Мужской пещерный монастырь святителя николая в крыму: Монастыри и Храмы Крыма | Паломничество и отдых в Крыму

Монастыри и Храмы Крыма | Паломничество и отдых в Крыму

Севастополь

Этот старинный храм сохранился со времен генуэзского владычества. Споры о дате его постройки ведутся до сих пор. В 1861 г. под слоем штукатурки была найдена каменная плита с надписью: «1357 в день сентября, начата эта постройка во время управления…

Севастополь

На Ласпинском перевале – самой высокой точке шоссе Севастополь-Ялта, на мощной скале, носящей имя известного писателя и инженера-путейца Н. Гарина-Михайловского (его изыскания положены в основу проекта этой трассы), устроена смотровая площадка,…

Севастополь

В 890 г. греческие моряки были чудесным образом спасены от неминуемой гибели св. великомучеником Георгием. Когда по его молитве утихла морская буря, греки, видевшие его молящимся на скале, основали небольшой монастырь В XIX веке — это базовый.

..

Севастополь

19 января 1995 г. на Сапун-горе был заложен храм-часовня в память воинов, погибших во время Второй обороны Севастополя 1941-1942 гг. и при освобождении города в 1944 г. Новый храм освятили 7 апреля 1995 г. во имя святого великомученика Георгия…

Севастополь

В Крымскую войну 1854-55 гг. за 11 месяцев осады Севастополя русские войска потеряли 83 с половиной тыс. человек. В честь защитников города на народные пожертвования на Братском кладбище выстроили храм Святителя Николая Чудотворца (архитектор А.А…

Бахчисарайский район

В обрыве скалы Чилтеркая находится еще один пещерный монастырь – Чилтер-Мармара. «Чилтер» (Челтер) переводится с тюркского как «решетка». Деревянные лестнички и галереи, соединявшие в древности пещерные помещения, напоминали ажурную решетку, отсюда…

Бахчисарайский район

В долине реки Бельбек стоит Сюйреньская крепость.

От неё сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведённые примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь. Она была расписана фресками, от которых…

Бахчисарай

Храм Феодоровской Божьей Матери был построен в 1913 г. в честь образа, которым благословляли на царство первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. Впоследствии по традиции иностранные принцессы, которых брали в жены русские императоры и…

Евпатория

На евпаторийской набережной, рядом с причалом яхт-клуба, стоит Свято-Ильинская церковь – памятник архитектуры. Формы ее строги, сдержанны и благородны. Храм был построен в 1911-1918 гг. городским архитектором А.Л. Генрихом для греческой общины. Его…

Евпатория

На расстоянии 20 км от Сак расположен город Евпатория. Это древний город, его возраст 2500 лет. В конце VI в. до н.э. на месте таврских поселений на берегу Каламитского залива греки построили город Керкинитиду, который стал со временем крупным.

..

Мужской монастырь преподобного Саввы Освященного, село Терновка / Монастырский вестник

Епархия:

Симферопольская

Адрес:

Россия, Крым, г.Севастополь, Балаклавский район, с.Терновка, урочище Чилтер-Мармара

Смотреть на карте

Телефон:

+7(978) 011 15 38

+7(978) 929 75 58

E-mail:

дата восстановления:

2007


История

Пещерный монастырь Челтер-Мармара , освященный в честь преподобного Саввы Освященного , расположен в 1,5 км к северо-западу от села Терновка в обрыве скалы Челтер-Кая, возвышающейся над долинами Кара-Коба и Шули. Монастырь  находится на высоте около 400 м над уровнем моря.

Предполагается, что возник он около VIII – IX вв. вблизи древнего поселения Мармара, существовавшего в долине Кара-Коба до XVIII в., благодаря трудам монахов бежавших из Византии в период иконоборчества. Около 50 пещерных помещений, вырубленных в скале, расположены в 5 ярусов высотой около 40 м. Жизнь в древней обители прекратилась в конце XV в. после падения княжества Феодоро под напором османских захватчиков.

В 2007 году здесь была восстановлена монашеская жизнь.

Читать подробнее

Данный монастырь является одним из самых крупных пещерных монастырей Крыма. В пещерном комплексе монастыря расположены три скальные церкви, относящиеся ко временам древности. Основная из них представляет собой уникальную пространную пещеру с естественными колоннами. На сегодняшний день это действующий пещерный храм монастыря в честь преподобного Саввы Освященного, в котором регулярно по воскресным дням и великим праздникам совершаются службы. Другой пещерный храм находится рядом в среднем ярусе скального комплекса и освящен в честь святителя Николая чудотворца, он значительно меньше по размерам, но очень уютен. Здесь в основном служатся молебны, литургия служится только по особенным дням или праздникам. Третий храм посвящен Богородице, но до наших дней сохранилось только его часть.

Скальный комплекс просто усеян множеством гротов и небольших пещерок, в которых расположены келии монахов и различные монастырские помещения. В недавнее время археологами была найдена узкая пещера протяженностью 150 метров. Возможно в древности она служила потаенным проходом, ведущим на верхнее плато горы Челтер-Кая. С плато и верхнего яруса монастыря открывается живописная горная природа.

Наместник

Каллиник, епископ Бахчисарайский, викарий Симферопольской епархии

подробнее


Праздники и чтимые даты

5 / 18 Декабря

День памяти преподобного Саввы Освященного

Показать ещё

6 / 19 Декабря

Преставление святителя Николая Чудотворца

9 / 22 мая

Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца

Святыни и святые источники

Икона святителя Саввы Сербского.

Показать ещё

Частица мощей преподобного Саввы Освященного.


Храмы и Богослужения

Пещерный храм в честь преподобного Саввы Освященного

Пещерный храм в честь святителя Николая Чудотворца


Богослужение в монастыре


По: вск.

, праздники

время

богослужение

примечание

9 : 0

Часы. Божественная литургия


фотогалерея


Публикации

Иеромонах Антоний (Моквиц)

Важно, чтобы оставались такие места, где душа человека соприкасается с древностью

/Интервью

Иеромонах Антоний (Моквиц)

Важно, чтобы оставались такие места, где душа человека соприкасается с древностью

/Интервью

Все публикации

Возврат к списку

Тайны и легенды пещерного монастыря в Чернигове

Первые пещеры в северо-центральном украинском городе Чернигове, столице Чернигово-Северского царства, были вырыты монахами Руси еще на заре христианства в Украине , в 11 в.

 

Археологи надеются, что за 15 изученными пещерами последуют другие, особенно пещеры-крепости. Однако, сколько бы ни было открыто пещер, самыми известными были и останутся Антониевские Троицко-Св. Ильинский монастырь, который сейчас входит в состав Черниговского национального архитектурно-исторического парка «Древний Чернигов».

Кстати, за последнее десятилетие официальные представители Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) неоднократно выражали желание взять Антониевские пещеры под свою опеку (видимо, с целью создания чего-то похожего на Киевский монастырь). из пещер). Однако вопрос до сих пор остается нерешенным, так как этот памятник включен в список культовых сооружений, которые не подлежат передаче религиозным общинам.

Представление о том, что жизнь в пещерах связана только с нашими далекими необразованными предками, не совсем верно, особенно в свете сравнительно недавних исторических событий начала ХХ века.

Иеромонах Троицкого монастыря Алипий (в миру Александр Яковенко) был выдающимся человеком, сочетавшим в себе сильный организаторский дар, смелый характер, достоинство и абсолютное неприятие советской власти.

Эти качества превратили продавца Яковенко в самоканонизированного иеромонаха Алипия. Позже он был осужден за свои убеждения. Затем он ушел в подполье и в результате стал верен нацистскому режиму. Только его случайная гибель от немецкого снаряда в 1943-й спас его от еще одного советского приговора, который, скорее всего, был бы более суровым.

Если бы этот человек не стал основателем последней подземной обители в истории черниговского пещерного строительства, его имя, скорее всего, было бы затеряно во времени, как это произошло со многими не менее выдающимися личностями. Сегодня монастырь носит его имя.
Весной 1918 года некоторые жители Чернигова знали, что группа людей во главе с иеромонахом Алипием копала пещеру у ограды Троицкой церкви. Ильинский монастырь, в глубоком заросшем овраге, вне поля зрения, иначе делать это было опасно во время революции. Это был нелегкий период для церкви: раскол начал развиваться даже среди монахов. Поэтому необходимо было принять меры по укреплению авторитета православия.

Эти стремления проявлялись в крайних формах религиозной аскезы, в том числе в пещерном монашестве.

Известно, что большую часть рабочей силы, участвовавшей в раскопках пещеры, составляли монахи, монахини, а также сочувствующие горожане, в том числе даже христиане-евангелисты. По свидетельствам (в 1975 г.) очевидцев этих событий, большие подземные камеры копались необычным способом, без каких-либо приспособлений и инструментов, кроме обычных лопат, кирок и мешков для перевозки земли.

В первую очередь прорыли наклонную галерею до уровня верха свода, а потом прорыли вниз. Это позволило им построить подземную пещеру любой высоты без использования лестниц и строительных лесов.

Комплекс пещер (сложный лабиринт в форме восьмерки), построенный Алипием, был богато украшен яркой настенной росписью, глиняной резьбой на стенах и сводах, иконописными композициями. Убранство было сделано самим Алипием, двумя молодыми монахинями и монахом, который также писал иконы. В центре вновь построенного комплекса, разрушенного после войны в результате деятельности юных кладоискателей, стояла часовня. Новый монастырь был освящен в 1919 году., но вскоре прекратил свое существование. Судьба его неуемного основателя тоже сложилась трагично. Немецкий снаряд попал прямо в близлежащую церковь, а священник Алипий и его прихожане находились внутри.

Претерпев многочисленные бедствия, Пещеры Алипии в настоящее время находятся в очень плохом состоянии.

Грустные времена в Чернигове


Бывший митрополит Московский Тихон (Василий Беллавин), избранный патриархом Православной Церкви в 1917 году, не принес покоя душам и умам своих взволнованных революцией соотечественников. Он занял позицию абсолютного неприятия существующей власти. Противостояние церкви и советской власти вскоре достигло апогея. В 1923 Тихон был низведен до положения мирянина во время Второго Всероссийского Всероссийского Собора. С открытым сопротивлением удалось справиться, но мира это не принесло. Противостояние двух идеологий, христианской и коммунистической, трагическим образом сказалось не только на жизни людей, но и на памятниках духовной культуры.

Эта горькая чаша не миновала Черниговскую Троицкую. Или Ильинский монастырь. В 1920 году он был закрыт, а на его месте была создана Троицкая соборная община. Протоиереем был назначен иеромонах Смарад (Самсон Чернецкий). Он строго придерживался точки зрения Тихона.

Новообразованную общину активно поддерживал известный тогда черносотенный публицист (автор литературной фальшивки «Протоколы сионских мудрецов») Сергей Нилус, живший в Чернигове с 1925 по 1927 год. активист местной религиозной общины «Тихоновцы», поддержал преследуемых священников, привлек на свою сторону черниговского епископа Пархомия и одиозного Алипия (позднее арестованного). Троицкий собор был закрыт в 1929 году.

В то смутное время Лука Проскура, занимавший должность псаломщика, стал «духовником черниговских монахов». Канонизирован как святой Лаврентий в 19 в.50-е годы. Его имя связано с одной из малоизвестных пещер, случайно обнаруженной в 1970 году. Пещеру назвали «Западной» (из-за ее расположения к западу от пещер Антония). Вероятно, он был религиозным центром тайной монашеской общины после закрытия Троицкого собора и просуществовал до окончания войны.

Пещера находится в урочище Малиевская впадина (85 м южнее ограды Троицкого монастыря). Высота входа около 2 метров, галереи без опор. Подземная церковь площадью 30 квадратных метров имеет высоту 7 метров. Келья самого Лаврентия, вероятно, тоже находится в пещере.

Общая длина исследованных туннелей в западной пещере составляет 40 метров. Однако размеры памятника, несомненно, гораздо больше, на что указывают многочисленные завалы. За последнее десятилетие в этом районе были обнаружены еще две пещеры: «Пещера в форме [украинской] буквы?» и «Грот». Они также датируются первой половиной прошлого века. 1300-летняя история Чернигова неразрывно связана с пещерными монастырями и их выдающимися обитателями. Археологи, архитекторы, краеведы и художники убеждены, что без пещер невозможно понять и прочувствовать этот древний город.

Первый пещерный монастырь


«Троицко-Ильинский монастырь, место жительства черниговских архиепископов, расположен на Болдинских горах и на первый взгляд напоминает Киево-Печерский монастырь», — писал об одном из древнейших монастырей Руси более ста лет назад.

Однажды ночью 1069 года в Чернигов приехал известный и уважаемый на всей Руси монах. Преподобный Антоний, «отец монашества на Руси», уроженец села Любеч близ Чернигова, покинул столицу не по своей воле, а спасаясь от гнева великого князя киевского Изяслава Ярославича. Ибо Антоний посмел быть не на стороне князя, а на стороне киевлян во время восстания в этом городе.

Великий князь Черниговский Святослав Ярославич активно поддержал идею Антония об основании под Черниговом пещерного Богородицкого монастыря.

Монастырь не должен был уступать Киево-Печерскому монастырю, так как Чернигов в то время сильно конкурировал с Киевом во всех сферах развития. Поэтому он находился и за городскими стенами в овеянном легендами урочище. Ущелье, выбранное Антонием для пещер, вело к святому урочищу, где, по преданию, крестились черниговцы, и примыкало к массивному языческому кургану. Это было место, почитаемое с древних времен.

Черниговские пещеры с научной точки зрения представляют собой рукотворные подземные сооружения, выкопанные в разное время в толще правого главного берега реки Десны. Они тянутся более чем на 4 километра к юго-западу от городища Детинец, на холмах, разделенных глубокими оврагами с крутыми склонами, покрытыми густой растительностью с преобладанием дубов. Это остатки древних лесов, от которых и произошло название местности — Болдынские горы («жирный» на древнерусинском означает «дуб»).

Построенный по образцу древних православных монастырей (Антоний какое-то время жил на Афоне), монастырь был подземным городом. Пещеры Антония, как они известны сейчас, являются лишь частью пещерного комплекса. Можно с уверенностью сказать, что сегодня в этой местности известно семь подземных пещер периода Древней Руси, и, несомненно, их было гораздо больше.

Недавние исследования показывают, что представление о том, что пещеры представляли собой длинные запутанные лабиринты, было ошибочным. Теперь ясно, что конструкция подземных построек была рациональной, а монастырь имел и наземные постройки. Церковь Святого Ильи — единственное сохранившееся здание. Это единственная древняя русинская бесстолпная церковь с крестообразным куполом. Недавно на территории монастыря были обнаружены следы древнего кирпичного производства, свидетельствующие о том, что не все наземные постройки были деревянными.

В 1072 году (после трех лет пребывания в Чернигове) Антоний вернулся в Киев, а основанный им монастырь продолжал развиваться. К сожалению, сведений о земельных владениях Богородицкого монастыря в домонгольский период нет. Однако можно предположить, что часть деревень, принадлежавших ему в XVII и XVIII вв., была его собственностью и в раннее средневековье.

Темные века и Возрождение


18 октября 1239 года войско хана Батыя захватило Чернигов и разрушило его. Летописи не сообщают подробностей. Однако очевидно, что монастырь находился в упадке, хотя тот факт, что Ильинская церковь сохранилась до сих пор, опровергает мысль о его полном разрушении. Археологические данные свидетельствуют о том, что в 13-15 веках здесь еще теплилась жизнь. Отсутствие каких-либо письменных свидетельств до 1649 г., когда монастырь возродился, не доказывает, что он находился в запустении 400 лет. Скорее это указание на вражеские набеги и пожары, которым подверглась Черниговщина, при которых обычно уничтожались рукописи.

Начало Ренессанса в Украине в начале XVII века было и началом новой жизни Черниговского монастыря. После освобождения города от польского владычества в 1649 году старинная обитель была возрождена благодаря стараниям старшего сотника Черниговского казачьего полка Степана Подобайло. и иеромонах Зосима Тышевич. С тех пор он носит название Святого Ильи. В ходе археологических раскопок последнего десятилетия были обнаружены и изучены так называемые «антоновские» пещеры. Вероятно, они были выкопаны в 17 веке.

В расширении монастырских владений участвовали сильные мира сего, московский король Алексей Михайлович и гетман Иван Скоропадский. В 18 веке его хозяйство насчитывало 9024 крепостных обоего пола. Монастырю также принадлежали 26 рощ, 16 озер, 30 мельниц, 31 предприятие по производству стекла, бумаги, металла и продуктов питания.

Все это позволило построить и освятить большой и очень величественный Троицкий собор в Чернигове в 1695 году. Переехав в новые благоустроенные кельи, монахи на некоторое время забыли о пещерах. Однако они не были забыты навсегда, как показывают дальнейшие события.

В то время здесь жили только фанатичные отшельники. Церковное начальство планировало превратить пещеры в центр религиозного паломничества, особый религиозный музей, так как чудотворная икона Ильинской Божией Матери уже славилась своими чудесами. Сами пещеры были освящены именем преподобного Антония: в них входила так называемая «Антониева келья». В довершение всего монастырь породил легенду о монахах-мучениках, убитых монголо-татарами в трагическом для Чернигова 1239 году. Легенда гласит, что их кости хранились в открытой гробнице при храме Николая Чудотворца.

Согласно письменным источникам, пещеры использовались также для лечения «бесноватых» людей; то есть они успешно использовались как сумасшедший дом, так как исцеление тишиной и тьмой практиковалось долгое время.

Более века длилась реконструкция пещер у Ильинской церкви: неиспользуемые старые монастырские пещеры были уничтожены, а подземные церкви и часовни были «облачены» в кирпичную кладку. Антониевские пещеры обрели свой окончательный вид в конце XIX в.век. А в конце ХХ века к ним добавился нижний уровень пещер, ранее отделявшийся от основного комплекса, и древняя русинская часовня-«кладбище», где хранились черепа и кости умерших монахов. Это была очень редкая ситуация, ввиду того, что монашеский обряд погребения на Афоне так и не прижился на Руси. Обряд практиковался только в двух пещерных монастырях: в Киеве и Чернигове.

О грандиозности и уникальности Антониевых пещер говорят и размеры подземных сооружений. Например, параметры церкви Святого Антония Печерского («Печерского») составляют 11,7 ? 4 метра, а высота церкви Феодосия Тотемского 8,4 метра, что почти равно высоте 3-х этажного дома.

Призраки Антониевых пещер


Сначала трудно поверить в это явление. Однако есть факты, которые нельзя сбрасывать со счетов как продукт воображения, как бы нам этого ни хотелось.
Информация о паранормальных явлениях в пещерах интересовала не одно поколение исследователей из разных городов Украины и даже зарубежья. «Чудеса впервые наблюдались более тридцати лет назад, когда мы, сотрудники городской спелеологической секции, приступили к изучению этого уникального подземного памятника, — говорит Владимир Руденок, профессиональный археолог с многолетним опытом индивидуальных раскопок, начальник Пещерного отдела. Черниговского архитектурно-исторического национального парка «Древний Чернигов».

«Еще на начальных этапах работы мы с коллегами стали замечать какие-то загадочные явления, — отмечает Руденок. «Иногда мы могли слышать звук в абсолютной тишине или чувствовать запах ладана. В другой раз у нас было ощущение, что кто-то стоит и дышит прямо за нашей спиной (это ощущение было самым труднообъяснимым). Его нельзя было объяснить страхом, поскольку все мы уже имели солидный опыт работы не только в Антониевых пещерах, но и в многокилометровых запутанных лабиринтах Западной Украины и Крыма, поэтому мы искали земное объяснение этим странным явлениям, не оставляя без внимания даже возможное существование какая-то религиозная пещерная секта, ибо, несмотря на запрет властей, традиция религиозного пещерного проживания еще жива в Чернигове еще в XIX в. 50-х годов, что было на 20 лет раньше.

«Однако то, что произошло 7 февраля 1970 года, заставило меня изменить свое отношение к этим явлениям. В то время мы работали на нижнем уровне комплекса. Мы копали при свете свечи и фонаря, так как наружная дверь была заперта и там В пещерах не было электричества. Когда погас свет, я пошел за дополнительными свечами, которые хранил за алтарем церкви Николая Святоши. Идя в абсолютной темноте, я увидел нечто невозможное: человека стояли возле камеры Антония в длинных темных одеждах. Я подумал, что это галлюцинация, и нервничал. Однако я поспешил принести свечи. К моему великому удивлению, их не было на своем обычном месте… Пришлось вернуться в абсолютном опять тьма. На обратном пути я снова увидел того же человека в том же месте. Все было очень реально, кроме одного: в абсолютной темноте нельзя было никого разглядеть.0003

«Моя более поздняя служебная должность позволила мне проанализировать поведение посетителей пещер. В результате длительных наблюдений я убедился, что на людей действуют какие-то неведомые силы в пещерах: у кого-то возбуждение вдруг сменилось депрессией, у кого-то у кого-то наоборот, у кого-то болела голова, у кого-то облегчались боли в сердце.

«Помню неудачную попытку с помощью электро-магнитных приборов найти неизвестные пещеры рядом с уже изученными. Профессионалы установили зонды и проложили кабели по всему комплексу и прощупали каждый сантиметр стен, полов и сводов. Они обнаружили там ряд аномалий. Наиболее выраженная из них обнаружена в галерее, ведущей от церкви Николая Святоши вглубь горы. По прогнозам экспертов, он должен был быть полым. Мы с нетерпением ждали успеха и нового открытия. Однако лабораторный анализ результатов разочаровал: он показал, что научного объяснения этим результатам нет… Пришлось довольствоваться гипотезой о наличии мощной аномалии в той части Болдынских гор, где святой Антоний установил монастырь. И это кажется логичным, ведь в старину для монастырей и церквей выбирали места с особо сильными энергетическими полями, где люди ощущали бы действие необъяснимых природных факторов.

«Я сделал все, что было в моих силах, чтобы еще раз привлечь специалистов разных областей науки (в том числе геофизиков из Днепропетровска) для решения задачи и получения результата. Все исследователи сошлись во мнении, что Антониевские пещеры воздействовали на людей и что сильнее всего она была в церкви Николая Святоши (до принятия монашеского пострига он был царем Святославом Луцким, сыном царя Давида Черниговского, прах которого хранится в Киево-Печерском монастыре).0003

«Чудеса не прекратились после исследования. Например, несколько сотрудников музея видели фигуру над одной из надгробий в галерее возле церкви Николая Святоши. После ее исчезновения они все еще могли видеть газовое свечение для довольно давно.

«Самые интересные для меня события произошли летом 1995 года, когда на территории музея велись археологические работы и было много сотрудников, студентов-историков и любопытных посетителей. Когда я пришел на работу, все они стояли у входа в пещеру, увлеченно обсуждая последние новости о бродящем по галереям монахе. Он так и не вышел, хотя почти все его видели. Мы провели обыск пещеры, но все тщетно. В том же году, 16 и 23 августа, около 15 час. у церкви Николая Святоши в слепоте образовался густой туман, в котором была видна фигура монаха, иногда с бородатым лицом, иногда виднелись другие фигуры. Видение держалось около полутора часов. Многие люди наблюдали это; художник Владимир Зинченко даже зарисовал его, а другие пытались его сфотографировать. Он исчез, оставив светящийся газообразный след.

Какой вывод мы можем сделать из этого? Не так далеко. Мы можем только надеяться, что однажды загадка пещер Антония будет решена.
Чернигов- февраль 2003

Община святой мученицы великой княгини Елизаветы

В минувшие выходные мы очень успешно провели Конференцию Сурожской епархии. Все участники были едины в своем энтузиазме по поводу вдохновляющих бесед и трогательных и духовных богослужений. Поэтому было бы легко продолжить оптимистическую ноту колонки прошлой недели.

Но православная жизнь в мире не всегда так радостна, и страдания не за горами.

Наши собратья-православные христиане на Ближнем Востоке постоянно подвергаются оскорблениям, начиная от прямых преследований и заканчивая дискриминацией всех видов. Иногда это происходит из исламских государств, таких как Египет, Ирак и Иран, но это также может происходить в так называемых демократиях, таких как Турция или Израиль. В лучшем случае это может означать, что православные и другие христиане просто эмигрируют, а не остаются там, где к ним относятся как к гражданам второго сорта. С каждым годом христианское присутствие в древних и первоначальных Патриархатах нашей Церкви все больше сокращается.

22 апреля с.г. православный митрополит Алеппский Павел был похищен вместе с другим епископом, а дьякон, который их вез, убит. Это было сделано одной из группировок, воюющих против сирийского правительства, и поэтому плохо освещалось в наших западных СМИ. На самом деле Би-би-си ошибочно заявила недавно, что епископы были освобождены. На самом деле их все еще держат — если они вообще еще живы — вероятно, где-то на юге Турции. Кажется, что для наших лидеров важнее защитить фракцию, ответственную за это безобразие, от критики, чем помочь добиться освобождения жертв.

13 мая очередная группа боевиков «оппозиции» напала на древний православный монастырь Святого пророка Ильи, недалеко от ливанской границы. Башня церкви была взорвана, а сама церковь ужасно осквернена. Этому монастырю удалось просуществовать до прошлого месяца 1500 лет.

Почти каждую неделю сообщается о новых бесчинствах, и многие православные погибли.

Одна вещь, которую мы можем начать делать немедленно, это молиться за наших православных братьев и сестер на Святой Земле и в соседних странах, особенно в раздираемой войной Сирии.

На Святой Литургии, по завершении Великого Входа, служащий священник молится за нас, присутствующих, и за «всех православных христиан». Мы все должны помнить в то время о Святом Антиохийском Патриархате, всегда столь близком к Русской Православной Церкви, которая сейчас испытывает настоящие гонения.

На этой неделе мы празднуем праздник Середины Пятидесятницы, в среду, которая ровно посередине между Святой Пасхой и Неделей Святой Троицы, спустя пятьдесят дней. Этот пятидесятидневный период действительно является одним долгим праздником радости, когда мы вспоминаем Воскресение Христово, ожидая Дня Сошествия Святого Духа.

В середине Пятидесятницы слова службы подчеркивают роль Спасителя как «Премудрости, Слова и Силы Божией», и поэтому именно в этот день Великая Церковь Святой Премудрости (Агия София) в Константинополе и другие церкви того же посвящения соблюдали свой праздник.

За пределами Санкт-Петербурга в городе Кронштадт, на острове Котлин, стоит огромная церковь, построенная по образцу Святой Софии, которую путеводители часто ошибочно называют «Святой Софией». Его фундамент был заложен великим святителем Иоанном Кронштадтским в 19 г.02, в присутствии Царя-мученика Николая, а строительство было завершено в 1913 году.

После использования в различных светских целях в коммунистический период собор был возвращен церкви в 2005 году под своим первоначальным и собственным именем — «Николаевский военно-морской собор Балтийского флота».

В настоящее время все работы по реставрации здания с его изысканным внутренним убранством завершены, и во вторник, то есть накануне праздника Пятидесятницы, был совершен чин торжественного освящения Святейшими Патриархами Московским и Московским Кириллом. Всея Руси и Феофила III Иерусалимского, находящегося в настоящее время в России. Патриарх Иерусалимский выразил восхищение духовным великолепием сцены как внутри, так и снаружи храма. Вся площадь перед собором была заполнена военно-морскими участниками.

Это был радостный и важный признак возрождения церковной жизни во второй столице России. Когда этот писатель посетил Кронштадт в конце 1990-х годов, там была всего одна крохотная церковь, а на месте алтаря, где служил святитель Иоанн Кронштадтский, еще стоял памятник Ленину. Морской собор по-прежнему оставался концертным залом, и никто не мечтал, что он когда-нибудь снова будет использоваться для богослужений.

Теперь все изменилось, и во вторник в присутствии супруги премьер-министра госпожи Светланы Медведевой, командующих Балтийским, Тихоокеанским, Черноморским и Каспийским флотами и бесчисленного множества курсантов морской пехоты четырех флотов состоялось окончательное посвящение место. Собор станет памятником всем погибшим русским морякам.

Подобные события никогда не освещаются на наших телеканалах, как и не упоминаются наши праздники, но зачастую именно такие «скрытые» новости должны вселять радость и надежду в сердца православных христиан.

18 марта

Третье воскресенье Великого поста именуется Поклонением Честному и Животворящему Кресту Господню.

«Церемонии сходны с праздниками Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) и Крестного хода (1/14 августа). Торжественное поклонение Кресту в это третье воскресенье Великого поста подготавливает нас к воспоминанию Распятия, которое вскоре последует в Великую Пятницу, и в то же время напоминает нам, что весь Великий пост есть время, когда мы распинаемся со Христом: как сказано в Синаксаре: «Через сорок день постимся, и мы как бы распяты, умирая для страстей».

[Митрополит Каллист]

Во время поклонения Кресту и в иные времена во время богослужений в этот день поем медленно и торжественно следующий стих: .

4 марта — Неделя Православия

ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА называется Неделей Православия. Это потому, что он празднует вторую и последнюю реставрацию икон в наших храмах в 843 году, после поражения иконоборцев, которые много лет запрещали их почитание. В это воскресенье состоялся большой крестный ход во главе с императором и его матерью святой Феодорой, которые несли иконы через Константинополь. До этого события воскресенье посвящалось Моисею и пророкам, о которых до сих пор вспоминают в некоторых стихирах того дня. Во многих крупных храмах после Литургии совершается «Чин Православия», в котором поименно чтятся не только пострадавшие за Святые Иконы, но и все, кто отстаивал истину на первых семи соборах и на протяжении всей истории. Церкви. Кроме того, шестьдесят анафем произносятся против выдающихся еретиков прошлых веков.

4 февраля — СВЯТЫМ НОВОМУЧЕНИЦАМ И ИСПОВЕДНИКАМ РОССИЙСКИМ

В субботу, 4 февраля, мы будем праздновать наш второй престольный праздник, который всегда приходится на выходные, ближайшие ко дню мученичества святого Владимира, митрополита Киевского ( 25 января/7 февраля 1918 г. ), первый из Новомучеников Российских.

На этом сайте вы можете найти чудесное собрание полных житий многих наиболее известных Новомучеников (из Русской Православной Церкви Св. Николая близ Далласа, Техас), но с каждым годом в нашу Русскую Церковь пополняется все больше и больше имен мучеников. Календарь как исследование дает свежие подробности периода гонений. Имена не ограничиваются именами расстрелянных в 1930 с. Одна вдохновляющая фигура, епископ Ковровский Афанасий, скончался на свободе в 1962 году. Незадолго до этого он отметил в своем дневнике следующие резкие и ужасающие цифры: тогда я провел 33 месяца в своей епархии, 32 месяца на свободе, но не в состоянии выполнять свои обязанности, 76 месяцев в ссылке, 254 месяца в тюрьме или на каторге».

В этих нескольких строках суммированы причины, по которым мы должны собираться и праздновать память наших православных мучеников и должны испрашивать их молитв о нас во всех наших немощах и нуждах.

31 июля

В воскресенье 31 июля мы вспоминаем многих великих монашествующих святых, в том числе нашего Святого Отца Памбо, Отшельника Египетской пустыни в четвертом веке. Ни одно лишнее слово не слетало с его уст, и он никогда не отвечал на просьбу о духовном совете без предварительной молитвы и размышления в своем сердце. Однажды патриарх Александрийский Феофил был в гостях у близлежащих монахов, и они умоляли Памвона дать «слово» великому святителю. Он ответил: «Если мое молчание не поможет ему, то и мои слова не помогут».

7 августа

В этот день мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы Анны, Матери Богородицы. Она считалась настолько важной в византийские времена, что было установлено, что она и ее муж святой Иоаким всегда должны упоминаться в конце любой молитвы или благословения с упоминанием святых как «предки Бога». В этот же день в 1918 году были убиты великий князь Михаил Александрович, брат царя-мученика и кратковременный его преемник, вместе с его секретарем Николаем Джонсоном. Как можно догадаться по имени, последний был английского происхождения, и недавно в этой стране была написана его икона. Они скончались в Перми, недалеко от Алапаевска, где мученически приняла святая Елизавета.

31 июля

В воскресенье 31 июля мы вспоминаем многих великих монашествующих святых, в том числе нашего Святого Отца Памбо, Отшельника Египетской пустыни в четвертом веке. Ни одно лишнее слово не слетало с его уст, и он никогда не отвечал на просьбу о духовном совете без предварительной молитвы и размышления в своем сердце. Однажды патриарх Александрийский Феофил был в гостях у близлежащих монахов, и они умоляли Памвона дать «слово» великому святителю. Он ответил: «Если мое молчание не поможет ему, то и мои слова не помогут».

24 июля

Среди многих других святых, в том числе знаменитой Ольги, княгини Киевской и первой из всех святых Киевской Руси, следует упомянуть Сербских священномучеников, пострадавших в годы войны 1941-1945 гг. Многие сербские православные были замучены самым зверским образом в это время от рук хорватских фашистов-усташей, которые также были фанатичными католиками. Были убиты пять епископов и много беспомощных крестьян. Сегодня мы вспоминаем конкретно группу из двадцати восьми приходских священников по именам.

18 июля

В этом году мы будем хранить память Царственных Страстотерпцев Российских: Боговенчанного Царя-мученика Николая Александровича, Царицы Александры Федоровны и детей их, Цесаревича Алексея и Великих Княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасия. Они были зверски убиты в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге после полуночи 4/17 июля 1918 года. Их слуги также были расстреляны вместе с ними или вскоре после этого, всего десять человек, включая скромного повара и матроса Климента Нагорного. , ухаживавший за больным царевичем с раннего детства. В ту же ночь блаженная Мария Ивановна, дивеевская юродивая, стала кричать и кричать: «Штыками убивают княгинь!»

17 июля

Воскресенье 17 июля — фактически день мученической кончины Императорской Семьи (в 1918 году): Царя-Мученика Николая Александровича, его жены и детей. Наша святая, великая княгиня Елизавета и бывшие с ней, были убиты на следующий день (18 числа). Поскольку это наш главный праздник, мы меняем порядок и вспоминаем святую Елизавету в воскресенье, а Царственных мучеников в понедельник. Важно помнить, что царственные мученики были убиты не случайно («местными большевиками»), а в результате страшной и почти успешной попытки истребить весь Дом Романовых. В это же время в Перми был убит и брат царя, великий князь Михаил.

12 июля

Праздник святых апостолов Петра и Павла занимает в церковном году место лишь немногим ниже Двенадцати Великих праздников. Ему предшествует пост различной продолжительности, но в этом году он длится три недели. Праздник возник в Риме, где оба апостола были замучены и где во времена святого Константина Великого были возведены две огромные базилики. 29 июня (сейчас 12 июля по современному календарю) Литургия была совершена в соборе св. Петра, а на следующий день в соборе св. Павла «Вне стен». Эти два святых всегда упоминаются и празднуются вместе на наших православных службах.

3 июля

В воскресенье, 3 июля, мы следуем за русскими Святыми, вспоминая Всех Святых Британских островов (или, как сейчас предпочитают некоторые, «Островов»). Сюда входят все ранние кельтские святые Британии и Ирландии, как а также англо-саксонские святые, воссиявшие после миссии святых Григория и Августина. У многих из них, конечно же, есть свои отдельные праздники в течение года.

26 июня

В воскресенье 26 июня вспоминаем Всех Святых земли Российской. Этот праздник учрежден Поместным Собором Русской Православной Церкви в 19 г.18 (который восстановил Патриархат), чтобы следовать за Воскресеньем Всех Святых. Канон на утрени очень красив и представляет собой духовное путешествие по русской истории, упоминая многих святых по именам.

19 июня

Праздник Всех Святых всех веков и земель всегда отмечается в воскресенье после Пятидесятницы-Троицы — в этом году 19 июня. Это великий праздник, знаменующий окончание использования специальных служб Пятидесятницы. Это также второй праздник нашего собора в Лондоне, так как изначально это была англиканская приходская церковь All Saints Ennismore Gardens. Когда он стал православным, было добавлено главное освящение Успения Божией Матери, так как так называлась часовня русского посольства со времен императора Петра I.

Вознесение

Великий праздник Вознесения Господа нашего и Спасителя всегда празднуется в четверг, то есть ровно через сорок дней после Недели Воскресения, как ясно сказано в Евангелиях. В наши дни им широко пренебрегают православные христиане, хотя из праздников, происходящих в будние дни, его значение превосходит только Рождество и Крещение Господне, и о нем следует всегда помнить. По сути, это радостный праздник, ибо, как сказано в Кондаке дня, Христос на самом деле не ушел, но остается «неразлучно с нами». Более того, Он соединил «вещи на земле с небесами», то есть возвысил нашу человеческую природу до места одесную Отца. Наконец, Он сказал нам, что, если Он не вознесется к Отцу, Святой Дух не будет послан к нам в День Пятидесятницы.

Как это часто бывает, тропарь дня прекрасно выражает глубочайший смысл праздника:

Во славе вознесся еси, Христе Боже наш, возрадовавший учеников Твоих обетованием Святаго Духа; и они были заверены благословением, что Ты Сын Божий, Искупитель мира.

Страстная неделя

В этом году все богослужения в Великий Четверг, Пятницу и Субботу, а также в ночь на Пасху будут совершаться в часовне Сестричества.

К сожалению, многие православные в наши дни не знакомы с этими прекрасными и духовно возвышающими службами и иногда даже довольствуются посещением только пасхальной утрени в полночь субботы. Все православные должны хотя бы попытаться прийти на утреню Страстной пятницы (т.е. службу в четверг вечером) с ее двенадцатью евангельскими чтениями, повествующими о Страстях Господних, и на вечерню в пятницу днем, когда Плащаница (или Плащаница) ) вынесен на середину церкви.

Все эти богослужения содержатся в ПОСТНОЙ ТРИОДИ (в переводе митрополита Каллиста) с большим количеством прекрасного пояснительного материала. Те, кто не может присутствовать на богослужениях, должны хотя бы попытаться прочитать их дома по этой книге.

Еще один забытый день – утро Великой Субботы, когда в ранней Церкви крестили оглашенных. Это поистине чудесная и радостная Литургия, начинающаяся многими чтениями из Ветхого Завета. Он особенно подходит тем, чьи семейные обязанности не позволяют посещать ночные службы PASCHA.

Тем, у кого нет книг для консультации, можно порекомендовать следующие веб-сайты:

http://www.monachos.net/content/lent содержит много полезного материала, объясняющего духовное значение последней недели Триодион;

http://www.anastasis.org.uk/triodion.htm — это один из немногих сайтов, на котором есть все актуальные тексты служб онлайн.

1-я неделя Великого поста

Богослужения в первую неделю Великого поста красивы, духовны и продолжительны. Каждый день с понедельника по четверг на Великом повечерии поется часть Великого канона святого Андрея Критского. В среду и пятницу утром совершается торжественная и трогательная Литургия Преждеосвященных Даров. В субботу совершается память чуда великомученика Феодора (во время поста постоянно поминают первомучеников).

Здесь невозможно описать все эти услуги. Все, что можно сказать, это то, что православным христианам следует ознакомиться с прекрасными словами ТРИОДИ ПОСТНОЙ, в которой заключены особые службы Великого поста. Существует очень хороший английский перевод этой книги митрополита Каллиста (Уэра), который также содержит пояснительное введение и одно из лучших описаний истинного значения христианского поста, доступное на любом языке.

Кондак Великого Канона:

Душа моя, о душа моя, поднимись! Почему ты спишь? Конец близок, и скоро ты будешь в смятении. Смотри же, чтобы Христос, Бог твой, пощадил тебя, ибо Он везде присутствует и все наполняет.

Полный текст Великого канона для первой недели поста см. по ссылке: www.monachos.net/content/patristics/patristictexts/484

Воскресенье, 6 марта: Прощеное воскресенье

В воскресенье 6 марта мы будем соблюдать последнее воскресенье перед началом Великого поста. Прощеным оно называется не только потому, что Евангелие за Литургией предостерегает нас, что мы должны прощать друг друга, если ожидаем прощения Божия, но и потому, что позже в тот же день, на самой первой вечерне поста, мы кланяемся друг другу, прося взаимного прощение.

Есть еще одна тема этого воскресенья, наиболее подчеркнутая в гимнах Бдения, ì тема Падения человека из Рая, созданного для него Богом. Чтобы вернуть себе этот Рай, нам нужно духовно подвизаться в грядущем Посте.

Этот день также называют Сырным Воскресеньем, потому что это последний день, когда следует есть молочные продукты до Дня Воскресения.

Стихиры на вечерне в воскресенье вечером из Постной Триоди:

С радостью отправимся в пору поста и приготовимся к духовной битве. Очистим нашу душу и очистим нашу плоть; и как постимся от пищи, так воздержимся и от всякой страсти. Да пребудем с любовью и так сподобимся увидеть торжественные Страсти Христа Бога нашего и с великим духовным веселием созерцать Его Святую Пасху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *