Нехорошая квартира булгакова: Посещение Музея Михаила Булгакова – Музей Михаила Булгакова

Булгаков о квартире № 50 – Музей Михаила Булгакова

ПРОЕКТЫ:

квартира 50

«Нехорошая квартира»: Булгаков о квартире № 50

Михаил Афанасьевич приехал в Москву осенью 1921 г. «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда».

Одним из первых и самых животрепещущих вопросов стал «квартирный вопрос»:

 

«Самый переезд не составил для меня особенных затруднений, потому что багаж мой был совершенно компактен. Все мое имущество помещалось в ручном чемоданчике. Кроме того, на плечах у меня был бараний полушубок. Не стану описывать его. Не стану, чтобы не возбуждать в читателе чувство отвращения, которое и до сих пор терзает меня при воспоминании об этой лохматой дряни…
И вот тут в безобразнейшей наготе предо мной встал вопрос… о комнате. Человеку нужна комната. Без комнаты человек не может жить. Мой полушубок заменял мне пальто, одеяло, скатерть и постель. Но он не мог заменить комнаты, так же как и чемоданчик. Чемоданчик был слишком мал. Кроме того, его нельзя было отапливать. И, кроме того, мне казалось неприличным, чтобы служащий человек жил в чемодане».

 

СМОТРИТЕ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЫСТАВКУ«КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС»

Увидеть полную версию выставки вы можете на сайте проекта Музейная Москва онлайн

 

Первым постоянным московским адресом, который оставил неизгладимый след в судьбе Булгакова, стала Большая Садовая улица д.10 кв. 50. Эта комната его сестры Надежды и ее супруга Андрея Земского для Булгакова была спасением. Именно так он отзывался о ней в письмах матери. И хотя Михаил Афанасьевич позволял себе иронически высказываться о своей «крыше»: «Правда, это отвратительный потолок — низкий, закопченный и треснувший, но все же он потолок, а не синее небо в звездах над Пречистенским бульваром» — это была настоящая крыша над головой, которую он, к слову сказать, в голодные 1920-е гг.

считал наивысшей радостью.

 

«Домом 302-бис с нехорошей квартирой 50» назвал Михаил Афанасьевич дом на Большой Садовой в своем романе «Мастер и Маргарита»; «гнусной комнатой гнусного дома» называл М. Булгаков свое жилище в дневнике за 1923 г. В письме сестре Надежде Афанасьевне Булгаковой — Земской за 1921 г. сохранилось шутливое стихотворение о новом месте жительства, в котором лишь отчасти отражен советский коммунальный быт большой квартиры:

 

На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
атом.
Жаль, некоторых удобств нет
Например – испорчен ватерклозет.
С умывальником тоже беда:


Днем он сухой, а ночью из него на пол
течет вода.
Питаемся понемножку:
Сахарин и картошка.
Свет электрический – странной марки:
То потухнет, а то опять ни с того
ни с сего разгорится ярко.
Теперь, впрочем, уже несколько дней
горит подряд,
И пролетариат очень рад.
За левой стеной женский голос
выводит: „бедная чайка…“
А за правой играют на балалайке.

 

ПОСЕТИТЕ САЙТ ПРОЕКТА «ДОМ 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ»

 

Быт в квартире № 50 пугал не только пьяными поющими за стеной соседями, но и неустройством быта: отсутствием отопления, нестабильным водоснабжением, несоблюдением чистоты в квартире и многим другим. Так, в письме к сестре Наде за 1922 г. Булгаков пишет: «Я бы описал тебе, как у меня в комнате в течение ночи под сочельник и в сочельник шел с потолка дождь» или «Топить перестали в марте. Все переплеты покрылись плесенью». 1921-1922 гг. были самым сложным периодом жизни Михаила Афанасьевича, как впрочем, большинства москвичей: отсутствие рабочих мест, маленькая плата на государственных службах, сворачивание предприятий, голод. В феврале 1922 г. Булгаков запишет в дневник:

 

«Идет самый черный период моей жизни. Мы с женой голодаем. Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки….Обегал всю Москву — нет места… Валенки рассыпались».

 

Из переписки с матерью и сестрой за 1921-1922 г. видно, что проблемы были не только с валенками, но и одеждой, мебелью, кухонной утварью. Соседи М. Булгакова, скандальные, безработные люди, варившие самогон, становились прототипами героев его литературных произведений. Обратитесь к произведениям М.А. Булгакова, чтоб поближе познакомиться с жильцами «самой известной квартиры в Москве».

 

В рассказе «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» М.Булгаков описывает переломный момент в истории известнейшего московского доходного дома на Большой Садовой:

 

«Так было. Каждый вечер мышасто-серая пятиэтажная громада загоралась сто семьюдесятью окнами на асфальтированный двор с каменной девушкой у фонтана. На гигантском гладком полукруге у подъездов ежевечерне клокотали и содрогались машины, на кончиках оглоблей лихачей сияли фонарики-сударики. Ах, до чего был известный дом. Шикарный дом Эльпит…
Четыре лифта ходили беззвучно вверх и вниз. Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. В кронштейнах на площадках горели лампы… В недрах квартир белые ванны, в важных полутемных передних тусклый блеск телефонных аппаратов… Ковры… В кабинетах беззвучно-торжественно. Массивные кожаные кресла. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди. Директор банка, умница, государственный человек с лицом Сен-Бри из „Гугенотов“, золотистые выкормленные женщины, всемирный феноменальный бассолист, еще генерал, еще… И мелочь: присяжные поверенные в визитках, доктора по абортам…


Большое было время…
И ничего не стало. Вот тогда у ворот, рядом с фонарем (огненный „No 13“), прилипла белая таблица и странная надпись на ней: „Рабкоммуна“. Во всех 75 квартирах оказался невиданный люд. Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами. Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак.

В нем спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали:
— Мань, а Ма-ань! Где ж ты? Черт те возьми!»

 

Дом, который Булгаков называл проклятым, появляется и в повести «Тайному другу»:

 

«В этот момент случилось что-то странное. В нижней квартире кто-то заиграл увертюру из «Фауста». Я был потрясен. Внизу было пианино, но давно уже никто на нем не играл. Мрачные звуки достигали ко мне. Я лежал на полу, почти уткнувшись лицом в стекло керосинки и смотрел на ад. Отчаяние мое было полным, я размышлял о своей ужасной жизни и знал, что сейчас она прервется наконец.

В голове возникли образы: к отчаянному Фаусту пришел Дьявол, ко мне же не придет никто. Позорный страх смерти кольнул меня еще раз, но я его стал побеждать таким способом: я представил себе, что меня ждет в случае, если я не решусь.

Прежде всего, я вызвал перед глазами наш грязный коридор, гнусную уборную, представил себе крик замученного Шурки. Это очень помогло, и я, оскалив зубы, приложил ствол к виску. Еще раз испуг вызвало во мне прикосновение к коже холодного ствола».

 

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ МАКЕТА ДОМА 10 НА БОЛЬШОЙ САДОВОЙ


фото: Иван Пушкин

 

Герой вспоминает давно прошедшие времена, включая небольшой период времени проживания в коммунальной квартире:

 

«Проснулся, всхлипывая, и долго дрожал в темноте, пока не понял, что я в Москве, в моей постылой комнате, что это ночь бормочет кругом, что это 23-й год.
Хромая, еле ступая на больную ногу, я дотащился к лампе и зажег ее. Она осветила скудность и бледность моей жизни».
Здесь же писатель приводит один из своих постоянно повторяемых диалогов с соседкой: «Каждую ночь в час я садился к столу и писал часов до трех-четырех. Дело шло легко ночью. Утром произошло объяснение с бабкой


Семеновной.
— Вы что же это. Опять у вас ночью светик горел?
— Так точно, горел.
— Знаете ли, электричество по ночам жечь не полагается.
— Именно для ночей оно и предназначено.
— Счетчик-то общий. Всем накладно.
— У меня темно от пяти до двенадцати вечера.
— Неизвестно тоже, чем это люди по ночам занимаются. Теперь не царский режим.
— Я печатаю червонцы.
— Как?
— Червонцы печатаю фальшивые.
— Вы не смейтесь, у нас домком есть для причесанных дворян. Их можно туда поселить, где интеллигенция, нам рабочим, эти писания не надобны.
— Бабка, продающая тянучки на Смоленском, скорее частный торговец, чем рабочий.
— Вы не касайтесь тянучек, мы в особняках не жили. Надо будет на выселение вас подать.

— Кстати, о выселении. Если вы, Семеновна, еще раз начнете бить по голове Шурку и я услышу крик истязуемого ребенка, я подам на вас жалобу в народный суд, и вы будете сидеть месяца три, но мечта моя посадить вас на больший срок.
Для того, чтобы писать по ночам, нужно иметь возможность существовать днем. Как я существовал в течение времени с 1921 г. по 1923 г., я Вам писать не стану. Во-первых, Вы не поверите, во-вторых, это к делу не относится. Но к 1923 году я возможность жить уже добыл».

 

Соседкой была реальная женщина, Анна Горячева, о которой Т.Н. Лаппа вспоминает как о «скандальной бабе». Сам М.А. Булгаков делает Горячеву героиней своих рассказов «Самогонное озеро», «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна» и «Театрального романа», «Мастера и Маргариты». О ней он пишет много, Аннушка (она же бабка Павловна, Аннушка Пыляева, Аннушка) становится символом страшного коммунального быта и скандалов, которые случаются там, где появляется она. Оттого и носит Аннушка прозвище «Чума».

 

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КОМНАТА БУЛГАКОВА»


фото: Маргарита Басалаева

 

В рассказе «Самогонное озеро» описан быт той самой квартиры № 50, в которую писатель позднее поселит Воланда со всей его свитой:

 

«В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки.
…И в десять с четвертью вечера в коридоре трижды пропел петух.
Петух — ничего особенного. Ведь жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Вообще Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре No 50, не удивишь ничем.
Случай был экстраординарный, как хотите, и лишь поэтому он кончился для меня благополучно. Квартхоз не говорил мне, что я, если мне не нравится эта квартира, могу подыскать себе особняк. Павловна не говорила, что я жгу лампочку до пяти часов, занимаясь „неизвестно какими делами“, и что я вообще совершенно напрасно затесался туда, где проживает она. Шурку она имеет право бить, потому это ее Шурка. И пусть я заведу себе „своих Шурок“ и ем их с кашей. — „Я, Павловна, если вы еще раз ударите Шурку по голове, подам на вас в суд и вы будете сидеть год за истязание ребенка“, — помогало плохо. Павловна грозилась, что она подаст „заявку“ в правление, чтобы меня выселили: „Ежели кому не нравится, пусть идет туда, где образованные“. Словом, на сей раз ничего не было. В гробовом молчании разошлись все обитатели самой знаменитой квартиры в Москве».

 

Своего жилища М. А. Булгаков, конечно, стыдился, но вплоть до 1924 г. у него не было возможности переехать в другую комнату или другой дом. Как правило, в гости в «проклятую» квартиру знакомых не приглашал: «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты, и кошка ходит, а из кухни доносится ругань Аннушки». При этом в общей кухне шипели примусы, по коридору, в котором всегда туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры доносились пьяные голоса… Воспоминания тяжелые.

 

СМОТРИТЕ ФОТОГРАФИИ ЭКСПОЗИЦИИ «КУХНЯ»


фото: Иван Пушкин

 

Но несмотря на нестерпимо бедственное положение, когда на писательском столе стояла дешевенькая чернильница и пачка старых, а не свежих газет, когда ночью болели бока от ржавых пружин, когда приходилось вычитывать письма безграмотных рабкоров до утра, квартира № 50 все-таки стала местом написания первого большого романа о родном городе, теплом доме и страшных годах Гражданской войны. Именно «нехорошая» квартира стала писательской лабораторией, где рождалась «Белая гвардия»:

 

«Дом спал. Я глянул в окно. Ни одно в пяти этажах не светилось, я понял, что это не дом, а многоярусный корабль, который летит под неподвижным черным небом. Меня развеселила мысль о движении.
Так я начал писать роман. Я описал сонную вьюгу. Постарался изобразить, как поблескивает под лампой с абажуром бок рояля. Это не вышло у меня. Но я стал упорен».

 

Булгаков стал по-писательски упорен и благодаря этому из под пера стали выходить не только рассказы для газет и журналов, но и большие работы: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Записки на манжетах» — принесшие известность и признание писательского таланта М.А. Булгакову.

«Нехорошая квартира» М.А.Булгакова — Куда пойти в Москве — LiveJournal

«Паломничество» в дом №10 на улице Большая Садовая началось в семидесятые годы двадцатого века, но о создании музея речи не было.
И только 26 марта 2007 года в квартире № 50 Правительством города Москвы был учрежден первый в России Музей Булгакова «в целях дальнейшего развития музейно-выставочного дела Москвы, увековечения памяти и популяризации творчества великого русского писателя М.А.Булгакова».
Мы же с вами заходим во двор дома №10.

И по левую сторону от входа замечаем вот такой Музей Булгаковского дома.

Та самая «Нехорошая квартира» не здесь!
Но на огонек зайти стоит.
Еще один взгляд на Булгакова и его творчество.

Для сведения:
Часы работы: с 13.00 до 23.00 ежедневно,
в пятницу и субботу музей работает до 01.00 ночи.
Вход в музей свободный.
Сайт музея дома Булгакова здесь

Не могла не показать вам голову бедняги Берлиоза после свидания с трамваем.

Мы же вновь выходим во двор и направляемся к подъезду №6.

Заветная дверь. Волнение набирает обороты.

Тот самый подъезд. Со всех сторон разукрашен посланиями почитателей таланта Михаила Афанасьевича.

Пока поднимаемся по лестнице на четвертый этаж, вспоминаем, что «рукописи не горят».

Рассматривать надписи занимательно, но я вам и о найденных фактах расскажу.

Булгаков жил в квартире №50, ставшей прообразом «Нехорошей квартиры» в 1921 — 1924 годах.

Михаил Афанасьевич писал своей сестре Вере 24 марта 1922 года: «…Самый ужасный вопрос в Москве — квартирный. Живу в комнате, оставленной мне по отъезде Андреем Земским. Больш. Садовая, 10, кв. 50. Комната скверная, соседство тоже, оседлым себя не чувствую, устроиться в нее стоило больших хлопот…»
Поселиться в этой комнате комнате удалось только после вмешательства Надежды Константиновны Крупской, руководившей одним из журналов, где подрабатывал Булгаков.

О квартире разговор впереди, а мы же рассматриваем «труды» посетителей и вспоминаем, что главным прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Елена Сергеевна Булгакова.

Рассказывают , что «время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. К 1928 г. относится возникновение замысла романа, а работа над текстом началась в 1929 г. (…)

Сохранилось донесение неизвестного осведомителя ОГПУ от 28 февраля 1929 г., где речь идет о будущем «Мастере и Маргарите»: «Видел я Некрасову, она мне сказала, что М. Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество и это одновременно вместе с опубликованием в урезанном цензурой виде».

«В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В(елиара?)», «Гастроль (Воланда?)». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству 28 марта 1930 г.: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе. ..»

«Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем уже здесь фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник — будущий Мастер.  2 августа 1933 г. он сообщал своему другу писателю Викентию Вересаеву (Смидовичу) (1867-1945): «В меня… вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадет в Лету! Впрочем, я, наверное, скоро брошу это».

Однако Булгаков уже больше не бросал «Мастера и Маргариту» и с перерывами, вызванными необходимостью писать заказанные пьесы, инсценировки и сценарии, продолжал работу над романом практически до конца жизни. (…)

23 октября 1937 г. Е. С. Булгакова отметила в дневнике: «У Михаила Афанасьевича из-за всех этих дел по чужим и своим либретто начинает зреть мысль — уйти из Большого театра, выправить роман («Мастер и Маргарита»), представить его наверх». Тем самым «Мастер и Маргарита» признавался главным делом жизни, призванным определить судьбу писателя, хотя в перспективе публикации романа Булгаков далеко не был уверен».

«Что будет?» — ты спрашиваешь. Не знаю. Вероятно, ты уложишь его в бюро или в шкаф, где лежат убитые мои пьесы, и иногда будешь вспоминать о нем. Впрочем, мы не знаем нашего будущего.

Свой суд над этой вещью я уже совершил, и, если мне удастся еще немного приподнять конец, я буду считать, что вещь заслуживает корректуры и того, чтобы быть уложенной в тьму ящика.

Теперь меня интересует твой суд, а буду ли я знать суд читателей, никому неизвестно.

Эх, Кука, тебе издалека не видно, что с твоим мужем сделал после страшной литературной жизни последний закатный роман».

«Булгаков, сам врач по образованию, уже чувствовал симптомы роковой болезни — нефросклероза, сгубившей его отца, А. И. Булгакова. Не случайно, на одной из страниц рукописи М. и М. была сделана драматическая заметка: «Дописать, прежде чем умереть!» (. ..)

Елена Сергеевна Булгакова: «И когда выяснилось, что он заболел нефросклерозом, то он это принял как нечто неизбежное. Как врач он знал ход болезни и предупреждал меня о нём. Он ни в чём не ошибался. (…) Во время болезни он мне диктовал и исправлял «Мастера и Маргариту», вещь, которую он любил больше всех других своих вещей. Писал он ее двенадцать лет. И последние исправления, которые он мне диктовал, внесены в экземпляр, который находится в Ленинской библиотеке. По этим поправкам и дополнениям видно, что его ум и талант нисколько не ослабевали. Это были блестящие дополнения к тому, что было написано раньше.

Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке, на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье — лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да», и «нет». Я сказала: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «чтобы знали, чтобы знали».

Такая история. Тем временем, мы почти у цели.

Одна из моих любимых цитат.
«– Это водка? – слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»

Вдохнули и заходим.
Дверь открыла не Гелла. Это хорошо. А то кто знает, чем могло бы закончиться посещение квартиры.


«На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
Организованный пролетариат.
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
Атом…»

Спасибо экскурсоводу Ивану Назарову за наводку на это стихотворение, а так же на рассказ «Самогонное озеро».

Вам же признаюсь честно, на пороге от волнения у меня ноги почти подкосились.

Пришла в музей Булгакова не просто так, а на вечернюю экскурсию.
Стали их проводить с осени 2012 года. Сумерки, вечер в «Нехорошей квартире» — какое время может быть лучше?

Пока же время экскурсии не подошло, я вдоволь нагулялась в этих комнатах, запечатлев музей при дневном свете.
Например, в самом углу Синего кабинета обратите внимание на секретер.
«По легенде, бытовавшей в доме Булгаковых, этот секретер когда-то принадлежал Гоголю, который работал за ним стоя (верхний ящик может трансформироваться в рабочую плоскость-конторку). Этот секретер, полностью оправдывающий свое название и хранящий множество потайных, секретных отделений и полостей, стоял в «синем кабинете» Булгакова в квартире в Нащокинском переулке. Судя по сохранившимся фотографиям, именно за ним писатель работал во второй половине 1930-х годов. Если так, то именно на этой полинявшей поверхности, покрытой тонкой красноватой кожей, шла работа над романом «Мастер и Маргарита».

Кресло из последней квартиры Михаила Булгакова в Нащокинском переулке.

Коридор бывшей коммунальной квартиры. Тени, тишина. А во времена Булгакова здесь все было совсем не так.

«В десять часов вечера под светлое воскресенье утих наш проклятый коридор. В блаженной тишине родилась у меня жгучая мысль о том, что исполнилось мое мечтанье, и бабка Павловна, торгующая папиросами, умерла. Решил это я потому, что из комнаты Павловны не доносилось криков истязуемого ее сына Шурки. Я сладострастно улыбнулся, сел в драное кресло и развернул томик Марка Твэна. О, миг блаженный, светлый час!..

…И в десять с четвертью вечера в коридоре трижды пропел петух.
Петух — ничего особенного. Ведь жил же у Павловны полгода поросенок в комнате. Вообще Москва не Берлин, это раз, а во-вторых, человека, живущего полтора года в коридоре No 50, не удивишь ничем. Не факт неожиданного появления петуха испугал меня, а то обстоятельство, что петух пел в десять часов вечера. Петух — не соловей и в довоенное время пел на рассвете.
— Неужели эти мерзавцы напоили петуха? — спросил я, оторвавшись от Твэна, у моей несчастной жены».
                                                                  Михаил Булгаков, «Самогонное озеро»

«Утром, в девять, праздник начался матлотом, исполненным Василием Ивановичем на гармонике (плясала Катерина Ивановна) и речью вдребезги пьяного Аннушкиного Миши, обращенной ко мне. Миша от своего лица и от лица неизвестных мне граждан выразил мне свое уважение.
В 10 пришел младший дворник (выпивший слегка), в 10 ч. 20 м. старший (мертво-пьяный), в 10 ч. 25 м. истопник (в страшном состоянии). Молчал и молча ушел. 5 миллионов, данные мною, потерял тут же в коридоре.
В полдень Сидоровна нахально не долила на три пальца четверть Василию Ивановичу. Тот тогда, взяв пустую четверть, отправился куда следует и заявил:
— Самогоном торгуют. Желаю арестовать…»

И так далее, читайте «Самогонное озеро»

Булгаков бежал к телефону и вызывал милицию. Но хитрые сожители разбегались по комнатам. Писателя грозились забрать в отделение за ложные вызовы. Именно тогда у него появились мечты о покое — таком, которым был награжден в финале романа Мастер. Булгаков не нашел покоя до самой смерти.

Не зря, не зря Михаил Афанасьевич поселил Воланда и компанию именно в эту квартиру.

«– Итак, – обратился к Маргарите Воланд, – рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака – кот Бегемот. С Азазелло и Коровьевым вы уже познакомились, служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не сумела бы оказать.
Красавица Гелла улыбалась, обратив к Маргарите свои с зеленью глаза, не переставая зачерпывать пригоршней мазь и накладывать ее на колено.
– Ну, вот и все, – закончил Воланд и поморщился, когда Гелла особенно сильно сжала его колено, – общество, как вы видите, небольшое, смешанное и бесхитростное».

Слышу шорох. Неужели Бегемот…

Именно в этой комнате жил Михаил Булгаков со своей женой Татьяной Лаппа.

«Супруги «купили длинную книжную полку — боковинами ее были два сфинкса — и повесили ее над письменным столом. (…) Эта книжная полка – единственный предмет в коллекции музея, достоверно находившийся в их комнате в начале 1920-х гг.
Книги, которые стоят на полке, были и в библиотеке писателя: собрания русских классиков, зарубежная проза, энциклопедии, словари…»

«Вопреки ожиданиям, этот массивный резной стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, и принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, жившему в Чистом переулке д. 1. Булгаков часто бывал там в гостях и, несомненно, стол ему был хорошо знаком. Но со всей уверенностью можно сказать, что это еще и стол булгаковского персонажа – профессора Преображенского из «Собачьего сердца», позаимствовавшего многие черты у своего прототипа Покровского».

Интереснейшая комната, в которой рассказывается об истории дома №10.
Во времена Булгакова здесь проживала проститутка Дуся.

До 1917 года в доме №10 размещалось общежитие Высших женских курсов. В этой просторной комнате находилась общая гостиная. А во времена Булгакова проживал здесь хлебопек с женой Натальей.

Святая святых — кухня.
«Коммунальная кухня, коммунальный быт — один из наиболее знаковых образов советской эпохи».

Среди прочих экспонатов, обратите внимание на портрет женщины.
Анна Горячева, соседка, «Чума» или «Дура с Садовой».
Прототип той самой Аннушки, что масло разлила на Патриарших.

«Дело же было вот в чем: за некоторое время до выхода Маргариты и мастера с их провожатыми из квартиры № 48, помещавшейся под ювелиршиной, вышла на лестницу сухонькая женщина с бидоном и сумкой в руках. Это была та самая Аннушка, что в среду разлила, на горе Берлиоза, подсолнечное масло у вертушки.

Никто не знал, да, наверное, и никогда не узнает, чем занималась в Москве эта женщина и на какие средства она существовала. Известно о ней было лишь то, что видеть ее можно было ежедневно то с бидоном, то с сумкой, а то и с сумкой и с бидоном вместе – или в нефтелавке, или на рынке, или под воротами дома, или на лестнице, а чаще всего в кухне квартиры № 48, где и проживала эта Аннушка. Кроме того и более всего было известно, что где бы ни находилась или ни появлялась она – тотчас же в этом месте начинался скандал, и кроме того, что она носила прозвище «Чума», — «Мастер и Маргарита».



Первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа вспоминала квартиру №50 и прототипа погубившей Берлиоза Аннушки Чумы: «Эта квартира не такая, как остальные, была. Это бывшее общежитие, и была коридорная система: комнаты направо и налево. По-моему, комнат семь было и кухня. Ванной, конечно, никакой не было, и черного хода тоже. Хорошая у нас комната была, светлая, два окна. От входа четвертая, предпоследняя, потому что в первой коммунист один жил, потом милиционер с женой, потом Дуся рядом с нами, у нее одно окно было, а потом уже мы, и после нас еще одна комната была. В основном, в квартире рабочие жили. А на той стороне коридора, напротив, жила такая Горячева Аннушка. У нее был сын, и она все время его била, а он орал. И вообще, там невообразимо что творилось. Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: «Спасите! Помогите!» Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит — они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели».

Тара для желающих сбросится Аннушке на масло.

«Кухня «нехорошей квартиры», как, впрочем, и любая коммунальная кухня 1920-30-х годов, немыслима без этих чрезвычайно важных и заметных предметов. Прижившееся в СССР слово «примус» пошло от названия «Primus» («Первый») популярной шведской фирмы, производившей эти аппараты, хотя примусы в Швеции делали и «Оптимус», и «Фебус», а еще их делали в Германии и Америке, в Англии и Китае, и даже в самом СССР – в Туле и Кольчугине. Примус стал не только атрибутом кота Бегемота в «Мастере и Маргарите». Этот грозный, шипящий, взрывоопасный агрегат – и страшная метафизическая «дыба» в стихах Заболоцкого, и персонаж детских стихов Мандельштама, и хранитель домашнего очага у Цветаевой, и влюбленный лирический герой поэмы Агнивцева «Триолеты с бензином», и яблоко раздора в рассказах Зощенко…»

Из близкого к искусству.

И снова примус.

«Эстетический диссонанс».

Такова «Нехорошая квартира» Михаила Булгакова.
Я же сломя голову лечу в аэропорт, потому что времени остается в обрез. А хочется задержаться, и снова пройти по этим комнатам.
Еще раз благодарю младшего научного сотрудника (и, как оказалось, pr-менеджера музея) Ивана Назарова.
Успехов Вам, музею процветания!
Сайт музея : информацию об экспонатах нашла именно там, читайте о музее, об экскурсиях.

Музей Булгакова в Москве: три в одном

Государственный музей им. Булгакова или он же – «Нехорошая квартира» из романа «Мастер и Маргарита» находится по адресу: улица Большая Садовая дом №10, (в романе дом № 302 «Бис»).
Седьмая глава произведения так и называется «Нехорошая квартира» и описывается она, буквально, так: «…квартира эта – №50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией…два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать…об исчезнувших и о проклятой квартире долго в доме рассказывали всякие легенды…».
Больше всего злополучная квартира запомнилась читателям из-за самых смешных и мистических сцен в ней происходивших – похмельное пробуждение и волшебное перемещение Стапана Лиходеева в Ялту, визиты корыстных просителей к г-ну Воланду, налеты НКВД и Великий бал у Сатаны.


Эту квартиру М.А. Булгаков писал с вполне реальной коммуналки, ставшей первым местом проживания писателя в Москве. Как известно, он прибыл в столицу вместе со своей первой женой Татьяной Николаевной Лаппе осенью 1921 года и поселился в небольшой комнате квартиры №50, а потом – в №34 на Большой Садовой.
В доме № 302 «Бис», за три года Михаил Афанасьевич написал несколько произведений, которые впоследствии прославили и дом, и жильцов. Но самая громкая слава свалилась на квартиру №50 после выхода романа «Мастер и Маргарита». Все понимали фантасмагорию описанных событий, но все равно хотели увидеть, представить, соотнести… Долгие годы люди приходили во двор легендарного дома, чтобы просто постоять.
Государственный музей им. Булгакова был учрежден Правительством г. Москвы только 26 марта 2007 года, он стал первым и пока что единственным в России мемориальным музеем, который посвящен жизни и творчеству замечательного русского писателя.


Сегодня визит в «Нехорошую квартиру» в доме 302 «Бис» по улице Садовой начинается с стилизованных вывесок, театральной подворотни, скульптурной группы из узнаваемых персонажей бессмертного романа у входа (клетчатый Коровьев и Бегемот с примусом).
Однако, самое яркое впечатление на посетителей производит 6-й подъезд дома. Каждый миллиметр стен от входной двери сплошь до 4-го этажа изрисован мистическими картинками, исписан цитатами из книг М. Булгакова и разными пожеланиями тех, кто в разное время поднимался в мемориальную квартиру №50. Видимо, есть какое-то поверье на этот счет:))
Сотрудники музея умышленно не очищают стены от этой «всенародной любви», но с недавних пор предусмотрели более цивилизованный способ передачи личных просьб любимым героям, и установили на фасаде дома бронзовый почтовый ящик «Письма Мастеру».


За входной дверью в квартире Булгакова начинается длинный коридор, по обе стороны которого располагаются комнаты, а сверху – овальные и квадратные окна, обнаруженные после глобальной очистки стен квартиры от вековых наслоений коммунальной жизни. Оказывается, все просто: естественный свет из комнат освещал темный коридор и дальше попадал в уборную или ванную. Такой архитектурной системой подсветки пользовались в жилых домах до 1960-х годов, к тому же это давало возможностью сэкономить электричество.


Главный объект прихожей – столик из дерева с мраморными инкрустациями и категоричной табличкой «Стол М.А. Булгакова». Судя по фотографиям, сделанным в квартире писателя в Нащокинском переулке, именно этот столик стоял у него в прихожей. Так что в музее он занял вполне законное место!
Слева от входа – гардероб и касса, оформленные в стилистике 20-х годов прошлого века, справа – «Синий кабинет» – образ последнего рабочего места Михаила Афанасьевича в Нащокинском переулке, воссозданный по воспоминаниям родственников и близких друзей писателя. По мнению третьей жены – Елены Сергеевны Шиловской, лучше всего на работоспособность Булгакова оказывал синий цвет, поэтому стены были выкрашены насыщенной лазурью.
В «Синем кабинете» собраны отдельные уголки творческой обстановки из подлинных предметов мебели писателя, которая спустя 70 лет после его смерти поступила в музей.


Несомненный раритет кабинета – бюро-секретер красного дерева эпохи Александра Первого – подарок Елены Сергеевны на именины, который украсил Нащокинскую квартиру Булгакова. По легенде, этот секретер стоял в доме на Никитском бульваре, где провел последние годы жизни Н.В. Гоголь. Булгаков любил антиквариат, да еще с историей, и по свидетельству близких, с удовольствием работал за этим секретером при горящих свечах в 1930-х годах. Получается, что именно на этой краснокожей столешнице рождался его бессмертный роман «Мастер и Маргарита».
Бюро – редкий образец мебели, представляющий собой соединение секретера и конторки, скрытой под видом верхнего выдвижного ящика, имел множество потайных полостей и отделений. Находки, сделанные во время его реставрации в 2018 году, удивили специалистов. Сегодня они и оригиналы других булгаковских вещей представлены под стеклом секретера – фотография Гоголя, кожаная папка для бумаг, синий карандаш для правок, кулон в виде записной книжки, словарь, подсвечник, машинописная копия «Мольера» и другие мелкие предметы.


Минуем реконструкцию «Синего кабинета» и двигаемся вглубь длинного коридора, комната М.А. Булгакова находилась в центре него. Как это часто бывает в жизни, чем больше лишений, тем плодотворнее творческая деятельность. В этой коммуналке писатель был невероятно плодотворен и работал над «Записками юного врача», «Роковыми яйцами», «Дьяволиадой», «Морфием» и «Белой гвардией».
Возле окна комнаты стоит массивный стол с резными тумбами, но при Булгакове его здесь не было, он принадлежал дяде писателя, жившему до революции в «Кулагинском» доме – врачу Н.М. Покровскому, который послужил писателю прототипом профессора Ф.Ф. Преображенского. Михаил Афанасьевич, несомненно, бывал в гостях у дяди и видел этот стол и именно его представил в романе «Собачье сердце», как деталь интерьера в квартире своего героя.

На противоположной стене полупустой комнаты Булгаковых в квартире №50 сейчас разместилась выставка «Дневник писателя». Дело в том, что с переездом в Москву, Михаил Афанасьевич начал вести системные записи, охватившие период трех лет жизни на Большой Садовой и год – в других коммуналках столицы. Он фиксировал события, происходившие в стране и мире, описывал бытовые мелочи в «проклятой» квартире, московские новости (от курса рубля и новых трамвайных маршрутах до локальных пожаров и происшествий) и многие другие, на его взгляд, важные факты. И вот, теперь все эти события собраны в виде подлинных публикаций и копий в той самой комнате, где был написан дневник. Из целого вороха газет, журналов, книг, афиш и фотографий организаторы выставки воссоздали дух эпохи и первых московских лет М.Булгакова.


Квартира №50 выглядит полупустой, светлой, личных вещей писателя не так много – они собранные с его разных квартир или подарены музею родственниками.
Если честно, то ожидания от музея, как от «Нехорошей квартиры», не оправдываются. Никакой мистики и даже обстановки, приближенной к той, что описал Булгаков в романе, здесь нет. Как сказали мне сотрудники музея, еще до 2015 года экспозиция хоть как-то перекликалась с романом и погружала посетителей в среду Москвы 30-х годов, но потом пришло другое руководство и полностью перекроило структуру музея.
В месте, где раньше принимал у горящего камина перепуганных москвичей мессир Воланд, роскошно закусывала его свита, починял примус Бегемот и прислуживала откровенная Гелла, сегодня проходят выставки, лекции, концерты и спектакли театра им. М.Булкакова. От прежней мистической обстановки осталась только кухня и гостиная, остальные комнаты переоборудованы под аскетичные выставки.


Гостиная в конце коридора квартиры №50 до революции была местом сбора курсисток. В 2010 году в ней развернулась экспозиция, воссоздающая атмосферу уюта киевского дома, о котором с ностальгией Булгаков вспоминал в Москве. Если в столице он занимал одну комнату в перегруженной коммуналке, то в Киеве это был собственный дом на Андреевском спуске, где вырос писатель, и духовным центром для многочисленной семьи служила просторная гостиная.
Старинная мебель, гравюры, фортепьяно XIX века, с разложенной на нем партитурой любимой оперы Михаила Афанасьевича «Фауст», бархатные шторы и абажур – все это атрибуты устроенной жизни из юности писателя и главных героев его романов «Белая гвардия» и «Дней Турбиных».
Кстати, на этом фортепьяно любила играть вторая жена писателя – Любовь Белозерская, которая обладала хорошим музыкальным слухом.
Впрочем, и сейчас гостиная не утратила своего предназначения, в ней часто проходят камерные спектакли и концерты.


Но самое колоритное место «Нехорошей квартиры» – коммунальная кухня, которая являлась для Булгакова кладезем ярких впечатлений и кузницей сатирических образов для многих его произведений. Экспозиция представляет собой реконструкцию некоторых уголков из старинных предметов и утвари, которыми могли пользоваться советские граждане в нэпманскую эпоху, а также инсталляцию из табуретов и прочего кухонного хлама, загромождающего обычно все свободные углы в коммуналках.
Ясное дело, что венчает всю эту композицию прославленный примус, да еще на фоне портрета Ленина! На этой кухне легко себе представить суету соседей, их перебранку, кипение котлов, вездесущие веревки с бельем, печку-буржуйку, в которой постепенно сгорел весь пигитовский паркет.


В общем коридоре и некоторых комнатах «Нехорошей квартиры» сегодня представлена экспозиция «История дома Пигит», где собраны воспоминания о дореволюционных интерьерах дома. Это чертежи, фотографии, документы, старинные обои с тиснением, монументальные батареи и лепнина.
За более, чем столетнюю историю в доме жили рабочие табачной фабрики «Дукат» и художники, эсеры и потомственные дворяне, врачи и печатники соседней типографии, сотрудики НКВД и хиппи.
Музей Булгакова шесть лет ведет научно-исследовательскую работу по созданию истории дома №10 на Большой Садовой, рассказанной его жителями. Собственно, результатом этой работы и стал выставочный интерактивный проект – своеобразная машина времени, раскрывающая перед нами тайны разных квартир, их жителей всех поколений и самые интересные истории легендарного дома.


Сегодня Государственный музей им. Булгакова на Большой Садовой – один из самых популярных музеев Москвы, и его появление стимулировало возникновение сопутствующих учреждений в упомянутом доме. Так, этажом ниже находится «Квартира 49», где устраивают мистические квесты, на втором этаже – обустроена «Хорошая квартира» – мини-отель.
Если пройти через двор в соседний подъезд, то вы окажетесь в музее-театре «Булгаковский Дом», по соседству с ним – театр им. М.А. Булгакова, а еще есть студия П.П. Кончаловского. В общем, сегодня дом с богатой историей может предложить туристам много разных опций, завладев их вниманием, как минимум на полдня.
Итак, второй объект «must seе» Булгаковского дома – одноименный театр-музей на первом этаже с красиво оформленным входом. Его украшает скульптурная группа гротескных героев романа «Мастер и Маргарита», барельефы, кованая скамейка и фонарь в стиле модерн.


Экспозиция «Булгаковского дома» также посвящена жизни и творчеству замечательного писателя, в трех его залах экспонируется архив фотографий, документов, публикаций, примечательные вещи эпохи.
Среди наиболее ценных экспонатов музея – папка и кожаный плащ М. А. Булгакова, его портрет, оформленный сестрой; коллекция медицинских инструментов из больницы, в которой он работал, сумочка жены писателя Л. Е. Белозерской и пр.
Вся площадь квартиры организована как интерактивное пространство, где есть место для постоянной экспозиции и выставочных проектов, проведения мастер-классов. В уютном атмосферном рэтро-кафе любит собираться московская интеллигенция и обычные посетители музея, чтобы обсудить за чашкой кофе свои впечатления.


В каждом зале «Булгаковского дома» установлены старинные телефонные аппараты – это действующие аудиогиды. Можно снять трубку и прослушать краткую экскурсию, а еще – связаться с некоторыми персонажами романа «Мастер и Маргарита». Все номера телефонов абонентов указаны рядом на табличке.
В коридоре квартиры установлен макет трамвая № 302, курсировавшего «…по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную…», и ставшего причиной смерти бедного Берлиоза. В окнах трамвая запечатлена его голова и искаженное ужасом лицо вожатой – русской женщины, комсомолки…
В самом трамвае и потайных комнатах квартиры проходят тематические и театрализованные экскурсии. Еще музей-театр гордится своей уникальной электронной экспозицией, посвященной биографии и творчеству М. А. Булгакова. Она содержит более 500 фотографий и документов, а также фрагменты из фильмов и спектаклей по произведениям писателя.


В 2011 году на базе культурного центра «Булгаковский Дом» был открыт Театр им. М.А. Булгакова, ставший логичным дополнением всего музейно-литературного комплекса. Разумеется, основу репертуара театра составляет булгаковское наследие.
Сегодня наполовину театральный, наполовину музейный коллектив булгаковского дома живет как единый творческий организм, увлекая посетителей в удивительный мир любимого писателя. Здесь постоянно проходят литературные вечера, театральные экскурсии, здесь всегда можно встретить харизматичных людей, художников, артистов.
Если повезет, то и живого кота Бегемота, который давно считается полноправным сотрудником музея и любимцем всех его гостей. Говорят, пушистый баловень гуляет сам по себе, любит дремать на лавочке рядом с памятником Михаилу Афанасьевичу, иногда совершает обход музея, но излишнего внимания со стороны посетителей не терпит. Характер у него бегемотовский!

Государственный музей им. Булгакова, он же «Нехорошая квартира» находится по адресу: ул. Большая Садовая, дом 10, подъезд 6, этаж 4, квартира №50 (Метро Маяковская).
Работает ежедневно, кроме понедельника
вторник – среда с 12 до 19.00
четверг – с 14 до 21
пятница – воскресенье – с 12 до 19
Стоимость билетов: 200 – 100

Музей-театр «Булгаковский Дом» на первом этаже того же дома открыт ежедневно:
Понедельник – четверг – 13:00 – 23:00
Пятница – 13:00 – 01:00
Суббота – 12:00 – 01:00
Воскресенье – 12.00 – 23.00
Вход свободный, дополнительно оплачиваются специальные экскурсии и программы.

3013 доллар Мастер Абаимов Владимир

Нашли ошибку? Пожалуйста, дайте нам знать.

Дом Художники Абаимов Владимир Картины мастера Плохая квартира («Мастер и Маргарита»)

Картина маслом на холсте «Плохая квартира» написана по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», моей любимой книги. В этой картине я постарался представить разнообразие и многоплановость «плохих» квартир, где происходят известные события.

Местонахождение картины : Новосибирск

Категория : Картина

Стиль : Сюрреализм

Жанр : Символическая композиция

Готовая работа, теперь доступна для покупки.

Картина оформлена.

Год: 2003

Размер: 99×120

Материал : холст

Техника : масло

3 013 $

Добавить в корзину

сюрреализм , выражение , Булгаков , Маргарита , квартира , Берлиоз , Воланд.

350 0 0

Оценка деятельности сообщества

Стиль: Оценок пока нет

Сюжет уникален: оценок пока нет

Мастерство: Пока нет оценок

Сообщить модератору

произведения искусства мастера

Wet Morning
48×71, Canvas, Oil

Abaimov vladimir

40 000 руб. , масло

Абаимов Владимир

20 000 руб.317 $320 €купить

Сатчмо (Луи Армстронг) 2
54×43, холст, масло

Abaimov Vladimir

40 000 руб. 634 & доллар; 640 € Заказать копию

Mireelle Mathieu 4
15×15, Paper, Ink

Abaimov vladimir

10 000 Rub.159 & Allar;

Апостол Пол
62×48, Canvas, нефть

Abaimov Vladimir

60 000 Rub.951 & доллар; 960 € Покупайте сейчас

Margarita («Мастер и Маргарита»)
58×45, Paper, SAGAINE и MARGAIRITA
58X45, Paper, SAGAININE
, SAGUIN Владимир

30 000 руб.476 $480 €купить

Не забывайте поливать цветы!
19×18, картон, масло

Abaimov vladimir

10 000 руб. $960 €Купить сейчас

Дизайны, темы, шаблоны и графические элементы Михаила Булгакова для скачивания на Dribbble

  1. Посмотреть Михаил Булгаков

    Михаил Булгаков

  2. Посмотреть Мастер и Маргарита, Михаил Булгаков

    Мастер и Маргарита, Михаил Булгаков

  3. Посмотреть Михаил Калашников

    Михаил Калашников

  4. Посмотреть концептуальный снимок М. Булгакова

    Концептуальный снимок М. Булгакова

  5. Посмотреть обложку книги «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

    Обложка к книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

  6. Классика View Book переработана

    Новый дизайн классической книги

  7. Посмотреть концепт-шот Михаила Шолохова

    Концептуальный снимок Михаила Шолохова

  8. Посмотрите мою дипломную работу, посвященную Михаилу Врубелю. Батик 2

    моя дипломная работа, посвященная Михаилу Врубелю. Батик 2

  9. Посмотреть промо-сайт Dubai Creek Tower от Emaar

    Промо-сайт Dubai Creek Tower от Emaar

  10. Вид Михаила Скопина-Шуйского

    Михаил Скопин-Шуйский

  11. Просмотр День тринадцатый. Булгаков

    День тринадцатый. Булгакова

  12. Посмотреть Патрики

    Патрики

  13. Посмотреть Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита

    Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита

  14. Посмотреть Мастер и Маргарита ‘Плохая квартира’

    Мастер и Маргарита «Плохая квартира»

  15. Посмотреть портрет Михаила Булгакова для Календаря 2019

    Портрет Михаила Булгакова для Календаря 2019

  16. Приложение «Просмотреть книгу»

    Приложение «Книга»

  17. Посмотреть Юбилей Булгакова — Мастер и Маргарита

    Юбилей Булгакова — Мастер и Маргарита

  18. Посмотреть Юбилей Булгакова — Роковые яйца

    Юбилей Булгакова — Роковые яйца

  19. Посмотреть Михаил

    Михаил

  20. Посмотреть Спасибо Михаил

    Спасибо Михаил

  21. Просмотр низкополигонального портрета: Михаил Ломоносов

    Низкополигональный портрет: Михаил Ломоносов

  22. Посмотреть обложку «Мастер и Маргарита»

    Обложка «Мастер и Маргарита»

  23. Посмотреть Мастер и Маргарита — Бал Сатаны

    Мастер и Маргарита — Бал Сатаны

  24. Посмотреть Михаил, охотничий вариант

    Михаил, охотничий вариант

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить или войдите на сайт

Идет загрузка. ..

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. London: Wordsworth Classics, 1987

Жилищный вопрос преследует людей!

Такой роман невозможно забыть. Оно неумолимо преследует вас. Давно запрещенный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» не перестает очаровывать читателей. Он остается культовым не только потому, что хорошо написан, но и сохраняет свою притягательную привлекательность как мистический роман с глубоким религиозным подтекстом. Это сложный роман, который можно понять на многих уровнях. Некоторые истолковывают его как сверхъестественный роман о магии; другие рассматривают его как остроумную политическую сатиру — и многие пришли к своему взгляду на христианство благодаря этому роману. Его можно рассматривать как предшественника жанра «магического реализма» Габриэля Маркеса.

Тем не менее, можно утверждать, что в основе этого романа лежит острая проблема бездомности. Ибо центральная тема этого романа — о том, как жилищный вопрос и угроза бездомности развратили так много людей, сделав их легкой добычей Дьявола, который приходит в Москву. Не случайно фамилия одного из главных героев, поэта, «Бездомный». И он теряет не только дом, но и разум.

Роман передает напряженную и неприступную атмосферу города, омраченного глубоким недоверием не только к иностранцам, но и ко всем, кто оказывается соседом. В этом городе нет настоящей стабильности. В Москве с тобой может случиться все что угодно. На это лучше всего указывают две цитаты из романа.

Первый начинается, когда Воланд, Дьявол, изображающий из себя немецкого профессора черной магии, спорит с русским чиновником о том, существует ли Бог. Когда Берлиоз заявляет: «Бога нет», — возражает Воланд, — «Но вот что меня смущает: если Бога нет, то могу ли я спросить, кто управляет существованием человека и всем миропорядком?» «Им управляет сам человек, — быстро и сурово отвечает Берлиоз на его, по общему признанию, довольно двусмысленный вопрос. — Прошу прощения, — мягко говорит незнакомец. — Чтобы управлять, нужно иметь определенный план на какой-то разумный Мне спросить, как человек может управлять чем-либо, если он не только не в состоянии планировать даже смехотворно короткий срок, скажем, на тысячу лет, но и не может ручаться за завтрашний день?» (стр. 12) 

А потом, когда слуга Воланда Коровьев встречается с чиновником из ЖКХ, он говорит: «Что такое официальное лицо или неофициальное лицо? Все зависит от вашей точки зрения, Никанор Иванович, все так субъективно и туманно. Сегодня я неофициальное лицо, завтра смотри официально. А может быть и наоборот» (стр. 95-96).

Так и здесь люди могут получить квартиры или потерять их и оказаться на улице! Именно эта хаотичная и произвольная атмосфера составляет фон основного сюжета романа. Всякое может случиться   Даже Дьявол может объявиться в Москве. Это именно то, что происходит. В Москву неожиданно прибывает Дьявол, или Воланд, с ватагой пестрых слуг, таких как забавный Коровьев и дикая кошка. Они любят пошалить. Когда они приезжают в Москву, они создают много беспорядка и хаоса. Они захватывают квартиру и устраивают для местных жителей особое шоу магии.

Еще одним параллельным сюжетом является преследуемый писатель по имени Мастер, чей роман о Понтии Пилате и распятии Христа был запрещен. Его возлюбленная Маргарита пытается спасти его, прося Воланда воссоединить его с ней, а также с его работой. Плата за эту любовь — быть хозяином бала у Воланда. Когда Мастер говорит Воланду, что в отчаянии сжег свою работу, Воланд приносит свою книгу из ниоткуда, уверяя его, что «Рукописи не горят». Другими словами, блестящие литературные произведения могут пережить любую цензуру или потерю.0003

Зачем Воланд приезжает в Москву? А почему Патриаршие пруды? Он вернулся в Москву, чтобы узнать, действительно ли люди изменились или нет. Морально они лучше или хуже?

Воланд раскрывает свои мотивы, заявляя: «Но меня, конечно, не так интересуют все эти автобусы, телефоны и прочее…

«Гаджеты», — предложил клетчатый мужчина.

— Совершенно верно, спасибо, — медленно произнес маг тяжелым басом.

«Меня интересует гораздо более важное соображение. Эти граждане изменились внутри?

И какой вывод делает Воланд?»

«Люди есть люди. Они любят деньги, но они всегда любили. Человечество любит деньги, сделанные из кожи, бумаги, бронзы или золота. Вот такие они легкомысленные…..Ну что ж и милосердие иногда стучится в двери их сердца. Простые люди, напоминающие стариков, в основном только жилищный вопрос их испортил» (стр. 126).

И как их испортила жилищная проблема? В 1929 году получить квартиру в Москве было очень трудно. Так много бездомных начали стекаться в Москву в поисках работы, спасаясь от голода после неудачной коллективизации. Те, у кого была крыша над головой, часто жили в гнетущей тесноте, где не было настоящего уединения. Некоторые так отчаянно стремились найти новый дом, что прибегали к любым методам получения квартиры: взяткам, фиктивным бракам, ложному доносу на соседа в тайную полицию, чтобы получить свое место через сделку с жилищным комитетом, и даже убийству. . Когда умирает главный герой Берлиоз, жилкомитет, который присматривает за его имуществом, засыпается бесконечными претензиями на его квартиру.

Хотя действие этого романа происходит в конце 1920-х, жилищная проблема до сих пор не дает покоя людям! Это глубоко искажает человеческие отношения. Стремление к космосу заменяет романтику. Один из моих студентов однажды сказал мне: «Я слышал, как девушка говорила своему парню в Макдональдсе: «Ты хочешь жениться на мне только потому, что тебе нужно место для проживания». партнер может отказаться от выезда, если у него в паспорте стоит штамп о прописке. Именно этот штамп о регистрации дает ему право на проживание, а также право на работу, медицинское обслуживание и бесплатное образование.

Моя жена была в такой ситуации. Она развелась с мужем, но через пять лет он неожиданно объявился в Москве и настаивал на том, чтобы там остаться. Когда моя жена сказала, что закроет дверь, он ответил: «Я вызову полицию и выломают дверь». Так что он оставался до тех пор, пока мы не смогли выкупить его. Но это приводило к глупым ситуациям. Они оба были художниками. Когда ее бывший муж с гордостью выставлял свою любимую фотографию, она отчитывала его: «Как ты можешь выставлять эту чушь? У тебя дурной вкус», и она сняла его! Затем он снова поднимал его, и она снова снимала его. И это будет продолжаться и дальше! Сегодня, прежде чем написать это, я прочитал в местной газете, что 66-летний мужчина убил свою молодую невестку из-за имущественного спора о том, кому принадлежит квартира.

Почему действие романа происходит на Патриарших прудах? Это не случайно. Этот район давно имеет плохую репутацию. В настоящее время местные жители жалуются на повышенное давление, проблемы с дыханием и сердцем. Возможно, это связано с тем, что местность существовала на болотах, которые до сих пор выделяют газы.

До переименования в Патриаршие пруды он был известен как «Козьи болота». В 17 веке существовала легенда о черном козле, который бродил по округе. Когда эта черная коза подошла к стаду крупного рогатого скота, все молоко исчезло. Если эта черная коза подходила к местному дому, это означало скорую смерть человека. Местные жители приносили в жертву детей и животных в прудах, чтобы задобрить злых духов. Происходило столько плохого, что местные жители обратились к православной церкви с просьбой взять на себя ответственность и защитить их. Местность освятили и переименовали в Патриаршие пруды.

К сожалению, странности не переставали происходить. Есть история о том, как таинственный черный автобус приезжает в некоторые дома, чтобы забрать пропавших без вести солдат, о странных фантомах и жутких событиях.

Одна история рассказывает о том, как в июне 1941 года молодой солдат по имени Василий Стацентко и его девушка решили переплыть пруд. Переплывая на другой берег, он потерял сознание. Когда его позже оживили, он искал, но не мог найти свою девушку. Три дня он безуспешно искал ее. Ее тело так и не нашли. Затем однажды, когда он посещал пруд, он встретил ее призрак. Призрак Марии попросил его продолжить их отношения после того, как он вернулся с фронта. Он был слишком напуган, чтобы снова встретиться с ней в условленном месте. Но ее призрак пришел к нему, когда он вел свой трамвай, чтобы предупредить его о будущих событиях.

Другая более свежая история рассказывает о том, как новый русский решил устроить пышный и роскошный праздник для своих друзей. Он поставил три аквариума с рыбой в пруд, где гости могли их выловить. Накануне торжества он поставил танки в пруд. Но на следующий день вся рыба пропала. Что могло с ними случиться? Он обвинил местных бездомных в браконьерстве и поедании их. Поэтому он нанял двух охранников для охраны в течение вечера. Но снова рыба таинственным образом исчезла! Что произошло? Неужели голодные бездомные тайно нырнули под воду, чтобы поймать их? Это было просто невозможно!

Еще одно мнение состоит в том, что любой инсценировке этого романа в форме пьесы или фильма не везет. Ибо Булгаков, по-видимому, был против этого. Вера похожа на предполагаемое проклятие актеров при исполнении шотландской пьесы «Макбет». Все, что идет не так в исполнении, обвиняется в проклятии. Некоторые российские актеры отказываются сниматься в каких-либо фильмах или спектаклях по «Мастеру и Маргарите».

С такими странными историями и легендами о Дьяволе, посещающем этот район, легко понять, почему Булгаков так вдохновился написать сверхъестественную историю, которая начинается в этом районе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *