Население центральной азии: Население Центральной Азии растет. А вместе с ним бедность и социальные проблемы

Третье десятилетие независимости: как растет население Центральной Азии?

  • English

Последние 10 лет население Центральной Азии ежегодно увеличивалось в среднем на миллион человек. Несмотря на низкий уровень жизни и высокую смертность в отдельных странах,  эксперты прогнозируют, что население региона будет только расти. 


Подпишитесь на наш канал в Telegram!


В общей сложности за 2019 год население Центральной Азии выросло на 1,36 млн человек. Примерно половина этой цифры – прирост населения Узбекистана. Всего же, за 10 лет количество узбекистанцев увеличилось на 7 млн человек – это больше, чем все население Кыргызстана или Туркменистана. 

При этом, если рассматривать темпы роста населения, то после 2011 года Узбекистан сдал свои позиции и последние восемь лет бесспорный лидер региона – Таджикистан. Количество его жителей ежегодно увеличивается в среднем на 2,4 %.

Казахстан – самая медленнорастущая страна региона. В 2019 году темп прироста населения составил всего 1,4%. Зато Таджикистан по этому показателю лидирует – количество жителей ежегодно увеличивается в среднем на 2,4 % и на сегодня превышает 9,3 млн человек.

Что касается, Кыргызстана, то согласно прогнозам Национального института стратегических исследований (НИСИ) КР и Фонда ООН в области народонаселения, численность населения к 2030 году превысит 7 млн человек, а к 2050 году составит 8,3 млн человек. При этом республика так останется самым малонаселенным государством в Центральной Азии, а разница в численности с ближайшими соседями будет лишь увеличиваться.

Таджикистан

37-летняя Шарофат Рахимова не работает и занимается воспитанием четверых детей, пока муж на заработках в другой стране. Она признается, часто рожать – нелегко, но она делает это по просьбе супруга. И несмотря на низкий социально-экономический уровень жизни семьи, полна решимости родить еще одного ребенка.

В среднем в Таджикистане на одну женщину приходится до четырех детей – это самый высокий показатель в Центральной Азии.

В 2018 году Всемирный банк связал безработицу, высокий уровень миграции и бедность населения с демографическим ростом. Эксперты организации рекомендовали правительству регулировать рождаемость путем предотвращения ранних браков и увеличения использования противозачаточных средств. Быстрый прирост населения, по их прогнозам, усилит социальную напряженность и увеличит государственные расходы в 10 раз.

Эксперт в области демографии Абдуазиз Косимов отмечает возросшую нагрузку на госбюджет. 

Абдуазиз Косимов. Фото взято с личной страницы в Facebook

«Учитывая текущую ситуацию, когда в стране наблюдается большое количество безработных, не создаются новые рабочие места, велика доля неформально занятых, а молодое поколение покидает страну в поисках работы, увеличиваются государственные расходы на социальную сферу – соцзащиту, здравоохранение», – говорит он.

Ни одна из перечисленных групп не отчисляет налоги в госказну. Государство покрывает расходы за счет более высоких налогов для местных предприятий, но дефицит бюджета все равно растет, добавляет эксперт.

В 2019 году правительство Таджикистана решило взять рождаемость под контроль, запустив «Государственную программу репродуктивного здоровья на 2019-2022 годы». По словам директора Национального центра репродуктивного здоровья Муниры Ганизоды, одной из основных целей является предупреждение нежелательной беременности среди женщин.

Помимо этого в программе заложены такие пункты, как воспитание половой этики и улучшение здоровья женщин. Врачи отмечают, что большинство таджикистанских женщин не соблюдают необходимый с медицинской точки зрения интервал между родами.

Некоторые, как Шарофат, не владеют информацией о вреде преждевременных родов, не знают о способах предотвращении беременности. По ее собственным словам, она всегда рожает дома и не следует советам врачей.

Программа предусматривает увеличение использования средств контрацепции среди населения, и как следствие возможное предотвращение материнской смертности, говорит Ганизода.

Таджикистан является не только самой быстрорастущей страной Центральной Азии, но одной из самых долгоживущих. За менее чем 10 лет средняя продолжительность жизни в стране увеличилась с 72,5 до 75 лет.

Согласно статистике за 2019 год, мужчины в среднем живут 73,3 года, а женщины – 76,9 лет.

В Минздраве Таджикистана отмечают, увеличение долголетия населения – один из индикаторов успешности «Национальной стратегии здравоохранения населения Республики Таджикистан на 2010-2020 годы».

Однако международные эксперты предупреждают, что, несмотря на нынешнюю продолжительность жизни, устойчивость этого достижения не гарантирована.

Узбекистан

В 2019 году в Узбекистане был установлен рекорд по количеству родившихся – на свет появились почти 815 тысяч детей. Последние десять лет население республики растет в среднем на 554 тысячи человек в год и ожидается, что к 2040 году абсолютный прирост численности населения превысит 9 млн человек.

Показатели рождаемости в стране растут с 2004 года. Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики Академии наук Узбекистана Людмила Максакова в своем исследовании пишет, что определенную роль в этом сыграл фактор отложенной рождаемости в тех семьях, которые по экономическим соображениям не могли позволить себе родить ребенка в 1990-х годах.

«Люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне. В комплексе все это обусловило новую волну роста рождаемости в 2004-2008 годах», – считает Максакова.

И эта тенденция роста продолжается до сих пор. 

Однако группа международных экспертов под руководством Научно-исследовательского центра при Ташкентском государственном экономическом университете прогнозирует, что темпы рождаемости в стране вскоре должны немного пойти на спад. 

«Недавний рост суммарного коэффициента рождаемости может рассматриваться лишь как временная тенденция, которая является скорее несовместимой с процессами модернизации общества и их влиянием на репродуктивное поведение», – отметили эксперты в прогнозе демографического развития республики до 2050 года.

Вместе с этим Узбекистан – лидер региона по долголетию. Средняя продолжительность жизни здесь – 75,1 лет. Но также – единственное государство Центральной Азии, где последние десять лет растет смертность.

Отчасти это объясняется высоким уровнем младенческой смертности. В 2018 году UNICEF заявил, что 57% смертей детей до 5 лет происходят в первые 28 дней жизни.

Основными причинами смертности во взрослом возрасте в Узбекистане являются заболевания системы кровообращения, органов дыхания.

Исследователи прогнозируют, что темпы смертности населения будут постепенно уменьшаться. Это приведет к росту средней продолжительности жизни женщин и мужчин, а также к росту населения в целом.

По подсчетам экспертов, к концу 2050 года население Узбекистана достигнет 45 млн человек. В октябре 2019 года эта цифра составляла 33,72 млн человек. 

Кыргызстан

Ежегодно в шестимиллионном Кыргызстане рождается в среднем 158,8 тысяч человек. При этом в стране отсутствует госполитика по демографии – правительство не предпринимает никаких мер для контроля или стимуляции рождаемости.

Единовременное пособие «Балага суйунчу», которое выдается с 2018 года, составляет всего 4 тысячи сомов (51,6 долларов США) на каждого рожденного ребенка. Это меньше прожиточного минимума.

Исключение составляют разве что родители тройни – с декабря 2019 года при рождении троих и более детей одновременно, государство выплачивает по 50 тысяч сомов (645 долларов США) за каждого маленького кыргызстанца.

Эксперты уверены, в ближайшей перспективе население Кыргызстана будет только расти, хотя и не догонит соседей по региону. 

При этом страна на последнем месте среди государств Центральной Азии по продолжительности жизни. В среднем она составляет 71,3 года. Для мужчин – 67,4 лет, для женщин – 75,6 лет.

Согласно Всемирной организации здравоохранения, разница между длительностью жизни мужчин и женщин не должна превышать разницы в пять лет. И надо отметить, что ни в одной центральноазиатской стране этот показатель не вписывается в норму ВОЗ. 

Самый высокий разрыв в Казахстане – 9 лет, в Кыргызстане – 8,2 лет, в Таджикистане – 7 лет, в Узбекистане – 6,6 лет.

Главной причиной смертности в Кыргызстане остаются так называемые неинфекционные заболевания сердечно-сосудистой системы (более 50 % случаев ежегодно), онкологические, хронические респираторные заболевания и диабет.

Минздрав Кыргызстана делает основной упор на профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни, популяризации физической культуры. Однако эксперт в области медицины Айбар Султангазиев уверен, эти меры лучше приживаются в развитых странах с сильной экономикой.

Айбар Султангазиев. Фото взято с личной страницы в Facebook

«В странах развивающихся или в бедных, как наша страна, вопрос стоит всегда просто в спасении жизни. Потому что люди обращаются в больницы и вообще в медучреждения, чаще всего, уже ползком», – говорит Султангазиев.

По его словам, при нынешнем состоянии системы здравоохранения, вопрос стоит не в увеличении продолжительности жизни, а в сохранении жизни и ее качества.

Тем не менее, смертность от основной причины – болезней сердечно-сосудистой системы – незначительно, но сокращается.

«Это не в связи с улучшением здравоохранения, а вопреки. Качество жизни людей улучшилось, люди стали лучше питаться, это во-первых. Во-вторых, появились частные клиники, медцентры, и люди обращаются туда. При сердечно-сосудистых заболеваниях главное – своевременно принимать препараты. У нас появились такие, которые позволяют поддерживать здоровье в лучшем состоянии», – поясняет Султангазиев. 

Казахстан

Казахстан, несмотря на значительную территорию, остается одной из самых малонаселенных стран. Республика занимает 9 место по величине территории, однако плотность населения, согласно анализу Фонда ООН в области народонаселения, в 2019 году составила всего 6,8 человек на квадратный километр. По данным Комитета по статистике РК, на начало этого года в стране насчитывалось 18,6 млн казахстанцев.

Несмотря на невысокие темпы роста, эксперты Института экономических исследований отмечают благоприятный уровень рождаемости. 

 

Демографы считают, что положительная динамика связана с экономическим ростом, улучшением благосостояния населения, благоприятной возрастной структурой и реализацией отложенных рождений.

Батжан Акмолдина. Фото взято с личной страницы в Facebook

По словам директора Центра исследований социально-демографического развития при в АО «Институт экономических исследований», экономиста Батжан Акмолдиной, политика поддержки рождаемости в Казахстане проводится через выплату пособий из госбюджета.

Для неработающих матерей существует пособие по уходу за ребенком до 1 года – 15,3-23,6 тыс. тенге (37-57 долларов США). Работающие матери, делавшие соцотчисления, могут претендовать на пособие в размере 40% от среднемесячного дохода за последние два года и выплату по беременности и родам.

«Также предусмотрены выплаты единовременных пособий по родам, […] существует поддержка многодетности через пособия многодетным семьям и многодетным матерям», – добавляет Акмолдина.

Размер единовременного пособия по рождению ребенка в республике составляет 100,7 тыс. тенге (243 долларов США), при рождении четвертого  ребенка и более оно увеличивается до 167 тыс. тенге (403 доллара США).

Однако при уровне смертности – в среднем 135,7 тыс. человек в год – население Казахстана увеличивается в среднем всего на 254 тысяч человек ежегодно. Даже несмотря на то, что продолжительность жизни в республике с 2010 года выросла на 4,7 года – до 73,2 лет.

Согласно данным экспертов Института экономических исследований, в 2008 году начал снижаться не только общий коэффициент смертности, но заметно уменьшился и абсолютный показатель. В 2018 году число умерших по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 30,1 %.

Исследователи связывают это с экономическим ростом, в результате которого заметно снизилась младенческая и материнская смертность, увеличилась продолжительность жизни.

Батжан Акмолдина отмечает, что контроль продолжительности жизни и здоровья в Казахстане не ведется. Но предпринимаются меры по снижению показателей материнской и младенческой смертности которые влияют на ожидаемую продолжительность жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РСМД :: Крупные города в Центральной Азии: между демографией и политикой

Мы живем в стремительно урбанизирующемся мире. Население городов растет повсеместно, и темпы этого роста впечатляют. Если в 1950 г. доля городского населения составляла 28,8%, в 1975 г. – 37,2%, в 2000 г. – 45,0%, то в 2009 г. она превысила 50% всех жителей планеты. Продолжается рост доли горожан и в странах постсоветского пространства. Наиболее динамично этот процесс идет в Центральной Азии. В 1959 г. 38,5% населения центральноазиатских республик проживали в городах, а в 2014 г. – уже 47,6%. За последние 55 лет общая численность жителей городов Центральной Азии выросла с 8,9 до 32,1 млн человек. По прогнозам ООН, к 2050 г. регион будут населять 82 млн человек, из которых более 45 млн (55,0%) будут жить в городах. Наиболее быстрыми темпами растет население крупных городов, которые постепенно превращаются в мегаполисы. Их формирование создает для Центральной Азии сразу несколько политических вызовов.

Мы живем в стремительно урбанизирующемся мире. Население городов растет повсеместно, и темпы этого роста впечатляют. Если в 1950 г. доля городского населения составляла 28,8%, в 1975 г. – 37,2%, в 2000 г. – 45,0%, то в 2009 г. она превысила 50% всех жителей планеты. Продолжается рост доли горожан и в странах постсоветского пространства. Наиболее динамично этот процесс идет в Центральной Азии. В 1959 г. 38,5% населения центральноазиатских республик проживали в городах, а в 2014 г. – уже 47,6%. За последние 55 лет общая численность жителей городов Центральной Азии выросла с 8,9 до 32,1 млн человек. По прогнозам ООН, к 2050 г. регион будут населять 82 млн человек, из которых более 45 млн (55,0%) будут жить в городах (см. рис. 1). Наиболее быстрыми темпами растет население крупных городов, которые постепенно превращаются в мегаполисы. Их формирование создает для Центральной Азии сразу несколько политических вызовов.

Рисунок 1.Изменение соотношения городского и сельского населения в странах Центральной Азии (1959–2050 гг. ), млн человек

Источник: Рассчитано по данным всесоюзных переписей населения 1959 и 1989 гг., данным текущего статистического учета и прогнозу ООН (UN World Population Prospects 2012)

Современные процессы урбанизации в Центральной Азии идут крайне неравномерно. В одних областях доля городского населения уже достаточно высока, в других по-прежнему превалирует сельское. Как уже отмечалось, особенно быстро растет население крупных городов, в которых живет значительная часть жителей Центральной Азии. По официальным данным на 2014 г., в 7 крупнейших городах региона (см. табл. 1) проживало более 8 млн человек или около 12% населения [1]. Численность людей, населяющих эти города, за последние 25 лет выросла в 1,5–2 раза. Абсолютным лидером роста (почти в 3 раза) стала Астана. На сегодня крупнейшие города Центральной Азии – Ташкент и Алматы – по численности населения занимают, соответственно, 4-е и 7-е место на территории бывшего СССР. Стоит отметить, что в Ташкенте проживает больше людей, чем в Париже, а в Алматы – больше, чем в Брюсселе или Милане.

Таблица 1. Численность населения крупнейших городов Центральной Азии (1989–2030 гг.), млн человек
Город 1989 1999 2009 2014 2030 (прогноз)
Ташкент 2,07 2,14* 2,21* 2,35* 3,00
Алматы 1,07 1,13 1,36 1,54* 2,20
Астана 0,28 0,32 0,61 0,81* 1,40
Шымкент 0,39 0,44 0,62 0,85* 1,50
Бишкек 0,62 0,76 0,84 0,92* 1,20
Душанбе 0,59 0,58** 0,73** 0,78* 1,00
Ашхабад 0,40 0,60*** 0,85* 0,95* 1,30

* данные текущего статистического учета населения

** данные за 2000 г. и 2010 г. соответственно

*** данные за 1995 г.

Источник: Данные Всесоюзной переписи населения 1989 г., национальных переписей населения Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, а также текущего статистического учета населения. Прогноз до 2030 г. рассчитан на основе данных о средних темпах роста населения городов Центральной Азии за 2009–2014 гг.

В среднесрочной перспективе население крупных городов Центральной Азии будет и дальше расти. По прогнозам, к 2030 г. в 7 городах-миллионерах официально будут проживать около 12 млн человек (более 15% населения региона), а в общей сложности с учетом населенных пунктов, расположенных в «зоне притяжения» мегаполисов, – почти 25 млн, т.е. через 15 лет каждый третий житель Центральной Азии будет жить в крупных агломерациях вокруг городов-миллионеров (см. рис. 2).

Рисунок 2. Численность населения крупнейших городов Центральной Азии (1989–2030 гг.), млн человек.

Проблема заключается в том, что урбанизация в целом и формирование мегаполисов в частности – относительно новые явления для Центральной Азии. По данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., к моменту распада Советского Союза доля городского населения в центральноазиатских республиках колебалась от 33% (Таджикская ССР) до 57% (Казахская ССР) и была заметно ниже среднего значения по Союзу (66%). В регионе было только два города-миллионера: крупнейший региональный центр Ташкент и Алма-Ата, население которой превысило миллион человек лишь в 1981 г. Большинство горожан, значительную часть которых к концу 1980-х годов составляли «европейцы», проживали в малых и средних городах.

Формирование мегаполисов создает для Центральной Азии сразу несколько политических вызовов. Изменение «этнического баланса»

К концу советского периода все крупные города Центральной Азии (с населением более 350 тыс. человек) были многонациональными центрами, ни в одном из них представители «титульной национальности» не составляли большинство населения [2]. За два десятка лет с момента обретения странами региона независимости этнический состав жителей крупных городов существенно изменился. С одной стороны, произошла «деевропеизация» мегаполисов в результате массового выезда «европейцев», с другой – значительно выросла доля «титульных этносов» за счет мигрантов из сельской местности. Так, доля узбеков в населении Ташкента увеличилась с 44% в 1989 г. до 65% в 2014 г., в то время как доля русских, наоборот, сократилась – с 34% до 18% соответственно; доля казахов в населении Алматы за этот же период выросла с 24% до 56%, а доля русских сократилась с 57% до 30% [3]. Некоторые крупные города стали почти полностью моноэтничными. Например, согласно статистическим данным за 2014 г., 89% жителей Душанбе – таджики, хотя в 1989 г. они составляли лишь 39%. Этот процесс создает сразу несколько проблем.

В странах Центральной Азии, в политической жизни которых важную роль играет фактор этнической, религиозной или клановой солидарности, численность представителей той или иной национальности либо выходцев из определенного региона во многом определяет конфигурацию политической системы.

Судьба национальных меньшинств. Увеличение доли «титульных этносов» в населении мегаполисов не снимает с повестки дня проблему национальных меньшинств.

На протяжении длительного времени представители национальных меньшинств («европейцы», корейцы и др.) играли важную роль в жизни республик Центральной Азии. Они составляли городской средний класс и обеспечивали функционирование промышленности, транспорта, коммунальной инфраструктуры и социальной сферы. В постсоветский период многие из них занялись малым и средним бизнесом и образовали костяк предпринимательского сообщества. Уровень образования и жизни представителей национальных меньшинств достаточно высок. В условиях изменения «этнического баланса» возникает противоречие.

С одной стороны, дальнейшее сокращение численности национальных меньшинств в крупных городах создает серьезные препятствия для устойчивого развития мегаполисов. Они обладают набором компетенций, которые крайне важны для стабильной работы промышленности, транспорта, энергетики и коммунальной системы. Многие из них заняты в системе образования, поддерживая воспроизводство профессиональных кадров, или развивают свой бизнес, создавая новые рабочие места.

С другой стороны, мегаполисы столкнулись с массовым наплывом сельских мигрантов, которые в большинстве своем являются представителями «титульной национальности». К сожалению, значительная часть из них не обладает необходимым уровнем образования и набором компетенций, чтобы найти хорошую работу и полноценно закрепиться в городе. Поэтому они составляют основную массу жителей пригородных «фавел», имеют минимальные доходы и низкое качество жизни. Это приводит к накоплению социальной и межнациональной напряженности, чреватой социальным взрывом. И тогда относительно благополучные национальные меньшинства могут стать привлекательным объектом для гнева народа, выступающего под лозунгами национальной и социальной справедливости.

Велик соблазн использовать региональную идентичность в качестве инструмента мобилизации своих сторонников в политической борьбе, для участия в митингах и демонстрациях, а при необходимости – в беспорядках и вооруженных столкновениях. Наглядный пример – события в Душанбе в 1992 г., которые вылились в гражданскую войну.

Отношения между выходцами из разных регионов. Все страны Центральной Азии, за исключением Казахстана, где формируются три крупных города, сталкиваются с нехваткой альтернативных центров роста. Поэтому в них образуется только один – «столичный» – мегаполис, куда стягиваются мигранты из остальных регионов. В странах Центральной Азии, в политической жизни которых важную роль играет фактор этнической, религиозной или клановой солидарности, численность представителей той или иной национальности либо выходцев из определенного региона во многом определяет конфигурацию политической системы.

В связи с этим возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, в центральноазиатских странах политическая власть сосредоточена в основном в руках одного регионального политического клана. Например, в Туркменистане доминируют выходцы из Ахалского велаята, в Таджикистане – из Хатлонской области. С другой стороны, в столичных мегаполисах концентрируются выходцы из разных регионов, в том числе и из тех, чьи кланы недовольны распределением власти. В этих условиях велик соблазн использовать региональную идентичность в качестве инструмента мобилизации своих сторонников в политической борьбе, для участия в митингах и демонстрациях, а при необходимости – в беспорядках и вооруженных столкновениях. Наглядный пример – события в Душанбе в 1992 г., которые вылились в гражданскую войну.

Гипертрофированное экономическое и политическое значение крупных городов

Особенности функционирования политических систем в регионе приводят к гипертрофированному значению столиц.

Управление крупными городами представляет собой сложный и рискованный процесс. Формирование мегаполисов в Центральной Азии – серьезный вызов для региональной стабильности, в первую очередь, по причине гипертрофированного экономического и политического значения крупных городов для стран региона.

Во-первых, большие города – это центры экономической активности. В странах Центральной Азии на их долю приходится 20–30% ВВП. Особо выделяется Бишкек, в котором создается 39% ВВП Кыргызстана, и эта доля, согласно среднесрочному прогнозу социально-экономического развития республики на 2014–2016 гг., будет расти. Во-вторых, особенности функционирования политических систем в регионе (жесткая централизация процесса принятия решений и т.д.) приводят к гипертрофированному значению столиц. За всю постсоветскую историю Центральной Азии ни одна конфликтная ситуация на периферии не привела к смене политического режима в той или иной стране. Так, исламистский мятеж в Андижане (Узбекистан) в мае 2005 г. был быстро и жестко подавлен, несмотря на то, что это было одно из крупнейших выступлений подобного рода на всем постсоветском пространстве, а участники мятежа пользовались поддержкой значительной части местного населения. Массовые беспорядки в декабре 2011 г. в Мангыстауской области, крупнейшем нефтедобывающем регионе Казахстана, были так же быстро пресечены. Напротив, установление контроля над крупнейшим городом страны – столицей – служило важным фактором для победы в политической борьбе и формирования нового режима. Так было во время гражданской войны в Таджикистане и революций в Кыргызстане 2005 и 2010 гг.

Проблема крупных городов обусловливается их ролью в социально-экономической и политической жизни стран Центральной Азии. Руководители центральноазиатских республик направляют значительные ресурсы на поддержание стабильности в этих городах, так как возникающие в них сложности неизбежно несут угрозу стабильному экономическому и политическому развитию государства в целом. При этом остальным регионам уделяется меньше внимания, многие из стоящих перед ними задач не решаются десятилетиями. В связи с этим все больше людей покидают периферию и направляются в мегаполисы, усугубляя ситуацию в них и порождая замкнутый круг проблем.

«Фавелизация» пригородов

В последние годы главной угрозой стабильному развитию крупных городов Центральной Азии стала «фавелизация» их пригородов.

После распада Советского Союза в регионе долгое время отсутствовала грамотная градостроительная политика. В пригородной зоне крупных городских центров в нарушение всех норм огромные участки земли при попустительстве местной администрации либо продавались, либо просто захватывались и застраивались частными домами. В результате с 1980-х годов в республиках Центральной Азии развернулась масштабная стихийная застройка поселков, дачных массивов и сельскохозяйственных земель, прилегающих к крупным городам. Строительство велось без четкого плана и не сопровождалось возведением объектов социальной инфраструктуры, зачастую дома не подключались к инженерным коммуникациям. Новые жилые массивы заселялись выходцами из сельской местности, которые по тем или иным причинам не могли жить в городе. За два десятка лет вокруг большинства крупных городов сформировались обширные массивы новостроек, и их число продолжает увеличиваться. Печальную известность получил «Саманный пояс» вокруг Бишкека – стихийно застроенные жилые микрорайоны, в которых проживает почти треть населения города.

Именно его жители принимали активное участие в обеих киргизских революциях и последовавших за ними массовых грабежах. Очевидно, что «фавелизация» порождает целый комплекс социальных и политических проблем.

Стигматизм жизни в «фавелах». Для пригородных поселков характерны низкий уровень жизни, бедность, высокий уровень преступности, отсутствие элементарных коммунальных (питьевая вода, электро- и газоснабжение) и социальных (образование, медицинская помощь) благ. Здесь оседают в основном мигранты из сельской местности, которые в силу недостатка образования и профессиональных навыков не могут найти хорошо оплачиваемую работу и полноценно закрепиться в мегаполисе. Многие из них на годы «застревают» в положении «уже не жители села, но еще не горожане», обзаводятся семьями и транслируют свою «промежуточную» культуру новому поколению, которое вырастает в условиях бедности, необразованности и размытых ценностных ориентиров. Возникающая агрессивная молодежная среда порождает склонность к немотивированной агрессии.

Это наглядно проявилось, например, во время беспорядков на концерте Кайрата Нуртаса в Алматы в августе 2013 г.

Социальный протест. Рост численности горожан требует территориального расширения мегаполисов и планирования городского развития. Строительство новых жилых микрорайонов, общественных центров и объектов транспортной инфраструктуры (дороги, мосты и т.д.) наталкивается на проблему пригородов. Большинство из них возводились незаконно, документов на землю и имущество у жителей нет. Возникает вопрос: куда их переселять? Наибольший резонанс получили столкновения местных жителей с полицией в пригородах Алматы «Бакай» и «Шанырак-1» в 2006 г. и «Думан-2» в 2011 г.

Криминал и терроризм. Именно в бедных пригородах мегаполисов криминальные группы и террористы вербуют сторонников. Здесь легко найти укрытие и можно не опасаться серьезных преследований со стороны властей. Крупные города становятся лидерами по количеству совершенных преступлений. Это происходит потому, что в силу более высокого уровня жизни мегаполисы притягивают выходцев из других регионов, которые нередко оказываются вовлеченными в преступную деятельность. Криминал активно сращивается с международными террористическими группами, которые используют вымогательства, грабежи и наркотрафик для получения финансовых ресурсов на подготовку и осуществление терактов. Многочисленные села, поселки и дачные массивы вокруг больших городов – маргинализированные и криминализированные «фавелы» XXI века, в которых зачастую находят убежище экстремисты и террористы, – могут стать мощным инструментом в политической борьбе в странах Центральной Азии. В последнее время в регионе заметно активизировались сторонники «Исламского государства». Примечательно, что недавняя спецоперация против террористов в Бишкеке проводилась не только в центре города, но и в его пригородах.

В обозримой перспективе (10–15 лет) рост крупных городов в Центральной Азии продолжится по нескольким причинам. Первая причина – увеличение численности населения, вторая – аграрное перенаселение. В регионе фактически достигнут минимальный предел площади плодородных земель на одного человека. Значительная часть жителей фактически выталкивается из сельской местности. Третья причина – привлекательность крупных городов как мощных экономических центров и рынков труда. В результате сотни тысяч жителей села вовлекаются в бурные миграционные процессы и устремляются в крупные региональные центры, в первую очередь в столицы. В ближайшее время по-прежнему актуальными будут проблемы инфраструктурного развития крупных городов, так как две трети всей городской инфраструктуры (за исключением Астаны) было построено в советский период.

В целом можно с уверенностью утверждать, что именно от способности властей управлять процессами устойчивого развития крупных городов будет зависеть политическая стабильность в Центральной Азии. Любая серьезная нестабильность в крупных городах региона может повредить интересам России, так как повлечет за собой рост числа беженцев.

1. Данные текущего статистического учета. Фактическое население с учетом незарегистрированных граждан и временных трудовых мигрантов составляет около 12 млн человек.

2. По данным переписи 1989 г., самая высокая доля титульного населения была в Ашхабаде, где туркмены составляли 50,8%.

3. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по г. Ташкенту. Ч. 1. Ташкент, 1990. C. 5; Национальный состав населения Республики Казахстан и ее областей. Т. 1. Астана, 2011. С. 15.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Population of Central Asia (2023)

Countries in Central Asia
7
Country Population (2020)
Uzbekistan 33,469,203
Kazakhstan 18,776,707
Tajikistan 9 537 645
Кыргызстан 6 524 195
Туркменистан 6 031 200

  • Текущее население Центральная Азия составляет 77 434 025 по состоянию на воскресенье, 9 апреля 2023 г. , согласно последним оценкам Организации Объединенных Наций.
  • Население Центральной Азии эквивалентно 0,95% населения мира.
  • Центральная Азия занимает 5 место в Азии среди субрегионов по численности населения.
  • Плотность населения в Средней Азии составляет 19 человек на км 2 (49 человек на милю 2 ).
  • Общая земельная площадь 3 926 790 км2 (1 516 141 кв. миль)
  • 48 % Население городское (35 681 394 чел. в 2019 г.).
  • Средний возраст в Центральной Азии составляет 27,6 лет .

Население Центральной Азии (2019 и исторические)

9 Мигранты

Изменение
Годовое0009955 AS
AS 48,2 %.0016 33,586,961. 0017
Год Население Годовой %
Изменение
Средний возраст Уровень рождаемости Плотность (P/KM²) Urban
POP %
Городская популяция Центральная Азия
Доля
World Pop
Население мира Central Asia
в пределах
AS
Central Asia
в рамках
AS
.
2020 74,338,950 1.66 % 1,171,788 -55,900 27.6 2.75 19 48 % 35,681,394 1.0 % 7,794,798,739 5
2020 74,338,950 1.54 % 1,126,850 -55,863 26.6 2.76 19 48.0 % 35,681,394 1.0 % 7,794,798,739 5
2019 73,212,100 1.61 % 1,160,472 -55,863 26.6 2.76 19 48.0 % 35,150,176 1.0 % 7,713,468,100
2018 72,051,628 1.67 % 1,184,156 -55,863 26. 6 2.76 18 48.1 % 34,625,723 0.9 % 7,631,091,040 5
2017 70,867,472 1.71 % 1,194,543 -55,863 26.6 2.76 18 48.1 % 34,105,688 0.9 % 7,547,858,925 5
2016 69 672,929 1,74 % 1,192,920 -55,863 26,6 2,76 18 0.9 % 7,464,022,049 5
2015 68,480,009 1.75 % 1,134,984 -37,400 26.3 2.76 17 48.3 % 33,056,520 1.0 % 7,379,797,139 5
2010 62,805,088 1. 45 % 871,036 -92,100 25.0 2.67 16 48.3 % 30,303,556 1.0 % 6,956,823,603 5
2005 58,449,910 1.1 % 620,810 -128,300 23.9 2.53 15 47 % 27,488,774 1.0 % 6,541,907,027 5
2000 55,345,860 0.81 % 435,345 -366,700 22.6 2.89 14 45.8 % 25,366,414 1.0 % 6,143,493,823 5
1995 53,169,136 1.19 % 609,247 -445,400 21.7 3.58 14 45.5 % 24,174,511 1. 0 % 5,744,212,979 5
1990 50,122,901 1.95 % 924,222 -245,700 21.6 4.00 13 45.4 % 22,756,131 1.0 % 5,327,231,061 5
1985 45,501,790 2.06 % 882,727 -139,200 21.3 4.14 12 45.6 % 20,749,768 1.0 % 4,870,921,740 5
1980 41,088,155 2.05 % 794,614 -78,300 20.5 4.51 10 45.4 % 18,659,188 1.0 % 4,458,003,514 5
1975 37,115,087 2. 25 % 780,700 -3,200 19.6 5.03 9 44.5 % 16,520,248 1.0 % 4,079,480,606 5
1970 33,211,589 2.81 % 860,554 163,500 19.2 5.16 8 43 % 14,274,089 1.0 % 3,700,437,046 5
1965 28,908,817 3.52 % 917,511 207,800 20.5 5.57 7 25.3 % 7,302,939 1.0 % 3,339 583 597 5
1960 24,321,264 3,71 % 809,659 23016 23016 23016 23016 23016 23016 23016 23016 23016 23016 23016 23016 23016 23016 23016 809,659 23016 23016 23016 809,659 23016 22.6 5.32 6 39.1 % 9,501,070 0.9 % 3,034,949,748 5
1955 20,272,967 3.04 % 564,684 153,600 23.5 4.86 5 36 % 7,302,939 0.8 % 2,773,019,936 5

Source: Worldometer (www.Worldometers.info)

Разработка данных Организацией Объединенных Наций, Департаментом по экономическим и социальным вопросам, Отделом народонаселения. Перспективы народонаселения мира: пересмотр 2019 года. (Среднеплодородный вариант).

Back to Top ↑

Центральная Азия прогноз

.0016 52,952,012
год Население Года.0009 Fertility Rate Density (P/Km²) Urban
Pop %
Urban Population Central Asia’s
Share of
World Pop
World Population Central Asia
Rank within
Asia
2020 74,338,950 1. 66 % 1,171,788 -55,900 27.6 2.75 19 48 % 35,681,394 1.0 % 7,794,798,739 5
2025 79,416,023 1.33 % 1,015,415 -42,900 28.8 2.77 20 48.4 % 38,431,900 1,0 % 8,184,437 460 5
2030 83,843,305 1,09 % 885,456 1,09 % 885,456 1,09 % 885,456 1,09 % 885,456 1,09 %.0016 -42,900 29.5 2.76 21 49.4 % 41,413,683 1.0 % 8,548,487,400 5
2035 88,162,015 1.01 % 863,742 -42,900 29. 9 2.75 22 50.8 % 44,820,321 1.0 % 8,887,524,213 5
2040 92,540,330 0.97 % 875,663 -42,900 30.7 2.76 24 52.6 % 48,722,481 1.0 % 9,198,847,240 5
2045 96,680,165 0,88 % 827 967 -42,900 31,9 2,79 25 54,8 % 25 1.1 % 9,481,803,274 5
2050 100,250,169 0.73 % 714,001 -42,900 33. 2 2.81 26 56.9 % 57,086,385 1,1% 9 735 033 990 5

Перспективы народонаселения мира: 2019 г.Редакция. (Среднеплодородный вариант).

вернуться к началу ↑

Примечания

Счетчик Central Asia Population (Live) показывает постоянно обновляемую оценку текущего населения Центральной Азии, полученную с помощью алгоритма RTS Worldometer, который обрабатывает данные, собранные Отделом народонаселения Организации Объединенных Наций.

На диаграмме населения Центральной Азии (1950–2019) показана общая численность населения на 1 июля каждого года, с 1950 по 2019 год..

На диаграмме Годовой прирост населения показаны ежегодные процентные изменения численности населения, зарегистрированные на 1 июля каждого года с 1951 по 2019 год. Это значение может отличаться от Годового изменения в % , показанного в исторической таблице, которая показывает эквивалентное процентное изменение за последний год при допущении однородного изменения за предшествующий пятилетний период.

Определения

Год : по состоянию на 1 июля указанного года.

Население : Общая численность населения (обоих полов и всех возрастов) в субрегионе на 1 июля указанного года, по оценке Организации Объединенных Наций, Департамента по экономическим и социальным вопросам, Отдела народонаселения. Перспективы народонаселения мира: пересмотр 2019 года. Для прогнозируемых лет используется вариант средней рождаемости ООН.

Годовое изменение, % : Для 2019 г.: процентное изменение общей численности населения за последний год (с 1 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г.). Для всех остальных лет: эквивалент годового процентного изменения за последний год при условии однородного изменения за предшествующий пятилетний период, рассчитанный путем обратного начисления сложных процентов.

Годовое изменение : За 2019 г.: абсолютное изменение общей численности населения (увеличение или уменьшение численности населения) за последний год (с 1 июля 2018 г. по 30 июня 2019 г.). Для всех остальных лет: среднегодовое численное изменение за предшествующий пятилетний период.

Мигранты (нетто) : Среднегодовая численность иммигрантов за вычетом численности эмигрантов за предыдущий пятилетний период (с 1 июля по 30 июня начального и последнего года) или последующий пятилетний период (для 2016 г.). данные). Отрицательное число означает, что эмигрантов больше, чем иммигрантов.

Медианный возраст : возраст, который делит население на две численно равные группы: половина людей старше указанного медианного возраста, а половина моложе. Этот параметр дает представление о возрастном распределении.

Коэффициент рождаемости : (Общий коэффициент рождаемости, или СКР), он выражается в количестве детей на одну женщину. Он рассчитывается как среднее число детей, которое будет иметь средняя женщина в течение репродуктивного периода (от 15 до 49 лет), исходя из текущих коэффициентов рождаемости каждой возрастной группы в странах Центральной Азии и при условии, что она не подвержена смертности. .

Плотность (чел/км²) : (плотность населения) Численность населения на квадратный километр (км²).

Городское население % : Городское население в процентах от общей численности населения.

Городское население : Население, проживающее в районах, классифицируемых как городские в соответствии с критериями, используемыми каждой страной.

Доля Центральной Азии в мировом народонаселении : Общая численность населения в процентах от общей численности населения мира на 1 июля указанного года.

Население мира : Общее население мира на 1 июля указанного года.

Позиция в Азии : Позиция, занимаемая Центральной Азией в списке всех регионов Азии, ранжированных по численности населения (от самой высокой до самой низкой численности населения) по состоянию на 1 июля указанного года.

См. также

  • Население Азии
  • Население мира
  • Население мира по странам

Население Центральной Азии 2022

Центральная Азия

АФРИКА АЗИЯ Афганистан Албания Алжир Ангола Антигуа и Барбуда Аргентина Армения Аруба Австралия Австралия/Новая Зеландия Австрия Азербайджан Багамы Бахрейн Бангладеш Барбадос Беларусь Бельгия Белиз Бенин Бутан Боливия (Многонациональное Государство) Босния и Герцеговина Ботсвана Бразилия Бруней-Даруссалам Болгария Буркина-Фасо Бурунди Кабо-Верде Камбоджа Камерун Канада Карибский бассейн Центрально-Африканская Республика Центральная Америка Центральная Азия Чад Нормандские острова Чили Китай Китай, САР Гонконг Китай, САР Макао Колумбия Коморы Конго Коста-Рика Хорватия Куба Кюрасао Кипр Чешская Республика Берег Слоновой Кости дем. Корейская Народная Республика Демократическая Республика Конго Дания Джибути Доминиканская Республика ЕВРОПА Восточная Африка Восточная Азия Восточная Европа Эквадор Египет Сальвадор Экваториальная Гвинея Эритрея Эстония Эфиопия Фиджи Финляндия Франция Французская Гвиана Французская Полинезия Габон Гамбия Грузия Германия Гана Греция Гренада Гваделупа Гуам Гватемала Гвинея Гвинея-Бисау Гайана Гаити Гондурас Венгрия Исландия Индия Индонезия Иран (Исламская Республика) Ирак Ирландия Израиль Италия Ямайка Япония Иордания Казахстан Кения Кирибати Кувейт Кыргызстан ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА И КАРИБСКИЙ БАССЕЙН Лаосская Народно-Демократическая Республика Латвия Наименее развитые страны Ливан Лесото Менее развитые регионы Менее развитые регионы, за исключением Китая Менее развитые регионы, за исключением наименее развитых стран Либерия Ливия Литва Люксембург Мадагаскар Малави Малайзия Мальдивы Мали Мальта Мартиника Мавритания Маврикий Майотта Меланезия Мексика Микронезия Микронезия (Федеральные Штаты) Средняя Африка Монголия Черногория Более развитые регионы Марокко Мозамбик Мьянма СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Намибия Непал Нидерланды Новая Каледония Новая Зеландия Никарагуа Нигер Нигерия Северная Африка Северная Европа Норвегия ОКЕАНИЯ Оман Другие неуказанные области Пакистан Панама Папуа — Новая Гвинея Парагвай Перу Филиппины Польша Полинезия Португалия Пуэрто-Рико Катар Республика Корея Молдова Румыния Российская Федерация Руанда Реюньон Санкт-Люсия Святой Винсент и Гренадины Самоа Сан-Томе и Принсипи Саудовская Аравия Сенегал Сербия Сейшелы Сьерра-Леоне Сингапур Словакия Словения Соломоновы острова Сомали Южная Африка Южная Америка южный Судан Юго-Центральная Азия Юго-Восточная Азия Южная Африка Южная Азия Южная Европа Испания Шри-Ланка Государство Палестина К югу от Сахары Судан Суринам Свазиленд Швеция Швейцария Сирийская Арабская Республика БЮР Македония Таджикистан Таиланд Тимор-Лешти Идти Тонга Тринидад и Тобаго Тунис Турция Туркменистан Уганда Украина Объединенные Арабские Эмираты Великобритания Объединенная Республика Танзания Виргинские острова США Соединенные Штаты Америки Уругвай Узбекистан Вануату Венесуэла (Боливарианская Республика) Вьетнам МИР Западная Африка Западная Азия западная Европа Западная Сахара Йемен Замбия Зимбабве

2022

Население: 77 039 830

Скачать — Excel CSV — Источники

PopulationPyramid. net

Центральная Азия — 2022
Население: 77 039 830

Год
-5 -1 2022 +1 +5

Страна

А Б С Д Е Ф г ЧАС я Дж К л М Н О п Вопрос р С Т U В Вт Д Z

Афганистан

АФРИКА

Албания

Алжир

Ангола

Антигуа и Барбуда

Argentina

Armenia

Aruba

ASIA

Australia

Australia/New Zealand

Austria

Azerbaijan

Bahamas

Bahrain

Bangladesh

Barbados

Belarus

Belgium

Belize

Бенин

Бутан

Боливия (Многонациональное Государство)

Босния и Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Brunei Darussalam

Bulgaria

Burkina Faso

Burundi

Cabo Verde

Cambodia

Cameroon

Canada

Caribbean

Central African Republic

Central America

Central Asia

Chad

Channel Islands

Чили

Китай

Китай, САР Гонконг

Китай, САР Макао

Колумбия

Коморские острова

Конго

Коста-Рика

Кот-д’Ивуар

Хорватия

Куба

Кюрасао

Кипр

Чехия

Дем. Народная Республика Корея

Демократическая Республика Конго

Дания

Djibouti

Доминиканская Республика

Восточная Африка

Восточная Азия

9007

9007 9007 9007 9007 9007 9007 9007 9007 9007
  • 7777777777v 9007 9007 9007
  • 7777777777777777777777777v.

    .0047

    Eritrea

    Estonia

    Ethiopia

    EUROPE

    Fiji

    Finland

    France

    French Guiana

    French Polynesia

    Gabon

    Gambia

    Georgia

    Germany

    Ghana

    Greece

    Grenada

    Гваделупа

    Гуам

    Гватемала

    Гвинея

    Гвинея-Бисау

    Гайана

    Гаити

    Гондурас

    Hungary

    Iceland

    India

    Indonesia

    Iran (Islamic Republic of)

    Iraq

    Ireland

    Israel

    Italy

    Jamaica

    Japan

    Jordan

    Kazakhstan

    Kenya

    Kiribati

    Кувейт

    Кыргызстан

    Лаосская Народно-Демократическая Республика

    ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА И КАРИБСКИЙ БАССЕЙН

    Латвия

    Наименее развитые страны

    Lebanon

    Lesotho

    Less developed regions

    Less developed regions, excluding China

    Less developed regions, excluding least developed countries

    Liberia

    Libya

    Lithuania

    Luxembourg

    Madagascar

    Malawi

    Malaysia

    Мальдивы

    Мали

    Мальта

    Мартиника

    Мавритания

    Маврикий

    Майотта

    Melanesia

    Mexico

    Micronesia

    Micronesia (Fed.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *