Нярцу, ямдась и другие важные ненецкие слова • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсОткрывая Россию: ЯмалЛекцииМатериалыПочему ненцы изобрели памперс раньше европейцев? Зачем дарить гостю подарок? Что значит «хорошего нутра тебе»? Рассказываем о словах, без которых сложно понять ненецкую культуру
Авторы Елена Лярская, Алла Вануйто
Антрополог Елена Лярская и учитель родного (ненецкого) языка из ямальского поселка Сё-Яха Алла Вануйто поговорили с ямальскими юношами и девушками Разговор велся с теми, для кого ненецкий язык родной и чьи семьи или тесно связаны с тундрой, или ведут кочевой образ жизни. о том, какие, с их точки зрения, ненецкие слова и стоящие за ними реалии особенно важны для понимания жизни в тундре. В получившийся список попали те слова, которые были названы большинством собеседников.
1. Ямдась
Кочевать
Каслание.Еще в начале XX века исследователи отмечали, что, с ненецкой точки зрения, кочевая жизнь интереснее оседлой. Если человек вынужден «осесть», потеряв оленей, это расценивается как великая неудача, и он, конечно, мечтает снова начать кочевать, или, как здесь говорят, «каслать». Сегодняшние дети оленеводов полностью разделяют такое мнение Здесь и далее приводятся цитаты из бесед с ямальскими юношами и девушками: «Я так понимаю, когда люди не каслают, у них оленей мало — они не могут каслать. Для чего им? Для кого им? Им проще сидеть на месте и никуда не двигаться. Каслают те люди, у которых оленей хватает, чтобы каслать. А для того, чтобы олени питались хорошо, нужно каслать все время. Это важно, чтобы олени были живые и стадо целое осталось. И для людей каслать тоже хорошо, тоже полезно: тогда они все время двигаются. Интереснее жить, когда каслают, можно видеть новых людей, новые знакомства…».
Кочевание у ненцев происходит по определенным маршрутам. Зимой обычно перебираются в более южные районы, где немного теплее и легче добыть топливо, а летом кочуют на север, ближе к морю, где сильнее ветер и меньше комаров, донимающих оленей. Необходимость кочевать вызвана и тем, что олени не могут слишком долго пастись на одном месте: им просто не хватит корма. Общая протяженность кочевий у ямальских оленеводов может достигать 1500 км в год. Перекочевка у ненцев происходит по своим законам и правилам, сложившимся за много поколений.
2. Туˮ
Костер, очаг
Очаг родного чума. Рисунок Гали Салиндер. Поселок Яр-Сале, ЯНАО, 1999 годОчаг — единственный источник тепла на огромном заснеженном пространстве — очень много значит для ямальцев. От очага в чуме и уютно, и тепло. Утро начинается с того, что хозяйка просыпается и растапливает печь, только после этого начинают вылезать из-под одеял остальные обитатели чума. Очаг всегда располагается в самом центре жилища: летом это открытый костер, а зимой — железная печка с трубой.
К огню относятся очень серьезно. С самого раннего возраста детей учат почитать огонь: нельзя переступать через пламя и топтать золу, в огонь нельзя плевать, нельзя ругаться на него, тыкать в него палкой, играть с ним. Существуют строгие правила, где и в каких случаях можно и нельзя разводить огонь. Кроме того, огонь используют в обряде очищения, разжигают на священных местах, а также во время похорон и на поминках.
3. Мяд’тер
Семья (буквально «то, что содержится в чуме»)
Семья. Рисунок Вали Худи, 13 лет. Поселок Яр-Сале, ЯНАО, 1999 годВ условиях тундры человек просто не может выжить один. Во многих северных районах России коренные жители перешли на производственное кочевание, при котором в чуме живут несколько оленеводов, но на Ямале сохранилось кочевание семьями (его еще называют бытовым). Так что обычно в чуме живет оленевод и его семья.
Отвечая на вопрос, почему семья важна для жителей тундры, ямальцы удивлялись этой формулировке «Если бы у отца не было жены, кто бы ему готовил? Не было бы детей, кто бы ему помогал? Ну, если как бы вся семья вместе и семья есть, то становится легче. Семья — важно, потому что как же без семьи вообще можно?»: с ненецкой точки зрения, если у человека нет семьи, то он по большому счету не состоялся.
4. Нярцу
Мох сфагнум
Заготовка нярцу. Рисунок Сони Вануйто, 16 лет. Село Сё-Яха, ЯНАОМох сфагнум очень хорошо впитывает влагу и обладает бактерицидными свойствами, поэтому в тундре его применяют постоянно и для самых разных целей. Во-первых, мох кладут в детскую люльку: в суровом климате Арктики, когда младенец перемещается с родителями по тундре при температуре ниже 40 градусов, сухость в люльке — это уже вопрос не столько комфорта, сколько выживания, так что северным кочевникам пришлось изобрести памперс куда раньше, чем он появился у европейцев. Во-вторых,
Используют нярцу все, но в разговорах о нем вспоминали только женщины и девочки «Подбирают, где нярцу растет в благоприятном месте, где нет корней кустарников и другой растительности, природных засоров. С земли выдергивают его аккуратно кучей вместе и выкладывают в ряд сушить на солнце. В течение нескольких солнечных дней его просушивают с разных сторон. После просушки его отряхивают от засоров, не повредив структуру самого моха, и затаривают в мешки».. Заготавливать нярцу — женское дело, и часто взрослым помогают дети. Запасти мох за несколько летних дней нужно на год вперед: жить без него трудно, а взять потом будет неоткуда.
5. Ңавка
Ручной олень
Мой любимый Хабтко. Рисунок из архива учительницы нулевого класса Ямальской школы-интерната Ирины Сэротэтто. Поселок Яр-Сале, ЯНАО, 2007 годРучной олень есть практически в каждой семье. Маленького олененка, ослабленного от рождения или оставшегося без матери, приводят в чум, привязывают, выпаивают молоком, потом рыбьим бульоном, дают ему имя и воспитывают.
6. Вэнеко
Собака
Комариное лето. Рисунок Оксаны Лавриненко, 13 лет. Поселок Тарко-Сале, ЯНАО, 1999 годВ каждом ямальском чуме живет несколько собак. Собаки — помощники и друзья тундровиков: они помогают управлять стадом и собирать оленей, нужны на охоте, предупреждают об опасности, сопровождают человека во время дальних путешествий.
Для того чтобы собака могла помочь оленеводу, ее нужно специально обучать и тренировать. Тундровики высоко ценят своих помощников «Как можно жить без собаки? В тундре? Чум без собак, какой же это чум? Олени и собаки — неразделимы, они не могут существовать друг без друга никак. Как у тебя могут быть олени и не быть собаки?» и даже специально для них «варят котел» (то есть готовят горячую еду), чтобы они были всегда здоровы и в хорошей форме. А вот использование собачьих упряжек для современного Ямала не характерно.
7. Мядонзэй
Подарок гостю
Мядонзэй. Рисунок Афанасия Яптика, 16 лет. Село Сё-Яха, ЯНАОНесмотря на огромные тундровые расстояния, ненцы часто ездят друг другу в гости. По ненецким обычаям не принято, чтобы гость привозил с собой подарки хозяевам. Напротив, это хозяева должны дарить подарок гостю, который покидает их чум. К выбору такого подарка подходят очень основательно: тут важны статусы и гостя, и хозяина. В качестве обычных подарков могут преподнести чай, посуду, платки, пояса, украшения для рукоделия (например, пряжки или колокольчики), подвески для шапок и многое другое. Сестрам, братьям и друзьям могут подарить упряжь, шкуры для шитья меховой одежды. Иногда мужчины дарят дорогим гостям оленя. Когда провожают в обратный путь семью замужней дочери или родственников зятя, подарки бывают особенно ценными: олень (особенно важенка Ва́женка — самка оленя.) или другие дорогие вещи, например ягушка Я́гушка — женская распашная шуба, обычно из оленьего меха., малица Ма́лица — мужская верхняя меховая одежда с капюшоном, имеет глухой покрой, надевается через голову., кисы Кисы́ — род мягкой меховой обуви, сапог и меховой чулок вместе. , нарта и т. п. Считается, что, отпустив гостя из чума с пустыми руками, можно навлечь беду на свою семью: гость может случайно унести счастье из дома.Термин — пояснение
8. Нибтăрава
Обряд очищения от особого рода сакральной нечистоты
Проводить нибтăрава могут регулярно (раз в месяц), а могут в отдельных случаях: например, перед посещением священных мест, после посещения кладбища, после возвращения из дальней дороги — иногда после того, как дети вернутся из интерната. Проводят очищение и в том случае, когда, к примеру, женщина случайно переступила через аркан для оленя, оленью упряжь, сетку для ловли рыбы, мужскую или детскую вещь и т. д. Чаще всего именно женщина является источником сакральной нечистоты, которую очищают с помощью нибтăрава, и она же отвечает за проведение обряда. Не случайно, что все без исключения девушки и женщины выбрали это слово как одно из важнейших для ненцев.
Нибтăрава состоит из двух частей. Одна — очищение дымом: на металлический лист (на лопатку, в чашу) кладут тлеющие угольки, добавляют кусочки особого жира и меха, а затем раздувают. Получается легкий ароматный дым, которым хозяйка окуривает и жилище, и тех, кто в нем живет, и предметы, нуждающиеся в очищении. Другая часть очищения — водой с чагой Чага — нарост на березе.. Для этого березовую чагу предварительно обжигают в костре, затем крошат и добавляют в чистую воду. Когда смесь немного отстоится, ею умываются и окропляют жилище. Ненки часто сравнивают регулярные нибтăрава с генеральной уборкой «Мне кажется — это важно… Ты просто чувствуешь, что уже пора, и делаешь, и легко становится на душе!».
9. Ярколава
Ловля арканом
1 / 2
Экзамен принимает отец. Рисунок Владислава Ладукая, 16 лет. Поселок Антипаюта, ЯНАО
2 / 2
Метание тынзяна на хорей. Рисунок Ивана Ныняега, 15 лет. Поселок Антипаюта, ЯНАО
Ямальские оленеводы устраивают ярколава практически каждый день. Стадо оленей пригоняют к стойбищу, часть сразу попадает в загон, а другая (в том числе много строптивых бычков) вначале остается на свободе. Пастухи с собаками образуют вокруг стойбища кольцо и начинают гонять по нему оленей, вылавливая арканами из проносящегося мимо стада тех, кто им нужен. Одна из важных целей этого мероприятия — отловить оленей, которых сегодня собираются запрячь в сани. Кроме того, ярколава во многом нужна для постоянного контакта животных с человеком «Если бы мы оленей не ловили бы, они дикими бы стали, мне так кажется. Если оленей ловить каждый день, они привыкают к людям».: олени в больших ненецких стадах хотя и домашние, но далеко не ручные. Молодые ненцы во время ловли оленя соревнуются между собой, стараясь превзойти друг друга в ловкости и меткости.
10. Сава сёнзя ӈэя!
Хорошая душа! (буквально «Хорошего нутра тебе!»)
По делам. Рисунок из архива учительницы нулевого класса в Ямальской школе-интернате Ирины Сэротэтто. Поселок Яр-Сале, ЯНАО, 2007 годЧасто это пожелание произносят при прощании. Оно означает, что вам желают всего самого хорошего: и хорошего здоровья, и хорошей жизни, и счастливой дороги. Это же выражение теперь используется у ненцев и в качестве тоста.
Курс создан при поддержке правительства ЯНАО
Изображения: в оформлении материала использованы рисунки из альбома «Рисуют дети Ямала» (М., Салехард, 1996) и книги «Я вижу Ямал» (Салехард, 1999).
Теги
Словарь
11 признаков того, что перед вами ранненидерландская живопись
Картины нидерландских художников, так называемых фламандских примитивов, — окно в мир XV века. Опознать их живопись можно по светящимся краскам, городским пейзажам, зеркалам и другим деталям
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
18 минут
1/5
Кочевники Ямала: искусство бесконечного переезда
Зачем кочевники все время двигаются, как переезд может быть уютным и почему стадо должно парить
Читает Андрей Головнёв
Зачем кочевники все время двигаются, как переезд может быть уютным и почему стадо должно парить
18 минут
2/5
Кочевники как часть природы: вселенная Ямала
Почему олень в тундре важнее человека, что такое сакральная нечистота и кто такие «беленький» и «лесной дедушка»
Читает Александра Терёхина
Почему олень в тундре важнее человека, что такое сакральная нечистота и кто такие «беленький» и «лесной дедушка»
17 минут
3/5
Язык молчания: картина мира ямальца
Как ненцы общаются без слов, кто такой старик Микулай и почему на Ямале очень важно любить чай
Читает Ольга Христофорова
Как ненцы общаются без слов, кто такой старик Микулай и почему на Ямале очень важно любить чай
17 минут
4/5
Ямальский эксперимент: как сделать школу для детей кочевников
Как за ненецкими детьми гонялась милиция, почему все школьники — бездельники и правда ли, что русские учителя на Ямале лохматые
Читает Елена Лярская
Как за ненецкими детьми гонялась милиция, почему все школьники — бездельники и правда ли, что русские учителя на Ямале лохматые
17 минут
5/5
Ямальский ГУЛАГ: история «мертвой дороги»
Что такое Трансполярная магистраль, как можно быть самоохранником и зачем мужчинам на стройке женские чулки
Читает Вадим Гриценко
Что такое Трансполярная магистраль, как можно быть самоохранником и зачем мужчинам на стройке женские чулки
Материалы
Как правильно собрать чум: инструкция
Объясняем устройство идеального арктического дома
Тест: мужские кисы или женская нарта?
Угадайте по фотографиям предметов кочевого быта, кому они принадлежат — мужчине или женщине
Ямал в цифрах
7 триллионов кубометров газа, 32 миллиона рыб, 700 тысяч оленей и 1 слово
Как правильно переезжать: 9 советов от кочевников Ямала
Чему можно научиться у арктических народов
Нярцу, ямдась и другие важные ненецкие слова
Краткий справочник кочевой культуры
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Танцы охотников и оленеводов — Культура. Новости Салехард, ЯНАО.
«ПК» № от 6 октября 2022
Молодёжь перенимает миссию в сохранении своей культуры
В этом году ненецкий фольклорный ансамбль «Вы’сей» празднует своё двадцатилетие. Все эти годы ряды коллектива пополняют студенты из числа коренных северян. Для них репетиции – это не только погружение в творчество, а ещё и адаптация в городе.
Будущий учитель начальных классов Марина Тибичи старается не пропускать ни одной репетиции ансамбля. Говорит, сейчас у них идёт усиленная подготовка новых постановок к юбилейному концерту. Студентка Ямальского многопрофильного колледжа уже успела с коллективом съездить в гастрольный тур по посёлкам Таймыра. Выступила на концертах, посвящённых Дню оленевода в Надыме и Салехарде.
– На летнем фестивале «Душа тундры» мы участвовали в масштабном шествии, представили постановку «Охотники», которую подготовили за четыре-пять дней до начала мероприятия, – вспоминает Марина Тибичи.
Что касается настоящей охоты, уроженка Надымского района знакома с ней не понаслышке. С десяти лет северянка помогала дяде добывать уток и куропаток. В последнее время всё реже получается поучаствовать в традиционном промысле, потому что на первом месте сейчас учёба.
Её коллега по сцене Маина Сегой тоже учится на преподавателя. Студентка родом из Пуровского района, поэтому каждое лето проводит в тундре. Там помогает родителям, собирает морошку, нянчит братьев и сестёр. В их семье десять детей, где Маина вторая по старшинству.
– В этом году мы растили оленёнка, для которого каждый день собирали ягель. Он родился очень поздно и был слаб, поэтому мы решили привести его в чум, чтобы не отстал от стада и выжил, – рассказала северянка.
После каникул она продолжила репетиции в ансамбле. Говорит, её первым выступлением был отчётный концерт в прошлом году. Тогда самым увлекательным стал период подготовки, а волнительным – момент выхода на сцену. Вот как вспоминает начинающая артистка: «После выступления остаётся море эмоций. Становится грустно от того, что всё закончилось. И радостно, что у нас всё получилось».
Как рассказывает хореограф-постановщик творческого коллектива Лидия Яр, сейчас они готовятся к предстоящему концерту, посвящённому двадцатилетию ансамбля. Мероприятие состоится 26 ноября в Окружном Центре национальных культур.
Жительница Салехарда Дарина Рябова постарается не пропустить такое событие. Она благодарна создателям коллектива Татьяне Лар и Елене Уфимцевой за популяризацию культуры коренных северян и за открытие новых звёзд ямальской сцены. А вот как отзывается об ансамбле его поклонница Лидия Кельчина: «У меня при первых же звуках и мелодиях на их концертах мурашки бегут по коже. Звуки бубна и живое исполнение особенно завораживают. Они переносят слушателей на просторы тундры».
Текст:Дмитрий КЕЛЬЧИН
Фото:Фото из архива ансамбля «Вы’ сей»
Культура
Распечатать статью
Написать комментарий
Нравится
Нет комментариев
Хадри Окотетто
Автор: Тамара Кула
Фотографии предоставлены Асей Малышевой
Несмотря на то, что Хадри Окотетто проживает в настоящее время лишь как один из 12 миллионов ее жителей, кочевые корни Хадри Окотетто все еще живы в нем. Только теперь вместо того, чтобы следовать за оленьими стадами со своими ненцами по полуострову Ямал, он делает остановки по всему миру. Культурные фестивали, на которых он исполняет традиционные арктические песни и танцы, влекут его с места на место, разжигая его аппетит, а не насыщая его.
На ненецком языке Хадры означает «вечная метель». Он находит это подходящим: «Я оказываюсь повсюду, в самых неожиданных местах. Я люблю свободу. Я люблю путешествовать. Я люблю делать то, что мне нравится».
Начало
Окотетто родился в тундре в 1992 году, и в его послужном списке не было ни одной деревни. На самом деле, в его газетах его адрес первоначально упоминался как «улица Тундра». Первые семь лет своей жизни он провел исключительно на замерзшей равнине, говоря только на ненецком языке и путешествуя со своей матерью Энгавной Яунгад Ненгацеки, отцом Хаво’ле Ханьяковичем Окотетто и большим количеством братьев, чем можно сосчитать по пальцам одной руки.
Поступление в первый класс Сё-Яхинской школы-интерната принесло с собой резкие перемены – жизнь вдали от родителей и первое знакомство с русским языком, которым он теперь свободно владеет.
Жизнь и обучение
Происхождение Окотетто впечатляюще разнообразно для его возраста. После окончания школы Окотетто переехал в Салехард, чтобы изучать банковское дело в Ямальском многопрофильном колледже, и теперь это воспоминание заставляет его смеяться. Быстро поняв, что финансы не для него, он бросил колледж, чтобы работать в журналистике, что позволило ему сосредоточиться на вопросах, которые его волновали. Он вел авторскую телепрограмму на русском и ненецком языках, вел прямую радиопередачу на ненецком языке и работал корреспондентом региональных государственных СМИ по социальным вопросам.
Его влияние распространилось даже на кино. Его пригласили в качестве культурного консультанта на Бели Ягель (Белый лишайник). Большинство костюмов, которые носят актеры, Окотетто сшил своими руками. Фильм, дебютировавший в 2014 году, затрагивает темы культурных столкновений, горя и любви, а также ценности традиций.
Мастер на все руки
Окотетто описывает себя как знающего понемногу все в исполнительском искусстве: танцы, пение, игру на губной арфе и перкуссии, изготовление бубнов и создание костюмов. «Я мечтал научиться танцевать в школе», — сказал он, впервые учась в Салехарде.
Он начал уроки вокала в 2010 году, и его настойчивость окупилась. Он исполняет традиционные ненецкие песни в эпическом стиле, но не ограничивается только ненецкими традициями. Ему нравятся различные стили песни и танца различных северных народов, таких как чукчи и другие, и он часто выступает в международных группах. «У каждой культуры есть свой стиль, свои манеры, — сказал он. Фольклор оживает благодаря этим танцам, а исполнители становятся персонажами, воссоздающими любимые легенды.
Помимо игры на барабанах и других перкуссионных инструментах, Окотетто изготавливает и продает барабаны собственного производства. Каркас он выделывает из дерева, а покрытие из шкур северного оленя, козла или горного барана. Точно так же он часто шьет свои собственные костюмы как в традиционном, так и в современном дизайне. У него даже есть свой чум, которого он привез с собой в Москву, когда переехал из Салехарда. «Я считаю это своей дачей», — сказал он с улыбкой, имея в виду загородный дом, куда можно уехать на отдых.
Делиться традициями
Стремление Окотетто делиться своими заветными традициями очевидно. Он участвует в различных проектах, перформансах и мастер-классах. Один проект — «Москва: Северный лагерь» — посвящен традиционным сказкам и детским играм. Его программы не только восхищают взрослых и детей, но и отмечены наградами московского фестиваля «Сокровища Севера». Окотетто ведет мастер-классы по традиционным танцам, изготовлению костюмов, вырезанию амулетов, пению и игре на барабане или губной арфе. Энтузиазм публики по поводу этих традиционных мероприятий трогателен. Уроки танцев популярны для всех возрастов; его самому молодому участнику было всего девять месяцев. Что касается самой ненецкой культуры, Окотэтто настроен оптимистично из-за силы ненецкого языка. Большинство ненцев говорят на родном языке, даже многие из тех, кто сейчас живет в городах. «В городе стало популярно говорить на ненецком языке, — сказал он.
Кроме того, недавно он открыл собственную студию в Москве под названием «Студия северного танца Хадри Окотетто». Здесь также проявляется его мастерство в хореографии, поскольку он опирается на традиционные движения и добавляет свою изюминку. Для него выступление — это постоянный процесс обучения и совершенствования. «Мы учимся друг у друга», — говорит он — будь то в студии или во время фестивалей, где он общается с другими исполнителями из разных культур.
Дух кочевника
Несмотря на то, что Окотетто не возвращался в родную тундру уже довольно давно, он поддерживает связь со своей семьей – то есть, когда есть приличная мобильная связь. Между тем, ему нравится управлять своей судьбой. В этом, по сути, и заключается смысл кочевника. «Он универсальный человек, абсолютно самодостаточный», — сказал Окотетто. «Он умеет готовить, строить мебель, работать с животными. Это кочевник».
Кочующие оленеводы в русской тундре
Ненцы: кочующие оленеводы в русской тундре
Холодным ноябрьским вечером в тундре Натена остановила длинный караван оленей, растянувшийся на несколько километров. Не задавая вопросов, Хадана, его жена, начала освобождать животных из нарт. Три ее дочери тут же подобрали деревянные жерди и разложили оленьи шкуры на деревянном помосте. Они построили чум (коническую палатку из оленьей шкуры, напоминающую Типпи коренных американцев) всего за несколько минут и разожгли огонь в печи. Мужчины, которые по обычаю не участвуют в сборке палатки, вместо этого управляли большим стадом из сотен оленей. Рядом с лагерем Натены устанавливали еще восемь палаток. Это были семьи, которые мигрировали вместе с ними с полуострова Ямал в арктической Сибири.
Северный олень был одним из последних животных, прирученных человеком. Согласно ненецкой легенде, люди пообещали северным оленям, что будут охранять их во время их долгого перекочевывания с материка к морским берегам до тех пор, пока северные олени будут обеспечивать людей всем необходимым, включая молоко, жир, мясо, кости, рога и т.д. Оболочки. Кочевые оленеводы живут в таежных лесах российской тундры и северной Монголии. Их стада небольшие, не более нескольких сотен или даже меньше. Монгольские оленеводы, известные как цаатан, питаются мясом дичи и дикими ягодами, поэтому почти не забивают северных оленей. Однако у ненцев, живущих в тундре, скотоводов нет другого источника пищи, кроме оленей и рыбы.
Младший сын Натены закончил пасти стадо в загоне, который они построили. Он вошел в палатку, чтобы выпить горячего чая. Мальчик снял свою malista , традиционную шубу известной длины, и сел у костра. В этот момент младшая дочь принесла большую рыбу. Мать нарезала его на куски, посыпала солью и подала семье. Потягивая чай, Натена сказал своей семье, что они останутся здесь на следующие два дня и будут готовиться к самой трудной части своего путешествия. Ненцы проходят 1200 км в год, совершая самую длинную миграцию из всех кочевников в мире. Летом они спасаются от мух и комаров, населяющих тундру, к арктическим берегам. Зимой они возвращаются в тундру, преодолев почти 850 км с небольшим запасом.
Ненецкая культура дважды подвергалась угрозе в прошлом веке. Во-первых, она пострадала от советской политики коллективизации. Вплоть до советской эпохи ненцы поддерживали дружеские, но отдаленные отношения с русскими поселенцами, прибывшими в Сибирь примерно в XVI веке по царскому приказу. Мясо и шкуры северных оленей и меха песцов русские покупали у ненцев. На эти деньги пастухи купили у жителей деревни ружья, боеприпасы и несколько продуктов. Ненцы также торговали с китайцами, которые считали, что порошок из оленьих рогов является средством от проблем с мужской потенцией. Китайцы закупили у них тонны рогов, которые северные олени естественным образом сбрасывают зимой и отрастают весной. Все жили мирно, пока не пришел коммунизм. После создания Советского Союза коммунисты хотели, чтобы все его жители, включая русских, казахов, кыргызов, узбеков, татар и ненцев, одевались, говорили и думали одинаково. Они создали районы и вынудили значительное количество кочевых ненцев осесть на постоянное место жительства. Правительство отправило женщин в города, детей в школы для «промывания мозгов», а оленей сделали государственной собственностью. Некоторых мужчин оставили присматривать за стадами, а других отправили в армию или на фабрики.
Коммунисты добились больших успехов в уничтожении культурной самобытности многих этнических групп. Мужчины утратили свою традиционную роль в обществе и пристрастились к пьянству. Молодое поколение вскоре потеряло родной язык и ассимилировалось. Многие уникальные этнические группы превратились в неопознанное население, страдающее от алкоголя и безработицы. Они говорят, думают и пьют, как русские, и до сих пор восхищаются центральной властью, которая разрушила их культурную идентичность. Исключение составляют ямальские ненцы. Их население насчитывало около десяти тысяч, когда коммунисты захватили Российскую империю. Благодаря своей географической удаленности от цивилизации и стойкому мышлению ямальские ненцы сумели пережить Советский Союз. Коммунисту лишь бы приехать на их землю, чтобы сделать годовые отчеты и уйти поскорее из выметенной комарами тундры. Таким образом, ненцы пережили коллективизацию и сумели сохранить свою культуру даже в тяжелые дни сталинского правления.
Но одна лишь стойкость может не помочь ненцам после испытания, с которым они столкнулись сейчас. В конце 1970-х годов российские геологи обнаружили на полуострове Ямал, родине ненцев, одно из крупнейших в мире месторождений природного газа. Как будто этого было недостаточно, они также обнаружили там 300 миллионов тонн нефти. К счастью для оленеводов, 1970-е и 1980-е годы были сложным периодом для Советского Союза. Из-за финансовых проблем правительству не удалось запустить там какие-либо проекты. После распада Советского Союза при Борисе Ельцине была создана Российская Федерация. Переход от плановой экономики к экономике свободного рынка сильно ударил по стране на протяжении большей части XIX в.90-е. Только в 2000-х под руководством Путина Россия снова встала на ноги. Экономический рост в основном связан с отличной работой Газпрома, энергетической корпорации с контрольным пакетом акций. С 2012 года компания разрабатывает шахты, строит железнодорожные пути, прокладывает газопроводы, обустраивает порты и даже строит собственный флот ледокольных танкеров для транспортировки нефти по всему миру. В результате город Сабетта, крошечное поселение ненцев коммунистической эпохи, быстро расширяется. Несколько лет назад они отправили тысячи рабочих в Сабетту для развития завода «Ямал СПГ» и близлежащего порта Сабетта, способного обрабатывать до 30 миллионов тонн грузов в год.
Мой интерес к региону начался, когда я увидел, как Путин вручает призы оленеводам, приехавшим на ежегодный фестиваль оленей. Через два месяца я с группой хороших друзей поехал на Ямал в гости к оленеводам. В ходе поездки я узнал, что чем больше стартовало проектов на Ямале, тем больше развивалась инфраструктура в регионе, перекрывая традиционные пути миграции ненцев. Места поклонения их предков были либо огорожены, либо разрушены. Популяция рыб, которыми они питаются летом, в настоящее время сокращается. Их образ жизни, который они могли бы поддерживать благодаря изоляции от внешнего мира, идет на убыль. Я подумал про себя: «Как долго они смогут путешествовать на деревянных санях, когда каждую неделю на фабрики приезжает все больше рабочих?» Проблемы с алкоголем обостряются и среди мужчин-ненетов. Они больше не заинтересованы в том, чтобы переезжать каждые несколько дней, чтобы найти подходящее пастбище для своих оленей. У них есть шанс переехать в город и найти работу в энергетической отрасли.
Российское правительство делает все возможное, чтобы ненцы были счастливы. Они знают, что это принесет ужасную огласку, если отдельная культура, такая как ненецкая, в конечном итоге погибнет из-за нефтяной промышленности. Они признают, что нуждаются в хорошем освещении в прессе, чтобы привлечь иностранных инвесторов и отпугнуть активистов-экологов. Таким образом, администраторы принимают меры для сохранения их образа жизни, например, организуют ежегодный фестиваль оленеводов и раздают оленеводам спутниковые телефоны, по которым они могут вызвать вертолет в случае чрезвычайной ситуации. Даже прилежную молодежь бесплатно отправляют учиться в университет. Все эти меры требуют небольших денег по сравнению с доходом от 9В 2019 году на Ямале добыто 6 млрд тонн газа. В ближайшие годы «Газпром» рассчитывает производить там 360 млрд тонн ежегодно. Без сомнения, «Газпром» будет добывать все ресурсы полуострова в течение следующих ста лет. Но хватит ли сил ненцам сохранить свою культуру еще на столетие? Можно с уверенностью предположить, что правительство сделает все возможное, чтобы помочь им. Как говорится, в интересах властей, чтобы ненцы были счастливы и спокойны.
Утром Натена подошла к реке и сделала несколько шагов по замерзшей реке, чтобы проверить прочность ледяного покрова.