Немецкая субмарина у 515 – Немецкая подводная лодка U-515 — German submarine U-515

Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге (U-434 U-Bootmuseum Hamburg): military_museum — LiveJournal

Побывав недавно в Гамбурге, я не мог не осмотреть эту музейную подлодку. Тем более, что она-то и являлась одной из основных «целей» нашего броска на северо-запад Германии. Настоящее её название: Б-515, это бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом». Наши «партнёры» из НАТО обозначили этот тип ПЛ как «Tango». Подлодки этого проекта считались переходными от второго поколения ДПЛ к третьему, имея силовую установку, идентичную проекту 641, но обладая при этом более совершенным электронным и гидроакустическим оборудованием с высокой степенью автоматизации соответствующих процессов.
1.

Всего за период с 1973 г. по 1982 г. было построено и сдано для ВМФ СССР 18 ПЛ этого типа. Изготовителем выступал ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком, а сам проект был разработан в ленинградском ЦКБ МТ «Рубин». После достройки ПЛ переводили по внутренним рекам и каналам к их постоянному месту службы.

И так, начнём экскурсию по этому весьма интересному объекту, которому западная печать до сих пор приписывает выполнение самых загадочных секретных миссий.
2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы Blohm+Voss:

3. Как и у большинства других виденных мной музейных ПЛ, у U-434 тоже есть отдельные вход и выход. Заходим…

4. …и сразу попадаем в носовой торпедный отсек:

5. Подводная лодка была оснащена 6 торпедными аппаратами, причём все они были размещены в носовом отсеке. Стандартный боезапас: 24 торпеды или 44 мины. Хорошо видны оставшиеся механизмы системы быстрого заряжания торпед:

6. Внутренний объём носового отсека внушает уважение. Вид со стороны второго отсека. Люк в соседний отсек находится почти под подволком, на уровне «третьего этажа» этой ПЛ:

7. Люк для аварийного покидания ПЛ:

8. Переходим во второй отсек — аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор третьего (жилого) «этажа». Под ним на двух этажах расположены, в основном, аккумуляторные батареи:
:

9. Кают-компания. Обратите внимание на фото справа в центре, со статуей Свободы — оно действительно сделано через перископ?

На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.

10. Офицерские удобства:

11. Немного техники:

12. Каюта для совсем больных:

13. Обитателю этой каюты полагался свой «карантинный» гальюн:

14.

15. Затем мы спускаемся на один «этаж» (вернее, палубу) вниз:

16.

17.

18. Покидаем второй отсек:

19. Попадаем в третий отсек — отсек центрального поста. Вид в корму:

20. Вид  в нос (откуда мы пришли):

21. Основное оборудование центрально поста находится над нами, но нас туда не пустили. Смотрим на то, что есть (т.н. «агрегатные выгородки»):

22.

23.

24. Переходим в четвёртый — жилой и аккумуляторный отсек. На его «втором этаже» расположена столовая для старшин:

25. Поднимаемся на один этаж выше. Тут уже расположены каюты старшин:

26. Радиомастерская. Сейчас она больше похожа на уголок старьёвщика::

27. А вот и самое важное место на любом корабле (после гальюна, само собой), а именно — камбуз:

28. Идём дальше по коридору:

29. В принципе, довольно приличное размещение:

30. Здесь жил особист (шутка, на самом деле здесь работал шифровальщик):

31. А тут можно было посмотреть, как поживают аккумуляторы:

В четвёртом отсеке также было расположено вспомогательное оборудование и общесудовые системы (трюмные насосы, насосы системы гидравлики, различные преобразователи и кондиционеры).

32. Переходим в пятый, дизельный отсек:

33. Пост управления дизелями расположен в специальной выгородке с отдельной дверью:

34. На заднем плане виден проход в «машинный зал»:

35. А вот и сами дизели. Всего их три штуки, все — с турбонаддувом, мощностью по 1900 л.с. Тип: 2Д42:

36. Вспомогательные механизмы и приборы:

37. Дизель поближе:

38. Покидаем пятый отсек:

39. Вид назад, на дизельный отсек:

40. Теперь мы находимся в предпоследнем, шестом отсеке этой ПЛ — электромоторном. Крышка люка:

41. Щиты управления двумя бортовыми электромашинами (2 х 1350 л.с. типа ПГ101) и одной средней (1 х 2700 л.с. типа ПГ102):

42. Коридор между электрощитами в электромашинном отсеке:

43.

44. Рабочие места «электриков»:

45. Вид на щит управления электромотором по правому борту:

46. Щит управления средним электромотором:

47. Третий (!!!) гальюн на корабле. Роскошь же:

48. Крантики с забортной (солёной) и пресной водой:

49. Теперь переходим в последний, седьмой (кормовой) отсек:

50. Система рулевой гидравлики:

Под настилом расположен электродвигатель бесшумного хода мощностью 140 л.с.
51. Какая-то секретная установка:

52. Что-то, похожее на баллон с газом (с редуктором наверху) Пенообразователь для системы пожаротушения ВПЛ (воздушно-пенная лодочная):

53. Матрос устал и лёг поспать. Внизу баллон с воздухом высокого давления (ВВД):

54. Другой матрос бодр. Зачем (а главное — как?) в отсек был затащен один из трёх винтов, история умалчивает:

55. Ещё один аварийный люк (всего их три, они расположены в 1, 3 и 7 отсеках):

Интересная особенность немецких морских музеев и музейных ПЛ — это звуковое оформление соответствующих экспозиций. Например, на U-434 в дизельном отсеке довольно шумно проигрываются звуки работы реального дизеля и т.д.

56. Ну всё, всплываем выходим на поверхность:

57. Спасательный буй на корме (второй такой же расположен в носовой части ПЛ):

58. Вид на нос:

59. Интересные штуки, расположены симметрично по бортам ближе к корме. Выхлопом дизеля это быть не может, ибо он (вывод выхлопа) расположен вместе с устройством РДП в рубке. Что же это такое? (Уже подсказали, что это всё же выхлоп).

60. Недалеко от ПЛ U-434 расположено другое интересное музейное судно — грузо-пасажирский «Cap San Diego», но на него у нас уже не хватило времени:

61. А теперь немного истории. Так выглядели ПЛ проекта 641Б в далёкие 80-е годы (на снимке Б-498 из состава ЧФ):

Источник фото

62. Общий чертёж ПЛ проекта 641Б (кликабельно):


Источник фото

63. Экипаж Б-515 в 1984 г. (со всеми офицерами, но, тем не менее, не полный — на фото отсутствуют примерно 25 матросов и старшин):

Источник фото

64. Логичный вопрос: а как же Б-515, в итоге, попала в Гамбург? Ответ на этот хитрый вопрос дан в небольшой книжке, которую я купил в сувенирном магазинчике при ПЛ:

Согласно этой книженции, мысль о покупке русской ПЛ возникла у двух немцев-предпринимателей после просмотра новостей в августе 2000 г. из района Баренцева моря. Тогда там «утонула» (со слов одного известного чиновника) одна из наших АПЛ, и помощь к морякам, оставшимся в живых после взрыва, «немного» не успела. В итоге, немцы захотели сделать памятник морякам-подводникам и представить его в качестве музея, куда любой может зайти и представить себе, как оно вообще — жить и работать в таком железном гробу. Ну, и денег заработать тоже — я так думаю.

Попав сперва на жуликов, которые хотели продать то, что им, на самом деле, не принадлежало, немцы, при помощи «посредников» вышли на Рособоронэкспорт. Изучив авторскую концепцию и потребовав кучу справок, наши чиновники, в итоге, согласились на сделку. ПЛ проекта 641Б была оценена 1,25 млн. евро. Затем компания немцев поехала в Полярный и выбрала себе там ПЛ по вкусу — а именно Б-515, которая последнюю свою боевую службу провела в далёком 1995 г. и с тех пор находилась в резерве СФ (до апреля 2002 г.).

65. Встреча немецких друзей (в центре: Иоахим Вагнер и Кристиан Ангреманн) по прибытии на Кольский полуостров:

После заключения договора и перевода денег ПЛ была отправлена в Североморск на «демилитаризацию», где с неё было снято всё секретное оборудование и вооружение. Затем, наш буксир дотащил её до Гельголанда (остров в Северном море) и передал свою ношу немецким буксирам. Дальше — дело техники. ПЛ поставили в док, наварили 2 «колпака» — для входа и выхода посетителей, адаптировали бортовую сеть под гражданские 230 VAC, подкрасили немного и поставили на место. Потом ещё один раз переставили — туда, где U-434 и стоит с 2010 г. по сей день. А впервые ПЛ была открыта для посетителей уже в октябре 2002 г. За первые 12 месяцев её посетили 120 тыс. человек, что позволило практически «вернуть» её стоимость новым владельцам.

Интересно, что когда ПЛ прибыла в Гамбург, её посетили (и обыскали от трюма до перископа) сначала таможенники, а затем и сотрудники немецких спецслужб. Последние забрали с собой особо интересные детальки, пробы материалов и различных жидкостей.

66. Последний капитан конечно же командир Б-515 — Гарматенко Анатолий Иванович — оказывал немецким партнёрам всевозможное содействие, спасибо ему за это:

67. Любопытный факт: на данный момент существуют ещё две музейные подлодки этого типа. Б-396 установлена в Москве, а Б-307 — в Тольятти. Так, например, выглядит ПЛ Б-396 проекта 641Б в Москве на Химкинском водохранилище, в Музее ВМФ (парк «Северное Тушино»):

Источник фото

68. А вот так выглядит ПЛ Б-307 в Тольятти, в техническом музее АвтоВАЗа. Согласитесь, что это немного психоделическое зрелище — ПЛ, стоящая на лужайке и выпускающая торпеду:

Источник фото

В завершение, немного полезной информации о музее:

Официальное название:
U-434 U-Bootmuseum Hamburg

Адрес:
U-Bootmuseum Hamburg GmbH
St. Pauli Fischmarkt 10
D-20359 Hamburg

Как добраться:
Мы ехали на машине из Берлина, это около 3-х часов по автобанам с паузой на кофе. По причине обилия злачных мест в центре Гамбурга, я строго рекомендую запарковать машину в надёжном месте и дальше путешествовать городским транспортом. До нужного места ходят электрички и метро (остановка Reeperbahn, дальше около 10 минут пешком до набережной Эльбы — St. Pauli Fischmarkt).

Контакты:
Телефон:  +49 40 32004934
Факс: +49 40 32527209

Расписание работы:
Ежедневно без выходных, с понедельника по субботу: с 9:00 до 20:00, в воскресенье: с 11:00 до 20:00.

Сколько стоит: взрослый билет: 9 евро. Школьникам, студентам и их детям: 6 евро. Прочим пенсионерам: 7 евро.
Для традиционной семьи (2+2) билет будет стоить со скидкой всего 22 евро.
За фотосъёмку попросят ещё 1 евро. Но лично нас забыли попросить, что могу лишь отметить как дополнительный плюс этому музею.

Важно: нас не пустили в центральный пост, потому что мы зажали заплатить по 4 евро за т.н. «экскурсию». С другой стороны, это не помешало нам (чуть позже) к этой «экскурсии» присоединиться, просто присев в столовой нижних чинов и подождав, пока небольшая толпа богатеньких буратин нагонит нас. Экскурсия нас ничем не удивила, о рабочей температуре +70 °С в машинном отделении мы и так догадывались, а про красный уголок с балалайками и про ручных медведей в торпедном отсеке и так уже знает каждый пионер. Сэкономленную валюту мы потом, кстати, с пользой спустили на Репербане, но вот оригинальных фоток из центрального поста у меня пока нет.

Дополнительная информация:
Официальный сайт ПЛ U-434 (к сожалению, только на нем. яз.).
Там же — вид с веб-камеры на ПЛ в реальном времени.
Фоторепортаж Андрея Прокофьева о ПЛ Б-515 в 1984 г.
Статья о ПЛ Б-515 в Википедии.
Там же — статья о ПЛ проекта 641Б.
Статья о ПЛ проекта 641Б на сайте deepstorm.ru
Там же — «краткая биография» ПЛ Б-515.

military-museum.livejournal.com

Немецкий подводный U-515 • ru.knowledgr.com

Немецкий подводный U-515 был Типом подводная лодка IXC Kriegsmarine Нацистской Германии, построенного для обслуживания во время Второй мировой войны.

Она была уполномочена в 1942 и погружена в 1944. U-515 закончил шесть эксплуатационных патрулей и потопил 23 судна, ужасно повредил два судна, которые позже затонули и повредили два дополнительных судна.

Ранняя история

Киль U-515s был установлен 8 мая 1941 в немецком Werft в Гамбурге, Германия. Она была начата 2 декабря 1941, уполномочена 21 февраля 1942 под командой Капитенлойтнанта Вернера Хенке и была свойственна 4-й Флотилии подводной лодки для обучения. Во время этого периода U-515 провел аудирование в начале мая, огневых испытаний торпеды, и в начале июля тактические упражнения с другими подводными лодками. U-515 служил с 4-й Флотилией подводной лодки до 31 августа 1942. Она тогда присоединилась к 10-й Флотилии подводной лодки для операций.

Первый патруль

U-515 уехал из Штеттина 8 сентября 1942, остановившись в Киле к добавке с топливом. Она уехала из Киля 11 сентября для ее первого патруля, во время которого она потопила девять судов и повредила один другой:

  • Stanvac Мельбурн – Панамский танкер, потопленный 12 сентября торпедами
  • Woensdrecht – Голландский танкер, потопленный 12 сентября торпедами
  • Нимба – Панамское грузовое судно, потопленное 13 сентября торпедами
  • Океанский Авангард – британское грузовое судно, потопленное 13 сентября торпедами
  • Харборо – Британское грузовое судно, потопленное 14 сентября торпедой и оружием палубы
  • Sørholt – Норвежское грузовое судно, потопленное 15 сентября торпедами
  • Больше – американское грузовое судно, потопленное 17 сентября с оружием палубы
  • Reedpool – Британское грузовое судно, потопленное 20 сентября торпедами
  • Антиразум – американское грузовое судно, поврежденное торпедой 23 сентября, погруженное 24 сентября
  • Lindvangen – Норвежское грузовое судно, потопленное 23 сентября торпедами

U-515 вернулся на ее базу в Лорьяне в занятой Франции 20 октября.

Второй патруль

U-515 уехал из Лорьяна 7 ноября для ее второго патруля. Проходя африканское побережье, ночью от 11 ноября, она напала на британскую плавучую базу (вероятно, который подвергся нападению 11 ноября и снизился на 12-м), и был впоследствии заряжен глубиной британским разрушителем (вероятно, НА СЛУЖБЕ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Ядовитый). Приплывая через центральной Атлантики 6 декабря, подводная лодка определила и потопила пассажирское судно. U-515 патрулировал Азорские острова в течение приблизительно недели, затем возвратился в Лорьян 5 или 6 января 1943.

Третий патруль

Незначительный ремонт был выполнен, и 20 февраля 1943, подводная лодка оставила Лорьян для ее третьего патруля. Она потопила британское грузовое судно, SS Звезда Калифорнии приблизительно в 335 милях к северо-западу от Азорских островов 4 марта, и 9 марта она потопила второе судно, французское грузовое судно Бамако от западноафриканского побережья. 29 апреля подводная лодка подверглась нападению летательными аппаратами Каталины. U-515 выстрелил в самолет с ее 20-миллиметровыми зенитными орудиями, но не подстреливал никого. Самолет не наносил ущерба ей, она погрузилась после нападения. Во время 12-часового периода ночью от 30 апреля и 1 мая, U-515 подвергшийся нападению TS 37 конвоя от Фритауна и потопил семь судов:

  • Кота Tjandi – Голландское грузовое судно, потопленное 30 апреля торпедами
  • Бандар Шэпур – Британское грузовое судно, потопленное 30 апреля торпедами
  • Corabella – Британское грузовое судно, потопленное 30 апреля торпедами
  • Nagina – Британское грузовое судно, потопленное 30 апреля торпедами
  • Mokambo – Бельгийское грузовое судно, на которое нападают 1 мая торпедами, затонуло 2 мая
  • Город Сингапур – Британское грузовое судно, потопленное 1 мая торпедами
  • Клан Макпэрсон – британское грузовое судно, потопленное 1 мая торпедами

Спустя несколько дней после нападения на TS 37 конвоя, U-515 повторно поставлялся топливом и торпедами. Она продвинулась свой патруль и 9 мая потопила норвежское грузовое судно Корнвилль с торпедами. U-515 закончил ее третью вылазку, возвратившись в Лорьян 23 июня. В знак признания успешного патруля всем членам команды дали длинные листья, и многие наградили Железо Взаимным, Вторым классом.

Четвертый патруль

Обширный ремонт и модификации были выполнены в Лорьяне. После того, как часть моста была расширена и вооружена 20-миллиметровым зенитным орудием и 37-миллиметровым оружием зенитного огня. Она также несла четыре T5 Zaunkönig акустические торпеды возвращения. U-515 уехал из Лорьяна 29 августа, чтобы патрулировать западное побережье Африки. Приблизительно одна неделя в, она разыскала конвой от Азорских островов и начала нападать; однако, она была обнаружена эскортом конвоя и ужасно ранена глубинными бомбами, которые вынудили ее вернуться на базу для ремонта, достигнув Лорьяна 12 сентября.

Пятый патруль

Ремонт занял шесть недель и был закончен к концу октября. 1 ноября 1943 U-515 уехал из Лорьяна, останавливающегося в Св. Назере, чтобы взять две торпеды T5 Zaunkönig, которые были разработаны или с магнитным плавким предохранителем или с плавким предохранителем удара и которые были быстрее и имели более длинный диапазон, чем торпеды G7e/T4 Falke. U-515 оставил Св. Назера 9 ноября и начал патрулировать от Азорских островов и португальского побережья. Утром от 18 ноября, она разыскала конвой, но была в свою очередь разыскана самолетом. Подводная лодка погрузилась, но была обнаружена разрушителями. Эти три судна заряженный глубиной U-515 в течение нескольких часов и нанесли главный ущерб. Главный балластный отсек и запасная нефтяная цистерна были разорваны; несколько батарей, электроника и передовой двигатель гидроплана были также повреждены. U-515 запустил T-5 акустическую торпеду в одного из разрушителей, поразив ее и нанеся ущерб вне ремонта. Еще несколько нападений были сделаны, и U-515 почти исчерпал воздух, когда нападения наконец остановились, и она смогла появиться. Несмотря на значительный ущерб, команда решила сделать ремонт в море, который был закончен 22 ноября. U-515 начал патрулировать западное побережье Африки и 17 декабря, торпедировал и потопил британское грузовое судно Кингсвуд. Два дня спустя она потопила другое судно, британское грузовое судно Phemus. Возвращаясь на базу, она потопила британское грузовое судно 24 декабря. 16 января 1944 U-515 достиг Лорьяна.

Шестой и заключительный патруль

Основной ремонт был выполнен на U-515, включая установку новых батарей. Ремонт был закончен к концу марта и на 30-м, она уехала из Лорьяна. 8 апреля 1944 U-515 определил основанный на перевозчике самолет и погрузился; час спустя она появилась и подверглась нападению другим самолетом. U-515 затронул машину с ее зенитным орудием на 3,7 см. Бомбы самолета опоздали на подводную лодку, и U-515 не подстрелил самолет.

9 апреля на U-515 напали к северу от Мадейры разрушители, и. Наводнение и потеря контроля за глубиной вызвало подводную лодку к поверхности, где она была погружена ракетами, запущенными от Мстителя и Рискованного самолета и орудийного огня от разрушителей.

Шестнадцать из членов команды U-515s были убиты, но 44 пережил нападение. Оставшиеся в живых были забраны разрушителями и позже перешли командующему авианосца U-515s, Вернеру Хенке, был среди оставшихся в живых. Позже в июне 1944, он был застрелен и убил попытку избежать секретного центра допроса, известного как Почтовый ящик 1142 в Охоте на Форт, Вирджиния, будучи удерживаемым как военнопленный.

Погруженный тоннаж

Во время карьеры U-515s она потопила 23 судна и навредила двум другим, которые позже снизились плюс повреждение еще двух судов, которые не тонули. Из 25 полных потопленных судов, 21 были грузовые суда всего; два военных корабля всего; одно грузовое судно, которое позже затонуло; и один военный корабль, который позже затонул еще для 1 350 тонн. U-515 также повредил одно грузовое судно и повредил один военный корабль 1 920 тонн.

Волчьи стаи

U-515 принял участие в четырех волчьих стаях, а именно.

  • Westwall (8 ноября — 16 декабря 1942)
  • Unverzagt (12-19 марта 1943)
  • Seeräuber (25-30 марта 1943)
  • 1 шиллинг (16-22 ноября 1943)

Резюме совершения набега на карьеру

Библиография

  • Мельник, Д. Подводные лодки: иллюстрированная история налетчиков глубокого. Вашингтон: Brassey’s Inc, 2000.
  • Офис Морского министерства начальника штаба ВМС, Вашингтон. Сообщение о допросе оставшихся в живых от U-515, погруженного 9 апреля 1944 и U-68, погруженный 10 апреля 1944. Вашингтон, 17 июня 1944. Восстановленный 30 мая 2007. От http://www .uboatarchive.net/U-515INT.htm
  • Уллиамсон, пакет Г. Уолфа: история подводной лодки во время Второй мировой войны. Скопа, 2005.

Внешние ссылки


ru.knowledgr.com

Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге (U-434 U-Bootmuseum Hamburg)

1.

Побывав недавно в Гамбурге, я не мог не осмотреть эту музейную подлодку. Тем более, что она-то и являлась одной из основных «целей» нашего броска на северо-запад Германии. Настоящее её название: Б-515, это бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом». Наши «партнёры» из НАТО обозначили этот тип ПЛ как «Tango». Подлодки этого проекта считались переходными от второго поколения ДПЛ к третьему, имея силовую установку, идентичную проекту 641, но обладая при этом более совершенным электронным и гидроакустическим оборудованием с высокой степенью автоматизации соответствующих процессов.

Всего за период с 1973 г. по 1982 г. было построено и сдано для ВМФ СССР 18 ПЛ этого типа. Изготовителем выступал ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком, а сам проект был разработан в ленинградском ЦКБ МТ «Рубин». После достройки ПЛ переводили по внутренним рекам и каналам к их постоянному месту службы.

И так, начнём экскурсию по этому весьма интересному объекту, которому западная печать до сих пор приписывает выполнение самых загадочных секретных миссий.
2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы Blohm+Voss:

3. Как и у большинства других виденных мной музейных ПЛ, у U-434 тоже есть отдельные вход и выход. Заходим…

4. …и сразу попадаем в носовой торпедный отсек:

5. Подводная лодка была оснащена 6 торпедными аппаратами, причём все они были размещены в носовом отсеке. Стандартный боезапас: 24 торпеды или 44 мины. Хорошо видны оставшиеся механизмы системы быстрого заряжания торпед:

6. Внутренний объём носового отсека внушает уважение. Вид со стороны второго отсека. Люк в соседний отсек находится почти под подволком, на уровне «третьего этажа» этой ПЛ:

7. Люк для аварийного покидания ПЛ:

8. Переходим во второй отсек — аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор третьего (жилого) «этажа». Под ним на двух этажах расположены, в основном, аккумуляторные батареи:
:

9. Кают-компания. Обратите внимание на фото справа в центре, со статуей Свободы — оно действительно сделано через перископ?

На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.

10. Офицерские удобства:

11. Немного техники:

12. Каюта для совсем больных:

13. Обитателю этой каюты полагался свой «карантинный» гальюн:

14.

15. Затем мы спускаемся на один «этаж» (вернее, палубу) вниз:

16.

17.

18. Покидаем второй отсек:

19. Попадаем в третий отсек — отсек центрального поста. Вид в корму:

20. Вид  в нос (откуда мы пришли):

21. Основное оборудование центрально поста находится над нами, но нас туда не пустили. Смотрим на то, что есть (т.н. «агрегатные выгородки»):

22.

23.

24. Переходим в четвёртый — жилой и аккумуляторный отсек. На его «втором этаже» расположена столовая для старшин:

25. Поднимаемся на один этаж выше. Тут уже расположены каюты старшин:

26. Радиомастерская. Сейчас она больше похожа на уголок старьёвщика::

27. А вот и самое важное место на любом корабле (после гальюна, само собой), а именно — камбуз:

28. Идём дальше по коридору:

29. В принципе, довольно приличное размещение:

30. Здесь жил особист:

31. А тут можно было посмотреть, как поживают аккумуляторы:

В четвёртом отсеке также было расположено вспомогательное оборудование и общесудовые системы (трюмные насосы, насосы системы гидравлики, различные преобразователи и кондиционеры).

32. Переходим в пятый, дизельный отсек:

33. Пост управления дизелями расположен в специальной выгородке с отдельной дверью:

34. На заднем плане виден проход в «машинный зал»:

35. А вот и сами дизели. Всего их три штуки, все — с турбонаддувом, мощностью по 1900 л.с. Тип: 2Д42:

specnazspn.livejournal.com

Гамбург. Б-515 — советская подводная лодка как музейный экспонат. — ФОTОBLOGъ

 

Недалеко от здания рыбного рынка «Fischmarkt» находится на длительной стоянке подводная лодка — U434. Русское название — Б-515. Это советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом». wiki

В ней расположен музей, который был открыт в 2002 году. Сайт музея на немецком языке http://www.u-434.de 

Лодка была построена в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово» в 1976 году, всего за 8 месяцев!

В торпедном отсеке.

Фотографировал очень много. На фотоаппарате впервые во время путешествия сел аккумулятор, пришлось пускать в «бой» смартфоны, из-за этого половина фотографий не очень хорошего качества.

Декорации, как было сказано, приобретались на блошинных рынках. Иногда попадаются небольшие неувязки, как например, фуражка с украинским гербом (трезубцем) на одном из макетов.

 

С моим ростом в 1,98 метра было немного неуютно, пару раз задел головой какие-то предметы. Но здесь было так интересно, что боль сразу же забывалась.

Жена не смогла пройти мимо…)))

Штурвал на капитанском мостике. Сюда можно попасть только с экскурсией (+4€).

Сейф рядом с капитанским креслом.

Аппаратура была изъята ещё в России перед продажей из-за секретности.

Холодильный отсек для хранения продуктов.

По столешнице заметно, что в Советском Союзе левшей не было :)))

Камбуз.

Вот таких сообщений очень много оставлено по всей лодке, главное немного присмотреться. Здесь — «ДМБ 93 ОСЕНЬ …»

Душевая.

 

Кто знает, что обозначает надпись: «КРАСАВИЦА 9» и что значит «ВЫКЛЮЧИТЬ БАБА»???

Таблица перестуков.

Запасные винты дали в России в придачу (один стоит на улице).

Ну вот и всё. Всего прошли лодку 2 раза. Первый раз с экскурсией, а второй — уже помедленнее, рассматривая всё на пути, так как в лодке можно двигаться только в одном направлении.

!!!Achtung!!!

Во время встречи G20 (2017), рядом СМИ был распространен фейк о том, что подлодка стала символом этой встречи. На самом деле на значке, который всего лишь напоминал формы подводной лодки, была отображена Эльбская филармония!

Смотрите также:
Узедом. Пенемюнде. К-24 — ещё одна советская подводная лодка как музейный экспонат.

Лабё. Подводная лодка — U995.

Подводная лодка на карте Google Maps.

53.544993 9.955156

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

waltergutjahr.wordpress.com

Музей-подводная лодка U-434 (Б-515) в Гамбурге (U-434 U-Bootmuseum Hamburg) — Флот


Побывав недавно в Гамбурге, я не мог не осмотреть эту музейную подлодку. Тем более, что она-то и являлась одной из основных «целей» нашего броска на северо-запад Германии. Настоящее её название: Б-515, это бывшая советская (а потом и российская) дизель-электрическая подводная лодка проекта 641Б «Сом». Наши «партнёры» из НАТО обозначили этот тип ПЛ как «Tango». Подлодки этого проекта считались переходными от второго поколения ДПЛ к третьему, имея силовую установку, идентичную проекту 641, но обладая при этом более совершенным электронным и гидроакустическим оборудованием с высокой степенью автоматизации соответствующих процессов.
1.

Всего за период с 1973 г. по 1982 г. было построено и сдано для ВМФ СССР 18 ПЛ этого типа. Изготовителем выступал ССЗ «Красное Сормово» в г. Горьком, а сам проект был разработан в ленинградском ЦКБ МТ «Рубин». После достройки ПЛ переводили по внутренним рекам и каналам к их постоянному месту службы.

И так, начнём экскурсию по этому весьма интересному объекту, которому западная печать до сих пор приписывает выполнение самых загадочных секретных миссий.
2. Перед ПЛ расположена билетная касса и сувенирный магазин. Есть место для парковки. На заднем фоне видны доки знаменитой конторы Blohm+Voss:

3. Как и у большинства других виденных мной музейных ПЛ, у U-434 тоже есть отдельные вход и выход. Заходим…

4. …и сразу попадаем в носовой торпедный отсек:

5. Подводная лодка была оснащена 6 торпедными аппаратами, причём все они были размещены в носовом отсеке. Стандартный боезапас: 24 торпеды или 44 мины. Хорошо видны оставшиеся механизмы системы быстрого заряжания торпед:

6. Внутренний объём носового отсека внушает уважение. Вид со стороны второго отсека. Люк в соседний отсек находится почти под подволком, на уровне «третьего этажа» этой ПЛ:

7. Люк для аварийного покидания ПЛ:

8. Переходим во второй отсек — аккумуляторный и жилой. Это вид на коридор третьего (жилого) «этажа». Под ним на двух этажах расположены, в основном, аккумуляторные батареи:
:

9. Кают-компания. Обратите внимание на фото справа в центре, со статуей Свободы — оно действительно сделано через перископ?

На ПЛ проекта 641Б впервые (для дизельных ПЛ) была установлена современная для того времени БИУС (боевая информационно-управляющая система). Были предприняты попытки снизить шумность ПЛ (внешний корпус был покрыт специальным противогидролокационным покрытием, нанесены звукоизолирующие покрытия на фундаменты основных механизмов и т.п.). Условия обитаемости экипажа ПЛ достигли зарубежного уровня 1950-х годов, весь личный состав имел своё постоянное спальное место. При этом, офицеры и старшины размещались в каютах.

10. Офицерские удобства:

11. Немного техники:

12. Каюта для совсем больных:

13. Обитателю этой каюты полагался свой «карантинный» гальюн:

14.

15. Затем мы спускаемся на один «этаж» (вернее, палубу) вниз:

16.

17.

18. Покидаем второй отсек:

19. Попадаем в третий отсек — отсек центрального поста. Вид в корму:

20. Вид  в нос (откуда мы пришли):

21. Основное оборудование центрально поста находится над нами, но нас туда не пустили. Смотрим на то, что есть (т.н. «агрегатные выгородки»):

22.

23.

24. Переходим в четвёртый — жилой и аккумуляторный отсек. На его «втором этаже» расположена столовая для старшин:

25. Поднимаемся на один этаж выше. Тут уже расположены каюты старшин:

26. Радиомастерская. Сейчас она больше похожа на уголок старьёвщика::

27. А вот и самое важное место на любом корабле (после гальюна, само собой), а именно — камбуз:

28. Идём дальше по коридору:

29. В принципе, довольно приличное размещение:

30. Здесь жил особист:

31. А тут можно было посмотреть, как поживают аккумуляторы:

В четвёртом отсеке также было расположено вспомогательное оборудование и общесудовые системы (трюмные насосы, насосы системы гидравлики, различные преобразователи и кондиционеры).

32. Переходим в пятый, дизельный отсек:

33. Пост управления дизелями расположен в специальной выгородке с отдельной дверью:

34. На заднем плане виден проход в «машинный зал»:

35. А вот и сами дизели. Всего их три штуки, все — с турбонаддувом, мощностью по 1900 л.с. Тип: 2Д42:

36. Вспомогательные механизмы и приборы:

37. Дизель поближе:

38. Покидаем пятый отсек:

39. Вид назад, на дизельный отсек:

40. Теперь мы находимся в предпоследнем, шестом отсеке этой ПЛ — электромоторном. Крышка люка:

41. Щиты управления двумя бортовыми электромашинами (2 х 1350 л.с. типа ПГ101) и одной средней (1 х 2700 л.с. типа ПГ102):

42. Коридор между электрощитами в электромашинном отсеке:

43.

44. Рабочие места «электриков»:

45. Вид на щит управления электромотором по правому борту:

46. Щит управления средним электромотором:

47. Третий (!!!) гальюн на корабле. Роскошь же:

48. Крантики с забортной (солёной) и пресной водой:

49. Теперь переходим в последний, седьмой (кормовой) отсек:

50. Система рулевой гидравлики:

Под настилом расположен электродвигатель бесшумного хода мощностью 140 л.с.
51. Какая-то секретная установка:

52. Что-то, похожее на баллон с газом (с редуктором наверху):

53. Матрос устал и лёг поспать. Внизу баллон с воздухом высокого давления (ВВД):

54. Другой матрос бодр. Зачем (а главное — как?) в отсек был затащен один из трёх винтов, история умалчивает:

55. Ещё один аварийный люк (всего их три, они расположены в 1, 3 и 7 отсеках):

Интересная особенность немецких морских музеев и музейных ПЛ — это звуковое оформление соответствующих экспозиций. Например, на U-434 в дизельном отсеке довольно шумно проигрываются звуки работы реального дизеля и т.д.

56. Ну всё, всплываем выходим на поверхность:

57. Спасательный буй на корме (второй такой же расположен в носовой части ПЛ):

58. Вид на нос:

59. Интересные штуки, расположены симметрично по бортам ближе к корме. Выхлопом дизеля это быть не может, ибо он (вывод выхлопа) расположен вместе с устройством РДП в рубке. Что же это такое?

60. Недалеко от ПЛ U-434 расположено другое интересное музейное судно — грузо-пасажирский «Cap San Diego», но на него у нас уже не хватило времени:

61. А теперь немного истории. Так выглядели ПЛ проекта 641Б в далёкие 80-е годы (на снимке Б-498 из состава ЧФ):

Источник фото

62. Общий чертёж ПЛ проекта 641Б (кликабельно):


Источник фото

63. Экипаж Б-515 в 1984 г. (со всеми офицерами, но, тем не менее, не полный — на фото отсутствуют примерно 25 матросов и старшин):

Источник фото

64. Логичный вопрос: а как же Б-515, в итоге, попала в Гамбург? Ответ на этот хитрый вопрос дан в небольшой книжке, которую я купил в сувенирном магазинчике при ПЛ:

Согласно этой книженции, мысль о покупке русской ПЛ возникла у двух немцев-предпринимателей после просмотра новостей в августе 2000 г. из района Баренцева моря. Тогда там «утонула» (со слов одного известного чиновника) одна из наших АПЛ, и помощь к морякам, оставшимся в живых после взрыва, «немного» не успела. В итоге, немцы захотели сделать памятник морякам-подводникам и представить его в качестве музея, куда любой может зайти и представить себе, как оно вообще — жить и работать в таком железном гробу. Ну, и денег заработать тоже — я так думаю.

Попав сперва на жуликов, которые хотели продать то, что им, на самом деле, не принадлежало, немцы, при помощи «посредников» вышли на Рособоронэкспорт. Изучив авторскую концепцию и потребовав кучу справок, наши чиновники, в итоге, согласились на сделку. ПЛ проекта 641Б была оценена 1,25 млн. евро. Затем компания немцев поехала в Полярный и выбрала себе там ПЛ по вкусу — а именно Б-515, которая последнюю свою боевую службу провела в далёком 1995 г. и с тех пор находилась в резерве СФ (до апреля 2002 г.).

65. Встреча немецких друзей (в центре: Иоахим Вагнер и Кристиан Ангреманн) по прибытии на Кольский полуостров:

После заключения договора и перевода денег ПЛ была отправлена в Североморск на «демилитаризацию», где с неё было снято всё секретное оборудование и вооружение. Затем, наш буксир дотащил её до Гельголанда (остров в Северном море) и передал свою ношу немецким буксирам. Дальше — дело техники. ПЛ поставили в док, наварили 2 «колпака» — для входа и выхода посетителей, адаптировали бортовую сеть под гражданские 230 VAC, подкрасили немного и поставили на место. Потом ещё один раз переставили — туда, где U-434 и стоит с 2010 г. по сей день. А впервые ПЛ была открыта для посетителей уже в октябре 2002 г. За первые 12 месяцев её посетили 120 тыс. человек, что позволило практически «вернуть» её стоимость новым владельцам.

Интересно, что когда ПЛ прибыла в Гамбург, её посетили (и обыскали от трюма до перископа) сначала таможенники, а затем и сотрудники немецких спецслужб. Последние забрали с собой особо интересные детальки, пробы материалов и

navy-rus.livejournal.com

Гамбург, подлодка U-434 (Б-515) — «Нет памяти


В Гамбург мы заехали еще засветло и первым делом разведали местонахождения городского кладбища (это тема отдельного поста), чтобы не плутать на следующий день. И уже в темноте заселились в апартаменты в турецком квартале.
Вот так это выглядит при свете.

Народ идет и едет по делам.

С утра рванули в порт, чтобы найти и посетить подводную лодку U-434.
Для справки: Советская дизель-электрическая подводная лодка Б-515 была спущена на воду в 1976 году. 25 лет она честно несла службу в составе военно-морского флота СССР и России. В 2002 году Б-515 списали и продали немцам, которые сделали из нее музей, изменив бортовой номер на U-434.
Гамбург, это конечно город контрастов, но задачи его осмотреть мы не ставили. К тому же союзнички так постарались, что на 90% его разрушили. В этом плане восстановленный «старый город» Варшавы симпатичнее чем «восстановленный» Гамбург.



Для начала провели разведку в порту, оставив машину под наблюдением вот такого пса.

Архитектура своеобразная.


Собаки тоже.

Велосипеды в Европе, это серьезная альтернатива автомобилям в городах.

Попалась группка детишек, куда их вели, не понятно.


Приближаемся к порту.




Вот и портовая музейная зона.
«Cap San Diego» или «Белый лебедь Атлантики», корабль-музей, сухогруз постройки 1962-го.


Красавец барк «Ricmer Rickmers». 1896 г.р.Зона экскурсионного обслуживания.



Еще раз приткнув машину, пошли искать лодку.



А вот и она.



Лезем внутрь.











Далее поехали на уже разведанное кладбище, но это другая история.

kerenmp.livejournal.com

Подводная лодка U 9 (S 188) в Шпайере: military_museum — LiveJournal

Исходя из моих последних постов, читатель мог придти к выводу, что технический музей в Шпайере состоит почти исключительно из авиаэкспонатов. Разумеется, это не так. Исправляю сий тематический перекос рассказом о музейной подводной лодке U 9 (тактическое обозначение S188). Этот корабль послевоенной немецкой постройки относится к не самой удачной 205-й серии. Кстати, это уже вторая ПЛ такого типа, на которой мне удалось побывать — первая (U 10), из трёх дошедших до наших дней, расположена в Военно-морском музее в Вильгельмсхафене.

1. Подводная лодка U 9 (S 188) в Техническом музее г. Шпайер:


Процитирую сам себя:

«При постройке первых 5 ПЛ этого проекта (U 4 — U 8) был использован неподходящий тип стали (AM 10), не обладающий коррозионной стойкостью, что было распознано лишь по опыту эксплуатации ПЛ предыдущего проекта — 201 (U 1 — U 3). В результате были предприняты попытки исправить проблему, не изготавливая новые корпуса — за счёт нанесения специальных антикоррозионных покрытий на основе цинка, олова и т.п. Особо это не помогло, и первые 5 ПЛ прослужили меньше, чем последующие 6 ПЛ, корпуса которых изготавливали уже из «правильных» сортов стали (St 52, AM 53, PN 18 S2 или Amanox 182 M 9 — заметно, что эксперименты продолжались, но уже без крупных «обломов»). Победителем «конкурса сталеваров» был признан сорт PN 18 S2, который стал использоваться во всех последующих проектах немецких ПЛ (вплоть до проекта 212 А).»

Таким образом, музейная подлодка U 9 (S 188) относилась к группе ПЛ проекта 205, которые получили «нормальные» корпуса и, соответственно, были способны к полноценной и долгой службе.

2. Для начала осмотрим ПЛ U 9 снаружи. Рубка:

3. Краска потрескалась:

4. Вид на корму с винто-рулевой группой:

5. Ещё один внешний вид:

6. Заходим внутрь ПЛ через оригинальный люк:

Подводные лодки 205-й серии были довольно компактными (их водоизмещение в погружённом состоянии — всего 455 тонн), а главное, что в них отсутствуют водонепроницаемые переборки! Не представляю себе, как в них планировалось вести борьбу за живучесть.

7. ПЛ имеет 8 533-мм торпедных аппаратов, все они расположены в носу. Весь боекомплект этой ПЛ — 16 торпед, по две торпеды DM 3 (аналог американской Mk 37) в одном торпедном аппарате — хранился в торпедных аппаратах:

8. Двигатель торпеды запускался ещё в торпедном аппарате, после чего она покидала его своим ходом. Кроме двух торпед в торпедный аппарат альтернативно могли заряжаться по 3 донные мины Mk 49:

9. Вид в корму. К торпедным аппаратам примыкает жилой «отсек». Слева расположено жилое помещение для матросов:

10. Справа — жилое помещение для унтер-офицеров:

11. Пульт местного управления торпедными аппаратами №6 и №8:

Начинаем движение по подводной лодке в сторону кормы.
12. Сувениры перед «каютой» для офицеров:

13. Камбуз:

14. Люк в рубку и на мостик:

15. Каюта капитана:

16. Шкафчик у капитана просто в неприличном состоянии:

17. Подходим к центральному посту. Эхолот:

18. Курсопрокладчик:

19. Рабочие места рулевых. Слева — управление вертикальными рулями, справа — управление носовыми рулями глубины (горизонтальными). В углу виден гирокомпас:

20. На этом фото справа (рядом с уже названным управлением носовыми рулями глубины) виден второй пост управления рулями глубины, на этот раз — кормовыми:

21. Шумопеленгатор и другое гидроаккустическое оборудование:

22. Приёмник радиопеленгатора:

23. Заходим в «машинный отсек» на посты управления электромотором и дизель-генераторами:

24.

25.

26.

27.

28.

29. Без гальюна на ПЛ матросу никак не обойтись:

30. Слева и справа — два генератора, состоящие каждый из одного 12-цилиндрового дизельного двигателя Mercedes-Benz мощностью 600 л.с. и сопряжённого с ним электрогенератора фирмы BBC (общая мощность генераторов — 1200 л.с.):

31.

32. Электрогенератор на валу дизельного двигателя. Он не имеет механической связи с валом гребного винта:

33.

34. Где-то там в корме расположен единственный электромотор мощностью 1500 л.с., работающий на вал единственного гребного винта. Проползти туда можно лишь в полусогнутом состоянии по специальному настилу:

35.

На этом я завершаю обзор этой весьма компактной ПЛ, предназначавшейся (в первую очередь) для отражения морского десанта стран Варшавского блока на балтийское побережье ФРГ.

military-museum.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *