Читать онлайн «Морские волки. Германские подводные лодки во Второй мировой войне», Вольфганг Франк – ЛитРес, страница 2
Глава 2
РАДУЖНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
(1920 – 1935 гг.)
С течением лет притупилась память о кошмарах подводной войны. Тысячи новых судов мирно бороздили моря, война была поставлена вне закона, о ней больше не говорили. Но британцы не забыли своего «величайшего судного часа», как адмирал Джеллико назвал подводную угрозу. На морских конференциях британские делегаты использовали всевозможные аргументы, чтобы убедить другие морские державы в том, что конвойная система сделала подводные лодки устаревшим оружием, они не смогут далее противостоять противолодочным средствам и в будущих войнах обречены играть лишь вспомогательную роль.
В переговорах по таким вопросам Германия не участвовала, так как перестала быть морской державой. Ее маленький военно-морской флот – рейхсмарине – состоял из нескольких устаревших надводных кораблей. Накопленный опыт германских верфей по строительству подводных лодок – самый широкий опыт в мире – оставался невостребованным.
Однако в эти годы небольшая группа немцев работала в проектно-конструкторском бюро одной голландской судостроительной фирмы. Все они во время войны занимались строительством подводных лодок и теперь использовали накопленный опыт в работе над новыми проектами. Строительные планы охватывали весь мир – Швецию, Финляндию, Южную Америку, Испанию, Турцию. Они касались создания разных типов лодок, и под проектами стояли подписи Техеля и Шюрера – людей, приобретших славу в Великую войну[10]. Эти люди создавали ячейки новой германской подводной техники, которая станет прототипом германских подводных лодок периода Второй мировой войны.
Лодки строились за счет частных средств голландской фирмы: одна 250-тонная в Або, Финляндия, которая впоследствии вошла в финские ВМС, одна 500-тонная в Кадисе, Испания, которую приобрели турки. Германские инженеры, специалисты по работам в доке и морские офицеры контролировали их строительство. Небольшие группы – не более пяти-шести человек – ездили инкогнито в Финляндию и Испанию. Корабельные офицеры старшего командного состава, офицеры инженерных служб, конструктора под видом бизнесменов, студентов, рабочих или инженерных сотрудников голландской фирмы набирались нового опыта в строительстве подводных лодок. Их учителями были ветераны дела – Бройтигам и Папенберг, имя которого впоследствии получило дальномерное устройство, известное всем подводникам.
25 июня 1933 года горстка офицеров и около 60 старшин и матросов были собраны в одной из казарм Киль-Вика. Казарма была отремонтирована, и в ней закипела работа вновь созданной команды. На ленточках бескозырок значилось: «Школа противолодочной обороны». Официально школу основали для создания современной системы противолодочной обороны, но в ней работали и первичные курсы подготовки будущих командиров подводных лодок, старшинского и рядового составов.
Весной 1934 года в международных поездах, курсировавших между Треллеборгом[11] и Стокгольмом, можно было видеть молодых людей, ехавших на север поодиночке и парами. Они не вызывали чьего-либо любопытства, а сами ничего не рассказывали. В конце концов, много немецких туристов ездили на отдых в Швецию и Финляндию. Эти молодые люди все лето участвовали в испытаниях новой подлодки. Все лето они выходили из Або в море, проводили погружения, проверяли работу вооружения, потом лодку передали финскому ВМФ. После этого они вернулись в Германию.
Тем временем на верфях «Дойче верке» и «Германия» выросли загадочные, бдительно охраняемые крытые сооружения. Без специальных пропусков, тщательно проверяемых, туда никого не допускали.
В первой половине 1935 года Лондон стал местом политического события первостепенной важности: Англия и Германия заключили морское соглашение[12]. Вызов британскому морскому могуществу был одной из причин Первой мировой войны, и данным соглашением Германия показывала, что ее планы перевооружения не направлены на гонку вооружений на море. Стороны были полны решимости не допустить новой войны между двумя странами, и морское соглашение служило осязаемым доказательством этой решимости. Германия добровольно ограничивала свой военный флот 35 процентами от британского, что не должно было представлять опасности для Британии, в то время как Франции, например, разрешалось иметь 60 процентов от британского флота. Среди других статей соглашения были и статьи относительно подводных лодок: Германии разрешалось иметь 45 процентов от сравнительно небольшого британского подводного флота, а при определенных условиях этот потолок мог быть поднят до 100 процентов. Таким образом, Версальский договор, который более десяти лет надежно сдерживал развитие германского военного флота, уступил место добровольному соглашению, которое, казалось, должно было исключить всякую возможность военного конфликта между двумя странами. Главнокомандующий ВМС Германии адмирал Редер получил возможность разработать план создания небольшого, но хорошо сбалансированного флота. План был рассчитан примерно на восемь лет.
В июне 1935 года одна из стен загадочных сооружений в германских доках была убрана, и мощный плавкран «Длинный Генрих» аккуратно перенес первую послевоенную германскую подводную лодку на воду. 28 июня она во время пышной церемонии была принята в состав ВМФ. Далее с интервалами в две недели на воду было спущено еще 11 лодок. Это были 250-тонные субмарины, созданные по образцу построенной в Финляндии, – маленькие юркие корабли, которые в шутку называли «каноэ». И первые шесть лодок – от «U-l» до «U-6» – были укомплектованы теми подводниками, кто учился в школе противолодочной обороны, и теперь они на практике проверяли свои теоретические знания. У Германии не было подводных лодок в течение пятнадцати лет. Молодые офицеры были детьми, когда окончилась Первая мировая война, и учиться им пришлось с азов.
Поступил заказ на создание первой оперативной флотилии подводных лодок, и тут появилась кандидатура Дёница на командование флотилией. В то время он был фрегаттенкапитаном – капитан 2-го ранга – и командовал крейсером «Эмден», возвращавшимся из похода вокруг Африки в Индию. Он хотел остаться на крейсере и как можно скорее пойти в новое дальнее плавание. Такой дальний поход, помимо политического пропагандистского эффекта, давал и неоценимый практический опыт. Дёница и командира крейсера «Карлсруэ», тоже недавно возвратившегося из дальнего плавания, пригласили на доклад к главнокомандующему ВМС. Адмирал Редер выслушал их доклады, а затем обратился к командиру «Эмдена»:
– Я высоко ценю ваше желание остаться командиром крейсера «Эмден» и на следующее плавание, но решил, что вы будете командовать первой флотилией подводных лодок.
В этот вечер Дёницу наверняка вспомнились события восемнадцатилетней давности, потому что назначение на подводные лодки оживило в памяти события военного прошлого…
Во время одного из первых походов лодка, на которой он служил, в подводном положении столкнулась с каким-то объектом, потеряла управление и пошла на дно. Лишь на глубине 50 метров удалось остановить неуправляемое погружение, а затем и всплыть. Верхняя палуба была искорежена, орудие пришло в негодность, перископы погнуты. Последующие десять дней пришлось двигаться вслепую, при каждом всплытии рисковать оказаться среди противолодочных кораблей с глубинными бомбами наготове.
Вспомнил он наверняка и свое первое командование. Это была подводная лодка «UC-25», на которой он подкрался к пирсу в порту Аугуста на Сицилии и потопил британское ремонтное судно «Сиклопс».
Свое последнее боевое задание он выполнял в качестве командира подводной лодки «UB-68», которая была замечательна тем, что в подводном положении плохо поддавалась управлению. 4 октября он совершил надводное нападение на конвой в Средиземном море, торпедировав одно судно, которое отстало от конвоя, потом поспешил в голову конвоя, чтобы на рассвете произвести еще одну атаку – из подводного положения. Он начал погружение, когда лодка вдруг с сильным дифферентом на нос камнем пошла на дно. Когда показатель глубины стал достигать опасной отметки, старший помощник вырубил освещение, чтобы команда не видела, как глубоко они погрузились. От избыточного давления взорвались два резервных воздушных резервуара, и Дёниц понял, что есть единственный способ спасти лодку от погружения на глубину, с который не вернуться. Он продул все балластные систерны[13], и подводная лодка, по-прежнему неуправляемая, выскочила на поверхность как пробка – прямо под дула крейсера и нескольких эсминцев. Вокруг стали падать снаряды. Командир дал приказ снова погрузиться, но ему доложили, что нет сжатого воздуха. Противник тем временем пристрелялся, и один снаряд пробил боевую рубку. Дёниц с командой, покинув лодку, затопили ее. Их подобрал британский эсминец, но на его борту недосчитались нескольких подводников, в том числе механика Йешена, который, выполнив приказ о затоплении корабля, ушел под воду вместе с ним.
Маленькая группа спасенных прибыла на Мальту, оттуда началось долгое путешествие в Англию. Последовали три месяца жизни в лагерях военнопленных Шотландии и Англии, где часто приходилось слышать популярный призыв «повесить командиров подводных лодок».
Дёниц начал планировать возвращение в Германию одним-единственным способом – репатриироваться в качестве военнопленного, у которого не в порядке со здоровьем, а точнее, с головой. Дёниц сознательно и неуклонно разыгрывал душевнобольного, играя в детские игры с пряниками и фарфоровыми собачками, которые можно было купить в магазине, и делал это так виртуозно, что даже его старпом поверил в невменяемость командира. Дёниц попал в больницу по более серьезному случаю, и там другой командир подводной лодки – лейтенант фон Шпигель – посоветовал ему:
– Притворяться чокнутым – это здесь не помогает, уже пробовали. Нет ли у тебя, Дёниц, хвори посерьезнее – малярии или еще чего?
И вдобавок к «умопомрачению» он получил ярлык страдающего «рецидивом старого тропического заболевания». Наконец, привязанный к носилкам, он услышал диагноз английского врача – диагноз, ради которого он так старался.
– Типичный случай для репатриации. Внесите его в список.
Наконец-то он дома, но как все изменилось! Его принял корветтенкапитан – капитан 3-го ранга Шульце, под началом которого он служил на подлодке в Средиземном море. Теперь Шульце занимался набором офицеров для восстановления крошечного послевоенного флота Германии.
– Ты к нам присоединишься, Дёниц? – спросил Шульце.
От ответа Дёница зависела вся его будущая карьера.
– А у нас будут снова какие-нибудь лодки? – поинтересовался Дёниц.
– Да, я уверен, – ответил Шульце. – Через несколько лет, конечно.
И Дёниц решил дальше служить своей стране в качестве офицера ВМФ.
И вот это предсказание оправдалось через много лет, в 1935 году. И руководить возрождающимся подводным флотом поставили Дёница. Если взглянуть на этот факт в перспективе, то здесь была какая-то высшая воля.
27 сентября 1935 года первая флотилия подводных лодок – имени Веддигена – официально вошла в состав военно-морского флота.
Глава 3
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ
(1935 – 1939 гг.)
Первоначальная ячейка подводного флота состояла из плавбазы «Саар» и трех «малюток» под командованием лейтенантов Гроссе, Лооса и Фрайвальда. Дёниц установил два фундаментальных принципа: во-первых, все учебные задачи должны быть построены с учетом условий настоящей войны, и, во-вторых, офицеры и команда должны проникнуться энтузиазмом и работать с полной самоотдачей и преданностью делу. Лодка должна находиться как можно дальше в море, при любой погоде, над водой или под водой. И действительно, «Саар» и трех его маленьких спутников редко можно было видеть в порту.
Будучи в море, Дёниц переходил с лодки на лодку, обучая молодых командиров азбуке управления кораблями. Когда он находился на мостике, его флагманский механик[14] ходил из центрального поста в машинный отсек, оттуда в электромоторный, заставляя членов механической боевой части, от офицеров-механиков до матросов-дизелистов и электриков, упражняться в том, чтобы ориентироваться в лодке с закрытыми глазами. Это был «папа» Тедсен, который прошел путь от матроса до инженер-адмирала.
Потом лодок стало шесть. Вначале лодки работали поодиночке, а потом стали отрабатывать атаки на конвой группами – конвой представлял собой «Саар». Дёниц не удовлетворялся тем, что отрабатывали теорию и практику, он учил, что в подводной войне невидимость – залог успеха, и развивал у подводников чутье относительно того, когда противник может их видеть, а когда нет.
Отработка задач в условиях, приближенных к боевым, неизбежно была связана с повышенной опасностью даже в мирное время. В ноябре 1936 года подводная лодка «U-9» в ходе атаки учебной цели – старого судна – получила пробоину в результате столкновения и затонула в Любекском заливе. Годом позже «U-12» оказалась на волосок от гибели, когда вся флотилия выполняла задачу по глубоководному погружению. Но на риск и даже жертвы приходилось идти, учитывая, что это повышало эффективность действия кораблей в боевых условиях.
В день, когда германской армии было приказано оккупировать Рейнскую область в ходе операции, которую подводники называли «первой пунической войной»[15], подводные лодки, как всегда, занимались боевой подготовкой в районе Менс-Клинт Балтийского моря. Вдруг был получен приказ прекратить учения, вернуться на базу и готовиться к войне. Из Киля лодки по Кильскому каналу были переведены в Брюнсбюттель, где загрузили торпеды и в 4 часа утра вышли на позиции – дожидаться «противника». Два дня спустя операция была прекращена. Беспрепятственно и под приветствия жителей германские войска завершили оккупацию Рейнской области. «Первая пуническая война» закончилась.
Поступили новые лодки, боевая подготовка шла своим ходом. Появились 1-я, затем 7-я и 9-я флотилии. После «каноэ» появились лодка серии VII – 500-тонная и первые более крупные лодки, прозванные «морскими коровами». Всем флотилиям, как действующим, так и находившимся в стадии планирования и формирования, присваивались имена асов Первой мировой войны – Веддигена, Зальцведеля, Эмсмана, Вегенера, Хундиуса, Лооса.
Возникла проблема, какими лодками лучше оснащать флотилии. Германское адмиралтейство мыслило категориями 2000-тонных лодок, а Дёниц выступал за большее число меньших по размерам лодок, которые, как он считал, удобнее в действиях против торговых судов и менее уязвимы со стороны противолодочных средств. Он утверждал, что во время войны лучше иметь две меньшие лодки на двух позициях, чем одну большую на одной позиции, ибо таким образом шансы на успех удваиваются. Он выступал за основной тип оперативной лодки водоизмещением 740 тонн, которая имела бы запасные торпеды в герметичных контейнерах вне прочного корпуса и обладала бы большим радиусом действия. В целом он добился своего, потому что на его концепции была основана базовая подводная лодка серии VII, которая покажет свою эффективность против конвоев во Второй мировой войне.
Он также разработал совершенно новый тактический арсенал. В Первую мировую войну подводные лодки действовали поодиночке и вне связи друг с другом в определенном для каждой районе. Но в будущей войне благодаря усовершенствованию радиосвязи появлялась перспектива наносить массированный координированный удар по конвоям, направляя лодки в определенный район по радио.
Подводные лодки прошли первую настоящую проверку на морских маневрах 1937 года. Около 20 лодок было привлечено для «атаки и уничтожения» конвоя, защищенного всеми известными видами противолодочной обороны, который направлялся из Восточной Пруссии в Свинемюнде. Суда были обнаружены и атакованы, и, несмотря на все меры противолодочной обороны, «уничтожены» – такую оценку вынесли наблюдатели. Позднее зона маневров расширялась до Северного моря и даже до Атлантики. Весной 1937 года германские подводные лодки участвовали в организации международного контроля во время гражданской войны в Испании[16].
В мае 1938 года Дёниц направил главнокомандующему ВМС специальный меморандум. В прессе перед этим было опубликовано британское заявление с осуждением концепции «Великой Германии», и Дёниц доложил своему руководству, что для германского флота было бы неверно придерживаться доктрины, гласящей, что конфликт Англии и Германии невозможен ни при каких обстоятельствах, и выступил за немедленное ускорение строительства подводных лодок.
Ответ на его меморандум пришел через несколько дней. Из него следовало, что никаких изменений в планах «сбалансированного» развития ВМФ или увеличения числа подводных лодок не предусматривается. Из руководства флота лишь адмирал Денш, начальник разведки флота, выступил в поддержку Дёница. «Мы должны, – говорил Денш, – строить подводные лодки на каждой реке, каждом лугу, замаскировав объекты под окружающую зелень». Но ни его мнение, ни мнение недавно повышенного в звании до коммодора Дёница не было принято во внимание. Тогда господствовало повальное и глубоко укоренившееся убеждение, что новое столкновение между двумя великими странами приведет к упадку обеих и окажется разрушительным для всего мира, и его ни в коем случае нельзя допустить.
Судетский кризис, или «вторая пуническая война», осенью 1938 года стал причиной того, что подводные лодки снова были приведены в состояние готовности к войне. Хотя командующий подводным флотом находился в отпуске, все приготовления прошли гладко, и лодки пришли в движение в тот же вечер. Но в то время как они проходили Кильский канал, по радио объявили о заключении Мюнхенского соглашения. «Вторая пуническая война» закончилась, не успев начаться.
По всей Германии прокатился вздох облегчения и благодарности за сохранение мира. Тем не менее Дёниц продолжал настаивать на развитии строительства подводных лодок в рамках морского соглашения. Была удовлетворена его просьба о направлении плавбаз вместе с подводными лодками в дальние плавания, но он не получил никаких уступок в том, что касалось программы строительства подводных лодок.
Примерно в это время в Киль к Дёницу приехал инженер по фамилии Вальтер, который изобрел газовую турбину, использующую разложение перекиси водорода. Он продемонстрировал ему ценность топлива «аурол» для движения под водой и попросил, чтобы Дёниц поддержал его, потому что в адмиралтействе, куда он обращался и предлагал свое изобретение, кажется, не оценили его значимости. Инженер утверждал, что лодка, построенная по его проекту, могла бы развивать под водой скорость от 23 до 25 узлов, причем без труда и в течение долгого времени.
Дёниц сразу же оценил возможности нового изобретения и обещал свою полную поддержку[17]. Но зная, как докладные записки застревают в кабинетах, Дёниц решил найти случай и поговорить с главнокомандующим. Когда наконец это удалось, адмирал Редер выслушал его внимательно, но довольно скептически. Редер подчеркнул, что идея Вальтера получила достаточную поддержку в соответствующих отделах адмиралтейства, но для воплощения столь революционного процесса в жизнь потребуется так много времени, что предприятие окажется неэкономичным. Дёниц ответил, что, даже если идеи Вальтера и не получат полного подтверждения на испытаниях, игра все равно стоит свеч.
Прошло немного времени, и Вальтер снова пожаловался, что германское адмиралтейство по-прежнему проявляет безразличие к его проекту, и Дёниц вновь попытался оказать давление в поддержку Вальтера, потому что он отнюдь не был уверен, что столкновения с Англией не будет «ни при каких обстоятельствах». Эти сомнения побудили его запланировать «военную игру» с прицелом на боевые действия против Англии. Район игры выбрали в Атлантике, а тактическим рисунком – нападение «стай» на охраняемые конвои. В январе 1939 года он рапортовал об итогах учений, заключив свой рапорт революционным предложением: «Мне нужно по крайней мере 300 подводных лодок, иначе я не смогу добиться решающих результатов в войне, независимо от того, как хорошо будет подготовлена каждая отдельная подводная лодка. При том числе подводных лодок, которые есть в строю и в строительстве, я смогу добиться не больше чем серии булавочных уколов». Судьба этого предложения оказалась не лучше, чем судьба предыдущих.
Мемельский инцидент[18] – «третья пуническая война» – весной 1939 года позволил подлодкам провести практические маневры на Балтике, в районе Свинемюнде. Потом германский флот совершил весенний поход в Лисабон, Сеуту[19] и далее в Западное Средиземноморье. Поход стал прекрасной школой для 20 с лишним подводных лодок, принявших в нем участие. Вблизи мыса Сент-Винсент состоялись учения по атаке подводными лодками вспомогательных кораблей в сопровождении эскорта, и снова результаты оправдали теории Дёница и систему боевой подготовки. После серьезнейшего анализа он оказался удовлетворенным тем, что тактика «стаи» принесла успех, и пребывал в уверенности, что она принесет успех и на войне. Несмотря на свою малочисленность, подводный флот превращался в грозное и хорошо управляемое оружие.
В середине июля 1939 года гросс-адмирал Редер присутствовал на учениях всех лодок в Балтийском море и после учений выступил перед офицерами в Свинемюнде.
– Люди каждый день и каждый час говорят о войне, – сказал он. – Но я могу заявить, что фюрер сказал мне лично, что ни при каких обстоятельствах не будет войны с Западом. Такая вещь означала бы finis Germaniae[20].
Редер заразился уверенностью Гитлера после помпезной речи того перед генералами. В частной беседе с Редером Гитлер как-то сказал: «У меня есть три способа хранить секреты. Первый – это частная беседа один на один с кем-либо. Второй – это мысли, которые я держу при себе. И третий – это то, о чем я даже сам думать не смею». Здесь был, очевидно, скрытый совет, Гитлер имел в виду: «Верь только тому, что я говорю приватно, а не вводи себя в заблуждение тем, что я говорю публично». Редер помнил этот его совет, и его убеждение, что Гитлер не собирается воевать, основывалось на личных беседах с Гитлером.
Капитан 1-го ранга Дёниц был настолько впечатлен тем, с каким убеждением Редер неоднократно цитировал Гитлера, что решил взять долгожданный отпуск. Однако в офицерской кают-компании он позже сказал:
– Одно можно сказать с уверенностью: если война придет, то Англия будет против нас. Насчет этого не заблуждайтесь.
Весь август международная напряженность нарастала и приближалась к пределу. Поступали сообщения, что британский и французский флоты принимали меры предосторожности. Дёниц, которого отозвали из отпуска по телефону, получил соответствующие указания, и в середине августа весь небольшой подводный флот покинул свои базы в Северном и Балтийском морях. Все лодки заняли заранее назначенные им позиции в Атлантике и Северном море с приказом не обнаруживать своего присутствия, пока длится мир.
Наступил сентябрь, лодки оставались на своих позициях. Погода стояла тихая, почти умиротворяющая, на лодках несли обычную службу, вахта сменяла вахту.
…3 сентября, полдень. Командир подводной лодки стоит на мостике и, опираясь на поручень, переговаривается с механиком. Вдруг снизу из динамика доносится тревожный сигнал, потом слышно, как кто-то быстро поднимается по трапу боевой рубки, потом в люке появляется красное лицо молодого матроса.
– Господин командир, только что передали по радио: война с Англией!
Несколькими минутами позже приходит радиограмма из германского адмиралтейства, подтверждающая это сообщение: «Немедленно начинайте боевые действия против Англии». Часы показывали 15.40 сентября 3-го дня.
Перед самым началом войны Дёниц перевел свой штаб из Свинемюнде в казармы на окраине Вильгельмсхафена. Здесь 3 сентября утром он проводил совещание с офицерами штаба, когда ему было передано срочное сообщение. В нем был перехваченный британский сигнал всем военным кораблям и торговым судам, состоявший из двух слов, переданных открытым текстом: «TOTAL GERMANY». Это означало, что Англия объявила войну Германии. Дёниц вскочил с места и начал в возбуждении ходить по комнате.
– Проклятье! – воскликнул он. – Опять мне через это проходить?!
Внезапно он покинул совещание и прошел в свой кабинет, где в течение получаса оставался наедине со своими мыслями, а тем временем его штаб готовил приказы для передачи на лодки, находившиеся на позициях.
Вернулся он уже оправившимся от первоначального шока, и его офицеры не чувствовали в нем больше ничего, кроме энергии и решимости делать то, что необходимо.
– Какие шаги вы предприняли? Покажите ваши проекты приказов… Очень хорошо, так и дальше поступайте.
Одобрив приказы, он перешел к большой карте, закрывавшей одну из стен. На ней были очертания береговой линии Северного моря, Британских островов, Восточной Атлантики. В последующие пять лет при постоянном внимании Дёница эта карта покрывалась пометками и расширялась, пока не вобрала в себя почти все океаны. А теперь, наблюдая, как офицеры штаба прикалывают на карту флажки, отмечающие позиции подлодок, он с горечью вспоминал свои безуспешные попытки увеличить подводный флот. Если бы его послушали, думал он, сейчас можно было бы развернуть против англичан еще лодок 30.
Die Welt (Германия): как немецкая подводная лодка U-23 оказалась в Черном море
https://inosmi.ru/20190216/244561389.html
Die Welt: как немецкая подводная лодка U-23 оказалась в Черном море
Die Welt: как немецкая подводная лодка U-23 оказалась в Черном море
Die Welt: как немецкая подводная лодка U-23 оказалась в Черном море
Водолазы обнаружили у берегов Турции, недалеко от Стамбула, остов немецкой подводной лодки U-23 времен Второй мировой войны. Как пишет газета «Вельт», это… | 16.02.2019, ИноСМИ
2019-02-16T00:44
2019-02-16T00:44
2022-10-07T15:32
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/images/sharing/article/244561389.jpg?2445867731665145966
германия
турция
румыния
черное море
севастополь
ИноСМИ
info@inosmi. ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2019
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
военное дело, о войне 1939-1945, германия, турция, румыния, черное море, севастополь, ссср, черноморский флот, вермахт, вторая мировая война
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Водолазы обнаружили у берегов Турции, недалеко от Стамбула, остов немецкой подводной лодки U-23 времен Второй мировой войны. Как пишет газета «Вельт», это открытие напоминает о причудливой главе морских сражений на Восточном фронте. Эта подлодка наряду с пятью другими была доставлена из Германии в Черное море с транспортировкой по суше между реками Эльба и Дунай.
Йоханн Альтхаус (Johann Althaus)
Когда путь корабля к цели по морю оказывается заблокированным, его приходится отправлять к месту назначения по суше. Или, по крайней мере, частично. В 1942 году шесть немецких подводных лодок на специальных тяжеловозах были перевезены из Дрездена в Ингольштадт, путь составил почти 350 км. Это был самый короткий маршрут, по которому можно было соединить Эльбу с Дунаем. Затем их перевезли на транспортных кораблях дальше в Румынию, где они были подготовлены к выходу в Черное море. Одна из этих подлодок после четырехлетних поисков была обнаружена к северо-востоку от Стамбула.
Построенная в 1935-1936 годах подводная лодка U-23 класса IIB, в общем-то, была списана еще в 1940 году и использовалась только для обучения нового экипажа в Балтийском море. Но ранней осенью 1941 года для нее нашлось новое применение.
Вермахт к этому времени практически, как было запланировано, захватил значительные территории на западе СССР.
Порт Севастополя действовал и в течение последующих месяцев. Верховное командование вермахта постоянно сообщало об «активном судоходстве», несмотря на интенсивный артиллерийский огонь. Чтобы осложнить задачу немецким артиллеристам, порт покрывали искусственным туманом.
Против транспортных судов у вермахта было хорошее оружие — подводные лодки. Но нейтральная Турция отказала немецкому флоту во входе в Черное море. Тогда появилась идея перебросить шесть подлодок с Балтийского моря через Канал кайзера Вильгельма и Эльбу в Дрезден, а затем по суше в Ингольштадт и далее по Дунаю до Румынии.
Для этих целей была образована 30-я флотилия подводных лодок военно-морского флота. Она отбирала лодки, организовывала транспортировку и вводила их в строй в 1942-43 годы. Поскольку мощные подводные лодки класса VII были задействованы в сражении в Атлантике, командир флотилии адмирал Дёниц отобрал шесть небольших, немного устаревших подводных лодок класса IIB.
В общей сложности было 20 подводных лодок, которые в ходе первого года войны не особо хорошо зарекомендовали себя. Это лодки длиной 42,7 метра, водоизмещением 279 тонн на поверхности и 329 тонн под водой. Два дизельных двигателя общей мощностью 700 лошадиных сил позволяли достигать скорость в 13 узлов на поверхности воды. Под водой два электродвигателя мощностью 360 лошадиных сил обеспечивали скорость в семь узлов.
Лодки класса IIB были оснащены тремя торпедными аппаратами в носовой части и располагали в общей сложности пятью торпедами. Экипаж состоял из трех офицеров, командира, первого офицера и ведущего инженера, а также 22 рядовых членов экипажа. Такая подлодка могла погружаться на глубину до 120 метров.
30-й флотилии потребовался один год, до середины октября 1942 года, чтобы первая доставленная в Черное море субмарина U-24 была принята на вооружение. К этому моменту вермахт уже захватил во втором сражении за Севастополь советский военный порт. Последняя из шести подводных лодок, обнаруженная сейчас подлодка U-23, была принята на вооружение лишь к началу июня 1943 года.
Шесть подлодок 30-й флотилии в течение двух лет, с осени 1942 года до осени 1944 года, совершили в общей сложности 56 боевых походов. Они затопили девять транспортных судов и два десятка малых советских судов, в основном тягачей или тральщиков. Общий потопленный тоннаж составил, по официальным данным, 45 500 брутто-регистровых тонн.
Затратная операция по доставке в Черном море не оправдала себя. Одна только подлодка U-30 класса VIIA в 1939/40 годах в ходе восьми походов в Северном море и Атлантике потопила почти в два раза больше вражеских судов, чем вся 30-я флотилия. При этом U-30 считалась скорее средней подводной лодкой, не отличавшейся особыми успехами, в отличие от подлодки U-48, которая за восемь боевых походов потопила 52 корабля массой почти 308 тысяч брутто-регистровых тонн.
U-23 провела в общей сложности семь операций в Черном море. При этом были потоплены пять советских военных катеров и грузовой корабль, шедший под румынским флагом. 10 сентября 1944 года старший лейтенант ВМФ Рудольф Арендт провел контролируемое потопление подводной лодки у берегов Турции. Экипаж был полностью интернирован. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции в конце августа у подлодки больше не было порта базирования, а путь в Средиземное море через Босфор был заблокирован. То есть у Арендта и командиров остальных немецких подлодок в Черном море не было выбора.
Согласно данным турецких СМИ, Арендт был проинформирован об обнаружении его подводной лодки. Контр-адмиралу бундесмарине в отставке несколько дней назад исполнилось 96 лет.
Почему новые немецкие подводные лодки Super Stealth могут противостоять любому военно-морскому флоту
Немецкий флот был пионером в крупномасштабных подводных войнах, его подводные лодки могли конкурировать с превосходящим военно-морским флотом Соединенного Королевства так, как немецкие надводные военные корабли не могли. В то время как современная Германия больше не имеет морских амбиций своих предшественников, она стала мировым лидером в разработке небольших малозаметных подводных лодок, которые могут эффективно патрулировать прибрежные воды за небольшую часть стоимости атомных подводных лодок. Секретным секретом немецких подводных лодок нового поколения является использование водородных топливных элементов в качестве источника энергии, что позволяет подводным лодкам работать почти бесшумно в течение нескольких недель без использования дорогостоящих ядерных реакторов.
Во время Первой и Второй мировых войн подводные лодки были наиболее уязвимы, когда их шумные дизельные двигатели с воздушным дыханием вынуждали их всплывать на поверхность для перезарядки аккумуляторов, подвергая лодки обнаружению и нападению. Kriesgmarine построила несколько экспериментальных подводных лодок типа XVIIB с воздушно-независимой силовой установкой (AIP), используя топливо на основе перекиси водорода, что теоретически обеспечивало увеличение продолжительности подводного плавания. На практике лодки считались опасно небезопасными и ненадежными. Хотя Великобритания, Советский Союз и Соединенные Штаты экспериментировали с подводными лодками AIP после войны, от разработки отказались в пользу более мощных атомных подводных лодок.
В 1997 году Швеции было поручено развернуть первую действующую подводную лодку, использующую систему AIP, малозаметные лодки класса Gotland, в которых использовался двигатель Стирлинга с преобразованием тепла. Немецкие разработчики подводных лодок не отставали от них, когда в 2002 году выпустили Type 212, в котором используются водородные топливные элементы. Несмотря на то, что немецкие водородные топливные элементы PEM более дороги и сложны в заправке по сравнению со Stirling, они имеют большую выходную мощность (и, следовательно, более высокую скорость), не имеют крупных движущихся частей, которые выдают акустическую скрытность, и не накладывают ограничений на глубину погружения.
Перед современным немецким флотом стоят две основные задачи: участие в экспедиционных операциях, таких как борьба с пиратством или поддержка операций по поддержанию мира, и морской контроль над Балтийским морем, важность которого возросла, учитывая недавнюю напряженность в отношениях с Россией. Для действий на этом морском театре, характеризующемся мелководьем и холодными водами со средней глубиной около пятидесяти метров, ВМС Германии располагают флотилией из шести подводных лодок типа 212А, пронумерованных от U-31 до U-36 . Небольшие суда имеют длину всего пятьдесят семь метров и укомплектованы экипажами всего по двадцать семь человек, включая мужчин и женщин.
Двойной корпус Type 212 водоизмещением 1800 тонн в подводном положении изготовлен из немагнитных материалов, поэтому он не поддается обнаружению детекторами магнитных аномалий. Более мягкий металл ограничивает рабочую глубину всего двумястами метрами, но это не является серьезным ограничением на мелководье Балтийского моря. Топливные элементы Type 212 с водородным топливом, хранящимся между внешним и внутренним прочным корпусом, позволяют ему плавать под водой в течение трех недель до всплытия. Сообщается, что в 2013 году Type 212A установила рекорд подводной выносливости для подводных лодок с обычным двигателем, проведя восемнадцать дней под водой без использования трубки. В то время как Type 212 может развивать скорость под водой до двадцати трех миль в час, его устойчивая крейсерская скорость приближается к девяти милям в час при использовании только системы AIP.
Тип 212А предназначен как малозаметный разведывательный катер и охотник за кораблями, поэтому его вооружение изначально ограничивалось торпедами. Его шесть труб могут запускать до тринадцати 533-миллиметровых торпед DM2A4 Seahake, соединенных с подводной лодкой оптоволоконным кабелем, что позволяет экипажу наводить оружие на цель на расстоянии до пятидесяти километров. Широкоаспектный конформный гидролокатор торпеды также позволяет отправлять данные датчиков обратно на корабль-носитель. Норвежская система боевого управления предназначена для интеграции данных от различных датчиков Type 212, которые включают в себя как буксируемый пассивный гидроакустический комплекс, развернутый с паруса, так и установленный на корпусе фланговый массив.
Недавно ВМС Германии начали устанавливать возможность запуска оптоволоконных ракет IDAS в подводном положении из четырехсекционных магазинов в торпедных аппаратах. Основанная на ракете класса «воздух-воздух» IRIS-T, IDAS будет использоваться в первую очередь для уничтожения вражеских самолетов, но также может атаковать наземные цели и надводные корабли среднего или малого размера на расстоянии до двадцати километров.
Способность Type 212 действовать на мелководье глубиной до семнадцати метров, частично обеспечиваемая его X-образным рулем, делает его идеальным для подкрадывания к берегу для развертывания элитных военно-морских коммандос Германии, известных как Kampfschwimmers. Сообщается, что ВМС Германии работают над установкой выдвижной тридцатимиллиметровой автоматической пушки Moray для обеспечения огневой поддержки сил специального назначения, что может показаться возвратом к временам палубных орудий. Однако в современной интерпретации выдвижная мачта пушки также предположительно сможет развернуть три разведывательных дрона Aladin.
Недавно Берлин объявил, что в течение следующего десятилетия построит еще две лодки Type 212A, и Польша проявила интерес к аренде двух немецких лодок. Небольшие подводные лодки предположительно стоят около 371 миллиона евро (394 миллиона долларов) каждая, что означает, что нынешние немецкие подводные лодки стоят меньше, чем строительство одной из атомных ударных подводных лодок класса Вирджиния стоимостью 2,8 миллиона долларов, используемых ВМС США. . (Честно говоря, колебания обменных курсов усложняют сравнение цен.) В то же время ВМС Италии имеют на вооружении четыре типа 212 класса Todaro, строительство последнего из которых было завершено в 2015 году. Рим намерен построить еще два.
Верфи по всему миру также произвели по лицензии более дюжины немецких экспортных подводных лодок Тип 214, работающих на топливных элементах, преемников популярной подводной лодки Тип 209, одна из которых участвовала в Фолклендской войне под аргентинским флагом. У Type 214 длиной шестьдесят пять метров отсутствует немагнитный корпус, как у 212, и некоторые источники утверждают, что его системы устарели. Тем не менее, экспортная подводная лодка имеет большую дальность полета и большую глубину погружения, составляющую четыреста метров, чтобы приспособиться к водам за пределами Балтийского моря, а ее восемь торпедных аппаратов способны запускать противокорабельные ракеты «Гарпун» в подводном положении.
Греческий флот состоит из четырех лодок типа 214 типа «Папаниколис» со специальным поднимаемым радаром с малой вероятностью перехвата. Однако греческие лодки изначально страдали от серьезных проблем с прорезыванием зубов. Португалия эксплуатирует две лодки класса Tridente, спущенные на воду в 2010 году, а Турция строит шесть судов типа 214 на своих верфях в Гёльджюке, хотя в реализации программы произошли некоторые задержки. Они будут оснащены турецкой электроникой и будут вооружены американскими торпедами Mark 48, ракетами IDAS и, возможно, крылатыми ракетами наземного нападения Gezgin-D.
Южная Корея в настоящее время эксплуатирует шесть самолетов Type 214 класса Son Won-il, седьмой недавно спущен на воду и еще два строятся. Суда Son Won-il могут похвастаться индивидуальными сенсорными комплектами, а самая последняя лодка, Hong Beom-do , как сообщается, была модифицирована для запуска крылатых ракет наземного базирования. ВМС Южной Кореи также намерены переоборудовать свои старые лодки типа 209 Chang Bogo с двигателями на топливных элементах AIP. Точно так же ВМС Израиля уже эксплуатируют три подводные лодки Dolphin 2, оснащенные AIP, построенные в Германии, и, похоже, собираются приобрести еще три.
Немецкие кораблестроители недавно предложили более крупные и дальнобойные версии подводных лодок 212/214, Тип 216 и 218. Тип 216 предназначался для продажи Королевскому флоту Австралии, но от него отказались в пользу французской Shortfin Barracuda. . Тем не менее, две 218SG типа 218 SG строятся для Сингапура и будут завершены в 2020 году. Подробности отрывочны, но семидесятиметровые «океанские» подводные лодки сохранят небольшой экипаж из двадцати восьми человек и Х-образный руль. . Считается, что у них есть горизонтальные многоцелевые шлюзы, которые можно использовать для запуска любой торпеды или водолазов, а также возможности запуска крылатых ракет.
Следует признать, что все малые немецкие подводные лодки могут показаться невпечатляющими скоростью, выносливостью и вооружением по сравнению с более крупными атомными американскими и русскими подводными лодками, которые могут выдерживать более двадцати пяти миль в час под водой в течение трех месяцев, неся на себе десятки видов оружия.
Тем не менее, лодки на топливных элементах, по крайней мере, так же малозаметны, как и их ядерные собратья, если не больше, и каждая отдельная торпеда может быть столь же смертоносной. Учитывая, что несколько лодок, таких как Type 212 или 214, могут быть построены по цене одной атомной подводной лодки, преимущество в огневой мощи более крупных подводных лодок не столь очевидно. Это объясняет, почему немецкие подводные лодки оказались столь популярными среди военно-морских сил Европы и Азии, стремящихся установить свой контроль над прибрежными водами.
Себастьян Роблин имеет степень магистра по разрешению конфликтов в Джорджтаунском университете и работал университетским инструктором Корпуса мира в Китае. Он также работал в сфере образования, редактирования и расселения беженцев во Франции и США. В настоящее время он пишет о безопасности и военной истории для War Is Boring .
Это впервые появилось в январе.
Изображение: Creative Commons.
Неограниченная война подводных лодок | Национальный музей и мемориал Первой мировой войны
- Военная история
- Наука и техника
Немецкая военно-морская тактика Первой мировой войны
Британская блокада Северного моря и Ла-Манша перерезала поток военных припасов, продовольствия и топлива в Германию во время Первой мировой войны. Германия в ответ использовала свои подводные лодки для уничтожения нейтральных кораблей, которые снабжали союзников. Грозные подводные лодки ( unterseeboots ) бороздили Атлантику, вооруженные торпедами. Они были единственным преимуществом Германии, поскольку Великобритания фактически блокировала немецкие порты для поставок. Цель состояла в том, чтобы заморить Британию голодом до того, как британская блокада нанесет поражение Германии.
7 мая 1915 года немецкая подводная лодка U-20 торпедировала пассажирский лайнер компании Cunard Lusitania у берегов Ирландии. Почти 1200 мужчин, женщин и детей, в том числе 128 американцев, погибли. Союзники и американцы считали потопление актом неизбирательной войны. Немцы утверждали, что «Лузитания» перевозила военную технику и поэтому была законной целью.
Столкнувшись с возможностью того, что США могут начать войну из-за инцидента, Германия отступила и приказала своим подводным лодкам пощадить пассажирские суда. Однако приказ был временным.
Германия построила новые и более крупные подводные лодки, чтобы пробить бреши в британской блокаде, которая грозила вывести Германию из войны голодом. В 1914 году в Германии было всего 20 подводных лодок. К 1917 году их было 140, и подводные лодки уничтожили около 30 процентов мировых торговых судов.
На заре 1917 года высшее немецкое командование вынудило вернуться к политике неограниченной подводной войны, организовав увольнение противников политики, направленной на потопление более 600 000 тонн судов в месяц. Германия уже испытывала нехватку продовольствия и ввела непопулярную обязательную службу либо в вооруженных силах, либо в военной промышленности. Они надеялись прорвать британскую блокаду важнейших немецких портов снабжения и вывести Великобританию из войны в течение года.
Подводные лодки возобновили неограниченные атаки на все корабли в Атлантике, включая гражданские пассажирские перевозчики. Хотя немецкие военачальники были обеспокоены тем, что США могут отреагировать интервенцией, они рассчитывали, что смогут победить союзников до того, как США смогут мобилизовать и вооружить войска для высадки в Европе.
Хотя президент Вильсон официально разорвал дипломатические отношения в феврале 1917 года, когда возобновилась неограниченная подводная война, он все еще не был уверен, насколько далеко зашла общественная поддержка.