Мы учимся – Классный час для учащихся 1-х классов «Зачем мы учимся?»

Классный час для учащихся 1-х классов «Зачем мы учимся?»

Классный час «Зачем мы учимся?»

для 1-х классов

Цель: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников.

Задачи :

— Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

— Формировать личностную мотивацию учебной деятельности;

Ход и содержание.

I. Вводная часть.

Вступительное слово педагога-психолога. Беседа.

Ребята, вы уже ученики первого класса.

Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься над таким важным вопросом, как «Зачем я учусь?» Вы каждый день ходите в школу, это вошло у вас в привычку, но не каждый из вас сможет ответить на этот вопрос.

Спросить детей.

  1. Всегда ли ты с желанием ходишь в школу?

  2. Легко ли тебе учиться в 6 (5) классе?

  3. Какие учебные предметы даются тебе легко?

  4. Какие учебные предметы даются тебе с трудом?

  5. Что нужно тебе для того, чтобы в будущем стать тем, кем хочешь?

Ребята, а что значит учиться?

(Заслушиваются ответы.)

Правильно говорят многие из вас, что учеба – это прежде всего труд. Ученикам необходимо умение слушать и запоминать, делать все точно и аккуратно, интересоваться окружающим, надо иметь привычку планировать свое время, чтобы все успевать.

Но для этого требуется от вас усидчивость, терпение и желание хорошо учиться.

Ребята, как вы считаете, для чего нужно учиться? Зачем нам нужны знания, если их так трудно получать?( Высказывания детей)

Дети говорят искренне, ответы разные (чтобы быть грамотным, чтобы быть богатым, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.).

— Молодцы, ребята, главное, что вы не лукавите и не хитрите

А какие пословицы об учении вы знаете?

  • Ученье и труд рядом живут.

  • Знание и мудрость украшают человека.

  • Ученье лучше богатства.

  • Рукой победишь одного, головой – тысячи.

  • Учение и труд всё перетрут.

  • Учиться никогда не поздно.

  • Тяжело в учение, легко в бою.

  • Азбука к мудрости ступенька.

  • Учёный водит, неучёный следом ходит.

  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

  • Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  • Грамоте учиться вперёд пригодится.

А сейчас поиграем в игру «Незаконченные предложения»

 Я буду зачитывать начало предложе­ния, а вы как можно быстрее придумайте к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто…

2. Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто…

3. Больше всего я люблю, когда учитель…

4. Больше всего я не люблю, когда учитель…

5. Больше всего мне школа нравится зато, что…

7. Мне радостно, когда в школе…

9. Я хотел бы, чтобы в школе…

10. Я не хотел бы, чтобы в школе…

19. Мне всегда интересно, когда на уроках…

20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…

21. Если нам не задают домашнего задания, я…

22. Если я не знаю, как решить задачу, я…

24. Я лучше понимаю, когда на уроке…

25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…

Есть такое изречение: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». Вы согласны?

Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

 

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

 

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Проверьте, правильно ли вы все расставили.

(Листочки с ответами педагог-психолог может собрать и обсудить результаты с родителями.)

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

В завершение нашего разговора, я раздам вам карточки с удивительными рожицами. Ваша задача: определить, какая из них отражает ваше отношение к учебе.


Эти карточки я сохраню до 11 класса, мы будем на них отмечать, как изменяется ваше отношение к учению с каждым годом.

А теперь обратите внимание на доску, прочитайте слова известного человека В.А.Сухомлинского и постарайтесь подумать над смыслом данного изречения.

Человек должен учиться, потому, что он человек.

В.А.Сухомлинский.

Подведём итог:

  • Не отвлекайтесь на уроках по пустякам и не отвлекайте других, так как услышанное и понятое на уроке во многом облегчит усвоение материала урока и подготовку домашнего задания.

  • Задавайте вопросы учителю, если вам что-то не понятно или если вы хотите получить дополнительную информацию; будьте “соучастником” учебного процесса.

  • Работая дома с информацией учебника, выделяйте главное, можно даже записывать на листочек то, что вы выделили. Эти знания прочнее закрепятся в памяти.

  • Готовьтесь ко всем предметам, Почувствуйте, насколько комфортно и спокойно будет вам на уроках. Оцените это.

  • Постарайтесь не списывать. Списанное – это чужие знания, не твои, ты их “украл”. Это интеллектуальное “воровство”.

— Вот и подошла к концу наша беседа о пользе учения, знаний. Мы обсудили многие вопросы, теперь дело за вами. Удачи.

infourok.ru

Классный час «Зачем мы учимся»

Для кого

и

для чего

мы учимся?

Эпиграф:

Хотя ученье горьким зрится,

но сладкий плод от него родится.

Во имя чего следует хорошо учиться?

Я учусь для хорошей оценки в журнале …

Я учусь для того, чтобы не   портить отношения с родителями …

Я учусь, потому что мне самому приятно получать хорошие оценки …

Я учусь для себя. Знания мне пригодятся в жизни …

  • Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему? Для кого вы учитесь?

 

 

  • Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниёт, не пропадёт – всегда при себе. (пословица)
  • Учёный водит, неучёный следом ходит. (пословица)
  • Знание сильнее пушки, острее сабли, дороже богатства.(пословица)
  • Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.( Аристотель )

« Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды »

Я.А. Каменский

А для чего учитесь вы? Найдите самые важные ступеньки в самообучении, в саморазвитии, самоорганизации.

1. Я учусь для того, чтобы всё знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

5. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

6.Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

« Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя » .

Уолт Уитмен

compedu.ru

Зачем нужно учиться? Для чего мы учимся?

Зачем нужно учиться? Если вы задаетесь этим вопросом, то видимо вы еще учитесь в школе, и вас мучают какие-то внутренние противоречия. Задумываясь над этим, вы порой становитесь в некую оппозицию из-за того, что вам попросту не хочется учиться, или вы просто устали. Давайте же разберемся, зачем нужно учиться, и почему знания так важны в нашей жизни.

Для чего люди учатся, и зачем им это нужно?

Многие дети часто слышат от своих родителей, что обязательно нужно учиться, что без знаний в жизни невозможно чего-либо добиться. Порой вы не понимаете, почему они на этом так настаивают, и какое им до этого вообще дело. В первую очередь, хочется отметить, что образованные люди комфортнее себя чувствуют в обществе, нежели неучи. Чем объясняется эта тенденция?

Попробуйте ответить себе на вопрос, можно ли доверить серьезную задачу необразованному человеку? Можно ли на него положиться, если речь идет об узконаправленном деле, в котором нужны руки специалиста и только? Ответ очевиден – нет. Ведь великие дела решают умные люди, которые в период своей жизни «грызли гранит науки», ради блага своего будущего и не только. Исходя из этого, можно сделать несложный вывод, что учиться нужно для того, чтобы что-то уметь и иметь представление о том, что делают другие.

Мы учимся ради того, чтобы …

Не говоря уже о том, что учиться нужно ради банальных навыков чтения, правописания красивой речи, еще нужно учиться ради конкретной цели, которую вы преследуете в своей жизни. Человек, который мечтает стать врачом, ежедневно трудится и пополняет запасы своих знаний в области медицины. Он прекрасно знает, кем хочет стать, поэтому рьяно преследует эту цель, не задавая себе глупых вопросов из серии «зачем нужно учиться?». Параллельно с ним, другие люди, которые хотят стать адвокатами, педагогами либо программистами, действуют точно таким же образом. То есть они знают, чего хотят и, соответственно, изучают: один юриспруденцию, другой воспитательные науки, а третий все нюансы кодинга. Так нужно ли учиться или нет? Ответьте…

Если у вас есть мечта или цель, которая связанна с вашей профессией, то вы прекрасно знаете, что для этого нужно делать – учить ту отрасль науки, с которой будет связана ваша деятельность, арифметика проста. Однако если вы не знаете, кем хотите стать, то вполне вероятно, что ваши душевные терзания приведут к извечному для вас вопросу «зачем нужно учиться?».

Я не знаю, кем хочу стать, что мне делать?

Многие подростки, которые вот-вот окончат общеобразовательную школу, не знают, кем хотят стать в жизни. В наше время это довольно распространенная тенденция, которая объясняется некоторыми факторами. В первую очередь – это лень! Человек, который предпочитает провести время, лежа на диване и смотря телевизор (а ныне бывает чаще за компьютером), зачастую не знает, какую бы профессию хотел освоить.

А все дело в том, что в большинстве случаев ему не из чего выбирать. Он привык к безделью и не задумывается над серьезными вопросами. Его интересы направлены только на отдых и развлечение, он зациклен на тех вещах, которые противоречат силе воли, стремлению. Поэтому нужно найти выгодное для себя занятие, и если оно будет не по душе, то не останавливаться и искать следующее. Попробовав множество сфер и отраслей той или иной области, вы поймете, что вам ближе и уже сами определите свои дальнейшие действия, которые будут связаны с учебой.

Тесты на знания

В ином случае может быть такое, что человек прилежно учился в школе (либо в институте), познавал множество наук и заинтересован в обучении. Но он тоже не знает, кем хочет быть в жизни. В его голове переплетается множество мыслей, порождающее многоэтажные противоречия по поводу будущего. Зачастую, такие люди просто слишком амбициозные, они боятся ступить на неверный путь, тем самым все глубже и глубже закапывая себя в яму неопределенности. В этом случае могут помочь тесты на знания!

В интернете есть множество тестов и опросников, которые исходя из ваших знаний и интересов, могут дать достойный ответ, кем бы вы могли работать. Результат, сформированный из ваших ответов, покажет вам приоритетную лестницу из множества сфер в процентном соотношении – от большего к меньшему. Далее вы уже сами рассматриваете ту или иную сферу деятельности, в которой подыскиваете себе вакантную профессию. Дать стопроцентный ответ вам, конечно же, никто не сможет, потому как залезть в вашу голову невозможно. Вы сами кузнец своего счастья, поэтому прислушайтесь к своему сердцу и сделайте правильный выбор в пользу вашего будущего.

Знания – это тропа в мир открытий

Сколько нужно учиться? Ответить на этот вопрос можно пословицей «век живи, век учись». Естественно, что всего на свете знать попросту невозможно, потому как совершенству нет предела. Знания раскрывают глаза на многие вещи, которые происходят в мире. Да что там говорить, весь мир – это сплошное знание!

Учиться никогда не поздно, нужно всего-то иметь желание, и как только вы начнете побеждать собственные страхи – вашему наслаждению не будет предела. Первый положительный результат, достигнутый упорным трудом, является сильнейшей мотивацией и тягой к новым открытиям! Жить учась, значить жить в свое удовольствие, то есть счастливой жизнью. «Ученье – свет, а неученье – тьма», так давайте же не будем сидеть во тьме ереси и невежества, а будем нежиться в лучах света и счастья.

fb.ru

Классный час на тему «Для кого и для чего мы учимся?» для учащихся 6-7 классов

Классный час на тему «Для кого и для чего мы учимся?»

для учащихся 6-7 классов

Цель: помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов.

Форма проведения: беседа, тренинг.

План:

1. Вступительное слово учителя. Просмотр презентации (слайд 1 – 2).

2. Построение лесенки «Зачем я учусь?» (слайд 3).

3. Тренинг «Составление коллективного образа». Защита проекта (слайд 4).

4. Тренинг «Ладошки» (слайд 5).

5. Наши секреты (слайд 6-7).

6. Обсуждение притчи (слайд 8).

Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Ход проведения

  1. Вводная часть.

Вступительное слово учителя. Беседа. Слайд 1.

Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься над таким важным вопросом «Зачем я учусь?» Вы каждый день ходите в школу, это вошло у вас в привычку, но не каждый из вас сможет ответить на этот вопрос.

Некоторые скажут, что учатся для родителей, другие – не смогут ответить, а третьи — что для себя, чтобы интересно было жить.

Слайд 2. Народная мудрость гласит:

«Не надейся на силу, надейся на ум». (Башкирская пословица)

«Ученый водит, неученый следом ходит». (Русская пословица)

Как вы понимаете пословицы? Согласны ли вы с ними?

2. Слайд 3. Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами лесенку. Делятся на две группы. На листочках написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек. Раздать группам.

На доске записаны мотивы (познавательные и социальные):

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Обсуждение. Кто из вас хочет продемонстрировать рейтинг мотивов, который он выстроил?

Таким образом, на первое место человек ставит познавательные или социальные мотивы. (Листочки с ответами учитель может собрать и обсудить результаты с родителями.)

(Результаты, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае если эти места занимают два социальных и два познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном состоянии у школьника. Если эти места занимают три или четыре мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

(Источник методики: Елисеев О.П. Диагностика и коррекция учения у дошкольников и младших школьников – М., 1991.)

3. Тренинг «Составление коллективного образа». Коллаж. Слайд 4.

Цель тренинга – показать учащимся негативное влияние плохой учёбы на будущее человека.

Составление коллективного образа – символа успешного ученика и ученика, который не хочет учиться. С двух сторон доски учитель прикрепляет ватманы с изображением. Учащиеся каждой группы прикрепляют карточки, которые характеризуют учеников. Защита проекта.

Учащиеся при работе опираются на следующий план:

  • Внешний вид

  • Черты характера

  • Отношения с родными

  • Отношения с друзьями

  • Увлечения

  • Духовная жизнь

  • Физическое самочувствие и т.д.

4. Тренинг «Ладошки». Слайд 5.

Попросите учащихся взять лист чистой бумаги и обвести карандашом кисть руки. Дать инструкцию к выполнению:

— в центре ладони написать основную причину, по которой, на ваш взгляд, вы плохо учитесь, т.е. что вам мешает учиться;

— внутри каждого пальца написать последствия, связанные с плохой учёбой;

— на внешней стороне пальцев, как заинтересовать. Коллективное обсуждение.

5. Секреты хорошей учебы.

Учеба – это труд. Для кого-то он легче, для кого-то сложнее. Но у каждого есть свои секреты хорошей учебы. Что же помогает вам легче осваивать учебный материал, получать хорошие оценки? Поделитесь своими секретами. Слайд 6-7.

Подведём итог.

Памятка успешного ученика

  • Не отвлекайтесь на уроках по пустякам и не отвлекайте других, так как услышанное и понятое на уроке во многом облегчит усвоение материала урока и подготовку домашнего задания.

  • Задавайте вопросы учителю, если вы не поняли что-то или если вы хотите получить дополнительную информацию; будьте “соучастником” учебного процесса.

  • Работая дома с информацией учебника, выделяйте главное, можно даже записывать на листочек то, что вы выделили. Эти знания прочнее закрепятся в памяти.

  • Готовьтесь ко всем предметам. Почувствуйте, насколько комфортно и спокойно будет вам на уроках. Оцените это.

  • Постарайтесь не списывать. Списанное – это чужие знания, не твои, ты их “украл”. Это интеллектуальное “воровство”.

6. Работа с притчей. Слайд 8.

Я хочу рассказать вам притчу.

Однажды к мудрецу постучали. Он открыл дверь и, по своему обыкновению, спросил: 

— Ты зачем пришёл? 

— Я пришёл учиться у тебя, — ответил человек. 

Мудрец захлопнул дверь и сказал: 

— Поищи другое место. Я не учитель. Найдёшь себе другого, с кем изучать Писание. 

— Но почему же? — спросила мудреца его жена. — Почему ты прогнал его? Он производит впечатление искренне жаждущего. 

— Те, кто интересуется изучением Писания, глупы. Они хотят «спрятаться», — сказал мудрец. 

На другой день постучал другой человек. Мудрец открыл дверь и спросил: 

— Почему ты здесь? Что тебе надо? 

— Я пришёл, чтобы рядом с вами научиться служить человечеству, — ответил тот. 

— Проваливай, — сказал мудрец. — Ты ошибся дверью. 

Жена была поражена: 

— Он же не просил изучать с ним Писание. Из него получился бы великий преобразователь общества или что-то подобное.

Он хотел служить человечеству. Такая чистая, верующая душа. Почему ты отказал ему? 

— Тот, кто не знает сам себя, — сказал мудрец, — не может никому служить. От его служения в итоге — одно несчастье. 

На третий день постучал ещё один человек. Мудрец открыл дверь и спросил: 

— А тебе чего? 

— Я очень глуп, — ответил тот. — Нельзя ли мне немного помочь избавиться от этого? 

Мудрец поцеловал его и сказал: 

— Входи. Я жду тебя. 

Обсуждение притчи. 

— Как вы думаете, почему мудрец прогнал первого ученика?

— Почему прогнал второго ученика?

— И почему принял третьего?

Вывод по притче:

Не надо стремиться получить только определённые знания, нужно учиться всему.

Все наши знания нам пригодятся. Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.

Рефлексия.

Метод «ХИМС«. Слайд 9.

Этот метод позволяет быстро выяснить впечатления участников тренинга по следующим вопросам:

Каждый участник должен, по возможности, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на классном часе.

infourok.ru

Как мы учимся / Taucraft Limited corporate blog / Habr

Я хочу поговорить от трех аспектах наших знаний: широта охвата дисциплин, глубина знания дисциплин и связи между дисциплинами. У меня родилась неплохая метафора, которая сводит их воедино. Вообще я не особо люблю метафоры, потому что они частенько ведут не в ту сторону. Но в данном случае метафора мне кажется весьма удачной.

Считается, что есть два типа людей. Одни любят изучать многое и поверхностно, другие выбирают пару дисциплин и изучают их очень глубоко. Первых обычно называют лисами, вторых — ежами.

Для меня обучение очень похоже на геологоразведку. Представьте себе новый континент. Вы не знаете о нем ничего. Да, вы видите горы, леса, реки, но не имеете особого понятия что там внутри. Вы не знаете, что там за горизонтом, есть ли тут моря, насколько холодно на севере и какая температура на юге.

Карта

Вы начинаете с составления карты. Вы посылаете эскпедиции во все стороны и рисуете карту местности. Потом вы начинаете бурить пробные скважины и выяснять состав грунта. Потом вы находите нефть, золото, алмазы и начинаете добычу.

Обучение в точности соответствует этому сценарию. Изучаете вы математику, к примеру. Вначале вам мало что о ней известно. Ну, вы считаете до 10 и отличаете три красных шарика от пяти синих. Постепенно вы открываете новые территории. Вы учите таблицу умножения, с удивлением узнаете о существовании реальных чисел и невозможности делить на ноль. Вы прикасаетесь к дифференциальному исчислению и зачем-то учитесь брать интегралы. Годам к 16 у вас на руках есть карта ближайших территорий, но вы скорее всего ничего не слышали о теории множеств, топологии и функциональном анализе. Да и особого углубления в какой-либо раздел математики вы вряд ли достигли. Так, поковыряли совочком песочек сверху.

Школа не дает никаких глубоких знаний. Вы только составляете карту, чтобы начать бурить пробные скважины.

Связи

Выбор направления для кого-то сложен, для кого-то нет. Так или иначе, вы оказываетесь в университете. Преподователи справедливо считают, что вы ничерта не знаете. Но большинству преподавателей как-то все равно, где вы начнете свое бурение. Они уныло (или интересно) читают свои лекции, и мало кто забодится о связях дисциплин. Вот физики берут и сразу применяют дифференциальное счисление для решения задач, а чему вас там научили на мат-анализе, это мало кого интересует. Каждый предмет на вашей карте — это остров. И почему-то считается, что это ваша задача построить между островами мосты или хотя бы наладить между ними паромные переправы.

На ваших картах огромные белые пятна морей и океанов, в которых не особенно начнешь бурение, разве что в шельфовой зоне.

Иногда некоторые районы для вас соединяются практически в одно целое, и вместо моста поднимается архипелаг. В этом момент вы устанавливаете связи между дисциплинами. Постепенно связь становится очевидной и устойчивой, вместо архипелага вырастает суша, по которой вы прокладываете высокоскоростное шоссе. Например, вы четко поняли, что такое производная и как ее можно применять в механике. И бац — у вас появилась четкая связь межу движением тел и дифференциальным исчислением.

Почему в школьной программе дифференциальное исчисление дается отдельно? Почему никогда и нигде не упоминается, как его применять на практике?

Современное образование, по крайней мере у нас в стране, помогает вам открыть и освоить новые острова, но практически не помогает вам открыть и освоить континенты. Связям уделяется очень мало внимания. Истории и логике открытий также уделяется мало внимания. Это скверно.

Лисы и Ежи

Так вернемся к знаниям вширь vs. знаниям вглубь. Если вы начинаете осваивать новую область, сначала лучше составить карту, то есть получить широкие знания. Только так вы сможете вникнуть в тему и найти места, где нужно бурить.

К примеру, изучаете вы программирование. Довольно глупо сразу бросаться в глубокую теорию искуственного интеллекта или лямбда-счисления. Так же глупо бросаться в глубокое изучение какого-либо языка. Для начала надо узнать историю становления отрасли, как все развивалось, какие существуют направления, для чего они нужны и чем занимаются. Какие существуют парадигмы, типы языков, платформы, связи между ними, перспективы развития. Если вы попытаетесь построить карту континента «разработка ПО», вам будет гораздо легче понять, с чего начать. Заинтересовала вас разработка под веб, пожалуйте в мир яваскрипта, функционального программирования, скриптовых языков и языков разметки. Интересен вам геймдев, займитесь AI, языками со строгой типизацией и алгоритмами. Конечно, это не означает, что вы должны игнорировать все остальное, но у вас появляется четкие места, где бурить надо глубоко.

Вначале вам надо быть лисой, а потом превратиться в ежа. Проблема в том, что в современном мире гораздо проще навсегда остаться лисой, чем стать ежом. Я по себе чувствую, что стало гораздо сложнее глубоко прорабатывать выбранную область. Всегда хочется прочитать вот еще этот один блог пост, чекнуть твиттер, отвлечься на интересную статью или книгу. В мире, где информация у тебя на кончиках пальцев, огромные соблазны быть лисой.

Глубокое бурение

Точка выбрана и бур заточен. Как надо бурить? На пути встречаются интересные пласты и горизонты. Если вы доходите до этих пластов, вы никогда не откатитесь назад. А между пластами скважина может и обвалиться. Вы углубляетесь в тему, читаете материал, что-то делаете, и в какой-то момент вещи становятся на свои места. Поздравляю! Вы нашли золото.

В одной книге я прочитал хорошую аналогию. Сначала вы находитесь в темной комнате и изучаете предметы на ощупь. И в какой-то момент включается свет и становится предельно ясно, где что стоит. То же самое происходит в вашей голове. Внезапно включается свет и все разрозненные концепции выстраиваются в четкую картину. Этот момент невозможно забыть и эта четкая картина уже никогда не сотрется. Свет будет гореть все время. Возможно лампочка потускнеет со временем, но не погаснет.

Иногда бывает очень сложно продолжать бурение. Когда ты видишь, что ничего не меняется, что ты долбишь тему несколько месяцев без существенного прогресса, хочется бросить все к чертовой матери и уехать в теплые края. Что делать в этом случае? Ответ один — продолжать. Если бросить один раз, потом бросить другой раз – у вас просто пропадет уверенность в своих силах. Вы будете думать, что ни на что не способны и застрянете на текущем уровне навсегда. Нужно продолжать бурение. Нужно добраться до первого пласта и испытать a-ha!-момент. Нужно включить свет и увидеть предметы в комнате.

Чем отличаются отличные программисты от средних программистов? Возможно только тем, что отличные программисты всегда верили, что могут стать отличными, а средние никогда в это не верили и прекращали бурение. Вера в собственные силы может творить чудеса.

Другой вопрос, если вам не особенно нравится бурение в выбранной точке. Скорее всего, вам надо заняться чем-то другим. Если изучение темы вообще не приносит удовлетворения и, открывая новую книгу, вы сразу проверяете сколько в ней страниц — выбранная тема не для вас. Пройдитесь по вашей карте и найдите другое место. Возможно, вам интересен UX, или автоматизация, или маркетинг. Парочка пробных скважин — и вам станет ясно, где можно попробовать приложить усилия.

Резюме

Итак, как мы учимся? Что надо сделать для более эффективного процесса?
  1. Включить режим лисы и составить карту территории. Наметить несколько мест, с которых стоит начать углубление в тему.
  2. Попытаться понять связи между дисциплинами и последовательность их освоения. На высоком уровне это сделать достаточно просто.
  3. Включить режим ежа и начать прорабатывать тему глубоко. Иногда придется прерываться, и переключаться на смежные темы, иначе более глубокие пласты недостижимы.

Задача хорошего преподавателя — показать ученикам свою карту, объяснить путь и последовательность освоения темы, показать скрытые связи между дисциплинами. Имея на руках такую карту ученик никогда не заблудится.

Я не встретил на своем пути ни одного преподавателя, который бы это сделал. Мне приходится продираться сквозь джунгли самостоятельно, с мачете и факелом, нанося на карту новые территории. Надеюсь, моим детям повезет больше.

habr.com

Мы учимся не для школы, а для себя

Библиографическое описание:

Серикпаева Р. А. Мы учимся не для школы, а для себя [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 93-94. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4001/ (дата обращения: 05.08.2019).

Очень часто в учительской, в выступлениях на методических собраниях, на семинарах или просто в беседах на профессиональные темы звучит мысль о том, что педагогика сама по себе как наука приходит в упадок, так же как и нравы современного общества. Раз существует проблема неверия общества в образование, а образование в свою очередь, применяя новые подходы, совершая системные ошибки, утратило доверие общества. Однако, где же выход? Любому преподавателю, необходимо для разрешения данного вопроса, задаться ответом для чего мы учим и учимся. Ответ, по-моему, однозначен, следует поднять авторитет школы как института знаний, института, в котором формируется новая личность, способная к самореализации, с развитым творческим потенциалом. Но как? Думаю, что это возможно через индивидуализацию образовательного процесса. Это, в первую очередь, авторитет каждого отдельно взятого учителя, воспитателя. Что значит индивидуализация образовательного процесса, ибо, как ни крути, образование, как и другие сферы жизнедеятельности человека, воспринимается личностно. В пору переделать народную мудрость: «Скажи мне кто твой учитель, и я скажу тебе кто ты». Закономерен вопрос, как этот авторитет заработать, а главное удержать на протяжении педагогической деятельности? Все дело в педагогическом мастерстве, в умении передать свои знания. Однако, что же имеют в виду под педагогическим мастерством? Одни считают, что педагогическое мастерство — это особое состояние человека, профессиональным занятием которого является педагогика, это то, чему можно подражать и к чему можно стремиться. Другие в мастерстве видят огромный труд, постоянный поиск, непрекращающееся самообразование, применение старого опыта в сочетании с новыми технологиями.

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

—         Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

—         Мастерство убеждения;

—         Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

—         Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическое мастерство правомерно рассматривать как важнейшее качество личности преподавателя, которое обусловливается высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи. Конечно, из многих показателей состоит педагогическое мастерство: духовность, желание общаться, глубинные знания своего предмета. Кстати, без этого составляющего не возможет рост молодого педагога до мастера своего дела, зачастую прием на работу в общеобразовательные учреждения ведется не на конкурсной основе, и в школы попадают молодые,только что закончившие ВУЗ студенты, в знаниях которых можно и усомниться. И не редко на практике учитель учится заново, тогда как он, уже владея в полной мере обширными знаниями по своему предмету, должен приступить к реализации иных задач, а не заниматься доучиванием или переучиванием. Немаловажным является понимание места своего предмета в образовательной системе, учитель должен понимать какой вклад он вносит в миропонимание и мировоззрение ученика. Как педагог современности, имея под рукой неограниченные возможности, он должен уметь владеть технологией отбора материала, уметь его корректировать, фильтровать и научить этому своего ученика. Существуют сотни методов обучения, но все они подчинены одной большой цели: вычленению главного и необходимого в познании, которое будет актуальным для него в последующем. Можно определить динамику методов в зависимости от целей занятия, но в том или ином случае, учитель уже в первые годы работы должен выстроить свою систему владения методами обучения. Конечно, не следует придерживаться лишь одного метода обучения. Экономьте время, умело сочетайте разные формы обучения, возможно, вы откроете нечто новое. Средства обучения требуют рационального подхода. Именно они впоследствии и дадут конечный результат. А результат должен совпадать с целью обучения. Помните, одно занятие не даст результата обучения, результат обучения даст лишь сумма результатов всех занятий. Как создать мотивацию к учению, когда ученик будет учиться на каждом уроке. Для этого нужны несколько составляющих:

1.         Режиссура. Каждое конкретное занятие требует продуманного сценария. Задача учителя сыграть урок, как либретто на сцене.

2.         Артистизм. Артистизм заключается в неподдельной искренности общения с учащимися, в проявлении человеколюбия.

3.         Импровизация. Если учитель не сумеет импровизировать, интерпретировать задуманное им же мероприятие, то оно не достигнет цели. Добытые знания не найдут своего места в сознании и памяти ученика.

Учитель должен реально ценить возможности каждого ученика, не забывая об инклюзивном образовании. Очень важно верить в способности каждого ученика, видеть, как он передвигается вперед в познании предмета, но самое главное научить ребенка видеть свои успехи и недочеты. Научить радоваться успехам, помочь ему в познании самого себя. Должен ли обладать учитель терпением? Пожалуй, это одно из главных составляющих педагога как личности. Проявляя такт по отношению к своему ученику, учитель вселяет веру в его способности. Выдержка и самообладание — вот девиз современного учителя.

Каждый хочет стать Мастером своего дела, заслужить неподдельный авторитет. Преподаватель-Мастер должен блестяще знать свой предмет и уметь научить других, вызывать у обучающихся интерес к своему предмету, заниматься исследовательской работой, изучать и применять новые методики и технологии, уметь работать с методической литературой. Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, участвует в различных профессиональных конкурсах, всегда рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами. Только при огромной работоспособности, самоотдаче во всем, терпении и постоянном пополнении профессиональных знаний можно сделать из себя Профессионала и Мастера. И тогда латинское изречение оправдает себя: «Мы учимся не для школы, а для себя».

Литература:

1.         Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя — фактор успешной работы /Л. П. Гузова //Методист. — 2005. — № 2. — С. 34–37.

2.         Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. — 2005. — № 1. — С.84–87.

3.         Русских Г. А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. — 2004. — № 2. — С. 25–28.

4.         Палтышев, Н. Н. Постижение педагогического мастерства /

5.         Н. Н. Палтышев. — Москва: Изд.центр АПО, 2002. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, образовательный процесс, метод обучения, результат обучения, знание, предмет, ученик, учитель.

moluch.ru

Классный час «Зачем мы учимся»

Классный час на тему «Зачем мы учимся» для учащихся 8 классов.

Цели: помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов;

развивать коммукативные навыки;

привыть любовь к учебному труду, воспитать личность с активной жизненной позицией.

Форма проведения: беседа

На доске эпиграф:  Хотя ученье горьким зрится, но сладкий плод от него родится.

Ход классного часа.

  • Здравствуйте, дети. Меня зовут Бувайсар Вахаевич, я рад нашему знакомству.

А теперь начнем наш классный час.

Просмотр видеоролика «Песня о Буревестнике»

  • Ребята, вам знакома эта ситуация из школьной жизни?
  • Как вы думаете? Почему не состоялся урок?
  • Умеют ли персонажи данного мультфильма учиться и соблюдать ученические правила?
  • Выскажите свое мнение?

Какие правила нарушаются на уроке?

  • Ребята, возможно ли при таком отношении к учебе ощутить радость окрытия познания, воспитать потребность узнавать что-то новое?

(выводы учителя по высказыванию учащихся и по мультфильму.)

Такая «революционная» ситуация не способствует творческому диалогу учителя и ученика. Вы согласны  со мной или нет? Если нет, выскажите свое мнение.

  • Ребята, давайте сейчас ответим на такой, вроде бы безобидный вопрос:
  • Во имя чего следует хорошо учиться?
  • Возник спор среди друзей, были высказаны такие мнения.

Я учусь ради хорошей оценки в журнале……

Я учусь для того, чтобы не портить отношения с родителями…

Я учусь, потому что мне самому приятно получать хорошие оценки…

Я учусь для себя, знания пригодятся мне в жизни…

         Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему? Для чего вы учитесь?

Резюме учителя.

Народная мудрость гласит:

«Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе» (Аварская пословица)

«Ученый водит, неученый следом ходит» (Русская пословица)

«Знание сильнее пушки, острее сабли, дороже богатства» (Русская пословица)

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» (Аристотель)

 Как вы понимаете пословицы? Согласны ли вы с ними?

          Как вы понимаете слова Аристотеля?

Учитель: Древнегреческий философ Протагор говорил: «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины». А польский педагог и философ Ян Амос Каменский утверждал: «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды».

         Как вы понимаете эти выражения? Что значит «не дает ростков в душе»?

         Почему Каменский сравнивает человека с деревом?

         Что значит «собственный корень»?

         Что значит «обученный основательно»?

          Согласны ли вы с философами?

Учитель: Существует мнение, что там, где нет любознательности, нет и образования, нет настоящей школы. Если на уроке после рассказа учителя нет никаких вопросов, значит, нет интереса к учению, а остается тягостная обязанность изо дня в день учить уроки.

         Разделяете ли вы это мнение?

         Что делать, чтобы учение было в радость, а результаты – положительными?

Учитель: Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени  будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для  чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.

А для чего вы учитесь?   Найдите самые важные ступеньки в самообучении, в  саморазвитии, самоорганизации?

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Проверьте, правильно ли вы все расставили.

Рефлексия.

Заключительное слово

И в заключение я хочу обратиться к вам словами американского поэта  Уолта Уитмена: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания.  И помните эпиграф нашего классного часа.

Спасибо,  дорогие дети!

Просмотр содержимого документа
«Зачем мы учимся»

Классный час на тему «Зачем мы учимся» для учащихся 8 классов.

Цели: помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов;

развивать коммукативные навыки;

привыть любовь к учебному труду, воспитать личность с активной жизненной позицией.

Форма проведения: беседа

На доске эпиграф: Хотя ученье горьким зрится, но сладкий плод от него родится.

Ход классного часа.

  • Здравствуйте, дети. Меня зовут Бувайсар Вахаевич, я рад нашему знакомству.

А теперь начнем наш классный час.

Просмотр видеоролика «Песня о Буревестнике»

  • Умеют ли персонажи данного мультфильма учиться и соблюдать ученические правила?

  • Выскажите свое мнение?

Какие правила нарушаются на уроке?

  • Ребята, возможно ли при таком отношении к учебе ощутить радость окрытия познания, воспитать потребность узнавать что-то новое?

(выводы учителя по высказыванию учащихся и по мультфильму.)

Такая «революционная» ситуация не способствует творческому диалогу учителя и ученика. Вы согласны со мной или нет? Если нет, выскажите свое мнение.

  • Ребята, давайте сейчас ответим на такой, вроде бы безобидный вопрос:

Я учусь ради хорошей оценки в журнале……

Я учусь для того, чтобы не портить отношения с родителями…

Я учусь, потому что мне самому приятно получать хорошие оценки…

Я учусь для себя, знания пригодятся мне в жизни…

Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему? Для чего вы учитесь?

Резюме учителя.

Народная мудрость гласит:

«Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе» (Аварская пословица)

«Ученый водит, неученый следом ходит» (Русская пословица)

«Знание сильнее пушки, острее сабли, дороже богатства» (Русская пословица)

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» (Аристотель)

Как вы понимаете пословицы? Согласны ли вы с ними?

Как вы понимаете слова Аристотеля?

Учитель: Древнегреческий философ Протагор говорил: «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины». А польский педагог и философ Ян Амос Каменский утверждал: «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды».

Как вы понимаете эти выражения? Что значит «не дает ростков в душе»?

Почему Каменский сравнивает человека с деревом?

Что значит «собственный корень»?

Что значит «обученный основательно»?

Согласны ли вы с философами?

Учитель: Существует мнение, что там, где нет любознательности, нет и образования, нет настоящей школы. Если на уроке после рассказа учителя нет никаких вопросов, значит, нет интереса к учению, а остается тягостная обязанность изо дня в день учить уроки.

Разделяете ли вы это мнение?

Что делать, чтобы учение было в радость, а результаты – положительными?

Учитель: Чтобы ответить на вопрос «Зачем я учусь», давайте построим с вами (каждый для себя) лесенку. На доске написаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.

А для чего вы учитесь? Найдите самые важные ступеньки в самообучении, в саморазвитии, самоорганизации?

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Проверьте, правильно ли вы все расставили.

Рефлексия.

Заключительное слово

И в заключение я хочу обратиться к вам словами американского поэта Уолта Уитмена: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Я желаю вам удачи, успехов в учебе, радости познания. И помните эпиграф нашего классного часа.

Спасибо, дорогие дети!

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ классного часа на тему»

Самоанализ классного часа на тему «Зачем мы учимся?», проведенного в 8 классе.

Классный час был проведен на тему «Зачем мы учимся?»

Разрабатывая данный классный час, я ставил слудующие цели:

Для реализации данных целей были выбраны следующие формы и приемы работы с учащимися. Я плохо знаю класс, особенности каждого ученика, их учебную. познавательную мотивацию, поведенческие стереотипы, поэтому для меня важно было создать благожелательную атмосферу, установить контакт с учащимися. В своем приветствии мне важно было показать детям, что я рад нашему знакомству, Ведь начало — это камертон дальнейшей совместной деятельности ученика и учителя.

Дети тоже волнуются, переживают. Чтобы снять психологическое напряжение, использовал педагогический юмористический мультфильм по мотивам произведения М.Горького «Песня о Буревестнике». Окунул учащихся в привычную атмосферу школьной жизни, когда не получается урок познания, сотворчества, а создается экстремальная ситуация из — за немения учиться. Затем создал поисковые ситуации: рассуждая, свободно высказывая свое мнение, этично споря, учащиеся должны были осознать — для чего им нужны знания. Для подтверждения высказываний учащихся привел пословицы, созданные народам. Они наглядно показывают детям, насколько народ ценил знания, потому что они — двигатель прогресса человечества. Небольшое задание по распределению высказываний об учебе помогал выявить социальную и нравственную мотивированность детей.

Воспитание, если оно выстроено рефлексивно, дает каждому учащемуся возможность творческого саморазвития, самореализации.

Просмотр содержимого презентации
«Зачем мы Учимся….»

Ребята, вам знакома эта ситуация из школьной жизни?

Как вы думаете? Почему не состоялся урок?

Умеют ли персонажи данного мультфильма учиться и соблюдать ученические правила?

Выскажите свое мнение?

Какие правила нарушаются на уроке?

Ребята, возможно ли при таком отношении к учебе ощутить радость открытия познания, воспитать потребность узнавать что-то новое?

Ребята, давайте сейчас ответим на такой, вроде бы безобидный вопрос:

Во имя чего следует хорошо учиться?

Возник спор среди друзей, были высказаны такие мнения.

Я учусь ради хорошей оценки в журнале…

Я учусь для того, чтобы не портить отношения с родителями…

Я учусь, потому что мне самому приятно получать хорошие оценки…

Я учусь для себя, знания пригодятся мне в жизни…

Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему? Для чего вы учитесь?

Народная мудрость гласит:

«Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе» (Аварская пословица)

«Ученый водит, неученый следом ходит» (Русская пословица)

«Знание сильнее пушки, острее сабли, дороже богатства» (Русская пословица)

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» (Аристотель)

Как вы понимаете пословицы? Согласны ли вы с ними?

Как вы понимаете слова Аристотеля?

Древнегреческий философ Протагор говорил: «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины». А польский педагог и философ Ян Амос Каменский утверждал: «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды».

Как вы понимаете эти выражения?

Что значит «не дает ростков в душе»?

Почему Каменский сравнивает человека с деревом?

Что значит «собственный корень»?

Что значит «обученный основательно»?

Согласны ли вы с философами?

Существует мнение, что там, где нет любознательности, нет и образования, нет настоящей школы. Если на уроке после рассказа учителя нет никаких вопросов, значит, нет интереса к учению, а остается тягостная обязанность изо дня в день учить уроки.

Разделяете ли вы это мнение?

Что делать, чтобы учение было в радость, а результаты – положительными?

Я учусь для того, чтобы все знать.

Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о