Открытию рисунков в Каповой пещере – 60 лет!
В январе 1959 года Александр Рюмин – старший научный сотрудник Прибельского филиала Башкирского государственного заповедника сделал сенсационное открытие – обнаружил рисунки древних людей на стенах пещеры Шульган-Таш (Каповой). Профессионалами открытие Рюмина было принято с осторожностью и скептицизмом, поставив его в неловкое положение. Открытие мирового значения послужило поводом для увольнения его автора из заповедника. В 1960 году Интститут археологии направил туда Уральскую палеолитическую экспедицию под руководством авторитетного советского археолога Отто Бадера, которая подтвердила подлинность открытия Рюмина. Александр Владимирович был не только уволен, но и отстранен под всевозможными поводами от дальнейших научных экспедиций в Капову пещеру.
Впервые об охране Каповой пещеры заговорил Александр Рюмин, и в январе 1960 года Совет Министров Башкирской АССР принял соответствующее постановление. Таким образом, в январе 2020 года исполнится 60 лет, как Капова пещера стала охраняемой. С тех пор утекло много воды, открыто много рисунков и их реликтов, и даже некоторые описанные А.Рюминым, но не признанные рисунки были повторно «открыты» его последователями.
В марте 2019 года планируется организовать международную научную конференцию, посвященную 60-летию открытия наскальной живописи. Организуется она природным биосферным заповедником «Шульган-Таш» в содружестве с МГУ им. М.В. Ломоносова в Москве. Подготовленная заповедником и изданная в 2009 году книга «Рюмин Александр Владимирович: История открытия палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш (Каповой) в рукописях и документах» будет переиздана. Ольга Червяцова – инженер группы спелеомониторинга природного заповедника «Шульган-Таш» под руководством Ю.С. Лчхницкого обобщила результаты научных исследований в монографии, которая выйдет в 2019 году.
В архиве заповедника хранится письмо А. Рюмина директору заповедника от 20 января 2000 года, отрывок из которого предлагаем Вашему вниманию, для составления портрета неисправимого энтузиаста. К слову, тогда ученому было 86 лет…
«… В настоящее время я инвалид по зрению (I категории), но еще могу продолжить и завершить начатые мной работы в области пещерной живописи древнекаменного века, истории жизни первобытных охотников Южного Урала. Изучение этих вопросов внесет ясность и в некоторые еще недостаточно известные нам особенности развития народов Башкортостана, Урала и всей России. Кроме того, я могу оказать пользу в изучении животного и растительного мира, а также их комплексов.
Прошу рассмотреть возможность продолжения моей работы в вашем заповеднике путем зачисления меня в штаты Вашего заповедника по предлагаемой теме или восстановить меня на работе в заповеднике для продолжения прежней моей работы…».
А. Рюмин не смог завершить исследования пещеры Шульган-Таш. Он ушел из жизни в возрасте 92 лет 7 апреля 2006 года, оставив в ней яркий след.
Автор статьи
Хайбуллина Ляля Абдулловна
Начальник сектора экологического просвещения, пропаганды и информации.
Образование высшее, биолог.
Окончила Башкирский государственный университет в 2008 г.
В заповеднике работает с 2010 г.
Шульган-Таш: в сердце мифа
Мы привыкли воспринимать пещеру Шульган-Таш (Капову) как некую «художественную галерею» работ древнего человека. Наскальная живопись эпохи палеолита известна далеко за пределами Башкирии и России. А совсем скоро, в начале июля, здесь должен открыться музейный комплекс, посвященный ее культурному наследию.
Накануне этого события мы решили вспомнить (а что-то узнать впервые), о чем же рассказала ученым пещера Шульган-Таш. Помог нам в этом сотрудник Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН, начальник Южно-Уральской палеолитической экспедиции, кандидат исторических наук Вячеслав Котов.
Вячеслав Георгиевич впервые попал в пещеру в 1986 году, будучи учеником санкт-петербургского археолога Вячеслава Щелинского, который много лет занимался исследованиями палеолитической культуры на территории Бурзянского района Башкирии. В 1992 году уже состоявшийся ученый Котов поступил на работу в ИИЯЛ и вскоре занялся самостоятельными исследованиями пещеры, посвятив ей почти 30 лет.
За это время он вместе с коллегами-учеными обобщил всю 250-летнюю историю изучения пещеры, внеся в нее и собственную лепту. Готова и коллективная монография «Пещерное святилище Шульган-Таш (Капова)» (2019). К сожалению, она до сих пор ждет своего издания. А пока делимся с нашими читателями основными выводами ученых.
Фрески древнего храма
— Мы только со временем поняли, что пещера — это не просто место с наскальными рисунками, но настоящее святилище, храм, просуществовавший 20 тысяч лет, — рассказывает Вячеслав Котов. — Шульган-Таш стала одним из истоков духовной культуры уральских народов. Для наших далеких предков она была моделью потустороннего мира и одновременно точкой входа в мир подземный, местом инициации юношей и жертвоприношений божеству подземного мира. Наконец, мифы, нашедшие отражение в наскальной живописи, до сих пор отголосками звучат в древних эпосах «Урал-батыр» и «Акбузат», а также во множестве преданий и легенд уральских народов.
Ученые выяснили, рассказывает Вячеслав Котов, что рисунки наносились на стены пещеры в ледниковый период, когда земля промерзала на глубину 100 метров, а сама пещера представляла собой по сути холодильник. И это стало еще одним подтверждением особого, священного ее статуса для древнего человека. В пользу этой версии говорило и то, что некоторые рисунки делались на достаточно большой высоте — 3 — 4, а местами и 7 метров. И это в ту пору, когда поблизости не было ни одного большого дерева, из которого можно было бы соорудить лестницу: в ледниковый период в районе пещеры могли расти разве что карликовые березы.
Все это только подтвердило догадки ученых о неслучайности рисунков. Было установлено, что наносились изображения в определенных местах и составляли целые композиции. Вот, например, группы рисунков, состоящие из животного и знака: мамонт и трапециевидный знак, лошадь и трапециевидный знак, верблюд (открытый совсем недавно — в 2017 году) и такой же знак. Геометрический знак — нечто, связанное с миром человека. Что это может быть, задались вопросом ученые. И наконец, нашли самое логичное объяснение: тотем. Свое тотемное животное было у каждого охотника, семьи, рода. Очевидно, охотники наносили на стены изображения тотемных животных с символами, совершали в пещере ритуальные обряды, закапывая кости, чтобы убитое животное переродилось и вновь было послано на землю божеством подземного мира, чтобы стать новой добычей…
Откуда растут крылья Акбузата?
— Или вот изображение лошади на гребне потолка в зале Хаоса, а под ней — получеловек-полуживотное. Это классическая сцена рождения или перерождения героя. Приходят на ум русские народные сказки: юный герой в одно ухо коня влез, из другого вылез. Или у башкир — пролез между ногами коня и стал батыром. Сцена рождения героя была предметом почитания, — отмечает археолог. — А под этими изображениями мы находили кости животных, наконечники стрел, скопления охры и украшения — здесь был своего рода алтарь.
Всего ученые обнаружили более 200 изображений на среднем и верхнем этажах пещеры. Причем верхние залы, очевидно, были более сакральными: туда ведет отвесный 14-метровый колодец, который и сегодня-то могут преодолеть только альпинисты. Для древнего человека само проникновение в верхние залы было испытанием. Но тому, кто преодолевал все опасности, открывалась святая святых. Именно здесь, в зале Рисунков, как назвали это место исследователи, были найдены самые интересные композиции. Вот на восточной стене человек, который стоит перед мамонтом с оружием — вероятно, луком — в руках. Это сцена сражения. А над ней — лошадь. Вот лошадь ведет за собой большого и малого мамонтов и носорога. Рядом с ними — трещина, переходящая в кальцитовый натек, — он обработан так, что получилась лошадиная голова. Вот следующая сцена: два мамонта как бы поднимаются по склону справа налево, а один повернул назад.
Вся эта композиция, как утверждает Вячеслав Котов, не что иное, как иллюстрация мифа о проникновении человека в потусторонний мир. Отголоски этого мифа звучат в башкирской легенде об Акбузате, волшебном крылатом коне, который выводит животных из подземного царства Шульгена, и они одомашниваются. Есть здесь и герой, который обязательно нарушает запрет оглядываться, и кто-то из зверей возвращается в озеро. В мире есть множество вариантов этого мифа.
— Поразительный факт — кони воспринимаются в башкирской мифологии как мыслящие существа, как люди, как параллельная цивилизация, — отмечает исследователь.
— Неслучайно кони в пещере повсюду. Более того, конь управляет другими животными и человеком. Такого отношения к коню, как у башкир, нет ни у одного народа.
Обычно лошадь в фольклоре многих народов — помощник, слуга. Неслучайно, что на Южном Урале, где лошади непрерывно существовали с эпохи оледенения и где появилось племя коневодов, зафиксирована наибольшая концентрация мифов и эпосов, связанных с лошадьми, и все они привязаны к пещере Шульган-Таш.
Особое место в мифологии занимало озеро Шульган (Голубое), которое находится под аркой входа в пещеру. Именно оно, судя по эпосам и преданиям, считалось входом в подземный мир, которым правил хан Шульген. Оно считалось бездонным, его глубина и в самом деле достигает около 100 метров. Именно из озера выводил Акбузат табуны коней «шульгановой» породы и стада коров бурой масти.
А согласно другому башкирскому преданию первый человек на земле появился из солнечного луча, который упал в голубое озеро (у озера Шульган — характерный голубой цвет воды). Такое предание впервые зафиксировали китайские исследователи на рубеже II века до нашей эры, а спустя 800 лет похожий миф был известен в Азии и объяснял чудесное происхождение представителей тюркских династий.
На перекрёстке народов
В пещерах, как считают ученые, происходили обряды инициации, во время которых дети приобщались к культуре, становились людьми социальными, понимающими ответственность за окружающий мир, посвящались в мифологию. Пещера Шульган-Таш в каком-то смысле была моделью потустороннего мира, из тьмы которой человек «выходил» на свет и осознавал себя перерожденным.
Раскопки, произведенные в пещере Шульган-Таш, показали, что дети и юноши, проходившие инициацию, жили здесь месяцами: ученые находили костяные иголки, маленькие скребки, неумело сделанные из кальцита и известняка и явно приспособленные для детских рук, кости мелких млекопитающих — мышей, зайцев, которыми, судя по всему, они питались. Это было суровое испытание, каждый этап которого, очевидно, проходил в определенном месте пещерной полости. О различном предназначении залов в глубине пещеры свидетельствуют археология и настенные рисунки.
Вблизи входа в пещеру в устье реки Шульган ученые нашли древнюю многослойную стоянку, самый нижний слой которой появился в период относительного потепления.
Он оказался на 20 тысяч лет древнее наскальных рисунков, то есть люди поселились здесь еще 40 тысяч лет назад. Здесь были найдены орудия из известняка, две древние каменные скульптуры, подвеска из гальки. А вот следов охры, которая использовалась для нанесения рисунков, не обнаружилось. Получается, что около 20 тысяч лет назад сюда пришли люди, которые уже умели делать изображения на стенах, и оформили это святилище. Ученые выяснили даже, откуда были родом искусные художники — из Кантабрийского региона Западной Европы. Там были обнаружены похожие по стилю изображения лошадей и знаки. А вот такой последовательности изображения сцен там не было, то есть здесь, на Урале, они, предположительно, выполнили «заказ» местного населения, чтобы затем раствориться в нем. По крайней мере, никаких других следов в виде характерных орудий и украшений, а также скульптур, известных по западноевропейским памятникам, здесь не было обнаружено.
— Дело в том, — поясняет наш собеседник, — что население в древности было редким, и часто люди жили обособленно друг от друга. Каждый вновь прибывший воспринимался как дорогой гость. Ведь он позволял расширить людям их знания о мире, перенять какие-либо технические новшества. Немаловажным фактором был для замкнутых популяций и приток новой крови, что способствовало их оздоровлению. Люди перемешивались друг с другом много тысяч лет, и в каждом из нас сегодня есть гены неандертальцев, денисовцев, африканцев, азиатов и европейцев. Пещера продемонстрировала нам открытость миру наших далеких предков. И мир действительно был открытым — границ не было, не было конкуренции.
Делались ли после эпохи оледенения рисунки в глубине пещеры, еще предстоит выяснить исследователям. В более позднее время, уже в конце эпохи бронзового века и на рубеже раннего железного, согласно генетической экспертизе, населяли эту местность люди, принадлежавшие к межовской культуре, — потомки андроновцев, древние индоиранцы. Позже сюда пришли восточные тюрки и здесь начали формироваться предки башкирского народа. То, что башкирский народ сохранил древние эпосы и мифологию, свидетельствует о сохранении преемственности между древним и современным населением. Об этом же говорят и данные этнографии. В частности, местные жители даже в XIX веке считали, что кальцитовые натеки, взятые из пещеры Шульган-Таш, обладают необыкновенными целебными свойствами (в растолченном виде их можно использовать как лекарство), что целебна также и вода из пещерного озера, и глина, взятая с его берегов. У пещеры был свой хозяин — потомственный хранитель пещеры из определенного рода. Это еще одно доказательство особо, благоговейного отношения к ней башкирского народа.
Спасти пещеру вместе
Основная проблема, которая сегодня стоит перед учеными, — как сохранить в целости наскальные рисунки. Сама пещера Шульган-Таш очень влажная, и живопись «дожила» до наших дней только благодаря кальцитовым натекам и ограниченному посещению. Сегодня добавились новые риски. Неоднократно предпринимались попытки реставрации: рисунки освобождали от натеков, оставляя лишь тонкую пленку, защищающую краску от размывания. Но не всегда и не всем удавалось сделать это грамотно. Некоторые изображения в результате неумелых действий специалистов пострадали, некоторые, будучи очищенными, за несколько лет вновь стали покрываться слоем натеков.
Серьезно пострадала пещера и от посетителей, которые оставляли на стенах, порой прямо поверх рисунков, свои автографы. Ученые-реставраторы их убрали, но урон живописи уже был нанесен. Прекратить это «творчество» удалось, лишь когда внутренние залы пещеры полностью закрыли для посетителей стальными решетками. И сегодня экскурсантам, которые приходят в первый зал пещеры, показывают точные копии древних изображений, сделанные на сводах современным художником по древней технологии и сходными пигментами.
По словам Вячеслава Котова, методики сохранения изображений есть, но они очень дорогостоящие и сложные. И для того чтобы найти оптимальный путь спасения пещеры, всем ученым нужно работать скоординированно.
В конце концов, не этому ли учит нас многовековая история Шульган-Таша: истинная культура рождается в единстве традиций, в открытости новому и готовности принять чужое мнение.
Справка
Пещера Шульган-Таш (Капова) находится в Бурзянском районе Башкирии на берегу Белой.
Имеет карстовое происхождение и трехэтажную структуру. В длину она составляет около 3300 метров, расстояние от нижней до верхней точки — 165 метров.
Первые исследования в пещере провели Петр Рычков (1760) и Иван Лепехин (1770). А наскальные рисунки были открыты в 1959 году сотрудником Башкирского заповедника биологом Александром Рюминым.
Процесс раскопок в пещере.Фото:Вячеслав КОТОВ
Рисунок, на котором изображена лошадь, выводящая зверей из подземного мира.Фото:Вячеслав КОТОВ
Капова пещера: Шульган-Таш Наскальные рисунки: ArtsLookUp.com
Главный алфавитный указатель
СОДЕРЖАНИЕ
- Капова пещера: Краткое содержание
- Местоположение и обнаружение
- Схема Каповой пещеры
- Наскальные рисунки Каповой
- Значение
- Каталожные номера
Капова пещера: Сводка
Капова пещера (Шульган-Таш) представляет собой известняково-карстовый скальный убежище, расположенный в заповеднике Шульган-Таш в западных предгорьях Южного Урала.
Пещера является одной из крупнейших палеолитических пещер в Европе, с более чем тремя километрами камер и галерей.
Он наиболее известен своей доисторической наскальной живописью , на которой красной охрой изображены мамонты, лошади и антропоморфные фигуры.
Кроме того, имеется ряд трафаретов рук , а также абстрактных знаков , в том числе четырехугольника и треугольника .
Это доисторическое искусство восходит к мадленской культуре (15 000-10 000 лет до н.э.), во время заключительной фазы верхнего палеолита.
Интересно, что хотя сама пещера была известна с 18 века, ее наскальные рисунки были обнаружены только в конце 1950-х годов.
Слово «Шульган-Таш» происходит от башкирских слов «Таш» (камень) и «Шульган» (река, протекающая у пещеры). Происхождение названия «Капова» (храм) происходит от легендарного использования пещеры в качестве святилища.
Вернуться к началу
Капова/Шульган-Таш входит в внушительный список из памятников России, богатых палеолитическим искусством, относящимся к середине граветтского периода.
Известные произведения искусства: Венеры Костенки и Венеры Гагаринские , оба из Воронежской области; Авдеевская Венера из Курской области; Зарайская Венера с юго-востока Москвы; и Венера Елисеевичская (14000 г. до н.э.) из Брянска.
Сокровища из дальнего зарубежья включают Шигирский идол с Южного Урала, а также Мальтийские Венеры и Буретские Венеры из Байкальской Сибири, недалеко от Иркутска.
Хронологию живописи и скульптуры в России каменного века см.: Хронология доисторического искусства (от 540 000 до н.э.).
Местонахождение и обнаружение
Каповая пещера (также известная как Каповая пещера) — одно из нескольких подземных скальных убежищ, найденных на реке Белой в заповеднике Шульган-Таш.
Впервые отмечен в 1760 году исследователем П.И.Рычковым. Прошло почти два столетия. Затем, в 1959 году, зоолог Александр Рюмин, научный сотрудник Башкирского государственного природного заповедника, отправился в Капову пещеру в поисках летучих мышей и наткнулся на галереи красочных изображений мамонтов, лошадей, бизонов и носорогов.
Это была новаторская новость, так как тогда считалось, что наскальные рисунки каменного века были найдены только во Франции и Испании.
В результате Капова пещера стала сенсацией как важный центр Верхнепалеолитическое искусство в Восточной Европе.
Случайное открытие Рюмина привело к более тщательному исследованию пещеры в 1960-х годах учеными Института археологии СССР во главе с Отто Бадером, которые косвенно датировали наскальные рисунки конечным периодом каменного века. искусство, около 12 500 г. до н.э.
Дальнейшие исследования проводились в 1980-х годах В.Е.Щелинским, специалистами Российского геологического института и Русского географического общества.
В 2019 году последние исследования обнаружили совершенно новый набор рисунков и гравюр прямо перед первым украшенным залом первого этажа.
Вернуться к началу
План Каповой пещеры
Капова имеет три уровня просторных залов, галерей, гротов и ходов, протянувшихся на три километра.
Он также содержит подводные полости, подземные озера и подземную реку. Последнее вытекает из пещеры, образуя у ее входа «Голубое озеро», названное так из-за цвета воды, вызванного повышенным уровнем извести.
От входа в пещеру (Портал) проход ведет к ряду залов на уровне земли, соединенных туннелями разной длины.
Сначала идет Главная галерея , затем Сталагмитовый зал .
После этого идет Купольный зал (некоторые геометрические знаки) и Зал Знаков (множество абстрактных знаков) и, наконец, Зал Хаоса (картины длинношерстных лошадей, более абстрактные знаки). , а также изображение человека, похожего на фигуру).
Чем глубже мы погружаемся, тем больше сталактитов и сталагмитов видим.
Чтобы попасть на верхний ярус пещеры, мы должны вернуться в Сталагмитовый зал, где есть дыра в крыше и лестница, ведущая наверх. Это ведет в длинный просторный зал, известный как Первая Галерея .
После этого идет знаменитый Зал Чертежей .
На верхнем ярусе этого зала представлены древнейшие наскальные рисунки. Они были написаны в эпоху Магдалины. На нижнем ярусе расположены более поздние изображения конца ледникового периода.
Другие залы включают: Вторая галерея , Овальный зал , Зал Храм , Верхний и Алмазный залы, Зал Верхнего озера , и
зал Галерея4
Зал Бездны .Вернуться к началу
Наскальные рисунки Каповой
Наскальные рисунки Каповой включают более 200 картин и рисунков животных (мамонтов, лошадей, бизонов, медведей, носорогов и верблюдов) и несколько антропоидных фигур, в основном окрашенных охрой и животный жир.
Существует также около доисторических скульптур (рельефы), а также несколько недавно обнаруженных гравюр . Всего существует семь категорий наскального искусства, а именно:
- Картины красной охрой с выцветшим желтым контуром. На этот тип приходится большинство картин. Например, на западной панели в Зале рисунков красной охрой изображены четыре шерстистых мамонта, две лошади, один носорог и несколько абстракций.
- Яркие изображения, выполненные смесью охры и других цветных пигментов.
- Количество черных рисунков углем.
- Раскрашенная рельефная скульптура из глины, прикрепленная к стене. Хороший пример — « Ильинский конь » на северной стене Зала картин.
- Изображения — в основном головы лошадей, медведей, оленей, зубров — сделаны голыми пальцами на мягком потолке (известном как «макаронис»). Большинство изображений представляют собой головы животных.
- Недавно обнаруженные тонкие гравюры на потолке низкого прохода перед Главной галереей.
- Абстрактные знаки в Зале Знаков и по всей пещере.
Значение
Капова пещера — единственное известное место палеолитической наскальной живописи на востоке до Урала.
Единственное другое украшенное скальное убежище, Игнатьевская пещера (также известная как Ямазы-Таш ) — примерно в 120 км от Каповой — раскопано и датировано мезолитом.
Итак, наскальное искусство Шульган-Таш — самостоятельное явление или часть общеевропейского «творческого взрыва», произошедшего во время последнего ледникового периода?
Данные свидетельствуют о последнем, поскольку искусство в Шульган-Таше похоже на западноевропейское.
- Во-первых, картины представляют собой смесь реалистичных изображений животных и пиктографических абстрактных символов.
- Во-вторых, животные тоже расположены по похожей схеме.
- В-третьих, большая часть рисунков найдена в относительно отдаленных районах пещеры, которая сама по себе свободна от каких-либо признаков обитания.
- В-четвертых, геометрические символы пещеры иллюстрируют безошибочные познавательные способности пещерных художников.
Примечание. Чтобы узнать о еще более значительном месте наскальной живописи в Восточной Европе, см.: Наскальные рисунки Колибоая (30 000 г. до н.э.) недалеко от Пьетроасы, Румыния.
Ссылки
(1) The Oxford Companion to Archaeology. Зильберман, Нил Ашер, изд. (2012). Издательство Оксфордского университета. п. 176.
(2) «Башкирия: новые исследования «состарили» наскальные рисунки Каповой пещеры вдвое». Уфа-пресс СМИ. 13 апреля 2016 г. (рус.).
(3) «Палеолитическое искусство Восточной Европы и Сибири». Абрамова З. 1995. Гренобль: Жером Миллон.
Felsmalereien In Einer Steinhöhle Eines Urhistorischen Neandertalers Mammut Steinzeit Eiszeit Shulgan Tash Höhle Russland Bashkiria Stockfoto und mehr Bilder von Mammut
Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Бесшрайбунг
Felsmalereien in einer Steinhöhle eines urhistorischen Neandertalers. Маммут. Штайнцайт. Eiszeit. Shulgan Tash Höhle Russland Bashkiria
Essentials Kollektion
9,00 € Für Dieses Bild
020202020260260260260260S. Erweiterte Lizenz hinzufügen. Изображение: Александр Рыбалко Максимальное разрешение: 4256 x 2832 пикселей (36,03 x 23,9)8 см) — 300 dpi — RGB ID стоковой фотографии:1218449894 Дата публикации: Категория:Фото | Mammut Alle anzeigen Suchbegriffe
Kategorien
Häufig gestellte Fragen