Народы финно угорской группы в россии: кто такие финно-угры и почему все их забыли — Жизнь на DTF

Что объединяет финно-угорские народы? (Республика)

В последнее воскресенье октября отмечается День родственных финно-угорских народов. Их родство прослеживается прежде всего в языках, что существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения этих народов. Своеобразная психология финно-угров обогащает общечеловеческую культуру уникальным видением мира. Так, в отличие от индоевропейцев представители финно-угорских народов с исключительным уважением относятся к природе. Другая характерная черта финно-угров – открытость к этнокультурному обмену. Они поддерживают культурные контакты со всеми, кто их окружает, предпочитают не воевать, а мирно приспособиться к соседям или мигрировать, сохраняя свою самобытность. На ваш взгляд, сохраняется ли такая общность финно-угорских народов в наши дни?

Галина Габушева, министр национальной политики Республики Коми:

– Взаимосвязь между родственными народами, конечно, должна сохраняться. Самобытность народов, их традиции, языки – это неотъемлемая часть мирового культурного многообразия. Общие языковые корни вкупе с историческими и культурными особенностями финно-угров позволяют говорить об определенной общности, которая мирно сосуществует с общностями других народов уже на протяжении многих веков. А иначе и не может быть.

Дмитрий Шатохин, член Совета Федерации РФ:

– На мой взгляд, все меньше и меньше. Еще лет 10-15 назад чаще слышал о работе молодежных движений финно-угорских народов, и межрегиональное общение было почаще. Теперь регионы, народности больше сами по себе.

Елена Иванова, директор Финно-угорского культурного этнопарка:

– Однозначно сохраняется. Даже на примере кухни. Все желающие могли убедиться в этом на недавно прошедшем у нас «ШаньгаФесте». Фестиваль показал, насколько схожи наши гастрономические традиции и по сей день.

Алексей Рассыхаев, руководитель Сыктывкарского представительства МОД «Коми войтыр»:

– С конца 1980-х годов была вторая попытка (первая – после Октябрьской революции 1917 года) объединить финно-угорские народы и наладить взаимодействие. В сфере науки, культуры и образования были существенные продвижения. Именно в этот период начали проводить различные всероссийские фестивали и конкурсы, конгрессы финно-угорских народов, конгрессы писателей, всероссийские научные мероприятия (конгрессы финно-угроведов начались раньше). Финно-угорский мир, на мой взгляд, существует, хотя связи держатся лишь на отдельных активистах.

Игорь Жеребцов, директор Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, доктор исторических наук:

– В наши дни все хотят мирно жить, а не воевать, причем жить в своей собственной природной и этнокультурной среде. В этом отношении мы ничем не отличаемся от других народов. Наша самобытность в том, что мы никому не навязываем свой образ жизни, но и не хотим, чтобы нам кто-то навязывал чужое. Общность финно-угров, безусловно, есть. Но пока она существует в основном либо в генетической и языковой памяти, либо (для чиновников) на бумаге. Для простого же человека и гражданина такая общность должна иметь более зримые и ощутимые черты. Благодаря, например, образованию, культуре, науке, целенаправленному патриотическому воспитанию, наконец. Иначе наш с вами потомок превратится в человека, полагающего, что он коми, финно-угр, русский, японец, американец, хоббит или кто угодно еще, лишь потому, что услышал об этом по телевидению. Давайте сделаем все для того, чтобы напомнить всем и самим себе в первую очередь, кем мы были вчера, кто мы есть сегодня и кем мы хотим быть завтра. Иначе придут другие, которые постараются научить нас совсем другому.

Елена Козлова, председатель Союза писателей Коми:

– Очень точная характеристика финно-угорских народов дана уже в постановке вопроса. Остается только подтвердить это. Была на многих конгрессах, конференциях, в том числе и писательских, и могу отметить большой интерес всех к культуре и языкам родственных народов, желание больше узнать друг о друге. И еще хочется отметить искреннюю доброжелательность этих встреч, даже, можно сказать, радость общения. Это тоже говорит о дружелюбном менталитете финно-угорских народов.

Мария Кузьбожева, член исполкома МОД «Коми войтыр»:

– Да, сохраняется. Я бы еще к объединяющим финно-угорские народы характеристикам добавила удивительную способность соединять в своих культурах языческое и православное мировосприятие. Две веры не враждуют, а дополняют друг друга, и это удивительный феномен! Обожествление природы, совершение традиционных обрядов, связанных с духами природы, с духами предков, – это вполне современное поведение многих удмуртов, мари, эрзя и мокша, да и коми тоже. Правда, у коми не принято проводить какие-то массовые языческие ритуалы, но внутри у нас, у коми, обращение к силам природы как к одушевленным субстанциям при разных жизненных ситуациях – это норма. По себе сужу, по своим родственникам и знакомым. При этом мы все православные.

Христина Александрова, поэт, журналист газеты «Ямде лий» (Марий Эл):

– Сохраняется. Я по национальности марийка. Поэтому могу отметить, что марийцы и сейчас относятся к природе с уважением, язычники молятся в рощах. В Республике Марий Эл также проживают татары, удмурты, чуваши, русские. С ними тоже живут дружно, совместно проводят праздники, концерты. С уважением относятся к культуре соседей.

Валерий Марков, член Совета Федерации РФ:

– Финно-угры представляют собой небольшую группу людей в большой семье, которой является человечество. В мире их насчитывается около 25 миллионов. Они объединены прежде всего принадлежностью к одной языковой семье, а также определенной общностью черт традиционной культуры и быта. Финно-угорские народы внесли большой вклад в развитие человеческой цивилизации. К примеру, глубокое понимание природы, являющееся их духовным наследием, давно стало достоянием мировой культуры. Культурное многообразие – ценный общественный ресурс. В нашей стране уделяется самое серьезное внимание развитию национальных культур. В России проживает 193 народа, 13 из них относятся к финно-угорской группе. Все они совместно с другими народами России активно участвовали в истории строительства Российского государства. Буквально на днях об этом в своем интервью напомнил президент Владимир Путин.

Финно-угорский мир подарил России множество выдающихся деятелей в самых разных сферах: патриарха Никона, социолога Питирима Сорокина, скульптора Степана Эрьзю, композитора Андрея Эшпая, поэтов Ивана Куратова и Кузебая Герда, олимпийских чемпионов лыжников Галину Кулакову, Раису Сметанину, Василия Рочева, гимнаста Алексея Немова. И это далеко не полный перечень. Надеюсь, что список будет продолжен следующими поколениями.

Не думаю, что базовые ценности финно-угров сильно изменились, хотя ассимиляция, безусловно, повлияла на культуру всех этносов. У коми-ижемца и устьцилема, возможно, больше общих черт в восприятии природы, чем у коми и венгров. Финно-угры разбросаны по разным странам мира, и вместе с тем они не утратили стремления узнать историю, культуру своих родственных по языку народов. В определенной степени это привело к проведению Всемирных конгрессов финно-угорских народов. И все это способствует расширению взаимовыгодного международного сотрудничества, укреплению понимания и доверия между гражданами различных стран.

Алексей Арзамасов, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск):

– Реальность такова, что финно-угорский мир на современном этапе существования все больше кажется фикцией, миражом. Такое ощущения, что взаимный интерес у финно-угорских народов ослабевает. Причин у этого явления много. Настоящее культурное сотрудничество, на мой взгляд, в рамках финно-угорского мира имело место в 1990-е – начале 2000-х. Сейчас же оно затухает.

Лилия Чупрына, заведующая отделом этнокультурного развития филиала ГРДНТ имени В.Д.Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации»:

– Хочу отметить, что, осуществляя разноформатное взаимодействие с различными учреждениями и общественными организациями регионов России, где проживают финно-угорские и самодийские народы, мы с уверенностью можем сказать, что общность, взаимоуважение, особенное отношение ко всему окружающему, стремление к взаимодействию характерны для финно-угорских народов. Взаимодействие всегда было и есть. И чувство общности – оно есть, оно внутри нас, и это видно, когда люди встречаются, общаются, налаживают новые контакты. Отмечу также, что финно-угорские народы всегда соседствовали и тесно взаимодействуют в настоящее время с представителями других народов нашей огромной страны, перенимая друг у друга все хорошее. И это общение обогащает всех нас, позволяет понять их особенности традиций, культуру, при этом сохраняя все самое ценное у себя и передавая будущему поколению.

Ольга Кузиванова, директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина:

– Современные финно-угорские народы, несмотря на лингвистическое родство, подчас очень далеки друг от друга даже географически. Конечно, финно-угорские народы России более близки по схожести исторической судьбы, да и географически можно выделить районы традиционного проживания этих народов. Финно-угры имеют особенную связь с местностью, где проживают, хорошо знают родные леса и реки. В условиях постоянного сосуществования с миром природы у них выработалась особая этноэтика, которая сохраняется в мифах и преданиях. Сегодня культурологи с большим интересом рассматривают этот феномен. В традиции финно-угорских народов считалось, что жить надо тихо, незаметно, не оставляя следов, не разрушая окружающую среду, что вообще-то очень противоречит современным разрушительным практикам взаимодействия с природой. Противоречит это и воспитательным идеям, что молодежь с малых лет должна стремиться к лидерству. По меркам коми, мордвы, мари, удмуртов, надо жить мирно и в согласии с окружающей природой и людьми.

Вклад финно-угорских народов в развитие русского народа и культуры огромен, вместе с русскими финно-угры создавали огромное государство, разделили общую историческую судьбу. И, может, сейчас, когда наше государство ищет национальную идею, особенное традиционное мировоззрение финно-угорских народов, сохранивших древнюю народную мудрость, поможет отыскать нравственные приоритеты общественного развития. В культуре народов, сохранивших традиционную культуру, сокрыт настоящий кладезь мудрости и стремления к познанию истины и справедливости.

Источник: http://respublika11.ru/2018/10/24/chto-obedinyaet-finno-ugorskie-narodyi/

Финно-угорские народы: война и мир води

Поступательно, уверенно, системно, а главное — тихо внедряется концепция «единого финно-угорского мира». Она варьируется от градуса настроений европейских партнеров. Диапазон велик: от стремления лидеров национального движения добиться «независимости от русских оккупантов», идей о «родстве по крови» финно-угорских народов России с народами Финляндии, Эстонии и Венгрии, до единого политического единства «финно-угорского мира». Очевидно, что вся концепция направлена на усиление сепаратистских настроений и работает против интересов российской государственности. В мире проживают более 25 миллионов представителей финно-угорской группы. Это одна из самых крупных этноязыковых общностей в Европе.

subscribe.ru

На фото: Ольга Конькова, автор книги «Водь. Очерки истории и культуры».

В России живет 17 народов финно-угорского происхождения, водь (вожане) — самый малочисленный из них. Наши зарубежные соседи, особенно эстонцы, с особым трепетом относятся к води и проявляют активное внимание к этому этносу, ведь водь исконно занимала приграничные территории, а сейчас на территории води находится крупнейший российский порт на Балтике, ставший конкурентом эстонских портов — Усть-Луга.

О чуде в Ингерманландии

На страницах летописей встречается название «чудь». Первоначально этим именем славяне называли всех финно-угров, не различая отдельные племена. И лишь когда Русь начинала устанавливать более тесные экономические и политические отношения с чудью, тогда и появлялось особое название. Вепсы, водь, ижора, ингерманландские финны и карелы наряду с русскими — коренное население Северо-Запада России.

При первом знакомстве трудно выделить водь среди других «чудских» народов — все они принадлежат к широко распространенному восточно-прибалтийскому типу. Но были у води свои отличительные черты: красота и характер. В конце XVIII века известный исследователь Федор Туманский писал: «Женщины чюдские все вообще красивы, имеют веселый, приятный и заманчивый взгляд, быстрые глаза, большие голубые…». А знаменитый историк Генрих Габриель Портан признавал, что водские женщины считаются более красивыми по сравнению с русскими и финскими. Нельзя оставить без внимания еще одну сторону внешности води, это самый белокурый народ в мире. У 80% мужчин и у 76% женщин волосы белели как снег или золотисто желтели как прибрежный песок.

Исследователи указывали и на особенности национального характера, водь казалась более быстрой, живой и открытой по отношению к окружающим, чем, например, финны.

Хотя сообщения летописей кратки, очевидно, что вожане играли значительную роль в жизни Новгорода. Одна из частей города носила название Водский конец. Территория, названная в летописях Водской землей (впервые это название появляется в русских летописях в 1338 году), была основной частью владений Новгорода на Северо-Западе. В 1478 году, когда Новгород был покорен Иваном III и все новгородские владения были разделены на пятины, одна из пятин стала называться Водской.

В 1617 году по Столбовскому миру северо-западная часть русских земель временно отошла к Швеции и территория получила название «Ингерманландия». После почти ста лет пребывания под властью Шведского королевства Ингерманландия стала частью Российской империи по результатам Северной войны.

«Земля и деревья будут, а нас не будет» © водская поговорка

XX век сопровождался трагическими событиями для води: репрессии 30-х годов, выселение в 40-х, игнорирование в 50−60-е годы. Все это приводит к тому, что в 1959 году водь просто не упоминается в переписи населения. Тем самым вожане переведены в категорию «не существуют».

Особого внимания требует период Великой Отечественной войны. В протоколе совещания немцев и финнов в Таллине 4 ноября 1943 года отдельно обсуждался вопрос об эвакуации води в Финляндию вместе с финнами. В этом же месяце и началась эвакуация местных финно-язычных народов, сначала в Эстонию, в город Палдиски (в советское время — Балтийск), а затем в Финляндию. После подписания мирного договора с Финляндией большая часть эвакуированной води в 1944 году вернулась в СССР, но сразу же была принудительно выселена в Псковскую, Новгородскую, Великолуцкую области, затем в Карелию и Сибирь.

Начиная с 80-х годов можно констатировать национальный подъем, вызванный гласностью и сменой национальной политики СССР. Но численность финно-угорских народов всё равно продолжала сокращаться. Очевидным становилось разрушение самосознания самих народов. Бонусом к этому явился кризис 90-х годов, который привел к частичной утрате традиционных видов хозяйственной деятельности.

Торжество здравого смысла

В 2000-х происходит переосмысление действительности и власти вспоминают, что Россия — это многонациональная страна. Водские активисты официально обращаются к правительству Ленобласти с просьбой исправить советский казус, а также инициируют этнографическую экспертизу. В 2008 году историческая справедливость и здравый смысл восторжествовали — водь включили в единый перечень коренных малочисленных народов России.

По итогам переписи 2010 года численность води составило 64 человека, на Родине, в Ленинградской области — 33, в Санкт-Петербурге — 26. Количество «чудских» потомков, проживающих на территории бывшей Ингерманландии никто не скажет. Но важно, чтобы сотни тысяч людей, живущих на этой земле, знали и помнили историю края. На сегодняшний день создана система по сохранению этнокультурной самобытности води: принята государственная программа и поддерживаются НКО.

Водь, проживая с древних времен на пограничной территории, традиционно была втянута в «разборки» между соседями. «Цивилизационное давление запада» водь начала на себе испытывать еще в XII веке, когда при римском папе Александре III водь пытались обратить в католичество. Однако, большинство водского народа стало православным. А с XIII века вожане выступают вместе с новгородцами против «неугодных им князей». Малочисленный народ и сегодня остается дополнительным аргументом в решении частных хозяйственных и экономических вопросов, а также используется во внешнеполитических играх. Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес систематически выступает с критикой и обвинениями в адрес России о геноциде малочисленного народа. Начиная с 1991 года, внешняя политики Эстонии построена на патернализме в отношении финно-угорских народов и популяризации концепции «единого финно-угорского мира».

Несмотря на все попытки создания единого финно-угорского мира, водь сама себя определила в составе государства Российского еще в 13 веке. В данных обстоятельствах чудь верна себе и следует водской поговорке: «Привяжи язык к уху, чтобы меньше болтал».

[Публикация в блоге] Финно-угорские народы России: rfmcdpei — LiveJournal

Надежда Сорокина из Russia Profile недавно сообщила новости о недавнем финно-угорском саммите, состоявшемся в Саранске, столице российской автономной республики Мордовия.
Фестиваль национальных культур финно-угорских народов в этом году обещает стать одним из самых масштабных в истории мероприятия. Впервые в истории этого ежегодного мероприятия, организованного финно-угорским миром, примет участие Президент России Владимир Путин. На предыдущие мероприятия он прислал представителей, которые зачитали слова приветствия от главы Российского государства.

Однако теперь Путин намерен провести не только трехстороннюю российско-венгерско-финляндскую встречу с участием президента Финляндии Тарьи Халонен и премьер-министра Венгрии Ференца Дюрчаня. Он также намерен посетить одну из культурных выставок, проходящих в Саранске в рамках мероприятия.

Интерес Путина к фестивалю в Мордовии не случаен. В России проживает более половины финно-угорских народов, а общая мировая численность этого этноса составляет около 20 миллионов человек. В эту группу входят венгры, вепсы, воти, ижорцы, карелы, квены, коми, коми-пермяки, ливы, манси, марийцы, мокши, ненцы, самми, селькупы, удмурты, финны, финно-ингерманландцы, ханты, эрзя и эстонцы.

В России финно-угры являются третьей крупной составляющей русского народа, наряду с этническими русскими и татарами. По некоторым оценкам, половина россиян имеют отношение к финно-уграм. Представители этой этнической группы проживают в 12 регионах России и являются коренными жителями Поволжья и Урала, Карелии и Кольского полуострова.

Финно-угорские языки, послужившие основой для этого воссоединения, связаны с группой из пары десятков народов, рассеянных по северо-восточной Европе, от Дунайской равнины и Балтийского моря до Урала и далее.

Finno-Ugric_languages ​​
Загружено rfmcdpei, скопировано из Википедии

Венгры Дунайского бассейна и дальние родственники ханты и манси северо-западной Сибири, все носители угорских языков, связаны с ветвью финно-угорской языковой семьи отделены от географически и культурно более разнообразного сообщества носителей финского языка. Родство угорских языков с финскими может быть еще более далеким, поскольку The Economist 9Статья 0004 2006 года «Умирающая рыба плавает в воде» предполагает. (Сама статья берет свое название от того, что эстонский лингвист считал единственным предложением, понятным как на финском, так и на венгерском языке, но в конце концов оказалось, что оно на самом деле неразборчиво.) В течение 20-го века Финляндия и Эстония оказались странами наиболее вовлечены в финно-угорское движение, используя его для связи с обширным и разнообразным кругом далеких этнических родственников, описанным базирующимся в Эстонии Информационным центром финно-угорских народов.

По типу культуры эстонцы, финны и венгры являются типичными европейцами, а культура поволжско-финских, пермских и малых прибалтийско-финских народов является аграрной, так как в силу ряда исторических, политических и культурных причин у них не было возможность создавать собственную городскую культуру. На протяжении веков культура хантов, манси и самоедов, основанная на охоте, рыболовстве и оленеводстве, приспособилась к жизни в экстремальных сибирских условиях, тем не менее, она наиболее уязвима для европейской индустриальной культуры.

Что касается их религии, то эстонцы, финны и западные саамы исповедуют лютеранство, тогда как венгры в основном католики (также встречаются кальвинисты и лютеране). Финно-угры, проживающие в европейской части России, в большинстве своем православные, но удмурты и марийцы сохранили древнюю природную религию (т.е. анимизм). Финно-угры в Сибири так же, как и самоеды, являются шаманистами.

Уральские народы различаются по своей политической судьбе и статусу. Венгры имеют тысячелетнее независимое государство. Финляндия со своим парламентом и валютой была автономна уже в царской России. Эстонцы обрели независимость только в 1918. После Второй мировой войны эстонцы и венгры были частью так называемой социалистической сферы, тогда как Финляндии удалось сохранить свою рыночную экономику и демократию.

Финские меньшинства на территории нынешней России оказались на пороге независимости после провала Первой мировой войны, когда ингерманландцы образовали собственное государство во внутренних районах Санкт-Петербурга, карелы объединились с Финляндией, а марийцы , удмурты и мордва в Среднем Поволжье объединились с тюркскими народами, такими как татары, под знаменем идель-уральского регионализма. Воссоединение России в составе Советского Союза резко оборвало этот период, и в последующие семьдесят с лишним лет были созданы автономные республики с собственными государственными институтами для многих из этих национальностей, проводилась политика советизации посредством иммиграции, вызванной индустриализацией, и иммиграции русскоязычного населения, которая имел тенденцию к русификации местного населения, как в Республике Коми, и сталинскому государственному террору, направленному против культурных лидеров многих групп населения как потенциально нелояльных. Финно-угорское движение снова вспыхнуло после холодной войны, после перехода Венгрии к демократии, возвращения Эстонии к независимости и появления федерализма в Российской Федерации, но финно-угорским народам России не хватает сильной идентичности — и, следует отметить, что поддерживающие государственные аппараты, особенно заметные в Марий Эл, способствовали успешному национализму в Татарстане. По большому счету, финно-угорские народы России ассимилируются с населением Российской Федерации в целом за счет смешанных браков, смены языка и сокращения населения сельских районов России, где сосредоточено так много этих народов.

Финно-угорское движение не исчезнет. Путин поддерживает идею относительно безобидного сбора дальних родственников, даже присутствовавший на саммите в Саранске, продвигая его как способ привлечения инвестиций и стимулирования торговли в России. Сорокина утверждает, что для Финляндии, «страны с быстро стареющим населением, а также переживающей двойной натиск европейской интеграции и американской культуры, родственные народы Поволжья и Урала имеют романтический оттенок и представляют собой возможность чтобы омолодить его население». Эстония может со временем прийти к той же точке зрения, на данный момент рассматривая эти меньшие группы населения как этнических соплеменников, которые (в отличие от эстонцев) все еще подвергаются репрессиям со стороны Российской империи, как существование принимающей Эстонию Красная книга народов Российской империи подсказки. Возможно, эти две страны могли бы даже попытаться способствовать иммиграции из этих групп населения по тому же принципу, который способствовал иммиграции из Ингерманландии в Финляндию после распада Советского Союза: половина студентов из этих групп была набрана в Эстонию по программе стипендий в 1999 г. , The Economist , в итоге остался в Эстонии. Что-либо более существенное — скажем, переопределение этих малочисленных народов, как предложил удмурт Константин Замятин в 2004 г., как «восточных финнов» для обеспечения иностранной поддержки — крайне маловероятно перед лицом незаинтересованности финнов, враждебности России и отдельные истории этих народов. Учитывая еще одно столетие, я задаюсь вопросом, выживут ли какие-либо из этих популяций как культурно обособленные популяции, как нечто большее, чем аннотации и другие неясные ссылки в учебниках географии и люди, разбросанные по евразийскому массиву суши, которые говорят (когда их подсказывают) такие вещи, как «Моя бабушка была… ..».

Есть ли финно-угорский компонент в генофонде русских Ярославской области? Данные по Y-хромосоме

  1. Альквист А. Субстратная топонимия Ярославского Поволжья // Очерки исторической географии: Северо-Запад России: славяне и финны . и финны), Герд, А.С. Под ред. Лебедева Г.С. СПб.: СПб. ун-та, 2001. С. 436–467.

    Google Scholar

  2. Матвеев А.К., Субстратная топонимия Русского Севера , Екатеринбург: Урал. ун-та, 2007, ч.3.

    Google Scholar

  3. Матвеев А.К., Субстратная топонимия Русского Севера . Часть 4: Топонимия мерянского типа. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2015.

    Google Scholar

  4. Хелимский Е.А. Северо-западная группа финно-угорских языков и ее субстратное наследие,

    Вопр. Ономастики, 2006, вып. 3, стр. 38–51.

    Google Scholar

  5. Смирнов О.В., «Марийская» гипотеза в изучении топонимии рек Оки и Унжи и западных границ древнемарийского топонимического ареала, Вопр. Ономастики, 2015, вып. 2(19), стр. 7–61.

    Google Scholar

  6. Захаров С.Д., Белоозеро, в Русь в IX–X веках: археологическая панорама / Под ред. Макарова Н.А., М.: Древности Севера, 2012, с. стр. 212–241.

    Google Scholar

  7. Недошивина Н.Г. Зозуля С.С. Курганы Ярославского Поволжья // Русь в IX–X веках: археологическая панорама / Под ред. Макарова Н.А. М.: Древности Севера, 2012. стр. 179–193.

    Google Scholar

  8. Третьяков П.Н., Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге (Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге), М.: Наука, 1966.

    Google Scholar

  9. Макаров Н.А., Колонизация северных окраин Древней Руси в XI–XIII вв. (Колонизация северных окраин Древней Руси XI-XIII вв. ), М.: Скрипториум, 1997.

    Google Scholar

  10. Плисс Л., Тимша Л., Роотси С. и др. Y-хромосомные линии латышей в контексте генетической изменчивости Восточно-Балтийского региона, Ann. Гум. Ген., 2015, т. 1, с. 79, нет. 6, стр. 418–430. doi 10.1111/ahg.12130

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  11. Балановский О., Жабагин М., Агджоян А. и др., Глубокий филогенетический анализ гаплогруппы G1 позволяет оценить частоту мутаций SNP и STR в Y-хромосоме человека и выявить миграции носителей иранского языка, PLoS One, 2015 г., том. 10, нет. 4:e0122968. doi 10.1371/journal.pone.0122968

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  12. Zalloua, P.A., Xue, Y., Khalife, J., et al., Y-хромосомное разнообразие в Ливане структурировано недавними историческими событиями, Am. Дж. Хам. Генетика, 2008, том. 82, стр. 873–882. doi 10.1016/j.ajhg.2008.01.020

    Статья КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  13. Заллуа, П.А., Платт, Д.Э., Эль Сибай, М., и др., Идентификация генетических следов исторических экспансий: финикийские следы в Средиземном море,

    Am. Дж. Хам. Генетика, 2008, том. 83, стр. 633–642. doi 10.1016/j.ajhg.2008.10.012

    Статья КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  14. Балановская Е.В., Пежемский Д.В., Романов А.Г. и др. Генофонд Русского Севера: рабы? Финны? Палеоевропейцы?, Вестн. Моск. ун-та, сер. 23: Антропол., 2011, вып. 3, стр. 27–58.

    Google Scholar

  15. Балаганская О.А., Балановская Е.В., Лавряшина М.Б. и др. Полиморфизм Y-хромосомы у тюркоязычных популяций Алтае-Саян, Тянь-Шаня и Памира в контексте взаимодействия западно- и восточно-евразийских генофонды, Мед. Ген., 2011, т. 1, с. 10, нет. 3, стр. 12–22.

    Google Scholar

  16. Дибирова Х.Д., Балановская Е.В., Кузнецова М.А. и др. Генетический рельеф Кавказа: четыре лингвогеографических региона по данным полиморфизма Y-хромосомы // Мед. Генетика, 2010, том. 9, нет. 10, стр. 9–18.

    Google Scholar

  17. Балановский О., Роотси С., Пшеничнов А. и др. Два источника русского патрилинейного наследия в их евразийском контексте, Am. Дж. Хам. Генет., 2008, том. 82, стр. 236–250. doi 10.1016/j.ajhg.2007.09.019

    Статья КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  18. Роуэр Л., Виллувейт С., Крюгер К. и др. Анализ STR-гаплотипов Y-хромосомы в европейской части России выявил высокое разнообразие, но незначительные генетические расстояния между популяциями, Int.

    J. Legal Med., 2008, vol. 122, нет. 3, стр. 219–223. doi 10.1007/s00414-007-0222-2

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  19. Малярчук Б.А. Структура генофонда русских популяций европейской части России по данным распределения гаплогрупп Y-хромосомы // Russ. J. Genet., 2008, vol. 44, нет. 2, стр. 187–192.

    Артикул КАС Google Scholar

  20. Роотси С., Животовский Л.А., Балдович М. и др. Северный маршрут против часовой стрелки гаплогруппы N Y-хромосомы из Юго-Восточной Азии в Европу, Евро. Дж. Хам. Генетика, 2007, том. 15, нет. 2, стр. 204–211.

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  21. Илумяэ, А.-М., Рейдла, М., Чухряева, М., и др., Y-хромосомная гаплогруппа человека N: нетривиальная филогеография с временным разрешением, которая охватывает языковые семьи,

    Am. Дж. Хам. Ген., 2016, т. 1, с. 99, нет. 1, стр. 163–173. doi 10.1016/j.ajhg.2016.05.025

    Статья пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  22. Дубов И.В., Северо-восточная Русь в эпоху раннего средневековья (историко-археологические очерки) (Северо-Восток России в раннем средневековье (историко-археологические очерки)), Ленинград: Ленинградский ун-т, 1 982

    Google Scholar

  23. Крицкий П.А., Сицкари, Ярославский край, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона), Селиванов А.М., Ред., Ярославль, 1996.

    Google Scholar

  24. Баранова В.В. Составление словаря и рождение нового языка, Антропологический форум (Тр. конф.), 2014, № 1, с. 21, стр. 27–36.

    Google Scholar

  25. «>

    Горюнова Е.И., Курган Мерья в Рыбинском море, в Кратких сообщениях Института истории материальной культуры , 1954, выпуск 54, стр. 160–161.

    Google Scholar

  26. Карлссон, А.О., Валлерстрём, Т., Гетерстрём, А., и др., Разнообразие Y-хромосом в Швеции – долгосрочная перспектива, Eur. Дж. Хам. Генетика, 2006, том. 14, нет. 8, стр. 963–970.

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  27. Кушниаревич А., Сивицкая Л., Даниленко Н. и др., Однородительское генетическое наследие белорусов: встреча редких ближневосточных матрилиней с центральноевропейским пулом митохондриальной ДНК,

    PLoS One, 2013 г., том. 8, нет. 6. е66499. doi 10.1371/журнал. пон.0066499

    Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  28. Мирабаль С. , Регейро М., Каденас А.М. и др. Распределение Y-хромосомы в пределах геолингвистического ландшафта северо-запада России, Eur. Дж. Хам. Генетика, 2009, том. 17, нет. 10, стр. 1260–1273.

    Артикул пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  29. Майрес, Н.М., Рутси, С., Лин, А.А., и др., Эффект основателя основной гаплогруппы Y-хромосомы R1b эпохи голоцена в Центральной и Западной Европе,

    Eur. Дж. Хам. Ген., 2011, т. 1, с. 19, нет. 1, стр. 95–101.

    Артикул пабмед Google Scholar

  30. Пименов В.Н., Комас Д., Пало Ю.Ю. и др. Северо-западные сибирские ханты и манси на стыке западно- и восточно-евразийских генофондов по однородительским маркерам, Евро. Дж. Хам. Генетика, 2008, том. 16, нет. 10, стр. 1254–1264. doi 10.1038/ejhg.2008.101

    Статья КАС пабмед Google Scholar

  31. «>

    Семино О., Пассарино Г., Офнер П.Дж. и др., Генетическое наследие палеолита Homo sapiens sapiens у современных европейцев: перспектива Y-хромосомы, Science, 2000, vol. 290, нет. 5494, стр. 1155–1159. doi 10.1126/science.290.5494.1155

    Статья КАС пабмед Google Scholar

  32. Тамбец К., Роотси С., Кивисилд Т. и др., Западные и восточные корни саамов – история генетических «выбросов», рассказанная митохондриальной ДНК и Y-хромосомами, Am. Дж. Хам. Генетика, 2004, том. 74, нет. 4, стр. 661–682. doi 10.1086/383203

    Статья КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  33. Уэллс, Р.С., Юлдашева, Н., Рузибакиев, Р. и др., Евразийский центр: континентальный взгляд на разнообразие Y-хромосомы, Проц. Натл. акад. науч. США, 2001, том. 98, нет. 18, стр. 10244–10249. doi 10.1073/pnas. 171305098

    Статья КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  34. Rosser, Z.H., Zerjal, T., Hurles, M.E., et al., Y-хромосомное разнообразие в Европе носит клинальный характер и зависит в первую очередь от географии, , а не от языка, Am. Дж. Хам. Генетика, 2000, том. 67, стр. 1526–1543.

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  35. Роотси С., Магри С., Кивисилд Т. и др., Филогеография гаплогруппы I Y-хромосомы выявляет отдельные домены доисторического потока генов в Европе, Am. Дж. Хам. Генетика, 2004, том. 75, нет. 1, стр. 128–137.

    Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  36. Роотси С., Майрес Н.М., Лин А.А. и др., Различение общих предков гаплогруппы G Y-хромосом в популяциях Европы и Кавказа, Евро. Дж. Хам. Ген., 2012, т. 1, с. 20, нет. 12, стр. 1275–1282.

    Артикул КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  37. Cruciani, F., La Fratta, R., Trombetta, B., et al., Отслеживание прошлых перемещений мужчин в северной/восточной Африке и западной Евразии: новые подсказки из Y-хромосомных гаплогрупп E-M78 и J -M12, мол. биол. эволюция, 2007, том. 24, нет. 6, стр. 1300–1311. doi 10.1093/molbev/msm049

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  38. Андерхилл, П.А., Майрес, Н.М., Рутси, С., и др., Новые филогенетические отношения для гаплогруппы I Y-хромосомы, Переоценка ее филогеографии и предыстории , Мелларс, П., Бойл, К., Бар — Йосеф, О., и Стрингер, К., ред., Кембридж: Институт археологических исследований Макдональда, 2007 г., стр. 33–42.

    Google Scholar

  39. «>

    Андерхилл, П., Майрес, Н., Рутси, С. и др., Разделение послеледникового происхождения европейских и азиатских Y-хромосом в гаплогруппе R1a, Eur. Дж. Хам. Генетика, 2010, том. 18, нет. 4, стр. 479–484. doi 10.1038/ejhg.2009.194

    Статья пабмед Google Scholar

  40. Лаппалайнен Т., Койвумяки С., Салмела Э. и др., Региональные различия среди финнов: взгляд на Y-хромосому, Джин, 2006, том. 376, нет. 2, стр. 207–215.

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  41. Лаппалайнен Т., Лайтинен В., Салмела Э. и др. Миграционные волны в регионе Балтийского моря, Ann. Гум. Генетика, 2008, том. 72, нет. 3, стр. 337–348.

    Артикул КАС пабмед Google Scholar

  42. Heinrich, M., Braun, T., Sänger, T., et al., Уменьшенное и малообъемное типирование Y-хромосомных SNP для получения финских Y-хромосомных составных гаплотипов, Междунар. Дж. Юридический. мед., 2009, т. 1, с. 123, нет. 5, стр. 413–418. doi 10.1007/s00414-009-0358-3

    Статья пабмед Google Scholar

  43. STATISTICA (программный комплекс для анализа данных), версия 62001, Stat Soft. http://www.statsoft.com.

  44. Чухряева М.И., Иванов И.О., Фролова С.А. и др. Программа гапломатч для сравнения STR-гаплотипов Y-хромосомы и ее применение для анализа происхождения донских казаков, Рус. J. Genet., 2016, vol. 52, нет. 5, стр. 521–529.

    Артикул КАС Google Scholar

  45. Балановский О., Дибирова К., Дыбо А. и др., Параллельная эволюция генов и языков в Кавказском регионе, Мол. биол. эволюция, 2011, том. 28, нет. 10, стр. 2905–2920. doi 10.1093/molbev/msr126

    Статья КАС пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *