Наровчатские пещеры. Уникальный комплекс в Пензенской области
Наровчатские пещеры…Пожалуй, ни с одним подземным сооружением области не связано столько самых невероятных легенд, тайн, случаев, сколько с пещерным комплексом наровчатского Троицкого Сканова монастыря.
Наровчатские пещеры.Предыстория
Признаюсь, когда я впервые ехал в Наровчат, то даже не подозревал, что хронически «заболею» пещерами и монастырем. Позже какая-то странная, необъяснимая сила тянула туда вновь и вновь. Но скажи мне кто тогда, что по запутанным подземным лабиринтам буду водить группу провожатым, не поверил бы.
До этого слышал рассказ о том, как двое работников совхоза «Наровчатский» в послевоенные годы решили прогуляться с фонариком по пещерному комплексу. Фонарик был один на двоих. То ли лампочки в нем перегорели, то ли батарейка села, только оказались горе путешественники в обнимку с кромешной тьмой. Пришлось идти на ощупь, шли долго-долго, пока не сориентировались по свежей струе воздуха, тянущейся от входа. А когда наконец-то выбрались наружу, то ахнули: у одного от пережитого волосы стали белыми, как снег.
Впервые в Наровчате я очутился благодаря давней задумке — дать в областной газете серию материалов об уникальных архитектурных памятниках прошлого.
Наземный Троицкий Сканов монастырь, несмотря на запущенность, казался жемчужиной, сверкающей вопреки беспощадным десятилетиям среди широкого раздолья полей. Особым великолепием привораживал центральный храм. Расписанный в ласковые малиновые и голубые тона, он вознесся куполами в небеса. Сюда от Наровчата рукой подать — километров пять. Мы приехали на УАЗике с работавшим тогда редактором районной газеты Владимиром Афанасьевичем Поляковым, человеком, фанатично влюбленным в родной край, отдавшим немало сил и времени спасению монастырского комплекса.
Был знойный летний вечер. И если бы не любопытство, то лучший вариант — спрятаться в гостинице от невыносимой жары после утомительно долгого пути из Пензы. Хотелось пить. Едва мы заехали на монастырский двор, как перед автомобилем неожиданно выросла невысокая босоногая пожилая женщина. Она повела нас в келью, где уже был накрыт стол. Стояли самовар и чашки — ровно по количеству гостей. Мы, удивленные, стали представляться, но женщина одернула:
— Не надо. Я знаю, кто вы. Знала и о том, что приедете.
За чаепитием незнакомка удивила еще больше. Назвала критические годы в жизни каждого из нас, которые следует «перешагнуть».
Как выяснилось, ясновидящая женщина-незнакомка, гостеприимно нас угостившая чаем, приехала в Наровчат из Москвы. С подругой и дочкой они в короткий срок совершили настоящее чудо — расчистили от гор хлама центральный собор.
Почему для такого подвижничества вы выбрали именно Троицкий Сканов монастырь? — поинтересовался я. — Мало ли других заброшенных в матушке Руси.
Ответ ошарашил: «Так ведь здесь центр России».
Женщина протянула мне журнал с публикацией знаменитого Валентина Сидорова, написавшего повесть «Семь дней в Гималаях». В журнальной публикации Сидоров уверял, что на санскрите слово «Москва» звучит, как «Мохши» (а именно на месте Наровчата когда-то находился древний город с таким названием!). Возможно, сам Сидоров о «второй Москве», находящейся здесь, в российской глубинке, и не ведает. Хотя в Наровчате странным образом переплелись родственными узами Россия и Индия.
По воспоминаниям очевидцев, в подземных лабиринтах наровчатских пещер был нижний ярус с озером, на берегу которого стояли красивые статуи из нехарактерного для Руси нефрита. Одну из них якобы даже видели в местном краеведческом музее. Но позже она загадочным образом куда-то исчезла. А по сведениям сотрудников Пензенского государственного краеведческого музея, именно в Наровчатском районе обнаружена древнеарийская срубная культура. Не тут ли проходили арии, проторяя свой исторический путь в Индию?
У ариев есть такое духовное понятие о Брахмане, как Мокша, означающее освобождение. А ведь именно в этих местах вдоль реки Мокша и проживали мокшанские племена! Вполне вероятно, что арийцы и мокша — ближайшие родственники.
К пещерному монастырю мы поехали после чаепития. Он располагается неподалеку, километрах в двух-трех от наземного. Место живописнейшее. Высокая гора Плодская, в которой неизвестными энтузиастами прошлого выдолблены ходы, обрамлена прекрасным лесом. У подножия бьет родник. Когда-то здесь зиял вход в необычный архитектурный комплекс, стояла часовенка. В те стародавние времена это местечко, как и пещеры Киево-Печерской лавры, считалось святым.
В годы войны основной вход, украшенный красивым орнаментом, был взорван. И нам пришлось подниматься по крутой тропинке в гору. Там, наверху, вездесущие пацаны прорыли новый лаз в подземелье.
С горы открывается взору чудесный вид на Троицкий Сканов монастырь и окрестные просторы.
Центральный собор поражает своей неземной красотой, заставляет задуматься о вечном.
Насладившись увиденным, мы по узкому лазу стали спускаться в пещеры, пока не очутились в каменном коридоре. Ширина его не превышала метра, а высота позволяла идти в рост. Нам рассказали, что когда-то своды и стены пещер были выложены кирпичом. Но местные жители, прослышав о его высоком качестве, разобрали стены и вывезли кирпич для хозяйственных нужд.
Сейчас подземные ходы простираются в трех ярусах, а раньше, как утверждают старожилы, их было пять. Даже по нынешней протяженности (590 метров) они превосходят аналогичные сооружения знаменитой Киево-Печерской лавры (507 метров).
Мы шли в безмолвии по рукотворным улицам необычного подземного города. Слева и справа зияли проемы-входы в небольшие жилища монахов-отшельников. Каменная лежанка да ниша под икону — вот и все «богатство» келий. На стенах кое-где видны пятна сажи — следы сгоревших свечей. Видели мы и своеобразное переговорное устройство — в каменную толщу из келий каким-то удивительным способом были врезаны керамические трубочки. Благодаря ним на других ярусах прослушивался разговор в кельях, даже если он велся шепотом.
В подземном зале остановились, как витязи на распутье, от него разбегалось в разные стороны сразу несколько коридоров-улиц. С волнением вчитывались в старинный церковно-славянский текст на стене тесноватой часовни. Подходили мы и к монашеской аптеке, вход в которую оказался заваленным. В ней, судя по рассказам, были найдены неизвестные лекарства, краски.
Необъяснимый случай
Что касается истории с находками в наровчатских пещерах, то их тьма. Во многих реальность переплетается с мистикой. Например, необъяснимый случай произошел в 1982 году с группой московских спелеологов, возглавляемых Игорем Юрьевичем Прокофьевым. Поздней ночью они наткнулись на пролом, ведущий в неизвестную ранее комнату. Решили исследовать ее утром и отправились спать в палатку.
Проснулись от гула мотора. Неизвестные лица переносили в машину из пещер какие-то ящики. Стало жутковато. Утром в подземелье увидели расширенный пролом — обнаруженная комната была пуста. Но самое непонятное случилось дальше: москвичи сразу свернули свой лагерь и уехали. Что было в загадочных ящиках? Кто приезжал к горе ночью? Почему так быстро ретировались московские спелеологи? Вопросы, вопросы…
У меня хранится копия отчета руководителя московской спелеологической экспедиции И. Ю. Прокофьева от 5 сентября 1980 года, который он представил в Пензенское областное управление культуры. Читатели могут познакомиться с выдержками из этого ценного для нас документа.
«…Члены указанной группы с 6 по 25 августа 1980 года провели специальную спелеологическую экспедицию. Все полевые работы выполнены в соответствии с «Программой проведения работ по обследованию комплекса подземных сооружений Троицкого Сканова монастыря», рекомендованной Главным управлением охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР.
Весь объем пещерного комплекса выкопан в алевролите — сцементированной осадочной породе, сложенной более чем на 50 процентов частицами алевролитовой размерности (0,01-0,1 мм), чем и отличается алевролит от песчаника, имеющего размеры зерен от 0,1 до 1,0 мм. Алевролит представлен зернами кварца и слюды, скрепленными глинисто-кремнистым цементом. Количество кремнистого вещества, представленного опалом, колеблется в разных участках пещерного комплекса, что существенно влияет на сохранность подземных полостей. Монолитная алевролитовая порода трещиновата. Основное направление трещин 140-320 градусов. Однако большинство трещин заполнено обломочными породами. Максимальная ширина отдельных трещин достигает 30 сантиметров…».
Местные жители издревле называют возвышенность, где находится пещерный комплекс, «горой», «городком» или «городищем». Как установлено, по крайней мере, с 1877 года («Пензенские епархиальные ведомости», № 13 от 1 июля 1877 г., стр. 20-21) и по настоящее время собственного названия пещерный комплекс не имеет — его просто называют «пещеры».
На основании имеющихся сведений о происхождении подземного лабиринта и его принадлежности монастырю считаем наиболее удачным, называть этот лабиринт пещерным комплексом Троицкого Сканова монастыря.
При обследовании на поверхности возвышенности зафиксированы остатки фундаментов бывших построек в виде ям и битого кирпича (все кирпичные строения разрушены, и даже выбран весь кирпич из фундаментов местными жителями для собственных нужд в послевоенный период).
Как свидетельствуют «Пензенские епархиальные ведомости» (№ 13 от 1 июля 1877 г.), над пещерным комплексом и рядом с ним были различные строения.
«При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один — во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (стр. 21).
В ста метрах к северо-востоку от пещерного комплекса находятся остатки земляного вала и рва, которые защищали городище, некогда расположенное на обрывистой возвышенности неподалеку от места слияния ручья Ошли с рекой Мокшей. По преданию именно здесь, где позднее были выкопаны пещеры, находилось городище.
Понятие «городище», как известно, охватывает массу разновременных памятников от эпохи бронзы до XVI-XVII веков. Основным признаком городища являются укрепления, так как это остатки укрепленных поселений.
Топографическая закономерность расположения городищ — чтобы сделать поселения неприступными, населением использовался рельеф местности — четко прослеживается и на Скановом городище. Крутые высокие склоны коренного берега реки Мокши и ручья Ошли почти со всех сторон опоясывают территорию городища. Оставшаяся узкая перемычка, соединявшая выступающий мыс с коренным берегом, по всей вероятности, была срыта. В настоящее время по этой перемычке проходит заброшенная дорога. Подходы к перемычке у городища со стороны коренного берега дополнительно были укреплены земляным валом и рвом.
Остатки земляного вала и рва, а также топонимы «городок» и «городище» свидетельствуют о том, что здесь было укрепленное поселение, исторические сведения о котором отсутствуют.
Как известно, на городище над пещерным комплексом археологические исследования не проводились. По опыту изучения Киевских пещер, в которых в 1876 году ученые нашли остатки кремневых орудий труда, глиняной посуды, расколотые кости животных, можно предположить, что специальные исследования как городища, так и пещерного комплекса Троицкого Сканова монастыря, возможно, отодвинут период активного освоения этой местности с XVII века на более раннее время.
Такое сочетание объектов культуры, как древнее городище и пещерный комплекс, представляет большой интерес не только для специалистов. Эти объекты, несомненно, привлекут внимание массы туристов и экскурсантов.
Пещерный комплекс искусственного происхождения, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей, а также сведениями из «Пензенских епархиальных ведомостей» (№13 от 1 июля 1877 года, стр. 20-21).
«В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок»… Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков, и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений.
Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».
На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестраивались, появились новые галереи, кельи.
В настоящее время лабиринт пещерного комплекса представлен галереями (ходами) и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющихся между собой.
Первый (верхний) ярус четко выделяется в самостоятельный участок, который соединяется через провал в обрушенной келье с нижними ярусами. Второй ярус соединяется с третьим (самым нижним) ярусом ходами и лазами. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: I ярус — 11-12 градусов, II ярус — 8-9 градусов и III ярус — 6-7 градусов.
Прилагаемые предварительные варианты планов первого (верхнего) яруса и второго (нижнего) яруса, а также морфометрическая характеристика подземных полостей верхнего яруса дают возможность уже на данном этапе наглядно представить весь пещерный комплекс. Следует отметить, что третий (самый нижний ярус) стало возможным выделить только после составления предварительного варианта плана второго яруса и последующего его уточнения под землей.
Предварительно определенная протяженность подземных полостей обследованного пещерного комплекса составляет 670 метров. Протяженность полостей верхнего яруса — 126 метров и двух нижних ярусов — 544 метра.
Наряду со сводчатыми ходами-коридорами под землей вырублены кельи, имеющие довольно разнообразную форму. Все кельи расположены в двух нижних ярусах, где слагающая алеровлитовая порода более прочная по сравнению с верхним ярусом.
В среднем ярусе, по всей вероятности, была небольшая подземная церковь, а у пикетов 161-163 — молельня, сооруженная в более позднее время, т. к. пол этого помещения срезал свод более ранней кельи. В этой засыпанной келье были обнаружены надписи на стенах.
В настоящее время в пещерном комплексе зафиксировано 16 сохранившихся келий, а также ряд сильно разрушенных помещений позднейшими переделками и обрушениями сводов.
Кроме надписей на стенах подземной церкви, в молельне, в кельях и в коридорах зафиксированы изображения крестов различной формы. Изображения двух крестов на стенах коридоров прилагаются.
На отдельных участках подземного лабиринта создается впечатление, что они искусственно засыпаны. Вскрышные работы в дальнейшем позволят установить справедливость этого предположения. Некоторые ходы перекрыты обвалами, которые также стоило бы вскрыть, конечно, при строжайшем соблюдении правил техники безопасности, чтобы дополнить топографию подземных полостей.
В завале дополнительной полости верхнего яруса обнаружены остатки аптечных принадлежностей (флаконы, пробирки и т. п.), образцы которых направлены для определения их датировки.
В результате экспедиционных работ зафиксировано пять входов в подземные полости пещерного комплекса.
Ныне существующий вход №1 расположен почти на вершине возвышенности, в 14 метрах к северу от остатков фундамента бывшей церкви, в провальной воронке размером 4×1,7 метра, вытянувшейся в северном направлении. Вход имеет ширину 1,6 метра и высоту 1,2 метра. Глубина воронки 3,4 метра. Дно провальной воронки расположено на высоте 28,1 метра от подошвы возвышенности. За входным проемом начинается лаз шириной 0,8 метра и высотой 0,7 метра, ведущий в подземную полость первого (верхнего) яруса.
По северному склону привходовой воронки с отрицательным уклоном хорошо прослеживается структура поверхностного земляного слоя мощностью до 0,5 метра, песчаного слоя мощностью до 0,9 метра. Глубже идет алевролит, разбитый трещинами на отдельные пласты и блоки. Верхние слои алевролита очень рыхлые, нижние несколько прочнее. На восточном склоне воронки видны корни кустарников и деревьев толщиной до 4 сантиметров, которые удерживают грунт от осыпания.
Вход №2 в пещерный комплекс расположен на восточном крутом склоне возвышенности в обрывистой подковообразной выемке, ширина которой 3,1 метра и длина 4,4 метра. Высота обрыва над входом 2,4 метра (по уровню свода). Вход №2 расположен на высоте 26 метров от подошвы возвышенности. Ширина его 0,8 метра и высота 1,0 метр. Через 0,5 метра свод лаза понижается до 0,6 метра.
По свидетельству старожилов, этим входом пользовались монахи. Однако после ликвидации монастыря он был засыпан грунтом и к началу экспедиционных работ имел ширину 0,4 метра и высоту 0,2 метра. Вход был расчищен до указанных размеров. По окончании работ этот ход был закрыт в целях безопасности и сохранности пещерного комплекса. Вход №2 ведет в средний ярус пещерного комплекса.
В обрывистой выемке четко прослеживается слоистость выше лежавших пород: сверху слой земли мощностью до 0,6 метра, ниже слой песка мощностью до 1,5 метра и в самом низу — алевролит, верхние слои которого рыхлые.
Вход №3 расположен в обрывистой подковообразной выемке на крутом юго-западном склоне возвышенности. Выемка имеет ширину 3,4 метра и длину 3,5 метра. Максимальная высота обрыва над входом 2,4 метра. Склоны выемки выполнены грунтом мощностью до 1,3 метра, ниже которого идет слой рыхлого алевролита. У дна выемки в алевролите имеется ниша неправильной формы шириной 0,7 метра, высотой 0,8 метра и глубиной до 0,4 метра. В правой части ниши узкий непроходимый лаз шириной 0,3 метра и высотой 0,1 метра ведет в третий (самый нижний) ярус пещерного комплекса.
По свидетельству старожилов, раньше этот вход был «парадным», главным, через который монахи водили верующих и местных жителей на «экскурсии». После ликвидации монастыря вход был замыт грунтом. Входом №3 можно будет пользоваться после проведения вскрышных работ.
Вход №4 расположен в провальной воронке на верхней террасе на западном склоне возвышенности. Воронка вытянута с запада на восток. Длина ее 2,9 метра, ширина 2,1 метра, глубина в западной части 1,0 метр, в восточной — 2,0 метра. В восточной части воронки был лаз с первоначальными пара—метрами: ширина 0,8 метра и высота 0,25 метра. После вскрыши ширина лаза увеличилась до 1,0 метра, а высота до 0,7 метра. Вход №4 ведет в подземные полости, отсеченные обвалами от основных полостей верхнего яруса пещерного комплекса. По окончании экспедиционных работ в целях безопасности и сохранности пещерного комплекса вход №4 закрыт.
Вход №5 расположен в провальной воронке в верхней части возвышенности. Диаметр воронки до 3,3 метра, глубина до 2,0 метров. После произведенных вскрышных работ на западном склоне воронки был вскрыт ход шириной 0,5 метра и высотой 0,6 метра, лаз от которого вел в подземную полость, соединенную с входом №4. По окончании работ вход №5 был закрыт.
Приезжие туристы оставляют на стенах подземелья автографы, которыми испещрены почти все стены верхнего и среднего ярусов. Мягкую алевролитовую породу можно резать без особого труда.
23 августа 1980 года был произведен совместный осмотр отдельных полостей подземного комплекса Троицкого Сканова монастыря с представителями архитектурно-ремонтной мастерской АРМ-4 института «Спецпроектреставрация» объединения «Реставрация», главным инженером проекта Романовым Юрием Тарасовичем и старшим инженером Гирко Нелли Михайловной. По мнению Романова Ю. Т. и Гирко Н. М., подземный комплекс Троицкого Сканова монастыря представляет определенный интерес в историко-архитектурном отношении и может быть использован в качестве туристского объекта после проведения реставрационных работ. В целях более рационального использования капитальных вложений реставрацию лучше вести поэтапно, вводя в эксплуатацию объект по частям, как это имело место в пещерах Киево-Печерской лавры. В первую очередь необходимо провести консервационные работы (закрыть доступ посторонним лицам, установить крепи во всех обвалоопасных местах) с целью сохранения памятника. Реставрационно-восстановительные работы следует проводить с инъекцией трещин клеящими растворами. Стены лучше реставрировать с применением клея КС-2.
На основании полученных материалов можно суверенностью утверждать, что пещерный комплекс Троицкого Сканова монастыря представляет определенный историко-архитектурный интерес, как объект, аналогичный пещерам Киево-Печерской лавры и Псковско-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии. Кроме этого, пещерный комплекс Троицкого Сканова монастыря при соответствующем обустройстве подземных помещений и рациональной организации проведения экскурсий может стать интересным туристским объектом…»
Увы, за время, прошедшее с той поры, когда москвичи провели обследование Наровчатского пещерного комплекса, его подземные лабиринты сократились на 80 метров.
Случай с москвичами вряд ли теперь удастся разгадать, но другие загадки можно попытаться. Пока еще не поздно. Разве не интересно добраться до нижних ярусов, подземного озера или заваленной (есть сведения, что умышленно) аптеки?
Мы за время нашего путешествия насчитали шестнадцать келий и других помещений.
Внутренний микроклимат в пещерах по-своему неповторим. Никакими словами не опишешь поистине целительный воздух в подземельях. Когда мы выбрались наружу, то особо почувствовали это. Там, внизу, он казался свежим и чистым, как родниковая вода. Хотя на поверхности росли деревья, а лесной воздух, как известно, тоже полезен. К тому же в подземных галереях и зимой, и летом сохраняется одна и та же температура.
С холма спускались, не чувствуя особой усталости, слов но гора Плодская зарядила своей энергией, влила в кровь силы.
А перед отъездом из Наровчата женщина-москвичка напророчила мне, что я вернусь еще в эти чудесные, благолепные места и что уеду отсюда другим человеком. Оба предсказания сбылись.
Возрождение
В новом тысячелетии началась реконструкция пещерного комплекса Троицкого Сканова монастыря. История подземного святилища оборвалась в 1928 году, когда в одной из келий был убит его последний страж — монах Тихон. И вот спустя долгие десятилетия пещеры стали обретать прежний облик. Большую лепту в реконструкцию внес член Наровчатского землячества, один из руководителей знаменитой авиапромышленной корпорации Сухого Иван Иванович Костин.
При его поддержке работы в наровчатских пещерах продолжались три года. Был вскрыт и обустроен главный вход. Наружу при расчистке подземелий извлечено примерно 30 железнодорожных вагонов грунта! На укрепление стен и сводов ушло более 40 тысяч штук кирпича.
Построена 70-метровая лестница с дубовыми ступенями. На вершине холма возведена смотровая площадка, у подножия на роднике — купальня. Отрадно, что через долгие-долгие годы запустения пещеры «ожили» — здесь уже проходят службы.
А где-то в самых дальних закоулках подземных галерей вполне вероятно нас еще ждут новые открытия. За дальними завалами согласно преданиям могут скрываться ходы, ведущие к подземному озеру, соседней горе Саранской и наземному монастырю. Владимир Афанасьевич Поляков мне рассказывал, что во время реставрационных работ возле храма в наземном монастыре видел, как ковш экскаватора обвалил подземный тоннель. Возможно, он и соединял наземную обитель с подземной.
Краевед, кандидат исторических наук Евгений Саляев, ссылаясь на воспоминания жителей Наровчатского и Нижнеломовского районов, высказывает предположение, что «от подземного монастыря раньше можно было пройти кратчайшим путем под землей до святых и целебных Салолейских родников, что находятся в нескольких километрах южнее, около старого русла реки Мокша близ села Прянзерки». Когда-то там возвышался храм, под которым находились подземные ходы. Сейчас на этом месте построена небольшая деревенская церковь.
В июне 1979 года сотрудники Нижнеломовского краеведческого музея раскопали там на вершине горы пещеры, соединенные между собой ходами.
Как пишет Евгений Саляев: «Пещеры представляли собой своеобразные комнаты с большими камнями в центре. Так как на них имелось много воска, исследователи сделали вывод, что комнаты являлись кельями или молельнями. Вот что говорил в конце XX века житель Наровчата И. М. Кривозубов: «Моя бабушка Дарья Зинкина много раз ходила в Салолейку подземным ходом».
Подземная благодать мужского монастыря
Узкая асфальтовая дорога петляет по лесу. Справа остался памятник былинной царице Нарчатке, что предпочла смерть иноземному рабству. А вот и стоянка для авто тех, кто приехал в Сканов пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Машины здесь паркуются из многих регионов России.
«В полутора верстах от Троице-Сканова монастыря в недрах горы Плодской в разных направлениях ископаны пещеры, – писали в 1877 году «Пензенские епархиальные ведомости». – Шириной они в 18, а сводом в 40 вершков (вершок равен примерно 4,5 см) и на образец малых комнат сделаны затворни без всяких украшений».
«Давным-давно на берегу Мокши жил монах-отшельник по имени Скан, – утверждал краевед Владимир Поляков. – По преданию, он первым и вырыл себе пещеру, чтобы жить в ней и служить Господу. Его дело продолжили другие. Старожилы уверяли, будто существует пять ярусов пещер. На самом нижнем якобы есть озеро, на берегах коего стоят нефритовые статуи».
Сохранилось и письменное свидетельство женщины, побывавшей на всех этажах подземной обители. «Когда я была маленькой, работала на монастырском огороде. Однажды вечером повел нас послушник показывать пещеры. Вошли – кругом чисто, побелено, свечи горят. Далеко ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая! Около источника скамеечки. Подходили к какой то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Туда нельзя. Там святые мощи покоятся».
К 1880 году на горе, что над подземным монастырем, стоял пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и святых преподобных чудотворцев Антония и Феодосия с колокольней и часовней. Возле них был и главный вход в пещерный комплекс. Сюда, в храм и на источники, ехали паломники со всех уголков империи.
По местной Голгофе длиною в 236 ступеней поднимаемся к входу в подземелье. Тяжко. Диву даешься, как сюда монахи по несколько раз в день ходят. У массивной железной двери нам раздают свечи. Узкие, выложенные кирпичом ходы уводят вниз. Здесь безраздельно царят холод и безмолвие.
Первая остановка – в «расстрельной келье». В 1980-х здесь нашли человеческие кости и почти два десятка черепов с пулевыми отверстиями в затылках.
«По длине наши пещеры значительно превосходят ходы Киево-Печерской лавры, – ведет нас по подземелью послушник Виктор. – На сегодняшний день три яруса имеют протяженность в 635 метров, а мне говорили о некоем документе 1970-х годов, где предписывалось в срочном порядке расчистить пещеры на 4 км».
По уверениям нашего гида, глубина всех ходов превышает высоту 14 этажного дома! Но, чтобы дойти до нижнего уровня, необходим георадар. А столичные спелеологи запросили за свои услуги столько денег, что эту цифру даже озвучивать страшно.
Повсюду на стенах старинные граффити. В первую очередь с церковнославянскими текстами и крестами. Где то в глубине нам показывают вырезанные в стенах образа Богородицы и Спасителя. А вот и крипта с кирпичным сводом и красными крестами. С трех сторон почти стершиеся фрески. Рядом кельи и усыпальницы. И вдруг над нами проносятся летучие мыши. Ощущение, прямо скажем, не из приятных.
Вот и подземный храм. Алтарь совсем небольшой. Но какие образа! Мученик Николай II, Иоанн Оленевский, Божия Матерь, святые угодники и преподобные старцы. Во имя Отца и сына и святаго духа. Аминь.
Необычное в монастыре случается часто. Недаром число паломников в обитель растет день ото дня. «Не так давно сюда приезжала женщина, у которой после химиотерапии выпали волосы, – листает рукописную книгу наш проводник. – Она молилась в пещерах, а затем пошла на источник, умылась и набрала с собой воды. Через неделю барышня вернулась к нам уже без парика, с коротким ежиком волос. И сейчас она частый гость обители».
Пару лет назад здесь были родители с онемевшим сыном. Паренька напугала собака, и он совсем перестал говорить. Только мычал. Когда все трое вышли из подземелий, паренек первым побежал к Голгофе, но резко остановился и закричал: «Мама, я боюсь! Здесь змея!»
В другой раз сюда привезли ослепшую бабушку. Старушка различала лишь свет. Дети отвели ее в подземный храм, поставили свечи и помолились. И случилось невероятное. Ближе к выходу из комплекса паломница вдруг произнесла: «Вижу! Я все вижу!»
«Много исцелений происходит и от источника, – говорит послушник Андрей. – Люди прозревали, излечивались от желудочных и кишечных хворей, болезней суставов и онкологии».
Может быть, кто то скептически хмыкнет, но мы уверовали в целебные свойства местного источника, когда собственными глазами увидели, как женщина из Ямало-Ненецкого округа, которую принесли к часовне на руках, после купания самостоятельно встала на ноги.
Мужской монастырь еще только обустраивается. Пока здесь постоянно живут несколько монахов и послушников. Дел и забот хватает на каждый день. Условия, поистине спартанские: ни о каких благах цивилизации речи даже не идет. Нет ни водопровода, ни газа. Зато, какие у монахов одухотворенные лица!
«Приезжайте к нам еще, – говорит на прощание наш провожатый. – Увидите, как все здесь станет еще краше!»
turizmvpenze.ru
Наровчатский пещерный монастырь — Пензенская область
Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь — совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.
Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении сводов и стен.
О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер — это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь — это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.
Источник: http://www.landroverlife.ru/places/10379/
Требы в храме:
svyatsy.org
Наровчат пещеры (Наровчатский пещерный монастырь)
Сканов пещерный монастырь, пещеры Пензенской области
На расстоянии пешей прогулки от Троице-Сканова монастыря Пензенской области находится еще один — Наровчатский пещерный монастырь, во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, основателей русского монашества. История пещерной обители, теперь самостоятельной, теснейшим образом связана с историей Сканова пещерного монастыря. В сущности, можно сказать, что последний пророс, вышел на поверхность из этих пещер, вырытых в Плодской горе, как некогда из своих пещер выросла Киево-Печерская Лавра.
Предание доносит до нас, что некогда, в более или менее глубокой древности, когда в здешней местности еще жили татары, Плодская гора имела значение укрепленного пункта и сами пещеры были вырыты в ней с оборонительными целями.
Потом, когда оборонительные цели сделались достоянием истории, опустевшие пещеры облюбовали монахи, «перекопавшие» их в соответствии с собственными нуждами, а уже в XVII веке в некотором удалении появились наземные монастырские постройки. Сканов пещерный монастырь превратился в скит, куда удалялись иноки, желавшие более сурового подвига, чем тот, что предлагала им жизнь в «обычном» монастыре.
До революции скит представлял собой следующий вид (цитируем описание):
«При подошве горы находился источник с деревянной часовней над ним. Отсюда по довольно крутой лестнице, как и сейчас, восходили на гору, с которой во всей красе открывалась окрестность с ее полями и лугами. На плоском месте горы возвышалась величественная каменная пятиглавая церковь во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев, построенная при настоятеле архимандрите Амвросии в 1870 году.
А в 1886 году с правой стороны от этой церкви тщанием настоятеля архимандрита Гедеона и петербургской мещанки Варвары Якимовой устроен придельный храм в честь св. великомученицы Варвары. Также на вершине горы при входе в пещеры и выходе из них были устроены часовни, беседки и кельи для братии. Вход и выход были хорошо оборудованы. Внутри же горы в разных направлениях были искоаны пещеры шириною в 18 вершков (80 см), высотою в 40 вершков (178 см), длиною же 256 саженей (546 м) и на манер малых комнат сделаны затворни без всяких украшений».
В первые послереволюционные годы обитателей пещерного скита не трогали (или почти не трогали). Но уже в 1920 году на заседании наровчатского уисполкома было принято решение об открытии на его территории лечебницы санаторного типа «для нервнобольных служащих советских учреждений и рабочих на 20—30 человек для поправки их здоровья».
Санаторий в скиту ни тогда, ни после так и не устроили. Монахи жили на (в) Плодской горе приблизительно до 1928 года. Как рассказывали местные старожилы, конец пещерного монастыря Наровчат был страшен. Иноков, отказавшихся уходить добровольно, гепеушники буквально «выкуривали» из пещер, а затем закалывали вилами. Рассказы эти можно счесть преувеличенными в своей макаберности, однако в 1980 году московские спелеологи обнаружили в одном из пещерных ходов семнадцать черепов с пулевыми отверстиями. Тогда никто не решился делать предположений, кому могли принадлежать эти черепа… Но теперь мы свободны от этой нерешительности, и за предположениями далеко ходить не нужно. И оттого, что монахи были расстреляны, а не заколоты, история не становится менее страшной.
Последним монахом, остававшимся в скиту (непонятно, как удалось ему уцелеть при описанных выше событиях, но надо быть готовым к тому, что многие подробности этого периода так и останутся нераскрытыми), был Тихон (Жучков), семидесятичетырехлетний старец, несший послушание хранителя пещер. Его убили топором неизвестные люди.
С того времени и до самой недавней поры Плодская гора пустовала. Часть пещер в советские годы была взорвана, часть обвалилась «самостоятельно». Входов, оборудованных до революции, не осталось, и лишь редкие любопытствующие умели проникнуть в пещеры через неприметные узкие лазы.
В 2007 году по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина) началось возрождение пещерного скита как самостоятельного мужского монастыря во имя прпп. Антония и Феодосия.
Времени прошло сравнительно мало, но плоды трудов монашествующих и тружеников уже очевидны: поставлена часовня над источником, есть деревянная церковь, к пещерам устроена лестница, а сами они хотя бы отчасти приведены в должное состояние и — больше того — получили собственный «внутренний» храм, освященный, как нетрудно догадаться, в честь Новомучеников и Исповедников Российских.
Монастыри Пензенской области.
posmotrim.by
Наровчатский пещерный монастырь — Eolloe.ru
Сканово. Сканов пещерный монастырь.
О времени возникновения пещер ходит множество легенд, однако есть и достоверная информация. «Пензенские епархиальные ведомости» 1877 года писали: «…В 1,5 верстах от монастыря находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков»; «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений II, который почти всегда и жил здесь». Иеромонах Арсений, являлся настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После ухода от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры.
Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь – совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.
Уникальный Наровчатский монастырь находится в полутора километрах к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря и представляет собой ходы, расположенные в три уровня, с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе, называемой Плодской, она же – «Городок». Здешняя земля зачарована легендами и каждый, кто приезжает сюда, попадает в волшебный мир русской истории. О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около двадцати больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину четырнадцатиэтажного дома. Четвертый и пятый ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 годах. Освящена 6 сентября 1870 года преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, в
eolloe.ru
Скановы пещеры Наровчата — история | Православие
В Пензенской области, недалеко от районного центра Наровчат, есть удивительное место — село Сканово, где расположен Троице-Сканов женский монастырь. До 30-х годов XX века монастырь был мужским, а потом его закрыли, разместив на территории птицефабрику. К концу века все постройки восстановили и вновь открыли монастырь, но уже женский. Место это святое и историю свою ведёт с давних времён. Согласно летописям, в начале XVII века в этих краях уже был действующий монастырский комплекс. Но ещё дольше существуют Скановы пещеры, расположенные в двух-трёх километрах от наземного монастыря. Учёные-спелеологи утверждают, что они древнее знаменитых пещер Киево-Печерской лавры.
Преданья старины глубокой
О происхождении этих пещер сложено немало легенд, но найти какие-то достоверные факты практически невозможно — в 1667 году пожар уничтожил почти весь местный летописный архив. Но есть то, что сохранилось в летописях соседних земель, то, что передавалось из уст в уста многими поколениями.
По одной легенде, подземный монастырь находится на месте гибели княгини Норчатки. В 1237 году здесь развернулось страшное сражение между степным племенем буртасов и татаро-монгольским войском. Княгиня буртасов Норчатка храбро сражалась с захватчиками, но бой был неравным, и большая часть буртасского племени была уничтожена.
Когда монголы стали окружать Норчатку, княгиня бросилась в озеро и утонула. После этого сражения и поселились в пещерах монахи, чтобы просить господа за смелую княгиню. Говорят, её можно увидеть в самый ранний час перед рассветом: женская фигура в белом одеянии верхом на лошади выезжает из тумана.
Наряду с этой очень романтичной легендой существуют мнения историков, согласно которым подземный монастырь был основан в начале XIV века, когда первый монах-отшельник прорубил себе в камне келью. Активно строиться и расширяться монастырь начал с середины XVII века. Об этом говорят и пензенские епархиальные ведомости 1877 года: «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».
В XIX веке развернулось активное строительство, а над землёй была сооружена деревянная часовня. В начале XX века пещеры были благоустроены. В архиве села Сканова можно найти записи со слов старожилов, в них сказано, что вход в пещеры тогда был очень красивым, кельи внутри белёные, повсюду горели свечи, стояли иконы, а на стенах выписаны фрески.
В монастырь пускали посетителей, но только на первый уровень, ниже спускаться запрещалось, монахи говорили, что там хранятся святые мощи.
В 1930 году монастырь был частично разрушен, «пришли русские люди» — как говорят сейчас монахини о большевиках, в наземных постройках обосновался совхоз, каменную кладку местные жители разобрали. Последние монахи были расстреляны за нежелание отречься от веры и своей обители. В Ска-нове пошли слухи, что убиенные монахи продолжают жить в пещерах, и по ночам слышны их молитвы. Чтобы пресечь эти разговоры, часть ходов взорвали.
В конце 70-х годов XX века началось изучение пещер, а с 1990-х годов здесь ведутся работы по восстановлению келий и ходов. Но работы идут медленно, а монастырь не торопится раскрывать все свои тайны.
Прикоснуться к вечности
Вход в монастырь — в горе Плодской. У её подножия бьёт родник, который, по преданию, появился, чтобы облегчить первым монахам жизнь. Вода в роднике целебная, ею умываются, смывая все мирские заботы и горести, пьют, очищаясь от скверны. Для того чтобы попасть в монастырь, нужно подняться по лестнице из 236 ступенек, но как только усталый путник входит в пещеру, он попадает в особый мир, где воздух всегда свежий, температура около 12 градусов даже летом, но холода не чувствуется.
В помещении царит абсолютная тишина, сразу появляется уверенность, что ты в церкви, никакого страха или тревоги нет. Посетитель зажигает свечу — единственный источник света, но даже при этом слабом колеблющемся огоньке виден высеченный лик Богородицы с младенцем. Каждый, кто попадает сюда, непременно удивляется, как здесь десятилетиями могли жить люди, практически не выходя на поверхность: высота потолков от 1 до 2 метров, проходы узкие, минимум света. Кельи размером 1,4 на 2,2 метра, высотой чуть более полутора метров, в них только лежанка и маленький пятачок для молитвы, где отшельники часами стояли на коленях. В стенах вырублены ниши для икон. Некоторые кельи соединены с коридором небольшими окошечками, для того чтобы отшельник, проводя время в непрерывных молитвах, мог получать еду.
Первый ярус, куда беспрепятственно могут заходить туристы, вытянут в северном направлении (более 100 метров ходов) и почти не имеет ответвлений. Считается, что он был связан с наземными постройками и являлся неким связующим «коридором» между нижними ярусами.
У второго яруса есть отдельный вход, были и каменные «переходники», но сейчас они завалены. Сюда не пускают никого, кроме историков-исследователей, потому что именно здесь находятся основные помещения монастыря, здесь хранятся его тайны. На втором ярусе ещё холоднее — около 10 градусов.
Третий ярус самый холодный (температура не поднимается выше 6 градусов). Считается, что именно здесь хранились мощи, хотя ниши с захоронениями встречаются и на втором уровне, кроме того, на втором уровне есть специально оборудованная усыпальница, которая по какой-то причине пуста. Мощи монахов-отшельников замуровывали прямо в стены монастыря, и после исследований было принято решение не трогать их.
Чудеса монастыря
Учёные исследуют Скановы пещеры с 1976 года. Выяснено, что протяжённость подземных ходов составляет более 670 метров. Объём работы, проделанной монахами, просто поражает — с помощью самых примитивных инструментов они вырыли подземный — Лйбиринт, уходящий под землю почти на десять этажей. Спелеологи определили, что кроме упомянутых выше трёх ярусов есть ещё более глубокие ходы, ныне разрушенные. С этими подземными ярусами связано множество разных историй.
Например, есть легенда о подземном озере глубоко внизу, где якобы жили (или живут?) древние старцы. Ещё рассказывают, что где-то под землёй, глубже третьего яруса была найдена аптека монахов, наполненная разными снадобьями. Самые известные легенды — о кладах, якобы хранящихся в каменных стенах. Выдумка это или нет — неизвестно, но искателей сокровищ было очень много.
Самое достоверное необычное явление, связанное с пещерами, — воздух. Потрясающе чистый и свежий воздух, ни намёка на затхлость или сырость. Учёные и рабочие, восстанавливающие и укрепляющие стены, говорят, что вода и еда, принесённые с собой, не портятся здесь очень долго, а найденные во время работ трупы животных (летучих мышей и грызунов) не подвергаются разложению длительное время. Паломники называют воздух целебным и проводят многие часы в молельном зале.
Удивительная акустика — ещё одно чудо монастыря. Камень, как живой, передаёт здесь звуки, посетителей просят говорить тихо, но слово, сказанное шёпотом, разносится по узким коридорам. Нетрудно представить, какое звучание приобретала эта гора, когда все монахи начинали молиться: тихий шелест голосов, разносящийся по каменным помещениям.
Но самое главное чудо — сам монастырь, мёртвый камень, ставший пристанищем для живых душ. В подземелье спускались люди в поисках тишины, одиночества и Боха_Монахи обрекали себя на затворничество, терпя неудобства, ограничения, а часто и муки. Земные страсти не властны были над ними, годами отшельники молили Господа за всех оставшихся в миру. Эту отрешённость от суеты, это присутствие Бога можно почувствовать и сейчас.
В пещерах постоянно ведутся работы по восстановлению, но в Сканове ходят тревожные разговоры о новом вмешательстве в их судьбу. Монахини наземного Троице-Ска нова монастыря молятся, чтобы восстановление продолжалось, чтобы не пришли новые «русские люди» и не открыли у подножия горы Плодской туристическую базу, чтобы святость и чистота этого места сохранялась ещё долгие годы.
Журнал: Тайны 20-го века №14, апрель 2012 года
Рубрика: Монастыри России
Автор: Ирина Стёпкина
www.bagira.guru
ТАЙНИК | ||||||
| ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
КООРДИНАТЫ | ||||||
| ||||||
МЕСТНОСТЬ | ||||||
Россия Пензенская обл. Наровчатовский р-н | ||||||
БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ | ||||||
Наровчат | ||||||
ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?] | ||||||
Доступность: 2 Местность: 5 | ||||||
РЕЙТИНГ | ||||||
АТРИБУТЫ [?] | ||||||
ПАСПОРТ ТАЙНИКА | ||||||
ЭКСПОРТ ТОЧКИ | ||||||
ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА | ||||||
ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ | ||||||
БОЛЬШЕ КАРТ | ||||||
otdyhpress.ru
Святое место Пензенской земли — Сканов пещерный монастырь. Сканов пещерный мужской монастырь / Skanov cave monastery
Удивительное по красоте природы, овеянное тайной подземных многоэтажных лабиринтов имонашеских ежедневных подвигов прежних времён, одно из самых посещаемых святых мест
Пензенской земли — гора Плодская в Наровчатском районе на границе с Мордовией.
Обитель находится в четырёх верстах от старинного уездного города Наровчат и в двух километрах от Свято-Троицкого Сканова женского монастыря.
Краса России. Свято-Троицкий Сканов женский монастырь
Много веков назад сама гора Плодская представляла собой древнее городище, в котором,
может быть, уже были пещеры, вырытые с оборонительной целью. Об этом городище весьма
неопределённо упоминается в описании Сканова монастыря:
будто в древности, когда в Наровчате жили татары, на этой горе было укреплённое поселение
и во время набегов, производимых казаками, здесь было надёжное укрытие.
На месте бывшего городища, в выкопанной им пещерке, скорее всего, и поселился первый
монах-пустынник. Затем и другая братия стала притекать к нему для уединения от мира ища
спасения в молитве. С каких пор берёт своё начало небольшая пустынька и история обители,
точно неизвестно.
Сохранилось лишь два документа, где по указу царя Алексея Михайловича от 1673 года,
Скановой пустыни отводилось 90 десятин пашенной, лесной и покосной земли и вторая грамота
от 1676 года о страшном пожаре, уничтожившем все монастырские постройки.
Тогда более глубоко и целенаправленно насельниками стал осваиваться пещерный комплекс,
как скит для более суровых монашеских подвигов.
В пещерный монастырь удалялись подвижники, желавшие полного отречения от мира и благословлённые на затворническую жизнь.
Гора Плодская, в которой расположены подземные ходы, находится в густом лесу.
У подножия горы из-под земли бьёт целебный источник, как и в стародавние времена.
Над ним устроена деревянная часовня в честь прп. Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Сейчас там построили ещё мужскую и женскую купальни.
До революции здесь был вход в пещеры, а на вершине горы стояли часовня и несколько келий
для братии. При пещерах была построена каменная церковь с колокольней (1866-1870). В ней
было два престола: во имя Киево-Печерской иконы Пресвятой Богородицы и прп. Антония и
Феодосия Печерских чудотворцев; второй — во имя вмц. Варвары.
От источника идёт крутая лестница на вершину горы, с которой во всей красе открываются виды
на окрестности.
Никаких построек сейчас на плоскости вершины нет, кроме оборудованного в виде часовни входа в верхние пещеры.
Внутри горы в разных направлениях выкопаны ходы шириной 80 см, высотой 180 см и длиною
в 590 метров. На манер малых комнат сделаны затворни и совсем крошечные кельи с одной земляной лежанкой и углублением в стене для иконы и свечи.
На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и углублялись, появлялись новые галереи и келии. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями расположенными в трех ярусах, соединяющихся между собой. Местные жители говорят о пяти ярусах пещер и нескольких входах в них,
но из-за обвалов сводов проникнуть туда нет никакой возможности.
Экскурсии по пещерам проходят по малому или большому кругу верхнего лабиринта.
Рассказывают, что в начале ХХ века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид.
Основной вход был выложен изразцами с красивым орнаментом, сводчатые потолки и стены
побелены, а в маленьких нишах стояли свечи.
Спелеологические экспедиции установили, что пещеры полностью рукотворные и выкопаны
монахами вручную с помощью лопат и заступов. Пещерный комплекс подобен пещерам Киево-
Печерской и Псково-Печерской Лавр, однако, по протяжённости он превышает знаменитостей.
В ходе экспедиционных работ была определена протяжённость только трёх ярусов пещер и то,
по причине завалов, не удалось проникнуть в некоторые полости обители — 670 метров.
Лазы в другие ярусы находятся в труднодоступных местах лабиринтов, либо за поворотом вверху стены над головой, либо в провале трещины резко вниз. Кроме того, в пещерах такая тьма, что даже горящие свечи не дают полной картины окружающего тоннеля, ибо путь идёт в сплошных поворотах и поднимается то вверх, то по ступеням вниз.
Температура воздуха внутри пещер постоянная, но в каждом ярусе своя: в верхнем 11-12, во
втором 8-9, в третьем 6-7 градусов тепла. Температурный режим поддерживается не только
естественно, но и с помощью устроенной монахами «системы вентиляции».
Воздух совершенно чист и свеж, никаких намёков на затхлость и сырость нет.
В результате обследования пещер были найдены свидетельства аскетической жизни монахов:
металлические вериги подвижников, тесные кельи с проёмами для подачи воды и пищи и
найденные захоронения под начертанными на стенах крестами.
На протяжении столетий над пещерами трудились монахи, насельники и духовные отцы, имена
которых не дошли до нашего времени и только некоторые из них вошли в историю обители.
Первый из них, послушник Иоанн (1680-е г.), «чёрный поп» Феодосий, старец Кирилл, в 1690-х
отец Алипий, ставший первым игуменом, за ним игумен Савватий, а более всех — монах Арсений
ставший из строителя (1790-е) настоятелем в конце жизни.
Последним настоятелем до 1930-х годов был отец Филарет II, прошедший многострадальный путь по советским тюрьмам и лагерям.
С наступлением советского времени из-за притеснений монашеская жизнь на пещерах стала постепенно угасать. Последним пещерником, пострадавшим за веру, стал монах Тихон, который в 1928 году был зверски убит топором неизвестными лицами. Могила старца у входа, на горе.
После исчезновения последних монахов храм прп. Антония и Феодосия был полностью уничтожен, входы в пещеры взорваны. В 1980 году во время обследования пещер в одном из ходов были обнаружены 17 черепов с пулевыми отверстиями, что даёт основание полагать о казнях во времена репрессий. Для сокрытия следов преступлений и прекращения всякого паломничества верующих к пещерам, решено было их обрушить.
Времена изменились, и в 2007 году на пещерах был учреждён отдельный мужской пещерный
Сканов монастырь.
Сейчас пещерный комплекс продолжает восстанавливаться: оборудован ещё один вход,
ведущий в подземный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских, в котором уже
около двух лет по определённым дням проводят богослужения.
Кроме пещер в ансамбль возрождённого пещерного Сканова монастыря входит воздвигнутая у
подножия горы церковь в честь Печерской иконы Божией Матери, кельи монахов и трудников.
В лесных дебрях, в глубинах пещер, навсегда отречённые от мира, отдавшие жизнь служению Богу и вере, светили всему человечеству огнём любви и молитвы скановские монахи.
Вправду говорят, что мир стоит, пока теплится монашеская молитва и свеча.
turbina.ru