Ненецкий танец оленята: Ненецкий ансамбль «Хаяр» представил округ на фестивале в Норвегии

Нярцу, ямдась и другие важные ненецкие слова • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсОткрывая Россию: ЯмалЛекцииМатериалы

Почему ненцы изобрели памперс раньше европейцев? Зачем дарить гостю подарок? Что значит «хорошего нутра тебе»? Рассказываем о словах, без которых сложно понять ненецкую культуру

Авторы Елена Лярская, Алла Вануйто

Антрополог Елена Лярская и учитель род­ного (ненецкого) языка из ямаль­ского посел­ка Сё-Яха Алла Вануйто поговорили с ямаль­скими юношами и девушка­ми  Разговор велся с теми, для кого ненецкий язык родной и чьи семьи или тесно связаны с тундрой, или ведут кочевой образ жизни.  о том, какие, с их точки зрения, ненецкие слова и стоя­щие за ними реалии особенно важны для понима­ния жизни в тундре. В получив­шийся список попали те слова, которые были названы большинством собеседников.

1. Ямдась

Кочевать

Каслание.
Рисунок Матвея Вануйто, 17 лет. Село Сё-Яха, ЯНАО

Еще в начале XX века исследователи отмеча­ли, что, с ненецкой точки зрения, кочевая жизнь интереснее оседлой. Если человек вынужден «осесть», потеряв оленей, это расценивается как великая неудача, и он, конечно, мечтает снова начать кочевать, или, как здесь говорят, «каслать». Сегодняшние дети оленеводов полностью разделяют такое мнение  Здесь и далее приводятся цитаты из бе­­сед с ямальскими юношами и девушками: «Я так понимаю, когда люди не каслают, у них оленей мало — они не могут каслать. Для чего им? Для кого им? Им проще сидеть на месте и никуда не дви­гать­ся. Каслают те люди, у которых оленей хватает, чтобы кас­лать. А для того, чтобы олени питались хоро­шо, нужно каслать все время. Это важно, чтобы олени были живые и стадо целое осталось. И для людей каслать тоже хорошо, тоже полезно: тогда они все время двигают­ся. Интереснее жить, когда каслают, можно видеть новых людей, новые знакомства…».

Кочевание у ненцев происходит по опреде­ленным маршрутам. Зимой обычно перебираются в более южные районы, где немного теплее и легче добыть топливо, а летом кочуют на север, ближе к морю, где сильнее ветер и меньше комаров, донимаю­щих оленей. Необходимость кочевать вызвана и тем, что олени не могут слишком долго пастись на одном месте: им просто не хватит корма. Общая протя­жен­ность кочевий у ямальских оленеводов может дости­гать 1500 км в год. Перекочевка у ненцев происходит по своим законам и правилам, сложившимся за много поколений.

2. Туˮ

Костер, очаг

Очаг родного чума. Рисунок Гали Салиндер. Поселок Яр-Сале, ЯНАО, 1999 год

Очаг — единственный источник тепла на огромном заснеженном простран­стве — очень много значит для ямальцев. От очага в чуме и уютно, и тепло. Утро начинается с того, что хозяйка просыпается и растапли­вает печь, только после этого начинают вылезать из-под одеял остальные обитатели чума. Очаг всегда распола­гается в самом центре жилища: летом это открытый костер, а зимой — железная печка с трубой.

К огню относятся очень серьезно. С самого раннего возраста детей учат почи­тать огонь: нельзя переступать через пламя и топтать золу, в огонь нельзя плевать, нельзя ругаться на него, тыкать в него палкой, играть с ним. Суще­ствуют строгие правила, где и в каких случаях можно и нельзя разводить огонь. Кроме того, огонь используют в обряде очищения, разжигают на священ­ных местах, а также во время похорон и на поминках.

3. Мяд’тер

Семья (буквально «то, что содержится в чуме»)

Семья. Рисунок Вали Худи, 13 лет. Поселок Яр-Сале, ЯНАО, 1999 год

В условиях тундры человек просто не может выжить один. Во многих северных районах России коренные жители перешли на производ­ственное кочевание, при котором в чуме живут несколько оленеводов, но на Ямале сохранилось кочевание семьями (его еще называют бытовым). Так что обычно в чуме живет оленевод и его семья. 

Отвечая на вопрос, почему семья важна для жителей тундры, ямальцы удив­лялись этой формулировке  «Если бы у отца не было жены, кто бы ему готовил? Не было бы детей, кто бы ему помо­гал? Ну, если как бы вся семья вместе и семья есть, то стано­вится легче. Семья — важно, потому что как же без семьи вообще можно?»: с ненецкой точки зрения, если у человека нет семьи, то он по боль­шому счету не состоялся.

4. Нярцу

Мох сфагнум

Заготовка нярцу. Рисунок Сони Вануйто, 16 лет. Село Сё-Яха, ЯНАО

Мох сфагнум очень хорошо впитывает влагу и обладает бактерицидными свойствами, поэтому в тундре его применяют постоянно и для самых разных целей. Во-первых, мох кладут в детскую люльку: в суровом климате Арктики, когда младенец переме­щается с роди­телями по тундре при темпе­ратуре ниже 40 градусов, сухость в люльке — это уже вопрос не столько комфорта, сколько выживания, так что северным кочевникам пришлось изобрести памперс куда раньше, чем он появил­ся у европейцев. Во-вторых,

нярцу используют в меди­цинских целях: его, например, прикладывают к ранам. Кроме того, таким мхом можно протирать посуду (это было особенно актуально, пока ненцы не начали использовать современные моющие средства), можно отереть после работы лицо, вытереть руки, как полотен­цем, а можно насыпать мха в отсыревшую обувь и рукавицы, когда нужно двигаться дальше и нет возможности высушить их как следует.

Используют нярцу все, но в разгово­рах о нем вспоминали только женщи­ны и девочки  «Подбирают, где нярцу растет в благоприят­ном месте, где нет корней кустарников и дру­гой растительности, природных засоров. С земли выдер­гивают его аккуратно кучей вместе и выкладывают в ряд сушить на солн­це. В течение нескольких солнечных дней его просушивают с разных сторон. После про­суш­ки его отряхи­вают от засоров, не повре­див структуру самого моха, и затаривают в мешки».. Заготавливать нярцу — женское дело, и часто взрослым помогают дети.

 Запасти мох за несколько летних дней нужно на год вперед: жить без него трудно, а взять потом будет неоткуда.

5. Ңавка

Ручной олень

Мой любимый Хабтко. Рисунок из архива учительницы нулевого класса Ямальской школы-интерната Ирины Сэротэтто. Поселок Яр-Сале, ЯНАО, 2007 год

Ручной олень есть практически в каждой семье. Маленького олененка, ослаб­ленного от рождения или оставшегося без матери, приводят в чум, привязы­вают, выпаивают молоком, потом рыбьим бульоном, дают ему имя и воспиты­вают.

Обычно за олененком ухаживают все обита­тели чума. Летом, когда олененку жарко и его донимают комары, люди собирают ягель ему на корм. С ним приходится гулять, чтобы он развивал силу и ловкость, потому что осенью олененка выпустят в большое стадо. Но такой олень, даже когда вырастает, навсегда сохраняет привязанность к своим хозяевам и превраща­ется в своеобразного посредника между человеком и его стадом: он хорошо знает, где чум, лучше слушается команд хозяина, а другие олени повторяют за ним, подчиня­ясь стад­ному инстинкту. Из таких оленят часто получаются хорошие ездовые олени. В каждой семье есть истории о том, как ңавка (по-русски авка) помог вернуть домой отколовшуюся часть стада или выручил хозяина, когда других оленей поблизости не было. Сохраняют привязанность к своему выросшему олененку и люди: они любят его, берегут и угощают разными лакомствами.

6. Вэнеко

Собака

Комариное лето. Рисунок Оксаны Лавриненко, 13 лет. Поселок Тарко-Сале, ЯНАО, 1999 год

В каждом ямальском чуме живет несколь­ко собак. Собаки — помощ­ники и друзья тундровиков: они помогают управлять стадом и соби­рать оленей, нужны на охоте, предупреждают об опасности, сопровождают человека во время дальних путешествий.

Для того чтобы собака могла помочь олене­воду, ее нужно специально обу­чать и трени­ровать. Тундровики высоко ценят своих помощ­ников  «Как можно жить без собаки? В тундре? Чум без собак, какой же это чум? Олени и соба­ки — неразде­лимы, они не могут существо­вать друг без друга никак. Как у тебя могут быть олени и не быть собаки?» и даже специально для них «варят котел» (то есть готовят горячую еду), чтобы они были всегда здоровы и в хорошей форме. А вот использова­ние собачьих упряжек для современ­ного Ямала не характерно.

7. Мядонзэй

Подарок гостю

Мядонзэй. Рисунок Афанасия Яптика, 16 лет. Село Сё-Яха, ЯНАО 

Несмотря на огромные тундровые расстоя­ния, ненцы часто ездят друг другу в гости. По ненецким обычаям не принято, чтобы гость привозил с собой подарки хозяевам. Напротив, это хозяева должны дарить подарок гостю, который покидает их чум. К выбору такого подарка подходят очень основа­тельно: тут важны статусы и гостя, и хозяина. В качестве обычных подарков могут преподнести чай, посуду, платки, пояса, украшения для рукоделия (например, пряжки или колокольчики), подвески для шапок и многое другое. Сестрам, братьям и друзьям могут подарить упряжь, шкуры для шитья мехо­вой одежды. Иногда мужчины дарят дорогим гостям оленя. Когда прово­жа­ют в обратный путь семью замужней дочери или родственников зятя, подарки бывают особенно ценными: олень (особенно

важенка  Ва́женка — самка оленя.) или другие дорогие вещи, напри­мер ягушка  Я́гушка — женская распашная шуба, обычно из оленьего меха., малица  Ма́лица — мужская верхняя меховая одежда с капюшоном, имеет глухой покрой, наде­ва­ется через голову., кисы  Кисы́ — род мягкой меховой обуви, сапог и меховой чулок вместе. , нарта и т. п. Считается, что, отпустив гостя из чума с пусты­ми руками, можно навлечь беду на свою семью: гость может случайно унести счастье из дома.Термин — пояснение

8. Нибтăрава

Обряд очищения от особого рода сакральной нечистоты

Нибтăрава. Рисунок Миральды Окотэтто, 17 лет. Село Сё-Яха, ЯНАО

Проводить нибтăрава могут регуляр­но (раз в месяц), а могут в отдельных случаях: например, перед посещением священных мест, после посещения кладбища, после возвращения из даль­ней дороги — иногда после того, как дети вернутся из интерната. Прово­дят очищение и в том случае, когда, к примеру, женщина случайно пересту­пила через аркан для оленя, оленью упряжь, сетку для ловли рыбы, муж­скую или детскую вещь и т. д. Чаще всего именно женщина является источ­ником сакральной нечистоты, которую очищают с помо­щью нибтăрава, и она же отвечает за проведение обряда. Не случайно, что все без исклю­­чения девушки и женщины выбрали это слово как одно из важнейших для ненцев.

Нибтăрава состоит из двух частей. Одна — очищение дымом: на метал­ли­ческий лист (на лопатку, в чашу) кладут тлеющие угольки, добавляют кусочки особого жира и меха, а затем раздувают. Получается легкий ароматный дым, которым хозяйка окуривает и жилище, и тех, кто в нем живет, и предметы, нуждающиеся в очищении. Другая часть очище­ния — водой с чагой  Чага — нарост на березе.. Для этого березовую чагу предва­рительно обжи­гают в костре, затем крошат и добав­ляют в чистую воду. Когда смесь немного отстоится, ею умываются и окропляют жилище. Ненки часто сравнивают регуляр­ные нибтăрава с генеральной уборкой  «Мне кажется — это важно… Ты просто чув­ствуешь, что уже пора, и делаешь, и легко становится на душе!».

9. Ярколава

Ловля арканом

1 / 2

Экзамен принимает отец. Рисунок Владислава Ладукая, 16 лет. Поселок Антипаюта, ЯНАО

2 / 2

Метание тынзяна на хорей. Рисунок Ивана Ныняега, 15 лет. Поселок Антипаюта, ЯНАО

Ямальские оленеводы устраивают ярколава практически каждый день. Стадо оленей пригоняют к стойбищу, часть сразу попадает в загон, а другая (в том числе много стропти­вых бычков) вначале остается на свободе. Пастухи с соба­ками образуют вокруг стойбища кольцо и начинают гонять по нему оленей, вылавливая арканами из проносяще­гося мимо стада тех, кто им нужен. Одна из важных целей этого мероприятия — отловить оленей, которых сегодня собирают­ся запрячь в сани. Кроме того, ярколава во многом нужна для посто­ян­ного контакта животных с человеком  «Если бы мы оленей не ловили бы, они дикими бы стали, мне так кажется. Если оленей ловить каждый день, они привыкают к людям».: олени в больших ненецких стадах хотя и домашние, но далеко не руч­ные. Молодые ненцы во время ловли оленя соревнуются между собой, стараясь превзойти друг друга в ловкости и меткости.

10. Сава сёнзя ӈэя!

Хорошая душа! (буквально «Хорошего нутра тебе!»)

По делам.  Рисунок из архива учительницы нулевого класса в Ямальской школе-интернате Ирины Сэротэтто. Поселок Яр-Сале, ЯНАО, 2007 год

Часто это пожелание произносят при проща­нии. Оно означает, что вам желают всего самого хорошего: и хорошего здоровья, и хоро­шей жизни, и счастливой дороги. Это же выражение теперь используется у ненцев и в качестве тоста.   

Курс создан при поддержке правительства ЯНАО

Изображения: в оформлении материала использованы рисунки из альбома «Рисуют дети Ямала» (М., Салехард, 1996) и книги «Я вижу Ямал» (Салехард, 1999).

Теги

Словарь

11 признаков того, что перед вами ранненидерландская живопись

Картины нидерландских художников, так называемых фламандских примитивов, — окно в мир XV века. Опознать их живопись можно по светящимся краскам, городским пейзажам, зеркалам и другим деталям

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

18 минут

1/5

Кочевники Ямала: искусство бесконечного переезда

Зачем кочевники все время двигаются, как переезд может быть уютным и почему стадо должно парить

Читает Андрей Головнёв

Зачем кочевники все время двигаются, как переезд может быть уютным и почему стадо должно парить

18 минут

2/5

Кочевники как часть природы: вселенная Ямала

Почему олень в тундре важнее человека, что такое сакральная нечистота и кто такие «беленький» и «лесной дедушка»

Читает Александра Терёхина

Почему олень в тундре важнее человека, что такое сакральная нечистота и кто такие «беленький» и «лесной дедушка»

17 минут

3/5

Язык молчания: картина мира ямальца

Как ненцы общаются без слов, кто такой старик Микулай и почему на Ямале очень важно любить чай

Читает Ольга Христофорова

Как ненцы общаются без слов, кто такой старик Микулай и почему на Ямале очень важно любить чай

17 минут

4/5

Ямальский эксперимент: как сделать школу для детей кочевников

Как за ненецкими детьми гонялась милиция, почему все школьники — бездельники и правда ли, что русские учителя на Ямале лохматые

Читает Елена Лярская

Как за ненецкими детьми гонялась милиция, почему все школьники — бездельники и правда ли, что русские учителя на Ямале лохматые

17 минут

5/5

Ямальский ГУЛАГ: история «мертвой дороги»

Что такое Трансполярная магистраль, как можно быть самоохранником и зачем мужчинам на стройке женские чулки

Читает Вадим Гриценко

Что такое Трансполярная магистраль, как можно быть самоохранником и зачем мужчинам на стройке женские чулки

Материалы

Как правильно собрать чум: инструкция

Объясняем устройство идеального арктического дома

Тест: мужские кисы или женская нарта?

Угадайте по фотографиям предметов кочевого быта, кому они принадлежат — мужчине или женщине

Ямал в цифрах

7 триллионов кубометров газа, 32 миллиона рыб, 700 тысяч оленей и 1 слово

Как правильно переезжать: 9 советов от кочевников Ямала

Чему можно научиться у арктических народов

Нярцу, ямдась и другие важные ненецкие слова

Краткий справочник кочевой культуры

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Танцы охотников и оленеводов — Культура. Новости Салехард, ЯНАО.

«ПК» № от 6 октября 2022

Молодёжь перенимает миссию в сохранении своей культуры 

 

В этом году ненецкий фольклорный ансамбль «Вы’сей» празднует своё двадцатилетие. Все эти годы ряды коллектива пополняют студенты из числа коренных северян. Для них репетиции – это не только погружение в творчество, а ещё и адаптация в городе. 

Будущий учитель начальных классов Марина Тибичи старается не пропускать ни одной репетиции ансамбля. Говорит, сейчас у них идёт усиленная подготовка новых постановок к юбилейному концерту. Студентка Ямальского многопрофильного колледжа уже успела с коллективом съездить в гастрольный тур по посёлкам Таймыра. Выступила на концертах, посвящённых Дню оленевода в Надыме и Салехарде. 

– На летнем фестивале «Душа тундры» мы участвовали в масштабном шествии, представили постановку «Охотники», которую подготовили за четыре-пять дней до начала мероприятия, – вспоминает Марина Тибичи.  

Что касается настоящей охоты, уроженка Надымского района знакома с ней не понаслышке. С десяти лет северянка помогала дяде добывать уток и куропаток. В последнее время всё реже получается поучаствовать в традиционном промысле, потому что на первом месте сейчас учёба. 

Её коллега по сцене Маина Сегой тоже учится на преподавателя. Студентка родом из Пуровского района, поэтому каждое лето проводит в тундре. Там помогает родителям, собирает морошку, нянчит братьев и сестёр. В их семье десять детей, где Маина вторая по старшинству. 

– В этом году мы растили оленёнка, для которого каждый день собирали ягель. Он родился очень поздно и был слаб, поэтому мы решили привести его в чум, чтобы не отстал от стада и выжил, – рассказала северянка. 

После каникул она продолжила репетиции в ансамбле. Говорит, её первым выступлением был отчётный концерт в прошлом году. Тогда самым увлекательным стал период подготовки, а волнительным – момент выхода на сцену. Вот как вспоминает начинающая артистка: «После выступления остаётся море эмоций. Становится грустно от того, что всё закончилось. И радостно, что у нас всё получилось». 

Как рассказывает хореограф-постановщик творческого коллектива Лидия Яр, сейчас они готовятся к предстоящему концерту, посвящённому двадцатилетию ансамбля. Мероприятие состоится 26 ноября в Окружном Центре национальных культур. 

Жительница Салехарда Дарина Рябова постарается не пропустить такое событие. Она благодарна создателям коллектива Татьяне Лар и Елене Уфимцевой за популяризацию культуры коренных северян и за открытие новых звёзд ямальской сцены. А вот как отзывается об ансамбле его пок­лонница Лидия Кельчина: «У меня при первых же звуках и мелодиях на их концертах мурашки бегут по коже. Звуки бубна и живое исполнение особенно завораживают. Они переносят слушателей на просторы тундры». 

 

 

 

Текст:Дмитрий КЕЛЬЧИН 

Фото:Фото из архива ансамбля «Вы’ сей»

Культура

Распечатать статью

Написать комментарий

Нравится

Нет комментариев

Хадри Окотетто

Автор: Тамара Кула

Фотографии предоставлены Асей Малышевой

 

Несмотря на то, что Хадри Окотетто проживает в настоящее время лишь как один из 12 миллионов ее жителей, кочевые корни Хадри Окотетто все еще живы в нем. Только теперь вместо того, чтобы следовать за оленьими стадами со своими ненцами по полуострову Ямал, он делает остановки по всему миру. Культурные фестивали, на которых он исполняет традиционные арктические песни и танцы, влекут его с места на место, разжигая его аппетит, а не насыщая его.

На ненецком языке Хадры означает «вечная метель». Он находит это подходящим: «Я оказываюсь повсюду, в самых неожиданных местах. Я люблю свободу. Я люблю путешествовать. Я люблю делать то, что мне нравится».

 

 

Начало

Окотетто родился в тундре в 1992 году, и в его послужном списке не было ни одной деревни. На самом деле, в его газетах его адрес первоначально упоминался как «улица Тундра». Первые семь лет своей жизни он провел исключительно на замерзшей равнине, говоря только на ненецком языке и путешествуя со своей матерью Энгавной Яунгад Ненгацеки, отцом Хаво’ле Ханьяковичем Окотетто и большим количеством братьев, чем можно сосчитать по пальцам одной руки.

Поступление в первый класс Сё-Яхинской школы-интерната принесло с собой резкие перемены – жизнь вдали от родителей и первое знакомство с русским языком, которым он теперь свободно владеет.

 

Жизнь и обучение

Происхождение Окотетто впечатляюще разнообразно для его возраста. После окончания школы Окотетто переехал в Салехард, чтобы изучать банковское дело в Ямальском многопрофильном колледже, и теперь это воспоминание заставляет его смеяться. Быстро поняв, что финансы не для него, он бросил колледж, чтобы работать в журналистике, что позволило ему сосредоточиться на вопросах, которые его волновали. Он вел авторскую телепрограмму на русском и ненецком языках, вел прямую радиопередачу на ненецком языке и работал корреспондентом региональных государственных СМИ по социальным вопросам.

Его влияние распространилось даже на кино. Его пригласили в качестве культурного консультанта на Бели Ягель (Белый лишайник). Большинство костюмов, которые носят актеры, Окотетто сшил своими руками. Фильм, дебютировавший в 2014 году, затрагивает темы культурных столкновений, горя и любви, а также ценности традиций.

 

 

Мастер на все руки

Окотетто описывает себя как знающего понемногу все в исполнительском искусстве: танцы, пение, игру на губной арфе и перкуссии, изготовление бубнов и создание костюмов. «Я мечтал научиться танцевать в школе», — сказал он, впервые учась в Салехарде.

 

 

Он начал уроки вокала в 2010 году, и его настойчивость окупилась. Он исполняет традиционные ненецкие песни в эпическом стиле, но не ограничивается только ненецкими традициями. Ему нравятся различные стили песни и танца различных северных народов, таких как чукчи и другие, и он часто выступает в международных группах. «У каждой культуры есть свой стиль, свои манеры, — сказал он. Фольклор оживает благодаря этим танцам, а исполнители становятся персонажами, воссоздающими любимые легенды.

 

Помимо игры на барабанах и других перкуссионных инструментах, Окотетто изготавливает и продает барабаны собственного производства. Каркас он выделывает из дерева, а покрытие из шкур северного оленя, козла или горного барана. Точно так же он часто шьет свои собственные костюмы как в традиционном, так и в современном дизайне. У него даже есть свой чум, которого он привез с собой в Москву, когда переехал из Салехарда. «Я считаю это своей дачей», — сказал он с улыбкой, имея в виду загородный дом, куда можно уехать на отдых.

 

 

Делиться традициями

Стремление Окотетто делиться своими заветными традициями очевидно. Он участвует в различных проектах, перформансах и мастер-классах. Один проект — «Москва: Северный лагерь» — посвящен традиционным сказкам и детским играм. Его программы не только восхищают взрослых и детей, но и отмечены наградами московского фестиваля «Сокровища Севера». Окотетто ведет мастер-классы по традиционным танцам, изготовлению костюмов, вырезанию амулетов, пению и игре на барабане или губной арфе. Энтузиазм публики по поводу этих традиционных мероприятий трогателен. Уроки танцев популярны для всех возрастов; его самому молодому участнику было всего девять месяцев. Что касается самой ненецкой культуры, Окотэтто настроен оптимистично из-за силы ненецкого языка. Большинство ненцев говорят на родном языке, даже многие из тех, кто сейчас живет в городах. «В городе стало популярно говорить на ненецком языке, — сказал он.

 

 

Кроме того, недавно он открыл собственную студию в Москве под названием «Студия северного танца Хадри Окотетто». Здесь также проявляется его мастерство в хореографии, поскольку он опирается на традиционные движения и добавляет свою изюминку. Для него выступление — это постоянный процесс обучения и совершенствования. «Мы учимся друг у друга», — говорит он — будь то в студии или во время фестивалей, где он общается с другими исполнителями из разных культур.

           

Дух кочевника

Несмотря на то, что Окотетто не возвращался в родную тундру уже довольно давно, он поддерживает связь со своей семьей – то есть, когда есть приличная мобильная связь. Между тем, ему нравится управлять своей судьбой. В этом, по сути, и заключается смысл кочевника. «Он универсальный человек, абсолютно самодостаточный», — сказал Окотетто. «Он умеет готовить, строить мебель, работать с животными. Это кочевник».

Кочующие оленеводы в русской тундре

Ненцы: кочующие оленеводы в русской тундре

Холодным ноябрьским вечером в тундре Натена остановила длинный караван оленей, растянувшийся на несколько километров. Не задавая вопросов, Хадана, его жена, начала освобождать животных из нарт. Три ее дочери тут же подобрали деревянные жерди и разложили оленьи шкуры на деревянном помосте. Они построили чум (коническую палатку из оленьей шкуры, напоминающую Типпи коренных американцев) всего за несколько минут и разожгли огонь в печи. Мужчины, которые по обычаю не участвуют в сборке палатки, вместо этого управляли большим стадом из сотен оленей. Рядом с лагерем Натены устанавливали еще восемь палаток. Это были семьи, которые мигрировали вместе с ними с полуострова Ямал в арктической Сибири.

Северный олень был одним из последних животных, прирученных человеком. Согласно ненецкой легенде, люди пообещали северным оленям, что будут охранять их во время их долгого перекочевывания с материка к морским берегам до тех пор, пока северные олени будут обеспечивать людей всем необходимым, включая молоко, жир, мясо, кости, рога и т.д. Оболочки. Кочевые оленеводы живут в таежных лесах российской тундры и северной Монголии. Их стада небольшие, не более нескольких сотен или даже меньше. Монгольские оленеводы, известные как цаатан, питаются мясом дичи и дикими ягодами, поэтому почти не забивают северных оленей. Однако у ненцев, живущих в тундре, скотоводов нет другого источника пищи, кроме оленей и рыбы.

Младший сын Натены закончил пасти стадо в загоне, который они построили. Он вошел в палатку, чтобы выпить горячего чая. Мальчик снял свою malista , традиционную шубу известной длины, и сел у костра. В этот момент младшая дочь принесла большую рыбу. Мать нарезала его на куски, посыпала солью и подала семье. Потягивая чай, Натена сказал своей семье, что они останутся здесь на следующие два дня и будут готовиться к самой трудной части своего путешествия. Ненцы проходят 1200 км в год, совершая самую длинную миграцию из всех кочевников в мире. Летом они спасаются от мух и комаров, населяющих тундру, к арктическим берегам. Зимой они возвращаются в тундру, преодолев почти 850 км с небольшим запасом.

Ненецкая культура дважды подвергалась угрозе в прошлом веке. Во-первых, она пострадала от советской политики коллективизации. Вплоть до советской эпохи ненцы поддерживали дружеские, но отдаленные отношения с русскими поселенцами, прибывшими в Сибирь примерно в XVI веке по царскому приказу. Мясо и шкуры северных оленей и меха песцов русские покупали у ненцев. На эти деньги пастухи купили у жителей деревни ружья, боеприпасы и несколько продуктов. Ненцы также торговали с китайцами, которые считали, что порошок из оленьих рогов является средством от проблем с мужской потенцией. Китайцы закупили у них тонны рогов, которые северные олени естественным образом сбрасывают зимой и отрастают весной. Все жили мирно, пока не пришел коммунизм. После создания Советского Союза коммунисты хотели, чтобы все его жители, включая русских, казахов, кыргызов, узбеков, татар и ненцев, одевались, говорили и думали одинаково. Они создали районы и вынудили значительное количество кочевых ненцев осесть на постоянное место жительства. Правительство отправило женщин в города, детей в школы для «промывания мозгов», а оленей сделали государственной собственностью. Некоторых мужчин оставили присматривать за стадами, а других отправили в армию или на фабрики.

Коммунисты добились больших успехов в уничтожении культурной самобытности многих этнических групп. Мужчины утратили свою традиционную роль в обществе и пристрастились к пьянству. Молодое поколение вскоре потеряло родной язык и ассимилировалось. Многие уникальные этнические группы превратились в неопознанное население, страдающее от алкоголя и безработицы. Они говорят, думают и пьют, как русские, и до сих пор восхищаются центральной властью, которая разрушила их культурную идентичность. Исключение составляют ямальские ненцы. Их население насчитывало около десяти тысяч, когда коммунисты захватили Российскую империю. Благодаря своей географической удаленности от цивилизации и стойкому мышлению ямальские ненцы сумели пережить Советский Союз. Коммунисту лишь бы приехать на их землю, чтобы сделать годовые отчеты и уйти поскорее из выметенной комарами тундры. Таким образом, ненцы пережили коллективизацию и сумели сохранить свою культуру даже в тяжелые дни сталинского правления.

Но одна лишь стойкость может не помочь ненцам после испытания, с которым они столкнулись сейчас. В конце 1970-х годов российские геологи обнаружили на полуострове Ямал, родине ненцев, одно из крупнейших в мире месторождений природного газа. Как будто этого было недостаточно, они также обнаружили там 300 миллионов тонн нефти. К счастью для оленеводов, 1970-е и 1980-е годы были сложным периодом для Советского Союза. Из-за финансовых проблем правительству не удалось запустить там какие-либо проекты. После распада Советского Союза при Борисе Ельцине была создана Российская Федерация. Переход от плановой экономики к экономике свободного рынка сильно ударил по стране на протяжении большей части XIX в.90-е. Только в 2000-х под руководством Путина Россия снова встала на ноги. Экономический рост в основном связан с отличной работой Газпрома, энергетической корпорации с контрольным пакетом акций. С 2012 года компания разрабатывает шахты, строит железнодорожные пути, прокладывает газопроводы, обустраивает порты и даже строит собственный флот ледокольных танкеров для транспортировки нефти по всему миру. В результате город Сабетта, крошечное поселение ненцев коммунистической эпохи, быстро расширяется. Несколько лет назад они отправили тысячи рабочих в Сабетту для развития завода «Ямал СПГ» и близлежащего порта Сабетта, способного обрабатывать до 30 миллионов тонн грузов в год.

Мой интерес к региону начался, когда я увидел, как Путин вручает призы оленеводам, приехавшим на ежегодный фестиваль оленей. Через два месяца я с группой хороших друзей поехал на Ямал в гости к оленеводам. В ходе поездки я узнал, что чем больше стартовало проектов на Ямале, тем больше развивалась инфраструктура в регионе, перекрывая традиционные пути миграции ненцев. Места поклонения их предков были либо огорожены, либо разрушены. Популяция рыб, которыми они питаются летом, в настоящее время сокращается. Их образ жизни, который они могли бы поддерживать благодаря изоляции от внешнего мира, идет на убыль. Я подумал про себя: «Как долго они смогут путешествовать на деревянных санях, когда каждую неделю на фабрики приезжает все больше рабочих?» Проблемы с алкоголем обостряются и среди мужчин-ненетов. Они больше не заинтересованы в том, чтобы переезжать каждые несколько дней, чтобы найти подходящее пастбище для своих оленей. У них есть шанс переехать в город и найти работу в энергетической отрасли.

Российское правительство делает все возможное, чтобы ненцы были счастливы. Они знают, что это принесет ужасную огласку, если отдельная культура, такая как ненецкая, в конечном итоге погибнет из-за нефтяной промышленности. Они признают, что нуждаются в хорошем освещении в прессе, чтобы привлечь иностранных инвесторов и отпугнуть активистов-экологов. Таким образом, администраторы принимают меры для сохранения их образа жизни, например, организуют ежегодный фестиваль оленеводов и раздают оленеводам спутниковые телефоны, по которым они могут вызвать вертолет в случае чрезвычайной ситуации. Даже прилежную молодежь бесплатно отправляют учиться в университет. Все эти меры требуют небольших денег по сравнению с доходом от 9В 2019 году на Ямале добыто 6 млрд тонн газа. В ближайшие годы «Газпром» рассчитывает производить там 360 млрд тонн ежегодно. Без сомнения, «Газпром» будет добывать все ресурсы полуострова в течение следующих ста лет. Но хватит ли сил ненцам сохранить свою культуру еще на столетие? Можно с уверенностью предположить, что правительство сделает все возможное, чтобы помочь им. Как говорится, в интересах властей, чтобы ненцы были счастливы и спокойны.

Утром Натена подошла к реке и сделала несколько шагов по замерзшей реке, чтобы проверить прочность ледяного покрова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *