Немецкие подводные лодки: Загадочная немецкая подлодка времен Великой Отечественной войны случайно отыскалась в Дании

МИД Украины попросил Германию передать «одну из лучших подлодок» — РБК

Запрошенные дипломатом подлодки подходят для операций в регионе, где невозможно использование других военно-морских сил, производитель назвал их вершиной немецких технологий. Шольц призывал не заниматься «повышением ставок»

Подводная лодка HDW класса 212A (Фото: Michal Fludra / ZUMAPRESS.com / Global Look Press)

Немецкая армия обладает шестью подводными лодками HDW класса 212A, одну из которых следует отправить Украине, для борьбы с Россией в Черном море. Об этом заявил в Twitter замминистра иностранных дел Украины Андрей Мельник.

Дипломат указал, что подлодку производит немецкий концерн ThyssenKrupp, она является «одной из лучших в мире». «Почему бы не отправить ее на Украину?» — спросил Мельник.

Производитель называет подлодки класса 212 «вершиной немецких технологий» в отрасли подводных лодок, ее длина — 56–58 м, экипаж — 28 человек.

Подлодка может выполнять долгосрочные операции на большой глубине, а также находиться на «чрезвычайном мелководье». «Эти лодки идеально подходят для незаметной разведки и наблюдения, в том числе в районах, где невозможно или нежелательно использовать другие военно-морские силы», — сказано на сайте ThyssenKrupp.

adv.rbc.ru

Замглавы МИДа также прокомментировал слова немецкого канцлера Олафа Шольца, который в ответ на вопрос о возможной передаче Украине истребителей призвал не заниматься «повышением ставок» в вопросе поставок вооружений. Он пояснил, что как только принимается очередное решение об оружии, сразу начинаются очередные дебаты по новым вооружениям, назвав такую ситуацию подрывающей доверие к правительству.

adv.rbc.ru

Мельник в ответ заверил, что Украина тоже не хочет заниматься «повышением ставок», желая формирования союзниками «наконец, генерального плана, как победить Россию с помощью четко скоординированных поставок современного оружия».

Дипломат подчеркнул, что такой план отсутствует.

Мельник уже обращался к Германии с такой просьбой после объявления немецких властей о намерении передать украинской армии бронетранспортеры Marder в начале января. Прежде республика отказывалась направлять Киеву БТР и танки.

Дипломат указал, что бронемашины стали «лишь первым нарушением табу», а потому необходимо немедленно «без всяких красных линий» оснастить ВСУ всеми системами вооружения: подводными лодками, баллистическими ракетами, истребителями, боевыми дронами, военными кораблями и др. «Этот шаг должен быть сделан завтра», — потребовал тогда Мельник.

«Самолеты хоть как-то понятно. Правда, нормальных взлетных полос практически не осталось, а украинское небо нами закрыто. А вот субмарины — это совсем сильно. Особенно с учетом того, что скоро у киевского режима вообще не останется моря», — написал затем зампред российского Совбеза Дмитрий Медведев.

Поставки западными странами на Украину вооружений критикуются другими представителями власти и дипломатами России. Посол в Германии Сергей Нечаев говорил, что Берлин таким образом отказывается от «признания исторической ответственности <…> за преступления нацизма в годы Великой Отечественной войны». Кремль обещал, что полученные Киевом западные танки «будут гореть».

Власти Германии пообещали, что, несмотря на отправку танков, на Украину не будут отправлены немецкие самолеты или войска «ни при каких обстоятельствах».

Читать онлайн «Немецкие подводные лодки в Первой мировой войне. 1914-1918», Эдвин Грей – Литрес

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Если новое оружие приводит могущественную империю на грань поражения, всегда интересно о нем рассказать. В 1914 году немецкие подводные лодки были именно таким оружием. Эта книга рассказывает о попытке кайзера уничтожить Британскую империю, развязав неограниченную подводную войну. История начинается с первых экспериментов с подводными лодками, которые начались в Германии еще в XIX веке, и заканчивается революционными волнениями и военным мятежом, приведшим кайзера к окончательному поражению. Между этими событиями произошла жестокая военная кампания, в ходе которой в апреле 1917 года Великобритания едва не сдалась. Эта книга – правдивый рассказ о людях, которые в темных морских глубинах вели сражение не на жизнь, а на смерть; о жестокости, пиратстве, убийствах. Но одновременно она является искренней данью мужеству, преданности своему делу и профессиональным качествам людей, которые с гордостью носили знаки отличия немецкой подводной флотилии.

Первоначально мое внимание к человеческому аспекту подводной войны было привлечено фрагментом из книги Вильяма Гая Карра «Наугад и по воле Божьей»: «История операций в Северном море была историей людей, закупоренных в ненадежные консервные банки, которые барахтались на мелководье, постоянно пребывая в состоянии войны с природой. Но это и драматическая история отважных подвигов, совершаемых командами воюющих флотов. В этом отношении опыт немецких подводников сродни нашему собственному». Мысль о том, что подводники воюющих сторон испытывали одинаковые трудности, радость побед и горечь поражений, заставила меня взяться за описание действий немецкого подводного флота. Это было логическое продолжение моей предыдущей книги, посвященной операциям британских подводников во время Первой мировой войны, – «Проклятое неанглийское оружие». И я очень старался сохранить объективность и беспристрастность.

После войны американский писатель и журналист Лоуелл Томас побывал в Германии, где беседовал со многими бывшими капитанами немецких подводных лодок. Свои впечатления он отразил в опубликованной в 1929 году книге «Рейдеры глубины». Его любезное разрешение использовать его записки позволило мне снабдить мою книгу воспоминаниями людей, которые лично принимали участие в морских сражениях. Благодаря этому в моем повествовании появилось необходимое равновесие, которое иначе я не смог бы установить.

Выражаю свою искреннюю благодарность писателям и историкам, проделавшим большую работу по сбору и систематизации материалов, касающихся подводной войны, а также всем, кто любезно предоставил в мое распоряжение результаты своих изысканий.

Любой человек, обладающий мужеством опуститься на подводной лодке в глубину моря, на мой взгляд, уже герой. И хотя среди немецких капитанов встречались, по словам Ллойд Джорджа, «пираты и убийцы», большинство из них были обычными порядочными людьми, вынужденными делать неприятную работу. Именно таким людям посвящается эта книга.

Эдвин Грей

НЕМЕЦКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ


1914–1918 гг

«…ударьте своего врага в живот и продолжайте наносить удары, когда он упадет; бросьте пленных в кипящее масло, если возьмете их, подвергните пыткам женщин и детей. Тогда люди будут бояться вас…»

Из речи адмирала флота лорда Фишера на Гаагской мирной конференции в 1899 году

Глава 1


СУТЬ ВОЙНЫ – НАСИЛИЕ

«2.20. Прямо перед нами я увидел четыре трубы и мачты пассажирского парохода, идущего под прямым углом к нашему курсу с зюйд-веста по направлению к Галли-Хед…»

Была середина дня 7 мая 1915 года. Капитан-лейтенант Вальтер Швигер внес запись в корабельный журнал «U-20». В тот момент он не думал, что очень скоро совершит поступок, за который его возненавидит весь мир. Он расписался в журнале, бросил беглый взгляд на карту, разложенную на столе, и потянулся к перископу, чтобы внимательнее рассмотреть намеченную жертву.

«U-20» возвращалась в Германию после мародерского похода вдоль побережья Ирландии. Всю ночь и первую половину дня над морем стелился густой туман, горючее в топливных танках было на исходе, в трубах осталось всего две торпеды. Швигер решил, что пора домой. Он приказал штурману проложить обратный курс в Вильгельмсхафен, после чего удобно устроился в потрепанном кожаном кресле и раскрыл книгу.

Поход был скучным и неудачным. Он потопил парусник и два парохода возле Вотерфорда, но это были детские игры по сравнению с выдающимися достижениями Херсинга, Веддигена, Валентинера и других асов подводной войны. А Вальтер Швигер был амбициозным человеком. Тридцатитрехлетний холостяк из респектабельной берлинской семьи, он пришел на подводный флот еще до начала войны. Высокий и широкоплечий, русоволосый и голубоглазый, он всем существом, каждой клеточкой своего тела был офицером имперского немецкого военно-морского флота: всегда спокойным, вежливым, холодным. Как заметил один из его сослуживцев, «он всегда точно знал, куда идет, и ему было наплевать на всех, кто пытался его остановить».

Утро 7 мая уже принесло одно разочарование. Пока лодка двигалась на глубине 60 футов, чтобы случайно не напороться на встречное судно в густом тумане, Швигер услышал звук мощных винтов, вспенивавших воду где-то неподалеку. Он решил выяснить, что происходит наверху: «Я поднял „U-20“ до 30 футов[2] и посмотрел в перископ. Большой крейсер прошел прямо над нами и теперь быстро удалялся».[3]

Следует отметить, что обоим кораблям повезло. Если бы лодка успела всплыть на перископную глубину, когда над ней находился крейсер, стальной нос надводного корабля без труда распорол бы менее прочный корпус субмарины пополам. А если бы Швигер всплыл чуть раньше, он обязательно выпустил бы торпеду по вражескому кораблю и скрылся в тумане. Но этому не суждено было случиться. Судьба не часто улыбалась не очень удачливому Вальтеру Швигеру.

Плотный туман, висевший над морем всю ночь, в конце концов рассеялся. Весеннее солнце сначала проглянуло сквозь дымку, а потом ярко засияло на чистом голубом небе. Радуясь хорошей погоде, Швигер приказал всплыть на поверхность и вышел на мостик, чтобы насладиться чистым свежим морским воздухом. В это время наблюдатели заметили неизвестное пассажирское судно. Сначала Швигер решил, что лес из мачт и труб на горизонте принадлежит группе судов, и посетовал, что у него остались только две торпеды. Потом понял, что перед ним одно судно, но очень большое.

– Ныряем! Ныряем!

Громко взревела сирена. Матросы спокойно и быстро заняли свои места. Большие маховики, открывавшие и закрывавшие вентили балластных танков, начали движение против часовой стрелки, дисциплинированные руки людей щелкали многочисленными выключателями, поворачивали всевозможные рычаги на посту управления. Швигер задраил люк, спустился по узкому трапу и одобрительно кивнул, глядя на умелые действия вахтенного офицера.

– Главные двигатели! Полный вперед!

Ровно загудели электродвигатели, стрелки амперметров резко прыгнули на красные сегменты. Батареи начали давать ток. Командир «U-20» обеспокоенно взглянул на датчики глубины. Лодка опускалась. 10–15–20 футов… Швигер посмотрел на висящий на стене хронометр и медленно направился к небольшому столику, где лежал корабельный журнал, чтобы внести в него запись о замеченном судне. Лодка опустилась на глубину 60 футов и взяла курс на цель.

«2.20. Подошел к пароходу, чтобы контролировать возможные изменения курса вдоль ирландского побережья».

Вернувшись на перископную глубину, капитан-лейтенант посмотрел в окуляры. Он страстно желал, чтобы пароход повернул в порт. Судно делало не менее 18 узлов,[4] и дистанция между ним и лодкой, ползущей в глубине со скоростью около 5 узлов, быстро увеличивалась.

Капитан пассажирского судна Тернер получил предупреждение из Квинстона о повышенной активности подводных лодок в этом районе, а перед полуднем – сообщение о том, что лодки находятся в непосредственной близости.

Поэтому он описал большую дугу, чтобы обойти Фастнет, где (так он считал) вражеские лодки устроили засаду, после чего без особой опаски проследовал в канал Сен-Джордж. В качестве предосторожности он приказал при входе в опасную зону подготовить к спуску на воду все шлюпки.

 

Когда вдали показался мыс Кинсейл, он позвонил в машинное отделение и дал команду снизить скорость с 21 до 18 узлов. Позже он объяснил, что хотел пройти ливерпульскую отмель без остановки по большой воде.

Такое решение базировалось на имеющейся информации и личном опыте. Исходя из предупреждения адмиралтейства, подводные лодки, если они и были, теперь остались далеко за кормой. К тому же судно защищала весьма приличная скорость. На 18 узлах можно было легко оставить позади любую попавшуюся на пути подводную лодку. К сожалению, это правильное решение стоило жизни 1198 мужчинам, женщинам и детям.

Судно еще раз изменило курс, в точном соответствии с тоненькой линией, прочерченной на карте штурманом, и Швигер увидел цель прямо перед собой.

«2.35. Пароход повернул и взял курс на Квинстон. Появилась возможность приблизиться на дистанцию выстрела. Выходим на атакующую позицию».

На переборке тесного носового торпедного отсека загорелась красная сигнальная лампочка. Матросы уже повернули маховики, открывшие внешние заслонки торпедных труб, и в цилиндры устремилась вода.

У приникшего к перископу Швигера не было времени долго раздумывать. Рулевой уже получил приказ, и теперь командир лодки внимательно следил за приближающейся целью, не забывая постоянно контролировать глубину. Его мозг измерял и высчитывал углы, дистанции, отклонения. И вот настал подходящий момент.

– Первая… пошла!

Лейтенант тут же нажал кнопку выстрела. Когда торпеда покинула свое место и заскользила к цели, лодка слегка дрогнула.

«3.10. Произвел торпедный выстрел с дистанции 700 метров. Нахожусь на глубине трех метров».

Последовала длинная пауза. Швигер внимательно следил за пенящимся белым следом, который неуклонно приближался к корпусу парохода.

Капитан Тернер стоял на левой стороне капитанского мостика, когда раздался крик второго помощника:

– Вижу торпеду!

Сразу после этого судно сильно тряхнуло, между двумя трубами в небо взметнулся столб дыма и пара. Тотчас поступило сообщение о второй торпеде, но оно оказалось ложным.

«Я приказал готовить шлюпки к спуску и первым делом посадить в них женщин и детей и задраить переборки. Мой следующий приказ был остановить судно. Однако двигатели были повреждены и не могли дать задний ход. Спускать шлюпки на такой скорости было очень опасно».

Швигер наблюдал за трагедией через мощную цейссовскую оптику и диктовал короткие фразы, которые заносились в корабельный журнал.

«Отмечено попадание в районе тоннеля гребного вала под мостиком. Необычно сильная детонация, сопровождающаяся большими клубами дыма и обломками. Судя по всему, имел место второй взрыв. Судно замедлило ход и сильно накренилось на правый борт. Корма быстро погружается в воду. На борту царит паника. Спускают шлюпки. Отмечены неудачные попытки спуска на воду груженных людьми шлюпок. Шлюпки с левого борта не могут быть спущены из-за крена…»

Неохотно оторвавшись от перископа, Швигер кивнул штурману занять его место. Офицер несколько секунд напряженно всматривался в окуляры, затем отшатнулся и побледнел.

– Боже мой! – прошептал он. – Это же «Лузитания»!

Швигер грубо оттолкнул его в сторону и жадно приник к окулярам перископа. Он увидел большие золотые буквы на борту судна и, словно не веря своим глазам, несколько раз медленно прочитал название.

«Это было самое страшное зрелище, которое мне доводилось видеть, – рассказывал он друзьям после возвращения в Вильгельмсхафен. – Судно тонуло необычайно быстро. На палубах была страшная паника. Перепуганные люди беспомощно метались взад-вперед, некоторые прыгали за борт и пытались плыть к перевернутым шлюпкам. Зрелище было настолько ужасным, что я дал приказ погрузиться на 20 метров и уходить…»

Хладнокровное потопление «Лузитании» – самая известная и получившая широкое освещение в прессе трагедия Первой мировой войны. А умело проведенная англичанами пропагандистская кампания вокруг этого ужасного события кардинально изменила отношение Соединенных Штатов Америки к Германии. Пока судьбоносная торпеда Швигера покоилась в своей трубе, настроения американцев были большей частью пронемецкими, что было вызвано недовольством британской блокадой портов Германии. Причины трений между двумя великими державами станут более ясными по мере развития повествования о подводной войне.

Когда новость достигла Германии, началось всеобщее ликование. На открытках с изображением «Лузитании» наживали огромные состояния. Из левого верхнего угла открыток фон Тирпиц, «отец» немецкого подводного флота, сурово смотрел на погибший пароход. Только после вала международных протестов, обрушившегося на немецкое правительство, кайзер и его советники поняли, что уничтожение лайнера было грубой политической ошибкой.

Действия Швигера были осуждены императором, что, в свою очередь, вызвало протест других капитанов ВМФ. Они считали, что капитан «U-20» добросовестно выполнял приказы, поэтому не должен считаться морально ответственным за жизнь 1198 пассажиров (среди которых было 128 американцев), трагически погибших на борту «Лузитании». Сложность заключалась в том, что приказы давали капитану подводной лодки право топить любые британские торговые суда, находящиеся в зоне военных действий, но не объясняли, как эти действия должны согласовываться с существующими международными законами.

В 1914 году международные законы не одобряли потопление торговых судов без предупреждения. Независимо от того, какой корабль атакует – надводный или подводный, – следовало произвести предупредительный выстрел, после которого гражданское судно должно было остановиться и предъявить документы для проверки. Если обнаруживалось, что судно перевозит контрабандный груз, его можно было взять в плен или затопить. Потопление было разрешено, только если жизни членов экипажа не подвергались опасности. Спасательные шлюпки с членами экипажа затопленного судна могли быть оставлены в море только при хорошей погоде вблизи от берега. Любой другой метод потопления считался незаконным.

Но в инструкциях, полученных Швигером и другими капитанами-подводниками 18 февраля 1915 года, говорилось только одно: «Вражеские торговые суда должны быть уничтожены».

Этот решительный приказ ничего не говорил о том, следует ли соблюдать международные законы. Просматривая документы в поисках более точных указаний, капитаны немецких подводных лодок могли обнаружить только более раннюю инструкцию Верховного командования: «В первую очередь должна обеспечиваться безопасность подводной лодки. Поэтому всплытия на поверхность для осмотра судна следует избегать из соображений безопасности».

Вряд ли стоит удивляться, что многие капитаны подводных лодок поняли приказ от 18 февраля буквально: топи врага без предупреждения.

И пока британские политики в ужасе всплескивали руками, военные моряки уже трезво оценили ситуацию. Когда Черчилля спросили об использовании субмарин для потопления торговых судов, он ответил: «Я не верю, что это могут сделать цивилизованные люди». Но адмирал Фишер, который в то время был первым лордом адмиралтейства, отлично понял немцев. Он писал: «Субмарина больше ничего не может сделать – только потопить захваченное судно. Поэтому следует признать, что угроза со стороны немецких подводных лодок существует. Она в ужасающей реальности нависла над британским торговым флотом и всей Великобританией. Я не вижу другого способа ей противостоять, кроме ответного удара. Станет известно лишь то, что конкретное судно с экипажем исчезло. Возможно, позже кто-нибудь наткнется в море на шлюпки с пропавшего судна, и чудом выжившие моряки расскажут ужасную историю… Эти истории будут передаваться из уст в уста и наполнят мир страхом. Без сомнения, такие методы ведения войны являются варварскими. Но в конце концов, сущность любой войны в насилии. Мягкость в войне сродни слабоумию».

И поскольку командиры немецких подводных лодок не имели возможности всплыть, чтобы предупредить свои жертвы, немецкие дипломатические службы предпринимали отчаянные, но бесполезные попытки обойти международные законы, помещая предупреждения в иностранных газетах.

В день, когда было объявлено об отплытии «Лузитании», немецкое посольство поместило следующее объявление в газетах Нью-Йорка:

«Внимание!

Пассажиры, которые собираются отправиться в путешествие через Атлантику, должны помнить, что Германия и ее союзники находятся в состоянии войны с Великобританией и ее союзниками. Зона военного конфликта включает и водное пространство вокруг Британских островов. Имперское правительство уведомляет, что морские суда под флагом Великобритании или любого из ее союзников в этих водах подлежат уничтожению. Путешественники, передвигающиеся в зоне военного конфликта на судах под флагами Великобритании и ее союзников, действуют на свой собственный страх и риск.

Имперское германское посольство Вашингтон, округ Колумбия, 22 апреля 1915 года».

Народ, потрясенный масштабами трагедии, обратил свой гнев на немецких капитанов – детоубийц. «Таймс» писала о зверстве немцев, о пренебрежении ими правилами гуманизма, что покроет Германию позором.

Вердикт ирландского суда присяжных был более суровым:

«Мы считаем, что это страшное преступление противоречит всем существующим международным законам, нормам и правилам, существующим в цивилизованном обществе. Поэтому перед лицом человечества мы обвиняем офицеров упомянутой субмарины, императора и правительство Германии, по приказу которых действовали моряки, в умышленном убийстве».

Таким было общественное мнение в 1915 году. Однако возмущенное сознание со временем обычно деградирует. Активный протест сменяется пассивным соглашательством. Беспристрастности ради следует отметить, что 9 апреля 1940 года британское адмиралтейство дало право капитанам подводных лодок королевского военно-морского флота топить вражеские торговые суда без предупреждения, а Соединенные Штаты Америки в течение длительного времени вели неограниченную подводную войну с Японией. Вероятно, нет необходимости напоминать о том, что неограниченная подводная война до сих пор является незаконной с точки зрения международного права.

Столкнувшись со всеобщим возмущением, немцы пытались оправдать свои действия. В официальном коммюнике адмирала Бенке они выдвинули теорию, вызвавшую оживленные дискуссии: «Вслед за детонацией торпеды немедленно последовал еще один взрыв, причем значительно более сильный. Его можно объяснить только большим количеством боеприпасов на судне».

После опубликования немецкого коммюнике последовали решительные протесты как британского, так и американского правительств. Было официально объявлено, что на «Лузитании» находилось всего-навсего 4200 обойм патронов. Но точные данные о находившемся на судне груза не известны до сих пор. Если отвлечься от пропагандистской шумихи и прислушаться к свидетельству капитана Тернера, данному им под присягой следственной комиссии, получается, что второй взрыв был вызван разрушением одного из судовых котлов, происшедшим, когда в пробоину хлынула холодная морская вода.

Взаимные требования и претензии продолжались. В официальной ноте 9 июня 1915 года правительство Соединенных Штатов заявило: «Какими бы ни были другие факты, касающиеся „Лузитании“, главным и принципиальным остается одно: огромный пароход, предназначенный для перевозки пассажиров и имевший на борту больше тысячи живых душ, не имевших никакого отношения к войне, был торпедирован и потоплен без предупреждения или объяснения причин, то есть при обстоятельствах, беспрецедентных в современной войне».

К августу 1915 года, чтобы успокоить мировое общественное мнение, правительство Германии фактически отменило первую попытку лодочной блокады Британии. Кайзер отдал специальный приказ командирам подводных лодок не атаковать пассажирские суда. Единственная торпеда Вальтера Швигера принесла неожиданную выгоду Великобритании и ее союзникам.

Несмотря на осуждение императора, коллеги Швигера горячо поддержали его и развернули широкую кампанию по реабилитации, продолжавшуюся даже после окончания войны. Но это была только реабилитация; по словам самого Швигера, он выпустил торпеду по «Лузитании» раньше, чем идентифицировал цель. Следует отметить, что Вальтер Швигер не был типичным немецким капитаном подводной лодки, которые нередко проявляли рыцарство и гуманизм по отношению к своим жертвам.

Подводная война подвела Германскую империю вплотную к победе. Это была воистину убийственная кампания, в ходе которой были уничтожены суда союзников общей грузоподъемностью 11 018 865 тонн, но погибли 515 офицеров и 4894 матроса-подводника. Для обеих воюющих сторон это было тяжелое время – время убивать.

Почему новые немецкие подводные лодки Super Stealth могут противостоять любому военно-морскому флоту

Немецкий флот был пионером в крупномасштабных подводных войнах, его подводные лодки могли конкурировать с превосходящим военно-морским флотом Соединенного Королевства так, как немецкие надводные военные корабли не могли. В то время как современная Германия больше не имеет морских амбиций своих предшественников, она стала мировым лидером в разработке небольших малозаметных подводных лодок, которые могут эффективно патрулировать прибрежные воды за небольшую часть стоимости атомных подводных лодок. Секретным секретом немецких подводных лодок нового поколения является использование водородных топливных элементов в качестве источника энергии, что позволяет подводным лодкам работать почти бесшумно в течение нескольких недель без использования дорогостоящих ядерных реакторов.

Во время Первой и Второй мировых войн подводные лодки были наиболее уязвимы, когда их шумные дизельные двигатели с воздушным дыханием вынуждали их всплывать на поверхность для перезарядки аккумуляторов, подвергая лодки обнаружению и нападению. Kriesgmarine построила несколько экспериментальных подводных лодок типа XVIIB с воздушно-независимой силовой установкой (AIP), используя топливо на основе перекиси водорода, что теоретически обеспечивало увеличение продолжительности подводного плавания. На практике лодки считались опасно небезопасными и ненадежными. Хотя Великобритания, Советский Союз и Соединенные Штаты экспериментировали с подводными лодками AIP после войны, от разработки отказались в пользу более мощных атомных подводных лодок.

В 1997 году Швеции было поручено развернуть первую действующую подводную лодку, использующую систему AIP, малозаметные лодки класса Gotland, в которых использовался двигатель Стирлинга с преобразованием тепла. Немецкие разработчики подводных лодок не отставали от них, когда в 2002 году выпустили Type 212, в котором используются водородные топливные элементы. Несмотря на то, что немецкие водородные топливные элементы PEM дороже и сложнее в заправке по сравнению со Stirling, они имеют большую выходную мощность (и, следовательно, более высокую скорость), не имеют крупных движущихся частей, которые выдают акустическую скрытность, и не накладывают ограничений на глубину погружения.

Перед современным немецким флотом стоят две основные задачи: участие в экспедиционных операциях, таких как борьба с пиратством или поддержка операций по поддержанию мира, и морской контроль над Балтийским морем, важность которого возросла, учитывая недавнюю напряженность в отношениях с Россией. Для действий на этом морском театре, характеризующемся мелководьем и холодными водами со средней глубиной около пятидесяти метров, ВМС Германии располагают флотилией из шести подводных лодок типа 212А, пронумерованных от U-31 до U-36 . Небольшие суда имеют длину всего пятьдесят семь метров и укомплектованы экипажами всего по двадцать семь человек, включая мужчин и женщин.

Двойной корпус Type 212 водоизмещением 1800 тонн в подводном положении изготовлен из немагнитных материалов, поэтому он не поддается обнаружению детекторами магнитных аномалий. Более мягкий металл ограничивает рабочую глубину всего двумястами метрами, но это не является серьезным ограничением на мелководье Балтийского моря. Топливные элементы Type 212 с водородным топливом, хранящимся между внешним и внутренним прочным корпусом, позволяют ему плавать под водой в течение трех недель до всплытия. Сообщается, что в 2013 году Type 212A установила рекорд подводной выносливости для подводных лодок с обычным двигателем, проведя восемнадцать дней под водой без использования трубки. В то время как Type 212 может развивать скорость под водой до двадцати трех миль в час, его устойчивая крейсерская скорость приближается к девяти милям в час при использовании только системы AIP.

Тип 212А предназначен как малозаметный разведывательный катер и охотник за кораблями, поэтому его вооружение изначально ограничивалось торпедами. Его шесть труб могут запускать до тринадцати 533-миллиметровых торпед DM2A4 Seahake, соединенных с подводной лодкой оптоволоконным кабелем, что позволяет экипажу наводить оружие на цель на расстоянии до пятидесяти километров. Широкоаспектный конформный гидролокатор торпеды также позволяет отправлять данные датчиков обратно на корабль-носитель. Норвежская система боевого управления предназначена для интеграции данных от различных датчиков Type 212, которые включают в себя как буксируемый пассивный гидроакустический комплекс, развернутый с паруса, так и установленный на корпусе фланговый массив.

Недавно ВМС Германии начали устанавливать возможность запуска оптоволоконных ракет IDAS в подводном положении из четырехсекционных магазинов в торпедных аппаратах. Основанная на ракете класса «воздух-воздух» IRIS-T, IDAS будет использоваться в первую очередь для уничтожения вражеских самолетов, но также может атаковать наземные цели и надводные корабли среднего или малого размера на расстоянии до двадцати километров.

Способность Type 212 действовать на мелководье глубиной до семнадцати метров, частично обеспечиваемая его X-образным рулем, делает его идеальным для подкрадывания к берегу для развертывания элитных военно-морских коммандос Германии, известных как Kampfschwimmers. Сообщается, что ВМС Германии работают над установкой выдвижной тридцатимиллиметровой автоматической пушки Moray для обеспечения огневой поддержки сил специального назначения, что может показаться возвратом к временам палубных орудий. Однако в современной интерпретации выдвижная мачта пушки также предположительно сможет развернуть три разведывательных дрона Aladin.

Недавно Берлин объявил, что в течение следующего десятилетия построит еще две лодки Type 212A, и Польша проявила интерес к аренде двух немецких лодок. Небольшие подводные лодки предположительно стоят около 371 миллиона евро (394 миллиона долларов) каждая, что означает, что нынешние немецкие подводные лодки стоят меньше, чем строительство одной из атомных ударных подводных лодок класса Вирджиния стоимостью 2,8 миллиона долларов, используемых ВМС США. . (Честно говоря, колебания обменных курсов усложняют сравнение цен.) В то же время ВМС Италии имеют на вооружении четыре типа 212 класса Todaro, строительство последнего из которых было завершено в 2015 году. Рим намерен построить еще два.

Верфи по всему миру также произвели по лицензии более дюжины немецких экспортных подводных лодок Тип 214, работающих на топливных элементах, преемников популярной подводной лодки Тип 209, одна из которых участвовала в Фолклендской войне под аргентинским флагом. У Type 214 длиной шестьдесят пять метров отсутствует немагнитный корпус, как у 212, и некоторые источники утверждают, что его системы устарели. Тем не менее, экспортная подводная лодка имеет большую дальность полета и большую глубину погружения, составляющую четыреста метров, чтобы приспособиться к водам за пределами Балтийского моря, а ее восемь торпедных аппаратов способны запускать противокорабельные ракеты «Гарпун» в подводном положении.

Греческий флот состоит из четырех лодок типа 214 типа «Папаниколис» со специальным поднимаемым радаром с малой вероятностью перехвата. Однако греческие лодки изначально страдали от серьезных проблем с прорезыванием зубов. Португалия эксплуатирует две лодки класса Tridente, спущенные на воду в 2010 году, а Турция строит шесть судов типа 214 на своих верфях в Гёльджюке, хотя в реализации программы произошли некоторые задержки. Они будут оснащены турецкой электроникой и будут вооружены американскими торпедами Mark 48, ракетами IDAS и, возможно, крылатыми ракетами наземного нападения Gezgin-D.

Южная Корея в настоящее время эксплуатирует шесть самолетов Type 214 класса Son Won-il, седьмой недавно спущен на воду и еще два строятся. Суда Son Won-il могут похвастаться индивидуальными сенсорными комплектами, а самая последняя лодка, Hong Beom-do , как сообщается, была модифицирована для запуска крылатых ракет наземного базирования. ВМС Южной Кореи также намерены переоборудовать свои старые лодки типа 209 Chang Bogo с двигателями на топливных элементах AIP. Точно так же ВМС Израиля уже эксплуатируют три подводные лодки Dolphin 2, оснащенные AIP, построенные в Германии, и, похоже, собираются приобрести еще три.

Немецкие кораблестроители недавно предложили более крупные и дальнобойные версии подводных лодок 212/214, Тип 216 и 218. Тип 216 предназначался для продажи Королевскому флоту Австралии, но от него отказались в пользу французской Shortfin Barracuda. . Тем не менее, две 218SG типа 218 SG строятся для Сингапура и будут завершены в 2020 году. Подробности отрывочны, но семидесятиметровые «океанские» подводные лодки сохранят небольшой экипаж из двадцати восьми человек и Х-образный руль. . Считается, что у них есть горизонтальные многоцелевые шлюзы, которые можно использовать для запуска любой торпеды  или водолазов, а также возможности запуска крылатых ракет.

Следует признать, что все малые немецкие подводные лодки могут показаться невпечатляющими скоростью, выносливостью и вооружением по сравнению с более крупными атомными американскими и русскими подводными лодками, которые могут выдерживать более двадцати пяти миль в час под водой в течение трех месяцев, неся на себе десятки видов оружия.

Тем не менее, лодки на топливных элементах, по крайней мере, так же малозаметны, как и их ядерные собратья, если не больше, и каждая отдельная торпеда может быть столь же смертоносной. Учитывая, что несколько лодок, таких как Type 212 или 214, могут быть построены по цене одной атомной подводной лодки, преимущество в огневой мощи более крупных подводных лодок не столь очевидно. Это объясняет, почему немецкие подводные лодки оказались столь популярными среди военно-морских сил Европы и Азии, стремящихся установить свой контроль над прибрежными водами.

Себастьян Роблин имеет степень магистра по разрешению конфликтов Джорджтаунского университета и работал университетским инструктором Корпуса мира в Китае. Он также работал в сфере образования, редактирования и расселения беженцев во Франции и США. В настоящее время он пишет о безопасности и военной истории для War Is Boring .

Это впервые появилось в январе.

Изображение: Creative Commons.

Исторический фонд Мэриленда

20 апреля 1944 года U-1105 , модифицированная немецкая подводная лодка типа VII-C, построенная в Верфь Nordseewerke в Эмдене, Германия, была спущена на воду, чтобы начать свое короткое и драматическое военное время. карьера. U-1105 была одной из менее чем десяти подводных лодок, произведенных во время войны. оснащен экспериментальной кожей из синтетического каучука, предназначенной для противодействия гидролокаторам союзников. устройства; черное резиновое покрытие принесло ему прозвище «Черный Пантера». В своем первом задании в апреле 1945 у Блэк-Рока, Ирландия, U-1105 выведен из строя HMS Redmill , 1300-тонный фрегат капитанского класса TE, двумя акустическими торпедами погибло 32 человека. Эскадра союзников искала неуловимая подводная лодка, но безуспешно. Короткая карьера Black Panther закончилось капитуляцией Германии, и судно в итоге было перевернуто в ВМС США для изучения и экспериментов в США.

U-1105 , теперь официально военный приз ВМС США, прибыла в Портсмут, штат Нью-Гэмпшир, начало 1946 года. В феврале исследования уникального кожа с резиновой черепицей была начата в Военно-морской исследовательской лаборатории в Вашингтоне. и в Акустической лаборатории Массачусетского технологического института в Кембридже, штат Массачусетс. Корабль был тогда приказал сохранить в состоянии готовности к испытаниям взрывчатых веществ. Осенью из 1949, U-1105 была отбуксирована в реку Потомак на якорную стоянку у Пайни-Пойнт, Мэриленд. Корабль был потоплен глубинной бомбой нового типа. затонул за 20 секунд на глубине более 91 фута, а над боевая рубка. Несмотря на вертикальное положение днища, прочный корпус был треснут. открыть взрывом на всем протяжении до киля; но в остальном цел.

MHT рада предложить историю «U-1105 в ВМС США — с 1945 по 1949 год» любезно предоставлено коммодором авиации Дереком Уоллером, RAF (в отставке). Коммодор авиации Уоллер готов ответить на вопросы по электронной почте .


О заповеднике U-1105

В 1992-93 годах 9Место крушения 0005 U-1105 стало предметом археологических раскопок. обзорная экспедиция. Ошибка в транскрипции цифр долготы и широты маскировал свое местонахождение на протяжении десятилетий, пока не было обнаружено перестановку фигур и водолазы-спортсмены передислоцировали судно. Судно находится в относительно хорошем состоянии, но погружается по боевую рубку в дно реки и полон отложений. Поддерживается за счет финансовой помощи Министерства обороны по управлению наследственными ресурсами. Программа и соглашение о сотрудничестве между военно-морским флотом и штатом Мэриленд, затонувший корабль был признан первым историческим заповедником кораблекрушений в Мэриленде в 1995.

U-1105 является частью Национальная система морских охраняемых территорий (MPA) , программа Национального океанографического и Атмосферное управление (НОАА). Программа была запущена в апреле 2009 г., и U-1105 Заповедник является одним из уставных членов системы. МОР – это определенные территории, где естественные или культурные ресурсы находятся под большей защитой, чем в окружающих водах. В США, эти районы могут охватывать целый ряд мест обитания, включая открытый океан, прибрежные области, приливные зоны, эстуарии и Великие озера.


Посещение заповедника U-1105

Коммерческих чартеров на сайт и с верхней части боевой рубки нет на глубине 65 футов под поверхностью, почти нулевая видимость и быстрое течение постоянно, это продвинутое погружение.

» Правила техники безопасности

Для получения дополнительной информации о сохранить, обратитесь в Службу консервации по телефону 410-69.7-9535 или Музей реки Потомак на острове Святого Климента по телефону 301-769-2222.


Журнал погружений

В целях поддержания и контроля состояния У-1105 заповедник кораблекрушений, Историческому фонду Мэриленда требуются данные о количестве водолазы, посещающие сайт, и частота этих посещений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *