Национальное дерево россии: #КультурныйКодАртека. Символ России – береза

#КультурныйКодАртека. Символ России – береза

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции. Так, символом Греции с древних времен является олива, символом Канады – клен, а символом Японии – сакура. Россию называют краем белоствольных берез и бескрайних полей. Сегодня мы говорим о главном древесном символе России – березе.

Береза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны и часто занимает больше места в наших лесах, чем другие деревья. Она очень неприхотлива по отношению к климату, малотребовательна береза к почвенным условиям. При этом очень красивая, тонкая. Зеленеет раньше остальных деревьев, а еще дает полезный березовый сок.

Она может расти на самых разнообразных почвах, начиная от очень сухих и бедных песков, заканчивая низинными болотами, где избыток воды и много питательных веществ. И поэтому, не смотря на такую разницу наших регионов и городов в климате, везде можно встретить березу: и в Сочи, и в Москве, и в Сибири.

Наши предки издревле заметили, что березы на нашей территории очень много, и стали придумывать сказки и легенды о ней. А Волхвы в язычестве были уверены, что береза  –покровительница нашей страны, и после смерти душа человека вселяется в березу. Места поклонения называли священными рощами. Их оберегали, входя в такие рощи, старались думать о хорошем.

Есть много сказов о превращении русалки или невинной девушки в березу. Этим подчеркивается стройность дерева, словно юной девушки. В одной из сказок рассказывается о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако, как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпускал её. Она же, чтобы навсегда остаться у любимого озера, застыла и превратилась в березу.

У славян берёзы считались священными: охраняющие, оберегающие человека. В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Например, по случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого. Во многих народных легендах береза выступала как благословенное дерево.

При христианстве береза стала символом праздника Троицы. Возможно, потому что она одна из первых начинала цвести весной и по ней определялось лучшее время для посева. Неслучайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста. Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В Троицкое воскресенье березу топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Завить березку – обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем, или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

В народных песнях, сказках, преданиях береза – символ весны, родины, девичьей красоты. Она представляется, то хранительницей кладов, то мудрой дочерью, то заколдованной красавицей. Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки. Нет числа поговоркам, песням, пословицам, загадкам, заговорам, связанным с березой.

Скромная красота березы в любое время года вдохновляла русских писателей и поэтов на создание прекрасных произведений. Под сенью берез создавали свои известные произведения композиторы Глинка, Чайковский и другие. А великие русские художники Левитан, Шишкин, Саврасов на своих полотнах изображали замечательные пейзажи, на которых можно увидеть берёзку в зеленом, золотом уборе.

Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, ведь береза является символом неисчерпаемой жизненной силы.

Береза — неофициальный символ России и русского народа

Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?

Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.

Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:

Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!

Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.

Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:

Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.

Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.

Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.

В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.

К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.

Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.

В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.

Береза ​​— wikidoc

Чтобы узнать о других значениях, см. Береза ​​(значения).

File:Birchtrees.jpg

Береза ​​ — название любого дерева из рода Betula ( Bé-tu-la ), в семействе Betulaceae, тесно связанном с семейством бук/дуб, Фаговые. Как правило, это деревья или кустарники небольшого и среднего размера, в основном из северного умеренного климата. Простые листья могут быть зубчатыми или лопастными. Плод — маленькая самара, хотя у некоторых видов крылья могут быть неясными. Отличаются от ольхи ( Alnus , другой род в семействе) тем, что женские сережки не одревесневают и распадаются по мере созревания, распадаясь на части, чтобы высвободить семена, в отличие от одревесневших шишевидных женских сережек ольхи.

Общее название береза ​​ происходит от древнегерманского корня

birka с протоиндоевропейским корнем * bherəg , «белый, яркий; сияющий». Протогерманская руна берканан названа в честь березы. Ботаническое название Betula происходит от оригинального латинского. Береза ​​используется в качестве пищевого растения личинками большого количества видов чешуекрылых (бабочек и мотыльков), см. Список чешуекрылых, питающихся березами.

Береза ​​считается национальным деревом России, где ей поклонялись как богине во время Зеленой недели в начале июня.

Кора всех берез характерно отмечена длинными горизонтальными чечевичками и часто разделяется на тонкие бумажные пластины, особенно у бумажной березы. Он практически не портится из-за содержащегося в нем смолистого масла. Его решительный цвет дает общие названия красный, белый, черный, серебристый и желтый для разных видов.

Почки формируются рано и полностью вырастают к середине лета, все боковые, верхушечной почки не образуется; ветвь продолжается верхней боковой почкой. Древесина всех пород мелкозернистая с атласной текстурой и хорошо полируется; его топливная ценность справедлива.

Листья разных видов различаются незначительно. Все они очередные, дважды зазубренные, с перистыми жилками, черешковые и условные. По-видимому, они часто появляются парами, но в действительности эти пары несутся на шпоровидных двулистных боковых веточках. [1]

Содержимое

  • 1 Цветок и фрукт
  • 2 Экология
  • 3 вида
  • 4 варианта использования
    • 4.1 Тонвуд
    • 4.2 Продукты питания
    • 4.3 Лекарственные препараты
  • 5 Каталожные номера

Цветки и плоды

Цветки однодомные, раскрываются вместе с листьями или перед ними и располагаются на трехцветковых соцветиях в пазухах чешуй свисающих или прямостоячих прицветников. Тычинки висячие, сгруппированные или одиночные в пазухах последних листьев однолетней ветки или вблизи концов коротких боковых однолетних веточек. Они формируются ранней осенью и остаются жесткими в течение зимы. Чешуи тычиночных придатков при созревании широкояйцевидные, округлые, снизу желтого или оранжевого цвета, на вершине темно-каштановые. Каждая чешуя несет два прицветника и три стерильных цветка, каждый цветок состоит из сидячей, перепончатой, обычно двухлопастной чашечки.

Каждая чашечка несет четыре коротких нити с одноклеточными пыльниками или, строго говоря, две нити, разделенные на две ветви, каждая из которых несет по полупыльнику. Ячейки пыльников открываются продольно. Пестичные придатки (сережки) прямостоячие или висячие, одиночные; верхушечные двулистные боковые шпоревидные веточки года. Пестичные чешуи продолговато-яйцевидные, трехлопастные, бледно-желто-зеленые, часто с красным оттенком, при созревании становятся коричневыми. Эти чешуи несут два или три фертильных цветка, каждый из которых состоит из голой завязи. Завязь сжатая, двухгнездная, увенчана двумя тонкими столбиками; семязачаток одиночный.

Созревший пестичный зачаток называется стробилой и несет крошечные крылатые орешки, упакованные в защитный изгиб каждой коричневой и древесной чешуи. Эти орехи бледно-каштановые, сжатые, увенчаны стойкими рыльцами. Семя заполняет полость ореха. Семядоли плоские и мясистые. Все виды легко выращиваются из семян. [1]

Экология

Березы часто образуют одновозрастные насаждения на легких, хорошо дренированных, особо кислых почвах. Они считаются видами-первопроходцами, быстро колонизирующими открытый грунт, особенно во вторичных сукцессионных последовательностях после нарушения или пожара. Березы — это ранние виды деревьев, которые приживаются в первичных сукцессиях и могут представлять угрозу для вересковых пустошей, если сеянцы и саженцы не подавляются выпасом скота или периодическим сжиганием. Березы, как правило, относятся к равнинным видам, но некоторые виды, такие как

Betula nana распространены в горах.

Вид

См. также: Систематика Betula

Березы Северной Америки включают
  • Betula alleghaniensis — Береза ​​желтая ( B. lutea )
  • Betula cordifolia — Береза ​​горная бумажная
  • Betula glandulosa — Береза ​​карликовая американская
  • Betula lenta — Береза ​​обыкновенная, береза ​​вишневая или береза ​​черная
    • Betula lenta subsp. uber — Круглолистная береза ​​Вирджиния (эндемик, Кресси-Крик, округ Смит, Вирджиния)
  • Betula michauxii — Карликовая береза ​​Ньюфаундленда
  • Betula nana — Береза ​​карликовая или болотная (также в северной Европе и Азии)
  • Betula neoalaskana — Береза ​​Аляска или Береза ​​Юкона
  • Betula nigra — Береза ​​речная или береза ​​черная
  • Betula occidentalis — Водяная береза ​​или красная береза ​​( B. fontinalis )
  • Betula papyrifera — Береза ​​бумажная, каноэ или американская белая береза ​​
  • Betula populifolia — Береза ​​серая
  • Betula pubescens — Береза ​​пушистая, также известная как Белая береза, Европейская белая береза, Мохнатая береза ​​(Гренландия; также в Европе, включая Исландию, северную Азию)
    • Betula pubescens подвид tortuosa — Береза ​​пушистая арктическая (Гренландия; также в субарктической Евразии, включая Исландию)
  • Betula pumila
    — Береза ​​болотная
Березы Европы и Азии включают
  • Betula albosinensis — Береза ​​китайская красная
    • Betula albosinensis вар. septentrionalis — Красная береза ​​северокитайская
  • Betula alnoides — Береза ​​ольховая
  • Betula austrosinensis — Южно-китайская береза ​​
  • Бетула китайская — Китайская карликовая береза ​​
  • Betula ermanii — Береза ​​Эрмана
  • Betula Grossa — Береза ​​японская вишня
  • Betula jacquemontii ( Betula utilis subsp. jacquemontii ) — Белокорая гималайская береза ​​
  • Betula mandschurica — Береза ​​маньчжурская
    • Betula mandschurica вар. japonica — Береза ​​японская
  • Betula maximowiczii — Берёза монарх
  • Betula medwediewii — Береза ​​кавказская
  • Betula nana — карликовая береза ​​(также в северной части Северной Америки)
  • Betula pendula — Береза ​​повислая
  • Betula platyphylla ( Betula pendula var. platyphylla ) — Береза ​​повислая
  • Betula pubescens — Береза ​​пушистая, также известная как Белая береза, Европейская белая береза, Мохнатая береза ​​(Европа, включая Исландию, северную Азию; также в Гренландии в Северной Америке)
    • Betula pubescens подвид tortuosa — Береза ​​пушистая арктическая (субарктическая Евразия, включая Исландию; также в Гренландии в Северной Америке)
  • Betula szechuanica ( Betula pendula var. szechuanica ) — Сычуаньская береза ​​
  • Betula utilis — Гималайская береза ​​
Примечание: во многих американских текстах B. pendula и B. pubescens перепутаны, хотя это разные виды с разным числом хромосом

Применение

Файл:Birke Multiplex.JPG

Фанера из березы

Файл:Birch bark.jpg с привлекательным атласным блеском. Может возникнуть волнистая фигура, увеличивающая ценность древесины для изготовления шпона и мебели. Береза ​​мазурская (или карельская) высокодекоративная, из Betula verrucosa var. Carelica имеет волнистую текстуру в сочетании с привлекательными темными полосами и линиями. Березовая древесина подходит для шпона, а березовая фанера является одной из самых прочных и стабильных по размеру фанер, хотя она не подходит для наружного использования.

Благодаря свойствам короткого волокна березовой целлюлозы эту твердую древесину можно использовать для изготовления бумаги для печати.

В Индии тонкая кора, отрывающаяся зимой, использовалась как бумага для письма. У этого отличная жизнь. Бумага известна как бхурдж патра. Бхурдж — санскритское название дерева, а патра — бумага.

Экстракты березы используются для ароматизации или масла для кожи, а также в косметических средствах, таких как мыло или шампунь. В прошлом коммерческое масло грушанки (метилсалицилат) производили из березы сладкой ( Betula lenta ). Деготь березовый или Масло русское , получаемое из бересты [2] , термопластично и водонепроницаемо; его использовали как клей, например, для стрел, а также в лечебных целях.

Береза ​​повислой ( Betula pendula ) является национальным деревом Финляндии. Иногда используют ароматные листовые веточки березы повислой, чтобы мягко попариться в сауне. Веточки называются

вихта или васта . Это оказывает расслабляющее воздействие на мышцы.

Из листьев березы делают мочегонный чай и делают экстракты для красителей и косметики.

Молотая береста, ферментированная в морской воде, используется для приправы шерстяных, пеньковых или льняных парусов и конопляных канатов традиционных норвежских лодок.

Ветки березы были связаны в пучок, также называемый березой, для использования для порки, формы телесного наказания.

Многие коренные народы Северной Америки ценили березу за ее кору, которая благодаря своему легкому весу, гибкости и легкости, с которой ее можно было снять с упавших деревьев, часто использовалась для строительства прочных, водонепроницаемых, но легкие каноэ, миски и типи.

Береза ​​используется в качестве дров из-за ее высокой теплотворной способности на единицу веса и единицы объема. Береза ​​ценится саамами за то, что она хорошо горит, не трескается, даже когда она заморожена и только что срублена. Кора также используется для разжигания огня. Кора очень хорошо горит даже во влажном состоянии из-за содержащихся в ней масел. С осторожностью кору можно разделить на очень тонкие пластины, которые загорятся даже от малейшей искры.

Березы также имеют духовное значение в нескольких религиях, как современных, так и исторических.

Фанера березовая изготавливается из слоев березового шпона. Он легкий, но прочный и обладает многими другими хорошими свойствами. Березовая фанера используется для изготовления лонгбордов (скейтбордов), что придает им прочность и гибкость. Он также используется (часто в очень тонких сортах с большим количеством слоев) для изготовления моделей самолетов.

Тонвуд

Балтийская береза ​​– одна из самых востребованных пород древесины для изготовления корпусов динамиков. У березы естественный резонанс с пиком на высоких и низких частотах, которые также сложнее всего воспроизвести колонкам. Этот резонанс компенсирует спад низких и высоких частот в динамиках и выравнивает тон. Береза ​​известна своим «естественным EQ».

Барабаны часто делают из березы. До 1970-х годов береза ​​была одной из самых популярных пород дерева для изготовления барабанов. Из-за необходимости большей громкости и четкости средних частот барабаны почти полностью изготавливались из клена до недавнего времени, когда достижения в области усиления живого звука и барабанных микрофонов позволили использовать березу в ситуациях с высокой громкостью. Березовые барабаны имеют естественное усиление высоких и низких частот, что позволяет барабанам звучать полнее.

Древесина березы иногда используется в качестве тонового дерева для корпусов полуакустических и акустических гитар, а иногда используется для корпусов цельнокорпусных гитар. Древесина березы также является распространенным материалом, используемым в молотках для клавишных перкуссий.

Пищевые продукты

В Беларуси, России, странах Балтии, Финляндии и некоторых частях северного Китая березовый сок употребляют в качестве освежающего напитка, и считается, что он обладает тонизирующими свойствами. Он водянистый, бледно-зеленого цвета, со слегка сладковатым вкусом и продается в бутылках. Из березового сока также делают квас. Сок определенных видов берез также может быть переработан в березовый сироп, уксус, березовое пиво (напиток, похожий на корневое пиво) и другие продукты. В отличие от кленового сиропа, березовый сироп очень сложно производить, что делает его более дорогим, чем другие пищевые сиропы. Он также значительно менее сладкий, чем кленовый сироп, и сок для производства сиропа доступен только на месяц позже, чем кленовый. Сироп производится в основном на Аляске (из березы Аляски) и в России (из нескольких видов), реже где-либо еще.

Ксилит также может быть извлечен из березы, искусственного подсластителя на основе сахарного спирта, который показал эффективность в предотвращении, а в некоторых случаях и в лечении кариеса.

Согласно серии Unwrapped Food Network, береза ​​является предпочтительной древесиной для изготовления зубочисток.

Лекарственный

В северных широтах береза ​​считается наиболее аллергенной пыльцой деревьев: по оценкам, 15-20% больных сенной лихорадкой чувствительны к зернам пыльцы березы.

Гриб чага — это адаптоген, который растет на белых березах, извлекает компоненты березы и используется как лекарство от рака.

Кора богата бетулином и бетулиновой кислотой, фитохимическими веществами, которые можно использовать в качестве фармацевтических препаратов, и другими химическими веществами, перспективными в качестве промышленных смазочных материалов.

Бересту можно замочить в горячей воде до увлажнения, а затем сформировать гипс для сломанной руки [ необходимая ссылка ] .

Внутреннюю часть коры березы можно безопасно проглатывать.

Ссылки

  1. 1,0 1,1 Киллер, Харриет Л. (1900). Наши родные деревья и как их идентифицировать . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибера. стр. 295–297.
  2. ↑ Березовая смола — Как собрать [1]
  • Флора Северной Америки: Betula
  • Флора Китая: Betula

af:Berk ар:بتيولا be-x-old:Бяроза (древа) бг:Бреза ca: Бедолл cs: Бржиза cy: Бедвен да: Бирк pdc: Баериккебаам де: Биркен эт:каск эл:Σημύδα эо: Бетуло eu:Урки гд: Бейт ху: Ньирфа кк:Қайың ко:자작나무속 hsb: Бреза ио:Бирко есть:Бирки это: Бетула он: שדר ка:არყი ла: Бетула lt: Бержас nl: Берк nds-nl: Бирк нет: Бьоркер nn: Бьорк oc:Beç qu: Авидул кв: Бетула sl:Бреза ср:Бреза ш:Бреза (билька) fi:Койвут sv: Björksläktet Великобритания: Береза ва: Бейоль

Самое популярное дерево в русском искусстве

Исаак Левитан, Весна, Половодье , 1897, холст, масло, 64 × 57 см. Предоставлено: Третьяковская галерея, Москва

Иногда берёза — это просто берёза. В России, однако, березы издавна были не только жизненно важным материальным ресурсом (из их коры изготавливали корзины и обувь, из их древесины вырезали мебель), но и могущественными народными символами чистоты, женственности и плодородия. В XIX веке увлечение русской интеллигенцией такими традициями совпало с расцветом пейзажной живописи. По мере роста взаимодействия с Европой (через торговлю, путешествия, культуру и войну) бушевали споры об идентичности и судьбе России: «догнать» современную Европу или остаться в стороне? Для сторонников обеих сторон спора сельская местность стала рассматриваться как вместилище истинной русскости, а просмотр пейзажной живописи стал для городской интеллигенции и помещичьей аристократии способом идентифицировать себя со своей русской родиной (9).0389 родина ). И, как референция, знакомая всем россиянам — от царского Дома Романовых до крестьянства — береза ​​давала возможность общей национальной идентичности.

Картина Исаака Левитана « Весна, половодье » (1897) — одно из самых знаменитых изображений этого самого банального дерева. С ранних лет было видно, что Левитан был художником редкостного таланта. Ему было всего 17 лет, когда умер его отец, железнодорожник. Осиротевший и бездомный, он уже не мог позволить себе учебу в Московском художественном училище. Но, признав его потенциал, школа отказалась от платы за обучение и предоставила ему стипендию на материалы. Там Левитан подружился с писателем Антоном Чеховым, чей брат Николай был сокурсником. Благодаря техническому мастерству Левитана и его способности наполнять невзрачные русские пейзажи мощным эмоциональным зарядом его репутация быстро расцвела.

Весна, Половодье — поздняя работа и одна из самых влиятельных работ Левитана. Между зрителем и водным горизонтом большая часть среднего плана картины состоит из берез, их тонкая вертикальность подчеркивается отражениями в сезонных паводковых водах. Композиция плавно извилистая, слева обрамлена изгибающейся линией земли, а справа — изгибающейся березой. Деревянная лодка на переднем плане и деревянные хижины вдалеке — единственные следы человеческого присутствия. Эта скромная сцена могла быть где угодно в сельской России — и в этом был смысл. Хотя он знал об импрессионизме (Левитан несколько раз бывал в Париже), он никогда не довольствовался тем, что ловил свет сам по себе. Ограниченная цветовая палитра Левитана и нарочито скромный сюжет стремились вызвать подлинно русское ощущение места, отличное от поверхностных достопримечательностей европейских пейзажей.

Значение Левитана осталось далеко за пределами его жизни. В СССР социалистический реализм опирался на эстетику пейзажа XIX века, которую отстаивали такие художники, как Левитан. В кино его работа была не менее важна. Ранее в этом году в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве прошла выставка «Исаак Левитан и кинематограф», на которой прослеживается его влияние на кинематографистов от Сергея Эйзенштейна до Андрея Тарковского.

Одним из известных примеров является классический советский военный фильм Михаила Калатозова 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *