыку в гареме, Гварди Джованни Антонио и Франческо Гварди. \ Фото: billedkunst.meloni.dk.

На самом деле, к великому сожалению, нет никаких законных источников правды о гаремной жизни.

Поэтому в мире искусства существует множество образных представлений, которые лишь освящают фантазию. Таким образом, большинство изображений, которые можно увидеть, отображающих женщин гарема и их опыт, относятся к западному миру.

В продолжение темы о великой Османской империи – литографии XVIII-XIX веков, созданные художниками-путешественниками, которым в своих работах максимально точно удалось передать царящую вокруг атмосферу тех времён.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мужские сексуальные причуды османов

НИКИ ГАММ

«Ваши манеры вскружили мне голову! Скажи, кто тебя воспитал такой наглой?

Этот рост ни один кипарис не мог соперничать, кто планировал его развитие?

Твое нежное тело в отношении аромата и выбора цвета и чистоты,

«Кажется, это было на груди какой-то редкой розы, которую ты нашла питание.

Ты приходишь, о сын винодела, с розой в руке, в другом вине;

Что выбрать? Это роза, вино или вы дадите содержание?»

[Недим, в «Пингвиньей книге турецких стихов»]

Недим, живший в начале 18 века, был одним из десятков османских поэтов, открыто проявлявших интерес к представителям своего пола. Но что это был за интерес? Первая интерпретация, которая приходит в голову современному западному человеку, — это гомосексуальность и сексуальная активность (содомия).

Но серьезный взгляд на османскую культуру, а до этого на ислам дает совсем другую картину.

До современной эпохи в арабском или персидском языке не было слова, обозначающего содомию. И в Коране нет запрета на это. Некоторые ссылаются на разрушение города, идентифицированного как Содом Ветхого Завета (который, как предполагается, является источником слова содомия) в Коране, Сура 15: 73-77, как если бы это был источник. Но совершенно ясно, что город был разрушен потому, что его жители отказывались оказывать гостеприимство чужеземцам. Откуда взялся запрет на содомию? Ссылка на некоторые хадисы, высказывания и действия Пророка Мухаммеда, которые суннитская интерпретация ислама использует для обеспечения правовой основы для юридических вопросов, не освещенных в Коране.

Недавняя статья Элизы Семерджян, посвященная делам, переданным в шариатский суд в Алеппо за период 359 лет, когда город находился под властью Османской империи, обнаружила четыре дела, но только одно о содомии в отношении молодого человека и его матери. Предполагается, что юноша приводил к себе домой мужчин, замешанных в гомосексуализме, к гневу жителей его района. Эти двое были изгнаны из своей общины — обычное наказание за проституцию, которая стала достаточно заметной, чтобы беспокоить соседей. Содомиты, с другой стороны, не были наказаны.

Если оставить в стороне проблему содомии, которая интерпретировалась как проституция, но мало наказывалась и почти не уважалась, в ближневосточной литературе есть много выражений мужского восхищения мужчинами и, в частности, мальчиками. В последнем случае следует отметить, что мальчики в возрасте 7 лет считались в османском обществе достаточно взрослыми, чтобы покинуть гарем, чтобы пойти в школу или стать подмастерьем или, по крайней мере среди бедняков, работать. Те молодые люди, которые были «безбородыми, гладкощекими, красивыми и покладистыми», привлекали внимание мужчин постарше, имевших более высокое положение, больше денег, власти и т. д. плечи, даже поцелуи, но без явного сексуального компонента. Это влечение продлится до полового созревания, когда у мальчика начнут расти волосы на лице, другими словами, он станет мужчиной.

Пока длились отношения, пожилой мужчина должен был тосковать по своей юной возлюбленной, осыпать его дорогой одеждой и даже купить ему дом и другие подарки. Возлюбленный, напротив, вел себя капризно, применяя различные методы, чтобы разрушить чувства любовника и заставить его сомневаться в продолжении отношений и их конечном исходе.

На духовном уровне

В то время как османские стихи можно интерпретировать как относящиеся к реальным людям, строки также относятся к возвышенному. Возлюбленным был Бог, а любящим был человек, который пытался достичь единства с Богом. «Османы [как и европейцы] унаследовали давнюю традицию одухотворения любви. То есть… что общепризнано направление мысли, заключающееся в том, что сексуальные желания или влечения являются физическим проявлением стремления души вернуться к божественному единству, от которого она была отделена рождением в этом материальном мире».

[Уолтер Г. Эндрюс и Мехмет Калпаклы, «Эпоха возлюбленных»]

Это мнение связано с мнением членов суфийских или мистических орденов, в которые входили многие из самых влиятельных людей в османском правительстве и, возможно, сам султан. Некоторые из суфиев даже организовывали так называемые «сема», во время которых они садились в круг и концентрировались на красивых юношах в центре, концентрируясь до такой степени на том, что они воспринимали как красоту, что могли впасть в уныние. транс. Поскольку эти церемонии часто длились всю ночь, люди, выступавшие против этих мистических орденов, поспешили обвинить участников в содомии. Уже в 9эти церемонии сема проводились, а два века спустя они были осуждены ортодоксальными консерваторами как доказательство того, что суфии занимались ересью. Реформистское движение 17-го века в Османской империи осудило это наблюдение за мальчиками как ересь и приравняло его к содомии, хотя самого физического акта не было.

Что мало изучено, так это вопрос ношения мужчинами женской одежды. Известные как «зенне», эти люди были в центре внимания общественности, но, похоже, практически не подвергались критике. В миниатюрных изображениях празднеств мы видим танцоров-мужчин – женщинам было бы невозможно выступать на публике. А в традиционных карагёзских пьесах одним из персонажей является зенне.

Только в 19 веке, когда возросло воздействие западноевропейских идей, гомосексуальность, или, скорее, открытое влечение пожилого мужчины к младшему среди османов, стало отходить в тень. Невежество Запада в отношении османской культуры привело к появлению множества придуманных историй о том, что происходило в обществе; зловещие и причудливые истории были придуманы, чтобы шокировать и развлечь западных читателей. Рассказы, подобные рассказу о женщинах в императорском гареме, переодевающихся в мужскую одежду, чтобы возбудить сексуальный аппетит султана, были обычным явлением.

Роль женщин в Османской империи

3017 Words13 Pages

Какова была роль женщин в Османской империи и способствовали ли иностранные женщины распаду Османской империи? Вступление Османская империя была огромной империей, которая правила долгое время. Осман I основал Османскую империю в конце 1200 года. Османская империя была одной из самых огромных, самых победоносных и самых продолжительных империй. Для Османской империи было много борьбы и препятствий, но победить их было трудно. Были потрясающие султаны со многими женами, которые вдохновляли и помогали в успехе Османской империи, но также и в ее крахе. Ни в одной другой империи женщины не были столь свободны и неконтролируемы, как в Османской империи. Многие женщины злоупотребляли своим положением и были причиной падения Османской империи. Женщины …показать больше содержания…
Женщины в гареме были известны как самые красивые женщины во всей Османской империи, и их часто дарили гарему лидеры и главы государства. В гареме было много женщин, но это были жены, родственницы или служанки. Также сыну султана разрешалось жить в гареме до 16 лет. Мужчинам не разрешалось находиться в гареме, что вызывало у всех, особенно на западе, крайнее любопытство. Определение слова «гарем» на арабском языке означает «запретный», что относится ко многим правилам, установленным исламом. Согласно Корану, мусульмане должны были соблюдать множество правил и обязательств. Если бы эти правила не соблюдались и делалось что-то запрещенное, то это называлось бы гаремом. В гарем Османской империи мужчинам вход был запрещен, и там жили только женщины. Однако мужчины с большим количеством денег могли обеспечить отдельную долю для женщин. Благодаря этому люди, которые не могли попасть внутрь, были очарованы гаремом. Тем не менее, с годами в гарем стало попадать больше иностранок. Через 500 лет иностранок было больше, чем турецких женщин. Причина, по которой в гарем стало приходить больше иностранок, заключалась в том, что у них не было много связей, они не усложняли жизнь и были красивы. В то время как у турецких женщин было …показать больше контента…
Захваченные женщины были очень молоды, великолепны и девственны. Их будут разбрасывать, пока они не прибудут в Стамбул и в гарем османского султана. В гареме женщин инструктировали, как вести себя перед тем, как попасть в постель султана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *